Египетские фараоны были белокожими. Каким было время правления фараона Хеопса и Тутмоса

Древние жители Египта увековечили память о себе множеством памятников материальной культуры. Короткие и неполные письмена, несущие лишь отрывки из дворцовых интриг и биографий монархов, да еще и начертанные летописцами письменностью, которую порой невозможно расшифровать, все же раскрывают перед потомками скрытые завесой тайны события, подробности военных действий, происхождения представителей царских семей. Точные даты появления на свет фараонов и сегодня являются предметом споров египтологов, а разная хронология – следствие отличия в летоисчислении нынешнем и древнеегипетском.

Фараоны, династические кланы Древнего государства плавно сменяли друг друга и продолжали оказывать в разной степени влияние на подданных. Эти периоды равнозначны по продолжительности зарождению и становлению европейских держав. Каждой эпохе историки присвоили свое название.

Улучшенная система орошения помогла развивать земледелие и садоводство (египтяне выращивали плодовые культуры, зерновые). В Египте кроме того выращивали овощи, культивировали виноградники. Развивалось скотоводство и птицеводство (утки, гуси, голуби). У египтян к этому времени было много достижений: изобретение папируса, календаря, числа пи и первые астрономические открытия. Деятельность фараона Джосера, строительство масштабной пирамиды под руководством Имхотепа в Саккаре, которая стала началом эпохи возведения крупных усыпальниц в Гизе, и победоносные военные кампании в Нубию свидетельствовали о могуществе египетских правителей.

Государственное управление, сложившееся ко времени, которое египтологи обозначили как Древнее царство, — это неограниченная власть владыки Египта. Совместно с разрастающимся аппаратом чиновников такое управление составляло основу древневосточной деспотии. Время правления фараонов Хеопса и Тутмоса охватывает огромный пласт истории государства, включающий Древнее царство, переходные периоды, Среднее и Новое царства.

Родом из провинции

Правление Хеопса (2589 - 2566 гг. до н. э.) выпало на сложный период Древнего царства. В это время простой египтянин жил одной лишь мыслью: строительством пирамид. Вершину социальной системы занимал единственный наделенный абсолютной властью человек – фараон. Своего монарха египтяне считали сыном бога Ра. Все богатство, которым располагал Египет, включая землю, ее недра, водоемы, плодящихся на египетской земле животных и произрастающие в дельте Нила растения, — все принадлежало одному обожествленному монарху.

Для египтологов остается загадкой, как Хеопс (Хуфу), который был родом из провинциального городка, сменил законного правителя — фараона Снофру. Но Хеопсу удалось вписать свое имя в страницы истории Египта возведением величайшей пирамиды, достигающей высоты 146 м. Такое небывалое по масштабам строительство требовало пополнения казны фараона на протяжении долгих двадцати лет. Источник колоссальных средств фараон Хеопс видел в богатствах жрецов. Это побудило его закрыть святилища, наложить запрет на принесение жертвоприношений. Одни мобилизованные для проведения строительных работ египтяне из каменоломен Аравийских гор к долине Нила перетягивали каменные глыбы весом в десяток тонн, другие – переправляли их на кораблях, третьи – доставляли до гор Ливии. Дорогу для перемещения огромных глыб строили изнурительные десять лет.

Хеопс прослыл мудрым и деятельным владыкой, который не ограничивался лишь строительством великолепной усыпальницы. О его военных походах на земли Синайского полуострова свидетельствуют победные надписи на рельефах. Три десятилетия египтяне вынуждены были нести изнурительную повинность: трудится над возведением пирамиды. Затянувшееся, требующее огромных материальных вложений строительство сказалось на экономике государства. Новоизбранный фараон Джедеф-Ра не последовал примеру предыдущего фараона. Его усыпальница близ поселения Абу-Роаш имеет скромные размеры. Восьмилетнее правление Джедеф-Ра не принесло ему какой-либо славы. Осталось только начертанным в письменах его имя.

Дальнейшая смена династий

Закат VI династии ознаменовался прекращением властвования фараонов из Мемфиса. Их правление осталось номинальным. Мощную египетскую державу поражает упадок и раздробленность. Итогом стало деление Древнего Египта на автономные княжества, а те делились на округа — номы.

Период, который египтологи обозначили как Переходный (2150 – 2040 гг. до н. э.) – тревожное и беспокойное время для древних египтян, полное мятежей, революций, бунтов, Ливийской агрессии, расхищения фараоновых усыпальниц.

Крушением гражданского правопорядка, переворотами и властвованием семидесяти правителей через каждых семьдесят суток завершился этот этап.

