Оформление разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Расчет платы за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников

Промышленно-экономическое развитие сопровождается, как правило, ростом загрязнения окружающей среды. Большинство крупных городов характеризуются значительной концентрацией промышленных объектов на относительно незначительных территориях, что представляет опасность для здоровья людей.

Одним из экологических факторов, оказывающих наиболее выраженное влияние на здоровье человека, является качество воздуха. Особую опасность в настоящее время представляют выбросы в атмосферу загрязняющих веществ. Это обусловлено тем, что токсиканты поступают в человеческий организм в основном через дыхательные пути.

Выбросы в атмосферу: источники

Различают природные и антропогенные источники поступления загрязнителей в воздух. Основными примесями, которые содержат выбросы в атмосферу от естественных источников, являются пыль космического, вулканического и растительного происхождения, газы и дым, образующиеся в результате лесных и степных пожаров, продукты разрушения и выветривания горных пород и почв и пр.

Уровни загрязнения воздушной среды природными источниками носят фоновый характер. Они достаточно мало изменяются со временем. Основными источниками поступления в воздушный бассейн загрязняющих веществ на современном этапе являются антропогенные, а именно − промышленность (различные отрасли), сельское хозяйство и автотранспорт.

Выбросы предприятий в атмосферу

Самыми крупными «поставщиками» различных загрязнителей в воздушный бассейн являются металлургические и энергетические предприятия, химическое производство, стройиндустрия, машиностроение.

В процессе сжигания топлива различных видов энергетическими комплексами в атмосферу выделяются большие количества сернистого ангидрида, оксидов углерода и азота, сажи. Также в выбросах (в меньших количествах) присутствует ряд других веществ, в частности углеводороды.

Основные источники пылегазовых выбросов в металлургическом производстве - плавильные печи, разливочные установки, травильные отделения, агломерационные машины, дробильноразмольное оборудование, разгрузка-погрузка материалов и пр. Наибольшую долю среди общего количества веществ, поступающих в атмосферу, занимают окись углерода, пыль, ангидрид сернистый, оксид азота. В несколько меньших количествах выбрасываются марганец, мышьяк, свинец, фосфор, пары ртути и пр. Также в процессе сталеплавильного производства выбросы в атмосферу содержат парогазовые смеси. В их состав входит фенол, бензол, формальдегид, аммиак и ряд других опасных веществ.

Вредные выбросы в атмосферу от предприятий химической отрасли, несмотря на небольшие объемы, представляют особую опасность для природной среды и человека, поскольку характеризуются высокой токсичностью, концентрированностью и значительным разнообразием. Поступающие в воздух смеси в зависимости от вида выпускаемой продукции могут иметь в своем составе летучие органические соединения, соединения фтора, нитрозные газы, твердые вещества, хлористые соединения, сероводород и пр.

При производстве стройматериалов и цемента выбросы в атмосферу содержат значительные количества различной пыли. Основными технологическими процессами, приводящими к их образованию, являются измельчение, обрабатывание шихт, полуфабрикатов и продуктов в потоках горячих газов и пр. Вокруг заводов, производящих различные стройматериалы, могут образовываться зоны загрязнения радиусом до 2000 м. Они характеризуются высокой концентрацией в воздухе пыли, содержащей частицы гипса, цемента, кварца, а также ряда других загрязняющих веществ.

Выбросы автотранспорта

В крупных городах огромное количество загрязнителей в атмосферу поступает от автотранспортных средств. По разным оценкам, на их долю приходится от 80 до 95%. состоят из большого количества токсичных соединений, в частности оксидов азота и углерода, альдегидов, углеводородов и пр. (всего около 200 соединений).

Наибольшие объемы выбросов отмечаются в зонах расположения светофоров и перекрестков, где автомобили передвигаются на малой скорости и в режиме холостого хода. Расчет выбросов в атмосферу показывает, что основными составляющими выхлопов в этом случае являются и углеводороды.

При этом следует отметить, что, в отличие от стационарных источников выбросов, работа автотранспорта приводит к загрязнению воздуха на городских улицах на высоте человеческого роста. В результате вредному воздействию загрязнителей подвергаются пешеходы, жители расположенных у дорог домов, а также произрастающая на прилегающих территориях растительность.

Сельское хозяйство

Влияние на человека

Согласно различным источникам, имеется прямая связь между загрязнением воздуха и рядом заболеваний. Так, например, длительность течения респираторных заболеваний у детей, которые живут в относительно загрязненных районах, в 2-2,5 раза больше, нежели у тех, что проживают в других районах.

Кроме того, в городах, характеризующихся неблагоприятной экологической обстановкой, у детей отмечены функциональные отклонения в системе иммунитета и кровообразования, нарушения компенсаторно-адаптационных механизмов к условиям внешней среды. Многими исследованиями выявлена также связь между загрязнением воздуха и смертностью людей.

Основными составляющими выбросов, поступающих в воздух от различных источников, являются взвешенные вещества, оксиды азота, углерода и серы. Выявлено, что зоны с превышением ПДК по NO 2 и CO охватывают до 90% городской территории. Приведенные макрокомпоненты выбросов способны вызвать серьезные заболевания. Накопление этих загрязнений приводит к повреждению слизистых оболочек верхних дыхательных путей, развитию легочных заболеваний. Кроме того, повышенные концентрации SO 2 могут вызвать дистрофические изменения в почках, печени и сердце, а NO 2 - токсикозы, врожденные аномалии, сердечную недостаточность, нервные расстройства и др. Некоторыми исследованиями выявлена взаимосвязь между заболеваемостью раком легких и концентрациями SO 2 и NO 2 в воздухе.


Выводы

Загрязнение окружающей природной среды и, в частности, атмосферы, имеет неблагоприятные последствия для здоровья не только настоящего, но и последующих поколений. Поэтому можно смело утверждать, что разработка мероприятий, направленных на то, чтобы уменьшить выбросы вредных веществ в атмосферу, − одна из самых актуальных на сегодняшний день проблем человечества.

Цель занятия – приобретение практических навыков расчета платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников.

