Понятие системы права, её значение и признаки. Понятие системы права и ее отличие от правовой системы

Характерные черты системы права:
    • единство и различие, взаимодействие юридических норм;
    • способность к делению (систематизации);
    • объективность;
    • материальная обусловленность.

Подробнее

Единство юридических норм , образующих право, определяется: во-первых, единством выраженной в них государственной ; во-вторых, единством , в рамках которой они существуют и действуют; в-третьих, единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; в-четвертых, единством конечных целей и задач.

В то же время различаются по своему конкретному содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, предмету и методам регулирования, санкциям и т.д. Поэтому они подразделяются на отдельные части - отрасли, институты. В основе такого обособления лежат указанные выше особенности, и прежде всего разнообразие, специфика самих общественных отношений.

Однако объективная природа системы права не означает, что законодатель не может на нее повлиять. Он может вносить в систему права известные коррективы, изменения (например, выделить, осознав потребность в этом, ту или иную отрасль права или, напротив, объединить их, установить тот или иной институт, принять те или иные нормы, акты и т.д.), но в принципе система права от него не зависит, нельзя ее заново создать, отменить, "перестроить".

Обособить можно только то, что объективно обособляется. Иными словами, государство, власть могут в известных пределах влиять на сложившуюся систему права, способствовать ее совершенствованию, развитию, но не более того. Они не могут по своему "хотению" учредить, ввести декретом нужную, желаемую систему права.

Объективность - важнейшее свойство системы права в отличие от систематизации права, которая носит субъективный характер, т.е. зависимый от государственной воли. Там, где есть право, всегда есть и определенная его система, в то время как систематизации может и не быть (например, в Великобритании право не систематизировано).

Систематизация - это всего лишь сознательно проводимое упорядочение действующих правовых норм в целях удобства пользования ими на практике. Но любое право имеет свою систему, даже если оно не систематизировано. Система показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Структурные элементы системы права

К структурным элементам системы права относятся:

    • норма права (материальная или процессуальная);
    • подинститут права;
    • подотрасль права;
    • отрасль права.

Правовая норма - первичный элемент системы права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера.

Институт права - это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Если юридическая норма - "исходный" элемент, "живая" клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную правовую общность (С.С. Алексеев).

Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт - составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов. Примеры правовых институтов: в уголовном праве - институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве - институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли-продажи; в государственном праве - институт ; в административном - институт должностного лица; в семейном праве - институт брака и т.д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом - как внутри данной отрасли, так и вне ее.

Отрасль права представляет собой обособившуюся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Объективная необходимость (качественная однородность той или иной сферы общественных отношений) предрешает выделение отрасли права. Законодатель лишь осознает и оформляет (протоколирует) эту потребность.

Сформированная и структурированная система права - важнейшее условие функционирования государства. Соответствующая юридическая сфера может характеризоваться наличием примечательных свойств, обусловленных национальной спецификой. Какие можно назвать особенности российской системы права? Каковы распространенные в юридических школах РФ концепции, отражающие природу рассматриваемого термина?

Определение системы права

Что представляет собой система права? Согласно распространенной версии, это совокупность юридических отраслей, институтов и правовых норм, отражающая одновременное единство и специализацию каждого из составляющих ее элементов. Понятие системы права не следует отождествлять с совокупностью различных видов законодательства, представляющего собой только один из возможных её аспектов.

Основной признак рассматриваемого нами явления - это системность. То есть логическая взаимосвязь формирующих ее элементов. Другой важный признак системы права - актуальность. То есть предполагается, что она будет отражать реальные потребности государства и общества. Следующий ключевой признак системы права - легитимность. То есть механизм его воспроизводства принимается государством и обществом как законный, общеобязательный для всех граждан.

Принципы системы права

Рассмотрим ключевые принципы, которые лежат в основе любой системы права. Современные исследователи сформировали следующий их перечень: верховенство прав и личных свобод человека, законность, компетентность, формализованность, общедоступность, а также перспективное действие правовых норм. Перечисленные принципы наблюдаются во всех отраслях системы права, сущность которых мы сегодня изучим. Их должен придерживаться в первую очередь законодатель, который издает нормативные акты, направленные на регулирование тех или иных сфер общественных отношений.

Роль предмета и метода

Понятие и структура системы права тесно связаны с такими компонентами, как предмет и метод регулирования. Данные элементы выступают ключевыми критериями деления рассматриваемой юридической сферы на те или иные структурные составляющие - отрасли и институты (сущность которых мы рассмотрим чуть позже).

Предмет регулирования - это обособленная область общественных правоотношений, которая обладает, с одной стороны, рядом признаков, отличающих ее от других сфер, а с другой - свойствами, позволяющими объединять те или иные элементы правоотношений по схожим признакам. Так, например, семейное право имеет предмет, формируемый на основе самых разных правоотношений с участием супругов, родственников, детей.

