Порядок проведения сертификации продукции и услуг. Порядок проведения сертификации продукции

КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
(Госстандарт России)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении "Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации"

(с изменениями на 11 июля 2002 года)

Не применяется с 13 мая 2017 года на основании
приказа Минпромторга России от 5 апреля 2017 года N 1037
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 года N 15 (Российские вести, N 147, 08.08.96);
(Российская газета, N 149-150, 13.08.2002).
____________________________________________________________________


В целях развития работ по сертификации продукции в Российской Федерации с учетом международной практики и отечественного опыта и в соответствии с Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" Госстандарт России

постановляет:

1. Утвердить "Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации".

2. Управлению технической политики в области сертификации (М.А.Ушакову) и Управлению нормативных актов и правовой работы (А.А.Самохвалову) направить "Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации" на регистрацию в Минюст России.

Председатель Госстандарта России

С.Ф.Безверхий

Зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации
5 апреля 1995 года.
Регистрационный N 826

Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации

Настоящий документ применяется при обязательной сертификации продукции, включая импортируемую. Он может быть применен при добровольной сертификации продукции. Федеральный орган исполнительной власти* в пределах своей компетенции может разработать порядок сертификации однородной продукции, учитывающий особенности ее производства, испытаний, поставок и эксплуатации.
________________
* В ранее принятых документах - государственный орган управления.

Общие требования к порядку сертификации соответствуют Руководствам Международной организации по стандартизации и Международной электротехнической комиссии (Руководства ИСО/МЭК 7, 16, 27, 28, 40, 44).

Основные термины и определения приведены в "Правилах по проведению сертификации в Российской Федерации" , утвержденных постановлением Госстандарта России от 16 февраля 1994 года N 3 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 21 марта 1994 года, регистрационный N 521).

1. Общие положения

1.1. Сертификацию продукции проводят органы по сертификации*
________________
* По продукции, которая подлежит сертификации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, сертификация может быть проведена Федеральным органом исполнительной власти, на который законодательными актами Российской Федерации возлагается проведение работ по обязательной сертификации однородной продукции (как правило, при отсутствии соответствующего органа по сертификации).

1.2. Номенклатуру товаров, подлежащих обязательной сертификации, определяет Госстандарт России или другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

1.3. При сертификации проверяются характеристики (показатели) продукции и используются методы испытаний, позволяющие:

Провести идентификацию продукции, в том числе проверить принадлежность к классификационной группировке, соответствие технической документации*, происхождение, принадлежность к данной партии и др.;
________________
* По показателям назначения и другим основным характеристикам продукции.

Полно и достоверно подтвердить соответствие продукции требованиям, направленным на обеспечение ее безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, окружающей среды, установленных во всех нормативных документах для этой продукции*, а также другим требованиям, которые на основе законодательных актов должны проверяться при обязательной сертификации, при обычных условиях ее использования, хранения и транспортирования.
________________
* К нормативными документам, используемым при обязательной сертификации, относятся Законы Российской Федерации, государственные стандарты (в том числе признанные в Российской Федерации межгосударственные и международные стандарты), санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, нормы по безопасности, а также другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к продукции.

Состав других проверяемых показателей определяется исходя из целей сертификации конкретной продукции.

1.4. Схемы (способы, формы - далее схемы), применяемые при обязательной сертификации, определяются Госстандартом России, другими федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции, на которые законодательными актами Российской Федерации возлагаются организация и проведение работ по обязательной сертификации. При этом учитываются особенности производства, испытаний, поставки и использования конкретной продукции, требуемый уровень доказательности, возможные затраты заявителя. Схемы должны быть указаны в документе, устанавливающем порядок проведения сертификации однородной продукции.

При выборе схемы сертификации следует использовать схемы, обеспечивающие необходимую доказательность сертификации, в том числе, принятые в зарубежной и международной практике. Рекомендуемые схемы сертификации, применяемые при проведении сертификации в Российской Федерации, приведены в приложении.

Схему добровольной сертификации определяет заявитель и предлагает ее органу по сертификации.

2. Требования к нормативным документам на сертифицируемую продукцию

2.1. В нормативных документах, на соответствие которым проводится сертификация, должны быть установлены характеристики (показатели) продукции и методы испытаний, позволяющие обеспечить полное и достоверное подтверждение соответствия продукции этим требованиям и ее идентификацию в соответствии с п.1.3 настоящего Порядка.

Предпочтительно, чтобы все требования (показатели, характеристики) и методы испытаний для конкретного вида продукции содержались в одном нормативном документе.

2.2. Положения нормативных документов должны быть сформулированы четко, обеспечивая их точное и единообразное толкование. Размерность и количественные значения характеристик должны быть заданы таким образом, чтобы имелась возможность для их воспроизводимого определения с заданной или известной точностью при испытаниях.

2.3. Требования нормативных документов к маркировке должны обеспечить идентификацию продукции, а также содержать указания об условиях применения, месте и способе нанесения знака соответствия. Маркировка продукции должна осуществляться на русском языке.

2.4. При сертификации продукции следует применять официальные издания нормативных документов (пункт дополнительно включен с 19 августа 1996 года постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 года N 15).

3. Проведение сертификации

3.1. Сертификация продукции включает:

подачу заявки на сертификацию;

принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы;

отбор, идентификацию образцов и их испытания;

оценку производства (если это предусмотрено схемой сертификации);

анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия (далее - сертификат);

выдачу сертификата (абзац в редакции, введенной в действие с 24 августа 2002 года постановлением Госстандарта России от 11 июля 2002 года N 60 ;

осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (если это предусмотрено схемой сертификации);

корректирующие мероприятия при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия;

информацию о результатах сертификации.

3.2. Подача заявки на сертификацию и принятие решения по заявке

3.2.1. Для проведения сертификации продукции заявитель направляет заявку в соответствующий орган по сертификации.

При отсутствии у заявителя информации о таком органе и порядке сертификации интересующей его продукции, он может получить ее в территориальном органе Госстандарта России или в Госстандарте России.

3.2.2. При наличии нескольких органов по сертификации данной продукции заявитель вправе направить заявку в любой из них.

3.2.3. При отсутствии на момент подачи заявки органа по сертификации заявка направляется в Госстандарт России или в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий работы по сертификации в пределах своей компетенции.

3.2.4. Орган по сертификации рассматривает заявку и не позднее одного месяца после ее получения* сообщает заявителю решение. Решение по заявке содержит все основные условия сертификации, основывающиеся на установленном порядке сертификации данной однородной продукции, в том числе указывается схема сертификации, перечень необходимых технических документов, перечень аккредитованных испытательных лабораторий (центров)**, которые могут проводить испытания продукции и перечень органов, которые могут провести сертификацию производства или системы качества (если это предусмотрено схемой сертификации). Выбор конкретной испытательной лаборатории, органа для сертификации производства или системы качества осуществляет заявитель.
________________
* Конкретные сроки рассмотрения заявки могут быть указаны в документе, устанавливающем порядок сертификации однородной продукции.

3.3. Отбор, идентификация образцов и их испытания

3.3.1. Испытания проводятся на образцах, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как у продукции, поставляемой потребителю (заказчику).

Количество образцов, порядок их отбора, правила идентификации (в соответствии с п.1.3 настоящего Порядка) и хранения устанавливаются в соответствии с нормативными и организационнометодическими документами по сертификации данной продукции и методиками испытаний.

Заявитель представляет необходимую техническую документацию к образцу (образцам), состав и содержание которой устанавливается в порядке сертификации однородной продукции.
Если денежные средства были списаны, но текст оплаченного документа предоставлен не был, обратитесь к нам за помощью: [email protected]

Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные
средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

Произошла ошибка

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

Правила по проведению сертификации устанавливают общие рекомендации, которые применяются при организации и проведении работ по обязательной и добровольной сертификации. Эти правила распространяются на все объекты сертификации российского и зарубежного происхождения, а также могут служить основой для организации систем сертификации однородной продукции.

Для обеспечения возможности признания российских сертификатов и знаков соответствия за рубежом правила и рекомендации составлены в соответствии с действующими международными нормами и правилами, изложенными в руководствах ИСО/МЭК, международных стандартах ИСО, европейских стандартах, документах других международных и региональных организаций, осуществляющих сертификацию.

Правила включают положения, касающиеся участников сертификации, проведения работ в области сертификации, систем сертификации однородной продукции.

