Кто платит за поверку общедомовых счетчиков. Кто обеспечивает обслуживание общедомовых приборов учета в многоквартирных домах. Своевременная поверка одпу как профилактика одн

Возложила на собственников помещений в МКД обязанность устанавливать общедомовые и индивидуальные приборы учёта. Но просто установить счётчики недостаточно, в процессе их эксплуатации нужно проводить обязательные мероприятия: проверки и поверки. Сегодня вы узнаете о сроках поверки приборов учёта в МКД.

Почему проводить поверки приборов учёта обязательно

Приборы учёта делятся на индивидуальные и общедомовые. Первые устанавливаются в квартирах собственников помещений в МКД и считают индивидуальное потребление ресурсов. Вторые находятся в помещениях, относящихся к общему имуществу собственников помещений в МКД, и фиксируют сведения об общем объёме ресурса, поступившего в здание.

Ответственность за установку и ввод в эксплуатацию приборов учёта воды возложена на собственников помещений в МКД (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ). Расходы за поверку ПУ также ложатся на собственников помещений МКД.

Поверки приборов учёта проводятся, чтобы убедится в исправности прибора учёта и точности его показаний. Каждый счётчик имеет свой межповерочный интервал.

Межповерочным интервалом считается период, на протяжении которого показания прибора учёта считаются достоверными на основании сведений, полученных в ходе предыдущей поверки.

Обязанность проводить поверки устанавливает постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 . Согласно п. 81(10) документа, эксплуатация, ремонт и замена приборов учёта осуществляются в соответствии с технической документацией на счётчик.

При поверке приборов учёта применяются положения Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ , который регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к ним, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик измерений.

Бывает так, что владелец счётчика не соблюдает периодичность поверок. Это грозит ему тем, что показания прибора учёта будут считаться недействительными и оплачивать потреблённые коммунальные ресурсы придётся по нормативу.

Частота поверки индивидуальных приборов учёта воды

Межповерочный интервал ИПУ определяет производитель прибора учёта на основании совокупности факторов, которые могут повлиять на его работу: конструкция, принцип действия, условия эксплуатации. Интервал поверки индивидуального прибора учёта производитель указывает в документации на счётчик.

При покупке счётчика нужно обратить внимание на дату его производства: межповерочный интервал начинается с этой даты, а не со дня установки прибора учёта.

В России в качестве индивидуальных приборов учёта чаще всего применяются тахометрические механические водосчётчики. Как правило, отечественные изготовители счётчиков на воду в паспорте прибора указывают межповерочный интервал на 4-6 лет. Импортные счётчики служат дольше - до 15 лет.

Поверку счётчика лучше сделать до той даты, когда истекает межповерочный интервал. В противном случае вам придётся обращаться в коммунальные службы для перерасчёта объёмов потребления воды.

Обычно управляющие и ресурсоснабжающие организации ведут реестр потребителей, в котором фиксируют сведения об установленных в МКД приборах учёта и сроках их поверки. Если срок поверки истекает, они информируют об этом владельца счётчика. В уведомлении указываются дата следующей поверки и сроки, в которые вам необходимо провести процедуру.

Сроки поверки общедомовых приборов учёта воды

Сроки поверки общедомового прибора учёта указаны в паспорте счётчика. Поверкой ОДПУ занимаются специализированные организации. Они проверяют счётчики на соответствие ГОСТ 8.156 и МИ 1592-2015 .

Согласно указанным документам, процедура поверки ОДПУ воды заключается во внешнем осмотре счётчика, проверки его герметичности и определении погрешности прибора.

При внешнем осмотре проверяются:

  • документация прибора учёта;
  • состояние его лакокрасочного покрытия
  • чёткость надписей и символов на корпусе, цифр и отметок на циферблате и роликах отсчётного устройства;
  • наличие пятен, трещин и сколов, влияющих на считывание показаний;
  • наличие стрелки, указывающей направление потока воды.

Герметичность счётчиков проверяют путём создания гидравлическим прессом в рабочей полости давления 1,6 МПа. Счётчик будет считаться рабочим, если в течение 15 минут после начала проверки в местах соединений и на корпусе не появится течи воды или отпотевания.

Поверку ОДПУ воды можно провести как на месте, без снятия счётчика, так и отправив счётчик в метрологическую лабораторию.

Относительную погрешность ОДПУ воды определяют при трёх поверочных расходах - номинальном, переходном и минимальном. При каждом расходе выполняется одно измерение и не допускается усреднение погрешности, определённой при различных расходах.

Если счётчик удачно выдержал все испытания, в техническом паспорте прибора учёта ставится отметка о его поверке и выдаётся свидетельство о поверке. Затем прибор учёта можно эксплуатировать дальше.

Бывает и так, что в ходе поверки выясняется, что прибор учёта нельзя эксплуатировать дальше. В этом случае вы получите извещение о непригодности и будете вынуждены демонтировать и заменить счётчик.

Вопрос-ответ

Ежемесячно жильцы домов, в которых установлены приборы учёта тепла, платят за их обслуживание. Однако раз в несколько лет (в соответствии с техническим паспортом счётчика, обычно раз в четыре года) возникает вопрос: за чей счёт должна производиться метрологическая Госповерка?

– Да, это общедомовое имущество и за его работу отвечает собственник, то есть мы, жильцы, – говорит Вера Борисовна, проживающая в доме № 18 по улице Строителей. – Но мы платим за обслуживание прибора учёта тепла, и я думаю, поверка входит в стоимость услуги. С другой стороны, юристы говорят, что расходы по поверке включаются в содержание жилья. Значит, отдельно брать деньги с нас не должны.

Итак, чтобы разобраться, что именно входит в услугу «Обслуживание общедомового узла учёта тепловой энергии», мы запросили в ООО «ГУК-Камышлов» копию договора с ООО «СтройКонсалтинг». Из него следует, что ежемесячное сервисное обслуживание одного прибора учёта составляет 1750 рублей, а оплата по метрологической поверке и ремонту оборудования осуществляется на основании отдельно выставленного счёта.

Перечень обязанностей по данной услуге сводится к ежемесячному снятию показаний, контролю за исправностью работы теплосчётчика (например, не превышен ли расход сетевой воды, температура на обратке и так далее), считыванию и обработке архивных данных о теплопотреблении, формированию и передаче отчётов в теплоснабжающую и управляющую компании. Также компания обязуется подготавливать оборудование к новому отопительному сезону, при необходимости чистить расходомеры, налаживать работу тепловычислителя и так далее.

Теперь обозначим, почему счёт выставляется отдельно, а не в составе услуги «Содержание жилья», как поясняют юристы на сайтах, освещающих работу ЖКХ. Объяснение представила ведущий специалист по работе с населением ООО «ГУК-Камышлов» О.В. Ахметова:

– Согласно правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме (постановление правительства РФ № 491, подпункт «к» пункта 11), обеспечение надлежащей эксплуатации общедомовых приборов учёта (в том числе осмотры, техническое обслуживание, поверка) осуществляется в рамках содержания и ремонта общего имущества.

Однако стоит понимать, что общая стоимость услуги «содержание жилья» складывается из составляющих, и чем больше и чаще их периодичность, тем больше размер платы. Эти составляющие законодатель утвердил постановлением № 290 как «минимальный перечень услуг», и поверка в этот перечень не входит.

Общедомовые приборы учета (ОДПУ) используются для фиксации расхода воды, газа, электричества либо тепловой энергии во всем многоквартирном доме. На сегодняшний день их установку нельзя назвать прихотью, это необходимость, продиктованная законом. Он действует уже шесть лет, но оснащение такими счетчиками многоквартирных домов происходит крайне медленно.

В этой статье вы узнаете:

  • Каковы особенности установки общедомовых приборов учета.
  • Кто оплачивает установку ОДПУ.
  • Кто обеспечивает обслуживание общедомовых приборов учета в многоквартирных домах.
  • Какие услуги включаются в обслуживание общедомовых приборов учета.
  • Что такое техническое обслуживание общедомовых приборов учета.
  • В каком порядке проходит проверка и замена ОДПУ.
  • Кто оплачивает обслуживание общедомовых приборов учета.
  • Какая предусмотрена ответственность за некачественное обслуживание общедомовых приборов учета.

Серьезной темой остается обслуживание общедомовых приборов учета: кто этим занимается и кто платит за проведение работ. С 6 августа 2017 года жилищные инспекторы начали проверять наличие общедомовых приборов учета в МКД. Если ОДПУ не находят, выдают предписания установить или штрафуют. Чтобы не получить штраф , изучите аргументы для инспекторов в вашу пользу .

Установка и обслуживание общедомовых приборов учета

Обычно ОДПУ используются для воды, тепловой энергии, электричества, газа. Их монтаж производится в технических помещениях, таких как подвалы, подсобные комнаты. То есть там, куда не могут проникнуть посторонние граждане и нанести устройствам вред.

