Пенсии переселенцам в сентябре. Какие существуют в россии гранты для переселенцев из зоны ато на востоке украины. Государственная поддержка федеральных льготников


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

на тему: Финансовая политика Российской Федерации и основные направления её совершенствования на современном этапе

Введение

1. Теоретические основы финансовой политики государства

2.1. Финансовая политика РФ в современных условиях

3. Анализ и пути совершенствования финансовой политики России

3.2 Основные цели и задачи бюджетной политики на 2013-2015 годы

Список литературы

Введение

финансовый политика бюджетный

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.

Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.

Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии России трудно недооценить. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ.

На современном этапе развития Россия переживает большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Об этом говорит нынешнее состояние экономики страны.

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы выявить основные проблемы проведения финансовой политики, а затем на основе проведенного анализа состояния современной финансовой политики РФ внести некоторые предложения по преодолению проблем в данной области.

В процессе изучения данной проблемы, т.е. более рационального проведения финансовой политики, решаются следующие задачи:

1. Рассмотреть и определить содержание финансовой политики;

2. Выявить основные направления финансовой политики, проводимой в РФ в современных условиях;

3. Показать взаимодействие финансовой политики с денежно-кредитной и макроэкономической политиками;

4. На основе изученного материала провести анализ состояния финансовой политики РФ и определить основные направления по её совершенствованию на современном этапе;

5. Сделать выводы и внести предложения по совершенствованию современной финансовой политики России.

Предмет исследования данной курсовой работы - финансовая политика государства и, в частности, финансовая политика, проводимая в современной России.

Методом исследования является аналитический метод.

1.Теоретические основы финансовой политики государства

В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.

Финансовая политика - это совокупность мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их перераспределение и использование для выполнения государством его функций в любой области общественной деятельности: экономика, социальная сфера или международные отношения.

выработку научно обоснованных концепций развития финансов. Они формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;

определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;

осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Единство трех основных звеньев определяет содержание финансовой политики.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определённых экономической и социальной стратегией. В процессе её выработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что предопределяется подвижностью экономических условий, социальных факторов и т.д.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создаёт благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путём своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

Финансовая политика как специфическая область человеческой деятельности относится к категориям надстройки. Между нею и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, финансовая политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в выработке и проведении политики, последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, финансовая политика обладает определенной самостоятельностью; у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она оказывает обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится.

Мировой опыт хозяйствования свидетельствует о том, что общественный прогресс приводит к возрастанию степени воздействия политики на экономическую и духовную жизнь общества. Достигнутые масштабы хозяйственных комплексов, усложнение хозяйственных и региональных связей вызывают необходимость обеспечивать согласованное развитие всех отраслей народного хозяйства и регионов; всё большее значение в этой связи приобретает государственное финансовое регулирование. В приоритетной финансовой политике нуждаются отрасли, обеспечивающие научно-технический прогресс, научные исследования.

Усиление мощи государства позволяет ему концентрировать в своих руках большую массу финансовых ресурсов, что дает возможность активно воздействовать на экономическую конъюнктуру. Государство становится как бы дирижером огромного оркестра, в котором каждый хозяйствующий субъект играет свою роль.

В условиях возрастающего уровня развития производительных сил финансовые мероприятия во все большей степени направляются на социальные потребности, обеспечивая достижение более полного благосостояния всех членов общества.

Политические решения должны приниматься по законам экономической логики, на основе четкого расчета и предвидения последствий проведения, намеченных финансовых мероприятий, что позволит избежать частых, нередко непредсказуемых изменений в финансовой политике и создаст благоприятные условия для деятельности предприятий. В этой связи важно отметить огромное значение достаточного объема достоверной информации о протекающих в экономике и социальной сфере процессах, результатах проведения тех или иных мероприятий финансовой политики.

Финансовая политика должна преследовать цель повышения объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Рост финансовой отдачи - это как лакмусовая бумажка для проверки действенности финансовой политики.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий. Они должны учитывать специфику каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства. Прямая зависимость намеченных и осуществленных расходов от объема финансовых ресурсов является свидетельством элементарного финансового благоразумия и должна поддерживаться на всех уровнях хозяйствования. Несоблюдение этого важнейшего требования приводит к появлению и увеличению дефицита бюджета, государственного долга, инфляционным процессам.

Немаловажным требованием, предъявляемым к финансовой политике, является соблюдение комплексного подхода при ее выработке и проведении, т.е. согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы, путем их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определенного этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи между составными частями экономической политики - финансовой, кредитной, политики в области ценообразования, заработной платы.

Финансовая политика, являясь формой экономической политики, призвана присущими ей специфическими способами и методами содействовать достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой.

Министерство финансов России, на которое возложена разработка финансовой политики, разрабатывает несколько ее вариантов. Они подвергаются экспертной оценке. Наиболее оптимальный вариант представляется в Правительство для рассмотрения и одобрения.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. В процессе выработки финансовой политики определяются принципы построения финансового механизма, позволяющего наиболее успешно выполнить вышеперечисленные задачи.

Научно обоснованная финансовая политика при правильной и успешной ее реализации приносит положительные результаты. Ее значение заключается в том, что она может сопровождаться повышением уровня благосостояния народа.

Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства, повышению заинтересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов.

Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира, обеспечивая условия для осуществления совместных мероприятий. Развитие производительных сил, научно-технического прогресса в настоящее время достигло такого уровня, что выполнение отдельных программ непосильно одному государству. Поэтому страны сообща выполняют некоторые функции, что помогает экономить средства. Только международное сотрудничество способно обеспечить эффективную помощь развивающимся странам.

1.2 Роль финансового механизма в реализации финансовой политики

Для реализации финансовой политики, успешного ее проведения в жизнь используется финансовый механизм.

Финансовый механизм - это совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.

Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.

Структура финансового механизма довольно сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (элементов финансового механизма). Государство в лице его исполнительных и законодательных органов власти на основе тщательного изучения действия экономических законов, закономерностей развития финансов, задач экономической и финансовой политики устанавливает методы распределения общественного продукта, национального дохода, формы денежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяет принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов и т.д. Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление планирования и прогнозирования, нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и проч.), контроль за правильностью применения различных форм, видов и методов финансовых отношений.

В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений, финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, а также механизм функционирования государственных финансов. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья. Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов. В соответствии с территориальным делением можно выделить финансовый механизм федерации, субъектов, входящих в состав федерации, местных органов власти.

Сферы и звенья финансового механизма отличаются степенью сложности и разветвленности отдельных элементов. Сочетание элементов финансового механизма - форм, видов, методов организации финансовых отношений - образует «конструкцию финансового механизма», которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого его элемента, т.е. определения ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и прочее. Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее мобильной частью финансового механизма.

Деятельность государства в области финансов осуществляется по определенным правилам, с соблюдением установленных норм. Введение юридических норм в область финансов имеет большое значение для успешного проведения финансовой политики, четкого функционирования финансового механизма.

Государство, устанавливая способы организации финансовых отношений, закрепляет их в соответствующих актах, издает законы. Введение юридических норм позволяет установить единые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы общества, коллективов предприятий и отдельных граждан. Соблюдение правовых норм обеспечивает строгую финансовую дисциплину, позволяет проводить единую политику в области финансов.

Формируя финансовый механизм, государство стремится обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач.

1.3 Структура финансовой политики

В разработке финансовой политики участвуют законодательная и исполнительная ветви власти. В современной России, в силу особенностей ее конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе. При этом Правительство РФ, как часть исполнительной ветви власти, разрабатывает проекты законов, необходимых для реализации финансовой политики и вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. Если Госдума не принимает закон или принимает его с корректировками, искажающими или изменяющими основное содержание закона, и это не позволяет исполнительной ветви власти осуществлять финансовую политику в предполагаемом направлении, Правительство РФ должно либо добиться принятия нужного ему закона, либо уйти в отставку.

