Перерождение правосознания. Деформации правового сознания: понятие, виды, причины

Деформация правосознания - искажение представлений и чувств, выражающих отношение человека к праву и правовым явлениям.

Деформация правового сознания предполагает некоторый изначальный запас правовых по своей природе взглядов, знаний, установок, которые в силу различных причин превратились в какие-то иные, неправовые конструкции или остались правовыми лишь номинально или частично. Конечно, правовое сознание индивидов может, дойдя по крайней степени искажения, превратиться и в преступное сознание, однако такая метаморфоза редко встречается в чистом виде. Преступное сознание есть сознание, несущее в себе принципиальное отрицание исходной идеи права. Как и всякое иное социальное явление, деформация правосознания имеет свой генезис, содержание, формы и способы проявления. Она может проявляться в относительно мягких формах или, напротив, принимать уродливый и крайне опасный характер.

Деформация правосознания - это одно из его состояний, противоположное положительному (позитивному). Взяв за основу эти исходные данные, можно проследить различия между ними. Это позволяет выработать понятие деформации правового сознания, выделить важнейшие ее признаки и отграничить от смежных явлений (деформации других видов сознания, полного отсутствия правосознания, правонарушения),

Таким образом, деформация правового сознания - это социальное явление, характеризующееся изменением его состояния, при котором у носителей формируются определенные идеи, представления, взгляды, знания, чувства и настроения, переживания и эмоции, которые искаженно отражают юридическую действительность и выражают отрицательное отношение к действующему праву, законности и правопорядку.

Деформация правового сознания как сложное и многоплановое явление требует комплексного к себе подхода, то есть изучения с позиции правоведения с одновременным философским, психологическим и социологическим обоснованием, с использованием адекватных методов научного исследования.

Причины: Самые разнообразные, в частности в России это особенности исторического развития, это плохая социальная обстановка обусловленная рядом экономических, политических и др. факторов, также низкое правосознание и правовая культура, обусловленные плохим правовым обучением.

Виды:

Под видами деформации правового сознания понимаются способы ее проявления, которые отличаются друг от друга различной степенью искаженности компонентов правосознания в отражении правовой действительности и которые в совокупности раскрывают сущность и содержание этого явления.

Правовой инфантилизм – неразвитость, недостаточность правовых знаний, ограниченность навыков и умений правовой деятельности. Правовой инфантилизм - наиболее мягкая форма искажения правового сознания, заключащаяся в несформированности, недостаточности правовых знаний, установок.

Пробельность правосознания населения широко распространена. При этом имеется в виду не столько неполнота правовых познаний граждан, сколько пробельность в главном, когда из целостной системы выпадают существенные ее элементы и прежде всего позитивное отношение к закону и другим правовым ценностям.

Как правило, при такой форме деформации имеют место пробелы в знаниях существа практически всех отраслей права, нет понимания общей ценности права, его значимости для личности.

Вместе с тем, некоторые, хотя бессистемные, нечёткие представления о правовых нормах, отдельные проявления активности возможны. Например, при обращении с жалобами в органы власти, организации в связи с нарушением прав или с просьбой улучшить работу предприятий, учреждений. И всё же при правовом инфантилизме среди «взрослых детей» вполне реален постулат: «Жить в обществе можно и не зная правовых норм (прав и обязанностей), не умея ими пользоваться.

Правовой нигилизм - негативное отношение к праву, отрицание его социальной ценности, отрицание необходимости правовой организации общественной и личной жизни. Он может быть пассивным и агрессивным.

Пассивный правовой нигилизм – негативное отношение к праву, к правовой организации общественной и личной жизни, которое не выражается в призывах не соблюдать законы, к противоправному поведению. При данной форме нигилизма право не включается в систему ценностей, в возможности добиться полезного результата юридическими средствами просто не верят. Поэтому праву отводится незначительная, мало заметная роль. Одни говорят, что жить надо не по праву, а по своим желаниям и интересам, другие – по совести, третьи – по христианским началам. Формулируются предложения, основной упор сделать на формировании нравственного, политического, экономического сознания и культуры. Но пассивный правовой нигилизм, как правило, не имеет преступный умысел, т.е. злостного неповиновение праву, законам.

Агрессивный правовой нигилизм – осознанное, враждебное отношение к праву, всему юридическому, сопряжённое с совершением различных правонарушений, включая преступления. Налицо перерождение человека не только с правовой, но и нравственной стороны.

Конечно, любая деформация правосознания, правовой культуры мешает цивилизованному развитию общества. Чтобы снизить влияние негативных факторов надо формировать уважительное отношение к праву, к правовым явлениям. Это достигается правовым воспитанием и обучением.

Правовое воспитание – систематическая деятельность социальных институтов, лиц по передаче нравственно-правовых идеалов, ценностей, опыта правомерного поведения и активной правовой деятельности.

