Незаконная забастовка. Забастовка

  • ЧАСТЬ V. ЧАСТЬ ПЯТАЯ
    • Раздел XIII. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И СВОБОД. РАССМОТРЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ ТРУДОВЫХ СПОРОВ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
      • Глава 61. РАССМОТРЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

Статья 413. Незаконные забастовки

В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации являются незаконными и не допускаются забастовки:

а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

б) в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.

Забастовка является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных настоящим Кодексом.

Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.

Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 15 дней, а начавшуюся - приостановить на тот же срок.

В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий, Правительство Российской Федерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.

Незаконная забастовка - забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований действующего законодательства о порядке разрешения коллективных трудовых споров. Признаются незаконными забастовки, объявленные без соблюдения положений о порядке оформления, заявления и рассмотрения требований трудового коллектива; нарушения предварительных примирительных процедур, а также принятия решения о

проведении забастовки, предупреждения о ее начале и ограничений на забастовки.

Признание забастовки незаконной производится решением Верховного суда республики, края, областным судом, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономного округа. Такое решение суд принимает по заявлению работодателя или прокурора и доводит до органа, возглавляющего забастовку.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Закон предусмотрел ответственность работников за проведение приостановленной или отложенной забастовки или не прекративших ее на следующий день после доведения до них вступившего в законную силу решения суда о признании забастовки незаконной либо об отсрочке или приостановке забастовки. Они могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины, а их невыход на работу из-за этого может квалифицироваться как прогул, за что работника можно и уволить.

К организаторам незаконной забастовки могут быть применены и меры дисциплинарного взыскания. Лица же, принуждающие к забастовке путем насилия или угрозой применения насилия, привлекаются к уголовной ответственности и наказываются лишением свободы на срок до одного года

или исправительными работами на срок до двух лет согласно уголовному законодательству Российской Федерации.

Трудовой кодекс предусмотрел определенные гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки.

Для участников забастовки сохраняется на время забастовки место работы и должность. Заработная плата им за это время может работодателем не выплачиваться.

Тем работникам, кто не принимает участие в забастовке, но в связи с ней не может выполнять свою работу, время простоя оплачивается как за простой не по вине работника, т. е. не ниже двух третей их ставки. Они могут быть переведены из-за простоя на другую работу с сохранением среднего заработка, если на ней выполняются нормы труда, или их тарифной ставки, если эти нормы не выполняются.

Трудовой кодекс и Закон "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" запрещают локаут, т. е. увольнение бастующих работников или работников, участвующих в коллективном трудовом споре, а также ликвидацию или реорганизацию организации, филиала, представительства в период забастовки.

Что касается работодателя, уклоняющегося от участия в работе примирительной комиссии, в трудовом арбитраже или виновного в задержке выполнения решений примирительных органов, то он подвергается штрафу, налагаемому в судебном порядке. Подвергается также штрафу работодатель, виновный в невыполнении обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры или неисполнении решения суда по коллективному трудовому спору. По требованию профсоюза, иного представительного органа работников собственник вправе применять меры воздействия к руководителям, по вине которых возник коллективный трудовой спор, вплоть до освобождения от должности.

Забастовка может быть признана незаконной. Решение о при знании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.

Забастовка может быть признана незаконной, если в ходе су­дебного разбирательства будет установлено следующее:

— имелись ограничения для реализации права на забастовку, установленные федеральным законом;

— забастовка была объявлена с нарушением сроков, процедур и требований, установленных ТК РФ, в частности не были проведены примирительные процедуры до объявления забастовки;

— решение о проведении забастовки принято в отсутствие не­обходимого кворума;

— за решение о проведении забастовки проголосовало менее половины работников, присутствующих на собрании (конфе­ренции), или за его утверждение (при невозможности проведе­ния собрания, созыва конференции) представительный орган работников собрал недостаточное количество подписей работ­ников;

— не был обеспечен минимум необходимых работ (услуг) в орга­низациях, филиалах, представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жиз­ненно важных интересов общества;

— работодатель не был предупрежден в письменной форме не позднее чем за 10 календарных дней о начале предстоящей забас­товки.

Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проин­формировать участников забастовки о решении суда. Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекра­тить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглав­ляющему забастовку.

В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 30 дней, а начавшуюся - приостановить на тот же срок.

В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизнен­но важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий, Правительство Российской Федерации вправе при­остановить забастовку до решения вопроса соответствующим су­дом, но не более чем на 10 календарных дней.

В соответствии со статьей 55 Конституции РФ являются неза­конными и не допускаются забастовки:

а) в периоды введения военного или чрезвычайного положе­ния либо особых мер в соответствии с законодательством о чрез­вычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных или иных формированиях, организациях (филиалах, представитель­ствах или иных обособленных структурных подразделениях), не­посредственно ведающих вопросами обеспечения безопасности страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, по­исково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий или чрезвычайных ситуа­ций; в правоохранительных органах, в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подраз­делениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотлож­ной медицинской помощи;

б) в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энер­гообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транс­порт, связь, больницы), в случае если проведение забастовок со­здает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания для рас­торжения трудового договора, за исключением случаев неиспол­нения обязанности прекратить забастовку.

