Работа принципы и функции права. Функции и принципы права: понятие и виды. Эта тема принадлежит разделу

Принципы права - это основополагающие начала, ключевые идеи права, определяющие и выражающие его сущность. Они имеют три значения:

  • ? под принципами понимаются основные идеи права как специфичного регулятора;
  • ? принципы права можно рассматривать как важнейшие ключевые установки законодателя, выражающие юридическую политику государства в основных сферах общественных отношений;
  • ? принципы права обозначают устройство и механизм функционирования конкретных отраслей и институтов права.

Принципы права выполняют важные функции в юридической и социальной сфере. Они характеризуют глубинные закономерности права как самостоятельного общественного явления, в них проявляется природа и социальное назначение права, его социальная ценность. Принципы играют ведущую роль как в правотворчестве, так и в правоприменении, «подчиняя» себе все содержание права и формируя линию юридической практики.

Принципы права делятся на общеправовые, межотраслевые, отраслевые.

К основным (общим) принципам, распространяющимся на всю систему права, относятся:

  • ? принцип социальной справедливости. Правовое и справедливое имеют один корень. Справедливость - многогранная категория, которая находит проявление во всех сферах общественной жизни. Этот принцип имеет нормативно-оценочный характер, находит воплощение в правах и обязанностях. В правовой сфере юридическая справедливость носит формально-определенный характер и часто связана с государственным принуждением. Вся правовая система стоит на страже справедливости;
  • ? равноправие граждан - развитие принципа справедливости. Принцип равноправия, закрепленный в конституции, включает в себя равенство прав и свобод человека и гражданина. Все элементы социального равенства получают закрепление в праве, обеспечивается равенство всех перед законом;
  • ? единство прав и обязанностей заключается в том, что представляемые гражданину права сочетаются с его обязанностями перед обществом. Любое право может быть реализовано только через чью-то обязанность. Гегель писал «право и обязанности соединены в одном и том же отношении»;
  • ? демократизм означает принадлежность всей власти народу. Статья 3 Конституции РФ закрепляет, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ»;
  • ? принцип законности состоит в требовании строгого и неуклонного соблюдения нормативных правовых актов всеми субъектами права;
  • ? принцип взаимной ответственности государства и личности;
  • ? гуманизм пронизывает всю правовую систему демократического общества, правоприменительную деятельность. Этот принцип закреплен в ст. 2 Конституции РФ: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». В большей степени этот принцип проявляется в уголовном праве, но пронизывает все отрасли права;
  • ? сочетание убеждения и принуждения в праве. Убеждение и принуждение - методы государственного руководства обществом. Данный принцип является формой проявления демократизма. Основной метод, проявляющийся в различных формах, - убеждение. Принуждение имеет свои особенности: этот метод является второстепенным после убеждения, он всегда осуществляется в особой процедурной форме;
  • ? верховенство закона означает, что закон обладает высшей юридической силой;
  • ? принцип юридической ответственности за вину. Уголовная и административная ответственность наступают только за виновное поведение.

Отраслевые принципы - такие руководящие начала, которые выражают содержание отраслей права (например, принцип индивидуализации наказания в уголовном праве, принцип равенства супругов в семейном праве).

Межотраслевые принципы - такие руководящие начала, которые определяют характер сразу нескольких отраслей права (например, принцип состязательности в процессуальных отраслях права).

Значение принципов права состоит в том, что они служат ориентиром для правотворческих органов при принятии правовых норм и служат непосредственным регулятором общественных отношений в тех случаях, когда отсутствует конкретная отраслевая норма.

Понятие «функции права» употребляется в различных значениях: это и назначение права, и направление его воздействия. Социальное назначение права - урегулировать, упорядочить общественные отношения. Функции права вытекают из его правовой природы.

Функции права - это основные направления его юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества. Это проявление его специфических свойств. Функции права:

  • ? определяются сущностью права и его социальным назначением;
  • ? характеризуют необходимое воздействие права на общественные отношения;
  • ? направлены на осуществление наиболее важных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества;
  • ? активно воздействуют на общественные отношения, на их упорядочение;
  • ? характеризуются непрерывностью, длительностью.

Функции права зависят от задач, которые стоят перед правом и взаимодействуют между собой.

Выделяют общесоциальные и собственно правовые функции, ибо статус права в обществе, как известно, характеризуется в двух тесно связанных измерениях - общесоциальном, в котором право рассматривается как явление культуры, влияющее на весь комплекс общественных отношений, и собственно юридическом, в рамках которого право реализуется через специальную, присущую только ему систему средств.

Общесоциальное назначение права заключается в создании стабильности, системности, устойчивости общественных отношений. Поэтому среди общесоциалъных функций права выделяются следующие: культурно-историческая функция. Посредством этой функции право, выступающее явлением национальной и мировой культуры, аккумулирует духовные ценности и достижения человечества: права человека, демократию (народовластие), моральные (нравственные) устои общества, социальную справедливость;

воспитательная функция. Являясь социальным регулятором, право оказывает воспитывающее воздействие на поведение субъектов как через отдельные нормы, институты и механизмы (запреты, дозволения, осуществление правосудия, правовой защиты, наказания), так и в целом как самостоятельный фактор духовной жизни;

функция социального контроля. Право стимулирует определенное поведение и в то же время ограничивает нежелательное с точки зрения общества поведение и действия, удерживает от совершения неправомерных действий;

информационно-ориентирующая функция. Право выступает источником моральной ориентации субъектов в конкретном обществе. Право информирует о возможностях того или иного социально значимого поведения и способствует социально полезному поведению;

познавательная функция предполагает использование юридических средств, методов в процессе познания окружающей действительности;

коммуникативная функция характеризует право как связующий элемент, при помощи которого осуществляется общение между людьми, общественными организациями и гражданами;

оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков.

Кроме общесоциальных, принято выделять собственно юридические функции - направления правового воздействия на общественные отношения, где право реализуется через специальные, присущие только этой нормативной системе юридические средства. Существуют две основные собственно юридические функции права: регулятивная и охранительная.

Суть регулятивной функции заключается в главном социальном назначении права - регулировать общественные отношения. В основе регулятивной функции права лежат управомочивающие (дозволяющие) и обязывающие (предписывающие) юридические нормы. С одной стороны, право закрепляет общественные отношения, а с другой - обеспечивает их развитие, динамику. В связи с этим различают регулятивную статическую и динамическую функции. Статическая функция реализуется путем возложения запретов - пассивных обязанностей воздерживаться от запрещенных правом действий. Динамическая функция осуществляется иными юридическими средствами, лица обязываются совершать активные положительные действия.

Охранительная функция права направлена на охрану общественных отношений, образующих наиболее важные социально-экономические, государственно-политические сферы деятельности. В основе охранительной функции права находятся главным образом запрещающие нормы. В рамках этой функции устанавливаются различные виды юридической ответственности. Содержание охранительной функции охватывает установление санкций и составов деяний, выступающих основаниями для юридической ответственности (гражданской, уголовной, административной и т.д.).

Следует учитывать, что выделение регулятивной и охранительной функции, как самостоятельных направлений правового воздействия, в определенной степени условно, так как охранительная функция, как и регулятивная, реализует главное социальное назначение права - упорядочивать общественные отношения, обеспечивать их устойчивость и стабильность. Через регулятивную функцию правом регулируется поведение людей, а через охранительную защищаются социальные интересы, указываются законные пути их реализации.

