Введение в дисциплину. Правовые средства и методы обеспечения функционирования государственного и муниципального управления

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. АКАДЕМИКА М.Ф. РЕШЕТНЕВА

__________________________________________________________________

Красноярск 2013

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнёва

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Программа и методические указания по подготовке к практическим занятиям и к экзамену для магистрантов направления 080200.68 «Менеджмент» магистерской программы: «Правовое обеспечение хозяйственной деятельности»

Красноярск 2013

УДК 351/354(075.8)

Рецензент

кандидат юридических наук, доцент В. В. Сафронов

Печатается по решению Методической комиссии ГФ

Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: программа и методические указания по подготовке к практическим занятиям и к экзамену для магистрантов направления 080200.68 «Менеджмент» магистерской программы: «Правовое обеспечение хозяйственной деятельности» / Сост.: Е.С. Щебляков; СибГАУ. – Красноярск, 2013. - 33 с.

© Сибирский государственный аэрокосмический

университет имени академика М. Ф. Решетнева, 2013

Практикум………………………….……………………….……..……………......10

Контрольная работа……………..…………….…………………………...……....19

Тематика реферативных работ по дисциплине «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления».. ……………………….........27

Контрольные вопросы, выносимые на экзамен……………………...…….....…..28

Вопросы для проверки знаний и эрудиции…………………………………...…..30

Введение

Правовое обеспечение государственного и муниципального управления – комплексная отрасль права. Управление как основа упорядочения процессов в обществе, как сложная система требуют знаний о состоянии и процессах развития государственных и муниципальных образований и органов государственной и муниципальной власти.

Учебная программа курса включает в себя два модуля – о государственном управлении и муниципальном соответственно. Первый модуль раскрывает понятие, сущность, принципы государственного управления как сложной системы, а также особенности регулирования в некоторых сферах общества. Второй модуль: понятие, сущность и особенности местного самоуправления.


Тема 1. Государственное управление: понятие, сущность, принципы,

критерии эффективности.

Государственное управление, публичное управление, самоуправление. Государственное управление в системе социального управления. Политическое

управление. Соотношение государственного управления и исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти. Субъект и объект государственного управления. Цели и функции государственного управления. Взаимодействие государства и гражданского общества в управленческой деятельности. Понятие принципов государственного управления.

Нормативные и организующие принципы. Иерархия принципов, их взаимодействие. Критерии эффективного управления. Этапы оценки эффективности: идентификация результата управленческого воздействия, определение связи результата с отдельными факторами, соотнесение результата с целями, учет оценки при программировании. Определение и повышение эффективности через промежуточные показатели. Специфика оценки эффективности государственного управления. Пути повышения эффективности государственного управления.

Политика и другие виды управленческой деятельности. Разделение и взаимопроникновение видов управленческой деятельности. Инициатор, субъект, оператор политики. Объект государственной политики. Цели и этапы государственной политики Отраслевые и территориальные направления политики, их взаимодействие. Стихийное и программированное формирование политики. Планирование и прогнозирование в государственном управлении. Планирование реализации политики: проблема соотношения общих и частных за

дач, учет интересов. Централизованная и децентрализованная реализация государственной политики. Управление и манипулирование. Делегирование функций и полномочий как способ реализации государственной политики. Лоббирование и государственное управление. Способы и механизмы реализации государственной политики.

Тема 3. Система государственного управления и реализация принципа разделения властей в ведущих странах мира.

Определение и классификация внешней среды государственного управления. Внешняя среда непосредственного влияния. Взаимодействие государства и общества. Роль государства в обществе. Понятие и сущность принципа разделения властей. Зарождение идеи идеального обустройства государственной власти. Особенности государственного управления в период зарождения идей правового государства. Соотношение исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти в современных государствах. Закрепление принципа разделения властей в нормативно-правовых актах государства.

Тема 4. Высшие органы государственной власти и управления Российской Федерации в системе разделения властей.

Понятие органа государственной власти. Орган управления, организация, учреждение. Виды органов управления. Роль организующих принципов в характеристике органа государственной власти и управления. Полномочия органов управления. Органы государственной власти и органы государственного

управления. Президент и подсистема президентской власти. Полномочия Президента по отношению к органам исполнительной власти. Президент и Правительство. Функции, структура и полномочия Администрации Президента. Органы, обеспечивающие деятельность главы государства. Место президентской власти в системе разделения властей. Место и роль Правительства РФ в системе государственного управления. Система федеральных органов исполнительной власти. Территориальные органы управления федеральных министерств и ведомств. Нормативные акты органов исполнительной власти. Федеральное Собрание РФ. Структура и организация деятельности палат Федерального Собрания РФ. Законодательный процесс. Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации. Место Федерального Собрания в системе государственных органов России.

Тема 5. Региональные системы государственного управления РФ на современном этапе государственного строительства.

Генезис функциональной и организационной структуры органов государственной власти субъектов РФ. Высшие должностные лица: статус, порядок избрания, компетенция. Распорядительные и контрольные полномочия высших должностных лиц. Аппараты и управления делами высших должностных лиц субъектов РФ. Рабочие группы и комиссии при высших должностных лицах субъектов РФ. Региональные органы исполнительной власти. Отраслевые и территориальные органы управления. Варианты иерархии и делегирования функций в рамках взаимоотношений федеральных и региональных органов исполнительной власти. Развитие региональной законодательной системы. Порядок формирования и статус законодательных органов. Структура региональных законодательных органов власти и их аппаратов. Полномочия структурных подразделений, регламент и порядок их деятельности. Межрегиональные различия и специфика законодательных органов власти субъектов РФ. Организация процесса нормотворчества.

Тема 6. Федеральные округа в системе взаимодействия федерального и регионального уровней управления.

Политически, экономические и социальные предпосылки организации федеральных округов. Правовая основа деятельности Полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Взаимодействие Полномочных представителей с органами государственной власти субъекта РФ. Федеральные инспекторы: права и компетенция. Региональные представительства

федеральных органов государственной власти и проблемы их взаимодействия с

региональными органами власти и управления.

Тема 7. Государственное управление и регулирование финансово – экономической сферой.

Цели государства в управлении экономикой. Система органов государственного управления экономикой федерального и регионального уровней. Государственная собственность и ее роль в государственном управлении экономическими процессами. Приватизация. Повышение эффективности управления государственным имуществом. Государственное регулирование в области конкуренции и естественных монополий. Государственная поддержка малого предпринимательства. Программирование регионального развития. Региональная инвестиционная политика. Государственное регулирование агропромышленного комплекса региона, социальное развитее села. Понятие и структура финансовой системы. Финансовые институты федерального уровня управления. Государственная бюджетная система как важнейшее звено финансовой системы РФ. Федеральные и региональные внебюджетные фонды и их деятельность. Государственный кредит. Налоговая система, денежно-кредитное регулирование, государственные субсидии и дотации. Региональные бюджеты: источники и порядок формирования.

Тема 8. Государственное управление социальной и культурной сферами.

Основные задачи по управлению социальной и культурной сферой. Проблемы управления социально-культурными вопросами в современной России. Государственная и региональная политика в сфере социальной защиты населения, занятости и регулирования миграции. Региональные органы социальной защиты населения: структура и деятельность. Социальное обеспечение, жилищная политика, политика в области образования. Органы управления социально-культурной сферой. Переход к новой модели обеспечения социальных гарантий. Основные направления государственной политики в области здравоохранения. Перспективы развития системы образования: роль государственной власти. Деятельность региональных органов власти в сфере молодежной политики. Формы и методы управления наукой.

Тема 9. Государственное и региональное управление в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных и конфликтных ситуаций.

Виды конфликтов в государственно-управленческой деятельности. Конфликты интересов и конфликты полномочий. Согласительные процедуры. Арбитраж. Судебное разрешение конфликтов. Регулирование конфликтов между субъектами конституционного права. Регулирование конфликтов между субъектами административного права. Воздействие личных конфликтов на систему государственного управления. Государственное урегулирование социальных конфликтов. Неформальное разрешение конфликтов в государственном управлении. Система национальной безопасности. Государственные органы по предупреждению и ликвидации последствии чрезвычайных ситуаций федерально-

го и регионального уровней. Гражданская оборона. Государственная противопожарная служба. Государственные органы по борьбе с терроризмом.

