Технологии социальной опеки и попечительства. Социальная опека, попечительство и патронаж. Усыновление и право

Телефонная консультация 8 800 505-91-11

Звонок бесплатный

Органы соц опеки

Органы опеки подали иск на выселение меня из квартиры (2-х комн. В соц. найме) в связи с тем что я лишен род. прав и дочери исполняется 17 лет. Мы с ней прописаны вдвоем. Метраж, условия и отношения хорошие. Подскажите как быть?

Пишите на исковое возражения, если нужна помощь юриста заказывайте работу в личку.

Должны ли соц работники, органы опеки оповещать о выплатах, пособиях детям сиротам? И наказуемо ли это если не оповещают?

Здравствуйте, К сожалению социальные работники и органы опеки не обязаны вас оповещать о пособиях и выплатах, вы об этом должны знать самостоятельно Желаю Вам удачи и всех благ!

Доброго вам дня. Увы но по законам Российской Федерации, органы опеки попечительства, не обязаны вас извещать в данном случае. Удачи вам.

Добрый вечер. У вас никто не должен оповещать Вы самостоятельно должны обращаться в данной службы предоставлять пакеты документов для того чтобы получать данные пособия. Хорошего приятного вечера.

Здравствуйте, уважаемый посетитель нашего сайта! Если бы они это делали, то все бы знали свои социальные права. Увы, но это не так. P.S. Удачи Вам в разрешении Вашего вопроса и всего Вам наилучшего!

Вопрос такоймоя подруга приглосила в мою квартиру органы соц опеки, чтобы те обследовали жилищные условия! Это надо для суда, с мужем все делят ребенка! Приглосила ко мне так как я ей предоставила квартиру, написали с ней договор безвозмездного пользования, как мне и советавали юристы вашего сайта! Но они развернулись и ушли прочитав договор! Моя квартира была приватезированна на троих человек на бабушку маму и меня! Бабушка умерла в 2007 году мама в 2001 году! Я в наследство вступила но переоформить все доли на себя до сих пор не могу., было лень! Я соц опеки показала и договор приватизации и св о смерти и мамы и бабушки, но они просто сказали, пока квартира оформленнане по правилам значит и договор не действителен! Ну как то? а чья квартира тогда? Что делать в этой ситуации, как заставить их оценить жилищьно бытовые условия.

Обратитесь к нотариусу за справкой, что вы являетесь наследницей оставшихся долей, в суде разъясните ситуацию, фактически ваша подруга живет в предоставленном ей безвозмездно жилом помещении.

Все правомерно. Это для Вас кажется - такая мелочь, ерунда.. А с точки зрения закона, все должно быть оформлено по правилам. Органы опеки Вам верно сказали-договор, получается незаконный. Это бабушкам на базаре можно кучу документов показывать и доказывать, что Вы единственный собственник, А органы опеки, это государственные органы и им нужен документ один - на право собственности. Оформляйте срочно доли.

Могут ли органы соц опеки лишить родительских прав если ребенок нигде не прописан.

Здравствуйте! Родительских прав можно лишить только по решению суда. Отсутствие регистрации у ребенка таким основанием не является.

Это не основание для лишения родительских прав. Основания перечислены в ст.69 СК РФ : Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они: уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов; отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, воспитательного учреждения, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций; злоупотребляют своими родительскими правами; жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность; являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией; совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.

Получили квартиру по договору соц найма, как сирота, батареи отопления не пригодны, органы опеки отказываются принимать заявление о замене. Оперируя тем, что по закону мы сами должны их менять. Что делать и куда обратиться?

Добрый день! вам нужно отказаться от данной квартиры и попросить другую.

Обратитесь за защитой в госжилинспекцию

Обращаться в муниципалитет,он собственник данного жилья,обязан его содержать и ремонтировать.

Александра, почитайте договор соц. найма он поможет вам найти ответ на ваш вопрос

Могут ли родители и органы опеки запретить мне общаться с моим племянником, который находится в социальном приюте (на 3 месяца). Я хочу навестить его, а опека и родители не дают разрешение.

Здратсвуйте! Родители вправе ограничить круг общения своих детей.

Добрый день, В соответствии с Семейным кодексом дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники имеют право на общение с ребенком. В случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению. Но важно помнить, что дяди и тёти не относятся к близким родственникам ребёнка. Очень сложно давать рекомендации, не зная полностью ситуации. Если запрещают органы опеки, то вероятно на то есть основания. Если не согласны пишите жалобу администрации органов опеки и просите объяснения.

Да, имеют право отказать, т.к. вы не являетесь близким родственником.

Родители вправе ограничить общение

Какие действия должны предпринять органы соц защиты и опеки населения, когда совершеннолетний человек был лишен через суд дееспособности?

Назначить опекуна должны.

Работаю соц. педагогом. По факту избиения матерь ребенка в школу были приглашены органы опеки и полиция. Девочка дала показания, описав какие побои мать ей нанесла. На лице явные следы (синяки). Побеседовав с матерью-девочку не изъяли. Семья состоит на учете ПДН, у матери были случае суицида, соседи постоянно жалуются на то, что ребенок часто кричит и плачет. Объяснили тем, что это первая официальная информация о происходящих побоях. Правомерны ли действия опеки?

Нет, не правомерны. Пишите жалобу в прокуратуру.

Моя мама признана недееспособной и нуждаюшейся в опеке.. органы соц. защиты выносят постановления лишь о временном опекунстве и не назначают основного... я не могу получить пенсию... подала в суд.. куда я могу еще обратиться с жалобой?

подайте жалобу в прокуратуру

Ну выше суда уже нет. Попробуйте в прокуратуру и в Управление ПФ по РО.

Есть ли способы как повлиять на органы соц. опеки. Или как договориться с ними без суда. Чтоб они дали согласие для продажи доли ребенка. С выделением доли ребенку у родителей в квартире.

Договориться с ними вряд ли получится, если они не дают разрешение.

Здравствуйте! никак договориться с ними нельзя только выполнять то что говорят - иначе не получите разрешение на продажу доли ребенка - даже через суд

Есть. Не ухудшайте имущественное положение ребенка и действуйте в его интересах, и демонстрируйте это опеке. Вы вправе улучшать его жилищные условия, даже путем продажи его имущества, как его законные представители.

Органы опеки, органы соц. защиты, так же органы по делам по несовершеннолетних ходят подать хадатайство в суд на лишение род прав обоих супругов. Мать пьет, но отец не употребляет спирт. Напитки и так же не был в чем либо замечан. Подскажите пожалуйста, как нам поступить чтобы дети малолетние остались с отцом, а мать лешили?

Отцу необходимо проявить себя,доказать,что он в состоянии заниматься воспитанием детей и содержать их.

Законным основанием для лишения родительских прав являются действия родителей, если мать/отец: уклоняются от выполнения обязанностей родителя. К этому основанию относится и злостное уклонение от уплаты в пользу ребенка алиментов; отказываются без уважительной причины взять ребенка из роддома или родильного отделения, другого лечебного учреждения, учреждений соцзащиты, воспитательного учреждения и прочих аналогичных учреждений; злоупотребляют родительскими правами; обращаются с ребенком жестоко, осуществляют физическое и психическое насилие над ребенком, покушаются на его половую неприкосновенность; страдают алкоголизмом или наркоманией (хроническими); совершили умышленное преступление против здоровья и жизни ребенка либо один родитель – против жизни и здоровья другого. Пусть отец собирает положительные характеристики с работы, от участкового, приводит в суд свидетелей.

Олеся Викторовна! Это гражданское судопроизводство, вам необходимо составить отзыв на исковое заявление о лишении род. прав. К отзыву приложить акты обследования жил. условий, характеристики с места работы, места жительства. если ребенок посещает дет. сад/школу - пригласить педагога/воспитателя, задать ему вопросы по поводу ухода за ребенком. Нужна помощь - обращайтесь лично! Нахожусь в г. Барыш. номера телефонов на сайте!