Сейчас приборы предусмотрены для таких ресурсов:

  1. Тепловая энергия – тахометрический, вихревой, ультразвуковой, электромагнитный счетчик. В нашей стране их монтаж начали в 2009 году, после появления закона о снабжении зданий приборами учета тепловой энергии. Рост тарифов также послужил стимулом для населения, чтобы контролировать отопление этим способом. Отметим, что коллективный счетчик устанавливается исключительно по решению собрания жильцов.
  2. Электричество . Приборы существуют индивидуальные, многотарифные. Второй вариант действительно позволяет сократить затраты на оплату электроэнергии. Принцип его работы состоит в том, что ночью тариф существенно ниже, чем днем. В часы наиболее активного использования ресурса, то есть 7:00 – 10:00 и 17:00 – 19:00, оплата возрастает.
  3. Холодная, горячая вода . Система фиксирует объем потребленной жидкости в расчете на всех проживающих лиц, а не только прописанных в квартире.

В 2009 году вышел ФЗ № 261-Ф3 об обязательной установке общедомовых счетчиков. В итоге крайним сроком для оснащения ими многоэтажек был назначен 2012 год. Однако в немалом количестве домов эта процедура до сих пор не была проведена.

По этой причине в 2015 году принято решение о том, что пора финансовыми методами воздействовать на граждан, отказывающихся от установки подобных устройств.

Если в многоквартирном доме выполняются все нормы для монтажа общедомовых счетчиков, но самих приборов нет, при расчете коммунальной оплаты фактическая сумма умножается на повышающий коэффициент. Отметим, что возможно увеличение расходов на 10–60 %. Такие жесткие меры предприняты исключительно для того, чтобы быстрее завершить процесс оснащения многоквартирных домов ОДПУ.

Сложность в том, что монтаж приборов производится на основании решения собрания собственников жилья. УК обязана сообщить владельцам, что установить общедомовой счетчик необходимо и что это выгодно. А также передать информацию относительно возможных штрафных и прочих санкций за отказ от его применения.

УК не вправе принуждать собственников жилья принять определенное решение. А значит, когда управляющая компания неспособна объяснить необходимость ОДПУ, собрание не даст согласия на установку оборудования. Причина проста: обычно решение принимается с учетом того, что оплата прибора, монтаж ведутся за счет собственников.

Но отметим, коллективный счетчик включается в общедомовую собственность, его применение идет во благо жильцам, то есть справедливо, что именно на них возлагаются расходы на покупку и установку. Подчеркнем и тот факт, что высокая стоимость при распределении на квартиры оказывается приемлемой.

Цена вместе с монтажом, но без обслуживания, например, общедомового прибора учета холодной воды изменяется под воздействием нескольких характеристик:

  • сечение труб водопроводной системы;
  • объем проходящей жидкости;
  • площадь дома, количество квартир;
  • технические условия, зафиксированные в проекте установки;
  • размер, тип, комплектация ОДПУ;
  • технические, прочие нюансы монтажа.

Вся необходимая документация, расчеты готовятся компанией, отвечающей за поставку ресурса (в нашем примере – холодной воды). Либо работы может произвести специально нанятый подрядчик.

Напомним, что монтируются общедомовые счетчики в подвалах, рядом с основными коммуникациями большинства домов. Исключение иногда составляют общие приборы учета электроэнергии, они могут располагаться в оборудованных щитовых помещениях при наличии последних.

Мнение эксперта

Почему установка ОДПУ выгодна для УК

Любовь Чеснокова ,

главный редактор журнала «Управление многоквартирным домом»

Без использования приборов учета расчеты производятся по нормативам потребления коммунальных ресурсов, из-за этого стоимость оказывается более высокой.

В августе появились еще две причины, чтобы установить в МКД счетчики и автоматизированную информационно-измерительную систему учета потребления энергоресурсов и коммунальных услуг.

  • Во-первых, в настоящее время начать использовать ее разрешается за счет средств фонда капитального ремонта. Условие одно – субъект РФ должен ввести услугу в список работ по капремонту общего имущества в МКД, что указано в ч. 2 ст. 166 Жилищного кодекса РФ.
  • Во-вторых, если в МКД есть автоматизированная информационно-измерительная система учета с возможностью одномоментного снятия показаний, плата за КР на СОИ устанавливается в соответствии с этими данными. То есть у жильцов отпадает необходимость в собрании и отдельном обсуждении этого вопроса.

Кто оплачивает установку ОДПУ

По ФЗ «Об энергосбережении» расходы на установку общедомовых приборов учета полностью покрываются собственниками жилья.

Они обязаны оплатить счета, помимо ситуаций, когда данные затраты вошли в сумму за содержание, ремонт жилого помещения и (или) в обязательные платежи и (или) взносы по обслуживанию, текущему, капитальному ремонту общего имущества (Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, п. 38).

Счет на оплату общедомовых приборов учета предъявляется каждому собственнику. Этот документ включает общую стоимость и сведения о том, какая сумма требуется от конкретного владельца.

Расходы здесь определяются в виде части, пропорциональной доле в праве общей собственности на совместное имущество. Чтобы ее вычислить, общую площадь помещения делят на весь метраж дома, умножают на площадь общего имущества.

Допустим, площадь квартиры – 100 м², площадь дома – 9 000 м², площадь общего имущества – 1 500 м². Тогда доля собственника окажется: 100 / 9000 х 1500 = 16,67 м².

По Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме ОДПУ представляют собой совместную собственность, входя во внутридомовые инженерные системы. Вот почему для установки этих приборов учета нужно провести собрание владельцев помещений, о котором мы уже не раз говорили. Об этом хозяевам квартир сообщает УК.

Хотя на собрании от управляющей компании требуется лишь ознакомление жителей, ее ждет штраф, если собственники не получат информацию о необходимости установки приборов учета.

В соответствии с п. 5 статьи 9.16 Кодекса об административных правонарушениях РФ, если компании, несущие ответственность за содержание МКД, уклоняются от разработки, доведения сведений о мероприятиях по энергосбережению до собственников жилья, контролирующий орган направляет предписание о наложении административной ответственности в виде штрафа в отношении УК, ТСЖ:

Оплата монтажа еще до стадии обслуживания общедомовых приборов учета может осуществляться одним из способов:

  1. Однократный платеж. Вся сумма вносится до либо после установки счетчика.
  2. Рассрочка на 5 лет. Тогда доля собственника за оплату такого устройства делится на равные части и вносится в квитанции за коммунальные услуги на протяжении 5 лет. Но подчеркнем, что, помимо цены прибора, придется потратить средства на проценты за рассрочку, соответствующие ставке рефинансирования ЦБ РФ.
  3. За счет средств исполнителя коммунальных услуг, выделенных на мероприятия по энергосбережению, увеличению энергетической эффективности.

Постановление Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» устанавливает, что исполнитель коммунальных услуг должен тратить на мероприятия по энергосбережению разницу между нормативом и суммой оплаты с учетом повышающего коэффициента.

Поскольку данные средства могут быть направлены исключительно на деятельность по энергосбережению, они имеют целевой характер расходования. То есть правила бухгалтерского учета требуют обеспечить их отражение отдельно от остальных поступлений.

Обсудим пример. Представим, что по нормативу на человека за месяц полагается 7 м³ воды. Если повышающий коэффициент равен 1,4, при тарифе 14,63 руб. за 1 м³ получаем такие цифры: 7 х 1,4 х 14,63 = 143,37 руб.

Тогда как сумма без переплаты, по стандартной норме, оказалась бы иной: 7 х 14,63 = 102,41 руб.

Значит, разница между двумя вышеобозначенными суммами: 143,37 - 102,41 = 39,96 руб. Эти средства исполнитель обязан направить на мероприятия по энергосбережению.

Установка общедомового прибора учета входит в перечень мероприятий по энергосбережению. Если собственники решили его внедрить, а на счету исполнителя коммунальных услуг есть целевые средства, их необходимо вложить в оплату ОДПУ и его монтаж.

Теперь представим иную картину: собственники отказываются оплачивать внедрение счетчика. В этом случае приборы в принудительном порядке устанавливаются ресурсоснабжающей организацией.

П. 12 статьи 13 ФЗ «Об энергосбережении» обязывает собственников предоставить доступ сотрудникам РСО к местам монтажа приборов учета и оплатить расходы на работы. Отказавшись, владельцы должны будут потратиться еще и на принудительное взыскание средств.

  • Три правила заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями при приеме/передаче МКД

Кто обеспечивает обслуживание общедомовых приборов учета в многоквартирных домах

Департамент ЖКХ Минстроя РФ пояснил в своем письме, что исполнитель коммунальных услуг, то есть УК, должен обслуживать общее имущество собственников помещений в доме, обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, в том числе общедомовых приборов учета, к поставкам ресурсов для предоставления коммунальных услуг населению.

Вне зависимости от формы руководства МКД: управляющей компанией, ТСЖ, жилищным кооперативом либо иным специализированным кооперативом, за обеспечение работы коллективных приборов учета и соблюдение всех требований по ним отвечает лицо, занимающееся содержанием общего имущества в доме. Роль жильцов при этом ограничивается ежемесячной оплатой ЖКУ.

При выявленных неисправностях, будучи ответственным за содержание и ввод в эксплуатацию подобного устройства, исполнитель КУ обязан в течение 2 месяцев обеспечить их устранение. Это закреплено в ФЗ № 261 от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (действующая редакция от 13.07.2015).