МОДУЛЬ II.

Тема 10. Местное самоуправление в РФ: содержание, сущность, методологические основы функционирования.

Муниципальное управление и местное самоуправление. Предмет и цели местного самоуправления. Частные и общие принципы местного самоуправления. Методы управления местными сообществами. Основные структурные элементы местного самоуправления. Местное общество и его признаки. Местное самоуправление как составной элемент общей системы государственного управления. Теории местного самоуправления. Функции муниципального управления. Сущность функций муниципального управления. Содержание основных функций муниципального управления. Факторы, влияющие на состав и развитие функций управления. Схема управленческого цикла. Дублирование функций управления. Две категории полномочий местного самоуправления: собственные, отдельные. Формы наделения отдельными государственными полномочиями. Основные принципы наделения отдельными государственными полномочиями. Законодательная база наделения полномочиями органов местного самоуправления.

Тема 11. Местное самоуправление в системе власти и управления РФ на современном этапе.

Механизмы и принципы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти. Полномочия органов государственной власти в сфере местного самоуправления: общеправовые, экономические, административные. Реформа местного самоуправления и административная реформа. Полномочный представитель Президента в Федеральных округах и местное самоуправление. Специфика взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти в субъектах Федерации. Механизмы защиты интересов местного самоуправления в федеральных и региональных органах власти. Организационно – правовые формы деятельности

представительных органов местного самоуправления. Депутаты представительных органов местного самоуправления. Администрация муниципального образования. Типовая структура, полномочия, правовые основы деятельности администрации муниципального образования. Глава муниципального образовании: статус, организационные основы деятельности. Проектирование организационных структур управления на муниципальном уровне. Этапы и элементы проектирования, оценка результатов.

Тема 12. Муниципальная собственность и финансы: содержание, состав и проблемы формирования и управления.

Понятие «муниципальная собственность». Средства местного бюджета. Муниципальные внебюджетные фонды. Имущество органов местного самоуправления. Муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности. Муниципальные предприятия и учреждения. Муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации. Муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения. Процесс формирования муниципальной собственности. Передача объектов государственной собственности в муниципальную собственность. Безвозмездная передача муниципальной собственности в государственную. Учет муниципальной собственности. Держатель реестра. Основанием для включения в реестр или исключения из реестра объектов муниципальной собственности. Система управления муниципальной собственностью. Стратегические цели. Процесс приватизации и национализации. Управление муниципальными унитарными предприятиями. Контроль за эффективным использованием муниципального имущества.

Тема 12. Социальная политика органов местного самоуправления.

Социальные процессы в муниципальных образованиях: общая характеристика. Муниципальное здравоохранение, основные проблемы и перспективы его развития. Муниципальные образовательные учреждения: характеристика, специфика функционирования и финансирования. Взаимодействие муниципальных органов управления и учреждений науки и культуры. Динамика жизненного уровня и проблема доходов населения в муниципальных образованиях. Социальный паспорт муниципального образования. Социальная защита населения органами местного самоуправления. Принцип адресной социальной поддержки. Безработица и проблемы занятости населения на муниципальном уровне. Технологии взаимодействия органов муниципального управления и служб занятости. Обеспечение законности и правопорядка на территории муниципального образования. Работа муниципальной милиции. Деятельность органов местного самоуправления по обеспечению экологической безопасности.

Тема 13. Инвестиционные процессы в муниципальном образовании.

Инвестиционный процесс как предмет управленческой деятельности. Инвестиционный потенциал территории муниципального образования: содержание и технологии оценки. Инвестиционные ресурсы муниципального образования. Определение предельных возможностей по использованию ограниченных ресурсов. Инвестиционная политика органов местного самоуправления. Процедуры управления инвестиционной политикой. Инструменты развития инвестиционной привлекательности и активности местного сообщества. Система взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти по формированию и реализации инвестиционных программ. Характеристика местных бюджетов как инструмента экономического регулирования и развития. Основные этапы бюджетного процесса: разработка проекта бюджета, утверждение бюджета, его исполнение, принятие отчета об исполнении бюджета. Доходные источники местных бюджетов. Закрепленные доходы. Местные налоги. Основные направления расходования средств муниципального бюджета. Типовая структура муниципального бюджета. Проблемы формирования муниципальной собственности. Критерии определения границ и размеров муниципальной собственности. Формирование системы управления муниципальной собственностью. Управление недвижимостью на муниципальном уровне: текущее состояние и основные направления совершенствования.

ПРАКТИКУМ

Цель семинарских занятий - оказание помощи магистрантам в усвоении курса «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления», выработка навыков работы с нормативными актами, правильное применение действующего законодательства.

Подготовку к семинарским занятиям магистрант должен начинать с изучения рекомендованной литературы и нормативного материала. После этого ему целесообразно подготовить план ответа по каждому вопросу, обсуждаемому на семинаре для мотивированного ответа.

Магистрант может использовать для подготовки к семинарским занятиям материалы, опубликованные в местной прессе; результаты обобщения практики деятельности местных органов самоуправления.

Магистранты должны принимать активное участие в обсуждении темы; могут выступать с рефератами по обсуждаемым проблемам; решать задачи, рекомендованные к семинарским занятиям.

Цели семинарских занятий

Семинарские занятия преследуют несколько целей:

а) углубление и закрепление знаний о природе и роли государственного и муниципального управления;

б) изучение актов, являющихся источниками права;

в) создание четких представлений об организации работы органов государственного управления и местного самоуправления;

г) получение практических навыков для работы с документами - составление проектов решений, справок, оценка (разбор) конкретных ситуаций;

е) развитие у студентов стремления и способности к самостоятельному исследованию изучаемых реальностей, их критической оценке.

Методы работы на семинаре. Подготовка к семинарским занятиям включает использование лекционного материала, изучение нормативных материалов и литературы, практическое применение законодательства при решении конкретных ситуаций, возникающих в организации и деятельности органов местного самоуправления, подготовку докладов, обзоров, рефератов, проектов

решений и иных документов по заданию преподавателя.

Формами работы на семинарах являются выступления по вопросам темы, сочетающие изложение теоретических положений с анализом практики; разбор задач, обсуждение составленных магистрантами обзоров и образцов документов. В отдельных случаях по поручению преподавателя магистранты готовят доклады, в которых особое внимание должно быть уделено, прежде всего, дискуссионным вопросам государственного и муниципального управления, отражена современная практика работы органов государственной и муниципальной власти.

Проверка знаний осуществляется по выступлениям магистрантов на семинарских занятиях, при собеседовании на консультациях, а также при проведении, не реже двух раз в семестр, тестирования по пройденному материалу.

Контрольные работы проводятся в середине и в конце семестра по темам, рекомендованным кафедрой. Для написания работы отводится 30-40 минут. На

очередном занятии со студентами преподаватель анализирует выполненные работы.

При оценке выступлений и контрольных работ учитываются глубина знаний теоретических проблем правового регулирования государственного и муниципального управления, законодательства и практики, культура речи, система письменного изложения необходимого материала. Особое внимание уделяется умению самостоятельно мыслить, аргументированному обоснованию критических выводов и т. д.

Тема 1. Государственное управление: понятие, сущность, принципы, критерии эффективности.

2. Роль государства в обществе.

3. Системный подход в государственном управлении.

4. Государственное управление как система.

Литература:

Богданов А. А. Тектология: всеобщая организационная наука: В 2-х т.- М.: Экономика, 1989.-Т. 1.-С. 69-206.

Василенко И. А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Велико британия, Франция, Германия.- М., 1996.- С. 28- 31.

Государственное управление: Основы теории и организации / Под ред. В. А. Козбаненко.- М.: Статут, 2000.- С. 8-80.

Хиценко В. Е. Самоорганизация в социальных системах. Эволюционный менеджмент.- Новосибирск: НГТУ, 1993.

Тема 2. Государственная политика: принципы формирования и реализации.

1. Понятие политики государства.

2. Принципы формирования.

3. Реализация государственной политики (объект, субъект).

