Рассредоточение населения. Рассредоточение и эвакуация населения. Подготовка и поддержание маршрута в исправном состоянии

При угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий одной из основных мер по экстренной защите населения от поражающих факторов ЧС является его эвакуация и рассредоточение.

Эвакуации — это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения, не занятого в производстве, в том числе и учащихся, из городов в загородную зону.

Загородная зона — территория, расположенная вне зон возможных разрушений, опасного радиоактивного загрязнения и химического заражения, а также катастрофического затопления, вне приграничных районов, заблаговременно подготовленная для жизнеобеспечения местного и эвакуируемого населения, а также размещения и хранения материальных и культурных ценностей.

Рассредоточение — организованный вывоз (вывод) рабочих и служащих объектов народного хозяйства из городов и их размещение в районах загородной зоны, ближайших к границам городов, расположенных вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей.

Рассредоточенные рабочие и служащие продолжают трудовую деятельность. Организованная доставка рабочих смен на предприятия в город и обратно должна производиться за время, не превышающее 4 ч. По решению начальника ГО — руководителя территориального органа власти разрешается размещать их в зоне возможных слабых разрушений.

Эвакуация часто осуществляется в комплексе с другими защитными мероприятиями: укрытием в защитных сооружениях, использованием средств индивидуальной защиты, медицинской профилактики, а также с проведением противорадиационных и инженерных работ.

Особенности проведения эвакуации определяются характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землетрясение, ), пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС, численностью и охватом вывозимого (выводимою) населения, временем и срочностью проведения эвакомероприягий.

Виды эвакуации населения

В зависимости от времени и сроков проведения она может быть упреждающая (заблаговременная) или экстренная (безотлагательная).

Упреждающая эвакуация проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия. Осуществляется такая эвакуация по территориально-производственному признаку.

При возникновении ЧС производится экстренная эвакуация по территориальному признаку, т. с. из мест проживания или нахождения людей.

В зависимости от процесса развития ЧС и численности населения, подлежащего перемещению из опасной зоны, эвакуация может быть локальной, местной и региональной.

По объему эвакомероприятий эвакуацию разделяют па общую (эвакуация всех категорий людей, за исключением граждан, подлежащих призыву на военную службу но мобилизации) и частичную (эвакуация женщин и детей, учащихся и студентов совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей, пенсионеров, инвалидов и ветеранов).

При долговременном радиоактивном загрязнении и значениях плотности загрязнения выше 40 К и/км- производится плановое отселение людей.

Порядок эвакуации населения

эвакуационные комиссии.

(СЭП). Каждому СЭП присваивается порядковый номер, закрепляется транспорт, находящиеся вблизи защитные сооружения. К СЭП приписываются рабочие, служащие ближайших предприятий, организаций, учебных заведений и члены их семей, а также население, проживающее в домах, расположенных в этом районе (не более 4000-5000 человек).

Население, получив извещение на эвакуацию, должно взять с собой документы и деньги, СИЗ, медицинские средства, необходимые вещи (до 50 кг) по сезону, запас продуктов на 3 суток, упакованные вещи сложить в сумку и указать на бирке адрес и фамилию владельца, выключить в квартире газ, воду, освещение и прибыть к указанному сроку на СЭП, пройти регистрацию. Команду на эвакуацию дают штабы ГОЧС города.

Для проведения эвакуации используются все виды общественного транспорта, а также индивидуальный транспорт.

Вывод населения пешим порядком организуется колоннами (500- 1000 человек каждая) по дорогам, не занятым другими перевозками, или по обозначенным маршрутам и колонным путям обычно на расстоянии одного суточного перехода за 10-12 часов.

Для организованного движения пеших колонн разрабатывают схему маршрута движения, на которой указывается: состав колонны, маршрут движения, исходный пункт движения и время прибытия в район постоянного размещения, сигналы управления и оповещения.

Скорость движения пеших колонн составляет 4-5 км/ч. Через каждый 1-1,5 ч движения назначается малый привал (не более 15-20 мин), а в начале второй половины суточного перехода — большой привал (1-2 ч). На малых привалах проверяется состав колонн (групп), нуждающимся оказывается медицинская помощь. На большом организовывается прием горячей пищи.

Районы малых и больших привалов назначаются с учетом возможности использования защитных свойств местности.

промежуточные пункты эвакуации (ППЭ). Они предназначаются для кратковременного отдыха эвакуируемого населения, его перерегистрации, проведения при необходимости дозиметрического и химического контроля, санитарной обработки одежды и обуви.

Прием и размещение прибывшего населения в загородной зоне осуществляют местные органы власти совместно со штабами ГО сельских районов. Для этого создаются эвакоприемные комиссии и (ПЭП), а в местах прибытия организуются пункты встречи.

Для защиты людей в ходе проведения эвакуационных мероприятий в районах СЭП, привалов, ППЭ оборудуются простейшие укрытия и предусматривается использование имеющихся защитных сооружений.

