Международное право лекции краткое содержание. Международное право (конспект)


2.1. Территория.

2.2. Население.

2.3. Международные договоры.

1. Характеристика международного права.

Международное право возникло в связи с появлением государств, которые осуществляли не только внутренние, но и внешние функции.

Международное право - система договорных и обычных норм и принципов, регулирующих международные отношения и выражающих относительно согласованную волю государств, обусловленную действием закономерностей общественного развития данной эпохи.

Соблюдение международного права обеспечивается индивидуальным или коллективным принуждением со стороны государств, пределы и формы которого определяются ими в процессе совместного нормотворчества.

Международное право представляет собой единство двух подсистем – международного публичного и международного частного права, отличающихся от национальных правовых систем кругом субъектов, объектов регулирования, способами нормотворчества, обеспечением выполнения действующих норм.

2. Международное публичное право (МПП).

Международное публичное право – это система юридических принципов и норм, которые создаются государствами и другими субъектами международного права, направленных на поддержание мира и безопасности. Особенностью МПП является наличие у него основного субъекта – суверенного государства.

Принуждение, ответственность, система санкций, применяемых в отношении нарушителей международно-правовых норм, имею следующие особенности: они всегда согласованы заранее, установлены Уставом ООН и применяются государствами по согласованию (например, порядок согласования в Совете Безопасности ООН, требующий единогласия постоянных членов Совета в случае применения вооружённой силы против государства-нарушителя).

Объектом регулирования МПП являются межгосударственные отношения. Круг объектов МПП имеет тенденцию к расширению за счёт передачи ряда вопросов из сферы национального регулирования в международную, например, в области борьбы с наркоманией, терроризмом, экологии, а также при решении других глобальных проблем.

Сущность современного МПП состоит в обеспечении прав и основных свобод человека, выживания человечества, сохранения планеты для будущих поколений.

Основные принципы современного МПП – это основополагающие, универсальные и общепризнанные правила поведения субъектов МПП.

В Уставе ООН (ст.1,2), Декларации о принципах международного права от 24 октября 1970 г. кодифицированы семь основных принципов современного публичного права:

1. Суверенное равенство. Элементы принципа:

Государства юридически равны;

Каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

Каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

Территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

Каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

Каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

2. Неприменение силы или угрозы силой. Нормативное содержание принципа:

Запрещение оккупации территории другого государства в нарушение норм международного права;

Запрещение предоставления государством своей территории другому государству, которое использует её для совершения агрессии против третьего государства;

Организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве; организация и поощрение организации вооружённых банд, иррегулярных сил, в частности наёмников, для вторжения на территорию другого государства.

3. Добросовестное выполнение международных обязательств.

4. Разрешение споров мирными средствами.

5. Невмешательство.

6. Равноправие и самоопределение народов.

7. Сотрудничество государств.

В систему основных принципов следует включить принцип разоружения, принцип международно-правовой ответственности.

По мере развития современного международного права перечень его основных принципов может дополняться и изменяться.

2.1. Территория.

В широком смысле под территорией в МПП понимают различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушными пространствами, а также космическое пространство и находящиеся в нём небесные тела.

По основным видам правового режима вся территория подразделяется следующим образом:

- государственная территория ;

- территория со смешанным режимом (континентальный шельф и экономическая зона);

- территория с международным режимом – лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые не принадлежат кому-либо в отдельности, а находятся в общем пользовании всех государств (например, открытое море, воздушное пространство над ним).

Особый международно-правовой режим установлен в Антарктике по Договору 1959 г. Согласно этому договору Антарктика полностью демилитаризована и открыта для научных исследований всех стран.

В соответствии с Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г. оно не подлежит национальному присвоению каким бы то ни было образом и открыто для исследования и использования всеми государствами на основе равенства.

2.2. Население.

Население – совокупность индивидов, проживающих в данный момент на территории того или иного государства. Население любого государства состоит из следующих категорий: граждан данного государства, иностранцев и лиц без гражданства.

Имеется ряд международно-правовых норм, прямо или косвенно относящихся к населению, в частности по вопросам гражданства, выдачи преступников, прав человека, режима пребывания иностранцев.

2.3. Международные договоры.

Международный договор – это регулируемое международным правом соглашение, заключённое государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух, нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Договоры могут классифицироваться по следующим основаниям:

По кругу участников (двусторонние и многосторонние (универсальные, т.е. для всех государств, и договоры с ограниченным числом участников));

По объектам регулирования (политические, экономические, научно-технические и иные договоры).

К структуре договора относятся его составные части: название договора, преамбула (цель), основная и заключительная части, подписи сторон.

Ратификация – это утверждение высшим органом государственной власти международного договора, придаёт договору юридическую силу; это международный акт.

2.4. Международные организации.

Отрасль права международных организаций – это совокупность норм, определяющих порядок создания, функционирования, ликвидации международных межправительственных организаций, характер их уставных документов, условий участия в них государств, их взаимоотношения с другими государствами и между собой.

