Межотраслевое соглашение. Отраслевое соглашение права не ущемляет. Действие соглашения по кругу лиц

Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Иные соглашения - соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Иван Наумчик и Максим Кудряшов рассказывают, каким образом происходит присоединение организаций к отраслевым соглашениям, заключенным на федеральном уровне, и как можно от этого отказаться.

Каков порядок присоединения к отраслевому соглашению, которое заключено на федеральном уровне (Отраслевое соглашение по организациям лесопромышленного комплекса Российской Федерации на 2015 - 2017 годы (Москва, 19 декабря 2014 г.))? Откуда узнать о предложении присоединиться к соглашению? Является ли это обязательным? Как узнать, присоединена ли организация к соглашению? В какие сроки, а также на каких основаниях можно отказаться от присоединения к соглашению?

В соответствии с частью первой ст. 45 ТК РФ соглашение представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения. Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (части четвертая и восьмая ст. 45 ТК РФ).

Статья 48 ТК РФ устанавливает правила действия соглашения. Так, согласно части третьей этой статьи соглашение действует в отношении:

Всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение;

Работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

Органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

Как следует из части седьмой ст. 48 ТК РФ, соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя.

Вместе с тем, проанализировав Отраслевое соглашение по организациям лесопромышленного комплекса Российской Федерации на 2015 - 2017 годы (Москва, 19 декабря 2014 г.), можно заключить, что соответствующих положений данный документ не содержит, следовательно, воспользоваться обозначенным правом в рассматриваемом случае невозможно.

Частью восьмой ст. 48 ТК РФ предусмотрено, что по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Данное предложение о присоединении публикуется в "Российской газете" (п. 3 Порядка опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2007 N 260).

Как следует из части девятой ст. 48 ТК РФ, работодатель может в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к отраслевому тарифному соглашению, то есть механизм распространения действия такого соглашения основан на принципе добровольности, а не обязательности (смотрите также определение Конституционного Суда РФ от 16.10.2007 N 723-О-О, кассационное определение СК по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16.06.2011 по делу N 33-8029/11).

При этом отказ от присоединения к соглашению допускается только в форме активного волеизъявления (апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 18.04.2013 по делу N 33-3567). При этом работодатель обязан обеспечить не только направление мотивированного отказа от присоединения к соглашению в указанный срок, но и фактическое его получение компетентным органом (апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 23.08.2012 по делу N 33-7985, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10.09.2009 N КА-А40/8396-09).

Также необходимо учитывать, что для решения вопроса о добровольном присоединении к отраслевому соглашению отводится 30 календарных дней. Если работодатель не ответил в течение 30 дней или согласился присоединиться к заключенному отраслевому соглашению, соглашение считается распространенным на него с момента официального опубликования предложения о присоединении (смотрите, например, решения СК по гражданским делам Пермского краевого суда от 22.04.2010 по делу N 33-2627/2010, Чайковского городского суда Пермского края от 04.03.2011 по делу N 2-300, Верещагинского районного суда Пермского края от 27.07.2011 по делу N 2-305).

Таким образом, работодатели вправе непосредственно участвовать в подписании соглашений, также возможно их последующее присоединение к соглашению "по умолчанию" (определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 29.11.2012).

Если предложение опубликовано и сроки для принятия работодателем действий по отказу от присоединения к соглашению (30 календарных дней со дня официального опубликования предложения) истекли, то наступают соответствующие последствия - соглашение в полном объеме распространяется на работодателя, осуществляющего деятельность в соответствующей отрасли, даже несмотря на то, что он не принимал участия в подписании указанного соглашения (смотрите, например, апелляционные определения СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 28.01.2013, СК по гражданским делам Новгородского областного суда от 25.09.2013, СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19.06.2013 по делу N 33-2126/2013).

