Что такое моп и как произвести начисление. Что такое освещение «МОП» и сколько оно стоит

Многие, наверняка, обратили внимание, что в платежках на квартиру появилась новая строка - освещение МОП. Под этой аббревиатурой скрываются так называемые места общего пользования или лестничные клетки, чердаки, подвалы и лифты, где горят или, по крайней мере, должны гореть лампочки. Обязанность оплачивать этот общий свет на жильцов многоквартирных домов возложил Жилищный кодекс. Загляните в статью 158: собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество. Есть и еще целый ряд нормативно-правовых актов на эту тему, в том числе и разъясняющих, как и в каком размере жильцы должны оплачивать освещение мест общего пользования.

На самом деле, жители многоэтажек и раньше и несли бремя по оплате общего света. Но плата пряталась в строке «ремонт и обслуживание жилищного фонда». Эти средства поступали в управляющие компании, которые сами расплачивались с поставщиками электроэнергии за освещение подъездов. Высчитывалась разница между количеством электроэнергии, израсходованной за месяц всем домом, и показателями индивидуальных квартирных счетчиков (или нормативами потребления для квартир без счетчиков). «Лишние» киловатты считались освещением мест общего пользования и оплачивались управляющими компаниями. После того, как законодательство разделило многочисленные услуги, что получают собственники квартир, на жилищные и коммунальные, освещение мест общего пользования перестало считаться обслуживанием жилищного фонда. Это явно коммунальная услуга. Все точки над i расставило письмо Министерство регионального развития РФ, в котором разъяснялось, что количество электроэнергии, подаваемой для освещения помещений общего пользования и для работы электрооборудования, относящегося к общему имуществу многоквартирного дома, должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение». Так в платежках появилась новая строка - освещение МОП.

Встал вопрос, как теперь брать плату с жильцов? Никаких вопросов не возникло там, где установлены коллективные (общедомовые) приборы учета на вводе в дом. В этом случае плата начисляется в зависимости от потребленной энергии, и жильцы оплачивают ее фактическую стоимость. Она может быть больше или меньше - вдруг в какой-то месяц лифтом реже пользовались, лампочки на лестничных клетках перегорели или были заменены на энергосберегающие…

Если такого счетчика общего пользования нет, а их нет пока в большинстве старых многоэтажек, плата за освещение мест общего пользования рассчитывается по нормативам потребления электрической энергии, размеры которых устанавливают региональные власти. В большинстве регионов этот норматив равен 7 кВт/час на человека в месяц в домах без лифта и в два раза больше в домах с лифтом.

Чтобы посчитать окончательную сумму платежа, необходимо умножить норматив на тариф (стоимость 1 кВт/час в вашем регионе) и на количество человек, прописанных в квартире. В каждом регионе тарифы на электроэнергию разные. Возьмем, к примеру, город Москву, где в 2010 году 1 кВт/час в домах с газом будет стоить 3,45 рубля. Норматив (7) умнажаем на тариф (3,45) и на количество человек (6), получается 144,9 рубля - именно такую сумму придется платить ежемесячно семье из шести человек за освещение мест общего пользования в доме без общедомового прибора учета.

» за декабрь появилась строчка оплата Э/Э МОП , а аналогичная строка всегда присутствовала в платежках за кварт. плату (УК «Авангард»). Кто вправе взымать плату за Э/Э МОП ? К кому обратиться, чтоб исчезло двойное начисление тарифа?

Станислав, 31.12.2008

1. Снабжение электроэнергией мест общего пользования (МОП) и лифтов - это часть коммунальной услуги «электроснабжение», по этому поводу есть :

Цитата

В составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования.

Количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение».

Поэтому затраты на эту электроэнергию не входят в плату за содержание и ремонт жилого помещения (хотя раньше, до 2008 г. - входили).

2. ч. 7 статьи 155 ЖК РФ:

Цитата

Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации .


Т.е., плата собственников должна вноситься (на счет) управляющей организации. А затем управляющая организация должна рассчитаться с поставщиками коммунальных услуг, в т.ч. с поставщиком электроэнергии на нужды мест общего пользования и работу лифтов.

Что имеет место в вашем случае?
По-видимому, управляющая компания поручила «Региональному энергосбытовому комплексу» осуществлять начисление и сбор платы за «электроэнергию МОП» с собственников помещений. Законом это не запрещено. Если потребитель не возражает (см. вышеупомянутую ч. 7 статьи 155 ЖК РФ).

Т.е. раньше вы платили за «электроэнергию МОП» управляющей организации, сейчас - «Региональному энергосбытовому комплексу». Двойного начисления быть не должно. Для решения спорных вопросов, если они есть, нужно обращаться прежде всего в управляющую организацию.

Информационный лист


Уважаемый потребитель!


В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации №307 от 23.05.2006 г., обязанность по начислению и сбору оплаты за коммунальные услуги электроснабжения, в том числе мест общего пользования и лифтов в многоквартирных жилых домах, возложена на исполнителей коммунальных услуг (Управляющие компании и ТСЖ). МУ «ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» (далее - ГЖУ), являясь исполнителем коммунальных услуг в большинстве многоквартирных домов г. Ижевска, с 1 июля 2008 года прекратило начисление населению услуги электроснабжения мест общего пользования.

В целях выполнения норм и требований действующего законодательства Российской Федерации при предоставлении коммунальных услуг гражданам, ГЖУ заключило с гарантирующим поставщиком электроэнергии (далее - Региональный энергосбытовой комплекс) договор №553 от 28.10.2008 г.

Согласно условиям данного договора и в соответствии с п. 90 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №530 от 31.08.2006 г., ГЖУ уполномочило Региональный энергосбытовой комплекс с 01.07.2008 года осуществлять начисление и сбор оплаты за потребленную электрическую энергию для нужд мест общего пользования и лифтового оборудования с граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, находящихся на обслуживании ГЖУ. При этом, оплата гражданами этих услуг будет осуществляться согласно Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, с применением нормативов потребления электроэнергии, утвержденных постановлением Правительства Удмуртской Республики №59 от 23.04.2007 г.

Обращаем Ваше внимание на то, что начисление и сбор оплаты за электроэнергию, израсходованную на нужды мест общего пользования и лифтов , не осуществлялись ГЖУ в течение периода с 01 июля 2008 года, при этом поставка электроэнергии на эти нужды осуществлялась надежно и бесперебойно. В связи с этим ООО «Региональный энергосбытовой комплекс» вынуждено выставить счет на оплату электрической энергии для нужд мест общего пользования и лифтов гражданам за 6 месяцев единой суммой в декабре 2008 г. Учитывая возможные неудобства, связанные со значительным единовременным расходом денежных средств на оплату услуг электроснабжения в декабре 2008 года, приносим свои извинения за вынужденные действия. В сложившейся ситуации надеемся на Ваше понимание.

Гарантирующий поставщик электроэнергии -
ООО «Региональный энергосбытовой комплекс»

Всё бы хорошо, да вот только в квитанциях ООО «РЭКс» фигурирует ещё такая неприметная, вроде бы, графа - «Перерасчет» .
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (см. ), перерасчет по электроснабжению предусмотрен только в одном случае - когда отсутствуют коллективные (общедомовые), общие (квартирные) и индивидуальные приборы учета . И в этом случае при перерасчете (см. ) должны быть учтены размеры платы за электроснабжение во всех жилых и нежилых помещениях дома за прошедший период, должны быть учтены площади всех жилых и нежилых помещениях дома.
Было ли это сделано? Можем ли мы надеяться на честность энергоснабжающей организации?

И вот что важно: в такой ситуации управляющая компания по сути оставила жителей «один на один» с энергоснабжающей организацией. Т.к. вообще-то, жители (потребители) должны, по закону, вносить плату управляющей организации, и, соответственно решать все возникающие вопросы с ней.