Изменение общественно-политического, экономического строя, статуса государства и его органов обусловливает изменения в содержании регулятивной и охранительной функций права.

МВД России

Дальневосточный юридический институт

Владивостокский филиал

Кафедра государственно-правовых и гражданско-правовых дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теории государства и права

Вариант №4

Тема: «Понятие, принципы и функции права»

Выполнил: слушатель

1-го курса (набор 2011 ЗФО)

Тишкевич И.А.

(г. Большой Камень,

ул. Прим. Комсомола, 1-27,

т. 89532164584)

зачетной книжки 6124

Преподаватель: Кулажников В.В.

ВЛАДИВОСТОК 2011

Введение. . . . . . . . . . . 3

1. Понятие права, его сущность и признаки. . . . . 5

1.1. Основные признаки права и определение его понятия. . . 5

1.2. Сущность права. . . . . . . . . 15

2. Ценностно-функциональные основы права. . . . . 18

2.1. Принципы права. . . . . . . . 18

2.2. Функции права. . . . . . . . 21

Заключение. . . . . . . . . . 23

Список использованной литературы. . . . . . 26


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы «Понятие, принципы и функции права», рассматриваемой в данной курсовой работе, заключается в том, что право – это грандиозный, неисчерпаемый для познания общественный феномен. Прав был Кант, когда утверждал, что юристы все еще ищут определение права. Обусловленная теоретическими и практическими потребностями юридическая мысль обречена на постоянный поиск раскрытия «тайны» права, приведения его к общезначимому пониманию, что, как и достижение истины, не реально, но что не может остановить познавательно-мыслительный процесс. Право слишком значимо для человечества и для каждого индивида, поэтому на протяжении многих столетий привлекает к себе самое пристальное внимание.

Становиться ясным, что процесс правопонимания не может быть сведен к общему знаменателю. Простор для научного поиска остается здесь по-прежнему безграничным. В этом плане прав Ж.Л. Бержель, отмечая, что в поисках точного определения права можно опираться только на разнообразные тезисы, выдвигавшие в разное время, использовать их в качестве самого общего основания для продолжения познания права. Он пишет: «Сложность вопроса проистекает из неоднородности устройства правовых систем в разные эпохи и в разных странах, а также из нашей неуверенности в определении границ собственного права и правил другой природы, действующих в обществе» .

Сложность правопонимания, невозможность выработки универсального определения права заключается в том, что объективное право как отражение сущностных реалий общественной жизни есть явление многомерное, многовариантное, синтетическое. Сказанное означает, что понимание права в решающей степени связано с волей, сознанием, мышлением, мировоззрением исследователей этого феномена. Правопонимание в значительной степени производно от содержания правового мышления и правосознания исследователя, который прямо или косвенно преломляет в своем видении права определенные собственные цели, интересы, устремления, намерения, по своему оценивает закономерности общественного развития, включая его правовые аспекты. В процесс правопонимания того или иного мыслителя вкладывается свое особое представление о социальной справедливости, духовно-нравственных, идеологических ценностях, теориях, концепциях, воззрениях на правовые явления.

Поиски правопонимания насчитывают столетия, выработано множество правовых теорий, в которых лучшие умы человечества стремились показать свои суждения относительно феномена права, его сущности и социального назначения.

В обосновании актуальности темы следует обратить внимание на ценность права, которая состоит в том, что с помощью его компонентов (законов, юридических норм) возможно более оперативным, эффективным и надежным образом разрешить многие жизненные проблемы, то есть поступить целесообразно, практически надежно.

Стоит отметить, что свой весомый вклад в понимание права как нормативного регулятора наиболее важных общественных отношений внесли Н.Г. Александров, С.С. Алексеев, А.М. Васильев, Н.Н. Вопленко, М.Н. Марченко, А.В. Мицкевич, В.М. Горшенев и многие другие ученые, обосновавшие важные ценностные аспекты роли и значения функционирования юридических норм как основы понимания права.

Цель курсовой работы – рассмотреть понятие права, его принципы и функций. Для реализации цели поставлены следующие задачи:

Дать определение понятию «право», изучив различные подходы к правопониманию, которые подтверждаются множеством теорий, концепций, школ, воззрений, касающихся характеристики и определения права;

Охарактеризовать признаки права, как основные черты права, которые придают ему характер особенной господствующей системы нормативного регулирования в обществе;

Рассмотреть принципы и функции права, как его ценностно-функциональные основы.

Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы . Возражая Канту, Коркунов отмечал, что определение права как нормы свободы применительно к положительному, исторически развивающемуся праву требует уточнения. Юридические нормы так или иначе ограничивают свободу человека, устанавливая меру удовлетворения его интересов, которые связаны с интересами других лиц. Разграничивая эти интересы, право тем самым устанавливает пределы их осуществления и, следовательно, ограничивает в этом отношении свободу человека .

Гегель писал, что почвой права, его необходимым пунктом является свободная воля, мир духа, порожденный им самим как некоторая вторая природа . Наши современники также приходят к выводу, что в общественной жизни свобода человека выступает как его право, то есть нормированная, урегулированная правовыми средствами свобода .

Представления о праве классифицируются по определенным научным направлениям, школам. Среди них можно выделить следующие:

1. Теория естественного права. Как научное течение эта теория имеет длительную историю. Ее основные положения формировались еще в древности. Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом . Последнее основывается именно на требованиях естественного права (права на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства). Понятие естественного права включает в себя представления о прирожденных и неотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого государства. Еще римские юристы наряду с гражданским правом народов выделяли естественное право (jus naturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей. Цицерон говорил, что закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон .

Фундаментальную разработку теории естественного права получила в работах Локка, Руссо, Монтескье, Голльбаха, Радищева и других мыслителей. Естественные, прирожденные права человека получили конституционное закрепление во всех современных правовых государствах.

В цивилизованном обществе нет оснований для противопоставления естественного и позитивного права, так как последнее закрепляет и охраняет естественные права человека, составляя единую общечеловеческую систему правового регулирования общественных отношений.

2. Историческая школа права возникла как определенная реакция на доктрину естественного права в целях защиты уже познанных и апробированных закономерностей общественной и государственной жизни, сложившихся в условиях средневековья (феодализма). Представители исторической школы рассматривали право как выражение духа народа , складывающегося, подобно языку, постепенно, в ходе исторического процесса, независимо от субъективных воззрений законодательной власти государства. Законодатель правомерен фиксировать лишь то, что уже сложилось как право. Право с точки зрения представителей исторической школы есть продукт народного духа, народного правового убеждения . Развитие права заключается в том, что народный дух постепенно обнаруживает объективно содержащиеся в праве нормы. Поэтому право существует не в виде формальных прав, а виде живого представления правовых институтов в их органической взаимосвязи. Юристы же лишь извлекают правило нормы путем анализа и изучения опыта существующего права.

Видными представителями исторической школы права были немецкие юристы Густав Гуго, Карл Савиньи, Фридрих Пухта, Шталь и другие. Историческая школа чрезмерно преувеличивала место обычая в системе нормативного регулирования общественных отношений, ставя его над законом, отрицала возможность законодательным путем изменить реально существующее право.

С другой стороны, представители исторической школы права справедливо считали, что законодатель не может творить нормы по своему субъективному усмотрению . Его задача состоит в том, чтобы познать объективные потребности общественного развития, интересы отдельных людей и правильно сформулировать их в нормах права.

