Незаконная вырубка деревьев статья. Как классифицируется незаконная вырубка леса, согласно ук рф, куда жаловаться при обнаружении противоправных действий

Незаконная рубка лесных насаждений

Комментарий к статье 260 УК РФ:

1. Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения в области охраны лесов.
Предмет - деревья, кустарники и лианы, как относящиеся, так и не относящиеся к лесным насаждениям.

2. Объективная сторона данного преступления выражается в одном из двух деяний: во-первых, в незаконной, т.е. без надлежащего разрешительного документа - лицензии, лесорубочного билета (ордера) или лесного билета, - рубке лесных насаждений или не отнесенных к таковым деревьев, кустарников или лиан; во-вторых, в повреждении указанных предметов до степени прекращения роста.

3. Рубка должна признаваться незаконной и в том случае, когда виновное лицо хотя и обладает разрешительным документом, но проводит заготовку древесины не на отведенном ему участке, не тех пород деревьев, не в том количестве, которые указаны в разрешении. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан применительно к статье 260 УК РФ следует понимать их спиливание, срубание или срезание, то есть отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня. Повреждение может выражаться в самых разнообразных действиях: в обдирании коры, в механическом повреждении ствола дерева, в гибели его лиственного покрова в результате попадания на него ядохимикатов и т.д. Указанные действия противоправны, если они совершены в значительном размере.

4. Незаконная рубка деревьев и кустарников - материальный состав преступления. В качестве общественно опасного последствия деяний закон признает их значительный размер - признак, жестко формализованный в примечании к ст. 260 УК, - исчисленный по установленным таксам ущерб, превышающий 5 тыс. рублей. Между деянием и ущербом должна быть установлена причинная связь.
Преступление признается оконченным в момент наступления указанных последствий.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла: виновный осознает, что он незаконно совершает рубку или повреждение деревьев, кустарников, предвидит, что совершает указанные действия в значительном размере, и желает причинения такого ущерба лесному хозяйству.

6. Часть 2 ст. 260 УК устанавливает ответственность за незаконную рубку, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев различных лесных насаждений, в том числе деревьев, кустарников и лиан, если эти деяния совершены: а) группой лиц; б) лицом с использованием своего служебного положения; в) в крупном размере.

7. Деяния, указанные в ч. 2 ст. 260 УК и совершенные в крупном размере, - материальные составы преступления. В соответствии с примечанием к данной статье крупным размером признается исчисленный по установленным таксам ущерб, превышающий 50 тыс. рублей.

8. Субъективная сторона предполагает вину в виде прямого или косвенного умысла.

9. Субъект преступления - вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

10. В части 3 ст. 260 УК предусмотрена ответственность за совершение деяний, предусмотренных ч. ч. 1 или 2 настоящей статьи, в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
В соответствии с примечанием к данной статье особо крупным размером признается исчисленный по установленным таксам ущерб, превышающий 150 тыс. рублей. О понятии форм соучастия см. комментарий к ст. 35 УК.

Незаконная вырубка леса продолжает занимать большую проблемную нишу в несовершенном российском законодательстве, где этот вопрос регламентируется двумя статьями – 260 УК РФ и 8.28 КоАП РФ, применяемыми с учетом обстоятельств дела и величины причиненного ущерба.

Правонарушители получаю неплохие доходы и постоянный спрос на древесину, а государство в лице его жителей, напротив, – ущерб в области экономики и экологии. Для того чтобы разобраться в этом вопросе подробней, и рассмотреть способы его устранения, предлагаем ознакомиться со следующей статьей.

«Незаконная вырубка леса»: раскрываем понятие

В качестве нелегальной вырубки следует рассматривать рубку леса, которая производится без наличия на такие действия законных оснований, т. е. официальных разрешающих документов, в том числе, договора аренды либо такового купли участка с расположенными на нем лесными насаждениями и приобретенного с целью промышленной заготовки. Заключение договора физическим (частным) лицом должно происходить с Министерством лесного хозяйства области проживания.

К незаконной вырубке также относят повреждение дерева (кустарника, лианы), обусловившее прекращение роста этого растения.

Когда рубка может производиться официально

Если по итогам экспертной оценки было выявлено, что состояние деревьев после пожара либо иной стихии отвечает таковому, что спасти эти насаждения не представляется возможным, владельцу (арендатору) участка может быть дано разрешение осуществлять сплошную рубку главного пользования (санитарную рубку) на законных основаниях.

Угроза для экономики и экологии

С экономической точки зрения ущерб для экономики страны в результате незаконной рубки деревьев является огромным: ежегодно в бюджете Российской Федерации недосчитываются десятков миллиардов рублей.

В промышленных масштабах особенно актуальна эта проблема на Дальнем Востоке и на границе с Китайской Народной Республикой. В последней требования к осуществлению вырубки деревьев достаточно жесткие, что стало причиной активизации серых (полулегальных) лесозаготовок на границе с Россией в больших количествах. К приемке леса китайцы относятся с большим радушием, пренебрегая вопросом, связанным с законностью происхождения вырубленных деревьев.

