Учёт испорченных БСО. Акт списания бланков строгой отчетности

С 2017 года начал действовать Закон о переходе на онлайн-кассы. Большая категория предприятий и индивидуальных предпринимателей, оказывающие платные услуги населению могут вести свой бизнес без применения контрольно-кассовых аппаратов.

Основным условием для этого является ведение бухгалтерского учета с применением бланков строгой отчетности. Бланки строгой отчетности (БСО) позиционируются как альтернатива кассовым чекам, но к ним предъявляются очень серьезные требования. Выбор формы отчетности в 2018 году для организации лежит на руководителе или индивидуальном предпринимателе.

Основные факты об отмене БСО в 2018 году

  • Принято три закона регламентирующие применение БСО в 2018 году;
  • Замена кассового аппарата на бланки строгой отчетности не зависит от принятой формы налогообложения;
  • Потенциальная экономия на регистрации и обслуживании кассовых аппаратов;
  • Воспользоваться бланками строгой отчетности можно только при оказании платных услуг физическим лицам;
  • Не все платные услуги имеют разработанные для них формы БСО;
  • Для многих видов услуг предприниматель должен самостоятельно разрабатывать вид БСО с учетом оговоренных в законе требований;
  • Обязательная передача данных о выданных БСО в электронном виде в налоговую инспекцию;
  • Не применение учета БСО ведет к административной ответственности в виде штрафа от 3 до 40 тысяч рублей.

Смотрите также:

Сдача отчетности с 2018 года с учетом изменений

Для кого вводятся БСО и кому выгодно применять бланки строгой отчетности в 2018 году?

Главным условием для внедрения учета БСО в бухгалтерию является тот факт, что услуги должны быть оказаны только физическим лицам. Это попытка взять под контроль сферу деятельности, где наиболее выгодная оплата за оказанную услугу это наличный расчет.

Например, косметологический или ветеринарный кабинет, отдел по ремонту обуви или заточки ножниц. Приобретение туристических путевок за границу или паломнический автобусный тур. Услуги ломбардов или пункты сбора вторсырья. Выездная торговля на популярных ярмарках «выходного дня» и т.п.

Это тот бизнес, где люди решают свои финансовые задачи практически путем самозанятости или с привлечением нескольких работников, чаще всего членов своей семьи. Таких у нас в России насчитывается более 3,6 миллиона, причем 7% из них находятся в Москве.

Перечень бланков строгой отчетности, утвержденный законодательно:

  • Квитанции;
  • Билеты (на поездку в троллейбусе, на концерт и т.д.;
  • Талоны;
  • Абонементы (фитнес-клуб, бассейны и т.п.;
  • Путевки.

Все они приравниваются к кассовым чекам. Из этого перечня можно выделить бланки, разработанные государственными органами, внешний вид которых изменять нельзя. Например, туристические путевки, квитанции для ломбарда и т.п. Для остальных видов услуг разрешается изготовление формы БСО самостоятельно.

Смотрите также:

Мост через Амур между Россией и Китаем в 2018 году: дата завершения проекта, характеристики моста, его значение

Как использовать учет БСО и какие формы бланков необходимо использовать в 2018 году?

На первый взгляд очередное изменение учета БСО в 2018 году упростит задачу ведения малого бизнеса и ведения бизнеса для индивидуальных предпринимателей, а реальности что мы наблюдаем?

В существующем классификаторе услуг населению на территории России перечислены не все услуги, по которым можно использовать БСО. Требуются дополнительные консультации в налоговой инспекции по месту прикрепления.

Не определен четкий перечень форм БСО, поэтому руководители самостоятельно принимают решения о введение документов, которые используются в аналогичных отраслях деятельности.

Так как для многих не существует услуг единообразного исполнения БСО, то руководитель предприятия вынужден самостоятельно подбирать для своей деятельности подходящую форму БСО.

Все это приводит к недопониманию и различным трактовкам, как владельцами бизнеса, так и проверяющими и контролирующими организациями.

Также не установлены правила изготовления БСО, они выполняются как типографским способом, так и с использованием компьютерных систем. Причем типография должна иметь соответствующее разрешение на изготовление бланков строгой отчетности. Поэтому бланки содержат реквизиты производителя, серию и номер бланка. По сути, БСО отличаются от классических кассовых чеков только в двух случаях. В первом их придется заполнять вручную, а во втором — касса сама печатает чеки.

