Гарантии обеспечения реализации принципов административного судопроизводства. Понятие и значение принципов административного судопроизводства РФ. Система принципов и направление ее развития

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Латинское слово principium- основа, первоначало. Они являются руководящими началами процессуальной деятельности. Учеными предложено много определений этого понятия. Остановимся на следующем: принципами административного судопроизводства являются социально обусловленные и закрепленные законодательством основные исходные положения, определяющие сущность организации и деятельности судов РФ по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях, а также дел, вытекающих из административных правоотношений.

Рассмотрим основные свойства принципов:

1. Нормативность. Ни одна правовая идея или доктрина не может быть принципом, пока она законодательно не будет закреплена. Принцип - это требование должного поведения, выраженное в законе, а научные идеи, доктрины таким свойством не обладают. Поэтому трудно согласиться с мнением В.Т. Томина, утверждавшего, что "правовые принципы опережают развитие закона". Отсутствие в нашей стране единого административного процессуального акта определенным образом отражается на многих проблемах административного судопроизводства, в том числе и на вопросах о принципах этого вида деятельности. Тем не менее мы можем констатировать, что принципы административного судопроизводства закреплены в Конституции РФ, ГПК РСФСР, КоАП РСФСР и других нормативных актах. Причем, есть принципы, закрепленные в ГПК, КоАП и не закрепленные в Конституции (коллегиальности и единоличные начала процесса, национального языка).

2. Регулятивность. Принципы - правила поведения, но правила наиболее высокой степени обобщённости. Они определяют собой построение административной юстиции, её устои, фундамент, выражают степень её демократизма.

3. Аксиоматичность. Принципы процесса обладают верховенством по отношению к другим нормам административного судопроизводства. Все иные нормы административной юстиции обусловлены принципами процесса. Содержание отдельных норм не может противоречить принципам. В этом отношении принципы - аксиомы административной юстиции.

4. Ненарушимость. Поскольку принципы выражают собой устои административной юстиции, их нарушение всегда влечет отмену правового акта, оспаривание совершенного процессуального действия, при котором было допущено нарушение. Нарушение других норм не всегда влечет за собой подобные последствия.

5. Универсальность. Действие принципов распространяется на все стадии административного процесса. Поэтому трудно согласиться с учеными, которые считают возможным выделять принципы для отдельных стадий.

Значение принципов:

1. В них выражена сущность административного судопроизводства

2. Служат гарантией достижения целей административного судопроизводства.

3. По зрелости и реальности принципов можно судить о демократичности административной юстиции.

4. Принципы указывают на направление дальнейшего развития законодательства об административном судопроизводстве.

Система и классификация принципов административного судопроизводства. Направления их развития В юридической литературе выделяются различные основания классификации принципов. Для принципов характерна качественная определенность (каждый принцип самостоятелен

и не может быть сведён к другому) и взаимообусловленность (реализация одного принципа

служит средством обеспечения другого). Так принцип материальной истины обеспечивает

реализацию принципа andi partem - недопустимости принимать во внимание доводы только

одной стороны.

Представление о системе принципов дает их классификация, т.е. объединение в

однородные группы (классы) по существенным общим признакам. Основой классификации

является рациональность:

1. Судоустройственые принципы.

Определяют независимость судебной власти и организационное построение суда.

2. Общеправовые принципы.

Обеспечивают охрану Интересов личности и общества в административном

судопроизводстве.(напр., принцип публичности, равенства всех перед законом)

3. Функциональные принципы.

Определяют порядок деятельности суда при разрешении административного спора.

Науке известны и другие классификации принципов:

1. Возможно подразделение принципов на закрепленные в Конституции и в отраслевом

законодательстве.

2.Деление принципов на общие для всего правосудия и на принципы судопроизводства по административным делам.

Можно выделить принципы по степени их общности: некоторые действуют во всех стадиях, а некоторые главным образом в суде - гласность, состязательность и т.д.

Поэтому не отвергая других классификаций, мы будем группировать принципы по их функциональной направленности. Конечно любая классификация относительна, и в предложенных классификациях можно найти пересекающиеся точки. Но все же эти классы в достаточной степени отражают специфику принципов административного судопроизводства на современном этапе развития нашего общества.

Принципами административного процесса считаются установленные в законах и иных нормативных правовых актах основополагающие идеи о сущности, содержании, назначении и порядке осуществления исполнительными органами государственной власти и уполномоченными должностными лицами административно-процессуальной деятельности в целях реализации компетенции публичного управления, выполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, применения административного принуждения.

К принципам административного процесса относятся:

