Государственный строй византийской империи схема. Государственный строй византии. положение и роль церкви. Высшее сословие Византии включало в себя

  • 9. Общее понятие полиса: содержание понятия, происхождение понятия
  • 10. Государственный строй древних Афин
  • 11. Право и суд в древних Афинах
  • 13. Государственный строй древнего Рима от эпохи царей до домината
  • Interregnum
  • 2)В случае продажи в рабство. «за Тибр» говорили римляне.
  • 15. История римского частного права
  • 16. История римского уголовного права; уголовный процесс в древнем Риме
  • 17. Христианство и право. Понятие Церкви. Система канонического права
  • 18. Государственный строй Византийской империи
  • Византийское право представляет собой небывалый пример кодификации римского права.
  • А) кодекс Григорианус (295 г.); б) кодекс Гермогенианус (324 г.);
  • Г) кодификация Юститниана (529-534гг.)
  • Имела три аппендикса:
  • 1)Ius militaris(власть, раздел добычи)
  • 2)Лекс номарис(торговля и мореплавание). Родосский закон
  • 3)Земледельческий закон(лекс рустика) (в 8 части – понятие общины, что говорит о том, что основное население Византии – славяне, общинные порядки); Вещное, найм, рента
  • 22. Государственность варваров
  • 24. Суд и процесс LegesBarbarorum
  • 25. Понятие феодализма: содержание феодального права основные виды феодального землевладения
  • 26. Поземельные отношения по Саксонскому зерцалу
  • § 1. Если кто земельную собственность продает, или закладывает, это должно быть засвидетельствовано судьей и 7 свидетелями числа людей, которые с ним участвуют в вынесении решения.
  • 27. Уголовное право и Суд и по Саксонскому зерцалу
  • 28. Уголовный процесс по Каролине
  • 1) Против государственной власти:
  • 2) Против личности:
  • 3) Против собственности:
  • 5) Против нравственности:
  • Процесс:
  • 29. Рецепция римского права в средневековой Европе. Основные формы рецепции. Университеты как инструмент рецепции
  • 31. Государственность Англии периода Революции
  • 32. Становление парламентского правления в Англии: хviii–xiXвв.
  • Раздел 1. Право граждан Соединенных Штатов, достигших восемнадцатилетнего или более старшего возраста, участвовать в голосовании не должно оспариваться или ограничиваться Соединенными Штатами.
  • 35. Развитие и становление американского федерализма
  • 36. Конституционная история Французской революции: 1789-1814 годы
  • 37. Законодательство эпохи Французской революции
  • 38. Государственный строй II-ой республики, II-ой империи и III-ей республики во Франции
  • IiIреспублика
  • 39. Конституционное положение Германии в xiXв.
  • 40. Германское Гражданское Уложение 1896г.
  • 42. История становления единой государственности Италии
  • 43. Конституционное развитие Австро-Венгерской монархии
  • 44. Веймарская конституция Германии
  • 18 Век.
  • 46. История развития Японского общества и государства
  • 47. Социальная функция государства постиндустриальной эпохи: история становления, основные формы осуществления
  • 2 Тенденции в развитии нового общества:
  • Обязательственное право
  • Брачно-семейное право
  • Социальный вопрос
  • 48. Фашистское государство Италии
  • 49. Национал-социализм в Германии
  • 1 Августа 1934 «о главе германского государства».
  • 30 Января 1934 г. Был принят «Закон о новом устройстве империи».
  • 1935Г. «Закон об имперских наместниках»
  • 14 Февраля 1934 г - «Закон об упразднении Рейхсрата»
  • 50. Социалистическая государственность в странах Восточной Европы и Азии
  • 18. Государственный строй Византийской империи

    Византийское государство IV-VII вв. унаследовало, с теми или иными особенностями, основные черты государственного строя позднеримской империи.

    Император.

    По форме правления - монархия.

    Продолжение принципата еще на 1,5тыс.лет. Во главе государства - басилевс автократов рамеев(с 629 года, до этого - принцепс.)

    - Наследник власти римских цезарей.

    - Обладал всей полнотой судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви .

    Независим и неограничен (Но!!не мог изменять закон!!!)Может законодательствовать только при помощи мудрых мужей, которые подсказывают, как поступать. Если посмотреть на кодификации императоров, видим воплощение этой идеи. Потом эти идеи приобретают форму права.

    - В церкви он высшая надзирательная власть - потому что со времени Юстиниана был установлен принцип симфонии(богу божье, кесарю кесарево - информация дана в 6 новелле.).

    - Если изменяет православию, то мог быть лишен полномочий .

    При Юстиниане же император регулярно вмешивался в дела церкви и обращался с церковными иерархами как с чиновниками.

    Общая норма в том, что император и церковь соблюдают правило симфонии, установленное в 6 новелле

    Власть византийского императора не была произвольной.

    При всей широте полномочий императора она умерялась необходимостью следовать "общим законам" империи и особенно отсутствием принципа наследственности престола.

    Новый византийский император избирался сенатом, "народом Константинополя" .

