Конституция рф как источник правового регулирования. Конституция Российской Федерации – основной источник конституционного права

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря и вступившая в силу 25 декабря 1993 г., с изменениями, которые внесены в статью 65 двумя Указами Президента Российской Федерации на основании части 2 ее же статьи 137, истолкованной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 28 ноября 1995 г. представляет собой основной источник конституционного права и вообще всего права России.

К числу особенностей Конституции Российской Федерации можно отнести следующие:

нормы, устанавливаемые в Конституции, имеют учредительный характер, являются первичными. Они не связаны какими-либо законами, которые были бы для них юридически обязательными, могут устанавливать, в частности, новые институты, изменять систему государственных органов;

в Конституции устанавливаются государственно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для всего государственно-правового регулирования. В них определяются все основные связи, посредством которых данная общность людей объединяется в гражданское общество, определяет механизмы управления государственными и общественными делами;

конституция как источник права характеризуется и широтой содержания выраженных в ней норм. Они охватывают устройство государства, его сущность и формы, определяют субъекты власти, механизм её реализации, принципы участия в управлении всех субъектов политической деятельности. В Конституции закреплены и принципы экономической структуры общества, формы собственности, способы охраны прав всех субъектов экономической жизни. Через конституционные нормы определяются основы правового статуса личности, права и свободы граждан, охраняемые и гарантируемые от нарушений государством. Таким образом, нормы Конституции касаются всех сфер жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной. Такой широтой содержания своих норм Конституция отличается от всех иных источников конституционного права;

конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ст.15);

в Конституции определяются многие другие виды источников федерального уровня. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования;

значение Конституции как основного источника определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают в качестве формы воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности;

конституция по сравнению с другими источниками является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Её нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности. Аримов В.Д. Конституционное право / В.Д. Аримов. - М.: Новое знание, 2015. - С. 113-114

Таким образом, Конституция Российской Федерации как основной источник конституционного права служит формой установления норм, составляющих ядро данной отрасли, всего государственно-правового регулирования общественных отношений, входящих в её предмет.

Понятие и юридические свойства конституции. Конституция (от лат. constitutif) - устанавливаю, обустраиваю) как источник конституционного права представляет собой юридический документ, «выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны»". В рамках курса общего конституционного права уже были раскрыты основные положения учения о конституции. Однако, памятуя изречение древних «Repetitio est mater studiorum», позволю себе в самых общих чертах рассмотреть некоторые из положений данного учения, в частности юридические свойства, структуру и виды конституций. Именно эти аспекты важны для познания всего многообразия конституций, действующих в зарубежных странах.

Прежде всего различают конституции юридические и фактические. Фактическая конституция - это система общественных отношений, складывающихся по поводу устройства общества и государства и определения положения человека в обществе и государстве. Юридическая конституция - это система правовых норм, регулирующих обозначенный круг общественных отношений.

Между юридической и фактической конституциями практически всегда имеется расхождение. Это предопределено тем, что, с одной стороны, конституция содержит нормы, ориентированные на будущее, закладывающие некие цели дальнейшего развития общества и государства (например, определение в конституции государства как правового означает установление отдаленной цели социально-политического развития). С другой стороны, юридическая конституция может отставать от фактической вследствие динамично развивающихся общественных отношений. Наконец, третьим фактором, предопределяющим разрыв между юридической и фактической конституциями, является фиктивность конституции, характерная для стран с авторитарными режимами, когда нормы, носящие в той или иной степени демократический характер, на самом деле не реализуются.

В этом случае вполне уместно вспомнить военный афоризм Козьмы Пруткова:

«При виде исправной амуниции Как презренны все конституции!»

Конституция характеризуется также такими категориями, как ее сущность, функции, основные черты, которые подробно рассмотрены в юридической литературе .

Конституция является основным источником конституционного права и основным законом государства в силу ее особых юридических свойств . Следует отметить, что в литературе пока не выработано единого подхода к перечню юридических свойств конституции - в различных научных источниках выделяются разные свойства, но, как правило, следующие: учредительный характер, верховенство, высшая юридическая сила, свойство быть юридической базой текущего законодательства, прямое действие и стабильность . Рассмотрим их в самых общих чертах, остановившись более подробно лишь на тех, которые нуждаются в дополнительной характеристике.

Важнейшим юридическим свойством конституции является ее учредительный характер. Конституция закрепляет определенную модель общественного и государственного строя в той или иной стране, учреждает систему органов власти, устанавливает форму правления, определяет основы правового положения человека в системе общественных отношений и т. д. Вот что гласит ст. 1 Конституции Испании (1978): «Испания конституируется как правовое демократическое социальное государство, которое провозглашает высшими ценностями своего правопорядка справедливость, равенство и политический плюрализм» .

Верховенство также является одним из важных свойств конституции. Это свойство нередко смешивается с другим свойством - высшей юридической силой. Это близкие, но не тождественные понятия. Высшая юридическая сила конституции состоит в особой обязательности ее норм относительно других актов. Верховенство же означает, что конституция стоит во главе всей иерархической системы нормативных правовых актов. Нет и не может быть акта, стоящего выше конституции.

Верховенство конституции нередко закрепляется непосредственно в ее нормах. Так, ст. 98 Конституции Японии (1946) устанавливает: «Настоящая Конституция является Верховным законом страны, и никакие законы, указы, рескрипты или другие государственные акты, противоречащие в целом или в части ее положениям, не имеют законной силы». В этой статье закреплены и верховенство, и высшая юридическая сила Конституции Японии.

Может возникнуть вопрос о соотношении норм конституции с международно-правовыми нормами и их приоритете. Но, во-первых, приоритет международных актов закрепляется прежде всего в самой конституции. Во-вторых, приоритетом наделяются международноправовые акты относительно актов текущего законодательства, но не конституции. Если же в конституции нет нормы о приоритете международно-правовых актов по отношению к внутренним законам, то нет и приоритета.

Проблема соотношения национальных конституций и норм международного права имеет свою специфику в рамках Европейского Союза, где действует так называемое коммунитарное право, нормы которого имеют приоритет над национальным правом, включая конституционные нормы . Однако после вступления в силу Маастрихтского договора, оформившего данный Союз, в конституции стран - членов Европейского Союза были внесены изменения, устанавливающие приоритет только данного вида норм над национальным законодательством. Таким образом, и в этом случае приоритет норм международного права установлен непосредственно в конституции . Необходимо иметь в виду и то обстоятельство, что Европейский Союз представляет собой своеобразную государственно-правовую форму объединения, а вступление в силу Лиссабонского соглашения, как представляется, трансформировало его в принципиально новое конституционно-правовое образование. Отсюда нормы так называемого наднационального права в рамках Европейского Союза не тождественны исключительно международным правовым нормам .

Следующее важное юридическое свойство конституции состоит в том, что она является юридической базой текущего законодательства. Это свойство не нуждается в особой характеристике, но все же позволю себе обратить внимание читателя на то, что оно проявляется в следующем.

Во-первых, конституция закрепляет основные начала (принципы), на которых базируется все правовое регулирование обшествен-ных отношении, например запрет обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность, приоритет федерального права и др.

Во-вторых, в конституции определены формы правовых актов, принимаемых органами государственной власти. Так, ст. 85 Конституции Испании устанавливает: «Акты, издаваемые Правительством на основе делегирования законодательных полномочий, называются законодательными декретами».

В-третьих, конституция определяет предметы законодательного регулирования. Согласно Конституции Италии, например, только законом могут быть урегулированы минимальный возраст для работы по найму (ст. 37), право на забастовку (ст. 40), жалованье и иные ассигнования Президенту (ст. 84) и т. п.