Порядок проведения сертификации в России установлен Постановлением Госстандарта РФ в 1994 г. по отношению к обязательной сертификации (в том числе и импортируемой продукции), но может применяться и при добровольной сертификации. Для систем сертификации однородной продукции с учетом ее особенностей допускается разработка соответствующего порядка.

Порядок разъясняет, какие характеристики продукции проверяются, по каким критериям выбираются схемы сертификации, каким требованиям должны отвечать нормативные документы на сертифицируемую продукцию, в какой последовательности осуществляются соответствующие процедуры сертификации и в чем их сущность.

Порядок проведения сертификации устанавливает последовательность действий, составляющих совокупную процедуру сертификации. (Слайд 12, 13)

а) Подача заявки на сертификацию. Заявитель направляет заявку в соответствующий орган по сертификации, а при его отсутствии - в Госстандарт РФ или другой федеральный орган управления.

б) Отбор, идентификация образцов и их испытания. Образцы для испытаний отбирает, как правило, испытательная лаборатория или другая организация по ее поручению. В отдельных случаях этим занимается орган по сертификации. Образцы, прошедшие испытания, хранятся в течение срока, предусмотренного правилами системы сертификации конкретной продукции. Протоколы испытаний представляются заявителю и в орган по сертификации, их хранение соответствует сроку действия сертификата.

в) Оценка производства. В зависимости от выбранной схемы сертификации проводятся анализ состояния производства, сертификация производства либо сертификация системы управления качеством. Метод оценки производства указывается в сертификате соответствия продукции.

г) Выдача сертификата соответствия. Протоколы испытаний, результаты оценки производства, другие документы о соответствии продукции, поступившие в орган по сертификации, подвергаются анализу для окончательного заключения о соответствии продукции заданным требованиям.

По результатам оценки составляется заключение эксперта. Это главный документ, на основании которого орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия.

д) Применение знака соответствия. Изготовитель получает право маркировки сертифицированной продукции знаком соответствия, получив лицензию от органа по сертификации. Обычно в каждой системе принят свой знак.

е) Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией проводится, если это предусмотрено схемой сертификации, в течение всего срока действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия (не реже одного раза в год). Форма контроля - периодические и внеплановые проверки с испытанием образцов для доказательства того, что производимая продукция продолжает соответствовать требованиям, подтвержденным сертификацией.

ж) Корректирующие мероприятия назначаются в случаях нарушения соответствия продукции установленным требованиям и правил применения знака соответствия.

Мероприятия назначает орган по сертификации, который приостанавливает действие сертификата и лицензии на использование знака соответствия, о чем информируются заинтересованные участники сертификации. Далее орган устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий и контролирует их проведение изготовителем. Изготовитель в такой ситуации обязан уведомить потребителей и все заинтересованные организации об опасности пользования продукцией.

В Российской Федерации еще в 1994 году был законодательно закреплен порядок проведения сертификации продукции. Эта процедура представляет собой исследование выпущенных товаров на предмет их соответствия утвержденным государственным стандартам.

Продукции может быть основана на добровольном начале, то есть по инициативе самого или же проводится в обязательном порядке. Последняя должна осуществляться с регулярной периодичностью. Контролирующую функцию выполняет специализированный орган Госстандарт (в масштабе страны) либо федеральный (на уровне Помимо этого, данные органы полностью разрабатывают порядок в котором можно выделить отдельные этапы:

  • В первую очередь экономический субъект должен обратиться в уполномоченную государственную службу, где следует подать заявку. Специалист рассматривает ее в порядке очереди, а затем выдает заключение, указывающее основные инстанции, которые необходимо пройти испытуемому.
  • Лаборатории самостоятельно осуществляют идентификацию и выбор образцов. В некоторых случаях испытательная организация дает такое право третьему лицу или даже Далее каждый образец тщательно анализируется и помещается в хранилище, где и находится в течение времени, установленного правилами системы. После заполнения протокола, то есть документа, отражающего результаты испытаний, один экземпляр отправляют хозяйствующему субъекту, а второй - соответственной службе, уполномоченной выдавать лицензии.
  • Порядок проведения сертификации продукции предполагает обязательную оценку производства. Предприятие подвергается тщательному сравнительному анализу его финансового состояния либо сертифицируется система, отвечающая за управление качеством. Эта информация также включается в заключительный отчет.
  • И последняя стадия предполагает сбор всех полученных сведений, их сопоставление и составление заключения. Данный документ является официальным и отправляется в орган сертификации. Таким образом, он является основанием, помогающим принять окончательное решение. Кроме того, заключение считается неким обеспечением, доказывающим правоту органов по сертификации.

Сертификат продукции выдается только при наличии положительного решения. Он должен содержать четкое обоснование, а также для признания подлинности документа требуется В случае отрицательного решения также выдается официальное заключение, которое в обязательном порядке включает причины, полноценно объясняющие целесообразность отказа.

Предприятие, успешно прошедшее сертификацию, может смело отражать это на своем товаре. Обычно компании маркируют каждый продукт особым знаком, свидетельствующим о его соответствии высшим стандартам качества. Не стоит забывать и о последующем контроле. Порядок проведения сертификации продукции в некоторых системах предполагает наличие специализированной инспекции, которая обязана минимум один раз в год проводить проверку юридических лиц на предмет наличия лицензий с действующим сроком. Последующий контроль позволяет государственным органам убедиться в том, что выпускаемая продукция по-прежнему изготавливается в рамках утвержденной технологии и в соответствии с государственным стандартом качества.

Такие проверки можно условно разделить на внеплановые и периодические, срок проведения которых устанавливается законодательными нормами. Члены инспекции осуществляют и заносят ее в акт, а затем отправляют его в орган по сертификации.

Процедура сертификации направлена на подтверждение соответствия объекта сертификации предъявляемым к нему нормам и требованиям.

В результате проведения лабораторных исследований и испытаний, составляется акт о соответствии или несоответствия объекта исследования необходимым требованиям стандарта или технических условий. В случае соответствия объекта сертификации на основании акта выдается сертификат соответствия исследуемого объекта требуемым параметрам качества.

Сертификация выполняется как в добровольном порядке, так на добровольной основе. В процедуре сертификации участвует три стороны.

Первая сторона – изготовитель или продавец продукции Вторая сторона – покупатель или потребитель продукции.

Третья сторона – независимый от первой и второй стороны орган.

Объектами сертификации являются: товары народного потребления, услуги, процессы, рабочие места, персонал системы качества и пр.

В условиях рыночной экономики производитель борется за конкурентоспособность своей продукции. В погоне за быстрой прибылью недобросовестные изготовители предлагают товар, способный нанести вред здоровью человека и окружающей среде.

Государство в лице законодательной власти устанавливает юридическую, административную и гражданскую ответственность за ввод в обращение недоброкачественной продукции, а также определяет основные обязательные требования характеристик продукции в целом и отдельным ее параметрам.

Основными задачами сертификации продукции, в том числе и импортной, являются следующие.

1. Обеспечение доверия потребителя качеству товаров и услуг.

2. Облегчение потребителю выбора необходимых товаров и услуг.

3. Предоставление потребителю достоверной информации о качестве товаров и услуг.

4. Обеспечение защиты в конкуренции с несертифициро-ванными товарами и услугами.

5. Предотвращение доступа некачественной импортной продукции.

6. Влияние на развитие научно-технического процесса.

7. Содействие росту организаторско-технического процесса.

Все работы по проведению сертификации осуществляются системой сертификации, возглавляемой Госстандартом РФ на основании Закона РФ «О сертификации продукции и услуг».

Особая роль в работе по сертификации отводится деятельности по разработке систем качества предприятий и систем охраны окружающей среды в соответствии с международными стандартами серии ИСО 9000 и ИСО 14 000.

Сертификация товаров и услуг осуществляется на международном, государственном (национальном) и региональном уровнях.

2. Условия сертификации

При проведении процедуры сертификации необходимо выполнять следующие условия.

1. Работы по проведению сертификации выполняются на основе законодательной базы (Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», Закон РФ «О защите прав потребителей» и других нормативных актах).

2. В проведении работ по сертификации участвуют предприятия, организации, учреждения; форма собственности организаций значения не имеет.