1. законность (правомерность) и обоснованность осуществляемых управленческих действий (бездействия) и принимаемых уполномоченными должностными лицами решений (административных правовых актов). Принцип законности действует как при осуществлении компетенции государственного управления или местного самоуправления, применении материального административного права, реализации функций государственного управления, так и при применении мер административного принуждения. Всякое административное действие (бездействие) либо принимаемое уполномоченным органом или должностным лицом решение не должно противоречить Конституции РФ, законам РФ, федеральным законам, законам субъектов РФ, иным нормативным правовым актам. При этом административные органы обязаны действовать исключительно в пределах предоставленных законодательством полномочий и в нормативно установленном порядке. Обоснованность административных решений и действий означает, что административный орган обязан всесторонне и глубоко исследовать все обстоятельства, имеющие значение для правильного и законного разрешения дела. Так как одним из проявлений императивного метода при административно-правовой регламентации порядка осуществления государственного управления является возможность управления по усмотрению , то субъекты административного процесса (во всех видах административных производств) в каждой конкретной управленческой ситуации в случае недостаточности или неполноты механизма правового установления соответствующих отношений имеют возможность самостоятельного принятия решения по административному делу с учетом особенностей конкретной ситуации, целесообразности осуществления тех или иных управленческих действий, их эффективности, характера и степени воздействия на соответствующих субъектов правоотношений. Следует отметить, что принимаемые в последнее время административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных полномочий, детально регламентируя административные процедуры, оставляют все меньше места для использования должностными лицами своего усмотрения при разрешении административного дела. В производстве по делам об административных правонарушениях как виде административно-процессуальной деятельности уполномоченные должностные лица, члены коллегиального органа, судьи, осуществляющие производство по делам об административных правонарушениях, для решения основных задач производства имеют возможность использования собственного усмотрения при осуществлении тех или иных процессуальных действий, а также для решения вопроса о применении административной ответственности к лицам, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях (например, применяемые меры при подготовке к рассмотрению дела, вынесение определений, избрание меры административной ответственности и ее размера);

2. презумпция достоверности сведений о фактических обстоятельствах административного дела (спора), рассматриваемого уполномоченными должностными лицами (в административно-юрисдикционном процессе, например в производстве по делам об , действует принцип презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ));

3. суверенность (самостоятельность и независимость) в определении исполнения установленных государственных функций, предоставлении государственных услуг, применении мер административного принуждения, что обусловлено конституционно-правовым принципом разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочий между публично-правовыми образованиями и их органами. Основным требованием в осуществлении государственного управления либо административного судопроизводства является необходимость подчинения режиму законности в осуществлении исполнительной или судебной власти;

4. равенство перед законом всех участников и административно-процессуальных отношений. Вместе с тем в производстве но делам об административных правонарушениях устанавливаются особые условия применения мер обеспечения производства по делам об административном правонарушении и привлечении к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц) (ст. 1.4 КоАП РФ). В системе административного судопроизводства также гарантируется принцип равенства участников процесса (например, в установленном АПК РФ производстве по делам об оспаривании нормативных или ненормативных правовых актов). В структуре данного принципа можно выделить также принцип запрета произвола при рассмотрении административных дел или административно-правовых споров, т. е. уполномоченные должностные лица обязаны исключать из своей административной практики так называемый неравный подход в оценке одинаковых фактических обстоятельств дела, если для этого не имеется нормативно установленного основания;

5. обеспечение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, физических и юридических лиц (организаций). Всем субъектам административно-правовых отношений, вступающим в административный процесс в целях осуществления своих конституционных прав и свобод, реализации установленного законом правового статуса, гарантируется обеспеченность выполнения их требований, предоставление государственных форм и способов защиты, установленных в нормативных правовых актах. Здесь же можно говорить и о принципе запрета злоупотребления правом и правовыми нормами как при осуществлении управленческих действий, так и при принятии административного акта (решения) в административно-юрисдикционном процессе. Это означает, что любой правовой акт может быть применен лишь в строгом соответствии с его смыслом и главной целью , ради которой он вступил в законную силу. Административные органы и уполномоченные должностные лица не имеют права злоупотреблять пробелами, неясностями или противоречиями норм применяемого ими законодательства;

6. объективность при осуществлении административно-процессуальной деятельности и рассмотрении административных дел (либо административно-правовых споров). Реализация этого принципа обеспечивает объективное, полное, всестороннее исследование обстоятельств каждого административного дела, рассмотрение которого осуществляется уполномоченными должностными лицами. В производстве но делам об административных правонарушениях объективное, полное, всестороннее и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела является основной задачей. Принцип объективности направлен прежде всего на достижение так называемой объективной истины в процессе, т. е. при рассмотрении дела или при принятии решения уполномоченными субъектами должны приниматься необходимые меры для поиска информации либо доказательств, достаточных для принятия законного и обоснованного решения по делу. В административном процессе субъекты, представляющие исполнительные органы государственной власти, обязаны предпринимать усилия и проявлять административную активность для решения основных задач процесса. При этом они имеют право делать запросы в государственные органы и иные организации, информировать соответствующих должностных лиц о необходимости проведения специальных исследований или работ, требовать документы, назначать экспертизы, проводить дополнительные мероприятия;

7. ведение административного производства на государственном языке , т. с. на русском языке. В некоторых случаях предоставляется возможность осуществления производства (например, по делам об административном правонарушении) на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (ст. 24.2 КоАП РФ);

8. обеспечение публичных интересов. Этот принцип заключается в создании процессуальных форм и условий, способствующих осуществлению эффективного государственного управления, принятию решений в интересах общества и государства. Все административные производства ориентированы на решение основных задач публичного администрирования, исполнение государственных функций, предоставление государственных услуг. Принцип публичности дает возможность осуществления уполномоченными административными органами и должностными лицами контрольно-надзорных мероприятий, в том числе мер государственного (административно-правового) принуждения к лицам (физическим или юридическим), совершающим административные правонарушения либо не соблюдающим установленный порядок в многочисленных областях публичного управления. Существуют различные способы обеспечения публичных интересов. Например, судьи, а также органы или должностные лица, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут вносить в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 29.13 КоАП РФ);