    Еще в IV в. императорским указом "народу Константинополя" - различным социальным слоям и группировкам населения столицы, собиравшимся на константинопольском ипподроме, было предоставлено право выражать просьбы и предъявлять императору требования.

    Самый гуманный способ лишения престола императора - услепление.

    Политические организации.

    Это так называемые городские партии (димы ).

    Социальная опора двух наиболее крупных димов - "голубые" и "зеленые" - составляли различные группировки господствующего класса.

    Получали поддержку:

    "голубые" - сенаторская и муниципальная аристократия,

    "зеленые" - торгово-финансовая верхушка византийских городов.

    Димы имели определенную организацию и даже вооруженные отряды.

    В V в . аналогичные организации по типу столичных димов были созданы и в других городах Византийской империи. Они превратились с течением времени в своего рода общеимперские организации, тесно связанные друг с другом.

    В IV-VI вв. роль димов в политической жизни была значительной.

    Византийские императоры должны были нередко делать ставку в своей политике на одну из названных партий .

    Армия

    Армия играла огромную роль. (чаще всего в военном перевороте), роль которого в избрании императора Византии неуклонно росла.

    Факторы, сдерживающие самовластие императора:

    1)Неоходимость одобрение кандидатуры императора "народом Константинополя" .

    2)Наличие особого государственного органа византийской аристократии - константинопольского сената .

    В сенате могли рассматриваться любые дела империи .

    Влияние обеспечивалось самим составом сената, включавшим практически всю правящую верхушку господствующего класса Византии.

    К V в . число сенаторов составляло 2 тыс. человек .

    1)Обсуждение государственных дел сенатом.

    2)Право участвовать в избрании нового императора

    3)До 7 века рассматривал законопроекты,

    4)обсуждалась внешняя политика,

    5)расследование громких уголовных дел.

    Государственный Совет (Консисторий) - это совещательный орган при императоре, разрешающий также наиболее важные судебные дела.

    Возглавлялся квестором.

    В VIII в. политические организации и учреждения, ранее сдерживавшие всевластие византийского императора, приходят в упадок или полностью ликвидируются.

    С IX в. даже номи­нальное провозглашение императора «народом Константино­поля» прекращается. Политическая роль константинопольского сената, упавшая еще в конце VII в., окончательно сводится на нет императорским указом конца IX в., лишившим сенат права участия в законодательстве империи.

    Православная церковь

    Остается единственной крупной политической силой в византийском государстве.

    Возрастает роль главы церк­ви константинопольского патриарха в общественно-политиче­ской жизни Византии.

    Патриархи нередко становятся регента­ми малолетних императоров и непосредственно вмешиваются в политическую борьбу за трон , пользуясь тем, что единственной процедурой, узаконивающей «поставление на царство », стано­вится с VII в. венчание императора патриархом в храме Св. Со­фии. Но византийской церкви не удалось до­биться независимости от императорской власти .

    Император - право выбирать патриарха из трех кандидатов, рекомендованных церковными иерархами, и низлагать неугодного патриарха.

    Император стал именоваться базилевсом , т. е. царем, считавшимся наместником бога на земле .

    Укрепление основ императорской власти в VIII-IX вв. сопровождалось изменением ее атрибутов.

    За византийскими императорами окончательно утверждаются греческие титулы василевса (царя) и автократора (самодержца).

    Культ императора-василевса достигает невиданных ранее размеров. Божественный император считался владыкой вселенной (Ойкумены).

    Его прерогативы были неограниченными.

    Василевс

    1) издавал законы,

    2) назначал и смещал высших чиновников,

    3) являлся верховным судьей и командующим армией и флотом.

    Но его положение не было очень прочным.

    Примерно половина всех византийских императоров была лишена власти насильственно. Система престолонаследия длительное время у византийцев отсутствовала : сын василевса не рассматривался обычаем как обязательный законный наследник.

    Императором делало не рождение, а "божественное избрание". Поэтому императоры широко практиковали институт соправителей, выбирая, таким образом, еще при жизни наследника, принцип законного престолонаследия начинает утверждаться в Византии только с конца XI в .

    Традиционализм, рутина церемониалов, отработанных до мельчайших подробностей и освященных обычаем, серьезно сковывали личные возможности императоров. Их реальная власть начинает неуклонно ослабевать.

    Не мог сам всем управлять, была установлена палатинская (палата) система управления.

    Бюрократический аппарат

    Для государственного строя Византии на основных этапах его развития характерно наличие огромного бюрократического аппарата, как центрального, так и местного . В его основе лежа­ли начала строгой иерархии .

    Все византийское чиновничество было разделено на ранги (титулы) , система которых была де­тально разработана.

    В X в. в византийской «табели о рангах» насчитывалось 60 таких титулов (Существовала Табель, павшие русские князья были на 26 месте и занимали должность стольника).

    Государственном совете

    Сосредоточивалось центральное управление им­перией (в консисто­ рии, а позднее в синклите).

    Это был высший орган при императо­ре, руководивший текущими делами государства.

    Его функции не были четко определены, и на практике он играл немалую политическую роль.

    Состоял из высших государственных и дворцовых чинов, являющихся ближайшими помощниками императора .