Смотрите также:

Объединение Румынии и Молдавии в 2018 году

В случае самостоятельного изготовления бланков строгой отчетности от предпринимателя потребуется дополнительные затраты на компьютерные системы для подготовки и распечатки БСО.

Следующий вопрос — это соблюдение требований по хранению БСО: «чистых», копий, использованных бланков и отрывную часть. Законодательно бланки строгой отчетности должны храниться в течение 5 лет в специальном сейфе или помещении, предназначенном для хранения материальных ценностей.

Дополнительно хранятся все испорченные и неправильно заполненные БСО. Дополнительно бланки строгой отчетности необходимо зарегистрировать в книге учета бланков, но законодательно форма этой книги не определена. Предпринимателям дается право самостоятельной разработки ее в меру своего понимания. Через 5 лет БСО подлежат списанию так же по строго регламентированной процедуре.

В случае использования бланков строгой отчетности индивидуальным предпринимателем на него ложится дополнительная финансовая нагрузка в виде обязательного приобретения им печати ИП.

Видео об онлайн-кассах и кому выгодны изменения в учете БСО в 2018 году

Прогнозы в использовании БСО для ИП на 2018 год

Возникают вопросы — покроют ли финансовые затраты на приобретение бланков в случае отказа отказа от ККМ? Сохранится ли это нововведение в 2018 году – использование БСО в малом бизнесе?

Выдача БСО вместо чека ККТ в условиях отмены ОКУН (Желонкина М.Н.)

Дата размещения статьи: 02.03.2017

Предположить, что какое-либо из образовательных учреждений смогло применить новинку - онлайн-кассу уже в 2016 году, сложно из-за особенностей закупочного процесса. Однако и отсрочка их внедрения до 1 июля 2018 года за счет применения бланков строгой отчетности (далее - БСО) вместо контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) неожиданно оказалась под вопросом.

Переход на онлайн-кассы

Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ о применении ККТ (далее - Закон N 54-ФЗ) в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ (далее - Закон N 290-ФЗ) поставил окончательную точку в многолетних обсуждениях перехода на онлайн-кассы. Онлайн-кассами для краткости именуют ККТ с онлайн-режимом выгрузки данных, необходимых налоговым органам для контроля выручки.
Сама онлайн-касса вполне может быть результатом модернизации ККТ, которой пользуется учреждение. Более того, с задачей модернизации вполне может справиться центр технического обслуживания (далее - ЦТО), с которым у каждого учреждения, применяющего ККТ, заключен договор (контракт) на обслуживание.
Отметим, что после перехода на онлайн-кассы ЦТО потеряют практически все свои функции, кроме непосредственно технического обслуживания. И поскольку сотрудничество с ЦТО учреждения уже наладили, то расходы на осуществляемое им обслуживание привычно будут включены в план финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Уже с 15 июля 2016 года разрешено добровольное применение онлайн-касс, в том числе параллельно с обычными ККТ и БСО. Соответственно, если возникнут какие-то сбои, то всегда можно использовать привычный способ расчетов и параллельно отладить систему, чтобы, когда офлайн-кассы и БСО станут незаконными, не иметь проблем.
Однако вряд ли какое-либо из учреждений сможет опробовать онлайн-кассу в относительно тестовом режиме до того момента, как ее применение станет обязательным. Причина - в необходимости заключить государственный (муниципальный) контракт не только с ЦТО, но и с новой специальной организацией - оператором фискальных данных (далее - ОФД). Именно через ОФД данные о пробитых чеках ККТ должны быть переданы в налоговые органы.
Поскольку изменения, внесенные Законом N 290-ФЗ, вступили в силу лишь с 15 июля 2016 года и еще долгое время не все учреждения могли их осознать, то надежды на то, что можно успеть запустить закупочный процесс до конца уходящего года, довольно слабы.