Правовое просвещение - ознакомление с идеями, задачами законодательства, содержанием отдельных принципов и норм права.

Правовое обучение – это целенаправленный, планомерный и организованный процесс формирования и развития систематизированных правовых знаний, навыков и умений правомерной и активной правомерной деятельности.

Самой тяжелой формой деформации правосознания граждан является феномен его перерождения . Природа этого опасного явления принадлежит одновременно к числу и самых сложных с исследовательской точки зрения.

По нашему мнению, «перерожденческое» сознание следует рассматривать как крайнюю степень искаженного, дефектного правосознания или же как явление, хотя и находящееся за пределами последнего, но где-то совсем рядом с ним. Перерождение во многих своих чертах сходно с правовым нигилизмом. И в том, и в другом случае правовое начало сознательно отрицается, игнорируется. Однако, как показывает практика, отрицание отрицанию рознь. От правового нигилизма в чистом виде перерожденческое сознание отличается не только степенью общественной опасности, но и мотивацией. Перерожденческое правосознание основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, жестокости, алчности и т.п.

Основной формой перерождения правосознания индивидов является совершение ими различных преступлений.

Если правовой нигилизм означает недооценку права, то правовой идеализм - переоценку права. Оба эти явления питаются одними корнями - юридическим невежеством, неразвитым и деформированным правосознанием, дефицитом политико-правовой культуры.

Закон, как известно, есть официальное признание факта, и не более того. Он лишь оформляет, «протоколирует» реально сложившиеся отношения. Как ни избиты у нас слова классиков о том, что право не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества, они верны, так как проверены практикой.

Распространению юридического идеализма способствовало и то, что у нас долгое время преобладал чисто прагматический подход к праву (орудие, инструмент, средство, рычаг и т.д.). В соответствии с этим на право взваливали «неподъемный груз, возлагались слишком большие надежды, которые в дальнейшем не оправдались. Правовой скептицизм особенно усилился в последние годы, когда общество отчетливо осознало, что многие законы, принятые в период реформ, оказались малоэффективными и не привели к достижению желаемых целей, а некоторые дали отрицательный результат.

Правовой фетишизм(идеализм) – преувеличение роли права в общественной жизни; гипертрофированное (возведенное в абсолют) понимание роли юридических средств в реализации социально-экономических, политических и иных задач. Противоположными по форме, но сходным с правовым нигилизмом по результатам действия. В специальной литературе явление правового фетишизма обозначается понятием «правовой идеализм» (Н. И. Матузов). При этом считается, что правовой идеализм является противоположностью правового нигилизма. «Если правовой нигилизм означает недооценку права, то правовой идеализм - его переоценку»

39. Деформация правосознания и его формы Деформация правосознания - изменения, которые приводят к противоречиям в рациональных и психологических компонентах правосознания, что отражается на восприятии правовой действительности и формировании готовности личности к юридически значимому поведению.

В качестве форм деформации правосознания можно выделить: правовой инфантилизм, правовой идеализм, правовой нигилизм, перерожденное правосознание.

Правовой инфантилизм представляет собой наиболее мягкую форму искажения правового сознания и заключается в недостаточной сформированности и пробельности правовых взглядов, знаний, установок, представлений.

Правовой нигилизм - деформированное состояние правосознания личности, общества, группы, характеризующееся осознанным игнорированием требований закона, ценности права, пренебрежительным отношением к правовым принципам и традициям, правам и свободам человека. Наиболее негативными проявлениями нигилизма являются умышленные правонарушения.

Фетишизм (от лат. fetiche - идол, талисман, от португ. feiticao – волшебство) означает поклонение, неодушевленному, обоготворяемому предмету, безусловное его признание и слепое поклонение.

Правовой фетишизм заключается в переоценке роли права в жизни общества и в преувеличении его реальных регулятивных возможностей.

Перерожденное сознание - это крайняя степень искаженного, дефектного правосознания. Оно основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, алчности.