Конституция обладает и еще одним свойством - это прямое действие. Данное свойство отмечается многими исследователями. Однако прямое действие конституции нельзя абсолютизировать. Речь идет о том, что свойством прямого действия обладают, как правило, нормы материального характера, закрепляющие в первую очередь основные права и свободы личности. В этом случае принцип прямого действия позволяет обеспечивать их исполнение безотносительно каких-либо других (опосредствующих) актов, а судебные органы этот принцип обязывает непосредственно защищать данные права, ссылаясь на соответствующую норму конституции. Что касается процедурных норм, т. е. тех, которые определяют порядок реализации материальных норм, то обеспечить их прямое действие не всегда представляется возможным. Во многих случаях требуется дополнительное регулирование. Например, чтобы обеспечить реализацию права на неприкосновенность жилища, закрепленного Основным законом ФРГ, необходимо принятие специального закона. «Жилище неприкосновенно, - устанавливает ст. 13 Основного закона ФРГ. - Обыски могут производиться только по распоряжению судьи, а в случаях, когда имеется опасность промедления, также по распоряжению других, предусмотренных законом, органов и только в установленном законом порядке». Следовательно, без принятия упомянутого закона реализовать конституционную норму об ограниченной допустимости обысков просто невозможно.

Наконец, еще одно свойство конституции - стабильность , проявляющаяся в особом (более сложном) порядке ее принятия и изменения. Следует более подробно остановиться на этом свойстве. Конституция, с одной стороны, призвана стабилизировать систему общественных отношений, закладывая ту или иную модель устройства государства, а с другой - она сама в силу этого не должна подвергаться частым изменениям. Поэтому в конституции предусматривается особый порядок ее принятия, внесения в нее изменений, который и придает ей свойство стабильности. Существуют следующие способы принятия конституций: октроирование, договорный, парламентский, принятие учредительным собранием, референдумом.

Октроированными (т. е. дарованными монархами) являются конституции Иордании (1952), Катара (1962), Основной закон о власти Саудовской Аравии (1992), Основной закон Султаната Оман (1996).

Примеры договорных способов принятия конституций привести трудно. Можно назвать лишь отдельные акты конституционного характера, например британский Билль о правах (1689) . Вместе с тем есть и иной аспект характеристики данного способа, который связан с вопросом о сущности конституции. Определение сущности конституции было дано в середине XIX в. Ф. Лассалем (1825-1864), немецким социалистом, философом и публицистом. Он отмечал, что сущность конституции состоит в том, что она выражает соотношение общественных сил, сложившееся на момент ее принятия . В. И. Ленин сформулировал это понятие с классовых позиций: «Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся выборов в представительные учреждения... выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе» . Представляется, что Ф. Лассаль был ближе к истине, поскольку последующая практика показала, что не только изменение соотношения сил в классовой борьбе, т. е. смена господствующего класса, но и изменение расстановки политических сил в рамках одного класса приводит к изменению конституции. Вряд ли можно объяснить изменением соотношения классовых сил принятие Конституции СССР (1977), Конституции Вьетнама (1992) или принятие новой Конституции Швейцарии (2000).

Таким образом, если исходить из лассалевского понимания сущности конституции, то конституция представляет собой соглашение между различными социальными силами. Следовательно, в этом и проявляется договорный характер конституции и договорный способ ее принятия.

Конечно же имеются в виду те конституции, которые принимались демократическим путем.

Самостоятельными способами принятия конституции являются парламентский (большинство действующих конституций принято именно этим способом), принятие учредительным собранием (с помощью данного способа принимались конституции США (1787), Португалии (1976), Болгарии (1991) и др.).

В последнее время получает распространение другой способ принятия конституции - всенародное голосование (референдум ). Таким способом были приняты конституции Франции (1958), Монголии (1992), России (1993) и некоторые другие. Принятие конституции референдумом рассматривается в современной конституционно-правовой литературе как самый демократичный способ. Это, безусловно, верно, но надо все-таки иметь в виду, что выносить на референдум такой сложный и важный вопрос, как содержание конституционных норм, вряд ли целесообразно. При всем уважении к волеизъявлению народа следует все же отметить, что конституция - это акт особого рода, содержащий нормы, выраженные в самой абстрактной форме. Для уяснения их смысла и содержания требуется наличие специальных познаний в области права. Отсюда всенародное голосование по проекту конституции и принятое в результате его решение не может считаться компетентным.

Общественная практика выработала еще один способ принятия конституций, который можно назвать комбинированным. Состоит он в том, что конституция сначала принимается парламентом или учредительным собранием, а уже потом выносится на референдум. Представляется, что именно последний способ предпочтительнее, поскольку он соединяет представительную и непосредственную демократию, позволяет обеспечить тщательное обсуждение текста конституции на заседаниях парламента (или учредительного собрания) с привлечением квалифицированных специалистов, осознающих все тонкости конституционно-правовой материи. Кроме того, в этом случае и сам народ имеет возможность выразить свою волю относительно текста основного закона. Голосуя по проекту конституции, народ либо одобряет решение, принятое парламентом, придавая этому решению высшую юридическую силу, либо отвергает его. С помощью этого способа были приняты конституции Испании (1978), Турции (1982), Гаити (1987), Швейцарии (2000) и некоторые другие.

Такое свойство конституции, как стабильность, проявляется еще и в особом, усложненном порядке ее изменения. Следует напомнить основные способы изменения конституции: это гибкий, жесткий, особо жесткий и смешанный. Практически используются все названные способы.

Гибкий способ означает, что конституция изменяется в рамках обыкновенной парламентской процедуры. По гибкому способу изменяются те конституции, которые относятся к числу неписаных, или некодифицированных. Конституции большинства зарубежных стран изменяются по жесткому или особо жесткому способам. Эти способы будут подробно рассмотрены в Особенной части. Здесь же целесообразно дать характеристику форм внесения изменений в текст конституции. Наиболее часто в зарубежных странах используется инкорпорирование поправок в текст закона, т. е. замена прежних положений новыми. Другой формой является приложение поправок к тексту. В этом случае сам текст не меняется, а изменения прилагаются к основному (первичному) тексту. Впервые такой способ был применен в США. Первые 10 поправок - Билль о правах (1789) - были приложены к тексту. Таким способом вносились все остальные поправки.

В ряде стран в самих конституциях предусмотрены ограничения на изменение тех или иных положений. Например, в Конституции Франции (1958) установлено: не подлежит изменению республиканская форма правления (ст. 89).

Аналогичная норма содержится в Конституции Италии (ст. 139). А в Конституции Греции сказано, что не подлежит изменению не только республиканская форма правления, но также и парламентская форма республиканского правления (ст. 110), т. е. переход к президентской или смешанной республике недопустим. Статья 290 Конституции Португалии устанавливает пределы пересмотра конституции, где содержится 15 пунктов, по которым Конституция не может быть изменена.

Надо сказать, что в ряде случаев конституции содержат временной интервал, в течение которого они не подлежат изменению. Начало этому было положено Конституцией Франции (1791), которая устанавливала запрет ее пересмотра в течение первых двух легислатур, т. е. в течение четырех лет. Но уже в сентябре 1792 г. избранный на волне народного восстания Национальный учредительный конвент, большинство в котором принадлежало жирондистам, отменил действие Конституции 1791 г. и упразднил монархию. В 1793 г., с установлением якобинской диктатуры, была разработана новая (якобинская) Конституция, принятая Конвентом и одобренная всенародным голосованием, которая, правда, так и не вступила в силу.

Следует отметить еще одно обстоятельство, связанное со стабильностью конституции. Это свойство признается практически всеми учеными. В то же время вопрос о сроках действия конституции является проблемным. Проведенное исследование показало, что средний

срок «жизни» конституций составляет 26,5 лет . Даже конституции, действующие свыше 100 лет (например, США, Норвегии, Бельгии), периодически претерпевали крупные изменения.