Если обратиться к вопросу о российской экологии, то здесь серьезный ущерб могут нанести и действия так называемых «черных» (нелегальных) рубщиков леса. А все потому, что для того, чтобы сделать доски, предпочтение отдают дорогим породам сосны, оставляя на месте сруба бесполезные верхушки деревьев и сучья, которые при высыхании часто становятся причиной возникновения лесных пожаров серьезных масштабов.

Наносится вред и животному миру, представители которого начинают мигрировать с мест их привычного проживания. Страдает от нелегальной вырубки и законная лесохозяйственная деятельность. Истощение лесных баз часто становится причиной вынужденного смещения центров лесозаготовок в районы, где слабая лесная инфраструктура, что, в свою очередь, отражается на увеличении стоимости готовой продукции и снижении рентабельности законной заготовки леса.

Кто вправе задерживать правонарушителей

Кроме правоохранительных органов, прерогатива проведения регулярных рейдов по своим территориям отводится также государственным инспекторам от Росприроднадзора и лесных хозяйств.

А вот прием жалоб и сигналов от жителей о незаконной вырубке леса осуществляет Природоохранная прокуратура. По поступившим сигналам проводятся рейды. Если нарушение будет зафиксировано на месте преступления, все предполагаемые нарушители будут задержаны до выяснения обстоятельств произошедшего.

После составления протокола участниками рейда производится расчет нанесенного ущерба. Если таковой согласно предварительной оценке не превышает сумму в 5 тысяч рублей, обращаются к КоАП РФ.

Наказание согласно КоАП РФ

В соответствии со статьей 8.28, с нарушителя может быть взыскан денежный штраф, величиной от 3 до 4 тысяч рублей. Если в преступлении, связанном с незаконной вырубкой леса, задействованы должностные лиц, для них штраф составит от 20 до 40 тысяч рублей. Наибольшие убытки, как правило, несут юридические лица: от 200 до 300 тысяч рублей.

В случае применения при вырубке леса различной техники сумма штрафа для всех категорий увеличивается. Частное лицо в этом случае заплатит уже 4-5 тысяч рублей, должностное – 40-50 тысяч рублей, юридическое лицо – 300-500 тысяч рублей. Все механизмы, техника и транспорт подлежат изъятию, а продукция незаконного природопользования – конфискации.

В случае с приобретением (хранением, перевозкой, сбытом) незаконно вырубленного леса применяются другие штрафы: для граждан – 5 тысяч рублей, должностных лиц – 50 тысяч рублей, юрлиц – от 400 до 700 тысяч рублей.

Наказание согласно УК РФ

Если речь идет о существенном ущербе лесу, всем материалам и доказательствам нарушениям, подготовленным в результате проверки, дается ход в следственные органы, где будет возбуждено уже уголовное дело.

При невозможности установить виновников на месте правоохранителям вменяется обязанность, связанная с инициированием следствия по поиску и установлению виновных лиц.

В случае причинения ущерба, величина которого превышает сумму в 5 тысяч рублей, частному нарушителю уже грозит штраф до 500 тысяч рублей либо с него высчитают доход, размером такового осужденного за трехлетний период. 260-я статья УК РФ также предусматривает применение в отношении нарушителя, попавшегося на незаконной вырубке леса, более внушительных штрафов (до 200 рублей) наряду с присуждением исправительных либо принудительных работ вплоть до лишения свободы до двух лет.

Эти меры наказания могут быть применены в отношении нарушителей, действующих в одиночку. Если же нарушение было совершено с привлечением других лиц (использованием служебного положения, в крупном размере), размеры штрафа могут достигать полутора миллиона рублей. Аналогично могут применяться принудительные и исправительные работы либо лишение свободы до 4-х лет плюс штраф – 300 тысяч рублей.

Особо крупные нарушения, т. е. промышленного масштаба, влекут за собой и значительные последствия. Речь идет о штрафах, достигающих 3-х миллионов рублей, исправительных и принудительных работ, охватывающих большие временные отрезки. Тюремный срок в этом случае может составлять 7 лет.

Как применяется закон на практике

При обвинении в нелегальной вырубке за получением квалифицированной юридической помощи подозреваемые обращаются часто.

Это обусловлено, в частности, тем, что закон в рассматриваемой области является не совершенным и имеет много слабых мест. К примеру, единое значение при применении термина «вырубка» в судебной практике так и не появилось.

Отличается трактование этого термина и в регионах. Согласно одной точке зрения, пребыванию под уголовно-правовым запретом подлежит только рубка деревьев, а к нарушителям относят только тех лиц, которые непосредственно участвовали в вырубке (спиливании) деревьев.

Что касается тех лиц, которые занимаются вспомогательной деятельностью, т. е. заняты на работах первичной разделки деревьев, их подготовке к вывозу и самим вывозом леса, их могут отнести к пособникам, в случае их осведомленности в совершении незаконных действий.

В соответствии со второй точкой зрения, к нарушителям относят всех зафиксированных лиц без учета их функции в бригаде при вырубке деревьев. Это могут быть как простые водители, так и грузчики.