3. Гармонизация рекомендаций и правил по проведению сертификации с международными правилами, нормами и рекомендациями. Гармонизация обеспечивает признание знаков соответствия и сертификатов за пределами России и взаимодействие с национальными, региональными и международными системами сертификации других стран.

4. Открытость информации: при проведении сертификации необходимо обеспечить информирование всех участвующих в процедуре сторон – изготовителя или производителя, потребителя, предприятия, общественных организаций и других юридических и физических лиц, заинтересованных в результате сертификации.

5. Закрытость информации: при проведении сертификации необходимо обеспечить конфиденциальность информации, являющейся коммерческой тайной.

3. Правила и порядок проведения сертификации

Правила и порядок проведения сертификации

1. Заявителем подается заявка в соответствующий орган по проведению процедуры сертификации. Информация о данном органе предоставляется территориальным органом Госстандарта или в Госстандарте.

2. Орган по проведению сертификации принимает на рассмотрение заявку, выносит решение, включающее все необходимые основные условия сертификации, в том числе материальные затраты, перечень прошедших аккредитацию испытательных лабораторий, получивших аттестат на право проведения испытаний, и список организаций, имеющих разрешение на проведение сертификации систем качества или производства.

3. Заявителем выбирается испытательная лаборатория или орган по проведению сертификации систем качества или производства из перечня, предложенного органом по проведению сертификации, с органом по проведению сертификации заключается договор о проведении сертификации.

4. Испытательная лаборатория или орган по проведению работ по сертификации выполняет процедуру отбора необходимых образцов для проведения испытаний.

5. Орган по проведению сертификации системы качества или производства или комиссия органа по проведению сертификации проводит анализ реального состояния производства или системы качества и оформляет заключение в орган по проведению сертификации.

6. Заявитель и орган по проведению сертификации получают протокол испытаний, составленный на основании проведенных исследований испытательной лабораторией.

7. Орган по проведению сертификации, проведя анализ протокола испытаний, заключения о реальном состоянии производства и других данных о соответствии данной продукции нормативным требованиям, на соответствие которым исследуется продукция, приходит к решению о выдаче сертификата соответствия или отказе в выдаче сертификата соответствия. На основании полученного сертификата соответствия выдается лицензия, дающая право использования знака соответствия.

8. Орган по проведению сертификации должным образом оформляет и регистрирует сертификат соответствия и вручает его заявителю одновременно с лицензией на использование знака соответствия.

9. Продукция, подлежащая обязательной сертификации, маркируется изготовителем знаком соответствия согласно требованиям документа «Правила применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции».

10. Контроль за прошедшей сертификацию продукцией осуществляется согласно выбранному при разработке необходимой схемы сертификации порядку органом по проведению сертификации.

Таблица 2

Этапы процесса сертификации продукции

4. Развитие сертификации

Одной из первых стран, учредивших знак соответствия, является Германия. Именно в ней в 1920 г. Институтом стандартов был учрежден знак соответствия стандартом DIN, зарегистрированный в ФРГ на основании Закона «О защите торговых знаков». В этот же период в Германии начинает развиваться и действовать система сертификации VDE (Немецкая электротехническая ассоциация).

В Великобритании процедурами проведения сертификации занимаются несколько национальных систем. Самой значительной системой является Британский институт стандартов. Продукция, сертифицированная в этой системе, удостаивается специального знака «бумажный змей», удостоверяющего в соответствии британским национальным стандартам.

Продукция, прошедшая сертификацию во Франции использует знак NF. Данный знак был разработан национальной системой сертификации. Организацией и руководством национальной системой сертификации занимается французская ассоциация по стандартизации (AFNOR). Наличие на продукции знака указывает на то, что данная продукция полностью соответствует требованиям стандартов, действующих на территории Франции. Продукция, не имеющая знака NF, не пользуется потребительским спросом. В связи с этим во Франции для получения знака NF более 75 % продукции, выпускаемые французскими фирмами, проходят процедуру добровольной сертификации.

В декабре 1989 г. Советом ЕС был принят документ «Глобальная концепция по сертификации и испытаниям», основной задачей которой является обеспечение сертификации и аккредитации по единой европейской норме и формирования у потребителя доверительного отношения к европейскому товару.

В 1979 г. ЦК КПСС и Совет министров СССР принимает постановление «Об улучшении планирования и усилению воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работ».

В 1986 г. «Временное положение о сертификации продукции машиностроения в СССР. РД 50598–86» устанавливает основные требования и правила по сертификации машиностроительной продукции.

В 1992 г. вводится в действие Закон Российской Федерации «О защите прав потребителя», являющийся базой сертификации продукции и услуг ГОСТ.

В 1993 г. принимается Федеральный закон «О сертификации продукции и услуг», действующий до принятия в 2002 г Федерального закона «О техническом регулировании».

Понятие «сертификация» было определено и включено в Руководство ИСО (ИСО/МЭК 2) «Общие термины и определения в сфере стандартизации, аккредитации и сертификации испытательных лабораторий».

Комитетом по сертификации (СЕРТИКО) международной организации (ИСО) по стандартизации в 1982 г. понятие «сертификация» определяется действием, подтверждающим установленным сертификатом или законом соответствия о том, что продукция или услуга отвечает требованиям, определенным стандартам или другим нормативным документам

5. Понятие качества продукции

Качество продукции или услуг – это определенный перечень показателей свойств продукции или услуги, благодаря которым они способны удовлетворять необходимые потребности потребителя при их использовании и эксплуатации, включая уничтожение и утилизацию.

В наше время такие понятия, как рентабельность, эффективность, производительность, цена, прибыль тесно связаны с показателями качества выпускаемой продукции. Качество становится объектом планирования на всех уровнях государства. В связи с этим возникает необходимость в численном выражении измерения и оценки качества продукции.

Квалиметрия от лат. «квали» – «какой» и др. – гр. «метрео» – «мерить, измерять». Развитие квалиметрии происходит по двум основным направлениям.

1. Прикладная квалиметрия – осуществляет разработку методик по оценке качества.

2. Теоретическая квалиметрия рассматривает опросы методологии и оценивания качества объекта.

Основными целями квалиметрии являются: 1) создание методов определения численных значений показателей качества, обработка данных и определение требований, обеспечивающих точность вычислений;

2) создание перечня методов определения наиболее оптимальных значений показателей качества продукции;

3) обоснование выбранного перечня показателей качества продукции при разработке способов повышения качества и запланированной стандартизации;

4) определение единых методов оценки уровня качества продукции для возможности сопоставления результатов;

5) определение единых методов оценки отдельных свойств продукции.

Для определения качества продукции используют три независимых друг от друга понятия.

1. Качество продукции – свойства продукции, определяющие ее способность удовлетворять потребности, связанные с назначением продукции.

2. Главное (единичное) качество продукции – определяет одно, первостепенное свойство продукции и определяет потребительную стоимость.

3. Интегральное качество продукции – определяется совокупностью всех свойств (экономических, эстетических и функциональных) продукции.

Методы определения показателей качества продукции следующие.

1. Измерительный метод – данные о продукции получают путем использования технических средств измерений. С помощью данного метода определяют физические параметры (скорость, масса, геометрические размеры и т. д.).

2. Расчетный метод – основан на обработке информации, полученной путем теоретических и эмпирических зависимостей, и служит для определения мощности, массы, производительности и т. д.

3. Органолептический метод – основан на восприятии органов чувств человека (зрение, слух, осязание, обоняние) и выражается в баллах. С помощью данного метода определяют показатели качества парфюмерной, табачной, кондитерской и других видов продукции.

4. Традиционный метод – проводится компетентными специалистами в лабораториях, на испытательных стендах и т. д.

5. Экспертный метод – проводится специалистами – экспертами (дизайнерами, товароведами, дегустаторами и т. д.).

6. Социологический метод – непосредственное использование продукции потребителем и сбор информации о качест ве продукции путем анкетирования, выставок, конференций и т. д.

Номенклатура показателей качества продукции.

1. Показатели назначения – характеризуют свойства продукции, определяющие функции, для которых она предназначена.

При определении показателей назначения учитывают:

1) цель выполняемой оценки;

2) условия эксплуатации или применения продукции;

3) назначение продукции.

В группу показателей назначения входят подгруппы:

1) показатели структуры и состава – химический состав, структура, комплектующие изделия;

2) классификационные показатели – зависят от специфики продукции;

3) показатели технического совершенства – отражают актуальность принятого при создании продукции технического решения.