Таким образом, стабильность может рассматриваться, скорее, как идеал, тенденция или принцип конституционного законодательства, но не свойство, поскольку стремление к такой стабильности вполне оправдано потребностью обеспечить устойчивость социальной системы. В силу этого может быть оправдано и усложнение процедуры изменения конституции. Вместе с тем политическая практика требует периодического пересмотра конституций. Здесь уместно напомнить сформулированную Т. Джефферсоном идею о том, что каждое поколение людей имеет право на перезаключение общественного договора и принятие новой конституции, «мертвые не вправе распоряжаться живыми» .

Следовательно, процедура пересмотра конституции должна быть достаточно сложной, чтобы исключить негативные последствия политической конъюнктуры, но вполне реализуемой, чтобы не провоцировать неконституционные действия инициаторов такого изменения.

Таковы юридические свойства конституции, которые придают данному акту особое качество - качество основного закона государства.

Форма и содержание конституции в зарубежных странах. По форме конституции бывают писаными и неписаными. Под писаным понимается единый нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), содержащий в системном порядке комплекс конституционноправовых норм и отличающийся от актов текущего законодательства более сложной процедурой принятия и более высокой юридической силой. Большинство стран имеет писаную конституцию, т. е. единый правовой акт - основной закон страны. В свою очередь, писаные конституции разделяются на кодифицированные и некодифициро-ванные. Последние состоят из нескольких актов (конституционных законов), которые в совокупности и образуют конституцию данной страны. Например, Конституция Швеции состоит по меньшей мере из пяти конституционных законов, Конституция Австрии включает более 10 конституционных и обыкновенных законов. Конституция Израиля состоит из 12 основных законов и Соглашения о секторе Газа.

Британская конституция традиционно приводится как пример неписаной конституции. Хотя конституция данной страны состоит из нескольких частей и писаное право есть, но нет единого акта под названием «Конституция Великобритании». Не имеет писаной и кодифицированной конституции также и Новая Зеландия.

Структура конституций в зарубежных странах имеет много общего. Это преамбула, в которой дается характеристика исторических условий принятия того или иного акта; основной текст конституции, который делится на разделы, главы, параграфы, статьи и заключительные (переходные) положения, в которых, как правило, определяется порядок вступления в силу данной конституции и порядок приведения действовавшего прежде законодательства в соответствие с новой конституцией.

Содержание конституций, принятых в разных странах или в одной стране, но в разное время, весьма различно. Каждая конституция характеризуется своими объемом и содержанием. Считается, что Конституция США - одна из самых лаконичных (содержит всего 9 тыс. слов) . Есть, правда, и более краткие конституции, например Конституция Ливии (1969) насчитывает всего около 2 тыс. слов . В противовес ей можно назвать Конституцию Индии - объемный документ, включающий почти 400 статей и несколько приложений. В ней подробно изложена компетенция каждого штата, каждой административно-территориальной единицы; она содержит много положений, которые вообще не имеют конституционного значения. Конституции Индии и Ливии представляют собой две крайности. Между ними и расположены все остальные конституции.

Возможно, есть некий оптимальный объем конституции, с одной стороны, позволяющий охватить все сферы, подлежащие конституционному регулированию, с другой - не оставляющий места для лишних «неконституционных» норм. Представляется, что это может стать интересной темой для исследования.

Содержание конституции непрерывно меняется. Это предопределено прежде всего изменением предмета конституционного регулирования. Можно выделить несколько тенденций такого рода изменений. Первая - это увеличение доли норм, регламентирующих статус личности. Следует отметить, что собственно конституционное регулирование начинается с того момента, когда законодательно закрепляется ограничение государственной власти в пользу сферы индивидуальных интересов. Поэтому британская Великая хартия вольностей (1215) с полным правом относится к актам конституционного характера. Этим актом даровались привилегии высшему сословию и тем самым ограничивалась власть короля.

В Конституции США (1787) было закреплено всего лишь несколько прав: избирательные права граждан и некоторые иные. Этот пробел был восполнен первыми 10 поправками в 1789 г., но и они содержали далеко не полный перечень основных прав и свобод. Конституции первого поколения, к которым относится Конституция США, регулировали статус личности лишь в самых общих чертах, закрепляя в основном политические права. Постепенно каталог конституционных прав личности расширялся. В современный период в число закрепляемых конституцией прав входят права в экономической, социальной и духовной сферах жизни. Закрепляются непосредственно в основных законах и иные элементы конституционного статуса личности.

Вторая тенденция, проявляющаяся в развитии конституционного законодательства, - передача полномочий от законодательной власти к власти исполнительной. Парламентаризм, утвердившийся в XVIII-XIX вв., изначально характеризовался рядом исключительных полномочий представительного органа власти. Прежде всего это принятие законов, решение таких важнейших вопросов, как налогообложение, права личности, вопросы войны и мира. В настоящее время наблюдается процесс перехода этих полномочий от власти законодательной к власти исполнительной через институт делегированного законодательства, через прямое ограничение сферы деятельности парламента, как, например, во Франции. В конституционном законодательстве зарубежных стран закреплен приоритет законопроектов, вносимых правительством, перед законопроектами, вносимыми депутатами. Кроме того, в некоторых странах глава государства наделяется полномочием принятия актов, имеющих силу закона.

Третья тенденция - это расширение воздействия государственной власти на экономические отношения. Если конституции первого этапа закрепляли в сфере экономики лишь право собственности, то в настоящее время они содержат достаточно широкий круг норм, регулирующих экономические отношения. Так, Конституция Испании (1978) содержит специальную главу, которая называется «Об основополагающих принципах социально-экономической политики» (гл. 3 разд. 1) и разд. 7 «Экономика и финансы», где закрепляются многочисленные нормы, регламентирующие данную сферу .

Еще одной тенденцией в развитии конституционного законодательства является закрепление института конституционного контроля. Непосредственно конституцией учреждается специфический орган, осуществляющий контроль за соответствием основному закону всех других правовых актов. Таким органом является, как правило, конституционный суд или иная структура, наделенная соответствующими полномочиями (Конституционный совет во Франции, Бюро конституционных расследований в Эфиопии и т. д.).

Наряду с рассмотренными общими тенденциями конституция той или иной страны имеет свою специфику. Любая конституция отражает конкретно-исторические условия ее принятия, и поэтому в ней закрепляются своеобразные положения, характерные только для данного государства. Например, в гл. 12 Конституции ЮАР (1996) закрепляются правомочия лидеров родовых общин использовать обычное право. Конституция Малави (1994) содержит главу, определяющую статус тюрем и заключенных (гл. 17). В конституциях многих латиноамериканских и африканских стран содержится подробное регулирование режима чрезвычайного положения.

Виды конституций в зарубежных странах. В научной литературе существует несколько критериев классификации конституции.

Так, по времени действия конституции делятся на постоянные и временные. Большинство конституций принимается с неограниченным сроком действия. В этом случае конституция считается постоянно действующей. Но есть конституции, которые содержат нормы, определяющие период их действия. Такие конституции называются временными. Примерами такого рода конституций являлись в свое время Конституция Чехословакии (1918), Малая конституция Польши (1919), Конституция Ирака (действовала с 1959 до 1970 г.). Конституция ЮАР (1994) разрабатывалась и принималась для того, чтобы урегулировать отношения до принятия в 1996 г. постоянной конституции. Примеров временных конституций достаточно много.

При рассмотрении периода действия конституции следует затронуть еще один аспект, связанный с общественной практикой и историческим потенциалом самой конституции. Иными словами, рассчитана ли конституция на длительную историческую перспективу или ориентирована на строго определенные конкретно-исторические условия. В связи с этим можно выделить конституции, служащие одновременно и юридической базой всего законодательства, и политикоправовой формой функционирования всей социальной системы. Закрепляя основополагающие начала регулирования общественных отношений, конституция в то же время оформляет некую идеальную социальную модель, к которой может двигаться все общество в течение неопределенного времени. Такие конституции характеризуются длительностью действия. Принятые еще в XIX в., даже в XVIII в., они оказались стойкими и вполне приспособленными к глубоким социальным трансформациям, лишь периодически претерпевая изменения, но сохраняя изначальный смысл и логику (конституции США (1787), Норвегии (1814), Бельгии (1831) и некоторые другие).