Обеспеченность студентов: тетрадь, ручка, карандаш, линейка, калькулятор.

1 Вопросы для подготовки к занятию:

1. Когда была введена плата за загрязнение окружающей среды, и каковы были цели ее введения?

2. За какие воздействия на окружающую природную среду взимается плата?

3. Кто является плательщиком платы за загрязнение окружающей среды?

4. Каким нормативным документом установлен порядок исчисления и взимания платы за загрязнение окружающей среды?

5. На основании, какого нормативного документа осуществляется расчет платы за загрязнение окружающей среды?

3 Общие положения

Начало введения платы за загрязнение окружающей среды (далее – плата за загрязнение) откосится к 1990 г., когда был проведен эксперимент, охвативший 29 административных территорий страны. И уже начиная с 1991 г. в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 9 января 1991 г. № 13 «Об утверждении на 1991 год нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду и порядка их применения» плата за загрязнение была введена в качестве обязательного инструмента хозяйственного механизма. Плата за загрязнение была призвана выполнять две функции: во-первых, стимулировать предприятия сокращать уровни негативного воздействия и, во-вторых, являться источником последующего аккумулирования денежных средств, предназначенных на ликвидацию негативных экологических последствий производства. Этот этап сыграл важную роль. И природопользователи, и природоохранные органы по - новому взглянули на ситуацию с загрязнением окружающей среды, на систему своих взаимоотношений, в которой появился новый связующий элемент. В частности, стали разрабатываться и утверждаться нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов, начал формироваться механизм системы экологических фондов и др.

Современный порядок исчисления и взимания платы за загрязнение был установлен постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 года № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». В его развитие были подготовлены и утверждены нормативные документы, в том числе «Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов. Коэффициенты, учитывающие экологические факторы» (утв. Минприроды России по согласованию с Минэкономики России и Минфином России 27.11.92 г.), «Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды» (утв. Минприроды России по согласованию с Минэкономики России и Минфином России 26.01.93 г.).

Плата за загрязнение взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц, и граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории России (далее природопользователи).

Плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:

    выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

    сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;

    размещение отходов.

Внесение платы за загрязнение не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды, а также уплаты штрафных санкций за экологические правонарушения и возмещения вреда, причиненного загрязнением окружающей природной среды народному хозяйству, здоровью и имуществу граждан, в соответствии с законодательством РФ.

Установлены два вида нормативов платы:

    за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

    за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Нормативы платы за загрязнение окружающей среды, используемые в настоящее время для расчета платы утверждены постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 «Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 года № 552 «Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ и услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» установлены следующие источники платежей за загрязнение окружающей природной среды:

    платежи в пределах допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов осуществляются за счет себестоимости продукции (работ и услуг);

    платежи за превышение допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов (лимиты или временно согласованные нормативы выбросов, сбросов, размещения отходов, а также превышение лимитов или временно согласованных нормативов выбросов, сбросов, размещения отходов) осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей.

В себестоимость продукции (работ и услуг) включаются также текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения: очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы по захоронению экологически опасных отходов, оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов, сточных вод, другие виды текущих природоохранных затрат.

Расчет платежей осуществляется в соответствии с приложением № 1 к Инст руктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (утв. Минприроды России по согласованию с Минэкономики России и Минфином России 26.01.93 г.).

Исходными данными для определения фактической массы выброса могут служить:

    данные контрольно-измерительной лаборатории природопользователя, органов государственного экологического контроля, иной аккредитованной на право проведения аналитических работ, лаборатории;

    данные о расходе топлива, сырья, материалов;

    данные о временном режиме работы оборудования за год;

    данные о времени и эффективности работы пылегазоочистного оборудования.

Форма Расчета платы за загрязнение окружающей среды и порядок ее заполнения и представления (далее - Расчет ) утверждены приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Расчет представляется плательщиками в одном экземпляре в территориальный орган Ростехнадзора по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект. Расчет состоит из:

титульного листа , который является единым для всего Расчета ;

расчета суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет;

раздела 1 «Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»;

раздела 2 «Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами»;

раздела 3 «Сбросы вредных веществ в водные объекты»;

раздела 4 «Размещение отходов производства и потребления».

Плательщики представляют Расчет в составе: титульного листа , расчета суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет, разделов 1, 2, 3, 4 - в зависимости от осуществляемых видов негативного воздействия на окружающую среду, облагаемых платой за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с постановлением Правительства от 28 августа 1992 г. № 632.

Плательщик заполняет и включает в свой Расчет только те разделы, которые ему необходимы.

Расчет заполняется шариковой или перьевой ручкой черным либо синим цветом. Возможна распечатка Расчета на принтере.

Если в отчетном периоде сумма платежа составляет менее 50000 рублей, то представление расчета платы в электронном виде не требуется.

Расчет , предоставляемый плательщиком в бумажном виде, должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью. Расчет имеет сквозную нумерацию страниц, начиная с титульного листа, который считается страницей 1.

Каждая страница Расчета , представляемого плательщиком, после слов «достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю» должна быть подписана (с указанием фамилии, имени и отчества) одним из тех лиц, которые подтверждают достоверность сведений в данном Расчете, с указанием даты подписания.

Плательщик производит исчисление и уплату платы отдельно по месту нахождения производственных территорий и объектов размещения отходов по соответствующим муниципальным образованиям.

Срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен приказом Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду», а именно не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом является календарный квартал.

В соответствии с Методикой разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, утвержденной приказом МПР РФ от 17 декабря 2007 г. № 333 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» понятие норматива допустимого сброса охватывает все разновидности сброса в окружающую среду, то есть сброс в поверхностные и подземные водные объекты, а также сброс на водосборные площадки (так называемый «сброс на рельеф», неорганизованный сброс). Правда, еще существуют трудности в проведении практических расчетов НДС по этой Методике , но можно надеяться, что они носят временный характер.

