Государственная дума является верхней палатой федерального собрания. Правовой статус парламентария в зарубежных странах. Функции Федерального собрания РФ

Федеральное Собрание (Парламент) - высший представительный законодательный орган государственной власти Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат. Государственная Дума (нижняя палата) представляет интересы всего населения РФ, поэтому Государственная Дума избирается в составе 450 депутатов, которые работают в ней на профессиональной основе. Совет Федерации (верхняя палата) представляет интересы субъектов Российской Федерации. Каждый субъект представлен двумя членами. Совет Федерации не избирается, а формируется. По должности в него входят: глава представительной власти субъекта федерации и глава исполнительной власти субъекта федерации (например, мэр г.Москвы и Председатель Московской городской думы). Совет Федерации на постоянной основе не работает.

Депутатом Государственной Думы может быть гражданин РФ, достигший 21 года, дееспособный, не содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Государственная Дума избирается на 4 года. Срок полномочий Совета Федерации не определен.

Федеральные законы принимает Государственная Дума. Обычные текущие законы Дума принимает простым большинством голосов (50 процентов плюс I голос от общего количества депутатов). Федеральные конституционные законы принимаются квалифицированным большинством - двумя третями голосов депутатов.

Текущая работа Государственной Думы осуществляется в Комитетах и комиссиях, где идет разработка законопроектов.

Обсуждение закона на заседании палаты называется чтением. Чтобы быть принятым закон должен пройти не менее двух чтений.

Помимо законодательной работы Государственная Дума обладает рядом полномочий по назначению должностных лиц. Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ, назначает Председателя Центрального Банка РФ, назначает Уполномоченного по правам человека, Председателя счетной палаты и половину состава ее аудиторов (счетная палата состоит из аудиторов, осуществляющих финансовые проверки расходования статей бюджета).

В Совете Федерации также формируются комитеты и комиссии. Он обладает рядом полномочий по назначению должностных лиц, назначает Генерального Прокурора РФ, Судей Высших федеральных судов РФ, Заместителя Председателя Счетной Палаты и вторую половину ее аудиторов.

Совет Федерации обладает правом законодательной инициативы и правом рассмотрения принятых Государственной Думой законов. При этом ряд законопроектов, касающихся финансов, вопросов войны и мира и т.п. (ст. 106 Конституции РФ), обязателен к рассмотрению в Совете Федерации. По рассмотренным законопроектам верхняя палата обладает также как и Президент правом отлагательного вето, может вернуть законопроект в Государственную Думу.


Вето преодолевается квалифицированным большинством в Государственной Думе или путем создания согласительной комиссии, после чего законопроект вновь голосуется в Совете Федерации. В отношении тех законопроектов, рассмотрение которых право, а не обязанность Совета Федерации, двухнедельное молчание палаты считается согласием, и законопроект направляется на подпись Президенту.

Совет Федерации утверждает Указы Президента РФ о введении на территории РФ либо ее части чрезвычайного или военного положения, а также ратифицирует (утверждает) и денонсирует (отменяет) международные договоры Российской Федерации.

6.3. Правительство Российской Федерации

Согласно Конституции РФ и федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года Правительство России осуществляет исполнительную власть РФ и возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ, Однако, это не исключает решающей роли Президента РФ в сфере исполнительной власти, поскольку решения Правительства РФ могут быть отменены Президентом России, так как именно он формирует Правительство РФ. Тем не менее, основным органом исполнительной власти все же является Правительство России, поскольку это орган общей компетенции, осуществляющий непосредственное оперативное руководство хозяйственной и иными сферами жизни страны.

Правительство РФ - это коллегиальный орган. В него входят Председатель Правительства РФ, его Заместители и федеральные министры. Непосредственно возглавляет и организует работу Правительства РФ его Председатель.

Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента России и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ, оно может уйти в отставку: по инициативе Президента РФ или по собственной инициативе. Освобождение oт должности Председателя Правительства РФ влечет одновременно отставку всего Правительства РФ. Наряду с коллективной отставкой может выйти в отставку и отдельный член Правительства РФ, также либо по своей инициативе, либо по инициативе Президента РФ.

Общие и основные полномочия Правительства РФ определены в ст. 114 Конституции РФ и в ст. 1.3 закона «О Правительстве».

Согласно им Правительство Российской Федерации:

1) организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

2) осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

3) разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

4) обеспечивает в России единую финансовую, кредитную, денежную политику; осуществляет управление федеральной собственностью;

5) разрабатывает федеральные программы и реализует единую политику в сферах экономического развития, здравоохранения, науки, образования, культуры, социального обеспечения и т.д.;

6) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, обороны страны, государственной безопасности;

7) обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;

8) реализует предоставленное ему право законодательной инициативы,

Правительство РФ осуществляет и иные полномочия; конкретные полномочия Правительства РФ в различных сферах перечислены в ст. ст. 14-22 Закона «О Правительстве».

Порядок формирования нижней палаты - Государственной Думы Федерального Собрания РФ - определяется федеральными законами от 18.05.2005 № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права па участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Выборы в Госдуму назначаются Президентом РФ раз в пять лет и осуществляются на пропорциональной избирательной модели относительного большинства, что предполагает:

Деление всей территории РФ на избирательные округа с приблизительно одинаковым числом избирателей в каждом и установление избирательного барьера;

Составление политическими партиями списков кандидатов в депутаты;

Проведение выборов и распределение парламентских мандатов в соответствии с их результатами.

Партии, преодолевшие процентный барьер, получают места пропорционально полученным голосам. Партии, не преодолевшие процентный барьер, не получают мест в парламенте. Те места, на которые могли бы претендовать эти партии, перераспределяются между партиями-победительницами, увеличивая их присутствие в Госдуме. Всего в нижней палате российского парламента 450 мест.

В соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 № 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" верхняя палата российского парламента - Совет Федерации Федерального Собрания РФ - формируется путем пропорционального представительства от каждого субъекта РФ: по одному члену от законодательного и исполнительного органов государственной власти.

Парламент субъекта РФ избирает члена Совета Федерации на срок полномочий этого органа. Представитель от двухпалатного парламента субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока ее полномочий. Представитель от исполнительной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (либо руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта РФ) на срок его полномочий.

Государствоведы приписывают парламенту следующие функции.

