Кто проверяет отдел кадров в организации. Узнайте, что может проверить у вас трудовая инспекция. Нет распоряжения на проверку

14.08.2015 00:17

Документы для проверки трудовой инспекции

Сразу отметим, что нигде не определен список документов, запрашиваемых при проверке трудовой инспекции. В ходе проверки трудовой инспектор может запросить любой документ, подтверждающий (или не подтверждающий) соблюдения работодателем трудового законодательства.

Поэтому можно сказать, что все обязательные трудовые документы должны иметься у работодателя, и эти документы должны быть оформлены надлежащим образом.

Договоры

В организации должны иметься следующие договоры:

1. Трудовые договоры . Все трудовые договоры должны содержать обязательные условия, установленные статьей 57 Трудового кодекса.

2. Договоры о полной индивидуальной материальной ответственности и договоры о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности.

Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, утверждены постановлением Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. № 85.

3. Ученические договоры . Эти договоры должны быть в организации, при оформлении ученичества.

Обязательные локальные акты организации

В каждой организации в обязательном порядке должны быть:

1 . правила внутреннего трудового распорядка ;

2 . положение об оплате труда и премировании . Это положение обязательно только в том случае, если система оплаты труда не отражена в коллективном договоре или в другом локальном акте организации, например, в правилах внутреннего распорядка (ст. 135 ТК РФ).

3. положение о персональных данных работников (ст. 88 ТК РФ);

При наличии определенных условий, в организации должны быть следующие локальные акты:

1 . локальный нормативный акт, в котором указываются должности работников с ненормированным рабочим днем .

Этот документ обязателен в случае наличия в организации работников, которым установлен ненормированный рабочий день, при условии, что данные сведения не отражены в коллективном договоре или другом локальном акте, например, в правилах внутреннего распорядка (ст. 101 ТК РФ).

2. график сменности.

Наличие данного документа необходимо в случаях, когда работа в организации осуществляется посменно. График сменности может быть оформлен как приложение к трудовому договору (ст. 103 ТК РФ);

3. локальный нормативный акт, предусматривающий разделение рабочего дня на части .

Этот документ обязателен в тех организациях, где рабочий день может быть разделен на части (ст. 105 ТК РФ);

4. локальный нормативный акт, предусматривающий порядок и условия прохождения работниками профессиональной подготовки или переподготовки.

Документ должен быть в организации только в том случае, если работодатель принимает решение о необходимости направления работников на обучение, переобучение или повышение квалификации (ч. третья ст. 196 ТК РФ). Вместо утверждения ЛНА, условия об обучении могут быть включены в коллективный договор или, например, в правила внутреннего трудового распорядка.

5. локальный нормативный акт, устанавливающий порядок применения вахтового метода (ч. четвертая ст. 297 ТК РФ). Условие об установлении порядка применения вахтового метода не обязательно оформлять отдельным локальным актом, это условие может быть включено в коллективный договор или правила внутреннего трудового распорядка.

Документы по охране труда

На всех работодателей возлагаются обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда (ст. 212 ТК РФ).

У работодателей должны иметься:

1. Инструкции по охране труда

Инструкции по охране труда относятся к обязательным локальным актам организации. Минтруда России издало Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда (утверждены 13 мая 2004 г.). Работники должны быть ознакомлены с инструкциями по охране труда под роспись. Для этого следует завести журнал ознакомления работников с инструкциями по охране труда.

2. Документы, подтверждающие прохождение инструктажа и обучения по охране труда.

Все работники, в том числе руководители организаций, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда (ст.225 ТК РФ). Порядок обучения и проверки знаний установлен Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 (далее - Порядок).

Для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда (п. 2.1.1 Порядка). Помимо первичного инструктажа, работодатель обязан проводить повторный и в установленных случаях внеплановый инструктаж.

Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа (п. 2.1.3 Порядка).

Отметим, что по общему правилу инструктаж должны проходить все работники. Однако, очевидно, что фактически в таком инструктаже нуждаются только сотрудники рабочих профессий. Поэтому работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте.

При этом перечень профессий и должностей сотрудников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, утверждается работодателем (п. 2.1.4 Порядка). Эти же работники освобождаются и от прохождения повторного инструктажа. Поэтому у работодателя в обязательном порядке должны иметься журналы проведения инструктажей.

Итак, документы, подтверждающие проведение вводного инструктажа:

  • протокол заседания комиссии по проверке знаний по безопасности труда;
  • личная карточка прохождения обучения;
  • журнал вводного инструктажа;
  • журнал регистрации инструктажа на рабочем месте;
  • перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте.

Формы, подтверждающие прохождение вводного инструктажа, содержит ГОСТ 12.0.004-90. «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения». Все эти формы являются рекомендованными.

Приказы (распоряжения) работодателя

Приказ - это распорядительный документ, издаваемый и подписываемый руководителем организации. Трудовое законодательство устанавливает обязательность издания приказов, при этом перечня возможных приказов не существует. Поэтому, организация обязана хранить все «трудовые» приказы.

Приказы по личному составу должны храниться в организации в течение 75 лет (ст. 19 Перечня, утвержденного Приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. № 558).

Документы, связанные с выплатой зарплаты

Работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника при выплате заработной платы (ч. первая ст. 136 ТК РФ). Трудовые инспекторы обязательно проверят, утверждена ли в организации форма расчетного листка. Поэтому в компании должен иметься приказ об утверждении расчетного листка.

Помимо этого трудовые инспекторы обращают внимание, указаны ли дни выплаты заработной платы:

  • в трудовом договоре с работником;
  • в правилах внутреннего трудового распорядка;
  • в коллективном договоре (при его наличии).

«Отпускные» документы

В организации должен быть утвержден график отпусков. График утверждается не позднее, чем за две недели до наступления календарного года (ч. первая ст.123 ТК РФ).