Финансовая политика включает в себя бюджетную, налоговую, денежную, кредитную, ценовую и таможенную политики. В сою очередь, финансовая политика государства является лишь средством осуществления его экономической и социальной политики, т.е. выполняет вспомогательную роль. Не надо забывать и другие направления государственной политики - национальное, геополитическое, военное. Совокупность этих пяти направлений и определяет финансовую политику, служащую основным инструментом проведения государственной политики. Финансовая политика Росси носит спонтанный характер и направлена на максимальную концентрацию денежных ресурсов в руках государства при постоянном сужен базы формирования доходной части бюджета.

Финансовая политика, как часть системы управления финансами, является прерогативой федеральных органов управления. На уровне субъектов Федерации возможности принятия решений ограничены, и функции органов власти субъектов Федерации в финансовой политике незначительны. Эти функции ограничиваются бюджетом и местными налогами. Руководители субъектов Федерации участвуют в выработке финансовой политики государства, как члены Совета Федерации, но это не расширяет их функции в принятии решений в данной области.

Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве. Бюджетная политика выражается в определении доли ВВП, концентрируемой в бюджете, во взаимоотношениях между федеральной властью и субъектами Федерации, в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в доле федерального бюджета из общей суммы консолидированного бюджета, в управлении государственным долгом, в определении путей покрытия дефицита бюджета и т.п.

В демократическом государстве бюджет - законодательно утверждаемый документ, в котором находит отражение движение денежных средств, сконцентрированных в руках государства с целью выполнения своих функций. Приоритетом в бюджетной политике является именно направление денежных ресурсов на достижение целей, определяющих политику государства. Если цели требуют больше средств, чем обеспечивает национальная экономика, государство прибегает к чрезвычайным способам формирования дополнительных доходов: внутренним и внешним кредитам, продаже национальных богатств, сдаче богатств и имущества в аренду и концессиям. Чрезвычайные меры пополнения доходной части бюджета могут привести к потери экономической независимости. Учитывая это, законодательная ветвь власти устанавливает пределы заимствования. В реальной действительности эти ограничения неэффективны, поскольку у Правительства РФ есть способы их преодоления. Так, допуск на рынок государственных казначейских обязательств и облигаций федерального займа иностранных капиталов привел к переводу внутреннего долга в разряд внешних долгов.

Именно деятельность Правительства РФ на рынке внешних заимствований привела к росту внешней задолженности России за период с 1992 по 1998гг более чем на 85 млрд.долларов. Негативные последствия такой бюджетной политики проявились в финансовом кризисе 17 августа 1998г. Ошибки бюджетной политики последних лет являются следствием текущего, а не стратегического планирования. Заимствования производились для решения сиюминутных проблем. Ресурсы бюджета не использовались для обновления технологий, структурной перестройки экономики. Все заимствования, как и собственные доходные источники, направлялись на «латание дыр» бюджета. Постоянный рост безработицы, неудержимая инфляция, рост доли теневой экономики (что приводит к снижению доходной базы бюджета), утечка капиталов из страны, бюджетный сепаратизм субъектов Федерации, привели к современному состоянию экономики.

Важнейшей частью финансовой политики является налоговая политика. Более чем за 500 лет современная финансовая наука четко определилась в отношении к налогам.

Без налогов государство не может существовать.

Налоговые изъятия имеют твердую тенденцию к росту.

Государственное регулирование экономики необходимо. Однако при суммарной величине изъятия чистого дохода выше 30 % экономический рост страны приостанавливается.

Налоговые льготы должны носить открытый характер и быть равными для всех субъектов воспроизводственного процесса.

Налоговая система должна быть простой, открытой и эффективной. Увеличений числа налогов, объектов обложения, введение многоступенчатых налогов приводит к росту недоимок и штрафов и, в конечном счете, к разрушению экономики путем ареста имущества, объявления неплательщика банкротом и т.д.

Косвенные налоги необходимо вводить для ограничения потребления товаров, вредных для здоровья, на предметы роскоши, иногда на импортные товары и услуги и в ряде специфических случаев.

Основной налоговой базой должны выступать налоги на доходы и имущество. Их следует строить на принципах пропорционального налогообложения.

Разработчики российской налоговой политики используют совершенно другие принципы, приведшие к разрушению экономики. Без резкого и принципиального изменения налоговой политики Россия не сможет восстановить свою экономику. Влияние налоговой политики на экономику страны проявляется непосредственно - высокий налоговый порог сужает инвестиционные возможности инвестиционного процесса, уменьшает уровень потребления в обществе, что снижает базу роста производственного сектора и сектора услуг.

Составными частями денежной политики являются эмиссионная политика и стабильность национальной валюты. Эмиссионная политика, кроме определения необходимого количества денег в обороте, имеет еще одно направление - увеличение доходов бюджета. Вторая составляющая требует особой осторожности, ибо при переходе определенных количественных границ денежная система подвержена инфляции, т.е. реальному обесценению доходов бюджета. Если по каким-то причинам государство не в состоянии регулировать свою денежную систему (как это произошло в России), то нарушается экономическая безопасность страны, поскольку национальная валюта не в состоянии противостоять экспансии более сильных валют, и национальные богатства могут быть утеряны.

Кредитная политика обеспечивает функционирование внутрихозяйственных расчетов и ссудного капитала. Ссудный капитал является важнейшим условием осуществления воспроизводственного процесса, обеспечивая возможность заимствований как для пополнения оборотных средств, так и для инвестиций. Кредитный сектор экономики служит и для выравнивания средней нормы прибыли. Величина процентной ставки может негативным образом сказаться на экономической активности в обществе. Так, действие высокой ставки рефинансирования Центрального Банка РФ (с июля 1998г-60 %) сказывается самым негативным образом, а именно: невозврат кредитов, рост цен на продукцию производственного сектора и сектора услуг; свертывание производства; сужение внутреннего потребительского рынка ввиду падения доходов субъектов воспроизводственного процесса.

Объяснения ЦБ РФ, что при помощи такой политики обеспечивается устойчивость рубля, не выдерживают критики, поскольку инфляция зависит от других факторов - от эмиссионной политики, соответствия товарной и денежной массы, от ценовой политики. Удешевление кредита приведет к оздоровлению производства, к повышению товарной массы, к снижению цен на товары и услуги и, как следствие, к росту доходов субъектов воспроизводственного процесса, к росту налогооблагаемой базы и, в конечном счете, к увеличению доходов бюджета. Пока же кредитная политика в Росси направлена лишь на сужение возможностей экономики к воспроизводству.

Ценовая политика государства выражается в корректировке цен и тарифов на монопольные товары и услуги. В монопольном владении государства сохранились недра, земля, водные пространства, железные дороги, электропередающие сети, нефте- и газопроводы. Рост цен на товары и услуги этих отраслей приводит к повышению цен во всех остальных секторах народного хозяйства.

Ценовая политика является важнейшим фактором регулирования экономики. От величины тарифов на транспорт и электроэнергию, а также цен на сырье фактически зависят цены на всю совокупность товаров и услуг. Эту возможность государство пока недостаточно использует для повышения потенциала отечественной экономики, делая неконкурентными отечественные товары и услуги.

Таможенную политику можно рассматривать как часть налоговой и ценовой политики, поскольку таможенные сборы и налоги оказывают прямое воздействие на цену товаров и услуг. В то же время таможенная политика имеет и свой специфический способ влияния на экономику страны, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг и сдерживая или поощряя экспорт товаров и услуг из страны.

