Бюджетное право. Предмет, метод и источники бюджетного права. бюджетные правоотношения

1. Понятие бюджетного права. Предмет бюджетного права

Бюджетное право России – это подотрасль российского права, часть финансового права, его ведущий институт; совокупность устанавливаемых государством общеобязательных норм, определяющих основы бюджетного устройства страны, составления, рассмотрения, утверждения и исполнения государственного бюджета и бюджетов субъектов РФ, входящих в бюджетную систему государства. Бюджетное право России также включает в себя перечень доходов и расходов бюджета, порядок распределения доходов и расходов между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.

Предметом бюджетного права являются общественные отношения, возникающие с установлением бюджетного устройства и бюджетной системы РФ; с установлением структуры доходов и расходов бюджетной системы РФ и распределением их между бюджетами разного уровня; с разграничением бюджетной компетенции между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления; с организацией бюджетного процесса, т. е. установления порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, составления, утверждения отчетов об использовании соответствующих бюджетов; с организацией контроля за исполнением бюджетов. Указанные группы общественных отношений, урегулированные нормами бюджетного права, являются бюджетными правоотношениями (ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145–ФЗ (БК РФ)).

Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные . Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ и субъектов РФ, муниципальных образований, бюджетных и внебюджетных фондов, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами ит. д. К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов РФ, ее региональных и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.

Бюджетное право России разделяется на общую и особенную части.

Общую часть бюджетного права образуют нормы, закрепляющие общие принципы и методы деятельности государственных органов РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления в бюджетной сфере, основные полномочия субъектов бюджетных правоотношений. Нормы общей части бюджетного права конкретизируются в особенной части, где детально регламентируются полномочия всех субъектов бюджетных правоотношений, порядок составления и принятия бюджетов всех уровней и т. д.

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

1.1. Предмет и метод российского предпринимательского права Российское предпринимательское право можно рассматривать в трех аспектах:а) как комплексная отрасль права– совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере

Из книги Банковское право автора Кузнецова Инна Александровна

Тема 1. Предмет, метод и принципы российского предпринимательского права I.Тесты. Из предложенных вариантов выберете один правильный ответ.Российское предпринимательское право является:А. Базовой отраслью праваБ. Комплексной отраслью праваВ. Специальной отраслью

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

3. Предмет банковского права. Метод банковского права Предметом банковского права являютсяобщественные отношения, возникающие в связи с осуществлением банковской деятельности. Понятие «банковская деятельность» не имеет законодательного закрепления, поэтому можно

Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья

2. Система источников бюджетного права Система источников бюджетного права в РФ закреплена в положениях ст. ст. 2–4 БК РФ. Бюджетное законодательство РФ состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год,

Из книги Коммерческое право автора Горбухов В А

15. Понятие бюджетного процесса Бюджетный процесс– это совокупность действий органов представительной и исполнительной власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной системы.Бюджетным процессом является регламентированная законодательная деятельность

Из книги Налоговое право автора Микидзе С Г

2. Предмет, метод и принципы коммерческого права Слово «коммерция» произошло от латинского слова «commercium» – «торговля».Предмет коммерческого права – регулирование профессиональной торговой деятельности, коммерческие отношения, отношения между субъектами по

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

2. Понятие налогового права и его место в системе российского права Налоговое право – это совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения, взимания налогов и сборов и перечисления в бюджетную систему

Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

2.1. Понятие налогового права как отрасли права Под термином «налоговое право» понимаются:> отрасль законодательства;> подотрасль науки финансового права;> учебная дисциплина.Налоговое право – совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные

Из книги Науково-практичний коментар Бюджетного кодексу України автора Ярошенко Ф О

2.2. Предмет и метод налогового права Все отрасли или подотрасли права различаются, прежде всего, по предмету правового регулирования. При этом предмет отвечает на вопрос – что изучает данная отрасль?Предмет налогового права – совокупность однородных имущественных и

Из книги Банковское право. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

23.1. Понятие и предмет международного налогового права Термин «международное налоговое право» употребляться применительно к нормам, регулирующим налоговые отношения с участием иностранных организаций и граждан.Развитие международных отношений привело к заключению

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

1. Понятие, предмет и метод налогового права (НП) НП – система финансово-правовых норм, регулирующих налоговые правоотношения.Три подхода по поводу природы НП, его места в правовой системе: 1. НП – правовой институт финансового права который обособленно от него