Метод регулирования - не менее значимый, с точки зрения классификации отраслей права, критерий. Он представляет собой совокупность способов, с помощью которых законодатель регулирует те или иные виды правоотношений. Есть методы административного характера, предполагающие непосредственное вмешательство государства в коммуникации тех или иных субъектов, а есть метод дозволения, в рамках которого участники правоотношений могут принимать решения сами.

Рассмотрев понятие и признаки системы права, изучим специфику ее структуры. Исследование данного аспекта важно для понимания целей и задач, которые выполняет соответствующая юридическая сфера.

Система права и ее структура

Что представляет собой структура системы права? Принято выделять три основных элемента, которые составляют исследуемый нами предмет. Это нормы, институты и отрасли права. Рассмотрим каждый из элементов, посредством которых выстраивается структура системы права, подробнее.

Нормы

Начнем с норм. Данный элемент представляет собой набор правил поведения, обязательных для общества в целом или конкретных его субъектов, которые установлены государством и им же защищаются. Правовые нормы - это ключевой элемент соответствующей системы. Классифицироваться они могут по разным критериям. Например, один из распространенных - отнесение норм к диспозитивным или императивным.

Институты

Институт - это элемент, представляющий собой совокупность норм, которые регулируют определенную группу общественных коммуникаций, объединенных по тем или иным признакам. Это может быть, например, коммерческое право, регулирующее правоотношения бизнесов и ИП, защита прав несовершеннолетних, обеспечение социальных гарантий трудящихся. Каждый из упомянутых институтов аккумулирует нормы соответствующей направленности, представленные в Гражданском, Семейном или Трудовом Кодексах (если говорить о российской модели). Классифицироваться институты так же могут по самым разным основаниям. Так, распространена модель, в рамках которой используется критерий отнесения институтов к регулятивным или охранительным.

Отрасли

Понятие и структура системы права включает такое понятие, как отрасль, которая представляет собой совокупность норм, регулирующих отдельную область общественных отношений посредством тех или иных методов.

Правовые отрасли обычно подразделяются на общую и особенную части. Первый компонент содержит положения, фиксирующие правовые основы регулирования отношений в отрасли, второй - конкретизирует те или иные правовые институты, имеющие отношение к соответствующей сфере.

Выделяются также подотрасли права - сферы, которые аккумулируют в себе признаки нескольких институтов, но, в то же время, могут быть объединены с иными смежными юридическими категориями, в результате чего образуется отрасль. Например, налоговое право и бюджетное, объединяя в себе свойства различных институтов, допустимо относить к общей финансовой отрасли. То есть отмеченные сферы будут считаться в этом случае подотраслями.

Бывают смежные отрасли права, которые трудно отнести к той или иной самостоятельной категории. Например, понятие системы земельного права справедливо соотносить с таким термином, как подотрасль. Но данная сфера по многим признакам соответствует более широкому понятию административного права, а также во многом коррелирует с налоговыми институтами.

Из каких отраслей сформирована современная российская система права? Можно выделить следующий их перечень:

  • конституционное,
  • административное,
  • гражданское,
  • финансовое,
  • экологическое,
  • семейное,
  • уголовное,
  • трудовое,
  • процессуальное,
  • исполнительное право.

Подотрасли и смежные категории права могут быть представлены в самом широком спектре разновидностей. Есть сферы, которые образовались относительно недавно, и в среде юристов нет единого мнения относительно их классификации. Например, не совсем ясно, к какой отрасли следует относить корпоративное право - к гражданской или к трудовой. Также специфика российской юридической системы предполагает, что национальная система права может коррелировать с международными правовыми нормами.

Классификация отраслей права

Классификация отраслей права может осуществляться по разным критериям. Так, одним из таковых может быть принадлежность сферы к категории публичных или частных, материальных, процессуальных сфер. Рассмотрим особенности классификации соответствующих отраслей, базирующихся на таком критерии, как отнесение права к публичной или частной категории.

Публичные отрасли права

К публичным отраслям относятся: конституционное, уголовное, административное, а также финансовое право. Рассмотрим специфику каждого подробнее.

Конституционное право - основополагающее с точки зрения национальной правовой модели. Понятие и структура системы права в РФ в ключевых аспектах закреплены в основном законе государства. Конституция России закрепляет принципы политического устройства страны, то, как должны формироваться органы власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Уголовное право - это система норм, которые позволяют относить те или иные действия граждан к преступлениям, а также определять законные основания ответственности и ее пределы.

Административное право призвано регулировать правоотношения, которые возникают как результат активностей органов политического управления, функционирующих в РФ на том или ином уровне.

Финансовое право регулирует правоотношения, которые возникают в силу осуществления теми или иными государственными органами деятельности, связанной с денежным оборотом, распределением финансовых ресурсов, бюджетной политикой, развитием банковской системы.

Частные отрасли права

Такое явление, как система права (понятие, структурные элементы её были рассмотрены выше), предполагает формирование также и частных отраслей. Какова их сущность? К частным отраслям принято относить: гражданское, семейное, а также коммерческое право. Какова специфика каждого из них?

