Критерии оценки уровня экологической безопасности. Экологические критерии. Экологические требования к разработке нормативов

Экологические критерии рассматриваются как мера антропогенного воздействия на экосистемы и ландшафты, при которой их основные функционально-структурные характеристики (продуктивность, интенсивность биотического круговорота, видовое разнообразие, устойчивость и др.) не выходят за пределы естественных изменений. Выделяются две основные группы экологических показателей – покомпонентные и комплексные.

К первой группе относятся индикаторы состояния воздуха, вод, почв и биогеоценотического покрова в целом. Особое место в этом ряду занимают биоиндикаторы, по которым можно судить о состоя- нии окружающей среды. В качестве экологических показателей вы- ступают жизненность и продуктивность вида или сообщества, видовое разнообразие, присутствие или отсутствие характерных видов и др. По их колебанию можно с большой достоверностью установить изменения природных комплексов под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Ко второй группе экологических критериев относятся суммарные (интегральные) показатели, характеризующие природные системы в целом. Они могут быть получены на основе интеграции покомпонентных нормативов или путем нахождения интегральных ин-дикаторов. Один из способов получения суммарного показателя (Хs)

представляет собой расчет по формуле: Xs= 11 n x ki iin,=∑

где n – число покомпонентных нормативов; xi

– норматив состояния

компонента (в относительных величинах); ki

– весовой коэффициент

норматива.

Поиск интегральных показателей состояния окружающей среды – сложная и еще не решенная задача. К их числу можно отнести:интенсивность биотического круговорота, определяемую как отношение массы ежегодной биологической продукции к общей массе; естественную способность к самоочищению, обусловленную скоростью биотического круговорота; энергетико-вещественный баланс природных систем и другие. Важным показателем состояния среды является здоровье населения: динамика младенческой смертности, врожденные аномалии развития новорожденных, заболеваемость детей и взрослых и др.

Экологические критерии (нормативы, показатели) рассматриваются как мера антропогенного воздействия на экосистемы и ландшафты, при которой их основные функционально-структурные характеристики (продуктивность, интенсивность биологического круговорота, видовое разнообразие, устойчивость и др.) не выходят за пределы естественных - изменений (Современные проблемы..., 1992). Они призваны определить область и границы допустимого состояния природных систем и дозволенного воздействия на них со стороны человека. По мнению Т. Г. Руновой (1986), экологические нормативы должны отражать различные антропогенные изменения в природной среде и природных комплексах как источнике генофонда, хранителя ее эволюции, разнообразия и устойчивости. Поэтому их разработка должна опираться на результаты изучения свойств природных систем, особенно их способности к саморегулированию и сохранению своей структуры.

Экологические показатели выражаются в единицах массы, объема, силы на единицу площади или объема в единицу времени, а также в относительных величинах. В таком виде они могут быть использованы для оценки состояния и антропогенного изменения как отдельных природных компонентов, так и комплексов в целом.

В связи с этим можно выделить две основные группы экологических показателей – покомпонентные и комплексные .

К первой группе относятся индикаторы состояния и изменения отдельных компонентов природы (воздуха, вод, почв, биоты), достаточно репрезентативно характеризующие состояние природной среды. Примерами таких показателей являются состав атмосферы (например, содержание кислорода), радиационный и тепловой балансы земной поверхности, уровень Мирового океана (ля биосферы в целом), колебание стока и концентрации растворенного кислорода в воде рек и озер, содержание гумуса в почве, лесистость территории и другие.

Особое место в этом ряду занимают биоиндикаторы – виды или сообщества живых организмов (чаше всего растений), по состоянию которых можно судить о состоянии природной среды. В качестве важнейших экологических показателей выступают продуктивность вида или сообщества, суммарная биомасса, видовое разнообразие и др. По их колебанию можно с большой достоверностью установить изменения природных комплексов под влиянием как естественных, так и антропогенных факторов.

Ко второй группе экологических критериев относятся суммарные (интегральные) показатели, характеризующие природные системы в целом.

Они могут быть получены на основе интеграции покомпонентных нормативов или путем нахождения общесистемных индикаторов. Один из способов получения суммарного показателя (х s) представляет собой расчет по формуле.

Где n - число покомпонентных нормативов; x i - норматив состояния компонента (в относительных величинах); k i - весовой коэффициент норматива.