Порядок организации эвакуации городского населения

Эвакуация и рассредоточение городского населения — один из способов защиты населения. Он во много раз снижает плотность населения городов, а следовательно, и потери населения могут быть значительно уменьшены.

Для проведения эвакуации и рассредоточения используются все виды транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный). В целях проведения эвакуации в сжатые сроки основная часть населения выводится из городов в пешем порядке, остальная часть вывозится транспортом до мест размещения в загородной зоне или до промежуточных пунктов эвакуации, откуда можно выехать различными видами транспорта в конечные пункты назначения. Такой способ эвакуации называется комбинированным и является основным.

Эвакуационная комиссия

Планирование, непосредственную подготовку и проведение эвакомероприятий осуществляют эвакуационные комиссии. В состав комиссий включают лиц руководящего состава администраций, транспортных органов, органов образования, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, связи, представителей военных комиссариатов, мобилизационных подразделений органов исполнительной власти и управления ГОЧС.

Территориальные эвакуационные комиссии возглавляют заместители начальников ГО — руководителей органов государственной власти и местного самоуправления, объектовые эвакокомиссии — заместители начальников ГО — руководителей объектов экономики.

В эвакокомиссиях объектов экономики обычно создаются группы оповещения и связи, учета и информации, организации сбора и отправки населения, а также группы начальников эвакуационных эшелонов, автомобильных и пеших колонн.

Численность и состав эвакокомиссии определяется начальником ГО с учетом количества, подведомственных объектов и эвакуируемого населения.

Эвакуационные комиссии разрабатывают планы эвакуации, в которых обычно указывается:

  • порядок приведения эвакоорганов в готовность;
  • порядок оповещения населения о начале эвакуации и сроках выполнения эвакомероприятий;
  • численность эвакуируемых (по группам), районы расселения;
  • порядок вывоза (вывода) людей из города, организация инструктирования эвакуируемых;
  • порядок использования транспорта, пункты посадки и высадки, маршруты эвакуации;
  • порядок подготовки минимально необходимых грузов и документов, их погрузки, разгрузки и хранения;
  • начальники эшелонов, автоколонн, пеших колонн и другие должностные лица, ответственные за организацию вывоза (вывода) людей;
  • организация охраны общественного порядка на маршрутах движения;
  • организация приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения в загородной зоне;
  • организация зашиты людей на маршрутах движения и в загородной зоне;
  • организация и порядок управления и связи в ходе эвакуации.

К планам прилагаются карты, схемы, графики и расчеты (расчет эвакуируемого населения; схема дислокации исходных пунктов, пунктов посадки и высадки граждан; карты (планы) населенных пунктов с маршрутами эвакуации и справочные данные; состав эвакоорганов и сроки приведения их в готовность; схема оповещения и организации связи и управления; карта (план) размещения людей в загородной зоне и др.).

На каждом предприятии, в учреждении, учебном заведении, ЖЭК, домоуправлении заблаговременно составляют эвакуационные списки на всех рабочих, служащих и членов их семей. Списки и паспорта (удостоверения личности) эвакуируемых являются основными документами для учета, размещения и обеспечения в районах расселения.

Сборные эвакуационные пункты

Для четкого и своевременного проведения эвакуации и рассредоточения населения в городах создаются сборные эвакуационные пункты (СЭП). Как правило, СЭП размещаются в клубах, кинотеатрах. Дворцах культуры, школах и других общественных зданиях, вблизи железнодорожных станций, платформ, портов и пристаней, к которым они приписаны. В состав СЭП, как правило, входят начальник и его заместитель, группа регистрации и учета, группа формирования эшелонов и колонн, группа охраны общественного порядка, группа связи, медицинский пункт, комендантская служба. Каждому СЭП присваивается порядковый номер, закрепляется транспорт, находящиеся вблизи защитные сооружения. К СЭП приписываются рабочие, служащие ближайших предприятий, организаций, учебных заведений и члены их семей, а также население, проживающее в домах ЖЭК (домоуправлений), расположенных в этом районе. К одному СЭП приписывается не более 4000-5000 человек.

Основные задачи СЭП:

  • поддержание связи с эвакокомиссией города (района), объектами экономики, приписанных к СЭП, транспортниками, исходными пунктами пешей эвакуации;
  • информирование о времени прибытия населения на СЭП и отправки его в загородную зону;
  • контроль за своевременным прибытием на СЭП транспорта;
  • организация отправки населения на пункты посадки на транспорт и исходные пункты маршрутов пешей эвакуации;
  • ведение учета вывозимого транспортом и выводимого пешим порядком населения;
  • представление в установленном порядке донесений в эвакокомиссию города (района);
  • оказание необходимой медицинской помощи нуждающимся на СЭП;
  • обеспечение общественного порядка на СЭП и укрытие эвакуируемого населения на СЭП в защитных сооружениях по сигналам гражданской обороны.