40. Правовая культура личности и общества: понятие и структура Правовая культура - это определенный уровень качественного состояния правовой системы, а также правосознания и правового поведения отдельной личности, социальной группы либо общества в целом. Различают правовую культуру общества, личности и социальной группы. Правовая культура общества - это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности. Структура правовой культуры общества состоит из следующих элементов: 1) уровень правосознания и правовой активности общества; 2) степень прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов и т.п.); 3) степень прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности). Правовая культура общества является частью его общей культуры и характеризуется следующими факторами: реальной потребностью в праве; состоянием законности и правопорядка в стране; степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования; уровнем совершенства законодательства и состоянием правосознания населения и должностных лиц; соотношением общечеловеческого и национального в праве; эффективностью деятельности правоприменительных органов и защищенностью прав личности и т.д. Правовая культура личности - это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм. Она включает в себя следующие основные элементы: а) знание и понимание права; б) отношение к праву, выраженное в привычке к правомерному, законопослушному поведению; в) навыки правового поведения, выраженные в умении эффективно использовать правовые средства для достижения своих целей, реализации субъективных прав и свобод. 41. Правовое воспитание: понятие, элементы, формы Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры. Правовое воспитание - сложный процесс, включающий в себя следующие элементы (составные части): - субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и др.); - объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.д.); - содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т.п.); - методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания); - формы воспитания: 1) правовое обучение (состоит в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях); 2) правовая пропаганда (заключается в распространении правовых идей и правовых требований среди населения телевидением, радио, иными средствами массовой информации); 3) юридическая практика (способствует передаче юридической информации, знаний посредством участия граждан в процессе прежде всего правоприменительной деятельности и т.п.); 4) самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений). 42. Понятие и принципы правотворчества Правотворчество - это деятельность, прежде всего, государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения. Уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов - это показатель цивилизованности и демократии общества. Принципы правотворчества: - научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иные ситуации, объективные потребности развития общества и т.п.); - профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные люди - юристы, управленцы, экономисты и др.); - законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов); - демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе); - гласность (означает открытость, "прозрачность" правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации). - оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов). 43. Виды правотворчества. В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на: - непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни); - правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ); - правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра); - правотворчество органов местного самоуправления; локальное правотворчество (например, на предприятии, учреждении и организации); - правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов). В зависимости от значимости правотворчество делится на: - законотворчество; - делегированное правотворчество; - подзаконное правотворчество. 44. Понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации Законотворчество - это установленный в юридических нормах вид правотворческого процесса, регламентирующий порядок деятельности законодательного органа государства по выработке, принятию и изданию законов, включающий в себя следующие стадии: 1) законодательная инициатива - закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ; 2) обсуждение законопроекта. Проходит на заседании палат представительного органа в несколько чтений. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение; 3) принятие закона - главная стадия, которая в свою очередь распадается на три подстадии: а) принятие закона Государственной Думой. Федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (50% + 1 голос); федеральные конституционные законы - квалифицированным (не менее 2/3 голосов); б) одобрение закона Советом Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации (ч. 4 ст. 105 Конституции РФ); федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ); в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2. ст. 108 Конституции РФ Президент в течение 14 дней подписывает одобренный закон и обнародует его); 4) опубликование закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются). 45. Систематизация нормативных актов: понятие и виды Систематизация законодательства - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему в целях обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов. Выделяют следующие виды систематизации: 1) инкорпорация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Она подразделяется на официальную (Собрание законодательства РФ) и неофициальную (сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.п.). На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел; 2) консолидация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является "компромиссной" систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации; 3) кодификация - форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность. Кодификация - способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации; ею имеют право заниматься только специальные органы. В ее итоге появляется новый нормативный акт - кодекс, который выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере. Кодификация законодательства может быть всеобщей (переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (перерабатываются нормы какого-либо правового института). 46. Юридическая техника - это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности. Ее основным объектом является текст правовых актов. Юридическая техника признана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. К техническим средствам относят юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.). К техническим правилам относят ясность и четкость, простоту и доступность языка правовых актов; сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний; последовательность в изложении юридической информации; взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала. К техническим приемам относят способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурную организацию правового акта и т.д. 47. Правовые отношения: понятие, признаки, виды Правоотношение - это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности. Признаки правоотношений: 1) это общественное отношение, которое представляет собой двустороннюю конкретную связь между социальными субъектами; 2) оно возникает на основе норм права (общие требования правовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся); 3) это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей; 4) это волевое отношение, ибо для его возникновения необходима воля его участников (как минимум хотя бы с одной стороны); 5) это отношение возникает по поводу реального блага, ценности, в связи с чем субъекты осуществляют принадлежащие им субъективные права и юридические обязанности; 6) это отношения, охраняемые и обеспечиваемые государством (в частности, возможностью государственного принуждения). Виды правоотношений: Правоотношения подразделяются: 1) в зависимости от предмета правового регулирования - на конституционные, административные, уголовные и т.