Обязательные даты перехода

С 1 февраля 2017 года онлайн-кассы начнут применять те учреждения, которые столкнутся с необходимостью:
- поменять электронную кассовую ленту защищенную (далее - ЭКЛЗ);
- приобрести новую ККТ.
Эта совсем уже близкая дата связана с тем, что именно с 1 февраля будет прекращена регистрация касс, оснащенных ЭКЛЗ. Останутся только те ККТ, которые оснащены фискальными накопителями (п. 6 ст. 7 Закона N 290-ФЗ).
Учитывая, что ЭКЛЗ действует 13 месяцев, учреждений, у которых время замены выпадет на период с 1 февраля, будет немало. Если смена ЭКЛЗ прошла недавно и ее срок истекает после 1 июля 2017 года, то можно работать на старой офлайн-ККТ до 30 июня 2017 года включительно.
С 1 июля 2017 года применение онлайн-касс станет обязательным. Под исключения подпадут в основном учреждения, которые:
- расположены в местностях с медленным Интернетом (список таких местностей пока не определен), то есть удаленных и труднодоступных;
- обладают весьма специфическими особенностями ведения деятельности;
- продолжат применять БСО.

Отметим, что новая редакция Закона N 54-ФЗ приравняла БСО к чекам ККТ, что на практике означает отмену БСО, изготавливаемых типографиями, и переход на автоматизированные системы БСО (далее - АС БСО). Причем АС БСО станут фактически онлайн-кассами, так как их также приравняли к ККТ, притом что в настоящее время АС БСО:
- не имеют ЭКЗЛ;
- не подлежат регистрации в налоговых органах.
Указанные сроки - 1 февраля и 1 июля 2017 года подробно рассмотрены в Письме Минфина России от 01.09.2016 N 03-01-12/ВН-38831.
Очевидно, что изменения провести гораздо сложнее, чем модернизацию ККТ в онлайн-кассы. Поэтому действующий на сегодняшний день порядок применения БСО разрешено использовать до 1 июля 2018 года, чем решили воспользоваться даже те учреждения, которые применяли ККТ.

Действующий порядок применения БСО

Для БСО, утвержденных Приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н и применяемых учреждениями всех типов, предусмотрена единая форма - квитанция с кодом по ОКУД 0504510 (далее - ф. 0504510). Указанная форма имеет все признаки первичных учетных документов, установленных ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Возможность применения квитанций в случае оказания учреждением услуг населению была предусмотрена п. 2 ст. 2 прежней редакции Закона N 54-ФЗ. Отметим, что применять положения устаревшей редакции смогут только те учреждения, которые до 1 февраля 2017 года перейдут на применение БСО.
Помимо наличия в учреждении БСО, отпечатанных в типографии или АС БСО, должно соблюдаться важное условие - учреждение принимает оплату, оформленную БСО, по услугам населению. Такое условие предусмотрено и утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 порядком осуществления без применения ККТ наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт (далее - Положение N 359).
В частности, квитанции, оформленные на БСО, в обязательном порядке должны содержать реквизиты, установленные в п. 3 Положения N 359.

Типографские БСО

Так, в случае изготовления БСО типографским способом, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов, они должны содержать сведения об изготовителе:
- сокращенное наименование;
- ИНН организации;
- место нахождения;
- номер заказа и год его выполнения, тираж;
- наименование документа, шестизначный номер и серию;
- наименование организации и ее организационно-правовую форму;
- местонахождение постоянно действующего исполнительного органа организации (в случае отсутствия иного уполномоченного лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности);
- ИНН, присвоенный организации;
- вид услуги;
- стоимость услуги в денежном выражении;
- размер оплаты наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
- дату расчетов и составления документа;
- должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личную подпись, печать организации.
Кроме того, БСО может содержать иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми организация вправе дополнить документ. В исключительных случаях, предусмотренных п. п. 5 и 6 Положения N 359, на состав реквизитов БСО могут оказывать влияние федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие в установленной сфере деятельности функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию.
Как было отмечено выше, как правило, в работе применяют квитанцию по ф. 0504510, утвержденную Приказом N 52н. Отметим, что указанная форма оставлена без изменений Приказом Минфина России от 16.11.2016 N 209н, которым внесены различные изменения в том числе и в Приказ N 52н.
Кроме того, к действующим формам БСО, которые иногда применяют образовательные учреждения, относятся, в частности, "Билет", "Абонемент", "Экскурсионная путевка". Указанные формы утверждены Приказом Минкультуры России от 17.12.2008 N 257.
Согласно п. 4 Положения N 359 БСО можно формировать и с использованием АС БСО.

