Как идёт рассмотрение дел о банкротстве. Возбуждение дела о банкротстве

Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде производится в особом порядке. Особенности арбитражного процесса при рассмотрении дел о банкротстве юридического лица устанавливаются Законом о банкротстве. Дела о банкротстве юридических лиц рассматривает арбитражный суд по месту нахождения должника. Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем 100 тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев со дня, когда они должны были быть исполнены. Дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение в третейский суд.

Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются:

1) должник;

2) арбитражный управляющий;

3) конкурсные кредиторы;

4) уполномоченные органы;

5) федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве;

6) лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

В арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют:

1) представитель работников должника;

2) представитель собственника имущества должника– унитарного предприятия;

3) представитель учредителей (участников) должника;

4) представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов;

5) иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ и Законом о банкротстве.

При подготовке дела к судебному разбирательству арбитражный суд рассматривает заявления, жалобы и ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве, устанавливает обоснованность требований кредиторов, осуществляет иные полномочия. По ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражный суд может назначить экспертизу в целях выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства. Судья арбитражного суда может принять меры для примирения сторон. Осуществление таких мер не может являться основанием для приостановления производства по делу о банкротстве. Срок рассмотрения дела о банкротстве установлен в 7 месяцев.

По результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:

1) решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; 2) решение об отказе в признании должника банкротом;

3) определение о введении финансового оздоровления;

4) определение о введении внешнего управления;

5) определение о прекращении производства по делу о банкротстве;

6) определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;

7) определение об утверждении мирового соглашения. Определения арбитражного суда, вынесенные по результатам рассмотрения арбитражным судом заявлений, ходатайств и жалоб, могут быть обжалованы.

26. Участники экономического спора . Гражданин может быть субъектом экономического спора, рассматриваемого в арбитражной системе, при наличии у него статуса индивидуального предпринимателя, то есть при условии, что он зарегистрирован в этом качестве в установленном законом порядке.

Граждане, не прошедшие регистрацию, но занимающиеся предпринимательской деятельностью, могут быть истцами делах обжалования отказа регистрационного органа произвести их регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя или уклонения последнего от такой регистрации в установленный законодательством срок, а также участвующего в качестве кредитора в делах о несостоятельности (банкротстве).

Участниками арбитражного процесса, согласно ст. 22 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ являются юридические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке. В соответствии со ст. 51 ГК РФ и ФЗ от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» государственная регистрация осуществляется федеральными органами исполнительной власти.

Субъектами споров также могут быть:

Российская Федерация;

Субъекты Российской Федерации;

Иностранные организации с иностранными инвестициями, международные организации, иностранные граждане, лица без гражданства, занятые предпринимательской деятельностью.

К числу государственных органов, которые могут быть участниками арбитражного процесса, относятся, например: налоговые органы, органы валютного контроля, Центральный Банк РФ, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, таможенные органы, антимонопольные органы, комитеты по управлению имуществом всех уровней и другие органы.

К «иным» могут относиться органы, входящие в систему органов, предусмотренных уставами муниципальных образований, выполняющих функции управления, контроля, распределения и наделения в силу этого определенными властными полномочиями. К «иным» могут относиться органы управления хозяйственных обществ и товариществ, другие коммерческие организации и другие подобные образования.

Специальные процессуальные нормы правоспособности организаций связаны с наличием у них специального установленного у них законом права на судебную защиту. При наличии такого права организации статуса участника арбитражного процесса и в случае отсутствия у них статуса юридического лица.

Участниками арбитражного процесса, согласно п.6 ст. 22 АПК РФ, являются также иностранные лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором РФ. При этом, под иностранными лицами имеются ввиду иностранные организации (юридические лица, зарегистрированные, или расположенные в иностранном государстве), международные организации (межправительственные и неправительственные), иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность (ч.1 ст. 210 АПК РФ).

Таким образом, общим правилом подведомственностью дела арбитражным судам является то, что его участниками могут быть юридические лица и граждане, имеющие приобретенный в установленном законом порядке статус индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

В арбитражном суде участвуют многие лица, которых закон называет по-разному.