В заключение отметим, что законом не предусмотрены обстоятельства, которые могут послужить основаниями для мотивированного отказа от присоединения к отраслевому соглашению. Однако, как следует из судебной практики, таковыми могут быть, в частности, несогласие с отдельными положениями, закрепленными в соглашении, а также недостаток у работодателя собственных денежных ресурсов для надлежащего исполнения соглашения (смотрите апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14.03.2012 по делу N 33-2437, определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 23.11.2011 по делу N 33-13048).

Ознакомиться с текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, не затратив много времени на самостоятельный анализ, Вам поможет система ГАРАНТ .

В соответствии со ст. 45 ТК РФ отраслевым (межотраслевым) соглашением (далее - отраслевое соглашение) регламентируются общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам определенной отрасли (отраслей). Такие соглашения заключаются на различных уровнях социального партнерства: федеральном, межрегиональном (на уровне двух субъектов РФ и более), региональном, территориальном (на уровне соответствующего муниципального образования). В соглашении могут быть определены условия оплаты труда, охраны труда, режимы труда и отдыха, развитие социального партнерства, а также иные вопросы. Как правило, в него включают нормы, усиливающие социальную защищенность работников. Из действующих соглашений в качестве примера можно назвать:

Федеральное отраслевое соглашение по организациям Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации на 2009 - 2011 годы, утверждено Минспорттуризмом России, Профсоюзом работников физической культуры, спорта и туризма РФ 08.10.2009. В п. 4.19 данного Соглашения указано, что при наличии финансовых средств работникам организаций отрасли производятся следующие выплаты, не связанные с исполнением работниками трудовых обязанностей: к юбилейным датам за многолетний и добросовестный труд в связи с 50-летием, 60-летием, 70-летием, 75-летием и 80-летием и т.д. - не менее 15 тыс. руб.; в связи с выходом на пенсию - не менее 50 тыс. руб.; при рождении ребенка - не менее 50 тыс. руб.;

Федеральное отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2008 - 2010 годы, утвержденное Росстроем 30.11.2007, Российским союзом строителей 03.12.2007, Профессиональным союзом работников строительства и промышленности строительных материалов РФ 03.12.2007, Рострудом. В частности, п. 3.6 данного Соглашения установлено, что работодатели производят увольнение работников предпенсионного возраста (от 58 до 60 лет - мужчин и от 53 до 55 лет - женщин) только в исключительных случаях с обязательным уведомлением об этом органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в области содействия занятости населения, и территориальной организации профсоюза не менее чем за 2 месяца. Работникам, уволенным по сокращению численности или штата организации за два года до назначения пенсии, стоящим на учете в органе службы занятости, за счет средств соответствующих организаций производятся ежемесячные выплаты пособий, размер которых соответствует разнице между пособием по безработице и средним заработком уволенного работника.

Нужно учитывать, что принятие соглашения может повлечь издание разъяснений по поводу его применения, которых необходимо придерживаться. В частности, после принятия указанного Соглашения было издано Письмо Росстроя от 04.04.2008 N ВБ-1273/02 "О порядке применения отдельных пунктов Федерального отраслевого соглашения по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2008 - 2010 годы", в котором разъяснен порядок расчета размера месячной тарифной ставки за соответствующий квартал;

Отраслевое соглашение по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса Российской Федерации на 2008 - 2010 годы, утвержденное Профсоюзом работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства РФ, Союзом нефтегазопромышленников РФ 31.10.2007. В данном Соглашении определены повышенные по сравнению с установленными федеральным законодательством размеры доплаты за работу в ночное время. В частности, в Постановлении Правительства РФ от 22.07.2008 N 554 указано, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время. Пунктом 3.10 названного Соглашения установлено, что работникам, работающим в многосменном режиме, производится доплата в следующих размерах:

40% часовой тарифной ставки (оклада) - за каждый час работы в ночную смену;

20% часовой тарифной ставки (оклада) - за каждый час работы в вечернюю смену.