Из книги автора

УЗАГАЛЬНЕНИЙ КОМЕНТАР ДО РОЗДІЛУ V КОНТРОЛЬ ЗА ДОТРИМАННЯМ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАВСТВА ТА ВІДПОВІДАЛЬНІСТЬ ЗА ПОРУШЕННЯ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАВСТВА Мета: розкрити зміст відповідальності та особливостей заходів впливу за вчинені порушення бюджетного законодавства; надати

Из книги автора

Глава 17. КОНТРОЛЬ ЗА ДОТРИМАННЯМ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАВСТВА Стаття 109. Повноваження Верховної Ради України з контролю за дотриманням бюджетного законодавства 1. Верховна Рада України здійснює контроль за дотриманням бюджетного законодавства у процесі: 1) визначення

Из книги автора

Из книги автора

1. Предмет банковского права Банковская система в условиях рыночных отношений обеспечивает: ?аккумуляцию свободных денежных средств физических и юридических лиц; ?их межрегиональное и межотраслевое перераспределение; ?внутринациональные и международные расчетные

Из книги автора

3. Предмет налогового права. Понятие и сущность налоговых отношений Предмет налогового права составляют имущественные и тесно связанные с ними организационные отношения, направленные на формирование централизованных денежных фондов государства и муниципальных

Воспроизводство общественного продукта является непрерывным процессом и состоит из следующих взаимосвязанных частей: производства, распределения, обмена и потребления. Главная роль принадлежит производству. Весь процесс воспроизводства определяется и отражается в народнохозяйственном учете. При этом отдельные виды учета характеризуют различные стороны этого процесса.

Предметом бюджетного учета являются государственный бюджет страны и процесс его исполнения. Наблюдение и контроль за хозяйственной деятельностью с помощью бюджетного учета дают возможность отражать доходы, расходы, денежные средства, расчеты, фонды и резервы, валютные средства, а также материальные ценности бюджетных учреждений, что позволяет иметь сведения о средствах, которыми располагает учреждение. Это способствует их сохранности и позволяет исчислять показатели в их движении на всех стадиях хозяйственных процессов.

Метод бюджетного учета представляет собой совокупность приемов и способов, позволяющих получить полную информацию об исполнении бюджета. Элементами метода бюджетного учета являются способы первичного наблюдения за объектами учета и отражения совершаемых операций об исполнении бюджета в первичных документах и инвентаризациях; способы текущей группировки данных об объектах учета и их отражение посредством двойной записи на счетах текущего учета и в других учетных регистрах; способы итогового обобщения данных учета в бухгалтерском балансе и отчетности.

Наблюдение при помощи документации представляет собой способ первичного отражения объектов бюджетного учета, позволяющий осуществлять сплошное и непрерывное наблюдение за ними. Для этого на каждую отдельную или однородную группу составляют определенный материальный носитель первичной учетной информации. В нем фиксируется содержание произведенной операции.

Однако не все явления, происходящие в процессе хозяйственной деятельности учреждений, могут быть зафиксированы посредством документации (естественная убыль, неточности при приеме или отпуске средств, ошибки в учете, хищения). Установить такие явления можно не тогда, когда они происходят, а лишь при инвентаризации. Ее данные служат для приведения показателей учета в соответствие с действительностью и отражают те объекты и явления, которые своевременно не были охвачены учетом.

Итак, документация и инвентаризация применяются для осуществления первичного наблюдения за объектом бюджетного учета.



Чтобы вести постоянный контроль за хозяйственными процессами учреждения, состоянием средств, их движением и источниками образования, необходимо все хозяйственные операции учитывать непрерывно, по отдельным стадиям и показателям выполнения плановых заданий, а также в разрезе отдельных групп и видов хозяйственных средств. В бюджетном учете такое отражение хозяйственных средств и операций осуществляется с помощью специальной системы счетов.

Для обобщенного представления эти данные необходимо сгруппировать и суммировать. Такую операцию в бюджетном учете и выполняют счета. Отражение хозяйственных операций на счетах бюджетного учета осуществляется посредством двойной записи . Сущность двойной записи заключается во взаимосвязанном отражении двух явлений, вызываемых каждой хозяйственной операцией.

Большое количество конкретных объектов бюджетного учета требует систематического анализа хозяйственной деятельности учреждения. Для этого служит бухгалтерский баланс, в котором средства учреждения показываются в двух разделах: по их видам и размещению, а также по источникам их образования. Применение баланса и отчетности позволяет контролировать выполнение плановых показателей (сметных заданий) и совершенствовать управление учреждением.