Такая схема взаимоотношений (оплата жителями за электроэнергию на МОП и лифты напрямую ЭСО) будет в интересах жителей только в том случае, если:

  • ЭСО обеспечит качество (обоснованность, точность, скорость) расчетов выше, чем было в управляющей компании,
  • ЭСО обеспечит взаимодействие с жителями (разъяснения, ответы на вопросы, рассмотрение претензий) лучше, чем было в управляющей компании,
  • ЭСО обеспечит стимулирование энергосбережения и экономии электроэнергии в многоквартирном доме лучше, чем было в управляющей компании.

Иначе, такая схема не в интересах жителей.

Новый документ аннулирует действие постановления правительства № 307, регламентировавшего деятельность предприятий сектора ЖКХ ранее.

Оплата за ЖКУ возросла. Но рост платы не гарантирует качества услуг. Платите только за услуги надлежащего качества или добейтесь, чтобы они стали таковыми! Фото: газета «Глобус».

Новый нормативный акт внес существенные изменения в порядок взаимодействия клиентов с ресурсоснабжающими организациями, ввел новые понятия и новые условия работы исполнителей и потребителей коммунальных услуг.


Каковы основные положения новых Правил предоставления коммунальных услуг? Будем разбираться. Также в планах - рассказах о правах потребителей услуг, об ответственности тех, кто их предоставляет и о требованиях, которые устанавливают к качеству услуг новые Правила их оказания.

Сегодня публикуем разъяснения по одному из самых острых вопросов – о начислении платы за общедомовое потребление электроэнергии. По нашей просьбе их подготовила пресс-служба ОАО «Свердловэнергосбыт».

Предлагаем их вашему вниманию.

Ресурсоснабжающая организация – исполнитель коммунальных услуг

Постановление Правительства № 354 устанавливает новое уточненное понятие «исполнитель коммунальных услуг». Оно прямо указывает на возможность ресурсоснабжающей организации быть исполнителем коммунальных услуг до тех пор, пока управляющие компании, ТСЖ и др. не обратятся к ней за заключением договора на энергоснабжение того или иного многоквартирного дома.

Бесплатная юридическая консультация:


До этого момента поставщик коммунальных услуг будет находиться в договорных отношениях непосредственно с жильцами дома.

Такой договор может и не иметь письменной формы. Фактически заключением договора будет считаться присоединение потребителя к инженерным системам в установленном порядке, пользование коммунальным ресурсом, а также оплата этого ресурса по полученной квитанции.

Новые правила распространяют свое действие не только на собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме, но еще и на собственников нежилых помещений, то есть на организации, которые расположены в жилых домах. Это налагает на них те же обязанности и предоставляет им те же права, что и собственникам квартир.

Плата за энергоснабжение мест общего пользования

Уточнено понятие «внутридомовые инженерные системы». Теперь к ним относятся все инженерные коммуникации, расположенные на земельном участке, на котором находится дом. В частности, это может быть освещение двора.

Бесплатная юридическая консультация:


Соответственно, жители многоквартирных домов обязаны оплачивать поставку энергоресурса для работы этих систем в числе услуги по энергоснабжению мест общего пользования.

Плата за ресурсоснабжение квартир и мест общего пользования вносится отдельно. Причем, в случае временного отсутствия потребителя по месту жительства, он продолжает нести бремя содержания общедомового имущества.

Устанавливается новый порядок расчета платы за энергоснабжение мест общего пользования в многоквартирном доме.

Объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю или находящегося в его пользовании жилого или нежилого помещения.

Плата за ресурсоснабжение частных домов

Правила также вводят понятие «домовладение», которое включает в себя не только сам частный дом, но и все постройки, гаражи, теплицы, бани и другие объекты, находящиеся на участке. То есть хозяин домовладения будет отдельно оплачивать ресурсоснабжение жилого помещения и всех нежилых построек, находящихся на территории его земельного участка.

Бесплатная юридическая консультация:


Передача показаний приборов учета

За потребителем закрепляется обязанность с 23 по 25 число каждого месяца снимать и передавать показания индивидуальных приборов учета.

В случае, если потребитель своевременно не предоставил исполнителю коммунальных услуг показания приборов учета, либо не обеспечил доступ исполнителя в жилое помещения для проверки достоверности показаний, а также в случае выхода из строя или утраты счетчика, расчет платы делается исходя из среднемесячного объема потребления.

Несанкционированные подключения и повреждения приборов учета

Исполнитель коммунальных услуг имеет право осуществлять проверку установленных в домах граждан приборов учета раз в три месяца. Если при проведении проверки будет обнаружено несанкционированное вмешательство в работу прибора (отсутствие пломбы, подключение к прибору другого оборудования и т.д.), а также несанкционированное подключение квартиры потребителя к внутридомовым сетям, расчет платы этому гражданину будет сделан исходя из мощности, потребляемой всем находящимся в квартире или доме оборудованием в условиях его круглосуточной работы с того момента, как было произведено несанкционированное подключение или вмешательство.

Бесплатная юридическая консультация:


При выявлении несанкционированного подключения исполнитель коммунальных услуг может ограничить ресурсоснабжение потребителя. Сделать это он также вправе при неоплате гражданином счета за поставленные коммунальные услуги в течение 3 месяцев. При этом предварительно уведомлять такого абонента об ограничении исполнитель не обязан.

Жители Серова получили квитанции с начислениями «по-новому»

Постановление № 354 определило, что плата за коммунальные услуги в многоквартирном доме должна включать в себя также плату за коммунальные ресурсы, использованные на общедомовые нужды.

Плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды рассчитывается для всех потребителей в многоквартирном доме, независимо от наличия или отсутствия индивидуальных и/или общедомовых приборов учета. Эта сумма рассчитывается пропорционально площади занимаемых каждым из жильцов помещений.

Кроме этого, данным документом определен новый порядок расчета платы за энергоресурсы, потребленные в местах общего пользования. С 1 сентября все поставщики, исполнители коммунальных услуг и расчетные центры должны перейти на него.

Бесплатная юридическая консультация:


В ноябре жители Серова, чьи дома обслуживают ООО «Энергоучет», ТСЖ «Каляева, 2», ТСЖ «Луначарского, 119», УК «ЖКО», получили квитанции, где отдельно указаны суммы платы за индивидуальное и за общедомовое потребление электроэнергии.

Расчет был проведен по показаниям общедомовых приборов учета – за сентябрь и октябрь сразу.

В связи с этим ОАО «Свердловэнергосбыт» приносит гражданам свои извинения за доставленные неудобства. С ноября они будут получать квитанции с платой за общедомовое потребление электроэнергии только за один период.

Разъясняем методику расчета начисления платы

При отсутствии в многоквартирном доме общедомовых приборов учета расчет производится по формуле № 17 (здесь и далее – Постановления № 354).

Бесплатная юридическая консультация:


Норматив потребления умножается на общую площадь помещений в многоквартирном доме и на частное между общей площадью одной квартиры и общей площадью помещений в многоквартирном доме.

При этом используются нормативы, установленные Региональной энергетической комиссией Свердловской области (Постановление от 27.08.2012 № 130 – ПК (электроэнергия).

При предоставлении управляющими компаниями данных о наличии в домах общедомовых приборов учета, гражданам будет сделан перерасчет платы за коммунальные услуги.

При наличии общедомового прибора учета расчет стоимости электроснабжения производится в соответствии с формулами № 11 и № 13. Объем коммунальной услуги, затраченной на общедомовые нужды, рассчитывается как разница между объемом, определенным по показаниям общедомового прибора учета, и объемом индивидуального потребления во всех жилых и не жилых помещениях многоквартирного дома.

Эта разница распределяется между всеми потребителями пропорционально общей площади занимаемого помещения.