Таможенная политика любой страны имеет действие бумеранга - введение ограничительных или поощрительных ставок обложения вызывает аналогичные ответные меры. Выбор направления таможенной политики должен соответствовать экономическому состоянию страны.

2. Оценка Финансовой политики государства на современном этапе

2.1 Финансовая политика РФ в современных условиях

Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии РФ трудно недооценить. От степени её рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ.

Новая финансовая стратегия разработана с учётом различных форм собственности, развития рыночных отношений, полноправного функционирования рынка товаров, рабочей силы, капиталов. Основными методами финансового воздействия на экономическую и социальную сферы общества выступают: налогообложение, маневрирование финансовыми ресурсами, финансирование, финансовый рынок и другие. Мировой опыт подтверждает гибкость и эффективность такой практики.

Финансовая политика нынешнего этапа развития разработана на основе требований финансовой стратегии и с учётом сложившихся экономических условий. Она предусматривает преодоление кризисного состояния, в котором находятся сегодня финансы.

Свидетельством кризиса в области финансов выступают огромный дефицит государственного бюджета; нарастающая эмиссия денег и сопутствующая ей инфляция; рост внутреннего и внешнего государственного долга; наличие большого количества убыточных и малорентабельных предприятий; значительные суммы непроизводительных расходов и потерь в хозяйстве; рост незавершённого строительства. Кризисные явления проявляются как в сфере государственных финансов, так и в сфере финансов предприятий и организаций.

Внутри финансовой политики различают такие достаточно самостоятельные направления, как антимонопольную, бюджетную, валютную, кредитную, налоговую, страховую и таможенную политику. При этом все они между собой взаимодействую: одна влияет на другую. И поэтому должны разрабатываться и осуществляться в тесной и непрерывной взаимосвязи между собой.

О необходимости проведения согласованной по всем направлениям политики может говорить хотя бы такой факт. Ежегодно бюджеты всех уровней лихорадит из-за больших неплановых расходов на ликвидацию последствий стихийных бедствий, но одновременно не принимается кардинальных решений по изменениям в страховой политике, которые могли бы и должны бы снять полностью или по крайней мере существенно смягчить пиковый, чрезвычайный и негативный характер внеплановых нагрузок на бюджетную политику.

Несогласованность антимонопольной и бюджетной политики ежегодно влечёт за собой принятие решений о повышении цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, которое приводит к тому, что в ходе реализации уже принятых бюджетов всех уровней появляются, во-первых, выпадающие доходы, а во-вторых, дополнительные расходы.

На уровне субъектов РФ финансовая политика также реально существует и имеет право на существование. Её специфика заключается, во-первых, в большей степени зависимости от решений, принимаемых федеральным центром, во-вторых, в значительном ограничении возможностей её проведения во многих её составляющих (кредитной, налоговой и страховой) и практически в полном отсутствии возможностей влиять на антимонопольную, валютную и таможенную политики, в-третьих, в меньших масштабах, стоящих перед регионами задач, и в большем ограничении величины ресурсов для их решения, чем в целом на уровне государства, в-четвёртых, в реальной приближённости к решению насущных конкретных потребностей людей, то есть в значительной «приземлённости» целей и задач такой политики.

Российская Федерация, как и большинство её субъектов, обладает одними из крупнейших в мире производительными силами, включая людской потенциал, находящий далеко не полное полезное применение, производственные мощности предприятий, загруженные лишь частично; огромными запасами разведанных полезных полезных ископаемых и лесов, используемых в значительной мере неэффективно (вывоз на экспорт в необработанном виде, некомплексное освоение месторождений и т.д.). Неполное использование возможностей имеет, конечно, много причин, в том числе, по нашему мнению, одной из главных является отсутствие необходимых денежных средств, необходимых для переобучения людей, технического перевооружения предприятий, освоения выпуска новой продукции, создания новых мощностей по более комплексному освоению и более полному использованию сырья.

В то же время по официальной оценке значительные финансовые ресурсы ежегодно вывозятся за пределы страны и оседают в зарубежных банках. Этот негативный процесс является результатом влияния различных факторов. Одним из решающих, по нашему мнению, является отсутствие согласованности в банковской, налоговой, таможенной и фондовой политиках.

Развитие финансовой инфраструктуры осуществляется последние десять лет, в основном, без какого-либо конкретного плана.

В работе Министерства финансов РФ сложилась уникальная, на наш взгляд, ситуация, связанная с созданием внутриведомственных барьеров. На территории каждого субъекта РФ, кроме регионального финансового органа республики, края и области, в качестве автономных органов управления также существуют следующие структурные подразделения Минфина РФ: Управление федерального казначейства, Контрольно-ревизионное управление, Представительство департамента страхового надзора. Всем им для принятия какого-либо совместного решения сложного комплексного вопроса необходимо «выходить» на свои департаменты в Минфине РФ, там между ними всё «утрясать», принимать общее для всех решение, а уже затем реализовывать. На практике же мы не знаем даже о попытках совместных действий этих территориальных органов. Фактически они действуют каждое самостоятельно, что, безусловно, ведёт к падению конечных результатов финансовой политики как на уровне регионов, так и в целом государства.

2.2 Цели и задачи современной финансовой политики

Финансовая политика предполагает разработку некоего плана, наличие конкретных ресурсов для его осуществления, а также последовательности разумных действий на основе данного плана и имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей и задач.

Уточним понятие цели в финансовой политике. При этом нередко под ней подразумевают различные аспекты её самой. Например, укрепление национальной валюты - рубля по отношению к доллару США или проведение налоговой реформы и т.д. и т.п. по нашему мнению, эти конкретные задачи, конечно, важны, но не могут служить целью, а являются лишь её составными частями или её путями. Действительно, разве разработка единой финансовой политики, совершенствование бюджетной системы и другие моменты финансовой работы, при всей их значимости, не должны предполагать каких-то конкретных ориентиров? Ведь не могут же они быть самоцелью: процесс ради процесса?

Прежде всего, по нашему мнению, такая цель должна быть единой для всех уровней власти (федерального, регионального и местного), для всех субъектов РФ. Тогда в качестве такой цели могут быть только общие интересы всего населения - повышение благосостояния каждого человека.

При этом на различных этапах развития экономики и в отдельных регионах может сложиться ситуация, когда цель финансовой политики временно будет состоять в сохранении уже достигнутого реального уровня доходов.

Целью финансовой политики государства (и субъекта РФ в частности) должно быть увеличение или сохранение уровня реальных доходов на душу населения и на этой основе обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране, в том числе и на уровне каждого региона.

Следует особо подчеркнуть, что формирование целей - это также управляемый (регулируемый) процесс. Например, в настоящее время реальный рост доходов населения пока не приводит к качественным изменениям в целенаправленности его расходов. Возможные усилия государства в этом деле, и следовательно, целей финансовой политики способствовали бы значительному притоку средства населения в качестве инвестиций в развитие реального сектора экономики - в сферу строительства и в сферу промышленности строительных материалов. И далее повлекло бы за собой развитие других отраслей экономики. В конечном счёте, всё это привело бы к увеличению доходов предприятий, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и, следовательно, к росту потенциала самой финансовой политики.

Очень важно разобраться с тем, от чего зависит реализация намеченных планов, что является ресурсами финансовой политики. Считать, что в их качестве выступают только поступившие в казну налоги и сборы было бы не совсем правильным. Ведь в случае наличия запасов разведанных природных ресурсов, развитого промышленного производства и других благоприятных факторов возможно привлечь дополнительны финансы в виде банковских кредитов, облигационных займов и других заёмных средств. Кроме того, большое значение имеет наличие соответствующей финансовой инфраструктуры (банков, страховых компаний и т.д.), без этого средства могут поступить лишь в виде наличных денег, что, конечно же, при прочих условиях намного снижает его потенциал.