Только Ахтой I из IX династии, родившийся в Гераклеополе, сумел восстановить порядок в государстве и объединить его. Но это не уберегло Египет от культурного упадка. Разграбление города Абидоса, расположенного в Верхнем Египте, возвестило о начале жестокой борьбы влиятельных аристократов из Фив и Гераклеополя.

Х династия, правившая с 2100 г. до н.э., утратила свою власть. Фивы возвысились. Египет стал державой мирового масштаба, когда из Фив в Египет пришел монарх Ментухотеп I (IV). После долгих и неудачных попыток он разбил фараонов Гераклеополя и сплотил Египетские разобщенные земли, а бога Амона провозгласили единственным божеством Египта. В каждом номе теперь почитали регионального бога, но неизменно подносились дары земле (Геб), небу (Нут), воздуху (Ши), и Осирису – повелителю царства мертвых. При Ментухотепе I вновь наступил расцвет Египта.

Далее следовало царствование XII династии Аменемхетов (1991 -1892 гг. до н.э.) и начало централизации государства. Египет вновь расцветает при наследнике подчинившего Нубию правителя Сенусерте III. Но восстание зависимых и бесправных, очередной социальный взрыв приводят к полному краху Среднего царства. При XIII-XVII династиях начинается разгул анархии и частые вторжения гиксосов. В 1640 – 1552 гг. до н.э. гиксосы начинают властвовать в Египте и становятся фараонами. С приходом Яхмоса I Фив 1552 г. до н. э. в государстве формируется мощная египетская армия, которая изгоняет интервентов далеко за пределы страны – в Палестину.

После 1070 г. до н.э. наступает очередной этап в истории Египетской державы, названный египтологами Новым. Это время фараонов XVIII-ХХ династий. Нубия, Ливия, Сирия, Палестина входят в состав могущественного египетского государства, переживающего наивысший подъем. В это время правили великие фараоны, а в расцветающем Египте царил мир, возводились храмы, строились пирамиды в Долине фараонов, в области науки происходили новые открытия и открывались очередные законы.

Династия Тутмосидов (1550 – 1292 гг. до н.э.) – это монархи связанные тесным кровным родством, каждый из которых правил более чем 20 лет. Среди представителей восемнадцатой династии были фараоны женщины: Хатшепсут и Анхесенамон. Для этого периода характерно окончание освободительных воен и начало территориальных захватов, которые приносили фараону и его подданным богатую добычу и рабочую силу. Тутмосу I, а позже и Тутмосу II пришлось жестоко подавлять мятежи в Эфиопии и других захваченных землях.

Что характерно для времени правления Тутмосидов:

  1. расцвет архитектуры;
  2. завоевание более 600 городов на севере и на юге;
  3. подъем экономики;
  4. реформирование армии и увеличение ее численности;
  5. появление колесниц;
  6. утверждение рабовладения;
  7. реформа Ехнатона и обожествление единого бога Атона.

Одной из самых значительных фигур этого периода был Тутмос III Великий (время правления 1525–1471 до н. е), который расширил границы государства за счет земель Передней Азии. Тутмос умело использовал наемные войска. Придавая большое значение искусству ведения войны, используя колесницы, Тутмос стал могущественным военачальником, которому боялись перечить мелкие царьки окружающих Египет государств. Правление фараонов Хеопса и Тутмоса — время, когда старые религиозные представления становятся неприемлемыми, кроме того сугубо египетские верования были непонятны для большого количества жителей покоренных земель. Потому фараоны легко меняют свои имена, вместе с ними меняются и культовые божества. Мировой державе теперь должна соответствовать и религия.

В даты правления фараонов Хеопса и Тутмоса не раз будут вноситься изменения. Еще много загадок хранят усыпальницы фараонов. А биографии египетских правителей изобилуют предположениями и догадками. В этом нет ничего удивительного, ведь из летописей и хроник тех лет записи предстают перед исследователями в виде частей поврежденной временем мозаики.

Династии фараонов Египта

Сегодня туры в Египет, наверное, самые популярны во всем мире, и туристы стремятся сюда не столько за мудростью и знаниями, сколько за впечатлениями, от грандиозности пирамид. И все же при всей «затоптанности» эта таинственная земля, на которой долгое время правили династии фараонов, окончилось их правление только на 30-й династии.

Первая династия фараонов начинается с правителя, которого звали Менес, что означает устойчивый. Именно он впервые объединил два Египта, Верхний и Нижний основав одно единое царство. После него началась история великих династий фараонов, которая длилась долгие годы, и делилась на периоды, так называемые «царства».