Даже если вопрос не будет решен в течение вышеобозначенного срока со дня обнаружения неисправности, РСО должны приступить к использованию, обслуживанию общедомовых приборов учета. А все расходы пойдут за счет собственников помещений в данном многоквартирном доме.

Положения ч. 12 ст. 13 ФЗ № 261 должны всегда выполняться при обнаружении контролирующими инстанциями нарушений требований об учете затрачиваемых энергоресурсов с применением ОДПУ. А также при неустранении совершившим их лицом в срок до 2 месяцев с момента их выявления.

Собственники ОДПУ должны обеспечивать доступ РСО к приборам учета, оплачивать затраты на эксплуатацию. Если граждане не согласны добровольно вносить данные суммы, последние будут взыскиваться в принудительном порядке.

Мнение эксперта

Как автоматизировать сбор данных с ОДПУ

А. А. Матвеев ,

менеджер по работе с ключевыми клиентами ОАО «Телеофис»

Если вы хотите, чтобы потребление энергоресурсов рассчитывалось без ошибок, необходимо вовремя подавать корректные данные с общедомового прибора учета. Упростить себе работу, облегчить доступ к этим показателям и даже сэкономить можно, установив автоматизированную систему сбора сведений.

Как видно из названия, такая система действует в автоматическом режиме. Она может собирать информацию в определенное время сразу со всех подключенных к ней общедомовых приборов учета. Благодаря этому сведение баланса по всем потребителям оказывается очень удобным.

Автоматизированная система обычно включает такие составляющие:

  • приборы учета, снабженные цифровым интерфейсом, позволяющие снимать показания в автоматическом режиме;
  • устройство связи (модем) для передачи данных на сервер;
  • сервер для хранения информации по приборам учета;
  • программное обеспечение (ПО), позволяющее собирать сведения, рассчитывать оплату.

Связь в рамках обслуживания общедомового прибора учета может использоваться разная:

  • посредством проводного соединения;
  • при помощи беспроводного соединения;
  • через локальные сети;
  • с применением интернета.

Самым эффективным способом из всех перечисленных называют подключение прибора учета к Сети. Его осуществляют посредством адаптера Ethernet или модема.

Ethernet-соединение дает возможность пользоваться имеющимся в доме интернетом для подключения устройств. При этом удается избежать расходов на иные варианты связи с прибором учета.

Тогда подключенные к счетчикам конвертеры (адаптеры) Ethernet через Сеть соединяются с сервером сбора данных, куда и передают показания.

Безусловно, описанный способ эффективен, при нем не нужно устанавливать дорогое дополнительное оборудование, но МКД обязательно должен иметь доступ к интернету.

Другим вариантом подключения к автоматизированной системе сбора данных, необходимым для обслуживания общедомовых приборов учета, будут GPRS-терминалы. Они применяются, если на объекте нет подключения к интернету. Такой прибор устанавливает соединение счетчиков с Сетью почти везде, где есть сотовая связь. Иными словами, это универсальный, надежный, успевший зарекомендовать себя способ.

Если сравнивать GPRS-терминалы с соединением посредством Ethernet-кабеля, то можно выделить несколько их бесспорных достоинств:

  • используемая здесь сотовая связь постоянна, не зависит от инфраструктуры объекта;
  • этот вариант не может стать поводом для простоя по техническим причинам;
  • не требует дополнительных вложений в обслуживание, ремонт при авариях;
  • сотовый оператор гарантирует надежность связи.

Безусловно, нельзя забывать, что за сотовую связь нужно платить. Однако она необходима не более двух раз в месяц исключительно для передачи небольших сообщений при обслуживании общедомовых приборов учета. То есть затраты на подключенный счетчик исчисляются несколькими рублями.

Давайте рассмотрим возможности ПО автоматизированных средств на примере системы АТМ.

Она дает возможность дистанционно:

  • получать сведения с приборов учета воды, газа, электричества, тепла;
  • автоматически в определенное время готовить отчетность;
  • вносить поправки, формировать новые шаблоны для отчетов;
  • располагать объекты на интерактивной карте;
  • получать доступ к системе с любого компьютера, планшета, если на нем есть выход в интернет.

Какие услуги включаются в обслуживание общедомовых приборов учета

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006, общее имущество должно обслуживаться и эксплуатироваться согласно требованиям законодательства РФ, поддерживаться в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета к предоставлению коммунальных услуг жителям МКД. Напомним, что счетчик входит в общее имущество. А значит, эксплуатация и обслуживание общедомовых приборов учета включает:

  • постановку устройства на коммерческий учет;
  • контрольное снятие показаний на ежемесячной основе;
  • контроль работы, визуальный осмотр приборов для предотвращения, устранения неисправности;
  • периодические поверки оборудования;
  • ремонт вышедших из строя приборов;
  • составление отчетов о потреблении энергоресурсов.

Что значит техническое обслуживание общедомовых приборов учета

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлениями Правительства РФ, определяют следующее: эксплуатация общего имущества должна быть обеспечена в соответствии с требованиями законодательства РФ. При этом необходимо поддерживать состояние постоянной готовности инженерных коммуникаций, приборов учета к предоставлению коммунальных услуг жильцам МКД.

В обязанности собственника включается обеспечение использования счетчиков согласно их техническим требованиям. То есть владелец узла учета должен заключить договор на техническое обслуживание с соответствующей организацией. Так, это может быть фирма, устанавливающая регистрирующее оборудование, энергоснабжающая компания, УК.

Обслуживание, подразумевающее ремонт общедомовых приборов учета, производится на специализированном предприятии в соответствии с утвержденной технологией. После восстановительных работ проводится внеочередная поверка устройства.

Техническое обслуживание общедомовых счетчиков расхода холодной, горячей воды, газа, тепловой энергии можно условно разделить на две категории: периодический осмотр и профилактические мероприятия.

В первом случае осуществляются такие действия:

  • выезд на объект (в пределах одного округа, управы);
  • получение ключей в диспетчерской (ОДС);
  • переход от диспетчерской до объекта, открытие помещения, доступ к месту установки общедомового прибора учета;
  • определение соответствия условий эксплуатации средств измерения, приборов, узлов, их деталей нормам технической документации предприятий-изготовителей;
  • визуальный осмотр для проверки на предмет отсутствия механических повреждений, наличия, целостности пломб;
  • проверка надежности механических, электрических соединений, наличия напряжения питания;
  • определение факта и степени рабочего состояния узла;
  • снятие показаний, их запись в журнал;
  • предварительная оценка результатов измерений, ошибок, выявление причин их возникновения, распечатка, окончательный анализ;
  • исследование показаний средств измерений, определение соответствия качественных и количественных параметров тепло- и водоснабжения договорным условиям, нормативным документам;
  • сбор инструментов и приборов, закрытие помещения, переход от объекта до ОДС, сдача ключей, передача анкеты абонента и рекомендаций по эксплуатации внутренних сетей в ОДС и ресурсоснабжающую организацию.

В случае профилактического обслуживания общедомовых приборов учета требуются такие действия:

  • избавление от пыли;
  • проверка наличия масла в защитных гильзах термопреобразователей, его добавление для восполнения потерь от высыхания;
  • проверка работоспособности закрытием до отказа и открытием регулирующих деталей задвижек, вентилей;
  • промывка проточной части расходомеров;
  • очистка фильтров от отложений, песка, окалины с разборкой, ревизией;
  • запуск воды с общих вентилей к соответствующему прибору;
  • проверка работы счетного механизма устройства.

Если нарушена целостность пломб, дается 24 часа на то, чтобы вызвать представителей поставщика и ресурсопотребляющей организации и оформить трехсторонний акт.

Если есть неисправность средств измерения, приборов, частей и деталей, входящих в состав узла учета, готовится заявка для ремонта. При обнаружении течи в области фланцевых соединений с трубопроводами необходимо их подтянуть, если этот шаг не помог – поставить новые прокладки.

  • Прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями и прямые расчеты за коммунальные услуги

Обслуживание общедомовых приборов учета: проверка и замена счетчиков

Наравне с остальными сложными приборами общедомовой счетчик требует ухода, осуществления периодического контроля, ремонта и даже иногда полной замены. А так как он является частью общедомовой собственности, вопрос эксплуатации находится в ведении всех жильцов.

Но ответственность ложится на них не в частном порядке. Помочь им должна УК, которая имеет право привлекать квалифицированных специалистов из организаций необходимого профиля. То есть именно УК должна поддерживать техническое состояние ОДПУ, своевременно контролировать, ремонтировать и заменять данное устройство.

Привлекаемой для работ компании необходимо обладать сертификатом на их выполнение, допуском к осуществлению поверок, сервису, ремонту, замене этих устройств. Обычно такие фирмы производят обслуживание общедомовых приборов учета на постоянной основе.

Они контролируют исправность устройств, выполняют их ремонт при поломке, если же восстановление невозможно, заменяют старое оборудование на новое.

После проверки готовится акт, включающий все отклонения в работе прибора, неисправности (при их наличии), существующие варианты их устранения. Данный документ подписывается обеими сторонами: представителем УК и работником, осуществившим контрольные мероприятия.