Помимо графика отпусков трудовые инспекторы проверят, извещаются ли работники о времени начала отпуска не позднее чем за две недели до его начала. Поэтому в организации должен иметься либо специальный журнал извещения работников о начале отпуска, либо копии извещений, на которых должны стоять подписи работников и даты.

Документы по личному составу

В организации должны быть следующие документы:

1. Трудовые книжки . Работодатель обязан вести трудовые книжки на каждого работника, для которого эта работа является основной.

2. Личные карточки работников . Личные карточки можно вести по унифицированной форме № Т-2.

Документы по учету рабочего времени и штата

В организации должны иметься:

1. Табель учета рабочего времени . Обязанность работодателя по ведению учета рабочего времени закреплена статьей 91 Трудового кодекса РФ. Табель учета рабочего времени можно вести с использованием унифицированной формы № Т-12.

2. Штатное расписание. Из Трудового кодекса прямо не следует, что штатное расписание - обязательный документ для всех работодателей. Поэтому если трудовая функция сотрудников определяется через конкретный вид поручаемой работы (например, «работник принимается для уборки территории» и т. д.), формально можно не утверждать штатное расписание. Между тем, в большинстве случаев, обойтись без штатного расписания невозможно. Работодатель составляет штатное расписание, исходя из норм статей 15, 57 Трудового кодекса.

Извещения и уведомления

Трудовое законодательство обязывает работодателя уведомлять работников о наступлении определенных событий, поэтому у работодателя должны иметься:

  • уведомления о начале отпуска;
  • уведомления о сокращении численности или штата работников;
  • уведомления о прекращении срочного трудового договора;
  • другие уведомления.

Заявления и справки, полученные от работников

В организации должны храниться заявления работников:

  • о предоставлении или переносе отпусков;
  • о предоставлении отпусков по беременности и родам и отпусков по уходу за ребенком;
  • о расторжении трудового договора по инициативе работника;
  • другие заявление.

Спра вки ., полученные от работников:

  • о подтверждении беременности;
  • о наличии (отсутствии) судимости;
  • другие справки.

Журналы и книги учета

Организации должны вести следующие журналы и книги:

1. Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них (форма утверждена постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69).

2. Приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее (форма утверждена постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69).

3. Журнал учета работников, выбывающих в служебные командировки из командирующей организации (форма утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 11 сентября 2009 № 739н).

4. Журнал учета работников, прибывших в организацию, в которую они командированы (форма утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 11 сентября 2009 г. № 739н).

5. Журнал регистрации несчастных случаев на производстве (форма утверждена постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 № 73).

6. Журнал проведения вводного инструктажа (форма рекомендована ГОСТ 12.0.004-90. «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения»).

Помимо этого в организации должен иметься Журнал ознакомления с локальными нормативными актами. Отметим, что факт ознакомления с локальными актами можно подтверждать иначе, например, сделать листки ознакомления к локальным нормативным актам.

Итак, здесь мы привели обширный, но не полный список документов, которые может потребовать трудовой инспектор в ходе проверки.

Если вы не уверены, что можете правильно оценить наличие и корректность оформления документов, предлагаем вам воспользоваться помощью наших специаистов и заказать услугу "кадровый аудит".

(по данным журнала "Кадровое дело")


Система трудовых инспекторов создана государством для осуществления контроля над соблюдением трудового законодательства работодателями. Понять, что проверяет трудовая инспекция можно, ознакомившись с нормативно-правовой базой, основой которой служит конституция, Трудовой кодекс РФ, конвенция МОТ (международной организации труда) и ряд федеральных законов.

Законодательство регулирует:

  • систему работы трудовых инспекторов;
  • причины осуществления проверок;
  • широту полномочий инспекторов;
  • за нарушение законодательства;
  • документацию, обязательную к предоставлению инспекции и т.д.

Исходя из правовых норм, перед государственной охраной труда ставится несколько целей.

К ним относится контроль:

  • над исполнением работодателями трудового законодательства, включая условия труда, документооборот и т.д.;
  • над обеспечением работников положенными государством выплатами, субсидиями и компенсациями, а также над выполнением обязательств по заработной плате;
  • за ведением дел, касающихся несчастных случаев на рабочем месте;
  • и урегулирование споров, касающихся трудовых отношений между работниками.

Кроме того, трудовая инспекция обеспечивает охрану безработных и льготных категорий граждан в части получения ими гос. поддержки и следит за выполнением обязанностей опекунскими органами.

Информационная функция также входит в область того, чем занимается трудовая инспекция, которая должна консультировать как руководителей, так и работником по вопросам, связанным с трудовым законодательством.

Система работы инспекции предполагает плановые и внеплановые проверки. Количество первых регулируется государством, и зависит от вида деятельности предприятия.

Что проверяет трудовая инспекция при плановой проверке?

Визиты инспекторов проходят по заранее сформированному графику.

Плановые проверки делятся на несколько видов:

  1. Комплексная проверка направлена на контроль исполнения фирмой трудового законодательства в полном объеме. Этот вид контроля может быть осуществлен совместно с другими государственными органами. Например, с Налоговой инспекцией или прокуратурой.
  2. Документарная проверка позволяет инспекторам не выезжать на объект, а только потребовать от организации необходимые документы. Последняя обязана предоставить их в 10-дневный срок.
  3. Контрольные визиты также можно отнести к плановым, так как они призваны проверить, устранены ли выявленные нарушения. Хотя такие посещения не вносятся в график, они осуществляются согласно установленному предписанием сроку.

Интересный факт: Благодаря мораторию, введенному 1.01.16 до 2019 года , часть участников малого бизнеса освобождена от плановых проверок.

Не ждать проверяющих могут предприятия, если:

  • у них отсутствуют грубые нарушения;
  • имеют менее 800 мл. рублей выручки в год;
  • штат их сотрудников не превышает 100 человек;
  • государство имеет в их уставном капитале меньше 25%;
  • участие в бизнесе иностранных вложений не превышает 49 %;
  • их деятельность не относится к сфере, исключенной из моратория федеральным законом №294 (социальное обслуживание, аудит, здравоохранение, образование, энергетика, энергоснабжение, бизнес, сопряженный с гос. тайной и т.д.).