9. соразмерность осуществляемых административными органами или уполномоченными должностными лицами любых действий той цели , на достижение которой они направлены. Необходимая достаточность и пригодность являются в системе государственного управления основными факторами и условиями для решения задач государственного управления. Средства, используемые должностными лицами для решения задач государственного управления, должны быть достаточными и пригодными с точки зрения предмета, места, времени и круга затрагиваемых лиц;

10. гласность осуществления государственного управления, принятия решений по административным делам, при применении административного принуждения. В административном процессе гласность можно рассматривать также как открытость (прозрачность) деятельности исполнительных органов государственной власти и их должностных лиц, обеспечивающих достаточную информированность граждан и организаций о характере и эффективности управленческой деятельности органов и должностных лиц, наделенных властными полномочиями. Кроме того, принцип гласности в административном процессе означает необходимость опубликования в установленном порядке принятого административного правового акта. В управленческом процессе и при реализации множества административных производств принцип гласности включает также обеспечение возможности лицу, права и законные интересы которого ограничиваются принимаемым административным актом, выразить свое мнение по всем обстоятельствам, имеющим значение для разрешения дела (обеспечение права быть выслушанным). В юрисдикционных административных производствах (в так называемых охранительных правоотношениях) устанавливается принцип открытого рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 24.3 КоАП РФ);

11. беспристрастность рассмотрения и разрешения административного дела. Административный орган или уполномоченное должностное лицо обязано рассматривать административное дело (спор), основывая свое решение только на проверенных сведениях, фактах, доказательствах. Всякие фактические данные, необходимые для принятия административного решения или постановления в административном юрисдикционном процессе, оцениваются должностными лицами (в том числе судьями) по своему внутреннему убеждению , основанному на объективном, полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности (ст. 26.11 КоАП РФ). В административном процессе не допускается воздействие представителей государственных органов либо третьих лиц при принятии административного решения (или осуществлении управленческого действия); запрещено обосновывать свои решения, предоставляя незаконные преимущества той или иной стороне административного процесса;

12. обеспечение права на защиту, обжалование и пересмотр административных актов (решений). Данный принцип обеспечивает контроль за принятым органом управления или уполномоченными должностными лицами административным решением (административным правовым актом). Право на обжалование может гарантировать исправление допущенной в процессе публичного управления административной ошибки, а также внесение изменений или дополнений в соответствующее решение. Решение об отмене административного акта принимает административный орган, его издавший, или тог орган, к компетенции которого относилось бы издание административного акта в момент его отмены, или соответствующий вышестоящий административный орган (вышестоящее должностное лицо). Административные акты могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам по инициативе издавшего этот акт органа публичного управления либо по заявлению других участников соответствующего административного производства. В системе административных охранительных правоотношений право на обжалование гарантируется лицам на стадии пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл. 30 КоАП РФ);

13. ответственность уполномоченных должностных лиц и административных органов за причинение вреда осуществленными управленческими действиями или принятыми административными решениями. Как правило, нормативные правовые акты устанавливают правовую ответственность должностных лиц в виде дисциплинарной, административной, гражданско- правовой, уголовной, материальной ответственности. Несмотря на обобщенный характер правового регулирования юридической ответственности должностных лиц за так называемые отрицательные результаты совершенных управленческих действий или принятых административных решений, в настоящее время формируются публичное служебное право и соответствующая отрасль законодательства (например, федеральное и региональное законодательство о государственной гражданской службе, федеральное законодательство о правоохранительной и военной службе);

14. оперативность и экономичность совершения управленческих действий или принятия административных правовых актов (решений). Данный принцип означает, что, как правило, в нормативных правовых актах устанавливаются максимально короткие процессуальные сроки (для принятия административных решений либо для совершения управленческих действий). В некоторых случаях нормативно не устанавливается срок для совершения того или иного управленческого действия (например, для согласования с заинтересованными органами и должностными лицами проекта разработанного правового акта управления), хотя и предусматривается, что он должен быть предельно коротким. Очевидно, быстрота разрешения административного вопроса способствует повышению экономичности и эффективности государственного управления. Одной из обязанностей уполномоченных должностных лиц и административных органов при осуществлении установленной компетенции является использование способов, сил, средств и инструментов максимально эффективно. С этой точки зрения эффективность может также считаться одним из важнейших его принципов.

Статья 6. Принципы административного судопроизводства

Принципами административного судопроизводства являются:

1) независимость судей;

2) равенство всех перед законом и судом;

3) законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел;

4) осуществление административного судопроизводства в разумный срок и исполнение судебных актов по административным делам в разумный срок;

5) гласность и открытость судебного разбирательства;

6) непосредственность судебного разбирательства;

7) состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда.

В общепринятой классификации принципов права выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы. Общеправовые принципы: справедливость; формально-юридическое равенство граждан; гуманизм; демократизм; единство прав и обязанностей; сочетание убеждения и принуждения. Межотраслевые принцип неотвратимости ответственности; принцип состязательности и гласности судопроизводства. Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми.

Особенности действия принципов состязательности и процессуального равноправия сторон в административном судопроизводстве

Статья 14. Состязательность и равноправие сторон

1. Административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

2. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные настоящим Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела.

3. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав, предусмотренных настоящим Кодексом. Сторонам обеспечивается право представлять доказательства суду и другой стороне по административному делу, заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения административного дела вопросам, связанным с представлением доказательств.