Соседи угрожают обратится в органы соц. опеки из-за шума который производят наши дети в дневное время.

в дневное время детям можно хоть на ушах стоять. пусть обращаются.

Продали квартиру админинстрации для сирот за 857 т.р но органы соц опеки требуют дать 57 т.с якобы на ремонт этой самой квартиры следует отдавать деньги? В договоре купли продажы указана сумма 857 т.р.

Вы платите столько, сколько указано в договоре, если не было каких-либо других обязательств. Чем опека мотивирует такую просьбу?

Вчера обратился в органы соц. опеки за соц. надбавкой и мне начислили всего 450 р. Сказали что это потолок в Москве т.е пенсия 11540+450 =12000
Поинтересовался у своей знакомой, сколько она получает?
Оказалось 11.600+4.130 т.н Лужковская+за ветерана труда 495+230 за телефон=16450 А почему мне так насчитали?

Здравствуйте. Вам начисляют по вашей таблице расчета

Должна ли я собирать документы в органы соц опеки на материальную помощь многодетной матери или достаточно написать заявление, а соц опека сама запросит все документы, или всёже я должна бросать грудного ребёнка и мчатся по кабинетам?

Добрый вечер. К сожалению, должны собирать документы Вы

Должна ли я собирать документы на помощь многодетной матери в органы соц опеки или достаточно просто написать заявление?

Здравствуйте! К заявлению Вы должны приложить документы.

Имеет ли право органы опеки разглашать информацию об отказе от ребенка в соц. сетях совершенно посторонним людям? Сообщая при этом что это информационная рассылка и страница матери заблокирована, поэтому они пишут всем друзьям.

Не имеют права. Если подобным образом распространяются персональные данные гражданина, то Вам следует написать жалобу в прокуратуру

Я переболела соц. опасным заболеванием. Когда я заболела органы опеки забрали мою малолетнюю дочь в дом малютки. Какие документы они вправе потребовать от меня кроме справки о здоровье при возврате ребёнка в семью?

Эта была причина, по которой была отобрана дочь. Это должно стать и доказательством возврата. Только справка.

Документы: О трудоустройстве О доходах О собственности(или месте проживания) О справки от нарколога и психиатра Характеристики с места жительства,работы Справку о наличии или отсутствии судимостей.

Сколько должно пройти времени когда я могу обратится в органы соц. опеки для лишения прав отцовства!? так как бывший муж не помогает финансово. Алименты не перечисляет, в воспитании не учавствует. К ребенку 5 месяц не приезжает. (ребенку 10 месяцев) спасибо.

Основания для лишения родительских прав предусмотрены ст.69 СК РФ . С учетом изложенного Вами Вы уже можете обратиться в суд с иском о лишении его родительских прав.

Вопрос по такой ситуации Я развёлся сженой и хочу узнать как обратиться в органы соц опеки тк есть основания пологать что отчисляемые мной алименты не доходят до ребёнка мы живём в разных регионах страны могу ли я это сделать и как.

В произвольной форме пишите письменное обращение

Ребенку соц сироте, проживающему в приемной семье, органы опеки выделяют на транспортные расходы 300 руб, при этом проезд из деревни (место проживания) до школы был бесплатным (школа выдавала проездной билет), сейчас этот ребенок после 9 классов перешел учиться в коледж. Мальчику 17 лет (студент в колледже). В льготах по презду отказывают, проездной не выдают ни органы опеки, ни учебное заведение. Приходиться самому ребенку оплачивать проездной 1800 руб. Что делать? Неужели нет льгот детям сиротам? Почему школа дает проездной ребенку, а пту (коледж) не дает?

Обратитесь в Управление по социальной политике Ленинградской области

Коллекторы угрожают обратится в органы соц опеки и лишить меня родительских прав. Они могут это сделать?

нет, не могут конечно, это не входит в их компетенцию... они вам еще не то пообещают...

Адрсе по которому можно найти органы соц опеки в Бежице?

Здравствуйте, Алла! Отдел управления образования Брянской городской администрации по Бежицкому району Адрес 241035 г Брянск ул. Комсомольская, 4, т.: 55-14-04 С уважением!

Могу ли я отказаться от договора дарения и оформить бабушку в органы соц. опеки, (т.к. она находится в лежачем состоянии, сама делать ничего не может) если: в квартире где проживает бабушка, живет еще мой дядя (бабушкин сын и он там еще и прописан), который за ней плохо ухаживает, пьет, квартиру оставляет открытой, и там очень грязно (горы грязной посуды, хлам на столе, на полу и.т.д.)

Юля, напишите, о каком договоре дарения идет речь

Органы опеки и соц помощи имеют право сдавать внаем жилье инвалида помещенного в интернат, находящееся в собственности инвалида? И как этому могут воспрепятствовать родственники.

Нет, конечно не имеют никакого права! Подавайте жалобу в прокуратуру.

На тему: «Социальная опека и попечительство в социальной работе»

По дисциплине: «Теория, методика и практика социальной работы»

ВВЕДЕНИЕ

Согласно Конституцией РФ граждане реализуют свои права и обязанности в полном объёме с 18 лет. По достижению данного возраста они обретают возможность совершать юридически значимые действия по реализации своих прав и исполнению обязанностей, несут ответственность. При этом в реальной действительности возможны ситуации, когда реализация гражданином этого конституционного положения оказывается по каким-либо причинам невозможной. В этой связи в законодательстве РФ существуют институты опеки и попечительства.

Потребность в опеке как форме воспитания ребёнка в условиях семьи существовала во все времена и у всех народов. На Руси первое летописное упоминание об опеке относится к 879 г.

Постепенно круг вопросов, возникающих при опеке над несовершеннолетними, стал обозначаться более чётко. Появилась опека при жизни родителя по его завещанию и по назначению церковью. При Петре I опекун мог быть назначен либо по завещанию, либо в соответствии с законом, либо по распоряжению правительства. В период правления Екатерины II отношения по опеке подверглись серьёзным изменениям - её главной чертой стала сословность. Несовершенство опеки того времени связано с отсутствием чёткости в отношениях между опекунским учреждением и опекуном, а также чётких правовых границ в деятельности опекуна. После Октября 1917г. форма устройства детей вместо сословного приняла общегосударственный характер. На каждом этапе исторического развития России опека и попечительство имели свои особенности, продиктованные потребностями общества.

В соответствии с современным законодательством РФ опека (попечительство) устанавливается над детьми, оставшимися без родительского попечения вследствие гибели родителей или неисполнения ими родительских функций. Опека устанавливается также над лицами, признанными судом недееспособными в силу душевной болезни, а попечительство вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Также попечительство в форме патронажа устанавливается над дееспособными гражданами с ограниченными способностями и пожилыми гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно защищать свои права и исполнять обязанности. В настоящее время, социальная опека и попочительство как методы (или технологии) социальной работы, очень актуальны. Их актуальность заключается в том, что многие категории населения очень нуждаются в государственной социально-правовой помощи и защите. Это государственное вмешательство, помощь общественных и других организаций, частных лиц. Одной из главных проблем в реализации социальной опеки и попечительства является неспособность государства выполнять свои обязательства по материальному обеспечению института социальной опеки и попечительства в полном объёме.

Специалист по социальной работе выступает как посредник между человеком и государством, личностью и обществом на основе знания социальных закономерностей и различных форм их практической реализации, адаптирует интересы государства к человеку и интересы человека к государству. Необходимость такого посредничества обусловлена тем, что государство не всегда выступает той инстанцией, которая гарантирует права и достойное существование человека. Социальный работник, выступающий посредником между человеком и государством, призван быть защитником прав своих граждан.