Для таких предприятий закон запрещает не только очную плановую проверку, но и проверку документов.

Чем характерна внеплановая проверка трудовой инспекции, и на каких основаниях проводится?

Внеплановые визиты основываются по фактам нарушений. Основания для внеплановой проверки трудовой инспекции прописаны в постановлении правительства №875 (01.09.12).

Инспектора могут назначить проверку, в случаях, когда:

  • зарплата работникам предприятия задерживается или выплачивается в объеме меньшем, чем установлено законом (см. );
  • не соблюдаются нормы, предписанные для качества условий труда, что может создавать угрозу жизни или здоровья персонала;
  • у инспекторов имеется приказ, составленный по поручению прокуратуры, Правительства или Президента РФ;
  • в инспекцию поступила жалоба о нарушениях трудового законодательства на предприятии, или обоснованный запрос о необходимости проведения проверки;
  • выявленные ранее нарушения не были устранены в установленный предписанием срок.

Чаще всего внеплановая проверка трудовой инспекции проводится по жалобе работника. Решение о её осуществлении принимается в течение месяца с момента поступления претензии. Если обращение сотрудника касается конкретного нарушения, то на предприятии проводится целевая проверка.

Интересный факт: Еслипроверка проходит по запросу сотрудника, инспектор может рассматривать только ту сферу работы предприятия, на которую была направлена жалоба. Несчастные случаи, произошедшие на работе, также воспринимаются как гарантированные предпосылки внеплановой проверки.

Запланированный визит контролирующих органов призван изучить, как в организации соблюдаются законодательные нормы, касающиеся охраны труда и трудовых отношений.

Необходимо наличие необходимой предприятию документации, а также её соответствие требованиям ТК РФ и Постановлениям Правительства, касающимся кадрового учета на предприятии. Условия работы должны быть безопасны, а персонал информирован о технике безопасности на предприятии.

Интересный факт: Внеплановая проверка может быть проведена после анализа требований к кандидатам на занятие вакантной должности на предприятии. Если инспекция посчитает, что в них содержится дискриминационная составляющая (например, ограничения по возрасту, полу и т.д.), может быть инициирован внеочередной визит проверяющих.

Порядок инспектирования

Независимо от того плановая проверка, или нет, она проходит по определенному алгоритму.

  1. Уведомление.
  2. Выезд специалистов и запрос документов.
  3. Документирование результатов.
  4. Предписание.
  5. Обжалование.

Организация должна быть поставлена в известность о предстоящем визите инспектора. Если он проходит по графику, то письменное оповещение осуществляется за три дня. Для внеплановых проверок установлен срок оповещение в одни сутки.

Очная и документальная проверки могут быть как последовательными, так и поочередными. Чаще всего первоначально запрашивается пакет необходимых документов, и после их изучения производится выезд на объект.

По окончании работы проверяющий составляет акт в двух экземплярах.

Если организация не согласна с результатами, отображенными в акте, она имеет право их обжаловать.

По окончанию срока, установленного в предписании, инспектор выезжает на предприятие повторно. Если нарушения не устранены, то на организацию накладываются штрафные санкции.

Плановая проверка не может проводиться чаще одного раза в три года. Проверяющих стоит ждать тем предприятиям, которые отработали три года (фактически или юридически) или на которых с момента предыдущего визита инспекторов прошло три года. Число внеплановых проверок законом не ограничено.

На одну проверку законом отведено двадцать рабочих дней. Период может быть продлен, если в ходе работы потребовались экспертизы или дополнительные исследования. В таком случае инспекция может проводить работы на 20 дней дольше.

Предприятия, имеющие филиалы, могут быть подвергнуты проверке, длящейся до 80 дней, так как сроки устанавливаются для каждого подразделения.

Максимальные сроки проверки трудовой инспекции для малых и микро предприятий установлен в часах (50 и 15 соответственно).

Специалисты трудовой инспекции работают на основании должностной инструкции и не имеют права выходить за её рамки.

Что позволено инспектору?

Полный объем полномочий отражен в 875 Постановлении правительства.

К основным относятся:

  1. Проведение инспектирования в любое время, если у проверяющего имеется приказ и удостоверение.
  2. Возможность требовать необходимые для проверки документы, как у руководителей организаций, так и от государственных органов власти.
  3. Осуществлять расследования, касающиеся несчастных случаев на рабочих местах.
  4. Осуществлять забор проб, если это необходимо и о произведенной работе составлен соответствующий акт.
  5. Выписывать предписания по результатам выявленных нарушений, в том числе запрет на работу отдельным лицам или запрет на использование небезопасного оборудования, которые обязательны для исполнения.
  6. Требовать приостановки или полного прекращения деятельности организации путем обращения в судебную инстанцию.
  7. Собирать материалы относительно лиц виновных в административных нарушениях, связанных с вопросами трудовых отношений или охраны труда и направлять в правоохранительные органы или суд.
  8. Выступать на судебных разбирательствах в качестве эксперта.

Что запрещено инспектору?

Специалист трудового надзора не имеет права проводить проверку без оснований и вне сферы своих полномочий.

  1. Проверять организацию без специального распоряжения и удостоверения.
  2. Нарушать процедуру или сроки работ.
  3. Изымать с предприятия оригиналы документации.

Если специалист превышает полномочия или нарушает процедуру проверки, представитель предприятия вправе обжаловать его действия. Тогда на инспектора будет наложено взыскание или штраф.

Основной перечень документов при проверке трудовой инспекции
В обязанность представителя проверяемой организации входит предоставление документов для трудовой инспекции.