Запрещается применять к работникам, участвующим в забас­товке, меры дисциплинарной ответственности. На время забас­товки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность.

Работодатель имеет право не выплачивать работникам заработ­ную плату за время их участия в забастовке, за исключением ра­ботников, занятых выполнением обязательного минимума работ (услуг).

Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спо­ра, могут быть предусмотрены компенсационные выплаты работ­никам, участвующим в забастовке.

Работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ее проведением не имевшим возможности выполнять свою работу и заявившим в письменной форме о начале в связи с этим простоя, оплата простоя не по вине работника производится в порядке и размерах, которые предусмотрены ТК РФ. Работодатель имеет право переводить указанных работников на другую работу в порядке, предусмотренном ТК РФ.

В процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут - уволь­нение работников по инициативе работодателя в связи с их уча­стием в коллективном трудовом споре или в забастовке. Работники, приступившие к проведению забастовки или не прекратившие ее на следующий день после доведения до органа, возглавля­ющего забастовку, вступившего в законную силу решения суда о признании забастовки незаконной либо об отсрочке или о приос­тановке забастовки, могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины.

Представительный орган работников, объявивший и не пре­кративший забастовку после признания ее незаконной, обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной заба­стовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.

Вопросы и задания

1. Дайте определение понятия «индивидуальный трудовой спор». Опи­шите порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комис­сии по трудовым спорам (КТС).

2. Опишите порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в суде.

3. Дайте определение понятия «коллективный трудовой спор». Какие этапы включает в себя порядок разрешении коллективного трудового спора?

4. Опишите порядок рассмотрения коллективного трудового спора в примирительной комиссии.

При каких условиях забастовка может быть признана незаконной?

Опишите порядок разрешения коллективного трудового спора с участием посредника.

6. Как происходит разрешение коллективного трудового спора в тру­довом арбитраже?

7. Что такое забастовка? В каком порядке она проводится?

8. В каких случаях забастовка может быть признана незаконной?

Глава 15

Образцы документов

Сведения о приостановке (забастовке) и возобновлении работы трудовых коллективов. Форма N 1-ПР

—————————————————————————¬¦ ФЕДЕРАЛЬНОЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ¦L—————————————————————————

—————————————————————————¬¦ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ГАРАНТИРУЕТСЯ ПОЛУЧАТЕЛЕМ ИНФОРМАЦИИ ¦L—————————————————————————

—————————————————————————¬¦ Нарушение порядка представления статистической информации, а равно ¦¦ представление недостоверной статистической информации влечет ¦¦ ответственность, установленную статьей 13.19 Кодекса Российской ¦¦ Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, ¦¦ а также статьей 3 Закона Российской Федерации от 13.05.92 N 2761-1 "Об ¦¦ ответственности за нарушение порядка представления государственной ¦¦ статистической отчетности" ¦L—————————————————————————

—————————————————————————¬¦ ВОЗМОЖНО ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ ¦L—————————————————————————

—————————————————————————¬¦ СВЕДЕНИЯ О ПРИОСТАНОВКЕ (ЗАБАСТОВКЕ) И ВОЗОБНОВЛЕНИИ ¦¦ РАБОТЫ ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ ¦¦ за ____________ 20__ г. ¦L—————————————————————————

————————————T—————¬ ——————¬¦ Предоставляют: ¦ Сроки ¦ ¦ Форма N 1-ПР ¦¦ ¦предоставления ¦ L——————+———————————-+—————+¦юридические лица (кроме субъектов ¦ на 2 день ¦ Приказ Росстата:¦малого предпринимательства), ¦ после ¦ Об утверждении формы¦осуществляющие все виды ¦ отчетного ¦ от 18.08.2008 N 193¦экономической деятельности: ¦ периода ¦ О внесении изменений¦ — территориальному органу ¦ ¦ (при наличии)¦ Росстата в субъекте Российской¦ ¦ от ________ N ___¦ Федерации по установленному им¦ ¦ от ________ N ___¦ адресу ¦ ¦¦ ¦ ¦ ——————¬¦ ¦ ¦ ¦ Месячная ¦L———————————-+—————- L——————

—————————————————————————¬¦Наименование отчитывающейся организации _________________________________¦+————————————————————————-+¦Почтовый адрес __________________________________________________________¦+———-T—————————————————————+¦ Код ¦ Код ¦¦ формы по +———————T——————-T———————+¦ ОКУД ¦ отчитывающейся ¦ ¦ ¦¦ ¦организации по ОКПО ¦ ¦ ¦+———-+———————+——————-+———————+¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦+———-+———————+——————-+———————+¦ 0606009 ¦ ¦ ¦ ¦L———-+———————+——————-+———————-

——-T———————————-T———T———-T———-¬¦ N ¦ Показатели ¦ Единица ¦ Код ¦ ¦¦строки¦ ¦измерения¦ по ОКЕИ ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ ¦Дата приостановки работы (начала ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦забастовки): ¦ ¦ ¦ ¦¦ 01 ¦ число ¦ ¦ ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ 02 ¦ месяц ¦ мес. ¦ 362 ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ ¦Дата возобновления работы: ¦ ¦ ¦ ¦¦ 03 ¦ число ¦ ¦ ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ 04 ¦ месяц ¦ мес.