Расчет платы за загрязнение окружающей среды осуществляется на основании разрешения на выброс загрязняющих веществ. Исполнение государственной функции по выдаче разрешений на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду осуществляется территориальными органами Ростехнадзора на безвозмездной основе. Для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ необходимо представить в территориальный орган Ростехнадзора хозяйствующим субъектом (далее - заявителем) заявления, оформленного в соответствии с приложением № 1 к Административному регламенту , и следующих документов:

    утвержденные в установленном порядке нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) и лимиты, на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

    согласованный в установленном порядке план снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвержденные органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроки поэтапного достижения нормативов ПДВ (в случае, если при утверждении нормативов ПДВ установлено, что их достижение не обеспечивается), а также отчет о выполнении завершенных этапов указанного плана;

Основанием для отказа в выдаче разрешений на выбросы является представление заявления и материалов не в полном объеме (некомплектность материалов) либо наличие в составе материалов искаженных сведений или недостоверной информации. Также основаниями для отказа в выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду являются:

    истечение срока действия утвержденных в установленном порядке нормативов ПДВ и лимитов на выбросы;

    отсутствие утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ;

    выявление в составе выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, не указанных в представленных заявителем нормативах ПДВ и (или) лимитах на выбросы, утвержденных в установленном порядке;

    выявление превышений установленных нормативов ПДВ и (или) лимитов на выбросы с учетом погрешности измерений;

    невыполнение заявителем в установленные сроки планов снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обеспечивающих поэтапное достижение нормативов ПДВ по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на выбросы; несоблюдение утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ либо не достижение запланированной эффективности реализованных мероприятий.

Форма разрешения на выброс утверждена приказом Ростехнадзора от 7 февраля 2007 № 56 «Об утверждении формы разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух».

4.1 Плата за предельно допустимые нормативы выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ П н атм, руб./год , рассчитывается по следующей формуле

П н атм = ∑К инд  К э атм  Н н i атм  М i атм, (1)

i =1 при М i атм ≤ М н i атм

где i - вид загрязняющего вещества;

К э атм - коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояния атмосферного воздуха), по категориям экономических районов РФ (приложение А);

Н н i атм - норматив платы за выброс одной тонны i -го загрязняющего вещества в пределах, не превышающих ПДВ, руб./т (приложение Б);

К инд - коэффициент индексации платы за загрязнение окружающей среды;

М i атм - фактическое значение выброса i-го загрязняющего вещества, т/год;

М н i атм - предельно допустимый выброс i-го загрязняющего вещества, т/год.

4.2 Плата за временно согласованные лимиты выбросов (ВСВ) загрязняющих веществ П л атм, руб./год, рассчитывается по следующей формуле

П л атм =∑К инд  К э атм  Н л i атм  (М i атм – М н i атм), (2)

i =1 при М н i атм < М i атм ≤ М л i атм

где Н л i атм - норматив платы за выброс одной тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита, руб. (приложение Б);

М л i атм - выброс i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита, т/год.

4.3 Плата за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ П сл атм, руб./год, рассчитывается по следующей формуле

П сл атм = 5∑К инд  К э атм  Н л i атм  (М i атм – М л i атм) (3)

i =1 при М i атм > М л атм

где 5 – повышающий штрафной коэффициент.

4.4 Общая плата за загрязнение атмосферного воздуха стационарными источниками П атм, руб./год , рассчитывается по следующей формуле

П атм = (П н атм + П л атм + П сл атм) (4)

5 Отчет по практическому занятию

на тему: «Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников»

Местоположение объекта (предприятия) - г. Брянск.

Расчета платы за фактический выброс в атмосферный воздух пыли гипса:

    плату за предельно допустимый норматив выброса рассчитываем по формуле (1)

П н = 1,93  2,28  13,7  7,5 = 452,14 руб./год;

    плату за временно согласованный лимит выброса рассчитываем по формуле (2)

П л = 1,93  2,28  68,5  (8,0 – 7,5) = 150,71 руб./год;

    плату за сверхлимитный выброс рассчитываем по формуле (3)

П сл = 5  1,93  2,28  68,5  (9,5 – 8,0) = 2260,71 руб./год;

    общую плату за выброс в атмосферный воздух пыли гипса рассчитываем по формуле (4)

П атм = 452,14 + 150,71 + 2260,71 = 2863,56 руб./год.

Таким образом, плата за фактический выброс в атмосферный воздух пыли гипса составит 2863,56 руб./год.

Таблица 1 - Исходные данные и результаты расчета платы за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Приложение А

(справочное)

Коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха), по категориям экономических районов РФ

* Применяется с дополнительным коэффициентом 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов.

Приложение Б

(справочное)

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками

Наименование загрязняющих веществ

Нормативы платы за выбросы 1тонны загрязняющих веществ

в пределах

установленных допустимых

нормативов

выбросов,

Н н i , руб./т

в пределах

установленных

выбросов,

Н л i , руб./т

    Азота диоксид

    Азота оксид

    Ангидрид серный (серы триоксид), ангидрид сернистый (серы диоксид), кислота серная

    Бенз(а)пирен

    Бензин (в пересчете на углерод)

    Бензин сланцевый (в пересчете на углерод)

    Ванадия пятиоксид

    Взвешенные твердые вещества

    Зола сланцевая

    Кислота азотная

    Кислота уксусная

    Кремния диоксид

    Меди сульфат хлорид (в пересчете на медь)

    Натрия оксид

    Пыль древесная

    Пыль извести и гипса

    Пыль каменноугольная

    Пыль неорганическая, содержащая

диоксид кремния в процентах:

выше 70 (динас и др.)

70-20 (цемент, глина, апатит и др.)

ниже 20 (доломит, слюда,тальк и др.)