Вторую, наиболее многочисленную, группу образуют конституции, носящие фактически временный характер. Они изначально предназначаются для регулирования общественных отношений в исторически определенный период. Это прежде всего формально временные конституции, имеющие четко определенный срок действия, а также конституции, формально не ограниченные каким-либо сроком действия, но составляющие нормы которых в своей совокупности регулируют некий исторически определенный комплекс общественных отношений. Изменение конкретно-исторических условий неизбежно влечет не просто изменение, а отмену прежней конституции и принятие новой. Примером этому могут служить конституции Франции, Испании, Австрии и многих других стран, конституционная история которых насчитывает по нескольку конституций.

Существует также хронологический подход, согласно которому конституции группируются в зависимости от времени и конкретноисторической обстановки их принятия. Выделяются, в частности, четыре этапа развития конституционного законодательства. Первый этап охватывает период с конца XVIII в. (появление первых конституций в их современном виде) до окончания Первой мировой войны; второй этап включает период между двумя мировыми войнами; третий - от окончания Второй мировой войны до конца 1980-х гг.; четвертый начинается с последнего десятилетия XX в. 1 Особенности каждого из этих этапов подробно рассмотрены в научной литературе. Следует отметить, что данный подход учитывает не только временной фактор, но и конкретно-исторические условия принятия конституций.

Можно предложить и еще один подход к типологии действующих конституций, положив в основу их группировки такой критерий, как социально-политические факторы, предопределившие необходимость проведения конституционной реформы, т. е. принятия новой

или полного пересмотра прежней конституции. Такими факторами могут быть:

национальное самоутверждение и обретение суверенитета вследствие выделения из другого государства или освобождения от колониальной зависимости и т. п. и связанное с этим становление собственной государственности, иными словами, конституционное оформление возникновения государства;

смена формы правления (например, образование республики или реставрация монархии либо переход от парламентской республики к президентской или смешанной и т. п.);

смена формы политико-территориальной организации государства (переход от унитарного государства к федерации или наоборот);

изменение политического режима (либерализация или установление тоталитаризма, военного правления и т. п.);

проведение социально-экономических реформ (например, переход к рыночной экономике).

Анализ показывает, что наиболее частым основанием проведения конституционной реформы служит изменение политического режима. Действительно, именно этот фактор тесно связан с изменением соотношения общественных сил в стране, что и ведет чаше всего к очередной конституционной реформе. Второе по значимости основание принятия новой конституции - обретение национальной государственности. Третьим по распространенности основанием, особенно в последние 10 лет, является проведение радикальных социально-экономических реформ, которые не могут быть осуществлены в рамках прежней конституции и чаще всего требуют изменения режима.

Таким образом, можно говорить о конкретных социально-политических целях , заложенных в каждой конституции в зависимости от социально-политических условий их принятия. В соответствии с этими целями все действующие конституции можно разделить на акты, во-первых, конституирующие обретение национальной государственности (конституции США (1787), Нидерландов (1814), Норвегии (1814), Бельгии (1831), Аргентины (1853), Люксембурга (1868), Австралии (1900), Монако (1911), Лихтенштейна (1921) и др.); во-вторых, оформляющие смену форм государства: политического режима (конституции Мексики (1917), Греции (1975), Испании (1978), Турции (1982), Бразилии (1988), Туниса (1988), Чада (1991) и др.); формы правления (Основной закон ФРГ (1949), конституции Италии (1947), Франции (1958), Мальты (1974), Фиджи (1990)); формы политикотерриториальной организации государства (конституции Камеруна (1972), Эфиопии (1994) и др.). В отдельных государствах происходило одновременное изменение нескольких форм и политического режима, и формы правления (ФРГ, Италия, Испания); в-третьих, закладывающие основы глубоких социально-экономических преобразований (конституции Вьетнама (1992), КНДР (1992)).

Нередко конституционные реформы проводятся под воздействием целой совокупности социальных факторов и, следовательно, имеют несколько социально-политических целей. Например, конституции Болгарии (1991), Румынии (1991), Монголии (1992) принимались и в связи с переходом к демократическому правлению, и в целях закрепления основ проведения глубоких социально-экономических реформ. Это относится и к конституциям Хорватии (1990), Словении (1991), Чехии (1992), Словакии (1992) и ряда других стран Центральной и Юго-Восточной Европы, а также бывших союзных республик в составе СССР, в которых кроме указанных факторов закреплено еще и обретение национального суверенитета. Сюда же относятся и более ранние конституции ряда латиноамериканских стран - Мексики (1917), Бразилии (1988) и др.

Представляется, что действие указанных факторов непременно отражается на содержании вновь принимаемых конституций. Сохраняя преемственность, новая конституция включает положения, соответствующие социально-политическим целям ее принятия.

Обособленную группу составляют такие конституции, которые не представляют собой единого юридического документа, и, следовательно, не образуют в системном виде юридической базы нормативно-правового регулирования общественных отношений. Составляющие их акты принимались в различных исторических условиях, предопределяя тем самым специфику соответствующей конституции. К их числу относятся так называемые неписаные конституции (Великобритании, Новой Зеландии), а также некодифицированные конституции (Австрии, Швеции, Израиля, Канады и др.).

  • Конституционное право: энциклопедический словарь / отв. ред. С. А. Авакьян. М„ 2000. С. 313.
  • Конституционное право: энциклопедический словарь / отв. ред. Конституции государств Европы. Т. 2. С. 50.Janda К., Berry J. М., Goldman J. The Challenge of Dcmocracy. Government in America. Boston, 1990. P. 37).
  • Как тут не вспомнить слова Наполеона I, который говорил: «Конституции должны быть короткими и неясными» (Французские короли и императоры. Ростов н/Д., 1997. С. 409).
  • См.: Конституции государств Европы. Т. 2. С. 58, 78.

Понятие и сущность Конституции.

Конституция лат происхождения в переводе «установление, учреждение».

Под Конституцией понимается основной закон государства, выражающий волю и интересы, либо всего народа в целом, либо отдельных социальных групп и слоёв в государстве и закрепляющий в их интересах важные начала общественного строя и государственной организации в соответствующей стране.

Первой писаной конституцией является Конституция США 1787 года. В этот же период в Европе была разработана 1791 года Конституции Франции и Польши. Норвегии – 1814 года, Китая – 1911 года/1982 года, Австрии – 1920 года, Мексики – 1917 года, Италии – 1947 года, Японии – 1947 года, ФРГ – 1949 год, Киргизия – 2010 года.

По форме К это всегда документ государства. Т.е. правовой акт, который принимается в особом порядке. По своему содержанию К всегда является политическим документом, поскольку главными вопросами её содержания являются вопросы власти, собственности, вопросы правового положения личности, а также вопросы устройства самого государства (форма правления, форма гос устройства, политический режима).

Виды конституции.

1. В зависимости от формы: писаные (это особый законодательный акт, нормы которого обладают высшей юридической силой и неписаные; особый законодательный акт, либо несколько нормативных актов, которые официально провозглашаются основными законами страны) и неписаные (это совокупность различных законов, судебных прецедентов и устных обычаев).

2. По порядку принятия: принятие на референдуме; парламентом; учредительным собранием (выборный орган, образуемый специально для разработки и принятии новой конституции), может быть дарована (октроированная), иметь договорный характер (в рамках ЕС действует Лиссабонский договор, вступивший в силу с 1 декабря 2009 года).

3. По порядку внесения изменений и дополнений: гибкие (изменяются в том же порядке, что и обычные законы) и жесткие (для внесения изменений и дополнений требуются особые условия – квалифицированное большинство голосов в палатах Парламента; голосование в Парламенте и голосование на референдуме), имеющие смешанный характер (предполагает, что отдельные статьи конституции не подлежат изменению вообще, другие изменяются в усложненном порядке, третьи изменяются в упрощенном порядке – Конституция Франции 1958 года).