2. Показатели надежности определяют свойства продукции сохранять заданные параметры качества в процессе эксплуатации, ремонта, транспортирования и т. д.

К показателям надежности относятся:

1) сохраняемость – свойство сохранять заданные параметры качества в процессе хранения и транспортирования;

2) ремонтопригодность – свойство продукции к обнаружению, предупреждению и устранению отказов и повреждений;

3) безотказность – свойство продукции сохранять работоспособность в определенном промежутке времени;

4) долговечность – показатели, определяющие ресурс или срок службы продукции.

3. Показатели технологичности характеризуют эффективность принятых при производстве и эксплуатации продукции конструктивно-технологических решений.

Основные показатели технологичности – себестоимость, трудоемкость, материалоемкость.

Относительные показатели технологичности – коэффициент использования материала.

4. Показатели стандартизации и унификации обусловлены уровнем использования в изделии стандартных узлов и деталей, а также степенью их унификации.

Показатели стандартизации и унификации выражаются:

1) коэффициентом применяемости;

2) коэффициентом повторяемости;

3) коэффициентом унификации.

5. Показатели транспортабельности – свойство продукции сохранять показатели качества в процессе перемещения, не связанного с эксплуатацией.

Прямые показатели транспортабельности – затраты на подготовку к транспортированию, транспортирование и подготовка к эксплуатации после транспортирования.

6. Эргономические показатели характеризуют степень взаимодействия человека с изделием.

Эргономические показатели включают:

1) антропометрические – соответствие размерам тела человека;

2) гигиенические – уровень шума, освещенность, токсичность и т. д.;

3) физиологические – соответствие физическим возможностям человека;

4) психофизиологические – учитывают возможности органов чувств человека;

5) психологические – учитывают особенности нервной системы человека.

7. Эстетические показатели характеризуют композицию, форму и рациональность продукции.

8. Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту новых технологий.

К патентно-правовым показателям относятся:

1) показатель патентной защиты указывает на использование в изделии, произведенном в нашей стране, изобретений, признанных в России и за ее пределами;

2) показатель патентной чистоты указывает на возможность реализации изделий в России и за рубежом.

9. Показатели однородности характеризуют неизменность параметров продукции при серийном изготовлении.

10. Показатели устойчивости – способность продукции сохранять свои свойства при взаимодействии в процессе эксплуатации с вредной средой.

11. Экологические показатели определяют уровень вредных воздействий на окружающую среду и человека, возникающий в момент эксплуатации продукции.

12. Показатели безопасности определяют в процессе эксплуатации для обслуживающего персонала.

13. Экономические показатели определяют затраты на разработку, производство и эксплуатацию продукции.

6. Защита прав потребителя

Защита потребителя от недоброкачественной продукции осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг». В соответствии с действующим законодательством за нарушение правил обязательной сертификации ответственность несут:

1) физические лица;

2) юридические лица;

3) органы федеральной исполнительной власти. Ответственность за нарушение закона может быть:

1) уголовной;

2) административной;

3) гражданско-правовой.

7. Система сертификации. Схема сертификации

Система обязательной сертификации ГОСТР, созданная и управляемая Госстандартом России, включает в себя:

1) системы сертификации однородных видов продукции (товаров легкой промышленности, пищевой продукции и продовольственного сырья, посуды, игрушек и т. д.);

2) системы сертификации однородных видов услуг (услуг гостиниц, услуг общественного питания, услуг образования, медицинских услуг и т. д.).

Система добровольной сертификации состоит из более 100 систем добровольной сертификации:

1) система сертификации экологического производства (Эко Нива);

2) система стоимостной оценки автотранспорта (СЕРТО-ЦАТ);

3) система сертификации санаторно-оздоровительных услуг (ЦСЦР) и др.

В данное время на территории России предпочтение отдается обязательной сертификации, за рубежом – добровольной.

Определенное сочетание, необходимое при проведении процедуры сертификации инспекционных и контрольных действий, составляет схему сертификации. В каждом процессе сертификации продукции или услуги принимается определенная схема проведения сертификации, учитывающая особенности продукции, организации ее производства, экономических показателей и т. д.

ИСО осуществило обобщение опыта применения схем сертификации.

Наряду со схемами сертификации, используемыми и принятыми зарубежными и международными организациями в документе «Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации», предлагается еще несколько схем. Всего в данном документе содержится 16 различных схем проведения сертификации, которые определяются как рекомендуемые.

Основной задачей при выборе схемы проведения сертификации является обеспечение необходимой доказательности сертификации.

8. Обязательная сертификация. Добровольная сертификация

Обязательная сертификация – процедура подтверждения аккредитованным органом по проведению сертификации на соответствие продукции установленным обязательным требованиям, является формой контроля государства и безопасности продукции и услуг.

Обязательная сертификация осуществляется в случаях, обозначенных в законодательных актах РФ:

1) законах РФ;

2) нормативных актах Правительства РФ.

Согласно ст. 7 Закона «О защите прав потребителей» перечень товаров (работ и услуг) утверждается Правительством РФ и подлежит обязательной сертификации.

С учетом этих перечней Госстандартом России разработано и введено в действие Постановление «Номенклатура продукции и услуг (работ), подлежащих, согласно законодательным актам Российской Федерации, обязательной сертификации».

Перечень включает в себя классы Общероссийского классификатора с двухрядным кодом (ОК 005–93–ОКП – по продукции, ОК 002–93–ОКУН – по услугам) и содержит объек

ты, подлежащие обязательной сертификации на данный момент, и объекты, обязательная сертификация которых помечена в перспективе.

Номенклатура содержит виды продукции и услуг с шестиразрядным кодом и состоит из объектов, подлежащих обязательной сертификации на данный момент.

При проведении обязательной сертификации подтверждают установленные законом по обязательной сертификации обязательные требования к продукции или услуге.

В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» при проведении обязательной сертификации необходимо подтверждать безопасность товаров, работ или услуг.

Сертификат соответствия и знак соответствия, выданные на основании проведения процедуры обязательной сертификации, действительны на территории всей РФ.

Проведением и организацией работ по обязательной сертификации занимается специальный уполномоченный орган федеральной исполнительной власти в сфере сертификации товаров, работ и услуг – Госстандарт России.

Процедуру проведения обязательной сертификации отдельных видов товаров, работ и услуг осуществляют другие федеральные органы.

Участниками обязательной сертификации являются:

1) изготовитель продукции и исполнитель услуг (первая сторона);

2) заказчик и продавец (могут быть и первой и второй стороной);

3) организации, имеющие полномочия на проведение сертификации товаров, работ и услуг (третья сторона).

Добровольная сертификация – процедура, осуществляемая

согласно Закону РФ «О сертификации продукции и услуг» по инициативе заявителя для подтверждения на предмет соответствия продукции или услуги требуемым нормам стандартов, правил, технических условий, рецептур и других нормативных документов, представленных заявителем.

Условием для проведения процедуры добровольной сертификации служит подписанный между органом по проведению сертификации и заявителем договор. Добровольная сертификация не заменяет обязательную сертификацию товаров, работ и услуг. Тем не менее товары, работы и услуги, прошедшие обязательную сертификацию, могут быть проверены на соответствие дополнительных требований при помощи добровольной сертификации.

9. Органы по сертификации

Орган по сертификации (ОС) осуществляет следующие действия:

1) сертификацию товаров, работ и услуг; выдачу сертификатов и лицензий на применение знаков соответствия;

2) проведение инспекционного контроля за сертифицированными товарами, работами и услугами;

3) осуществляет приостановку или отмену действия выданных им на товары, работы и услуги сертификатов;

4) обеспечивает заявителя необходимой информацией;

5) несет ответственность за соблюдение правил сертификации товаров, работ и услуг; правильность выдачи сертификатов соответствия.

Испытательные лаборатории (ИЛ), прошедшие аккредитацию, выполняют функции:

1) испытание конкретной продукции;

2) проведение конкретных видов испытаний;

3) выдача протоколов испытаний, необходимых для сертификации;

4) отвечает за достоверность результатов и соответствие требований сертификационных испытаний.

Орган по проведению сертификации, получивший аккредитацию как испытательная лаборатория – называется сертификационным центром.

Для координации и организации работ в системах сертификации однородных видов продукции или услуг созданы центральные органы систем сертификации (ЦОС).