Эвакуация и рассредоточение городского населения организуется и проводится после получения соответствующих распоряжений. С получением распоряжений на проведение эвакомероприятий эвакуационные комиссии уточняют численность эвакуируемых, расчеты на их вывоз транспортом и вывод пешим порядком, организацию медицинского обеспечения, охраны общественного порядка и обеспечения безопасности движения. Проверяется готовность маршрутов и транспортных средств, систем связи и оповещения к осуществлению эвакомероприятий. Готовятся пункты посадки людей на транспорт, районы их размещения в загородной зоне, привлекаемые к проведению эвакомероприятий силы и средства.

С объявлением эвакуации граждане обязаны быстро подготовить средства индивидуальной защиты, личные вещи и документы (паспорт, военный билет, диплом об образовании, свидетельство о рождении детей). Все вещи укладывают в чемодан, вещевой мешок или сумку, к ним прикрепляют ярлычок с указанием фамилии, имени и отчества, постоянного адреса и места, куда эвакуируются. Детям дошкольного возраста необходимо пришить на одежду метки из белой ткани с указанием фамилии, имени и отчества, года рождения, адреса родителей и конечного пункта эвакуации.

В квартире необходимо отключить газ, электроприборы, с окон снять занавески. Все легковоспламеняющиеся веши и предметы поставить в простенки квартиры, закрыть форточки. После этого закрыть квартиру и сдать под охрану домоуправления.

Прибыть к указанному сроку на сборный эвакуационный пункт, пройти регистрацию. С собой помимо вещей и документов необходимо иметь средства индивидуальной защиты, одежду, обувь, постельные принадлежности, набор медикаментов и двух-трехсуточный запас продуктов питания.

Организованность и дисциплинированность, своевременное и неукоснительное выполнение всех требований и указаний администрации в пути следования и по прибытии на сборных эвакуационных пунктов являются основными правилами поведения населения. При следовании на транспорте необходимо строго соблюдать установленные правила, поддерживать дисциплину и порядок, выполнять указания старшего по вагону, автомобилю или судну и без их разрешения не покидать транспортные средства.

При выводе населения пешим порядком вблизи СЭП формируются колонны. Для обеспечения управления движением пеших колонн и поддержания порядка в пути следования решением администрации города (района) назначаются начальники маршрутов пешей эвакуации и группы управления. В группу управления входят представители объектов экономики, персонал которых выводится по данному маршруту, а также органов местного самоуправления районов загородной зоны, по территории которых проходит маршрут. В целях обеспечения слаженности в работе, группа делится на звенья (отделения) связи, учета прохождения колонн, охраны общественного порядка, медицинской помощи, обеспечения и регулирования движения.

Выводимые пешим порядком формируются в колонны и направляются на исходные пункты, откуда начинают марш по установленному маршруту движения. Пешие колонны формируются численностью от 500 до 1000 человек. Для удобства управления они разбиваются на группы по 50-100 человек. Во главе группы назначается старший. Он обязан проверить состав группы, не допуская в группу посторонних лиц, поддерживать в группе должный общественный порядок, следить за тем, чтобы не было отставших в пути. Скорость движения колонны — 3-4 км/ч. Суточный переход (10-12 ч движения) составляет 30-40 км. Дистанция между колоннами — до 500 м. Через каждый 1 — 1,5 ч движения назначаются малые привады (не более 15-20 мин), а в начале второй половины суточного перехода — большой привал (1-2 ч), желательно за пределами зон возможных разрушений. На малых привадах проверяется состав колонн (групп), нуждающимся оказывается медицинская помощь. На большом организуется прием горячей пищи.

Районы малых и больших привалов назначаются с учетом возможности использования защитных свойств местности. Не допускается скученность колонн. По сигналу «Воздушная тревога» эвакуируемые укрываются в складках местности или в ближайших защитных сооружениях. Районы радиоактивного загрязнения и химического (биологического) заражения, находящиеся в пути, пешие колонны обходят с наветренной стороны, если обход невозможен — преодолеваются в средствах зашиты и ускоренным темпом.

Промежуточные пункты эвакуации

За пределами зон возможных разрушений (заражения, загрязнения) в ближайших к ним населенных пунктах вблизи путей эвакуации создаются промежуточные пункты эвакуации (ППЭ). Они предназначаются для кратковременного размещения (отдыха) эвакуируемого населения, его перерегистрации, проведения при необходимости дозиметрическою и химического контроля, санитарной обработки людей и отправки их в место расселения в загородной зоне. При необходимости на ППЭ проводится обмен или специальная обработка одежды и обуви.

Прием и размещение прибывшего населения в загородной зоне осуществляют местные органы власти совместно со штабами гражданской обороны сельских районов. Для этого создаются эвакоприемные комиссии и приемные эвакуационные пункты (ПЭП), а в местах прибытия организуются пункты-встречи.