4. От периода времени: постоянные и временные (принимаются либо на определенный срок, либо до наступления определенного события – ФРГ основной закон Германии, рассматривался как временный документ, действующий до момента объединения Германии; Временная К Ирака 1980 года).

5. По форме правления: монархические (1978 года Испании, 1947 года Японии) и республиканские (1787 года США, Франции 1968 года).



6. По форме гос устройства: унитарного государства (Италии 47 года), федеративного (Индии 50 года, Швейцарской Конфедерации 99 года), в некоторых федеративных государствах субъекты федерации могут сами принимать конституцию (США).

7. По политическому режиму: демократические и антидемократические (82 года Китай).

8. Формальная (совокупность правовых норм) и фактическая (реальные общественные отношения, которые существуют в обществе и государстве).

Преамбула - Вводная часть договора, важного акта и т.д., содержащая указания на обстоятельства, послужившие поводом к изданию соответствующего акта, на его мотивы и цели.

НПА, закон и подзаконный акт.

Основные черты конституции.

Они характеризуют К, как специфическую реальность, оказывающую воздействие на общественные отношения.

1) Конституция имеет основополагающий характер, поскольку она регулирует наиболее важные общественные отношения и при этом конституционное регулирование имеет обобщающий характер и главными задачами такого регулирования является

§ раскрыть и закрепить самое главное в общественных отношениях;

§ в конституционных нормах четко и ясно отобразить суть общественных отношений, чтобы К нормы давали направление и определяли принципиальное содержание актов текущего законодательства.

2) К имеет прямое действие. Соответственно, данная хар-ка получает закрепление в ст.15 К, в соответствии с которой К нормы не нуждаются в каком-либо ином правовом подтверждении.

3) Незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина; ст.2, определяет, что признание, соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина, является обязанностью гос-ва.

4) Реальный характер конституции, т.е. соответствии Конституции фактически существующим общественным отношениям, и реальность Конституции во многом зависит от политической и социальной стабильности и от соблюдения режима законности и правопорядка.

5) Стабильный характер К, т.е. обеспечение длительного действия норм К без внесения в них существенных изменений и дополнений. Стабильность К достигается во-первых, путем предельной абстрактности К норм, во-вторых, путем особого порядка внесения в К изменений и дополнений.

К предусматривает главы 1,2,9 могут быть пересмотрены, с 3-8 возможно внесение поправок.

6) Народность К. Эту черту связывают с тем, что К выражает и характеризует волю народа. Народность К обуславливается следующими факторами:

· именно сам народ создает объективные предпосылки появления новой К, поскольку, закрепляемы в К общественные отношения являются результатом деятельности народа;

· народ может непосредственно участвовать в разработке и принятии К; данное положение характерно для отечественных К, поскольку при принятии К 1936 года и 1977 года проводилось всенародное обсуждение проектов К, и К 1993 года была принята путем всенародного голосования;

Юридические свойства Конституции

Это её признаки, как основного государства.

1. Конституция – это НПА, и как всякий НПА К обладает следующими признаками (характеристиками):

К состоит из норма права

Нормы К носят общеобязательный характер

Нормы К действуют независимо от их исполнения

Нормы К рассчитаны на многократное применения

Действие К норм обеспечивается принудительной силой гос-ва.

Особенности К норм

ü Для многих положений К характерно политическое звучание.

ü Нормы К имеют более высокую юр силу.

ü Внутри К имеются нормы, которые предопределяют содержание других ном самой К.

ü Некоторые нормы К изменяются в более усложненном порядке, чем иные её нормы.

2. К обладает верховенством, в частности, впервые в истории России данный принцип получил закреплении в самом тексте К (ст.4 ч.2). Верховенство означает, что в Российском гос-ве утверждается К строй и имеется стремление к созданию правового гос-ва. Во-вторых , верховенство означает, что в К заложена идея подчинения гос-ва К и праву. В третьих , означает, что в соответствии с её принципами, нормами и концепциями, должны строить свою деятельность все государственные органы, должностные лица, граждане и общественные организации. В четвертых, означает, что К РФ действует на всей территории РФ, в том числе и в республиках в составе РФ, которые также имеют свою К.

3. Высшая юридическая сила. Ст.15, ч.1 определяет, что К РФ имеет высшую юр силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

Законы и иные НА не должны противоречить К

Органы гос власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать К.

Таким образом, высшая юр сила в отличие от верховенства характеризует место К иерархии НПА, действующих в РФ.

4. К является ядром правовой системы и базой текущего законодательства. Соответственно, К 1993 года предусматривает принятие НПА, которые развивают её положения и К делает это следующими методами:

Ø К прямо указывает виды ФКЗ и ФЗ, которые принимаются для более подробного регулирования определенных вопросов;

Ø К использует указания на то, что определенные общественные отношения регулируются ФЗ, но при этом не называется наименование или содержание акта (ст.36 ч.3);

Ø К предусматривает необходимость дополнительного регулирования общественных отношений, либо закрепление гарантий для их участников в акте текущего законодательства, но при этом не решается вопрос о виде акта и органе, который его принимает;

Ø К содержит нормы, из текста которых вытекает обязательность последующего текущего нормативного регулирования, которое обеспечивает применение данной К нормы (ст.46).

Функции К

Различные проявления её назначения, которые отражают роль основного закона, политики, жизни общества и государства и осуществление задач государства. Любой К независимо от соц системы свойственны следующие ф-ии:

1) учредительная

2) организаторская

3) внешнеполитическая

4) идеологическая

5) юридическая

1 Учредительная . Суть этой ф-ии состоит в том, что К, появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становится политико-правовой основой развития общества на следующем историческом этапе. Само слово учредительное понимается в том смысле, что К закрепляет то, что уже существует как результат влияния людей, либо создает предпосылки для новых общественных отношений, которые уже созрели в обществе, но не могут возникнуть без необходимой правовой базы, которая учреждается с принятием новой К.

2 Организаторская . Заключается в том, что К не только оформляет достигнутое, но и ставит новые задачи перед обществом и государством, а также стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы, общественные объединения, граждан действовать в духе основного закона.

3 Внешнеполитическая . Данная ф-ия К состоит в том, что основной закон обращен не только к внутренней жизни общества, в то же время является фундаментом внешнеполитической деятельности государства. К может рассматривается как важнейший информационный источник за пределами государства.

4 Воспитательная или идеологическая . Каждая К закрепляет свою систему общественных ценностей и нацелена на то, чтобы на её основе воспитывались соответствующие воззрения каждого члена общества. Институт собственности, семьи. Это преамбула К, а также раздел, посвященный правам и свободам.

5 Юридическая . К становится основой новых правовых систем и правопорядка. К сама регулирует общественные отношения и, как документ прямого действия, может быть основой для их возникновения. К дает импульс развитию зак-ва и принятию большого кол-ва НПА (ФКЗ, ВЗ, указы, постановления).

Конституционное право является одной из важнейших отраслей права России. Ему, также как и другим отраслям, свойственно наличие ряда источников, расположенных в особой иерархии по отношению друг к другу. Узнаем, какие источники конституционного права РФ существуют.

Источники конституционного права

  • Конституция Российской Федерации;

Конституция России как источник права имеет статус основного. Она была принята в 1993 году и стала выражением народной воли.

Конституционные нормы устанавливают основные принципы, которые закладываются в понятие государства, организацию власти. Они также определяют, как должны создаваться и действовать иные нормы.

Особенности Конституции как основного закона государства:

  • имеет высшую юридическую силу;
  • действует на всей территории России;
  • закладывает основы для всех нормативно-правовых актов, которые не могут ей противоречить.
  • Федеральные конституционные законы;

В Конституции РФ принятие конституционных законов предусмотрено для некоторых случаев. К ним относятся: появление нового субъекта, проведение референдума, введение военного положения и другие.