ЦОС являются:

1) ВНИИ сертификации (осуществляет добровольную сертификацию в Системе сертификации ГОСТ Р);

2) Технический центр Регистра систем качества (осуществляет добровольную и обязательную сертификацию и входит в структуру Госстандарта России) и др. Обязанностями ЦОС являются:

1) координация и организация работы в возглавляемой системе сертификации;

2) определение правил процедур;

3) рассмотрение апелляции заявителя на действия ИЛ или ОС.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по сертификации Госстандарт, выполняет обязанности:

1) формирование и реализация политики государства в области сертификации;

3) осуществление государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия, действующих на территории Российской Федерации;

4) публикация официальной информации о действующих на территории Российской Федерации системах сертификации и знаках соответствия;

5) представление информации в международные организации по сертификации;

6) разработка предложений о присоединении к международным системам сертификации;

7) заключение соглашений с международными организациями об обоюдном признании результатов сертификации;

8) представление Российской Федерации в международных организациях по вопросам сертификации;

9) осуществление межотраслевой координации в области сертификации.

Эксперт главный участник работ по проведению сертификации, имеющий аттестат на право выполнения одного или нескольких видов работ в области сертификации товаров, работ или услуг.

В работах по проведению сертификации принимают участие федеральные органы исполнительной власти. Координация и работа этих органов осуществляется при участии Госстандарта.

Координация осуществляется на основании соглашений, в которых оговариваются выбор систем сертификаций объектов сертификаций, органа по аккредитации и пр.

На основании соглашения федеральный орган имеет право: 1) выполнять сертификацию вне системы ГОСТ Р по собственным правилам с оформлением и выдачей сертификата и знака соответствия;

2) состоять в системе ГОСТ Р и выполнять работы в соответствии с правилами системы.

10. Подтверждение соответствия. Формы подтверждения соответствия

Подтверждениями соответствия являются:

1. Сертификация продукции – процедура, направленная на подтверждение соответствия, благодаря которой орган или лицо (третья сторона), независимая от изготовителя, продавца или исполнителя (первой стороны) и потребителя или покупателя (второй стороны), удостоверяет в письменной форме о соответствии продукции установленным нормативным требованиям.

2. Декларация продукции – уведомление изготовителем, продавцом или исполнителем в письменном виде о соответствии предлагаемой им продукции или услуги необходимым нормативным требованиям.

Перечень продукции, соответствие которых может подтверждаться декларацией, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации.

Декларация о соответствии обладает такой же юридической силой, как и сертификат. Вся ответственность за качество продукции возлагается на предъявителя декларации (изготовителя, продавца, исполнителя).

Формы подтверждения соответствия

1. Сертификат соответствия официальный документ, выданный по определенным правилам системы по проведению процедуры сертификации, обеспечивающий подтверждение сертифицированной продукции на соответствие установленным нормативным требованиям.

2. Декларация о соответствии – документ, в котором непосредственно изготовителем, продавцом или исполнителем удостоверяется, что предлагаемая им продукция или услуга полностью соответствует требуемым нормам и правилам.

3. Знак соответствия – знак, зарегистрированный в строго установленном порядке, определенном в данной системе сертификации и подтверждающим полное соответствие маркированной знаком продукции установленным нормативным требованиям.

11. Аккредитация органов по сертификации

Функции органа по проведению сертификации выполняет Госстандарт России. В пределах компетенции данного органа производится разработка процедур, правил и порядка проведения аккредитации. Вырабатываются необходимые требования к документам, экспертам и объектам аккредитации, а также осуществляется взаимодействие с органами по проведению аккредитации международного уровня.

Аккредитация так же, как и сертификация, проводится в регулируемых и нерегулируемых законодательством областях.

К регулируемой законодательством области относится аккредитация испытательных лабораторий и органов по проведению сертификации, обеспечивающих выполнение обязательной сертификации. Это обусловливается требованиями законодательства по обеспечению безопасности продукции и услуг для человека и окружающей среды.

К нерегулируемой законодательством области относится координация работы испытательных лабораторий и органов по проведению сертификации, обеспечивающих выполнение добровольной сертификации.

Советом по аккредитации осуществляется рассмотрение и решение вопросов в следующих направлениях:

1) определение параметров общих технических требований в процессах выполнения работ по аккредитации;

2) изучение и исследование передовых технологий в данной области;

3) решение экономических вопросов;

4) организация согласованной работы органов, осуществляющих аккредитацию;

5) тесное сотрудничество с международными органами по проведению аккредитации;

6) системное подведение итогов и анализ деятельности органов по проведению аккредитации;

7) составление реестра объектов, прошедших аккредитацию и экспертов по проведению процедуры аккредитации Орган по проведению аккредитации осуществляет руководство системой по аккредитации согласно установленным стандартом РФ ГОСТ Р 51000.2–95 требованиям, учитывающим общеевропейские требования стандарта ЕК45003. Для получения права проведения работ по аккредитации орган должен иметь необходимый юридический статус; стабильное финансирование; налаженную организационную схему, обеспечивающую профессиональную компетентность, абсолютную независимость и непредвзятость при проведении работ по аккредитации; помещения и современное техническое оснащение; высококвалифицированных специалистов и сотрудников; требуемую нормативно-техническую литературу на критерии и осуществляемые процессы аккредитации; разработанную систему, обеспечивающую качество выполнения работ по аккредитации.

На данный момент работы по проведению аккредитации органов и испытательных лабораторий в России осуществляют следующие структуры.

1. Подразделения Госстандарта – для проведения работ по обязательной сертификации.

2. Центральные органы систем сертификации – для проведения работ по добровольной сертификации.

Исполнительная дирекция органа состоит из руководителя, экспертов-аудиторов, бухгалтерии, секретариата и выполняет все необходимые задачи, связанные с проведением и организацией работ по осуществлению аккредитации.

Управляющий совет состоит из сотрудников министерств, профсоюзных организаций, ведомств, предприятий и других подразделений, заинтересованных и организующих работу в данном процессе по выполнению аккредитации.

Наблюдательный совет состоит из представителей учредительных организаций и осуществляет контроль за работой по проведению аккредитации.

Апелляционная комиссия принимает на рассмотрение жалобы от заявителей по вопросам проведения работ по аккредитации.

Ответственность за систему обеспечения качества осуществляет работник организации или независимое лицо, приглашенное со стороны и имеющее соответствующие навыки и квалификацию.

Комиссия по аккредитации осуществляет утверждение актов экспертизы по выполненной аккредитации и решает вопрос о выдаче или отказе в выдаче аттестата аккредитации.

Секторные комитеты состоят из специалистов организаций разных профилей и специалистов, нанимаемых для помощи в разработке процедур и правил аккредитации.

Процедура подачи заявки на проведение аккредитации включает в себя определенные этапы:

1) получение полной информации о возможности проведения работ по аккредитации, правилах проведения и требованиях данной испытательной лаборатории или органа по проведению сертификации;

2) рассмотрение и предварительное обсуждение вопросов по проведению аккредитации между заявителем и исполнителем на основании представленных материалов;

3) оформление заявки на проведение работ по аккредитации, в которой в обязательном порядке указывают, в какой области проводится аккредитация, продукция или услуга, виды и типы испытаний, форма и сроки оплаты;

4) официальная регистрация поданной заявки на проведение работ по аккредитации;

5) оформление должным образом анализа о данных, содержащихся в заявке и приложения к данной заявке, содержащего юридический статус организации, выполняющей работы по сертификации, информацию о площадях, наличии квалифицированных кадров, нормативной документации, оборудования, а также оформленную должным образом анкету с данными о готовности к прохождению аккредитации и решения вопроса по обеспечению качества;

6) заключение двустороннего договора, в котором заявитель и исполнитель оговаривают обязанности и права обеих сторон.

Процедура проведения экспертизы состоит из:

1) утверждения экспертов для проведения работ по аккредитации, согласованных с заявителем. Руководителем экспертизы назначается штатный сотрудник, а техническими консультантами – сотрудники, приглашенные на основании субподрядного договора;

2) распределения главным экспертом между членами сформированной экспертной комиссии определенных обязанностей по проведению аккредитации;

3) проведения анализа организации, осуществляющей аккредитацию;

4) организации и проведении в органе, осуществляющем аккредитацию, или испытательной лаборатории экспертизы по специальным и общим вопросам;

5) составления и оформления отчета по проведенной экспертизе членами сформированной экспертной комиссии. Процедура принятия решения по проведенной аккредитации состоит из следующего.