Роль и задачи бюджетного учета на современном этапе развития общества. Требования, предъявляемые к бюджетному учету

Выступая как средство контроля за исполнением бюджета, бюджетный учет содействует рациональному распределению национального дохода на цели расширения воспроизводства, соблюдению необходимых пропорций в развитии отраслей народного хозяйства страны, точному исполнению утвержденного государственного бюджета. В этом заключается его роль.

К задачам бюджетного учета можно отнести контроль за точным исполнением государственного бюджета, соблюдением финансово-бюджетной дисциплины и строжайшего режима экономии в расходовании государственных средств, обеспечение охраны государственной собственности, мобилизации средств в бюджет и выявления дополнительных доходов. Кроме того, бюджетный учет должен обеспечить учреждения полной и своевременной информацией о выполнении доходной и расходной частей бюджета, необходимой для контроля и управления процессом исполнения бюджета.



Для успешного выполнения задач, поставленных перед бюджетным учетом, он должен быть правильно организован.

К бюджетному учету предъявляются следующие требования:

● его показатели должны соответствовать плановым показателям;

● он должен своевременно представлять необходимые для управления и контроля сведения и позволять внести на его основе предложения по устранению выявленных недостатков;

● он должен давать точные и исчерпывающие сведения о работе организаций и учреждений;

● его данные должны быть просты и доступны;

● он должен быть экономичным.


Бюджетное право РФ - это совокупность финансово-правовых норм, регули­рующих бюджетное устройство в РФ, структуру и порядок рас­пределения доходов и расходов бюджетной системы, компетен­цию гос и муниципальных образований в области бюдже­та, а также бюджетный процесс. Среди источников бюджетного права РФ прежде всего следует назвать Конституцию РФ. Ряд ее статей непосредственно устанавливают исходные начала и прин­ципы бюджетной деятельности в РФ. Среди законодательных актов специального содержания выде­ляется Закон РФ об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса как имеющий общее значение для регулирования бюджетных отношений в стране. Этот Закон закрепляет основные общие положения, относящиеся к организации функционирова­ния бюджетов всех уровней и, помимо этого, - детальную регла­ментацию относительно федерального бюджета. Федеральные законы «Об общих принципах организации МСУ в РФ» и «О финансовых основах МСУ в РФ» определяют основные положения о роли местных бюджетов, бюджетных правах муници­пальных образований и органов МСУ, их вза­имоотношениях с органами гос власти. В сфере бюджетных отношений помимо законов действуют также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, правовые акты Министерства финансов РФ, которым принадле­жит важная роль в практической организации бюджетной дея­тельности гос.

30. Бюджетные правоотношения. Субъекты бюджетных правоотношений. Вступая в общественные отношения для реализации своих прав и выполнения обязанностей, субъекты бюджетного права стано­вятся участниками (субъектами) бюджетных правоотношений. Этим правоотношениям свойственны следующие особенности, касающиеся их содержания и субъектного состава: а) они возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованного гос или муни­ципального денежного фонда соответствующей территории; б)права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета как основного финансового плана гос, гос или муниципального об­разования; в) в бюджетных правоотношениях обязательно участвуют гос, государственные или муниципальные образования или соответствующие органы гос власти и МСУ, представляющие их интересы. В круг субъектов бюджетного права РФ входят: гос и его территориальные подразделения - РФ в целом; субъекты РФ (республики, края, области, автономная область, автономные ок­руга, города Москва и Санкт-Петербург; муниципальные образова­ния; закрытые административно-территориальные образования); органы гос власти и МСУ - представительные (законодательные) органы государствен­ной власти и МСУ; исполнительные органы гос власти и МСУ.

31. Бюджетное устройство в РФ . Все действующие на территории РФ бюд­жеты представляют в совокупности определенную систему, кото­рая называется бюджетной системой. Каждое гос имеет свою организацию бюджетной систе­мы и принципы ее построения, т.е. бюджетное устройство.