    Пыль цементных производств

    Сажа

    Свинец и его соединения, кроме тетраэтилсвинца (в пересчете на свинец)

    Сероводород

    Углерода окись (углерода оксид)

    Формальдегид

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ГОСУСЛУГАМ ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

ПОЛУЧЕНИЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА ВЫБРОС ВРЕДНЫХ (ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ) ВЕЩЕСТВ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ РАДИОАКТИВНЫХ) В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ СТАЦИОНАРНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ НА ОБЪЕКТАХ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ИЛИ ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ НАДЗОРУ

  1. Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Общая информация
  1. Порядок получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

2.1. Заполнение формы заявления о выдаче разрешения

2.2. Подготовка документов, прилагаемых к заявлению

2.3. Представление документов в орган, выдающий разрешение

2.4. Получение разрешения

  1. Дополнительные процедуры, осуществляемые после получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

3.1. Получение нового разрешения после реорганизации

3.2. Получение дубликата разрешения

  1. РАЗРЕШЕНИЕ НА ВЫБРОС ВРЕДНЫХ (ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ) ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.1. Нормативное регулирование

1.2. Случаи, в которых необходимо получение разрешения на выброс

1.3. Лица, которые должны получить разрешение, уполномоченный орган, выдающий его, и срок действия разрешения

1.4. Последствия выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без разрешения

1.1. Нормативное регулирование

Порядок получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух регулируется:

– ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха” (далее – Закон об охране атмосферного воздуха);

– Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 183) (далее – Положение о нормативах выбросов);

– Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) (утв. Приказом Минприроды России от 25.07.2011 N 650) (далее – Регламент).

Обратите внимание!

Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ поэтапно вводится новая система нормирования воздействия на окружающую среду. Так, с 1 января 2015 г. объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подразделяются на четыре категории. Отнесение объекта к соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет (п. 4 ст. 1 указанного Закона). С 1 января 2019 г. вместо получаемого в настоящее время разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в зависимости от категории объекта необходимо будет получить комплексное экологическое разрешение либо представить декларацию о воздействии на окружающую среду (п. 16 ст. 1 указанного Закона).

1.2. Случаи, в которых необходимо получение разрешения на выброс

Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником осуществляется на основании разрешения, выданного уполномоченным органом. Данным разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха (п. 1 ст. 14 Закона об охране атмосферного воздуха). Согласно абз. 3 п. 1 Регламента в разрешении определяется количество вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух при соблюдении условий, предусмотренных законодательством РФ.

Вредное (загрязняющее) вещество – это химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду (ст. 1 Закона об охране атмосферного воздуха).

Закон об охране атмосферного воздуха не содержит определения выброса вредных (загрязняющих) веществ. Однако в ст. 1 данного Закона указано, что загрязнением атмосферного воздуха признается поступление в него или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

Рассматриваемый порядок получения разрешений охватывает случаи выброса в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных) стационарными источниками, которые находятся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. В таких случаях разрешение на выброс выдается территориальными органами Росприроднадзора (абз. 3 п. 9 Положения о нормативах выбросов), и порядок его выдачи регулируется Регламентом (п. 1 Регламента). В иных случаях разрешение получается в особом порядке.

Стационарный источник выброса – это любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый либо функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством. Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, признаются стационарными (“Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух” (введено письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 N 14-01-333)).

Федеральный государственный экологический надзор осуществляется в отношении объектов, которые находятся в соответствии с законодательством РФ в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Критерии определения таких объектов утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 N 903. Кроме того, приказами Минприроды России согласно п. 4 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 N 426) утверждены списки конкретных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Особый порядок получения разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

Рассматриваемый в данном материале порядок получения разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не распространяется на следующие случаи:

1) выброс вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. В этом случае разрешение на выброс выдается органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими госуправление в области охраны окружающей среды (абз. 5 п. 9 Положения о нормативах выбросов). Порядок выдачи таких разрешений устанавливается нормативно-правовыми актами субъектов РФ. Например, в Московской области распоряжением Министерства экологии и природопользования от 24.07.2013 N 335-РМ утвержден Административный регламент, который конкретизирует процедуру выдачи разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

2) выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности. В этом случае выброс осуществляется на основании разрешения, выдаваемого территориальными органами Ростехнадзора (абз. 4 п. 9 Положения о нормативах выбросов). Порядок выдачи таких разрешений регулируется Административным регламентом, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 19.10.2012 N 594;

3) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств. Порядок выдачи разрешений в данном случае должен быть утвержден федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (п. 2 ст. 14 Закона об охране атмосферного воздуха). Однако в настоящее время он не установлен, на что обращают внимание и суды (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 08.12.2010 N А75-5048/2010, от 30.09.2009 N А46-10383/2009).

Кроме того, для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов определяются не предельно допустимые выбросы, а технические нормативы выбросов (п. 2 ст. 12 Закона об охране атмосферного воздуха), которые устанавливаются техническими регламентами (п. 3 Положения о нормативах выбросов). Транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, должны проходить регулярную проверку на соответствие выбросов техническим нормативам (п. 4 ст. 17 Закона об охране атмосферного воздуха). Так, проверки автотранспортных средств осуществляются во время их техосмотра (пп. “а” п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 83 “О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух”). То есть получение разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ для транспортных и иных передвижных средств не требуется.

Обратите внимание!

Помимо выброса вредных (загрязняющих) веществ, получение разрешения требуется также в случае осуществления вредных физических воздействий на атмосферный воздух (п. 3 ст. 14 Закона об охране атмосферного воздуха). Таким воздействием признается вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и иных факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду (ст. 1 Закона об охране атмосферного воздуха). Порядок выдачи таких разрешений должен быть утвержден Минприроды России совместно с Минздравом России (п. 2 Постановления Правительства РФ от 02.03.2000 N 183).

1.3. Лица, которые должны получить разрешение, уполномоченный орган, выдающий его, и срок действия разрешения

Лица, которые должны получить разрешение на выбросы

Исходя из п. 1 ст. 14 Закона об охране атмосферного воздуха, получать разрешение должны лица, осуществляющие выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух посредством стационарных источников.

В п. 2 Регламента конкретизируется, что в порядке, предусмотренном данным Регламентом, разрешения выдаются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, находящиеся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Ситуация из практики – кто должен получать разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при осуществлении хозяйственной деятельности на арендованном объекте?