Гражданское право призвано регулировать правоотношения как имущественного, так и личного характера, в рамках которых предполагается юридическое равенство сторон. Можно выделить большое количество подотраслей данной юридической сферы. Так, семейное право призвано регулировать отношения, которые возникают в силу коммуникаций на уровне супругов, родственников, детей. Коммерческое право функционирует в силу необходимости законодательного регулирования субъектов предпринимательской деятельности. Также есть версия, что данную отрасль можно считать частью гражданского права.

Мы рассмотрели, что такое система права и каковы критерии ее классификации. Теперь давайте обсудим, как могут влиять международные нормы на национальную юридическую систему. Российская модель характеризуется определенной спецификой, отражающей данный аспект.

Специфика международного права

Есть мнение, что понятие системы права в национальном аспекте не предполагает включение в структуру тех или иных юридических отраслей международных норм. Но также есть версия, что в практике законодательного регулирования правоотношений, сложившейся в РФ, предусмотрена значимая роль актов как раз таки интернациональной природы.

Дело в том, что даже на уровне Конституции России прописан приоритет обязательств РФ, которые установлены как результат подписания договоров с другими государствами, над национальными правовыми актами. В этом смысле понятие системы конституционного права в РФ предполагает значимость международных норм, а также то, что они могут считаться частью национальной юридической системы. Но на этот счет нет единой точки зрения.

Специфика подходов к структурированию права

Разобравшись, что такое система права, какова специфика ее российской модели, попробуем резюмировать ключевые моменты нашего небольшого исследования. Итак, на основании всего вышеизложенного делаем такой вывод.

Система права состоит из трех основных элементов:

  • норм;
  • институтов;
  • отраслей.

Кроме того, некоторые юристы выделяют такие категории, как подотрасли права. В их число также могут входить сферы, которые относятся к смежным, коррелирующим с признаками нескольких отраслей.

Нормы могут подразделяться на два основных типа:

  • диспозитивные;
  • императивные.

Правовые институты могут быть (по одной из классификаций):

  • регулятивными;
  • охранительными.

Отрасли права бывают:

  • публичными;
  • частными;
  • материальными;
  • процессуальными.

Следует отметить важный нюанс. Понятие и структура системы права - это явления, сущность которых часто пересматривается на уровне различных юридических школ. Отсюда широкий спектр подходов к классификации упомянутых выше элементов, которые формируют рассматриваемую сферу. Понятие и структура системы права - категории, исследование которых может осуществляться при задействовании широкого спектра методов и теоретических концепций.

Можно отметить, что в ряде научных трудов понятия «института» и «отрасли» права в ряде контекстов отождествляются. То есть иногда термин «институт гражданского права» допустимо использовать в качестве синонима к словосочетанию «гражданское право», обозначающему соответствующую юридическую отрасль. Такова специфика, которой характеризуется структура системы права. Схема, которая нами рассмотрена, может быть интерпретирована иными способами, в зависимости от методологических приоритетов той или иной исследовательской школы.

Правовая система

Правовая система - это информационно-регулятивная система общества, определяемая социально-экономическим строем, которая обладает собственными историко-правовыми и этно-культурными особенностями и состоит из взаимообусловленных элементов (законодательство, правоприменение, правосознание), объединённых статическими и динамическими отношениями в структурно упорядоченное целостное единство, обладающая передаточной функцией (с помощью которой индивид с достаточностью и необходимостью преобразует информацию о внешней ситуации, в которой он находится, в информацию о своём должном поведении в интересах общества); а также регулятивной функций (с помощью которой господствующий класс общества оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей) .

Введение в научный оборот категории «правовая система» вызывало много споров, ещё С. С. Алексеев задавался вопросом, каким же понятием возможно охватить все нормативные и поднормативные элементы правовой действительности, чтобы в полной мере сохранить чёткость, «неразмытость» научной категории, выражающей объективное право, и пришёл к выводу, что «им может служить понятие правовой системы» . Однако существует и противоположная точка зрения: некоторые исследователи полагают, что понятие «правовая система» не должно входить в категориальный аппарат правовой теории, поскольку не обладает научным статусом и является условным и размытым. Например, с точки зрения В. С. Нерсесянца «трактовки „правовой системы“ в качестве какого-то нового правового понятия, охватывающие всё право (все правовые феномены и категории), по существу означают подмену общего понятия права неким довольно условным (и случайным) словосочетанием „правовая система“», и далее дополняет, что «Под правовой системой стали понимать совокупность всех правовых явлений и понятий, то есть фактически всё то, что в марксизме называется „юридической надстройкой“, возвышающейся над „юридическим базисом“» .

