Классификация социальных норм и санкций в сфере труда. Виды социальных норм

1. Прочитайте предложение о социальных нормах и выполните задание.

Некоторые люди считают, что социальные нормы их ограничивают, заставляют жить по определённым правилам, а не так, как они хотят.

Предположите, что случилось бы с обществом, если бы все социальные нормы исчезли.

Если бы исчезли социальные нормы, то люди относились друг к другу безответственно, то есть не соблюдая правил. Люди унижали бы друг друга, младшие грубили старшим, в общем было бы полное безобразие и беспорядок.

Социальные нормы - общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения.

Социальные нормы определяют, что должен делать человек, как он должен это делать, наконец, каким он должен быть.

Соблюдение членами общества социальных норм необходимо для сохранения стабильности в обществе. В этом отношении социальные нормы так же важны, как правила дорожного движения для организации передвижения транспорта. Если водители не будут соблюдать основные правила, например, будут ехать по встречной полосе или сядут за руль в состоянии алкогольного опьянения, то движение по дорогам станет невозможным или чрезвычайно опасным.

2. Установите соответствие между названиями социальных норм и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) Обычай – 5) Правила поведения, установившиеся в обществе в результате многократного применения

Б) Обряд – 4) Совокупность действий, которые сопровождают обычаи или традиции

B) Традиция - 3) Социальное и культурное наследие, кото¬рое передаётся из поколения в поколение и существует в течение длительного времени

Г) Правовые нормы - 7) Обязательные для всех правила поведе¬ния, закреплённые в законах и охраняемые силой государства

Д) Религиозные нормы - 6) Нормы, которые регулируют поведение верующих людей

Е) Моральные нормы - 1) Правила поведения, определяющие, как человек должен вести себя, в основе которых лежат представления о добре и зле

Ё) Манеры - 2) Внешние формы поведения человека, основанные на привычках

3. Определите, какие социальные нормы иллюстрируют примеры.

При входе в православный храм верующие крестятся; женщины покрывают голову платком – Религиозные нормы.

На свадьбе невеста бросает в толпу гостей свой букет и каждая незамужняя девушка старается его поймать – обряд.

Человек, которому доверили личную тайну, не должен её рассказывать другим – Моральные нормы.

Совершая поездку в автобусе или троллейбусе, необходимо оплатить проезд – Правовые нормы.

4. Проведите небольшое исследование. Вспомните и перечислите, какие социальные нормы вы выполняли в течение дня. А были нормы, которые вы нарушили? Какие выводы по результатам исследования вы можете сделать?

Выполнил: правовые нормы (посещение школы, проезд на транспорте, покупка в магазине), манеры и моральные нормы (поведение и общение в обществе), обычаи (уважение к старшим).

Нарушил: правовые нормы (переход на красный свет светофора).

Выводы: социальные нормы составляют неотъемлемую часть поведения каждого члена общества. Каждое наше действие соответствует тем или иным социальным нормам.

В течение дня я помогла подруге объяснила тему, которую она не поняла. Я покормила бездомного котёнка. Помогла перейти дорогу пожилому человек. Уступила место в автобусе бабушке.

Не было норм, которые я нарушала.

Вывод: не надо нарушать социальные нормы регулирующие человеческое поведение.

5. Даём полезные советы. Семиклассник Антон привык очень громко разговаривать и размахивать руками во время беседы. Некоторые ребята из класса перестали общаться с Антоном, потому что их раздражают его манеры.

Составьте список полезных советов, которые помогут человеку избавиться от плохих манер.

Чтобы научиться хорошим манерам, постарайтесь спокойно воспринимать все, что происходит с вами и вокруг вас. Спокойствие, рассудительность, неторопливость нужны для того, чтобы не принимать скоропалительных необдуманных решений. Необходимо изменить манеру поведения, а это дается очень нелегко. Спокойствие даст вам маленькую паузу, так необходимую для того, чтобы не совершать опрометчивых поступков.

Обращайте внимание на то, как ведут себя культурные люди в разных житейских ситуациях и перенимайте принципы их поведения. Учитесь везде, где можно, при этом старайтесь вести себя скромно и терпеливо. Привыкайте не спорить в тех случаях, когда спор не имеет принципиального значения. Если раньше вы привыкли быть на первых ролях, то теперь учитесь не хвастаться своими умениями и знаниями. Именно скромность и вежливость помогут вам заслужить уважение ваших друзей и близких.

6. Познакомьтесь с ситуациями и определите, какие социальные нормы были нарушены в каждом случае. Объясните, почему вы так считаете.

На торжественный официальный приём в посольство молодой человек пришёл в джинсах и футболке. – Нормы этикета.

Приятель, имеющий автомобиль, пообещал своим друзьям - молодой семье - помочь перевезти вещи. Однако не только не помог, но и не предупредил, что не приедет. – Нормы морали.

Молодой человек превысил максимально допустимую скорость на шоссе, и его машина чуть не врезалась в столб. – Правила дорожного движения. Правовые нормы.

Выделяют следующие типы социальных санкций:

формально-позитивные санкции - публичное одобрение официальных организаций: правительства, учреждения, творческого союза и т.д.; правительственные награды, государственные премии и стипендии, жалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (избрание президентом правления);

неформально-позитивные санкции - публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций, - дружеская похвала, комплимент, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы и т.д.; признание лидерских или экспертных качеств;

формально-негативные санкции - наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, отлучение от церкви, смертная казнь;

неформально-негативные санкции - наказания, не предусмотренные официальными инстанциями, - порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестное прозвище, пренебрежение, отказ подать руку, поддерживать отношения, распускание слухов, недоброжелательный отзыв, жалоба, разоблачительная статья.

8. Работаем с историческими фактами. Прочитайте материал о некоторых социальных нормах Древней Руси и выполните задания.

Одним из наиболее почитаемых праздников у славян был праздник Ивана Купалы. В этот день самых красивых девушек обвивали зелёными ветками и поливали водой. Считалось, что это призывает на землю дождь.

По закону Ярослава Мудрого Русская Правда свободный человек мог безнаказанно убить холопа за нанесённую ему обиду.

Разводы происходили крайне редко, считалось, что надо сохранять брак.

А. Перечислите виды социальных норм, о которых говорится выше.

Традиции – множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Обычай - унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Термин «обычай» часто отождествляется с терминами «традиция» и «обряд» («ритуал»); однако традиции охватывают гораздо больший круг явлений, присущи всем сферам социальной жизни и всем культурам, тогда как сфера обычая ограничивается определенными обществами или областями общественной жизни. Обряд же только разновидность обычая, символ определенных социальных отношений, в то время как обычай может быть и средством практического преобразования и использования различных объектов.

Б. Объясните, какие ценности общества проявились в этих нормах.

Справедливость, сохранение традиций, верность, воздание, праздность.

В. Почему социальные нормы с развитием общества меняются: одни исчезают, другие появляются?

Потому что нормы зависят от общества, а общество от отдельных личностей. При такой взаимосвязи человек, который рождается стремится изменить что-то в этом мире. И это многим удается. Поэтому некоторые нормы исчезают.

Г. Как вы думаете, существуют ли социальные нормы, которые являются неизменными? Аргументируйте своё мнение.

Да, некоторые традиции и обычаи существуют долгое время и не изменялись на протяжении многих веков.

Социальные нормы и социальные санкции.

Стабильное функционирование и устойчивое развитие общества возможны лишь при условии некоторой предопределённости поведения членов социума. Чтобы поведение людей соответствовало социальным ожиданиям, в обществе создаются (формируются) определенные стандарты поведения - социальные нормы , соблюдение которых обеспечивается применением к нарушителям определённых санкций .

Стабильное функционирование социальный контроль обеспечивает в первую очередь посредством социальных норм, ценностей, идеалов, т.е. за счет формирования стандартов деятельности (личностных, правовых, институциональных), оценки на их основе реальной деятельности людей и последующего ее приведения в соответствие с данными стандартами при помощи системы социальных санкций (правовых, административных, моральных и др.). Социальные нормы - это социально одобряемые и/или законодательно закрепленные правила, образцы, стандарты, регулирующее поведение людей. В общем виде нормы можно разделить на две основных группы:

1. правовые нормы (формальные) - это нормы, закрепленные в различного рода законодательных актах (Конституция, кодексы, законы и др.). Специфика данных норм заключается в том, что они приводятся в жизнь и поддерживаются посредством государственно-властного принуждения. Нарушение правовых норм предполагает юридические, административные и иные виды наказания;

2. нормы морали (неформальные) - нормы, функционирующие в виде общественного мнения. В отличие от норм правовых данные нормы не имеют властных механизмов их реализации, а главным инструментом в системе норм морали является общественное порицание (осуждение) или общественное одобрение.