К Старому царству относится период до 2216 г. до н. э. Сюда вошли династии фараонов 3,4,5,6,7. Третья династия выделяется правлением фараона Джесера и великого строителя Имхотепа, который и заложил основы всей египетской каменной архитектуры. Из четвертой династии фараонов наиболее известны Хеопс, Микерин и Хефрен, благодаря величественным пирамидам, которые он повелели возвести на плато Гиза. Пятую династию называют «Сыновья Солнца», они начали возводить храмы, где поклонялись солнцу. Шестая же династия переплюнула всех, по времени царствования одного фараона, когда юный Пепи II сел на трон и умер только в возрасте ста лет.

Первый период упадка полностью покрыт тайной, неизвестно, почему расцветающая цивилизация вдруг погрузилась во тьму, которая начинает рассеиваться только в эпоху Среднего царства, примерно 2119-1794 гг. до н. э. В этот период наиболее ощутимый след в истории оставили фараоны Ментухотеп I, Сенусерт I и Аменемхет I. Именно благодаря их правлению, Египет вошел в эпоху полного достатка и благоденствия. Но любому правлению приходит конец и Среднее царство пришло во второй по счету упадок, когда в Египет вторглись племена гиксосов, которые полностью захватили страну и построили свою столицу, Аварис.

Гиксосы довольно долго удерживались на землях Египта, но в Фивах зародилось освободительное движение, которое смогло выгнать их из страны и положить начало Новому царству, примерно 1550-1069 гг. до н. э. В этот период было все три династии фараонов, 18,19 и 20. Но это не помешало внести большой вклад в развитие самого Египта, его культуру и быт. 18-я династия фараонов ознаменовалась появлением царицы Хатсепшут, фараонов Аменхотепа III, Тутмоса III, Эхнатона, Тутанхамона и Хоремхеба. Земли Египта снова объединены под единым правителем, народ бурно развивается и процветает.

Культура и Религия Древнего Египта

Если можно очертить временные границы существования древнеегипетской культуры, то неизмеримо труднее определить рамки древнеегипетской культуры. Специфические черты ее формировались и до образования египетского государства, возникшего раннее воцарения I династии, и продолжали существовать после утраты Египтом независимости, во времена владычества Лагидов, в римско - византийский период. В 535 г. н. э., прекратил свое существование храм Исиды на острове Филэ - последний оплот древнеегипетского язычества. Египет древний превратился в миф. В конце XIX века стал мертвым коптский язык - наследник древнеегипетского языка.

Без достижений древних цивилизаций наш мир не мыслим ни в одном своем звене. Это одновременно и связывает нас с древними цивилизациями прочной нитью преемственности, и отделяет от древности, ибо она не располагала многим из того, что добывала для своих потомков, лишь подготавливая дальнейший прогресс. Именно в силу своей плодотворности древние цивилизации представляются нам хотя и закономерным, но уникальным, неповторимым этапом всемирно - исторического развития.

К древним цивилизациям восходят многие исключительно важные открытия в материальной и духовной культуре. Человечество и сегодня с благодарностью черпает из этого богатейшего источника. Создавая новое, оно невольно и с необходимостью обращается к наследию предшествующих цивилизаций. И это обращение -- поиск существенно важного знания и опыта, стремление понять мудрость наших далеких предков, причины их удач и прозрений, ошибок и заблуждений, мотивы благородных и безнравственных поступков.

Если бы древнего египтянина спросили о его здоровье, то он бы ответил: "Сегодня - хорошо, а завтра всё в руках богов". Религия являлась очень важным аспектом в жизни каждого египтянина, поскольку на ней базировались его мировосприятие и культура. Религия также была основой государственной власти страны. При этом, проявления религиозного фанатизма были очень редки на протяжении всей истории Египта. Существовало достаточно богов на любой вкус, и открыта возможность для введения новых - либо в качестве создания более эффективной комбинации из уже существующих, либо путём заимствования их из других религии. Отправления культа могли происходить практически везде. Величественные храмы были построены для сильных государственных богов.

Нут и Геб:

Богиня неба и и бог земли.

покровитель города Фивы, бог воздуха и урожая, творец мира; изображался в виде человека (иногда с головой барана) со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском.

бог в образе шакала или дикой собаки (или человека с головой шакала или собаки); считался покровителем умерших.

богиня любви, радости, праздников; женщина с головой кошки или львицы с корзинкой в руках. Иногда изображалась просто в виде кошки.

дух, покровитель рожениц, изгоняющий змей, бог веселья и пляски; изображался в виде уродливого гнома с мордой льва.