Принципы равенства всех перед законом и судом, законности и справедливости при рассмотрении и разрешении административных дел

Статья 8. Равенство всех перед законом и судом

1. Правосудие по административным делам осуществляется на основе принципа равенства всех перед законом и судом : граждан - независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств; организаций - независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности, места нахождения и других обстоятельств.

2. Суд обеспечивает равную судебную защиту прав, свобод и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.

Статья 9. Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел

Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.

  • Деменкова Наталья Геннадьевна
  • Игнатова Мария Сергеевна
  • Минбалеев Алексей Владимирович

Ключевые слова

ПРИНЦИПЫ ПРАВА / PRINCIPLES OF LAW / АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS / ПРИНЦИПЫ / THE PRINCIPLES OF ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы - Деменкова Наталья Геннадьевна, Игнатова Мария Сергеевна, Минбалеев Алексей Владимирович

Статья посвящена анализу , которые получили правовое закрепление в Кодексе административного судопроизводства РФ. Авторы предлагают выделять многоуровневую систему принципов административного судопроизводства и приводят их классификацию. Первую группу составляют общеправовые принципы, применяемые исходя из общих закономерностей всех правовых явлений, а также фундаментальных положений Конституции Российской Федерации. Вторая группа включает в себя межотраслевые (общепроцессуальные) принципы, характерные и для иных видов судопроизводства. В третью группу объединены специальные принципы, которые определяют специфику административного судопроизводства и обусловлены характером и особенностями административных дел. В статье раскрыто содержание основных принципов административного судопроизводства : независимости судей; равенства всех перед законом и судом; законности и справедливости при рассмотрении и разрешении административных дел; осуществления административного судопроизводства в разумный срок и исполнения судебных актов по административным делам в разумный срок; гласности и открытости судебного разбирательства; непосредственности судебного разбирательства; состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда. При этом отражена специфика применения общеправовых и межотраслевых принципов именно в административном судопроизводстве . В результате сделан вывод о том, что в перечне принципов административного судопроизводства , закрепленном в Кодексе административного судопроизводства РФ, не нашел отражения ряд важных общепроцессуальных и специальных принципов, предлагаемых и обсуждаемых в научной литературе.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы - Деменкова Наталья Геннадьевна, Игнатова Мария Сергеевна, Минбалеев Алексей Владимирович,

  • Сравнительный анализ судебного следствия России и Германии

    2017 / Курочкина Юлия Сергеевна
  • Принцип «Разумный срок уголовного судопроизводства»

    2016 / Лебедева Анна Андреевна
  • Процессуальные действия председателя суда для ускорения рассмотрения дела в уголовном судопроизводстве

    2016 / Мазюк Роман Васильевич, Логачёва Вероника Сергеевна
  • Сущность и принципы административного судопроизводства: узаконенная модель

    2015 / Андриянов Валерий Николаевич
  • Кодекс административного судопроизводства как решение проблем, связанных с процедурой признания материалов экстремистскими

    2016 / Михайлов В.К.

This article analyzes the principles of the administrative proceedings that have received the legal consolidation of the Code of Administrative Procedure. Authors are encouraged to provide multi-level principles of administrative proceedings and their classification. The first group consists of general legal principles to be applied on the basis of the general laws of all legal effects, as well as the fundamental provisions of the Constitution of the Russian Federation. The second group includes cross-sectoral (obscheprotsessualnye) principles common for other types of proceedings. The third group includes specific guidelines to define the specific nature of the administrative proceedings and due to the nature and characteristics of administrative affairs. In the article the content of the basic principles of administrative proceedings : judicial independence; equality of all before the law; law and justice in the consideration and resolution of administrative cases; of the administrative proceedings within a reasonable time and the execution of court decisions in administrative cases within a reasonable time; transparency and openness of the trial; the immediacy of the proceedings; adversarial and equal administrative proceedings with the active role of the court. This reflected the specifics of the application of general legal principles and inter it in the administrative proceedings . As a result, it concluded that the list of principles of administrative justice as enshrined in the Code of Administrative Procedure, was not reflected a number of important and special obscheprotsessualnyh principles proposed and discussed in the scientific literature.

Текст научной работы на тему «О законодательном закреплении принципов современного административного судопроизводства»

УДК 342.924 ББК Х401.031.2

йО!: 10.14529/^150413

О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ЗАКРЕПЛЕНИИ ПРИНЦИПОВ СОВРЕМЕННОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Н. Г. Деменкова

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, М. С. Игнатова

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, А. В. Минбалеев

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Статья посвящена анализу принципов административного судопроизводства, которые получили правовое закрепление в Кодексе административного судопроизводства РФ. Авторы предлагают выделять многоуровневую систему принципов административного судопроизводства и приводят их классификацию. Первую группу составляют общеправовые принципы, применяемые исходя из общих закономерностей всех правовых явлений, а также фундаментальных положений Конституции Российской Федерации. Вторая группа включает в себя межотраслевые (общепроцессуальные) принципы, характерные и для иных видов судопроизводства. В третью группу объединены специальные принципы, которые определяют специфику административного судопроизводства и обусловлены характером и особенностями административных дел.