Вместе с тем, следование названным нормам определяется двумя факторами: знанием индивида о сущности той или иной нормы, а также степенью контроля за соблюдением тех или иных норм. В связи с этим, одно из значимых мест в механизме социального контроля приобретают обучение и контроль.

В ходе обучения индивиду уже с раннего детства прививаются определенные стандарты социального поведения. В период первичной социализации в семье и дошкольных учреждениях ребенок получает первые представления о том, как необходимо себя вести в тех или иных ситуациях. В ходе дальнейшей социализации индивид усваивает различные социальные роли; учится различать, в какой социальной среде какое поведение является наиболее предпочтительным; определяет свое отношение к тем или иным социальным ожиданиям и нормам поведения; стремится вести себя в соответствии с существующими нормами или, напротив, нарушает их.

Общество, в ходе своего функционирования не только формирует социальные нормы, но и создает механизмы контроля за их исполнением; например, такие как общественное мнение, СМИ, правоохранительная система, судебная и т.д. Следует отметить, что одни и те же механизмы контроля (например, СМИ) способны осуществлять контроль как за соблюдением норм формальных, так и неформальных. Общество также заранее определяет базовую типологию социальных ролей и следит за их надлежащих соблюдением. Индивид, качественно исполняющий свою роль, как правило, удостаивается определенного вознаграждения, а «нарушитель» - наказания. При этом сама социальная структура, социальные отношения и обезличенные социальные статусы предписывают конкретным индивидам, их занимающим, определенные стандарты социального поведения.

По сферам своего действия социальный контроль охватывает различные области жизнедеятельности общества - социальные отношения и взаимодействия людей на уровне межличностных контактов в семье, трудовом коллективе, партиях, в сфере экономики, политики, культуры, науки и т.д. В каждой из этих сфер жизнедеятельности осуществление социального контроля имеет свою специфику, что позволяет говорить, например, о "социальном контроле в экономике", " социальном контроле в науке" и т.п.

Объектом воздействия со стороны механизма социального контроля становится деятельность людей (на уровне индивида-личности, отдельных групп-коллективов, социальных слоев и общностей). При этом предметом особого внимания со стороны его регулятивно-конструктивной функции становится именно отклоняющееся (девиантное) поведение, выраженное в негативных, асоциальных проявлениях. Последнее, однако, не означает, что социальный контроль представляет собой лишь санкционный механизм, в котором главную роль играют уголовно-правовое регулирование и санкции. В демократическом обществе социальный контроль, прежде всего, включает контроль, как со стороны институтов правового государства, так и самого гражданского общества, перенося акцент с репрессивных санкций на доминирование эволюционно подхода, на замещение отклоняющегося поведения его позитивными, социально одобряемыми формами.

Санкционный механизм социального контроля включает систему правовых и неправовых мер, запретов, воздействий. Методы контроля весьма многообразны и их применение варьируется в зависимости от конкретных условий и поставленных целей, то есть одно и тоже действие индивида может оцениваться социумом по-разному (например, бытовая трусость и трусость солдата в военное время). Среди всего многообразия методов социального контроля можно выделить следующие:

1. Старейшим и наиболее простым является физическое насилие . Оно может применяться как один из методов воспитания в семье, как способ борьбы с преступностью, как одно из средств для наведения порядка в общественных местах и др.

2. Политический контроль входит в компетенцию государственных органов власти и общественно-политических институтов гражданского общества. Однако и само общество, если оно обладает достаточной гражданской культурой, может использовать механизмы политического контроля для защиты своих интересов.

3. Экономические методы социального контроля являются не менее эффективными, чем политические. Суть их заключается в экономическом давлении (экономической выгоде или принуждении), оказываемом на индивида или социальные группы.

4. Правовые методы социального контроля являются одними из самых эффективных т.к. они опираются на государственную власть и могут использовать в своих целях легитимное принуждение.

Существуют и другие методы социального контроля, например, идеологические, религиозные, социокультурные, морально-этические и др.

Следует заметить, что социальные санкции по характеру своего действия можно, в свою очередь, разделить на две группы: санкции, основанные на принуждении, и санкции, основанные на убеждении. В первую группу входят меры воздействия (физического или психологического) на человека, имеющие целью вопреки его воле (под страхом наказания) заставить совершать те или иные действия, придерживаться определенной линии поведения. Убеждение исходит из принципа доверия к личности и ориентировано, в первую очередь, на моральную мотивацию общественно одобряемого поведения, на апелляцию к сознанию и чувствам индивида, как члена общества посредством разъяснения или эмоционального влияния. Социальный контроль, основанный на использовании второй группы санкций и реализующий вариант добровольного выполнения социальных норм, универсален, экономичен и наиболее приемлем для демократического общества. Санкционный механизм относится к внешнему контролю, как одной из важнейших форм социального контроля, используемых государством, обществом и соответствующими социальными институтами.



Другой важнейшей формой социального контроля является "внутренний контроль", или "самоконтроль личности ", под которым понимается саморегуляция поведения личности, основанная на интериоризации общественно приемлемых и одобряемых социальных ценностей и норм, усвоении и освоении нормативных требований к поведению в обществе, идентификации в социальных общностях и социальных группах.

Ключевым понятием в формировании механизмов самоконтроля является «интериоризация » - процесс формирования внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению социальных реалий внешнего мира. Интериоризируя социальный мир, индивид обретает свою идентичность с определенной социальной группой, этносом, культурой. При этом социальные ценности и нормы становятся внутренними нормами, а социальный контроль превращается в самоконтроль. Основными элементами самоконтроля являются сознание, совесть и воля .

Значительное место в социальном контроле занимает феномен самоконтроля, - сформировавшийся в процессе социализации и внутренних психических процессов механизм внутренней саморегуляции индивида.

Самоконтроль называют также внутренним контролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько глубоко, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины.

Исследуя социальный контроль с точки зрения его субъекта, можно выделить два вида контроля:

1. внешний социальный контроль - совокупность поощрений либо ограничений и принуждений, составляющих систему социальных санкций,

2. внутренний социальный контроль - вид социального контроля, в основе которого лежат ценности, нормы, ролевые ожидания, обычаи, воспринятые индивидом в процессе социализации.

В связи с рассмотрением практических аспектов функционирования социального контроля возникает проблема его эффективности. С точки зрения социологии эффективность социального контроля зависит не только от формально созданной системы барьеров, внутри которой может действовать объект контроля, но и от интериоризации норм социального контроля в процессе социализации и индивидуальных особенностей человека, определяющих стремление к признанию и безопасности. Социализированный индивид усваивает образцы деятельностей, действия и реакций на действия других, принятые в рамках данной системы, включающей культурную традицию и институциональный порядок во всей его целостности.

Однако далеко не все создаваемые и одобряемые обществом нормы, носящие общий характер могут учитывать все многообразие реальной жизни. Кроме того, многие индивиды не имеют возможности или не желают исполнять те или иные социальные нормы, следовать тем или иным социальным правилам. Указанное несовпадение ожиданий общества и намерений и фактического поведения индивида приводит к девиации - отклонению поведения от нормы, предполагаемой обществом.

Анализируя различные причины девиантного поведения, можно выделить основные из них:

1. противоречие общественной нормы внутренним культурным или религиозным традициям тех или иных социальных групп (так, например, по действующему законодательству в России запрещено многоженство, но в реальности оно существует, т.к. в соответствии с традициями некоторых этнических групп многоженство считается легитимным),

2. противоречие или неполное соответствие общественной нормы, личностным убеждениям и ценностным ориентациям индивида (группы) (например, человек уходит в монастырь, в секту, осознанно создаёт экстремальные ситуации),

3. наличие внутренних противоречий в существующей нормативно - правовой системе, когда исполнение одних норм неизбежно приводит к нарушению других (в таком состоянии находилась правовая система в начале 90-х годов XX века),

4. наличие неопределенности поведенческих ожиданий, когда правила, задаваемые обществом не ясны для индивида (например, издание законодательного акта, исполнение которого фактически невозможно),

5. наличие в обществе ограниченных социальных возможностей, вынуждающих некоторые социальные группы нарушать существующие нормы из-за того, что в правовых рамках данные группы не способны удовлетворять свои потребности (вынужденная девиация).

В результате анализа проблемы социального контроля можно сделать вывод о том, что социальный контроль представляет собой механизм обратной связи, обеспечивающий функционирование всей общественной системы как органического целого, основанный на приоритете базовой системы ценностей, воплощенных в традициях, нравственных и правовых нормах, действующих как через систему правовых институтов, так и через систему институтов политической системы.