Подчеркнем, что выгода от установки ОДПУ очевидна, правда, в прибор придется вложить средства. Жильцы должны отнестись этому вопросу со всей серьезностью. И даже при малейших сомнениях они имеют право потребовать от УК отчета о проводимых в этой области действиях.

Дело в том, что использование неповеренного устройства запрещено, приравнивается поставщиком ресурса к отсутствию такового. То есть потребитель почувствует на себе все вытекающие отсюда последствия. На период контрольных мероприятий допускается оплата услуг по усредненному расходу.

Мнение эксперта

Разница между поверкой ОДПУ и проверкой его показаний

Иван Молчанов ,

Поверка представляет собой метрологическое мероприятие, а ОДПУ - средство измерения. Если говорить про наш случай, то речь идет об определении объема израсходованного коммунального ресурса. Поверка средств измерений подразумевает набор операций, производимых для подтверждения соответствия приборов метрологическим нормам. Это устанавливается ФЗ от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее - Закон № 102-ФЗ). С технической точки зрения, при поверке производится обслуживание общедомовых приборов учета специализированным оборудованием. Обязательно поверяются средства измерения (СИ), полученные с производства, после ремонта, присланные из-за границы, эксплуатируемые и находящиеся на хранении.

Поверка данных устройств может осуществляться исключительно аккредитованными юридическими лицами, ИП. Данное правило установлено Законом № 102-ФЗ. Периодическую поверку счетчиков, внесенных в список, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 20.04.2010 № 250, вправе проводить только государственные региональные центры метрологии ФБУ ЦСМ.

Теперь поговорим о проверках. Как исполнитель КУ вы осуществляете проверки приборов учета. Но данные устройства не относятся к ОДПУ, это индивидуальные счетчики. Вы отвечаете за проверки состояния ИПУ, факта их наличия либо отсутствия, достоверности подаваемых потребителем сведений. Данная норма закреплена п. 82 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам, пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Мнение эксперта

Неправильная эксплуатация ОДПУ – одна из причин недостоверности показаний

Павел Никитин ,

генеральный директор консорциума «ЛОГИКА-ТЕПЛОЭНЕРГОМОНТАЖ»

Проблема достоверности данных счетчиков расхода ресурса всегда остается насущной для РСО, для УО, для конечного потребителя. Причин, по которым показания приборов могут быть неточны, невероятно много. Основной можно назвать не злой умысел определенного лица, а недостаточный профессионализм.

Производители приборов учета, борясь за рынок и потребителя, научились изготавливать довольно точные, защищенные устройства. Но жизненный цикл последних не заканчивается на заводе. Некачественная установка, нарушение норм эксплуатации легко нивелируют все усилия компании-изготовителя. Острее всего эта проблема стоит при обслуживании общедомовых приборов учета тепловой энергии. Дело в том, что они значительно сложнее бытовых электросчетчиков, водомерных узлов, а также для проверки их рабочего состояния зачастую необходимо привлекать дополнительное специализированное оборудование.

Кто оплачивает обслуживание общедомовых приборов учета

Если в МКД есть такие устройства, жители каждый месяц должны платить за их обслуживание. По техническому паспорту счетчика раз в несколько лет нужно проводить метрологическую государственную поверку данного устройства. За чей счет она проходит?

П. 29 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, устанавливает: затраты на обслуживание, ремонт жилого помещения должны обеспечивать содержание общего имущества по нормам законов РФ. Сюда включены расходы на поддержание работоспособности и восстановление внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, затраты на истребование задолженности по оплате, на получение сведений со счетчиков, обслуживание информационных систем, необходимых для снятия показаний, обработки, хранения информации о платежах, подготовку всех необходимых расчетных документов.

Подпункт «к» пункта 11 гласит, что обеспечение требуемой эксплуатации и обслуживание общедомовых приборов учета производятся в рамках содержания, ремонта общего имущества.

Подчеркнем, требуемый список мер, установленный разделом 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, и порядке их оказания и выполнения», включает в себя проверки исправности, рабочего состояния, регулировку, техническое обслуживание общедомовых приборов учета.

Часть 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ определяет перечень объектов, подпадающих под понятие общего имущества. Коллективные счетчики в него входят, за их функционирование отвечает УК.

Получается, согласно нормам закона, УК осуществляет поверку, текущее обслуживание общедомовых приборов учета на средства, выплачиваемые жильцами за содержание, ремонт жилого помещения.

Системное толкование Жилищного кодекса РФ, Правил содержания общего имущества в МКД, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда таково: вся текущая, неотложная, обязательная сезонная деятельность предусматривается договором управления МКД, ведется УК вне зависимости от того, присутствуют ли такие работы в вышеобозначенном перечне.

Иными словами, нельзя требовать от жильцов дома оплаты ремонта, поверки общедомовых приборов учета, так как эти деньги входят в содержание и ремонт общего имущества МКД. Эта норма устанавливается ч. 1, ч. 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, подп. «к» п. 11, п. 29 Правил № 491, раздела 2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.

Подобные действия УК идут вразрез с требованиями подп. «ж» п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416. Дело в том, что по этому документу руководство многоэтажкой осуществляется в соответствии с нормами по организации, ведению расчетов оплаты услуг, работы по содержанию, ремонту общего имущества в МКД, сюда же входят мероприятия по управлению домом, коммунальные услуги. Принимаются во внимание начисление обязательных платежей на содержание, ремонт общего имущества в МКД, коммунальные услуги.

Статья 7.23.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ устанавливает административную ответственность должностных, юридических лиц в случае несоблюдения организациями, ИП, управляющими МКД по соответствующим договорам правил ведения предпринимательской деятельности, направленной на обслуживание МКД.

За пресечение таких незаконных действий отвечает Госжилинспекция, которая выдает УК предписания об устранении несоответствий нормам, составляет протоколы об административных правонарушениях. Ответственность за последние предусматривается ст. 7.23.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ и предполагает для должностных лиц административный штраф 50 000–100 000 руб. либо дисквалификацию на срок до 3 лет. Для юридических лиц сумма составляет 150 000–250 000 руб.

  • Ресурсоснабжающая организация – компаньон УК и ТСЖ или наоборот?

Ответственность за некачественное обслуживание общедомовых приборов учета

Статья 9.16 Кодекса об административных правонарушениях РФ гласит, что в случае несоблюдения требований закона об установке ОДПУ налагается штраф на:

  • юридических лиц: 500–600 тысяч рублей.

Несоблюдение поставщиками энергоресурсов требований по предложению монтажа общедомовых счетчиков собственникам помещений в МКД, их представителям влечет за собой штраф:

  • должностным лицам: 20–30 тысяч рублей;
  • юридическим лицам: 100–150 тысяч рублей.

Необоснованный отказ либо уклонение УК, отвечающей за монтаж, замену, обслуживание общедомовых приборов учета потребляемых энергоресурсов, от подписания соглашения и/или от его исполнения, а также нарушение порядка его заключения или несоблюдение требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета карается штрафом для:

  • должностных лиц: 20–30 тысяч рублей;
  • ИП: 20–30 тысяч рублей;
  • юридических лиц: 50–100 тысяч рублей.

При невыполнении требований об оснащении МКД общедомовыми счетчиками лицами, несущими ответственность за управление жилыми домами, штраф составит для:

  • должностных лиц: 10–15 тысяч рублей,
  • юридических лиц: 20–30 тысяч рублей.

Иными словами, в обязанности УК входит отслеживание исправности, рабочего состояния, готовности счетчиков к поставкам энергоресурсов и обеспечение КУ населения.

Информация об экспертах

А. А. Матвеев , менеджер по работе с ключевыми клиентами ОАО «Телеофис». TELEOFIS – российская производственная компания, предлагающая широкий ассортимент беспроводного оборудования для построения систем диспетчеризации, контроля и промышленной связи.

Иван Молчанов , ведущий специалист энергоаудита и нормативов ГК «Юрэнерго». ООО «ЗАО «Юрэнерго» является головной компанией группы компаний «Юрэнерго» (в состав которой так же входят ООО «ЭнергоАудитКонсалт» и ООО «Юридическая фирма «ВИГ-БизнесКонсалтинг») и одним из лидеров российского рынка энергоаудиторских, консалтинговых, юридических услуг. Компания создана в августе 1995 года и за это время успела превратиться в крупную организацию, предлагающую широкий спектр услуг во всех регионах России. Группа компаний «Юрэнерго» сегодня – это более 60 энергоаудиторов, консультантов, юристов, экспертов энергетического и правового консалтинга, обладающих передовыми знаниями и современными технологиями.

Павел Никитин , генеральный директор консорциума «ЛОГИКА-ТЕПЛОЭНЕРГОМОНТАЖ». Консорциум «ЛОГИКА-ТЕПЛОЭНЕРГОМОНТАЖ» – мощное объединение, обеспечивающее комплексное решение задач коммерческого учета энергоносителей и энергосбережения в целом в промышленности и коммунальном хозяйстве. Более чем 27-летний опыт работы, высокотехнологичная производственная база, знания ведущих специалистов отрасли и накопленный портфель типовых решений обеспечивают системный подход к реализации проекта любой степени сложности и открывают нашим заказчикам возможности, позволяющие получать максимальный эффект и существенно сокращать потребление энергоресурсов.