Порядок разработки и действия соглашений установлен в ст. ст. 47, 48 ТК РФ. Оформлению соглашения предшествует составление его проекта. Разрабатывается проект в ходе коллективных переговоров, в которых участвуют представители работников и работодателей. От имени работников право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашения на уровне РФ, одного или нескольких субъектов РФ, отрасли, территории предоставляется профсоюзам (объединениям профсоюзов). Если на соответствующем уровне имеется несколько профсоюзов (объединений профсоюзов), каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа, формируемого для ведения коллективных переговоров с учетом количества представляемых им членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Со стороны работодателей в проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения участвуют соответствующие объединения работодателей - некоммерческие организации, объединяющие на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (ст. 33 ТК РФ). Например, при заключении соглашения для отрасли машиностроения от имени работодателей действует объединение работодателей машиностроения.

Представителями работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений и разрешении других связанных с этим вопросов являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ).

Заключение соглашения и присоединение к нему

В соответствии с ч. 5 ст. 47 ТК РФ порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией. Она имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров, а также предложить им формы возможного участия в коллективных переговорах. Работодатели, получившие указанное уведомление, обязаны проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

Соглашение подписывается представителями сторон и вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного в соглашении. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны вправе один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет. Продление действия отраслевого соглашения также оформляется соглашением, которое регистрируется в Федеральной службе по труду и занятости.

Соглашение действует в отношении:

1) работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;

2) работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

3) органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств;

4) работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, если соглашение было заключено от их имени соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления, согласно ст. 34 ТК РФ.

Обратите внимание! Действие соглашения распространяется на всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными выше. Если в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников (ч. 5, 6 ст. 48 ТК РФ).

Отраслевое соглашение, принятое на федеральном уровне, подлежит опубликованию в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России N 260. В частности, в течение трех дней со дня регистрации соглашения (или изменений и дополнений к нему) Роструд направляет текст соглашения и сведения о его регистрации для опубликования в журнал "Труд и Страхование", а также в Минздравсоцразвития для размещения на сайте Министерства. После опубликования соглашения в журнале "Труд и Страхование" стороны вправе предложить министру здравоохранения и социального развития обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в заключении соглашения, с предложением присоединиться к нему. Данное предложение направляется Минздравсоцразвития для официального опубликования в "Российскую газету". Форма предложения установлена в Приложении к Порядку.

Обратите внимание! Работодатели, не желающие присоединиться к соглашению, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению должны представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему. К отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя. Если работодатель этого не сделает, на него будет распространяться действие принятого соглашения (ст. 48 ТК РФ).

Интересно для рассмотрения Постановление ФАС МО от 10.09.2009 N КА-А40/8396-09, согласно которому ОАО "Научно-производственное объединение "Сатурн" подало заявление о признании незаконным решения Минздравсоцразвития, изложенного в Письме от 23.09.2008 N 7220-АС, в части пропуска заявителем срока представления отказа от присоединения к Федеральному отраслевому соглашению по авиационной промышленности.

Из материалов дела следует, что между Российским профсоюзом трудящихся авиационной промышленности и Федеральным агентством по промышленности было заключено Федеральное тарифное соглашение по авиационной промышленности на 2008 - 2010 годы. Руководитель Федерального агентства по промышленности 11.06.2008 обратился к министру здравоохранения и социального развития с просьбой об обращении к работодателям авиационной промышленности с предложением о присоединении к данному Соглашению. 26.06.2008 в "Российской газете" было опубликовано предложение Минздравсоцразвития от 23.06.2008 N 272-ТГ присоединиться к Соглашению либо представить в Минздравсоцразвития письменный отказ от присоединения в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования данного предложения.

ОАО "Сатурн" направило по почте Письмо от 21.07.2008 N 201/002-309 с отказом от присоединения к Федеральному отраслевому соглашению, которое поступило к ответчику 31.07.2008.

В Письме N 7220-АС, поступившем ОАО "Сатурн" вместе с Письмом Минпромторга России от 14.10.2008 N 18-1280, сообщено, что отказ от присоединения к Соглашению поступил по истечении установленного законом срока.

Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя и указал, что отказ от присоединения к Соглашению направлен 21.07.2008, что свидетельствует о соблюдении истцом установленного ч. 8 ст. 48 ТК РФ срока. Однако впоследствии апелляционным судом данный вывод суда первой инстанции признан ошибочным, связанным с неверным толкованием указанной нормы права.

Согласно ч. 8 ст. 48 ТК РФ, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. Исходя из указанной нормы мотивированный письменный отказ от присоединения должен быть не направлен в 30-дневный срок, а представлен в федеральный орган исполнительной власти. Таким образом, данным положением законодатель возложил на работодателей обязанность обеспечения не только направления мотивированного отказа в указанный срок, но и фактического получения его компетентным органом. Суд кассационной инстанции такое толкование закона посчитал правильным. Впоследствии Определением ВАС РФ от 11.01.2010 N 17156/09 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора Постановлений Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2009 и ФАС МО от 10.09.2009 N КА-А40/8396-09.

Обратите внимание! В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях (ч. 9 ст. 48 ТК РФ).

Ответственность за неисполнение норм отраслевого соглашения

Обязательность выполнения соглашений, а также ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине соглашений предусмотрены ст. 24 ТК РФ. Ответственность за нарушение или невыполнение соглашений установлена ст. 5.31 КоАП РФ, согласно которой на работодателя или лицо, его представляющее, может быть наложен административный штраф в размере от 3000 до 5000 руб.

Согласно ч. 4 ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе соглашениями, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, соглашения. Поэтому работодатели должны воздержаться от принятия локальных нормативных актов, которые снижают гарантии, предоставляемые работникам, установленные отраслевыми соглашениями.

При приеме работников на работу рекомендуем указывать в трудовом договоре не только сумму оклада и премий, но и дополнительные выплаты, предусмотренные отраслевыми соглашениями. Это необходимо для включения произведенных выплат в состав расходов на оплату труда. Такой вывод следует из п. 21 ст. 270 НК РФ, согласно которому в составе расходов, не учитываемых для целей налогообложения прибыли, отражаются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам, помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов). Об этом же сказано в Письме Минфина России от 05.03.2005 N 03-03-01-04/1/99. Следовательно, если отраслевое соглашение было принято в период работы сотрудников, необходимо заключить соответствующие дополнительные соглашения к трудовым договорам.

Разъясните, пожалуйста, про отраслевые (межотраслевые) соглашения. Как узнать какими мы должны руководствоваться. Как они действуют. К каким мы присоединены. Где они публикуются.Мы находимся в Республике Башкортостан, и относимся к металлургической отрасли.2. Должны ли мы применять Соглашения Минтранса (например, в вопросе доплаты классности водителям).

Ответ

Ответ на вопрос:

Вам будет полезно узнать о инструкции по охране труда для обрубщика в материале по ссылке.

Поскольку соглашение распространяется на работодателей определенной отрасли, Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014-2016 годы распространяется только на организации (индивидуальных предпринимателей) автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1.Как применять отраслевые соглашения

Разработка соглашения

Кроме того, в коллективных переговорах могут участвовать органы государственной власти или местного самоуправления ().

В зависимости от состава участников коллективных переговоров отраслевое соглашение, принятое по результатам таких переговоров, может быть двусторонним или трехсторонним ().

Порядок и сроки разработки проекта и заключения соглашения определяет комиссия по ведению коллективных переговоров, которая состоит из уполномоченных представителей сторон переговоров ( , ТК РФ).

Работодателям отрасли, которые не являются членами объединения, ведущего коллективные переговоры, также может быть предложено участие в переговорах. Для этого комиссия направит в их адрес соответствующие уведомления с предложением форм возможного участия. В частности, таким работодателям может быть предложено направить для участия в переговорах собственных представителей или делегировать право представлять свои интересы уже сформированному объединению.