Выводы

1. Социальный контроль есть механизм саморегуляции социальной системы, который обеспечивает упорядоченное, ожидаемое и заданное системой взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного регулирования.

2. Социальный контроль регламентирует и консолидирует деятельность членов социума, обеспечивая его стабильное (устойчивое, равновесное) функционирование, позитивное развитие и прогресс.

3. Социальный контроль, осуществляется в процессе взаимодействия его участников: субъекта, агента и объекта. Конкретными особенностями взаимодействия данных лиц и обуславливаются формы социального контроля: экстенсивная и интенсивная.

4. Стабильное функционирование и устойчивое развитие общества возможны лишь при условии предопределённости поведения членов социума. Для этих целей в обществе формируются определенные стандарты поведения - социальные нормы, соблюдение которых обеспечивается применением к нарушителям санкций.

Контрольные вопросы

1. Как определяется понятие «социальный контроль» в различных науках?

2. Каковы функции социального контроля?

3. Кто является участники отношений социального контроля, какова их типологизация?

4. Какие виды социального контроля Вы знаете, исходя из основных параметров, определяющих условия социального контроля, и сфер социального управления, в которых возможно применение социального контроля?

5. Какие формы социального контроля можно выделить, в зависимости от степени отчуждения прав личности на самостоятельное формирование индивидуального мировоззрения, норм и правил поведения в обществе?

6. Каково, с Вашей точки зрения, значение для общества социальных норм, и санкций за их нарушение?

7. Чем обусловлено применение тех или иных методов социального контроля?

8. Какие виды методов контроля Вы знаете?

9. Что собой представляют социальные санкции и какие их виды Вы знаете?

10. Какую роль в системе социального контроля играет самоконтроль личности?

11. Что такое интериоризация? Какова роль данного явления в формировании механизмов самоконтроля личности?

12. Что представляет собой девиантное поведение и каковы основные причины девиации?

Список литературы

1. Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива/ П.Л. Бергер. Пер. с англ. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - 380 с.

2. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования/ Г.Дж. Берман. - М.: Изд. МГУ, 1994. - 256 с.

3. Бородин С.В. О судебной власти в России/ С.В. Бородин, В.Н. Кудрявцев // Государство и право. - 2001. - № 10.

4. Гегель. Философия права/ Гегель. - М., 1990.

5. Добреньков В.И. Социология: В 3 т. Т.3: Социальные институты и процессы / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 520с.

6. Дробышевский В.С. Философия права/ В.С. Дробышевский, Л.А. Смирнова, - Чита, 2003.

7. Коркунов Н.М. Государство и свобода/ Н.М. Коркунов. - СПб., 1892.

8. Кудрявцев В.Н. Современная социология права/ В.Н. Кудрявцев, В.П. Казимирчук. - М.,1995.

9. Кузнецова Е.М.С оциальный контроль как элемент социального управления:Автореф. дис. …канд. филос. наук./ Е.М. Кузнецова. - Омск, 2006. - 16 с.

10. Россия на рубеже веков: Избранные лекции университета. - СПб.: Изд-во СпбГУП, 1999.

11. Фридмэн Л. Введение в американское право/ Л.Фридмэн. - М., 1992. -367с.

12. Шибутани Т. Социальная психология/ Т. Шибутани. - Ростов на Дону: Феникс, 1999. - 560 с.


См., напр.: Шибутани Т. Социальная психология - Ростов н/Д: Феникс, 1999.

См.: Фридмэн Л. Введение в американское право. - М., 1992.

См.: Социология. T. I. Социальная структура и социальные процессы. Словарь - справочник.- М., Наука, 1990. С.158.

Кузнецова Е.М.С оциальный контроль как элемент социального управленияАвтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук С.14

социальные нормы - предписания, требования, пожелания и ожидании соотвествующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шабло­ны), предписывающие то, что люди должны говорить, ду­мать, чувствать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом.

Первый тип - это нормы, которые возникают и сущест­вуют только в малых группах (молодежных тусовках, ком­пании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных коман­дах). Они называются «групповыми привычками».

К примеру, американский социолог Элтон Мэйо в 1927 - 1932 годах, проводивший знаменитые Хоторнские экспери­менты, обнаружил нормы, которые применяли по отноше­нию к новичкам, принятым в производственную бригаду, старшие товарищи:

· не держись со «своими» официально,

· не говори начальству то, что может навредить членам
группы,

· не общайся с начальством чаще, чем со «своими»,

· не изготовляй изделий больше, чем твои товарищи.

Второй тип - это нормы, которые возникают и сущест­вуют в больших группах или в обществе в целом. Они назы­ваются «общими правилами».

Это обычаи, традиции, нравы, зако­ны, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский эти­кет, есть манеры поведения молодежи. Есть общенациональ­ные традиции и нравы.

Все социальные нормы можно классифицировать в зави­симости оттого, насколько строго соблюдается их исполне­ние.

· За нарушение одних норм следует мягкое наказание -
неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд.

· За нарушение других норм жесткие санкции - тюрем­ное заключение, даже смертная казнь.

Определенная степень неподчинения нормам существует в любом обществе и в любой группе. Нарушение дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочета­ния вызывает неловкость, ставит человека в затруднитель­ное положение. Но оно не влечет за собой жесткое наказа­ние.

В других ситуациях санкции более ощутимы. Пользование шпаргалкой на экзамене грозит снижением оценки, а поте­ря библиотечной книги - пятикратным штрафом. В некото­рых обществах малейшие отступления от традиций, не гово­ря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали правители древней Спарты в V веке до н. э. и советские партийные органы в XX веке.



Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Строже всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убийство человека, оскорбление божес­тва, раскрытие государственной тайны), мягче всего - при­вычек. Будь то индивидуальные (забыл почистить зубы или убрать за собой кровать) или групповые, в частности, се­мейные (например, отказ выключить свет или закрывать входную дверь).

Однако существуют групповые привычки, которые це­нятся очень высоко и за нарушение которых следуют стро­гие санкции. В тех же Хоторнских экспериментах новичков, нарушивших правила поведения, ждало суровое наказание: с ними могли не разговаривать, приклеить обидный ярлык («выскочка», «штрейкбрехер», «подсадная утка», «предатель»), вокруг них могли создать нетерпимую обстановку и заста­вить уволиться, к ним могли применить даже физическое насилие. Такого рода привычки получили название нефор­мальных групповых норм. Они рождаются в малых, а не в больших социальных группах. Механизм, который контро­лирует соблюдение подобных норм, называется групповым давлением.

Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они:

· регулируют общий ход социализации,

· интегрируют индивидов в группы, а группы - в об­щество,

· контролируют отклоняющееся поведение,

· служат образцами, эталонами поведения.

Каким образом удается достичь этого при помощи норм? Во-первых, нормы - это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая но­вичкам общаться с начальством чаще, чем со своими то­варищами, малая группа накладывает на своих членов оп­ределенные обязательства и ставит их в определенные от­ношения с начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, общес­тве.

Во-вторых, нормы это еще и ожидания: от соблюдающе­го данную норму человека окружающие ждут вполне одноз­начного поведения. Когда одни пешеходы движутся по пра­вой стороне улицы, а идущие навстречу - полевой, возни­кает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновение и беспорядок. Еще более наглядно действие норм проявляется в бизнесе. Он в принципе невозможен, если партнеры не соблюдают писаные и неписаные нормы, правила, законы. Стало быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъек­тов действия, само действие, ожидание, опенку и средст­ва.

Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

· как стандарты поведения (обязанности, правила) или

· как ожидания поведения (реакция других людей).

Защита чести и достоинства членов семьи представляетсобой обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о нор­ме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соот­ветствует вполне конкретное ожидание членов семьи, над­ежда на то, что их честь и достоинство будут защищены. У кавказских народов подобная норма ценится очень высоко, а отступление от этой нормы карается очень строго. То же самое можно сказать о южно-европейских народах. Итальян­ская мафия возникла как неформальная норма защиты чес­ти семьи, и лишь позже ее функции изменились. Отступни­ков от принятого стандарта поведения карало все сообщест­во.

Почему люди стремятся соблюдать нормы, а сообщество строго следит за этим?