Поиск общесистемных индикаторов состояния природной среды – сложная задача. Предложен ряд показателей, количественно характеризующих структуру и функционирование экосистем. Среди них можно выделить интенсивность биологического круговорота веществ (отношение массы ежегодной биологической продукции к общей биомассе), естественную способность к самоочищению (обусловлена особенностями взаимосвязи и скорости биологического круговорота), энергетико-вещественный баланс природных систем и др.

В условиях города показателем состояния среды может служить здоровье населения (изменение младенческой смертности, врожденные аномалии развития новорожденных, заболеваемость детей и взрослых и др.).

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

Человек в процессе своей деятельности до 80 % своего времени проводит в закрытом помещении и около 20 % - на открытом воздухе. Поэтому оценка окружающей среды должна проводиться по критериям, характеризующим состояние как внешней окружающей среды, так и внутренней (помещения промышленных и гражданских зданий). Не вызывает сомнений, что между указанными средами имеется теснейшая связь (рис. 1.3).

Оценка качества окружающей природной среды проводится на основании установленных нормативов. Чем меньше пороговая величина нормативов, тем выше качество окружающей природной среды. Однако более высокое качество требует, соответственно, больших затрат, эффективных технологий и высокочувствительных средств контроля. Поэтому нормативы качества окружающей природной среды по мере подъема уровня общества имеют тенденцию к ужесточению.

Соблюдение установленных норм качества окружающей среды обеспечивает:

Рис. 1.3.

В основу нормативов качества положены три показателя (рис. 1.4):

  • 1) медицинский - санитарно-гигиеническое назначение (пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетической программе);
  • 2) технологический - экологическое назначение (способность технически и экономически обеспечить выполнение установленных нормативов);
  • 3) научно-технический - вспомогательное назначение (наличие и возможности средств контроля величин, установленных нормами).

Медицинский показатель нормирует предельные допустимые значения параметров, негативно влияющих на человека и его окружение. В первую очередь сюда относятся предельно допустимая концентрация вредных веществ и предельно допустимый уровень вредных физических воздействий. Как уже говорилось, предельно допустимая концентрация (ПДК) - это количество вредного вещества в окружающей среде, которое при постоянном или временном контакте за определенный период времени практически не влияет на здоровье человека и его потомство. В последнее время при определении ПДК учитывают не только воздействие на человека, но и на биоту в целом. ПДК не являются раз и навсегда установленными нормами: по мере развития общества их количество увеличивается, значения уточняются.


Рис. 1.4.

В основу токсикологической характеристики технологических процессов положены рекомендаций по изменению производственных процессов для уменьшения или исключения количества вредных выделений, санитарно-технические требования к планировке производственных помещений, технологическому оборудованию, в том числе очистному, а в случае необходимости и к индивидуальным средствам защиты. Данные требования и рекомендации основаны на понятии предельно допустимой концентрации вредных веществ в различных средах.

Воздушная среда:

ПДК р1 - предельно допустимая концентрация вещества в воздухе рабочей зоны , мг/м 3 . Это такая концентрация, которая при ежедневной (кроме выходных дней) работе в пределах 8 часов в течение всего рабочего стажа не должна вызывать заболеваний или обнаруживаемых современными методами исследования отклонений в состоянии здоровья настоящего и последующего поколений (рабочей зоной считается пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на которой находятся места постоянного или временного пребывания работающих);

ПДК сс - предельно допустимая среднесуточная концентрация токсичного вещества в воздухе населенных мест, мг/м 3 , - концентрация, не оказывающая прямого или косвенного неблагоприятного воздействия на настоящие или будущие поколения, не снижающая работоспособность человека, не ухудшающая его самочувствие при неограниченно долгом (годы) вдыхании.

ПДК мр - предельно допустимая максимальная разовая концентрация веществ , мг/м 3 , - концентрация, не вызывающая при вдыхании в течение 20-30 мин рефлекторных реакций в организме человека (при том, что возникновение таких реакций зависит не только от содержания вещества в воздухе, но и от длительности вдыхания).

В настоящее время определены предельно допустимые концентрации в атмосферном воздухе для более чем 500 веществ. Значения ПДК мр и ПДК сс для наиболее часто встречающихся в атмосферном воздухе примесей приведены в табл. 1.4. В правой крайней графе таблицы приведены классы опасности веществ: 1 класс - чрезвычайно опасные, 2 класс - высокоопасные, 3 класс - умеренно опасные и 4 класс - малоопасные. Эти классы разработаны для условий непрерывного вдыхания веществ без изменения их концентрации во времени. В реальных условиях возможны значительные увеличения концентраций примесей, способные в короткий интервал времени привести к резкому ухудшению состояния человека.