В статье раскрыто содержание основных принципов административного судопроизводства: независимости судей; равенства всех перед законом и судом; законности и справедливости при рассмотрении и разрешении административных дел; осуществления административного судопроизводства в разумный срок и исполнения судебных актов по административным делам в разумный срок; гласности и открытости судебного разбирательства; непосредственности судебного разбирательства; состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда. При этом отражена специфика применения общеправовых и межотраслевых принципов именно в административном судопроизводстве.

В результате сделан вывод о том, что в перечне принципов административного судопроизводства, закрепленном в Кодексе административного судопроизводства РФ, не нашел отражения ряд важных общепроцессуальных и специальных принципов, предлагаемых и обсуждаемых в научной литературе.

Ключевые слова: принципы права, административное судопроизводство, принципы административного судопроизводства, административный процесс.

15 сентября 2015 г. вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее - КАС), закрепляющий процедуру рассмотрения и разрешения публично-правовых споров. Данная деятельность базируется на определенных принципах, которые представляют собой ключевые и основополагающие идеи, выраженные и конкретизированные в содержании правовых норм и выступающие как направляющие установки при реализации норм административно-процессуального права.

Важнейшими свойствами правовых принципов являются их системность и законодательное закрепление. Системность пред-

полагает наличие взаимосвязи соответствующих принципов, которые в своей совокупности являются необходимыми и достаточными для регулирования судопроизводства и определяют в деятельности судов главные, исходные моменты, из которых в свою очередь следуют положения более частного характера, отраженные в различных нормах процессуального права. Правовые принципы подлежат обязательному закреплению в действующем законодательстве. Как отмечает Н. А. Чечина, «правовой принцип как руководящая идея отличается от научных и философских принципов тем, что всегда находит свое конкретное выражение в норме или нормах права...

идея, не зафиксированная нормой права, не может стать правовым принципом» .

Принципы административного судопроизводства названы в ст. 6 КАС. К ним отнесены:

1) независимость судей;

2) равенство всех перед законом и судом;

3) законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных

4) осуществление административного судопроизводства в разумный срок и исполнение судебных актов по административным делам в разумный срок;

5) гласность и открытость судебного разбирательства;

6) непосредственность судебного разбирательства;

7) состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда.

Представляется, что указанные принципы можно рассматривать в виде многоуровневой системы, базирующейся на положениях Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона «О судебной системе» и положениях иных нормативных правовых актов.

Первый уровень принципов - это общеправовые принципы, применяемые исходя из общих закономерностей всех правовых явлений, а также фундаментальных положений Конституции Российской Федерации. К этой группе относятся принципы законности и равенства всех перед законом и судом.

Второй уровень принципов - это межотраслевые (общепроцессуальные) принципы, характерные и для иных видов судопроизводства, к числу которых относятся принципы независимости судей, гласности и открытости судебного разбирательства, непосредственности судебного разбирательства, состязательности и равноправия сторон. «Так же, как суд гражданский и уголовный, процесс в делах административных должен вести несменяемый судья в условиях гласности и устности производства и с признанием начала равноправности за сторонами в процессе. Только при таком устройстве административной юстиции может укрепиться уверенность, что спор между гражданином и правящей властью о законности акта управления разрешится тождеством права» .

Третий уровень принципов - это специальные принципы, которые определяют специфику административного судопроизводства и обусловлены характером и особенностями административных дел. К этой группе относятся принципы осуществления административного судопроизводства в разумный срок (принцип оперативности) и исполнения судебных актов по административным делам в разумный срок, а также активная роль суда в административном судопроизводстве.

Рассмотрим содержание названных принципов.

Первый уровень принципов. Принцип законности и справедливости при рассмотрении и разрешении административных дел. Этот принцип вытекает из ст. 1 Конституции Российской Федерации, определившей Российскую Федерацию в качестве правового государства. Он закреплен и в других статьях Конституции Российской Федерации (ст. 2, 15, 57 и др.).

В ст. 9 КАС наряду с законностью провозглашается принцип справедливости, к соблюдению которого при судебном разбирательстве также настойчиво призывают Конституционный Суд Российской Федерации и Европейский Суд по правам человека. «Справедливость тесно связана с законностью, ибо только законные приговор, решение, действие могут быть справедливыми, но справедливость и законность - это не одно и то же: если законность - понятие только правовое, то справедливость выражает еще и нравственные чувства и оценки» . Заметим, что правовые предписания названной статьи КАС полностью исчерпываются сущностью принципа законности в административном судопроизводстве, обеспечиваемого лишь правильным толкованием и применением судом законов и иных нормативных правовых актов к обстоятельствам административного дела, соблюдением всеми его участниками положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве (ст. 2, 15 КАС). С учетом же требований европейских стандартов и практики Европейского Суда по правам человека принцип законности и справедливости предполагает не только формальную реализацию требований закона, но и обеспечение реальной защиты прав и интересов граждан.

Принцип равенства всех перед законом и судом. Осуществление правосудия по адми-

нистративным делам на началах равенства всех перед законом и судом как принцип административного судопроизводства является отражением одноименного конституционного принципа (ст. 8 КАС, ст. 19 Конституции Российской Федерации).

Второй уровень принципов. Принцип независимости судей. Сущность принципа независимости судей, о котором идет речь в ст. 7 КАС, заключается в создании для них условий, при которых они имеют возможность свободно формировать свои оценки по поводу собранных доказательств, обстоятельств дела, квалификации спорных правоотношений безотносительно к каким-либо интересам, внутренним и внешним влияниям. Закрепление данного принца законодателем является, на наш взгляд, специальной гарантией реализации данного межотраслевого принципа, закрепленного Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе», в административном судопроизводстве.