Ресурсами финансовой политики являются, во-первых, величина развития производительных сил, во-вторых, величина собственного финансового капитала и, в-третьих, степень развития финансовой инфраструктуры.

Взаимодействие в процессе производства этих трёх составляющих и образует все основные финансовые потоки.

Развитие финансовой инфраструктуры имеет не менее важное значение, чем рост финансового капитала. Без неё денежные средства будут, по-прежнему концентрироваться в основном в Москве и частичной в десятке крупнейших городов России.

Ещё одним значительным дополнительным ресурсом финансовой политики является более рациональное использование всех средств, в том числе тех, которые в настоящее время направляются не по целевому назначению или остаются по различным причинам не собранными у налогоплательщиков. Привлечение этого значительно резерва в основном зависит от повышения эффективности работы всех бюджетополучателей, финансовых органов, Главного управления федерального казначейства, Департамента государственного финансового контроля и Департамента организации аудиторской деятельности Минфина РФ, Министерства налогов и сборов РФ, а также их территориальных органов, от их слаженности и согласованности в работе.

Все эти вышеперечисленные ресурсы и являются реальной базой проведения финансовой политики субъекта РФ. В то же время существует и обратная связь: реализация рациональной финансовой политики ведёт, по нашему мнению, к увеличению ресурсов этой политики.

После того, как определены цели и задачи финансовой политики, а также имеющиеся для их достижения ресурсы необходимо выбрать наиболее рациональные пути их достижения при данных возможностях. В этой связи нередко понимают лишь разработку бюджета, его принятие и реализацию. В дополнение к этому предусматриваются лишь частичные изменения валютной, налоговой и таможенной политик. Никогда не приходилось встречать в этой связи серьёзных проработок совершенствования политики в области монопольной, банковской, страховой и фондовой сфер. Последние реализуются как бы сами по себе, то есть фактически независимо друг от друга. Думается, что такая практика снижает эффективность проведения единой финансовой политики и нуждается в серьёзной корректировке.

2.3 Взаимодействие финансовой и денежно-кредитной политики

В решении задач ускоренного экономического роста, реализации социальных программ на основе стабильной денежной единицы взаимодействие между денежно-кредитной и финансовой политикой имеет важнейшее значение. Будучи органической частью экономической политики, денежно-кредитная и финансовая политика обеспечивают развитие национальной экономики как единой системы.

Финансовая политика, обслуживая стадию распределения общественного продукта, тесно связана с бюджетным механизмом, формированием доходов государственных субъектов, регулированием минимального уровня оплаты труда, налогообложением юридических и физических лиц.

Денежно-кредитная политика акцентирует своё внимание на процессах перераспределения общественных благ, регулировании денежного оборота в наличной и безналичной форме, эмитировании платёжных средств, достаточных для совершения кругооборота и оборота капиталов.

Наиболее ярко взаимодействие банковской и финансовой систем проявляется на макроуровне в сфере денежного оборота, в сфере пополнения каналов денежной массы. Многое здесь зависит от отлаженности финансово-кредитного механизма, от отлаженности финансово-кредитного механизма, от той модели развития, которая принята в обществе.

Существенную роль в эффективном функционировании экономических субъектов играет не только денежно-кредитная политика банков, но и деятельность других экономических институтов, их финансовая политика.

Особенность российского финансового рынка состоит в том, что по своим масштабам он далеко отстаёт от объёмов банковского обслуживания. Специфика его проявляется и в том, что на российском финансовом рынке доминирует главным образом федеральное правительство. В силу относительно более высоких темпов роста государственных и корпоративных позаимствований доля муниципальных облигаций, к сожалению, не растёт, а снижается.

В контексте взаимодействия финансовой и денежно-кредитной политики особое значение имеет взаимодействие со страхованием. Известно, что интеграция банков с банковскими организациями, в том числе с субъектами страхового бизнеса выражает одну из тенденций развития мировой банковской системы. Объединение капиталов банков и страховых компаний, создание банковских групп позволяет расширить перечень услуг, диверсифицировать инвестиции, вовлечь «длинные» ресурсы страховых компаний в орбиту банковских операций, в какой-то степени это позволяет расширить и проблемы капитализации банковской системы.

Полагаем, что на базе взаимодействия производственных, финансовых и денежно-кредитных факторов российская экономика может успешнее решить стоящие перед ней задачи.

2.4 Взаимодействие макроэкономической и финансовой политик

Взаимодействие макроэкономической и финансовой политик находится в центре дискуссий учёных экономистов, политиков и практических работников органов управления всех уровней. Особую значимость она приобрела после широкомасштабных финансовых кризисов в Аргентине, Южной Корее, Юго-Восточной Азии, России, которые показали, насколько тесно взаимодействуют экономическая и финансовая системы и какое сильное влияние оказывают друг на друга.

Отсюда следует, что нельзя проводить макроэкономическую политику отдельно от финансовой. Особенно это касается финансовой политики государства, обуславливающей развитие экономики не только отдельно взятой страны, но, в условиях глобализации, определяющей развитие экономических и финансовых систем регионов и всей мировой экономики в целом. Государство активно вмешивается в рыночные процессы посредством инструментов макроэкономической, финансовой, денежной и кредитной политики.

Интеграционные процессы во всех регионах мира свидетельствуют о повышении роли государственных финансов, как основного института, обеспечивающего здоровое и гармоничное развитие индустриально развитых стран, стран с переходной экономикой и развивающихся стран.

Поэтому Международный институт государственных финансов свой 67-й конгресс, который состоялся в августе 2012 года в США, посвятил проблемам и перспективам взаимодействия макроэкономической и финансовой политик. В работе конгресса приняли участие около 400 человек.

В докладах, заслушанных на пленарных заседаниях, известные учёные проанализировали перспективы развития мировой экономики на ближайшие 10-15 лет. А в некоторых докладах анализ затрагивал период до 2050 года.

Представители России тоже участвовали в работе этого конгресса. Так, учёные из Академии бюджета и казначейства Минфина России Ильин В.В. и Ермилов В.Г. представили доклад на тему «Воздействие государственных расходов на экономический рост в Российской Федерации».

В своей работе они проанализировали постепенный сдвиг официальной политики в России от управления доходами в сторону управления государственными расходами. В начале 1990-х годов политическое руководство и финансовые власти чрезмерно оптимистично относились к доходам. Неудивительно, что в 1992-1993 гг. в стране существовало более 100 налогов, в том числе и НДС. Это было сделано вопреки рекомендациям со стороны известных зарубежных экономистов, что внедрение в России налоговых систем развитых стран приведёт к негативным результатам. Практическое функционирование налоговой системы в дальнейшем полностью подтвердила это положение: налоговая система стала чрезмерно сложной, налоговое администрирование неэффективным, незаконное уклонение от налогов стало нормой.

В работе показано, что начиная с 2006 года в стране реализовывается новая концепция управления государственными финансами. В центре этой концепции лежит механизм управления государственными расходными программами. Политическое руководство поняло, что государственные расходы обеспечивают экономический рост.

В работе обосновывается положение о том, что не реалистичные подходы к капитальным расходам вызвали значительное сокращение темпов прироста ВВП. Более того, это ставит под угрозу стратегическую задачу удвоения ВВП к 2010 году. В связи с этим учёные делают вывод, что макроэкономическая и финансовая политики должны дополнять друг друга, а не считаться полностью самостоятельными инструментами государственного регулирования смешанной экономики.