Работодатели, получившие уведомление, не обязаны участвовать в коллективных переговорах. Однако они обязаны проинформировать об уведомлении профсоюзную организацию (при ее наличии). Решение об участии или отказе от участия в коллективных переговорах работодатель принимает в ходе консультаций с профсоюзом, а при его отсутствии - самостоятельно. Такой порядок установлен статьи 47 Трудового кодекса РФ.

По общему правилу отраслевые соглашения, требующие бюджетного финансирования, стороны заключают до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, который относится к сроку действия соглашения ().

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта соглашения в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров (при проведении коллективных переговоров по подготовке проекта генерального соглашения - в течение шести месяцев) стороны должны подписать соглашение на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. Данные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с трудовым законодательством (ч. , ст. 47 ТК РФ).

Действие соглашения по кругу лиц

Подписанное отраслевое соглашение действует в отношении:

  • всех работодателей, являющихся членами объединения, которое заключило соглашение. Прекращение членства в объединении после подписания соглашения не освобождает работодателя от его выполнения. Работодатель, вступивший в объединение в период действия соглашения, обязан выполнять предусмотренные соглашением обязательства;
  • , однако уполномочили это объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение;
  • работодателей, которые , в том числе в автоматическом порядке, когда от присоединения к соглашению;
  • органов государственной власти и местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств;
  • всех работников, состоящих в трудовых отношениях с перечисленными выше работодателями.

Такой порядок установлен частями и статьи 48 Трудового кодекса РФ.

Если в отношении сотрудника действует сразу несколько отраслевых соглашений, работодателю следует применять соглашение, условия которого наиболее благоприятны для сотрудника ().

Присоединение к соглашению

По предложению сторон отраслевого соглашения, заключенного на федеральном уровне, руководитель Минтруда России может предложить работодателям, не участвовавшим в заключении соглашения, присоединиться к нему. Предложение о присоединении к соглашению Минтруд России в течение пяти рабочих дней со дня его получения публикует на своем официальном сайте и в «Российской газете».

Работодатели соответствующей отрасли в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению могут направить в Минтруд России мотивированный . При этом к отказу должен быть приложен протокол консультаций с профсоюзом при его наличии в организации. В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель Минтруда России может пригласить для проведения консультаций представителей этого работодателя и представителей его сотрудников (профсоюза - при наличии). Участие приглашенных в консультациях является обязательным.

Работодатели, которые такой отказ не направили, автоматически считаются присоединившимися к соглашению со дня официального опубликования предложения о присоединении. Поэтому они должны соблюдать все условия соглашения на общих основаниях.

Иван Шкловец,

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

2.Кто имеет право установить классы водителям и как это сделать?

Мы хотим установить классность водителям нашей организации. Имеет ли право работодатель самостоятельно установить классы? Что нужно учесть при этом?
Валентина Серебрякова, специалист по персоналу (г. Гжель)

Квалификацию или классность водителям присваивают по решению специальной комиссии работодателя. При этом в организации обязательно должны быть следующие локальные акты: положение о начислении надбавки за классность водителям и положение о присвоении классности водителям.

Способность водителя исполнять определенные работы по перевозкам зависит от его квалификационного класса. Существует три квалификационных класса: первый, второй и третий. Квалификационные характеристики водителей того или иного класса и условия его присвоения предусмотрены в пунктах
Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.


  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • Новая редакция Ст. 45 ТК РФ

    Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

    По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

    Соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

    В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

    Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

    Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.

    Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

    Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

    Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

    Иные соглашения - соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

    На федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства может заключаться одно трехстороннее соответственно генеральное, межрегиональное, региональное, территориальное соглашение.

    Комментарий к Статье 45 ТК РФ

    Статья 45 Трудового кодекса РФ дает определение соглашения и выделяет несколько видов соглашений: двусторонние и трехсторонние, а также генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения. Следует отметить, что определение межрегионального соглашения было добавлено в статью 45 Трудового кодекса РФ Федеральным законом N 90-ФЗ.