Эвакоприемные комиссии организуют прием, размещение и первоочередное жизнеобеспечение эвакуируемого населения городов. В задачи эвакоприемной комиссии входит уточнение количества прибывших, оценка санитарно-эпилемической, радиационной и химической обстановки на территории своих населенных пунктов и внесение необходимых изменений в план размещения эвакуируемых, сбор и обобщение данных о приеме и размещении прибывшего населения. Возглавляется комиссия заместителем главы администрации района (города). В приемной эвакокомиссии создаются группы учета и информации, приема и размещения, дорожного и транспортного обеспечения.

Приемные эвакуационные пункты (ПЭП) предназначаются для приема, учета и размещения прибывающего населения. В состав ПЭП, как правило, входят: группа встречи, приема и размещения эвакуированного населения; группа учета, отправки и сопровождения эвакуируемых; группа охраны общественного порядка; медицинский пункт; комендантская служба. Располагаются ПЭП вблизи пунктов высадки в общественных и административных зданиях.

Прибывшие в загородную зону проходят на ПЭП регистрацию и по распоряжению представителей эвакоприемных органов на транспорте или пешим порядком следуют в район размещения на местожительство.

Местное население готовит жилье для эвакуируемых и рассредоточиваемых, оборудует под противорадиационные укрытия имеющиеся заглубленные помещения (подвалы, погреба), готовит к защите от заражения запасы продуктов и воды. Местные жители должны помочь прибывшим и такими предметами, как посуда, постельные принадлежности. Они должны проявлять к прибывшим максимум теплоты и заботы, особенно к пожилым людям и детям.

Рассредоточенное и эвакуированное население в местах размещения обеспечивается продовольствием и промышленными товарами первой необходимости местными органами власти через существующую торговую сеть.

Для защиты людей в ходе проведения эвакуационных мероприятий в районах СЭП, привалов. ПЭП оборудуются простейшие укрытия, и предусматривается использование имеющихся вблизи защитных сооружений. В местах размещения используются противорадиационные укрытия, построенные заблаговременно или возводимые прибывшим населением.

Рассредоточение

Эвакуация врангелевской армии из Крыма. 1920

Согласно военным доктринам боеспособных государств, на первом месте стоит эвакуация военных частей, на втором военного имущества, документов и т. п., и на последнюю очередь гражданского населения.

Рассредоточение - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) и размещению в загородной зоне свободного от работы персонала работающих в условиях чрезвычайной ситуации объектов народного хозяйства, а также персонала, обеспечивающего жизнедеятельность города (работников коммунального хозяйства и т. д.). Рассредоточиваемые постоянно доставляются на рабочие места в город, а по окончании работы вывозятся в загородную зону .

Эвакуация и рассредоточение населения может проводиться по следующим принципам:

  • производственному, то есть вывоз персонала объектов экономики с членами семей по предприятиям силами и средствами объектов экономики. Этот принцип помогает сохранить целостность коллектива объекта и более четко спланировать и провести эвакуацию и рассредоточение;
  • территориальному, то есть силами и средствами администрации города. Эвакуируется часть населения, не занятая на производстве и не являющаяся членами семей персонала объектов народного хозяйства.

Транспортом вывозятся рассредоточиваемые, формирования гражданской обороны , больные, престарелые, инвалиды, женщины с детьми до 10 лет. Остальные категории граждан выводятся пешком до пункта промежуточной эвакуации. Районы эвакуации и рассредоточения в загородной зоне согласуются с органами местной исполнительной власти и гражданской обороны . Весь фонд жилых, административных и общественных зданий в районах эвакуации передается в распоряжение начальников гражданской обороны - руководителей местных органов исполнительной власти. Горожане размещаются в них на основании ордеров, выданных этими органами.

Для подготовки к эвакуации заблаговременно проводят подготовительные мероприятия:

  • разработка планов эвакуации на предприятиях, согласованных с органами власти и ГО; план включает маршрут движения, места малых и больших привалов, график вывоза из зон поражения, районы эвакуации, транспортные средства эвакуации, обеспечение средствами индивидуальной защиты , продуктами питья и водой, перечень должностных лиц, ответственных за эвакуацию и т. д.;
  • подготовка системы пунктов временного размещения и длительного проживания населения, подготовка транспорта;
  • подготовка производственного персонала и населения к эвакуации путем проведения специальных занятий и учений;
  • разработка схемы эвакуации - нанесение на план местности маршрутов, мест привалов, пунктов питания и медицинского обслуживания, выдачи средств индивидуальной защиты , сборных и приемных эвакопунктов и т. д.

Эвакуация малого масштаба

Один из самых важных вопросов, связанный с охранной безопасности, является эвакуация мест скопления людей. В зависимости от назначения сооружений следует различать два основных вида эвакуации - постепенную и одновременную; постепенная наблюдается, например, в зданиях административного и торгового назначения, одновременная - в зданиях для массовых собраний.

Постепенная эвакуация может трансформироваться в одновременную при наличии условий, распространяющих потребность в эвакуации на всех находящихся в здании.