2.5 Роль финансов в решении проблем социального развития России

К решению задачи усиления финансового воздействия на социальную экономику и социальную сферу в настоящее время подходят с точки зрения решения сложившихся в данный момент времени проблем, без оценки последствий принимаемых решений и определения стратегических задач в области управления финансами.

Одним из основных условий обеспечения устойчивых темпов экономического развития является социальная стабильность, кроме того, успех любых проводимых государством реформ измеряется общим повышением уровня реальных доходов населения, доступностью для широких слоёв населения услуг социального характера.

В Российской Федерации существует значительная дифференциация доходов населения в отраслевом и территориальном разрезах, а также в рамках отдельных социальных групп, что не соответствует принципам макроэкономической сбалансированности, а также задачам экономического роста.

К сожалению, в России отсутствует системный подход к организации социальной защиты, актуальной остаётся задача определения ключевых целей социальной защиты, в том числе определения уровня социальных гарантий, решение вопроса об их связи с заработной платой и прожиточным минимумом.

Опыт организации социальной защиты в РФ свидетельствует, что даже в пределах выделяемых из бюджетов разного уровня бюджетной системы страны и бюджетов государственных внебюджетных фондов средств не обеспечивается их доведение в полном объёме до населения, особенно в условиях смешения страховых и бюджетных механизмов в рамках функционирования государственных внебюджетных фондов.

Важным условием повышения эффективности расходов органов государственной власти и местного самоуправления, связанных с социальными трансфертами населению, являются:

чёткое разграничение функций участников процесса управления государственными ресурсами выделяемыми для социального обеспечения населения;

соответствие этих функций задачам и полномочиям данных участников.

Современные социальные стандарты должны разрабатываться не минимальными, а с учётом потребления социальных благ обыкновенным человеком со средним финансовым достатком и перспективой на потребительскую платёжеспособность среднего класса как основной по численности группы населения страны.

Социальная политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, сферу финансовой помощи отдельным социальным группам населения.

Частью социальной политики, меры которой непосредственно направлены на реализацию социальных гарантий населения, является социальная защита. Социальная защита входит в контекст социальной политики, включая в себя социальное обеспечение и социальное страхование, а также нематериальные формы социальных гарантий, предоставляемых в результате законодательного процесса.

Оказание государственной социальной поддержки реализуется в следующих двух основных формах:

денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);

натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и т.д.).

Органы местного самоуправления осуществляют оказание государственной социальной поддержки в пределах передаваемых им органами государственной власти для этих целей полномочий вместе с материальными и финансовыми ресурсами.

Вся система социальной поддержки населения охватывает несколько подсистем, в их числе: домашние хозяйства; бюджетная система; внебюджетные фонды; система органов государственной (муниципальной) власти и управления; система налогообложения; частные организации-работодатели; индивидуальные меценаты-благотворители. В процессе реализации мероприятий социальной поддержки названные подсистемы взаимодействуют через взаимопроникновение денежных средств. Эффективность их взаимодействия предопределяет результативность соответствующих расходов и фактической социальной направленности финансовой политики в целом.

3. Анализ и пути совершенствования финансовой политики России.

3.1 Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов

В основу бюджетной политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 годах (далее - Бюджетное послание).

В 2011 году валовой внутренний продукт России в реальном выражении вырос на 4,3% к предыдущему году, достигнув номинального объема в 54 586 млрд. рублей. В 2011 году по объему реального ВВП российская экономика вернулась на докризисный уровень. В январе-апреле 2012 года, по оценке Минэкономразвития России, прирост ВВП составил 4,6% к январю-апрелю 2011 года. В последующие месяцы 2012 года ожидается замедление темпов экономического роста, что приведет к приросту экономики по итогам 2012 года на 3,4%. В последующие годы по прогнозу предполагается ускорение темпов роста: с 3,8% в 2013 году до 4,7% в 2015 году. В значительной степени ускорение темпов роста в 2015 году будет связано с высокими ожидаемыми темпами роста инвестиционного спроса.

Инвестиции в основной капитал в 2011 году увеличились на 8,3 процента. Росту инвестиций в основной капитал способствовал рост кредитования реального сектора экономики. Прирост кредитов, предоставленных нефинансовым организациям, по итогам 2011 года составил 26,0 процентов. Активы банковского сектора по итогам 2011 года увеличились на 23,1 процента.

В январе-апреле 2012 года инвестиции в основной капитал выросли на 13,8 процентов. Однако в дальнейшем ожидается замедление роста в связи с высокой базой второй половины 2011 года. По итогам 2012 года ожидается прирост данного показателя на уровне 6,6 процентов. Прогнозируется, что прирост инвестиций в основной капитал вырастет с 6,4% в 2013 году до 7,8% в 2015 году.

Прирост объема платных услуг населению в 2011 году составил 3 процента. В 2011 году основной объем платных услуг населению пришелся на транспортные услуги, коммунальные услуги, услуги связи. В январе-апреле 2012 года объем платных услуг населению вырос на 4,3%, а по итогам 2012 года ожидается прирост 5 процентов. Прогнозируется, что объема платных услуг вырастет с 5,5% в 2013 году до 6,3% в 2015 году.

В основу формирования бюджета легли макроэкономические показатели, в целом характеризующие ожидаемый рост российской экономики (таблица 1.1).

Таблица 1.1

Основные показатели прогноза социально-экономического развития, использованные для формирования федерального бюджета

Показатель

закон с учетом изменений

прирост к преды-дущему году

прирост к преды-дущему году

прирост к преды-дущему году

прирост к преды-дущему году

Объем ВВП

млрд. рублей

Курс доллара США (среднегодовой)

руб. за долл. США

Инфляция (ИПЦ),

% к декаб-рю предыдущего года

Цена на нефть марки «Юралс»

долл./ барр.

Цена на газ (среднеконтракт-ные, включая страны СНГ)

долл./ тыс.

Подобные документы

    Аспекты формирования бюджетной политики на современном этапе развития. Задачи и функции бюджетной политики. Анализ современной бюджетной политики Российской Федерации в области доходов. Основные направления совершенствования бюджетной политики России.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2010

    Экономическое содержание финансовой политики государства. Сущность, цели и направления финансовой политики Российской Федерации. Характеристика финансовой политики государства: налоговой, бюджетной, таможенной, денежно-кредитной, перспективы на будущее.

    презентация , добавлен 06.06.2010

    Основные цели и задачи бюджетной политики в эпоху кризиса. Особенности денежно-кредитной политики Банка России. Направления налоговой политики. Современная российская инвестиционная политика. Проблема привлечения инвестиций в российскую экономику.

    контрольная работа , добавлен 15.04.2010

    курсовая работа , добавлен 15.06.2011

    Элементы финансовой политики, ее цели и задачи. Функции институтов исполнительной и законодательной властей в сфере финансов России. Эволюция финансовой политики России. Основные направления бюджетной политики на 2011 г. и плановый период 2012-2013 гг.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2011

    курсовая работа , добавлен 08.08.2013

    курсовая работа , добавлен 09.06.2010

    Цели и задачи финансовой политики государства; ее типы - классический, планово-директивный и регулирующий. Оценка современного состояния и пути совершенствования бюджетной, налоговой, таможенной и денежно-кредитной политики Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2011

    Понятие денежно-кредитной политики, ее цели, типы и методы государственного регулирования. Анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе, пути ее совершенствования. Основные носители современной денежно-кредитной политики.

    курсовая работа , добавлен 22.09.2013

    Цели, объекты и методы денежно-кредитного регулирования. Роль Центрального Банка РФ в проведении денежно-кредитной политики. Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБР. Особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе.