п.; 2) в зависимости от характера - на материальные (финансовые, трудовые и т.д.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные и др.); 3) в зависимости от функциональной роли - на регулятивные (возникают на основе норм права или договора) и охранительные (связаны с государственным принуждением и реализацией юридической ответственности); 4) в зависимости от природы юридической обязанности - на пассивные, связанные с осуществлением запретов, пассивных обязанностей, и активные, связанные с осуществлением определенных положительных действий; 5) в зависимости от состава участников - на простые, возникающие между двумя субъектами (правоотношения купли-продажи), и сложные, возникающие между несколькими субъектами (правоотношение отбывания уголовного наказания); 6) в зависимости от продолжительности действия - на кратковременные (правоотношения мены) и долговременные (правоотношения гражданства); 7) в зависимости от степени определенности сторон - на относительные, абсолютные и общие. 48. Структурные компоненты правового отношения В структуру правоотношения входят: субъект, объект, содержание (субъективное право и юридическая обязанность). Субъекты правоотношений - это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Субъект правоотношения - это субъект права, который использует свою праводееспособность. Выделяют следующие виды субъектов правоотношений: индивидуальные и коллективные. К индивидуальным субъектам (физическим лицам) относятся: 1) граждане; 2) лица с двойным гражданством; 3) лица без гражданства; 4) иностранцы. Лица без гражданства и иностранцы могут вступать в те же правоотношения на территории России, что и граждане РФ, зарядом ограничений, установленных законодательством (избирать и быть избранными в представительные органы власти России, занимать определенные должности в государственном аппарате, служить в Вооруженных Силах и т.п.). К коллективным субъектам относятся: 1) государство в целом (когда оно, например, вступает в международно-правовые отношения с другими государствами, в конституционно-правовые - с субъектами Федерации, в гражданско-правовые - по поводу федеральной государственной собственности и т.п.); 2) государственные организации; 3) негосударственные организации (частные фирмы, коммерческие банки, общественные объединения и т.д.). Коллективные субъекты, участвующие в области частноправовых отношений, обладают качествами юридического лица. Субъекты правоотношений должны обладать правосубъектностью, которая включает в себя: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Правоспособность - это признаваемая государством способность субъекта иметь предусмотренные законом права и обязанности для осуществления общественно полезной деятельности. Способностью быть носителем прав и обязанностей обладают все граждане независимо от пола, возраста, образования и т.д. Однако правоспособность порождается не фактом рождения. Она имеет не природный, а государственно-волевой характер. Правоспособность как юридическое свойство субъекта равна для всех. От правоспособности нельзя отказаться или передать другим. Дееспособность - это признаваемая государством способность лица своими действиями осуществлять принадлежащие ему субъективные права и юридические обязанности. Дееспособность зависит от возраста и психического состояния индивида. Ею не обладают малолетние (до 6 лет) и душевнобольные лица. За них выступают их законные представители (родители, опекуны, попечители). Виды дееспособности: а) полная наступает с совершеннолетием, когда человек может осознанно совершать любые юридически значимые действия, возможна с 16 лет при вступлении в брак или при эмансипации (производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда); б) частичная характерна для малолетних (от 6 до 14 лет), способных осознанно совершать мелкие бытовые сделки (ст. 28 ГК РФ), и несовершеннолетних (от 14 до 18 лет), способных распоряжаться своим заработком и иными доходами, поступать на работу и отвечать за некоторые наиболее очевидные правонарушения; в) ограниченная, при которой лицо, осуществляющее социально вредную деятельность, ограничивается компетентным органом в праве совершать определенные действия или выполнять определенную деятельность (алкоголики, наркоманы, запрет заниматься охотой, водить автомобиль) на точно фиксированный срок. Деликтоспособность – это способность лица отвечать за свои деяния (действие и бездействие). Объекты правоотношений – это то, по поводу чего возникают правовые отношения (материальные и нематериальные блага). Содержание правоотношений включает в себя: субъективные права и юридические обязанности. Субъективное право - это мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы. Юридическая обязанность - это мера юридически необходимого поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица. 49. Субъективное право и юридическая обязанность Субъективное право - это мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы. Предназначение субъективного права состоит в заключенной в нем возможности удовлетворения какого-либо интереса достижения определенного блага, ценности. Субъективное право всегда конкретно и детально определено, от него можно отказаться или передать другим. Структура субъективного права: 1) возможность определенного поведения управомоченного лица; 2) возможность требования соответствующего поведения от обязанного лица; 3) возможность обращаться за защитой к компетентным государственным органам (прежде всего в суд); 4) возможность пользоваться определенным социальным благом, ценностью. Содержание конкретного субъективного права составляют правомочия - это законодательно закрепленные элементы субъективного права, детализирующие свободу возможного поведения участника правоотношения. Количество таких правомочий зависит от степени сложности и значимости предоставленного права. Некоторые субъективные права сводятся по существу к одному правомочию, а в некоторых их гораздо больше. Так, в праве собственности их три (владение, пользование и распоряжение), а в социально-политических - около десятка. Субъективное право не только вид, но и мера возможного поведения. Государство устанавливает определенные границы в использовании предоставленного права. Субъективное право обеспечивается не только законом, но и корреспондирующими обязанностями других лиц. Юридическая обязанность - это мера юридически необходимого поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица. Обязанность есть гарантия осуществления субъективного права. Поскольку юридическая обязанность - мера необходимого поведения, то от ее реализации отказаться нельзя. Юридические обязанности должны быть четко очерчены в законодательстве. Являясь обратной стороной субъективного права, юридическая обязанность имеет следующую структуру: 1) необходимость совершать определенные действия или воздерживаться от них; 2) необходимость отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного; 3) необходимость нести юридическую ответственность за неисполнение этих требований; 4) необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, на которое тот имеет право. Слагаемые юридической обязанности - отдельные долженствования - подобие правомочий в субъективном праве. Субъективное право одних лиц не может реализовываться иначе как через обязанности других. Обязанность со своей стороны также не может существовать сама по себе, она предполагает другую сторону, которая могла бы требовать ее исполнения. Как нет прав без обязанностей, так нет и обязанностей без прав - в этом суть юридического содержания правового отношения.