    В их число входили два префекта претория, префект Константинополя, магистр и квестор двор­ца, два комита финансов.

    Эти высшие чиновники империи об­ладали обширными полномочиями, в том числе судебными.

    Два префекта претория являлись высшими руководителя­ми местного государственного аппарата , префект Константино­поля являлся гражданским правителем столицы и председате­лем сената.

    Важные функции имели высшие дворцовые чины:

      магистр - начальник дворца и

      квестор - главный юрист и председатель консистория.

    Они осуществляли непосредственно управление делами империи с помощью разветвленного бюро­кратического аппарата.

    Общая численность византийских чи­новников в это время была огромной. Только в ведомствах двух префектов претория служило не менее 10 тыс. гражданских чи­новников.

    Роль центрального государственного аппарата возросла в IX-XI вв. Государственный бюрократический аппарат в эту пору контролировал все сферы политической, экономической и даже культурной жизни Византии.

    Его структура стала более сложной и громоздкой. Количество ведомств («секретов» ) увеличилось до 60 .

    С IX в . вследствие роста императорского хо­зяйства и двора усложняется дворцовая администрация . Разли­чия между государственными ведомствами и дворцовыми служ­бами становятся все менее четкими . Дворцовая администрация все чаще вторгается в руководство общегосударственными де­лами .

    В Византии наблюдается распыление отдельных государст­венных функций между различными, нередко дублирующими друг друга государственными ведомствами. Так, финансовое управление было разделено с VII в. на несколько неподчинен­ных друг другу «секретов» .

    Судебные функции были разделены между различными учреждениями:

      судом патриарха,

      судом го­родского префекта (эпарха),

      особым судом для дворцовых служб императора.

    Многочисленные секретики (секретари) : профессиональные чиновники, сравнимы с министрами.

    1) логофет дрома - пути сообщения, позже МВД и полиция, позже - премьер;

    2) логофет геникона - гос. казна, фин. Система4

    3) логофет - стратег (2 чел.) - один - флот; другой - сухопутная армия;

    4) логофет деменов - председатель госкомимущества.

    Византийское государство IV-VII вв. унаследовало, с теми или иными особенностями, основные черты государственного строя позднеримской империи. Во главе государства стоял император, наследник власти римских цезарей. Он обладал всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви. Византийская православная церковь играла огромную роль в укреплении авторитета императора.

    Именно церковь разработала и освятила официальную доктрину божественного происхождения императорской власти и проповедовала единение государства и церкви, духовной и мирской власти (их симфонию). В отличие от католической (западной) византийская церковь в гораздо большей мере экономически и политически зависела от императора, так как существовала в условиях мощного централизованного государства.

    Ранневизантийская церковь была прямо подчинена императору. Наиболее полновластно вмешивался в руководство делами церкви император Юстиниан I, нередко обращавшийся с высшими церковными иерархами (епископами и патриархами) как со своими чиновниками.

    Власть византийского императора в IV-VII вв. не была произвольной. При всей широте полномочий императора она умерялась необходимостью следовать "общим законам" империи и особенно отсутствием принципа наследственности престола. Новый византийский император избирался сенатом, "народом Константинополя" и армией, роль которой в избрании императора Византии неуклонно падала.

    Важным фактором политической жизни Византийского государства этого времени было одобрение кандидатуры императора "народом Константинополя". Еще в IV в. императорским указом "народу Константинополя" - различным социальным слоям и группировкам населения столицы, собиравшимся на константинопольском ипподроме, было предоставлено право выражать просьбы и предъявлять императору требования. На этой основе в Византии возникли особые политические организации - так называемые городские партии (димы). Социальную опору двух наиболее крупных димов - они назывались "голубые" и "зеленые" - составляли различные группировки господствующего класса. Первых поддерживала сенаторская и муниципальная аристократия, вторых - торгово-финансовая верхушка византийских городов. Димы имели определенную организацию и даже вооруженные отряды. В V в. аналогичные организации по типу столичных димов были созданы и в других городах Византийской империи. Они превратились с течением времени в своего рода общеимперские организации, тесно связанные друг с другом. В IV-VI вв. роль димов в политической жизни была значительной. Византийские императоры должны были нередко делать ставку в своей политике на одну из названных партий.

    Другим фактором, сдерживающим самовластие императора, являлось наличие особого государственного органа византийской аристократии - константинопольского сената. В сенате могли рассматриваться любые дела империи. Его влияние обеспечивалось самим составом сената, включавшим практически всю правящую верхушку господствующего класса Византии. К V в. число сенаторов составляло 2 тыс. человек. Обсуждение государственных дел сенатом, а также его право участвовать в избрании нового императора обеспечивало византийской аристократии известную долю участия в руководстве делами империи.

    Именно поэтому ранневизантийские императоры, включая наиболее могущественного Юстиниана I, признавали в законодательных актах необходимость "согласия великого сената и народа". Это свидетельствует об устойчивости некоторых политических традиций, сохраняющихся со времен республиканской государственности.