В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества. Международные организации возникли в XIX в. – Всемирный телеграфный союз (1865 г.), Всемирный почтовый союз (1874 г.).

Межгосударственные организации имеют следующие признаки :

Членство государств;

Наличие учредительного м/н договора;

Постоянные органы;

Уважение суверенитета государств-участников.

Международная межправительственная организация – это объединение государств, учреждённое на основе м/н договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-участников при уважении их суверенитета. Такие организации являются субъектами международного права.

Виды м/н организаций:

- по кругу участников (универсальные и региональные);

- по компетенции (общей и специальной, т.е. в определённой области, компетенции);

- по характеру полномочий (межгосударственные и наднациональные, целью последних является интеграция (объединение), и их решения распространяются на граждан и ЮЛ государств-участников);

- по порядку вступления (открытые и закрытые).

2.5. Организация Объединённых Наций (ООН).

Международные организации образуют систему, в центе которой находится ООН. Это универсальная м/н организация, созданная в целях поддержания мира, м/н безопасности и развития сотрудничества между государствами.

Устав ООН – единственный международный документ, положения которого обязательны для всех государств. Он имеет большое значение в выработке своеобразного кодекса поведения государств в военной, политической, экономической, экологической и гуманитарной областях.

Главными органами ООН являются:

Генеральная Ассамблея;

Совет Безопасности;

Экономический и Социальный Совет;

Совет по опеке;

Секретариат;

Международный Суд.

Специализированные учреждения ООН – это межправительственные организации универсального характера, осуществляющие сотрудничество в специальных областях и связанных с ООН. Они подразделяются на:

Организации социального характера (МОТ – м/н организация труда; ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения);

Организации культурного и гуманитарного характера (ЮНЕСКО – ООН по вопросам образования, науки, культуры; ВОИС – Всемирная организация интеллектуальной собственности);

Экономические организации (ЮНИДО – ООН по промышленному развитию);

Финансовые организации (МВФ – Международный валютный фонд);

Организации в области сельского хозяйства;

Организации в области транспорта и связи;

Организация в области метеорологии (ВМО – Всемирная метеорологическая организация).

Россия является участником около 500 м/н организаций.

3. Международное частное право (МЧП).

Международное частное право – это совокупность норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, которые имеют м/н характер. Международный характер этих правоотношений проявляется в том, что в них участвуют иностранные физические и юридические лица и иностранные государства; что они связаны с территорией двух или нескольких государств; что объектом таких правоотношений является вещь, находящаяся за границей.

Под гражданско-правовыми отношениями понимаются имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, а также отношения, регулируемые нормами семейного и/или трудового права.

В состав данного права входят нормы двух видов. В одних случаях норма содержит в себе прямое правило, устанавливающее права и обязанности (нормы прямого и непосредственного регулирования ). В других случаях норма лишь указывает, право какого государства должно быть применено к данному отношению, т.е. содержит отсылку к праву какого-либо государства (коллизионная норма ).

1. Правоведение: учебник / Под редакцией академика АПрН Украины, доктора юридических наук, профессора В.В. Копейчикова. – Киев – Харьков: Юринком Интер, 2002.

2. Основы государства и права / И.Я. Тодоров, С.В. Жрожжина. – Донецк: Центр подготовки абитуриентов, 2004.

3. Основы правовых знаний / В.И. Шкатулла, В.В. Надвикова, М.В. Сытинская. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

4. Правоведение: учебник / А.И. Берлач, С.С. Бычкова, Д.О. Карпенко, А.Г. Колодий, А.Ю. Олейник, В.И. Осадчий. - К.: Правовое единство, 2009.

Раздел I. Общая часть

Лекция 1. Понятие, сущность, источники, история возникновения и развития

международного права.

1.1 Понятие международного права.

Международное право представляет собой самостоятельный комплекс правовых норм, создаваемых государствами с целью регулирования отношений между собой и некоторыми другими субъектами международных отношений. В наиболее общем виде доктрина определяет международное право как систему юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения. При этом под международным правом обычно понимается международное публичное право как самостоятельная система права, отличная от права внутригосударственного и международного частного права, регулирующего международные негосударственные невластные отношения. В своей основе международное право является правом межгосударственным.

Развитие и функционирование международного права обусловлено многими факторами, к числу которых, в частности, относятся: характер отношений между государствами, происходящие в мире интеграционные процессы, научно-технический прогресс и социальные преобразования.

Международное право - постоянно развивающаяся система, которая способна органически впитывать в себя многовековой опыт межгосударственного общения и оперативно реагировать на конкретное ситуативное поведение своих субъектов.

Международное право и право внутригосударственное - суть два различных правопорядка, каждому из которых присущи свои характерные черты и особенности. Вместе с тем, они обладают одним общим внутренним качеством - и то, и другое представляет собой совокупность правовых норм.

К концу ХХ века международное право приобрело законченную структуру, сформированную в виде стройной системы взаимообусловленных и взаимозависимых норм. Современное международное право универсально и в большинстве случаев одинаково применимы для всех.