Преимущества АС БСО

БСО можно распечатывать, как чек ККТ, в единственном экземпляре, если учреждение применяет АС БСО. В данном случае выполнено условие о том, что все или часть реквизитов БСО должны быть указаны в электронном виде (пп. "б" п. 8 Порядка N 359).
Если учреждение применяет БСО, изготавливаемые типографским способом, то уполномоченное лицо ежедневно сдает в кассу учреждения полученные денежные средства при составлении реестра сдачи документов с приложением копий квитанций (ф. 0504510). При использовании АС БСО реестры не применяются (п. 11 Порядка N 359). Учет выручки идентичен ее оприходованию при использовании ККТ.

Вместо ОКУН

Идентификация услуг учреждения населению основана на применении ОК 002-93 "Общероссийский классификатор услуг населению", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - ОКУН). Такой вывод следует из множества писем финансового ведомства, например из Письма Минфина России от 22.05.2014 N 03-01-15/24495.
С 1 января 2017 года ОКУН утрачивает силу в связи с введением в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (далее - Приказ N 14-ст).
Это обстоятельство, несомненно, затрудняет учреждениям принятие решения о переходе на БСО. Особенно смущает многих бухгалтеров, что все же в нормативной базе происходят изменения, связанные с толкованием понятия услуг населению.
На основании ОКВЭД 2 и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденного Приказом N 14-ст, были разработаны Собирательные классификационные группировки "Платные услуги населению". Указанные группировки утверждены Приказом Росстата от 23.05.2016 N 244 (далее соответственно - Группировки N 244 и Приказ N 244).
Некоторые эксперты считают, что за неимением другого источника и в отсутствие официальных разъяснений учреждение имеет право использовать Группировки N 244 и отказаться от применения ККТ в пользу оформления БСО. Однако, если следовать этому совету, то БСО вместо чека ККТ можно будет выдавать только в отношении бытовых услуг населению. По мнению автора, такой подход в корне не верен, так как Группировки N 244:
- не предназначены для определения услуг населению в целях применения Положения N 359;
- применимы только для целей формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению (п. 2 Приказа N 244).
Предложения экспертов применять то, что есть, не выдерживают критики не только потому, что сужают применение БСО до бытовых услуг населению. Например, еще один Перечень бытовых услуг населению был утвержден Распоряжением Правительства РФ от 24.11.2016 N 2496-р "Об утверждении кодов в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, и кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам" (далее - Распоряжение N 2496-р), которое вступает в силу с 1 января 2017 года.
Как видно уже из самого названия Распоряжения, необходимость его принятия обусловлена иными целями, чем те, которые обусловили применение Группировок N 224, а также изменениями в Налоговом кодексе РФ, внесенными Федеральным законом от 03.07.2016 N 248-ФЗ и действующими с 1 января 2017 года. Указанные изменения касаются состава бытовых услуг для целей применения, в частности, УСН и ЕНВД.
В целях УСН и ЕНВД с 1 января 2017 года необходимо применять не ОКУН, а Перечни кодов видов деятельности и кодов услуг по ОКВЭД 2 и ОКПД 2, относящихся к бытовым услугам, определяемым Распоряжением N 2496-р.

Запросы в ФНС и Минфин России

В отношении услуг населению для целей применения БСО совсем иная ситуация, чем с бытовыми услугами населению. Для тех учреждений, которые имеют право на их применение согласно прежней редакции Закона N 54-ФЗ и соответственно Положению N 359, такая возможность сохранена до 1 июля 2018 года. Разъяснения этого момента представители ФНС России дают пока исключительно устные, однако поступление многочисленных запросов (срок ответа - один месяц) должно привести к выпуску системного письма.
Отметим, что такое письмо или ответ на индивидуальный запрос необходимо ждать именно от налоговых органов, так как регулирование ККТ - их прерогатива. Более подробно о том, что регулируют налоговые органы в части ККТ, можно узнать на официальном сайте ФНС России в разделе "Иные функции ФНС России". Впрочем, Минфин России благодаря наличию в нем Департамента по налоговой и таможенной политике также не оставит запрос без ответа. Так, в отношении возможности применения БСО и АС БСО за почти 7 лет действия Положения N 359 именно из финансового ведомства вышло много разъяснений, например это Письма Минфина России:
- от 20.01.2016 N 03-11-06/2/1651;
- от 05.05.2014 N 03-01-15/20962;
- от 03.08.2010 N 03-01-15/6-170;
- от 03.06.2009 N 03-01-15/6-285;
- от 18.05.2009 N 03-01-15/5-238.
Переход на онлайн-кассы также активно комментируется Минфином России, однако пока только с точки зрения пользы потребителей и фискальной системы в целом.