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Рассредоточение" в других словарях:

    Распределение, децентрализация, размещение Словарь русских синонимов. рассредоточение сущ., кол во синонимов: 4 децентрализация (1) … Словарь синонимов

    рассредоточение - и допустимо рассредоточение … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    РАССРЕДОТОЧЕНИЕ, рассредоточения, мн. нет, ср. (воен.). Действие по гл. рассредоточить. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    РАССРЕДОТОЧИТЬ, чу, чишь; ченный; сов., кого что. Разместить небольшими частями на большом пространстве, в разных местах. Р. объекты. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    рассредоточение - — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN diffusion … Справочник технического переводчика

    рассредоточение - išsklaidymas statusas T sritis apsauga nuo naikinimo priemonių apibrėžtis Kariuomenės, kovos technikos, personalo, kurie paprastai yra sutelkti ribotuose rajonuose, išsklaidymas arba veiksmai, siekiant sumažinti pažeidžiamumą. Kariniai vienetai… …

    рассредоточение - išsklaidymas statusas T sritis apsauga nuo naikinimo priemonių apibrėžtis Skystųjų ar aerozolinių medžiagų skleidimas cheminėse ar biologinėse operacijose. atitikmenys: angl. dispersion rus. рассеивание; рассредоточение ryšiai: sinonimas –… … Apsaugos nuo naikinimo priemonių enciklopedinis žodynas

    Ср. 1. процесс действия по гл. рассредоточить, рассредоточивать 2. Результат такого действия; рассредоточивание 2.. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Рассредоточение, рассредоточения, рассредоточения, рассредоточений, рассредоточению, рассредоточениям, рассредоточение, рассредоточения, рассредоточением, рассредоточениями, рассредоточении, рассредоточениях (

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Омский институт

по курсу «Безопасность жизнедеятельности»

Эвакуация и рассредоточение населения в чрезвычайных ситуациях

Выполнила:

Студентка 1 курса ЭУ

Заочной полной

Формы обучения

зачетной книжки

ЭУ-09-74

Костомахина Любовь

Юрьевна

Проверила:

Преподаватель

Гончарова

Оксана Владимировна

Г. Омск - 2009

Введение.

Прогресс науки и развитие техносферы создали ряд серьезных угроз человеку и среде его обитания. Вместе с тем, развитие техносферы сегодня - необходимое условие выживания. Кроме того, очевидно, что сотни тысяч людей страдают от всевозможных чрезвычайных ситуаций вовсе не из-за различных пороков техносферы. Причина кроется в сложнейших процессах развития общества.

Перед человечеством стоит ряд глобальных проблем, которые возникли в ходе развития цивилизации. Это, прежде всего, демографическая проблема, порождаемая перенаселением, миграцией, старением и являющаяся одной из первопричин ряда других глобальных проблем. Это - экологическая проблема с ее многочисленными составляющими, в том числе изменением глобального климата и истощением озонового слоя. Это - проблемы войны и мира, проблемы природных катастроф и техногенной безопасности, это, наконец, проблемы энергетики, истощения невозобновимых ресурсов, бедности, занятости, нехватки продовольствия, межэтнического противостояния, религиозной нетерпимости, организованной преступности, терроризма, информационной безопасности, здравоохранения, генетической безопасности, наркомании, деградации духовно-нравственной сферы и др.

Каждая неразрешенная, непреодоленная глобальная проблема становится возможной причиной катастрофы. И только знание потенциальных опасностей позволяет принимать превентивные меры, чтобы избежать беды. В качестве примера успешно разрешенных глобальных проблем можно назвать острую в 1960-1980-х годах проблему "информационного взрыва", на сегодня весьма эффективно смягченную благодаря новым информационным технологиям, а также решенную во многом благодаря достижениям медицины проблему эпидемий, охватывавших ранее обширные территории Земли.

Однако для человечества традиционным является пренебрежение предупредительными мерами. Предпочтение отдается конъюнктурным потребностям момента. В результате даже уже изученные опасные тенденции оказываются неучтенными, и как результат возникают чрезвычайные ситуации.

1. Классификация чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайная ситуация - в РФ – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Источник чрезвычайной ситуации – это опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Опасный производственный объект – это производственные объекты на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются и уничтожаются воспламеняющиеся, окисляющиеся, горючие, взрывчатые, токсичные и высокотоксичные вещества; вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды; а также используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия; используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры; получаются расплавы черных и цветных металлов; ведутся –горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

Различают чрезвычайные ситуации по характеру источника (природные, техногенные, биолого-социальные и военные) и по масштабам (локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные).

К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составил не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

Ликвидация локальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы.

К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

Ликвидация местной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления.

К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

Ликвидация территориальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн., но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

Ликвидация региональной чрезвычайной

К федеральной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн., минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы двух субъектов Российской Федерации.

Ликвидация федеральной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.

Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

К ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться Войска гражданской обороны Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Эвакуация и рассредоточение городского населения

Эвакуация и рассредоточение городского населения - один из способов защиты населения. Он во много раз снижает плотность населения городов, а следовательно, и потери населения могут быть значительно уменьшены.

1 Способы и порядок проведения эвакуации и рассредоточения населения

Эвакуация - организованный вывод (вывоз) населения, не занятого в сфере производства, в том числе учащихся и студентов учебных заведений, из городов в загородную зону.

Рассредоточение - организованный вывоз из городов рабочих и служащих объектов, работающих в военное время, и их размещение в загородной зоне для отдыха.

Рассредоточение рабочих и служащих и членов их семей осуществляется по производственному принципу. При этом сохраняется целостность предприятия, облегчается отправка рабочих смен на работу, медицинское обслуживание и обеспечение питанием.

Для проведения эвакуации и рассредоточения используются все виды транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный). В целях проведения эвакуации в сжатые сроки основная часть населения выводится из городов в пешем порядке, остальная часть вывозится транспортом до мест размещения в загородной зоне.

Руководят рассредоточением рабочих и служащих и эвакуацией остального населения штабы гражданской обороны всех уровней. Оповещают население об эвакуации штабы ГО с помощью средств массовой информации: по радио, телевидению, через печать, а также через ЖЭК (домоуправления).

На каждом предприятии, в учреждении, учебном заведении, ЖЭК, домоуправлении заблаговременно составляют эвакуационные списки на всех рабочих, служащих и членов их семей. Списки и паспорта (удостоверения личности) эвакуируемых являются основными документами для учета, размещения и обеспечения в районах расселения.

Для четкого и своевременного проведения эвакуации и рассредоточения населения в городах создаются сборные эвакуационные пункты (СЭП). Как правило, СЭП размещаются в клубах, кинотеатрах, Дворцах культуры, школах и других общественных зданиях. Каждому СЭП приписывается порядковый номер.

К СЭП приписываются рабочие, служащие ближайших предприятий, организаций, учебных заведений и члены их семей, а также население, проживающее в домах ЖЭК (домоуправлений), расположенных в этом районе.

2 Обязанности эвакуируемых, их экипировка

С объявлением эвакуации граждане обязаны быстро подготовить средства индивидуальной защиты, личные вещи, деньги и документы (паспорт, военный билет, диплом об образовании, свидетельства о рождении детей). Все вещи укладывают в чемодан, вещевой мешок или сумку, к ним прикрепляют ярлычок с указанием фамилии, имени и отчества, постоянного адреса и места, куда эвакуируются. Детям дошкольного возраста необходимо пришить на одежду метки из белой ткани с указанием фамилии, имени и отчества, года рождения, адреса родителей и конечного пункта эвакуации.

Поскольку время на подготовку к эвакуации может весьма ограниченно, в каждой семье желательно заранее определить и составить список вещей и продуктов, которые нужно взять с собой в то или иное время года. Количество вещей и продуктов питания должно быть рассчитано на то, что человеку придется нести их самому. При эвакуации на транспортных средствах общая масса вещей и продуктов питания должна составлять примерно 50 кг на взрослого человека; при эвакуации пешим порядком она может быть значительно меньше - в соответствии с физической выносливостью каждого человека.

В квартире необходимо отключить газ, электроприборы, с окон снять занавески. Все легковоспламеняющиеся вещи и предметы поставить в простенки квартиры, закрыть форточки. После этого закрыть квартиру и сдать ключ под охрану домоуправления .

Прибыть к указанному сроку на сборный эвакуационный пункт, пройти регистрацию. С собой, помимо вещей и документов, необходимо иметь средства индивидуальной защиты, одежду, обувь, постельные принадлежности, набор медикаментов и двух- трехсуточный запас продуктов питания и воды.

3 Правила поведения на СЭП, в пути следования

Организованность и дисциплинированность, своевременное и неукоснительное выполнение всех требований и указаний администрации сборных эвакуационных пунктов являются основными правилами поведения населения. При следовании на транспорте необходимо строго соблюдать установленные правила, поддерживать дисциплину и порядок, выполнять указания старшего по вагону, автомобилю или судну и без их разрешения не покидать транспортные средства. При выводе населения пешим порядком вблизи СЭП формируются колонны от 500 до 1000 человек.

Для контроля за организацией марша назначаются исходный пункт движения и пункты регулирования. Скорость движения планируется 4-5 километров в час. Для отдыха совершающих марш пешим порядком предусматриваются привалы: малый (на 10-15 минут) - через каждые 1-1,5 часа движения, и большой (на 1-2 часа) в начале второй половины перехода. Маршрут пеших колонн обычно планируется на расстояние одного суточного перехода с задачей выйти за зону возможных разрушений.

При эвакуации пешим порядком необходимо соблюдать указанный темп движения и быть готовым по сигналу Воздушная тревога укрыться в ближайшем защитном сооружении или воспользоваться защитными свойствами местности (овраги, карьеры, ущелья т.п.).