Таблица 1.4. Предельно допустимые концентрации (ПДК) в атмосферном воздухе населенных мест

Водная среда:

ПДК в - предельно допустимая концентрация вещества в воде водоема хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования , мг/л. Эта концентрация не должна оказывать прямого или косвенного влияния на органы человека в течение всей его жизни, а также на здоровье последующих поколений и не должна ухудшать гигиенические условия водопользования;

ПДК^ - предельно допустимая концентрация вещества в воде водоема, используемого для рыбохозяйственных целей. Это предельный уровень загрязнения для воды водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение мг/л.

Кроме того, установлены следующие интегральные показатели для воды в водоемах:

БПК - биохимическая потребность в кислороде - количество кислорода, использованного при биохимических процессах окисления органических веществ (исключая процессы нитрификации) за определенное время инкубации пробы (2, 5, 20, 120 суток), мг/л воды (БПК^ - за 20 суток, БПК $ - за 5 суток);

ХПК - химическая потребность в кислороде , определенная бихро- матным методом, то есть количество кислорода окисления всех восстановителей, содержащихся в воде, мг/л.

По отношению БПК/ХПК судят об эффективности биохимического окисления веществ.

ПДК п - предельно допустимая концентрация вещества в пахотном слое почвы , мг/кг. Эта концентрация не должна вызывать отрицательного прямого и косвенного влияния на здоровье человека, а также на самоочищающую способность почвы;

ПДК пр (ДОК) - предельно допустимая концентрация (допустимое остаточное количество) вещества в продуктах питания , мг/кг.

Если величина ПДК в различных средах не установлена, то действует временный гигиенический норматив ВДК (ОБУВ) - временно допустимая концентрация (ориентировочно безопасный уровень воздействия) вещества. Временный норматив устанавливается на срок не более 2-3 лет. Для токсичных веществ безопасная концентрация может быть определена в долях единицы:

где с - фактическая концентрация вещества в среде, с пдк - предельно допустимая концентрация.

Различные вещества могут оказывать сходное неблагоприятное (однонаправленное) воздействие на человека или его окружение. Например, существует эффект суммации для диоксида азота и формальдегида, фенола и ацетона, этанола и целой группы органических веществ. В этом случае степень влияния нескольких веществ S определяется так:

где с, с пдю. - соответственно, фактическая и предельно допустимая концентрация /-го вещества.

Если S > 1, то общее загрязнение превышает допустимые нормы.

Пример: допустим, что в воздухе концентрация фенола с. = 0,345 мг/м 3 , ацетона с ац = 0,009 мг/м 3 , а с^. = 0,35 мг/м 3 , с ПДКац = 0,01 мг/м 3 . Таким образом, для каждого из веществ указанное соотношение меньше 1:

но поскольку эти вещества обладают эффектом суммации, то общее загрязнение фенолом и ацетоном превысит предельно допустимое, так как

V I «44" 1ЩМЦ

Возможны случаи, когда источники выбросов и сбросов не превышают нормативов и ПДК отдельных, не однонаправленных загрязняющих веществ в окружающей среде, но в целом экологическая обстановка оценивается как критическая. Это происходит в случае усиления эффекта токсичности воздействия при взаимодействии различных веществ. Такой эффект называется синергизмом. Вопросы синергизма еще мало изучены, хотя необходимость этих знаний для защиты окружающей природной среды очевидна.

Технологический показатель определяет экологичность используемых технологий, применяемого сырья и готовой продукции. Его воздействие на окружающую среду определяют нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду (НДАН). Эти нормативы устанавливаются в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду или на ее отдельные компоненты, и при их соблюдении обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем.

Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду и нормативы качества окружающей среды определяют нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) для воздуха и предельно допустимых сбросов (ПДС) для водных объектов. ПДВ и ПДС устанавливаются путем расчета с учетом технологических нормативов и фонового загрязнения окружающей среды.

В исключительных случаях, когда по объективным причинам нельзя установить ПДВ или ПДС (освоение на действующих предприятиях новых видов производств, реконструкция предприятий и т. п.)> вводят временные лимиты на выбросы - временно согласованный выброс (ВСВ), и сбросы - временно согласованный сброс (ВСС) вредных веществ и микроорганизмов. Лимиты устанавливаются на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов и предельно допустимых сбросов при условиях соблюдения технологических нормативов и наличия утвержденного плана уменьшения выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. Технологический норматив - норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции.