Нормы - стражники ценностей. Честь и достоинство се­мьи - одна из важнейших ценностей человеческого сообщес­тва с древнейших времен. А обществом ценится то, что спо­собствует его стабильности и процветанию. Семья - основная ячейка общества и забота о ней - его первейшая обязанность. Проявляя заботу о семье, мужчина тем самым демонстриру­ет свою силу, храбрость, добродетельность и все то, что высоко оценивается окружающими. Его социальный статус повышается. Напротив, неспособный защитить домочадцев подвергается презрению, его статус резко снижается. Пос­кольку защита семьи - основа ее выживания, то выполне­ние этой важнейшей функции в традиционном обществе де­лает мужчину автоматически главой семьи. Не возникает спо­ров о том, кто первый - муж или жена. В результате укреп­ляется социально-психологическое единство семьи. В современной семье, где мужчина не имеет возможности проде­монстрировать свои лидирующие функции, гораздо выше нестабильность, чем в традиционной.

Как видим, социальные нормы действительно стражни­ки порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом.

Социальные санкции

санкциями называются не только наказания, но также поощрения, способствующие соблюдению социальных норм.

Санкции - охранники норм. Наряду с ценностями они ответственны за то, почему люди стремятся выполнять нор­мы. Нормы защищены с двух сторон - со стороны ценнос­тей и со стороны санкций.

Социальные санкции - разветвленная система вознаграж­дений за выполнение норм, т. е. за конформизм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них, т. е. за девиантность.

конформизм представляет собой внешнее согласие с об­щепринятым,потому что внутренне индивид может сохра­нять в себе несогласие с ними, но никому не говорить о том.

Конформизм - цель социального контроля. Однако це­лью социализации конформизм не может быть, ибо она до­лжна завершаться внутренним согласием с общепринятым.

Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негатив­ные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа санкций:

формальные позитивные санкции (Ф+) - публичное одоб­рение со стороны официальных организаций (правительст­ва, учреждения, творческого союза): правительственные на­грады, государственные премии и стипендии, пожалован­ные титулы, ученые степени и звания, сооружение памят­ника, вручение почетных грамот, допуск к высоким до­лжностям и почетным функциям (например, избрание пред­седателем правления).

неформальные позитивные санкции (Н+) - публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дру­жеская похвала, комплименты, молчаливое признание, до­брожелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных ка­честв, улыбка.

формальные негативные санкции (Ф-) - наказания, предусмотренные юридическими законами, правительствен­ными указами, административными инструкциями, пред­писаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, от­лучение от церкви.

неформальные негативные санкции (Н-) наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порица­ние, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддержи­вать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжела­тельный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельето­на, разоблачительная статья.

Итак, социальные санкции выполняют ключевую роль в системесоциального контроля.

Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, кото­рые, как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение норм, как и выполнение санкций, делает наше поведение предсказуемым. Каждый из нас знает, что за выдающееся научное открытие ожидает официальная награда, а за тяж­кое преступление - тюремное заключение. Когда мы ожида­ем от другого человека определенного поступка, то надеем­ся, что он знает не только норму, но и следующую за ним санкцию.

Таким образом, нормы и санкции соединены в единое це­лое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает регулировать реальное поведение. Она становится лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.

Применение социальных санкций в одних случаях требу­ет присутствия посторонних лиц, а в других не требует. Уволь­нение оформляется отделом кадров учреждения и предпол­агает предварительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заключение требует сложной процедуры судебно­го разбирательства, на основании которого выносится су­дебное решение. Привлечение к административной ответствен­ности, скажем, штрафование за безбилетный проезд, пред­полагает присутствие официального транспортного контро­лера, иногда и милиционера. Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и решения ученого совета.

Санкции к нарушителям групповых привычек требуют наличия меньшего числа лиц. Санкции никогда не применяются по отношению к самому себе. Если применение санк­ций совершается самим человеком, направлено на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем.

самоконтроль называют еще внутренним контролем: ин­дивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласо­вывая его с общепринятыми нормами.

В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство нелов­кости или вины.

В таких случаях у человека обычно возникает чувство вины, и тогда говорят о муках совести. Совесть - проявле­ние внутреннего контроля.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписа­ниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположе­на сфера подсознания или бессознательного, состоящая из сти­хийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание при­родной стихии, он основывается на волевом усилии.

Трансформации экономики на постсоветском пространстве сопровождалась значительным спадом производства и потребления. Особенно это отразилось в социальной сфере: уровень жизни населения и его социальная защищенность резко снизились. При разработке экономической стратегии реформирования в 90-е годы социальная политика не называлась в качесте очевидной цели реформ. Роль социальной сферы была осознана после финансового кризиса 1998 года. Беларусь избежала социальных потрясений благодаря эволюционному переходу к экономическим реформам. Однако результатом явилось сокращение сбережений, что стало сдерживающим фактором экономического роста. В 2000 году в нашей стране 35,7% белорусских семей обладали доходом ниже прожиточного минимума на одного члена семьи. Потребовалось введение пособий для безработных и бедных. Это привело к росту социальной доли ВВП. В 1999 году валовые расходы на социальные программы и субсидии превысили треть ВВП республики, что потребовало высоких налогов и социальных выплат и стоало сдерживающим фактором экономического роста. Назревшие решения в сфере социальной политики принимаются со значительной временной задержкой.

Первой попыткой ввести определенность в ранее выданные обязательства государства и одновременно сохранить минимальный уровень государственного социального обеспечения были государственные минимальные социальные стандарты (ГМСС). Закон о ГМСС был принят в 1999 году. Но только в 2003 году были разработаны и утверждены постановлением Совета Министров по внедрению в республике 44 государственных социальных стандартов. Цель стандартов – удовлетворить важнейшие потребности человека в материальных благах и услугах и таки образом соблюсти конституционные гарантии. Большинство норм и нормативов, которые входят в систему стандартов, являются обязательствами государства перед различными группами населения и должны обеспечиваться за счет его финансовых ресурсов. Это дало возможность сохранить равные минимальные гарантии социальной защищенности населения. В перспективе государственное социальное обеспечение должно сохраниться на уровне минимального стандарта, ориентированного на малообеспеченную часть населения.

Активное реформирование социальной политики началось после 2000 года. Основными направлениями реформирования стали: поиск путей ограничения расходов государственного бюджета на социальные нужды и ужесточение финансовой дисциплины использования средств; активное привлечение средств нанимателей к социальной защите и страхованию; расширение круга платных услуг для населения в здравоохранении, образовании, санаторно-курортном обслуживании. В 2007 году был принят законопроект о ликвидации льгот. В Беларуси существовало более 200 видов льгот, правом их получения пользовались более 30 категорий граждан, 25% льгот получали наиболее обеспеченные граждане. В декабре 2009 года, несмотря на негативное общественное восприятие законопроекта, он вступил в силу. Однако государственная социальная поддержка населения является важнейшей составляющей социально экономической политики Беларуси. С 2007 года в стране активно задействуется принцип адресности при осуществлении государственной поддержки. Эта мера, закрепленная на законодательном уровне, позволяет применять четкий, прозрачный, дебюрократизированный механизм предоставления государственной адресной социальной помощи тем, кто в ней действительно нуждается.

К концу 2010 года предусмотрено сократить долю населения, располагающего доходами ниже бюджета прожиточного минимума, в два раза. Уровень малообеспеченности населения снизился с 11,1 процента в 2006 году до 7,7 процента в 2007 году. Важно отметить, что такое снижение произошло во всех регионах страны, а не только в крупных городах. Оно происходило при относительно низком уровне дифференциации доходов граждан.

Одним из ключевых аспектов обеспечения эффективного социального развития является расширение занятости. Эта одна из первостепенных задач государственной социально-экономической политики Беларуси. Уровень безработицы в Беларуси является одним из самых низких в Европе, он составляет в настоящее время менее 1 процента. Государство предоставляет дополнительные гарантии в области занятости особо нуждающимся и особо уязвимым категориям граждан, в том числе родителям многодетных и неполных семей; лицам до 21 года, которые впервые находятся в поисках работы; инвалидам; гражданам, освобожденным из мест лишения свободы и др. Дополнительные гарантии включают в себя такие меры, как бронирование рабочих мест для определенных категорий граждан, осуществление программ профессионального обучения.

В Беларуси на протяжении почти десяти лет наблюдается тенденция снижения женской и молодежной безработицы.

Одним из приоритетных элементов социальной поддержки государства является пенсионное обеспечение. С учетом демографической структуры населения, обусловленной его старением, получателями пенсий являются 26 процентов населения. Расходы на выплату пенсий составляют 11 процентов ВВП страны. С начала 2008 года рост размера пенсий составил более 6 процентов. За период с 2003 по 2008 год доля пенсионеров с пенсией ниже бюджета прожиточного минимума снизилась с 29, 9 процентов до 6 процентов от общей численности пенсионеров.

Для обеспечения дополнительной защиты права граждан на пенсионные выплаты Беларусь активно развивает соответствующую международную договорную базу: специальные соглашения о гарантиях пенсионного обеспечения при переселении граждан Беларуси действуют практически со всеми соседними странами и государствами СНГ.