Международное право представляет собой результат процесса согласования волеизъявлений отдельных государств и производных от них субъектов. Межгосударственные отношения в большинстве своем носят правовой характер и попадают в сферу регулирования международного права.

Нормы международного права в зависимости от круга субъектов и характера регулируемых ими отношений делятся на виды. Большинство норм классического международного права было локальными или двусторонними. В дальнейшем же международное право приобрело статус универсального регулятора международных отношений. В результате длительного исторического развития своего нормативного содержания международное право стало отражать ценности, принятые всеми без исключения государствами мирового сообщества. Со второй половины ХIХ века значительное развитие получила многосторонняя форма договорного регулирования. Международно-правовое регулирование охватывает деятельность практически всех государств мира.

Сегодня в процессе реорганизации мировой общественной системы роль международного права существенно возрастает. Оно выдвигается сегодня на первый план в системе ценностей мирового сообщества, являясь необходимым инструментом поддержания порядка в сложной системе международных отношений. В основе этой тенденции лежит ряд объективных факторов общественно-политического, экономического и специально-юридического характера. В числе наиболее значимых из них можно назвать процесс глобализации, постепенно охватывающий все стороны жизни человечества, опосредуемую им интернационализацию внутригосударственных отношений, появление общечеловеческих проблем, требующих для своего решения совместных усилий всех государств мира, а также потребность в создании необходимых для достижения этих целей международных институциональных образований различного уровня.

Тема - международное право.

Международное право - это система юр норм, регулирующих международные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества. Под международными отношениями понимаются отношения с участием государств, межгосударственных организаций и государство подобных образований, таких, например, как нация, борющаяся за создание собственного государства, вольный город.

Форма, источники международного права.

Международное право существует в форме норм. Юр содержанием нормы являются правило поведения. Если нормы представляют собой необходимую внутреннюю форму существования международного права, то его внешней формой, т.е. способом выражения, являются обычай, договор и правотворческие решения международных организаций. Эти официально формы существования международно-правовых норм именуются источниками международного права.

Договор и обычай является универсальными источниками, юр сила которых вытекает из общего международного права; правотворческие решения организаций является специальным источником, юр сила которого определяется учредительным актом соответствующей организации.

Субъекты международного права.

Субъект международного права - это самостоятельное образование, благодаря своим возможностям и юридическим свойствам способно обладать правами и обязанностями по международному праву, участвовать в создании и реализации этих норм.

Общепринятыми субъектами сегодня являются государства и международные организации. Не столь надежно признана правосубъектность народов, наций, борющихся за создание независимого государства.

Основным субъектом международного права является государство.

Объект международного права.

Под объектом права понимается то, на что направлено его действие, что оно призвано регулировать. У международного права таким объектом является международные отношения. От объекта следует отличать предмет международно-правовые отношения, под которым понимается все то, по поводу чего стороны вступают в правоотношения. Таким предметом могут быть действия и воздержание от действий, территория и т д. Договор о территории не оказывает на нее никакого действия. Он устанавливает отношения государств по поводу данной территории. Будучи разновидностью социального управления, международно-правовое регулирование представляет собой управление общественными отношениями, а не вещами.

Функции международного права.

Функции международного права - это основные направления его воздействия на социальную среду, определяемые его общественным назначением.

Главной социальной функцией международного права является упрочение существующей системы международных отношений.

Главная юридическая функция состоит в правовом регулировании межгосударственных отношений.

Обе функции носят характер стабилизирующих, охранительных, поскольку нацелены на поддержание определенного порядка в системе.

Международное право выполняет также функцию противодействия существованию и появлению новых отношений и институтов, противоречащих его целям и принципам.

Существенна функция интернационализации, состоящая в расширении и углублении взаимосвязи между государствами.

Информационно-воспитательная функция состоит в передаче накопленного опыта рационального поведения государств, в просвещении относительно возможностей использования права, в воспитании в духе уважения к праву и охраняемым им интересам и ценностям.

Юридическая обязательная сила международного права.

Юридическая обязательная сила - необходимое качество международного права, которая регулирует международные отношения присущим праву методом. Соглашение государств придает юр. обязательную силу не только отдельному договору, отдельной норме, но и международному праву в целом.

Проблема обязательной силы международного права относится к числу тех, что связаны с самой природой этого права. Поэтому основные концепции в данной области совпадают с основными школами в межд-прав доктрине. Сторонники школы естественного права видят источник обязательной силы международного права в законах природы, в человеческом разуме и т д..

Этапы становления международного права.

Историческая концепция международного права.

Периодизация истории международного права:

Предыстория международного права (с древних веков до конца средних);

Классическое международное право (с конца средних веков до Статута Лиги Наций);

Переход от классического к современному международному праву (от Статута Лиги Наций до Устава ООН);

Классическое международное право.