Подробности о БСО

Если учреждение не может приобрести АС БСО, можно использовать бланки ф. 0504510, распечатанные типографским способом. В сложившейся ситуации наиболее выгодное положение имеют те учреждения, которые отказались от единой учетной политики в пользу комплекта организационно-распорядительных документов (далее - ОРД), регулирующих учетную политику. Если учреждение утвердило положение о БСО в виде составляющей части учетной политики, то все необходимые изменения можно внести в этот отдельный ОРД, не затрагивая при этом остальные положения учетной политики.
Если учетная политика оформлена единым документом, то из ее состава также можно выделить отдельный ОРД в отношении БСО. Например, лучше оформить отдельный ОРД для определения состава БСО и лиц, ответственных за их хранение.
Соответственно, отдельный ОРД будет регламентировать порядок хранения и учета БСО на забалансовых счетах.

Забалансовый учет

В соответствии с требованиями Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), БСО необходимо учитывать на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности" в условной оценке "один бланк - один рубль". Выбытие бланков при их выдаче или в связи с выявлением порчи, хищений, недостачи или принятием решения об их уничтожении (списании) производят на основании соответствующего акта по той же стоимости, по которой они были ранее приняты к учету.
Согласно п. 337 Инструкции N 157н учитывать БСО на счете 03 необходимо в разрезе:
- ответственных за их хранение и выдачу лиц;
- мест хранения.
Также места хранения указываются в книге по учету бланков строгой отчетности. В настоящее время можно ввести дополнительный уровень аналитики - по БСО старой и новой форм.
По счету 03 следует отражать также и внутренние перемещения БСО в учреждении - на основании оправдательных первичных документов путем изменения ответственного лица и места хранения.
Таким образом, в учетной политике и рабочем плане счетов учреждения здравоохранения необходимо предусмотреть соответствующие субсчета и аналитические счета к счету 03 "Бланки строгой отчетности".

Пример. В рабочем плане учреждения предусмотрен субсчет 03.1 "Неиспользованные квитанции", к которому открыты аналитические счета:
- 03.11 "Неиспользованные квитанции у лица, ответственного за их получение и хранение" (на этот счет приходуются все поступившие квитанции, при этом счет дебетуется);
- 03.12 "Неиспользованные квитанции в кассе" (отражается передача квитанций кассирам, ответственным за их оформление).
Дальнейшая аналитика возможна по фамилиям кассиров.
Счет 03.12 дебетуется при передаче квитанций кассирам и кредитуется при сдаче врачом корешков использованных или аннулированных квитанций. Также рабочим планом счетов предусмотрены субсчета:
- 03.2 "Использованные квитанции" (дебетуется при сдаче использованных квитанций кассирами и кредитуется при уничтожении корешков по истечении трех лет на основании акта, составляемого соответствующей комиссией);
- 03.3 "Аннулированные квитанции" (дебетуется при сдаче кассирами аннулированных квитанций, кредитуется при уничтожении квитанций по истечении трех лет на основании акта, составляемого комиссией);
- 03.4 "Квитанции - бланки старого образца".
На субсчете 03.4 отражаются квитанции старых форм, подлежащие уничтожению (переходный период на ф. 0504510 Письмом Минфина России от 24.08.2015 N 02-06-10/48743 был установлен до 1 апреля 2016 года).

Ведение бухгалтерского учета БСО, в том числе и квитанций, нередко становится предметом проверки различных контрольных органов. Одна из самых распространенных ошибок кассиров, выявляемых проверяющими, - отсутствие квитанций на платежи, осуществленные с применением платежных банковских карт.

Примечание. Полномочия ФНС России по контролю за ККТ
Правительство РФ Постановлением от 12.11.2016 N 1173 уполномочило ФНС России осуществлять контроль и надзор за применением контрольно-кассовой техники.
В частности, установлено, что ведомство:
- ведет реестр фискальных накопителей и экспертных организаций;
- выдает разрешения на обработку фискальных данных;
- принимает решения об аннулировании разрешения на обработку фискальных данных;
- устанавливает порядок ведения кабинета контрольно-кассовой техники и др.

С учетом нового закона об онлайн-кассах, в июле 2018 года вступают в действие кардинальные изменения, которые приведут к фактической отмене использования БСО. Представителям бизнеса придется передавать информацию в налоговую инстанцию в электронном виде. При этом эксперты подчеркивают плюсы и минусы использования бланков строгой отчетности, которые будут актуальными в следующем году.