Если хозяйственная деятельность, приводящая к выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, ведется на арендованном объекте, получать соответствующее разрешение (и нести ответственность в случае его отсутствия) должно лицо, непосредственно осуществляющее данную деятельность с использованием источника выбросов, т.е. арендатор. Такой подход отражен в судебной практике. В Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 15.10.2009 N А03-4478/2009, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2011 N А68-116/11 указано, что разрешение на выброс загрязняющих веществ выдается конкретному лицу, осуществляющему хозяйственную деятельность. При этом не имеет правового значения, кто является собственником источника выброса, определяющую роль играет субъект деятельности, в результате которой совершается выброс. В Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2010 N 18АП-9745/2010 также подчеркивается, что поскольку обязанность получения разрешения на выброс возложена законом на хозяйствующий субъект, совершающий его в процессе своей деятельности, то возложение ответственности за осуществление выброса без разрешения на лицо, предоставляющее в аренду имущество, незаконно (Постановлением ФАС Уральского округа от 03.02.2011 N Ф09-11599/10-С1 данное Постановление оставлено без изменения).

Однако отметим, что существует судебный акт, подтверждающий противоположную позицию, – привлечение арендатора к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ в случае, если действующее разрешение на выброс имеется у арендодателя, незаконно. Суд указал, что формально наличие разрешения на выброс, пусть и выданного иному лицу, но в отношении рассматриваемых источников загрязнения, исключает наличие в действиях арендатора объективной стороны вменяемого ему административного правонарушения (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011 N 18АП-12460/2011).

Уполномоченный орган, выдающий разрешение

Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух посредством стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, выдается территориальными органами Росприроднадзора (абз. 3 п. 9 Положения о нормативах выбросов. О том, что в Российской Федерации осуществляется государственный экологический надзор, а не контроль, см. в разделе материала о случаях, в которых необходимо получение разрешения).

Разрешение выдается территориальными органами Росприроднадзора по месту расположения источников выбросов (абз. 1 п. 6.1 Регламента). Перечень территориальных органов Росприроднадзора с указанием их контактной информации приведен в Приложении N 1 к Регламенту.

Срок действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

В соответствии с п. 1.1 Регламента срок действия разрешения равен:

– при наличии утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) (при условии, что их достижение обеспечивается) – сроку действия данных нормативов. Нормативы ПДВ устанавливаются сроком на 5 лет при условии, что на предприятии не происходит существенных изменений производственного (технологического) процесса, появления или ликвидации источников выброса вредных веществ в атмосферный воздух, применения новых технологий, нового сырья или вида топлива и т.д. (п. 3.8.4 Методических рекомендаций по осуществлению государственного надзора за охраной атмосферного воздуха (письмо Росприроднадзора от 15.11.2012 N ВК-03-01-36/15437) (далее – Методические рекомендации));

– при наличии установленных временно согласованных выбросов (ВСВ), если нормативы ПДВ не обеспечиваются, – одному году с даты выдачи разрешения;

– для хозяйствующих субъектов, которые осуществляют ввод в эксплуатацию новых или реконструированных объектов со стационарными источниками выбросов, при наличии в составе утвержденной проектной документации на строительство или реконструкцию нормативов ПДВ (установленных в том числе на период ведения строительных работ) – сроку ведения строительных работ в соответствии с утвержденной документацией или сроку достижения проектных показателей (но не более 2 лет).

1.4. Последствия выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без разрешения

При отсутствии разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также нарушении условий, предусмотренных в разрешении, выброс может быть ограничен, приостановлен или прекращен (п. 5 ст. 14 Закона об охране атмосферного воздуха). Соответствующий порядок установлен Положением об ограничении, приостановлении или прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.11.2002 N 847. Согласно п. п. 4 и 6 данного Положения в случае отсутствия разрешения на выброс государственные инспекторы по охране природы, осуществляющие госконтроль за охраной атмосферного воздуха, выдают предписание о приостановлении выброса. Оно выносится на основании протокола о нарушении законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха (п. 7 указанного Положения), является обязательным для исполнения и может быть обжаловано в суд (п. 8 указанного Положения).

Административная ответственность

Выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения является административным правонарушением, за которое ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ установлена ответственность в виде штрафа:

– для граждан – от 2000 до 2500 руб.;

– для должностных лиц – от 40 000 до 50 000 руб. При этом согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ такими лицами являются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;

– для индивидуальных предпринимателей – от 30 000 до 50 000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток);

– для юридических лиц – от 180 000 до 250 000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Ситуация из практики – при каких условиях организация или индивидуальный предприниматель могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ за выброс вредных веществ в атмосферный воздух без разрешения?

При привлечении организации (индивидуального предпринимателя) к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ важным является вопрос об обстоятельствах правонарушения, которые установил орган, осуществляющий государственный экологический контроль, и исходя из которых происходит привлечение к ответственности. В судебной практике существуют две точки зрения относительно объема обстоятельств, которые должны быть установлены и доказаны для привлечения к ответственности за выброс вредных веществ в атмосферный воздух без разрешения.

Согласно первой позиции, предусмотренный в ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ состав правонарушения является формальным и привлечение к ответственности правомерно при установлении самого факта выброса без разрешения. При этом не имеет значения уровень выбросов и то, произошел ли выброс вредных веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. Отсутствие актов замеров, определения размера ущерба для привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ правового значения также не имеет. Такой подход выражен, в частности, в следующих судебных актах:

– Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.04.2010 N А21-6150/2009;

– Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.02.2010 N А56-46639/2008;

– Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.12.2009 N А21-5176/2009 (Определением ВАС РФ от 04.03.2010 N ВАС-1996/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора);

– Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 N Ф03-1357/2009 (Определением ВАС РФ от 30.09.2009 N ВАС-12176/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора);

– Постановление ФАС Поволжского округа от 13.09.2010 N А57-25112/2009 (Определением ВАС РФ от 08.12.2010 N ВАС-16459/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора);

– Постановление ФАС Поволжского округа от 22.01.2009 N А55-9562/2008;

– Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.04.2010 N А32-24767/2009-59/556;

– Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.01.2010 N А63-4561/2009-С6-25.