1. Всенародное представительство. Хотя парламент зародился как орган аристократического представительства (палата лордов в Великобритании, палата пэров во Франции), в процессе расширения политических прав и свобод человека в состав данного органа стали проникать выходцы из иных, неаристократических сословий. Сегодня парламент служит в первую очередь местом представительства политических предпочтений всех социальных групп населения данного государства (хотя некоторые страны чтут и сохраняют традиции аристократического представительства в парламенте).

2. Обсуждение, принятие и одобрение актов, определяющих основные направления государственной политики.

Большинство важнейших политических мер и правил, прежде чем обретут силу закона, должны быть хотя бы формально обсуждены и одобрены парламентариями. Однако разработка и инициирование законов либо иных политических документов исходит в основном от исполнительной власти, а члены парламента могут даже не обладать правом законодательной инициативы.

3. Бюджетный контроль. Обычно парламенты контролируют решения правительства относительно распределения и расходования бюджетных средств.

4. Рекрутирование политической элиты. Данная функция ярко выражена в парламентских государствах. Например, премьер-министр и члены правительства в Великобритании обязательно проходят довольно длительную "парламентскую школу", поскольку исполнительную власть формируют члены фракций, набравших большее количество голосов в ходе парламентских выборов. В президентских и смешанных республиках функция рекрутирования политических элит ограничивается полномочиями парламентариев в сфере кадровых назначений высших должностных лиц.

5.Политический контроль над государственными элитами. Объектами такого парламентского контроля выступают глава государства и правительство, контрольными механизмами являются соответственно импичмент и вотум недоверия. В демократических странах способы парламентского контроля варьируются в зависимости от формы правления. Так, импичмент используется в президентских системах; вотум недоверия - в парламентских государствах, оба механизма контроля - в смешанных формах правления. В парламентских системах глава исполнительной власти, утративший поддержку парламента, может быть смещен в любое время через вотум недоверия.

6. Артикуляция и агрегация интересов общественности. Общепарламентские дебаты, открытые слушания могут выступать "рабочими площадками" для выражения и четкого оформления интересов и требований отдельных социальных групп (особенно если в парламенте представлено множество партий). Также парламентские прения могут быть источником информирования общественности о политической жизни и выступать тем самым в качестве институтов политической социализации. При выполнении данной функции значимую роль играет даже не реальный вес парламента в политической системе, а его авторитет в глазах общественности.

Статья 94 Конституции РФ определяет статус российского парламента в качестве представительного и законодательного органа власти Российской Федерации.

Как законодательный орган РФ парламент обладает исключительным правом принимать законы - правовые акты высшей (после Конституции РФ) юридической силы. Кроме парламента правом законотворчества не может обладать никто.

В рамках своей исключительной законотворческой компетенции российский парламент обладает самостоятельностью и независимостью, что соответствует принципам народного представительства и разделения власти в правовом демократическом государстве. Вместе с тем в процессе своей законодательной деятельности Федеральное Собрание РФ взаимодействует с другими ветвями власти: Президентом РФ, Правительством РФ, судебной системой.

Это взаимодействие осуществляется в ходе законотворческого процесса, предполагающего следующие обязательные этапы: внесение законопроекта в Госдуму; подготовка законопроекта к рассмотрению; обсуждение законопроекта в Госдуме и принятие палатой соответствующего закона; рассмотрение закона в Совете Федерации и его одобрение; промульгация закона.

Рассмотрим подробнее данный алгоритм.

1. Внесение законопроектов в Госдуму Федерального Собрания РФ (или законодательная инициатива).

В России воспользоваться данным правом могут: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, Госдума, депутаты Госдумы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта РФ. По вопросам своего ведения правом законодательной инициативы обладают: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. Законодательные предложения иных субъектов также могут быть переданы в Госдуму, но палата не обязана их рассматривать, в отличие от материалов, представленных субъектами права законодательной инициативы.

Перечень субъектов права законодательной инициативы в России широк но сравнению с иными государствами. В развитых демократиях правом законодательной инициативы обладают преимущественно органы и должностные лица исполнительной власти, которые, реализуя государственную политику, лучше осведомлены о необходимости и работоспособности законов в той или иной сфере.

При внесении законопроекта в Госдуму предоставляют пакет документов, содержащий: пояснительную записку, текст законопроекта, список федеральных законодательных актов, которые утрачивают юридическую силу либо будут изменены с принятием данного закона; финансово-экономическое обоснование; заключение Правительства РФ на законопроект (если предлагаемый акт затрагивает финансовые аспекты деятельности государства).

2. Подготовка законопроекта к рассмотрению.

На данном этапе Совет Госдумы направляет законопроект в профильный комитет, который и отвечает далее за его судьбу в рамках палаты, и вносит работу над проектом в программу законодательной деятельности палаты. Одновременно законопроект вносится на рассмотрение всем субъектам права законодательной инициативы. Если законопроект касается высших судов РФ или относится к предметам совместного ведения субъектов РФ, то он направляется и в эти органы государственной власти. Результаты рассмотрений законопроекта возвращаются в комиссии для изучения, после чего составляется один законопроект, который и будет вынесен на первое чтение, а также разослан субъектам права законодательной инициативы. Остальные варианты остаются в качестве поправок и дополнений.

3. Обсуждение законопроекта в Госдуме и принятие палатой соответствующего закона.

Федеральные законы принимаются палатой в трех чтениях; для принятия федеральных конституционных законов и законов о поправках к Конституции РФ необходимо четыре чтения.

В первом чтении обсуждается концепция законопроекта, необходимость его принятия, дается оценка соответствия его норм Конституции РФ. Сначала выступает инициатор законопроекта, затем следует содоклад представителя ответственного комитета, далее - вопросы, замечания и предложения парламентариев и всех желающих, приглашенных на обсуждение. По результатам первого чтения Госдума может отвергнуть законопроект, сразу принять его как закон либо (что происходит чаще всего) принять закон в первом чтении и продолжать работу над ним. После первого чтения законопроект рассылается па рассмотрение в законодательные представительные органы субъектов РФ. Если две трети парламентов субъектов РФ отвергнут федеральный закон, он не допускается до второго чтения и создается согласительная комиссия Думы с представителями региональных парламентов.