Непосредственно перед маршем, если есть возможность, следует принять горячую пищу, ибо возможность ее приготовления и принятия в пути следования маловероятна.

При совершении марша необходимо соблюдать порядок. Нельзя покидать колонну без разрешения ее начальника. При плохом самочувствии нужно обратиться к медицинскому работнику, сопровождающему колонну. В случае появления в колонне посторонних лиц следует немедленно сообщить об этом начальнику колонны. Зимой на маршрутах организуются пункты обогрева.

4 Прием и размещение прибывшего населения

Прием и размещение прибывшего населения в загородной зоне осуществляют местные органы администрации со штабами гражданской обороны сельских районов. Для этого при администрации создаются приемные эвакуационные пункты (ПЭП), а в местах прибытия организуются пункты встречи.

Заключение.

Все мы являемся свидетелями активизации глобальных природных процессов в последние годы, которые проявляются во всевозможных землетрясениях, ураганах, цунами, небывалых снегопадах и т.д. Не вдаваясь в исследования причин, мы говорим о следствиях. А следствия таковы, что стихийные бедствия приносят огромный экономический ущерб, угрожают жизни и здоровью человека. Кроме природных катаклизмов, сегодня огромную опасность для человечества представляет само человечество, точнее, созданная человеком "техносфера". Реальность такова, что люди производят ядовитые вещества - чудовищные по своей силе, используют энергию расщепления ядра, способную уничтожить все живое. Может ли развиваться цивилизация иначе? Кто знает? Впрочем мы все равно говорим о следствиях.

Человечеству брошен вызов. Бедствия, катастрофы, чрезвычайные ситуации подают сигнал: траектория мирового развития стала неустойчивой, и задача современной науки - найти выход и предложить его обществу. Символами уходящего XX века был технический прогресс, расширенное воспроизводство, экстенсивный роста. Императивы XXI века иные. Во главу угла ставятся устойчивость, безопасность, качество. Сегодня ученым недостаточно указать обществу выбор, надо изучить его последствия и выяснить цену этого выбора до того, как он будет сделан. И тогда у нашего и следующих поколений появится надежда. Сегодня в центре нашего внимания - человек, люди, общество, и цель этого общества - защита жизни и интересов человека. А чтобы научиться защищать человека, нужна не только научная система взглядов на способы управления рисками катастроф и стихийных бедствий. Необходима конкретная система программных мер по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций. И соответствующие государственные структуры, одной из которых является МЧС России.

Населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени являются: ... 10 и пакет перевязочный индивиду­альный (ПП). рассредоточение и эвакуация населения из опасной зоны (подготовка эвакомероприятий...

  • Защитное действие населения от чрезвычайных ситуаций и их возможное последствие

    Реферат >>

    Защитное действие населения от чрезвычайных ситуаций и их возможное последствие 1. ... первый этап эвакуации . Существует два вида эвакуации : 1)Плановая (план эвакуации , место... превышать 30-40 км. Рассредоточение населения с целью максимально сократить возможные...

  • Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них

    Книга >> Безопасность жизнедеятельности

    Разновидностями опасных и чрезвычайных ситуаций являются опасные и чрезвычайные ситуации социального происхождения, которые... защитных сооружениях; использование населением средств индивидуальной защиты; эвакуация и рассредоточение в безопасную зону; ...

  • Чрезвычайные ситуации (6)

    Реферат >> Безопасность жизнедеятельности

    На крышу. Эвакуация населения в этом случае... возникающих в незначительных количествах и рассредоточенных во времени и по площади; ... В. Н. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях : учебное пособие / А. С. Гринин, ...

  • 8. ЭВАКУАЦИЯ И РАССРЕДОТОЧЕНИЕ

    Для защиты городского населения осуществляют его эвакуацию и рассредоточение, т. е. вывозят или выводят людей в сельскую местность из-под вероятных ударов противника.

    Рассредоточением называют вывоз из городов рабочих и служащих производственных предприятий и расселение их в загородной зоне. При этом они посменно выезжают на работу в город.

    Под эвакуацией понимают переселение в сельскую местность городского населения на то время, пока существует угроза нападения противника. Члены семей рассредотачиваемых рабочих и служащих эвакуируются, как правило, вместе с ними. Однако если их совместное размещение невозможно, то члены семей направляются в районы эвакуации, расположенные дальше от города, чем районы рассредоточения.

    Рассредоточение рабочих и служащих и эвакуация членов их семей, а также студентов вузов, учащихся техникумов и профтех-училищ организуются администрацией предприятий и учебных за-

    ведений. Остальное население эвакуируется через жилищно-эксп-луатационные конторы и домоуправления.

    Вывоз и вывод населения необходимо осуществить в кратчайшие сроки. Для этого применяется комбинированный способ - используются все виды транспорта, а часть людей выводится пещ-

    ком. Транспортом вывозятся рассредотачиваемые рабочие и служащие, медицинские учреждения, больные, престарелые, женщины

    с детьми, а также часть невоенизированных формирований.