4. Ответственность в случае нарушения порядка реализации государственной политики.

Литература:

Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: Курс лекций.- М.: Юридическая литература, 1997.-С. 21-ПО.

Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли.- М.: Танаис Ди-Дик, 1992. Государственное управление: Основы теории и организации / Под ред. В. А. Козбаненко.- М.:Статут, 2000.- С. 8-80.

Гумилев Л. Н. Конец и вновь начало.- М.: Танаис Ди-Дик, 1992.

Зеркин Д. П. Игнатов В. Г. Основы теории государственного управления.- Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2000.- С. 10-29.

Тихомиров Л. А. Единоличная власть как принцип государственного строения.- М., 1993.- 190 с. тура, 1997.-С. 21-ПО.

Тема 3. Научные школы, изучающие государственное управление.

1. Институциональный подход к государственному управлению. Американский институционализм.

2. Системно-функциональный анализ государственного управления.

3. Организационный анализ: государственное управление и теория организации.

4. Отечественные подходы к изучению государственного управления: правовой, структурно-логический, исторический, философскокультурологический.

Литература:

Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. М., 2004.

Государственное управление. Основы теории и организации / Под ред. В.А. Козбаненко. М., 2002.

Зверев А.Ф. Теория бюрократии: от М.Вебера к Л.фон Мизесу // Государство и право. 1992. № 1.

Маршалл Голдман. Теория управления в США и России: сравнительный анализ // Проблемы теории и практики управления. - 1997. - №1.

Методология изучения зарубежного опыта общественного развития и государственного управления / Под ред. Н.В.Загладина. М., 1995.

Облонский А.В. Бюрократизм и бюрократия: к теории вопроса // Государство и право. 1993. № 12.

Пастухов В.Б. От государственности к государству: Европа и Россия // Полис. 1994. № 2.

Шамхалов Ф. Теория государственного управления. М., 2002.

Тема 4. Система государственного управления и реализация принципа разделения властей в ведущих странах мира

1. США: федерализм и система агентств. Основные принципы американского публичного управления.

2. Великобритания: управление “странами” и публичные корпорации.

3. Франция: принципы децентрализации и децентрализации во французском государственном управлении.

4. ФРГ: принципы немецкого “кооперативного федерализма”. Иерархия и договор в системе государственного управления Германии.

Задание: Студенты составляют характеристику системы государственного управления одного из четырех иностранных государств по следующему плану:

исторические предпосылки создания основных государственных институтов; порядок их формирования; структура органов государственного управления; направления деятельности органов государственного управления; особенности государственной системы управления; проблемы централизации и децентрализации, возникающие при управлении государством.

Литература:

Административное право зарубежных стран: Учебное пособие. М., 1996. Ардан Ф. Франция: Государственная система. М., 1994.

Василенко И.А. Административно-государственное управление: опыт Франции // Проблемы теории и практики управления. 1997. №1.

Василенко И. А. Административно – государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. М., 2001.

Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление. М., 1984.

Государство и управление в США / Отв. ред. Л.М.Евенко. М., 1985.

Организация административной власти во Франции // Российско-французская серия. - 1993. - №21.

Парламент и президент: опыт зарубежных стран / Гл. ред. Ю.П. Орловский. - М., 1995.

Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. М., 1994.

Тема 5. Высшие органы государственной власти и управления Российской Федерации в системе разделения властей.

1. Понятие органа государственной власти. Особый статус органов управления.

2. Высшие органы государственной власти и управления (Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ).

3. Организационные принципы в характеристике органов государственной власти и управления.

4. Место и роль Судов в системе разделения властей.

Литература:

Плехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации.- М., 1997.

Государственное управление: Основы теории и организации / Под ред. В.А. Козбаненко.- М.: Статут, 2000.-912 с.

ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ

А. В. СИГАРЕВ

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Курс лекций

для студентов всех форм обучения

по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление

степень: магистр

программа: Управление государственными и муниципальными финансами; государственное и муниципальное управление в субъекте РФ

Новосибирск, 2016


Издается в соответствии с планом учебно-методической работы СИУ-филиала РАНХиГС

Рецензенты:

Осипов А.Г. - заведующий кафедрой правовых и социальных наук Сибирского университета геосистем и технологий, доктор исторических наук, профессор;

Маркеев А.И. - профессор кафедры конституционного и муниципального права СИУ - филиала РАНХиГС, к.ю.н, доцент.

Сигарев, А. В. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: курс лекций. / А.В.Сигарев; СИУ-филиал РАНХиГС. - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2016.

В курсе лекций рассматриваются основные вопросы правового регулирования государственного и муниципального управления: понятие государственной власти и государственного управления, принципы правового регулирования государственного и муниципального управления, система источников правового регулирования государственного и муниципального управления. Подробно рассматривается правовое регулирование деятельности Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ, судебной власти, органов Прокуратуры РФ, а также органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Предназначен для студентов магистратуры всех форм обучения по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление».


ПРЕДИСЛОВИЕ.. 6

ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ.. 8

РАЗДЕЛ I. 11

Введение в правовое обеспечение государственного и муниципального управления 11

ГЛАВА 1. Предмет, принципы, система и источники правового обеспечения управленческой деятельности. 11

1.1. К вопросу о понятии государственного управления 11

1.2. Государственное и муниципальное управление как предмет правового регулирования 14

1.3. Система источников правового регулирования государственного и муниципального управления. 20

1.4. Принципы правового регулирования государственного и муниципального управления 31

ГЛАВА 2. Основы правового регулирования деятельности государственных органов 45

2.1. Понятие и признаки государственной власти. 45

2.2. Понятие и признаки государственного органа. 47

2.3. Правовой статус государственного органа. 50

2.4. Система государственных органов в России. 53

ГЛАВА 3. Понятие, принципы, система и формы местного самоуправления в РФ 61

3.1. Понятие и политико-правовая природа местного самоуправления 61

3.2. Источники муниципального права. 67

3.3. Правовые основы муниципальной демократии. 75

3.4. Правовой статус органов местного самоуправления 89

ГЛАВА 4. Понятие, принципы и виды государственной службы в РФ. Муниципальная служба в РФ.. 101

4.1. Понятие и признаки государственной службы.. 101

4.2. Служебное право: понятие, источники, система. 105

4.3. Правовое регулирование государственной гражданской службы 109

4.4. Правовое регулирование муниципальной службы.. 112

РАЗДЕЛ II. 122

Основные институты государства и права в правовом обеспечении государственного и муниципального управления. 122

Глава 5. Президент РФ и главы субъектов РФ в системе государственного управления 122

5.1. Правовой статус Президента РФ как главы государства 122

5.2. Порядок избрания Президента РФ.. 124

5.3. Полномочия Президента РФ, его взаимоотношения с иными органами государственной власти. 128

5.4. Прекращение полномочий Президента РФ.. 137

5.5. Правовой статус глав субъектов РФ.. 142

Глава 6. Законодательная власть в системе управления государством. 150

6.1. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации 150

6.2. Правовой статус Государственной Думы.. 153

6.3. Правовой статус Совета Федерации. 157

6.4. Основы федерального законодательного процесса. 159

6.5. Законодательные органы субъектов Российской Федерации 163

ГЛАВА 7. Исполнительная власть в системе управления государством 168

7.1. Понятие и виды органов исполнительной власти. 168

7.2.. Правовое положение Правительства РФ в системе исполнительной власти 171

7.3. Федеральные органы исполнительной власти. 174

7.4. Органы исполнительной власти субъектов РФ.. 180

ГЛАВА 8. Суд и прокуратура в системе управления государством 186

8.1. Судебная власть и правосудие. 186

8.2. Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции. Судебный департамент при Верховном Суде РФ.. 189

8.3. Арбитражные суды.. 193

8.4. Конституционный Суд РФ.. 194

8.5. Правовой статус судей. 199

8.6. Прокуратура. 201

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данный курс лекций представляет собой попытку в достаточно краткой форме раскрыть очень обширную тему правового обеспечения государственного и муниципального управления. Причем государственное управление в данном случае понимается в самом широком смысле - как деятельность всех органов и звеньев в системе публичной власти.