    С VIII в. начинается новое укрепление центральной власти Византии. Оно надолго определило пути развития византийской государственности. Базой централизации и широкой завоевательной политики Византии в IX-Х вв. послужила стабилизация экономики на новой феодальной основе. Византийское государство, достигшее наивысшего развития во время правления Македонской династии (867-1057 гг.), стремилось контролировать с помощью огромного бюрократического аппарата все стороны экономической, политической и культурной жизни страны. Жестко централизованный характер империи резко отличал Византию от современных ей феодальных государств Европы.

    В VIII в. политические организации и учреждения, ранее сдерживавшие всевластие византийского императора, приходят в упадок или полностью ликвидируются. С IX в. даже номинальное провозглашение императора "народом Константинополя" прекращается. Политическая роль константинопольского сената, упавшая еще в конце VII в., окончательно сводится на нет императорским указом конца IX в., лишившим сенат права участия в законодательстве империи.

    Единственной крупной политической силой в Византийском государстве остается православная (греческая) церковь. Ее авторитет и влияние укрепляются. В частности, возрастает роль главы церкви константинопольского патриарха в общественно-политической жизни Византии. Патриархи нередко становятся регентами малолетних императоров и непосредственно вмешиваются в политическую борьбу за трон, пользуясь тем, что единственной процедурой, узаконивающей "поставление на царство", становится с VII в. венчание императора патриархом в храме Св. Софии. Однако и в это время византийской церкви не удалось добиться независимости от императорской власти. Император сохранил право выбирать патриарха из трех кандидатов, рекомендованных церковными иерархами, и низлагать неугодного патриарха.

    Укрепление основ императорской власти в VIII-IX вв. сопровождалось изменением ее атрибутов. За византийскими императорами окончательно утверждаются греческие титулы василевса (царя) и автократора (самодержца). Культ императора-василевса достигает невиданных ранее размеров. Божественный император считался владыкой вселенной (Ойкумены). Его прерогативы были неограниченными. Василевс издавал законы, назначал и смещал высших чиновников, являлся верховным судьей и командующим армией и флотом.

    Характерно, что при такой всевластности его положение не было очень прочным. Примерно половина всех византийских императоров была лишена власти насильственно. Система престолонаследия длительное время у византийцев отсутствовала: сын ва-силевса не рассматривался обычаем как обязательный законный наследник. Императором делало не рождение, а "божественное избрание". Поэтому императоры широко практиковали институт соправителей, выбирая, таким образом, еще при жизни наследника, принцип законного престолонаследия начинает утверждаться в Византии только с конца XI в.

    Традиционализм, рутина церемониалов, отработанных до мельчайших подробностей и освященных обычаем, серьезно сковывали личные возможности императоров. Их реальная власть, по мнению ряда исследователей, начинает неуклонно ослабевать. Этому способствовали новые тенденции, порожденные воздействием феодальных отношений. По мере развития в Византии феодализма между императорами и крупными феодальными землевладельцами (динатами) складываются новые для византийской государственной практики сеньориально-вассальные отношения. Начиная с Х в. византийский самодержец нередко вынужден заключать феодальные договоры с некоторыми своими подданными - динатами, беря на себя обязанности феодального сеньора.

    Для государственного строя Византии на основных этапах его развития характерно наличие огромного бюрократического аппарата, как центрального, так и местного. В его основе лежали начала строгой иерархии. Все византийское чиновничество было разделено на ранги (титулы). Их система была глубоко разработана. В Х в. в византийской "табели о рангах" насчитывалось 60 таких рангов. Центральное управление империей сосредоточивалось в Государственном совете (консистории, а позднее синклите). Это был высший орган при императоре, руководивший текущими делами государства. Его функции не были четко определены, и на практике он играл немалую политическую роль. Государственный совет состоял из высших государственных и дворцовых чинов, являющихся ближайшими помощниками императора. В их число входили оба префекта претория, префект Константинополя, магистр и квестор дворца, два комита финансов. Эти высшие чиновники империи обладали обширными полномочиями, в том числе судебными. Так, два префекта претория являлись высшими руководителями местного государственного аппарата; префект Константинополя являлся гражданским правителем столицы и председателем сената.

    Право Византии. Общие положения

    Византийское право, история которого насчитывает более тысячи лет, представляет собой уникальное явление для средневековой Европы. Оно характеризуется относительно высокой степенью стабильности, внутренней цельности, а также способностью приспосабливаться к меняющимся социально-экономическим и политическим условиям. Эти качества права в Византии определялись рядом исторических факторов, среди которых особое значение имели традиционно сильная центральная императорская власть, римское правовое наследие, византийская христианская церковь. Эти факторы оказывали интегрирующее влияние на право, придавали ему свойства системности.

    Уже на ранних этапах развития государства в Византии сложилась своеобразная правовая система, которая выросла непосредственно из римского права, но испытала на себе влияние специфических переходных к феодализму отношений в обществе, отличавшемся большой социальной и этнической пестротой. Под влиянием времени и чисто местных условий, в частности разнообразных правовых обычаев, римские правовые институты постепенно эволюционировали. Но принципиальные основы римского права и правовой культуры не были подорваны и не подверглись коренным изменениям, чему в немалой степени способствовало длительное сохранение в Византии рабовладельческого уклада.