В соответствии со второй точкой зрения по данному вопросу загрязнением атмосферного воздуха признается поступление в него (образование в нем) вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества воздуха (такое определение содержится в ст. 1 Закона об охране атмосферного воздуха). Для привлечения лица к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ уполномоченный орган должен доказать, что выброс производился в концентрациях, превышающих указанные нормативы. В отсутствие доказательств превышения нормативов (конкретизация выброшенных вредных веществ, изъятие проб воздуха, лабораторные исследования степени концентрации вредных веществ) привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ неправомерно. Такие выводы содержатся, в частности, в следующих судебных актах:

– Постановление ФАС Центрального округа от 19.10.2009 N А62-1200/2009;

– Постановление ФАС Центрального округа от 14.10.2009 N А62-1205/2009;

– Постановление ФАС Центрального округа от 12.10.2009 N А62-1204/2009;

– Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.04.2009 N А05-13012/2008;

– Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.10.2010 N А03-1606/2010 (Определением ВАС РФ от 17.02.2011 N ВАС-1366/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора);

– Постановление ФАС Поволжского округа от 28.10.2009 N А12-11880/2009;

– Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.04.2008 N А39-3239/2007.

Необходимо отметить, что Президиум ВАС РФ в Постановлении от 31.05.2011 N 17254/10 указал, что выброс в атмосферный воздух веществ сам по себе еще не свидетельствует о наличии состава административного правонарушения – выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения. Данный вывод уже повлиял на судебную практику – имеются акты судов апелляционной инстанции, в которых также указано, что необходимым условием для привлечения к административной ответственности является доказанность факта превышения концентрации вредных веществ над установленными нормативами. При этом выводы судов обосновываются в том числе ссылкой на позицию, высказанную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 N 17254/10 (см., например, Постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 31.10.2011 N А17-2748/2011, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2012 N А12-6444/2012, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2012 N 15АП-4093/2012).

В связи с этим рекомендуем лицу, привлекаемому к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, обратить внимание, на основании каких доказательств орган, осуществляющий государственный экологический контроль, принимает соответствующее решение. Если превышение концентрации вредных веществ не доказано путем отбора проб воздуха, проведения их лабораторных исследований, то постановление органа, привлекшего лицо к ответственности, можно обжаловать в судебном порядке. Учитывая позицию Президиума ВАС РФ и то, как она повлияла на складывающуюся судебную практику, шансы на успешное обжалование в таком случае велики.

Ситуация из практики – к какой ответственности должно быть привлечено лицо, осуществляющее выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, если в имеющемся у него разрешении были указаны не все источники выброса или не все вредные (загрязняющие) вещества, выброс которых производился?

В части 1 ст. 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, а в ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ – за нарушение условий разрешения. При этом суммы штрафов по ч. 2 ст. 8.21 Кодекса ниже, чем за осуществление выброса без разрешения.

Согласно существующей судебной практике осуществление выброса из источника, не включенного в имеющееся разрешение наряду с другими источниками загрязнения, влечет за собой ответственность по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, так же как и за осуществление выброса в отсутствие разрешения (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 27.04.2010 N А32-55976/2009-11/1259-75АЖ, ФАС Западно-Сибирского округа от 01.12.2009 N А27-8071/2009). К такой же ответственности привлекается лицо, которое осуществляет выброс вредного вещества, не указанного в имеющемся у него разрешении (Постановление ФАС Центрального округа от 06.12.2010 N А14-4394-2010/136/22). Ответственность по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ в данном случае неприменима.

Уголовная ответственность

За нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ (в том числе за их выброс без наличия разрешения), повлекшее загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха, ч. 1 ст. 251 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность в виде одного из следующих наказаний:

– штраф до 80 000 руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев;

– лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет;

обязательные работы на срок до 360 часов;

исправительные работы на срок до одного года;

– арест на срок до трех месяцев.

Если указанное деяние повлекло за собой по неосторожности причинение вреда здоровью человека, наступает уголовная ответственность по ч. 2 ст. 251 УК РФ в виде одного из следующих наказаний:

– штраф в размере до 200 000 руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;

Электронные услуги

Полное название услуги

Выдача разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

Оформление услуги на сайте

Уважаемые пользователи!
Электронная форма будет недоступна для подачи заявлений с 1 января 2019 г.
Приносим извинения за доставленные неудобства.


В связи с вступлением в силу отдельных положений Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» прием запросов на предоставление государственной услуги прекращен.
  • Кто может обратиться за услугой?

    Юридические лица
    В качестве заявителей выступают юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на территории города Москвы и нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (предельно-допустимых выбросов (далее - ПДВ) и (или) временно-согласованных выбросов (далее - ВСВ) для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух), утвержденные приказом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (далее - Департамент Росприроднадзора по ЦФО), подлежащие региональному государственному экологическому надзору либо подлежащие федеральному государственному экологическому надзору в соответствии с приложением к Соглашению.
    Индивидуальный предприниматель
    В качестве заявителей выступают индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на территории города Москвы и нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (предельно-допустимых выбросов (далее - ПДВ) и (или) временно-согласованных выбросов (далее - ВСВ) для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух), утвержденные приказом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (далее - Департамент Росприроднадзора по ЦФО), подлежащие региональному государственному экологическому надзору либо подлежащие федеральному государственному экологическому надзору в соответствии с приложением к Соглашению.

  • Стоимость услуги и порядок оплаты


    За предоставление государственной услуги в форме выдачи разрешения на выброс в соответствии с пунктом 116 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации уплачивается государственная пошлина. Государственная пошлина уплачивается до подачи запроса.