Статья 17. Незаконные забастовки

¦ 362 ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ 05 ¦Продолжительность забастовки ¦ сутки ¦ 359 ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ 06 ¦Среднесписочная численность ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦работников организации, за месяц, ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦предшествующий забастовке ¦ чел. ¦ 792 ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ 07 ¦Численность работников, ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦непосредственно вовлеченных в ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦забастовку в отчетном периоде ¦ чел. ¦ 792 ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ 08 ¦Численность работников, косвенно ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦вовлеченных в забастовку в ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦отчетном периоде ¦ чел. ¦ 792 ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ ¦ Материальный ущерб ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦По забастовкам продолжительностью ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ менее одной смены (дня): ¦ ¦ ¦ ¦¦ 09 ¦Потери рабочего времени ¦человеко-¦ 539 ¦ ¦¦ ¦ ¦ час ¦ ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ 10 ¦Не произведено продукции (не ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦выполнено работ) в фактически ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦действующих ценах ¦ руб. ¦ 383 ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ ¦По забастовкам продолжительностью ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ одна смена (день) и более: ¦ ¦ ¦ ¦¦ 11 ¦Потери рабочего времени в ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦отчетном периоде для работников, ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦непосредственно вовлеченных в ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦забастовку ¦человеко-¦ 540 ¦ ¦¦ ¦ ¦ день ¦ ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ 12 ¦Не произведено продукции (не ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦выполнено работ) в фактически ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦действующих ценах в отчетном ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦периоде ¦ руб. ¦ 383 ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ 13 ¦Число организаций, которым из-за ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦забастовки была прекращена ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦поставка продукции в отчетном ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦периоде ¦ ед. ¦ 642 ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ ¦ По переходящим забастовкам ¦ ¦ ¦ ¦¦ 14 ¦Численность работников, ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦непосредственно вовлеченных в ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦забастовку со дня начала ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦забастовки ¦ чел. ¦ 792 ¦ ¦+——+———————————-+———+———-+———-+¦ 15 ¦Численность работников, косвенно ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦вовлеченных в забастовку со дня ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦начала забастовки ¦ чел. ¦ 792 ¦ ¦L——+———————————-+———+———-+————

—————————————T———————————-¬¦Причины забастовки (может быть указано¦ Код: ¦¦ несколько причин): ¦ ¦+—————————————+———————————-+¦ ¦ ¦+—————————————+———————————-+¦ ¦ ¦+—————————————+———————————-+¦ ¦ ¦+—————————————+———————————-+¦ ¦ ¦+—————————————+———————————-+¦ ¦ ¦+—————————————+———————————-+¦ ¦ ¦L—————————————+————————————

Должностное лицо, ответственное за предоставление статистической информации (лицо, уполномоченное предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица) ____________ ____________ _________ (должность) (Ф.И.О.) (подпись)

____________ "__" _______ 20__ год (номер (дата составления контактного документа) телефона)

Статья 17. Незаконные забастовки

1. Забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных статьями 3 — 8, 12 — 16 настоящего Федерального закона.

2. В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации являются незаконными забастовки, создающие реальную угрозу основам конституционного строя и здоровью других лиц.

3. Являются незаконными забастовки работников Вооруженных Сил Российской Федерации, правоохранительных органов, органов федеральной службы безопасности, — если при этом создается угроза обороне страны и безопасности государства.

Признание забастовки незаконной

Право на забастовку может быть ограничено в соответствии с законом о чрезвычайном положении.

5. Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.

6. Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.

7. Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

8. В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе отложить неначавшуюся забастовку на срок до 30 дней, а начавшуюся — приостановить на тот же срок.

9. В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных территорий, Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.

10. В случаях, когда забастовка не может быть проведена в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи, решение по коллективному трудовому спору в десятидневный срок принимает Президент Российской Федерации.

Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора.

Решение об участии работников данного работодателя в забастовке, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), принимается собранием (конференцией) работников данного работодателя без проведения примирительных процедур.

Собрание работников данного работодателя считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа работников. Конференция работников данного работодателя считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей делегатов конференции.

Работодатель обязан предоставить помещение и создать необходимые условия для проведения собрания (конференции) работников и не имеет права препятствовать его (ее) проведению.

Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.

В период рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией работниками может быть однократно проведена часовая предупредительная забастовка.

Статья 413 ТК РФ. Незаконные забастовки

Проведение предупредительной забастовки допускается при рассмотрении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства после трех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за два рабочих дня, а при рассмотрении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства — после четырех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

При проведении предупредительной забастовки орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг) в соответствии с настоящим Кодексом.

О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за пять рабочих дней. О начале забастовки, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), объединение работодателей, иные представители работодателей, определенные в соответствии со статьей 34 настоящего Кодекса, должны быть предупреждены в письменной форме не позднее чем за семь рабочих дней.

В решении об объявлении забастовки указываются:

перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;

дата и время начала забастовки, предполагаемое количество участников. При этом забастовка не может быть начата позднее двух месяцев со дня принятия решения об объявлении забастовки;

наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;

предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя.

Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

В случае, когда забастовка не была начата в срок, определенный решением об объявлении забастовки, дальнейшее разрешение коллективного трудового спора осуществляется в порядке, установленном статьей 401 настоящего Кодекса.

ГЛАВА V
Основные положения трудового законодательства:
Право на забастовку

Введение

Забастовка является основным средством, с помощью которого трудящиеся и их организации могут защитить свои социальные и экономические интересы. Это наиболее явная и жесткая форма коллективного действия в связи с трудовым конфликтом. Забастовка часто рассматривается как "последнее средство" организаций работников для достижения их требований.

Но забастовки нельзя рассматривать в отрыве от трудовых отношений в целом.

Статья 413 ТК РФ. Незаконные забастовки (действующая редакция)

Они весьма дорогостоящие для работников, работодателей и общества, вызывают раскол в социальной среде и являются результатом провала процесса определения условий труда посредством коллективных переговоров. Действительно, в большей мере, чем другие аспекты трудовых отношений они часто симптом более глубоких и широких процессов, в результате чего даже когда забастовки запрещены национальным законодательством или решениями судов, они все же происходят, если экономическое и социальное давление достаточно сильно. Право на забастовку признается контрольными органами МОТ как прямое следствие права на свободу объединения, обеспечиваемое Конвенцией N 87, которое проистекает из права организаций трудящихся следовать своим собственным программам деятельности в целях защиты экономических и социальных интересов работников. Однако право на забастовку не является абсолютным правом, и считается, что оно может быть обусловлено определенными правовыми условиями и ограничениями. В исключительных случаях на использование этого права даже может быть наложен запрет. (См. ст. 3 Конвенции N 87 и парагр. 151 Общего обзора).

Право на забастовку признается рядом международных и региональных документах, включая Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 8 (1)(г)), Межамериканскую хартию социальных гарантий 1948 года (ст. 27), Европейскую социальную хартию 1961 года (ст. 6(4) и Дополнительный протокол к Американской конвенции о правах человека в экономической, социальной и культурной областях прав (1988) (ст. 8(1)(б).

Право на забастовку в конституциях и законодательстве

Право на забастовку в настоящее время недвусмысленно признается в конституциях и/или законодательстве большинства стран. Это право может рассматриваться как индивидуальное право отдельно взятого трудящегося, так и коллективное право трудящихся. В последнем случае отдельно взятый трудящийся может воспользоваться защитой закона, действующей в отношении его,/ее участия в забастовке, только в случае, если забастовка официально организована профсоюзом.

Пример

Определение забастовки, попадающей под защиту закона

Для того чтобы забастовка в защиту интересов работников попадала под защиту закона она должна соответствовать определению законной забастовки или аналогичной промышленной акции. Под защиту закона не подпадают другие действия, такие как действия насильственного характера или приостановление работы, которые не соответствуют определению законной забастовки. В большинстве случаев именно прекращение работы рассматривается как забастовка. Другие действия, которые способны парализовать или привести к сокращению экономической активности предприятия, как, например, замедленная работа или «работа по правилам» в некоторых случаях могут рассматриваться как забастовка и попадать под защиту закона, а в некоторых нет. Контрольные органы МОТ считают, что правовые ограничения в отношении таких акций могут быть обоснованными только в случае, если эти действия перестают носить мирный характер.

Пример

Возможные исключения из права на забастовку: государственные служащие, сфера существенных услуг, минимум необходимых работ (услуг), споры о праве.

В одних странах право на забастовку распространяется на всех работников, независимо от того, работают ли они в государственном или частном секторе, и вне зависимости от того, как забастовка тех или иных работников сказывается на общественных интересах. В других странах, однако, государственные служащие или работники, занятые в отраслях, осуществляющих жизненно важные для общества работы, лишены права на забастовку. Во многих странах проведение забастовок запрещено в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Государственные служащие

Хотя государственные служащие, наряду с остальными работниками, должны иметь право на свободу объединения, права на забастовку могут быть лишены государственные служащие, которые «осуществляют властные функции от лица государства» (См. Общий обзор, парагр. 158.) К этой категории могут относиться судьи и другие лица, занимающее административные должности в системе правосудия, однако, в эту категорию не входят государственные служащие, работающие на коммерческих и промышленных предприятиях, находящихся в государственной собственности. (См. Сборник, парагр. 532, 537)

Законодательство должно как можно более точно и четко определить категории государственных служащих, право которых на забастовку ограничено. Это должно основываться на следующих критериях:

  • характер задач, выполняемых работниками, и
  • какое возможное воздействие будет иметь прекращение работы этими служащими в случае забастовки.