Бланк строгой отчетности является одним из способов подтверждения оплаты и выступает в качестве альтернативы кассового чека. При этом оплата может производиться в наличном или безналичном виде. После выхода нового закона, регламентирующего использование онлайн-касс, предприниматели опасаются отмены БСО в следующем году. Несмотря на отсутствие прямой отмены, новые требования сделают невозможным оформление бланка вручную.

В 2018 году бланки строгой отчетности продолжат использоваться для подтверждения оплаты в сфере услуг, но только в первом полугодии. Уже в июле представителям бизнеса придется учитывать актуальные изменения в действующем законодательстве.

Чиновники принципиально изменили отчетность, что отразится на деятельности предпринимателей с 1 июля будущего года. В рамках принятых нововведений, отчитываться перед налоговой придется в электронном виде. В результате предприниматели лишатся главного преимущества БСО – возможности оформлять бланк вручную.

Форма бланка БСО в первом полугодии будет зависеть от сферы деятельности предпринимателя. Форма БСО для пассажирских перевозок, услуг ломбардов или страхования утверждается на уровне Минфина. Для других видов деятельности регламентируются только реквизиты, которые должны быть указаны в форме бланка.

В первую очередь на бланке БСО необходимо указать наименование, серию и номер документа. В рамках действующего законодательства номер должен быть шестизначным. Кроме того, в документе отображается информация, которая идентифицирует предпринимателя: идентификационный номер, вид услуг, ФИО должностного лица, печать и подпись. Также предприниматель обязан указать размер и дату произведения оплаты.

Последние новости подтверждают фактическую отмену БСО в 2018 году. Эксперты отмечают преимущества БСО, которых в скором будущем могут лишиться представители бизнеса.

Преимущества БСО

Основным преимуществом БСО является простота оформления. В отличие от кассового чека, для оформления которого потребуется использовать кассовый аппарат, БСО оформляется вручную. Кроме того, стоимость новых онлайн-касс, которые смогут передавать данные в налоговую инстанцию в режиме реального времени, достигает 10 тыс. руб. Также предпринимателям придется платить за обслуживание кассовых аппаратов.

Помимо дополнительных затрат, использование кассовых аппаратов чревато другими проблемами. В первую очередь ККТ должна пройти регистрацию в налоговой. Также потребуется обучить сотрудников работе на новых аппаратах, что приведет к дополнительным затратам.

Некоторые виды услуг клиенты привыкли получать на дому, отмечают эксперты, что приведет к новым затруднениям. В подобных ситуациях заполнить БСО значительно легче, чем обеспечить клиента кассовым чеком.

Чиновники считают, что предложенные нововведения позволят лучше контролировать деятельность предпринимателей и сократить долю нелегальных операций. В свою очередь ИП опасаются дополнительных затрат, которые отразятся на финансовом положении представителей бизнеса.

Отчетность онлайн

Использование онлайн-касс и соответствующие изменения при использовании БСО станут новым испытанием для представителей бизнеса, считают эксперты. В первую очередь под ударом окажутся ИП, для которых проблематично найти деньги для покупки новых кассовых аппаратов. Кроме того, отчетность в электронной форме при использовании бланков строгой отчетности приведет к кардинальным изменениям в сфере услуг. Также проблемным вопросом остается подключение к интернету в удаленных населенных пунктах.

Чиновники подчеркивают, что внедрение онлайн-касс обеспечит увеличение бюджетных поступлений. В результате недобросовестные предприниматели не смогут осуществлять операции, которые не отображаются в налоговой отчетности.

Еще одним недостатком действующей системы использования БСО является необходимость хранения корешков бланков в течение пяти лет. Данная норма вынуждает предпринимателей обеспечить хранение огромного количества документов в специальном помещении, что увеличивает затратную часть бизнеса.

В следующем году предприниматели смогут воспользоваться преимуществами БСО только до конца июня. Представители сферы услуг смогут заполнять вручную типографские бланки, формы которых зависят от вида деятельности.

С 1 июля всем ИП придется отчитываться перед налоговой инстанцией в электронном виде, что приведет к фактической отмене БСО. Заполнить бланк без автоматизированной системы станет невозможным, что нивелирует преимущества бланков строгой отчетности перед кассовыми чеками.

Чиновники подчеркивают необходимость усилить контроль над представителями бизнеса. При этом предприниматели опасаются дополнительных затрат.