Такое отсутствие общности мнений обуславливает появление хорошей площадки для адвокатской деятельности и использования различных маневров, что приводит к определенным сложностям при применении доказательств в отношении нарушителей. Вывоз заготовленного леса, например, не всегда осуществляется в тот же день, что и рубка деревьев: временной промежуток между этими действиями может достигать одного месяца. Поэтому задержанные при вывозе деревьев водители зачастую утверждают, что к вырубке они не имеют никакого отношения, а на момент обнаружения занимаются перевозкой брошенных деревьев.

У адвокатов могут возникать серьезные вопросы и в отношении применяемой методологии по сбору сведений о причиненном ущербе. К тому же, поиск и доказательства вины главных нарушителей часто становится непосильной задачей.

Такими пробелами в системе, безусловно, пользуются не только частные, мелкие рубщики, но и полулегальные промышленники, не обращая внимание на предстоящие последствия.

Все это влечет за собой большой рост нарушений, связанных с незаконной вырубкой леса, по всей стране. Действенная мерой для исправления ситуации может стать только серьезные доработки нормативно-правовых актов и единый подход к применению наказания, утвержденный на федеральном уровне.


[Уголовный кодекс РФ] [Глава 26] [Статья 260]

1. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены:

а) группой лиц;

б) утратил силу;

в) лицом с использованием своего служебного положения;

г) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч рублей до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером — пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером — сто пятьдесят тысяч рублей.


3 комментария к записи “Статья 260 УК РФ. Незаконная рубка лесных насаждений”

    Статья 260. Незаконная рубка лесных насаждений

    Комментарий к статье 260

    1. Непосредственный объект преступления — общественные отношения в области охраны и рационального использования лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан.
    Отношения по поводу использования и охраны лесных и иных насаждений регулируются Законом об охране окружающей среды, ЛК, правовыми актами Правительства РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции, а также гражданским и земельным законодательством.
    2. Предметом преступления являются лесные насаждения, т.е. деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах (ст. 16 ЛК), а также не отнесенные к таковым деревья, кустарники и лианы.
    Леса располагаются на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности (ст. 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»), и землях иных категорий. К последним следует отнести земли транспорта, населенных пунктов (поселений), земли водного фонда и др. Границы земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с лесным, земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
    ———————————
    СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5279.

    В соответствии со ст. 5 ЛК лес рассматривается как экологическая система и как природный ресурс. С учетом этого не являются предметом преступления деревья и кустарники (фруктовые, ягодные и др.), произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением лесозащитных, на приусадебных, дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т.п., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами.
    Комментируемая статья устанавливает ответственность за незаконную рубку деревьев, кустарников и лиан, находящихся в естественном природном состоянии, которые выросли сами по себе, а также высаженных человеком для пополнения лесного и нелесного растительных фондов. Завладение деревьями, срубленными и приготовленными к складированию, сбыту или вывозу другими лицами, квалифицируется как хищение имущества (п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).
    Хищением является рубка с целью завладения искусственно выращенными фруктовыми и декоративными деревьями и кустарниками в лесопитомниках, фруктовых питомниках и тому подобных местах, поскольку в этих случаях деревья и кустарники являются продукцией товарного производства, заготавливаются для продажи и выполняют экономическую, а не экологическую функции.
    Рубка не входящих в государственный лесной фонд защитных и озеленительных насаждений на землях обороны, транспорта, водного фонда и землях иных категорий квалифицируется как незаконная рубка лесных насаждений.
    Исходя из природоохранного, экономического, экологического и социального значения леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся по целевому назначению на защитные, эксплуатационные, резервные (ст. 10 ЛК). Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным. Особенности охраны, использования, воспроизводства лесов указанных категорий и содержание категорий лесов изложены в ст. ст. 102 — 109 ЛК.
    3. С объективной стороны преступление состоит в незаконной рубке, а равно повреждении лесных насаждений и деревьев, кустарников, лиан, не отнесенных к таковым.
    Рубками лесных насаждений ЛК признает «процессы их спиливания, срубания» (ст. 16). Однако по смыслу комментируемой статьи рубкой следует считать и любой иной способ отделения дерева, кустарника, лианы от земли (корчевание, выпалывание, выдергивание и др.). Виды рубок, виды допустимых к порубке насаждений определяются ст. ст. 16, 17 ЛК.
    Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной и пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (ч. 2 ст. 16 ЛК).
    Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 29.12.2012) (ч. 3 ст. 25 ЛК). Виды лесов, в которых допускается предпринимательская деятельность, и допустимые к порубке общие объемы древесины устанавливаются ст. 29 ЛК. Перечень видов деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, устанавливается Правительством РФ.
    ———————————
    СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431; 2003. N 26. Ст. 2565; N 50. Ст. 4855; N 52 (ч. 1). Ст. 5037; 2004. N 45. Ст. 4377; 2005. N 27. Ст. 2722; 2007. N 7. Ст. 834; N 30. Ст. 3754; N 49. Ст. 6079; 2008. N 18. Ст. 1942; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 44. Ст. 4981; 2009. N 1. Ст. 19, 20, 23; N 29. Ст. 3642; N 52 (ч. 1). Ст. 6428; 2010. N 21. Ст. 2526; N 31. Ст. 4196; N 49. Ст. 6409; N 52 (ч. 1). Ст. 7002; N 27. Ст. 3883; РГ. 2011. N 159; СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 5). Ст. 7061; 2012. N 14. Ст. 1553; N 31. Ст. 4322.