    Вывод населения пешим порядком осуществляется, как правило, на расстояние одного суточного перехода (30-40 км). При

    большем удалении районов эвакуации от города пешие колонны следуют до промежуточных пунктов эвакуации, откуда доставляются в места расселения транспортом. Колонны студентов и учащихся могут следовать непосредственно в пункты эвакуации на расстояние нескольких суточных переходов.

    Население, эвакуируемое пешком, распределяется по колоннам

    численностью 500-1000 человек. Маршруты следования колонн выбираются по дорогам, менее занятым автотранспортом, и колонным путям. В крайних случаях используются обочины автомобильных дорог. Колонны следуют со средней скоростью 4-5 км/ч.

    В пути назначаются привалы: малые (10-15 мин) через 1-1,5 ч движения и большой (1-2 ч) во второй половине суточного перехода. На маршрутах выставляются посты регулирования движения. Связь осуществляется с помощью постоянных телефонных линий и радиосредств.

    Для планирования и организации эвакуации и рассредоточения в городах, городских районах и на объектах народного хозяйства создаются эвакуационные комиссии, а в сельских районах, сельсоветах, колхозах и совхозах - эвакоприемные комиссии для руководства приемом и размещением прибывающего городского населения.

    Для сбора и регистрации населения городов, подлежащего эвакуации и рассредоточению, для формирования колонн и транспортных эшелонов создаются сборные эвакуационные пункты (СЭП).

    СЭП размещаются вблизи станций посадки на транспорт или исходных пунктов маршрутов пешей эвакуации. В местах прибытия рассредотачиваемых b эвакуируемых развертываются приемные эвакуационные пункты (ПЭП).

    На СЭП, станциях посадки, промежуточных пунктах эвакуации и станциях высадки оборудуются простейшие укрытия и развертываются медицинские пункты. В составе пеших колонн и транспортных эшелонов следуют медицинские работники.

    С получением сообщения о начале эвакуации (рассредоточения) необходимо в установленное время прибыть на СЭП, взяв с собой личные документы, индивидуальные средства защиты, самое необходимое из Одежды, обуви и белья, туалетные принадлежности, а также продовольствие на несколько суток и питьевую воду. В пути следования все граждане должны соблюдать организованность и дисциплину, выполнять все указания начальника колонны (эшелона) и старшего по вагону (автомашине).

    В пунктах размещения, расположенных в загородной зоне, всем прибывшим указывают место жительства. Для расселения используются дома местных жителей, дома отдыха, туристские и спортивные базы, пионерские лагери, клубы и т. д. Для защиты эвакуируемого и рассредотачиваемого населения используются противорадиационные укрытия (приспособленные подвалы, погреба и другие заглубленные помещения, а также первые этажи зданий).

    Персонала объектов экономики , прекративших свою работу в условиях чрезвычайной ситуации , а также остального населения .

    Эвакуированные постоянно проживают в загородной зоне вплоть до особого распоряжения. Эвакуацию следует отличать от рассредоточения и отселения . Эвакуация - процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей опасных факторов пожара.

    Рассредоточение - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) и размещению в загородной зоне свободного от работы персонала, работающих в условиях чрезвычайной ситуации объектов народного хозяйства , а также персонала, обеспечивающего жизнедеятельность города (работников коммунального хозяйства и так далее). Рассредоточиваемые постоянно доставляются на рабочие места в город, а по окончании работы вывозятся в загородную зону.

    Эвакуация и рассредоточение населения может проводиться по следующим принципам:

    • производственному, то есть вывоз персонала объектов экономики с членами семей по предприятиям силами и средствами объектов экономики. Этот принцип помогает сохранить целостность коллектива объекта и более чётко спланировать и провести эвакуацию и рассредоточение;
    • территориальному, то есть силами и средствами администрации города . Эвакуируется часть населения, не занятая на производстве и не являющаяся членами семей персонала объектов народного хозяйства.

    В зданиях должны быть предусмотрены конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения, обеспечивающие в случае пожара возможность эвакуации людей независимо от их возраста и физического состояния наружу на прилегающую к зданию территорию до наступления угрозы их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара .

    Эвакуация маломобильных групп населения

    Места обслуживания и постоянного нахождения маломобильных групп населения должны располагаться на минимально возможных расстояниях от эвакуационных выходов из помещений, с этажей и из зданий наружу. При этом расстояние от дверей помещения с пребыванием инвалидов, выходящего в тупиковый коридор, до эвакуационного выхода с этажа не должно превышать 15 метров.

    Места для инвалидов в зрительных залах должны располагаться в отдельных рядах, выходящих на самостоятельный путь эвакуации, не пересекающийся с путями эвакуации остальной части зрителей. Места для зрителей с поражением опорно-двигательного аппарата на трибунах спортивных сооружений и спортивно-зрелищных зданий следует предусматривать в зоне, непосредственно примыкающей к выходу на трибуну.