Некоторые Федеральные законы, например, «О выборах Президента Российской Федерации», также являются источниками конституционного права.

  • Законы субъектов РФ;

Единственное условие, при котором данные законы могут существовать - их соответствие перечисленным выше источникам.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Также источниками конституционного права являются:

  • Законы поправках к Конституции РФ;
  • Нормативные акты Государственной Думы и Совета Федерации;
  • Указы Президента РФ;
  • Постановления Правительства РФ;
  • Нормативные акты органов местного самоуправления:
  • Нормы международного права;
  • Постановления конституционного суда.

Отнесение перечисленных видов источников не вызывает трудностей, но существуют некоторые формы права, которые вызывают споры в научной среде.

Проблемы конституционного права РФ:

  • вопрос о судебном прецеденте как источнике права, который широко распространен в некоторых зарубежных странах;
  • правовой обычай как источник конституционного права:
  • новой практикой для нашей страны является использование в качестве источников конституционного права договоров, заключенных внутри государства, например, между центральной властью и местными органами субъектов.

Данные вопросы являются дискуссионными, так как в нашей стране данные виды источников еще не закрепились и не получили должной популярности.

Особенности источников конституционного права

  • существование в рамках системы, то есть все источники действуют не отдельно друг от друга, а во взаимосвязи: один источник может дополнять, конкретизировать другой, подчиняться или быть важнее других;
  • выстраивание в иерархию в зависимости от юридической силы;
  • влияние федеративного устройства России на то, каким образом выстраивается иерархия;
  • конституционные нормы имеют общий характер, не конкретизируют, а регулируют наиболее широкие вопросы.

Что мы узнали?

Конституционное право РФ представлено несколькими основными источниками. К ним относится Конституция РФ, законы и подзаконные акты. Все они выстроены в целую систему, в которой все источники взаимосвязаны и взаимозависимы. Но при этом существуют проблемы, связанные с развитием конституционного права в России. Это вопрос о включении в список источников судебного прецедента, правового обычая, договора, широко распространенных за рубежом. Спорность этих моментов появляется по причине новизны данных источников для российской правовой системы.

Каждая конституция -- это «визитная карточка» государства и общества. В ней отражаются основные интеллектуальные, ценностные потенциалы, притом в концентрированно-нормативной форме. Конституция служит не только фиксированным «моментом покоя», высшей, формой гражданского согласия, достигаемого путем борьбы, компромиссов, завоеваний власти, противоборства программы с концепцией. Ею задается курс дальнейшего развития, и сверка с конституционным компасом служит мерилом оценки деятельности государственных институтов, партий, общественных движений, лидеров и, конечно, граждан. Конституция это основной закон, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественных отношений во всех сферах жизни общества и государства.

Конституция Российской Федерации, была принята всенародным голосованием 12 декабря и вступила в силу 25 декабря 1993 г., с изменениями, которые внесены в статью 65 двумя Указами Президента Российской Федерации на основании части 2 ее же статьи 137, истолкованной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 28 ноября 1995 г.

Юридические признаки Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)//Консультант Плюс.

  • 1. Высшая юридическая сила: все нормативные правовые акты на территории РФ не должны противоречить Конституции РФ. При этом действие Конституции распространяется на всю территорию Федерации, безотносительно к тому, сколько избирателей проголосовало «за» и «против» Конституции РФ на территории того или иного ее субъекта.
  • 2. Особый порядок принятия и изменения. Конституция РФ принимается либо посредством референдума, либо Конституционным собранием, специально образуемым для решения вопроса о принятии новой Конституции РФ.
  • 3. Конституция является нормотворческой базой текущего законодательства. Это значит, что с принятием Конституции все действующие акты должны быть приведены в соответствие с ней (либо отменены те из них, которые полностью ей противоречат). В то же время Конституция требует издания большого числа новых нормативно-правовых актов.
  • 4. Прямое действие норм Конституции. Многие ее нормы не нуждаются в опосредовании актами текущего законодательства, а если и нуждаются, то, тем не менее, до издания таковых действуют непосредственно. Если же акт текущего законодательства противоречит Конституции, то до его отмены также действует соответствующая норма Конституции.

К числу особенностей Конституции Российской Федерации можно отнести следующее:

нормы, устанавливаемые в Конституции, имеют учредительный характер, являются первичными. Они не связаны какими-либо законами, которые были бы для них юридически обязательными, могут устанавливать, в частности, новые институты, изменять систему государственных органов;

в Конституции устанавливаются государственно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для всего государственно-правового регулирования. В них определяются все основные связи, посредством которых данная общность людей объединяется в гражданское общество, определяет механизмы управления государственными и общественными делами;

Конституция как источник права характеризуется и широтой содержания выраженных в ней норм. Они охватывают устройство государства, его сущность и формы, определяют субъекты власти, механизм её реализации, принципы участия в управлении всех убъектов политической деятельности. В Конституции акреплены и принципы экономической структуры общества, формы обственности, способы охраны прав всех субъектов экономической жизни. Через конституционные нормы определяются основы правового статуса личности, права и свободы граждан, охраняемые и гарантируемые от нарушений государством. Таким образом, нормы Конституции касаются всех сфер жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной. Такой широтой одержания своих норм Конституция отличается от всех иных источников конституционного права;

Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ст.15);

в Конституции определяются многие другие виды источников федерального уровня. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования;

значение Конституции как основного источника определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают в качестве формы воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности;

Конституция по сравнению с другими источниками является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Её нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

По своей форме и сущности Конституция РФ это писаная Конституция демократического, федеративного, правового, социального, светского государства с республиканской формой правления. В то же время это и Конституция общества, поскольку она регулирует и такие общественные отношения, в которых государство не принимает непосредственного участия.

Правовая охрана Конституции это совокупность юридических средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной законности.

Конституция Российской Федерации 1993 года комплексно регулируют основы экономической, социальной, политической системы, духовной жизни общества, а также основы статуса человека и гражданина. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)//Консультант Плюс.

Человек и гражданин. Основы правового статуса личности (индивида) в большинстве конституций, принятых в последние десятилетия, регулируются более или менее аналогично. Это во многом обусловлено тем, что в их тексты, по уйти, инкорпорированы положения таких общепризнанных актов международного права, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. В то же время конституции, проявляя уважение к многогранности личности, признают неисчерпаемость ее прав и свобод.

При подготовке Конституции РФ также особое внимание обращалось на соответствие ее главы о правах человека нормам международных актов.

При этом российская Конституция в ст. 2 объявляет человека высшей ценностью. Тогда как традиционно в конституциях акцент делается на ценности основных прав и свобод, и это, безусловно, важное достижение конституционализма, данные положения также содержатся в Конституции РФ в этой же статье. Но Основной Закон России выходит за известные пределы, а при сопоставлении ст. 2 и ст. 7 раскрывается суть социального характера государства, который может быть определен как комплексный, позволяющий избирать и вести политику «инвестиций в человека».

В то же время не все новые моменты мирового конституционного развития учтены в Основном Законе России. Например, Конституция РФ, в отличие, например, от конституций стран Центральной и Восточной Европы, ограничивается в основном общими декларациями о защите прав и свобод личности, не всегда обеспечивая действенность своих норм. В ней названы многие традиционные гарантии прав человека (о сроке задержания, о запрете пыток, о запрещении цензуры и т.д.), однако некоторые гарантии, известные зарубежным конституциям, в Конституцию РФ либо не вошли вовсе, либо включены в весьма ограниченном виде.

По сравнению с Конституцией России конституции зарубежных стран не содержат существенных отличий в отношении индивидуальных политических прав. В то же время Конституция РФ практически не регулирует коллективные права. Так, в классификации политических прав может быть выделена особая группа национальных прав. Субъектом таких прав выступает не только индивид, но и коллектив (народ, нация, этническая общность, национальность). Например, через индивидуальные национальные права реализуется этническая свобода личности. Посредством коллективных национальных прав обеспечиваются специфические интересы народов (этнических общностей).