    Юридические лица и граждане могут заготовить древесину на основании договоров аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовок без предоставления лесных участков — на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Порядок предоставления лесных участков в пользование гражданам и юридическим лицам определяется ст. ст. 71 — 80 ЛК. Заготовка древесины гражданами для отопления, строительства и иных собственных нужд осуществляется на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (ст. 30 ЛК). Порядок и нормативы таких заготовок устанавливаются законами субъектов РФ.
    Рубка насаждений не в соответствии с изложенными требованиями является незаконной.
    Незаконной признается рубка хотя бы и при наличии разрешительного документа, но с нарушением указанных в нем условий: произведенная не на отведенном участке, не в том количестве, не тех пород деревьев, какие указаны в документе, до или после сроков, указанных в нем, деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.
    Преступным повреждением лесных насаждений и не отнесенных к таковым деревьев, кустарников и лиан считается повреждение до степени прекращения их роста, т.е. приводящее к гибели.
    Оконченным преступление признается с момента полного отделения дерева, кустарника или лианы от корня либо с момента повреждения их до степени прекращения роста, если эти деяния совершены в значительном размере (5000 руб.).
    Из примеч. к комментируемой статье следует, что размер порубки отождествляется с ущербом, причиненным лесным насаждениям и не отнесенным к ним деревьям, кустарникам и лианам. Для ч. 1 ст. 260 УК — это значительный размер, а следовательно, состав сформулирован как материальный.
    При определении размера рубки или повреждения следует иметь в виду, что Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам, вследствие нарушения лесного законодательства» (в ред. от 26.11.2007) утверждены Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, вследствие нарушения лесного законодательства заготовка древесины которых допускается (приложение N 1), и Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается (приложение N 2), а также Методика исчисления размеров вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства (приложение N 3), и Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам (приложение N 4). При расчете ущерба, причиненного незаконной рубкой или повреждением деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, теперь следует руководствоваться только централизованно утвержденными таксами, без учета региональных норм, поскольку в приложении N 2 названного Постановления они изложены применительно к каждому субъекту РФ. Полагаем, что при определении размера незаконной рубки так же, как и при определении ущерба вследствие незаконной добычи водных животных и растений и незаконной охоты, следует учитывать не только экономический ущерб, но и ущерб экологического характера.
    ———————————
    СЗ РФ. 2007. N 20. Ст. 2437; N 49. Ст. 6167.
    См.: Жевлаков Э.Н. Об исчислении размера ущерба, причиненного незаконной порубкой деревьев и кустарников // Законность. 2002. N 10.

    Обязательным является установление причинной связи между незаконной рубкой или повреждением предмета преступления и значительным размером ущерба.
    4. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
    5. С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом. Лицо, производящее рубку, сознает общественную опасность своих действий, предвидит, что ими будет причинен ущерб в значительном размере, и желает наступления этих последствий. Мотивы преступления для квалификации значения не имеют.
    6. Квалифицирующие признаки в ч. 2 комментируемой статьи:
    — группа лиц (п. «а») (см. коммент. к ст. 35);
    — лицо, использующее свое служебное положение (п. «в»). Под ним понимаются как должностные лица государственных учреждений, организаций (лесхозов, органов управления лесным хозяйством, органов охраны лесов и т.п.), так и руководители хозяйствующих субъектов иных форм собственности и их структурных подразделений, осуществляющие пользование лесным фондом или производящие какие-либо работы;
    — крупный размер (п. «г») (50 тыс. руб.).
    Должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в негосударственных организациях, по распоряжению которых производится незаконная рубка лесных насаждений при лесозаготовках, а также при прокладке трасс для трубопроводов, линий электропередачи, геологоразведочных, строительных и иных работах, при наличии признаков состава преступления несут ответственность только по ч. 2 комментируемой статьи. Квалификации по ст. ст. 201 и 285 УК по совокупности не требуется.
    7. В ч. 3 комментируемой статьи предусмотрены особо квалифицирующие признаки:
    — особо крупный размер (150 тыс. руб.);
    — группа лиц по предварительному сговору или организованная группа (см. коммент. к ст. 35).
    8. Незаконную рубку лесных насаждений следует отграничивать от административных проступков, предусмотренных ст. ст. 8.25, 8.28, 11.21 КоАП.
    Различие проступков, предусмотренных ст. 8.25 КоАП, и преступления состоит в том, что предусмотренные в ней виды лесопользования, включая проведение рубок, осуществляются на основе законно полученных разрешительных документов, но с нарушением указанных в них условий. Комментируемая статья предполагает незаконную рубку лесных и иных насаждений при наличии указанных в ней признаков состава.
    Статья 8.28 КоАП применяется, если указанные в ней деяния не содержат признаков преступления: значительный размер, группой лиц и т.д. Правонарушения, указанные в ст. 11.21 КоАП, от рассмотренных выше отличаются по месту их совершения, а от преступной незаконной рубки (ст. 260 УК) по тем же признакам состава, что и деяния, указанные в ст. 8.28 КоАП.