Бесплатная юридическая консультация:


А теперь попробуем провести расчет самостоятельно. Для этого вам потребуется узнать общую площадь всех помещений дома – и жилых, и нежилых. Также нужно узнать, сколько ваш дом потребляет коммунального ресурса. В данном случае – электроэнергии. Эти цифры знают в управляющих компаниях.

Итак, если дом оборудован общедомовым прибором учета, то используется следующая формула:

∑ вашей платы = V инд ОДН * Тариф,

где ∑ – размер вашей платы

ОДН - ОбщеДомовые Нужды

Бесплатная юридическая консультация:


V инд ОДН – это объем коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды, приходящийся на ваше жилое помещение. Он рассчитывается следующим образом:

V инд ОДН = (V потребления дома – V в жилых и нежилых помещений) x S вашей квартиры: на S всех помещений дома.

V дома – V в жилых и нежилых помещений – объем коммунального ресурса, израсходованного на общедомовые нужды.

V жилых и нежилых помещений – это объем коммунального ресурса, потребленного в квартирах, в офисах, магазинах, расположенных в доме, то есть это сложение индивидуальных объемов потребления.

S вашей квартиры: на S всех помещений дома – коэффициент вашей доли расчета стоимости коммунальных ресурсов, использованных на общедомовые нужды.

Бесплатная юридическая консультация:


Приведем несколько примеров

Потребитель живет в квартире общей площадью 33 м2. Квартира расположена в доме, общая жилых и нежилых помещений которого составляет 1250 м2.

Общедомовой прибор учета зафиксировал, что за месяц весь дом потребил 1500 кВт электроэнергии. При этом 800 кВт было израсходовано в квартирах и нежилых помещениях – магазине, офисе и т. д., которые есть в доме.

При этом потребитель в своей квартире, где установлен однотарифный счетчик, потребил 50кВт электроэнергии.

S квартиры = 33 м2

Бесплатная юридическая консультация:


V дома = 1500 кВт

V квартиры = 50 кВт

Прежде всего, мы должны установить, сколько было израсходовано на общедомовые нужды. Для этого вычитаем из объема потребления всего дома объем потребления всех индивидуальных потребителей.

V общедомовые нужды = V дома – V квартир = 1500 кВт – 800 кВт = 700 кВт

Бесплатная юридическая консультация:


Для этого мы площадь квартиры потребителя делим на общую площадь жилых и нежилых помещений дома и умножаем на получившийся объем.

V инд ОДН = 33: 1250 = 0,0264 х 700 = 18,48

Для того, чтобы вычислить сумму платы, необходимо этот объем умножить на установленный региональной энергетической комиссией Свердловской области тариф. Для многоквартирных домов с газовыми плитами он составляет 2,57 р.

∑ инд ОДН =18,48 х 2,57=47,49 р.

Таким образом, распределенная на этого потребителя плата за общедомовое потребление электроэнергии составляет 47,49 р.

Бесплатная юридическая консультация:


∑ инд =50 кВт*2,57 р = 129 р.

∑ общая = 129 + 47,49 = 176,49 р.

Потребитель живет в квартире общей площадью 33 м2. Квартира расположена в доме, общая площадь которого составляет 1250 м2. И в квартире и в доме установлены двухтарифные приборы учета электроэнергии.

За месяц абонент израсходовал в своей квартире 50 кВт днем и 30 кВт ночью. Общедомовой счетчик зафиксировал месячный расход по всему дому – 1500 кВт днем и 1300 кВт ночью.

Бесплатная юридическая консультация:


При этом в квартирах, а также в офисах и магазинах и прочих нежилых помещениях было израсходовано 800 кВт днем и 900 кВт ночью.

Итак, исходные данные:

S жилых и нежилых помещений дома = 1250 м2

S квартиры = 33 м2

V дома днем = 1500 кВт

Бесплатная юридическая консультация:


V дома ночью = 1300 кВт

V в жилых и нежилых помещениях днем = 800 кВт

V в жилых и нежилых помещениях ночью = 900 кВт

V потребителя днем = 50 кВт

V потребителя ночью = 30 кВт

Бесплатная юридическая консультация:


Нам необходимо определить, какая часть электроэнергии в общем потреблении дома была израсходована на общедомовые нужды. Для этого нужно вычесть из всего объема электроэнергии, потребленной домом, электроэнергию, которую потребили в квартирах и нежилых помещениях. А поскольку в доме установлен двухтарифный счетчик, то делается это в два этапа.

V общедомовые нужды день = 1500 кВт – 800 кВт = 700 кВт

V общедомовые нужды ночью = 1300 кВт – 900 кВт = 400 кВт

Теперь выясняем, какая часть из общего потребления на общедомовые нужды должна быть распределена на этого конкретного жильца, который живет в квартире площадью 33 м2.

V инд ОДН ночью =

Бесплатная юридическая консультация:


Для того, чтобы вычислить плату, умножаем распределенный на потребителя объем общедомового потребления на тариф.

∑ ОДН инд день=18,48 х 2,58=47,68 р.

∑ ОДН инд ночь = 10,56 х 1,21 = 12,78 р.

Вычисляем плату за потребление электроэнергии в квартире этого гражданина.

∑ инд день=50 кВт х 2,58= 129 р.

Бесплатная юридическая консультация:


∑ инд ночь = 30 кВт х 1,21 = 36,30 р.

∑общая = 47,68 + 12,78 + 129 + 36,3 = 225,76 р.

Таким образом каждый потребитель может проверить распределенную на него плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды.

Формулы, приведенные здесь, утверждены нормативным актом – Постановлением № 354.

По всем интересующим вопросам жители могут обратиться на участок компании. Адрес и телефон указаны в квитанциях.

Бесплатная юридическая консультация:


В «Свердловэнергосбыте» готовы ответить на ваши вопросы. Мы ждем также ваш рассказ о том, удалось ли вам самостоятельно рассчитать сумму платы за индивидуальное и общедомовое энергопотребление.

Соответствует ли она той, что указана в квитанции «Свердловсэнергосбыта»? Что думаете об очередных переменах в начислениях платы за ресурсы и новых Правилах в целом? Пишите.

Тема следующей публикации (она пока для Серова неактуальна, но это – до поры, до времени) – начисление платы за общедомовое потребление тепла и воды.

Поделись новостью в социальных сетях

Заметили ошибку в тексте?

Фотогалерея

В Серове открыли главный зимний городок. Впервые - на Сортировке (0)

Пожар на лесопилке в Серове - горел горбыль на площади 300 квадратных метров (0)

Серовский драмтеатр поставил «Хорошего парня» (0)

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными материалами www.serovglobus.ru.

Никакого спама. Все только по делу. Обещаем.

Нажимая на кнопку «Подписаться», вы подтверждаете, что даете согласие на обработку персональных данных.

Освещение мест общего пользования, расчет стоимости

Реформирование ЖКХ привело к появлению в счетах за жилищно-коммунальные услуги новой строки «электроэнергия МОП». Непонимание того, что такое МОП в многоквартирном доме и как рассчитывает сумма на оплату электричества, по сей день вызывает споры и негодования среди жителей многоэтажек.

Понятие освещение МОП

Расшифровывается аббревиатура МОП, как места общего пользования в многоквартирном доме, к которым, в соответствии со ст.36 ЖК РФ, относятся: лестничные площадки, чердаки, подвалы, лифты и лифтовые шахты, коридоры и др. Понятие МОП применительно только к многоквартирному зданию, так как только в этом едином комплексе недвижимого имущества существует отношение собственности к ним.

Освещение МОП – жилищная услуга, оказываемая собственникам помещений, на которую требуется такой коммунальный ресурс, как электроэнергия. Более простая расшифровка понятия - услуга по подаче света в помещение коллективного пользования. Ранее этот пункт входил в состав статьи «ремонт и содержание жилья». Но в постановлении правительства РФ №354 от 06.05.2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг» произошло выделение электроснабжения в общественных местах МКД, как отдельной услуги.