Во втором чтении обсуждаются вес поправки, рекомендуемые ответственным комитетом к принятию и отклонению закона, затем поправки, по которым комитет не принял решения. Происходит голосование по указанным поправкам, затем выносится на голосование принятие закона во втором чтении. Текст закона вновь рассылается всем заинтересованным в его принятии органам и лицам. В случае если проект не получил большинства голосов, он возвращается в профильный комитет на доработку.

В ходе третьего чтения парламентарии голосуют за законопроект в целом. На этой стадии законотворчества не допускается обсуждение закона, внесение в него поправок. Допустимы лишь редакционные уточнения.

Регламент Госдумы оставляет парламентариям свободу деятельности относительно времени рассмотрения законопроекта. Вот почему некоторые проекты могут обсуждаться в первом, втором и третьем чтениях за один день (такое иногда бывало в российской парламентской практике).

4. Рассмотрение закона в Совете Федерации и его одобрение.

После принятия закона Госдума в обязательном порядке направляет его в Совет Федерации. Верхняя палата парламента может рассматривать либо не рассматривать закон, за исключением тех, которые подлежат обязательному рассмотрению (акты по ратификации международных договоров, финансовым вопросам и т.д.). В случае если Совет Федерации не приступил к рассмотрению закона в течение 14 дней с момента сто получения от Госдумы, такой закон считается одобренным и далее отправляется Президенту для подписания и обнародования.

В случае отклонения закона Советом Федерации Госдума может:

2) принять в прежней редакции закон вторично, но квалифицированным большинством голосов;

3) сформировать согласительную комиссию из парламентариев верхней и нижней палат, чтобы преодолеть разногласия. В случае если по результатам работы согласительной комиссии Госдума принимает поправки Совета Федерации, она голосует за законопроект простым большинством, в противном случае она преодолевает вето Совета Федерации квалифицированным большинством голосов, принимая закон в прежней редакции.

5. Промульгация закона.

Закон, принятый парламентом, направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования текста закона. В течение 14 дней со дня поступления закона Президенту РФ он может его подписать либо мотивированно отклонить (например, по причине нечеткости редакции акта, его противоречия Конституции РФ, своего несогласия с отдельными положениями и др.). Не подлежат президентскому пето только федеральные конституционные законы и законы о поправках Конституции РФ .

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" акты палат Федерального Собрания подлежат официальному опубликованию в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или на "Официальном интернет-портале правовой информации" (pravo.gov.ru).

Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

В случае если Президент РФ воспользовался правом отлагательного вето, дополнительными этапами законотворческой деятельности могут быть:


Похожая информация.


Конституционное право России представляет собой ведущую отрасль национальной системы права Российской Федерации, нормы которой регулируют наиболее важные, принципиальные общественные отношения, связанные с организацией основ конституционного строя нашей страны, взаимоотношениями между государством и личностью, федеративным устройством России, порядком формирования и деятельностью системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Законодательную власть на высшем, федеральном, уровне представляет Федеральное собрание Российской Федерации (парламент). Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю.

Первые парламенты (английский парламент, испанские кортесы) возникли ещё в XII XIII веках.

Однако история современного парламента как общенационального представительного учреждения, отличного от сословных представительных учреждений времён феодализма, начинается с эпохи буржуазных революций, после победы которых парламент становится важнейшим органом государства.

Именно тогда оформился и получил распространение парламентаризм особая система государственного руководства обществом, которая характеризуется разделением труда законодательного и исполнительного при существенной политической и идеологической роли парламента.

Парламент и парламентаризм понятия взаимосвязанные, но не равнозначные.

Парламентаризм не может существовать без парламента. В то же время парламент может существовать без важнейших элементов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К числу этих важнейших элементов парламентаризма относятся прежде всего разделение властей, представительность и законность. Одной из главных функций Федерального Собрания является рассмотрение и принятие законов. Ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и её Конституции компетенцией в сфере законодательства.

Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью.

Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной думой, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом Российской Федерации в отставку.

Согласно ст. 95 Конституции, Федеральное Собрание состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы.

Государственная Дума представляет всё население Российской Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения.

Вместе с тем Совет Федерации государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Российской Федерации, а государству в целом, т.е. всей России.

Принятие бюджета и иные финансовые полномочия, это важное направление законодательной деятельности парламента. Как правило, в компетенцию парламента входит утверждение отчётов правительства об исполнении бюджета. К числу иных финансовых полномочий относятся: налоговые полномочия (установление налогов), принятие решения о внутренних и внешних займах, создание различных внебюджетных фондов и т.п.

Парламент выступает и как своего рода уравновешивающая сила в отношениях конкурирующих политических сил, как арена защиты интересов тех из них которые в сегодняшний ситуации обладают меньшими возможностями воздействия на политическую жизнь страны. 1. Правовой статус и структура парламента Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации статья 94 определяет, что парламент России Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом Российской Федерации. В соответствии со статьёй 95 Конституции Федеральное Собрание состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы, каждая из которых формируется с учётом необходимого представительства. Так, в верхнюю палату парламента Совет Федерации входит по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Этим обеспечивается представительство в Российском парламенте интересов каждого из субъектов Федерации, также обеспечивается реализация интересов и законодательной, и исполнительной ветвей государственной власти этих субъектов. В нижней палате парламента Российской Федерации Государственной Думе представлены интересы политических партий, движений и различных групп населения. Этому способствует реализация права выдвижения кандидатов в депутаты Государственной Думы как по партийным спискам (в федеральном избирательном округе), так и группами избирателей (в одномандатных избирательных округах). Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Сущность Федерального Собрания как законодательного органа России состоит в том, что парламент Российской Федерации обладает правом принимать общеобязательные для исполнения на территории страны правовые акты федеральные конституционные законы и федеральные законы по вопросам своей компетенции. В отличии от ранее действовавших Конституций Российской Федерации, парламент России не именуется в Конституции 1993 г. единственным законодательным органом страны, так - как в условиях реализации принципа разделения властей, правом принимать нормативные акты равной с законами юридической силы обладает Президент России.

Принятые в пределах полномочий главы государства, они также имеют общеобязательный характер на территории России. Кроме того, ряд важнейших законов в соответствии со статьёй 3 Конституции Российской Федерации может быть принят путём референдума. Право Федерального Собрания принимать решения по важнейшим вопросам государственной жизни, отнесённым Конституцией и другими законами Российской Федерации к его ведению, обеспечивается постоянно действующим характером его работы. В соответствии со статьёй 99 Конституции Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. С целью обеспечения своевременного начала работы Российского парламента установлено правило, что вновь избранная Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания.