Технологический показатель тесно связан с градостроительными нормами и прежде всего с санитарными территориальными разрывами. Технологический показатель обобщенно можно представить в виде схемы взаимоувязанных и взаимоподчиненных связей (рис. 1.5).


Рис. 1.5.

Третью группу нормативов - научно-технический показатель (см. рис. 1.4) составляют вспомогательные мероприятия, включающие нормативы терминологии, организационные и правовые нормативы.

Экологические критерии – признаки, на основании которых производится оценка, определение или классификация экологических систем, процессов и явлений. Выделяют следующие критерии:

Природозащитные (условие – сохранение целостности э/с, вида);

Антропоэкологические (воздействие на человека);

Эколого-ресурсные (воздействие на ресурсы);

Эколого-социальные (воздействие на социум0;

Эколого-хозяйственные (воздействие на системы природа-население-хозяйство);

Качества ОС – признаки, по которым производится оценка качества природной среды,её компонентов и элементов ландшафта.

При ЭН используют различные критерии. Результатом является установление идеальных и временных норм а/г воздействия на ландшафты и их компоненты. Условие – установление таких нормативов, при которых не происходит структурно-функциональных изменений ландшафтов и э/с.

Экологический стандарт – количественный и качественный показатель состояния природных объектов или процессов. Входит в систему правовых актов, устанавливающих режим использования ПР.

Стандарты качества ОС являются научно обоснованными предельно допустимыми нормативами состояния компонентов природы, превышение которых создает угрозу для человека, биоты и ландшафта в целом.

В РФ существует программа постоянно обновляющихся стандартов: Ландшафты, Недра, Почвы, Земли, Гидросфера, Атмосфера, Биологические ресурсы, Флора, Фауна. Также гостируются радиоактивность и р/акт. загрязнение, шум, вибрация, э/м волны, воздействие транспорта, пром. и бытовые отходы, сточные воды и их осадки, мин. удобрения, безопасность в ЧС, мониторинг, рекультивация и пищевые продукты.

В систему экологических нормативов и стандартов входят:

Нормативы качества ОС;

Нормативы использования ПР;

Нормативы ПДВ на ОС;

Экологические стандарты;

Нормативы санитарных и защитных зон.

Нормативы качества ОС, допустимого воздействия, использования ПР

Стандарты качества ОС определяются тремя группами нормативов.

В первую группу входят санитарно-гигиенические нормативы: нормы ПДК вредных веществ в воздухе, воде и почве.

Вторую группу нормативов составляют нормативы ПДВ и ПДС, ПДУ вредных физических воздействий, разрешение на вывоз и захоронение твердых отходов, т.е. требования к источнику вредного воздействия.

Третью группу составляют нормы и правила, регламентирующие различные виды деятельности, включая использование ресурсов и охрану природы. Эта группа включает такие нормативы как:

Регламентирование рац. использования ПР (нормативы изъятия ПР)

Разрешение на землепользование и лесопользование;

Установление квот вылова рыбы и отстрела диких животных;

Строительные и градостроительные правила;

Нормативы санитарно-защитных зон;

Экол. требования к технике, технологии, продукции;

Требования к эколог. обоснованию хоз. деятельности;

Лицензирование экол. деятельности.

Оценка воздействия хозяйственной деятельности на ОС

Принципы ОВОС

ОВОС можно рассматривать с трех позиций:

Как исследование изменений в ОС, анализ цепочки «воздействие - изменение – последствия»;

Как раздел экологического проектирования в предпроектах и проектах;

Как оценку воздействия на ОС конкретного действующего производства, т.е. экологический аудит.

Основной принцип , общий для ОВОС и для экологической экспертизы (ЭкЭ) – презумпция потенциальной экологической опасности любого вида хозяйственной деятельности . Осуществление любой деятельности приводит к последствиям, которые необходимо оценить, причеи инициатор деятельности обязан доказать ЭБ намечаемой им деятельности (в соответствие с действующими стандартами и нормативами).

Принцип превентивности означает, что ОВОС проводится до принятия решений по реализации намечаемой деятельности, а также что его результаты используются при выработке и принятии решений. Суть этого принципа – не допустить, предупредить неблагоприятные последствия, вызванные реализацией проекта.

Этот принцип нужно понимать расширенно, т.е. экологические оценки должны проводиться как можно раньше. Последовательное применение этого принципа приводит нас к необходимости стратегической экологической оценки, когда решения принимаются на самом высоком уровне, перед планированием и проектированием.