3. Реалистическая школа права. С оздатели реалистической теории считают, что право возникает и развивается под влиянием внешних факторов . Этими факторами являются интересы двигающие человеком и заставляющие его ставить цели, которые осуществляются при посредстве права.

Основателем реалистической теории права был известный юрист Рудольф Иеринг . Суть своей теории он изложил в работах «Дух римского права», «Борьба за право», «Цель в праве», которые в русском переводе были изданы в начале XX века. По Иерингу право есть защищенный государством интерес . Оно гарантирует жизненные интересы личности, помогает удовлетворению разнообразных потребностей людей. Право принадлежит не тому, кто изъявляет волю, а тому, кто пользуется им. Субъектом права является тот, кому предназначено пользоваться правом. Задача права состоит в том, чтобы гарантировать это пользование. Борьба народов, государственной власти, сословий и индивидов с беззаконием лежит в самой сущности права. Иеринг пишет, что «все великие приобретения в истории права: уничтожение рабства, крепосничества, свобода поземельной собственности, промыслов, верований и т.д. – все они должны быть завоеваны путем ожесточенной, нередко вековой борьбы, и путь права в таких случаях всегда обозначается обломками прав…» . Автор считает, что не существует абсолютно справедливого права. Ценность права состоит в реализации заложенной в нем цели. Рождаясь в борьбе интересов, право выступает в качестве силы, которая подчиняет волю одних интересам других при непременном условии соблюдения принципов справедливости человеческого общежития.

Сторонники реалистической теории утверждали, что право как средство достижения цели выступает в этом качестве необходимым инструментом организации, поддержания и сохранения общества. Право без государственной власти, по их мнению, есть пустой звук. Только власть, применяющая нормы права, делает право таким, какое оно есть и каким оно должно быть.

4. Социологическая школа права – одно из основных направлений правоведения ХХ века. В отличие от правового позитивизма, сводившего задачи юридической науки к формально-логическому изучению действующего права, социологическая школа перемещает центр тяжести на изучение «живого права», то есть системы правоотношений, поведения людей в сфере права .

Основателем социологического направления в юриспруденции является Эрлих , книга которого «Социология права» (1911 г.) представляет собой систематическое изложение основных идей этого направления. В России социологическую школу представляли С.М. Муромцев и Г.Ф. Шершеневич. Видным ученым современной американской социологической школы права считается Р. Паунд.

Разновидностью социологического направления является теория солидаризма , которую представляет французский юрист Леон Дюги . Он считает, что в обществе не должно быть ни права коллектива приказывать индивиду, ни права индивида противопоставлять свою личность коллективу или другим гражданам. Люди должны быть подчинены обязательной для всех норме, вытекающей из общей солидарности. В трактовке Дюги социальная норма – это норма поведения, прилагаемая к внешним выражениям общественной жизни. Она источник человеческого благополучия и стоит выше государства. Дюги пишет: «Государство подчинено нормам права, как и сами индивиды; воля властвующих является правовой волей, способной прибегать к принуждению только в том случае, если она проявляется в границах, начертанных нормой права». Правила социальной солидарности, подчеркивает Дюги, и составляет право, которое не подчинено государству, но подчиняет себе государство .

Отвлекаясь от формальных признаков права, социологическая теория наполняет его социальным содержанием, доказывает, что право является уравновешенной силой в жизни общества. Идеи данной теории четко выражают сущность правового государства , в котором и само государство, и его граждане должны подчиняться правовым предписаниям в интересах общего блага.

5. Нормативистское направление объединяет неоднозначные взгляды на право и его роль в общественной жизни, хотя в них просматривается и определенное единство. Впервые теоретические положения нормативизма были изложены Р. Штаммлером в его работе «Wirtschaft und Recht», в которой он определяет право как внешнее регулирование социальной жизни, целью которого является удовлетворение потребностей людей. Совместное действие связанных в обществе людей он называет социальной материей или хозяйством. Определяя соотношение права и хозяйства, Штаммлер пишет, что оно «представляет отношение формы и материала общественной жизни » . В развитии права он видит развитие самого общества. «Закономерность социальной жизни есть закономерность ее правовой формы, уразумение и следование основной идее права, как конечной цели человеческого общества» . Указанная закономерность проявляется только в такой социальной жизни, регулирование которой осуществляется в интересах свободы каждого, кто находится в сфере права. Идеал общества – это общество «свободно хотящих людей», в котором всякий считает своими объективно правомерные цели другого. С таким регулированием должен согласиться всякий из подчиненных праву, если уж он принял решение, свободное от чисто субъективных желаний, но соответствующее закону, считает Штаммлер.

В нормативно-правовом регулировании видел средство удовлетворения общественных потребностей и прогрессивных социальных преобразований видный русский профессор П.И. Новгородцев .

В наиболее концентрированном виде основные положения нормативизма изложены видным юристом Г. Кельзеном . Он считал, что юридическая наука должна изучать право «в чистом виде», вне связи с политическими, нравственными и другими оценками, так как в ином случае наука теряет объективный характер и превращается в идеологию. Исходным для концепции Кельзена является представление об «основной (суверенной) норме» как норме, которая обосновывает эффективность и юридическую силу всех остальных норм.

Согласно данной теории вся система права имеет ступенчатое строение, то есть последовательно выводится из основной нормы, образуя иерархию норм. Поэтому задача теории состоит в том, чтобы в каждом конкретном правовом явлении вскрывать его соответствие верховной норме, обладающей высшей юридической силой. Несмотря на то, что нормативистская теория «суверенную» норму считает предполагаемой (гипотетичной), она доказывает необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы . В этом смысле закону, как нормативно-правовому акту, обладающему высшей юридической силой, должны соответствовать все подзаконные правовые акты. Без этого правовое регулирование не может достигнуть своей цели.

Заслуга нормативистской теории состоит в том, что она вычленила формальные признаки права , которые и составляют его юридическую сущность.

Исходя из своих научных представлений, нормативистская теория отстаивала идею правовой государственности. Многие ее сторонники выступали против противопоставления государства и права, определяли государство как единство внутреннего смысла всех правовых положений, как осуществление и воплощение правовых норм в единый правопорядок.

6. Психологическая теория . Значительное распространение данная теория получила в начале ХХ века в фундаментальных воззрениях видного русского ученого Л.И. Петражицкого , а затем и в работах зарубежных авторов: Дьюи, Мэрилла, Росса, Эллиота и других.

Петражицкий считал, что эмпирическая наука изучает два вида бытия – физическое и психическое. Право, как одно из явлений этого бытия, принадлежит миру психики и представляет собой императивно-атрибутивное (обязательно-притязательное) переживание людей . Человеческие поступки могут быть свободными и связанными. Сознание внутренней связанности воли, поведения человека Петражицкий именует этическим сознанием . Это сознание этического долженствования . В основе его лежат особые эмоции, которые переживаются как внутренняя помеха свободе и которые побуждают человека к какому-либо действию. Нормы, как авторитарные запреты и веления, есть лишь отражения этих переживаний.

Несмотря на известную теоретическую сложность и «замкнутость» на психологической стороне правовых явлений общественной жизни, многие принципиальные положения теории Петражицкого, в том числе и созданный им понятийный аппарат, восприняты и довольно широко используются современной теорией государства и права.