В настоящее время практически все управляющие компании стараются установить на дом, за содержание которого они отвечают, общедомовые приборы учета (ОДПУ), так как без такого счетчика обслуживать дом становится все менее выгодно. Дело в том, что Правительством РФ было принято Постановление №344 от 16 апреля 2013 г., согласно которому к нормативам объектов, не оборудованных ОДПУ, применяются повышающие коэффициенты при расчете платы за поставляемые ресурсы. В 2017 г. величина данного показателя вырастет до 1,6 раза.

Зачем нужны общедомовые приборы учета воды в многоквартирных домах

Благодаря установке ОДПУ возможно контролировать фактическое потребление воды в конкретном доме и определять реальные объемы поставленного ресурса. Основная цель внедрения общедомового прибора учета – избежать переплат за объемы потерь воды, произошедшие на магистралях поставщика.

Величина оплаты коммунальных услуг формируется из двух факторов:

  1. Объем потребленной воды.
  2. Утвержденные тарифы.

Только повлияв на первый фактор, жители дома и управляющая компания могут реально сократить расходы на оплату коммунальных услуг. Тарифы же повышаются каждые полгода, и инструментов влияния на данный фактор нет ни у потребителей, ни у УК.

Установленный общедомовой прибор учета воды позволит:

  • вносить оплату за фактический объем потребленной воды;
  • отделять потерянные объемы воды на магистральных сетях ресурсоснабжающих организаций от реальных объемов поставленной воды;
  • определять объем потерянных ресурсов.

Из этого следует, что установка общедомовых приборов учета горячей и холодной воды является на сегодняшний день единственным способом определения реального объема потребляемой в доме воды.

Установка индивидуальных приборов учета (ИПУ) позволяет собственникам оплачивать фактическое потребление воды в рамках квартиры проживания. Но в квитанциях по оплате коммунальных ресурсов помимо начисления платы за индивидуально потребленный ресурс, начисляется также плата и за общедомовой расход воды (ОДН).

При идеальных условиях в общедомовой расход воды помимо данного ресурса, потребленного собственниками, должен быть включен только расход на обслуживание общедомовой территории. Однако на деле под ОДН подразумевается весь объем израсходованной воды, не учтенной индивидуальными приборами учета, в том числе возможная потеря ресурса на протечках. Как следствие, общий объем воды, приписываемой в графе ОДН в квитанции на оплату, может достигать невероятных 30 % от индивидуально потребленного ресурса, в некоторых случаях даже больше. «Нормальным» же считается ОДН, который не превышает значения в 1,5-2 %.

Установка ОДПУ, по крайней мере, дает возможность отсечь потерю на внутридомовых протечках от магистральных трат и вовремя отреагировать на повышение объема потребления, устранив неполадки в водопроводной сети дома.

Конечно, помимо внутридомовых протечек есть еще множество других факторов, влияющих на рост ОДН. Однако, установив общедомовой счетчик, жители квартир делают первый и очень важный шаг на пути к экономии ресурсов и сокращению расходов за потребляемую воду.

В каких домах возможна установка общедомовых приборов учета воды

Общедомовые приборы учета воды, электроэнергии, газа и тепла обязательно устанавливаются в домах, к которым подведены и подключены следующие системы:

  • централизованное теплоснабжение;
  • централизованное водоснабжение;
  • централизованное газоснабжение;
  • централизованное электроснабжение;
  • другие системы централизованного снабжения энергоресурсами.

Требование обязательной установки общедомовых приборов учета не относится к ветхим, аварийным объектам, а также к сооружениям, в которых:

  • количество потребляемой энергии меньше 5 кВт/ч;
  • объем потребляемого тепла меньше 0,2 Гкал/ч;
  • объем потребляемого природного газа меньше 2 м³/ч.

Стоимость общедомового прибора учета воды

На цену установки общедомового прибора учета воды влияют следующие факторы:

  • количество собственников жилья;
  • нахождение части площади дома в собственности у коммерческой организации;
  • наличие отдельных магистралей холодной и горячей воды около дома (при наличии магистралей установка общедомового счетчика становится обязательной);
  • диаметр трубы ввода;
  • сложность подключения;
  • степень износа трубопровода системы и другие факторы.

Средняя стоимость установки общедомового прибора учета холодной воды и горячей воды варьируется в пределах от 60 до 300 тыс. руб. Цены общедомовых приборов учета воды начинаются от 20 тыс. руб.

Кто оплачивает установку общедомовых приборов учета воды

Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» №261 собственники МКД (жилых и нежилых помещений) обязаны устанавливать общедомовые приборы учета (воды, газа, электроэнергии, тепловой энергии).

Ст. 158 Жилищного кодекса РФ также обязывает собственников помещений в многоквартирных домах оплачивать счета на содержание и ремонт общего имущества МКД. Сумма оплаты зависит от размера доли в праве на общую собственность, принадлежащей владельцу помещения в доме.

Из положений вышеперечисленных законодательных актов вытекает, что собственники жилых и нежилых помещений в МКД должны за свой счет устанавливать индивидуальные и общедомовые приборы учета энергоресурсов. В то же время если издержки на приобретение и установку индивидуального прибора учета покрываются хозяином квартиры или нежилого помещения в полном объеме и зависят от выбранной модели счетчика и организации-установщика, то расходы по приобретению и установке общедомовых счетчиков распределяются между всеми жильцами дома пропорционально принадлежащей им доле собственности в общедомовом имуществе. Доля жильца (или хозяина нежилого помещения) в праве на общедомовое имущество определяется размером площади помещения, принадлежащей собственнику.

Уполномоченный представитель владельцев помещений МКД имеет право обратиться в ресурсоснабжающую организацию с целью заключить договор на установку общедомового прибора учета. При этом данная фирма не может отказаться и не подписать договор (ч. 9 ст. 13 ФЗ-261). Стоимость подключения общедомового прибора учета определяется соглашением сторон и фиксируется в договоре между ресурсоснабжающей организацией и представителем, действующим в интересах собственников помещений в МКД. Установка ОДПУ оплачивается в рассрочку равными долями в течение 5 лет. Потребитель имеет право погасить всю сумму единовременно либо рассчитывать на меньший период выплат. Процентная ставка по предоставляемой рассрочке не должна превышать ставку рефинансирования ЦБ РФ. Сумма переплаты включается в стоимость установки общедомового прибора учета и фиксируется в договоре.

Если собственники помещения в дачном, садовом или многоквартирном домах не поставили общедомовой прибор учета в срок, ресурсоснабжающей организацией проводится принудительная установка данного оборудования (ч. 12 ст. 13 ФЗ-261). Условия оплаты оказанной услуги идентичны описанным выше.

Определенные категории граждан-собственников помещений могут рассчитывать на льготные условия установки ОДПУ. Согласно ч. 11 ст. 13 ФЗ-261 субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием может быть оплачена услуга по вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета за счет бюджетных средств. Для осуществления льготной установки ОДПУ потребители должны обратиться в органы соцзащиты.

Опломбирование и введение в эксплуатацию установленных приборов учета осуществляется на безвозмездной основе.

Почему за общедомовые приборы учета воды нельзя заплатить из средств текущего ремонта МКД

Под текущим ремонтом следует подразумевать своевременную плановую профилактику инженерных коммунальных систем. Основным способом устранения поломок и мелких повреждений является текущий ремонт – мероприятия, проводимые и направленные на предотвращение преждевременного износа общедомового имущества.

«Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда» (МДК 2–04.2004) регламентирует расходование средств на осуществление текущего ремонта: затраты должны составлять не менее 0,4-0,55 % от восстановительной стоимости здания. В случае, если денежные средства, выделенные на проведение реконструкции, расходуются нецелевым образом, это может негативно сказаться на графике планово-предупредительного ремонта, что в свою очередь может повлечь за собой возникновение аварийных ситуаций: возможна поломка насосного оборудования, обрушение коммунальных объектов, нарушение работоспособности элементов здания и узлов учета энергоресурсов.

Установка общедомового прибора учета воды, газа, электроэнергии и др. может быть произведена за счет средств, выделенных на осуществление текущего ремонта только в том случае, если здание находится в удовлетворительном состоянии. Однако в большинстве случаев здания жилого фонда изношены на 70-80 % и требуют проведения работ по реконструкции.

Экологическая и техническая безопасность проживания жильцов в доме напрямую зависит от соблюдения графика планово-предупредительного ремонта. По этой причине в большинстве случаев установку общедомовых приборов учета оплачивают либо сами собственники помещений в МКД, либо на это выделяются отдельные целевые накопления на энергосбережение дома.

Какой общедомовой прибор учета холодной воды купить

Наиболее частым решением для установки общедомового прибора учета в МКД является установка турбинного сухоходного счетчика на фланцевых соединениях с ДУ 40-150 мм. Срок эксплуатации такого оборудования, как правило, выше, чем у устройств с «мокрым ротором». Достигается это за счет надежной изоляции счетного механизма от контакта с протекающей по трубопроводу водой, в которой могут содержаться мусор и различные примеси. Счетчики подобного типа выпускаются как для холодной, так и для горячей воды. Стоимость прибора учета также зависит от допустимого предела температур, при которых он может эксплуатироваться.