    Статья 260. Незаконная рубка лесных насаждений

    Комментарий к статье 260

    1. Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения в области охраны лесов.
    Предмет — деревья, кустарники и лианы, как относящиеся, так и не относящиеся к лесным насаждениям.
    2. Объективная сторона данного преступления выражается в одном из двух деяний: во-первых, в незаконной, т.е. без надлежащего разрешительного документа — лицензии, лесорубочного билета (ордера) или лесного билета, — рубке лесных насаждений или не отнесенных к таковым деревьев, кустарников или лиан; во-вторых, в повреждении указанных предметов до степени прекращения роста.
    3. Рубка должна признаваться незаконной и в том случае, когда виновное лицо хотя и обладает разрешительным документом, но проводит заготовку древесины не на отведенном ему участке, не тех пород деревьев, не в том количестве, которые указаны в разрешении. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан применительно к статье 260 УК РФ следует понимать их спиливание, срубание или срезание, то есть отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня. Повреждение может выражаться в самых разнообразных действиях: в обдирании коры, в механическом повреждении ствола дерева, в гибели его лиственного покрова в результате попадания на него ядохимикатов и т.д. Указанные действия противоправны, если они совершены в значительном размере.
    4. Незаконная рубка деревьев и кустарников — материальный состав преступления. В качестве общественно опасного последствия деяний закон признает их значительный размер — признак, жестко формализованный в примечании к ст. 260 УК, — исчисленный по установленным таксам ущерб, превышающий 5 тыс. рублей. Между деянием и ущербом должна быть установлена причинная связь.
    Преступление признается оконченным в момент наступления указанных последствий.
    5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла: виновный осознает, что он незаконно совершает рубку или повреждение деревьев, кустарников, предвидит, что совершает указанные действия в значительном размере, и желает причинения такого ущерба лесному хозяйству.
    6. Часть 2 ст. 260 УК устанавливает ответственность за незаконную рубку, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев различных лесных насаждений, в том числе деревьев, кустарников и лиан, если эти деяния совершены: а) группой лиц; б) лицом с использованием своего служебного положения; в) в крупном размере.
    7. Деяния, указанные в ч. 2 ст. 260 УК и совершенные в крупном размере, — материальные составы преступления. В соответствии с примечанием к данной статье крупным размером признается исчисленный по установленным таксам ущерб, превышающий 50 тыс. рублей.
    8. Субъективная сторона предполагает вину в виде прямого или косвенного умысла.
    9. Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.
    10. В части 3 ст. 260 УК предусмотрена ответственность за совершение деяний, предусмотренных ч. ч. 1 или 2 настоящей статьи, в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
    В соответствии с примечанием к данной статье особо крупным размером признается исчисленный по установленным таксам ущерб, превышающий 150 тыс. рублей. О понятии форм соучастия см. комментарий к ст. 35 УК.

    Статья 260. Незаконная рубка лесных насаждений

Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений предусмотрена ст. 260 УК РФ.

Под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан применительно к ст.

260 УК РФ следует понимать их спиливание, срубание или срезание, т.е. отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня.

Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

Следует обратить внимание на то, что договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений. В частности, рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо бы-

ли вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков.

В части первой ст. 260 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконную рубку, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы (заповедников, лесопарков, городских, водоохранных и т.п.), а также деревьев, кустарников и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к рубке, если эти деяния совершены в значительном размере.

Под значительным размером следует понимать ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, исчисленный по утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации таксам и методике, превышающий пять тысяч рублей.

Часть вторая ст. 260 УК РФ предусматривает совершение указанных действий группой лиц, лицом с использованием своего служебного положения, в крупном размере. Крупным размером является ущерб более пятидесяти тысяч рублей.

Под лицами, совершившими преступление с использованием своего служебного положения, полагаются должностные лица органов управления лесами и лесной охраны, а также должностные лица юридических лиц - лесопользователей.

В части третьей данной статьи предусмотрена ответственность за совершение указанных деяний, если они совершены в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Под особо крупным размером следует понимать ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, превышающий сумму в сто пятьдесят тысяч рублей.

Предметом преступного посягательства могут быть деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях лесного фонда, в лесах, не входящих в лесной фонд, на землях транспорта, населенных пунктов (поселений), на землях водного фонда и землях иных категорий.

Поводами к возбуждению уголовного дела о незаконной порубке леса могут быть: заявления граждан; сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников: от сотрудников лесных хозяйств, лиц, занимающихся охотничьим промыслом, а также непосредственное обнаружение органом дознания, следователем или прокурором признаков преступления.

По делам о преступлениях, предусмотренных частью первой ст. 260 УК РФ предварительное следствие необязательно, поэтому предварительную проверку осуществляет орган дознания, в других случаях - следователь органов внутренних дел.