В целом можно сказать, что появление понятия «правовой системы» было своеобразным компромиссом между сторонниками широкого и нормативного понимания права, или, как точнее было указано Ю.А Тихомировым, «Ещё одна грань в правопонимании - попытка углубить представление о праве как о едином и целом с помощью понятия „правовая система“» . Однако, несмотря на то, что правовая система изучается в России уже несколько десятилетий, в современной теории права единообразия в определении предмета, объёма и содержания понятия «правовой системы» так и не появилось: «Одни юристы отождествляют её с системой правовых норм, другие объединяют право как нормативное образование, правотворчество и правоприменение, третьи охватывают этим понятием внутренние связи правовых явлений, их организацию и структуру. Наконец, она характеризуется как совокупность юридических норм, принципов и институтов (нормативный элемент), как совокупность правовых учреждений (организационный элемент), как совокупность правовых идей и взглядов (идеологический элемент)» . Некоторые исследователи даже полагают, что категория правовой системы «до сих пор остаётся слабо разработанной» .

Существует множество определений понятия «правовой системы» , которые можно свести к нескольким подходам. Например, по мнению В. В. Гаврилова в отечественной теории права таких подходов существует три .

Согласно первому подходу содержание понятия «правовая система» рассматривается в контексте различных форм внешнего выражения и закрепления правовых норм, а также их взаимодействия друг с другом. Так, например, Ю.А Тихомиров определяет правовую систему как «структурно и функционально упорядоченный массив взаимосвязанных нормативно-правовых актов, создаваемых и действующих на основе единых принципов» , другими словами правовая система это «базовое юридическое понятие, охватывающее все правовые акты и их связи в национально государственном масштабе» . Здесь необходимо отметить, что, по мнению Ю.А Тихомирова, доктринальная трактовка позволяет охарактеризовать правовую систему как «взаимодействие правовых идей и принципов правотворчества, правового массива и правоприменения. Именно в таком плане автор высказывал свой мнение около двадцати лет назад» . К сторонникам первого подхода В. В. Гаврилов также относит С. Н. Егорова, который рассматривает правовую систему как «совокупность норм, изложенных в иерархической системе нормативных правовых актов, принятых политической властью» .

В соответствии со вторым подходом понятие «правовая система» характеризуется через призму не только позитивного права, но и некоторых других тесно связанных с ним и между собой активных элементов правовой действительности. Сторонником этой точки зрения, по мнению В. В. Гаврилова, является С. С. Алексеев, согласно которому, правовая система - «это всё позитивное право, рассматриваемое в единстве с активными элементами правовой действительности - правовой идеологией и судебной (юридической) практикой» .

Третий подход отличает стремление относиться к понятию «правовая система» как категории, отражающей все правовые явления и всю правовую действительность, существующие в обществе. Данная позиция прослеживается в работах Н. И. Матузова, который считает, что «правовая система охватывает весь юридический аппарат, всю юридическую деятельность, осуществляемую в разных формах» .

Необходимо также привести уже ставшую традиционной классификацию, согласно которой понятие «правовая система» рассматривается в широком и узком смыслах.

В широком смысле правовая система представляет собой правовую организацию общества, «совокупность внутренне согласованных и взаимосвязанных социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей» . Указанное определение близко согласуется с мнением Ж. Карбонье, согласно которому правовая система является «вместилищем, средоточием разнообразных юридических явлений, существующих в обществе в одно и то же время на одном и том же пространстве» .

В узком смысле правовая система сводится к объективному праву и рассматривается как «целостное единство правовых актов и норм национального права, разделённых на основе внутреннего согласования на части (правовые институты и отрасли права) в соответствии с предметом и методом правового регулирования, связанные между собой иерархическими и координационными отношениями и имеющие своим центром правовые принципы, в концентрированной форме выражающие сущность, цель, основные задачи и функции права» .

В настоящее время многими исследователями отмечается, что наиболее емкими и точным является определение С. В. Швакина, согласно которому правовая система понимается как «информационно-регулятивная система общества, определяемая социально-экономическим строем, которая обладает собственными историко-правовыми и этно-культурными особенностями и состоит из взаимообусловленных элементов (законодательство, правоприменение, правосознание), объединённых статическими и динамическими отношениями в структурно упорядоченное целостное единство, обладающая передаточной функцией (с помощью которой индивид с достаточностью и необходимостью преобразует информацию о внешней ситуации, в которой он находится, в информацию о своём должном поведении в интересах общества); а также регулятивной функций (с помощью которой господствующий класс общества оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей)» .

Система права - совокупность норм, институтов и отраслей права в их взаимосвязи.

Система права включает в себя четыре компонента:

  1. отрасли;
  2. суботрасли (подотрасли);
  3. правовые институты;
  4. нормы права.

Характеристика норм права будет дана в отдельном разделе. Что касается правового института , то он представляет собой группу норм права, регулирующих типичные общественные отношения и в силу этого приобретающих относительную самостоятельность и устойчивость функционирования. Правовой институт чаще всего регулирует определенный вид общественных отношений, причем это регулирование имеет достаточно законченный характер. Выделяют отраслевые и межотраслевые правовые институты . Отраслевой институт объединяет нормы внутри конкретной отрасли, например, институты дарения, наследования в гражданском праве, институт президентства в конституционном праве и др. К межотраслевым принадлежат институты, которые регулируют общественные отношения, относящиеся к двум или более отраслям права, например, институт собственности, юридической ответственности, институт договора и пр.

Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют подотрасль права. Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права.

Самым крупным элементом в системе права является отрасль права . Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений, она характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль - род общественных отношений.

Таким образом, для деления права на отрасли используются главным образом два критерия - предмет и метод правового регулирования. По этим критериям и отличают одну отрасль права от другой.

Предметом правового регулирования принято считать общественные отношения, регулируемые данной совокупностью норм права. Каждой отрасли соответствует свой предмет регулирования, иначе говоря, каждая отрасль отличается предметным своеобразием, спецификой регулируемых общественных отношений. Предмет регулирования складывается объективно и не зависит от усмотрения законодателя. Не любые общественные отношения могут выступать предметом правового регулирования. Необходимо, чтобы эти отношения отличались, во-первых, устойчивостью и повторяемостью; во-вторых, заинтересованностью общества и государства в том, чтобы эти отношения существовали именно в правовой форме и подлежали правовой защите со стороны государства; в-третьих, способностью к внешнему контролю, например, со стороны судебных, административных органов. Так, внутренние семейные отношения, как правило, не поддаются внешнему контролю, поэтому их трудно урегулировать нормами права.

Метод правового регулирования - это обусловленный предметом способ воздействия права на общественные отношения.

Методы правового регулирования характеризуются тремя обстоятельствами:

  1. порядком установления субъективных прав и обязанностей субъектов общественных отношений;
  2. средствами их обеспечения (санкциями);
  3. степенью самостоятельности (усмотрения) действий субъектов.

В соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Императивный метод (его еще называют авторитарным, властным) основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений. Этим методом жестко регулируется поведение (действия) субъектов, они, как правило, ставятся в неравное положение, например, - гражданин и административный орган. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права.

Диспозитивный метод (автономный), устанавливая права и обязанности субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно своим соглашением урегулировать свои взаимоотношения. Этот метод присущ гражданскому, семейному, трудовому праву.

Среди отраслей права выделяют и комплексные отрасли, которые для регулирования общественных отношений используют комбинирование различных методов и имеют сложный, многоаспектный предмет регулирования. Например, к комплексным отраслям относят в настоящее время аграрное право. В его предмет включаются земельные, имущественные, трудовые, а также организационно-управленческие отношения в сфере сельскохозяйственной деятельности. А поскольку предмет включает разнородные общественные отношения, то в этой отрасли применяется как императивный, так и диспозитивный методы, а также дополнительный метод - координации в организационно-управленческих отношениях.

В системе права выделяют также отрасли материального и процессуального права . Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения. Большинство отраслей относится к категории материального права (уголовное, государственное, предпринимательское, семейное и др.). Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. В настоящее время выделяют уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное право, арбитражный процесс. Процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль. Ближе всего к выделению - нормы административного процесса. Обе системы отраслей тесно связаны, хотя процессуальное обслуживает материальное право.

Система права включает в себя отрасли публичного и частного права . Со времени действия римского права было принято относить к отраслям публичного права те из них, где присутствуют интересы государства, а к частному - отрасли, где господствуют интересы частных лиц, граждан, отдельной личности, объединений людей. К отраслям публичного права относят государственное, административное, финансовое, уголовное и др., а к частному праву - гражданское, семейное, торговое, трудовое. Частное право призвано обслуживать потребности людей, вытекающие из имущественных и личных неимущественных отношений.

Наконец, выделяют внутригосударственное (или национальное) право и международное право .

К национальному праву принято относить совокупный массив отраслей, которые регулируют отношения внутри данного государства и отличаются своеобразием национальных, исторических, культурных особенностей конкретного народа. Международное же право концентрирует совокупный опыт человеческой цивилизации и является результатом согласования воль субъектов международного общения главным образом - государств.

В Конституции РФ провозглашено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это означает, что международное право служит ориентиром внутригосударственного законодательства и правоприменительной практики. Кроме того, нормы международного права непосредственно применяются во внутригосударственных отношениях.

Конституция РФ устанавливает также приоритет норм международного права перед внутригосударственным правом: если нормы российского законодательства противоречат установлениям международно-правового характера, то должны применяться нормы международного права. Однако конституция любого государства имеет приоритет перед нормами международного права.

Правовая культура

Право как продукт общественного развития характеризует культуру общества в целом. Правовая культура - одна из форм человеческой культуры вообще. В переводе с лат. слово «cultura» означает воспитание, образование. Более полно культуру можно определить как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества. Культура может быть материальной и духовной. При этом основополагающее понятие в ее характеристике - категория «ценность». Правовая культура принадлежит к духовной культуре общества (хотя есть точка зрения, что правовая культура не совпадает ни с одним из видов общественной культуры и содержит как духовные, так и материальные компоненты), а право представляет собой существенную, важнейшую общественную ценность - элемент цивилизации. Правовая культура - это состояние правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, выражающее утверждение и развитие права как социальной ценности, то есть своего рода «юридическое богатство» общества (проф. С. С. Алексеев). Проф. В. В. Лазарев отмечает, что можно выделить четыре разновидности проявлений правовой культуры:

  1. правовые идеи,
  2. правовые нормы и институты,
  3. правовые поступки,
  4. правовые учреждения.