7. Материалистическая теория права представлена в работах основоположников марксизма-ленинизма и их последователей. В основе материалистической теории лежит тезис о том, что право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса . Как и государство, оно является продуктом классового общества. Его содержание носит классово-волевой характер . «Помимо того, - писали к. Маркс и Ф. Энгельс, - что господствующие индивиды при данных отношениях должны конструировать свою силу в виде государства , они должны придать своей воле, обусловленной этими определенными отношениями, всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона» . Таким образом, возникновение и существование права объясняется необходимостью нормативного регулирования общественных отношений в интересах экономически господствующего класса.

Марксистско-ленинское учение видит сущность права в его классовости и материальной обусловленности. Отвергая буржуазные представления о праве, Маркс и Энгельс писали: «Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса» . Экономическая обусловленность права является важнейшим принципиальным положением марксистской теории.

В соответствии с марксистско-ленинской концепцией в основе возникновения права, его функционирования и неизбежного отмирания лежат классово-экономические причины. Мировая наука и практика государственно-правовой жизни общества не отрицает определяющей роли социальных и экономических факторов в возникновении и развитии права, однако рассматривается эта проблема с иных позиций. Если марксизм-ленинизм видит в праве средство закрепления воли и охраны интересов экономически господствующих классов, то представители других научных течений концентрируют внимание на соотношении права и государства, права и личности . В их понимании права, правового регулирования главное место занимает человек с его разнообразными интересами и потребностями, а не только противоположные интересы классов.

Несомненной заслугой марксистской теории является вывод о том, что право не может быть выше, чем экономический и культурный строй общества . Тем не менее, ее понимание права ограничено лишь классовым обществом, в котором государство является единственным творцом права, отвергающим естественные права человека и его активное участие в формировании правовой жизни общества. Современная наука и практика общественного развития подтверждает, что в цивилизованном обществе право «господствует» над государством, определяет его структуру и формы деятельности, выступает постоянным объективным средством консолидации общества. Вне правового регулирования общество существовать не может.

Право выступает необходимым инструментом обеспечения экономической свободы индивида. Нравственные, религиозные, национальные и другие факторы, включаясь в сферу правового регулирования, ориентируют и в значительной мере определяют направления экономического развития общества. В этой связи экономическая обусловленность права выступает как «подвластный фактор», обеспечивающий индивидуальные интересы людей, в том числе и экономические.

Право, если оно отражает объективные потребности общественного развития, является «беспристрастным» регулятором отношений производства и потребления. Его нравственные основы в цивилизованном мире учитывают и реализуют эти потребности в рамках дозволеного и запрещенного поведения участников общественных отношений.

Разнообразие взглядов на право позволяет выделить его специфические признаки как государственного регулятора общественных отношений.

В отличие от неправовых нормативных регуляторов общественных отношений право характеризуется следующими признаками :

Во-первых, правовые нормы в современном обществе устанавливаются государством в официальных актах. Другие виды социальных норм от государства не исходят. Они устанавливаются либо общественными организациями, либо возникают путём постепенного признания общественным мнением, укореняются в привычках людей (нормы морали, нормы обычаев, традиций).

Во-вторых, нормы права охраняются в необходимых случаях принудительной силой государственного аппарата. Если требования правовых норм не исполняются добровольно, государство применяет необходимые меры для их реализации. Другими словами, к нарушителям требований норм права компетентные государственные органы могут применить меры юридической ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной). Тем самым государство обеспечивает общеобязательность норм права. Если же нарушаются требования неправовых социальных норм, к нарушителям применяются меры общественного воздействия, которые исходят от общественных организаций, отдельных социальных групп, трудовых коллективов, людей. Государство поддерживает те социальные нормы, которые отвечают интересам общества, но их соблюдение силой государственного аппарата не поддерживается.

В-третьих, право представляет собой единственную систему норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства. Неправовые социальные нормы обязательны лишь для части населения: членов общественных организаций, профессиональных коллективов и других объединений людей.

В-четвертых, право выражает общую и индивидуальную волю граждан государства в их гармоничном взаимоотношении. Все иные социальные нормы отражают волевые интересы только определенных групп или образований людей, находящихся на территории данного государства.

В силу указанных признаков право выступает государственным регулятором общественных отношений, обеспечивая свободное развитие личности, организованность и порядок в обществе.

Итак, право есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения и выступают государственным регулятором общественных отношений.

1.2. Сущность права

Изучение различных подходов к правопониманию, выявление основных признаков права логически ведут к возможности сделать определенные выводы относительно сущности и социального назначения права.

Более или менее обобщенного, единого понимания сущности права в современной теории права обнаружить не представляется возможным, напротив, имеют место диаметрально противоположные позиции – от сугубо классового до исключительно общечеловеческого понимания сущности данного общественного феномена.

В самом общеформальном смысле сущность права – это то главное, решающее, кардинальное, основополагающее, что позволяет судить о праве как об особом общественном феномене, общесоциальной ценности, средстве обеспечения прав и свобод человека и гражданина, достижения должного правопорядка в обществе. Однако выход на современное понимание сущности права идет довольно сложно, поскольку в течение долгих десятилетий советского периода исповедовался лишь классовый подход к сущности права. Под сущностью права в советской юридической литературе подразумевалась возведенная в закон воля господствующего класса, содержание которой определялось материальными условиями жизни этого класса.

В настоящее время в литературе обращается внимание на то, что в вопросе о сущности права необходимо акцентировать внимание на соотношении классовых и общесоциальных начал в этом правовом явлении. Наличие соотношения классовых и общесоциальных начал в сущности права признают не все исследователи. Так, В.И. Леушин и В.Д. Перевалов отмечают, что и в рабовладельческом обществе, и при феодализме право оставалось традиционным, обычным, оно выполняло лишь охранительную функцию и выступало частью регулятивной системы, в которой регулирующие функции в основном выполняли обычаи, нормы нравственности, религиозные нормы, поэтому «классовую сущность имела регулятивная система в целом, в которой право было еще чужеродным и слаборазвитым образованием» . Ситуация меняется лишь со становлением буржуазного экономического и социального строя, когда право как регулятор общественных отношений выходит на передний план. Вот почему «ставшее во многих развитых странах господствующим юридическое мировоззрение не имеет ничего общего с классовой идеологией, основывается на идеях равенства, свободы, разума, прав человека» . Отсюда делается логичный вывод, что право имеет только «общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей» . В свете сказанного можно предположить, что в условиях антагонистических обществ, острых классовых противоречий идет процесс постепенного формирования подлинной, действительной ценностной сущности права, каковой в конечном счете становится общечеловеческая сущность этого общественного феномена, как свидетельство становления надежной юридической основы гражданского общества и правового государства.

Определение сущности права связано с процессом познания его особых, глубинных, внутренних свойств и качеств, которые на внешнем уровне делают право инструментом прочности, стабильности, гарантированности устоев общественной и государственной жизни, социального и правового статуса каждой личности. По сущности права можно судить о том, какие цели преследуются и достигаются с помощью юридических средств и чьи интересы выражают законы и правовые нормы, кому служит право в целом. Сказанное естественно ведет к оценке роли волевого содержания в праве.

В юридических нормах, законах, в праве в целом в конечном счете выражается обобщенная господствующая воля тех или иных социальных структур, политических сил, которые находятся у власти (представлены данной властью). Эта воля естественным, логичным, предопределенным образом трансформируется в государственную волю. Право отражает соответствующую общую волю как результат согласования различных интересов людей. Государственная воля в праве характеризуется тем, что она, во-первых, аккумулирует экономические, социальные, политические, культурные и иные интересы и притязания различных классов, слоев и групп населения; во-вторых, является независимой от иных форм воли и общеобязательной для всех членов общества; в-третьих, находит воплощение в законах и нормах позитивного права.