Однако в случае необходимости Президент России может созвать заседание Государственной Думы и ранее этого срока. Непрерывность в деятельности парламента России достигается тем, что полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются с момента начала работы Государственной Думы нового созыва.

Законодательством урегулирован порядок заседания палат Федерального Собрания.

Согласно Конституции (статья 100) Совет Федерации и государственная Дума заседают раздельно. При этом заседания палат являются обычно открытыми, т.е. свободными для посещения представителями других государственных органов, общественных объединений, а также работников средств массовой информации.

Однако в случаях, предусмотренных специальными нормативными актами о порядке работы каждой палаты (регламентами), их заседания могут быть закрытыми.

Палаты могут собираться совместно лишь в нескольких случаях: для заслушивания посланий Президента России, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. 2. Руководящие органы парламента Российской Федерации. С целью обеспечения необходимой организации работы палат, ведения заседаний и соблюдения внутреннего распорядка депутаты каждой палаты избирают из своего состава соответственно Председателя Совета Федерации и его заместителей, Председателя Государственной Думы и его заместителей. (статья 101 Конституции России) Так, Совет Федерации избирает в руководящие органы палаты Председателя палаты и трёх его заместителей, а Государственная Дума Председателя Государственной Думы, его первого заместителя и заместителей по одному от крупнейших партийных фракций палаты. Кроме того, в соответствии с Регламентом нижней палаты для предварительного рассмотрения организационных вопросов, касающихся распорядка деятельности этой палаты, образуется Совет Государственной Думы. В его состав входят Председатель Государственной Думы, руководители фракций и депутатских групп. С правом совещательного голоса на заседаниях Совета Государственной Думы могут присутствовать заместители Председателя палаты и председатели её комитетов.

Заседания Совета являются открытыми: на них вправе присутствовать депутаты Государственной Думы. Совет Государственной Думы обладает полномочиями по разработке проекта общей программы работы палаты на очередную сессию; составлению календаря рассмотрения вопросов на очередной месяц; созыву внеочередных заседаний палаты по предложению Президента Российской Федерации, либо по требованию депутатского объединения (фракции, группы), поддержанному не менее чем одной пятой голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, или по предложению Правительства России; направлению на рассмотрение в комитеты палаты законопроектов, поступившие в государственную Думу от субъектов права законодательной инициативы; принятию решений о проведении парламентских слушаний, разрешению других вопросов, связанных с организацией работы Государственной Думы. К числу депутатских объединений Государственной Думы относятся фракции и депутатские группы.

Фракция формируется депутатами, избранными в состав палаты от какого-либо избирательного объединения (политической партии, движения и т.п.) и депутатами членами этой политической партии (движения), избранным в неё по одномандатным избирательным округам.

Депутаты Государственной Думы, не вошедшие во фракции, могут образовать депутатские группы (при наличии в них не менее 35 депутатов). 3. Основные полномочия палат Федерального Собрания. К полномочиям Совета Федерации относится: утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации (статья 67 п.3 Конституции); утверждение указа Президента России о введении военного положения, принятого им в соответствии со статьёй 87 Конституции; утверждение указа Президента России о введении им чрезвычайного положения в случаях, указанных в статье 88 Конституции; решение вопроса о возможности использования Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами страны; назначение выборов Президента России как в связи с истечением срока полномочий, так и в случаях их досрочного прекращения; отрешение Президента России от должности в порядке предусмотренном Конституцией (статья 93); назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Это полномочие верхняя палата парламента России осуществляет по представлению Президента (статья 83 п. е Конституции); назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации по представлению Президента России. По всем перечисленным вопросам Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов палаты принимает постановления. При этом постановления Совета Федерации по целому ряду вопросов (утверждению изменения границ между субъектами Российской Федерации, принятии решения о введении военного или чрезвычайного положения и др.) носят нормативный характер.

Организация работы Совета Федерации, его внутренних органов и должностных лиц определяется на основе Конституции Российской Федерации Регламентом этой палаты, а также текущими решениями Совета Федерации.

Основной формой деятельности Совета Федерации являются заседания, которые могут быть открытыми или закрытыми, очередными и внеочередными.

Внеочередные заседания могут созываться председателем Совета Федерации (спикера верхней палаты) по предложению Президента Российской Федерации, Правительства России, одного из субъектов Российской Федерации, какого-либо комитета палаты или по предложению не менее одной пятой от общего количества членов Совета Федерации. В первоочередном порядке на заседании палаты рассматриваются послания и обращения Президента России, поправки к главам 3 8 Конституции; законы, принятые Государственной Думой и подлежащие, в соответствии со статьями 106 и 108 Конституции, обязательному рассмотрению верхней палатой парламента, предложения о пересмотре глав 1,2, и 9 Конституции, предложения о запросах Совета Федерации в Конституционный Суд России.

Решения Совета Федерации принимаются простым большинством голосов (кроме случаев, предусмотренных Конституцией Российской Федерации) открытым или тайным голосованием. При открытом голосовании может использоваться электронная система подсчёта голосов либо без неё: бюллетенями или путём опроса. Для тайного голосования могут использоваться бюллетени или электронная система. 4. Назначение и основные полномочия внутренних органов парламента Российской Федерации. В интересах более тщательной подготовки вопросов на рассмотрение депутатов каждой из палат Российского парламента, принятия обоснованных решений и осуществления контроля за их реализацией, Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты.

Перечень комитетов, их состав и порядок определяется каждой палатой и закрепляется в её Регламенте.

Вследствие того, что Совет Федерации и Государственная Дума в своей повседневной деятельности решают различные задачи, то количество и содержание работы образуемых комиссий не одинаково. В соответствии со своим Регламентом Совет Федерации в обязательном порядке формирует комитеты по: - вопросам Федерации, Федеративному договору и региональной политике; - конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам; - бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию, денежной эмиссии, налоговой политике и таможенному регулированию; - вопросам экономической реформы, собственности и имущественных отношений; - делам Содружества Независимых Государств; - международным делам; - вопросам безопасности и обороны; - социальной политике; - аграрной политике; - вопросам науки, культуры и образования.