Согласно статье 144 УПК РФ срок производства проверки не должен превышать трех суток; прокурор, руководитель следственного органа или органа дознания вправе по ходатайству следователя или дознавателя продлить его до десяти суток.

Если из заявления сразу же усматриваются признаки преступления, независимо от того, задержаны преступники или нет, истечения указанного срока дожидаться не нужно, следует принять решение о возбуждении уголовного дела.

В ходе проверки в таком случае можно опросить заявителя и провести осмотр места происшествия.

В других ситуациях в ходе предварительной проверки:

1) опрашивается заявитель, работники полиции (или от них истребуются рапорты), лесного хозяйства, задержавшие нарушителей;

2) производится осмотр места происшествия;

3) опрашиваются нарушители; изучаются имеющиеся у них документы (договор аренды, решение о предоставлении лесного участка, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договор купли-продажи лесных насаждений, государственный или муниципальный контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов);

4) при необходимости опрашиваются родственники, знакомые, сослуживцы нарушителей;

5) производится исследование документов, имеющихся у нарушителей (при наличии данных, свидетельствующих о подделке);

6) при необходимости производятся трасологические исследования - составляли ли ранее единое целое фрагменты пней и фрагменты срубленного леса, а также исследования следов распила, разруба и орудий совершения преступления;

7) запрашиваются из лесного хозяйства справки о характере и размере причиненного ущерба, который определяется сотрудниками лесного хозяйства путем замера остатков пиломатериала по пенькам в присутствии нарушителя, а также замера пиломатериала, находящегося у нарушителя и покупателей (при их наличии); о выдаваемых нарушителям документах, истребуются копии данных документов в целях изучения и сравнения с документами, имеющимися у нарушителей.

У заявителя выясняется, при каких обстоятельствах, кем был обнаружен факт незаконной порубки леса; в каком месте осуществлялась порубка, известны ли личности нарушителей; при каких обстоятельствах были задержаны нарушители, кто участвовал в задержании; имелись ли у нарушителей какие-либо документы; какими орудиями (бензопилами, топорами и т.д.) осуществлялась порубка, и где данные орудия в настоящее время; каким транспортом пользовались нарушители; где находится срубленная древесина. Результаты опроса заявителя отражаются в объяснении.

В ходе осмотра места происшествия необходимо точно установить место незаконной порубки (населенный пункт, лесничество, конкретный квартал лесного массива), отметить, леса какой группы произрастают в данном месте, определить размеры вырубки, точное количество вырубленных деревьев, давность вырубки. Для участия в осмотре целесообразно пригласить специалиста в области лесного хозяйства. Это могут быть работники лесничества. При осмотре места происшествия могут быть обнаружены следы распила, разруба (на деревьях, пнях), орудия совершения преступления (топоры, пилы), следы транспортных средств, конных повозок, саней; транспортные средства с загруженным лесом, срубленный лес и следы распила, разруба на нем; следы ног, курения, приема пищи и т.д. В целях повышения наглядности протокола осмотра места происшествия могут быть применены фотосъемка, видеозапись.

Опрос задержанных нарушителей целесообразно производить следователю или дознавателю самостоятельно, не ограничиваясь объяснениями, полученными сотрудниками полиции, задерживающими преступников. Целесообразно при этом предложить задержанному написать объяснение собственноручно, что даст впоследствии возможность более успешно использовать данный документ в ходе допроса с целью склонения допрашиваемого к даче правдивых показаний. Однако следует помнить, что объяснение не является доказательством.

При необходимости, в целях установления в деянии признаков преступления, причастности конкретных лиц к совершенному преступлению на этапе предварительной проверки могут проводиться экспертизы по технико-криминалистическому исследованию документов, а также трасологические экспертизы. Данные экспертизы проводятся в экспертных учреждениях: в ЭКЦ при ГУ МВД по Алтайскому краю, ЭКО при отделах полиции. Результаты отражаются в заключении эксперта, которое является доказательством. Сотрудникам органов дознания (УР, БЭПиПК, УУП) можно поручить проведение следующих оперативноразыскных мероприятий: установление личности задержанных; опрос лиц, производивших задержание, а также родственников, знакомых задержанных; обследование участков местности, помещений и транспортных средств в целях обнаружения следов преступления.

Еще по теме § 5. Незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ):

  1. Іванов В.М.. Історія держави і права України: Навч. посіб. - K.: МАУП,2002. - Ч. I - 264 с. - Бібліогр.: с. 257-260., 2002
  2. ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕННОГО НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ, - см. "Легализации денежных средств, приобретенных незаконным путем".
  3. 6.1. Нарушение п. 1 ч. 4 ст. 6 (принятие заведомо незаконного поручения)

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -

По правилам использования лесных ресурсов России запрещено незаконным образом вырубать леса. Все нормы ответственности, в рамках которых судьи выносят свой приговор за вырубку леса или порчи деревьев и прочих растений, указываются в ст. 260 УК РФ. В случае зафиксированных нарушений безответственные лица наказываются разными способами – от уплаты денежного штрафа до лишения свободы.