В бюджетную систему России как федеративного гос входят бюджеты трех уровней, являясь ее самостоятельны­ми частями. К ним относятся государственные бюджеты двух уровней: а) федеральный бюджет; б) бюджеты субъектов Федерации - республиканские бюдже­ты республик в составе РФ; краевые, областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербур­га, областной бюджет автономной области и окружные бюджеты автономных округов. Третий уровень - местные бюджеты, к которым относятся бюджеты муниципальных образований (бюджеты районов, горо­дов и других административно-территориальных единиц, являю­щихся муниципальными образованиями в соответствии с феде­ральным законодательством и законами субъектов Федерации).

Самостоятельность бюджетов обеспечивается правом само­стоятельного утверждения каждого уровня бюджета соответству­ющими представительными органами власти, правом определять направления использования и расходования бюджетных средств.

32. Доходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе . Все предусмотренные законодательством доходы по со­циально-экономическому признаку можно подразделить на не­сколько групп: а) доходы от предприятий и других организаций различных форм собственности; б) доходы от гос и муниципального имущества и угодий; в) доходы от гос внешнеэкономической и другой деятельности; г) поступления от личных доходов граждан.

Закрепленные доходы бюджетной системы - это доходы, кото­рые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговре­менной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий бюджет. Дотация в бюджетных отношениях - это определенная де­нежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета по реше­нию соответствующего представительного органа власти в ниже­стоящий бюджет, не оговариваемая каким-либо целевым направ­лением средств. Субвенция в бюджетных отношениях - это денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета в нижестоящие бюджеты для конкретных целей на безвозмездной и безвозвратной основах. За нарушение условий предоставления и использования суб­венций законом установлена ответственность. Субвенция, не ис­пользованная в срок или использованная не по назначению, подле­жит возврату предоставившему ее органу в бесспорном порядке в трехмесячный срок после принятия об этом решения за счет средств получателя субвенции.

33. Расходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе. Расходная часть бюджетной системы включает следующие ос­новные направления: содержание органов гос власти и МСУ, судов и правоохранительных органов; финансирование отраслей народного хозяйства; охрану окружающей природной среды; социально-культурную сферу; науку; международную деятельность.

К текущим относятся расходы, обеспечивающие текущее фи­нансирование органов гос власти и МСУ, бюджетных учреждений, оказание гос поддержки другим бюджетам и отраслям экономики в форме дота­ций и субвенций на текущее финансирование, а также другие рас­ходы, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией. Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвес­тиционную деятельность, расширенное воспроизводство, проведе­ние капитального (восстановительного) ремонта. Расходы распределяются между бюджетами, исходя из основных принципов: а) соответствие состава расходов компетенции органов власти РФ, субъектов Федерации или органов МСУ (по принадлежности); б) учет подчиненности (подведомственности) предприятий, ор­ганизаций, учреждений при формировании расходов каждого бюджета; в) учет значения определенных мероприятий, учреждений, масштабов и последствий их влияния на развитие общества, в связи с чем они могут быть включены в вышестоящий бюджет.

34. Формы финансовой поддержки, оказываемой из бюджетов бюджетной системы РФ . Закрепленные доходы бюджетной системы - это доходы, кото­рые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговре­менной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий бюджет. Регулирующие доходы бюджета - это доходы, которые переда­ются в бюджет в целях сбалансирования его доходов и расходов (бюджетного регулирования), в виде процентных отчислений от налогов и других платежей, находящихся в распоряжении выше­стоящих органов власти, по нормативам, определяемым при ут­верждении бюджета на предстоящий финансовый год. Дотация в бюджетных отношениях - это определенная де­нежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета по реше­нию соответствующего представительного органа власти в ниже­стоящий бюджет, не оговариваемая каким-либо целевым направ­лением средств. Субвенция в бюджетных отношениях - это денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета в нижестоящие бюджеты для конкретных целей на безвозмездной и безвозвратной основах.

35. Бюджетная компетенция (бюджетные права) РФ. Содержание бюджетных прав (компетенции) РФ обусловлено ее суверенитетом, распространяющимся со­гласно Конституции РФ на всю территорию России. Посредством бюджетных прав РФ проводится единая бюджет­но-финансовая политика на территории всей страны и в конечном итоге единая социально-экономическая политика. Бюджетно-правовой статус РФ составляет совокупность бюджетных прав (полномочий). РФ имеет право на самостоятельный фе­деральный бюджет как необходимый атрибут государственности и суверенитета РФ. Право устанавливать налоги, сборы, другие источники дохо­дов, подлежащие зачислению в бюджетную систему. Право разграничивать (распределять) бюджетные доходы между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федера­ции. Право определять компетенцию субъектов Федерации и ор­ганов МСУ по установлению на подведомст­венной им территории налогов, сборов, других бюджетных дохо­дов и их размеров. Право образовывать в федеральном бюджете оборотную кас­совую наличность в размере, необходимом для покрытия времен­ных кассовых разрывов, резервные и целевые фонды, в том числе Фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Полномочия по организации единой бюджетной отчетности по бюджетам всех уровней.