    Прямая преемственность римского и византийского права нашла свое отражение в использовании императорского законодательства в качестве основного источника права. Относительная стабильность политической системы Византии способствовала тому, что именно здесь были предприняты первые попытки кодификации императорских конституций, а затем и римского права в целом. Так, первым официальным сводом римских законов был составленный в 438 году Кодекс византийского императора Феодосия (Codex Theodosianus), в который вошли все императорские конституции со времени правления Константина (с 312 года). Тем самым в Византии утратило силу более раннее римское законодательство, не включенное в этот сборник.

    В IV--VI вв. в Византии наблюдается высокий уровень развития правовой мысли, складываются самостоятельные юридические школы (наиболее известные -- в Бейруте и Константинополе). Среди юристов бейрутской школы, которые преподавательскую работу сочетали с участием в императорских кодификационных работах, особенно прославились Домнин, Скилиаций, Кирилл, Патрикий и др.

    Византийские юристы были не просто хранителями античных правовых и культурных традиций. Они адаптировали римское право применительно к новым потребностям общества, внося при этом изменения и вставки (интерполяции) в классические тексты римских юристов. Таким образом подготавливалась почва для проведения крупномасштабных кодификационных работ. Не случайно именно в Византии, как уже указывалось, в середине VI в. под руководством выдающегося юриста Трибониана была осуществлена всеобъемлющая систематизация римского права, итогом которой явился Свод законов Юстиниана (Corpus juris civilis). Эта кодификация вплоть до XI в. оставалась не только важнейшим источником действующего права Византии, но и была тем фундаментом, на котором окончательно сформировалась ее правовая система.

    Византийская империя называлась «ромейским» государством. Во главе стоял император, в его руках – власть законодательная, исполнительная и судебная; он распоряжался светскими и церковными делами. Господствовавшая в Византии православная церковь утверждала, что власть императора от Бога, его личность считалась священной. Не было определенного порядка престолонаследия. Формально императора избирал сенат, армия и «народ» в лице своеобразных политических партий Византии. Некоторые императоры при жизни назначали себе преемника или «соправителя».

    При императоре создавался совещательный орган – сенат (синклит), который обсуждал важнейшие вопросы внутренней и внешней политики Византии, рассматривал законопроекты, осуществлял судебные функции по важнейшим уголовным делам Государственный совет (консисторий) – другой совещательный орган при императоре, стоявший во главе центрального государственного управления в Византийской империи. Консисторий регулярно обсуждал все текущие вопросы государственного управления, осуществлял некоторые судебные функции Высшие должностные лица империи – подчинявшиеся императорам два префекта претория, префект столицы, начальник дворца, квестор, два комитета финансов и два магистра армии.

    Константинополь с прилегающей к нему сельской местностью до 100 миль составлял самостоятельную имперскую административную единицу. Во главе города стоял префект (эпарх) столицы, являвшийся по должности председателем сената. Квестор являлся председателем Государственного совета, ведал разработкой и рассылкой императорских указов, обладал судебной властью. Во главе армии – два магистра. Один командовал пехотой, другой – кавалерией В VII в. все византийское чиновничество было разделено на 60 разрядов или чинов. Лица, занимавшие высшие государственные должности, – логофеты.

    Административное деление. Вся страна делилась на две префектуры. Префектуры делились на семь диоцезов, в каждом из которых было по 50 провинций. Первоначально гражданская власть отделена от военной, но в VI в. правительство в некоторых пограничных областях объединило в одних руках военно-гражданскую власть. В VII в. в связи с военной угрозой правительство перевело на военное положение многие пограничные провинции и передало управление ими военным начальникам. Возникла новая система местного управления – фемный строй Фема – военный округ, на территории которого были расквартированы войска. Во главе фемы стоял командующий войсками – стратиг.

    Высшим судебным органом был императорский суд, который рассматривал дела о государственных преступлениях (восстаниях и заговорах против императора). Этот суд был также высшей апелляционной инстанцией. Судебные функции осуществлял Государственный совет по делам о государственных преступлениях и преступлениях высших должностных лиц. Высшим церковным судом являлся суд константинопольского патриарха. Церковные суды рассматривали дела о преступлениях духовенства, а также о преступлениях против религии, брака и нравственности, совершенных лицами, не принадлежащими к духовенству.

    Началом Восточной Римской империи можно считать 330г., когда римский император Константин перенес свою столицу из Рима в Византий, незначитНачалом Восточной Римской империи можно
    считать 330г., когда римский император
    Константин перенес свою столицу из Рима в
    Византий, незначительный город древней
    босфорской колонии, который позже назвал
    своим именем. Официальное разделение
    империи на Западную и Восточную произвел
    уже император Феодосий, в 395г.

    Выделяют три этапа византийской государственности:

    IV – VII вв. – позднеантичная (раннефеодальная)
    централизованная монархия.
    VIII – XII вв. – феодальное государство с сильной
    церковной властью в форме абсолютной монархии.
    XIII – XV вв. – кризис Восточной Римской империи.