Зарождение. Идея международного права была сформулирована в трудах юристов на рубеже XVI-XVII веков. Среди них наиболее видным был голландский юрист, богослов, дипломат Гуго Гроций. В своем труде "О праве войны и мира" он впервые детально обосновал существование "права, кот определяет отношения между народами и правителями". В практике государств он не находит доказательств существования такого права, поэтому его источники он ищет в природе, боге, морали. Вместе с тем он допускает, что "известные права могли возникнуть в силу взаимного соглашения как между всеми государствами, так и между большинством из них".

Классическое международное право начало складываться в это время. Возникла доктрина международного права. Начало формироваться международно-правовое сознание. Значительное число международных норм стали рассматриваться как правовые. Все чаще юр аргументация использовалась дипломатией.

Развитие (1789-1919). Большой шаг вперед в развитии международного права был сделан Великой французской революцией. Основами внешней политики Франции были провозглашены "всеобщий мир и принципы справедливости", отказ от всякой войны с целью завоевания. Наполеон все свел на нет. Но прогресс нельзя было остановить. С развитием почты, телеграфа, ж/д сообщения остро стал вопрос об их межд-прав регулировании. В 1874 г. был подписан акт об учреждении Всемирного почтового союза, кот установил свободный транзит писем и посылок через территории участников. В 1875 г. принимается конвенция о Телеграфном союзе. В 1890 г. заключается многосторонняя ж/д конвенция.

Международное право стало необходимым регулятором значительного объема международных отношений. Был накоплен норматив материал, заложены начала международных прав сознания. Наметились сдвиги и в национальном праве, кот, например, закрепило привилегии иностранных дипломатов, установило прав режим иностранцев.

Система международного права.

Система и структура международного права. Система международного права представляет собой комплекс юр норм, характеризующийся принципиальным единством и одновременно упорядоченным подразделением на относительно самостоятельные части (отрасли, подотрасли, институты). Материальным системообразующим фактором для международного права служит система международных отношений, которую оно призвано обслуживать. Основными юридическими и морально-политическими системообразующими факторами выступают цели и принципы международного права.

Под структурой понимаются внутренняя организация системы, расположение и соединение ее элементов, характер их взаимосвязи.

Сложившийся комплекс основных принципов международных права объединил, организовал и соподчинил ранее разрозненные группы норм. Появился еще один признак системы - иерархия норм, установление их соподчиненности. Постепенно формируется международное процессуальное право, что является признаком зрелости правовой системы.

Нормы международного права.

Понятие нормы.

Норма международного права - это созданное соглашением субъектов формально определенное правило, устанавливающее для них права, обязанности и обеспечиваемое юр механизмом. Норма представляет собой общее правило, рассчитанное на неопределенное количество случаев. Поэтому в доктрине издавна ведется спор о том, является ли нормой постановление договора, закрепляющее конкретное урегулирование и не подлежащее применению к другим случаям. Подобное постановление обладает признаками нормы: оно регулирует отношения сторон, юридически обязательно, однако не рассчитано на неоднократное применение. Такого рода постановления обычно именуют индивидуальными нормами.

Нормы международного "мягкого права". Анализ доктрины и практики показывает, что термин "мягкое право" используется для обозначения двух различных явлений. В одном случае речь идет об особом виде межд-прав норм, в другом - о неправовых межд нормах.

В первом случае имеются ввиду такие нормы, кот в отличие от "твердого права", не порождают четких прав и обязанностей, а дают лишь общую установку, которой, тем не менее, субъекты обязаны следовать. Для подобных норм характерны слова и выражения типа "добиваться", "стремиться", "принимать необходимые меры" и т д.

Ко второму виду норм "мягкого права" относятся те, что содержатся в неправовых актах, в резолюциях международных органов и организаций, в совместных заявлениях, коммюнике.

Классификация норм.

Доктрине известно немало попыток классифицировать нормы, но ни одна из них не нашла общего признания. Взяв за основу лишь наиболее важные критерии, можно предположить следующую классификацию международно-правовых норм:

- по содержанию и месту в системе - цели, принципы, нормы;

по сфере действия - универсальные, региональные, партикулярные;

- по юр силе - императивные, диспозитивные;

- по функциям в системе - материальные, процессуальные;

- по способу создания и форме существования, т.е. по источнику - обычные, договорные, нормы решений международных организаций.

Международная практика исходит из реальности существования универсальных норм. Согласно принципу добросовестного выполнения обязательств, "каждое гос-во обязано добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм межд права. Региональные нормы возникают с развитием интеграционных процессов. В определенном регионе существенно углубляется взаимодействие государств, что порождает потребность в более высоком уровне нормативного регулирования вплоть до создания наднационального регулирования. Поэтому в регионе интеграции возникают комплексы норм, обладающих немалой спецификой, создаются новые механизмы правотворчества и право осуществления. Наиболее показателен в этом плане Европейский Союз.

Процессуальные нормы .

К таким нормам относятся те, кот регулируют процессы создания и осуществления международного права. Существуют два понятия процессуального права: широкое и узкое. В первом случае речь идет о совокупности норм, регулирующих как правотворческий, так и правоосуществительный процесс.