Наиболее распространенной классификацией направлений финансовой политики является ее подразделение в соответствии со структурой финансовой системы. Так, выделяют бюджетную (в том числе политику в области доходов и расходов), самостоятельное место занимает налоговая политика, денежно-кредитная, государственная долговая, политика в области государственного страхования, валютная политика. Возможны и иные варианты классификационного ряда финансово-правовой политики.

Финансовая политика включает следующие направления :

Налоговую политику;

Бюджетную политику;

Денежно-кредитную политику;

Ценообразование;

Инвестиционную политику;

Социальную политику.

Ценообразование основано на либерализации цен, т. е. основой является существование свободных (договорных) цен. Но наряду с ними существуют также регулируемые цены (на энергоносители), а также предельно допустимые (на отдельные виды продуктов питания).

Денежно-кредитная политика - совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса; служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства.

Регулирование денежного обращения в РФ осуществляется как экономическими, так и административными мерами. Ежегодно ЦБ РФ совместно с Правительством РФ определяет основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и конкретные меры по поддержанию покупательной способности рубля и его валютного курса. Главные цели денежно-кредитной политики : борьба с инфляцией, поддержание курса внутренней валюты по отношению к ведущим валютам мира, поддержание положительного платежного баланса страны.

Денежно-кредитная политика Банка России разрабатывается в соответствии с целями макроэкономической политики на планируемый период, т.е. на предстоящие три года.

В процессе реализации денежно-кредитной политики ЦБ РФ постоянно контролирует величину и структуру денежной массы в обращении, изучает состояние денежного обращения и совершенствует его организацию. Он располагает целой системой экономических и административных мер по регулированию денежной массы в обращении. В зависимости от характера влияния на объекты регулирования можно выделить следующие методы (наборы инструментов) денежно-кредитного регулирования: административные (прямые), экономические (косвенные), смешанные.

Административные методы государственного регулирования основаны на установлении государством или его органом для субъектов денежно-кредитных отношений обязательных к исполнению норм и нормативов (введение предельной величины расчетов наличными деньгами между юридическими лицами или ежеквартальные определения для юридических лиц предельной величины (лимита) кассовых остатков на конец рабочего дня).



В условиях рыночной экономики более приемлемо применение экономических (косвенных) методов государственного регулирования денежного обращения. Примером экономических методов регулирования в сфере денежного оборота может служить то, что использование безналичных расчетов дешевле, чем расчеты наличными деньгами. И это стимулирует предприятия и организации применять в расчетах между собой систему безналичных платежей.

Сочетание административных и экономических методов (смешанное регулирование ) часто применяется в процессах интервального регулирования, т.е. тогда, когда регулируемый параметр сверху или снизу ограничивается нормативно, а за пределом ограничений действуют те или иные стимулы в зависимости от цели и задач регулирования.

Основные инструменты денежно-кредитного регулирования Банка России:

1) процентные ставки по операциям Банка России - используется для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления национальной валюты. ЦБ РФ может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России - это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении. Сущность этой политики заключается в установлении ЦБ РФ норм обязательных минимальных резервов кредитным институтам в виде определенного процента от суммы их депозитов. При этом обязательные минимальные резервы хранятся на беспроцентном счете в ЦБ РФ. После финансового кризиса в России средства, накопленные в фондах обязательного резервирования, использовались для помощи отдельным банкам и санации банковской системы в целом.

Политика Центрального банка РФ по этому вопросу направлена на приближение норм резервирования к общемировым стандартам. Однако снижение норм обязательных резервов по срочным вкладам возможно в условиях расширения активности коммерческих банков в области долгосрочного кредита и уменьшения рискованности банковского кредитования;

3) операции на открытом рынке. Эти операции предполагают, с одной стороны, покупку и продажу государственных облигаций ЦБ РФ, а с другой стороны - коммерческими банками, финансовыми компаниями и населением. Особенность операций на открытом рынке заключается в том, что они проводятся не по рыночным процентным ставкам, а по заранее установленному курсу. Процентные же ставки устанавливаются ЦБ РФ дифференцировано, в зависимости от срочности государственных ценных бумаг.

Изменяя процентные ставки на открытом рынке, ЦБ РФ создает выгодные условия кредитным институтам по покупке или продаже государственных ценных бумаг для повышения своей ликвидности;

4) рефинансирование банков;

5) валютное регулирование;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения - установление для коммерческих банков лимитов на рефинансирование банков, на проведение кредитными организациями отдельных банковских операций, на выдачу отдельных видов кредита, например на выдачу потребительского кредита, кредита биржевым спекулянтам. В некоторых странах для коммерческих банков устанавливаются предельные нормы годового прироста банковского кредита. Такие ограничения могут устанавливать Центральный банк и соответствующие правительственные органы.

Валютная политика - совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютно-экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими задачами страны.

Бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в послекризисный период. Консервативная бюджетная политика предусматривает сдерживание государственных расходов, но не в ущерб стратегическим целям развития. В среднесрочной перспективе вводятся ограничения бюджетных расходов по конкретным направлениям государственной политики, чтобы ответственные министерства были заинтересованы в росте эффективности расходов, а не в их наращивании. Цель бюджетной политики - не только сократить расходы бюджета, но и создать действенный инструмент выхода из кризиса и поддержки производства и населения.

Серьезный потенциал повышения эффективности механизмов бюджетной политики заложен в совершенствовании механизмов государственных закупок, которые должны преимущественно размещаться среди российских товаропроизводителей.

Налоговая политика является частью финансовой политики любого государства и оказывает колоссальное воздействие на экономику.

Налоговая политика России в 90-е гг. прошлого столетия являлась довольно пассивным инструментом мобилизации доходов в бюджет страны. Игнорирование роли налогов как одного из важнейших рычагов управления экономикой привело к тому, что на протяжении всего периода реформ российская экономика функционировала в условиях высокого фискального бремени. Это привело к нестабильности всей хозяйственной системы и к криминализации экономики, что в конечном итоге сказалось на снижении конкурентоспособности страны. Реформирование налоговой системы, начавшееся в 1999 г., было вызвано в том числе необходимостью активизации налоговых инструментов в процессе экономического развития страны.

Одним из звеньев налоговой политики является определение основных направлений использования налогов на перспективу и текущий период, с учетом путей достижения поставленных финансовой политикой целей, международных факторов и возможностей роста финансовых ресурсов.

Налоговая политика предусматривает тенденцию переложения налогового бремени с юридических лиц на физические лица. Основными задачами современной налоговой политики являются: выравнивание налогового бремени, упрощение налоговой системы и совершенствование налогового администрирования. Упрощение налоговой системы предусматривается посредством установления закрытого списка налогов и сборов, единой ставки подоходного налога, отмены значительного числа второстепенных налогов. Улучшение налогового администрирования должно быть основано на сокращение возможностей для произвольных действий налоговых органов при одновременном повышении ответственности «недобросовестных» налогоплательщиков, создании и развитии единой системы налогоплательщиков, развитии информационных технологий.

Сегодня вместе с набирающим темпы процессом глобализации возрастает налоговая конкуренция между странами в борьбе за капитальные инвестиции. Страны вынуждены проводить налоговую политику, максимально способствующую привлечению инвестиций и повышению конкурентоспособности национальной экономики. Более того, именно активная позиция государства в сфере налоговой конкуренции является одним из факторов долгосрочного экономического роста.

Налоговая политика наряду с таможенно-тарифным регулированием, планированием и тарифным регулированием естественных монополий выступает инструментом экономического регулирования.

Налоговая конкуренция имеет следующие положительные результаты:

Закрепление в национальном законодательстве принципа территориального налогообложения (т.е. налогообложение только тех доходов, которые заработаны в рамках национальных границ);

Ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь.