В рамках деятельности по социальной поддержке одиноких пожилых людей и инвалидов важное место занимает развитие сети стационарных учреждений социального обслуживания. В Беларуси действуют 70 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, в том числе 9 домов для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития, а также Республиканский интернат ветеранов Второй мировой войны и труда, в которых проживает более 16 тысяч человек.

Образование и грамотность – важнейшая основа прогрессивного социально-экономического развития Республики Беларусь. В Беларуси ежегодные расходы на нужды образования составляют 6 процентов от уровня ВВП и превышают аналогичные показатели ряда высокоразвитых стран. В Беларуси гарантировано бесплатное среднее образование, сохранено бесплатное высшее образование, которое доступно любому человеку на конкурсной основе. При этом особое внимание уделяется обеспечению равенства образовательных возможностей городской и сельской молодежи.

Таким образом, в социальной политике Беларуси можно выделить следующие изменения:

· Распределение социальной составляющей между основными экономическими субъектами: государством, нанимателями и населением.

· Поддержание минимальной дифференциации доходов между работниками различных отраслей экономики;

· Введение института негосударственных платных услуг в социальной сфере;

· Отказ от льгот и переход к адресному назначению социальной помощи через систему государственных минимальных социальных стандартов.

29. Структура и содержание социальной политики.

Социальная политика – деятельность институтов государства, направленная на управление социальным развитием, умножением и распределением материальных и духовных благ для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев общества, каждого человека.

u Объектом социальной политики могут быть отдельные граждане, их группы, объединенные конкретными связями и отношениями, население страны в целом.

u Субъекты социальной политики – те, кто определяют цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляют действия по ее реализации. Это органы государственного управления на республиканском и местном уровнях; различные негосударственные объединения; коммерческие структуры, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы.

u Цель социальной политики государства – формирование социально стабильного и высокоразвитого общества, в котором нет нищеты и резких социальных контрастов; достигнут социально приемлемый жизненный уровень и качество жизни; имеется достаточная степень общественного согласия и общественной солидарности, а социальные противоречия разрешаются без острых конфликтов.

Следовательно, можно выделить две основные функции социальной политики:

стимулирующую, т.е. стимулирование всех видов экономической деятельности в рамках правового поля, формирование высокой трудовой мотивации работников к высокоэффективному труду; учет доли каждого работника в созданном продукте.

- стабилизирующую - достигается на основе перераспределения доходов, развития системы социальных гарантий и социальной защиты как населения в целом, так и его социальных групп.

Социальная политика базируется на ряде принципов.

u Принцип социальной справедливости предполагает, с одной стороны, равенство всех членов общества независимо от их индивидуальных и социальных различий в возможностях (уравнительный тип справедливости); с другой – дифференциацию населения по заслугам (распределительный тип справедливости).

u Принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. Государство должно оказывать помощь своим гражданам только в крайнем случае, если они не в состоянии обеспечить себя сами.

u Принцип социальных гарантий предусматривает предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг (обучение, воспитание, духовное и физическое развитие), потребление которых обеспечивает подготовку личности к самостоятельной жизни.

u Принцип всеобщности состоит в том, что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества на основе дифференцированного к ним подхода.

С точки зрения субъектов социальной политики, выделяют два ее уровня – общегосударственный и региональный.

u Государственная социальная политика характеризуется единым законодательным пространством для всего населения, единой социальной инфраструктурой.

На этом уровне определяются цели, задачи, приоритеты социального развития и способы их достижения по отношению ко всему обществу: принимаются нормативно-правовые акты, регулирующие общие принципы социальной политики в стране; устанавливаются минимальные социальные гарантии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипендий, медицинского обслуживания, образования и культуры; определяется порядок предоставления гражданам льгот и социального обслуживания; разрабатываются целевые социальные программы.

u Региональная социальная политика предназначена для обеспечения удовлетворения потребностей жителей конкретного региона с учетом особенностей культурного, исторического, религиозного и иного характера. На этом уровне принимаются нормативно-правовые акты, регулирующие социально-экономические отношения в регионе, а также региональные социальные программы, направленные на решение конкретных проблем населения региона.

Первый подход к рассмотрению структуры социальной политики связан с территориально-государственным устройством Российской Федерации. Вопрос, который логично вытекает из такого рассмотрения, заключается в том, можно ли говорить о социальной политике на общегосударственном (федеральном) уровне, о региональной социальной политике (на уровне субъекта Федерации) или о социальной политике на муниципальном уровне? Осуществляется ли такая политика на каждом из уровней государственного устройства, имеется ли у нее своя специфика, и в чем она заключается?

Пытаясь найти ответы на такие вопросы, нужно иметь 1 виду, что современное государственное устройство Российской Федерации является становящейся системой, формирование ее не завершено, особенно в части федеративного устройства и местного самоуправления. Учитывая также противоречивость и сложность социальной политики в целом можно предвидеть те трудности, которые содержит в себе анализ социальной политики в такой структуре. Нам представляется, что вполне правомерно анализировать формирование и реализацию социальной политики на каждом указанных уровней.

Деятельность государства в сфере социальной политики на федеральном уровне создает условия для ее осуществления на всех других уровнях. Эти предпосылки определяются в первую очередь Конституцией (Основным законом) страны, рамочными федеральными законами, разработкой и реализацией не только социальной политики, но также экономической политики и всех других ее видов. На этом уровне разрабатываются и утверждаются социальные минимумы и стандарты, которые должны лежать в основе деятельности расположенных "ниже" органов управления и самоуправления.

Социальный характер России, как сказано в Конституции, находит выражение в установлении гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечении государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитии системы социальных служб, установлении государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Этим гарантиям посвящена, главным образом, ст. 39 Конституции: "Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом". Характерно, что в этой статье не зафиксировано важнейшее право на социальное обеспечение. Формулировка статей Конституции, посвященных социальной защите населения, особенно наиболее уязвимых групп, а также положения главы 2 Конституции "Права и свободы человека и гражданина" позволяют сделать вывод об отсутствии реальных гарантий осуществления права на социальное обеспечение, не говоря уже о более широком понятии права на социальную защиту 1 .

В Конституции не получил закрепления принцип взаимосвязи прожиточного минимума и гарантированных социальных стандартов: минимальной заработной платы, минимальной пенсии, пособия и т. д.

— механизм поддержания общественного порядка посредством нормативного регулирования, подразумевающий действия общества, направленные на предотвращение отклоняющегося поведения, наказание девиантов или их исправление.

Понятие социального контроля

Важнейшим условием и эффективного функционирования социальной системы является предсказуемость социальных действий и социального поведения людей, в отсутствие которой социальную систему ждут дезорганизация и распад. Общество располагает определенными средствами, с помошью которых обеспечивает воспроизводство существующих социальных отношений и взаимодействий. Одним из таких средств является социальный контроль, основная функция которого заключается в создании условий для устойчивости социальной системы, сохранения социальной стабильности и в то же время для позитивных социальных изменений. Это требует гибкости от социального контроля, в том числе способности распознавать позитивно-конструктивные отклонения от социальных норм, которые следует поощрять, и негативно-дисфункциональные отклонения, к которым надо применять определенные санкции (от лат. sanctio — строжайшее постановление) негативного характера, в том числе правовые.

— это, с одной стороны, механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а с другой — социальная практика их использования.

В целом социальное поведение личности протекает под контролем общества и окружающих людей. Они не только обучают индивида правилам социального поведения в процессе социализации, но и выступают агентами социального контроля, наблюдая за правильностью усвоения образцов социального поведения и их реализации на практике. В этом плане социальный контроль выступает как особая форма и способ социальной регуляции поведения людей в обществе. Социальный контроль проявляется в подчинении индивида социальной группе, в которую он интегрирован, что выражается в осмысленном или спонтанном следовании социальным нормам, предписанным этой группой.

Социальный контроль состоит из двух элементов — социальных норм и социальных санкций.

Социальные нормы — социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей.

Социальные санкции — средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Социальные нормы

Социальные нормы — это социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей. Поэтому социальные нормы разделяют на правовые нормы, нормы морали и собственно социальные нормы.

Правовые нормы - это нормы, формально закрепленные в различного рода законодательных актах. Нарушение правовых норм предполагает юридические, административные и иные виды наказания.

Нормы морали — неформальные нормы, функционирующие в виде общественного мнения. Главным инструментом в системе норм морали является общественное порицание или общественное одобрение.