    Общественный строй

    Для Византии характерна очень
    медленная феодализация
    До 11-12вв. существовали рабы. Они составляли
    низшее сословие социальной иерархии, не
    обладая правосубъектностью.

    Немного выше рабов находились византийские крестьяне, податное сословие которое было весьма неоднородным. Крестьяне делились на:

    Колоны – земельные арендаторы по срочным контрактам 1го
    этапа византийской государственности, которые могли быть
    как лично свободными так и приписанными к земле.
    Элевтеры – были формально свободными крестьянами
    общинниками, однако в последствии вынужденно заполняли
    прекарные грамоты и становились крепостными.
    Апорты – обедневшие общинники, жившие за счет сдачи в
    аренду своей земли более зажиточным соседям по общине.
    Мортиты – брали землю в аренду, выплачивая арендодателю
    «десятину» с вырощенного уражая.
    Парики – крепостные крестьяне, которых относили к
    казенным или частным в зависимости от принадлежности
    тому либо иному господину.

    Примерно на одном социальном уровне с крестьянами
    находился городской плебс, который не обладал полной
    правосубъектностью в отличии от знатных и почетных
    горожан – судовладельцев, торговцев-ростовщиков,
    обладавших почетными званиями, привилегиями,
    ставившими их в ряд с высшими сословиями.

    Привилегированные слои общества включали в себя:

    Куриалы – сборщики налогов в Византии,
    члены городских курий – совета
    византийских городов.
    Динаты – «могущественные», обладали
    полным «налоговым иммунитетом». Также
    не несли никаких трудовых повинностей в
    пользу государства.

    Высшее сословие Византии включало в себя:

    Духовенство – не платило никаких налогов в казну, и это
    делало привилегии церкви весьма ощутимыми
    Сенаторы – подразделялись на 18 разрядов. Каждый из
    этих разрядов относился к категории крупных
    землевладельцев, пользовавшихся полной
    имущественной правосубъектностью и свободных от
    налогообложения. Сенаторы имели свои военные
    отряды, свою систему штрафов по отношению к
    крепостным и параллельно замещали высшие
    государственные должности, составляя оплот
    византийской бюрократии.

    Государственный строй

    Во главе Восточной Римской империи на всех этапах ее
    развития находился император.
    На первом этапе император формально избирался
    «сенатом, армией и народом Византии», на
    следующем этапе он был вправе выбирать себе
    «соправителя-приемника», а с IX в. в Византии
    формируется наследственно легитимная монархия,
    где
    император
    уже
    является
    василевсом
    (автократом)Из 107 византийских самодержавцев только 42
    умерли своей смертью или отреклись от
    престола.

    В V – VI вв. сенат по западноримской традиции
    еще играл важную роль в государстве (жители
    Византии называли себя римлянами, хотя
    официальным языком был греческий).
    Впоследствии на смену сената приходит синклит
    (совет) при василевсе, куда входят высшие
    государственные чиновники:

    Такие как:

    Квестор – возглавлял синклит и выполнял
    функции министра юстиций.
    Префект столицы – управляющий
    Константинополем.
    Два префекта претория – один из которых
    управлял восточной частью империи, а
    другой – Балканами, и др.

    На всех этапах для Византии характерно наличие
    огромного бюрократического аппарата,
    строгой иерархии: чиновники разделены на
    ранги (в 10в. было 60 рангов)
    Существовало около 60 государственных
    министерств – секретов.
    Для бюрократического аппарата Византии была
    характерна развитая система коррупции.

    Местное управление не было неизменным. В IV – VII вв. в
    Византии сохранялась позднеримская административнотерриториальная система, когда во главе двух префектур
    стояли префекты, входившие по должности в синклит.
    Префектуры подразделялись на диоцезы, которых
    насчитывалось семь, во главе с викариями. Диоцезы
    подразделялись на 50 с лишним провинций во главе с
    начальником провинции, а самым низшим звеном были
    округа, также возглавляемые окружной администрацией.
    Главы всех рангов сочетали в своих полномочиях судебную
    власть, но были отделены от власти военной.

    В VII в. в связи с необходимостью защиты государства от
    арабов прежняя система управления уступила место
    фемному строю (фема – военно-административный
    округ), главой фемы был стратиг, который был
    наделен всеми властными полномочиями, включая
    судебные и военные.

    В Восточной Римской империи судебные учреждения подразделялись на светские и церковные. Суд был не вполне отделен от администрации.

    Высшая судебная власть принадлежала императору. В силу своих верховных
    полномочий, он мог принять к своему рассмотрению (не обязательно
    личному, а проводившемуся в Государственном Совете) любое дело как
    гражданской, так и церковной юрисдикции. Со временем установились
    узаконенные ограничения поводов обращения к императорскому суду.
    Здесь разбирались дела, представленные в порядке обращения
    должностного лица высшей или провинциальной администрации,
    оказавшегося в затруднении при решении дела из-за нехватки или
    противоречий в законах. Здесь принимались апелляции на важнейшие
    дела. Наконец, император принимал к собственному рассмотрению дела
    лиц высших сословий в порядке особой их привилегии - общесословной
    или даже персональной (такая практика прекратилась только в конце XI в.).