  • Перечень необходимых сведений

    Запрос (заявление) на предоставление государственной услуги (оригинал, 1 шт.)
    ;
    Запрос оформляется согласно приложению 1 к административному Регламенту. При подаче запроса в электронной форме с использованием Портала запрос заполняется посредством внесения соответствующих сведений в интерактивную форму
    Документ, удостоверяющий личность заявителя или его представителя (оригинал, 1 шт.) Документ удостоверяющий личность представителя заявителя предоставляется в том случае, если обращается представитель заявителя
    Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу запроса, получение результата предоставления государственной услуги в случае подачи запроса представителем заявителя (оригинал, 1 шт.) При подаче запроса в электронной форме с использованием Портала заявителями представляются скан-копии документов, подписанные электронной подписью в соответствии с действующим законодательством. В случае подачи запроса в электронном виде с использованием Портала заявитель прикладывает документы в электронном виде в формате pdf с разрешением не менее 300 dpi размером не менее 5 Мб.
    Копии утвержденных в установленном порядке и действующих нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ПДВ и (или) ВСВ с приложением соответствующего утвержденного плана снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с целью достижения нормативов ПДВ) для каждого конкретного стационарного источника выбросов хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям (заверенная копия, 1 шт.) Копии приказа Департамента Росприроднадзора по ЦФО «Об утверждении (установлении) нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу» и соответствующего приложения к данному приказу «Нормативы вредных (загрязняющих) веществ по конкретным источникам и веществам», в случае подачи запроса при личном обращении в Департамент представляются копии, заверенные подписью руководителя и печатью (при наличии) юридического лица или индивидуального предпринимателя. Дополнительно заявитель имеет право по собственной инициативе представить приложение к приказу «Нормативы вредных (загрязняющих) веществ по конкретным источникам и веществам» в электронном виде в формате, обеспечивающем возможность считывания и копирования представленных данных (при подаче запроса в электронной форме с использованием Портала в формате xls) При подаче запроса в электронной форме с использованием Портала заявителями представляются скан-копии документов, подписанные электронной подписью в соответствии с действующим законодательством. В случае подачи запроса в электронном виде с использованием Портала заявитель прикладывает документы в электронном виде в формате pdf с разрешением не менее 300 dpi размером не менее 5 Мб.
    Информация о выполнении завершенных этапов плана снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наличии у заявителя утвержденных в установленном порядке и действующих ВСВ (оригинал, 1 шт.)
    ;
    Оформленная согласно приложению 3 к административному Регламенту. При подаче запроса в электронной форме с использованием Портала заявителями представляются скан-копии документов, подписанные электронной подписью в соответствии с действующим законодательством. В случае подачи запроса в электронном виде с использованием Портала заявитель прикладывает документы в электронном виде в формате pdf с разрешением не менее 300 dpi размером не менее 5 Мб.

  • Сроки предоставления услуги

    15 рабочих дней

  • Результат оказания услуги

    Выдается:
    Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (оригинал, 1 шт.) Разрешение выдается на следующие сроки: - при наличии утвержденных нормативов ПДВ и при условии, что достижение нормативов ПДВ обеспечивается, разрешение на выбросы выдается на срок действия нормативов ПДВ; - если нормативы ПДВ не обеспечиваются и при наличии установленных ВСВ, срок действия разрешения на выбросы составляет один год с даты выдачи разрешения на выбросы; - для хозяйствующих субъектов, которые осуществляют ввод в эксплуатацию новых или реконструированных объектов со стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при наличии нормативов ПДВ, установленных, в том числе на период ведения строительных работ, в составе утвержденной проектной документации строительства (реконструкции) зданий, сооружений и иных объектов, разрешение на выбросы выдается на срок ведения строительных работ в соответствии с утвержденной проектной документацией или на срок достижения проектных показателей (но не более двух лет) для вводимых в эксплуатацию новых или реконструированных объектов. Документ и (или) информация, подтверждающие предоставление государственной услуги, решение об отказе в предоставлении государственной услуги выдается (направляется) заявителю (представителю заявителя): - в форме документа на бумажном носителе (в случае подачи запроса в бумажном виде); - в форме электронного документа (скан-копии), направленного в «личный кабинет» заявителя на Портале, а также в форме документа на бумажном носителе (разрешения на выброс, переоформленного разрешения, дубликата разрешения) (в случае подача запроса в электронной форме с использованием Портала).

  • Формы получения

    Лично
    Через законного представителя
    На WEB сайте

Условия получения услуги в ОИВ

  • Кто может обратиться за услугой:

    Юридические лица

    В качестве заявителей выступают юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на территории города Москвы и нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (предельно-допустимых выбросов (далее - ПДВ) и (или) временно-согласованных выбросов (далее - ВСВ) для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух), утвержденные приказом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (далее - Департамент Росприроднадзора по ЦФО), подлежащие региональному государственному экологическому надзору либо подлежащие федеральному государственному экологическому надзору в соответствии с приложением к Соглашению. Интересы заявителей, указанных в пункте 2.4.1 административного Регламента, могут представлять иные лица, уполномоченные заявителем в установленном порядке, являющиеся юридическимилицами и индивидуальными предпринимателями.

    Индивидуальный предприниматель

    В качестве заявителей выступают индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на территории города Москвы и нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (предельно-допустимых выбросов (далее - ПДВ) и (или) временно-согласованных выбросов (далее - ВСВ) для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух), утвержденные приказом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (далее - Департамент Росприроднадзора по ЦФО), подлежащие региональному государственному экологическому надзору либо подлежащие федеральному государственному экологическому надзору в соответствии с приложением к Соглашению.

  • Стоимость услуги и порядок оплаты:

    Государственная пошлина - 3500.0 руб.

    За предоставление государственной услуги в форме выдачи разрешения на выброс в соответствии с пунктом 116 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации уплачивается государственная пошлина. Государственная пошлина уплачивается до подачи запроса.

  • Перечень необходимых сведений:

    Запрос на предоставление государственной услуги (заверенная копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Запрос оформляется посредством внесения соответствующих сведений в интерактивную форму.

    Документ, подтверждающий полномочия действовать от имени заявителя (заверенная копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    При подаче запроса заявителями представляется скан-копия документа, подписанная электронной подписью в соответствии с действующим законодательством. При подаче запроса заявитель прикладывает документ в электронном виде в формате pdf.