Государственное и муниципальное управление в России осуществляется целой системой органов, разделенных на ветви и уровни. Порядок формирования и деятельности каждого органа, его компетенция регулируется отдельным нормативным правовым актом, а нередко и несколькими такими актами. В этой связи данный курс лекций очень насыщен правовым материалом, он базируется на изучении нескольких десятков законов и подзаконных актов.

Более того, в представленном издании широко используются акты Конституционного Суда РФ, поскольку без них невозможно полное раскрытие темы. В актах Конституционного Суда РФ дается толкование многих конституционных принципов и норм, дается ответ на многочисленные спорные вопросы правотворчества и правоприменения.

С учетом того, что данный курс лекций адресован магистрантам и предполагает углубленное изучение материала, в издании затрагиваются различные проблемные вопросы. По ним автор высказывает свою точку зрения, но не навязывает ее, а предлагает читателям подумать и сформулировать свое мнение.

Данное учебное пособие не никоим образом не претендует на исчерпывающее изложение всего теоретического и юридического материала по теме, это было бы невозможно даже в рамках целой монографии. Как известно, чем шире предмет исследования, тем более поверхностно его изучение. Это пособие является скорее отправной точкой для дальнейшего изучения проблематики государственного и муниципального управления, своего рода «дорожной картой», на которой обозначены основные ориентиры.



В тексте курса лекций читатель встретит многочисленные отсылки к нормативным правовым актам. Это сделано специально для того, чтобы ориентировать обучающихся на изучение первоисточников. Для более полного и качественного изучения дисциплины необходимо обращаться непосредственно к изучению соответствующих правовых актов. Кроме того, после каждой главы содержится список основной и дополнительной литературы, к этим источникам тоже следует обращаться для более полного изучения темы.

Нужно учесть, что законодательство нашей страны постоянно меняется. Принимаются новые нормативные акты вместо ранее действовавших, вносятся многочисленные поправки. Данное пособие написано с учетом законодательства по состоянию на 1 мая 2016 года. С учетом возможных дальнейших изменений, читателю рекомендуется самостоятельно использовать компьютерные правовые базы «Гарант», «Консультант», «Кодекс», в которых нормативные правовые акты представлены в актуальной редакции.

При работе с данным курсом лекций рекомендуем придерживаться определенной последовательности действий. Прежде всего, нужно ознакомиться с изложенным в соответствующей главе лекционным материалом. Затем, для углубления знаний, следует изучить дополнительно рекомендованную литературу и нормативные правовые акты. После изучения каждой темы необходимо ответить на контрольные вопросы. Если при ответе на них возникли затруднения, следует вернуться к соответствующему разделу темы и более внимательно его изучить.


ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ

Цель дисциплины «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» состоит в формировании компетенций конструктивного взаимодействия с гражданами и институтами гражданского общества, другими организациями, способности и готовности к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества, владения технологиями управления персоналом и кадрового аудита, умения вырабатывать решения, учитывающие правовую и нормативную базу.

Для этого решаются следующие задачи:

Изучение государственного и муниципального управления как правового феномена, своеобразия форм организации власти народа, содержания государственных и муниципальных правовых отношений;

Представление важнейших принципов, сущности, содержания и форм основ правового обеспечения административной деятельности (менеджмента) в Российской Федерации;

Раскрытие сущности и своеобразия местного самоуправления как формы организации власти народа, соотношения власти местного самоуправления (муниципальной власти) и государственной власти;

Развитие студентами навыков толкования и применения законодательства в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц;

Приобретение навыков применения судебной, административной и хозяйственной практики в области менеджмента, принятия на их основе правовых решений и совершения иных юридических действий в точном соответствии с законом, а также установления фактов правонарушений, определения меры ответственности, наказания виновных и восстановления нарушенных прав.

Дисциплина «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» относится к базовой части профессионального цикла (М2.Б), предназначенной для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление».

Изучение данной учебной дисциплины осуществляется после изучения «Правоведения» («Право») и призвана закрепить у студентов уже полученные навыки логического мышления, умения выявлять закономерности и особенности государственно-правового и экономико-правового процесса, государственного воздействия на экономику, правовое обеспечение управленческой деятельности и процессов администрирования, причинно-следственные связи, закладывает основы мировоззрения, формирует профессиональное правосознание и гражданскую позицию.

«Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» также логически связано с другой дисциплиной - «Правовые основы Российского государства», изученной на первой ступени высшего профессионального образования по различным направлениям бакалавриата, и в процессе изучения которой формировались основные общекультурные компетенции, направленные на овладение культурой мышления, способностью к анализу и синтезу.

Входные знания являются базой для дальнейшего углубленного изучения права, понимания закономерностей и причинно-следственных связей, выработки умения анализировать факты и прогнозировать последующее развитие отечественного законодательства. Необходимость и значимость изучения данной учебной дисциплины обусловлена как теоретическими, так и практическими факторами. Для решения тех сложных и масштабных задач, которые стоят в настоящее время, и буду стоять в течение всего обозримого будущего перед отечественными управленцами, требуются не только глубокие знания и умение профессионально работать на основе позитивного права, но и способность ориентироваться в многообразии институтов публичной власти в современном мире, с реализацией деятельности которых руководители неизбежно вступают в различного рода взаимосвязи.

Изучение правового обеспечения государственного и муниципального управления помогает глубже познать свою национальную правовую систему, способствует не только расширению общего кругозора выпускника соответствующего профиля магистратуры, но и выработке критического подхода к различным явлениям правовой жизни, умение видеть тенденции правового развития в рамках не только собственной правовой системы РФ, но и основных правовых систем современности.


Понятие правового регулирования общественных отношений.

Правовое регулирование – это осуществляемое при помощи норм позитивного права и других правовых средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения. Признаки: - один из видов социального регулирования, т.е. кроме права есть и другие социальные регуляторы; - исходит со стороны государства; - воздействует на общественные отношения и имеет целью их упорядочить; - воздействие, которое осуществляет при помощи норм позитивного права и других правовых норм (механизм правового регулирования). Механизм правового регулирования: - норма права; - правоотношения; - акты реализации и применения права; - акты толкования права; - юридические факты; - правосознание; - правовая культура. Правовое воздействие – это все направления и формы влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей. Оно шире правового регулирования и осуществляется в трех формах: 1. Информационное воздействие (право сообщает, какие отношения, каким образом им урегулированы). 2. Ценностно-ориентированное воздействие. 3. Правовое регулирование. В зависимости от конкретных правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование: - Нормативное правовое регулирование – регулирование, осуществляемое нормами позитивного права. – индивидуальное правовое регулирование – регулирование, которое осуществляется различными индивидуальными правовыми средствами. Не носит общего характера, т.к. конкретным субъектам, как правило, следует за нормативными, дополняя и корректируя его, применительно к конкретному случаю: - координационное – происходит между равными субъектами. – субординационное – осуществляется не равными субъектами, находится в отношения власти подчинения, например, прием на работу, приказ об увольнении.

Сущность, предмет правового обеспечения государственного и муниципального управления.

Правовое регулирование государственного управления имеет особый предмет, поскольку связано главным образом с юридическим определением средств, способов и процедур реализации государственной власти в управленческих процессах. Можно выделить несколько аспектов государственной и общественной реальности, выступающих предметом правого обеспечения государственного управления: - отношения между государственным аппаратом и обществом, гражданами, благодаря и посредством которых формируются государственно-управляющие воздействия (управление обществом со стороны государственного аппарата); - отношения внутри государственного аппарата, между его органами по поводу распределения предметов их ведения и государственной власти, необходимой для управления ими (полномочий); - волевые отношения между людьми, вовлеченными в государственно-управленческие процессы, причем по причине как профессионального несения государственной службы (кадровый состав государственных органов), так и обращения в государственные органы при решении каких-либо своих проблем.



Правовые средства и методы обеспечения функционирования государственного и муниципального управления.