Концепция международной налоговой конкуренции противоположна концепции международной налоговой гармонизации. Процесс гармонизации налогового законодательства должен привести к установлению сходных правил налогообложения на территориях всех государств, входящих в то или иное международное сообщество. Согласованные действия государств по осуществлению налоговой политики и реформированию национального налогового законодательства составляют существо гармонизации налогообложения. Ее основная цель - устранение различий в налоговом законодательстве государств, препятствующих экономической интеграции.

Совокупная налоговая нагрузка является основным критерием, определяющим конкурентоспособность налоговой системы. При этом совокупная налоговая нагрузка складывается из номинального налогового бремени и издержек налогоплательщика, связанных с налоговым администрированием. В последнее время внесены изменения в налоговое законодательство, направленные на снижение номинальной налоговой нагрузки. Номинальное налоговое бремя в России в целом сопоставимо с общеевропейским уровнем. В частности, эффективная налоговая нагрузка на потребление в России та же, что и в развитых странах, и ниже, чем в странах с переходной экономикой; нагрузка на капитал более или менее сопоставима с тем же показателем, рассчитанным по странам с переходной и с развитой экономикой; налоговая нагрузка на труд в России практически в два раза ниже, чем в странах с переходной и развитой экономикой. Однако остаются проблемы, связанные с издержками налогоплательщика, связанные с процедурами налогового контроля и особенностями правоприменительной практики. Именно эти причины приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки и к попыткам ее минимизации за счет уклонения от уплаты налогов. Поэтому Россия по-прежнему остается малопривлекательной страной для иностранных инвестиций.

Основные направления налоговой политики России последних лет имели целью совершенствование налогового администрирования.

Вопросы для самоконтроля:

2. В чем значение и задачи финансовой политики?

3. Дайте понятие финансовой стратегии и тактики.

4. В чем заключается функциональный, целевой и территориальный аспекты финансовой политики?

5. Какова взаимосвязь финансовой политики и экономики?

6. Как происходит усиление влияния финансовой политики на экономическую и социальную жизнь общества?

7. В чем заключается научный подход к выработке финансовой политики? Каковы его основные требования?

8. Приведите понятие результативности финансовой политики.

9. Каковы факторы, влияющие на результативность финансовой политики?

10. Каковы показатели эффективности финансовой политики?

11. Каковы условия, необходимые для успешной реализации финансовой политики?

12. Раскройте связь финансовой политики и права.

13. В чем значение нормативно- правовой базы для обеспечения эффективной финансовой политики?

14. Каковы правовые акты в области финансов? В чем заключается необходимость их совершенствования?

15. Охарактеризуйте финансовую политику России на современном этапе развития.

16. Раскройте основные направления финансовой политики России.

17. В чем особенности политики налогообложения России на современном этапе?

18. В чем особенности политики денежного обращения России на современном этапе?

19. В чем особенности политики ценообразования России на современном этапе?

20. В чем особенности таможенной политики России на современном этапе?

21. В чем особенности политики бюджетного финансирования России на современном этапе?

22. В чем недостатки финансовой политики?

23. Каковы стратегия и тактика финансовой политики в условиях рынка?

24. Раскройте финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики.

25. Дайте понятие финансового механизма.

26. Приведите структуру финансового механизма.

27. Каковы требования, предъявляемые к финансовому механизму?

28. Как изменяется финансовый механизм под воздействием изменения условий хозяйствования?

29. Раскройте направления совершенствования финансового механизма в современных условиях.

Глава 3.3. Финансовая политика

Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства. В разработке финансовой политики участвуют законодательная и исполнительная ветви власти. В современной России, в силу особенности её конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе.

Финансовая политика - это комплекс мероприятий государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства.

В разработке государственной финансовой политики в России участвуют все ветви государственной власти, но приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу.

В зависимости от длительности периода решения поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. В качестве важнейших направлений финансовой политики выступают бюджетная, налоговая, денежно-кредитная, валютная и инвестиционная политика.

Основной целью финансовой политики является создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения. Для достижения этой цели финансовая политика решает следующие задачи: обеспечение условий для роста объема финансовых ресурсов; обеспечение рационального распределения и эффективного использования финансовых ресурсов; разработка финансового механизма, способствующего достижению поставленной цели.

Государство является главным субъектом проведения финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу и определяет тактику действия на предстоящий период.

Финансовая политика государства призвана обеспечивать нормальное функционирование финансовой системы общества и на этой основе эффективно осуществлять свои функции – экономические, социальные, экологические, оборонные и др. Следовательно, финансовая политика является частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов. В то же время финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности.


В основу осуществления финансовой политики положен ряд общих и частных (специфических) принципов.

К общим принципам обеспечения эффективной финансовой политики относятся:

· учет действия объективных экономических законов;

· учет конкретных исторических условий;

· учет собственного опыта прошлых лет и мирового опыта.

К частным (специфическим) принципам можно отнести следующие:

· сбалансированность доходов и расходов во всех звеньях финансовой системы;

· концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития;

· обеспечение рационального построения финансового механизма.

Главной целью финансовой политики является создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышение уровня и качества жизни населения.

Приоритетами финансовой политики можно назвать:

· снижение социальной напряженности;

· оздоровление государственных финансов;

· восстановление нормального функционирования банковской сферы;

· достижение сбалансированности товарных и денежных потоков;

· повышение финансово ―экономической самостоятельности регионов в рамках единого федерального государства;

· создание для регионов равных условий в бюджетно-налоговой сфере;

· искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.

Финансовая политика включает три основных звена.