Кто оплачивает

Расходы за предоставленные жилищные и коммунальные услуги, в том числе содержание МОП, согласно ст. 39 п.1 ЖК РФ, несут собственники жилых и нежилых помещений. Также, в соответствии с постановлением №354 собственник обязан ежемесячно оплачивать электроснабжение МОП, даже если не проживает на данной территории.

Расчет стоимости освещения

Для определения объема электроэнергии, затраченной на общественные нужды, берут следующие показатели:

  1. Общее потребление электричества в доме. Показатель получают с помощью специального общедомового счетчика, который должен быть в каждом многоквартирном доме.
  2. Совокупное потребление электричества во всех жилых помещениях. Для данного показателя берутся данные индивидуальных квартирных счетчиков или нормативы потребления для квартир без них.
  3. Траты электроэнергии юридическими лицами, подключенными к общедомовой сети.

Фактическое электропотребление в помещениях общего пользования рассчитывается как разность между показателями. Оно умножается на установленный в регионе тариф и делится между всеми собственниками, пропорционально их доле в праве общей собственности на имущество. Получается, что площадь помещения в собственности влияет на размер оплаты. Точная формула расчета представлена в приложении №2 к постановлению правительства №354.

Согласно ст. 13 П.5 ФЗ №291 от 04.11.09 «Об энергосбережении» каждый многоэтажный дом до 01.07.2012 г. должны быть оборудован коллективными приборами учета коммунальных ресурсов, куда входит и электроэнергия. Если собственники не сделали это самостоятельно, то до 01.07.2013 г. счетчик устанавливается ресурсоснабжающей компанией.

В соответствии с п.7 ст. 11 этого закона, при строительстве нового многоквартирного дома застройщик должен обеспечить соответствие здания требованиям энергетической эффективности и оснащенности новостройки приборами учета.

В ряде старых домах коллективный счетчик не установлен, поэтому плата за освещение общественных помещений рассчитывается по нормам потребления электроэнергии, установленными в каждом регионе, и распределяется аналогично предыдущему способу. Стоит отметить, что оплата по нормативам предполагает использование повышающих коэффициентов. Такая мера введена для повышения мотивации собственников к установке общедомовых приборов учета.

Проблемы при расчете освещения МОП

Почему проблема освещения помещений, относящихся к местам общего пользования, стоит так остро, ведь жильцы и раньше оплачивали эту услугу в составе другой статьи. До 2012 года сумма за статью «ремонт и обслуживание жилищного фонда» рассчитывалась по тарифу, т.е. была фиксированной.

В настоящее время, имея общедомовые счетчики, используют фактические показания, который могут быть различаются на протяжении года. Негодование по оплате за освещение мест общего пользования началось с того, что жильцам начали приходить квитанции, в которых сумма за освещение общедомовых помещений превышала индивидуальное потребление. Здесь и возникает проблема.

Энергопотери в МКД

Коллективный прибор учета электроэнергии показывает помимо фактических показаний, потери электричества во внутридомовых сетях, возникающих по ряду причин:

  • Устаревшая электрическая проводка и отсутствие энергосберегающего электрооборудования, находящееся в местах общего пользования. Например, отсутствие энергосберегающих лампочек.
  • Поломка индивидуального счетчика. Неисправный прибор учета не отражает реального потребления ресурса. Нередки случаи, когда жильцы дома заведомо не оповещают энергоснабжающую организацию о поломке, применяют специальные устройства для некорректной работы прибора.
  • Незаконное подключение к общедомовой сети. Самостоятельное подключение к линии, минуя счетчик, и отсутствие договора с энергосбытом также приводят к неучету ресурса.
  • Отсутствие правильной организации съема данных приборов учета в доме. Например, снятие показаний индивидуальных квартирных счетчиков в период с 23 по 27 число месяца, а показаний коллективного – 29 числа, приводят к значительным искажениям данных.
  • Неэффективное использование электрооборудования, находящегося в общей собственности (включение освещения днем, сильное ночное освещение)

Обслуживанием, ремонтом и содержанием в исправном состоянии электросетей занимается управляющая компания, которой собственники оплачивают работы по содержанию общественного имущества, в том числе внутридомовых электросетей. При ненадлежащем исполнении обязанностей, ведущим к возможным причинам повышения расходов электроэнергии в помещениях, входящими в состав мест общего пользования, жильцы вправе требовать качественное обслуживание и замену оборудования.

Немаловажным фактором возмущения жильцов, связанных с некорректным начислением суммы за электричество, затраченного на освещение мест общего пользования, является так называемая «оплата за соседа». Недобросовестные жильцы передают недостоверные данные, подключаются в обход счетчика и т.д., что и приводит к потерям, которые ТСЖ и УК распределяют среди собственников.

Ответственность за неуплату

На основании договоров с ресурсоснабжающими компаниями, ТСЖ и УК несут обязанность по оплате предоставленных ресурсов, так как относятся к исполнителям коммунальных услуг. Поставщик энергоресурса имеет право подать в суд за неуплату с требованием взыскать задолженность, и суд, в большинстве случаев, эти иски удовлетворяет. В свою очередь, УК и ТСЖ подают иски на взыскание долга с собственника, так как в его обязанностях оплачивать предоставленный ему коммунальный ресурс.

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства приносит ряд новшеств, с которыми жители страны не всегда могут сразу разобраться. Появление в квитанции нового пункта «электроэнергия МОП» не стало исключением. Плохая осведомленность населения о том, что из себя представляет эта услуга, приводит к нежеланию ее оплачивать. Каждому собственнику следует знать, что электроснабжение помещений, относящихся к местам общего пользования – услуга, которая существовала всегда, но выделилась в отдельный вид относительно недавно, поэтому обязанность по ее оплате лежит на его плечах. Для разрешения проблем или споров, связанных с предоставлением данной услуги, рекомендуется обращаться в УК.

Оплата электроэнергии на ОДН

Электрическая энергия потребляется не только жильцами квартир напрямую, но и расходуется на эксплуатацию многоквартирного дома. Оплачивать ее обязаны собственники.

Собственник помещения в многоквартирном доме является владельцем доли в общедомовом имуществе, которая пропорциональна площади принадлежащей ему квартиры. На основании этого хозяин обязан оплачивать электроэнергию не только по показаниям индивидуального прибора учета, но и часть ресурса, расходуемого на нужды всего дома.

Что такое электроэнергия ОДН

Проводимая в последние 10 лет на территории Российской Федерации реформа жилищно-коммунального хозяйства включает повсеместный монтаж в многоэтажках общедомовых приборов учета электрической энергии. На сегодняшний день они уже имеются в подавляющем большинстве домов.

Наличие общедомового счетчика влечет изменение порядка оплаты жителями использованной электрической энергии. Помимо ресурса, потребленного внутри квартиры, собственники жилых и нежилых помещений обязаны оплачивать снабжение мест общего пользования (МОП).

Нововведение привело к неутихающим конфликтам собственников квартир с коммунальщиками по поводу обоснованности и необходимости платы за электроэнергию по такой схеме: потребление ресурса по показаниям индивидуальных приборов учета и часть того, что израсходовано на общедомовые нужды.

Граждан, столкнувшихся с этой проблемой, интересуют ответы на следующие вопросы: обязаны ли собственники помещений в многоквартирном доме оплачивать электроэнергию МОП? Что могут предпринять жители для уменьшения счетов за ресурс, потребленный на общедомовые нужды?

Начать следует с пояснения термина «Электроэнергия МОП». Под ним понимается ресурс, израсходованный на:

Нужно ли платить за расход электроэнергии на ОДН, читайте тут.