Содержание социальной работы с совершеннолетними гражданами, частично или полностью утратившими дееспособность, осуществляемой опекуном либо попечителем, направлено на достижение единой цели - продление пребывания в превычной среде граждан. Опекун (либо попечитель) способствует поддержанию, а в лучшем случае восстановлению социального статуса человека, частично или полностью утратившего дееспособность.

В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ являются частью её правовой системы. В силу этого отношения по опеке и попечительству наряду с нормами российского законодательства регулируются также рядом международно-правовых актов:

Декларация ООН «О правах умственно отсталых лиц»;

Декларация ООН «О правах инвалидов»;

Всемирная декларация «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей»;

Европейская конвенция «О признании и исполнении решений относительно опеки над детьми и восстановления опеки»;

Конвенция «О правах ребёнка».

Таким образом, опека и попечительство, будучи институтами прежде всего гражданского права, носят комплексный характер, поскольку отношения, возникающие в сфере их действия, регулируются также нормами гражданско-процессуального, административного и международного права.

Глава 1. Понятие опеки и попечительства

1.1. Понятие и цели опеки и попечительства

Опека и попечительство - это правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов граждан в случаях, предусмотренных законом. Опека и попечительство, являясь методами (технологиями) социальной работы, применимы при оказании помощи разным категориям населения. К ним относятся: несовершеннолетние, совершеннолетние дееспособные и совершеннолетние недееспособные граждане.

Опека - это форма защиты прав и интересов несовершеннлетних от рождения и до достижения возраста 14 лет, а также совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными, вследствие душевной болезни.

Попечительство - это социально-правовая форма, обеспечивающая содействие в осуществлении гражданских прав и исполнении обязанностей несовершеннолетних старше 14 лет, а также граждан, которые ограничены судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами.

Попечительство в форме патронажа устанавливается над совершеннолетним гражданином, который по состоянию здоровья не может сам осуществлять и защищать свои права.

Опека и попечительство назначаются в целях содержания, образования и воспитания детей, для защиты их прав и интересов. Опека также является формой медико-социальной защиты прав и интересов недееспособных граждан.

При осуществлении опеки и попечительства с разными категориями населения, необходимо в зависимости от ситуации использовать: социальную профилактику, адаптацию, коррекцию.

1.2. Разграничение опеки и попечительства

Прежде всего опека и попечительство используются для защиты прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Основанием для опеки над малолетними являются: смерть, безвестное отсутствие, недееспособность родителей, лишение их родительских прав и другие случаи оставления детей без родительской заботы. Защита государства в отношении таких детей осуществляется в виде устройства детей на воспитание в семью попечителя или на полное государственное попечение в специальные детские учреждения.

Опека устанавливается над несовершеннолетними детьми от рождения до 14 лет, а попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.

Попечительство устанавливается над совершеннолетними гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотреблении спиртными напитками или наркотическими веществами, а также над совершеннолетними дееспособными гражданами, нуждающимися по состоянию здоровья в патронаже.

Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. После такого решения устанавливается опека.

По содержанию опека предполагает постоянное взаимодействие опекуна и подопечного и устанавливается на длительное время. Опекун несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, компенсирует утраченные семейные связи и обеспечивает воспитание ребёнка в условиях семьи. В отношении гражданина, утратившего дееспособность, опекун обеспечивает постоянный уход и содействует предоставлению медико-социальной помощи, социальной реабилитации, способствующих улучшению состояния здоровья подопечного.

По просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно защищать свои права и исполнять свои обязанности, устанавливается попечительство в форме патронажа. Попечительство предпологает защиту подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц. При установлении попечительства существует автономность во взаимоотношениях попечителя и подопечного. Допускается раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет, с разрешения органов опеки и попечительства и при условии, если это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов несовершеннолетнего. В результате установления попечительства над совершеннолетними гражданами подопечный самостоятельно несёт ответственность за совершённые им сделки и за причинённый вред. Но в случае совершения крупных сделок, осуществления финансовых расходов (заработной платы, пенсии и иных доходов) подопечный должне получить согласие попечителя. Попечительство допускает периодический контакт попечителя и подопечного с разрешения органов опеки и попечительства.

1.3. Органы опеки и попечительства

Органы опеки и попечительства являются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство.

Администрация органа местного самоуправления возлагает на свои структурные подразделения, в частности, на отделы или управления осуществление необходимых действий по опеке и попечительству. В их число входит:

Обследование условий, в которых находится несовершеннолетний и оформление акта обследования;

В случае необходимости, временное устройство ребенка в специальное детское учреждение (приют, интернат);

Поиск подходящей кандидатуры опекуна (попечителя);

Подготовка документов, необходимых для назначения опекуна (попечителя) либо для его отстранения от обязаннностей;

Надзор за деятельностью опекуна (попечителя);

Оказание помощи в воспитании подопечного;

Оказании помощи в улучшении быта, материального положения подопечного;

Проведение контрольных проверок (не менее 2-х раз в год);

Уточнение согласия родственников, проживающих вместе с будущим опекуном, относительно оформления опеки над недееспособным гражданином;

Предоставление совета больным, способным самостоятельно выразить своё согласие на проведение деятельности по управлению их делами;

Оказывать конкретную помощь, выражающуюся в разъяснении необходимых мероприятий по управлению делами, поскольку больные не имеют твёрдого мнения;

Содействие в назначении опекуна больному, полностью неспособному управлять своими имущественными делами;

Проведение обследования жилищно-бытовых условий недееспособного гражданина;

Отстранение опекуна (попечителя) от своих обязанностей.

Опека и попечительство, являясь методами социальной работы, применяются при оказании помощи разным категориям граждан. Между опекой и попечительством происходит разграничение, так как в социальной защите нуждаются люди разных возрастов, категорий. Это несовершеннолетние, совершеннолетние дееспособные и совершеннолетние недееспособные граждане. Органы опеки и попечительства являются посредниками между опекунами (попечителями) и их опекаемыми (подопечными) и выполняют множество функций. Таких как: выявление граждан, нуждающихся в помощи; временное устройство ребёнка в специализированное учреждение; надзор за деятельностью опекунов (попечителей).

Глава 2. Правовой статус опекунов и попечителей

2.1. Лица, назначаемые опекунами и попечителями

Лица, назначаемые опекунами и попечителями назначаются органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течении месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином.

Опекуном (попечителем) может быть любой совершеннолетний дееспособный гражданин, за исключением лиц, отстранённых когда-либо от обязанностей опекуна (попечителя), лишенных или ограниченных в родительских правах, бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине. Также закон вводит ограничения для опекунов (попечителей) по состоянию здоровья. К заболеваниям, препятствующим исполнению опекунских (попечительских) обязанностей, относятся такие, как туберкулёз, злокачественные онкологические заболевания, наркомания, алкоголизм и другие тяжёлые заболевания.

При выборе опекунов (попечителей) преимущество отдаётся родственникам. Гражданин может быть назначен опекуном либо попечителем только с его согласия. Если ребёнку, над которым устанавливается опека, исполнилось десять лет, требуется еще и согласие ребёнка. В отдельных случаях сами родители могут просить органы опеки и попечительства назначить своему ребёнку опекуна, если они по каким-либо обстоятельствам (болезнь, длительный отъезд) не могут осуществлять его воспитание. По ходатайству родителей, опека или попечительство может быть назначена на определённый срок.

Чаще всего опекунами граждан, утративших свою дееспособность в результате психического расстройства являются родители, а если человек состоит в браке, то супруг (супруга). Представители опекунской комиссии изучают особенности взаимодействия между будущим опекуном и недееспособным гражданином. И если выясняется, что между ними существует конфликт, органы опеки и попечительства могут отказать в установлении опеки.