Так, право на национально-культурную автономию - это право этноса, коллективное право. Вместе с тем потенциал национально- культурной втономии используется не только в интересах этноса (коллективных интересах), но и в интересах составляющих коллектив личностей, одновременно внося свой вклад в развитие всего этноса.

Из названия главы о статусе личности Основного Закона России «Права и свободы человека и гражданина» по сравнению с советскими конституциями исчезло слово «обязанности». Такое сокращенное название было типично для ранних конституций капиталистических стран. И хотя сегодня обязанности в основном возлагаются на государство, доктрина конституционализма исходит из существования не только прав человека по отношению к обществу и государству, но и его соответствующих обязанностей. В современных условиях уточняется традиционный перечень конституционных обязанностей. Например, налоговые обязанности возлагаются с учетом материального положения лица и его семьи. Принципиально новым положением некоторых конституций является обязанность трудиться.

Коллектив. Во второй половине XX в. в конституционном регулировании появился новый объект - коллективы. Пределы конституционного регулирования существенно изменились применительно к коллективам людей, роль которых все более возрастает. Конституционное право России: учебник / под ред. А. Е. Постникова. - М. : ТК Велби: Проспект, 2013. - С. 144.

В настоящее время лишь в некоторых конституцияхсодержатся частичные положения, относящиеся к регулированию статуса отдельных коллективов (в основном они относятся к партиям, реже - к профсоюзам, трудовым коллективам, например, в Конституции Франции и конституциях некоторых франкоязычных стран Африки подробно говорится о территориальных коллективах). Тем не менее, несмотря на пробельность (а чаще всего - отсутствие) такого регулирования и на то, что оно почти не затронуло внешнюю структуру конституций (в них нет отдельных глав или разделов, посвященных коллективам, есть лишь отдельные статьи, относящиеся к некоторым видам коллективов), включение указанных норм существенноизменило внутреннюю структуру основных законов. Первоначальный объект конституционного регулирования - человек и государственная власть, сначала дополненный некоторыми положениями, относящимися к обществу, а теперь - к коллективам, получил завершенное конституционное оформление системы социальных связей. Это придает новое качество современным конституциям.

Конституция РФ принималась в специфических условиях начала переходного периода 90-х гг. прошлого столетия, когда многие коллективы прекратили свою деятельность, а новые только создавались. Поэтому конституционное регулирование этого вопроса практически отсутствует.

Отсутствие прямых конституционных норм о политических партиях ведет к нестабильности их функционирования, возможности постоянного изменения «правил игры». И это в условиях, когда роль партий в Российской Федерации возрастает и они включились в политическую жизнь не только федерального центра, но и субъектов Федерации и муниципальных образований. Об этом свидетельствуют изменения избирательного законодательства и законодательства об общих принципах организации органов государственной власти субъектов РФ.

Человек - изначальная клеточка общества, а коллективы - первая ступень его организации людей, и хотя государство в современных условиях опосредует почти все стороны общественной (иногда и частной) жизни, все же наиболее общие, отправные положения конституции относятся к обществу, общественному строю. Такие конституционные положения регулируют основы экономической системы, социальных отношений, политической системы, духовной жизни общества. Современные конституции во всех этих четырех направлениях ушли далеко вперед по сравнению с основными законами XVIII - XIX вв. В то же время именно в вопросах общественного строя российская Конституция, пожалуй, отстает от стандарта овременного основного закона, от международного опыта.

Основы экономической системы. В условиях современного общества в связи с решением вопросов экономики на первый план выдвинулась проблема соотношения рынка и государственного регулирования и, как следствие, отражения этих связей в конституции. В действующих основных законах она решается неодинаково, хотя в целом господствует определенная тенденция, которая не была воспринята создателями российской Конституции.

Во время ее подготовки и принятия среди экономической и политической элиты господствовала идея свободы рынка, трактовавшая экономическую роль государства в духе XVII - XVIII вв. В современных условиях, а, следовательно, и в конституциях речь не может идти об абсолютно свободной рыночной экономике. Государство должно корректировать стихию рынка, социальную ориентацию которому задает прежде всего государственная власть. При современном подходе роль рынка отнюдь не отвергается. В 1999 г. даже в социалистическую Конституцию Китая 1982 г. внесены поправки, говорящие о «социалистическом рыночном хозяйстве». Конституционное право России: учебник / под ред. А. Е. Постникова. - М. : ТК Велби: Проспект, 2013. - С. 148.

Хотя регулятивная роль государства в экономике - факт очевидный (регулирование собственности, труда и принципов распределения, например, минимальный размер заработной платы, налоги, государственный бюджет и государственные инвестиции и т.д.), в Конституции РФ, исходившей из идей обособленного от государства гражданского общества, отсутствует принципиальное положение о регулирующей роли государства.

Основы социальных отношений. Одним из ключевых положений современного конституционализма является тезис о социальном государстве. В части 1 ст. 7 Конституции РФ говорится, что политика России как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эта формулировка имеет целевое содержание, что, видимо, верно. Вряд ли в настоящее времяможно констатировать, что Россия полностью является социальным государством, хотя бесспорно, что его элементы присутствуют: есть установленный государством прожиточный минимум, минимум оплаты труда, государственная социальная помощь бедным, определенная доля государственного, т.е. бесплатного для гражданина, образования и здравоохранения и т.д.

В качестве основных принципов социального государства можно назвать социальную справедливость, социальное равенство, обеспечение социальных гарантий. Но социальное государство не ставит перед собой задачу достижения абсолютной социальной справедливости, оно призвано лишь обеспечить такую социальную компенсацию, которая позволила бы исключить возникновение социальных конфликтов вследствие неравномерного распределения ресурсов, не допуская правовой, социальной и культурной изоляции определенных социальных групп. Первоочередная задача социального государства - не достижение всеобщего равенства, а обеспечение социальных гарантий.

Конституционная формула национального согласия в обществе основана на взаимных интересах государства, бизнеса и остальных граждан. Для граждан - это обеспечение суверенитета государства и контроль за стратегически важными ресурсами страны; для бизнеса - законодательно установленная стратегия экономического развития, конкурентоспособная экономика; для широких слоев населения - это прежде всего достойная жизнь, доступность здравоохранения, образования и других сфер, законодательно установленные, понятные народу механизмы для обеспечения этих интересов.

Основы политической системы. В Конституции РФ 1993 г. в отличие от Конституции СССР 1977 г. отсутствует не только глава, но даже упоминание о политической системе. Конституционное право России: учебник / под ред. А. Е. Постникова. - М. : ТК Велби: Проспект, 2013. - С. 152.

Если же обобщить имеющийся конституционный опыт, взглянуть на намечающиеся тенденции, то современная демократическая конституция содержит следующие положения, характеризующие основы политической системы общества: демократия во всех элементах системы и в системе в целом; власть народа в ее различных формах и проявлениях; политический плюрализм (включая многопартийность и плюрализм политической идеологии); ролевая автономия звеньев системы (т.е. их относительная самостоятельность, а не создание всеобъемлющего механизма под руководством единственной партии с единой идеологией); соревновательность в политическом процессе; самоуправление коллективов и объединений (в том числе местное самоуправление); господство права; демократическое, социальное, светское, правовое государство с разделением ветвей власти, а также с разделением сферы деятельности публичных властей (государственной власти, государственной власти субъекта федерации, публичной власти политических автономных образований, публичной власти местного самоуправления). Часть этих признаков переплетается с признаками современного государства, что естественно: государство, государственная власть - первый возникший и неотъемлемый элемент политической системы. Конституционное право России: учебник / под ред. А. Е. Постникова. - М. : ТК Велби: Проспект, 2013. - С. 163.