Государственная Дума также в обязательном порядке образует следующие комитеты: - по законодательству и судебно-правовой реформе; - по труду и социальной поддержке; - по охране здоровья; - по экологии; - по образованию, культуре и науке; - по делам женщин, семьи и молодёжи; - по бюджету, налогам, банкам и финансам; - по экономической политике; - по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности; - по аграрным вопросам; - по промышленности, строительству, транспорту и энергетике; - по природным ресурсам и природопользованию; - по обороне; - по безопасности; - по международным делам; - по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками; - по делам национальностей; - по делам Федерации и региональной политике; - по вопросам местного самоуправления; - по делам общественных объединений и религиозных организаций; - по организации работы Государственной Думы; - по информационной политике и связи; - по вопросам геополитике. При необходимости Государственная Дума вправе создавать и другие комитеты.

Комитеты Совета Федерации и Государственная Дума образуются на срок полномочий каждой палаты.

Сущность и порядок деятельности каждого комитета определяется содержанием полномочий соответствующей палаты.

Численный и персональный состав комитетов утверждается большинством голосов депутатов палаты. При этом соблюдается следующее правило: комитет Совета Федерации не может состоять менее из 10 депутатов; численность комитета Государственной Думы может устанавливаться в пределах от 12 до 35 депутатов этой палаты. Кроме того, каждая из палат Федерального Собрания Российской Федерации вправе создавать комиссии, деятельность которых может быть ограничена определённым сроком или какой-либо конкретной задачей.

Государственная Дума обычно создаёт из числа депутатов этой палаты следующие комиссии: - мандатную; - для определения результатов тайного голосования; - для проверки данных о событиях или должностных лицах; - для дачи заключения о выдвижении обвинения против Президента России в соответствии со статьёй 93 Конституции Российской Федерации.

Особенностями образования и правового положения мандатной комиссии Государственной Думы является то, что она создаётся на весь срок полномочий этой палаты и имеет статус комитета.

Заседания комитетов Совета Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже, как правило, одного раза в месяц.

Комитеты и комиссии Государственной Думы заседают не реже двух раз в месяц. При необходимости комитеты и комиссии могут проводить совместные заседания. На заседаниях комитетов, комиссий палат Российского парламента рассматривают две группы вопросов: а) связанные с выполнением поручений, даваемых палатой комитету, комиссии; б) влиянием комитета, комиссии на организацию и характер принимаемых палатой решений. К первой группе относится обсуждение на заседании комитета, комиссии переданного ей законопроекта либо иного документа на заключение или доработку. В числе второй группы вопросов внесение комитетом, комиссией предложений по повестке дня заседания палаты; выступление представителей комитета, комиссии на заседании палаты с докладами или содокладами; подготовка и проведение парламентских слушаний.

Решение комитета, комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на их заседании депутатов.

Согласно статье 101 Конституции Российской Федерации каждая из палат Российского парламента вправе проводить парламентские слушания. Такие слушания проводятся по инициативе руководящих органов палат, их комитетов; в Совете Федерации, кроме того, группы членов этой палаты в количестве не менее 10 человек, а в Государственной Думе депутатских объединений.

Организуются слушания комитетами палаты (комиссиями) по вопросам своего ведения. При этом ряд комитетов и комиссий по общим для них вопросам могут совместно организовать парламентские слушания.

Состав участников слушаний определяется их организаторами и включает, как правило, кроме депутатов, представителей заинтересованных министерств и ведомств, общественных объединений, научных организаций и т.п. В соответствии с регламентами палат право участия в парламентских слушаниях принадлежит Президенту Российской Федерации, его полномочным представителям в каждой палате, Председателю и членам Правительства России, членам Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда России, Председателю Счётной палаты, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Парламентские слушания могут быть открытыми и закрытыми. На открытых заседаниях вправе присутствовать представители общественности и работники средств массовой информации (радио, телевидения, газет). В результате парламентских слушаний могут приниматься рекомендации, а в Совете Федерации и заключения по обсуждаемому вопросу.

Материалы открытых парламентских слушаний доводятся до сведения депутатов и их объединений, а также могут быть опубликованы в печати. 5. Осуществление законодательной деятельности парламента Российской Федерации. Свои важнейшие полномочия Российский парламент осуществляет посредством принятия законодательных актов.

Процесс принятия законов складывается из ряда стадий (этапов). Первой из них является стадия реализации права законодательной инициативы. В соответствии со статьёй 104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы (т.е. права внесения в Российский парламент проектов законов) принадлежит Президенту России, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству России, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Министерства, ведомства, политические партии и иные общественные объединения, не обладающие правом законодательной инициативы, могут вносить законопроекты только посредством указанных выше субъектов законодательной инициативы.

Законопроекты вносятся в нижнюю палату парламента Государственную Думу. При этом должно быть соблюдено правило о том, что законопроекты по вопросам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменение финансовых обязательствах государства, а также другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счёт федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства России.

Важнейшими условиями внесения законопроекта в государственную Думу являются: представление текста законопроекта; обоснование необходимости его принятия, включающее развёрнутую характеристику законопроекта, его целей, места в системе действующего законодательства, прогноза социально-экономический и иных последствий его принятия; справки о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования; перечня законов и иных нармативно-правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного законопроекта; представление финансово-экономического обоснования материальных и иных затрат на реализацию законопроекта.

Следующей стадией законодательного процесса является предварительное рассмотрение законопроекта. При поступлении законопроекта Совет Государственной Думы направляет его в комитет палаты, соответствующий профилю представленного проекта, и назначает данный комитет ответственный по законопроекту. Если законопроект направляется в несколько комитетов, Совет Государственной Думы определяет из числа этих комитетов один ответственный по законопроекту.

Законопроекты по вопросам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов направляются каждому из субъектов России для предложений и замечаний по существу законопроектов.

Третья стадия законодательного процесса включает в себя сложную процедуру рассмотрения законопроекта в Государственной Думе. В палате сложилась и нашла своё закрепление в Регламенте практика рассмотрения проектов законодательных актов в три чтения.