Что по поводу необходимости оплаты собственниками электрической энергии МОП говорит действующее законодательство? П. 4 ст. 30 и п. 1 ст. 36 ЖК, а также п. 4 ст. 209 и ст. 210 ГК Россиийской Федерации гласят, что бремя содержания принадлежащего им общедомового имущества несут собственники.

ПП РФ № 307 от 23 мая 2006 г. утвердило «Правила предоставления коммунальных услуг», 7 пункт которых разъясняет, что владельцы квартир и жилых домов оплачивают услуги ЖКХ, поставленные ресурсоснабжающей организацией, на основании показаний общедомовых (коллективных) счетчиков. Это касается и электроэнергии.

Нормативно-правовая база Российской Федерации однозначно говорит о том, что оплачивать электрическую энергию МОП (долю, пропорциональную занимаемой площади) обязаны все собственники жилья в многоквартирном доме.

Каким образом коммунальщики пересчитывают затраты на общедомовые нужды на каждого владельца квадратных метров? Какие шаги предпринять для снижения доли общедомовых расходов на каждого жителя?

Порядок расчета электроэнергии на общедомовые нужды

Электроэнергию, потребленную на ОДН, стали считать после вступления в законную силу ПП от 23 мая 2006 г. «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам».

Данный нормативный акт утратил актуальность с 1 сентября 2012 г., когда начали действовать новые «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которые утверждены ПП РФ № 354 от 6 мая 2011 г.

Остановимся подробнее на понятии ОДН. Показания общедомового прибора учета любого поступающего в многоэтажку ресурса (водоснабжение, тепло, электрическая энергия) никогда не будут равны сумме значений, снятых с индивидуальных счетчиков. Причина этого явления проста: часть коммунальных услуг расходуется на общедомовые нужды.

Согласно вышеуказанным законодательным актам, оплата всех потребленных услуг должна осуществляться владельцами помещений в многоквартирном доме. Следовательно, собственники обязаны рассчитаться за ресурс по индивидуальному прибору учета, а также компенсировать долю на ОДН по электрической энергии, водоснабжению и теплу.

Расчет потребленной коммунальной услуги на общие нужды дома зависит от трех факторов:

  • Наличия общедомового счетчика;
  • Площади квартир и нежилых помещений в многоэтажке;
  • Наличия внутриквартирных приборов учета.

Рассмотрим порядок начисления платы за электроэнергию МОП на простейших примерах. Широко распространенная ситуация: многоквартирный дом оборудован коллективным счетчиком, а помещения внутри него лишь частично. Некоторые жилые и нежилые помещения имеют приборы учета, а остальные ими не оснащены. В данном случае общедомовые нужды рассчитываются по нижеприведенной формуле:

  • О – Суммарное потребление ресурса домом;
  • К – Общее потребление квартирами;
  • Н – Суммарное потребление в нежилых помещениях;

Словами формулу можно пересказать так: объем ОДН на электроэнергию, приходящийся на определенную квартиру (в нашем случае № 1) или нежилое помещение, пропорционален отношению площади данного объекта к суммарной площади дома, а также к ресурсу, оставшемуся без оплаты по показаниям индивидуальных приборов учета и нормативам.

Приведенный порядок вычисления электрической энергии, потраченной на общедомовые нужды для каждого из помещений (независимо от того, жилое оно или нет) соответствует формуле 13 в приложении 2 к «Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных ПП России 6 мая 2011 г. № 354.

Каким образом происходит начисление электрической энергии ОДН при отсутствии общедомового счетчика? Ответ содержится в формуле 17, приведенной в прил.2 к «Правилам…». Существуют нормативы общедомового потребления электроэнергии, которые и ложатся в основу расчетов.

Формула для них следующая:

  • ОДН кв. № 1 – общедомовое потребление ресурса, приходящееся на конкретную квартиру;
  • Н – Норматив потребления на ОДН;
  • ПП – Суммарная площадь помещений, относящихся к общедоступным (подвалы, подъезды и пр.);
  • ПК – Площадь конкретной квартиры;
  • ПД – Общая площадь помещений дома.

Результат проведенного расчета доли электроэнергии на ОДН, приходящееся на квартиру или нежилое помещение, суммируется с потреблением ресурса по индивидуальному счетчику или нормативу. Итоговая сумма вносится в квитанцию на оплату коммунальных услуг.

Оплата счета за предоставленные ЖКУ входит в обязанность собственников помещений многоквартирного дома. Вносить указанную сумму на расчетный счет УК или ТСЖ необходимо своевременно.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

Санкт-Петербург, Ленинградская область

Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!


Все коммунальные услуги без исключения в настоящие дни предоставляются на платной основе. Основанием для внесения платы является квитанция.

Квитанция ЖКХ - это официальный платежный документ, в котором отражается информация о сумме задолженностей потребителей за прошедшие расчетные периоды перед жилищными хозяйствами, которые предоставляют коммунальные услуги. Поскольку разного рода услуги могут оказывать различные компании, то и квитанций потребитель получает несколько.

Расшифровка сокращений в квитанции

В квитанции за коммунальные услуги используется много разных терминов и сокращений, зачастую, не всегда понятных рядовому потребителю. Рассмотрим их подробнее в таблице:

Сокращение

Расшифровка

Так в квитанции обозначаются номера приборов учета,установленных в помещении.

Данным образом в квитанции ЖКХ определяется общая и жилая площадь помещения.
К жилой площади относится сумма площадей жилых комнат.
Совокупность площадей всех имеющихся помещений является общей.

зарег./прож.

Указывается количество человек, зарегистрированных официально,
и количество проживающих фактически.

Расшифровывается как “Управление социальной защиты населения”.
В данную организацию можно обратиться по вопросам оформления субсидий.

общ. площадь дома

Подразумевает площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома в целом.

Общедомовые нужды.

Индивидуальный прибор учета, индивидуальная точка учета.

ОДПУ, КТУ

Общедомовой прибор учета, коллективная точка учета многоквартирного дома.

Места общего пользования.

Квитанции от управляющей компании или ТСЖ

Основной расчет по квитанции формируется на основании данных, которые предоставляют потребители и поставщики услуг.

Каждая услуга в квитанции ЖКХ включает: наименование, фактическую и расчетную стоимость, единицы измерения. В соответствии с этой информацией потребитель может самостоятельно проверить все начисленные платежи и показания приборов учета. В конце расчетной таблицы квитанции указывается итоговая сумма к оплате, а также сумма, уже внесенная в текущем периоде.



Если квартира оборудована счетчиком

то начисление за холодное водоснабжение производится согласно показаниям прибора. Аналогично по показаниям счетчика рассчитывается горячее водоснабжение.

Вснаб = Vв * Тариф ,

Вснаб - сумма оплаты за водоснабжение, указанная в квитанции ЖКХ;

- объем потребляемой воды по показаниям счетчика;

Тариф

Пример:

Согласно показаниям счетчика за один месяц было потреблено 12 куб. м. холодной воды;


Получим: 12*33,03=396,36 руб. - сумма к оплате за холодное водоснабжение, отраженная в квитанции ЖКХ

Если же счетчика нет

оплачивать необходимо согласно утвержденным нормативам за каждого зарегистрированного в квартире человека.

Вснаб = кол.чел. * Норматив * Тариф

В квартире зарегистрировано 2 человека;

Норматив потребления холодной воды на одного человека составляет 6,935 куб.м

Утвержденный тариф на услугу холодного водоснабжения для потребителей в многоквартирном доме в г. Москва установлен в размере 33,03 рубля за 1 куб.м.

Получим: 2*6,935*33,03=458,13 руб. - сумма к оплате за холодное водоснабжение, отраженная в квитанции ЖКХ.

Подробнее о том, как формируются тарифы ЖКХ, вы можете прочитать .