Пример

Жизненно важные работы и чрезвычайные ситуации

Законодательство отдельных стран накладывает те или иные ограничения на использование права на забастовку работниками отраслей, осуществляющих жизненно важные для общества работы. При толковании принципов МОТ, действующих в отношении свободы объединения, применительно к ситуациям такого рода контрольные органы МОТ считают, что ограничение или запрещение права на забастовку возможно в тех сферах, где прекращение работы может создать угрозу жизни, личной безопасности или здоровью всего населения или его части. (См. Общий обзор, парагр. 159) Законодательством может быть установлено общее определение жизненно важных работ (существенных услуг), при этом рассмотрение каждого конкретного случая осуществляется органами государственной власти или судами. Альтернативным вариантом может стать утверждение, иногда с участием организаций работодателей и работников, порядка определения того, какие работы следует относить к жизненно важным. В некоторых случаях законодательством определен перечень работ, считающихся жизненно важными, то есть сфер, в которых приостановка работы недопустима.

Контрольные органы МОТ считают, что в тех случаях, когда на право на забастовку накладываются ограничения или это право подпадает под запрет, соответствующие работники должны иметь компенсационные гарантии в виде использования процедур примирения и посредничества, которые в случае неудачи, приводят в действие механизм арбитража, рассматриваемый сторонами как столь же эффективное средство разрешения конфликтов. Стороны должны иметь возможность участвовать в установлении и осуществлении порядка, который бы обеспечивал должные гарантии беспристрастного и скорого разрешения конфликтов; такой порядок должен быть обязательным для обеих сторон, и выполняться незамедлительно и полностью. (См. Общий обзор, парагр. 164)

Некоторые виды деятельности, которые в одних странах не рассматриваются как виды деятельности, прекращение работы которых может поставить под угрозу жизнь, личную безопасность или здоровье всего населения или его части, в других странах в силу определенных условий, наоборот, могут относиться к таким видам деятельности. Примером этого может служить портовая или морская транспортная служба на острове, где обеспечение нормальной жизни в значительной степени зависит от поставок основных товаров, осуществляемых этими службами. Нередко, степень угрозы, создаваемая такой забастовкой, зависит от ее продолжительности. Забастовка продолжительностью в несколько дней может не создать особых проблем, в то время как забастовка, продолжающаяся несколько недель или месяцев, может причинить населению серьезный ущерб. По этой причине в некоторых странах власти вправе объявить ту или иную сферу деятельности жизненно важной или запретить проведение забастовки или иного выступления работниками той или иной службы, когда продолжительность действия забастовки или выступления создает для населения ситуацию, близкую к чрезвычайной.

Обычно, законодательство, запрещающее или ограничивающее право работников сферы жизненно важных работ на забастовку, сопровождает ограничения такого рода требованием об обязательной передаче споров в арбитраж. Это может служить своего рода компенсационной гарантией за утрату права на забастовку.

Пример

Минимум необходимых работ (услуг)

Вместо введения запрета на забастовки в таких службах коммунального хозяйства, где полный запрет был бы необоснован в силу того, что прекращение работы этими службами не способно причинить населению большого вреда, в некоторых странах предусмотрено предоставление минимального объема работ для обеспечения основных потребностей населения во время проведения забастовки. Контрольные органы МОТ считают, что предоставление минимального объема работ в таких областях может являться приемлемой альтернативой, кроме случаев, когда под сомнение ставится право на забастовку большей части работников таких служб. По мнению МОТ, правила в отношении предоставления минимума работ (услуг) должны отвечать, по крайней мере, двум требованиям:

  • речь должна идти об определении действительно минимального объема работ (услуг), который ограничивается проведением только тех операций, которые строго необходимы для обеспечения основных потребностей населения или выполнения минимальных требований, предъявляемых к таким службам в отношении проведения законных забастовок; при этом не должна ослабляться эффективность давления, оказываемого забастовщиками.
  • соответствующие организации работников должны иметь возможность участвовать наряду с работодателями и органами государственной власти в определении того, каков должен быть необходимый объем минимальных работ (услуг).

Положения в отношении предоставления минимального объема работ должны:

  • быть четко сформулированы;
  • применяться строго в соответствии с регламентом; и
  • быть заранее известны тем, на кого они распространяются.

Крайне желательно, чтобы:

  • переговоры об определении и организации обеспечения минимального объема работ (услуг) не проводились в период трудового спора, дабы стороны имели возможность изучить вопрос объективно и без пристрастия; и
  • стороны предусмотрели создание совместного или независимого органа, наделенного полномочием принимать обязательные к исполнению решения и ответственного за быстрое рассмотрение проблем, возникших в результате определения минимально необходимого объема работ (услуг) и применения данных требований на практике.

В случаях, когда введение запрета на проведение забастовок было бы необоснованно, введение требований в отношении предоставления минимального объема работ может быть уместным для обеспечения основных потребностей потребителей или обеспечения надежной работы оборудования. Такие положения могут также использоваться вместо полного запрета на проведение забастовок в службах, определенных должным образом как жизненно важные. (См. Общий обзор, парагр. 160-162)

Пример

Споры о праве

Во многих случаях разногласия по вопросам прав, предусмотренных законом, коллективным договором, или трудовым договором не считаются достаточным основанием для объявления забастовки, так как ожидается, что, после безрезультатного использования согласительных процедур, стороны будут иметь возможность обратиться в соответствующий судебный орган за окончательным решением спора.