2.2. Права опекунов и попечителей

Права опекунов и попечителей возникают в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

Опекун или попечитель ребёнка вправе требовать на основании решения суда возврата ребёнка, находящнгося под опекой или попечительством, от любых лиц, удерживающих у себя ребёнка без законных оснований, в том числе от родителей или других родственников либо усыновителей ребёнка. Опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребёнка с его родителями и другими родственниками, за исключением случаев, если такое общение не отвечает интересам ребёнка. Опекун (попечитель) вправе самостоятельно определять способы воспитания ребёнка, находящегося под опекой (попечительством), с учётом мнения ребёнка и рекомендаций органа опеки и попечительства. Опекун (попечитель) имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребёнка с учётом мнения ребёнка до получения им общего образования. Опекун или попечитель имеют право усыновить своего подопечного.

Опекун (попечитель) имеет право для облегчения содержания подопечного на различного рода льготы, в том числе бесплатный проезд в общественном городском и пригородном транспорте.

Опекуны (попечители) имеют право на получение ежемесячных денежных средств на содержание ребёнка. Выплачиваются они только на тех детей, чьи родители не могут лично осуществлять их воспитание в связи с лишением родительских прав, признанием их безвестно отсутствующими или недееспособными, ограниченно недееспособными, объявлением их умершими, а также с отбыванием срока в местах лишения свободы.

Опекун (попечитель) имеет право отказаться от опеки (попечительства) по уважительной причине (серьёзная болезнь, инвалидность, тяжёлые семейные обстоятельства).

2.3. Обязанности опекунов и попечителей

Опекун (попечитель) обязан проживать совместно со своим несовершеннолетним подопечным на своей жилплощади или на жилплощади подопечного. Исключение делается только для подростков, достигших 16 лет, на что требуется согласие органов опеки и попечительства, при условии, если раздельное проживание не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

Материальную базу подопечного составляют получаемые алименты, которые выплачиваются его опекуну (попечителю). В том случае если алименты не выплачиваются, опекун (попечитель) обязан принять меры к их получению с родителей ребенка.

Опекун (попечитель) представляет интересы ребёнка во всех сферах социальной жизни и в отношениях с физическими и юридическими лицами. В интересах ребёнка он вправе совершать все необходимые сделки.

Опекун недееспособного обязан обеспечить ему уход и лечение, защиту прав и интересов. Он является законным представителем недееспособного гражданина и совершает от его имени и в его интересах необходимые юридические действия.

В обязанности попечителя входят: защита прав и интересов дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут этого делать самостоятельно; создание для подопечного необходимых бытовых условий; содействие в обеспечении ухода и лечения; оказание помощи при осуществлении подопечным своих прав и обязанностей; обеспечение охраны от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

В обязанности попечителя осуществляющего патронаж входят: распоряжение имуществом дееспособного подопечного на основании договора поручения или доверительного управления, заключённого с подопечным; совершение бытовых и иных сделок, направленных на содержание и удовлетворение потребностей подопечного на основании его согласия.

Правовой статус опекунов и попечителей состоит в том, что опекуны и попечители, назначаемые органами опеки и попечительства имеют свои права, а также обязанности по отношению к своим подопечным.

Глава 3. Основания и порядок установления опеки и попечительства

3.1. Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами

Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяется в соответствии с Семейным кодексом. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14-летнего, а попечительство - 18-летнего возраста.

О своём намерении стать опекуном (попечителем) гражданин сообщает в заявлении, адресованном в орган опеки и попечительства по месту оформления опеки (попечительства).

Документы, необходимые для установления опеки (попечительства), принимаются специалистом по охране прав детства, который готовит проект постановления органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя). Постановление выносится главой местной администрации единолично.

Установление опеки (попечительства) осуществляется в течение одного месяца с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости устройства ребёнка.

Опекунами (попечителями) несовершеннолетних могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица, при всём этом учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребёнком, отношение к ребёнку членов семьи опекуна (попечителя).

Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническими заболеваниями. алкоголизмом или наркоманией, лица, отстранённые от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребёнка.

Так как при воспитании несовершеннолетнего опекуном (попечителем) необходим непосредственный и постоянный контакт между воспитанником и воспитателем, то по общему правилу они должны жить вместе. Исключение делается только для подростков достигших 16 лет, на что требуется согласие органов опеки и попечительства.

Материальную базу подопечного составляют получаемые им алименты, которые выплачиваются опекуну (попечителю).

3.2. Установление опеки и попечительства над совершеннолетними гражданами

Установление опеки и попечительства над совершеннолетними гражданами является формой медико-социальной защиты прав и интересов недееспособных граждан.

Гражданин, который вследствие психического расстройства не осознаёт значения своих действий или не может руководить ими, может быть признан судом недееспособным на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы. На основании решения суда, опекунская комиссия проводит работу по поиску опекуна для гражданина, нуждающегося в опеке.

Гражданин, желающий оформить опеку. представляет в опекунскую комиссию следующий набор документов:

Характеристику с места работы;

Характеристику по месту жительства;

Медицинские заключения о состоянии здоровья, заверенные терапевтом, наркологом, психиатром.

Опекунская комиссия изучает особенности взаимодействия между будущим опекуном и недееспособным гражданином. При выяснении, что между ними существует конфликт, орган опеки и попечительства может отказать в установлении опеки. Будущий опекун предоставляет информацию о занимаемой жилищной площади и о праве проживания в ней. Представители опекунской комиссии готовят необходимые документы о недееспособном гражданине, над которым устанавливается опека. На основании этих документов выходит постановление о назначении опекуна над недееспособным гражданином.

В отличие от опеки попечительство устанавливается над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.

Такие граждане на основании Гражданского кодекса РФ получать заработную плату, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими и иным имуществом могут лишь с согласия попечителя.

Попечительство в форме патронажа устанавливается над совершеннолетним гражданином, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права. Чаще всего патронаж распространяется на граждан с ограниченными возможностями, граждан пожилого возраста, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно защищать свои права и исполнять обязанности.

Патронаж устанавливается органами опеки и попечительства на основании просьбы гражданина. Попечитель может быть назначен только с согласия совершеннолетнего дееспособного гражданина.

3.3. Основания прекращения опеки и попечительства

Прекращение опеки происходит по достижении ребёнком 14 лет.Она автоматически переходит в попечительство без дополнительных решений об этом. Попечительство над несовершеннолетним прекращается по достижении им 18 лет, а также в случае вступления его в брак или при экономической самостоятельности. Также опека и попечительство могут прекратиться вследствие освобождения или отстранения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей. Иногда опекун (попечитель) не может справиться со своими обязанностями по каким-либо причинам. В этих случаях ребёнок помещается в детское воспитательное или лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения. И по решению органа опеки и попечительства существовавшая ранее опека (попечительство) прекращается.

Опекун (попечитель) не может беспричинно отказаться от заботы о ребёнке. Но если уважительные причины (серьёзная болезнь, инвалидность, тяжёлые семейные обстоятельства) не дают возможности должным образом исполнять опекунские обязанности, то просьба опекуна (попечителя) об освобождении его о ранее принятых на себя обязательствах подлежит удовлетворению, а опека (попечительство) прекращается на основании постановления органа опеки и попечительства. Опека (попечительство) прекращается также в случае смерти опекуна (попечителя) либо подопечного.

Отстранению от своих опекунских обязанностей подлежит тот, кто не хочет заботиться о подопечном, защищать его права и интересы, выполнять опекунские обязанности. Отсутствие всяких усилий опекуна (попечителя), направленных на заботу о несовершеннолетнем в любых её проявлениях, а также совершение поступков, противоречащих интересам подопечного, обязывают органы опеки и попечительства отстранить такого опекуна (попечителя) от опекунских обязанностей на основании соответствующего постановления.