Принцип альтернатив заключается в выявлении и анализе альтернативных вариантов достижения цели, включая и нулевой вариант – отказ от деятельности. В результате выбирается наименее опасный проект, рассматриваются альтернативные проектные решения, технологические альтернативы. Осуществлению этого принципа способствует анализ использования ландшафтов в других целях с сохранением их потенциалов (т.н. ландшафтная альтернатива), использование ресурсов в других целях (эколого-ресурсная альтернатива) и т.д.

В зарубежной практике принято рассматривать восемь групп параметрических альтернатив проекта:

Альтернативы потребностей

Виды деятельности

Местонахождение проекта

Производственные процессы

Время выполнения проекта

Ресурсы

Способы удаления отходов

Эстетическое воздействие.

Затем формируются 5-6 альтернативных проектов, а для окончательного выбора лучшего варианта применяется, нр, метод балльного ранжирования степени воздействия вариантов проекта на список (ряд) компонентных свойств ОС, а также иные методы

Принцип гласности (демократичности) подразумевает признание за всеми сторонами общества, чьи интересы затронуты проектом, прав на непосредственное участие в решении по проекту., т.е. учет интересов общества. Мнение заинтересованных сторон должно учитываться на всех этапах ОВОС наряду с заключением экспертов. В РФ это принцип осуществляется в виде общественных слушаний, общественной экспертизы, различных согласований, участия заинтересованных сторон в ГЭЭ в качестве наблюдателей. Такое участие общественности способствует выработке оптимальных взаимоприемлемых решений.

Кроме того, при проведении ОВОС руководствуются и иными комплексными принципами :

- интеграции – комплексное рассмотрение вопросов воздействия на природу, хозяйство и население на всех стадиях подготовки документов;

- приоритетности – никакие соображения не должны служить основанием для игнорирования последствий реализации проекта;

- достоверности – ОВОС проводится очень детально;

- сохранения – намечаемая деятельность не должна приводить к уменьшению биоразнообразия, снижению продуктивности и биомассы территорий и акваторий, а также к ухудшению жизненно важных свойств природных комплексов;

- совместимости – планируемая деятельность не должна ухудшать качество жизни населения и наносить некомпенсируемый ущерб другим видам деятельности. Социальная совместимость (этническая, религиозная, культурная, эстетическая) – т.е. соответствие этническому стереотипу, национальным ценностям и т.п.

- гибкости – процесс ОВОС может варьировать по масштабам, глубине, системе оценки в зависимости от характера планируемой деятельности.

Процедура ОВОС

Процедура ОВОС рассматривается в нескольких нормативных документах – ФЗ Об охране ОС, ФЗ Об экологической экспертизе, В Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на ОС в РФ (2000) и частично в Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной деятельности (1994).

Прежде всего ОВОС проводится в отношении планируемой деятельности независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хоз. и иной деятельности.

В процедуре ОВОС выделяют несколько стадий:

1. Стадия разработки технического задания на проведение ОВОС.

2. Стадия исследования воздействия хоз. деятельности на ОС с выявлением экологических, экономических, социальных последствий и прогнозов, завершающаяся составлением «Предварительных материалов по оценке воздействия».

3. Стадия выработки окончательного варианта «Материалов по оценке воздействия».

Заказчик

В ОВОС участвуют инвестор-заказчик, исполнитель работ по оценке воздействия и общественность. Действия каждого участника регламентированы. Заказчик – юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствие с нормативными документами и представляющее эту документацию на ЭЭ.

Исполнитель работ по оценке воздействия на ОС – юридическое или физическое лицо, осуществляющее проведение ОВОС, заказчик ему предоставил право на проведение работ по ОВОС. Исполнитель проводит исследования по оценке воздействия, сбор и анализ информации, готовит комплект документов по оценке воздействия, представляемых на экспертизу. исполнитель отвечает за полноту и достоверность оценок, их соответствие экологическим нормативам и стандартам. Он планирует проведение исследований, готовит техзадание на ОВОС, при необходимости разрабатывает программу экологического мониторинга и контроля.

Результатом деятельности заказчика является предварительный вариант материалов по оценке воздействия, с которым заказчик знакомит общественность. После анализа замечаний общественности и результатов общественных слушаний исполнитель готовит окончательный вариант материалов, который и представляется на процедуру ЭЭ в составе другой проектной и предпроектной документации. Возможно также проведение общественной ЭЭ.