Эти проявления правовой культуры являются, по существу, и сферами ее действия. В целом возможна оценка правовой культуры, как и культуры вообще, по ее уровню, который определяется прежде всего уровнем развития компонентов правовой системы. При этом оцениваются:

  1. уровень общественного и индивидуального правосознания, в том числе уровень развития юридической науки и юридического образования;
  2. уровень законности;
  3. уровень совершенства законодательства;
  4. уровень совершенства юридической практики, прежде всего практики судебной, то

есть состояние правосудия в обществе.

Данные уровни можно расценивать как элементы правовой культуры. В правовой культуре можно выделять также общечеловеческий и национальный компоненты. По видам правовую культуру можно разделить, на правовую культуру общества в целом и правовую культуру индивида, а также правовые культуры социальных общностей (классов, наций, народа) и цивилизаций.

Реализация права

Реализация права - возложение предписаний правовых норм в поведение людей и осуществление данных предписаний в реальной жизни.

Формами реализации права являются:

1. Использование.

Осуществление использование права - активная реализация субъектами, гражданами, государственными органами тех возможностей, которые заключены в праве, то есть использование тех субъективных прав, которые закреплены в праве.

2. Исполнение - это воплощение в жизнь обязывающих норм.

3. Соблюдение - реализация защищающих норм, не совершение действий, которые могут принести вред обществу, государству, личности.

4. Применение.

Особой формой реализации права является его применение. Спецификой данной формы является то, что она осуществляется компетентными органами, имеет цель воплотить содержание правовых норм в жизнь и может распространяться на неопределённый круг лиц.

Классификация правовых систем

Каждая правовая система уникальна, однако сравнительное правоведение позволяет произвести типологию правовых систем на основе анализа их сходств и различий. Таким образом формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями .

Основная статья: Правовая система

Для выделения основных правовых семей наиболее существенными, по мнению большинства ученых [кто? ] , являются три группы критериев: исторический генезис (то есть возникновение их развития); система институтов права и структура правовых семей. С учетом этих критериев выделяют [кто? ] : страны континентальной Европы (а также латинской Америки, некоторые страны Африки и Турции); англосаксонскую правовую семью (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия); религиозно-правовые семьи (ислам, иудаизм); социалистическую семью (Китай, Вьетнам) и семью обычного права (экваториальная Африка, Мадагаскар).

Карта правовых систем мира

Наиболее распространенными и известными являются классификация французского учёного Рене Давида и классификация, предложенная К. Цвайгертом и Г. Котцем. В соответствии с классификацией Рене Давида (в основе которой лежат два критерия - идеологический фактор (религия, философия) и юридическая техника) выделяют романо-германскую; англо-саксонскую; религиозную (восточную); социалистическую, а также ряд других правовых семей. Подход К. Цвайгерта и Г. Котца основывается на понятии правового стиля, которое учитывает пять факторов - происхождение и эволюция правовой системы; своеобразие юридического мышления; специфические правовые институты; природа правовых институтов и способы их толкования; идеологический фактор. По ней различаются романская, германская, скандинавская, английская, американская, социалистическая и индуистская семьи, а также право ислама.

Романо-германская правовая система

В результате колонизации романо-германская система распространилась на обширные территории, где в настоящее время действуют правовые системы, принадлежащие к этой семье или родственные ей. Вместе с тем происходила и ее добровольная рецепция, в результате которой мы сталкиваемся с романо-германской системой в ряде стран, которые не были под господством европейцев, но куда проникали европейские идеи и где были сильны прозападные тенденции. Вне Европы относящиеся к романо-германской семье правовые системы обрели некоторые специфические черты, которые требуют их разбивки по разным подгруппам. Во многих странах сумели «освоить» европейское право. Но во всех этих странах существовала еще до рецепции собственная цивилизация, имевшая свои правила оценки поведения и свои институты. Рецепция поэтому во многих случаях была лишь частичной: определенная часть правоотношений (и особенно личный статус) регламентировалась традиционными нормами. Рене Давид «Основные правовые системы современности»

Основная статья: Англо-саксонская правовая система

К англо-саксонской правовой семье относятся среди прочих правовые системы Великобритании (кроме Шотландии), Канады , США , Ямайки , Австралии и Новой Зеландии. Прародительницей этой правовой семьи была Англия .

В основах этой правовой системы - принцип stare decisis (лат. стоять на решенном ), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту .

Религиозная правовая система

Религиозная правовая система - это правовая система, где основным источником права выступает священный памятник. Наиболее известными примерами являются исламское право (шариат) и иудейское право (галаха).