Опекун совершеннолетнего недееспособного гражданина может быть освобождён от своих обязанностей при помещении такого гражданина в стационарное государственное учреждение на условиях постоянного пребывания. При ненадлежащем исполнении своих обязанностей по опеке гражданин может быть отстранён от своих обязанностей органами опеки и попечительства. При использовании опеки в корыстных целях, а также в случаях оставления подопечного без надзора и необходимой помощи виновный гражданин может быть привлечён к уголовной ответственности. В результате достижения выздоровления соверщеннолетнего гражданина опека прекращается по решению суда.

Патронаж как форма попечительства прекращается согласно Гражданскому кодексу РФ по требованию совершеннолетнего дееспособного гражданина.

Таким образом, основания и порядок установления опеки (попечительства) включает в себя несколько этапов:

Совершеннолетние дееспособные граждане, нуждающиеся в патронаже;

Граждане ограниченные судом в дееспособности из-за злоупотребления спиртными напитками или наркотиками;

Недееспособные душевнобольные граждане.

Между опекой и попечительством происходит разграничение, так как они направлены на защиту граждан разных категорий.

Опека - это социально-правовая форма защиты прав и интересов несовершеннолетних от рождения и до достижения возраста 14 лет, а также граждан, признанных судом недееспособными.

Попечительство - это социально-правовая форма, обеспечивающая содействие в осуществлении гражданских прав и исполнении обязанностей несовершеннолетних старше 14 лет, а также граждан, которые ограничены судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами.

Патронаж - это форма попечительства, которая распространяется на граждан с ограниченными возможностями, граждан пожилого возраста, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно защищать свои права и исполнять обязанности.

Органы опеки и попечительства выполняют определённые действия по опеке и попечительству. Они являются посредниками между опекунами (попечителями) и опекаемыми (подопечными).

Опекуны и попечители назначаются органами опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве. Они имеют свои права и обязанности по отношению к своим подопечным.

Основаниями для установления опеки и попечительства являются трудные жизненные ситуации как совершеннолетних, так и несовершеннолетних граждан. Для определённых категорий граждан установлен свой порядок установления и прекращения опеки и попечительства.

В современных условиях одной из главных проблем в осуществлении социальной опеки и попечительства, является неспособность государства в полной мере выполнять свои обязательства по материальному обеспечению системы социальной опеки и попечительства. Но есть надежда, что в будущем в социально-экономическом развитии российского общества произойдут перемены в лучшую сторону, которые позволят более успешно развиваться отечественной социальной работе.

Опека и попечительство представляют собой комплексный институт семейного и гражданского права, включающий все виды попечения над гражданами, которые нуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий своей целью защиту личных и имущественных прав недееспособных и ограниченно дееспособных граждан. С его помощью недееспособные граждане рассматриваются в качестве полноправных субъектов многих правоотношений. Потребность в опеке и усыновлении как форме воспитания ребенка в условиях семьи существовала во все времена и у всех народов. На Руси первое летописное упоминание об опеке относится к 879 г. Сведения далекого прошлого дополняются сг. 99 «Русской Правды», где говорится, что дети после смерти своего отца отдавались тому, кто им был ближе, при этом перед смертью отец мог назначить опекуном постороннее лицо.

Постепенно круг вопросов, возникающих при опеке над несовершеннолетними, стал обозначаться более четко. Появилась опека при жизни родителя по его завещанию или по назначению церковью. При Петре I опекун мог быть назначен либо по завещанию, либо в соответствии с законом, либо по распоряжению правительства. В период правления Екатерины II отношения по опеке подверглись серьезным изменениям - ее главной чертой стала сословность.

В конце XIX -начале XX в. в России по-прежнему основу деятельности опекуна составляли правила, аналогичные разработанным во времена Екатерины II. Несовершенство опеки того времени связано с отсутствием четкости в отношениях между опекунским учреждением и опекуном, а также четких правовых границ в деятельности опекуна.

После Октября 1917 г. форма устройства детей вместо сословного приняла общегосударственный характер. Предметом особого внимания стало обеспечение общественного воспитания осиротевшего ребенка, общеполитические, идеологические установки значительно влияли на судьбу детей. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1927 г. по-прежнему много внимания уделял опеке и попечительству над несовершеннолетними как одному из способов защиты их личных и имущественных прав. На каждом этапе исторического развития России опека и попечительство имели свои особенности, продиктованные потребностями общества.

В соответствии с современным законодательством Российской Федерации опека устанавливается над детьми, оставшимися без родительского попечения вследствие гибели родителей или неисполнения ими родительских функций, а также над лицами, признанными судом недееспособными в силу душевной болезни.

Попечительство - это форма защиты прав и интересов несовершеннолетних в возрасте дт 14 до 18 лет и совершеннолетних граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами. Попечительство над несовершеннолетними устанавливается, кроме того, с целью их содержания, воспитания и образования, а также защиты их интересов в случае утраты ими родителей.

Вопрос о правовой природе опеки над несовершеннолетними считается спорным. Во-первых, это способ восполнения дееспособности ребенка, во-вторых - своеобразный институт представительства, без которого практически невозможно защищать права и интересы несовершеннолетних детей. В-третьих, опека представляет собой одну из форм устройства в семью ребенка, оставшегося без родительского попечения. Что же касается правовых оснований опеки, то после появления нового Гражданского кодекса РФ (1997) и Семейного кодекса РФ (2001) их стало больше, чем прежде. Теперь значительный круг вопросов, связанных с опекой над несовершеннолетними, регулируется гражданским законодательством, той его частью, которая относится к физическим лицам. Сюда входят: общие принципиально важные положения; порядок установления опеки; критерии подбора опекуна; правила относительно исполнения опекуном своих обязанностей по распоряжению имуществом подопечного; условия и порядок прекращения опеки. Следовательно, значительная доля вопросов, касающихся опеки, решается с помощью Гражданского и Семейного кодексов. При использовании опеки как способа устройства ребенка в семью возникают специфические проблемы, которые можно (и нужно) разрешать с помощью норм семейного права, особенно когда речь идет об осуществлении прав и обязанностей опекуна и подопечного. Поэтому Семейный кодекс дает подробный перечень прав детей, находящихся под опекой, а также их опекунов (попечителей). Особое место в данном документе занимают правила опеки над детьми, находящимися в воспитательных, лечебных учреждениях и социальных службах, а также права воспитанников.

В законодательной практике Российской Федерации существуют три формы социальной работы с совершеннолетними гражданами, частично или полностью утратившими дееспособность: опека, попечительство и патронаж.

Содержание социальной работы, осуществляемой опекуном либо попечителем, направлено на достижение единой цели - продление пребывания в привычной среде (в условиях семьи) граждан, частично или полностью утративших дееспособность. Данные формы предполагают индивидуальный подход к клиенту, активизацию возможностей опекуна или попечителя для обеспечения реализации потребностей клиента. Опекун (либо попечитель) способствует поддержанию, а в лучшем случае восстановлению социального статуса человека, ранее частично или полностью утратившего дееспособность.

Опека - социально-правовая форма зашиты граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического заболевания. Исторически в России существовали противоречия, связанные с определением правового статуса граждан, имеющих психические заболевания. Отечественные психиатры О.А. Чесотин, Н.Н. Баженов, С.С. Корсаков, В. П.Сербский выступали за создание законодательства, обеспечивающего, с одной стороны, защиту прав душевнобольных, с другой - защиту общества от тех или иных социально опасных действий граждан, имеющих психические заболевания. Исторически сложилось, что чаще всего опекунами являются родители, а если человек состоит в браке, то супруг (супруга) должны защищать права и интересы гражданина, признанного судом недееспособным. В случае отказа родственников от выполнения обязанностей опекуна, человек содержится за государственный счет в специализированном стационарном учреждении. Основываясь на врачебном заключении, суд может вынести постановление о разводе по заявлению здорового супруга. В отличие от российского законодательства английское право не связывает учреждение опеки с потерей гражданской дееспособности. Гражданин, имеющий психическое заболевание, сохраняет личные права и может свободно совершать гражданские акты, не теряющие своей юридической силы. Недействительной сделка признается лишь в том случае, если удается установить явно нелепое поведение больного в момент ее оформления.