Пример

Условия существования права на забастовку

Обычно в национальных законодательствах содержится ряд условий, исполнение которых обязательно для работников и их организаций при реализации ими права на забастовку. Эти условия не должны незаконным образом препятствовать использованию права на проведение забастовки в защиту интересов работников. Наиболее часто встречающимися в законодательстве являются следующие условия:

  • все возможности для разрешения спора с помощью согласительной процедуры или посредничества должны быть исчерпаны до начала проведения забастовки;
  • до начала проведения забастовки должно быть проведено голосование о целесообразности проведения забастовки; забастовка может быть проведена только в том случае, если за нее проголосовало большинство участников голосования;
  • уведомление о проведении забастовки должно быть сделано заранее.

Исчерпание возможностей разрешения спора с помощью процедур примирения и посредничества

В законодательствах многих стран содержится требование о том, что забастовка не может быть объявлена до тех пор, пока не будут исчерпаны все возможности для разрешения спора с помощью процедур примирения или посредничества. В соответствии с принципами МОТ в отношении свободы объединения и права на забастовку, эти требования являются законными, так как способствуют разрешению разногласий путем переговоров. Однако эти процедуры не должны быть долгими и сложными, так как в противном случае проведение законной забастовки станет невозможным или не сможет служить достижению поставленных целей. (См. Общий обзор, парагр. 171)

В некоторых случаях в законодательстве четко определено, что забастовка не может быть организована до исчерпания всех возможностей разрешить спор с помощью процедур примирения и посредничества. В других случаях выполнение данного требования вытекает из содержащегося в законодательстве требования об уведомлении служб примирения или посредничества о возникших разногласиях (проведение забастовки разрешается только в случае, если спор остается неразрешенным после завершения процедур примирения и посредничества).

Пример

Проведение голосования по вопросу о целесообразности проведения забастовки

В странах, где право на забастовку является коллективным правом, обусловленным принятием профсоюзом соответствующего решения, в законодательстве иногда содержится требование о проведении профсоюзом до объявления забастовки голосования по вопросу о целесообразности проведения данной забастовки. При этом для проведения забастовки должно быть получено согласие большинства работников, которых должна затронуть данная забастовка. Цель этого мероприятия заключается в том, чтобы придать трудовым отношениям, в частности забастовкам, упорядоченный характер, уменьшить вероятность возникновения не санкционированных профсоюзом забастовок, а также обеспечить демократический контроль за принятием важных решений в интересах соответствующих работников. Вне зависимости от того, включены ли эти требования в законодательство, они часто бывают включены в уставы профсоюзов. Такого рода положения соответствуют принципу свободы ассоциации, если только они не делают осуществление права на забастовку сложным или даже невозможным на практике. В частности, законодательные нормы по данному вопросу должны обеспечить:

  • требования в отношении кворума и необходимого для принятия решения большинства должны быть определены в разумных пределах (данные требования не должны делать использование права на забастовку затруднительным, а то и невозможным);
  • при установлении наличия большинства голосов в поддержку проведения забастовки, подсчету должны подлежать только поданные голоса.

(См. Общий обзор, парагр. 170; Сборник, парагр. 506, 507, 508, 511)

Пример

Сроки уведомления

Законодательно могут быть предусмотрены требование о том, чтобы работники уведомляли работодателя за определенный срок до того, как воспользоваться своим правом на забастовку при условии, что срок, за который такое уведомление должно быть сделано, не будет слишком долгим (это ограничивало бы возможности использования права на забастовку). Может быть рассмотрен вопрос о сокращении сроков уведомления в случае, если процедуры примирения и посредничества были долгими, а круг остающихся неразрешенными разногласий четко обозначен. (См. Общий обзор, парагр. 172) Как правило, срок подачи уведомления о забастовке должен быть коротким, однако, для сферы существенных услуг, а также работ, имеющих социальное или общественное значение, срок подачи уведомления, должен быть более продолжительным (в разумных пределах). Комитет МОТ по свободе объединения определил, что в указанных сферах приемлемым с точки зрения принципа свободы ассоциации являются следующие сроки подачи:

  • уведомление должно быть сделано за 20 дней в случае, если работы имеют социальное и общественное значение (См. Сборник, парагр. 504); и
  • уведомление должно быть сделано за 40 дней в случае, если работы относятся к существенным услугам при условии, что этот срок был назначен для того, чтобы стороны имели дополнительное время для обдумывания своих действий. (См. Сборник, парагр. 505)

Пример

Мирное пикетирование

Пикетирование имеет целью обеспечить успех забастовки путем убеждения как можно большего числа работников прекратить работу. Хотя национальная практика по данному вопросу различается, пикетирование, как правило, признается законным и часто рассматривается как форма права на забастовку. В некоторых странах законодательство устанавливает определенные правила относительно пикетирования и захвата предприятия забастовщиками. Чтобы соответствовать принципу свободы ассоциации любые такие ограничения должны сводиться к случаям, когда действия забастовщиков перестают носить мирный характер (Общий обзор, напр. 174)

Пример

Защита бастующих от увольнения и временная замена бастующих

В соответствии с положениями законов многих стран работодатель не имеет права уволить работников, на том основании, что они участвовали в законной забастовке. На практике индивидуальный трудовой договор принято часто считать приостановленным на время проведения забастовки. В связи с эти следует иметь в виду, что при отсутствии действенной защиты против увольнения или других санкций в связи с проведением законной забастовки право на забастовку может быть лишено всякого содержания. (См. Общий обзор, парагр. 139)

В некоторых странах закон позволяет работодателю временно заменить, но не уволить бастующего работника. В принципе, такой работник имеет право быть восстановленным на работе после завершения забастовки.