Итак, сущностью права можно признать обусловленную материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности людей, характером взаимоотношения классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общую волю как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженную в законе либо иным способом признаваемую государством, и выступающую вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей. Однако следует учитывать, что за общей волей всегда стоит общий (согласованный) интерес , который как раз-то и выступает первоосновой права .

2. Ценностно-функциональные основы права

2.1. Принципы права

Право строится и функционирует на основе определенных принципов, которые выражают его сущность и социальное назначение. В них отражаются главные свойства и особенности права, придающие ему качество государственного регулятора меры свободы и справедливости в общественных отношениях.

Принципы права – это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны деятельности общества и выражающие сущность правового регулирования общественных отношений. Принципы права имеют огромное значение для регулирования общественных отношений в государстве, так как на них будут базироваться юридические конструкции и отдельные правовые нормы, будет складываться юридическая практика. Правовые принципы верны лишь тогда, когда они отражают общественные законы общественного развития. Принципы права определяют смысл и содержание всех правовых норм, характеризуют средства и способы, с помощью которых должны быть выполнены определенные задачи соответствующих норм права. Руководствуясь принципами, государство обеспечивает социально-экономические, политические и личные права и свободы своих граждан, гарантирует выполнение ими юридических обязанностей. Принципы права могут специально закрепляться в общих юридических нормах – в конституциях, преамбулах законов, кодексах – или составлять саму материю права, проникая во внутреннее содержание правовых норм.

По своей сущности и содержанию принципы права делятся на определенные виды, из которых можно выделить три основные группы: общие, межотраслевые и отраслевые.

1 . Общие принципы – это основополагающие, исходные положения, характеризующие право как регулятор общественных отношений в государстве в целом. Общие принципы права распространяются с одинаковой силой на все правовые нормы. К числу общих принципов права относятся:

1) принцип социальной свободы: государство должно создать всем индивидуумам полную свободу в выборе форм трудовой деятельности, профессии, места жительства, возможности пользоваться различными социальными услугами, свободно распоряжаться своими трудовыми доходами, участвовать в распределении общих социальных благ, иметь право на свою долю совокупно произведенного общественного продукта, быть защищенным от безработицы и других социальных конфликтов;

2) принцип социальной справедливости: означает практическое соответствие человека, его прав и обязанностей его социальному положению в обществе. Речь в первую очередь идет о соразмерности между возможным и должным, не только поведением, но и определенными заслугами индивидуума в обществе. Данный принцип находится в неразрывной взаимосвязи с принципом равенства всех перед законом;

3) принцип демократизма: характеризует такое положение, в котором нормы права должны регулировать порядок организации и деятельности органов государственной власти, определяющих правовое положение личности, характер ее взаимоотношений с государством;

4) принцип гуманизма: государство, закрепляя общественные отношения путем правовых норм, осуществляет и реально гарантирует естественные и неотъемлемые права и свободы каждого человека: право на жизнь, здоровье, личную свободу и безопасность, право на охрану своей чести и репутации, защиту от любого произвольного вмешательства в сферу личной жизни и другие;

5) принцип равноправия (равенство всех перед законом): означает, что в правовом государстве должны гарантироваться равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Никакие лица, социальные слои и группы населения не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.

6) принцип ответственности за вину: в своей повседневной деятельности человек может и не соблюдать определенные правила поведения, установленные государством. За несоблюдение установленных правил поведения государство устанавливает ответственность. Лицо, которое нарушило определенные правила поведения, установленные государством, будет нести юридическую ответственность. Одним из основных моментов, определяющих наступление юридической ответственности, будет вина.

7) принцип законности – один из основных демократических принципов правового государства – выступает в качестве универсального правового принципа, заключающегося в точном и неуклонном соблюдении законов всеми участниками общественных отношений.

2. Другая группа принципов права - межотраслевые правовые принципы – общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны нескольких родственных отраслей права (например, уголовно-процессуального и гражданско-процессуального). Общими принципами указанных отраслей права являются, например, коллегиальность в рассмотрении уголовных и гражданских дел, гласность судебного разбирательства. В то же время на родственные (смежные) отрасли права в полной мере распространяются и общие правовые принципы. Они проявляются отдельно в каждой от­расли и интегрируются в межотраслевые принципы.

3. Отраслевые правовые принципы – это руководящие, исходные положения, характеризующие наиболее существенные черты конкретной отрасли права (например, административного или гражданского). Принципами гражданского права являются равенство сторон в имущественных отношениях, обеспечение договорной дисциплины и другие. Более подробно содержание отраслевых принципов рассматривается при изучении соответствующих отраслевых юридических дисциплин.

Перечисленные принципы права распространяются на всю систему права. Они тесно связаны между собой, взаимодополняют, а зачастую и проникают друг в друга. Они свойственны всей системе права, всем ее отраслям. Однако в каждой отрасли проявляются по-разному. По-разному они закрепляются и в законодательстве. Во-первых, принцип может быть непосредственно, текстуально закреплен в конкретной статье закона. Во-вторых, принцип может вытекать из смысла законодательства.

2.2.Функции права.

Познание функций права позволяет раскрыть его социальное назначение и определить формы его воздействия на общественные отношения.

Функции права – это основные направления юридического воздействия на общественные отношения. В правоведческой литературе выделяют две основных функции права: регулятивную и охранительную. Эти функции тесным образом связаны друг с другом. Рассмотрим подробнее содержание каждой из этих двух функций.

Регулятивная функция проявляется через такое направление правового воздействия, которое выражается в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развития общественных отношений. В рамках этой функции некоторые правоведы (С. С. Алексеев) выделяют две ее разновидности (подфункции) – регулятивную статическую и регулятивную динамическую.

Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. Право, прежде всего, юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированных те общественные отношения, которые представляют собой основу нормального, стабильного существования общества, соответствуют интересам большинства и выражают общую волю. Решающее значение в осу­ществлении статической функции играют институты собственности, политических прав и свобод граждан и т. д.

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). В наибольшей степени она воплощена в институтах гражданского, трудового, административного права, опосредующих хозяйственные процессы в экономике и других сферах.

Наиболее характерными способами осуществления регулятивной функции являются следующие:

Закрепление посредством норм права праводееспособности граждан;

Закрепление и изменение правового статуса граждан;

Определение компетенции государственных органов, полномочий должностных лиц;

Установление правового статуса юридических лиц;

Определение (предусмотрение) юридических фактов, связанных с возникновением, изменением и прекращением правоотношений;

Установление конкретной правовой связи между субъектами права;

Определение оптимального типа правового регулирования (об­щедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям.

Охранительная функция – это направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых общественных и личных отношений. Если регулятивная функция указывает участникам правовых отношений, что они могут и должны делать в тех или иных ситуациях и каковы у них нормативные возможности (средства), то охранительная функция информирует социальный субъект о том, какие социальные ценности, взятые государством под охрану и какие негативные последствия следуют в случае посягательства на них. Важнейшим инструментом осуществления охранительной функции является угроза санкций, установление запретов и реализация юридической ответственности.

В заключении необходимо указать, разграничение регулятивной и охранительной функций в определенной степени условно. И регулятивная, и охранительная функции реализуют основное социальное назначение права - упорядочивают общественные отношения, обеспечивают их стабильность, устойчивость, независимость от внешних негативных влияний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Право есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения и выступают государственным регулятором общественных отношений.