Статья имеет свою структуру, в ней раскрываются понятия, какие именно действия считаются преступными, что такое незаконная рубка лесных насаждений, что за это грозит. Комментарии к статье подскажут, как понимать тот или иной термин, а примеры судебной практики – какие могут приниматься решения судьями. Дело касается не только вырубки, но и порчи зеленых насаждений, а также их кражи.

Из чего состоит уголовная статья

Уголовная статья № 260 УК РФ имеет полное свое название – «Незаконная рубка зеленых насаждений». Статья не говорит исключительно только о деревьях, она не называется – «незаконная вырубка деревьев». Закон защищает все растения, произрастающие в лесах. Под общим этим названием освещены случаи, когда природное имущество страны еще подвергается актам вандализма в разных размерах.

Сюда же относятся и те преступления, что совершены во вред разным видам растений группой лиц.

Чтобы легче было прочитывать и понимать законодательный акт, достаточно рассмотреть строение её содержания. Каждый пункт дробится условно на две части:

  1. Обозначение степени вины преступника, характера, типа и размера преступления.
  2. Раскрытие диапазонов мер наказаний, которые назначаются для того или иного вида противозаконного деяния.

Структура уголовной статьи №260 российского законодательства:

  1. Первый пункт – незаконная вырубка леса, порча растений значительных размеров и меры наказания за это.
  2. Второй пункт – рубка, повреждение растений лесных и нелесных группой нарушителей, должностными лицами, в крупном размере, а также – меры ответственности за это.
  3. Третий пункт – такие же нарушения (незаконная порубка деревьев штраф за незаконную вырубку леса, лиан и кустарников), совершенные в очень крупных размерах, группой людей, либо при наличии состава преступления – сговора. Наказание за обозначенные действия.
  4. Примечание – раскрываются понятия, что такое «значительный размер» преступлений.

В юридической практике пункты статей законов часто именуются – части. Формулировка сокращений тогда будет приниматься за общеупотребимые следующим образом:

  • ч.1 ст.260;
  • или ст.260 ч.3.

Под лесной растительностью, подлежащей охране, понимаются:

  • деревья;
  • кустарники;
  • лианы.

Важно! В статье 260-й уголовного права речь идет не только о лесных массивах, подвергающихся порче, краже или уничтожению.

Это значит, что рассматриваются под эту статью случаи, при которых происходит незаконная рубка лесных насаждений, а также не относящихся к лесу. Но есть статьи и другие, которые защищают парковые и даже частные зеленые насаждения.

Если вырубили деревья на частной территории, либо придорожной за чертой города, не относящейся к лесу, то для назначения наказаний в таких случаях могут действовать совсем другие законы. В рассматриваемой уголовной статье штраф, принудительные работы за незаконную вырубку леса и иные меры ответственности предусматриваются в зависимости от размера совершенного поступка и степени виновности, устанавливаемой судом.

Ответственность за нарушения закона

Если же незаконная порубка произошла в особо крупном размере, тогда наказание устанавливаться будет максимальным, но в рамках того, что пишется в статье № 260. Когда совершенное преступление было в значительном размере, тогда мера ответственности будет минимальной по сравнению с другими случаями, указанными в данной статье. Любая мера ответственности, это всего лишь порог величины наказания, какой только может быть применен к тому или иному обвиняемому.

Меры наказаний по статье 260 УК РФ – незаконная рубка лесных насаждений, часть 1 – в значительных размерах:

  • штраф – не более 50 000 руб.;
  • зарплата (иной доход) в размере не больше суммы, собранной за 3 года;
  • обязательный труд – до 480 часов;
  • принудительный или исправительный труд – не дольше 2-х лет;
  • принудительный труд вместе с денежным взысканием в рамках 100-200 тыс. руб.;
  • принудительные работы со штрафом в виде зарплаты за 12-18 месяцев;
  • лишение свободы – не дольше 2-х лет;
  • лишение свободы вместе со штрафом в размере 100-200 тыс. руб.;
  • лишение свободы с денежным взысканием в качестве дохода, заработка, полученного в течение 12-18 мес.

Предусмотренная в ч.2 ст.260 УК РФ ответственность за незаконную вырубку леса:

  • штраф – не превышает диапазона 50 тыс. – 1 млн. руб.;
  • зарплата за время 3-4 года;
  • принудительные – до 4-х лет;
  • принудительный труд вместе с денежным штрафом – 150-300 тыс. руб.;
  • принудительный труд вместе с денежным взысканием в качестве заработка за 18-24 месяцев;
  • невозможность занимать конкретные виды должностей в течение срока, назначенного судом, но не более 3-х лет;
  • лишение свободы до 4-х лет вместе со штрафом в размере 150-300 тыс. руб.;
  • лишение свободы до 4-х лет вместе с арестом дохода за период 18-24 месяцев.