Принцип гласности и открытости судебного разбирательства. Сущность и формы реализации принципа гласности в административном судопроизводстве определены в ст. 11 КАС. Гласность обеспечивается проведением открытого судебного заседания. Данное правило административного судопроизводства корреспондирует с ч. 1 ст. 123 Конституции Российской Федерации.

Проведение закрытых судебных заседаний в административном судопроизводстве является исключением из общего правила открытого его осуществления (ч. 2 ст. 11 КАС). Дела в закрытом судебном заседании рассматриваются и разрешаются с соблюдением всех правил административного судопроизводства. Не допускается в закрытом судебном заседании использование систем видеоконфе-ренцсвязи.

Гласность и открытость административного судопроизводства предполагают право лиц, участвующих в деле, заинтересованных лиц получать информацию о дате, времени и месте рассмотрения административного дела, о результатах рассмотрения административного дела и принятых по нему судебных актах (ч. 3 ст. 11 КАС). Лица, участвующие в деле, и иные лица, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право фиксировать ход судебного разбирательства письменно и с помощью средств аудиозаписи. Фото-

съемка судебного заседания, его видеозапись, радио- и телетрансляция, трансляция с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет допускаются с разрешения суда.

Административное судопроизводство ведется на русском языке или на государственных языках республик, входящих в состав Российской Федерации (ст. 12 КАС). Лицам, участвующим в деле и не владеющим языком, на котором ведется административное судопроизводство, гарантируется право знакомиться с материалами дела, участвовать в судебных действиях, выступать в суде на родном языке или свободно выбранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика. Это право распространяется не только на граждан Российской Федерации, но и на лиц без гражданства и иностранных граждан. Нарушение принципа языка, на котором ведется административное судопроизводство, является существенным нарушением закона, влекущим безусловную отмену решения (п. 3 ч. 1 ст. 310 КАС).

Также необходимо отметить, что судебные органы регулярно предоставляют информацию о своей деятельности средствам массовой информации, размещают на своих официальных сайтах отчеты о проделанной работе, а также судебные решения и иную информацию. Таким образом, открытость судебного разбирательства предполагает в том числе общедоступность информации о судебной деятельности, а также информированность общества о ее результатах.

Принцип непосредственности судебного разбирательства. Содержание принципа непосредственности в административном судопроизводстве раскрывается в ст. 13 КАС посредством указания на обязанность суда при рассмотрении административного дела непосредственно исследовать доказательства. Суд лично заслушивает объяснения сторон, показания свидетелей, оглашает письменные доказательства, осматривает вещественные доказательства, воспроизводит аудио- и видеозаписи и др. (ст. 159, 161, 164, 166-168 КАС).

Проявлением принципа непосредственности является правило, по которому суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ч. 2 ст. 176 КАС). Следует предположить, что исследуемый аспект должен исключать предвзятость, предрасположенность

или личную мотивацию судей при вынесении решений.

С принципом непосредственности связано требование неизменности состава суда -правило, имеющее отношение к судебному разбирательству в целом, а не только к исследованию доказательств. Административное дело, рассмотрение которого начато одним судьей или составом суда, должно быть рассмотрено этим же судьей или этим же составом суда (ч. 2 ст. 28 КАС). Если кто-нибудь из состава суда во время разбирательства административного дела выбывает и заменяется другим лицом, весь процесс начинается сначала, иначе окажется, что новый судья не ознакомлен с обстоятельствами дела непосредственно.

Как бы важно ни было осуществление принципа непосредственности, не во всех случаях его применение возможно, поэтому КАС допускает некоторые необходимые исключения из него. Так, на основании ст. 66 КАС обстоятельства, подлежащие выяснению по административному делу, исследуются судом, выполняющим судебное поручение. Результаты выполнения судебного поручения воспринимаются судом, рассматривающим административное дело, посредством их оглашения в судебном заседании в порядке ст. 164 КАС.

Принцип состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства призван уравнять различных по статусу субъектов спора. Административный спор представляет собой несогласие определенных лиц с решением органа публичной власти, с действием ее отдельного представителя - должностного лица. При этом одним из способов (процессуальных механизмов) уравнивания возможностей публичной власти и «безвластного» субъекта является судебное производство, в котором можно попытаться уравнять заявителя и ответчика. Несоблюдение данного принципа исключает возможность осуществления успешной судебной деятельности и лишает ее всякого смысла.

Кроме того, в целях обеспечения в административном судопроизводстве сбалансированной состязательности и надлежащего равноправия сторон, занимающих неравное положение в административных и иных публичных правоотношениях и располагающих в связи с этим не вполне равнозначными возможностями в доказывании обстоятельств по

административному делу, в КАС РФ делается акцент на активную роль суда при разрешении дела. Так, при необходимости суд вправе сам истребовать доказательства, а при проверке законности нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд вправе выйти за пределы оснований и доводов заявленных требований (ч. 3 ст. 62, ч. 1 ст. 63 КАС).

Также суд может осуществлять контроль за некоторыми действиями участвующих в деле лиц, в том числе по распоряжению материальными правами и процессуальными средствами их защиты, в частности за заключением соглашения о примирении, отказом от предъявленных требований, признанием требований, предъявлением встречных требований и др. (ст. 46, 131, 137, 157 и др. КАС).