При проверке могут быть исследованы:

  1. Документы, отвечающие за оформление трудовых отношений
  2. (договора с работниками, трудовые книжки, личные карточки, журналы учета кадровых документов и т.д.).
  3. Соответствие системы локальных актов законодательству и друг другу
  4. (учредительная документация, правила, приказы и распоряжения).
  5. Система приема сотрудников на работу, оформление нетрудоспособности и увольнения
  6. (больничные, отчеты о медосмотрах).
  7. Способы формирования оплаты труда и периодичность выплат
  8. (ведомости заработной платы, расчетные листки, положения о зарплате и иных выплатах).
  9. Соблюдение режима работы и компенсационные выплаты
  10. (график работы и отпусков, табели учета рабочего времени и т.д.).
  11. Условия труда и их соответствие нормам безопасности для сотрудников
  12. (документация, определяющая нормы труда, обучения, аттестаций и т.д.).

Если документ обязателен для ознакомления работников, то подпись каждого сотрудника должна подтверждать факт его информирования.

Основные ошибки при оформлении документации и управлении предприятием связаны с невыполнением требований ТК РФ и неверном оформлении деловых бумаг.

Ошибки в трудовых договорах

Наличие письменного договора с каждым работником обязательно. Экземпляр, хранящийся у работодателя, должен быть подписан сотрудником и в обязательном порядке содержать сведения о размере заработной платы.

График отпусков

Чаще всего нарушается порядок предоставления отпуска. По закону можно разделить отпуск на несколько частей, но одна из них должна быть не меньше 14 дней. Общее количество дней отдыха не может быть меньше 28 дней. Перед началом отпуска сотрудник должен быть информирован о его наступлении за две недели. Отпускные работнику должны выплачиваться за три дня до отпуска. Ошибаются и в сроках утверждения графика – 14 дней до начала года, на который планируются отпуска.

Заработная плата

Серьезным нарушением станет заработная плата ниже установленного минимума (МРОТ). Её размер должен быть отражен в рублях. Если выплаты производятся реже, чем раз в 15 дней, необходимо письменное согласие работника. Каждая выдача должна быть подтверждена расчетным листком.

Оформление трудовых книжек

Трудовая книжка должна быть оформлена на каждого из сотрудников. Хранятся эти документы только в сейфе. Все переводы с должности на должность следует фиксировать. Каждая запись должна быть подтверждена приказом за росписью сотрудника.

Особое внимание инспектора обращают на аттестации сотрудников, влияющие на безопасность работы на предприятии. Журналы техники безопасности должны быть подписаны. Лица, не прошедшие обучение, не могут быть допущены к работе.

Предписание, составленное по результатам проверки, может включать в себя штраф предприятию или его сотруднику, ответственному за возникшее нарушение.

Основные штрафы трудовой инспекции, наложенные в 2017 году

Нарушения Юридические лица Индивидуальные предприниматели Должностные лица
Нарушение ТК РФ 30-50 тыс. руб. 1-5 тыс. руб. 1-5 тыс. руб.
Повторное нарушение 50-100 тыс. руб. 5-10 тыс. руб. 10-20 тыс. руб., либо ограничение на работу в должности до трех лет
Отсутствие трудового договора/неверное оформление документа 50-100 тыс. руб. 5-10 тыс. руб. 10-20 тыс. руб.
Повторное нарушение оформления договорных отношений 10-20 тыс. руб. 30-40 тыс. руб.
Допуск работника к деятельности без права на неё Работодатель – 10-20 тыс. руб., работник – 3-5 тыс. руб.
Повторный допуск 10-20 тыс. руб. 30-40 тыс. руб. Запрет на работу в должности до трех лет
Нарушение в части охраны труда 50-80 тыс. руб. 2-5 тыс. руб. 2-5 тыс. руб.
Повторное нарушение в части охраны труда 100-200 тыс. руб. или запрет на работы до трех месяцев 30-40 тыс. руб. 30-40 тыс. руб.
Выявление на рабочем месте сотрудника не прошедшего инструктаж по охране труда 60-80 тыс. руб. 15-25 тыс. руб. 15-25 тыс. руб.
Отсутствие средств индивидуальной защиты, если они необходимы 130-150 тыс. руб. 25-30 тыс. руб. 25-30 тыс. руб.

Серьезные нарушения могут грозить предприятию не только штрафом, но и запретом на ведение деятельности, по судебному решению.

Результаты проверки

Результатом проверки является акт. В нем указывается дата проведения мероприятия, основание и выявленные нарушения. Представитель организации обязан поставить на акте свою подпись. В случае несогласия этот факт указывается в акте.

После акта создается протокол или Предписание на устранение нарушений. В нем содержатся ссылки на закон, который нарушен, установлен срок для исправления. Когда нарушение устранено, инспектору следует отправить отчет.

Как узнать о плановой проверке?

Узнать о времени плановой проверки можно по графику, составленному Рострудом. Сделать это можно на его сайте rostrud.ru или сайте прокуратуры genproc.gov.ru

Поскольку о своем визите инспекторы предупреждают заранее, у предприятия есть время на подготовку к проверке трудовой инспекции.

Необходимо привести все деловые бумаги в соответствие требованиям ТК, устранить противоречия между документами, проверить наличие всех подписей сотрудников, которые требуются. Удостовериться, что на работники имеют трудовые договора, трудовые книжки, допуски к работе, прошли необходимые инструктажи и аттестации.

Особое внимание следует уделить условиям труда и привести их в соответствие законодательным нормам.

Что проверяет трудовая инспекция при плановой проверке, подробно расскажем в этом материале, а также разъясним, как формируется план проверок ГИТ, где с ним ознакомиться и какие полномочия имеются у проверяющих.

Нормативное регулирование плановых проверок трудовой инспекции

Правовые основы проведения проверок Государственной инспекцией труда содержатся в следующих нормативных актах:

  • конвенция Международной организации труда «Об инспекции труда…» от 11.07.1947 № 81 (далее — Конвенция МОТ);
  • глава 57 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ);
  • закон «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон 294-ФЗ);
  • Положение о надзоре за соблюдением трудового законодательства, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 (далее — Положение);
  • Административный регламент исполнения ГИТ функции по надзору за соблюдением трудового законодательства, утв. приказом Минтруда от 30.10.2012 № 354н (далее — Регламент);
  • Методические рекомендации по планированию ГИТ в субъектах РФ мероприятий по надзору за соблюдением трудового законодательства, утв. приказом Роструда от 28.10.2010 № 455 (далее — Методические рекомендации).