Стоит отметить, что водоотведение и водоснабжение – это абсолютно разные понятия. По мнению большинства российских граждан, плата за водоотведение подразумевает оплату лишь канализации, то есть исключительно слива воды. Отчасти это верно, но кроме стока воды, в нее включается:

отвод использованной воды;

транспортировка до очистных сооружений;

утилизация;

отвод сточных вод.


Расчет объема потребленных ресурсов осуществляется при помощи индивидуальных приборов учета. Если таковые отсутствуют, величина ресурсов определяется как средний показатель нормативов потребления, установленных местным органом власти.

Для расчета водоотведения необходимо умножить количество воды, которая была получена по показаниям счетчика в вашей квартире, на тариф водоотведения. Сначала производим расчет по холодной воде, затем по горячей. Полученные величины складываем. Их сумма и определит размер оплаты за водоотведение в квитанции:

Вотв=(Vхв * Тариф) + (Vгв * Тариф),

Vхв - объем потребляемой холодной воды по показаниям счетчика;

Vгв - объем потребляемой горячей воды по показаниям счетчика;/p>

Тариф - стоимость кубометра воды, которая устанавливается местной администрацией в соответствии с законодательством РФ.

Пример:

Согласно показаниям счетчика за один месяц было потреблено 7 куб. м. холодной воды и 4 куб. м. горячей;

Утвержденный тариф на услугу водоотведения для потребителей в многоквартирном доме в г. Москва установлен в размере 23,43 рубля за 1 куб.м.

Получим: (7*23,43) + (4*23,43) =257,73 руб. сумма к оплате за водоотведение, отраженная в квитанции ЖКХ.

Если счетчик не установлен, оплата будет рассчитана исходя из нормативов потребления воды. Эти показатели утверждаются ежегодно и публикуются на официальных сайтах местной администрации. Стоит отметить, что норматив не является единым для всех регионов.

В многоэтажных домах в расчете водоотведения есть отдельный нюанс: в этом случае вычисление производится по показателю общедомового счетчика, а не по каждой квартире отдельно. Если таковой отсутствует, управляющая компания производит расчет по актуальным нормативам и выставляет счет жильцам.

Если у потребителя возникает желание установить в квартире отдельный счетчик-водомер, он обязан известить об этом свою управляющую организацию. Затем она должна дать необходимое разрешение, поставить пломбу на счетчик и произвести перерасчет оплаты за водоснабжение и водоотведение. Сумма перерасчета будет отражена в квитанции ЖКХ.

Плата за отопление в доме, не оборудованном счетчиком, производится на протяжении отопительного сезона. На величину оплаты влияет:

общая площадь квартиры;

норматив потребления;

установленный тариф по отоплению.

Если умножить установленный норматив на площадь квартиры, в результате получим объем тепла, потребляемый в месяц. Полученный объем нужно умножить на тариф по отоплению, получив тем самым сумму оплаты за прошедший месяц. Эта сумма и отражается в квитанции ЖКХ.

О = Норматив * Sкв * Тариф,

Sкв - площадь квартиры;

Норматив - норматив потребления тепла, установленный местным органом власти;

Тариф

Пример:

Площадь квартиры составляет 50,3 кв.м.;

Норматив потребления тепловой энергии в г. Балашиха составляет 0.016 Гкал/кв.м общей площади.

Получим: 50,3*1601,35*0,016=1288,77 руб. сумма к оплате отопление, отраженная в квитанции ЖКХ.

Расчет оплаты за отопление при наличии общедомового прибора учета тепла, где в квартирах не установлены счетчики на тепловую энергию, производится по формуле:

О = V*(Sкв/Sд)*Тариф ,

V - объем потребленной тепловой энергии по показаниям общедомового счетчика;

Sкв - площадь квартиры;

Тариф - тариф ЖКХ на отопление, установленный местной администрацией, согласно законодательству РФ.

Пример:

Площадь квартиры составляет 62,1 кв.м.;

Общая площадь отапливаемых помещений многоквартирного дома составляет 5000 кв.м.

Утвержденный тариф на услугу отопления для потребителей в многоквартирном доме в г. Балашиха установлен в размере 1601,35 рублей за Гкал;

Показания по коллективному прибору учета составили 72 Гкал.

Получим: 72*(62,1/5000)*1601,35=1431,99 руб. сумма к оплате отопление, отраженная в квитанции ЖКХ.

Начисление отопления в случае, когда в многоквартирном доме установлен коллективный (общедомовой) счетчик, а в квартирах стоят индивидуальные приборы учета рассчитывается:

О = (Vкв + Vодн х (Sкв / Sд))*Тариф ,

Vкв - объем потребленной тепловой энергии по показаниям индивидуального прибора учета;

Vодн - расход тепла на общедомовые нужды;

Sкв - площадь квартиры;

- площадь многоквартирного дома;

Тариф - тариф ЖКХ на отопление, установленный местной администрацией, согласно законодательству РФ.

Пример:

Площадь квартиры составляет 50 кв.м.;

Общая площадь отапливаемых помещений многоквартирного дома составляет 8000 кв.м.

Утвержденный тариф на услугу отопления для потребителей в многоквартирном доме в г. Балашиха установлен в размере 1601,35 рублей за Гкал;

Показания по коллективному прибору учета составили 140 Гкал;

Сумма тепла потребленного всеми квартирами 100 Гкал;

Показания по индивидуальному счетчику в квартире 2 Гкал;

Затраты на обеспечение горячего водоснабжения 15 Гкал.

Получим: (2+(140-100-15)*50/8000)*1601,35 = 3452,91 руб. сумма к оплате отопление, отраженная в квитанции ЖКХ.


В это определение включается большое количество работ, которые должна выполнять жилищная компания:

техобслуживание конструктивных элементов здания и внутридомового инженерного оборудования;

обслуживание внутридомового газового оборудования;

уборка и поддержание порядка придомовой территории;

оказание услуг по дератизации и дезинсекции (борьба с грызунами и насекомыми);

озеленение двора и прилегающей территории;

приведение в порядок мест общего пользования;

своевременный вывоз мусора;

электрическое освещение мест общего пользования;

В данный перечень услуг могут вноситься некоторые коррективы и дополнения, принимаемые жильцами на общем собрании.


Текущий ремонт

Эта строка в квитанции ЖКХ относится к содержанию общедомового имущества. В нее входит текущий ремонт:

внутридомового газового оборудования;

конструктивных элементов зданий;

инженерного оборудования.

Жильцы многоквартирных домов вносят плату за эти услуги пропорционально размеру своей доли в общедомовой собственности.

Администрацией города (или решением общего собрания ТСЖ/ЖКХ/ЖСК/УК) устанавливается размер платы за текущий ремонт и содержание жилья. Для исчисления суммы платежа за эти услуги следует умножить тариф на общую площадь квартиры. Эта сумма вносится в квитанцию ЖКХ.

Тариф - тариф на содержание и ремонт жилья, установленный местной администрацией, согласно законодательству РФ;

Sкв - площадь квартиры.

Пример:

Квартира находится в г. Москва в многоквартирном доме со всеми удобствами, лифтом и мусоропроводом. Для такого жилья предусмотрен тариф на содержание, равный 26,53 руб.

Площадь квартиры составляет 60 кв.м.

Получим: 26,53*60=1591,8 руб. сумма к оплате за содержание и ремонт, отраженная в квитанции ЖКХ.

Квитанция за капитальный ремонт

Если владелец жилья не вносит своевременную плату на установленные счета, то на сумму долга будет начисляться пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка РФ за каждый день просрочки. Подробнее о мерах, принимаемых в отношении должников, вы можете .

Квитанция за газоснабжение

Оплата за газоснабжение может осуществляться как по нормативам, так и в соответствии с показаниями приборов индивидуального учета. Оплата за газ зависит от количества человек, проживающих в квартире. Также может быть поставлен индивидуальный счетчик.

Вам также может быть интересно.