См. также

Примечания

Система права — это иерархия правовых норм отдельных отраслей, состоящих в свою очередь из систематизированных или несистематизированных элементов. Такими элементами называют институты и подинституты права , а также отдельные нормативно-правовые предписания, посвященные конкретной сфере общественных отношений и регулирующих их.

Система права представляет собой довольно четкую систему различных групп нормативно-правовых предписаний, регулирующих в своей совокупности общественные отношения в определенной сфере жизни и деятельности населения страны. Понятие такой системы определяет ее как — гибкую, изменчивую и одновременно относительную постоянность.

Гибкость системы выражается в ее способности изменяться в соответствии с потребностями реальной общественной жизни, а постоянность выражается в том, что сущность правовой системы конкретного государства всегда является некой константой.

Изменчивость правовой системы позволяет успешно эволюционировать ей в процессе развития общества и государства и обеспечивать эффективную регламентацию определенных отношений между индивидуумами, посредством включения в состав новых отраслей права, а также своевременном исключении устаревших.

Основой понятия системы права является совокупность ведущих правовых отраслей страны, одной из которых является . Структурированность и систематичность всегда присутствует в развитых правовых системах и является их отличительной чертой. Как правило, система права выражается в совокупности отраслей права как кодифицированного, так и не кодифицированного. Отрасли включают в себя институты, подинституты и выделенные нормы.

Помогает определить нам отдельную норму, которая состоит из гипотезы, диспозиции и санкции, хотя некоторые авторы предлагают рассматривать структуру правовой нормы состоящей только из двух элементов. Системой правовой отрасли также можно называть общепринятое деление на общую и особенные части. Такое деление подходит не для всех отраслей права, однако заслуживает внимания.

Общая часть отрасли права включает основные положения, принципы и задачи, а также цели и терминологию. Особенная часть, обычно, состоит из детального нормативного регулирования. Особенная часть может содержать как нормы, регулирующие отдельные правоотношения, так и их группы. Особенная часть отрасли права всегда тесно связана с общей ее частью.

Систему права характеризуют следующие признаки:

Система права — структура действующего права, выражающая внутренние связи и единство составляющих его юридических норм и вместе с тем объективно необходимое разделение их на отдельные составные части в соответствии с особенностями регулируемых ими общественных отношений. Понятие системы права определяется как — строение национального права, заключающееся в разделении единых (по назначению в обществе) внутренне согласованных норм на определенные части, называемые правовыми отраслями и институтами.
Система права означает внутреннюю организацию, связи между его основными компонентами и включает в себя четыре компонента: нормы, правовые институты, суботрасли (подотрасли) и отрасли. Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Она не результат произвольного усмотрения законодателя, а своего рода слепок с действительности.

Право выступает не как некое собрание разрозненных норм — правил поведения, а представляет собой системное образование. Любая система предполагает наличие элементов и связей между ними. Система права показывает, как право упорядочивает свое содержание.

Система права — это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

Система права:

  • выражает существующую правовую действительность, не есть результат произвольных действий тех, кто создаст нормы права;
  • предопределена социальным строем общества и соответственно интересами и потребностями людей;
  • показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Исторически система права в разных государствах формировалась исходя из потребностей в регулировании некоторых групп наиболее важных, часто встречающихся отношений, которые нуждаются в стабилизации. Именно поэтому формируются группы норм права, регулирующих определенные родовые и видовые группы отношений.

Не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». В первом случае речь идет о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором — о правовой организации всего общества, совокупности всех явлений юридического характера, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает лишь как часть правовой системы и отличается рядом признаков.

Система права едина, поскольку в образующих ее нормах отражается общая воля общества, государства; кроме того, нормы регулируют единые цели и задачи, прежде всего упорядочение общественных отношений. В то же время нормы права различаются по содержанию, сфере действия, формам выражения, предмету, средствам и способам метода правового регулирования и проч.

Несмотря на единство, правовые нормы могут противоречить друг другу по содержанию, напри м ер из-за того, что законодатель не учел при разработке нормы уже существующих на тот момент норм, из-за большого их массива.

Объективная природа системы права означает, что правовые нормы и другие образования системы права строятся по объективным критериям.

Структурные элементы системы права — это норма права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут (рис. 1).

Норма права — первичный элемент системы права. Правовые нормы регулируют не все общественные отношения, а те из них, которые государство, общество рассматривают как наиболее значимые, важные.

Отрасль права - совокупность однородных правовых норм, обособившихся внутри системы права и регулирующих определенный род общественных отношений. Род — широкое понятие, которое может включать довольно большое видовое разнообразие отношений. Отграничение норм по отраслям происходит по таким признакам, как предмет и метод правового регулирования.