На основании французского гражданского кодекса, изданного в 1804 г. (Кодекс Наполеона), предусмотрено три вида опеки, которые зависят от степени тяжести заболевания. Полная интерзик- ция (опека) исключает возможность больного пользоваться своими гражданскими правами. В более легких случаях предполагается установление опекунского надзора, когда суд признает гражданина ограниченно дееспособным и назначает советника. Суд может назначить временную администрацию над психически больным. Права временного администратора ограничены. Он может в какой-то период опекать имущество больного и заботиться о его лечении. Данные три вида опеки, безусловно, эффективны, так как устанавливаются в соответствии со степенью тяжести заболевания и способствуют предоставлению большего спектра прав, влияя на изменение правового и социального статуса подопечного. Так, опекунский надзор и временное администрирование повышают его правовой и социальный статус, предоставляя больше прав и свобод опекаемому гражданину.

В российском законодательстве предусмотрено установление попечительства как формы защиты граждан, офаниченных судом в дееспособности вследствие злоупофебления спиртными напитками или наркотическими средствами. В данном случае попечитель назначается на основании решения суда.

По просьбе совершеннолетнего дееспособного фажданина, «который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, над ним может быть установлено попечительство в форме патронажа» . Попечитель (помощник) совершеннолетнего дееспособного гражданина может быть назначен только с согласия данного гражданина.

Опека - социально-правовая форма защиты прав и интересов несовершеннолетних от рождения и до достижения возраста 14 лет, а также фаждан, признанных судом недееспособными. По содержанию опека предполагает постоянное взаимодействие опекуна и подопечного, устанавливается на длительное время. Опекун несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, компенсирует утраченные семейные связи и обеспечивает воспитание ребенка в условиях семьи. В отношении фажданина, утратившего дееспособность, опекун обеспечивает постоянный уход и содействует предоставлению медико-социальной помощи, социальной реабилитации, способствующих улучшению состояния здоровья подопечного.

Попечительство - социально-правовая форма, обеспечивающая содействие в осуществлении гражданских прав и исполнении обязанностей несовершеннолетних старше 14 лет, а также фаждан, которые офаничены судом в дееспособности вследствие злоупофебления спиртными напитками или наркотическими веществами. По просьбе совершеннолетнего дееспособного фажданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно защищать свои права и исполнять обязанности, устанавливается попечительство в форме патронажа, прекращаемое по фебованию данного фажданина. Попечительство предполагает защиту подопечных от злоупофеблений со стороны фетьих лиц. При установлении попечительства существует автономность во взаимоотношениях попечителя и подопечного. Допускается раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет, с разрешения органов опеки и попечительства и при условии, если это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов несовершеннолетнего. В результате установления попечительства нал совершеннолетними гражданами подопечный самостоятельно несет ответственность за совершенные им сделки и за причиненный вред. Но в случае совершения крупных сделок, осуществления финансовых расходов (заработной платы, пенсии и иных доходов) подопечный должен получить согласие попечителя. Попечительство допускает периодический контакт попечителя и подопечного с разрешения органов опеки и попечительства.

  • Гражданский кодекс Российской Федерации. - М., 1997. - Ч. 1, 2. - С. 39.

Опека и попечительство над детьми

Опека и попечительство, являясь общими технологиями социальной работы, применимы при оказании помощи разным категориям населения и, прежде всего, используются для защиты прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. При осуществлении опеки и попечительства целесообразно в зависимости от ситуации использовать и другие общие технологии социальной работы (социальную профилактику, адаптацию, коррекцию).

Опека и попечительство - это правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов граждан в случаях, предусмотренных законом. Опека устанавливается над малолетними детьми до 14 лет, над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также над имуществом безвестно отсутствующих граждан в интересах последних и их иждивенцев. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними подростками в возрасте от 14 до 18 лет, над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, а также над совершеннолетними дееспособными гражданами, нуждающимися по состоянию здоровья в патронаже.

Под дееспособностью понимается способность граждан своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, что в полном объеме возникает по достижении восемнадцатилетнего возраста. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать Значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. После такого судебного решения устанавливается опека. Функции выявления душевнобольных и слабоумных, нуждающихся в опеке, возлагаются на отделы (управления) здравоохранения местных администраций. Они оказывают необходимую помощь лицам, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, до установления опеки. Они же возбуждают в судах дела о признании таких граждан недееспособными, решают вопросы назначения им опекунов и направления их в специальные психоневрологические учреждения. Поскольку душевнобольным и слабоумным необходимо постоянное медицинское обслуживание, то обязанности инспектора по опеке исполняет медицинский работник психоневрологического или психиатрического диспансера. Данные о душевнобольном как полностью недееспособном вписываются в паспорт опекуна, паспорт подопечного направляется в соответствующее отделение милиции для погашении. В случае выздоровления душевнобольного, решением суда опека над ним прекращается и ему выдается новый паспорт. Такое судебное решение может быть вынесено как по заявлению опекуна (органа опеки), так и по обращению членов семьи подопечного, психиатрического лечебного учреждения и общественных организаций.

По существующему законодательству, все сделки от имени недееспособного совершает его опекун. Сделка, совершенная самим больным, считается недействительной с момента ее совершения. Но если она совершена к выгоде недееспособного, то по требованию его опекуна может быть признана судом действительной.

Граждане, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение, могут быть ограничены судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ними устанавливается попечительство. Такие граждане вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Совершать же другие сделки, а также получать заработок, пенсию и другие расходы и распоряжаться ими они могут лишь с согласия попечителя. Наиболее распространенными формами социального попечительства над инвалидами и пожилыми людьми, неспособными в полной мере осуществлять свои права и выполнять обязанности по состоянию здоровья являются: патронаж и функционирование системы домов-интернатов. Патронаж как социальное обслуживание определенной категории граждан вне стационара может быть установлен по просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права, исполнять обязанности. В случае установления попечительства в форме патронажа, попечитель (помощник) на основании договора, поручения или доверительного управления, заключенного с подопечным, распоряжается имуществом последнего. Лишь с согласия подопечного попечителем осуществляются также бытовые и иные сделки, направленные на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного. По требованию совершеннолетнего дееспособного гражданина, находящегося под патронажем, патронаж над ним прекращается.

Отделы (управления) по труду и социальному развитию местных администраций выявляют дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права, выполнять обязанности и нуждаются в попечительстве. Эти социальные службы оказывают таким лицам необходимую помощь до установления попечительства, а также содействуют установлению патронажа или их устройству в дома-интернаты.