Процессуальное право - новая отрасль международного права. Ранее существовали отдельные нормы такого рода. Потребность в повышении эффективности международного права побуждала государства уделять больше внимания процессу его функционирования. Первостепенное значение для формирования процессуального права имело принятие в 1969 г. Венской конвенции о праве международных договоров, значительная часть постановлений которой носит процессуальный характер.

Принципы.

Характерной особенностью международного права является наличие в нем комплекса основных принципов, под которыми понимаются обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а также главное содержание международного права и обладающие высшей юридической силой. В дипломатической практике их обычно именуют принципами международных отношений. В рамках международного права существуют различные виды принципов. Среди них важное место занимают принципы-идеи. К ним относятся идеи мира и сотрудничества, гуманизма, демократии и др.

Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами называет следующие принципы:

Неприменение силы или угрозы силой;

Мирное разрешение споров;

Невмешательство;

Сотрудничество;

Равноправие и самоопределение народов;

Суверенное равенство государств;

Добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Современное международное право

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕЖОТРАСЛЕВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ

ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Международное право

Конспект лекций

Батычко Вик.Т

Таганрог

Батычко Вик.Т. Международное право. Конспект лекций. 2011 г.

Конспект лекций написан в соответствии с программой курса Международного права, по состоянию на 20 мая 2011 года.

Краткий конспект лекций содержит основные положения Международного права.

В нем раскрываются определения понятий Международного права, его предмета и системы, проводится анализ принципов международных отношений, раскрывается правовой статус субъектов международного права, а также ответственность и санкции в международном праве. Уделено внимание таким правовым институтам как право международных договоров и право международных организаций, дипломатическое и консульское право, защита прав и свобод человека и др.

Материал изложен в понятной общедоступной форме и предназначен для изучения Международного права слушателями и студентами юридических вузов и факультетов.

Лекция 1. История возникновения и развития международного права

Вопросы:

Международное право Средних веков

Классическое международное право

Современное международное право

  1. Периодизация истории международного права

Международное право зародилось во время распада родоплеменных отношений и становления первых государств. В ту эпоху у древних людей уже накопился опыт межродовых и межплеменных отношений. Сложились определенные правила, регламентировавшие эти отношения, которые получили закрепление в обычаях. Свод этих правил, Существовавший в первобытно-общинном обществе и регулировавший отношения между родами и племенами, с определенной натяжкой можно назвать межплеменным «правом». Затем в ходе своего развития оно превратилось в международное право.

Такое догосударственное межплеменное «право» первобытного строя было слабо развито, в нем не было стройной системы, хотя уже в то время роды и племена вели между собой войны, отправляли друг к другу своих представителей, осуществляли натуральный обмен, пытались заключать соглашения, а это прямо говорит о зарождении норм права войны и мира, посольского права, права договоров и др.

С образованием государств возникают и отношения между ними. Появляется потребность урегулирования межгосударственных отношений. Здесь и рождаются первые нормы международного права, в основе которого лежат уже существовавшие межплеменные правила. Так, в Древнем Риме возникает «право народов» (jиs gentiиm). Оно представляло собой совокупность правил, которые регулировали отношения по поводу ведения войн, основания царств, разделения имущества, установления границ полей, построения зданий, торговли, купли-продажи и др. «Право народов» регулировало как внутригосударственные, так и частично межгосударственные отношения, поскольку на начальном этапе становления межгосударственного права не было четкого различия между внутригосударственным и международным правом.

В основе зарождения международного права лежит государственное разделение общества и необходимость связей между государствами. В свою очередь, межгосударственные связи обусловливаются такими причинами, как международное разделение труда, объединение усилий государств для решения общих проблем экономического, политического, военного и иного характера, демографическая ситуация в тех или иных регионах планеты, время становления, формирования и развития государств, уровень знаний, степень развития коммуникационных связей, ремесел, промышленности, сельского хозяйства, религии, идеологии, культуры, военного потенциала и т. д.

Ни одно государство, ни в какую эпоху не могло существовать длительное время абсолютно изолированным от других государств. Тысячами нитей (политическими, экономическими, военными, культурными, научными и т. д.) оно было связано с другими. Научно-технический прогресс, возникновение глобальных проблем, упрощение коммуникационных связей лишь увеличивали взаимозависимость субъектов государственно разделенного общества. Тем самым усиливалась роль норм права, регулировавших отношения между государствами. Таким образом, международное право является естественным продуктом исторического развития, существует объективно и реально, и, возникнув однажды на определенной стадии человеческого общества, оно будет развиваться и далее по законам диалектики.

История международного права - неотъемлемая часть истории общества. Периодизацию развития международного права можно представить в виде четырех периодов, которые неразрывно связаны с общественно-экономическими формациями и переходными этапами от одной формации к другой. В основе каждой формации лежит определенный способ производства, а производственные отношения образуют ее сущность. Также общественно-экономическая формация охватывает и соответствующую надстройку (государство, право, международное право, мораль, сознание, правосознание, науку, тип семьи, быт и др.).