Метод правового регулирования характеризуют два явления: субъект (источник) правового регулирования, т.е. орган, уполномоченный на издание соответствующих правовых норм; смысл и содержание самих правовых норм. Субъект (источник) правового регулирования государственного управления указывает на возможности, характер и пределы деятельности определенных государственных органов по изданию правовых норм в области управления. Различают: - централизованное (метод субординации), при котором сверху донизу осуществляется на властно-императивных началах органами государственной власти государства в целом либо его субъектов в рамках их компетенции и объектов юрисдикции; - децентрализованное (метод координации), при котором правовое регулирование осуществляется посредством согласования, договоров, принятия совместных актов, поддержки инициативы снизу несколькими органами государственной власти. Среди способов правового регулирования различают: - позитивное обязывание – возложение на лиц прямой обязанности совершать определенные положительные действия; - запрещение – возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода; - дозволение – предоставление лицам права на свои собственные активные действия. Юридические нормы: - регулятивные нормы, состоящие из предписаний, непосредственно направленных на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложение на них обязанностей (обязывающие, запрещающие и управомочивающие); - охранительные нормы, которые направлены на регламентацию мер юридической ответственности и порядка применения санкций (государственно-принудительных мер); - специализированные нормы, имеющие свойства дополнения и развертывания регулятивных и охранительных норм. Среди них: общие – фиксирующие в обобщенном виде определенные элементы общественных отношений; дефинитивные – закрепляющие в обобщенном виде признаки данной правовой категории; - декларативные, содержащие формулировки правовых принципов, а также задач данной совокупности юридических норм; - оперативные – предписание по отмене действующих нормативных положений или распространению данных норм на новый круг общественных отношений, по продолжению норм на новый срок и др.; коллизионные – регулирующие выбор между нормами.

Учебник предназначен для формирования у студентов целостного представления о современном состоянии системы правового обеспечения государственного и муниципального управления, знаний в указанной сфере, а также навыков его анализа и применения. Проверить полученные знания студенты смогут с помощью учебно-методического комплекса, включающего контрольные вопросы, задания и тесты. Настоящее издание будет интересно и полезно не только студентам, но и государственным и муниципальным служащим, слушателям курсов повышения квалификации, а также широкому кругу граждан, интересующихся путями совершенствования системы правового обеспечения государственного и муниципального управления.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение

    Государственное управление - важнейший вид социально значимой деятельности, обеспечивающей организацию и системное взаимодействие всех заинтересованных субъектов в экономической, социальной, культурной деятельности, создающей гарантии реализации их прав и обязанностей при соблюдении интересов общества, государства, граждан и их объединений в рамках действующего законодательства.

    В процессе государственно - управленческой деятельности исполнительных органов и должностных лиц используются различные способы осуществления управляющего воздействия, в которых с наибольшей наглядностью проявляется содержание государственной деятельности по управлению важнейшими сферами жизни общества.

    Именно управленческие связи по универсальному типу «субъект-объект» в максимальной степени выражают содержание повседневного процесса функционирования всех звеньев государственно-властного механизма, созданного для претворения в жизнь управленческой миссии государства.

    Использование в рамках управленческой деятельности различных форм и методов управления обусловливается целями, задачами и функциями государственного управления. Формы управления призваны обеспечить наиболее целесообразное выполнение функций управления и достижение целей управления с наименьшими затратами сил, средств и времени.

    Управленческая деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, должностных лиц, служащих осуществляется в определенных формах, каждая из которых обусловлена задачами и функциями управления и имеет особое содержание. Всякая деятельность по управлению характеризуется собственным содержанием, то есть конкретными связями, принципами, процессами, участниками и элементами; всякое содержание управления имеет конкретную форму своего внешнего выражения.

    1. Понятие, характеристика и классификация методов муниципального у правления

    1.1 Понятие и ха рактеристика методов управления

    Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов. Метод управления -- это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. Слово «метод» греческого происхождения, что в переводе означает способ достижения, какой либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. По мнению А. И. Гаврилова, методы управления -- важнейший элемент в механизме использования объективных законов рынка. Качество и эффективность управленческой деятельности во многом зависят от применяемых методов управления.

    Метод управления -- это способ целенаправленного воздействия на организацию с целью достижения поставленных перед ней задач.

    Сложность, изменчивость объекта управления определяет и многообразие используемых методов. Различают общие и специальные методы управления, которые реализуются через изучение объекта управления во времени и пространстве, в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности с другими объектами, с учетом этнопсихологии населения и т.д. В связи с внедрением компьютеров, электронных вычислительных машин, возникшей потребностью объективного и быстрого обоснования принимаемых решений все чаще используются специальные методы экономического моделирования.

    Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму. Направленность методов управления ориентирована на систему (Объект) управления (фирма, отдел и т.д.). Содержание -- это специфика приемов и способов воздействия. Организационная форма -- воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое или косвенное воздействие.

    В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии.

    Направленность методов управления всегда одна и та же -- они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности.

    Следует исходить из того, что в конкретном методе управления определенным образом сочетаются и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи с этим можно выделить следующие методы управления:

    1. организационно -- административные, основанные на прямых директивных указаниях;

    2. экономические, обусловленные экономическими стимулами; 3. социально -- психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников. По мнению А. И. Гаврилова, классификация включает следующие методы управления:

    Административные (организационно-распорядительные);

    Экономические;

    Социально-психологические;

    Воспитательные и др.

    Такое деление методов в известной мере условно, так как абсолютно четко обособить каждый из них не представляется возможным: они взаимопроникают и имеют немало общих черт, то же время присущие им различия в способах воздействия на объекты управления позволяют рассматривать каждый из методов в отдельности. Особую остроту проблема методов управления приобретает в обстановке перехода к рыночным отношениям. Важнейшими отличительными чертами создаваемой в России рыночной экономики является переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам управления. Методы муниципального управления основываются на объективных экономических законах, закономерностях социально-экономических систем, должны учитывать достигнутый научно-технический уровень, социальные, правовые и психологические отношения в процессе управления.

    Методы муниципального управления всегда используются комплексно, взаимно дополняя друг друга. Их совокупность образует целостную систему методов муниципального управления. Существуют следующие группы методов: экономические, административно -распорядительные и правовые, социально-психологические.

    Каждая группа методов обладает определенным характером воздействия на объект управления. Искусство управления заключается в овладении этими методами, в правильном их выборе и сочетании, умении применить на практике.

    Механизм муниципального управления подразделяется на несколько подсистем: организационную, экономическую, финансовую, бюджетную и др. Данные подсистемы между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены, составляя сложную интеграционную совокупность. Регулирование или совершенствование одной из них влечёт изменения в другой или цепную реакцию по всей муниципальной системе. Каждому направлению муниципального управления, определяемого конкретным предметом ведения местного самоуправления, характерен набор функций управления и свой комплект инструментов реализации (перечень их не исчерпан) для решения задач, позволяющие выработать тактическую цель, управленческий алгоритм, выявить необходимое информационное и организационное обеспечение, определить задания для муниципальных служб и условия их реализации.

    Совокупность методов управления получает статус подсистем обеспечения (экономическая, организационная, правовая, социально-психологическая) взаимодействия субъекта и объекта управления, в качестве которых выступают органы местного самоуправления и определённые виды целесообразной деятельности людей на территории муниципального образования.

    К основным методам управления следует отнести и некоторые специфические методы, свойственные только прогрессивным механизмам, например: программно-целевой, способствующий ускоренному развитию социально-экономической системы.

    Формы воздействия на процессы жизнедеятельности населения и функционирования муниципального хозяйства весьма разнообразны и включают: бюджетные, налоговые, законодательные, общественно-политические, ресурсные, рыночные, информационные и другие, а также их разновидности и различные сочетания и комбинации. Метод управления -- это способ достижения целей управления. Методы управления можно рассматривать с точки зрения их содержания, направленности и организационной формы. В соответствии со структурой объекта управления, в качестве которого в сфере муниципального управления выступает муниципальное образование, методы управления по уровню их применения подразделяются следующим образом:

    Методы, которые относятся ко всему муниципальному образованию как системе;

    Методы, относящиеся к подсистемам, выделяемым в рамках муниципального образования (экономическая, социальная, природно-ресурсная и т.д.);

    Методы управляющего воздействия по отношению к отдельному работнику или отдельным группам.