2. Лица, участвующие в деле:

o Стороны (истец и ответчик);

o Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора;

o Прокурор;

o Иные органы, выступающие в защиту чужих интересов в силу, возложенных на них законом функций.

3. Лица, содействующие нормальному ходу разрешения спора:

o Свидетели;

o Эксперты;

o Переводчики;

27. Понятие и источники трудового права. Источником трудового права называется Закон и иной нормативно-правовой акт, содержащий нормы этой отрасли. Источник представляет собой форму выражения норм трудового права, и эта форма может быть различной в зависимости от того, какой орган издает нормативный акт. Источник трудового права надо отличать от актов правоприменения трудового законодательства, которые могут издавать как органы власти и управления (например, Указы Президента о персональных награждениях), так и работодатели (приказы о дисциплинарной ответственности, приеме на работу, переводах и т.д.), а также суд, своим решением восстанавливающий работника на прежнем месте работы. Источник трудового права является результатом нормотворческой деятельности уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления и социальных партнеров. В то же время он служит основой правоприменительной деятельности в сфере труда различных органов, должностных лиц и работодателей. Система источников трудового права включает все источники трудового права: законы, подзаконные акты, вплоть до нормативных частей коллективных договоров, соглашений, классифицированных не только по предмету, но и по подчиненности, субординации актов. Все источники в их системе находятся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости. Система источников строится по системе отрасли трудового права, а последняя построена по предмету данной отрасли. Весь комплекс источников трудового права называется трудовым законодательством, или законодательством о труде, которое непрерывно изменяется, совершенствуется в соответствии с изменениями, происходящими в сфере труда и во всем обществе, а также в международно-правовом регулировании труда, так как трудовое право исключительно динамичная отрасль права. С принятием нового Трудового кодекса ряд положений будет пересмотрен и в науке трудового права. Для системы источников трудового права России характерны следующие особенности: 1. В создании актов трудового законодательства активно участвуют сами работники через свои трудовые коллективы, профсоюзы и другие представительные органы, а также работодатели. 2. В систему источников трудового права России, обусловленную федеральным характером нашего государства, входят нормативные акты не только федерального ранга, но и акты субъектов Российской Федерации, а также нормативная часть социально-партнерских соглашений и коллективных договоров, международно-правовые акты по труду, ратифицированные нашей страной (Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., конвенции и декларации Международной организации труда). Вся система источников трудового права РФ состоит из: федерального законодательства, регионального (субъектов Федерации), локального (на предприятии, в организации) и международных актов, которые имеют преимущество перед национальными актами в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ. 3. В этой системе не только федеральные централизованные акты (законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.), определяющие минимальный уровень гарантий трудовых прав, как общих для всех работников, так и специальных для некоторых категорий, но и конституции, законы и иные акты о труде субъектов Федерации, акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права и расширяющие указанные гарантии, повышающие их уровень. Все они должны соответствовать по содержанию их норм Трудовому кодексу РФ (ст. 5 ТК) и не снижать, а лишь повышать уровень его гарантий. 4. Эта система состоит из общего трудового законодательства, относящегося ко всем работникам всей территории России, и специального, отражающего дифференциацию его норм, распространяющегося на определенные категории работников. В общих актах (ТК и др.) могут быть и специальные нормы (о труде на вредных, опасных работах, труде женщин, подростков и т.д.). Конституция РФ, Трудовой кодекс и федеральные законы о труде имеют верховенство на всей территории России. 5. Вся система делится на законы и подзаконные акты. Законы делятся на основные (Конституция), конститутивные (Декларация прав и свобод человека и гражданина (Ведомости РСФСР, 1992, №52, ст. 1865) и текущие (например Закон РФ от 11 марта 1992 г. “О коллективных договорах и соглашениях”). Законы о труде могут быть кодифицированными, например ТК РФ, и текущими по отдельным институтам трудового права, как указанный Закон “О коллективных договорах и соглашениях”. Следует отметить, что текущие российские законы появились лишь с 1990 г., а до того на территории России действовали в основном союзные законы о труде (кроме КЗоТ РСФСР). В настоящее время их действие продолжается лишь по тем вопросам, которые не урегулированы еще российскими законами. К подзаконным актам относятся все, кроме законов, нормативные акты трудового законодательства (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления и приказы нормативного характера министерств, ведомств, как России, так и ее субъектов, нормативная часть социально-партнерских соглашений и коллективных договоров). 6. В системе источников трудового права есть и нормативные акты по труду, охране труда специализированных органов (Министерства труда и социальной защиты), а также приказы, правила, инструкции специализированных государственных и профсоюзных инспекций, осуществляющих надзор и контроль за трудовым законодательством, охраной труда (Гострудинспекции, Госпромтехнадзора, Атомнадзора, Санэпидемнадзора и др.). 28. Основания возникновения трудовых отношений. Статья 16 ТК РФ. Основания возникновения трудовых отношений Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате: (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) избрания на должность; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности; назначения на должность или утверждения в должности; направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) судебного решения о заключении трудового договора; абзац утратил силу. - Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ; признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями. (абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ) Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. (часть третья введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ) Фактическое допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя запрещается. (часть четвертая введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ) 29. Изменение трудовых отношений.