В соответствии с жилищным законодательством услуги, предоставляемые жильцам, разделены на жилищные (связанные с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме) и коммунальные (связанные с подачей в многоквартирный дом коммунальных ресурсов).
В данной статье рассмотрена такая услуга, как электроснабжение мест общего пользования, появление которой в «жировках» вызвало бурю негодований у жильцов.

Что такое «освещение мест общего пользования»?

Ранее собственники помещений в многоквартирных домах, сами того не зная, оплачивали энергоснабжение мест общего пользования в составе тарифной статьи «ремонт и обслуживание жилищного фонда» (жилищная услуга). Однако с тем фактом, что энергоснабжение есть коммунальная услуга, не поспоришь. Данный вывод следует из и подтверждается Письмом Минрегиона РФ от 18.06.2007 № 11356-ЮТ/07 . Минрегион разделяет такие понятия, как «освещение помещений общего пользования» и «потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования».

При этом под освещением понимается оказание жилищной услуги, а именно:

б) обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг ).

Потребление электроэнергии на освещение Минрегион связывает с предоставлением коммунальной услуги. Как следует из названного письма, количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение».

Позиция Минрегиона была подтверждена Решением ВС РФ от 17.07.2008 № ГКПИ08-665 . Заявитель оспаривал положения Правил установления нормативов , согласно которым коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг. По мнению заявителя, стоимость таких коммунальных услуг должна определяться расчетным путем и оплачиваться в соответствии со ст. 39 и 156 ЖК РФ . Однако Верховный суд не согласился с данным подходом, поскольку плата за коммунальные услуги - это плата за количество потребленных коммунальных ресурсов: холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии, которые не входят в состав общего имущества .

Действительно, на освещение мест общего пользования, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, требуется коммунальный ресурс - электроэнергия. По справедливости расходы на ее оплату должны нести собственники помещений в данном доме. Чем же вызвано их нежелание оплачивать новую строку расходов? Попробуем разобраться в причинах.

В чем проблема?

Только на первый взгляд сумма, подлежащая оплате за освещение мест общего пользования, переместилась в платежном документе из одной строчки (ремонт и обслуживание жилищного фонда) в другую (электроснабжение). Ранее данные расходы оплачивались по тарифу на содержание и ремонт, утвержденному общим собранием собственников помещений (членов ТСЖ) или органом местного самоуправления. Немаловажный момент - утвержденный тариф не всегда соответствует фактически понесенным расходам. Но даже при оплате снабжения электроэнергией мест общего пользования в составе коммунальных услуг эта проблема не решается.

Действительный размер платы за коммунальные услуги становится очевидным только тогда, когда в многоквартирном доме появляется общедомовой (коллективный) прибор учета электроэнергии. В соответствии с п. 22 Правил предоставления коммунальных услуг собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Важно отметить, что показания коллективного прибора учета отражают не только совокупное потребление электроэнергии во всех помещениях дома (то есть жилых, нежилых, местах общего пользования), но и потери во внутридомовых сетях, которые также должны возмещаться собственниками. Объективно образуется превышение объема электроэнергии, зафиксированного коллективным счетчиком на входе в дом, над суммарным объемом, плату за который управляющие организации и ТСЖ получают от собственников (для обладателей индивидуальных счетчиков - по их показаниям, для жильцов, не имеющих их, - по нормативам потребления). Желая избежать убытков, управляющие компании и товарищества «раскидывают» эту разницу на собственников помещений в доме и включают в платежные документы новую строку «освещение мест общего пользования», что вызывает сопротивление со стороны жильцов.

С одной стороны, собственников можно понять: суммы, подлежащие оплате за электроэнергию, для них действительно оказываются сюрпризом. И здесь нельзя исключать такие факторы, как «питание» от дома пристроенного магазина, круглосуточное невыключение света в подъездах и т. д. С другой стороны, кто, кроме собственников, должен оплачивать электроэнергию, потребленную в помещениях общего пользования, принадлежащих этим собственникам на праве общей долевой собственности? Управление многоквартирным домом полностью передано в руки собственников, чем обусловлена их полная ответственность (в том числе и материальная) за все, что происходит в доме. Понятно, что ресурсоснабжающие и сетевые организации, основная цель деятельности которых - извлечение прибыли, не желают нести убытки из-за того, что поставляемый ими ресурс никем не оплачивается.

ТСЖ и управляющие организации
в ответе за недобросовестных собственников

Зачастую «крайними» в рассматриваемой ситуации становятся ТСЖ и управляющие организации. Нежелание собственников платить за электроэнергию, необходимую для освещения мест общего пользования, вынуждает ТСЖ и управляющие организации уклоняться от заключения договоров на электроснабжение мест общего пользования. Энергоснабжающая организация, в свою очередь, обращается в суд с требованием о взыскании задолженности за фактически поставленное в дом количество электроэнергии. Как правило, суды признают требования энергоснабжающих организаций обоснованными и удовлетворяют их в полном объеме на следующих основаниях.

В силу п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг ТСЖ и управляющие организации являются исполнителями коммунальных услуг. Они обязаны заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями либо самостоятельно производить коммунальные ресурсы в целях оказания гражданам коммунальных услуг (пп. «в» п. 49 названных правил).

Согласно п. 89 Правил функционирования розничных рынков в переходный период реформирования электроэнергетики , утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 , исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) в целях:

Оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения;

Использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме);

Компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

При этом количество электрической энергии, приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации), определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Исходя из смысла п. 8 Правил содержания общего имущества в качестве такой границы выступает внешняя граница стены дома.

Следовательно, ТСЖ и управляющие организации обязаны заключать договоры энергоснабжения на весь объем электроэнергии, поданной в многоквартирный дом. Основания для исключения из установленного договором электроснабжения объема отпуска электроэнергии объема, потребляемого в местах общего пользования жилых домов, отсутствуют (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008 № 17АП-5144/2008-ГК ). Для расчета количества приобретаемой исполнителем коммунальных услуг электрической энергии энергоснабжающая организация должна принять показания приборов учета, установленных на вводе в жилой дом (постановления ФАС СКО от 10.07.2007 № Ф08-4023/2007 , ФАС УО от 06.03.2008 № Ф09-1227/08-С5 ).

Вместе с тем ресурсоснабжающая организация не вправе принудить управляющую организацию или ТСЖ к заключению договора энергоснабжения на общедомовые нужды (Постановление ФАС УО от 18.03.2008 № Ф09-1663/08-С5 ). Однако оплатить весь объем электроэнергии, поданной в многоквартирный дом, им придется (см. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2008 № 17АП-4487/2008-ГК ). При этом даже отсутствие договора между ТСЖ (управляющей организацией) и энергоснабжающим предприятием не является препятствием для взыскания задолженности по оплате всего объема электроэнергии, поставленной в многоквартирный дом (постановления ФАС ЗСО от 26.08.2008 № Ф04-5159/2008(10329-А70-28) , ФАС СЗО от 23.06.2008 № А05-10604/2007 ).

Обязательное условие для взыскания задолженности с управляющей организации и ТСЖ - наличие у них статуса исполнителя коммунальных услуг. Так, отказывая в передаче дела в Президиум, ВАС РФ в Определении от 14.07.2008 № 7416/08 указал: ответчик не является ни исполнителем коммунальных услуг, ни потребителем (покупателем) поставляемой истцом электроэнергии, ни организацией, управляющей многоквартирными домами, а взимаемая ответчиком плата за ремонт и содержание общего имущества в обслуживаемых им домах, в том числе за содержание электрооборудования для освещения мест общего пользования, не является платой за собственно освещение помещений общего пользования. В рассматриваемом деле иск был предъявлен к организации, ответственной за содержание и ремонт общего имущества, но не исполняющей обязанности по предоставлению коммунальных услуг, что и явилось причиной для отказа в удовлетворении требований энергоснабжающего предприятия о взыскании задолженности за потребленную в местах общего пользования электроэнергию. Аналогичные выводы прозвучали также в Постановлении ФАС СЗО от 07.06.2008 № А26-3192/2007 .