1. Руководитель органа по проведению аккредитации и представители секторных комитетов, входящие в состав сформированной экспертной комиссии, проводят проверку отчета по результатам проведенной экспертизы и принимают решение об отклонении или утверждении решения комиссии, осуществляющей экспертизу.

2. При положительном решении комиссии выдается аттестат аккредитации с указанием области сертификации или испытаний и сроком действия аттестата.

3. Включение аккредитованного органа по проведению сертификации или испытательной лаборатории в реестр.

Процедура проведения инспекционного контроля осуществляется органом по проведению аккредитации и заключается в контроле за выполнением нормативных требований выполнения работ по аккредитации на всем протяжении срока действия аттестатов.

Контроль проводится один раз в год на основании подписанного договора и оплачивается самим заявителем.

На основании нормативных требований орган по проведению аккредитации должен:

1) иметь независимую от влияния извне организационную структуру, материально заинтересованную в результате проведения аккредитации и защищенную от давления или других действий, способных повлиять на непредвзятость выполненной работы;

2) иметь соответствующие соглашения, дающие право на привлечение независимых специалистов по проведению экспертизы в качестве консультантов по технологическим вопросам.

В состав штатной группы по проведению аккредитации входят руководитель, эксперт, эксперт, отвечающий за качество, секретарь, бухгалтер, эксперты со стороны (в случае необходимости).

Перечень необходимой нормативной документации по проведению аккредитации:

1) внутренняя нормативная документация органа по проведению аккредитации;

2) общая нормативная документация с установленными правилами по проведению аккредитации;

3) достоверная информация об органе, осуществляющем аккредитацию и сведения о его деятельности. Руководство по качеству содержит разделы:

1) указания направления политики в проблеме обеспечения качества;

2) схему организационной структуры органа по проведению аккредитации;

3) функции и задачи сотрудников, обеспечивающих качество;

4) общие вопросы обеспечения качества;

5) вопросы поэтапного обеспечения качества в процессе выполнения работ по аккредитации;

6) взаимодействие и корректировка возникающих расхождений;

7) порядок рассмотрения спорных вопросов, апелляций и претензий.

Руководство по обеспечению качества должно быть доступным и использоваться всем персоналом органа по проведению аккредитации.

12. Финансирование работ по сертификации

Обязательное государственное финансирование распространяется на:

1) непосредственную разработку прогнозов в области сертификации;

3) обеспечение необходимой официальной информацией в сфере сертификации;

4) участие в работах международных или региональных организаций по проведению процедуры сертификации;

5) организацию по проведению работ с зарубежными государственными органами по осуществлению сертификации;

6) участие в разработке или разработку международных или региональных рекомендаций и правил по проведению процедуры сертификации;

7) разработку в области проведения сертификации проектов законодательной власти;

8) проведение научно-исследовательской или какой-либо другой работы по проведению сертификации, имеющей общественный интерес;

9) организацию и проведение государственного надзора и контроля за соответствием правил по процедуре сертификации и за продукцией, прошедшей сертификацию;

10) составление и ведение Государственного реестра по аккредитации и сертификации;

11) обеспечение хранения архивных материалов по государственной регистрации знаков соответствия и систем сертификации;

12) организацию и проведение других работ по выполнению обязательной сертификации, обозначенных законодательством Российской Федерации.

Оплата за проведение работ по выполнению обязательной сертификации данной конкретной продукции должна производиться в порядке, определенном органами Федеральной исполнительной власти в сфере проведения работ по сертификации России и органами Федеральной исполнительной власти в сфере финансов. Финансовые затраты, использованные на проведение процедуры обязательной сертификации своей продукции, включаются в ее себестоимость.

13. Сертификация импортной продукции

В целях безопасности потребителя проводится обязательная сертификация как отечественной, так и импортной продукции. Сертификация продукции, импортируемой в Россию, проводится не только с целью обеспечения безопасности потребителя, но и в связи с увеличением поступления импортной продукции на внутренний рынок Российской Федерации.

Продукция, поступающая на рынок России и подлежащая обязательной сертификации согласно Закону РФ, должна отвечать необходимым требованиям систем сертификации России.

На основании Закона РФ «О сертификации продукции и услуг» в контрактах или договорах на поставку продукции в РФ, предусмотренной сертификации, должны быть в наличии сертификат и знак соответствия, удостоверяющие ее соответствие необходимым нормативным требованиям.

Товары, ввозимые на территорию России владельцем, не подлежат сертификации в случае их личного использования.

Товары, на которые необходимо подтверждение безопасности, при ввозе на российскую территорию кодируются по ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности). При ввозе в Россию автотранспортного средства оформляется сертификат соответствия «Одобрение типа транспортного средства».

Сертификат или свидетельство о его признании предоставляют в таможенный орган вместе с грузовыми таможенными декларациями и составляют пакет документов, необходимых для оформления и получения на ввоз товаров на территорию России.

Госстандарт совместно с Государственным таможенным комитетом (ГТК) установил перечень товаров, для которых необходимо подтверждение безопасности при ввозе в РФ Наряду с этим ГТК России предусмотрен вариант ввоза в Россию образцов и проб в целях осуществления их испытаний и сертификации.

Отдельные виды импортной продукции должны иметь подтверждение о соответствии специфическим нормам и требованиям безопасности (гигиенические, ветеринарные и т. д.)

При ввозе товара на территорию России, подлежащего обязательной сертификации, вместе с документами, необходимыми для таможенного оформления, предоставляется таможенная декларация и копия сертификата.

Скоропортящиеся товары проходят таможенное оформление и сертификацию вне очереди.

Товары, поступающие на внутренний рынок России, проходят таможенный контроль и подтверждение их безопасности с помощь:

1) подтверждения иностранного сертификата;

2) проведения сертификационного испытания. Подтверждение иностранных сертификатов осуществляет территориальный орган Госстандарта.

Достигнутое соглашение о взаимных признаниях результата сертификации позволяет не сертифицировать импортные товары, ввозимые в Россию.

Признанные органы по сертификации:

1) Дин ГОСТ ТЮФ – общество по сертификации в Европе;

2) венгерская фирма «Метрконтроль»;

3) швейцарская фирма SGS (или СЖС) и т. д.

Эти органы классифицируются по видам аккредитаций и месторасположением:

1) располагаются на территории Российской Федерации и аккредитованы Системой сертификации ГОСТ Р;

2) располагаются за рубежом и аккредитованы Госстандартом России или представительствами Госстандарта за пределами России в Системе сертификации ГОСТ Р;

3) располагаются за рубежом и аккредитованы в зарубежных национальных системах сертификации и проверены Госстандартом России;

4) располагаются в России или за рубежом и аккредитованы системой сертификации;

5) аккредитованы в соответствии с процедурами и правилами, утвержденными в восьми странах – членах Межгосударственного соглашения по стандартизации, метрологии и сертификации.

Товары, ввозимые на территорию России, проходят сертификацию до их поставки в Российскую Федерацию. Протоколы испытаний, проводимых в зарубежных лабораториях, являются основанием для оформления и получения сертификата при условии, что испытательная лаборатория аккредитована Госстандартом и занесена в Реестр системы по проведению процедуры сертификации ГОСТ Р.

Товары, подлежащие сертификации для ввоза на территорию России, должны иметь сведения о нем (этикетки, инструкции и т. д.), написанные на русском языке.

Импортные товары, не подтвержденные сертификатом на безопасность, через таможню не пропускается.

14. Номенклатура сертифицированных услуг (работ) и порядок их сертификации

Оказание услуг – это широко распространенная деятельность, которая осуществляет удовлетворение потребностей клиентов путем выполнения определенных услуг, необходимых людям, организациям или социальным группам.

Простейшие услуги – оказание помощи в повседневных вопросах не требующие специальной подготовки и знаний.

Сложные услуги – оказание дорогостоящей помощи квалифицированными специалистами, обладающими специальными знаниями и навыками с использованием необходимого оборудования.

Сертификация услуг включает в себя такие понятия, как услуга, потребность, деятельность.

В области услуг состоят крупные секторы экономики:

1) транспорт;

2) финансы;

3) здравоохранение;

4) торговля;

7) образование и т. д. Классификация услуг включает в себя:

1) бытовые услуги;

2) жилищно-коммунальные услуги;

3) правовые услуги;

4) услуги грузового и пассажирского транспорта, связи;

5) услуги системы образования, культуры, туристическо-экскурсионные услуги;

6) услуги физической культуры и спорта, медицинские, санаторно-оздоровительные услуги.