Закон предоставляет работникам широкий инструментарий для отстаивания своих интересов. Наиболее жестким методом давления по ТК РФ служит забастовка. Решаясь на такой шаг, коллектив должен соблюдать все предусмотренные правила ее организации.

Допустимость забастовки

Защита трудовых прав

Забастовка является только одним средством защиты прав сотрудников от неправомерных действий работодателя. также обратиться с жалобой в Государственную инспекцию труда или подать заявление в прокуратуру или в суд. В любую из этих инстанций можно подавать коллективную жалобу, в этом случае рассмотрение будет быстрее.

Право на организацию этого мероприятия предоставлено сотрудникам или их представителям ст. 409 ТК РФ. Ее допускается проводить при наличии одного из перечисленных ниже условий:

  • Безуспешность примирительных процедур, предназначенных для решения коллективного спора. Речь идет о ситуациях, когда администрация уклоняется от участия в их разрешении.
  • Саботаж работодателем достигнутых в ходе разрешения коллективного спора договоренностей. Они должны быть зафиксированы в письменном документе.
  • Игнорирование администрацией решения, принятого трудовым арбитражем.

Решение о проведении забастовки не обязывает каждого сотрудника участвовать в ней. Присоединение к организаторам является добровольным, а за принуждение приостанавливать работу предусматривается ответственность.

Закон устанавливает запрет на ряд действий администрации предприятия. Ее представители не имеют право на организацию забастовки и участие в ней.

Правила организации забастовки

Порядок объявления забастовки урегулирован ст. 410 ТК РФ. Предусматривается следующий алгоритм.

  1. Проведение собрания работников или их конференции. В последней участвуют представители коллектива, избранные из сотрудников (этот способ подходит при значительном штате предприятия). Заседание будет правомочно, если участвует более половины сотрудников или, как минимум, 2/3 делегированных представителей.
  2. Принятие решения об организации принимается простым большинством голосующих.
  3. О начале забастовки работодатель должен быть предупрежден надлежащим образом. Уведомление о дате проведения мероприятия передается администрации в письменном виде не менее, чем за 5 рабочих дней до его начала. В случае, когда организатором выступает профсоюзная структура, этот срок должен составлять 7 рабочих дней.

Стоит отметить: работники могут не придерживаться порядка объявления забастовки в том случае, если было принято решение провести часовую предупредительную забастовку. Данное мероприятие призвано продемонстрировать готовность сотрудников добиться удовлетворения своих требований. Эту забастовку можно провести после 3 дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя за 2 дня (в случае рассмотрения спора на локальном уровне) и после 4 дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя за 3 дня (в случае рассмотрения спора на других уровнях соцпартнерства).

К решению о проведении предъявляется ряд требований:

  • В тексте документа необходимо указать причину организации забастовки. В качестве таковой используются все противоречия между сторонами коллективного трудового спора, которые не были разрешены.
  • Решение должно содержать информацию о дне и времени начала забастовки. Период между ее инициированием и началом не может превышать 2-х месяцев.
  • Организаторам придется указать количество потенциальных участников.
  • Необходимо указать структуру, которая возглавляет забастовку, а также представителей, обладающих полномочиями на ведение переговоров с администрацией.
  • Чтобы предприятие продолжало функционировать и, как минимум, частично обслуживать клиентов, бастующие должны представить соответствующий план.

Незаконность забастовки

В ряде случаев забастовка может быть признана незаконной. Такие ситуации перечислены в ст. 413 ТК РФ:

  • Не допускается проведение забастовок сотрудниками силовых структур.
  • Такое право приостанавливается на период чрезвычайного или военного положения, введенного в соответствии с законом.
  • Запрещается бастовать работникам, которые заняты непосредственным обслуживанием опасных объектов.
  • Закон не разрешает прекращать работу транспортных предприятий и компаний, эксплуатирующих инженерные сети, если это поставит под угрозу национальную безопасность, а также жизнь и здоровье граждан.
  • Забастовка окажется незаконной, когда нарушены правила ее объявления.

Действующие нормы устанавливают обязательность судебной процедуры. Забастовка будет признана незаконной с даты вступления в силу соответствующего судебного решения. Процесс может инициировать работодатель или прокурор. Разбирательство будет проходить в краевом, областном или республиканском суде. Бастующие должны обязаны прекратить свою акцию не позднее следующих суток после вручения организатором копии вступившего в силу документа.

Санкции для незаконно бастующих

Решение о незаконности забастовки

Признание судом незаконности забастовки не является единственным правовым решением. По своим правовым последствиям к нему могут быть приравнены судебное решение о приостановке либо отсрочке забастовки на срок до 15 дней по ч.7 статьи 413 ТК и решение Правительства РФ о ее приостановке не более чем на 10 дней (до вынесения решения суда) по ч.8 статьи 413 ТК. Такие решения принимаются в особых случаях.