Осирис: бог ежегодно умирающей и возрождающейся природы, позднее бог загробного мира и судья умерших; изображался в виде человеческой мумии в короне, обрамленной перьями, бородой, в согнутых руках скипетр и плеть.

бог солнца в Гелиополе, позднее отождествлен с богом Фив Амоном (Амон-Ра); человек с головой сокола и с солнечным диском.

бог луны, мудрости, письма и счета; изображался в виде человека с головой ибиса, часто с кистью для письма и палитрой в руках.

богиня любви и судьбы, богиня неба, кормилица фараонов и властительница дальних стран; изображалась в виде коровы или женщины с рогами коровы.

бог-творец, создающий человека на гончарном диске, хранитель Нила; человек с головой барана со спирально закрученными рогами.

Первая (I) династия Египта стала первоначальной в истории правления, поэтому ее относят к Раннему царству. Первая династия занимала временной промежуток примерно в 2 столетия. Первой столицей царства принято считать Тин (Тинис), первым фараоном-правителем - Нармера. Последующих фараонов первой династии считают первооснователями всех царских традиций, так как именно за время их правления были открыты важные знания и умения:

  • летоисчисление (годы, месяцы, дни);
  • письменность (фиксация определенных событий на пергаментах и изделиях);
  • зарождение войска;
  • строения из камня (гробницы, статуи);
  • торговые отношения с соседними странами.

Фараоны первой династии

Первая династия правила в третьем тысячелетии до нашей эры. Истории известно около десятка фараонов, которые оставили свои имена на найденных артефактах.

Нармер . Первый фараон первой (или нулевой) династии Раннего Царства (так считают многие источники). Отличился тем, что за время его правления якобы произошло объединение Древнего Египта. Приблизительный период его правления - конец 32 века до нашей эры.

Его имя отсутствует в царских списках, что усложняет его подлинную идентификацию и место среди других правителей. Есть предположение, что Нармер является отцом Менеса, но многие отождествляют его с ним. После себя оставил множество памятников истории, которые хранятся в разных музеях мира и частных коллекциях.

Менес . Еще один представитель правителей Древнего Египта, которого считают первым фараоном первой династии Раннего Царства. Его имя упоминается неоднократно греческим автором Геродотом как Мина или Менни. Вторым его именем является Хор-Аха , но о том, какое из них было правильным, до сих пор есть споры. Также не исключено, что Хор-Аха и Менес - это абсолютно два разных человека. Его имя также не найти в царских списках.

Датой его правления считается период около 3050 года до нашей эры. Менесу присваивают заслуги по основанию египетской государственности, так как он объединил Верхний и Нижний Египет. Фараона Менеса также считают хорошим военачальником, так как он шел с войнами на ливийцев, после чего покорил их и собирал дань.

При его правлении было сооружено несколько гробниц, которые отличались между собой как местом расположения, так и масштабами. Сам он погребен в Абидосе. Хотя есть доказательства, что у него было две гробницы - она на юге, а вторая на севере. Чтобы олицетворять полную власть над Египтом.

Джер . Его имя расшифровывается как «защитник» или «сильный». Фараона относят к первой династии Раннего царства. Судя по сохранившимся изображениям на глиняной печати, где он изображен в двух коронах (Верхнего и Нижнего Египта), означает, что он властвовал над всем Египтом. Предположительно был на престоле около 47 лет. Период - с 2870 по 2823 до нашей эры.

Джер - это неполное имя фараона, а лишь часть. Дословно можно перевести как «хват». Его имя не сохранилось в царском списке, поэтому есть разные теории о том, в какой именно отрезок времени было его правление.

Фараон был хорошим завоевателем и продолжал войны в Нубии, которые начинал еще фараон Менес (Хор-Аха). За время его царствования продолжалось укрепление Египта, развивалось искусство, ремесло, ювелирное дело. Об этом свидетельствуют многочисленные находки в гробницах. Их было как минимум две, в которых находили упоминания о фараоне Джер.

Джет . Считается третьим (четвертым) фараоном первой династии Раннего царства. Имеет множество имен, какое из них наиболее достоверное - неизвестно. Это Уаджи, Зет, Уджат, Уадж, Уэнефес. Даты его правления примерны, но определяют около 2980 по 2920 до нашей эры.

Правление Уаджи не сильно освещено в истории Египта, так как об этом фараоне очень мало осталось упоминаний. Но известно, что его гробница была очень скромной, находится в Абидосе. В Саккаре якобы также у него есть более роскошная гробница, в которой были найдены глиняные изделия с его именем.

Мернейт . Первая правительница Египта, которая имела женский пол. Относится также к первой династии Раннего царства Древнего Египта. Предположительно могла быть супругой фараону Джету или Джеру. По другим источникам - дочь царя Джера.