Принцип осуществления административного судопроизводства в разумный срок и исполнения судебных актов по административным делам в разумный срок. Сущность данного принципа заключается в усилении динамизма судебного процесса (ст. 10 КАС). Аналогичная норма содержится в ГПК РФ и АПК РФ. Для этого в административном судопроизводстве предусмотрен институт ускорения рассмотрения административного дела, закреплены права лиц, участвующих в деле, на направление, представление и получение электронных документов по административному делу, а также закреплено право при необходимости участвовать в судебном заседании посредством использования систем ви-деоконференцсвязи (ст. 10, 45, 125, 142 и др. КАС).

Представляется, что сроки рассмотрения и разрешения дела должны быть максимально сокращены, а меры, принятые государственным органом или должностным лицом в отношении субъекта, не наделенного государственно-властными полномочиями, должны быть приостановлены до рассмотрения дела по существу. Эти требования являются необходимой составляющей процессуальной гарантии прав и законных интересов любого субъекта, обратившегося за защитой в судебные органы.

Специфика исполнения решения по административному делу заложена в немедленном и обязательном (безусловном) вступле-

нии его в законную силу. При этом резолютивная часть не может содержать указания на действия, присущие органам исполнительной власти. Например, в судебном решении не может содержаться требование отмены акта органа исполнительной власти или местного самоуправления. В полномочия судебного органа должно входить лишь требование признания неправомерного акта недействительным, что должно означать его безоговорочную отмену, влекущую соответствующие правовые последствия.

Резюмируя изложенное, можно заключить, что перечисленные принципы должны пронизывать всю деятельность участников судебного процесса в рамках реализации ими своих полномочий для достижения наиболее эффективных и действенных результатов. По мнению Ю. Н. Старилова, «именно административный процесс (административное судопроизводство), являясь частью широко понимаемого судебного контроля, способен выполнять функцию конституционной гарантии, обеспечивающей высокое качество административного нормотворчества, надлежащее государственное (публичное) управление, права и свободы человека и гражданина, законность индивидуальных административных актов» .

Отметим также, что первые попытки осмысления положений КАС требуют подкрепления практикой применения его норм. Однако уже сейчас можно сказать, что в перечне принципов административного судопроизводства, закрепленном в ст. 6 КАС, не нашел отражения ряд важных межотраслевых и

специальных принципов, давно предлагаемых и обсуждаемых в научной литературе. Это, например, принципы диспозитивности, полноты судебной защиты, приоритета интересов граждан и юридических лиц и экономичности административного судопроизводства. Следовательно, необходимо качественное осмысление предложенных законодателем принципов административного судопроизводства на базе всестороннего и детального анализа практики их реализации.

Литература

1. Макарова, З. В. Справедливость в уголовном судопроизводстве / З. В. Макарова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». - 2012. - № 7 (266). - С. 54-56.

2. Старилов, Ю. Н. Реализация конституционных гарантий и модернизация административно-правового регулирования / Ю. Н. Старилов // Административное право и процесс. - 2013. - № 6. - С. 2-13.

3. Тунина, Н. А. Перспективы развития защиты субъективных публичных прав в России / Н. А. Тунина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: вопросы теории и практики. - 2011. - № 7 (13). -С.217-219.

4. Чечина, Н. А. Принципы советского гражданского процессуального права и их нормативное закрепление / Н. А. Чечина // Избранные труды по гражданскому процессу. - СПб., 2004. - 656 с.

Деменкова Наталья Геннадьевна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и административного права, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск. E-mail: [email protected].

Игнатова Мария Сергеевна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и административного права, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск. E-mail: [email protected].

Минбалеев Алексей Владимирович - доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры конституционного и административного права, Южно-Уральский государственный университет. E-mail: [email protected].

DOI: 10.14529/law150413

THE LEGISLATIVE IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLES OF MODERN ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, M. S. Ignatova

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, A. V. Minbaleev

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

This article analyzes the principles of the administrative proceedings that have received the legal consolidation of the Code of Administrative Procedure. Authors are encouraged to provide multi-level principles of administrative proceedings and their classification. The first group consists of general legal principles to be applied on the basis of the general laws of all legal effects, as well as the fundamental provisions of the Constitution of the Russian Federation. The second group includes cross-sectoral (obscheprotsessualnye) principles common for other types of proceedings. The third group includes specific guidelines to define the specific nature of the administrative proceedings and due to the nature and characteristics of administrative affairs.

In the article the content of the basic principles of administrative proceedings: judicial independence; equality of all before the law; law and justice in the consideration and resolution of administrative cases; of the administrative proceedings within a reasonable time and the execution of court decisions in administrative cases within a reasonable time; transparency and openness of the trial; the immediacy of the proceedings; adversarial and equal administrative proceedings with the active role of the court. This reflected the specifics of the application of general legal principles and inter it in the administrative proceedings.

As a result, it concluded that the list of principles of administrative justice as enshrined in the Code of Administrative Procedure, was not reflected a number of important and special obscheprotsessualnyh principles proposed and discussed in the scientific literature.

Keywords: principles of law, administrative proceedings, the principles of administrative proceedings, administrative proceedings.

1. Makarova Z. V. . Vestnik Yuzhno-Ural"skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Pravo» , 2012, no. 7 (266), pp. 54-56.