Существует много концепций и представлений о праве. Среди них выделяют: теорию естественного права, историческую школу права, реалистическую школу права, социологическую школу права, нормативистское направление, психологическую теорию, материалистическую теорию права.

Несмотря на противоречивость и различие научных представлений о праве, все эти учения имеют ряд общих положений:

Право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;

Право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а не отдельным его классам или социальным группам, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества;

Право частной собственности является основой всех прав человека;

Право есть мера поведения, установленная и охраняемая государством.

В отличие от неправовых нормативных регуляторов общественных отношений право характеризуется следующими признаками:

Правовые нормы в современном обществе устанавливаются государством в официальных актах;

Нормы права охраняются в необходимых случаях принудительной силой государственного аппарата;

Право представляет собой единственную систему норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства;

Право выражает общую и индивидуальную волю граждан государства в их гармоничном взаимоотношении.

В силу указанных признаков право выступает государственным регулятором общественных отношений, обеспечивая свободное развитие личности, организованность и порядок в обществе.

Сущность права состоит в служении интересам и потребностям каждой личности, большинства членов общества. С ценностно-нормативной позиции право, безусловно, является мерой свободы, равенства и справедливости, что и предопределяет должный правопорядок, а социально-регулятивной точки зрения – направлено на упорядочение, опосредование, регламентирование всего многообразия общественных отношений, складывающихся в сфере действия права.

Право строится и функционирует на основе определенных принципов, которые выражают его сущность и социальное назначение. В них отражаются главные свойства и особенности права, придающие ему качество государственного регулятора меры свободы и справедливости в общественных отношениях. Можно выделить три основные группы принципов права: общие (социальная свобода, социальная справедливость, демократизм, гуманизм, равноправие, ответственность за вину, законность), межотраслевые (определяющие наиболее существенные стороны нескольких родственных отраслей права) и отраслевые (характеризующие наиболее существенные черты конкретной отрасли права).

Активная роль права в жизни общества выражается в его функциях. Функции права – это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей. Важнейшая задача системы права любой цивилизованной страны – упорядочение общественных отношений, введение их в рамки социальной свободы и справедливости. Эту задачу право решает по­средством регулятивной функции. Второй важной задачей права является охрана регулируемых общественных отношений от различного рода посягательств со стороны правонарушителей. Эта задача решается с помощью охранительной функции права.

В сущности, социальном назначении и в соответствующих функциях современного демократического права обнаруживаются его ценностные качества. Понятие ценности права раскрывает его положительную роль для общества и отдельной личности. Ценность права – это способность права служить целью и средством удовлетворения социально-справедливых, прогрессивных потребностей и интересов, как граждан, так и общества в целом. В самом общем виде можно сказать, что право признает (утверждает) и защищает (обеспечивает) абсолютные ценности – свободу, справедливость, общую пользу (общий интерес), правовую стабильность (правовой порядок).

В современных условиях право приобретает поистине планетарное значение. Правовые подходы являются основой и единственно возможным цивилизованным средством решения проблем международного и межнационального характера. Обладая качествами общегосударственного регулятора, право является эффективным инструментом достижения социального мира согласия, снятия напряженности в обществе. Право – деятельный рычаг решения экологических проблем как внутри отдельно взятого государства, так и в рамках всего мирового сообщества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антоненко Т.А., Власов В.И., Власова Г.Б., Колюшкина Л.Ю., Лаврененко Н.И., Смоленский М.Б. Теория государства и права. 100 экзаменационных ответов: Экспресс-справочник для студентов вузов. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. - 288 с.

2. Бержель Ж.Л. Общая теория права. Перевод с французского / Под общ. ред.: Даниленко В.И.; Пер.: Чуршукова Г.В. - М.: Nota Bene, 2000. - 576 c.

3. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник - СПб.: Питер, 2006. - 512 с.

4. Коркунов Н.М. Общая теория права. СПб., 1906. С. 178.

5. Леушин В.И., Перевалов В.Д. Понятие, сущность и социальная ценность права // Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 1997. С.616

6. Любашиц В.Я., Смоленский М.Б., Шепелев В.И. Теория государства и права. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 512 с.

7. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. - М.: Юрид. лит., 1996. - 432 с.

8. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений /Под редакцией профессора В. Г. Стрекозова - М. Издательство «Интерстиль», «Омега-Л», 2006. - З82 с.

9. Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 704 с. - (Высшее образование).

10. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы /Под ред. Академика О.Е. Кутафина. - М.: Юристъ, 1997. - 344 с.

11. Основы права: учебное пособие для вузов /Под ред. Д.П. Котова. - М.: Центр, 1998. - 272 с.

12. Политика и право. 10-11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений/М.И. Шилобод, А.С. Петрухин, В.Ф. Кривошеев. - М.: Дрофа, 2001. - 432 с.

13. Правоведение: Учебник /Под общей редакцией В.А. Козбаненко. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К о », 2005. - 1072 с.

14. Гегель. Указ. соч. с. 67.

15. Дюги Л. Общество, личность, государство. СПб., 1909; Он же. Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства. СПб., 1909.

16. Иеринг Р. Борьба за право. СПб., 1904. С.9.

17. Кельзен Г. Общее учение о праве. Вена, 1967.

18. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 322.

19. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 443.

20. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. СПб., 1911.

21. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1907. Т. I-II.

22. Трубецкой Е.Н. Указ. соч. С.11.

23. Штаммлер Р. Хозяйство и право. СПб., 1907. Т. II. С. 104.

Слово принцип означает буквально основу, первоначало, руководящую идею, исходное положение какого-либо явления.

Принципы права - это основные исходные положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Они воплощают закономерности права, его природу и социальное назначение.

В правоведении выделяются:

Принципы, сформулированные учеными юристами, которыевыступают в виде фундаментальных идей и идеалов, отражающих достижения правовой мысли, практического опыта, объективные закономерности развития общества. Эти принципы составляют важнейшую часть профессионального и научного правосознания, юридической политики и не являются обязательными для исполнения субъектами права;

Исходные нормативно-руководящие начала (императивные требования), определяющие общие начала правового регулирования общественных отношений. Они непосредственно выражены в конституциях или важнейших законах и служат ориентирами для правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Принципы права в зависимости от сферы действия подразделяются на общие, межотраслевые и отраслевые.

Общие принципы права :

Демократизм;

Равноправие;

Преемственность;

Справедливость.

Эти принципы характерны для всего права в целом, для всей системы права. Из них вытекают определенные требования.

Принцип демократизма означает:

Право формируется волей народа;

В основе содержания права такие ценности, как свобода, равенство;

Закрепление и предоставление гражданам прав и свобод в экономической, социальных сферах, личные права.

Равноправие :

Применение ко всем субъектам права равного масштаба, соразмерность прав и обязанностей;

Равенство граждан по реализации права при однотипных условиях.

Преемственность :

Заимствование правом положений прошлых или современных правовых систем;

Исключение старого отжившего, не отвечающего современным условиям;

Сохранение положительного, ценного, необходимого для прогресса.

Справедливость (justitia - правда, справедливость):

Соответствие социального положения лица его вкладу в общественное развитие;

Соразмерность между деянием и санкцией;

Достижение компромисса между субъектами.

Межотраслевые принципы относятся к нескольким отраслям права (гласность судопроизводства, неотвратимость ответственности и др.).