Первое чтение проводится в палате при поступлении законопроекта и сводится в основном к обсуждению депутатами вопроса о целесообразности принятия закона по данному вопросу. Само обсуждение начинается с доклада представителя субъекта права законодательной инициативы, затем с содокладом выступает представитель ответственного комитета (комиссии) Государственной Думы. В ходе первого чтения могут быть заслушаны замечания и предложения по законопроекту фракций и депутатских групп, отдельных депутатов Государственной Думы, представителей Президента России и Правительства Российской Федерации в парламенте, а также других лиц, в том числе и специалистов, приглашенных для участия в обсуждении законопроекта. В результате обсуждения Государственная Дума вправе принять одно из следующих решений: - одобрить законопроект и предложить работу над ним с учётом высказанных замечаний и предложений; - отклонить законопроект; - принять закон в окончательной редакции; - направлять законопроект на всенародное обсуждение в соответствии с Федеральным конституционным законом О референдуме Российской Федерации. Каждое решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Если палатой принято решение продолжать работу над законопроектом, то Государственная Дума обычно устанавливает срок подачи поправок к законопроекту и определяет время внесения его на следующее, второе чтение.

Правом внесения поправок обладают все указанные выше субъекты законодательной инициативы.

Изучением и обобщением поступающих поправок занимается ответственный комитет Государственной Думы, который направляет законопроект с учтенными в нём поправками инициатору законопроекта для рассмотрения его во втором чтении.

Одновременно законопроект направляется и депутатам Государственной Думы.

Второе чтение начинается с доклада представителя ответственного комитета Государственной Думы. Он сообщает депутатам результаты рассмотрения законопроекта в комитете, о работе с поступившими поправками. Затем выступают представитель инициатора законопроекта, а при необходимости, представители Президента России и Правительства Российской Федерации в парламенте страны. В прениях по законопроекту могут участвовать и депутаты Государственной Думы. При этом основное внимание уделяется рассмотрению поправок, включенных ответственным комитетов Государственной Думы в текст законопроекта. При одобрении поправок на голосование ставится вопрос о принятии законопроекта во втором чтении и подготовке его к последнему, третьему, чтению. Если законопроект не был принят за основу, то на голосование может быть поставлен вопрос о продолжении обсуждения или даже об отклонении законопроекта.

Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет Государственной Думы для окончательной доработки его текста.

Большую помощь депутатам на этом этапе оказывают сотрудники Правового управления аппарата Государственной Думы. По завершении такой работы законопроект в течении семи дней представляется в Совет Государственной Думы для рассмотрения его палатой в третьем чтении. Суть третьего чтения состоит в принятии закона. Это четвёртая стадия законодательного процесса. С учётом того, что Конституция предусматривает принятие федеральных законов (по вопросам, указанным в ст.ст.3, 25, 37, 41, 49, 50 и др.

Конституции России), а также федеральных конституционных законов (ст.ст.56, 65, 66, 70, 118, 128 Конституции России), порядок их принятия в соответствии с Основным законом Российской Федерации и Регламентом палаты существенно отличаются.

Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третьей депутатов Государственной Думы.

Принятые Государственной Думой законы в течении пяти дней передаются на рассмотрение верхней палаты парламента Совета Федерации.

Следующая, стадия рассмотрение и одобрение принятого закона Советом Федерации.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты.

Следует отметить, что принятый нижней палатой парламента закон не является неизвестным для Совета Федерации. Дело в том, что после первого чтения законопроект дорабатывается не только в комитетах и комиссиях Государственной Думы, но и передаётся для рассмотрения в соответствующие комитеты и комиссии Совета Федерации. В соответствии со статьёй 105 Конституции Российской Федерации федеральный закон считается принятым также и в том случае, если в течение 14 дней Совет Федерации не приступил к его рассмотрению.

Однако обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам (статья 106 Конституции Российской Федерации): а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; д) статуса и защиты государственной границы России; е) войны и мира. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации, обе палаты парламента могут создать согласительную комиссию из числа своих членов для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Несколько иной порядок предусмотрен Конституцией Российской Федерации (статья 108) и Регламентом Совета Федерации для одобрения федеральных конституционных законов. Они считаются принятыми, если одобрены большинством не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Завершающей стадией законодательного процесса является подписание Президентом России закона и его обнародование.

Принятый обеими палатами парламента Российской Федерации федеральный конституционный закон подлежит подписанию Президентом России в течение 14 дней и обнародованию.

Порядок обнародования нормативных актов парламента России установлен Федеральным законом О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания от 25 мая 1994 года. В соответствии с этим законом федеральные конституционные и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней со дня их подписания Президентом России.

Официальным опубликованием признаётся первая публикация полного текста законов в Российской газете или бюллетене Собрание законодательства Российской Федерации. Федеральные законы могут быть также быть опубликованы в иных печатных изданиях, обнародованы по телевидению и радио. Это прежде всего касается федеральных законов, затрагивающих права,свободы и обязанности человека и гражданина.

Федеральные законы вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования. Этот срок не применяется лишь тогда, когда в самом федеральном законе установлен другой срок введения его в действие.

Федеральное Собрание вправе вносить поправки к главам 3-8 Основного Закона России в соответствии со статьёй 136 Конституции Российской Федерации. При этом парламент России действует в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона с той лишь разницей, что поправки к Конституции вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее двух третей субъектов Российской Федерации.

Заключение. В нашем обществе существует определённое недоверие к представительным органам государственной власти вообще и к парламенту в частности. Такое недоверие является следствием той политической борьбы, которая предшествовала принятию действующей Конституции Российской Федерации. В обществе имеются силы, которые не прочь отказаться от парламента как важнейшего демократического института или превратить его в послушную, не играющую самостоятельной роли ассамблею.

Однако такие устремления наталкиваются на ряд противодействующих факторов.

Многие представители политических кругов страны отдают себе отчёт в том, что полная дискредитация парламента может сильно подорвать складывающиеся политико-идеологические устои российской демократии. Если с точки зрения политической значимости парламент сегодня обесценен в глазах значительной части населения страны, то этого нельзя сказать о его идеологической роли.

Существен и тот факт, что в демократических странах парламент является своеобразным олицетворением политических традиций, важным показателем национальной политической культуры. В придании определенной политической эффективности парламенту заинтересованы и те политические силы, которые не представлены в правительстве и для которых парламент служит ареной, где они могут отстаивать свои интересы.

Вследствие взаимодействия всех этих факторов развитие российского парламентаризма идёт сложным, во многом противоречивым путём.

Список использованной литературы. 1. Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания / Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А. М.: Издательский Дом ИНФРА-М, 2001. 128 с. 2. Конституционное право: Учебник / Б.Н. Габричидзе, А.Н. Ким-Кимэн, А.Г. Чернявский. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.- 472 с. 3. Казанчев Ю.Д. Конституционное право Российской Федерации.