Что проверяет ГИТ при плановой проверке?

Надзорная деятельность трудовой инспекции направлена на обнаружение любых нарушений законодательства о труде и привлечение виновных в них лиц к ответственности. Для этого законом как раз и предусмотрена такая форма надзора, как проведение плановых и внеплановых проверок (ст. 356 ТК РФ).

Методические рекомендации (подп. 2.6 п. 2) выделяют комплексные и тематические плановые проверки ГИТ. Предмет первых — соблюдение трудового законодательства в целом (по основным институтам трудового права). Тематические проверки могут касаться определенного аспекта трудовых отношений, например:

  • их надлежащего оформления;
  • оплаты труда;
  • заключения коллективного договора;
  • рабочего времени и времени отдыха;
  • предоставления гарантий и компенсаций;
  • обеспечения средствами индивидуальной защиты;
  • оформления и расследования несчастных случаев на производстве;
  • соблюдения трудовых прав женщин и т. д.

На практике в планах в качестве цели проверки указывается «соблюдение законодательства о труде и об охране труда». Предугадать заранее, что именно будет интересовать инспекторов, вряд ли возможно.

ГИТ также вправе проверять выполнение предписаний об устранении нарушений и проведении мероприятий по их предотвращению, выданных по результатам ранее проведенных проверок.

Соблюдение работодателем условий локальных нормативных актов (ЛНА), коллективных и трудовых договоров прямо не включено в предмет проверок ГИТ. Но обязанность по их исполнению установлена в ч. 2 ст. 22 ТК РФ. Поэтому проверки проводятся и в этой части.

Как узнать, когда будет плановая проверка ГИТ в 2018 году?

Как узнать, когда будет проверка трудовой инспекции? Сделать это можно 2 способами:

  • Во-первых, трудовые инспекции по субъектам РФ обязаны публиковать планы на официальном сайте в интернете (ч. 5 ст. 9 закона 294-ФЗ). Обычно план размещается в виде файла в формате Excel. Среди прочих сведений указывается и месяц начала проверки. Срок размещения — до 1 декабря года, предшествующего году проверки (п. 40 Регламента).
  • Во-вторых, в срок до 31 декабря каждого года сведения о проверках на будущий год включаются в единый сводный план проверок субъектов предпринимательства (ч. 7 ст. 9 закона 294-ФЗ).

На сайте Генеральной прокуратуры РФ имеется сервис, позволяющий выяснить наличие запланированных в отношении предприятия проверок (причем не только со стороны ГИТ). Для этого достаточно ввести хотя бы ИНН организации или предпринимателя. В результате будут показаны:

  • проверяющие органы;
  • предмет проверки;
  • месяц начала проверки;
  • срок проверочных мероприятий.

Конкретную дату начала проверки заранее узнать невозможно. Однако, согласно ч. 12 ст. 9 закона 294-ФЗ, о начале контрольных мероприятий предприятие уведомляется не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проведения путем направления копии соответствующего приказа.

Периодичность планового контроля трудовой инспекции

Ранее проверки ГИТ проводились не чаще, чем 1 раз в 3 года. С февраля 2017 года при осуществлении надзора в сфере труда применяется риск-ориентированный подход (п. 17 Положения). Планы проверок на 2018 год были сформированы уже с учетом этого подхода.

Суть подхода в том, что всем организациям и предпринимателям присваивается определенная категория риска. Порядок ее присвоения урегулирован Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806. В зависимости от категории риска устанавливается частота проверок:

  • высокий — 1 раз в 2 года;
  • значительный — 1 раз в 3 года;
  • средний — 1 раз в 5 лет;
  • умеренный — 1 раз в 6 лет.

ВАЖНО! Плановые проверки предприятий с низким риском не проводятся. Если категория риска не была присвоена, предприятие считается обладающим низким риском.

Сведения о компаниях с первыми двумя категориями риска публикуются на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости. Кроме того, любое предприятие может узнать свою категорию риска по письменному запросу в Государственную инспекцию труда. Ответ направляется в течение 15 рабочих дней с момента поступления запроса. Имеется возможность подать заявление об изменении категории риска.

В отношении предприятий, ведущих деятельность в сферах здравоохранения, электроэнергетики, образования и некоторых других, установлены особые сроки проверок вне зависимости от категории риска (см. ч. 9 ст. 26.1 закона 294-ФЗ; Перечень, утв. постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944). Их могут проверять даже чаще, чем 1 раз в 2 года.

Принципы формирования плана проверок ГИТ

Исчерпывающий перечень оснований для проведения плановых проверок трудовой инспекции установлен в ч. 8 ст. 9 закона 294-ФЗ. Ими являются истечение обозначенных выше сроков со дня:

  • Регистрации организации или предпринимателя.
  • Окончания предыдущей плановой проверки.
  • Начала ведения предприятием определенных видов предпринимательской деятельности.

В случае проведения безосновательных проверок одновременно наступают следующие последствия:

В соответствии со ст. 26.1 закона 294-ФЗ плановые проверки до конца 2018 года не проводятся в отношении субъектов малого бизнеса. Есть 2 исключения:

  1. Компании, для которых установлены особые сроки проверок (о них мы упоминали ранее).
  2. Предприятия, которые по итогам предыдущей плановой проверки, проведенной в течение 3 предшествующих лет, привлекались к административной ответственности за грубые нарушения законодательства либо понесли наказание в форме приостановления/отзыва лицензии, дисквалификации, приостановления деятельности.

Необоснованно включенные в план проверок субъекты малого предпринимательства имеют право подать заявление об исключении из этого плана.