    Применение этих методов, используемых в сфере муниципального управления, помогает решать такие проблемы в муниципальном образовании, как поддержка социально незащищенных групп населения, безработица, решение национальных вопросов и т.д. Отметим, что в практике управления все перечисленные выше методы управления находятся во взаимодействии. Нет плохих или хороших методов муниципального управления. Для каждой ситуации имеют место «свои» методы или свое особое сочетание методов управления.

    2. Экономические методы муниципального управления

    Большую роль в повышении эффективности общественного производства и улучшении благосостояния трудящихся играет система экономического стимулирования. Являясь важнейшим элементом хозрасчета, данная система способствует установлению непосредственной зависимости между уровнем эффективности производства и размером денежных средств, заработанных предприятием для расширения производства, материального поощрения работников, улучшения их социального положения. Система экономического стимулирования отражает хозяйственную самостоятельность предприятий в рамках единого хозяйственного механизма. Одновременно с этим она используется государством для экономического воздействия на работу предприятия и личную материальную заинтересованность его работников. Отсюда вытекает, что система экономического стимулирования выполняет экономические функции двоякого рода. Экономические методы управления -- это комплекс способов и приемов управления, основанных на использовании экономических законов и интересов. Цель этих методов -- создать условия, заинтересовывающие производителя производить необходимые товары и услуги нужного качества и по приемлемой цене. Они призваны обеспечить гармонию и единство экономических интересов предприятий и организаций, всего местного сообщества и конкретного жителя.

    Экономические методы включают в себя планирование, хозрасчет, ценовую политику, бюджетную политику, налоговую политику, инвестиционную политику и муниципальный заказ. Экономические методы управления главной своей задачей ставят материальное стимулирование труда работников. Следует отметить, что до недавнего времени экономические методы управления считались самыми действенными, ведь работник работает для того, чтобы заработать деньги. Но, в последнее время это убеждение подверглось критике, не менее важен для работника и его социальный статус и социальные гарантии. Потребность в экономических методах управления закономерно и существенно возрастает, поскольку в условиях развития частного предпринимательства не всегда возможно и разумно решать с помощью директивного воздействия сложную совокупность задач удовлетворения растущих потребностей населения. Сущность экономических методов -- в воздействии на экономические интересы потребителя и работников с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов, позволяющих создавать эффективный механизм работы. Экономические методы основываются на использовании стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений. Особенности экономических методов управления состоят в том, что они:

    Базируются на некоторых общих правилах поведения, дающих возможность маневрировать ресурсами, тогда как административные характеризуются конкретно-адресными заданиями, ориентированными на достижение целей управляемой системы путем формирования ее четкой структуры, создания условий для подготовки, принятия и реализации решений (хотя некоторые общие правила, касающиеся, например, методики разработки бизнес-планов, режима работы и другие, могут предусматриваться директивными актами);

    Оказывают на производителей и потребителей косвенное воздействие, посредством системы отношений учитывают интересы коллектива и отдельных работников (административные методы по своей природе не способны столь полно и непосредственно ориентироваться на экономические интересы объектов управления);

    Непременно предполагают самостоятельность предприятия на всех уровнях при одновременном возложении на него ответственности за принимаемые решения и их последствия (в отличие от административных методов, предполагающих значительную долю ответственности вышестоящих органов, принимающих решения);

    Побуждают исполнителей к подготовке альтернативных решений и выбору из них наиболее соответствующих интересам коллектива (административные распоряжения большей частью однозначны, требуют обязательного, точного исполнения).

    При умелом использовании экономических методов управляющие органы в условиях рынка легче преодолевают инертность в реализации своих задач, обусловленной отсутствием соответствующей экономической заинтересованности в оперативном удовлетворении меняющихся потребностей. Усиливается самоконтроль, до минимума снижается необходимость в административном контроле, который сосредоточивается, если в том есть потребность, конечных результатах обслуживания населения.

    Чем шире применяются экономические методы, тем большее число вопросов решается непосредственно в основных звеньях управления, ближе к источнику информации. В прошлом в условиях необоснованно широкого применения административных методов нередко на высоких уровнях управления принимались решения, которые по своему содержанию входили в компетенцию нижестоящих звеньев управления. В результате замедлялся процесс принятия решений и не обеспечивалась требуемая оперативность управления, снижались его компетентность и качество. Использование системы экономических методов на государственных и муниципальных предприятиях даст должный эффект только в том случае, если принцип прибыльности ведения хозяйства будет охватывать все звенья организационной структуры управления, образуя замкнутую систему с распределением материальной ответственности между всеми ее звеньями. Фонд материального поощрения используется конкретно на выплату премий и вознаграждений, для оплаты работникам очередных отпусков в части, соответствующей их доле заработной платы. По согласованию с трудовыми коллективами администрация предприятий может передать часть средств фонда предприятиям-смежникам, строительным, научно-исследовательским и технологическим организациям для стимулирования решения сложных технологических проблем, а также ускоренного выполнения работ по техническому перевооружению основных фондов. Кроме того, часть фонда может быть передана в фонд социального развития с целью использования в первоочередном порядке на финансирование строительства объектов социально-культурного назначения. С согласия трудового коллектива средства фонда материального поощрения используются на покрытие перерасхода фонда заработной платы. Неиспользованные остатки средств фонда материального поощрения изъятию не подлежат и используются в следующем году.

    Непрерывные общественные изменения порождают проблему отставания выработанной системы показателей, вынуждают постоянно вносить в нее существенные коррективы. Сами показатели эффективности нередко весьма неоднозначны (что лучше отражает эффективность системы здравоохранения -- число здоровых или больных?) Еще сложнее обстоит дело с выявлением личного вклада отдельного служащего в достигнутые результаты. Последнее ставит во главу угла обеспечение неукоснительного, исчерпывающего, результативного исполнения служащими своих должностных обязанностей, оставляя за экономическим стимулированием роль важного, но вспомогательного, дополнительного средства.

    Широкомасштабное внедрение в организацию муниципальной службы рыночных механизмов, экономических показателей -- не только не способно кардинально решить проблему ее эффективности, но и создает для нее дополнительные угрозы, ведет к коммерциализации государственной службы. Это искажает ее принципы, подрывает ее основы, способно разрушить даже то немногое, что уже сделано и состоялось в России в области создания эффективной и ответственной перед обществом муниципальной службы.

    2.1 Социально-психологические м етоды муниципального управления

    Социальные методы -- это способы воздействия на социальные интересы персонала организаций в целях активизации их деятельности, придания ей творческого и истинно заинтересованного характера. Особенностью этих методов является их общность.

    Социально-психологические методы управления -- это способы воздействия на социальные интересы как населения муниципального образования, так и работников, занятых в сфере муниципального управления.

    Социологические методы управления реализуют закономерности функционирования и развития коллективов и сообщества. К этой группе относятся следующие методы:

    а) методы управления социально-массовыми процессами;

    б) методы управления группами;

    в) методы управления групповыми явлениями и процессами;

    г) методы социального нормирования;

    д) методы ролевых изменений;

    е) методы социального регулирования.

    Психологические методы в управлении предполагают использование не только психологических методов в чистом виде, но всего комплекса психологических знаний, которые в рабочей ситуации подсказывают правильное решение, позволяют понять и оценить происходящее.

    К основным типам психологических методов управления относятся: психологические методы профессионального отбора и обучения, психологические методы организации и гуманизации труда, методы мотивации трудового поведения. В этих методах учитываются темперамент, характер, способности и задатки человека.

    Психологические методы -- это способы регулирования взаимоотношений между людьми с целью формирования благоприятного психологического климата, который является одним из важнейших факторов высокоэффективной деятельности людей.

    Эти способы многочисленны и разнообразны, их эффективность во многом определяется искусством менеджеров объединять персонал и создавать здоровый корпоративный дух. Назначение этих методов связано с формированием условий, при которых личность работника максимально раскрывает и в своей деятельности использует творческий потенциал, активность, энергию для блага муниципального учреждения.

    Как и другие виды методов, психологические способы и приемы воздействия на людей направлены на удовлетворение психологических интересов личности, проявляющихся в потребностях иметь комфортные условия труда, справедливую оценку трудового вклада и его общественное признание, пребывать в группе людей с близкими мировоззренческими взглядами, а также в потребности творческого характера трудовой деятельности.