Исходя из этого, предлагается следующая периодизация истории международного права:

1) 4 тыс. до н. э. - 476 г. н. э. - международное право Древнего мира. Этот период соответствует рабовладельческой общественно-экономической формации;

2) 476-1648 гг. - международное право Средних веков. Этот период соответствует феодальной общественно-экономической формации;

3) 1648-1919 гг. – Классическое международное право. Этот период соответствует становлению капиталистического способа производства;

4) Современное международное право. Этот период включает промежуток времени с 1919 г. по начало ХХI в.

2 . Международное право периода Древнего мира

Система юридических принципов и норм, постепенно сложившихся в период с 4 тыс. до н. Э. по 476 г. н. э. и регулировавших отношения государств той исторической эпохи, именуется международным правом Древнего мира.

Межгосударственные правовые нормы начали складываться в 4 тыс. до н. э. с возникновением первых рабовладельческих государств на базе уже имевшихся правил догосударственного межплеменного «права». Родиной международного права явился Ближний Восток, долины рек Тигра, Евфрата, Нила. Именно там, в 4 тыс. до н. э. образовались древнейшие государства. В процессе взаимодействия между ними формировались первые межгосударственные правовые нормы.

Основными чертами таких межгосударственных правовых норм были:

1) пришедшие из догосударственного межплеменного «права» правила, закрепленные в обычаях и договорах;

2) религиозность;

3) регионализм;

4) обычай как главный источник международного права.

В то время отсутствовали международные отношения в современном понимании. В сферу мирового рынка и глобальных связей не были включены целые континенты (Америка, Австралия, большая часть Африки), неизвестные европейцам, население которых жило еще при родовом строе. В различных географических районах имели место свои центры международной жизни (Ближний Восток, Индия, Китай, Греция, Рим и др.). Они включали сравнительно небольшие группы государств, поддерживающих между собой более или менее устойчивые связи.

Древнейшим из известных на сегодняшний день международно-правовым актом считается договор около 3100 г. до н. э., заключенный между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма. Он подтверждал государственную границу и говорил о ее неприкосновенности. По договору споры сторон должны были решаться мирным путем на основе арбитража. Обязательство по исполнению договора гарантировалось клятвами с обращением к богам.

К первым древним договорам следовало бы отнести и договор хеттского царя Хаттушиля III с египетским фараоном Рамзесом II (начало ХIII в. до н. э.). Это был договор, отражавший в своем тексте мир и братство двух народов, взаимную поддержку друг друга в войне против захватчиков, выдачу беглых рабов.

В период зарождения норм международного права его субъектами в Древнем Египте считались фараоны, цари и другие правители, а что касается Индии, то она не знала равенства субъектов международного права. Следствием этого явился институт признания, и государство, получившее его, признавалось независимым во внутренних и внешних делах. В Древней Греции (VI-IV вв. до н. э.) субъектом международного права был каждый полис, что предполагало его собственное гражданство и государственную территорию, а поэтому он (полис) имел право вести дипломатические сношения, объявлять войну и заключать мир.

Главным средством ведения внешней политики древнейших стран являлись войны. В Египте во время войны господствовал юридически не ограниченный произвол. Побежденные и их имущество как добыча переходили в собственность победителя. В Индии обычаи права войны были наиболее развитыми, они получили закрепление в «Законах Ману» и «Артхашастра». Но если война и считалась правомерным действием, то рассматривалась она как нежелательное явление. Здесь же встречались и определенные ограничения. Так, нельзя было убивать женщин, детей, стариков и раненых, а также лиц, сдавшихся в плен. Неприкосновенностью пользовались храмы и другие культовые сооружения и их служители. В то время уже существовали нормы, ограничивающие применение оружия. Небезынтересен и тот факт, что именно в Индии возникли первые юридические правила о ведении войны на море. В Китае (11-1 тыс. до н. э.) аналогично складывались определенные нормы права войны, имевшие свою специфику. Поскольку Китай вел частые междоусобные войны, то и жизненный принцип «цаныпи», означавший «поедание земель соседей», получил здесь наибольшее значение.

Что касается Греции, то она понимала войну как борьбу всех граждан одного полиса со всеми гражданами другого. Количество норм, ограничивающих применение определенного оружия, было не столь велико. Интересно также, что при взятии какого-либо вражеского города убийство мирных жителей считалось вполне правомерным. У греков не существовало режима пленных. Так, побежденные могли быть подвергнуты пыткам и убиты, а имущество их уничтожено. Наравне с этим в Греции уже знали состояние нейтралитета и невмешательства. Нейтралитет был возможен только во время войны, а невмешательство - и в мирное время.

А вот в Риме все войны считались справедливыми, ибо, по мнению римлян, велись они по воле богов. Вследствие этого войны не были связаны какими-либо юридическими ограничениями. Отсюда и жестокость римской армии, не щадившей никого. Даже святыни народов – храмы подвергались опустошению.