Номенклатура сертифицируемых услуг (работ). Постановлением Правительства РФ в перечень работ и услуг включены бытовые услуги, подлежащие обязательной сертификации:

1) услуги торговли и общественного питания;

2) химическая чистка и хранение;

3) услуги парикмахерских;

4) жилищно-коммунальные услуги (услуги гостиниц и других мест проживания);

5) ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых приборов и бытовых машин;

6) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;

7) транспортные услуги (услуги по перевозки пассажиров автомобильным транспортом);

8) туристические и экскурсионные услуги. Помимо существующих нормативных документов (ГОСТ, ГОСТР, СНиП, СанПиН), при выполнении процедуры сертификации услуг, состоящих в Перечне, применяют правила выполнения отдельного вида работ и оказания отдельного вида услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ. К ним относится:

1) правила продажи отдельных видов товаров;

2) правила оказания услуг общественного питания;

3) основные положения по допуску транспортных средств в эксплуатацию и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и др. Работа по проведению сертификации услуг производится в той же последовательности, что и при сертификации продукции, и состоит из шести этапов.

1. Оформление и подача заявки на проведение сертификации услуг.

2. Рассмотрение заявки и принятие решения о проведении сертификации услуги.

3. Оценка необходимого соответствия услуг и работ установленному требованию.

4. Принятие окончательного решения о выдачи сертификата.

5. Оформление и выдача сертификата и лицензии, дающей право на использование знака соответствия.

6. Осуществление инспекционного контроля за сертифицированной услугой или работой.

При проведении сертификации услуг и работ используют семь схем.

Схема 1. Качество и безопасность услуг зависят от исполнителя (экскурсовод, парикмахер, педагог и т. д.).

Схема 2. Оценка процесса оказания услуг:

1) наличие нормативной документации;

2) методическое, метрологическое, информационное, организационное и другое обеспечение процесса оказания услуг;

3) стабильность и безопасность процесса;

4) квалификация и профессионализм рабочего и обслуживающего персонала;

5) безопасность реализованных товаров.

Схема 3. Сертификация производственных услуг. Схема 4. Оценка организации – исполнителя услуг на соответствие государственным стандартам и правильности присвоения категории (разряд, тип, класс и т. д.).

Схема 5. Сертификация наиболее опасных услуг и работ (пассажирские, медицинские и пр.) осуществляется по стандартам серии ИСО 9 000.

Схема 6. Сертификация услуг и работ небольших предприятий.

Схема 7. Сертификация исполнителя, имеющего систему качества.

В качестве проверки результата услуги или работы проводят социологические опросы или используют экспертные методы.

Для оценки материальных услуг (химчистка, ремонт и т. д.) используют инструментальный метод. В необходимом случае орган по сертификации имеет право на привлечение испытательной лаборатории.

15. Нормативная база сертификации

Работы по проведению сертификации товаров и услуг выполняются на основании системы документов, которые носят обязательный характер (кроме рекомендаций).

1. Законодательные акты Российской Федерации

В эту группу документов входят законы Российской Федерации:

1) Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»;

2) Закон РФ «О защите прав потребителя». На основании этих законов выполняется обязательная сертификация указанных в законодательных актах объектов (товаров, услуг, рабочих мест и т. д.), назначаются органы федеральной исполнительной власти, которые должны организовать работу по проведению процедуры сертификации этих объектов, создать необходимые системы по проведению процедуры сертификации, определить перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации.

2. Подзаконные акты – постановление Правительства Российской Федерации.

Эта группа документов выполняет следующие функции:

1) разрабатывает и вводит в действие перечень товаров, услуг и работ, подлежащих сертификации;

2) устанавливают правила проведения процедуры сертификации по другим вопросам;

3) определяют регламент выполнения процедуры проведения сертификации по отдельным видам работ и услуг.

3. Основополагающие организационно-методические документы

В эту группу входят документы, определяющие требования к организационным работам по проведению процедуры сертификации; участникам проведения процедуры сертификации; установлению единых принципов проведения процедуры сертификации.

Основополагающие организационно-методические документы подразделяются на два уровня.

1) документы, действие которых осуществляется на национальном (государственном) уровне, и охватывающие все системы сертификации товаров и услуг;

2) документы, разработанные органами федеральной исполнительной власти и определяющие функции конкретной системы сертификации товаров и услуг.

4. Правила и порядки

Это группа документов состоит из организационно-методических разработок, направленных на проведение процедуры сертификации однородных групп товаров и услуг («Услуги транспортных, пассажирские перевозки», Правила проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья и т. д.).

5. Перечни, номенклатуры и классификаторы

Перечень – документ, обеспечивающий всех участников работ по проведению процедуры сертификации требуемыми сведениями о товарах и услугах, определенных для обязательной сертификации. Правительство Российской Федерации. Для продукции, импортируемой на территорию России и подлежащей проведению обязательной сертификации, Госстандартом и Государственным таможенным комитетом разработан и введен в действие Перечень товаров, требующих их подтверждение при ввозе на территорию РФ.

На основании перечней, разработанных и утвержденных Правительством РФ, Госстандартом России совместно с Минздравом РФ и Госстроем, составляется номенклатура объектов. Номенклатура товаров и услуг, подлежащих процедуре обязательной сертификации, предоставляет всем участвующим в сертификации сторонам сведения о нормативной документации и развернутой номенклатуре товаров и услуг, на базе которых проводится процедура сертификации.

Правительством Российской Федерации установлены Перечни продукции (товаров и услуг), соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии.

В работе по проведению процедуры сертификации товаров и услуг используют:

1) Общероссийский классификатор продукции (ОКП) – обозначает и идентифицирует товар помощью 6–разрядного кода;

2) Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) – обозначает и идентифицирует работу и услугу с помощью 6–разрядного кода;

3) Товарная номенклатура внешней экономической деятельности – международный классификатор, обозначающий и идентифицирующий импортную и экспортную продукции с помощью 9–разрядного кода.

Определяют и развивают вопросы, относящиеся к организации процедуры сертификации, выбора методов и форм, повышающих эффективность работы всех специалистов участвующих в процессе.

7. Справочные информационные материалы

Эта группа документов содержит полную информацию о зарегистрированных в Госстрое:

1) продукциях;

2) системах сертификации;

3) органах по сертификации;

4) испытательных лабораториях;

5) экспертах.

16. Правовое регулирование маркированной продукции

Маркировка какой-либо продукции регламентируется Госстандартом или техническими условиями (ТУ). Маркировка продукции может быть: торговой, производственной, транспортной, специальной и пр. Общие требования к маркировке продукции: доступность, достоверность, достаточность.

Маркировка продукции производится при помощи знака соответствия Госстандартом, представляющего собой зарегистрированный в определенном порядке знак, подтверждающий соответствие продукции основным нормативным требованиям.

Знак маркировки продукции устанавливается организациями, лицензированными Госстандартом Российской Федерации. Организации, имеющие лицензии, а также услуги и продукция, получившие маркировку, заносятся в специальный Государственный реестр.

Неправильная маркировка или ее отсутствие может обернуться для руководителей организаций уголовной или административной ответственностью.

Порядок проведения обязательной сертификации, а также то, каким нормативным правовым актом она введена, на кого распространяется, какие особенности существуют по отдельным видам сертификации, в частности применительно к обязательной экологической сертификации, а также иные связанные с этим вопросы будут рассмотрены в настоящей статье.

Добровольная и обязательная сертификация продукции

В соответствии со ст. 2 закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ (далее — закон № 184-ФЗ) сертификация — это подтверждение того, что тот или иной объект соответствует техрегламентам, документам стандартизации или положениям соглашений.

Подтверждение осуществляется органом по сертификации, под которым согласно указанной статье понимается организация или предприниматель, аккредитованные для осуществления сертификационных работ. При этом документом, подтверждающим соответствие, является сертификат соответствия.

Согласно ст. 20 закона № 184-ФЗ подтверждение соответствия производится в добровольном или обязательном порядке. Добровольное подтверждение выражается в осуществлении добровольной сертификации, а обязательное может быть проведено:

  • в форме обязательного сертифицирования;
  • посредством декларирования.