Деформации подвержены все без исключения сферы правового сознания. Она вторгается в область правовых знаний, которыми граждане располагают, разрушает их установки, чувства, убеждения в правовой области, проникает в содержание правового мировоззрения, в саму ткань их правовой идеологии.

Деформация правового сознания предполагает искажение правовых по своей природе взглядов, знаний, установок, которые в силу различных причин превратились в какие‑то иные, неправовые конструкции или остались правовыми лишь номинально или частично.

Как и всякое иное социальное явление, деформация правосознания имеет свой генезис, содержание, формы и способы проявления. Она может проявляться в относительно легких формах или, напротив, принимать крайне опасный характер.

Выделяют следующие формы деформации: инфантилизм, нигилизм, фетишизм, перерождение правового сознания.

Правовой инфантилизм – наиболее легкая форма искажения правового сознания, выражается в несформированности, недостаточности правовых знаний, установок. Пробелы в правосознании населения – широко распространенное явление. Причем здесь имеется в виду не столько неполнота правовых знаний, сколько выпадение из целостной системы ее существенных элементов, и прежде всего отсутствие позитивного отношения к закону и другим правовым ценностям.

Правовой нигилизм – осознанное игнорирование требований закона, исключающее, однако, преступный умысел. Эта форма деформации проявляется в полном неверии в потенциальные возможности права, в стремлении руководствоваться не правом, а своими желаниями и интересами.

Отрицание требований закона может иметь различные мотивы и по‑разному проявляться (открыто, скрыто).

Известна также такая форма деформации правового сознания, как правовой фетишизм . Этот термин заимствован в юриспруденцию с сохранением религиозно‑мифического смысла. В основе такой формы деформации правосознания лежит отношение к праву как к идолу, которому следует слепо поклоняться. Тем самым право выводится из состава социальных инструментов и приобретает самодостаточный характер. В свою очередь, закон государства наделяется магической силой, перед которой должны склониться все общественные потребности. История политико‑правовой мысли знает массу таких примеров – попыток обожествить право.

Правовому фетишизму должно противостоять правовое сознание, основанное на идеях социальной ценности права. Бесспорно, право является ценнейшим приобретением человечества, но и оно должно подчиняться общим законам диалектики, должно жить в унисон с обществом.

Феномен перерождения правового сознания отличается не только степенью общественной опасности, но и мотивацией. Перерожденческое правосознание основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, жестокости и т. п. Данная форма выражается в совершении преступлений.



Причины деформации и перерождения правового сознания кроются в самом обществе. В качестве одной из причин негативного отношения к праву часто называют недостатки самого законодательства. В первую очередь речь идет о противоречивости, изменчивости, неполноте правового регулирования. Наиболее разрушительное воздействие на правомерное поведение и соответствующее правосознание оказывают преобразования, недостаточно полно меняющие оценку того или иного поведения. Так, например, в конце XX – начале XXI века в нашем государстве произошла переоценка не столько правовых, сколько социальных установок. Место коллективизма занял индивидуализм, патриотизма – глобализм. Предпринимательство из состава преступления стало почетным видом деятельности. Такие изменения коснулись не точечных предписаний, а самой правовой идеологии. Одни граждане легко восприняли такие изменения, другие – тяжело. Это как минимум два варианта правосознания с точки зрения устойчивости и мобильности.

Организация работы по преодолению деформации правового сознания должна иметь максимальный практический эффект. В связи с этим нужно учитывать ряд особенностей по преодолению деформации, а именно:

Учет действительно существующих процессов и противоречий социальной жизни, которые вызывают как свое следствие данное явление;

Определение главных направлений по преодолению различных видов деформации правового сознания;

Формулировка целей, способов и средств данной деятельности.