Отметим, что наличие оснований для плановой проверки еще не означает, что компанию непременно включат в план. И если она не попала в утвержденный план, то включение ее туда в последующем не допускается. Исчерпывающие основания для корректировки плана содержатся в п. 41 Регламента. Касаются они лишь исключения из плана и изменения сведений о проверяемых.

Полномочия инспекторов при проведении проверок

Права государственных инспекторов труда закреплены в ст. 357 ТК РФ. Так, в рамках проверки они могут:

  • в любое время суток беспрепятственно посещать территорию любых работодателей (в том числе и физических лиц);
  • запрашивать у работодателей документы, объяснения и иную информацию;
  • отбирать для анализа образцы обрабатываемых и используемых веществ и материалов и т. д.

Кроме того, на основании ст. 12 Конвенции МОТ инспектора ГИТ могут задавать вопросы непосредственно персоналу предприятия.

Вместе с тем проверяющие должны неукоснительно соблюдать требования закона (ст. 358 ТК РФ). Работодателю необходимо изучить, какие обязанности и ограничения установлены для инспекторов. В случае нарушений следует обжаловать их действия. Так, пройти на территорию работодателя инспектора могут только при предъявлении служебных удостоверений и приказа о проверке (п. 47 Регламента).

Ограничения для проверяющих установлены в ст. 15 закона 294-ФЗ. Например, запрещено:

  • проводить проверку в отсутствие руководителя предприятия, предпринимателя, другого должностного лица или уполномоченных ими представителей;
  • запрашивать сведения, не относящиеся к предмету проверки;
  • распространять полученную в ходе проверки информацию, составляющую охраняемую законом тайну;
  • предлагать оплатить контрольные мероприятия;
  • требовать информацию до начала проверки и т. д.

Безосновательное воспрепятствование проверяющим или уклонение от проверки грозит работодателю штрафами по ч. 1 ст. 19.4 и/или ст. 19.7 КоАП РФ.

Какие документы может потребовать ГИТ?

Представители трудовой инспекции вправе требовать от работодателя любые документы, относящиеся к предмету проверки. Среди них:

  1. Устав организации, свидетельства о регистрации и о постановке на учет в налоговой инспекции, положение о филиале и т. д.
  2. Кадровые документы: трудовые и коллективные договоры, трудовые книжки, приказы, штатное расписание, табели учета рабочего времени и др.
  3. Локальные нормативные акты: об оплате труда, о персональных данных, командировках, правилах внутреннего трудового распорядка, об охране труда и т. д.
  4. Бухгалтерские документы, касающиеся начисления и выплаты заработной платы: платежные ведомости, лицевые счета, расчетные листки и т. д.
  5. Журналы инструктажей по технике безопасности, по учету несчастных случаев и пр.

ВАЖНО! Инспектора не имеют права запрашивать сведения, которые они могут получить в рамках межведомственного взаимодействия: сведения из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН, данные о состоянии расчетов по страховым взносам и т. д. (п. 8 ст. 15 закона №294-ФЗ, п. 51.1 Регламента).

Закон не устанавливает ограничений по периоду, за который проводится проверка. Вместе с тем возможно, что срок хранения документов истек и они были уничтожены. Тогда работодатель может не предоставлять эти документы, направив письменные объяснения о причинах их отсутствия. Отметим, что сроки хранения кадровых документов и прочих документов, относящихся к трудовым отношениям, установлены в перечне, утв. приказом Минкульта от 25.08.2010 № 558.

Плановые контрольные мероприятия ГИТ направлены на выявление, пресечение нарушений трудового законодательства и привлечение виновных к ответственности. Проверка может быть посвящена как общим институтам трудового права, так и специфическим. Узнать заранее, какие документы заинтересуют надзорный орган, невозможно. Работодателю рекомендуется ежегодно знакомиться с планом проведения проверок, чтобы встретить инспекторов во всеоружии.

Одним из видов проверок, которым могут подвергаться в своей деятельности юридические лица и индивидуальные предприниматели, является проверка трудовой инспекцией. Трудовая инспекция в лице своих государственных инспекторов осуществляет надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч.1 первая ст. 353 ТК РФ).

Проверки могут быть плановые и внеплановые, то есть проводится по заранее утвержденному плану или по конкретной жалобе, например работника, и первые и вторые могут быть проведены в форме выездной или документарной.

Разница между выездной проверкой и документарной состоит в том, что в первом случае инспектор будет исследовать только документы работодателя без выезда к нему, а во втором случае, проверка будет проходить по месту нахождения работодателя. Но в любом случае, трудовая инспекция проводит проверку на основании представленных работодателем документов и письменной информации.

В своей деятельности инспекции труда руководствуются положениями Трудового кодекса РФ, Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 октября 2012 г. N 354н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (далее по тексту «Административный регламент № 354н), а также Федеральным законом от 26 декабря 2008г. N 294-ФЗ"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту «Закон № 294-ФЗ»).

О проведении любой проверки работодатель должен быть уведомлен (способ уведомления может быть любым: заказное письмо с уведомлением, нарочный, факс и др.).

Ему направляется копия распоряжения руководителя государственной инспекции труда о проведении проверки, составляемое по типовой форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 (ч. 1 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, п. 44, п. 67 Административного регламента N 354н). Одновременно с этим документом направляется запрос о предоставлении документов, на основании которых инспекторы будут делать выводы о соблюдении работодателем трудового законодательства.

Если проверка документарная, то истребуемые документы работодателю необходимо представить в государственную инспекцию труда по месту её нахождения в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя (ч. 6 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). Если выездная, то работодатель представляет по месту своего нахождения оригиналы запрашиваемых документов инспектору для ознакомления, а также предоставляет их заверенные копии (ч. 5. ст. 12 Закона N 294-ФЗ, абзац третий части первой ст. 357 ТК РФ).

При проведении плановой проверки, трудовая инспекция самостоятельно решает что, в каком объеме и на основании каких документов будет осуществляться надзор.