К социальным нормам обычно относят:

  • групповые социальные привычки (например, «не задирай нос перед своими»);
  • социальные обычаи (например, гостеприимства);
  • социальные традиции (например, подчинение детей родителям),
  • общественные нравы (манеры, мораль, этикет);
  • социальные табу (абсолютные запреты на каннибализм, детоубийство и т.д.). Обычаи, традиции, нравы, табу называются иногда общими правилами социального поведения.

Социальная санкция

Санкция признается основным инструментом социального контроля и представляет собой стимул для соблюдения , выраженный в форме поощрения (позитивная санкция) или наказания (негативная санкция). Санкции бывают формальные, налагаемые государством или специально уполномоченными организациями и лицами, и неформальные, выраженные неофициальными лицами.

Социальные санкции - это средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. В этом плане социальные санкции можно назвать охранником социальных норм.

Социальные нормы и социальные санкции представляют собой неразрывно целое, и если у какой-то социальной нормы отсутствует сопровождающая ее социальная санкция, то она теряет свою социально-регулирующую функцию. Например, еще в XIX в. в странах Западной Европы социальной нормой считалось рождение детей только в законном браке. Поэтому незаконнорожденные исключались из наследования имущества родителей, ими пренебрегали в повседневном общении, они не могли заключать достойные браки. Однако общество по мере своей модернизации и смягчения общественного мнения относительно незаконнорожденных стало постепенно исключать неформальные и формальные санкции за нарушение данной нормы. В результате данная социальная норма вообще перестала существовать.

Выделяют следующие механизмы социального контроля:

  • изоляцию — изолирование девианта от общества (например,тюремное заключение);
  • обособление — ограничение контактов девианта с другими (например, помещение в психиатрическую клинику);
  • реабилитацию — комплекс мер, направленных на возвращение девианта к нормальной жизни.

Типы социальных санкций

Хотя официальные санкции кажутся более эффективными, на самом деле для человека более важными бывают неформальные санкции. Потребность в дружбе, любви, признании или боязнь насмешек и стыда часто оказываются действеннее, чем ордена или штрафы.

В процессе социализации формы внешнего контроля усваиваются так, что они становятся частью его собственных убеждений. Формируется система внутреннего контроля, именуемая самоконтролем. Типичный пример самоконтроля — муки совести человека, совершившего недостойный поступок. В развитом обществе механизмы самоконтроля превалируют над механизмами внешнего контроля.

Типы социального контроля

В социологии различают два основных процесса социального контроля: применение позитивных или негативных санкций за социальное поведение индивида; интериоризация (от фр. interiorisation — переход извне внутрь) индивидом социальных норм поведения. В связи с этим выделяют внешний социальный контроль и внутренний социальный контроль, или самоконтроль.

Внешний социальный контроль представляет собой совокупность форм, способов и действий, гарантирующих соблюдение социальных норм поведения. Выделяют два вида внешнего контроля — формальный и неформальный.

Формальный социальный контроль , основанный на официальном одобрении или осуждении, осуществляется органами государственной власти, политическими и социальными организациями, системой образования, средствами массовой информации и действует на территории всей страны, основываясь на писаных нормах — законах, указах, постановлениях, приказах и инструкциях. К формальному социальному контролю может относиться также доминирующая в обществе идеология. Говоря о формальном социальном контроле, имеют в виду прежде всего действия, направленные на то, чтобы заставить людей уважать законы и порядок с помощью представителей органов власти. Такой контроль особенно эффективен в больших социальных группах.

Неформальный социальный контроль , основанный на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, общественного мнения, выражается через традиции, обычаи либо средства массовой информации. Агентами неформального социального контроля выступают такие социальные институты, как семья, школа, религия. Этот вид контроля особенно эффективен в малых социальных группах.

В процессе социального контроля за нарушение одних социальных норм следует очень слабое наказание, например неодобрение, недоброжелательный взгляд, ухмылка. За нарушение других социальных норм следуют суровые наказания — смертная казнь, тюремное заключение, изгнание из страны. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов, мягче всего — отдельные виды групповых привычек, в частности семейные.

Внутренний социальный контроль — самостоятельное регулирование индивидом своего социального поведения в обществе. В процессе самоконтроля личность самостоятельно регулирует свое социальное поведение, согласуя его с общепринятыми нормами. Данный вид контроля проявляется, с одной стороны, в чувстве вины, эмоциональных переживаниях, «угрызениях совести» за социальные действия, с другой — в форме рефлексии индивида по поводу своего социального поведения.

Самоконтроль индивида за собственным социальным поведением формируется в процессе его социализации и становления социально-психических механизмов его внутренней саморегуляции. Основными элементами самоконтроля выступают сознание, совесть и воля.

- это индивидуальная форма психической репрезентации действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. Сознание позволяет индивиду рационшшзироватьсвое социальное поведение.

Совесть - способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения, а также производить самооценку совершаемых действий и поступков. Совесть не позволяет индивиду нарушать сложившиеся у него установки, принципы, убеждения, в соответствии с которыми он выстраивает свое социальное поведение.

Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля помогает индивиду преодолевать свои внутренние подсознательные желания и потребности, поступать и вести себя в обществе в соответствии со своими убеждениями.

В процессе социального поведения индивиду приходится постоянно бороться со своим подсознанием, придающим его поведению стихийный характер, поэтому самоконтроль является важнейшим условием социального поведения людей. Обычно самоконтроль индивидов за своим социальным поведением усиливается с возрастом. Но это также зависит от социальных обстоятельств и характера внешнего социального контроля: чем жестче внешний контроль, тем слабее самоконтроль. Более того, социальный опыт показывает, что чем слабее самоконтроль у индивида, тем жестче должен быть по отношению к нему внешний контроль. Однако это чревато большими социальными издержками, поскольку жесткий внешний контроль сопровождается социальной деградацией личности.

Кроме внешнего и внутреннего социального контроля социального поведения индивида выделяют также: 1) косвенный социальный контроль, основанный на идентификации с референтной законопослушной группой; 2) социальный контроль, основанный на широкой доступности разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.

Социальный контроль

    Понятие «социальный контроль».

    Институты контроля и санкции.

    Девиантное (отклоняющееся) поведение.

Понятие «социальный контроль»

Понятие «социальный контроль» тесно связано с понятием социализация личности. - это индивидуальный процесс, но он протекает всегда под бдительным оком общества, окружающих его людей. Они не только обучают детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения. Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом - семьей, группой друзей, учреждением или социальным институтом, то он приобретает общественный характер и называется социальным контролем. Социальный контроль - это особый механизм социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка. Выделяют следующие виды социального контроля :

    1) обычаи и традиции;

    2) мораль;

    3) религия;

Основная задача социального контроля - создание условий для устойчивости той или иной социальной системы, сохранения социальной стабильности, но в то же время и для позитивных изменений. Это требует от контроля большой гибкости, способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности: дисфункциональные, приносящие обществу вред, и необходимые для его развития, которые следует поощрять.

Социальный прогресс в развитии общества основан на изменениях, инновациях, привнесениях нового, однако невозможен без сохранения старого, если это старое заслуживает быть сохраненным для потомства. Самое важное в этом старом - нравственные законы, нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных отношений, жизнедеятельность общества. Переселяясь на другое, новое место народ переносит с собой не памятники материальной культуры, а обычаи, нормы, традиции.

Таким образом, социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе. Она облегчает трудности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, как вести себя, как действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любое действие, идущее вразрез с тем, которое принимается обществом, кажется нам неуместным, незаконным и опасным. Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением.

Институты контроля и санкции

Социальный контроль производят субъекты и институты контроля .

Социальные нормы - это предписания о том, как правильно надо себя вести в обществе. Социальные нормы различаются масштабом. Одни нормы возникают и существуют только в малых группах - в компании друзей, в рабочем коллективе, в семье, в спортивной команде. Эти малые социальные нормы часто называют групповыми привычками . Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом и называются общими правилами . К ним относятся обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения, которые присущи определенной социальной группе.

Нормы связывают людей в единую общность, в коллектив. Каким образом подобное происходит? Во-первых, нормы - это еще и ожидание: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идет навстречу, передвигаются по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновения и беспорядок. Значит, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.

Таким образом, нормы выполняют определенные функции в зависимости от того, в каком виде они себя проявляют - как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидание поведения (реакции, поведение других людей). Защита чести и достоинства членов семьи представляет собой обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соответствует вполне конкретные ожидания членов семьи, надежда на то, что их честь и достоинство будут защищены.

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. За нарушение одних норм следует очень слабое наказание - неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм следуют очень сильные санкции - изгнание из страны, смертная казнь, тюремное заключение. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов (например, убийство человека, разглашение государственной тайны), мягче всего - отдельные виды групповых привычек, в частности семейные (например, отказ выключать свет или закрывать входную дверь).