Инструкция

Страны, где парламент имеет одноименное название, Молдавия, Италия, Греция, Канада, Армения, Новая Зеландия, Великобритания и другие. В соответствии с конституцией, в некоторых государствах установлено собственное название парламента.

Риксдаг – парламент в Швеции. Избирается раз в четыре года и состоит из одной палаты. Важнейшая задача Риксдага – тщательное наблюдение за работой правительства и исполнение законов. Тальман – это председатель Риксдага. Он ведет заседания и обязан занимать нейтральную позицию по отношению к различным политическим .

В Финляндии парламент называется Эдускунта. На его могут присутствовать все желающие. Финский парламент состоит из одной палаты и избирается раз в четыре года. Любой гражданин Финляндии, которому уже исполнилось 18 лет, может быть избран в парламент и иметь право голоса.

Российский парламент состоит из двух палат и называется Федеральное собрание. Совет Федераций – высшая палата, а Государственная Дума – нижняя палата. Выборы в Государственную Думу проходят раз в пять лет. Обе палаты заседают отдельно друг от друга. В США Конгресс состоит из Сената и Палаты представителей. Каждый штат имеет в Сенате двух сенаторов, независимо от населения. Раз в два года примерно одна треть Сената . Выборы в Палату представителей также происходят раз в два года.

В Германии парламент называется Бундестаг и состоит из одной палаты. Депутаты Бундестага избираются сроком на четыре года. Распустить Бундестаг может только в экстренных случаях президент ФРГ. В Туркмении парламент - Меджлис, состоит из 125 депутатов, которых избирают на пятилетний срок по одномандатным .

В Израиле парламент называется Кнессет и является органом власти. Число депутатов – 120. Они избираются по партийным спискам. В Израиле очень низкий процентный – всего 2%, поэтому в Кнессете практически всегда представлено не менее 10 партий. В Монголии Великий Народный Хурал состоит из 76 депутатов, которых избирают сроком на четыре года. Баллотироваться в Хурал могут только граждане, старше 25 лет.

На Украине парламент – Верховная Рада, состоит из 450 депутатов. Это единственный государственный орган в этой стране, который наделен законодательной властью. В Верховной Раде происходит формирование и контроль над Кабинетом министров страны.

Народное собрание – так называется парламент в Болгарии. Состоит он из 240 депутатов, которых избирают на всеобщем голосовании сроком на четыре года. В случае войны или другого положения, полномочия депутатов продлеваются до окончания этих непредвиденных обстоятельств.

В Польше, Литве и Латвии парламент страны называется Сейм. В Швейцарии Объединенное Федеральное из двух палат. Парламент этой страны устроен таким образом, что обе палаты уравновешивают друг друга и являются равноправными. Они проводят заседания отдельно друг от друга и обе контролируют работу правительства.

Парламент Сербии – Скупщина, состоит из 250 депутатов и является однопалатным. Депутаты избираются путем народного голосования сроком на четыре года. В Эстонии парламент называется Рийгикогу. В нем избирают главу государства и осуществляют контроль над деятельностью правительства.

В Японии единственным органом законодательной власти является парламент – Коккай, который состоит их двух палат. Верхняя палата – Палата советников Японии, нижняя – Палата представителей. Обе палаты избираются путем параллельного всеобщего голосования. Коккай избирает премьер–министра Японии.

В Хорватии парламент – Сабор, состоит из 100–160 депутатов, а определенное число мандатов зарезервировано за этническими меньшинствами страны и хорватской диаспорой. В Таджикистане парламент называется Маджлиси Оли и состоит из двух палат – Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон.

В Сирии парламент состоит из 250 депутатов и называется Народный совет, или Меджлис аш-Шааб. В стране сохраняется однопартийная система, поэтому 167 мест в Народном совете гарантировано принадлежат представителям правящей партии Баас.

Видео по теме

Источники:

  • Названия парламента в разных странах мира

Парламент - это высший законодательный орган страны, в функции которого входит принятие новых законов и приведение уже действующих в соответствие с сегодняшними условиями. При этом в России, как и во многих других странах, работают две палаты парламента - нижняя и верхняя.

Парламент представляет собой законодательную , которая наряду с исполнительной и судебной служит основой правовой системы государства. При этом в мире существует два основных варианта парламентов: однопалатные и двухпалатные.

Однопалатный парламент

С точки зрения организации процесса законотворчества, однопалатный парламент представляет собой более простую модель: в этом случае он состоит из одного , называемого палатой, в функции которого входит разработка и принятие законопроектов. Таким образом, весь объем законодательной власти оказывается сосредоточенным в руках одного органа. Такой вариант действия парламентской системы обыкновенно бывает характерным для небольших государств. Например, в настоящее время однопалатные парламенты действуют в Армении, Азербайджане, Финляндии, Эстонии и других странах.

Двухпалатный парламент

Двухпалатный парламент представляет собой более сложную политическую организацию, смысл которой заключается во взаимодействии палат. В этом случае одну из них принято именовать нижней, а другую верхней. С содержательной точки зрения можно сказать, что наиболее сложная и ответственная задача обыкновенно возлагается именно на нижнюю палату: ее члены должны инициировать и разрабатывать законопроекты, которые они затем представляют для согласования и одобрения верхней палатой.

В Российской Федерации действует именно двухпалатная система формирования парламента. Так, нижняя палата, на которую возложен основной объем законотворческой деятельности, носит название Государственной Думы, а верхняя, осуществляющая своего рода контроль за деятельностью Думы, называется Советом Федерации. При этом именно такие наименования фигурируют при этих структур в нормативно-правовых актах Российской Федерации, тогда как понятия «верхняя палата» и «нижняя палата» отражают соотношение данных структур с общемировой практикой формирования парламентов.

Различие между нижней и верхней палатой парламента в России заключается не только в их функциях, но и в других параметрах, в частности, способах формирования. Так, Государственная Дума призвана реализовывать в своей законотворческой деятельности волю всего российского народа, поэтому она формируется в процессе общенациональных выборов. В свою очередь, Совет Федерации должен представлять интересы регионов России, то есть ее субъектов Федерации, поэтому он формируется из числа согласованных кандидатур представителей каждого из них.