Рис. 1. Структура системы права

Элементы системы права

В наиболее общем виде система — это внутреннее строение некоего целостного явления, состоящего из определенных элементов (частей), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Право является целостным явлением и, естественно, имеет внутреннее строение. В таком случае система права — это его внутреннее строение (содержание), состоящее из правовых элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

Элементы системы права

(определение было дано ранее) является первичным компонентом, регулирующим «элементарное» общественное отношение, например ответственность за совершение кражи.

Нормы права — своеобразные «кирпичики», из которых складываются последующие, более сложные элементы (институты и отрасли права), регулирующие гораздо больший объем общественных отношений.

— совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опеки в семейном праве и др.

Правовые институты обособляются, как правило, в рамках одной отрасли права (как в случае с вышеприведенными примерами). В некоторых случаях правовой институт выделяется из нескольких отраслей права. Например, институт прав человека составляют нормы конституционного, гражданского, уголовного и других отраслей права.

— совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права па отрасли есть объективное явление, поскольку отражает объективно существующие сферы общественных отношений.

В системе права выделяются, кроме того, подотрасли права и субинституты права. Подотрасль — совокупность норм, регулирующих несколько сторон (участков) однородных общественных отношений (например, в гражданском праве можно выделить как подотрасль предпринимательское право).

Субинститут права — какая-то часть норм правового института (например, в институте необходимой обороны уголовного права можно выделить субинститут средств необходимой обороны).

От системы права следует отличать правовую систему. Это понятие более широкое. Система права входит в правовую систему. Об этом речь пойдет ниже.

Понятие системы права и ее структура выделяются в научных и учебных целях. На практике чаще приходится иметь дело с понятиями «законодательство», «система законодательства». Об этих понятиях речь также будет идти ниже.

Строение системы права

Под системой права понимается внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих ее частей, обусловленный характером существующих общественных отношений. Система права выступает как внутренняя форма права, обладающая органическим единством и целостностью.

Структурными элементами системы права как сложного многоуровнего комплекса, функционирующими на разных уровнях, являются отрасли, институты и нормы.

Первичными структурными элементами системы права являются нормы права. Они исходят от государства и являются общеобязательными правилами поведения, регулирующими не все, а лишь наиболее важные общественные отношения (другие отношения регулируются неправовыми нормами).

Отрасль права представляет собой совокупность относительно обособленных, автономных юридических норм, регулирующих определенную область общественных отношений. Следует отметить, что в рамках наиболее крупных отраслей выделяются подотрасли (жилищное право, наследственное право являются подотраслями гражданского права, избирательное право является подотраслью конституционного права и т. д.). Институты и отрасли права органически связаны между собой, взаимодействуют, дополняют друг друга и составляют единую систему права.

В основе деления системы права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования (главный критерий) — это совокупность качественно однородных общественных отношений, которые регулируются нормами, относящимися к той или иной отрасли права.

Метод правового регулирования (вспомогательный критерий) — это совокупность юридических приемов, способов, воздействия права на общественные отношения (императивный метод, диспозитивный метод, метод поощрения, метод рекомендаций, метод автономии и равенства сторон и т. д.).

Характеризуя частное и публичное право , следует обратить особое внимание на критерии, по которым система права разделяется на эти две большие группы: субъектный состав; предмет правового регулирования; метод правового регулирования.

Наряду с частным и публичным правом в системе права выделяют материальные и процессуальные отрасли.

Материальные отрасли объединяют нормы конституционного, гражданского, административного, уголовного, финансового и других отраслей права, регулирующие конкретные ситуацииразличных сферах общественной жизни). Процессуальные отрасли объединяют нормы, правила поведения организационно-процессуального характера, регламентирующие порядок, формы и методы реализации норм материального права: нормы гражданско-процессуального права, уголовно-процессуального права.

Нормы, регулирующие другие виды процессов, образуют подотрасли названных отраслей права.

Наряду с системой права в теории права существует и такое понятие как «система законодательства», под которой понимается совокупность нормативных правовых актов государства, в которых объективируются содержательные и структурные характеристики права. Система права и система законодательства — тесно взаимосвязанные самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности-права. В философском плане система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма. Система права по его содержанию — это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства — внешняя форма права, выражающая строение его источников, т. е. систему нормативных правовых актов.

Система права складывается объективно в соответствии со сложившимися общественными отношениями, а система законодательства носит во многом субъективный характер, так как складывается по воле законодателя.

Первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства является нормативный правовой акт. Система права выступает как первичное, исходное начало по отношению к системе законодательства и является важнейшим ориентиром для законодателя при принятии, изменении или отмене тех или иных законодательных актов.

Система законодательства по объему содержащегося материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т. д.).

Система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, а система законодательства имеет не только отраслевые различия, но и иерархические — по юридической силе нормативных правовых актов, а также имеет федеративную систему законодательства.

В отличие от системы законодательства система права характеризуется высокой степенью однородности, так как в основе деления системы права на отрасли лежат предмет и метод правового регулирования. Отрасли законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету правового регулирования и не имеют единого метода.

Отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права. Это объясняется тем, что при формировании отрасли законодательства нормы могут употребляться в разном сочетании.