Возникновение трудовых правоотношений - между работником и работодателем на основании заключенного трудового договора или в соответствие с ТК РФ. В случаях, которые установлены законом, иными НПА или уставами организации трудовые правоотношения могут возникнуть в случает сложного юридического факта: 1. Избрание на должность (выборы). 2. Избранные по конкурсу на замещение вакантной должности. 3. Назначение или утверждение в должности (генеральный директор). 4. Направление на работу уполномоченным органом в счет установленной квоты (через службы занятости: например, инвалиды). 5. Судебное решение о заключении трудового договора. 6. Фактический допуск к работе по поручению или с ведома руководителя/его представителя, не зависимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен или нет. Изменение трудовых правоотношений - перемещение, перевод, отстранение и изменение существенных условий трудового договора. Изменениями будут считаться обстоятельства, указанные в главе 12 ТК РФ.

30. Прекращение трудовых отношений . Статья 77. Общие основания прекращения трудового договора(Трудового кодекса РФ Глава 13)

Основаниями прекращения трудового договора являются:

1) соглашение сторон (статья 78 настоящего Кодекса);

2) истечение срока трудового договора (статья 79 настоящего Кодекса), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;

3) расторжение трудового договора по инициативе работника (статья 80 настоящего Кодекса);

4) расторжение трудового договора по инициативе работодателя (статьи 71 и 81 настоящего Кодекса);

5) перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность);

6) отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией, с изменением типа государственного или муниципального учреждения (статья 75 настоящего Кодекса);

7) отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (часть четвертая статьи 74 настоящего Кодекса);

8) отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (части третья и четвертая статьи 73 настоящего Кодекса);

9) отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем (часть первая статьи 72.1 настоящего Кодекса);

10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон (статья 83 настоящего Кодекса);

11) нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса).

Трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

  • Арбитражный суд субъекта рф (порядок образования, структура, компетенция).
  • Суд по интеллектуальным правам: порядок образования, структура и компетенция
  • Понятие подведомственности. Критерии разграничения подведомственности между общими и арбитражными судами.
  • 12. Подведомственность ас дел, возникающих из гражданских и иных сходных по природе правоотношений.
  • 13. Подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
  • 14. Специальная подведомственность дел ас
  • 15. Родовая подсудность дел ас
  • 16. Территориальная подсудность дел ас и её виды
  • 17. Передача дел из одного ас в другой
  • 18. Право на обращение в ас. Субъекты, правомочные возбудить дело в ас
  • 19. Порядок реализации права на обращение в ас и последствия его несоблюдения
  • 20. Понятие и виды обеспечительных мер ас, порядок их применения.
  • 21. Задачи, порядок и сроки подготовки дела к судебному разбирательству. Предварительное судебное заседание. Назначение дела к судебному разбирательству. Извещения и вызовы.
  • 22. Примирительные процедуры. Порядок, условия и последствия заключения мирового соглашения.
  • 23.Рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции. Части судебного разбирательства. Вопросы, разрешаемые в каждой из частей судебного разбирательства. Раздельные судебные заседания.
  • 24. Раскрытие доказательств. Особенности исследования и оценки отдельных доказательств.
  • 25. Распределение обязанностей по доказыванию в арбитражном процессе. Доказательственные презумпции.
  • 26. Отложение и перерыв судебного разбирательства
  • 27. Приостановление производства по делу, отличие от отложения
  • 28. Прекращение производства по делу, основания и правовые последствия
  • 29. Оставление искового заявления без рассмотрения, основания и правовые последствия
  • 30. Протокол судебного заседания. Порядок предоставления и рассмотрения замечаний на протокол.
  • 31. Понятие и виды судебных актов арбитражного суда первой инстанции
  • Виды постановлений арбитражного суда:
  • Решение арбитражного суда
  • Характерные признаки решения арбитражного суда:
  • Значение решения арбитражного суда:
  • Определение арбитражного суда
  • Постановления арбитражных судов
  • 32. Сущность и значение решения арбитражного суда.
  • 33. Содержание решения арбитражного суда.
  • 34. Требования, предъявляемые к решению арбитражного суда.
  • 35. Устранение недостатков судебного решения вынесшим его судом.
  • 36. Немедленное исполнение решения арбитражного суда.
  • 37. Законная сила решения арбитражного суда (понятие, свойства и пределы).
  • 38. Определения арбитражного суда первой инстанции и их классификация.
  • 39. Общая характеристика дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Общие правила их рассмотрения.
  • 40. Особенности производства в арбитражном суде по делам об оспаривании нормативных правовых актов.
  • 42. Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях.
  • 43. Особенности возбуждения и разбирательства в арбитражном суде дел о взыскании обязательных платежей и санкций.
  • 44. Рассмотрение в особом производстве дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
  • 45. Производство по делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
  • 46. Производство по делам о несостоятельности (банкротстве).
  • 47. Рассмотрение дел по корпоративным спорам.
  • 48. Производство по делам о защите прав и законных интересов группы лиц.
  • 49. Упрощенное производство.
  • 50. Производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.
  • 51. Производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.
  • 52. Понятие и сущность апелляционного производства в арбитражном процессе.
  • 54. Порядок и пределы рассмотрения дела в арбитражном суде апелляционной инстанции.
  • 55. Основания к отмене или изменению решения арбитражного суда первой инстанции, вынесению нового решения.
  • 56. Полномочия арбитражного суда апелляционной инстанции (ст. 269 апк).
  • 57. Содержание постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
  • 58. Понятие и сущность кассационного производства.
  • Понятие и сущность кассационного производства.
  • 60. Порядок и пределы рассмотрения дел арбитражным судом округа в кассационном порядке.
  • 61. Полномочия арбитражного суда округа как кассационной инстанции.
  • 62. Основания к изменению или отмене решения, вынесению нового решения арбитражным судом округа в кассационном порядке.
  • 63. Постановление суда кассационной инстанции. Обязательность указаний суда кассационной инстанции.
  • 64. Право на обращение в Верховный Суд рф с кассационной жалобой: субъекты, объекты, срок и порядок подачи. Возвращение кассационной жалобы.
  • 68. Понятие и цели пересмотра судебных актов в порядке надзора.
  • 70. Рассмотрение надзорной жалобы судьей Верховного Суда рф.
  • 71. Рассмотрение дела в порядке надзора Президиумом Верховного Суда рф в судебном заседании.
  • 72. Основания для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу.
  • 73. Полномочия Президиума Верховного Суда рф как надзорной инстанции.
  • 74. Содержание постановления Президиума Верховного Суда рф. Обязательность указаний, содержащихся в постановлении.
  • 75. Понятие и сущность производства по пересмотру судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
  • 76. Понятие новых и вновь открывшихся обстоятельств, отличие от новых доказательств. Основания пересмотра судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
  • 77. Порядок обращения в суд по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
  • 78. Рассмотрение заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Полномочия суда, рассмотревшего заявление по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
  • 79. Правовое регулирование деятельности третейских судов в рф. Место третейского суда в системе юрисдикционных органов.
  • 80. Виды третейских судов. Постоянно действующие третейские суды и их виды. Рассмотрение дел в третейских судах.
  • 81. Переговоры и посредничество как формы разрешения экономических и иных споров, возникающих между хозяйствующими субъектами.
  • 82. Процедура медиации как альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника-медиатора.
  • 46. Производство по делам о несостоятельности (банкротстве).