Смотрите видео о применении закона об онлайн-кассах 54-ФЗ:

Федеральный закон от 03.07.2016 №290-ФЗ вступает в силу с нового года, что обязывает предпринимателей переходить на онлайн-кассы, начиная уже с 1 февраля 2017 года.

В прошлых материалах мы неоднократно затрагивали тему введения новой системы применения ККТ, а точнее внедрения онлайн-касс. Самое время освежить в памяти нововведения и рассмотреть конкретные вопросы использования бланков строгой отчетности по новым правилам. Как известно, Федеральный закон от 03.07.2016 №290-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты РФ» вступает в силу с нового года, что обязывает предпринимателей переходить на онлайн-кассы, начиная уже с 1 февраля 2017 года.

Поэтапный переход

Переход не будет массовым и предусматривает поэтапное внедрение новой системы применения контрольно-кассовой техники с возможностью передачи данных в режиме онлайн в налоговые органы в электронном виде. Итак:

  • добровольно перейти на онлайн-кассы можно с 15 июля 2016 года;
  • но уже с 1 февраля 2017 года к регистрации и подключению к ИФНС будут допускаться исключительно онлайн-кассы;
  • с 1 июля 2017 года каждый бизнесмен в стране обязан будет использовать только онлайн-кассы;
  • сроки перехода на онлайн-кассы увеличены для налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения и ЕНВД. Они должны начать применять онлайн ККТ с 1 июля 2018 года. Как известно, на данный момент эти налогоплательщики могут вовсе не использовать кассовые аппараты.

Мы рекомендуем не затягивать с покупкой нового формата ККТ, поскольку переход неизбежен, и чем ближе сроки реализации закона, тем вероятнее, что могут возникнуть очереди и проблемы с необходимым объемом новой техники на рынке.

Уже сегодня Бухсофт помогает, тем, кто отважился перейти на онлайн-кассы раньше других, так, система учета товаров в программе «Бухсофт: Торговля» адаптирована для работы по новым правилам ведения кассового учета.

Вкратце новый Федеральный закон от 03.07.2016 №290-ФЗ вносит следующие изменения в существующий порядок:

  • обязательное указание ставки НДС и позиции товара в фискальном чеке;
  • внедрение электронных чеков, представляемых продавцом по требованию покупателя;
  • с 1 февраля 2017 года возможна регистрация только новых моделей касс, снабженных функцией передачи сведений в налоговую инспекцию посредством Оператора фискальных данных в режиме онлайн.

Несколько слов об электронных чеках

Согласно новому закону каждый покупатель вправе запросить у продавца электронный чек вместо бумажного. Изначально предполагалось, что электронный чек будет отправляться на электронную почту покупателя. Логично предположить, что при таком раскладе на отправку данных в режиме реальной работы требовалось бы довольно много времени, что неизбежно привело бы к очередям. Поэтому было найдено другое решение - создание специального приложения для мобильных телефонов, которое сможет скачать в мобильных маркетах и установить любой гражданин.

Во время совершения покупки человек отдает мобильное устройство с запущенным приложением кассиру, который в свою очередь считывает сканером специальный код, высвечиваемый на экране телефона. Так онлайн-касса будет распознавать, кому и какой именно чек требуется направить в электронном формате. Если приложение у покупателя не установлено, продавец должен представить бумажный фискальный чек.

А что же станет с бумажными БСО?

С электронным чеками разобрались, но ведь далеко не все сегодня используют для выдачи бумажные чеки, многие, имея право не использовать кассовые аппараты, ограничиваются бланками строгой отчетности. Как быть в этом случае? Здесь все строже. Во-первых, заполнять вручную БСО теперь запрещено вовсе. Согласно новым правилам, вступающим в силу с 1 февраля 2017 года, бланк строгой отчетности является первичным учетным документом, который приравнивается к кассовому чеку. Новые БСО как и чеки должны быть сформированы в электронном формате и при необходимости отпечатаны с использованием автоматизированной системы для БСО при произведении расчетной процедуры между покупателем и продавцом. В сформированных бланках строгой отчетности обязательно должны быть указаны сведения о расчетной операции, которые подтверждают факт осуществления расчета, кроме того, БСО должен соответствовать новым требованиям законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники.

Получается, что по новым требованиям не только кассовые чеки должны иметь электронный формат, но и бланки строгой отчетности.