Социальные санкции - средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные норм. Социальные санкции - охранники норм. Наряду с ценностями они отвечают за то, почему люди стремятся выполнять нормы. Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа сочетаний, которые представлены в таблице 13.1.

Таблица 13.1

Социальные санкции

Формальные позитивные санкции - публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительство, учреждения): правительственные награды, ученые степени, вручение почетных грамот и так далее.

Неформальные позитивные санкции - публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, аплодисменты, улыбка и так далее.

Формальные негативные санкции - наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества.

Неформальные негативные санкции - наказания, не предусмотренные официальными инстанциями, инструкциями: порицание, замечание, насмешка, злая шутка, пренебрежение и т.д.

Санкции в системе социального контроля выполняют ключевую роль. Вместе с ценностями и нормами они составляют его механизм. Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, которые как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение общепринятых норм делает наше поведение предсказуемым. Санкции так же предсказуемы и общеприняты. Каждый из нас знает, что за выдающееся научное открытие ожидает официальная награда, а за тяжкое преступление - тюремное заключение. Санкции также вносят в поведение элементы предсказуемости. Когда мы ожидаем от другого человека определенного поступка, то надеемся, что он знает, не только норму, но и следующую за ним санкцию.

Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая его санкция, то она перестает регулировать реальное поведение. Она становится лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.

Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц, а в других не требует. Увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заключение требует сложной процедуры судебного разбирательства, на основании которого выносится решение суда. Привлечение к административной ответственности, например, за безбилетный проезд - штрафование, предполагает присутствие официального транспортного контролера, а иногда и милиционера. Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и решения ученого совета.

Если же применение санкций совершается самим человеком, то такую форму контроля принято считать самоконтролем. - это внутренний контроль человека. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Вопреки нормам подобающего поведения, человек влюбляется в жену своего друга, завидует более удачливому сопернику. В таких случаях говорят о муках совести. Совесть, стыд, чувство вины - проявление внутреннего контроля.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере, ниже которой расположена сфера подсознания, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.

Чрезвычайно важная социально-психологическая характеристика человека. Источником, из которого черпается представление человека о самом себе, являются окружающие его и значимые для него люди. По реакции на его поступки, по их оценкам индивид судит и о том, каков он сам. На содержание самосознания влияет представление человека о том, каким его считают окружающие. Социальное поведение человека в значительной мере складывается из его реакции на мнения о нем окружающих людей, причем это мнение серьезно влияет на формирование индивидуального самосознания.

В отличие от муравьев, пчел и даже обезьян, человеческие существа могут продолжать коллективное взаимодействие лишь в том случае, если каждый индивид прибегает к самоконтролю. О взрослом человеке, который не умеет контролировать себя, говорят, что он «ведет себя, как ребенок». Импульсивное поведение, неумение властвовать над своими желаниями и прихотью характерны как раз для детей. Поэтому импульсивное поведение называют инфантилизмом. Напротив, поведение в соответствии с рациональными нормами, обязательствами, волевыми усилиями служат признаком взрослости.

Примерно на 70% социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходиться прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаше приходится вступать в действие институтам социального контроля, в частности, армии, судам, государству. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Однако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозит развитие самосознания и волеизъявления, приглушает внутренние волевые усилия. Часто диктатура устанавливалась якобы во благо гражданам, с целью навести порядок. Но привыкшие подчиняться принудительному контролю граждане не развивали внутренний контроль. Они деградировали как социальные существа, способные брать на себя ответственность и вести себя в соответствии с рациональными нормами. Они подвергали сомнению как раз саму разумность принудительных норм, исподволь подготавливая разумное обоснование всякому сопротивлению этим нормам. Примером такой ситуации служит Россия, где декабристы, революционеры, цареубийцы, покушавшиеся на основы социального порядка, оправдывались общественным мнением потому, что разумным считалось сопротивление, а не подчинение принудительным нормам.

Девиантное (отклоняющееся) поведение

Человеческое поведение можно определить как тот или иной образ жизни, действий и поступков людей. Иногда может казаться, что действия отдельного человека - его личное дело. Однако, живя в обществе, любой индивид практически постоянно находится (физически или мысленно) в окружении других людей. Поэтому его индивидуальное поведение очень часто взаимосвязано с окружающими и носит социальный характер. Социальное поведение - это действия человека по отношению к обществу, другим людям, к окружающим его природе и вещам. Люди «задевают» друг друга не только, при непосредственном контакте, но и через вещи, природу, через общую среду обитания. При этом взаимодействия людей чрезвычайно сложны и многообразны и могут быть разделены во времени и пространстве. Так, к примеру: производитель недоброкачественных продуктов может повредить здоровью сотен людей, о существовании которых он, к сожалению, даже никогда не задумывался. Автомобилист, прогревающий во дворе мотор своего «железного коня», заставляет жильцов вокруг морщиться и плотнее закрыть окна. Собаковод, не убирающий отходы своего питомца, вынудит ругаться и чиститься того, кто случайно наступит в них темным вечером. Законодатели, заседающие в сотнях больших и малых парламентов повсюду в мире, могут облегчить или затруднить жизнь сотен незнакомых им людей через принимаемые ими решения. И так далее...

По своему характеру социальное поведение может быть самым разнообразным: альтруистическим или эгоистическим, законопослушным или противоправным, серьезным или легкомысленным, мужественным или трусливым, добродетельным или порочным, независимым или приспособленческим, деликатным, корректным или грубым и неучтивым и т. д. Оно определяется очень многими факторами как общественного, так и личностного характера.

К основным общественным факторам поведения можно отнести существующие в обществе обычаи, традиции, социальные ценности и нормы, характер поведения социальной элиты (как образец для подражания), сложившиеся в обществе условия для позитивного или негативного поведения (скажем, чрезмерные налоги вызывают волну укрывательства от них, раздутость госаппарата - злоупотребления и коррупцию чиновников, слабый социальный контроль и безнаказанность нарушений - разгул ненормативного поведения, отсутствие на улицах урн и общедоступных туалетов - рост загрязнения среды и т. д.).

Личностные факторы поведения - это те факторы, что исходят от самого индивида. Среди них можно выделить следующие шесть.

Понятно, что в мире нет ничего совершенного. Поэтому и в социальном поведении людей, к сожалению, имеет место множество нежелательных отклонений. С ними связано еще одно социологическое понятие - так называемое девиантное поведение .

Термины «девиация», «девиантный» происходят от латинского deviatio - отклонение. Отсюда девиантным называют отклоняющееся поведение людей. Его рассматривают в широком и узком смыслах.

В широком смысле девиантным поведением можно назвать любые действия, которые не соответствуют сложившимся в данном обществе нормам и социальным стереотипам. При таком подходе, однако, необходимо различать, условно говоря, положительную, или позитивную, и отрицательную, или негативную (от лат. negativus - отрицательный) девиацию.

Позитивная девиация - это такое отклоняющееся поведение, которое хотя и воспринимается многими как необычное, странное или даже, возможно, как «ненормальное», но в то же время в основном не вызывает неодобрения. Это могут быть героические поступки, самопожертвование, сверхпреданность чему-либо или кому-либо, чрезмерное усердие, обостренное чувство жалости и сочувствия и т. д.

Негативная девиация , напротив, представляет те поведенческие отклонения, которые вызывают у большинства людей реакцию неодобрения или осуждения. Сюда можно отнести терроризм, вандализм, воровство, предательство, жестокое обращение с животными и т. д. За девиацию такого рода следуют санкции от государственных органов (административные или уголовные).

Девиация в узком смысле слова - это негативные и неодобряемые отклонения от социальных норм.

    Пьянство (неумеренное потребление спиртных напитков) и алкоголизм (болезненное влечение к алкоголю) несут огромный вред всем людям. Они угрожают здоровью пьющего и его детей, разрушают личность алкоголика и его семью, ведут к несчастным случаям, преступлениям, снижению эффективности экономики и благосостояния общества. К примеру, в , по подсчетам американских исследователей, от алкоголизма страдает около 14 млн жителей, а ежегодные потери от него доходят до 100 млрд долл. , к великому сожалению, во все времена отличалась высоким потреблением алкоголя. Еще более 120 лет назад русский писатель Федор Достоевский (1821-1881 гг.) в романе «Бесы» отмечал, что у нас в стране «моря и океаны водки испиваются на помощь бюджету». Однако алкоголизация общества особенно возросла в последние десятилетия. Так, за 20 лет продажа водки и ликероводочных изделий увеличилась более чем в 2 раза, а плодово-ягодных (но народной терминологии, «плодово-выгодных») вин - более чем в 6,6 раза. Наша страна в настоящее время является абсолютным мировым лидером по потреблению алкоголя на душу населения (25 литров чистого алкоголя в год на душу взрослого, работоспособного населения), существенно опережая такие традиционно многопьющие страны, как , , , и . Причем - 90 % чистого алкоголя россияне потребляют в виде крепких напитков, в то время как нигде в Европе , кроме Финляндии (36 %), этот показатель не превышает и 30 %. Отсюда не удивительно, что число заболеваний алкогольными психозами в последние годы более чем утроилось и что по разным причинам, связанным с алкоголем, ежегодно гибнет около 500 тыс. россиян.