Не только в процедуре объявления войны и ее ведения была налицо религиозность, ее можно проследить и в дипломатии. В Китае вопросы церемониального характера отражали обычаи того времени. Так, сложившиеся ритуальные нормы о приеме послов и заключении договоров сопровождались обрядами и жертвоприношениями.

Древние греки не знали института постоянного дипломатического представительства, и чаще всего посольства носили единовременный характер. Послам выдавали документы, удостоверяющие их официальный статус и уполномочивающие на право ведения переговоров. Документ был в виде сдвоенных навощенных дощечек и именовался дипломом (отсюда и возникновение слова «дипломатия»). Неприкосновенность послов была общепризнанной, нарушение ее могло привести к войне. По существовавшему в Риме убеждению послы находились под охраной богов и были также неприкосновенны. От послов требовалось великое искусство вести переговоры, заключать договоры о мире, союзе и взаимной помощи.

Позднее встречаются договоры о торговле и правах иностранцев, бесправное положение которых являлось серьезным препятствием в развитии торговых отношений. Наиболее ярким примером здесь была Греция. У греков стал складываться институт проксенов (покровителей), в начале своего развития носивший личный характер. Затем постепенно этот институт приобретает государственные черты. Проксен являлся защитником иностранных граждан в своем полисе. В Риме была создана должность претора перегринуса - должностного лица, определявшего принципы и нормы, связанные с положением иностранцев и их пребыванием в Риме. Он также разрешал споры между ними. Позднее из указанных институтов сформировалось консульское право.

В этот же период в Индии и Китае были известны различные формы посредничества и арбитражных судов. Так, в 546 г. до н. э. был созван общекитайский конгресс. Результатом его явилось подписание договора о ненападении, предусматривавшего мирное разрешение споров путем обращения спорящих сторон к арбитражу.

Заканчивается период международного права Древнего мира с падением Западной Римской империи в 476 г. н. э. К этому времени Рим вобрал в себя все «новорожденные» институты международного права и дополнил их своими специфическими чертами. Когда война не заканчивалась полным покорением, заключался мирный договор. С IIIв. до н. э. был договор о покровительстве, который предусматривал предварительную сдачу оружия, выдачу противной стороной своих вождей и заложников. Побежденная сторона оставалась вместе с тем субъектом международного права. В дальнейшем договор о покровительстве стал заключаться и в мирное время. Государства, получившие его, становились союзниками Рима. От мирных договоров отличался договор перемирия. Последний подписывался командующим армией, консулом или легатом и, хотя условно вступал в силу немедленно, подлежал ратификации.

Период зарождения международного права плавно переходит в следующий этап, неразрывно связанный с возникновением феодальных отношений.

Понятие международного права.

Международное право - это система юр норм, регулирующих межгос отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества. Под межгос понимаются отношения с участием государств, межгосударственных организаций и государствоподобных образований, таких, например, как нация, борющаяся за создание собственного государства, вольный город.

Форма, источники международного права.

Международное право существует в форме норм. Юр содержанием нормы явл правило поведения. Если нормы представляют собой необходимую внутреннюю форму существования межд права, то его внешней формой, т.е. способом выражения, являются обычай, договор и правотворческие решения международных организаций. Эти официально-юр формы существования межд-правовых норм именуются источниками межд права.

Договор и обычай явл универсальными источниками, юр сила которых вытекает из общего межд права; правотворческие решения организаций явл специальным источником, юр сила которого определяется учредительным актом соответствующей организации.

Субъекты межд права.

Субъект межд права - это самостоятельное образование, кот благодаря своим возможностям и юр свойствам способно обладать правами и обязанностями по межд праву, участвовать в создании и реализации этих норм.

Общепринятыми субъектами сегодня явл государства и межгос организации. Не столь надежно признана правосубъектность народов, наций, борющихся за создание независимого государства. Основным субъектом межд права явл государство.

Объект межд права.

Под объектом права понимается то, на что направлено его действие, что оно призвано регулировать. У межд права таким объектом явл межд, а точнее межгос отношения. От объекта следует отличать предмет межд-прав отношения, под которым понимается все то, по поводу чего стороны вступают в правоотношения. Таким предметом могут быть действия и воздержание от действий, территория и т д. Договор о территории не оказывает на нее никакого действия. Он устанавливает отношения государств по поводу данной территории. Будучи разновидностью социального управления, межд-прав регулирование представляет собой управление общественными отношениями, а не вещами.

Функции международного права.

Функции межд права - это основные направления его воздействия на социальную среду, определяемые его общественным назначением.

Главной социальной функцией межд права явл упрочение существующей системы межд отношений. Главная юр функция состоит в правовом регулировании межгос отношений. Обе функции носят характер стабилизирующих, охранительных, поскольку нацелены на поддержание определенного порядка в системе.

Межд право выполняет также функцию противодействия существованию и появлению новых отношений и институтов, противоречащих его целям и принципам.