Итак, основная работа по преодолению деформации правового сознания должна учитывать причины и условия возникновения данного явления. И на основе этого и должна строиться политика преодоления деформации правового сознания.

Так как деформация правового сознания возникает и из-за недостатков учебно-воспитательной работы, а также вследствие воздействия отрицательных внешних факторов, можно выделить два основных направления в разрешении имеющейся проблемы:

Организация воспитательной работы по выработке положительного правосознания и недопущение его деформации.

Активное воздействие, как на пораженное правосознание, так и на породившие его причины и условия.

Данные направления деятельности по преодолению деформации правового сознания требуют применения специальных методов воспитательного, предупредительного и принудительного характера.

Главное место в механизме выработки позитивного правосознания и преодоления деформации правового сознания занимает социально-нормативное воспитание, основой которого выступает правовое обучение.

Правовое воспитание - это процесс целеустремленного и систематического воздействия на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемый для достижения необходимого уровня правовых знаний, выработки глубокого уважения к закону и привычки точного соблюдения его требований на основе личного убеждения. Оно способствует укреплению законности и правопорядка в обществе.

Правовое воспитание граждан осуществляется путем широко организованного преподавания правовых знаний, пропаганды права в средствах массовой информации. Большое значение для правового воспитания масс имеет практическая работа правоохранительных органов, деятельность которых в настоящее время широко освещается в средствах массовой информации и становится достоянием широкой общественности.

Таким образом, принимать участие в правовом воспитании должны все граждане на протяжении всей жизни, они могут быть как в качестве воспитателей, так и в качестве воспитуемых, все зависит от того какие социальные роли они выполняют. Только в этом случае оно способно формировать у граждан позитивное правосознание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, основываясь на вышеизложенном материале, можно сказать, что деформация правосознания - это один из видов социальных явлений, при котором у носителей формируются определенные идеи, представления, взгляды, знания, чувства и настроения, переживания и эмоции, которые искаженно отражают юридическую действительность и выражают отрицательное отношение к действующему праву, законности и правопорядку.

Причины и условия деформации правосознания - это социальные явления и процессы объективного и субъективного характера, которые детерминируют искаженное правосознание как свое следствие. К ним относятся:

Экономические факторы (спад производства, снижение объема промышленной и сельскохозяйственной продукции, снижение реальной заработной платы и т. д.);

Социальные процессы (резкое расслоение общества и т. д.);

Политические явления (борьба за власть в центре и в регионах, нестабильность политических институтов и т. д.);

Правовые факторы (эволюция правовой системы);

Факторы общественной и духовной жизни (отсталое мировоззрение, мнимые ценности и т. д.).

Как мы видим, из перечисленных причин возникновения деформации правосознания,в настоящее время на территории Российской Федерации имеют место быть все пять факторов. С учетом того, что по центральным телевизионным каналам зачастую употребляют термин аномия, для характеристики нашего государства, ситуация в нашей представляется крайне сложной. Серьезным поводом к размышлению служат и данные социальных опросов, в т.ч. такой документ как «Двадцать лет реформ глазами россиян», подготовленный институтом социологии РАН в 2011 году.

Необходимо понимать, что преодоление деформации правового сознания – это сложный и многоуровневый процесс, который складывается из предупреждения и предотвращения этого негативного явления. Для его осуществления требуется проведение комплекса различных мер с использованием соответствующих методов воздействия. Все необходимые меры, в зависимости от масштабов и решаемых задач, подразделяются на общие и специальные:

Общие меры – это меры, которые связаны с совершенствованием экономических, политических, социальных и иных институтов нашего государства, с устранением из жизни общества кризисных явлений.

Специальные меры - это меры, которые направлены на преодоление различных форм деформации правового сознания, как у конкретных членов общества, так и отдельных социальных групп.

На общесоциальном уровне работа по преодолению деформации правового сознания должна реализовываться в масштабе всей страны на основе разработки и проведения разнообразных мероприятий экономического, политического, социального, правового, культурного и организационного характера.

Работа по преодолению деформации правового сознания на групповом уровне должна в основном осуществляться с помощью специальных мер, которые призваны дополнить и конкретизировать общие.

На индивидуальном уровне преодоление деформации правового сознания должно реализовываться с помощью специальных мер, которые проводятся параллельно с организацией социально-нормативного воспитания.

Хочется надеяться, что данные инициативы все таки будут иметь место в плане развития нашей страны уже в ближайшее время.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. А.А. Иванов; под ред. В.П. Малахова Теория государства и права: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ-ДАКА.: Закон и право, 2009.

2. А.Б Венгеров. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000.

3. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. – 4-е изд. – М.: Проспект, 2009.

4. Еникеев М.И., Кочетов О. Л. Общая, социальная и юридическая психология. Учебное пособие. -.М.:Проспект, 2001.