Когда речь идет о добровольной или обязательной сертификации продукции, то указанное по смыслу ст. 2 закона № 184-ФЗ касается результатов производственной деятельности, предназначенных для последующего использования. Вместе с тем согласно ст. 3 закона № 184-ФЗ техническое регулирование устанавливается в отношении не только результатов производства, но и процессов проектирования, выполнения работ, оказания услуг и прочих сопутствующих действий, которые могут быть объектом сертифицирования.

Каким законом в РФ введена обязательная сертификация

Как было указано в предыдущем разделе, об обязательной сертификации говорится в законе № 184-ФЗ. Вместе с тем следует также упомянуть отдельные нормативные акты, посвященные введению обязательной сертификации, в т. ч. для отдельных видов продукции или производственных процессов, а также отдельным аспектам сертификации:

  • постановление Правительства РФ «О порядке выдачи бланков…» от 17.12.2014 № 1383;
  • постановление Правительства РФ «Об утв. единого перечня…» от 01.12.2009 № 982;
  • приказ Минпромэнерго РФ «Об утв. формы сертификата…» от 22.03.2006 № 53;
  • правила сертификации работ и услуг в РФ, утв. постановлением Госстандарта РФ от 05.08.1997 № 17 (далее — правила сертификации работ и услуг);
  • П ССФЖТ 31/ПМГ 40-2003 «Правила по сертификации <…> на федеральном железнодорожном транспорте…», принятые и введенные в действие указанием МПС РФ от 25.06.2003 № Р-634у.

Проверка соответствия отдельных видов продукции также введена и осуществляется на основании отдельных ГОСТ, в частности соковой продукции из фруктов и овощей — на основании ГОСТ Р 56067-2014, утв. и введенного в действие приказом Росстандарта от 09.07.2014 № 723-ст. О перечне иной подлежащей обязательной сертификации продукции вы узнаете из нашей статьи Перечень подлежащей обязательной сертификации продукции 2017 года .

На кого распространяется обязательная сертификация

В соответствии с п. 1 ст. 25 закона № 184-ФЗ сертификация осуществляется на основании соглашения между органом сертификации и заявителем. По какой схеме производится сертификация и каков круг заявителей, указывается в соответствующем техрегламенте.

При этом согласно п. 3 ст. 46 закона № 184-ФЗ Правительством РФ ведется единый перечень сертифицируемой продукции, который вводится в действие до начала применения соответствующего техрегламента и ежегодно корректируется.

Помимо необходимости учета положений конкретных техрегламентов относительно того, на кого распространяется обязательное проведение сертификации, вопрос о субъектах отношений по сертификации должен быть рассмотрен в контексте того, кто должен осуществлять и иметь в наличии сертификаты соответствия.

Как разъясняет Верховный суд РФ, административная ответственность установлена как для производителей продукции, так и для лиц, которые реализуют продукцию, не имея сертификатов соответствия, пусть даже эта продукция фактически прошла процедуру сертификации (Обзор <…> за 2 кв. 2007 года, утв. постановлением Президиума ВС РФ от 01.08.2007).

При этом Кодексом РФ об административных правонарушениях установлены как общие, так и специальные составы в отношении нарушений в области сертификации, в частности:

  • ст. 14.45 — несоблюдение правил реализации сертифицированной продукции;
  • ст. 20.14 — нарушение сертификации изготовления и оборота оружия.

Как осуществляется обязательная сертификация

Порядок осуществления обязательной сертификации установлен постановлением Госстандарта РФ «Об утверждении правил…» от 10.05.2000 № 26, административными регламентами и иными нормативными правовыми актами в отношении отдельных видов сертифицируемой продукции или процессов.

Это, в частности, следующие документы:

  • адм. регламент Федерального агентства воздушного транспорта (в отношении сертификации аэропортов), утв. приказом Минтранса России от 16.07.2012 № 236;
  • правила проведения сертификации посуды, утв. постановлением Госстандарта РФ от 27.10.1997 № 30;
  • постановление Госстандарта РФ «О правилах проведения сертификации электрооборудования» от 16.07.1999 № 36.

На примере п. 4.4 правил проведения сертификации пищевых продуктов и продсырья, утв. постановлением Госстандарта РФ от 28.04.1999 № 21, можно увидеть, что сертификация осуществляется посредством следующих действий:

  • подача заявки;
  • выбор схемы сертификации;
  • отбор образцов;
  • анализ производства (если предусмотрено схемой);
  • анализ результатов;
  • выдача сертификата;
  • контроль;
  • корректирующие действия.

В каком порядке осуществляется обязательная экологическая сертификация

В соответствии с п. 1 ст. 31 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ экологическая сертификация нужна для подтверждения безопасности ведения той или иной деятельности для окружающей среды.

Согласно п. 2 указанной статьи данный вид сертификации производится согласно положениям закона № 184-ФЗ о добровольной сертификации. Предыдущая редакция данной статьи предусматривала возможность как добровольной, так и обязательной сертификации.

Порядок экологической сертификации определен в том числе и региональными актами. Например, временным порядком экологической сертификации …, утв. приказом Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 28.05.2004 № 153.

Подробнее о санитарно-эпидемиологических заключениях и сертифицировании читайте в нашей статье по ссылке: Сертификат на продукцию и санитарно-эпидемиологическое заключение . О порядке получения иных сертификатов, в частности сертификата по пожарной безопасности, можно прочитать в нашей статье по ссылке: Сертификат соответствия требованиям пожарной безопасности .

Информация об обязательной сертификации

Для того чтобы получить информацию о продукции, которая подлежит обязательной сертификации, можно зайти на официальный сайт Росстандарта по ссылке: Сертифицируемая продукция . Также на сайте указанного госоргана можно получить информацию о продукции, которая подлежит декларированию, по ссылке: Декларируемая продукция .

Информированию об обязательной сертификации работ и услуг посвящен раздел IV правил сертификации работ и услуг, согласно которому сведения о номере, дате выдачи и органе, выдавшем сертификат, должны указываться обладателем сертификата в документации, в частности в техпаспорте.

При этом согласно пп. 4.2 и 4.3 правил сертификации работ и услуг орган по сертификации имеет обязанности по надлежащему информированию как курирующих данный сектор госорганов, так и заявителя.

Знак обязательной сертификации

Вопросы обозначения и применения знака сертификации регламентированы различными документами исходя из специфики регулируемых отношений. В частности, это такие акты, как:

  • ГОСТ Р 50460-92 «Знак соответствия при обязательной сертификации…», утв. постановлением Госстандарта РФ от 28.12.1992 № 1570;
  • постановление Госстандарта РФ «О правилах применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции» от 25.07.1996 № 14;
  • методрекомендации по организации и проведению госконтроля (надзора)…, введенные в действие письмом УГПН МЧС РФ от 26.01.2007 № 43-222-19;
  • положение о системе сертификации средств защиты информации <…> и о ее знаках соответствия, утв. приказом ФСБ РФ от 13.11.1999 № 564.

Ст. 27 закона № 184-ФЗ предусматривает также, что в информационных целях наносятся знаки обращения на рынке. Проставление единого знака продукции на рынке Союза предусмотрено Договором о ЕАЭС от 29.05.2014.

Обязательная сертификация по ГОСТ Р

Система ГОСТ Р изначально создавалась для обязательной сертификации с возможностью ее применения для добровольной сертификации на основе положения о системе сертификации ГОСТ Р (утв. постановлением Госстандарта РФ от 17.03.1998 № 11), в настоящее время (с 2016 года) утратившего силу.

В системе подлежали регистрации бытовые товары, производственно-техническая продукция, строительная продукция, работы, услуги, системы качества и производства.

Вместе с тем в соответствии с письмом Минпромторга России от 21.11.2016 № НГ-74159/10 с 25.11.2016 при обязательной сертификации не могут использоваться бланки сертификатов системы ГОСТ Р. Информация об этом должна была быть доведена до органов по сертификации.

Итак, порядок проведения обязательной сертификации базируется на положениях закона № 184-ФЗ и подзаконных правовых актов и включает в себя, как следует из норм отдельных документов, такие стадии, как подача заявки в орган по сертификации, ее рассмотрение и выбор схемы сертификации, последующий отбор образцов и проверка. По результатам чего принимается решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия, а также осуществляется последующий контроль и возможные корректирующие меры в случае выдачи сертификата.