Однако инспекторы не вправе требовать у проверяемого работодателя сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки, нотариального заверения копий представляемых документов, а также изымать оригиналы таких документов (ч. 7 ст. 11, п. 3 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, п. 51 Административного регламента N 354н). Отступление от этого правила возможно, тогда, когда проверка проводится по жалобе конкретного работника с просьбой о соблюдении конфиденциальности. В этом случае, инспекторы могут проверить не только документы, которые относятся к данному работнику, но и запросить документацию по другим работникам (тех же должностей, например).


Максимальный срок, в течение которого работодатель обязан подготовить и представить указанные в запросе документы и письменную информацию составляет 10 дней с момента со дня получения мотивированного запроса (ч. 5 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). Данная норма усыновлена для проверок, проводимых в документарной форме, что касается выездных, то здесь такого требования законодателем не установлено, одна на практике применяется тот же срок в 10 дней. Как правило, при выездной проверке работодателю дается на это несколько дней. Конкретный срок и место представления указывается инспектором непосредственно в самом запросе. Если в указанный срок запрашиваемые документы не представлены либо представлены в неполном объеме или в искаженном виде, то это является основанием для возбуждения инспектором дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц работодателя по ст. 19.7 «Непредставление сведений (информации)» КоАП РФ. Ответственность установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 рублей; на должностных лиц - от 300 до 500 рублей; на юридических лиц - от 3 000 до 5 000 тысяч рублей.

Обращаем Ваше внимание, что в отличие от иных видов проверок, в отношении проверок трудовой инспекцией законодательство не устанавливает ограничений по временному периоду, за который инспекторы могут проверить документы работодателя.

Поэтому трудовые инспекторы вправе запросить необходимые для проведения проверки документы за любой период, в том числе и в отношении уже уволившихся работников. Однако, если срок хранения запрашиваемых документов в организации к моменту проведения проверки уже истек, то работодатель вправе такие документы не предоставлять. Для инспектора необходимо будет подготовить письменные пояснения с указанием причин их отсутствия.

Для подтверждения своевременного и полного исполнения обязанности по предоставлению истребуемых документов работодателю следует составить сопроводительное письмо за подписью руководителя, в котором перечислить все передаваемые документы, а также изложить всю необходимую письменную информацию по запросу. Сопроводительное письмо составляется в двух экземплярах, первый экземпляр которого вручается инспектору труда вместе с документами, а на втором экземпляре инспектор ставит отметку об их получении.

Если же работодатель полностью игнорирует законные требования инспектора о представлении документов и препятствует проведению проверки, то в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ инспектором направляется запрос в органы внутренних дел (полицию) на доставление, то есть принудительное препровождение руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя для составления протокола об административном правонарушении по части 1 ст. 19.4 КоАП РФ. Привлечение работодателя к административной ответственности не освобождает его от обязанности представить инспектору запрашиваемые документы и информацию, поэтому в любом случае представить их для проведения проверки все же придется.

Для справки укажем, что сроки хранения кадровой документации и иных документов, связанных с трудовыми отношениями установлены в Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций (утв. Приказом Министерства культуры РФ от 25 августа 2010 г. N 558).


Так, например, хранятся:

  • заявления, не вошедшие в личное дело - 5 лет (п. 665 Перечня);
  • заявления претендентов на замещение вакантных должностей - 3 года после проведения конкурса на замещение вакантных должностей (п. 672 Перечня);
  • заявления лиц, не принятых на работу - 3 года (п. 663 Перечня);
  • заявление о согласии на обработку персональных данных - 75 лет, если ЭПК данные документы не отнесены к сроку хранения "постоянно" (п. 666 Перечня).

Как следует из п. 1.2 Перечня, все указанные в нем правила и сроки хранения документов обязательны для организаций независимо от вида и сферы деятельности, организационно-правовой формы и формы собственности. Для документов акционерных обществ установлен специальный порядок хранения документов. Он приведен в постановлении Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16 июля 2003 г. N 03-33/пс. Хранить документы можно как в организации, так и в архиве. Срок хранения документа исчисляется с 1 января года, следующего за годом, когда документ был оформлен.

За нарушение архивного законодательства руководителя компании могут привлечь к административной ответственности.

Наказание может быть в виде предупреждения или штрафа. Размер штрафа составляет от 300 до 500 рублей (ст. 13.20 КоАП РФ).

Рассматриваемый нами порядок предоставления документов, не распространяется на расследования несчастных случаев на производстве (п. 5 ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ). Если поводом к проведению проверки послужило обращение работника о причинении вреда жизни и (или) здоровью граждан и при проведении проверки выявлены нарушения установленного порядка расследования несчастного случая, в том числе факты сокрытия работодателем несчастного случая на производстве, то инспектор вправе самостоятельно провести его расследование в порядке, установленном ст.ст. 229.2, 229.3 ТК РФ и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденном постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002 N 73.

В этом случае работодатель обязан не только обеспечить доступ на свою территорию проводящих выездную проверку инспекторов и участвующих в ней экспертов, а также предоставить возможность ознакомиться непосредственно с оригиналами документов, которые связаны с целью, задачами и предметом проверки (ч. 5 ст. 12 Закона N 294-ФЗ). Кроме того работодатель обязан по требованию инспектора предоставить копии этих документов, заверенные печатью и подписью руководителя (индивидуального предпринимателя) или его уполномоченного представителя, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки и они не были предоставлены ранее (абзац третий части первой ст. 357 ТК РФ). Если предоставить документы в текущий момент не представляется возможным, инспектор вручает работодателю мотивированный запрос с требованием представить эти документы (оригиналы и копии).

Срок предоставления документов законодательством не регламентирован, поэтому инспектор устанавливается его самостоятельно либо по согласованию с работодателем. Обычно работодателю дается на это несколько дней.