Существенна функция интернационализации, состоящая в расширении и углублении взаимосвязи между государствами.

Информационно-воспитательная функция состоит в передаче накопленного опыта рационального поведения государств, в просвещении относительно возможностей использования права, в воспитании в духе уважения к праву и охраняемым им интересам и ценностям.

Юр обязательная сила межд права.

Юр обязательная сила - необходимое качество межд права, кот регулирует межд отношения присущим праву методом. Соглашение государств придает юр обязательную силу не только отдельному договору, отдельной норме, но и межд праву в целом. Это находит выражение в принципе добросовестного выполнения обязательств по межд праву.

Проблема обязательной силы межд права относится к числу тех, что связаны с самой природой этого права. Поэтому основные концепции в данной области совпадают с основными школами в межд-прав доктрине. Сторонники школы естественного права видят источник обязательной силы межд права в законах природы, в человеческом разуме и т д. Представители позитивной школы в качестве такового указывают согласие, соглашение государств. Третье основное направление в доктрине относительно обязательной силы межд права можно назвать нигилистическим, поскольку относящиеся к нему концепции так или иначе отрицают юр силу межд права.

Этапы становления международного права.

Историческая концепция межд права.

Периодизация истории межд права:

предыстория межд права (с древних веков до конца средних);

классическое межд право (с конца средних веков до Статута Лиги Наций);

переход от классического к современному межд праву (от Статута Лиги Наций до Устава ООН);

современное межд право - право Устава ООН.

Древние века. Субъектами межд отношений были не государства, а их властители. Широкое распространение получили договоры. Они служили осуществлению не только внешних, но и внутренних функций.

Утверждения относительно того, что межд право существовало в древнем мире, явл главным образом результатом перенесения современных представлений в совершенно иные условия. Судят по форме, игнорируя суть явления. Несмотря на жестокость нравов межд связей, накопленный опыт имел существенное значение для будущего межд права. Была доказана принципиальная возможность нормативного регулирования межгос отношений. Были выработаны формы нормативного регулирования - обычаи и договоры. Последние по форме мало чем отличались от нынешних межд-прав договоров.

Средние века (VI-XVI вв.).

Не смотря на некот особенности, во всех регионах существовали более или менее одинаковые способы и уровень регулирования межгос отношений. Все регионы внесли свой вклад в формирование общепринятой практики. Тем не менее в силу исторических условий главным регионом, где была подготовлена почва для создания межд права, оказалась Европа.

В общем средневековье внесло свой вклад в подготовку почвы для создания межд права. Главное заключалось в том, что оно убедительно продемонстрировало губительность беззакония как для внутригос, так и для межд отношений. Был накоплен некот опыт неправового нормативного регулирования межгос отношений, причем особо следует отметить значение формирования обычаев морской торговли.

Классическое межд право.

Зарождение. Идея межд права была сформулирована в трудах юристов на рубеже XVI-XVII веков. Среди них наиболее видным был голландский юрист, богослов, дипломат Гуго Гроций. В своем труде "О праве войны и мира" он впервые детально обосновал существование "права, кот определяет отношения между народами и правителями". В практике гос-в он не находит доказательств существования такого права, поэтому его источники он ищет в природе, боге, морали. Вместе с тем он допускает, что "известные права могли возникнуть в силу взаимного соглашения как между всеми гос-вами, так и между большинством из них".

Классическое межд право начало складываться в это время. Возникла доктрина межд права. Начало формироваться межд-прав сознание. Значительное число межд норм стали рассматриваться как правовые. Все чаще юр аргументация использовалась дипломатией.

Развитие (1789-1919). Большой шаг вперед в развитии межд права был сделан Великой французской революцией. Основами внешней политики Франции были провозглашены "всеобщий мир и принципы справедливости", отказ от всякой войны с целью завоевания. Наполеон все свел на нет. Но прогресс нельзя было остановить. С развитием почты, телеграфа, ж/д сообщения остро стал вопрос об их межд-прав регулировании. В 1874 г. был подписан акт об учреждении Всемирного почтового союза, кот установил свободный транзит писем и посылок через территории участников. В 1875 г. принимается конвенция о Телеграфном союзе. В 1890 г. заключается многосторонняя ж/д конвенция.

Межд право стало необходимым регулятором значительного объема межд отношений. Был накоплен нормат материал, заложены начала межд-прав сознания. Наметились сдвиги и в национальном праве, кот, например, закрепило привилегии иностранных дипломатов, установило прав режим иностранцев.

Переход от классического к современному межд праву (1919-1946). В 1919 г. державы-победительницы решили создать Лигу Наций и приняли ее уставный документ - Статут. Была учреждены первая всеобщая полит организация, призванная обеспечить мир и сотрудничество между гос-вами. О развитии механизма межд-прав регулирования свидет положение Статута, отнесшее к числу вопросов, подлежащих третейскому или судебному разрешению, все межд-прав споры. В соответствии со Статутом в 1922 г. была учреждена Постоянная палата межд правосудия - первый постоянный межд суд.