А что же делать тем предпринимателям, которые сейчас используют БСО и имеют возможность перейти на онлайн-кассы в июле 2018 года, то есть применяющие ЕНВД и патент? Ничего страшного, до 1 июля 2018 года они имеют право при расчете с покупателями использовать старый формат БСО. Но! Если уже сегодня налогоплательщик на ЕНВД или патенте использует кассовый аппарат, то перейти на новые правила применения ККТ и, соответственно, использовать электронные БСО, ему придется уже в 2017 году.

Списание бланков строгой отчетности производится с соблюдением норм постановления от 6 мая 2008 года под регистрационным № 359. Нормативный акт регулирует процедуру снятия с учета и последующего уничтожения унифицированных бланков, относящихся к категории документов строгого учета. Для этих форм документации предусмотрена необходимость систематизации сведений в Книге учета БСО. Приказ Минфина от 30 марта 2015 г. № 52н вводит понятие Акта на списание БСО и приводит обязательную для бюджетных учреждений форму документа.

Как списать бланки строгой отчетности, когда и при каких условиях?

Формы строгой отчетности должны заполняться ответственными лицами разборчивым почерком и без помарок. Описка или ошибка в одном символе приводят к тому, что бланк будет испорчен. Дальнейшее использование его невозможно. В этом случае необходимо по диагонали перечеркнуть испорченный лист и изъять его.

Испорченный бланк строгой отчетности нельзя сразу уничтожать. Предварительно он должен быть списан. После окончания обязательного 5-летнего срока хранения документации строгой отчетности их разрешается ликвидировать. Хранение должно быть организовано в систематизированном порядке в опечатанных мешках.

Помочь в систематизации сведений о БСО может Книга учета бланков строгой отчетности. Она подлежит хранению на протяжении минимального5-летнего периода с момента, когда в ней была сделана последняя запись. К книге прикладываются корешки использованных ранее бланков, испорченные и устаревшие экземпляры документации. Как списать испорченный бланк строгой отчетности – для этого подходит алгоритм действий по списанию использованных документов.

Процедура по снятию с учета использованных, устаревших и испорченных бланков строгой отчетности предполагает прохождение нескольких этапов:

  1. Как списать БСО – сначала требуется издать приказ о проведении инвентаризации таких бланков, формируется комиссия (в ее составе должно быть не менее 3 человек из числа сотрудников компании).
  2. Проведение инвентаризационных мероприятий с составлением по их результатам инвентаризационной описи ИНВ-16. Данные, полученные в итоге инвентаризации по каждому виду бланков, сверяются со сведениями в Книге учета БСО. Они должны быть идентичными. При выявленном несоответствии заполняются сличительные ведомости. Ответственный работник дает пояснения касательно причин появления недостачи или излишков БСО. Назначается служебное расследование для идентификации виновных лиц, на которых в результате может быть наложено взыскание.
  3. Списание испорченных бланков строгой отчетности осуществляет специальная комиссия, ее состав утверждается приказом руководителя. По истечении месячного срока после окончания инвентаризации копии БСО и корешки, испорченные документы уничтожаются.

Как списать бланки строгой отчетности – устаревшие и испорченные, использованные формы документов списываются в бухгалтерском учете двумя проводками:

  • Д20 (26) – К10;
  • – К006.

Уничтожать бланки можно вручную (процедура осуществляется силами комиссии по списанию) или с применением специальной техники (шредеров). Не запрещено обращаться за помощью в ликвидации БСО к сторонним организациям на возмездной основе.

Акт на списание бланков строгой отчетности – образец

Все предприятия при списании бланков строгой отчетности должны составлять Акт списания. Для бюджетных учреждений его форма унифицирована и утверждена приказом № 52н. Частные предприятия могут разрабатывать свой образец документа или воспользоваться рекомендованной законодательством формой.

Акт списания бланков строгой отчетности должен содержать обязательные сведения о:

  • названии предприятия с приведенными его реквизитами;
  • материально ответственном человеке;
  • составе комиссии и приказе, утвердившего его;
  • списке БСО, подлежащих списанию и уничтожению;
  • дате изготовления формуляра.

Каждый такой акт подписывается участниками процедуры. Акт списания БСО – образец представлен формой 0504816. В табличную часть документа обязательно надо вписывать серии и номера списываемых бланков. Информация, заносимая в него, утверждается руководителем организации.