Управляющие организации и ТСЖ, как исполнители коммунальных услуг, обязанные оплачивать весь объем поставленных в дом коммунальных ресурсов, находятся в прямой зависимости от платежеспособности и «платежеактивности» собственников помещений в многоквартирном доме. Являясь по сути посредниками между собственниками и энергоснабжающими компаниями, ТСЖ и управляющие организации не должны нести убытки из-за нежелания собственников оплачивать электроэнергию, необходимую для освещения мест общего пользования. Однако на практике все происходит иначе. Как поступать ТСЖ и управляющим организациям, если собственники отказываются платить? Напрашивается один ответ: так же, как поступает энергоснабжающая организация, если перед ней у ТСЖ или управляющей организации существует задолженность, - отстаивать свои интересы в суде, предъявляя иски к собственникам помещений в регрессном порядке.

Учитывая, что проблема оплаты собственниками коммунальной услуги «энергоснабжение мест общего пользования» появилась совсем недавно (в настоящее время далеко не все управляющие компании ввели новую статью в квитанции, опасаясь социальной напряженности), судьи на местах еще не сталкивались с делами по взысканию соответствующей задолженности с собственников помещений в многоквартирном доме. Однако подобные дела немногим будут отличаться, например, от взыскания в судебном порядке с собственников задолженности по плате за жилое помещение и коммунальные услуги.

Сколько платить?

Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, как распределяются расходы по оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, между собственниками. Приложение 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг определяет порядок расчета платы за электроснабжение в зависимости от наличия общедомовых и индивидуальных приборов учета. Наиболее интересен случай, когда на вводе в дом установлен коллективный счетчик.

1. Если ни в одном помещении дома нет индивидуального прибора учета, то в соответствии с пп. 1 п. 2 приложения 2 определять плату за электроснабжение в отношении жилых помещений следует пропорционально числу граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении. Из объема, зафиксированного общедомовым прибором учета, нужно вычесть суммарный объем потребления электроэнергии в нежилых помещениях (кроме помещений общего пользования), например в магазинах, офисах, находящихся на первом этаже дома (такой объем согласно п. 20 Правил предоставления коммунальных услуг определяется расчетным путем, исходя из мощности потребляющих устройств). Именно эта разница распределяется между собственниками квартир. Обращаем особое внимание на то, что в данном случае не применяются нормативы потребления. Получается, что плата за электроснабжение квартир может колебаться в течение года.

2. Если счетчики есть лишь в части помещений, то алгоритм расчета несколько усложняется (пп. 1 п. 3 приложения 2 ). Во-первых, собственники жилых помещений, не оборудованных приборами учета, оплачивают электроэнергию по нормативам потребления (как если бы в доме не было ни коллективного, ни индивидуальных счетчиков). Во-вторых, обладатели счетчиков должны оплатить объем электроэнергии, отличающийся от зафиксированного индивидуальными счетчиками. Показания их счетчиков должны быть скорректированы на коэффициент, определяемый так:

Суть такого подхода заключается в том, что нормативы потребления учитывают и технологические потери во внутридомовых сетях, и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества (п. 25 , 26 Правил установления нормативов ). То есть собственники, для которых плата рассчитывается исходя из норматива потребления, уже оплачивают частичку электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды (вводить им отдельную строку «освещение мест общего пользования» незаконно). И, напротив, показания индивидуальных счетчиков отражают лишь потребление электроэнергии внутри квартиры. Поэтому упомянутый коэффициент и сформирует для таких жильцов плату за электроэнергию с учетом расходов на освещение мест общего пользования.

3. Если во всех помещениях дома, оборудованного коллективным счетчиком, установлены свои приборы учета, то используется аналогичная формула, в которой показатель «Суммарный объем электроэнергии, рассчитанный по нормативам потребления» будет равен нулю. Другими словами, расходы на «общедомовую» электроэнергию будут распределены пропорционально показаниям индивидуальных счетчиков.

Как видим, согласно законодательству стоимость электроэнергии, потребляемой на освещение мест общего пользования (а также работу внутридомового оборудования), а также потери включаются в плату за коммунальную услугу электроснабжения. Однако это, естественно, не по душе собственникам помещений. Ведь традиционно население платило либо по показаниям индивидуального счетчика, либо по нормативам потребления. Такой порядок и сейчас предусмотрен в Правилах предоставления коммунальных услуг по отношению к ситуации, когда дом не оборудован коллективным прибором учета (см. п. 16 указанных правил, а также пп. 3 п. 1 приложения 2 к ним). Но даже при установке общедомового счетчика граждане не готовы видеть в своих квитанциях суммы платы за электроэнергию в размере, превышающем фактическое потребление ими электроэнергии внутри квартиры.

Можно долго обсуждать справедливость выбранных законодателем методов распределения платы за «общедомовую» электроэнергию, и всегда найдутся недовольные. Например, кому-то покажется нелогичным, что чем больше электроэнергии потребляется в жилом помещении, тем больше собственник данного помещения вынужден платить за электроэнергию, израсходованную в местах общего пользования. Принимать в качестве базы для распределения расходов количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении, также не всегда корректно, так как количество фактически проживающих и количество зарегистрированных в жилом помещении граждан могут не совпадать. В целом вызывает недоверие подход, согласно которому обладатели счетчиков обязаны платить за потребление электроэнергии сверх их показаний, ведь тогда они должны оплачивать и сверхнормативный расход коммунального ресурса потребителями, не имеющими приборов учета, а также потери в неисправных сетях. Кстати, такими доводами мотивировал свои требования признать недействующим п. 3 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданин, обратившийся в Верховный суд. Однако заявитель не нашел поддержки (см. Определение ВС РФ от 26.04.2007 № КАС07-128 ).

Опасаясь негативной реакции собственников помещений на увеличение сумм платы за электроснабжение, управляющие организации и ТСЖ идут на разнообразные ухищрения. Кто-то вводит отдельную строку - «освещение мест общего пользования», распределяя стоимость «общедомовой» электроэнергии. Кто-то «прячет» такие расходы в статью «содержание и ремонт общего имущества». Введение новой строки, относящейся к коммунальной услуге, не требует согласования с собственниками, но однозначно вызовет всплеск недовольства жильцов, по мнению которых такая строка появилась «ниоткуда», ведь если раньше они ее не оплачивали, то и сейчас требования управляющей организации необоснованны. Второй вариант возможен лишь с согласия собственников помещений, ведь размер платы за содержание и ремонт общего имущества устанавливается их общим собранием. Очевидно, что собственники до последнего будут против включения такого расхода в смету на управление домом.

Единственным решением для ТСЖ и управляющих организаций представляется повышение правосознания собственников помещений и информационно-разъяснительная работа с ними.

Резюмируем вышесказанное.

1. Энергоснабжение мест общего пользования есть не что иное, как коммунальная услуга.

2. Указанная услуга оказывается собственникам помещений в многоквартирных домах, следовательно, именно они должны оплачивать ее на основании показаний коллективного прибора учета электроэнергии, установленного на вводе в дом.

3. Учитывая, что услуга энергоснабжения мест общего пользования оказывается энергоснабжающими организациями на основании договоров с исполнителями коммунальных услуг (ТСЖ или управляющие организации), последние несут обязанность по оплате этих услуг.

4. Платежеспособность исполнителей коммунальных услуг напрямую зависит от платежеспособности собственников. Взыскание с товарищества собственников жилья или управляющей организации задолженности по оплате электроэнергии влечет взыскание указанной задолженности с собственников в регрессном порядке по искам ТСЖ (управляющей организации).

Утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.

Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306.