Опека и попечительство назначаются в целях содержания, образования и воспитания детей, а также для защиты их прав и интересов. Основаниями для опеки над малолетними являются: смерть, безвестное отсутствие, недееспособность родителей, лишение их родительских прав и другие случаи оставления детей без родительской заботы. Он вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - в суд. Защита государства в отношении детей, оставшихся без помощи родителей, осуществляется в виде устройства детей на воспитание в семью попечителя или на полное государственное попечение в специальные детские учреждения. Для выявления детей, нуждающихся в защите, социальные работники служб опеки и попечительства собирают соответствующую информацию из правоохранительных органов, образовательных учреждений, получают ее от различных граждан, включая тех, кто намеревается стать опекуном или попечителем. Затем эта информация проверяется путем проведения обследования и выявления факта отсутствия родительского попечения с оформлением акта обследования. В нем указываются: дата и место обследования; информация о лице, проводящем обследование (его должность, фамилия, имя, отчество); информация об обследуемом родителе, не заботящемся о ребенке; информация о семье, где проживает в настоящее время ребенок; сведения о семье лица, претендующего на воспитание ребенка, и о нем самом. В акте обследования также содержится рекомендательная запись о возможных способах решения проблемы, включая такие, как передача ребенка под присмотр родственников, лишение родительских прав, временное устройство в детском приюте и др. Причем предпочтительным методом решения проблемы детей, оставшихся без попечительства родителей, является не лишение родительских прав, а временное отлучение от родителей, не заботящихся о своих детях. Местом временного убежища таких детей могут быть приюты. Временное отлучение детей от родителей сохраняет надежду на восстановление семьи. А для этого от социального работника требуются навыки работы с родителями, уклоняющимися от воспитания и содержания своих детей.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Опекуна и попечителя назначают постановлением главы районной, городской, районной в городе администрации по месту жительства лица, нуждающегося в опеке (попечительстве) или по месту жительства будущего опекуна (попечителя). Администрация возлагает на свои структурные подразделения, в частности, на отделы или управления образования осуществление необходимых действий по опеке и попечительству.

Опекуном (попечителем) может быть любой совершеннолетний дееспособный гражданин, за исключением лиц, отстраненных когда-либо от обязанностей опекуна (попечителя), лишенных или ограниченных в родительских правах, бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине. Также закон вводит ограничения для опекунов (попечителей) по состоянию здоровья. К заболеваниям, препятствующим исполнению опекунских (попечительских) обязанностей, относятся такие, как туберкулез, злокачественные онкологические заболевания, наркомания, алкоголизм и другие тяжелые заболевания.

При выборе опекунов (попечителей) преимущество отдается родственникам и другим, наиболее достойным лицам. В частности, опекуны над малолетними детьми должны обладать качествами воспитателя. Опекуну (попечителю) выдается удостоверение установленного образца.

Гражданин может быть назначен опекуном либо попечителем только с его согласия. Если ребенку, над которым устанавливается опека, исполнилось десять лет, требуется еще и согласие ребенка.

В отдельных случаях сами родители могут просить органы опеки и попечительства назначить своему ребенку опекуна, если они по каким-либо обстоятельствам (болезнь, необходимость длительного отъезда) не могут осуществлять его воспитание. Как правило, такая просьба удовлетворяется. По ходатайству родителей, опека или попечительство может быть назначена на определенный срок, например, до возвращения из длительной командировки.

Опекун представляет интересы ребенка во всех сферах социальной жизни и в отношениях с любыми физическими или юридическими лицами. В интересах ребенка и от его имени он вправе совершать все необходимые сделки, включая договора купли-продажи и др. Несовершеннолетние лица в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно совершать некоторые сделки, например, распоряжаться своим заработком или стипендией. Однако на совершение всех иных сделок, в том числе таких серьезных, как сделки по распоряжению недвижимым имуществом, требуется письменное согласие их попечителей. В то же время опекуны (попечители) не вправе совершать сделки с подопечными, за исключением передачи имущества подопечному в дар и в безвозмездное пользование. Такие же ограничения устанавливаются и для супругов опекунов (попечителей) и их близких родственников.

Опекун (попечитель) обязан проживать совместно со своим подопечным на своей жилплощади или на жилплощади ребенка. Органы опеки и попечительства могут дать разрешение на раздельное проживание попечителя с подопечным, если подопечному исполнилось 16 лет. Однако при этом законодательством предусмотрено, что опекуны (попечители), вселившиеся в жилое помещение, принадлежащее ребенку, не приобретают на него самостоятельные права.

Опекунам и попечителям за их деятельность не полагается вознаграждения. Они осуществляют свои обязанности в отношении ребенка безвозмездно. Вместе с тем, опекуны и попечители имеют право на получение ежемесячных денежных средств на содержание ребенка. Но выплачиваются они государством не на всех детей, находящихся под опекой, а только на тех, чьи родители не могут лично осуществлять их воспитание в связи с лишением родительских прав, признанием их безвестно отсутствующими или недееспособными, ограниченно недееспособными, объявлением их умершими, а также в связи с длительной болезнью или отбыванием в местах лишения свободы, с розыском их органами внутренних дел в связи с уклонением от выплаты алиментов. Когда же родители ребенка могут его содержать и воспитывать, но проживают отдельно от него или добровольно передают под опеку, а также находятся в длительных служебных командировках, то денежные средства на таких подопечных государством не выплачиваются. Эти выплаты осуществляют их родители.

Денежные средства на детей, находящихся под опекой (попечительством), выплачиваются их опекунам (попечителям) ежемесячно до тех пор, пока ребенок не достигнет 16 лет, а если он учится в образовательном учреждении, то до 18 лет. Эти средства не облагаются налогами.

Прекращение опеки и попечительства

Прекращение опеки происходит, когда ребенку исполняется 14 лет. Она автоматически трансформируется в попечительство без дополнительных решений об этом. Попечительство, в свою очередь, прекращается при достижении ребенком совершеннолетия, а также в тех случаях, когда несовершеннолетний приобретает полную дееспособность до достижения 18 лет. Это может быть вследствие эмансипации, когда лицо, достигшее 16 лет, работает по трудовому договору (контракту) или с согласия попечителей занимается предпринимательской деятельностью. Полную дееспособность несовершеннолетний приобретает и с момента вступления в брак.

Опека и попечительство прекращаются также в случае смерти опекуна либо подопечного. Опека и попечительство могут быть прекращены при освобождении или отстранении опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей.

Освобождение от обязанностей опекуна или попечителя возможно в случае возвращения ребенка родителям, усыновления или передачи ребенка на постоянное воспитание в детские учреждения. Хотя в некоторых случаях ребенку, помещенному в стационарное детское учреждение, может быть сохранен опекун или попечитель. Это бывает вызвано необходимостью защиты интересов несовершеннолетнего.

Опекун (попечитель) может и сам обратиться в орган опеки и попечительства с просьбой об освобождении его от своих обязанностей. Уважительными причинами такого отказа являются: отсутствие взаимопонимания с подопечным, изменение к худшему материального положения, серьезная болезнь и др. Если же опекун (попечитель) отказывается от исполнения своих обязанностей без уважительных обстоятельств, то он может быть не освобожден от них, а отстранен. Отстраненные от исполнения обязанностей опекуна (попечителя) в дальнейшем не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями.

17. Технологии социальной защиты населения в современных условиях.

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в

следующих видах:

денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и

другие выплаты);

натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь,

медикаменты и другие виды натуральной помощи).

2. Органы местного самоуправления осуществляют оказание

государственной социальной помощи в пределах передаваемых им органами

государственной власти в этих целях полномочий вместе с материальными

и финансовыми ресурсами для их осуществления.

19. Технологии социального страхования в Украине.

Социальное страхование - это система социальной защиты, задача которой - обеспечивать реализацию конституционного права экономически активных граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы. Виды социальных услуг в Украине согласно «Основам законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании»:

1) пенсионное страхование;

Пенсии по возрасту, по инвалидности вследствие общего заболевания (в том числе увечья, не связанного с работой, инвалидности с детства);

Пенсии в связи с потерей кормильца;

Медицинские профилактически - реабилитационные мероприятия;

Пособие на погребение пенсионеров;

2) медицинское страхование:

Диагностика и амбулаторное лечение;

Стационарное лечение;

Предоставление готовых лечебных средств и изделий медицинского назначения:

Профилактические и просветительские мероприятия;

Обеспечение медицинской реабилитации лиц, которые перенесли особенно тяжелые операции или имеют хронические заболевания.