Общественность региона – третий участник ОВОС. Может включаться в процесс на этапе представления первичной информации и на этапе проведения ОВОС, принимать участие в общественных слушаниях и общественных обсуждениях. Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОС организуется местным самоуправлением и обеспечивается заказчиком. В публикациях в официальных изданиях должны быть название, цель, местоположение намечаемой деятельности, сведения о заказчике и его представителе, сроки проведения ОВОС. Заказчик доводит до общественности сведения о форме материалов, сроках и месте доступности Техзадания. Распространение информации может идти по радио, ТВ, через Интернет, в период. печати. Заказчик принимает и документирует замечания и предложения в течение 30 дней со дня публикации и учитывает их при доработке ТЗ и в материалах по ОВОС. Порядок проведения общественных слушаний определяется исполнительной властью по согласованию с общественностью, ведется протокол. В протоколе четко фиксируются основные вопросы обсуждения, конфликты. Он подписывается всеми участниками общественных слушаний и входит в качестве Приложения в окончательный вариант «Материалов ОВОС».

В настоящее время внедряется принципиально новый механизм к участию общественности в ОВОС. Требуется открытость материалов по ОВОС, в т.ч. их предварительного варианта. Общественности представляется возможность влиять на цели и задачи экологической оценки, начиная с ранних стадий. Основная ответственность за обеспечение информированности общественности и организацию общественного участия при этом несет заказчик, хотя определенные функции возлагаются и на местные органы власти.

Результатами ОВОС являются:

Информация о характере и масштабах воздействия на ОС намечаемой деятельности, альтернативах её реализации, оценке экологических, социально-экономических и иных последствий по их значимости и возможности минимизации;

Выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;

Решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности.

Понятие ЭкЭ

Экологическая экспертиза – это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на ОС и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта ЭкЭ.

Главный нормативный акт в этой области – ФЗ «Об экологической экспертизе» (1995 г.). кроме того, законодательная основа ЭЭ определена в ФЗ об ООС и в ряде подзаконных актов: «Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы» (1966), «Регламент проведения ГЭЭ» (1997).

Экологическая экспертиза – это самостоятельный вид государственного экологического контроля, она имеет превентивное значение, т.к. проводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий соответствующей деятельности на ОС и проводится до начала деятельности. По некоторым оценкам предотвращение загрязнения обходится в 4-5 раз дешевле, чем ликвидация последствий. Экологическая экспертиза – очень важный инструмент в обеспечении экологических требований.

ЭкЭ устанавливает:

1. Не противоречит ли намечаемая деятельность экологическому законодательству РФ и субъектов РФ.

2. Соответствует ли намечаемая деятельность требованиям нормативных актов по охране ОС и рациональному использованию природных ресурсов.

3. Достаточно ли полно произведена оценка воздействия намечаемой деятельности на ОС.

4. Достаточны ли предусмотренные проектом меры по охране ОС и рациональному использованию природных ресурсов.

Основной вопрос, на который должна дать ответ ГЭЭ – возможна ли реализация проекта. В Заключении ГЭЭ так и указывается: рекомендовать проект к реализации, не рекомендовать проект к реализации, отправить проект на доработку, определеив масштабы и направления его улучшения.

Виды ЭкЭ

В России согласно закону «Об ООС» и «Об ЭкЭ» существует 2 вида ЭкЭ – общественная и государственная (ГЭЭ) .

Помимо юридически обоснованных экспертиз реально существует ведомственная, научная и коммерческая ЭкЭ.

ГЭЭ является правовой мерой обеспечения выполнения экологичиских требований при принятии экологически значимых проектов.

Общественная ЭкЭ выступает средством вовлечения заинтересованных кругов населения в механизм принятия экологически значимых решений.

Ведомственная ЭкЭ чаще всего имеет ярко выраженный технологический характер, в ней заинтересовано само ведомство, она доказывает ЭБ проекта либо устанавливает степень экологической опасности. Заключение ведомственной ЭкЭ поступает в составе других материалов на ГЭЭ

Научная и коммерческая ЭкЭ приобретают правовой статус либо при включении их в материалы общественной ЭкЭ, либо при использовании их заключений при проведении ГЭЭ.

ГЭЭ как сфера деятельности существует в стране с 1988 г., когда был создан Госкомитет СССР по охране природы. Единую систему ГЭЭ установил ФЗ «Об экологической экспертизе». Субъектами ГЭЭ являются специально уполномоченные федеральные и региональные органы. В настоящее время функции эти осуществляет в основном Ростехнадзор и региональные органы, устанавливаемые самим субъектом. В Омской области ГЭЭ проводит отдел ЭЭ и охраняемых природных территорий при Управлении ЭБ Министерства сельского хозяйства и продовольствия.