Допустимо, что правила она совершенно недолгое время, так как данных об этом практически нет. Доказательством ее власти есть только лишь две найденные гробницы в Саккаре и Абидосе. Погребена она была по всем традициям Раннего царства - с другими людьми, которые, видимо, были принесены в жертву.

Ден . Второе имя царя Дена - Удиму. Правил он предположительно с 2870 по 2820 года до нашей эры. Фараона Дена можно найти в Абидосском списке.

Ден носил двойную красно-белую корону, которая символизировала объединение Египта. Вел войны с кочевниками на Синайском полуострове. Его матерью считается Мернейт, так как была найдена ее гробница, которая располагалась недалеко от Дена. Отличился от предшественников гробницей, которая находилась на земле, а не под ней.

Аджиб . Является следующим фараоном первой династии Раннего царства Древнего Египта. Точной продолжительности его правления не установлено, но есть вероятность, что это 2925-2900 года до нашей эры. Хотя мнения о том, что это был промежуток в 9 лет также отбрасывать не стоит. Имя Аджиб в некоторых упоминаниях является как Анеджиб.

Погребен в Абидосе, где захоронены и другие цари. Отличается небольшими масштабами и гробница сделана из грубого кирпича. Считается, что именно эта гробница является первоначальницей традиции захоронения в пирамидах.

Семерхет . Правил он недолго, около 9 лет с 2900 по 2890 года до нашей эры. Он есть в Абидосском списке под именем Семсу. А многие источники называют его как Ири-Нечер, Семсем, Семемпсес. Оставил после себя многочисленные артефакты. В его гробнице были найдены сосуды, которые принадлежали не ему, поэтому возникали подозрения, что его правление было нелегитимным. Пытался сохранить торговые отношения с другими странами, хотя при правлении фараона Семерхета они значительно оскудели.

Каа . Многие историки называют фараона Каа последним правителем первой династии. Его существование датируется приблизительно в 2890 годы до нашей эры. Его имя содержится в Абидосском списке как Кебех, в Саккарском списке и Туринском папирусе как Кебху. Также были и другие имена - Сен, Ка-а, Сехетеп. Во время царствования Каа Египет продолжал развиваться как экономически, так и с военной стороны. Каа возвел в Абидосе крупную мастабу, которая была внушительных размеров. Также внутри захоронения были найдены сокровища - золото, посуда.

Сенеферка . Фараон Сенеферка по данным раскопок был правителем в конце существования первой династии Раннего Царства. Периодами правления может быть как года 2660 г. до н. э. или 2850 г. до н. э. Оставил после себя скудное наследие. Упоминания о нем встречаются лишь на некоторых фрагментах посуды. За время его правления продолжалось развитие военной отрасли, летописи, торговых отношений, продолжалось орошение долины Нила.

Птица . Подлинность его имени находится под большим сомнением. Но, тем не менее, его расшифровывают как Хор-Ба, Хор-Са, Хор-Геб. Время предположительного правления с 2663 по 2639 год до нашей эры.

Есть вероятность, что местом его захоронения был Мемфис. После себя он практически не оставил культурного наследия. Хотя и были найдены произведения искусства и ремесла. За время правления активно развивался политеизм. Религиозные обряды и поклонения обретали все больше значения для египетского народа.

Список древнеегипетских папирусов, с перечислением наиболее важных найденных древнеегипетских папирусов, а также основные данные о них. Папирусы расположены в списке по возрасту: от самого древнего до самого нового. Сокращения: Б: биографические… … Википедия

Колонизация мира 1492 современность Эта статья содержит список крупнейших империй в мировой истории, а также крупных моноэтнических государств с монархической формой правления до 1945 года. Страны с другими формами государственного правления,… … Википедия

Содержание 1 А 2 Б 3 В 4 Г 5 Д … Википедия

Содержание 1 Состав мирмекофауны 2 Подсемейство Amblyoponinae 3 … Википедия

В данный список включены все виды муравьёв Великобритании. Наибольшее разнообразие видов наблюдается в наиболее теплых частях страны, в южных графствах Дорсет (33 вида муравьёв), Хэмпшир (31), Суррей (29), Остров Уайт (27) и Кент (26). Самыми… … Википедия

Список египтологов список учёных профессионально занимавшихся и занимающихся египтологией. Дополнительно в списке указаны некоторые египтологи любители писатели популяризаторы, а также путешественники и собиратели древностей XVIII XIX … Википедия