Отраслевые принципы характерны для отдельных отраслей права (состязательность и равенство сторон в имущественных отношениях - для гражданского права; индивидуализация наказания - для уголовного; принцип свободы труда - для трудового права и т. д.).

Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, т. к. они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в основу решения по конкретному юридическому делу, т. е. могут выступать средством устранения пробелов в праве.


От грамотного использования принципов права в значительной степени зависит качество правотворческой и правоприменительной деятельности.

Активная роль права в обществе выражается в его функциях. Функции права - это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей, деятельность организаций и учреждений.

Функции права характеризуют собой направления воздействия права в целом, а не какой-либо его отрасли.

Можно выделить две группы функций права:

Общесоциальные;

Специально-юридические.

Общесоциальные функции права - направления правового воздействия, выражающие роль права во всей системе общественных отношений. В этом смысле функции права в основном совпадают с функциями государства.

Особо можно выделить такие социальные функции права, как познавательную, информационную и воспитательную.

Познавательная функция права заключается в свойстве права отражать объективную реальность, существующие общественные отношения, политические и иные институты посредством их закрепления в правовых нормах, в нормативно-правовых актах.

Информационная функция проявляется в способности права аккумулировать знания о различных сторонах социальной действительности, фиксировать общие принципы общественного и государственного строя, его политическую структуру, характер экономических отношений, формы собственности.

Воспитательная функция права проявляется в формировании высокой правовой культуры.

Специально-юридическиефункции права - направления правового воздействия, раскрывающие своеобразие права, его юридическое значение.

К ним относятся:

- регулятивная функция права ; выражается в упорядочении общественных отношений в связи с положительными, нормальными явлениями общественной жизни;

- охранительная функция права ; направлена на охрану общественных отношений, восстановление нарушенного порядка в связи с отрицательными явлениями в жизни общества.

Отдельные авторы выделяют категорию «ценность права», под которой понимают способность права служить средством для удовлетворения справедливых, прогрессивных интересов общества и отдельной личности. Содержание понятия «ценность права» в какой-то мере перекликается с понятием «функции права». Однако это содержание совпадает не полностью. Оно имеет свои особенности.

Ценность права выражается в том, что оно выступает средством:

Регулирования общественных отношений, обеспечения согласованности, упорядоченности действий индивидов;

Защиты существующего общественного строя;

Развития социальных связей, в которых заинтересовано общес-
тво;

Решения глобальных проблем современности;

Определения меры свободы личности в обществе;

Утверждения нравственных начал в общественной жизни.

Существуют различные взгляды на социальную роль права. Можно выделить три группы таких взглядов:

Индивидуалистические доктрины;

Этатистские доктрины;

Центристскую.

Общую концепцию, занимаемую сторонниками индивидуалистических доктрин, достаточно легко понять. Эта позиция сводится к утверждению, что высшей и самой главной задачей права является сама человеческая личность. Иначе говоря, высшая задача права - это защита индивидуума.

Согласно этой концепции и на основании очень четкой формулы именно общество создано для человека, а не человек для общества. Без всякого сомнения, общество необходимо, но оно не является естественным организмом, который может естественным образом и легитимно установить свою власть над человеком и ограничить его свободу; оно является всего лишь структурой, предназначенной для того, чтобы дать человеку возможность проявить свои способности и таланты и применить их на практике.

Общая позиция, занятая сторонниками этатистских доктрин, основана на противоположной точке зрения. Эта точка зрения заключается в утверждении, что высшей или главнейшей задачей права является не личность, а само общество.

Политическое общество должно рассматриваться как центр или даже как сущность социальной жизни людей. Именно благодаря ему, благодаря его существованию и его организации отдельные люди все становятся действующими эффективными лицами, каждый на своем уровне. Именно благодаря ему люди получают свои самые ценные приобретения и могут продвигаться вперед по пути цивилизации и прогресса. Наконец, именно благодаря ему люди могут получить гарантии против анархии и обеспечить свою безопасность от зависти и злобы враждебных групп. Следовательно, именно к обществу, которое должно считаться высшей ценностью, к его развитию и совершенствованию должна стремиться любая юридическая система.

В соответствии с такими взглядами право не может исходить от людей и служить в первую очередь их интересам; право - это дисциплина, которую требует жизнь в обществе, которая должна служить обществу и превозносить его. Следовательно, право должно стремиться поощрять организацию и сплоченность общества как условие эффективной реализации всеобщих интересов и условие доминирования глобальной социальной структуры над всеми отдельными людьми.

Центристыпредпринимают попытки синтезировать эти две противоположные категории доктрин, синтезировать точки зрения, благоприятствующие личности, и точки зрения, выделяющие общество или государство.

Принципы права представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования.

В зависимости от типа праваклассифицируются на принципы права: свойственные

ü рабовладельческому,

ü феодальному,

ü капиталистическому

ü социалистическому праву.

В зависимости от своего характера принципы права подразделяются на:

† социально-экономические,

† политические,

† идеологические,

† этические,

† религиозные

† специально-юридические.

К общеправовым относят такие принципы, как:

1) справедливость, которая означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением;

2) юридическое равенство граждан перед законом и судом, провозглашающее равный правовой статус всех субъектов и нашедший свое воплощение в ст. 19 Конституции РФ, которая устанавливает: "1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации";

3) гуманизм, означающий, что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство. Об этом, в частности, сказано в ст. 21 Конституции РФ: "1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам";

4) демократизм, предполагающий, что в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы;

5) единство прав и обязанностей, которое выражается в органической связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участников правоотношений - субъектов права, и означает, что нет и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав; то или иное право может быть реальным только тогда, когда установлена соответствующая ему юридическая обязанность. Так, право гражданина на получение нужной ему информации реализуется через обязанность соответствующих структур предоставлять такую информацию. Вместе с тем законом оговорено, что, осуществляя свои права, личность не должна ущемлять прав и свобод иных субъектов;

6) федерализм, присущий только тем правовым системам, которые существуют в федеративных государствах. Он означает, что в данном обществе действуют две системы законодательства - общефедеральная и региональная;

7) законность - система требований общества и государства, состоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно. Этот принцип нашел свое отражение в ч. ч. 1 и 2 ст. 15 Конституции РФ: "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. 2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы";

8) сочетание убеждения и принуждения - универсальные методы социального управления, которые свойственны различным регуляторам, особенно праву.

Межотраслевые правовые принципы охватывают собой две или более отраслей права, преимущественно смежных, весьма близко соприкасающихся между собой отраслей (конституционное и административное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и др.). На межотраслевые принципы полностью налагаются и общие правовые принципы. В каждой отдельной отрасли права или же в группе отраслей они приобретают свою специфику.

Отраслевые принципы права распространяются лишь на конкретные отрасли права - конституционное, гражданское, уголовное, земельное, трудовое и др. Соответственно на их основе создаются и реализуются нормы, составляющие только данную отрасль права

Право создается людьми для достижения определенных целей, обладает ценностью и имеет социальное назначение, состоящее в следующем.

Во-первых, право нацелено на создание устойчивого, стабильного порядка в общественных отношениях.

Во-вторых, право обеспечивает свободу человека во всех сферах его жизнедеятельности.

В-третьих, благодаря праву человек обретает состояние защищенности, безопасности для себя и своей семьи.

В-четвертых, на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободная «четвертая власть» (средства массовой информации) и правовое государство. В России пока лишь формируются и гражданское общество, и правовое государство; следовательно, и право во многом не может проявить свои ценные свойства.