При выборе счетчика необходимо руководствоваться следующими техническими характеристиками устройства:

  • динамическим диапазоном измерения (соотношение максимального и минимального рабочего расхода);
  • возможностью извлечения герметичного механизма счетчика без необходимости удаления воды из трубопровода;
  • допустимостью установки счетчика (предусмотрено заводом-изготовителем) на горизонтальный, наклонный и вертикальный трубопровод;
  • наличием поворотного механизма (для удобства считывания показаний);
  • существованием установленной внешней регулировки для обеспечения возможности снять метрологические параметры;
  • наличием импульсных выходов, их количеством и приспособленностью к подключению различных датчиков.

На сегодняшний день повышенным спросом пользуются общедомовые приборы учета горячей воды, оснащенные термодатчиком. Такое устройство, помимо расхода горячей воды, способно учитывать и количество поступающей тепловой энергии. Настройка прибора учета, оснащенного термодатчиком, позволяет учитывать температуру гидропотока при осуществлении расчетов. К примеру:

  • расчет потребления воды будет производиться с коэффициентом, равным единице, при температуре гидропотока +50° С и выше;
  • при диапазоне температур от +45° С до +49° С коэффициент будет равен 0,9;
  • при температурах от +40° С до +44° С – 0,7;
  • если температура гидропотока находится в пределах ниже +40° C, расчет потребления не осуществляется, т. к. поставка горячей воды с такой низкой температурой не соответствует принятым нормам.

Порядок установки индивидуальных и общедомовых приборов учета воды несколько отличается. Ниже мы рассмотрим особенности установки каждого типа устройства.

Общая последовательность установки индивидуальных приборов учета в жилых помещениях состоит из следующих этапов:

  1. Осмотреть место монтажа прибора учета.
  2. Укомплектовать узел учета.
  3. Осуществить врезку прибора учета в действующую сеть.

Общая последовательность установки общедомовых приборов учета в МКД делится на следующие этапы:

  1. Осмотреть место монтажа устройства.
  2. Получить технические условия на проектирование узла учета, которые предоставляет ресурсоснабжающая организация и/или управляющая компания.
  3. Разработать проектно-сметную документацию для узла учета (этим занимаются специализированные проектные фирмы).
  4. Согласовать проектную документацию на узел учета с ресурсоснабжающей организацией.
  5. Укомплектовать узел учета согласно проектной документации.
  6. Врезать прибор учета (установить в действующую сеть)
  7. Произвести пуско-наладочные работы.
  8. Сдать работы по установке прибора учета ресурсоснабжающей организации и/или управляющей компании.

Кто имеет право устанавливать общедомовые приборы учета воды

В ч. 8 ст. 13 ФЗ-261 указываются лица, имеющие право оказывать услуги по установке, эксплуатации и замене общедомовых приборов учета воды и других энергоресурсов. Такие лица должны соответствовать требованиям для осуществления данных видов работ, которые указываются в законодательных актах РФ:

  • Ресурсоснабжающие организации.
  • Управляющие компании.
  • Коммерческие монтажные организации, получившие лицензию на осуществление данного вида деятельности. Если подобная фирма устанавливает общедомовой прибор учета и при этом не имеет на руках разрешающие документы на производство данного вида работ, устройство может лишиться гарантии завода-изготовителя либо будет запрещена его эксплуатация из-за возможных нарушений, допущенных при монтаже изделия.
  • Застройщик при возведении многоквартирных домов.

Установка РСО общедомовых приборов учета воды

Договор по установке общедомовых приборов учета заключается между ресурсоснабжающей организацией и потребителем согласно нормам (Приказ Минэнерго №149 от 07.04.2010 г. «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора регулирующего условия установки замены и/или эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов»).

Согласно п. 5 Приказа, для установки общедомового прибора учета юридическое лицо либо ИП должно отправить в ресурсоснабжающую организацию заявление, оформленное в письменном виде и приложить к нему пакет документов (оговаривается в п. 6 Приказа):

  • документы, подтверждающие должностные полномочия лица, заверяющего заявление;
  • копия свидетельства о внесении ИП или юридического лица в списки налоговой службы РФ;
  • копия свидетельства о внесении ИП или юридического лица в государственный реестр;
  • копии свидетельств, заверяющих право собственности на помещение, где будет проходить установка общедомовых приборов учета;
  • копии учредительных документов.

Согласно п. 3 Приказа, заявителем может выступать не только человек, обладающий правом собственности на помещение, на чем настаивает РСО, но также лицо, на которое возложена ответственность за содержание общедомового имущества собственников помещений в МКД.

После получения пакета документов РСО, в соответствии с п. 10 Приказа, в течение 10 суток должна проверить комнаты на их соответствие техническим требованиям по установке общедомового прибора учета. Если возможность установки подтверждается, в соответствии с п. 11 Приказа, РСО в течение 15 суток должна отправить заявителю составленный договор на оказание услуг по вводу в эксплуатацию ОДПУ.

После получения данного соглашения лицо заверяет его и в течение 15 рабочих дней с момента получения документа направляет его обратно в ресурсоснабжающую организацию.

Важно!

П. 3 Приказа признает заключенный договор публичным. П. 1 ст.426 ГК РФ трактует понятие публичного договора, как договор, который заключает предприниматель или иное лицо, чья деятельность приносит ему доход. Такое соглашение обязывает человека, его заключившее, продать товар, выполнить работу, оказать услуги в соответствии с характером осуществляемой им деятельности каждому, кто к нему обратился: перевозка транспортом общего пользования, энергоснабжение, розничная торговля, услуги связи, гостиничное медицинское обслуживание и пр.

Если одна из сторон уклоняется от подписания договора, а таковое в соответствии с п. 4 ст. 445 ГК РФ является обязательным, другая сторона имеет право через суд потребовать заключить данное соглашение. При положительном решении суда и с момента его законного вступления в силу договор подписывается на условиях, указанных в решении суда.

Данное положение ГК РФ является действенным инструментом в руках ТСЖ (УК) в случае возникновения споров с РСО и ее отказа от установки общедомовых приборов учета. Анализируя решения, вынесенные на судебных заседаниях по таким делам, можно сделать вывод, что суд чаще всего принимает сторону ТСЖ.

Ситуация, когда ресурсоснабжающая организация не соблюдает положения ФЗ-261 и не вводит в эксплуатацию общедомовые приборы учета в случаях, когда их установка является обязательной, является основанием для привлечения РСО к ответственности в суде.

Помимо этого, акт сдачи или приема проведенных работ, подписанный в одностороннем порядке, признается судом недействительным только в тех случаях, когда мотивы отказа заверять данный документ признаются обоснованными. Это положение зафиксировано п. 4 ст. 753 ГК РФ.

То есть после проведения работ по установке общедомовых приборов учета ресурсоснабжающая организация должна предоставить ТСЖ акт проверки и сдачи выполненных работ, а ТСЖ, в свою очередь, обязано заверить данный документ либо дать обоснованный отказ в письменном виде.

Когда вводят в эксплуатацию общедомовой прибор учета воды

Согласно п. 3 ст. 12 ФЗ-261, ввод в эксплуатацию общедомовых и индивидуальных приборов учета воды и прочих энергоресурсов производится не позднее месяца с момента их установки. Снятие показаний с установленных и введенных в эксплуатацию устройств и начисление платы с учетом данных значений должно быть произведено не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем, когда был осуществлен ввод прибора в эксплуатацию.

Иными словами, оформляя договор, РСО и ТСЖ в обязательном порядке должны указать срок начала эксплуатации общедомового и/или индивидуального прибора учета воды и прочих энергоресурсов.

Срок начала эксплуатации ОДПУ воды регламентируется в следующих документах:

  • В п. 2 ст. 20 ФЗ № 416 от 07.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении».
  • В правилах организации коммерческого учета воды сточных вод п. 34-46. Данные правила определило Постановление Правительства РФ №776 от 04.09.2013 г.

После подписания договора о начале эксплуатации ОДПУ воды, а также общедомовых приборов учета прочих энергоресурсов, приборы пломбируются.

Расчет по общедомовым приборам учета воды

В расчет потребления холодной воды с целью обеспечения общедомовых нужд включаются следующие пункты:

  • полив газона палисадника;
  • промывка водопроводной системы;
  • вода необходимая для мытья лестничных площадок.

В расчет потребления горячей воды для общедомовых нужд включаются следующие пункты:

  • внутридомовые потери воды в водопроводных сетях;
  • сброс воды в стояке (к примеру, если необходимо осуществить ремонт системы отопления в отдельной квартире МКД);
  • технологический полив системы во время проведения подготовительных работ к началу отопительного сезона;
  • опрессовка системы отопления.

Общедомовым имуществом признаются все нежилые помещения МКД, не являющиеся частью квартир. Это:

Также в состав общедомового имущества входит и уборочная площадь. Сведения о ней содержатся в техпаспорте МКД либо в справке БТИ (форма № 8).