Видео по теме

Источники:

Разделение парламента на две палаты практикуется в государствах с высокоразвитой политической системой. В Российской Федерации тоже действуют две палаты парламента, каждая из которых имеет свое особое название и назначение.

Двухпалатный парламент представляет собой высший законодательный орган государства, отвечающий за инициирование, разработку и принятие законопроектов, а также за внесение изменений и дополнений в уже действующие нормативно-правовые акты в случае возникновения необходимости.

Верхняя палата парламента в РФ

В Российской Федерации, как и во многих развитых государствах, действуют одновременно две палаты парламента, которые принято называть нижней и верхней. В соответствии с этими условными наименованиями производится и разделение функций этих органов власти. Так, нижняя палата преимущественно занимается инициированием и разработкой законопроектов, а верхняя - их согласованием и утверждением. Заседания верхней палаты российского парламенты обыкновенно проводятся не реже двух раз в месяц, однако при необходимости могут собираться и чаще.

Верхняя палата в Российской Федерации носит название Совета Федерации. При этом различие между Советом Федерации и нижней палатой парламента не исчерпывается разницей в их функциях. Помимо этого, они отличаются между собой также способом формирования. Как следует из его названия, Совет Федерации призван предоставить субъектам Федерации возможность представления своих интересов. Такая возможность достигается посредством включения в состав Совета Федерации двух представителей от каждого региона России.

Таким образом, общее число членов этой структуры составляет 170 человек, поскольку число субъектов Российской Федерации на сегодняшний день достигло 85. В связи с характером его состава Совет Федерации иногда неофициально именуют Палатой регионов, однако во всех нормативно-правовых актах, действующих на территории нашей страны, применяется официальное наименование этого органа.

Нижняя палата парламента в РФ

Нижняя палата парламента Российской Федерации, основной функцией которой является разработка законопроектов и их представление на суд Совета Федерации, носит название Государственной Думы, которое достаточно часто сокращают до варианта «Госдума». Помимо своих функций, она отличается от Совета Федерации способом своего формирования.

Поскольку Государственная Дума призвана представлять интересы всех граждан страны, ее формирование осуществляется посредством общенациональных выборов, которые проводятся один раз в 5 лет. В общей сложности членами нижней палаты парламента в результате выборов становятся 450 депутатов. При этом, согласно положениям действующего законодательства, один и тот же человек не может одновременно входить в состав Государственной Думы и Совета Федерации.

Источники:

  • Двухпалатная система парламента

Другая конституционная характеристика Федерального Собрания состоит в том, что оно является законодательным органом РФ. Такая функция означает, что Федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, т. е. правовые акты высшей юридической силы, и не может быть никакого другого органа государственной власти, который бы обладал аналогичным правом. В этом состоит всесилие парламента, т. е. возможность в пределах своей компетенции решающим образом влиять на внутреннюю и внешнюю политику государства путем принятия законов.

Самостоятельность и независимость законодательной власти также вырастают из принципов суверенитета народа и разделения властей. Эта власть образуется на основе прямого волеизъявления народа, а потому в процессе своей деятельности законодательный орган не зависит от Президента и судебной власти, хотя и тесно с ними взаимодействует. Такая взаимная сбалансированность полномочий помогает поддерживать конституционный правопорядок и реально обеспечивает Федеральному Собранию его высокий конституционно-правовой статус.

Правовые акты Федерального Собрания

Перечисление вопросов ведения каждой из палат Федерального Собрания в ст. 102 и 103 Конституции РФ завершается единообразным указанием на то, что по вопросам ведения каждая палата принимает постановлениябольшинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией РФ.

Совет Федерации принимает постановления как по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ, так и по вопросам организации своей внутренней деятельности. По общеполитическим и социально-экономическим вопросам Совет Федерации может выступать с заявлениями, обращениями, принимаемыми втом же порядке, что и постановления палаты.

Постановления Совета Федерации часто посвящены актуальным вопросам жизни страны, в них отмечается недостаточно активная работа Правительства РФ, содержатся обращения к Государственной Думе с призывом принять необходимые законодательные акты и т. д. Обычными являются формулировки «предложить Правительству», «рекомендовать Президенту», «рекомендовать Центральному банку» и т. п. Постановления, следовательно, не содержат обязательных указаний для главы государства и исполнительной власти. Естественно поэтому, что Президент и Правительство прислушиваются к пожеланиям палаты, когда эти пожелания носят деловой характер, и вправе игнорировать те из них, которые носят характер политических выпадов или вмешательства в прерогативы исполнительной власти.

Проекты правовых актов, вносимых на рассмотрение Совета Федерации, проходят юридическую и лингвистическую экспертизы в соответствующих структурных подразделениях Аппарата Совета Федерации и визируются их должностными лицами. Правовые акты, принятые Советом Федерации, оформляются с учетом принятых палатой поправок, визируются комитетом, комиссией Совета Федерации, ответственными за рассмотрение данного правового акта, а также соответствующими должностными лицами и в течение 96 часов с момента принятия направляются для представления на подпись Председателю Совета Федерации, регистрации и рассылки.

Регламент Государственной Думы предусматривает, что палата принимает постановления по следующим вопросам, отнесенным к ее ведению:

    • об одобрении проекта закона о поправках к Конституции РФ и принятии федерального закона;
    • о даче согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
    • о доверии и недоверии Правительству РФ;
    • о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ,Уполномоченного по правам человека,Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
    • об объявлении ;
    • о выдвижении обвинения против Президента РФ;
    • о запросе и направлении представителей в Конституционный Суд РФ;
    • о парламентском запросе;
    • по другим вопросам своей компетенции.

Государственная Дума вправе также принимать заявления иобращения, которые оформляются постановлением палаты. Заявления и обращения Думы весьма многообразны и принимаются гораздо чаще, чем Советом Федерации, и в гораздо более острой политической форме. Это особенно характерно для обращений к Президенту РФ по вопросам внутриполитического и социально-экономического положения в стране. Однако так же, как заявления и обращения Совета Федерации, заявления и обращения Государственной Думы, оказывая определенное влияние на исполнительную власть, не могут в то же время содержать каких-либо норм, обязательных для Президента и Правительства, а потому имеют только морально-политическое значение. Более значимыми являются заявления Государственной Думы по международным вопросам. Эти заявления, дающие оценку различным внешнеполитическим акциям зарубежных государств, приобретают определенный международный резонанс.