    В перспективе нельзя исключать появления в тексте данной статьи упоминания и о межтерриториальных соглашениях, т.е. о соглашениях, устанавливающих общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений между двумя и более муниципальными образованиями (в пределах относящихся к ним территорий). На это косвенно указывает заключительная часть данной статьи.

    Другой комментарий к Ст. 45 Трудового кодекса Российской Федерации

    1. Основное отличие соглашения как правового акта социального партнерства от коллективного договора состоит в том, что действие соглашения распространяется не на одного, а на несколько работодателей (от двух до нескольких тысяч).

    Определение соглашения, содержащееся в ч. 1 ст. 45, не полностью раскрывает особенности соглашений, заключаемых в РФ. На практике социально-партнерское регулирование выходит за рамки трудовых отношений, складывающихся между работниками и работодателями, и связанных с ними экономических отношений, охватывая также вопросы проведения социальной политики (отношения, обязательным участником которых являются органы государственной власти, органы местного самоуправления). Естественно, фактическое участие в социальном партнерстве государства не отрицает права представителей работников и работодателей на заключение двусторонних соглашений.

    2. Соглашению как правовому акту социального партнерства присущи те же основные характеристики, которые были рассмотрены применительно к коллективному договору. Соглашение также связывает обязательствами подписавшие его стороны, а также лиц, от имени которых оно заключено. Работодатели и трудящиеся, связанные соглашением, не должны включать в коллективные и индивидуальные трудовые договоры условия, противоречащие положениям соглашения. Исключения составляют ситуации, когда положения коллективных или индивидуальных трудовых договоров содержат правила, более благоприятные для работников, чем правила, установленные в соглашении. При этом положения коллективных и индивидуальных трудовых договоров, противоречащие соглашению и ухудшающие положение работников, считаются недействительными и заменяются автоматически положениями соглашения.

    3. Зачастую исполнение соглашений требует финансирования из тех или иных бюджетов. В этих случаях обязательными участниками соглашений являются соответствующие органы исполнительной власти или органы местного самоуправления.

    4. Комментируемая статья содержит открытый перечень соглашений, которые могут заключаться сторонами социального партнерства. Любое из соглашений по общему правилу может быть как двухсторонним, так и трехсторонним.

    Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне. Данное соглашение всегда является трехсторонним. Особенности заключения данного соглашения устанавливаются Федеральным законом от 1 мая 1999 г. "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений".

    Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух или более субъектов РФ. На практике такие соглашения в основном заключаются на трехсторонней основе.

    Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта РФ. На практике соглашения данного вида также являются трехсторонними.

    Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы, связанные на территории соответствующего муниципального образования. Такие соглашения, как правило, носят трехсторонний характер.

    Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия оплаты труда, гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей). Данные соглашения чаще всего двухсторонние, но могут быть и трехсторонними. Отраслевые (межотраслевые) соглашения, вне зависимости от того на каком уровне они заключаются, направлены на регулирование именно трудовых отношений в рамках отрасли (группы отраслей). Заключение отраслевых (межотраслевых) соглашений распространено в основном на федеральном уровне и получает в настоящий момент развитие на уровне субъектов РФ. Примером чисто отраслевых соглашений могут служить соглашения, распространяющие свое действие на работников народного образования, здравоохранения и т.п. К межотраслевым соглашениям может быть отнесено соглашение между профсоюзами и работодателями оборонных отраслей промышленности, охватывающее несколько производственных отраслей.

    5. Иные соглашения могут заключаться по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Такие соглашения могут заключаться на любом уровне. Участниками таких соглашений могут быть любые представители сторон социального партнерства. Предметом таких соглашений является, как правило, какой-либо один вопрос регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. В качестве примера можно привести соглашения о координации действий представителей сторон социального партнерства при осуществлении приватизации государственных и муниципальных предприятий, при реструктуризации промышленных предприятий и т.п. К иным соглашениям относится региональное соглашение о минимальной заработной плате, возможность принятия которого предусмотрена ст. 133.1 ТК РФ.

    • Вверх