Наказания по статье 260 ч. 3 УК РФ за преступления против лесной природы с ущербом, измеряемым в особенно крупных размерах или совершенные группой людей:

  • санкции денежные – 1-3 млн. руб.;
  • арест на заработанное за 4-5 лет;
  • принуждение к обязательному труду в течение периода, назначенного судом, но не дольше 5 лет, зато вместе с денежной санкцией в размере 300-500 тыс. руб.;
  • принуждение к труду (до 5 лет) вместе с арестом доходных средств за 2-3 года и при этом запрещено быть в конкретной должности в течение срока до 3-х лет;
  • принудительные работы (до 5 лет) вместе с лишением свободы на период не более чем до 7 лет;
  • труд (до 5 лет), лишение свободы (до 7 лет) и денежный штраф в размере не больше 300-500 тыс. руб., взимание дохода за время 2-3 года, запрет на ведение деятельности или отстранение от обозначенной судьями должности в течение периода, но не дольше 3-х лет.

Размеры ущербов за незаконный спил деревьев и причинение ущерба иным видам растений:

  • значительный измеряется в суммах более 5000 рублей;
  • крупный – 50 000 рублей;
  • особо крупный – 150 000 рублей.

Эти размеры ущербов указываются в статье №260 УК РФ в последнем абзаце – «Примечаниях».

Пояснения, комментарии к статье №260 УК РФ

Существенные понятия и комментарии к ст. 260 УК РФ:

  1. Порча зеленых насаждений леса – признается только той, что останавливает рост растительности, подвергшейся нападению со стороны безнравственных людей, актам вандализма.
  2. Объектом нарушения природоохранного законопорядка является – отношение к природным ресурсам в рамках установленных норм.
  3. Предметом прецедента являются – сами растительные элементы, подвергшиеся порче людьми.
  4. Субъект преступления – лицо, признанное вменяемым, достигшим 16-летнего возраста.
  5. Основное правовое поле, регулирующее вырубку деревьев – ст.3 федерального законодательного акта №201-ФЗ от 04.12.2006 г., а правовое поле устанавливающее штраф за незаконное истребление растительности – ст. 260 Уголовного Кодекса.
  6. В изучаемой нами статье речь идет не только о самопроизвольно растущих деревьях, лианах, кустарниках, но также и любых культурных зеленых насаждениях, посаженных и выращенных людьми. Порча или незаконный спил деревьев подразумевает уголовную ответственность.
  7. Хищение растений – рубка, выкапывание, срывание, выкорчевывание растительности с целью личного завладения или продажи. В ст. 260 УК РФ наказание за незаконную вырубку леса с целью похитить изъятое из земли или вырубленное будет определяться на основании размера причиненного ущерба государственному лесному фонду.
  8. Заготовка древесины законным путем регулируется договорами аренды земли, либо купли-продажи самих насаждений (ст.71-81 Лесного Кодекса).
  9. Незаконными деяниями признаваться могут также и те вырубки лесов, когда есть соответствующие для этого разрешительные документы, но рубщики посягали на ценные породы деревьев, которые не указывались в разрешительном листе.

Признаки преступника-профессионала (квалифицирующий состав преступления):

  • деяние совершило должностное лицо;
  • поймана была организованная группа лиц;
  • ущерб оказался в размере крупном (50 000 руб.), либо особо крупном (150 000 руб.).

Если таковых признаков не присутствует в нарушении, тогда наказания будут определяться уже по административному праву, а не уголовному. Мотивируется это тем, что состава преступления не было, а было нарушение правил и порядка. В этом и состоит разница между влиянием на дело уголовной ст.260 и административной ст.8.28.

Чтобы определить хищение или вандализм, понадобится выявить мотив незаконной рубки лесных насаждений, совершенной группой лиц, нужно установить мотив.

После этого Уголовный Кодекс в ст. 260, предложит судьям выбрать меру наказания в соответствии с размером ущерба, сложностью преступления, мотивацией, степенью виновности.

Примеры судебной практики

Самыми первыми инспекторами нарушений закона по вырубке леса и иных зон растительности являются лесники, егеря и прочие служащие лесхозпромышленности РФ. После этого они в 90% случаев (если не удалось нейтрализовать преступление) подают сведения о незаконной порубке леса в соответствующие первичные инстанции – полицию Федерации России. Если так называемый «порубочный билет» (выдается в Москве в Департаменте природопользования) отсутствует в наличии у пойманного нарушителя, тогда его действия будут расценены как противозаконные.

Пример 1: Приговор суда г. Чита по делу №1-86/2018.

Климов Д.А. осужден из-за несанкционированной (незаконной) вырубки леса, с мерой ответственности:

  • обязательный труд – 180 часов;
  • отстранение от работы, где требуются водительские права, сроком на 1,5 года.

Есть случаи, когда не наступает за незаконное уничтожение зеленых насаждений. В этих случаях отстранение от должности или запрет заниматься определенной работой может вообще отсутствовать. Но зато назначается штраф по ст.8.28 КоАП РФ. При этом в таком законодательстве уже распределяются меры наказаний между физическими лицами – отдельно, должностными и юридическими – отдельно. Издаваемые судебные решения о приостановлении ограничения видов деятельностей, занимаемых должностей, как наказание за порчу растительности, часто фигурирует в качестве меры пресечения в уголовном праве.