5. Малиновский А.А. Злоупотребление субъективным правом (теоретико-правовое исследование). Учебное пособие. - М., 2007.

6. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юрист, 2006.

7. М. Н. Марченко. Теория государства и права. Учебник для вузов – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Московского университета, 2004

8. Р.Т. Мухаев. Теория государства и права: учебник для студентов зон, обучающихся по специальности «Юриспруденция» - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2005.

9. В. Д. Перевалов. Теория государства и права: Учебник для вузов - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Норма, 2007.

10. Радько Т.Н. Теория государства и права: Хрестоматия / Под общей редакцией И.И. Лизиковой. – М.: Академический Проект, 2005.

Деформация правосознания и ее виды.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Деформация правосознания и ее виды.
Рубрика (тематическая категория) Государство

Деформация (от лат. deformatio – искажение) правового сознания предполагает некоторый изначальный запас правовых по своей природе взглядов, знаний, установок, которые в силу различных причин превратились в какие-то иные, неправовые конструкции или остались правовыми лишь номинально или частично.

Можно выделить несколько распространенных форм деформации индивидуального правосознания.

Правовой инфантилизм – наиболее мягкая форма искажения правового сознания, заключающаяся в несформированности, недостаточности правовых знаний, установок.

Правовой нигилизм – осознанное игнорирование требований закона, исключающее, однако, преступный умысел. Указание на преступный умысел здесь крайне важно для того, чтобы отграничить правовой нигилизм от других форм деформации, находящихся уже за пределами сферы права как такового..

Самой тяжелой формой деформации правосознания граждан является феномен его перерождения. Природа этого опасного явления принадлежит одновременно к числу и самых сложных с исследовательской точки зрения.

Основной формой перерождения правосознания индивидов является совершение ими различных преступлений.

Рассматривая различные формы деформации правосознания населœения, нельзя не увидеть одну общую их черту – недостаток, а часто и атрофию нравственного чувства. Иными словами, состояние правосознания граждан в большей мере, чем какими-либо факторами, предопределяется состоянием их нравственного здоровья.

Само участие в правовой жизни общества оказывает воздействие на правосознание индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков. Общество и государство заинтересованы в формировании социально активных и в то же время законопослушных граждан. При этом в современных условиях участились случаи деформации правосознания. Наиболее мягкая форма искажения правосознания - правовой инфантилизм - состоит в несформированности, недостаточности правовых знаний и установок. Вторая форма - правовой нигилизм, ᴛ.ᴇ. осознанное игнорирование требований законов, исключая, однако, преступный умысел. И третья форма - феномен и его перерождение, ᴛ.ᴇ. игнорирование права, других социальных норм и общественной морали, другими словами - “беспредел”.

3.1. Правовой нигилизм

Термин ʼʼнигилизмʼʼ произошел от латинского слова ʼʼnihilʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ озна-чает ʼʼничтоʼʼ, ʼʼничегоʼʼ. Как социальное явление нигилизм характеризуется:

а) резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям;

б) максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания;

в) не сопряжен с позитивной программой;

г) несет в себе деструктивное, разрушительное начало.

Учитывая зависимость оттого, какие ценности отрицаются, нигилизм должна быть политическим, религиозным, нравственным и т.п.

Правовой (или юридический) нигилизм представляет собой непризнание права как социальной ценности и проявляется в негативно-отрицательном отношении к праву, законам, правопорядку, в неверии в крайне важно сть пра-ва, его возможности, общественную полезность Татаринцева Е.В. Правовое воспитание. М., 1990.

Проф. Н.И. Матузов выделяет следующие формы правового нигилизма:

а) умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов;

б) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;

в) издание противоречивых правовых актов;

г) подмена законности целœесообразностью;

д) конфронтация представительных и исполнительных структур;

е) нарушение прав человека;

ж) теоретическая форма правового нигилизма (в научной сфере, в работах юристов, философов

Проф. В.А. Туманов говорит, во-первых, о пассивной и активной формах правового нигилизма. Для пассивной формы характерно безразличное отноше-ние к праву, явная недооценка его роли и значения. Активному юридическому нигилизму свойственно осознанно враждебное отношение к праву. Представи-тели этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно в связи с этим выступают против него.

Во-вторых, проф. В.А. Туманов разделяет правовой нигилизм:

а) на высоком этаже общественного сознания (в виде идеологических те-чений и теоретических доктрин);

б) на уровне обыденного, массового сознания (в форме отрицательных ус-тановок, стойких предубеждений и стереотипов);

в) ведомственный. Последний проявляется в том, что нередко подзакон-ные акты становятся ʼʼнадзаконнымиʼʼ, юридические нормы не стыкуются, возникают острейшие коллизии.