Демократические основы российской государственности раскрываются в конституционных институтах прямой (референдум и выборы) и представительной демократии. Принцип правовой государственности закрепляется нормами о верховенстве Конституции и закона. Социальный характер государства находит отражение в нормах об обеспечении условий достойной жизни и свободного развития личности. Принцип светского государства раскрывается в нормах об отделении государства от церкви и недопустимости преимуществ, для каких бы то ни было религий и конфессий.

Развитие современного Российского государства связано с совершенствованием механизма разделения властей. Тезис о разделении властей получил широкое звучание в конституциях. Этот институт в мире уже прошел многоэтапную эволюцию. В России его становление началось не так давно, отчего продолжается поиск оптимального соотношения объема полномочий законодательной и исполнительной власти. Вместе с тем разделение ветвей государственной власти - только часть современной доктрины единства государственной власти.

Проблемы политического и идеологического плюрализма современными конституциями решены, но, как правило, не в общих формулировках, а в частностях проявления такого плюрализма (например, положения о свободе создания политических партий, свободе выражения мнений). Обобщающих формулировок в конституциях, как правило, нет. Одним из исключений является Конституция РФ 1993 г.: в Российской Федерации признаются идеологическое многообразие, политическое многообразие, многопартийность. Отсутствие таких общих положений во многих демократических странах связано с тем, что политический и идеологический плюрализм (многопартийность, правящая партия и политическая оппозиция, разные идеологические концепции) рассматривались как естественное состояние общества и существовали в течение десятилетий, а то и столетий.

Основы духовной жизни общества. Духовная жизнь общества состоит из многих слагаемых. Главное в ней - отношения между людьми, отношения людей и их объединений с государством и обществом, между государством и обществом по поводу культурных и духовных благ.

Среди конституционных основ общественного строя духовной жизни общества уделяется меньше всего внимания. Положений российской Конституции также по этим вопросам немного, поскольку современная демократическая конституция почти не регулирует эту довольно деликатную сферу жизни, в своей основной части она относится к внутреннему миру личности.

В демократическом государстве к числу различных сторон духовной жизни могут быть отнесены идеологический, культурный, творческий плюрализм, свобода образования, научной, художественной, иной творческой деятельности, свобода религии и атеизма. Многие из этих положений неразрывно связаны с правами личности, отдельные - с основами социальной и политической систем.

Государство. По своей структуре и содержанию Конституция РФ 1993 г. является результатом комплексной имплементации конституционных норм развитых демократических государств с президентской формой правления, но с включением элементов парламентаризма. В результате этого по форме правления в соответствии с конституционными положениями Россия является президентско-парламентарной республикой.

Создание смешанных, гибридных форм правления, сочетающих черты президентских и парламентарных республик, возникающих в результате такого смешения, и, следовательно, существенное видоизменение отношений президента, парламента и правительства - общая тенденция современного конституционализма.

В Конституции РФ традиционно излишне большое внимание уделяется организации органов власти. Например, в ст. 99 Конституции указывается, что Государственная Дума собирается на 30-й день после избрания. Но это регламентная норма, а Конституция должна регулировать преимущественно принципы и основы деятельности институтов. С другой стороны, существует дефицит в регулировании организации самой публичной власти. Она принадлежит не только государственным органам, она есть у всякого территориального коллектива, его органов. Любой человек, организация, находящиеся на их территории, подпадают под их публичную власть (ограниченную, в отличие от власти государства). В Конституции РФ явно недостает полноты регулирования проблем федеративного устройства и принципов местного самоуправления. Конституционное (государственное) право России: учебник / М. Б. Смоленский. - М. : Издат. - торг. корпорация «Дашков и К», 2014. - С. 113.

Следует признать, что основы конституционного строя России вобрали в себя ценности мирового конституционализма. Пока эти идеалы в российских условиях выступают не столько отражением действительности, сколько целью, к которой надо стремиться. Но конституциям в принципе присуще наличие программных положений государства.

Конституция РФ, бесспорно, была принята в спешке, в своеобразных условиях сложных национально-территориальных проблем, противоборства политических сил, в ситуации, когда общество отказалось от прошлого, но еще не вступило в будущее. В ней есть неудачные формулировки, конструкции, в том числе по принципиальным вопросам, в связи с чем при всех усилиях Конституционного Суда РФ не всегда удается найти удачное решение.

Ценностное значение Конституции РФ 1993 г. как юридического акта подкрепляется весьма высоким уровнем ее юридической техники, что проявляется во всех ее основополагающих формально-юридических свойствах, имеющих не только доктринальное значение, но и нормативное подтверждение.

Это, во-первых, ценность учредительных свойств Конституции, проявляющаяся во всей полноте ее нормативного содержания, в особенности в главе 1. Ценность этих свойств связана с утверждением и формированием на основе Конституции новой, основанной на демократических принципах, системы российской государственности, создании организационно-правовых, институционных и иных механизмов реализации этой системы на практике. В этом плане Конституция 1993 г. явилась своего рода основополагающим нормативным, политико-правовым средством легитимации статуса многонационального народа как единственного источника власти в Российской Федерации, носителя суверенитета (ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4).

Во-вторых, ценность верховенства Конституции РФ, что предполагает особое место и значение Конституции как исходного и главенствующего источника всего национального законодательства - федерального и субъектов Российской Федерации, определяет муниципальное правовое регулирование и соответственно служит единым и универсальным сводом основополагающих нормативно-правовых и нравственно-этических ценностей для всего многонационального народа Российской Федерации, для каждого из входящих в его состав этносов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4). Важно при этом учитывать, что в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда РФ верховенство Конституции проявляется в органическом единстве с общепризнанным принципом верховенства (господства) права, ценностное и нормативно-доктринальное значение, которого положено в основу всего содержания Конституции РФ. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)//Консультант Плюс.

В-третьих, ценность высшей юридической силы Конституции РФ, что предполагает ее активную системообразующую роль, обеспечение на основе Конституции строгой правовой иерархии, имея в виду, что ни один правовой акт, входящий в состав правовой системы Российской Федерации, не может противоречить Конституции (ч. 1 ст. 15). Более того, аксиологическое значение данного юридического свойства Конституции лежит фактически в основе института конституционно-судебного нормоконтроля: ведь законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15), а те акты или их отдельные положения, которые признаны неконституционными, утрачивают силу без всяких дополнительных условий и процедур (ч. 5 ст. 125).

В-четвертых, ценность прямого действия Конституции означает, в конечном счете, признание юридической самоценности данного акта независимо от степени его конкретизации в текущем законодательстве, так как конституционные нормы являются непосредственным регулятором общественных отношений, они определяют способы правореализационного процесса, включая соблюдение, исполнение, использование и правоприменение (ч. 1 ст. 15). Аксиология данного свойства усиливается и тем, что посредством прямого действия Конституции обеспечивается в конечном счете признание прав и свобод человека и гражданина как непосредственно действующих (ст. 18 Конституции РФ); но таковыми они являются не сами по себе, а именно в связи с нормативной формализацией в установлениях Основного Закона, т.е. как праворегулирующие юридические требования, воплощающие в себе единство естественно-правовых и позитивистских начал.

В-пятых, несомненные аксиологические начала заложены в таком свойстве Конституции, как сочетание юридической стабильности и социокультурного динамизма. Нормативно-правовым эквивалентом этих качеств Конституции являются, прежде всего, ст. 134 - 137 во взаимосвязи, в частности, со ст. 125, а также ст. 76, 80 Конституции РФ. Это предполагает, что нормы Конституции проявляют свое регулирующее воздействие в определенной системе законодательства и в изменяющемся социально-историческом контексте, а следовательно, возможна адекватная их основной сути трансформация смыслового содержания конституционных положений без непосредственного вторжения в сам текст Основного Закона. К этим же характеристикам примыкает особый, усложненный, порядок принятия и изменения Конституции, который обеспечивает формально-юридическую целостность и устойчивость всей системы конституционно-правового регулирования и соответственно выраженных посредством него исходных (базовых) социально-правовых (социокультурных) ценностных императивов общества.