Если работодатель в установленный срок документы не представит или будет препятствовать проведению проверки (например, не пустит инспектора на свою территорию), то это является основанием для возбуждения инспектором дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц работодателя по ч. 1 ст. 19.4 и ст. 19.7 КоАП РФ. В целях составления протокола об административном правонарушении инспектор может направить запрос в органы внутренних дел (полицию) на доставление, то есть принудительное препровождение руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ).


Кроме того, привлечение работодателя к административной ответственности не освобождает его от обязанности представить инспектору запрашиваемые документы и информацию, поэтому в любом случае работодателю придется представить их инспектору труда для проведения проверки. После того как работодателем будут представлены все необходимые документы и письменная информация и на их основании можно сделать объективные выводы по результатам проверки, инспектор вызывает руководителя (индивидуального предпринимателя) для составления акта проверки. Как и при документарной проверке, оформление результатов выездной проверки производится инспектором, как правило, в помещении государственной инспекции труда. Это связано с необходимостью оформления инспектором документов по результатам проверки посредством системы электронного документооборота АИС ГИТ (письмо Роструда от 30.04.2013 N ПГ/3526-3-2). Лишь в исключительных случаях акт проверки составляется непосредственно у работодателя.

Итак, прогремела у меня в организации плановая выездная проверка ГИТ. Ну как сказать прогремела, так, прошла. Не сказать, чтобы было очень страшно и напряжно. Инспектор — приятная девушка. Подготовились мы основательно, в условиях ограниченного времени.

Нужно сказать, что бывший специалист по ОТ уволился за 3 месяца до проверки, на его место пришел я. Естественно, о проверке все знали давно, так как планы проверок любого надзорного органа находятся в открытом доступе на их сайтах. Советую в начале года всегда посещать эти сайты, или узнавать о планированных проверок на сайте Генеральной Прокуратуры РФ.

Сегодня хочу рассказать, как проходила проверка в моем случае. Просто как пример.

За несколько дней до проверки пришло распоряжение о ней. В нём важной информации особо не было, кроме того, что она выездная плановая, даты ее начала и окончания, ФИО инспектора. Предметом проверки значилось соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами . Не густо. Будут ли проверять исключительно охрану труда, или и кадры и бухгалтерию — не понятно. На всякий случай, готовились все.

С инспектором, указанным в распоряжении созвонились кадровые работники, уточнили, когда она нас посетит. Тут нужно уточнить, что срок плановой проверки не превышает 20 рабочих дней. Но, это не значит, что проверка будет проходить все 20 дней и инспектор не будет вылезать из вашей организации. Конечно, может быть и так, если у вас уж очень много нарушений. 20 дней — это право инспектора проверять вас и запрашивать все необходимые документы. Выездная означает, что инспектор обязательно посетит вас. Документарная — вы просто будете отправлять необходимые заверенные документы в ГИТ.

Но, вернемся к проверке.

В согласованный день инспектор прибыла в офис предприятия (по юридическому адресу). До этого по телефону она сказала, что при проверке ее обязательно должен сопровождать специалист по ОТ. Представилась, показала удостоверение. Мы сели с ней и с кадровиком обсудить дальнейший план действий.

Она сказала, что от кадровиков ей нужен список работников, от бухгалтерии какая-то справка по зарплате (я не вдавался в подробности, так как это не вопрос охраны труда) и дальше мы с ней поедем на производство (там у нас вся документация по охране труда). У нас офис и производство в разных зданиях.

С ней вместе мы прибыли на завод. Я выдал ей дежурный халатик и мы осмотрели завод. Могу сказать, что никаких визуальных нарушений она не фиксировала. Возможно, основная ее цель — документация.

После экскурсии по производству мы вернулись в кабинет охраны труда и приступили к документации. Далее списком о том, что она спрашивала и смотрела:

  1. Журнал вводного инструктажа по ОТ — брала список работников и наугад называла работников, я показывал ей запись в журнале;
  2. Журналы первичных инструктажей на рабочем месте по ОТ — так же, как в пункте 1. Называет фамилию и я ей показываю все инструктажи связанные с работником. Обратила внимание на сроки проведения инструктажей;
  3. Контингент работников на прохождение медосмотров;
  4. Медосмотры (паспорта здоровья и заключения) — так же выборочно;
  5. Заключения о прохождении обязательных психиатрических освидетельствований (не путать с периодическими медосмотрами);
  6. Наличие приказа об ответственных за ОТ;
  7. Наличие приказа о комиссии по проверке знаний требований ОТ;
  8. Удостоверения и протоколы по ОТ ответственных и членов комиссии;
  9. Протоколы проверки знаний требований охраны труда рабочих;
  10. Наличие программ инструктажей и обучения по ОТ;
  11. Сводные ведомости по АРМ (СОУТ), наличие «вредников». Если есть, то что им полагается;
  12. Протоколы и удостоверения работающих на высоте;
  13. Нормы выдачи СИЗ, правильность ведения карточек учета выдачи СИЗ (для этого мы заходили к кладовщикам);
  14. Перечень инструкций по ОТ, сами инструкции по ОТ, журнал учета инструкций по ОТ;
  15. Спросила о предрейсовых осмотрах водителей;
  16. Приказ об ответственном за БДД и его удостоверение.

Вот и всё. То есть, она проверяла всё то, что как раз и входит в компетенцию специалиста по ОТ. Ничего более.

Вся проверка продлилась несколько дней. Потом она еще запрашивала некоторые документы, но уже не приезжала на предприятие. Нарушения были, но не смертельные. Штрафы были, но небольшие. Далее акт проверки, предписание, вызов на ковер руководителей для составления протокола об административном нарушении и наложение штрафа.

В целом, ходом и результатами проверки я доволен.

Надеюсь, вам пригодится эта информация. В любом случае, при проверке нужно быть готовым ко всему.

Всем спасибо за внимание.

P.S. Это всего лишь пример проверки. Совсем не обязательно, что ваша проверка пройдет так же. Ведь многое зависит от проверяющего.