В условиях рынка, как принято считать, государственная финансовая политикаимеет три основных направления:
1) совершенствование размещения ресурсов производства товаров и услуг;
2) перераспределение (безвозмездное) определенной части доходов и материальных благ между группами населения под влиянием существующих в данной стране традиций и сформировавшегося общественного мнения;
3) разнообразные меры, направленные на обеспечение устойчивого экономического роста в стране и на прогрессивные изменения в структуре экономики.
За каждым из указанных трех направлений государственной финансовой политики должна быть система конкретных мер.
Так, деятельность государства призвана скорректировать недостатки рыночного механизма как экономической базы общества, и обеспечить его более эффективную работу, лучшее размещение ресурсов между всеми производящими структурами общества, включая корректировку «дефектов» рынка и определение более эффективного сочетания деятельности частного и общественного секторов. Это составляет важнейшую функцию государства и непосредственно связано с использованием государственных финансовых фондов.
Другим важным направлением деятельности государства по регулированию рынка, связанным напрямую с расходованием государственных финансовых ресурсов, является перераспределение доходов между членами общества. С целью снижения социальной напряженности и уровня конфликтности в обществе государство должно большое внимание уделять конечному распределению доходов, а значит, и всех потребительских благ. Рыночный механизм часто дает нежелательные для общества сбои не только в размещении ресурсов, но в распределении доходов между членами общества.
Речь идет о сокращении дифференциации доходов различных групп населения.
В международной практике такой показатель обычно рассчитывается по «десятым» долям, по «децилям». При таком расчете разрыв между бедными и богатыми в Россиидостигает по официальным оценкам до 15-17 раз, что неприемлемо для цивилизованной страны.
В России по-прежнему много бедных людей. По официальным данным, 21 млн россиян получают доходы ниже прожиточного минимума. Это почти в два раза меньше, чем в 2001г. (40 млн человек). Однако уровень бедности в России- 14,8% населения- выше, чем в развитых странах Европы, и слишком велик, чтобы считать Россию социальным государством. Поэтому Федерация независимых профсоюзов и «Единая Россия» подписали соглашение о сотрудничестве, в котором договорились совместно разработать и принять законы, направленные на повышение доходов и сокращение социального неравенства. Ключевой пункт документа- повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ).
МРОТ, заложенный в тарифную сетку,- 2300 рублей. Это всего лишь 15% от средней заработной платы по стране, что значительно ниже, чем во Франции(50%), США(35%) или соседней Эстонии(32%). Зарубежный опыт, как пишут авторы исследования «Заработная плата в России», показал, что увеличение МРОТ повышает уровень доходов низкооплачиваемых слоев населения, сокращает разницу в доходах, препятствует недобросовестной конкуренции. Наконец, такое повышение привлекает часть неактивного населения на рынок труда, что важно в современных российских условиях.
Однако увеличением минимальной оплаты в современной России следует пользоваться крайне аккуратно. Как показал опыт многих стран, в том числе Венгриии Чехии, рост МРОТ может привести к отказу бизнеса от найма неквалифицированных работников в отраслях с невысокой оплатой труда. Безработица в первую очередь ударит по молодежи, пенсионерам, занятым в образовании, сельском хозяйстве и повысит уровень бедности. Чтобы избежать негативных последствий увеличения МРОТ в России, необходима региональная и отраслевая дифференциация минимальной заработной платы, оптимизация численности бюджетников и отказ от политизации проблемы.
Также необходимо территориальное перераспределение ресурсов, поскольку имеются значительные различия в социальных и экономических условиях между отдельными регионами. Ныне разница в доходах на душу населения между отдельными областями составляет 30-45%. По международным стандартам разрыв в уровнях развития регионов не должен превышать 20%. Анализ зарубежных исследований по проблемам территориального развития свидетельствует о разнообразии методов устранения или сокращения регионального неравенства в развитых странах.
Вызывает безусловный интерес опыт размещения предприятий высокотехнологичных отраслей в экономически и социально отсталых районах с излишками трудовых ресурсов, естественными ограничениями круглогодичной сельскохозяйственной занятости. Одним из методов, широко практикуемых в региональной политике, является создание «полюсов роста»: выбираются пункты, наиболее благоприятные с точки зрения ресурсов или географического положения; со временем каждый такой пункт, будучи обеспечен инфраструктурными сооружениями и производственными предприятиями, преобразуется в «центр развития». Такое преобразование становится важным фактором регионального экономического развития. «Полюсы роста» проблемных регионов призваны постепенно вывести их экономику из состояния депрессии.
Важная часть системы государственного управления территориальным развитием- целевые программы общенационального, регионального, местного уровней. Они весьма распространены в странах ЕС. Через государственные программы стимулируется развитие 40% территорий в Великобритании, 90%- в Норвегии. Программы регионального развития, региональные бюджетные фонды созданы во всех странах ЕС.
Для России механизм государственного регулирования регионального развития должен сочетать эти методы прямого и опосредованного влияния на социально-экономические процессы.
Примерами прямого экономического регулированияявляются безвозвратное целевое финансирование, субвенции, субсидии. Опосредованными формами экономического регулирования служат рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной, внешнеэкономической политики, а также развитие малого и среднего бизнеса. По своей специфике малое предпринимательство обладает ярко выраженной региональной ориентацией и активно влияет на оптимизацию структуры региональной экономики. В этих целях необходимо создание гибкой системы предоставления предпринимателям района кредитов (микрокредитов) и финансовой помощи, посредничества в контактах с инвестиционными фондами, лизинговыми и сберегательно-ссудными компаниями, кредитными союзами и на базе коммунальной собственности, формирования поощрительного механизма налогообложения.
Для регулирования государством общей экономической ситуации в стране, направлений и темпов экономического подъема необходимы меры для предотвращения финансовых рисков. По поводу роли государства в экономике и взаимодействия государства и рынка продолжается дискуссия. Так, увеличение доли государственных расходов в составе ВВП в большинстве развитых стран получает разную оценку у отдельных экономистов. Представители ультралиберального направления экономической науки, сторонники полной свободы рынка, считают рост доли государственных расходов негативным фактором, препятствующим успешному экономическому развитию. Они предлагают заменить безвозмездное перераспределение средств государством куплей-продажей тех услуг, которые оказывает государство, передачи частным компаниям производства и реализации соответствующих услуг, как сбор, вывоз и переработка мусора, развитие городского транспорта и т.д. Трудность тут в том, что частные компании рассчитывают на прибыль, и может произойти повышение цен на подобные услуги, если их передать в частный сектор. В некоторых странах такая передача получается, в некоторых- нет.
Остаются вопросы в связи с финансовой глобализацией и открытием российской экономики и ее финансовой системы, попытками интегрироваться в мировую экономику. С одной стороны, отстать от хода глобализации, отрезать себя от передовых технологий в финансовой сфере опасно. С другой стороны, безоглядная либерализация потоков через государственные границы не только товаров, а особенно капиталов, допуск филиалов зарубежных банковских и страховых компаний может привести в серьезным неприятностям. Особо стоит для России проблема привлечения иностранного капитала в форме прямых инвестиций, необходимых для технической модернизации и долгосрочного экономического роста.
По поводу участия России в международном движении капиталов отмечается, что доля России в мировом торговом обороте за последнее десятилетие изменялась незначительно- в интервале от 1,2 до 1,55% (в 2003г. она составила 1,3%).
В мировых потоках инвестиций, направляемых за рубеж, потоки российских инвестиций более заметны. В списке стран, лидирующих в мире по прямому зарубежному инвестированию, в 2002-2003гг. Россия входила в первую двадцатку, хотя и отставала от лидеров в десятки раз. Россия остается нетто экспортером капитала, что означает превышение объемов вывозимого капитала над поступающими в нее инвестициями. Эта ситуация отразилась в динамике счета операций с капиталом и финансовыми инструментами платежного баланса. На протяжении пореформенного периода он в основном сводился с дефицитом, но многократно сократился: с 211,7 млрд. долларов в 2000г. (максимальное значение за период наблюдений)- до 0,8 млрд. долларов в 2003г., и вновь возрос в 2004г. (основные показатели послекризисного развития РФ в 1999-2007гг. приведены в табл.4.1).

Таблица 4.1
Основные экономические показатели послекризисного периода (1999-2007 гг.)


Экономические показатели

Годы

1999

2000

2004

2005

2006

2007

ВВП, млрд руб.

4823

7306

17048

21620

26781

32988,6

ВВП на душу населения, долл.

1328

1768

4104

5325

6897

8612

Инвестиции в основной капитал, млрд руб.

670,4

1165,2

1504,7

3611

4580,5

6419

Накопленный иностранный капитал в экономике РФ, млрд долл.




11,8

142,9

197,8

Внешнеторговый оборот, млрд долл.

115,1

149,9

280,6

369,2

468,6

578,0

Экспорт, млрд долл

75,6

105,0

183,2

243,8

303,9

353,1

Индекс потребительских цен, в % к декабрю предыдущего года

136,5

120,2

111,7

110,9

109,0

111,9

Индекс цен производителей промышленных товаров, в % к декабрю

170,7

131,9

128,8

113,4

110,4

125.1

Общая численность безработных, млн человек

9,4

7,6

6

5,6

5,3

4,6

Среднемесячная номинальная начисленная зарплата, руб.

1523

2223

6740

8555

10634

13518

Международные резервные активы, млрд долл.

12,5

28,0

124,5

182,2

303,0

476,4

Индекс РТС



614,11

1125,6

1921,92

2290,51

Совокупный объем средств Стабилизационного фонда, млрд руб.



614,11

1125,6

1921,92

2290,51