    Наркомания является весьма близкой к алкоголизму (или даже его разновидностью) девиацией. Она представляет собой болезненное влечение к разного рода наркотикам - болеутоляющим, снотворным, веселящим или дурманящим веществам. Здесь те же или схожие мотивы - жажда удовольствий, желание «отдохнуть» от повседневности, «убежать» от неприятной реальности, испытать острые ощущения. И, как правило, тот же итог - совершение преступлений, глубокое физическое и психическое истощение, сильная наркозависимость, деградация личности. К примеру, год увлечений нюханием такого сильного растворителя, как клей «Момент», ведет, по мнению врачей, к растворению мозгов у детей. А тот же «стаж» употребления самого опасного (мощная зависимость и крайне тяжелая «ломка») нарковарева - вызывает у человека стойкое слабоумие на уровне старческого. По данным ООН, сегодня наркотиками злоупотребляет примерно каждый 25-й житель Земли. Иначе говоря, число наркоманов в мире перевалило за 200 млн чел. Потребление наркотических веществ стремительно догоняет потребление алкоголя, и при сохранении нынешних тенденций через 10-15 лет численность наших алко- и наркоголиков может сравняться.

    Курение . Трудно найти другую привычку, о вреде которой известно столь много. Однако до сих пор подавляющее большинство молодежи относится к курению как к занятию безобидному, а часто и привлекательному. Курение вызывает много опасных заболеваний, которые часто приводят к тяжелым последствиям и даже смерти. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, наиболее опасная болезнь - рак легких - в 95 % случаев связана с курением, а каждый четвертый случай - с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Американские ученые посчитали: каждый курящий человек в день обходится на 3 доллара дороже для медицины, чем некурящий человек; курильщики в целом работают хуже и меньше из-за перекуров; курильщики болеют чаще, дольше и тяжелее; курильщики раньше умирают; треть (1/3) всех пожаров происходит по вине курильщиков.

    Проституция . Как правило, под проституцией понимаются так или иначе социально организованные формы продажи секса. Причиной, толкающей к занятиям проституцией, бывает отсутствие средств к существованию, угроза жизни или принуждение. Многие исследователи подчеркивают важность психического и сексуального предрасположения для генезиса проституции: ранняя сексуальная инициация (в возрасте до 14 лет), беспорядочные половые связи, чрезмерный половой темперамент, мазохистские тенденции, подсознательное желание мстить мужчинам.

    Гомосексуализм - сексуальное влечение индивида к лицам одного с ним пола и сексуальные связи между ними.

    Бродяжничество - одна из форм крайней социальной дезадаптации и маргинальности индивида, выражающаяся в отсутствии постоянного места жительства, работы и стабильного дохода.

Вместе с тем все, как известно, относительно, а люди подчас субъективны и резки в оценках и склонны «навешивать ярлыки» на всех, кто не вписывается в их представления о норме. Поэтому в девиантах у части общества могут оказаться обыкновенные «моржи» (купальщики в проруби), путешественники-одиночки, вроде отважного россиянина Федора Конюхова (род. в 1951 г.) и т.д.

Причины девиантного поведения социологи ищут в самых разных направлениях:

    1) в несовершенстве человеческой природы и различных пороках людей (эгоизм, чрезмерная тяга к удовлетворению своих желаний, стремление выделиться, зависть и т.д.);

    2) в биологических и психологических особенностях людей (особые свойства отдельных организмов, генетическая предрасположенность некоторых индивидов к девиантности, умственные дефекты, психопатия и т.д.);

    3) в социальных условиях жизни (воспитание, образование, человеческое окружение, возможности работать, хорошо зарабатывать, культурно отдыхать и т.д.).

Любопытны в связи с этим некоторые результаты исследований причин преступности. У подавляющего большинства преступников (почти у 80%) ученые обнаружили один и тот же «дефектный ген», который, возможно, является своего рода «геном преступности». Это может означать, что истоки преступного поведения лежат главным образом на генетическом уровне и что наиболее негативную девиацию чаще всего проявляют психически неполноценные люди с выраженной, интеллектуальной недостаточностью. Если учесть, что 22% россиян страдают серьезными психическими отклонениями или заболеваниями, то обществу есть над, чем задуматься.

Выделяют следующие виды девиантного поведения .

    I. Агрессивное (деструктивное) поведение . - тенденция (стремление), проявляющаяся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними.

    Как склонность конкретного человека проявлять эту тенденцию в форме конкретных внутренних и внешних действий - индивидуальная особенность. Данную индивидуальную особенность довольно трудно измерить, в связи с чем основным способом оценки агрессивной тенденции является оценка ее поведенческих проявлений.

    Ведущие признаки агрессивного поведения:

      выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;

      тенденция к разрушению;

      направленность на причинение вреда окружающим людям;

      склонность к насилию (причинению боли).

    Обобщая все перечисленные признаки, можно говорить о том, что агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования. Агрессивно-асоциальное поведение непременно включает насилие - вербальные (словесные) или физические действия, причиняющие боль. Оно, как правило, протекает на фоне негативных эмоций агрессора (злость, ярость, садистическое удовольствие, безразличие) и в свою очередь вызывает негативные переживания жертвы (страх, унижение). Это поведение направляется агрессивными мотивами - разрушить, устранить, использовать, навредить.

    Криминальное поведение является утрированной формой делинквентного поведения. В целом делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм государственной жизни, четко выраженных в правилах (законах) общества.

    Особенности делинквентного поведения.

    Это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности. Например, круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разное время. Сами законы неоднозначны, и в силу их несовершенства большая часть взрослого населения может быть подведена под категорию «преступников», например по таким статьям, как уклонение от уплаты налогов или причинение кому-либо физической боли. Аналогично этому, все знают, что лгать нельзя. Но человек, говорящий правду всегда и везде, невзирая на обстоятельства, будет выглядеть более неадекватным, чем тот, кто лжет уместно.

    Делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами - законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами.

    Противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства - общественному порядку.

    Поведение личности активно осуждается и наказывается в любом обществе. Основной функцией любого государства является создание законов и осуществление контроля за их исполнением, поэтому в отличие от иных видов девиаций, делинквентное поведение регулируется специальными социальными институтами: судами, следственными органами, местами лишения свободы.

    Противоправное поведение по своей сути означает наличие конфликта между личностью и обществом - между индивидуальными стремлениями и общественными интересами.

    Негативные последствия зависимого поведения личности:

    • утрата работоспособности;

      конфликты с окружающими;

      совершение преступлений.

    Зависимое поведение - это наиболее распространенный вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью.

    Условно можно говорить о нормальной и чрезмерной зависимости. Все люди испытывают «нормальную» зависимость от таких жизненно важных объектов, как воздух, вода, еда.

    Склонность к чрезмерной зависимости порождает проблемные симбиотические отношения или зависимое поведение. Зависимое поведение тесно связано как со злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушениями ее потребностей.

    Объекты зависимости:

      психоактивные вещества (легальные и нелегальные наркотики);

      В наши дни суицидальное поведение не рассматривается как однозначно патологическое. В большинстве случаев это поведение психически нормального человека. В то же время распространена точка зрения на суицид как на крайнюю точку в ряду взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения.

      Суицидальное поведение - осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни.

      Таким образом, суицидальное поведение реализуется одновременно во внутреннем и внешнем планах.

      Суициды делятся на три основные группы .

      В целом, девиантное поведение является одной из наиболее важных проблем любого общества. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, которые не могут или не хотят жить по правилам и нормам, принятым в том обществе, в котором они живут.

      Контрольные вопросы

      1. Как Вы понимаете понятие «социальный контроль»?

        Кто осуществляет социальный контроль?

        Назовите субъектов и институты социального контроля.

        Что такое общественное мнение?

        Как действует механизм социального контроля?

        Какую роль в социальном контроле выполняет социальная норма?

        Какие виды санкций Вы знаете?

        Какое поведение называют девиантным?

        Каковы причины девиации?

        Какие виды девиантного поведения Вы знаете?