Объем услуг, предоставляемых за счет средств обязательного медицинского страхования, определяется базовой и территориальными программами обязательного медицинского страхования, которые утверждаются в порядке, установленном законодательством;

3) страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением:

Пособие по временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком);

Пособие по беременности и родам:

Пособие при рождении ребенка и по уходу за ним;

Пособие на погребение (кроме погребения пенсионеров, безработных и лиц, умерших от несчастного случая на производстве);

Обеспечение оздоровительных мероприятий;

4) страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания:

Профилактические мероприятия по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Восстановление здоровья и трудоспособности потерпевшего;

Пособие по временной нетрудоспособности вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

Возмещение убытков, причиненных работнику увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им своих трудовых обязанностей;

Пенсия по инвалидности вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

Пенсия в связи с потерей кормильца, умершего вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

Пособие на погребение лиц, умерших вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

В соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Повлекшего утрату трудоспособности», несчастный случай - это ограниченное во времени событие или внезапное воздействие на работника опасного производственного фактора или среды, происшедшее в процессе выполнения им трудовых обязанностей, вследствие которых причинен вред здоровью или наступила смерть. К профессиональному заболеванию относится заболевание, которое возникло вследствие профессиональной деятельности застрахованного и обусловливается исключительно или преимущественно воздействием вредных веществ и определенных видов работ и других факторов, связанных с работой.

5) страхование на случай безработицы:

Пособие по безработице;

Возмещение расходов, связанных с профессиональной подготовкой или переподготовкой и профориентацией;

Материальная помощь безработному и членам его семьи:

Дотация работодателю для создания рабочих мест;

Пособие на погребение безработного.

Страхование на случай безработицы осуществляется на принципах, определенных в Законе Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы»

Предоставление государственных гарантий реализации застрахованными лицами своих прав;

Обязательность страхования на случай безработицы всех работающих на условиях трудового договора (контракта) и на иных основаниях, предусмотренных законодательством о труде;

Добровольность такого страхования лицами, обеспечивающими себя работой самостоятельно (члены творческих союзов, творческие работники, не являющиеся членами творческих союзов), а также гражданами – субъектами предпринимательской деятельности;

Целевое использование средств страхования на случай безработицы;

Солидарность и субсидирование;

Обязательность финансирования Фондом общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы расходов, связанных с предоставлением материального обеспечения в случае безработицы и социальных услуг в объемах, предусмотренных настоящим законом;

Паритетность в управлении страхованием на случай безработицы государства, представителей застрахованных лиц и работодателей;

Дифференциация размеров выплаты пособия по безработице в зависимости от страхового стажа и продолжительности безработицы;

Предоставление на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом, пособия по безработице и материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

Законодательное определение условий и порядка осуществления страхования на случай безработицы.

Дополнение перечня материального обеспечения и социальных услуг, которые предоставляются лицам по общеобязательному государственному социальному страхованию, может осуществляться законами Украины по отдельным видам общеобязательного государственного социального страхования.

Согласно Закону «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», пенсионное страхование состоит из трех уровней - двух общеобязательных (солидарного и накопительного) и одного добровольного негосударственного. Закон «О негосударственном пенсионном обеспечении» предусмотрел для граждан также возможность заключать договоры страхования пожизненной пенсии, страхования риска наступления инвалидности или смерти участника пенсионного фонда. Негосударственное пенсионное обеспечение является важным дополнением к действующей системе государственного солидарного страхования, на данный момент не способной в полной мере удовлетворить все потребности граждан пенсионного возраста.

Негосударственное пенсионное страхование дополняет систему социального страхования. Одним из «столпов» пенсионной реформы в Украине является система негосударственного пенсионного обеспечения, призванная перенести время заботы об обеспечении ныне работающих после их выхода па пенсию с государства на самих работающих и их работодателей. Пенсионное обеспечение могут осуществлять: компании страхования жизни, негосударственные пенсионные фонды и банки.

Задачи Закона Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении»:

Объявление о существовании в Украине системы пенсионного обеспечения, дополняющей государственную солидарную систему пенсионного обеспечения.

Объявление о финансовых институтах, принимающих участие в таком негосударственном пенсионном обеспечении на базе профильных (специальных) Законов: «О страховании», «О банках и банковской деятельности», «О пенсионных фондах».

Объявление о добровольности работодателя накапливать и обеспечивать гарантии предоставления накопленных сумм работнику, в зависимости от количества проработанных лет на предприятии работодателя.

Объявление о вариантах пенсионных схем (капитал, срочная рента, пенсия с гарантированным сроком выплат, пожизненный аннуитет).

Объявление о создании механизма сохранности средств путем создания Резервного фонда.

Объявление о налоговых льготах и сроках внесения изменений в Налоговый кодекс Украины (или в соответствующие налоговые законы). Пенсионные активы могут быть использованы исключительно для целей инвестиционной деятельности фонда, выполнения обязательств фонда перед его участниками и оплаты затрат, связанных с осуществлением негосударственного пенсионного обеспечения, а именно:

1) инвестирования соответственно с целью получения дохода в пользу участников фонда;

2) выполнения договоров выплаты пенсии на определенный срок, заключенных с участниками фонда, и для осуществления одноразовых пенсионных выплат, предусмотренных этим законом;

3) оплаты договоров страхования пожизненной пенсии и договоров «страхование риска», наступление инвалидности или смерти;

4) оплаты услуг профессионального администратора, включая оплату рекламных и агентских услуг, связанных с функционированием пенсионного фонда, и затрат на оповещение информации о его деятельности;

5) уплаты вознаграждения за предоставление услуг по управлению активами пенсионного фонда;

6) оплаты услуг хранителя;

7) оплаты услуг по проведению плановых аудиторских проверок пенсионного фонда;

8) оплаты услуг торговцев ценными бумагами (посредников), затрат на ведение учета и перерегистрацию прав собственности на активы пенсионного фонда;

9) оплаты других услуг, осуществление которых предусмотрено нормативно-правовыми актами по вопросам негосударственного пенсионного обеспечения и на оплату которых могут быть использованы пенсионные активы.

Пенсионные активы не могут использоваться для других целей, например, в качестве предмета залога. Они также не могут включаться в ликвидационную массу хранителя пенсионного фонда в случае признания его банкротом.

Таким образом, социальное страхование представляет собою часть денежных отношений по распределению и перераспределению национального дохода с целью формирования и использования фондов, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественном производстве.

По форме страхование выступает как государственное, акционерное, взаимное. Государственное страхование представляет собой организационную форму, где в качестве страховщика выступает государство в лице специально уполномоченных на это организаций. В круг интересов государства входит его монополия на проведение любых или отдельных видов страхования.

Акционерное страхование - негосударственная организационная форма, где в качестве страховщика выступает частный капитал в виде акционерного общества, уставный фонд которого формируется из акций и других ценных бумаг, принадлежащих юридическим и физическим лицам.

Взаимное страхование - негосударственная организационная форма, которая выражает договоренность между группой физических и юридических лиц в возмещении друг другу будущих возможных убытков в определенных долях согласно принятым условиям. Реализуется через общество взаимного страхования, которое является страховой организацией некоммерческого типа, т. е. не преследует целей получения прибыли из созданного страхового предприятия. Общество взаимного страхования является юридическим лицом и отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.

Целью взаимного страхования является не получение прибыли, а использование полученного дохода для возмещения ущерба и облегчения условий страхования, прежде всего, для снижения размера взносов для его участников. Согласно «Основам законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании», общеобязательное государственное социальное страхование - это система прав, обязанностей и гарантий, предусматривающая предоставление социальной защиты.


Похожая информация.