На нормы потребления воды для обеспечения общедомовых нужд влияет:

Норматив водоснабжения (горячая, холодная вода, водоотведение) для обеспечения общедомовых нужд рассчитывается по следующей формуле:

Составляющие данного стандарта указываются в приложении к приказу по региону.

Норматив потребления холодной и горячей воды для обеспечения общедомовых нужд утверждается органом местного самоуправления в каждом отдельно взятом регионе и прилагается к приказу Минэнерго в виде подробных таблиц.

Расход воды на общедомовые нужды при наличии ОДПУ воды рассчитывается исходя из его показаний и суммы данных всех индивидуальных приборов учета и нормативных потреблений для помещений, не оборудованных индивидуальными устройствами учета воды. Разница между этими двумя показателями и является расходом воды на ОДН. Для оплаты по общедомовым приборам учета воды полученная цифра расхода распределяется между всеми собственниками помещений в МКД в соответствии с площадью занимаемых ими помещений. Из чего следует, что даже если в трехкомнатной квартире проживает один человек, а в однокомнатной три человека, показатель расхода воды на обеспечение общедомовых нужд будет выше для первой квартиры – учитывается только площадь помещений, но не количество проживающих в квартире.

Если ОДПУ воды не установлен, размер оплаты рассчитывается исходя из нормативов. Алгоритм подсчета для каждого отдельно взятого норматива указывается в приказе Минэнерго. Схематично формулу расчета расхода воды для обеспечения общедомовых нужд можно представить следующим образом:

Исходя из того, что размер платежа зависит от площади занимаемого помещения, то оплата расхода воды для обеспечения общедомовых нужд производится, в том числе, если в квартире:

  • не прописан ни один жилец;
  • количество фактически проживающих в квартире людей отличается от количества зарегистрированных;
  • собственник помещения временно покинул квартиру (на период отпуска) либо переехал.

Вторая ситуация из приведенного выше списка является довольно щекотливой и порождает неофициальное понятие – «резиновая квартира». В случае, когда подобных «нехороших» квартир в одном доме становится слишком много, общедомовой счетчик может показать потребление в 1,5-2 раза выше предусмотренных нормативов.

Обусловлено это тем, что владельцы «резиновых» квартир предпочитают не устанавливать индивидуальные приборы учета воды, справедливо полагая, что оплата по нормативу, рассчитанному исходя из количества прописанных, оказывается для них намного выгодней оплаты по показаниям устройств учета. При этом перерасход воды (а он неизбежен в подобных ситуациях) становится частью расхода этого ресурса на общедомовые нужды, за который платят все жильцы МКД. Для пресечения подобных схем следует в своих действиях руководствоваться следующими законодательными возможностями:

  • в п. 56 Постановления № 354 указывается, что в случае, когда в квартире временно проживают непрописанные жильцы (от 5 дней подряд), расчет потребления воды ведется по количеству фактически проживающих на этой площади жильцов. Данный факт может быть зафиксирован Актом о фактическом проживании. Право и полномочия по составлению акта есть у Совета дома;
  • можно зафиксировать дату начала (а также период) временного проживания с момента, который потребитель укажет в уведомлении. Данный документ составляется в свободной форме. В нем указывается Ф.И.О., паспортные данные, период пребывания. Уведомление передается исполнителю;
  • если потребитель не подает такое уведомление и скрывает данные о количестве фактически проживающих в квартире, для фиксации данного факта в Акте необходимо обратиться в УВД с заявлением, оформленным в письменном виде. После этого в присутствии участкового и свидетельствующих соседей составляется Акт о фактическом проживании, который является основанием для начисления платы на незарегистрированных жильцов.

Мнение эксперта

Есть люди, но нет документов

Надежда Смирнова,

эксперт журнала «Управление многоквартирным домом»

Что делать в ситуации, когда управляющей компании известно о том, что квартира сдается внаем, но согласно документам она пуста (в ней не зарегистрированы жители ни на постоянной, ни на временной основе), а индивидуальные приборы учета не установлены?

Первый и самый важный шаг – постараться получить доступ в помещение и уже на месте составить Акт, в котором указать количество временно проживающих в квартире граждан.

Второй шаг – составленный акт в течение трех дней направить в ОВД либо органы по миграционному контролю.

Если вам не удалось войти в квартиру, вызывайте участкового. В его присутствии будет проведена проверка и составлен протокол об административном нарушении по ст.19.15.1 КоАП РФ.

Если протокол составлен не будет, все усилия окажутся тщетными, и количество временно и постоянно проживающих в квартире официально будет равным нулю.

Важно знать! Жилищные законодательные акты трактуют понятие «временно проживающий», в том числе как лицо, не имеющее регистрации в данной квартире ни по месту жительства, ни по месту пребывания.

В соответствии с Постановлением №354 объем потребленных услуг ЖКХ, рассчитанный согласно нормативам, данные стандарты превышать не может. Если будет произведено начисление услуг ЖКХ сверх норматива, разницу обязана будет оплатить УК – поставщик коммунальных услуг.

Однако в том случае, если данные услуги предоставляет не управляющая компания, а ресурсоснабжающая организация, образовавшуюся разницу вне зависимости от принимаемых на общем собрании ТСЖ решений должны будут оплатить собственники жилья.

Чтобы снизить расходы и предотвратить возможные спекуляции со стороны владельцев «резиновых квартир», следует:

  • Установить индивидуальные приборы учета и не забывать своевременно подавать сведения по ним. После этого не тяните с вводом счетчика в эксплуатацию, направьте в ЖЭУ соответствующий акт – счетчики будут оперативно внесены бухгалтером снабжающей организации в систему расчета. Если сведения по счетчику передавать с запозданием, то для расчета потребления воды на общедомовые нужды от показаний ОДПУ отнимаются средние показания потребления за 3 месяца. После получения УК точной информации о расходе воды, происходит перерасчет трат данного ресурса на общедомовые нужды.
  • Получить достоверную информацию о площади жилых и нежилых помещений, относящихся к общедомовому имуществу.
  • Постараться с помощью Совета дома собрать сведения о количестве людей, фактически проживающих более 5 дней подряд в квартире, не оборудованной индивидуальным прибором учета.
  • Установить в квартире различные приспособления, способствующие сокращению расходования воды.
  • Периодически проверять состояние коммуникаций: оно должно соответствовать требованиям технического регламента. Ответственность за обеспечение безаварийной работы систем возложена на управляющую компанию. Соответственно, если была обнаружена протечка, и она является причиной перерасхода воды по общедомовым нуждам, при наличии доказательств оплачивать данный перерасход будет УК.

Во Владивостоке был проведен эксперимент: ввели подобные меры экономии. Результат не заставил себя ждать: уже в первый месяц расходы снизились на 7 %.

Кто снимает показания с общедомового прибора учета воды

Снятием показаний с общедомового прибора учета воды по закону занимается сотрудник УК либо ресурсоснабжающей организации, наделенный такими полномочиями.

Однако Совет дома может избрать лицо, которое будет представлять интересы собственников в том случае, если жильцы МКД захотят принять участие в процессе снятия показаний с ОДПУ воды. Такая процедура регламентирована Жилищным Кодексом РФ. Решение Совета дома должно быть оформлено в виде акта и направлено в управляющую компанию.

Законом также не предусмотрена оплата за процедуру снятия показаний с общедомового прибора учета воды.

Мнение эксперта

Автоматизированный сбор данных с приборов учета

А.А. Матвеев ,

менеджер по работе с ключевыми клиентами ОАО «Телеофис»

Чтобы расчеты за потребление воды и другие энергоресурсы проводились правильно, нужно своевременно подавать корректные данные о расходе, оперативно снятые с общедомового прибора учета. Чтобы снизить трудозатраты, облегчить доступ к этим показателям и при этом извлечь экономическую выгоду, можно подумать об установке автоматизированных систем сбора сведениям.

Подобная система работает в автоматическом режиме. Она способна считывать данные в заданное время одновременно со всех общедомовых приборов учета, к ней подключенных, что делает процедуру сведения баланса по всем потребителям очень простой.

Автоматизированная система сбора данных, как правило, состоит из следующих элементов:

  • приборов учета, оборудованных цифровым интерфейсом, которые позволяют производить снятие показаний в автоматическом режиме;
  • устройства связи (модема), передающего снятые с прибора учета данные на специальный сервер;
  • сервера, где хранятся данные приборов учета;
  • программного обеспечения (ПО), производящего сбор данных и расчет платежей.

Связь с прибором учета можно наладить несколькими способами:

  • посредством проводного соединения;
  • посредством беспроводного соединения;
  • с задействованием локальных сетей;
  • с использованием возможностей Интернета.

Наиболее эффективным способом установки связи является подключение прибора учета к сети Интернет. Такое присоединение можно осуществить с помощью адаптера Ethernet либо модема.

Ethernet-соединение позволяет использовать уже существующую в доме сеть Интернет для подключения устройств, экономя таким образом на оплате альтернативного способа связи с прибором учета.

Рис. 1. Передача данных через Ethernet-конвертеры TELEOFIS ER108-L4U.