    Церковные суды были строго централизованны: суду
    патриарха Константинополя подчинялись суды
    митрополитов. Ниже находились суды архиепископов,
    еще ниже – епископские суды. Их компетенция сводилась
    к юрисдикции в сфере религии, нравственности, а также в
    брачно-семейной сфере. Также в сферу деятельности
    попадали все дела с участием духовенства.

    Общественно-политический строй Византии имел свои специфические черты. Процесс разложения рабовладельческих порядков шел в Византии медленно. Господствующий класс Византии IV-VII вв. был неоднороден. Экономические и социальные позиции занимали сенаторские круги и земельная аристократия. Экономической основой их господства была крупная частная собственность на землю рабовладельческого типа. Высокое место в социальной структуре византийского общества занимала городская муниципальная верхушка крупных городов Империи, особенно столицы -Константинополя.

    Рабы, находясь на самой низкой ступени общественного развития, входили в отношения социальной лестницы. К различным категориям свободных относились прежде всего свободные крестьяне-землевладельцы. Сохранение в IV-VI вв. свободного крестьянства - основная специфическая черта общественного строя Византии.

    Свободные крестьяне жили соседскими общинами и обладали правом частной собственности на землю. Крестьяне уплачивали поземельную подать и несли разного рода тяжелые имущественные и личные повинности. Широко использовалась в Византии этого периода позднеримская форма эксплуатации крестьян - колонат.

    В X-XI вв. социальное положение византийских рабов несколько улучшается. Пресекается обращение свободных в рабство. В XI-XII вв. усилилась тенденция к стиранию граней между рабами и другими категориями эксплуатируемых классов Византии.

    Только к X в. возобладала тенденция к формированию феодальной сеньориальной системы, основанной на труде зависимого крестьянства от земельных собственников при сохранении контроля со стороны государства.Медленный характер развития феодальных отношений определил специфику социального состава господствующего класса изантийского общества на втором этапе его развития. Эта сила долгое время не была консолидирована и не складывалась в замкнутые сословия. Наследственная вассально-сеньориальная система начинает складываться в Византии только к XI-XII вв. Незавершенность развития феодального сеньориального строя обусловила относительную слабость византийской землевладельческой знати. Ведущее место в структуре господствующего класса Византии принадлежало столичной знати и высшему чиновничеству Империи, соперничающим с военно-землевладельческой провинциальной знатью. На протяжении данного исторического периода сохранялись многочисленные различия в правовом положении отдельных слоев подданных. В Византии формирование класса зависимого крестьянства затягивалось из-за сохранения пережитков рабовладельческого строя. Крестьяне эксплуатировались главным образом

    в централизованной форме посредством государственной налоговой системы.Крупные землевладельцы и военная знать (динаты - «сильные») захватывают крестьянские земли, подчиняют себе сельские общины, добиваются нового прикрепления крестьян к земле. С XI-XII вв. идет неуклонный рост крестьян, прикрепляемых к земле.С этого времени основная фигура в византийской деревне - феодально зависимый парик. Парики не имели права собственности на землю и были обязаны выплачивать господину ренту в натуральной и денежной формах, а также в форме отработки

    От Римской империи Византия унаследовала монархическую форму правления с императором во главе. С VII в. глава государства чаще именовался автократор (греч. Αὐτοκράτωρ - самодержец) или василевс (греч. Βασιλεὺς).

    Византийская Империя состояла из двух префектур - Восток и Иллирик, во главе каждой из которых стояли префекты: префект претории Востока (лат. Praefectus praetorio Orientis) и префект претории Иллирика (лат. Praefectus praetorio Illyrici). В отдельную единицу был выделен Константинополь во главе с префектом города Константинополя (лат. Praefectus urbis Constantinopolitanae).

    Длительное время сохранялась прежняя система государственного и финансового управления. Но с конца VI века начинаются существенные изменения. Реформы связаны в основном с обороной (административное деление на фемы вместо экзархатов) и преимущественно греческой культурой страны (введение должностей логофета, стратега, друнгария и т. д.). С X века широко распространяются феодальные принципы управления, этот процесс привёл к утверждению на троне представителей феодальной аристократии. До самого конца империи не прекращаются многочисленные мятежи и борьба за императорский трон.

    Двумя высшими военными должностными лицами были магистр пехоты (лат. magister paeditum) и магистр конницы (лат. magister equitum), позже эти должности были объединены (Magister militum); в столице были два магистра пехоты и конницы (Стратиг Опсикия) (лат. Magistri equitum et pаeditum in praesenti). Кроме того существовали магистр пехоты и конницы Востока (Стратиг Анатолика), магистр пехоты и конницы Иллирика, магистр пехоты и конницы Фракии (Стратиг Фракисии).

    Для государственного строя Византии на основных этапах его развития характерно наличие огромного бюрократического центрального и местного аппарата. В его основе лежали качала строгой иерархии.