2. Starilov Yu. N. . Administrativnoe pravo i protsess , 2013, no 6, pp. 2-13.

3. Tunina N. A. . Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul"turologiya i iskusstvovedenie: voprosy teorii i praktiki , 2011, no 7 (13), pp. 217-219.

4. Chechina N. A. Printsipy sovetskogo grazhdanskogo protsessual"nogo prava i ikh normativ-noe zakreplenie . Izbrannye trudy po grazhdanskomu protsessu . St. Petersburg, 2004, 656 p.

Natalia Gennadjevna Demenkova - Candidate of Science (Law), Associate Professor of Constitutional and Administrative Law Department, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: [email protected].

Marija Sergeevna Ignatova - Candidate of Science (Law), Associate Professor of Constitutional and Administrative Law Department, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: [email protected].

Aleksey Vladimirovich Minbaleev - Doctor of Law, Professor of Constitutional and Administrative Law Department, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: [email protected].

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Деменкова, Н. Г. О законодательном закреплении принципов современного административного судопроизводства / Н. Г. Деменкова, М. С. Игнатова, А. В. Минбалеев // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». -2015. - Т. 15, № 4. - С. 83-89. Ш1: 10.14529/^150413

Demenkova N. G., Ignatova M. S., Minbaleev A. V. The legislative implementation of the principles of modern administrative proceedings. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law, 2015, vol. 15, no. 4, pp. 83-89. (in Russ.) DOI: 10.14529/law150413

Принципы административного судопроизводства — это основные правовые положения, выражающие природу и сущность организации и деятельности федеральных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению административных дел.

Принципами административного судопроизводства являются:

  1. независимость судей;
  2. равенство всех перед законом и судом;
  3. законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел;
  4. осуществление административного судопроизводства в разумный срок и исполнение судебных актов по административным делам в разумный срок;
  5. гласность и открытость судебного разбирательства;
  6. непосредственность судебного разбирательства;
  7. состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда.

Сущность принципа независимости судей, о котором идет речь в ст. 7 КАС, заключается в создании для них условий, при которых они имеют возможность свободно формировать свои оценки по поводу собранных доказательств, обстоятельств дела, квалификации спорных правоотношений безотносительно к каким-либо интересам, внутренним и внешним влияниям.

При осуществлении административного судопроизводства судьи независимы, подчиняются только РФ и федеральному закону.

Любое вмешательство со стороны органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан в деятельность суда по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой ответственность, установленную федеральным законом.

Гарантии независимости судей устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом.

Осуществление правосудия по административным делам на началах равенства всех перед законом и судом как принцип административного судопроизводства является отражением одноименного конституционного принципа (ст. 8 КАС, ст. 19 Конституции РФ).

Согласно ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом.

Правосудие по административным делам осуществляется на основе принципа равенства всех перед законом и судом: граждан — независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств; организаций — независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности, места нахождения и других обстоятельств.

Суд обеспечивает равную судебную защиту прав, свобод и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.

Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.

Сущность принципа осуществления административного судопроизводства в разумный срок заключается в недопущении проволочек и затягивания судебного процесса (ст. 10 КАС). Аналогичная норма содержится в ГПК РФ и АПК РФ. Для этого в административном судопроизводстве предусмотрены институт ускорения рассмотрения административного дела, закреплены права лиц, участвующих в деле, на направление, представление и получение электронных документов по административному делу, а также закреплено право при необходимости участвовать в судебном заседании посредством использования систем видеоконференцсвязи (ст. 10, 45, 125, 142 и др.).

Сущность и формы реализации принципа гласности в административном судопроизводстве определены в ст. 11 КАС. Гласность обеспечивается проведением открытого судебного заседания.

Проведение закрытых судебных заседаний в административном судопроизводстве является исключением из общего правила открытого его осуществления (ч. 2 ст. 11 КАС). Дела в закрытом судебном заседании рассматриваются и разрешаются с соблюдением всех правил административного судопроизводства.

Гласность и открытость административного судопроизводства предполагают право лиц, участвующих в деле, заинтересованных лиц получать информацию о дате, времени и месте рассмотрения административного дела, о результатах рассмотрения административного дела и принятых по нему судебных актах (ч. 3 ст. 11 КАС). Лица, участвующие в деле, и иные лица, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право фиксировать ход судебного разбирательства письменно и с помощью средств аудиозаписи. Фотосъемка судебного заседания, его видеозапись, радио- и телетрансляция, трансляция с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет допускаются с разрешения суда.

Содержание принципа непосредственности в административном судопроизводстве раскрывается в ст. 13 КАС посредством указания на обязанность суда при рассмотрении административного дела непосредственно исследовать доказательства. Суд лично заслушивает объяснения сторон, показания свидетелей, оглашает письменные доказательства, осматривает вещественные доказательства, воспроизводит аудио- и видеозаписи и др. (ст. 159, 161, 164, 166 — 168 КАС). Проявлением принципа непосредственности является правило, по которому суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ч. 2 ст. 176 КАС).

Административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела.

Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав, предусмотренных КАС. Сторонам обеспечивается право представлять доказательства суду и другой стороне по административному делу, заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения административного дела вопросам, связанным с представлением доказательств.

Административное судопроизводство. Принципы и особенности процесса: Видео