    Особенностью психологических методов является то, что они не требуют сколько-нибудь значительных материальных затрат, но несмотря на это, их воздействие на людей имеет высокую результативность. Различают следующие группы психологических методов:

    1. методы комплектования малых групп, которые призваны обеспечивать оптимальную численность людей в группе, их психологическую совместимость;

    2. методы установления благоприятных для совместной деятельности взаимоотношений между руководителем и подчиненными;

    3. методы гуманизации труда базируются на объективной потребности людей в определенных требованиях к свойствам среды, в которой протекает трудовая деятельность (Окраска помещений, музыкальное сопровождение и т.д.); муниципальный экономический правовой управление

    4. методы профессионального отбора и соответствующего обучения работников исходя из индивидуальных способностей и их эффективного применения в организации.

    Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления.

    К ним относятся:

    Моральное поощрение,

    Социальное планирование,

    Убеждение,

    Внушение,

    Личный пример,

    Регулирование межличностных и межгрупповых отношений,

    Создание и поддержание морального климата в коллективе.

    Предпосылки успешной активной работы по исполнению заключаются в возможностях исполнителей:

    Знать (информация о целевых установках или мероприятиях, по которым принято решение);

    Сметь (эти установки и мероприятия должны быть «допустимыми» для исполнителей, в том числе не нарушать юридических и этических норм);

    Мочь (исполнители должны иметь средства для выполнения порученного);

    Хотеть (они должны быть мотивированы).

    Прежде всего, следует обеспечить сотрудника

    Возможностями выполнить работу,

    Определить его рамки действий,

    Четко сформулировать цели и задачи,

    Создать окружение, способствующее выполнению задачи (предоставить средства, необходимую информацию, сформировать организацию, использовать стиль управления, основанный на сопричастности исполнителей).

    2. 2 Методы правового регулирова ния государственного управления

    Рассмотрение вопроса о формах управления влечет за собой анализ другого правового явления в управленческой теории и практике - метода осуществления управленческих действий. Под методами осуществления управленческих действий понимаются способы (приемы) воздействия органа исполнительной власти (должностного лица) как субъекта управления на объект управления, который используется для достижения поставленных целей и задач государственного управления.

    К числу традиционных признаков (или характерных черт) методов управления можно отнести следующие:

    1) Методы управления тесно связаны с целевым назначением этого вида государственной деятельности как особого варианта практической реализации единой государственной власти.

    2) Методы управления выражают упорядочивающее воздействие субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты.

    3) Методы управления находят свое непосредственное выражение в связях между субъектами и объектами государственного управления.

    4) Методы управления используются субъектами исполнительной власти в качестве средств реализации закрепленной за ними компетенции.

    5) Метод управления всегда имеет своим адресатом соответствующий объект.

    6) Учитывая многообразие приемов и способов реализации управления, метод управления является определенной возможностью решения управленческих задач, стоящих перед субъектом исполнительной власти.

    7) В методах управления в определенном объеме выражается публичный интерес, управляющая воля государства.

    8) Метод управления всегда непосредственно выражает полномочия юридически-властного характера, исходящие от государства и его исполнительного аппарата.

    9) Для методов управления характерна правовая форма их практического выражения, что проявляется в правовых актах управления.

    10) Выбор конкретных методов управления зависит от особенностей организационно-правового статуса субъектов исполнительной власти и объектов управления. Среди методов управления различают:

    а) методы управляющего воздействия, которые называются также административно-правовыми методами. Они всегда имеют юридически властное значение и выражение;

    б) методы организации работы аппарата управления (имеют частное значение);

    в) методы совершения отдельных управленческих действий (имеют процедурный характер).

    В основе административно-правовых методов в соответствующих вариантах проявляются два универсальных метода воздействия на волю, сознание, поведение людей и их коллективов, а именно - убеждение и принуждение. Убеждение выражается в применении комплекса различных приемов и способов побудительного обеспечения должного поведения в сфере реализации исполнительной власти. Практически убеждение выражается в разнообразных формах поощрения, стимулирования, профилактики, внушения. Принуждение состоит в применении комплекса различных способов и приемов принудительного обеспечения должного поведения. Так, в частности, в случае нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в применении административной или дисциплинарной ответственности либо в иных мер административного или дисциплинарного принуждения.

    Методы управления подразделяются также на административные (прямые) и экономические (косвенные).

    Административные методы воздействуют на сознание, волю и поведение лиц, которым они адресованы. При их реализации не происходит прямого экономического влияния на субъектов права; материально-имущественные последствия их применения либо отсутствуют вообще, либо незначительны.

    Административные методы можно классифицировать по различным основаниям:

    В зависимости от формы выражения административные методы управления могут быть правовыми (содержатся в нормативно-правовых актах и имеют свое правовое содержание) и организационными (характеризуются осуществлением организационно-управленческих действий);

    На основе административно-правовых признаков выделяются нормативные (применяются в целях принятия нормативных правовых актов) и индивидуальные (применяются с целью принятия индивидуального административного акта)

    По степени управляющего воздействия на объекты управления различают императивные, уполномочивающие и поощрительно-рекомендательные методы управления. Императивные методы содержат запреты, прямые административные команды, государственно-властные предписания. Уполномочивающие методы разрешают совершать определенные действия или принимать соответствующие акты управления. Поощрительно-рекомендательные методы содержат поощрения и рекомендации по осуществлению соответствующих действий. Применение экономических методов обеспечивает удовлетворение материальных интересов объектов управления при достижении их должного поведения. Экономические методы воздействуют на объекты управления не прямо, а косвенно, так как их управляющее воздействие достигается путем воздействия на материальные интересы субъектов, то есть опосредованно (материальное поощрение, предоставление различных льгот). В то же время убеждение часто является недостаточным средством воздействия на отдельных лиц, поэтому государство прибегает к административному принуждению.

    Административное принуждение - это метод психического или физического воздействия на сознание и поведение людей, применяемый в сфере государственного управления в целях привлечения виновных лиц к административной ответственности, пресечения и предупреждения административных правонарушений.

    Выдающийся отечественный ученый Ю.М. Козлов выделял следующие особенности административного принуждения:

    а) административное принуждение, как правило, представляет собой внесудебное применение соответствующих принудительных мер;

    б) меры административного принуждения применяются не всеми исполнительными органами (должностными лицами), а лишь теми из них, которые наделены для этого специальными полномочиями;

    в) меры административного принуждения не имеют четких границ, ибо могут применяться только в отношении третьих лиц, то есть не находящихся в прямом подчинении органов (должностных лиц), полномочных применять указанные меры;

    г) меры административного принуждения являются средством обеспечения исполнения требований не всех административно-правовых форм, а только содержащих общеобязательные правила поведения. Так, правила пожарной, экологической безопасности в самом названии выражают ведомственную направленность, но по сути обязательны для всех.

    д) меры административного принуждения используются не только в сфере государственного управления. В этом отношении наглядно проявляется роль мер административного принуждения в сфере действия норм конституционного, трудового, финансового и других отраслей права.

    е) меры административного принуждения имеют различные основания для своего применения;

    ж) применение мер административного принуждения носит оперативный характер;

    з) отношения, возникающие при применении норм административного принуждения, не требуют согласия второй стороны, каковой является лицо, поведение которого вызывает необходимость их применения.

    Меры административного принуждения разнообразны, но все они имеют властно-принудительный характер. По целевому назначению выделяют следующие виды мер административного принуждения:

    Административно-предупредительные меры;

    Административно-пресекательные меры;

    Меры административной ответственности (административно-наказательные меры).

    Административно-предупредительные меры применяются с целью предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления. Наиболее типичными являются следующие административно предупредительные меры:

    1) контроль и надзорные проверки;

    2) досмотр вещей и личный досмотр (таможенный, милицейский);

    3) проверка документов, удостоверяющих личность;

    4) административное задержание;

    5) введение карантина (при эпидемиях и эпизоотиях);

    6) прекращение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности;

    7) освидетельствование медицинского состояния лиц и санитарного состояния предприятий общественного питания;

    8) реквизиция имущества;

    9) закрытие участков государственной границы.