В Московском регионе установлен высокий — «красный» — уровень экологической опасности из-за жары и загрязнения воздуха, сообщается на сайте «Мосэкомониторинга». «По состоянию на 06.06.2014 уровень опасности жары и загрязнения атмосферного воздуха в высокий (критерий установления уровня опасности — среднесуточная температура, среднесуточная концентрация взвешенных частиц PM10)», — говорится в сообщении .

«Можно устанавливать «красный» уровень, можно «зеленый». Дело в том, что в Европе уровень опасности устанавливают по цветам, и для этого имеются особые критерии. Теперь это появилось и у нас, — сообщил «Газете.Ru» главный научный сотрудник Гидрометцентра России Александр Васильев. — Главная опасность заключается в том, что жарко, сухо. В уровне опасности ничего страшного нет, надо просто быть внимательнее».

По данным Гидрометцентра России, которыми располагает Васильев, жара спадет в ночь на понедельник (об этом говорил и глава Гидрометцентра Роман Вильфанд). «Уже сейчас идет небольшой дождь. Похолодает, будет нормальная погода. Вся следующая неделя дождливая будет. А самые сильные ливни начнутся в воскресенье. Суховей нас покидает. Жара редко покидает нас спокойно — приходит холод, а вместе с ним разные сюрпризы: грозы, ливни и даже град. Этого всего можно в воскресенье ждать.

Уже сейчас смена погоды себя проявляет. Но это первая волна, все равно жарко будет. Наблюдаются изолированные ливни и грозы, пришла неустойчивая влага.

А в воскресенье осадки будут повсеместны».

Подробнее о том, что означает «красный» уровень экологической опасности, объявленный в пятницу в Москве , «Газете.Ru» рассказал заведующий лабораторией прогнозирования качества окружающей среды и здоровья населения Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП , доктор медицинских наук, профессор Борис Ревич.

— «Красный» уровень экологической опасности — это новое явление для Москвы?

— Да, он объявлен в этом году в первый раз. После того как (а по европейской части России — 54 тыс.), правительство Москвы решило ввести такую систему, которая уже работала в разных странах мира. Впервые это сделали французы после аномальной жары 2003 года. Этот план разрабатывался в течение двух лет и в прошлом году был утвержден мэром Москвы Сергеем Собяниным. Это результат многолетних исследований, которые проводит и наша лаборатория, и использование мирового опыта.

План предусматривает действия всех основных органов исполнительной власти при различном уровне жары и состояния атмосферного воздуха.

Используется принцип светофора: зеленый уровень — настораживающий (жара длится до пяти дней, и угроза для здоровья еще небольшая). Второй уровень — оранжевый, он указывает, что жара наступила надолго и нужны какие-то активные действия.

Третий уровень — красный, требует незамедлительных действий от органов здравоохранения, транспорта, социальных служб.

Большую роль должны играть СМИ. Гигантские потери 2010 года в большой степени были связаны с тем, что москвичи не получили достаточно информации. Теперь такие рекомендации размещены на сайтах департамента здравоохранения, департамента природопользования и других. Сердечникам особенно важно посмотреть рекомендации на сайте кардиологического центра.

Уровни экологической опасности

Зеленый (допустимый): среднесуточная температура — до 21°C; среднесуточная концентрация взвешенных частиц РМ10 — до 60 мкг/куб. м; среднесуточная концентрация озона — до 53 мкг/куб. м.
Желтый (настораживающий): температура — от 21 до 22°C; концентрация взвешенных частиц РМ10 — от 61 до 100 мкг/куб. м; концентрация озона — от 52 до 102 мкг/куб. м.
Оранжевый (средний): температура — от 22 до 23,6°C; концентрация взвешенных частиц РМ10 — от 100 до 140 мкг/куб. м; концентрация озона — от 102 до 151 мкг/куб. м.
Красный (высокий): температура — от 23,6°C; концентрация взвешенных частиц РМ10 — свыше 140 мкг/куб. м; концентрация озона — свыше 151 мкг/куб. м.

Велика роль департамента транспорта в первую очередь: в метро, например, должна начаться бесплатная раздача воды. Вчера я ее не видел, но, например, в позапрошлом году я был свидетелем, что в аэропорту Домодедово раздавали воду бесплатно.

— Опасна ведь не только жара, но и концентрация загрязняющих веществ в воздухе?