Персонажи цикла книг Дмитрия Колосова «Атланты». Многие из них фигурировали в сюжете под именами различных исторических деятелей и мифических героев. Все упомянутые персонажи присутствовали по крайней мере в двух из трех вышедших частей цикла:… … Википедия

Компьютерные игры # | A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | … Википедия

И Ватикана Содержание 1 Городские музеи 2 Музеи Ватикана 3 Вилла Боргезе … Википедия

Ниже приведен список и описание эпизодов американского научно фантастического телевизионного сериала «Путешествия в параллельные миры». Сериал выходит на экраны с 22 марта 1995 года. Всего на экраны вышло 88 эпизодов. Обзор 1. Сезоны Сезон Кол во … Википедия

Книги

  • История фараонов. Правящие династии раннего, Древнего и Среднего царства Египта. 3000-1800 до н. э. , Вейгалл Артур. Артур Вейгалл, известный английский египтолог, автор целого ряда исследований, посвященных Древнему Египту, поставил перед собой цель - написать последовательнуюи наиболее полную историю…
  • История фараонов. Правящие династии Раннего, Древнего и Среднего царств Египта. 3000-1800 гг. до нашей эры , Вейгалл А.. Артур Вейгалл, известный английский египтолог, автор целого ряда исследований, посвященных Древнему Египту, поставил перед собой цель - написать последовательнуюи наиболее полную историю…

История египетских фараонов и Древнего Египта в целом захватывающа и таинственна. А деяния великих египетских правителей поистине грандиозны. Это время - время великих походов и масштабных сооружений, прославивших древнеегипетскую культуру на тысячелетия и ставших примером и основой для новаторских идей современности.

Немного о династиях

Сам термин "династия" применялся греками в отношении правителей Объединенного Египта. Всего насчитывается 31 династия египетских фараонов за все периоды существования государства до греко-римского. Они не имеют названий, а нумеруются.

  • В Раннединастический период насчитывается 7 правителей 1-й династии, 5 - 2-й.
  • В Древнеегипетском царстве - 5 фараонов 3-й династии, 6 - 4-й, 8 - 5-й, 4 - 6-й.
  • В Первый Переходный период в составе 7-8-й династий насчитывалось 23 представителя, а в составе 9-10-й - 3. В 11-й - 3, в 12-й - 8.
  • Во Второй Переходный в династическом списке египетских фараонов перечислено 39, входящих в состав 13-й, 11 - 14-й, 4 - 15-й, 20 - 16-й, 14 - 17-й.
  • Период Нового царства открыла одна из самых известных династий - 18-я, в перечне которой насчитывается 14 фараонов, из которых одна женщина. В 19-й - 8. В 20-й - 10.
  • В Третьем Переходном периоде в 21-ю династию входили 8 фараонов, в 22-ю - 10, в 23-ю - 3, в 24-ю - 2, в 25-ю - 5, в 26-ю - 6, в 27-ю - 5, в 28-ю - 1, в 29-ю - 4, в 30-ю - 3.
  • Второй Персидский период насчитывает всего 4 фараона 31-й династии.

В греко-римский период во главе государства обосновываются ставленники Александра Македонского, а затем римского императора. В эллинистический период после Македонского, Филиппа Архерауса и Александра IV это Птолемей и его потомки, причем среди правящих особ были и женщины (например, Береника и Клеопатра). В римский период это все римские императоры от Августа до Лициния.

Женщина-фараон: царица Хатшепсут

Полное имя этой женщины-фараона - Мааткара Хатшепсут Хенметамон, что означает "Лучшая из благородных". Ее отцом был знаменитый фараон XVIII династии Тутмос I, а матерью - царица Яхмес. Она была верховной жрицей самого бога солнца Амон-Ра. Из всех египетских цариц только ей удалось стать правительницей Объединенного Египта.

Хатшепсут утверждала, что она дочь самого бога Ра, что немного напоминает историю о рождении Иисуса: Амон сообщил собранию богов, правда, не через своего посланника, а лично, что у него вскоре родится дочь, которая станет новым правителем всей земли Та Кемет. И в ее правление государство будет еще больше процветать и возвышаться. Как знак признания этого, во время правления Хатшепсут ее часто изображали в облике потомка Амон-Ра Осириса - бога плодородия и властителя Подземного царства Дуат - с накладной бородкой и ключом от Нила - ключом жизни анхом, с царскими регалиями.