Работодатель вправе наказать протестующих сотрудников только в случае их неповиновения решению суда. Он вправе использовать в отношении незаконно бастующих меры дисциплинарной ответственности: от выговора до увольнения. Больше о видах дисциплинарных взысканий можно узнать .

Незаконные забастовки повлекут и дополнительную ответственность за них. Работников-организаторов, входящих в представительный орган протестующих, могут обязать возместить убытки предприятия. Речь идет об ущербе, который был понесен в связи с действиями коллектива. О порядке взыскания ущерба, причиненного работодателю, читайте в статье . При этом работодатель обязан подтвердить его размер соответствующими доказательствами в рамках судебного разбирательства.

Чтобы получить ответ специалиста, задавайте вопросы в комментариях

В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации являются незаконными и не допускаются забастовки: а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи; б) в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей. Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом. Забастовка является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных настоящим Кодексом. Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора. Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда. Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку. В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 15 дней, а начавшуюся - приостановить на тот же срок. В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий, Правительство Российской Федерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней. Часть девятая утратила силу.

Консультации юриста по ст. 413 ТК РФ

Задать вопрос:


    Валерий Карпоносов

    Скажите пожалуйста имеют ли право работники "Почты России" на забастовку,ку и т.д

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Богдан Турчинов

    прошу помочь. работники предприятия,представленные инициат. группой,официально уведомили администрацию, что если она к определенному сроку не обеспечит погашение задолжности по зароботной плате, то персонал прекратит работу, обьявит забастовку". Является ли данная ситуация конфликтом свой ответ поясните.

    • Ответ юриста:
      • Ответ юриста:
    • Максим Венгерский

      Нужна помощь. Работники государственного унитарного предприятия на общем собрании выдвинули требования к работодателю об изменении условий и оплаты труда и решения ряда социальных вопросов и через выбранных на собрании представителей передали эти требования работодателю.Через 10 дней работодатель устно сообщил свой отказ в удовлетворении требований работников их представителям. Работники предприятия на общем собрании приняли решение об объявлении забастовки.Имеются ли нарушения законодательства со стороны работодателя и работников? Может ли быть признана объявленная работниками предприятия забастовка законной?И при каком количестве присутствующих собрание, на котором утверждаются требования, выдвинутые работниками и его представительными органами, считается правомочным?а) три четверти работающих; б) более половины работающих; в) две трети работающих.

      Забастовка. Рабочим горнодобывающего предприятия год задерживали зарплату. Они выбрали стачком. Уведомили работодателя! И через 12 дней объявили забастовку. Работодатель посчитав действия забастовщиков нарушением законодательства, уволил работников, входивших в члены стачкома, за прогул, а филиал горнодобывающего предприятия, где проходили наиболее активные выступления шахтеров, в связи с приостановлением работы был ликвидирован. В соответствии с какой статьей он уволил работников? ! И разве были допущены ошибки в проведении забастовки?!

      • Ответ юриста:

        Вы задали очень сложный вопрос. Обратите внимание на то, что он открыт уже 1 день, а ответов всего один. Сложность его заключается в том, что законодатель столько наворотил для того чтобы сделать забастовку законной, что нормальный человек разбираться с этим не будет, а если и разберется, то точно передумает бастовать. И как показывает судебная практика, все забастовки признаны незаконными. Для того, чтобы Вы поняли о чем я говорю, предлагаю Вам посмотреть главу 61 ТК РФ, под названием «рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров» . Если Вы умудритесь разобраться в этом, соблюсти все эти требования и забастовать на законных основаниях, то я перед Вами сниму шляпу. А работников Ваш работодатель уволил, скорее всего, за прогул это п. п. а) п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ : «6) однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей: а) прогула, то есть отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) , независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены)» . А в трудовой будет запись п. 4 ч. 1 ст. 77 ТК РФ : «расторжение трудового договора по инициативе работодателя (статьи 71 и 81 настоящего Кодекса)» . Может на будущее совет? Сначала обращаю Ваше внимание на то, что в этой статье перечислены случаи, когда нельзя приостанавливать работу. Если Ваше предприятие в эти случаи не попадает, то достаточно одного заявления (от каждого желающего работника) в 2 экз. , с отметкой в получении работодателем и сидишь дома, уволить при этом не могут, та же самая забастовка, но на законных основаниях. Статья 142. Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику Работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами. В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Не допускается приостановление работы: в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах; государственными служащими; в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования; работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи) . В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте. Работник, отсутствовавший в свое рабочее время на рабочем месте в период приостановления работы, обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.

    • Евгений Скибкин

      Возможно ли отменить табакокурение в стране? и почему?

      • если каждый будет иметь возможность заниматься любимым делом. то можно если чиновники перестанут курить.. Не знаете вы, бледнолицые, что такое табакокурение. Из нашего ритуала с глубоким смыслов вы сделали глупую бессмысленную привычку. Хоть...