    Административно-пресекательные меры своим назначением имеют прекращение противоправных действий и предотвращение их вредных последствий. Они также разнообразны и применяются различными исполнительными органами и должностными лицами. К их числу, например, относятся:

    1) требования прекратить противоправные действия (например, милиция вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения административных правонарушений, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции);

    2) непосредственное физическое воздействие;

    3) применение специальных средств (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, водометы и т.п.) для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий и учреждении;

    4) административное задержание лица для составления протокола об административном правонарушении;

    5) применение оружия (например, для остановки транспортного средства, если водитель создает реальную опасность здоровью и жизни людей);

    6) принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих;

    7) временное отстранение от работы инфекционных больных;

    8) запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям;

    9) запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности.

    Заключение

    Методы управления -- это способы и приемы управленческой деятельности, с помощью которых объект управления направляется на достижение своих целей.

    Методы муниципального управления основываются на объективных экономических законах, закономерностях социально-экономических систем, должны учитывать достигнутый научно-технический уровень, социальные, правовые и психологические отношения в процессе управления.

    Экономические методы управления -- это комплекс способов и приемов управления, основанных на использовании экономических законов и интересов. Цель этих методов -- создать условия, заинтересовывающие производителя производить необходимые товары и услуги нужного качества и по приемлемой цене. Они призваны обеспечить гармонию и единство экономических интересов предприятий и организаций, всего местного сообщества и конкретного жителя.

    Экономические методы включают в себя планирование, хозрасчет, ценовую политику, бюджетную политику, налоговую политику, инвестиционную политику и муниципальный заказ.

    Административно-распорядительные и правовые методы муниципального управления. Местная администрация осуществляет свои функции двумя методами правовыми и организационными.

    Правовой метод предполагает принятие нормативных правовых актов по вопросам находящимся в компетенции муниципальных исполнительных органов.

    Правовые методы муниципального управления -- это совокупность способов воздействия органов муниципального управления на объект управления посредством правовых норм, правовых отношений и правовых актов в пределах своей компетенции.

    Социально-психологические методы -- это приемы и способы управленческих воздействий на коллективы, и отдельные личности, основанные на использовании закономерностей социологии и психологии с целью повышения их трудовой и творческой активности. По масштабам и способам воздействия их можно разделить на: социологические, направленные на коллективы в процессе их взаимодействия, и психологические, целенаправленно воздействующие на внутренний мир конкретной личности.

    В практику государственного и муниципального управления все больше проникают методы управления, оправдавшие себя на уровне основного производственного звена, прежде всего в частном секторе. Это относится и к формированию временных рабочих групп, и к стратегическому планированию, и к делегированию полномочий, и к маркетингу, и к методам управления корпоративной культурой, и ко многим другим методам и приемам управления. В практику регионального управления внедряются современные информационные технологии, управление развитием региона все в большей мере основывается на управленческих и финансовых нововведениях. Происходит постепенный переход от традиционной административной модели управления, в которой главным было следование инструкциям, к новой модели менеджмента, в которой центральным системообразующим элементом становится ориентация на достижение результата. При этом результатом становится не только высокая эффективность на всех уровнях управления и в целом по региону, но и повышение уровня жизнеобеспечения и жизнедеятельности населения, инфраструктуры.

    Экономические методы управления должны занять и неизбежно займут доминирующее положение. Это необходимо для обеспечения нормальных условий функционирования ассоциаций, союзов, предприятий в новых условиях хозяйствования. Одновременно сокращается число звеньев управления.

    При умелом использовании экономических методов управляющие органы в условиях рынка легче преодолевают инертность в реализации своих задач, обусловленной отсутствием соответствующей экономической заинтересованности в оперативном удовлетворении меняющихся потребностей. Усиливается самоконтроль, до минимума снижается необходимость в административном контроле, который сосредоточивается, если в том есть потребность, конечных результатах обслуживания населения. Таким образом, концептуальные основы эффективного управления развитием региона неразрывно связаны с созданием условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, ее уровень и качество. Главный компонент социально-экономического развития -- это воспроизводство самого человека и создание всей инфраструктуры его жизнеобеспечения и жизнедеятельности.

    В соответствии с задачами в работе были охарактеризовано понятие формы государственного управления, изучены признаки правовой формы управления, рассмотрены виды форм государственного управления, а также рассмотрены методы управленческих действий.

    Можно сделать вывод, что практическое значение форм управления заключается в том, что посредством использования их в управленческой практике осуществляются полномочия государственных органов и органов местного самоуправления, создаются и обеспечиваются порядок управления, права и свободы граждан, законность совершения управленческих процедур, гласность и учет общественного мнения.

    В основе административно-правовых методов проявляются два универсальных метода воздействия на волю, сознание, поведение людей и их коллективов, а именно - убеждение и принуждение.

    Список используемой литературы

    1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. 2013. 10 октября.

    2. Атаманчук Г.В. Система государственного и муниципального управления: Учебник. М.: РАГС, 2012г.

    3. Барциц И.Н. Правовое обеспечение государственной службы Российской Федерации: Учебник. М.: Изд-во РАГС, 2011г.

    3. Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник. М.: Норма, 2004. 874 с.

    4. Гаврилов А. И. Региональная экономика и управление. М.: Наука, 2012. 564 с.

    5. Пылин В. В. Основы и принципы местного самоуправления // Журнал российского права. № 7/8. С. 26 -- 32.

    6. Салов О. Уроки формирования экономической базы местного самоуправления // Федерализм. 2001. № 1. С. 127 -- 148.

    7. Тихомиров Ю. А. Муниципальное право: Учебник. М.: Норма, 2013. 564 с.

    8. Уткин Э.А., Денисов А. Ф. Государственное и муниципальное управление. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «ЭКМОС», 2011 г. 304 с.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Организация аппарата государственного и муниципального управления. Понятие и характеристики, основные виды органов государственного управления и способы их формирования. Политический механизм системы государственного и муниципального управления.

      контрольная работа , добавлен 23.01.2017

      Сущность социального метода муниципального управления. Морально-этические методы государственного управления и их роль в процессе профессионального становления и деятельности государственных служащих. Особенности психологических методов управления.

      курсовая работа , добавлен 09.09.2012

      Понятие и виды методов управления. Экономические методы муниципального управления. Оперативный, тактический и стратегический уровни планирования развития. Хозяйственный расчет как метод, стимулирующий персонал. Ценовая, бюджетная и налоговая политика.

      курсовая работа , добавлен 10.11.2009

      Сущность государственного управления. Методы государственного и муниципального управления. Особенности органичной и догоняющей модернизации, их достоинства и недостатки. Специфика модернизации государственного и муниципального управления в России.

      курсовая работа , добавлен 02.01.2017

      Теоретические основы методов управленческой деятельности. Классификация методов государственного и муниципального управления. Экономические методы муниципального управления в Нижегородской области. Рекомендации по совершенствованию экономических методов.

      курсовая работа , добавлен 28.02.2012

      Теоретические аспекты государственного и муниципального управления. Анализ деятельности органов государственного и муниципального управления в России (IX-XVIII веков). Основные факторы, обусловившие неизбежность реформы центрального управления в России.

      курсовая работа , добавлен 10.11.2014

      Организационная среда государственного и муниципального управления. Прямые и обратные связи. Факторы внутренней среды государственной администрации. Функционально-структурная подсистема государственного управления. Критерии распределения функций ведомств.

      контрольная работа , добавлен 23.01.2017

      Децентрализация государственного управления - фактор развития планирования в структурах местного управления. Особенности и специфика процесса планирования. Роль планирования в управлении, функции и стратегии. Планирование работы муниципального управления.

      реферат , добавлен 21.06.2010

      Определение понятий "система государственного управления" и "местное самоуправление". Важнейшие элементы кадровой политики. Недостаточная квалификация специалистов - как основная проблема в системе государственного и муниципального управления.

      эссе , добавлен 09.11.2010

      Природа и характеристики государственного и муниципального управления. Понятие и особенности публичной власти. Государственная власть. Государственное и муниципальное управление как вид управленческой деятельности. Характеристика принципов их соотношения.