Правление царицы Хатшепсут прославил ее любимый архитектор Сенмут, построивший знаменитый храм в Дейр-эль-Бахри, который известен в мировой истории как Джесер-Джесеру ("Святая Святых"). Храм отличается от знаменитых храмов в Луксоре и Карнаке времен правления Аменхотепа III и Рамзеса II. Он относится к типу полускальных храмов. Именно в его рельефах увековечены такие важные культурные начинания царицы, как морская экспедиция в далекую страну Пунт, под которой, многие считают, скрывается Индия.

Также царица Хатшепсут особое внимание обращала на возведение грандиозных архитектурных памятников в государстве: она восстановила много разрушенных завоевателями - племенами гиксосов - зданий и монументов, возвела Красное святилище в храме Карнака и два обелиска из розового мрамора в его комплексе.

Интересна судьба пасынка царицы Хатшепсут, сына фараона Тутмоса II, и наложницы Исиды Тутмоса III. Находившийся почти двадцать лет в тени мачехи, создавшей для него унизительные условия существования, после смерти ее Тутмос резко изменил политику государства, а все, что было связано с Хатшепсут, постарался полностью уничтожить. В данном случае напрашивается параллель с восшествием на российский престол императора Павла I и памятью о его матери императрице Екатерины II.

Ненависть Тутмоса распространилась и на сооружения, которые сейчас составляют мировой культурный фонд. Прежде всего речь идет о храме в Дейр эль Бахри, в котором по указу Тутмоса III были варварски уничтожены все скульптурные изображения, имеющие портретное сходство с Хатшепсут, сколоты иероглифы, увековечивавшие ее имя. Это важно! Ведь по представлениям древних египтян имя человека ("рен"), является пропуском для него в поля Вечности Иалу.

В отношении жизни государства прежде всего интересы Тутмоса были направлены не на мир и спокойствие в родном Египте, а наоборот, на войну для увеличения и приумножения. За свое правление в результате большого количества захватнических войн молодой фараон достиг небывалого: он не только расширил границы Древнего Египта за счет государств Месопотамии и своих соседей, но и заставил их платить огромную дань, сделав свое государство могущественнейшим и богатейшим среди прочих на Востоке.

С именем египетского фараона Аменхотепа III связан один из удивительных уголков Санкт-Петербурга - пристань у Академии художеств на Университетской набережной Васильевского острова. В 1834 году на ней были установлены скульптуры привезенных из Древнего Египта сфинксов, лица которых, по преданию, имеют портретное сходство с этим фараоном. Найдены они были греческим археологом Аттанази на средства, предоставленные ему английским консулом в Египте Солтом. После раскопок владельцем исполинов стал Солт, который выставил их на торги в Александрии. Писатель Андрей Николаевич Муравьев написал письмо о ценных скульптурах, но пока вопрос о приобретении сфинксов в России решался, их купила Франция, и лишь по случайности они все же попали в Санкт-Петербург. Случилось это из-за начавшейся во Франции революции. Невывезенные скульптуры французское правительство по большой уценке стало продавать, и вот тут-то Россия их смогла приобрести на гораздо более выгодных условиях, чем прежде.

Кто же такой - фараон Аменхотеп III, напоминанием о котором служат и по сей день эти скульптуры? Известно, что он был особым ревнителем искусства и культуры, и поднял статус государства на международной арене на невиданную высоту, не сравнимую даже с эпохой правления Тутмоса III. Особое влияние на деятельность фараона Аменхотепа III оказывала его энергичная и умная жена - Тийя. Она была родом из Нубии. Возможно, благодаря ней правление Аменхотепа III принесло в Египет мир и покой. Но нельзя умалчивать и о нескольких военных походах, которые все же состоялись в годы его власти: на страну Куш, на государство Унешеи, а также подавление мятежников в районе второго нильского порога. Все описания его военных доблестей указывают на высокий уровень владения воинской наукой.

Рамзес II: политические решения

Время правления этой четы весьма спорное. С одной стороны, войны с хеттами за власть над Палестиной, Финикией и Сирией, стычки с морскими пиратами - шерденами, военные походы в Нубию и Ливию, с другой стороны - широкомасштабное каменное строительство храмов и гробниц. Но общее одно - разорение из-за непомерных налогов в пользу царской казны трудового населения государства. При этом знать и жрецы, наоборот, имели возможность повысить свой материальный достаток. Увеличивало траты из казны и то, что египетский фараон Рамзес II привлекал в свою армию наемников.

С точки зрения внутренней политики Рамзеса II следует отметить, что время его правления было временем очередного подъема Древнего Египта. Понимая необходимость находиться постоянно на севере государства, фараон переносит столицу из Мемфиса в новый город - Пер-Рамсес в дельте Нила. В результате была ослаблена власть аристократии, что, однако, не повлияло на укрепление власти жрецов.