Подключенные к приборам учета конвертеры (адаптеры) Ethernet по сети Интернет устанавливают связь с сервером сбора данных и передают считанные показания.

Данный способ весьма эффективен, не требует установки дорогостоящего оборудования для налаживания связи с приборами учета. Однако для его реализации объект должен иметь доступ к сети Интернет.

В качестве альтернативного способа подключения счетчиков к автоматизированной системе сбора данных (если на объекте отсутствует соединение с сетью Интернет) используют GPRS-терминалы. Данное устройство способно установить соединение приборов учета с сетью Интернет почти в любом месте, где есть сотовая сеть.

Рис. 2. GPRS-терминал TELEOFIS WRX708-L4U.

GPRS-терминалы имеет ряд неоспоримых преимуществ перед традиционным соединением с помощью Ethernet-кабеля:

  • сотовая связь надежна и не зависит от инфраструктуры объекта;
  • данное соединение не допускает простоя по техническим причинам;
  • не требует дополнительных затрат на проведение периодического обслуживания и аварийного ремонта;
  • надежность связи гарантируется сотовым оператором.

Конечно, сотовая связь не бесплатна, но в рассматриваемом случае, когда она используется 1-2 раза в месяц только как средство для передачи коротких сообщений с данных приборов учета, затраты на каждый подключенный счетчик ограничиваются несколькими рублями.

То, какими возможностями обладает программное обеспечение подобной автоматизированной системы, можно рассмотреть на пример системы АТМ.

Система позволяет:

  • дистанционно получать данные с приборов учета: воды, газа, электричества и тепла;
  • автоматически по расписанию формировать отчетность;
  • редактировать и создавать новые шаблоны формируемых отчетов;
  • размещать объекты на интерактивной карте местности;
  • получать доступ к системе с любого компьютера, планшета, подключенного к сети Интернет.

Поверка общедомовых приборов учета воды

Общедомовой прибор учета воды является сложным устройством, требующим периодического обслуживания, проверки, ремонта, а в случае невозможности осуществления последнего – замены. ОДПУ является частью общедомовой собственности, и ответственность за него несут все владельцы помещений МКД. Однако ремонт и обслуживание счетчика жильцы осуществляют не своими силами, а посредством управляющей компании. УК, в свою очередь, привлекает для выполнения данных работ квалифицированного специалиста из организации, чья деятельность непосредственно связана с обслуживанием подобных приборов.

Таким образом, управляющая компания несет ответственность за своевременную проверку технического состояния прибора учета воды, осуществление ремонта и, при необходимости, его оперативную замену. Привлекаемая управляющей организацией компания-посредник должна иметь сертификат, подтверждающий ее квалификацию в данной сфере деятельности и допуск для обслуживания счетчиков такого типа. Зачастую подобные компании работают на постоянной основе.

После завершения обслуживания должен быть составлен акт, в котором будут указаны итоги проведенной проверки: неисправности в случае их обнаружения и рекомендации по устранению. Данный документ должен быть подписан сотрудником УК и специалистом организации, осуществлявшей обслуживание счетчика воды.

Общедомовой счетчик воды необходим для регистрации показаний расхода воды во всем многоквартирном доме. Установка общедомового счетчика является обязательной процедурой, о чем свидетельствует закон ФЗ № 261-Ф3 об обязательной установке общедомовых счетчиков.

Наличие общедомового счетчика позволит экономить деньги и уберечь себя от переплат за сбои в сетях поставщика. В настоящее время при отсутствии данного прибора жильцы многоквартирных домов переплачивают от 10 до 50% в месяц. Для домов, где не ОДПУ введен повышающий коэффициент. Это мера вынуждена, чтобы управляющие компании не затягивали с установкой общедомовых счетчиков.

Как уберечь себя от неправильных показаний счетчиков?

Все счетчики должны проходить поверку. В работу допускают средства измерения, которые прошли поверку и соответствуют требованиям ФЗ №102 «Об обеспечении единства измерений».

Со временем, как и любое оборудование, счетчики имеют свойства изнашиваться, тогда точность показаний может дать сбой. Для избежания некорректных измерений проводится поверка общедовомого счетчика.

Поверка бывает двух видов:

  • плановая (дата указана в документах);
  • внеплановая (проходит, когда повреждение счетчика (пломбы) или утрате документации о поверке).

При поверке прибор учета проверяется на соответствие метрологическим требованиям. При положительном результате задается новый срок работы до следующей поверки общедомового счетчика.

При выявлении неточности измерений или других дефектов проводится ремонт счетчика. В случает, когда средство измерения не подлежит ремонт, то необходимо заменить старый счетчик на новый.

Сроки проведения поверки общедомовых счетчиков

Сроки поверки общедомовых счетчиков тепла, воды и т.д. можно найти технической документации прибора. Временные промежутки поверки приборов указывается заводом-изготовителем. Не стоит затягивать с поверкой и откладывать на последний момент, здесь Вы рискуете просрочить поверку, и тогда даны услуга будет недоступна. О сроках проведения можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Советуем проводить поверок счетчиков во время.

Сколько стоит поверка общедомового счетчика

Общедомовые счетчики устанавливаются и поверяются управляющей компанией. Важно знать, что всё это проходит за счет жильцов. Здесь же на плечи жильцов ложится ответственность за их содержание (по статье «Содержание жилья»).

Цены на поверку счетчика начинаются от 600 рублей за один счетчик. Окончательную стоимость необходимо уточнять в компаниях занимающихся установкой, заменой и поверкой счетчиков.

Поверка общедомовых счетчиков воды

Средства измерения проверяются на соответствии ГОСТ 8.156 и МИ 1592-99.

Существует 2 способа поверки общедомовых счетчиков воды:

  • без снятия счетчика. Без снятия поверка проходит с использованием метрологического оборудования.
  • со снятием счетчика. Прибор отправляется в специальную метрологическую лабораторию.
  1. Наличие комплектности в соответствии с технической документацией;
  2. Наличие стрелки на направлении воды;
  3. Отсутствие пятен на счетчике, трещин на покрытие, сколов;
  4. Все цифры, наименования, отметки должны быть четкие. Размытости, пятна на циферблате не допускаются.

Далее определяется герметичность прибора учета воды. Здесь в рабочей полости водосчетчика создается давление 1,6 МПа. В течение 15 минут прибор проверяется под указанным давлением, в это время прибор не должен иметь признаков течи или образование влаги на корпусе или в местах узлов соединения.

Последним этапом проверяется погрешность работы водосчетчика. Расходы поверочные существуют трех типов: номинальный, переходный и минимальный расход.

Важно знать, что измерения нельзя усреднять! На каждый расход только одно измерение.

В завершении поверки счетчика воды Вы получаете результат. При положительной поверки продлеваете срок работы прибора. При выявлении дефектов устраняете или устанавливаете новый счетчик.

Поверка общедомового теплового счетчика

Для поверки общедомового счетчика тепла требуется его снятие. Здесь проверяются метрологические характеристика, внешнего состояния и поверки электрического сопротивления изоляции счетчика.

Проверяются следующие внешние показатели:

  1. На счетчике не допускаются загрязнения и дефекты в виде трещин.
  2. Четкость цифр, надписей и маркировки.
  3. Состояние защитной арматуры и мест соединения проводов.
  4. Длина проводов для соединения одинаковой.

Для поверки изоляции счетчика используют Мегомметр М4100-1. Важный показатель на выходе – электрическое сопротивление счетчика, его показатель должен быть от 100 МОм.

Способы поверки общедомовых счетчиков

Ранее говорилось уже о возможных методах поверки. Давайте рассмотрим чуть подробнее.

Поверка проходит со снятием прибора в метрологической лаборатории и без снятия прибор при помощи метрологического оборудования.

При выборе поверки в метрологической лаборатории проходит не только поверку, но и избавление от возможных отложений. При наличии некорректной работы счетчика проводятся ремонтные работы. В момент демонтажа присутствует поставщик проверяющий сохранность пломб водосчетчика и последующих показаний прибора.

После поверки вызывается поставщик для установки, опломбировки и составления документации о вводе прибора в работу.

Обычно поверку счетчиков без снятия выбирают в СЖФ. В таких домах инженерные системы находятся не в самом лучшем состоянии, и отсюда риск нарушить целостность узлов в системе.

Для поверки представители метрологической лаборатории приезжают к месту установки, поверяют и составляют акт. Минус данного метода есть. Если деталь прибора на износе, то это возможно определить только в метрологической лаборатории.

Какие документы выдаются после поверки?

После поверки в технического паспорте счетчика делается запись об очередной прошедшей поверке. Если общедомовые счетчики пригодны в работу, то вам выдаются следующие документы:

  • Свидетельство о пройденной поверке
  • Квитанция об оплате
  • Договор о поверке в метрологической лаборатории.

В другом случаи, когда счетчик признан негодным к работе, то вы получаете извещение о неисправности.

При выборе организации для поверки обязательно убедитесь в наличии лицензии, аккредитации в Единой национальной системе аккредитации. После поверки запросите копии приказа и аттестата об аккредитации. Без данных документов поверка недействительна.