36. Бюджетная компетенция (бюджетные права) субъектов РФ . Бюджетные права РФ и бюджетные права ее субъектов тесно связаны между собой и взаимно обусловлены. Характер такой связи определяется федеративным устройством российского гос, общие принципы которого распростра­няются и на бюджетные отношения. Бюджетно-правовой статус субъектов РФ характеризует сово­купность прав: Законодательное регулирование бюджетного устройства и бюджетного процесса на соответствующей территории, исходя из основ, установленных законодательством РФ. Право каждого субъекта РФ на самостоятельный бюджет - республиканский, краевой, областной и т.д., утверждаемый соответствующим представительным органом власти. Право объединять бюджетные ресурсы субъектов Федерации со средствами других бюджетов на договорной основе. Право устанавливать на своей территории в соответствии с законодательством РФ налоги. Право на получение закрепленных за бюджетом субъекта Федерации налогов и других источников дохода, а также отчисле­ний от регулирующих доходов. Право контролировать использование средств муниципаль­ными образованьями, выделенными им из бюджетов субъектов Федерации, а также соблюдение органами МСУ бюджетного законодательства. Право самостоятельно использовать доходы. Право на компенсацию потерь в доходах бюджета субъекта Федерации или увеличения его расходов за счет средств федераль­ного бюджета в том случае, если они обусловлены принятием в ходе исполнения бюджета решений органа федеральной власти.

37. Бюджетная компетенция (бюджетные права) муниципальных образований. Все муниципальные образования, виды которых определяются законодательством субъектов РФ (районы, города и др.) в лице их органов МСУ обладают бюджетными права­ми. Право каждого муниципального образования на самостоя­тельный местный бюджет. Право на получение из вышестоящих бюджетов необходи­мых финансовых ресурсов при наделении органов МСУ государственными полномочиями. Право на получение собственных закрепленных федеральным и региональным законодательством за местными бюджетами доходов. Право самостоятельно расходовать средства местных бюдже­тов. Право образовывать в местных бюджетах в пределах объемов их бюджетов резервные и целевые фонды. Право объединять на договорной основе средства местного бюджета со средствами иных бюджетов. Право органов МСУ устанавливать местные налоги и сборы закреплено в Конституции РФ (ст. 132). Право на компенсацию увеличившихся расходов или уменьшившихся доходов, возникших в результате решений, при­нятых вышестоящими органами гос власти. Право представительных органов МСУ самостоятельно определять организационные формы контроля за исполнением утвержденного им бюджета.

38. Принцип сбалансированности бюджета, его механизм при наличии бюджетного дефицита. В характеристике расходов и доходов бюджета важной являет­ся не только качественная сторона (виды, направления и т. п.), но и количественная, в том числе соотношение объема доходов и рас­ходов. В этом аспекте большое значение имеет принцип сбаланси­рованности бюджета, закрепленный в законодательстве, т.е. со­ответствия объема расходов бюджета объему его доходов. Он явля­ется необходимым условием реализации намеченных расходов.

Негативным проявлением отклонения от этого принципа явля­ется дефицит бюджета, т.е. превышение расходов над доходами. В настоящее время в условиях расстроенности экономики и фи­нансов дефицит в бюджетной системе РФ стал трудно преодоли­мым явлением. В связи с дефицитностью бюджета в 1990 г. впервые в РФ (как и в тогда существовавшем СССР) было произведено организацион­ное перестроение расходной части бюджета: в ней выделены две части бюджет текущих расходов и бюджет развития, что стало впоследствии общим требованием законодательства для бюджетов всех уровней.

Помимо этого, в бюджете текущих расходов предусмотрено вы­деление защищенных статей, перечень которых должен опреде­ляться ежегодно при утверждении бюджета соответствующим представительным органом власти. К ним отнесены, например, расходы по заработной плате, пенсиям, стипендиям, хозяйствен­ным расходам на аренду, охрану, отопление, освещение и др. По этим статьям предусмотрено обязательное производство расходов в полном объеме.