Правовой нигилизм - это патология правового сознания, обусловленная определœенным состоянием общества. По этой причине пути борьбы с ним должны быть разнообразны Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2006. Гл. 11. Это:

а) реформы социально-экономического характера;

б) изменение содержания правового регулирования, максимальное при-ближение юридических норм к интересам различных слоев населœения;

г) улучшение правоприменительной практики;

д) теоретическая работа в данном направлении, и др.

Все это, в принципе, представляет собой не что иное, как процесс улуч-шения состояния правовой культуры общества, ее обогащения.

В литературе справедливо отмечается, что ʼʼот правового нигилизма нужно отличать конструктивную критику права, с одной стороны, а с другой - стре-миться избегать юридического фетишизма, то есть возведения в абсолют ро-ли права и других правовых средствʼʼ (Н.Л. Гранат).

3.2. Правовой идеализм

В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное явление - правовой идеализм или романтизм, одним словом, преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Это явление сопровождает человеческую цивилизацию практически на всœем пути ее развития. Так, еще Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будут идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто. Удивительно, что еще и сегодня многие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон чересчур большие надежды в делœе переустройства нашего общества. Думается, что лишь достаточный политический и правовой опыт может развеять иллюзии правового идеализма.

Существуют и другие виды деформаций правосознания:

· правовой фетишизм - это преувеличение, абсолютизация роли и значения правового регулирования в жизни общества;

· перерождение правосознания - это такая форма его деформации, которая проявляется в осознанном игнорировании и отрицании закона и сопровождается наличием у носителœей умысла на совершение правонарушений. Перерожденное правосознание проявляется в различных формах и, прежде всœего, в виде умышленных нарушений законов и иных нормативно-правовых актов, сопровождающихся совершением преступлений и иных правонарушений.

Перерожденческое правосознание основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, жестокости, алчности и т.п. Основной формой перерождения правосознания индивидов является совершение ими различных преступлений.

Количество совершаемых в РФ преступлений - лучший показатель деформации правосознания…

75. Понятие реализации права, его формы и их характеристика.

Под реализацией правовых норм принято понимать фактическое осу­ществление их предписаний в поведении субъектов.

Учитывая зависимость отхарактера действий субъектов выделяют че­тыре формы реализации права:

Соблюдение (с ее помощью реализуются запреты, от нару­шения которых лицо должно воздерживаться; примером может служить выполнение субъектом уголовно-правовых норм, ᴛ.ᴇ. несовершение краж, разбойных нападений, иных преступлений);

Исполнение (связано с выполнением обязанностей, строго оп­ределœенных в законе действий в интересах управомоченной стороны; так, согласно трудовому законодательству, адми­нистрация предприятий, организаций обязана предостав­лять всœем рабочим и служащим ежегодные отпуска с сохра­нением места работы и среднего заработка);

Использование (выражается в осуществлении субъективных прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интерес и тем самым достигает определœенного блага; приме­ром такой формы реализации является право на образова­ние, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ реализуется субъектами права);

Применение (это властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в ре­зультате чего выносится соответствующий индивидуальный акт; к примеру, в соответствии с уголовным кодексом суд выно­сит приговор подсудимому за совершение им преступления).

76. Применение права, его признаки, формы и основания. Субъекты правоприменительной деятельности, их виды и характеристика.

Реализация права в большинстве случаев происходит без участия государства, его органов. Граждане и организации добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступают в правовые отношения, в рамках которых используют субъективные права, исполняют обязанности и соблюдают установленные законом запреты. Вместе с тем в некоторых типичных ситуациях возникает крайне важно сть государственного вмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной.

В первую очередь, в механизме реализации отдельных норм заранее запрограммировано участие государства. Это прежде всœего нормы, в соответствии с которыми осуществляется государственное распределœение имущественных блаᴦ. К примеру, реализация права на пенсию включает в качестве крайне важно го элемента постановление комиссии органа социального обеспечения о назначении пенсии отдельному гражданину.

Во-вторых, взаимосвязи между государственными органами и должностными лицами внутри государственного аппарата имеют в большинстве своем характер власти и подчинœения. Данные правовые отношения включают в качестве крайне важно го элемента властные решения, т. е. акты применения права (к примеру, указ Президента России о снятии с должности министра).

В-третьих, право применяется в случаях возникновения спора о праве. В случае если стороны сами не могут прийти к соглашению о взаимных правах и обязанностях, они обращаются для разрешения конфликта в компетентный государственный орган В-четвертых, применение права крайне важно для определœения меры юридической ответственности за совершенное правонарушение, а также для применения принудительных мер воспитательного, медицинского характера и др.

Деформация правосознания и ее виды. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Деформация правосознания и ее виды." 2017, 2018.