Рамзес II и его "каменная" деятельность

Необычайно плодотворное храмовое зодчество правления Рамзеса II связано прежде всего с сооружением таких знаменитых храмов, как Большой и Малый Абу-Симбел в Абидосе и Фивах, пристройки к храмам в Луксоре и Карнаке, храм в Эдфу.

Храм в Абу-Симбел, состоящий из двух храмов скального типа, был сооружен в том месте Нила, где в XX веке совместно с СССР будет возведена знаменитая Асуанская плотина. Неподалеку находящиеся каменоломни Асуана дали возможность украсить порталы храмов гигантскими изваяниями фараона и его жены, а также изображениями богов. Большой храм был посвящен самому Рамзесу и еще трем богам - Амону, Ра-Хорахте и Птаху. Именно этих трех богов изваяли в скульптурах и поместили в святилище скального храма. Вход в храм украшали сидящие каменные гиганты - изваяния Рамзеса II - по три с каждой стороны.

Малый же храм был посвящен Нефертари-Меренмут и богине Хатхор. Украшен у входа стоящими в полный рост фигурами Рамзеса II и его жены, чередующимися по четыре с каждой стороны от входа. Кроме того, Малый храм в Абу Симбел рассматривался еще и как гробница Нефертари.

Аменемхет III и коллекция Эрмитажа

Есть в экспозиции Эрмитажа в Санкт-Петербурге скульптура из черного базальта, изображающая этого фараона сидящим в канонической позе. Благодаря хорошо сохранившимся письменам мы узнаем, что Аменемхет III - правитель Среднего царства, который много сил и времени отдавал строительству прекраснейших храмов. К ним прежде всего следует отнести храм-лабиринт в районе Фаюмского оазиса.

Благодаря мудрой внутренней политике Аменемхету III удалось сильно снизить влияние управителей отдельных номов - номархов и объединить их, основав Среднее царство. Военных походов в целях расширения границ этот фараон почти не предпринимал. Исключением может служить война в Нубии и военные походы в страны Азии, в результате которых они и были открыты. Среди них была и Сирия.

Основное направление деятельности Аменемхета III - строительство и улучшение жизни колоний. Благодаря этому колонии были созданы на Синайском полуострове, богатом медными рудниками, которые и разрабатывались для Среднего царства Аменемхета III. Разрабатывались здесь и месторождения бирюзы. Масштабными были и работы по ирригации земель в районе Фаюмского оазиса. Была возведена насыпь, благодаря которой осушенные почвы на большой территории оазиса стали доступными для земледелия. На этих же территориях Аменемхетом III был основан город бога Себека - Крокодилополь.

Эхнатон-реформатор и царица Нефертити

Среди имен великих египетских фараонов особо выделяется имя Аменхотепа IV, или Эхнатона. Сын Аменхотепа III считался еретиком - он, изменив вере отца, уверовал в бога Атона, воплощенного в солнечном диске и изображавшегося на рельефах в виде солнечного многорукого диска. Имя, данное отцом и означавшее "Преданный Амону", он изменил на то, которое означало "Угодный Атону".

И столицу перенес в новый город, названный Атон-пер-Ахетатон, в область Египта Эль-Амарна. Решение такое было принято в связи с сильно укрепившейся властью жрецов, которые фактически подменяли собою власть фараона. Реформаторские идеи Эхнатона коснулись и искусства: впервые в рельефах и фресковых росписях гробниц и храмов стали изображать романтические отношения фараона и его жены - царицы Нефертити. Причем по особенностям изображения они уже не походили на канонические, скорее, их можно было бы назвать предтечей натуралистической живописи.

Клеопатра - царица египетская

Среди всех египетских фараонов и цариц самой известной, пожалуй, считается Клеопатра. В мировой истории ее часто называют и роковой, и египетской Афродитой. Она являлась наследницей великой династии египетских фараонов из македонского рода Птолемеев, назначенных на эту должность Александром Македонским. Клеопатра - жена Марка Антония и любовница Юлия Цезаря - была последней царицей Египта периода эллинизма. Она была высоко образована, музыкально одарена, знала восемь иностранных языков и с удовольствием посещала Александрийскую библиотеку, участвуя в философских беседах ученых мужей. Личность Клеопатры вызывает много фантазий и легенд, а вот фактической информации о вкладе ее в развитие Египта совсем немного. До сих пор она остается самой таинственной и загадочной из всех правительниц египетской земли.

Список египетских фараонов можно было бы продолжить, ведь были среди них еще персоны, достойные отдельного разговора. История Египта вызывает постоянное внимание людей разных поколений, и интерес к ней не иссякает.