    Все византийское чиновничество было разделено на ранги (титулы). Центральное управление империей сосредоточивалось в Государственном совете - высшем органе при императоре, руководившем текущими делами государства. Его функции не были четко определены. Государственный совет состоял из высших государственных и дворцовых чинов, являвшихся ближайшими помощниками императора. В их число входили два префекта претория, префект Константинополя, магистр и квестор дворца, два комитета финансов. Эти чиновники империи обладали обширными полномочиями.Так, два префекта претория являлись высшими руководителями местного государственного аппарата; префект Константинополя являлся гражданским правителем столицы и председателем сената.Магистр - начальник дворца и квестор – главный юрист и председатель консистория осуществляли непосредственно управление делами Империи с помощью разветвленного бюрократического аппарата.В IX-XI вв. государственный бюрократический аппарат контролировал все сферы политической, экономической и культурной жизни Византии. С IX в.вследствие роста императорского хозяйства и двораусложняется дворцовая администрация. Различия между государственными ведомствами и дворцовыми службами стираются. Судебные функции разделены между различными учреждениями: судом патриарха, судом городского префекта (эпарха), особым судом для дворцовых служб императора и др.

    Местный государственный аппарат Империив IV-VII вв. целиком базировался на поздней римской системе управления (деление на префектуры, диоцезы и провинции). Гражданская власть была отделена от военной и обладала в этот период приоритетом над последней. Во главе местного управления Империи стояли два префекта претория. Эти высшие гражданские чиновники обладали широкой административной, судебной и финансовой властью. В непосредственном подчинении префектов находились гражданские правители диоцезов и провинций. Правители провинций, основного звена местного управления, обладали обширными административными, финансовыми и судебными полномочиями. Они являлись судьями первой инстанции в пределах провинции.В VII в. на смену старой системе местного управления пришла система фемов. Фемы возникли как военные округа. Во главе фемов стояли стратеги,объединяющие в своих руках всю полноту военной и гражданской власти.С усилением феодализации византийского обществафемная организация местного управления начинает ослабевать и в XI в. окончательно приходит в упадок.Военные силы Империи состояли из солдат, для которых служба была наследственной профессией.В Византии был создан и мощный военный флот.В XIII столетии Константинополь сделался добычей крестоносцев. Ослабленная политически, переживавшая экономический упадок Византия должна была вступить в непосильную конкуренцию с развивающейся европейской торговлей на Востоке. Угнетенные народы в жесткой борьбе с Империей отпадали от нее, образуя самостоятельные государства.

    30. Политическая история Арабского халифата в VII–IX веках

    Социальные отношения в Аравии в VI-VII вв. были очень сложными. На большей части страны не были изжиты первобытно-общинные отношения, ярко проявлявшиеся в родовой связи членов общества, кровной мести, общем владении землей и т. д. В то же время общество находилось на стадии разложения кровнородственной общины. Основными производителями материальных ценностей оставались свободные общинники. Крестьяне Аравии, жившие сельскими общинами,и основная масса скотоводческих племен противились

    установлению феодальных отношений.В VI-VII вв. получает распространение учение, которое в религиозной форме провозглашало сосредоточение власти в руках родовой знати, признавало формальное равенство свободных людей, связанных новой религией (независимо от принадлежности к племени). Предлагался выход из социального кризиса путем священной войны против неверных. «Пророком» ислама стал Мухаммед. С превращением ислама в господствующую религию Мухаммед сделался фактически главой всей Аравии.С первой половины VII в. объединенная Аравия переходит к массовым завоеваниям. Арабы захватывают Палестину, Сирию, Египет, покоряют Иран,распространяют свою власть на Северную Африку и юг Испании, на Закавказье и Среднюю Азию. Образуется огромная арабская держава, известная под названием Арабского Халифата. Центром ее становится город Багдад. На новые земли переселилась значительная масса аравийского населения.Политический строй, сохраняя черты рабовладельческого, стал быстро приобретать черты феодализма. Большая часть завоеванных земель была превращена в государственную собственность. Сидевшие на ней крестьяне платили поземельные подати как наследственные арендаторы. На новые земли переселилась значительная часть населения Аравии.Государственное устройство Халифата представляло собой централизованную монархию.Халиф являлся духовным и светским главой государства. Соединение в одном лице высшей светской и духовной власти представляет важную особенность монархии, придающую ей сложный характер феодально-теократического государства.Среди высших чиновников государства главную роль имел визирь. Важное значение приобретают так называемые диваны. Во главе областей стояли назначенные халифом эмиры. С началом феодальной раздробленности на территории Халифата многие из них превратились в независимых феодальных властителей.

    В первый период Халифата право и религия сливались воедино. Основным источником права признавался Коран. Его автором считается Мухаммед. Мусульманское право получило название «шариата»(прямой путь). Помимо религиозных предписаний,шариат заключает в себе нормы уголовного, гражданского и процессуального права. Дополнением к Корану служили и служат сборники преданий о судебных решениях Мухаммеда (сунна) и толкования авторитетных мусульманских творцов законов.Если в писаном праве имелся пробел, дозволялось прибегать к старому обычному праву - адату. Правовые, религиозные, этические нормы не отделяются друг от друга, составляя все вместе единый комплекс. Сохраняется государственная собственность на землю, но по мере развития феодальных отношений получает распространение и частная собственность на землю.