— Конечно. Все это происходит из-за того, что формируется устойчивый блокирующий антициклон. Абсолютный штиль, и в воздухе накапливаются взвешенные частицы. В Москве, конечно, 90% этих частиц образуются от автомобильных выхлопов. Влияние промышленности гораздо меньше.

Сейчас напряженное время у гаишников, так как в сильную жару увеличивается количество ДТП.

По вчерашнему прогнозу Гидрометцентра, концентрация взвешенных частиц с вероятностью 60% снизится в воскресенье.

— Понятно, что надо соблюдать питьевой режим. Однако лично я с некоторыми рекомендациями не совсем согласен. Например, хлебный квас — хороший напиток, но, если есть проблемы с ЖКТ, не стоит его употреблять. Можно пить морс, напитки с невысоким содержанием сахара. Я бы посоветовал минимально употреблять алкогольные напитки, жирную пищу и воздерживаться от курения. Есть фрукты, овощи — слава богу, в Москве этого в избытке.

— Пока мы с вами говорим, за окном пошел дождь. Это значит, что все изменилось? Насколько быстро меняются такие вещи?

— У вас дождь? У нас пока дождя нет. Возможно, что ситуация улучшится и раньше. Впрочем, блокирующий антициклон — это очень сложное атмосферное явление. У нас, к сожалению, мало денег вкладывается в метеорологическую службу. Был такой курьез при формировании очередного правительства, когда я открываю газету и не вижу в ней сообщения гидрометслужбы — оказывается, ее забыли! Метеоспутников у нас недостаточно на такую гигантскую страну. Отсюда и все наши проблемы.

Понятие экологической безопасности включает в себя систему регулирования и управления, способной прогнозировать и ликвидировать развитие опасных, чрезвычайных ситуаций. Экологическая безопасность касается промышленности, сельского и коммунального хозяйства, сферы услуг, области международных отношений.

Уровни экологической безопасности

    Глобальный уровень позволяет прогнозировать биосферные процессы. Цель глобального контроля – сохранение естественного мирового воспроизводства, его восстановление в области биосферного взаимодействия живых организмов. Управление безопасностью, осуществляют межгосударственные организации (ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и другие) посредством издания и внедрения нормативных документов, создания экологических программ мирового развития, интеграции межгосударственных усилий в предотвращении и ликвидации последствий мировых катастроф

    Замечание 1

    Международное сотрудничество позволило разрешить и ограничить такие проблемы как ядерные испытания, китобойный промысел и вылов редких пород рыбы, производство хладагентов. Создана Красная книга, изучаются неизведанные территории.

    Региональный уровень включает в себя географические и экономические зоны, территории государств. Контроль безопасности проводится посредством союза государств (СНГ, объединение государств Африки и др.). Система безопасности регионального уровня включает: экологически безопасные технологии и чистую экономику, стабилизацию темпов развития экономики.

    Локальный уровень объединяет города, районы и предприятия разных сфер деятельности и осуществляет контроль выбросов, сточных вод и прочих вредных для атмосферы веществ. Управление экологией возложено на администрацию, предприятия и организации по контролю за санитарным состоянием города, района.

Независимо от управления и контроля за экологической безопасностью, объектом такого воздействия является окружающая среда. Поэтому на каждом уровне проводится анализ экономики, ресурсов, мер и культуры решения данных вопросов.

Нормативные акты в сфере экологической безопасности РФ

  • Конституция;
  • Федеральные законы и указы Президента;
  • Постановления Конституционного Суда;
  • Постановления, распоряжения Правительства;
  • Законодательство субъектов и их нормативные акты;
  • Международные конвенции, соглашения, нормы, правила и договоры
  • Нормативные и инструктивно-методические акты специально уполномоченных государственных органов;
  • Уставы населенных пунктов

Критерии и методы безопасности

В качестве критериев экологической безопасности используются:

  • Предельно допустимые концентрации (ПДК);
  • Предельно допустимые выбросы (ПДВ);
  • Предельно допустимые сбросы (ПДС).

Для отдельных экологических систем основными критериями их безопасности являются целостность, сохранность и разнообразие видов, их взаимосвязей. Для отдельных индивидуумов, критерием безопасности так же считается сохранение здоровья и условий жизнедеятельности.

Методы обеспечения безопасности экологии:

  • Контрольные включают методы измерения (количественные – физические, химические и пр.) и биологические методы (качественные, теоретические);
  • Прогнозные – методы системного анализа и динамики, информационных технологий и др;
  • Смешанные состоят из совокупности методов различного типа (например, эколого-токсикологические);
  • Методы управления качеством биосферы.