    Копии утвержденных в установленном порядке и действующих нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ПДВ и (или) ВСВ с приложением соответствующего утвержденного плана снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с целью достижения нормативов ПДВ) для каждого конкретного стационарного источника выбросов хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям (копии приказа Департамента Росприроднадзора по ЦФО «Об утверждении (установлении) нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу» и соответствующего приложения к данному приказу «Нормативы вредных (загрязняющих) веществ по конкретным источникам и веществам» (заверенная копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    При подаче запроса заявителями представляется скан-копия документа, подписанная электронной подписью в соответствии с действующим законодательством. При подаче запроса заявитель прикладывает документ в электронном виде в формате pdf. Дополнительно заявитель имеет право по собственной инициативе представить приложение к приказу «Нормативы вредных (загрязняющих) веществ по конкретным источникам и веществам» в электронном виде в формате, обеспечивающем возможность считывания и копирования представленных данных».

    Информация о выполнении завершенных этапов плана снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наличии у заявителя утвержденных в установленном порядке и действующих ВСВ (заверенная копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    При подаче запроса заявителями представляется скан-копия документа, подписанная электронной подписью в соответствии с действующим законодательством. При подаче запроса заявитель прикладывает документ в электронном виде в формате pdf.

  • Сроки предоставления услуги

    15 рабочих дней

  • Результат оказания услуги

    Выдается:

    • Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (оригинал, 1 шт.)

      Разрешение выдается на следующие сроки: 1. При наличии утвержденных нормативов ПДВ и при условии, что достижение нормативов ПДВ обеспечивается, разрешение на выбросы выдается на срок действия нормативов ПДВ; 2. Если нормативы ПДВ не обеспечиваются и при наличии установленных ВСВ, срок действия разрешения на выбросы составляет один год с даты выдачи разрешения на выбросы; 3. Для хозяйствующих субъектов, которые осуществляют ввод в эксплуатацию новых или реконструированных объектов со стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при наличии нормативов ПДВ, установленных, в том числе на период ведения строительных работ, в составе утвержденной проектной документации строительства (реконструкции) зданий, сооружений и иных объектов, разрешение на выбросы выдается на срок ведения строительных работ в соответствии с утвержденной проектной документацией или на срок достижения проектных показателей (но не более двух лет) для вводимых в эксплуатацию новых или реконструированных объектов.

  • Формы получения

    Через законного представителя

    На WEB сайте

  • Вы можете в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.

    1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на решение и (или) действие (бездействие) Департамента и его должностных лиц при предоставлении государственной услуги.

    2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве", административным Регламентом.

    3. Заявители имеют право обратиться с жалобами в случаях:

    3.1. Нарушения срока регистрации запроса (заявления), срока выдачи выписки из электронного журнала регистрации и контроля обращений заявителей, срока выдачи иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

    3.2. Требования от заявителя:

    3.2.1. Документов, представление которых заявителем для предоставления государственной услуги не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

    3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

    3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.

    3.4. Отказа заявителю:

    3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

    3. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих органа исполнительной власти города Москвы, предоставляющего государственную услугу, рассматриваются его руководителем (уполномоченным заместителем руководителя).

    Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя органа исполнительной власти города Москвы, предоставляющего государственную услугу, в том числе на решения, принятые им или его заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются вышестоящим органом исполнительной власти города Москвы в соответствии с пунктами 6, 6 приложения 6 к постановлению Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве".

    Жалобы могут быть поданы в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

    1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).

    2. Почтовым отправлением.

    3. С использованием официального сайта Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

    6. Жалоба должна содержать:

    6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа (организации) либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

    6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного служащего, работника, решения и действия (бездействие) которых обжалуются.

    6.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.

    6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса (заявления) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).

    6. Сведения о решениях и действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

    6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

    6.7. Требования заявителя.

    6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

    6.9. Дату составления жалобы.

    7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.

    Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством.

    Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.

    Статус и полномочия законных представителей физического лица подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.

    8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.

    9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

    9.1. Отказа в приеме документов.

    9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

    9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

    10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение о ее удовлетворении (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении.

    11. Решение должно содержать:

    11.1. Наименование органа, рассмотревшего жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

    11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).

    11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя или представителя заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица.

    11.4. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

    11. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

    11.6. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

    11.7. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.

    11.8. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).

    11.9. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).

    11.10. Порядок обжалования решения.

    11.11. Подпись уполномоченного должностного лица.

    12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.

    13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:

    13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).

    13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).

    13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).

    13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

    13. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    14. Орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, отказывает в ее удовлетворении в случаях:

    14.1. Признания обжалуемых решений и действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

    14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.

    14.4. Наличия:

    14.4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

    14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

    1 Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

    1 1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

    1 2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

    1 3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

    1 4. При поступлении в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, ходатайства заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.

    16. Решения об удовлетворении жалобы и об отказе в ее удовлетворении направляются заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем их принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

    17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (представителю заявителя) направляется письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению).

    18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

    19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

    20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:

    20.1. Размещения соответствующей информации на стендах в местах предоставления государственной услуги.

    20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

    21. В случае установления в ходе рассмотрения жалобы признаков состава административных правонарушений или уголовных преступлений соответствующие материалы должны быть незамедлительно направлены в органы, уполномоченные возбуждать производство по делам об административных правонарушениях и (или) по уголовным делам.

    2. Истечение срока действия документа (в случаях, когда срок действия установлен в таких документах или предусмотрен действующим законодательством).

    3. Некомплектность представленных документов, необходимых для получения государственной услуги, предусмотренной административным Регламентом.

    4. Подача запроса от имени заявителя не уполномоченным на то лицом.

    5. Обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося получателем государственной услуги в соответствии с административным Регламентом.

    6. Обращение заявителя за государственной услугой, предоставление которой не осуществляется Департаментом.

    7. Некорректное заполнение обязательных полей в интерактивной форме.

    8. Наличие недостоверных и (или) противоречивых сведений в интерактивном запросе и приложенных к нему документах.

    9. Представленные скан-копии документов, необходимых для предоставления государственной услуги, не поддаются прочтению и (или) не соответствуют требованиям к форматам их предоставления.