Сущность и социальное назначение права проявляются в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщенную характеристику функционирования юридических норм.

Прежде всего право воздействует на различные сферы жизни общества - экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции - экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.

Помимо социального право имеет функциональное назначение. Оно выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений. Это основное функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций.

Регулятивно-cтатическая функция, или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц, а также их субъективных прав. Данная функция в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям предоставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. И чем шире эти границы, тем более свободны люди в своих действиях. Рсгулятивно-ста-тическая функция реализуется с помощью управомочиваюших норм. На основе их субъекты права сами, по собственной инициативе проявляют правовую активность.

Выполняя регулятивно-динамическую функцию, право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Так, законодательством установлены обязанности выполнять воинский долг, платить налоги, выполнять обязательства по договору.

Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства в рамках юридического процесса, урегулированного процессуальными нормами. Рассмотрение юридических дел завершается принятием индивидуальных властных решений, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Охранительная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимосвязей ценных для личности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур.

Охранительная функция реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм. Последнее имеет место при нарушении субъективных прав и обращении для их защиты в компетентные государственные органы (право притязания).

Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Человек признается действующим ответственно. Эта позитивная ответственность исключает негативную юридическую ответственность.

Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий. В процессе применения этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, определяется индивидуальная мера юридической ответственности или поощрения (например, наказание по приговору суда, награждение орденом по указу президента).

Обладают принципы права. Понятие и виды данного института представлены ярким многообразием. Подобный феномен существует из-за обилия мнений учёных-правоведов, которые с разных сторон объясняют свою точку зрения.

Определение, уточнение и объяснение

Принципами в любой отрасли, будь она правовой, технической либо иной, называют основополагающие идеи, руководящие положения, благодаря которым выстраивается единая деятельность. Как правило, данный институт не имеет чётких границ, но каждая норма законодательства так или иначе отражает главную мысль.

Закономерности и общие нормы выражают принципы права. Понятие, признаки, виды - всё отражается в той норме, которая закрепляет определённую идею. Часто можно встретить руководящие начала, которые не находят прямого отражения в законе, однако их смысл понятен исходя из других статей НПА. Созданы для упорядочения норм и принципы уголовного, финансового, налогового, и принципы гражданского права. Понятие, виды данного института зависят от той отрасли, к которой они принадлежат. Ядро любой идеи составляет сущность и направленность конкретной правовой системы.

О характеристиках

Как и многие институты в юриспруденции, особенными признаками характеризуются принципы и значение складываются в первую очередь исходя из основополагающих характеристик. Итак, судить о том, что перед вами представлены главенствующие положения, стоит по следующим признакам:

  1. Являют собой требования.
  2. Ярко выражают сущность отрасли. В НПА можно встретить те нормы, которые в других направлениях никогда не появятся. Например, уголовное и налоговое право отличают благодаря качественно отличным друг от друга принципам.
  3. Регулируют существующие в реальной жизни отношения.
  4. Стабильны и, как правило, неизменны.
  5. Составляют каркас правовой системы.
  6. Детализированы и раздроблены в законодательных нормах.

Способы изложения

Специфической формой обладают принципы права. Понятие, виды, содержание зависят от способа их изложения. Всего в юриспруденции существует 2 метода изложения:

  • Текстуальный, когда идея закреплена в правовом документе и каждый может с ней ознакомиться. Такие статьи в большинстве случаев объединяются в определённые главы, которые так и называются «Принципы».
  • Смысловой способ подразумевает уяснение определённой идеи путём анализа системы правовых актов и статей. Данный способ часто сталкивается с такой проблемой, как разрозненность толкования.

О видах

Основополагающей внутренней категорией является классификация, в соответствии с которой по определённым основаниям делятся все принципы права. Понятие и виды каждой нормы зависят от содержания статьи и конкретной отрасли.

Существует четыре масштабных разделения:

  • общеправовые - обобщённые положения, которые характерны для российской правовой системы в целом;
  • межотраслевые - могут встречаться в нескольких правовых системах, например в налоговой и финансовой отрасли;
  • отраслевые, несложно догадаться, что руководящие положения характерны исключительно для системы норм определённой направленности;
  • принципы правового института; каждая отрасль включает в свою структуру определённые институты, для которых существуют свои руководящие идеи.

Самые яркие идеи

Как известно, основой формирования всего российского законодательства является конституционное право. В Конституции отражаются путём смыслового и текстового способа изложения основные принципы права. Понятие, виды, значение, конечно, не раскрываются, однако именно благодаря их закреплению в Главном законе государства, правоведы сформировали прочную систему знаний.

Принцип законности обладает некоторым приоритетом перед иными основополагающими идеями, так как создаёт единую правовую систему государства. Любая правовая отрасль в первую очередь закрепляет принцип законности, а уж затем формирует отраслевые положения.

Принцип справедливости выражает социальную направленность каждой правовой нормы. Данная идея говорит о том, что право создано для того, чтобы удовлетворять интересы общества. Так, между каждым человеком и государством существует определённая взаимосвязь. С одной стороны, граждане обязаны соблюдать законы, а с другой, правовые нормы установлены в интересах всего общества.

Приоритет прав человека отражают все принципы права. Понятие и виды здесь играют меньшее значение, так как нормы ни в коем случае не должны нарушать как естественный, так и позитивный статус гражданина. Права человека непреложны. Это руководящее начало образует ядро правовой системы России.

Основные направления деятельности

Для поставленных целей создаются принципы и понятие и виды, его институты и подинституты. А их реализация зависит от основных направлений деятельности, от поставленных задач и механизма их выполнения. В совокупности всё вышеизложенное образует следующие :

  1. Регулятивная.
  2. Динамическая.
  3. Охранительная.
  4. Оценочная.

Чуть-чуть подробнее о функциях

В совокупности позволяют достичь поставленных перед принципами права задач. В целях эффективного их использования важно чётко знать, для чего необходима каждая из функций.

Регулятивная обеспечивает стабильность общественных отношений. Она позволяет создать единый механизм реализации прав и свобод граждан, утвердить значимые положения, предусмотреть ответственность за совершение правонарушения.

Динамическая функция выступает в качестве модулятора поведения. Для того чтобы соблюдать нормы права, человек должен вести себя определённым образом. Как правило, правовая динамика реализуется с помощью обязывающих норм. Яркими примерами являются императивные статьи о необходимости уплаты налогов, воинской обязанности либо выполнении договорных обязательств.

Охранительная функция направлена на обеспечение социальной регуляции правовой системы. Так, посредством данного направления деятельности граждане выполняют правовые нормы независимо от их внутреннего убеждения. Реализация функции возможна только при фактическом нарушении норм законодательства. Косвенным образом она воздействует на общество путём общей превенции.

Позитивная или негативная ответственность воплощаются в реальные общественные отношения благодаря оценочной функции, которая вытекает из соблюдения/нарушения норм.

Значение принципов права

Ни одна система в обществе не создаётся просто так. Все правовые принципы были придуманы в целях:

  • Обеспечения стабильного и устойчивого порядка отношений в обществе.
  • Обеспечения свободы человека и устранение страха перед властными органами во всех сферах деятельности.
  • Защищённости, чувства безопасности.
  • Формирования гражданского общества.

Последняя категория была отражена в Конституции России в далёком 1993 году. Одной из целей государства является формирование гражданского общества, а принципы права во многом содействуют данной цели, регулируя определённые группы общественных отношений.