    Дела о несостоятельности (банкротстве) субъектов частного права (граждан и организаций) представляют собой разновидность дел особого производства, подведомственных арбитражному суду. Дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение третейского суда, а также быть рассмотрено судом общей юрисдикции.

    Нормы процессуального законодательства формулируют подсудность дел о банкротстве как исключительную, т.е. такие дела рассматриваются лишь по месту нахождения должника. Здесь нет истца или ответчика в общепринятом смысле, а лишь заявители о банкротстве, должник и другие лица.

    Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

    Если иное не предусмотрено законом, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей, а в отношении должника - физического лица - не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

    Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.

    Заявление о банкротстве принимается судьей арбитражного суда единолично, также судьей единолично производится и подготовка дела к разбирательству. При этом само рассмотрение в дальнейшем уже осуществляется судом только коллегиально и к рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели.

    В арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют представитель работников должника, представитель собственника имущества должника (если решается вопрос о признании несостоятельным унитарного предприятия) и иные лица. К иным лицам Арбитражный процессуальный кодекс РФ относит свидетелей (любое лицо, которому известны сведения и обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора), экспертов (лицо, обладающее специальными познаниями, необходимыми для дачи заключения), переводчиков и представителей (любой гражданин, имеющий надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела в арбитражном суде).

    Арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле о банкротстве, вправе принять меры по обеспечению требований кредиторов - меры, направленные на сохранение имущества должника, находящегося в процессе производства дела о его несостоятельности. Арбитражный процессуальный кодекс РФ в качестве таких мер предусматривает:

      наложение ареста на имущество или денежные средства, принадлежащие ответчику;

      запрещение ответчику совершать определенные действия;

      запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора;

      приостановление взыскания по оспариваемому истцом исполнительному или иному документу, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

      приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении его от ареста.

    При введении наблюдения в определении арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом указывается о назначении временного управляющего. В определении могут быть также указаны меры по обеспечению требований кредиторов. О принятии заявления о признании должника банкротом судья арбитражного суда выносит определение не позднее чем через пять дней с даты поступления указанного заявления в арбитражный суд. Определение о принятии заявления о признании должника банкротом может быть обжаловано в части, касающейся мер по обеспечению требований кредиторов.

    Судебное заседание по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом проводится не менее чем через пятнадцать дней и не более чем через тридцать дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом.

    Судья арбитражного суда отказывает в принятии заявления о признании должника банкротом, если нарушено хотя бы одно из условий, предусмотренных п. 2 ст. 33 Федерального закона "О банкротстве" и касающихся размера требований и срока их непогашения; кроме того, если в отношении должника арбитражным судом уже возбуждено дело о банкротстве и введена одна из процедур банкротства.

    Заявление о признании должника банкротом оставляется без движения или возвращается, если нарушены условия о порядке оформления и подачи заявления должника, требования к прилагаемым к заявлению должника документам, нарушены условия о порядке оформления и подачи заявления конкурсным кредитором, требования к прилагаемым к заявлению конкурсного кредитора документам или требования к заявлению уполномоченного органа. Возврат заявления заявителю происходит в случае, если заявитель не устранит в установленный судом срок обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения.

    Определение о принятии мер по обеспечению требований кредиторов подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано, что, однако, не приостанавливает его исполнение.

    Срок рассмотрения дела о банкротстве определен в семь месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

    При рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) арбитражный суд может выносить определения, которые согласно ч. 3 ст. 223 АПК РФ могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение 10 дней со дня их вынесения.

    Арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случаях, предусмотренных ст. 57 Федерального закона "О банкротстве":

    1) восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления;

    2) восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;

    3) заключения мирового соглашения;

    4) признания в ходе наблюдения необоснованными требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве, при отсутствии заявленных и признанных в порядке, установленном Федеральным законом "О банкротстве", иных соответствующих положениям ст. 6Федерального закона "О банкротстве" требований кредиторов;

    5) отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или требования о признании должника банкротом;

    6) удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве;

    7) отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему;

    8) в иных предусмотренных Федеральным законом"О банкротстве" случаях.

    По результатам судебного рассмотрения дела суд принимает один из следующих актов (ст. 52 Федерального закона "О банкротстве"):

    Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

    Решение об отказе в признании должника банкротом;

    Определение о введении финансового оздоровления;

    Определение о введении внешнего управления;

    Определение о прекращении производства по делу о банкротстве;

    Определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;

    Определение об утверждении мирового соглашения.

    Указанные судебные акты, а также иные предусмотренные Федеральным законом "О банкротстве" судебные акты арбитражного суда подлежат немедленному исполнению, если иное не установлено дополнительными правилами закона.

  • 3.1. Подведомственность дел арбитражному суду
  • 3.2. Подсудность дел арбитражному суду
  • Глава 4 Субъекты арбитражного процессуального права
  • 4.1. Понятие и состав субъектов арбитражного процессуального права
  • 4.2. Арбитражный суд
  • 4.3. Лица, участвующие в деле
  • 4.4. Лица, содействующие в осуществлении правосудия
  • Глава 5 Представительство в арбитражном процессе
  • 5.1. Понятие и виды представительства в арбитражном процессе
  • 5.2. Полномочия представителя в арбитражном процессе
  • Глава 6 Процессуальные сроки, судебные расходы, штрафы
  • 6.1. Процессуальные сроки
  • 6.2. Судебные расходы
  • 6.3. Судебные штрафы
  • Глава 7 Судебные доказательства и судебное доказывание
  • 7.1. Судебные доказательства
  • 7.2. Судебное доказывание
  • Глава 8 Иск в арбитражном процессе
  • 8.1. Понятие и сущность искового производства
  • 8.2. Право на иск
  • 8.3. Средства защиты против иска
  • 8.4. Обеспечение иска
  • Глава 9 Возбуждение дела в арбитражном суде
  • 9.1. Исковое заявление
  • 9.2. Порядок предъявления искового заявления
  • 9.3. Последствия нарушения порядка предъявления искового заявления
  • Глава 10 Подготовка дела к судебному разбирательству
  • 10.1. Значение, цели и задачи стадии подготовки дела к судебному разбирательству
  • 10.2. Процессуальные действия по подготовке дела
  • 10.3. Предварительное судебное заседание
  • 10.4. Судебные извещения
  • Глава 11 Судебное разбирательство
  • 11.1. Роль и значение судебного разбирательства
  • 11.2. Судебное заседание и его структура
  • 11.3. Окончание производства по делу без вынесения решения
  • 11.4. Протокол судебного заседания
  • Глава 12 Судебные постановления
  • 12.1. Понятие и виды судебных постановлений
  • 12.2. Судебное решение
  • 12.3. Судебные определения
  • 12.4. Постановления арбитражных судов
  • Глава 13 Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений
  • 13.1. Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений: сущность и виды дел
  • 13.2. Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов
  • 13.3. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц
  • 13.4. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
  • 13.5. Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций
  • Глава 14 Особое производство в арбитражном процессе
  • 14.1. Установление фактов, имеющих юридическое значение
  • 14.2. Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)
  • 14.3. Процедура разбирательства дел о банкротстве в суде
  • Глава 15 Упрощенное производство
  • 15.1. Сущность упрощенного производства
  • 15.2. Процессуальный порядок рассмотрения дел в порядке упрощенного производства
  • Глава 16 Производство в суде апелляционной инстанции
  • 16.1. Право апелляционного обжалования
  • 16.2. Рассмотрение дел в апелляционной инстанции
  • Глава 17 Производство в суде кассационной инстанции
  • 17.1. Право кассационного обжалования
  • 17.2. Рассмотрение дел в кассационной инстанции
  • 17.3. Полномочия суда кассационной инстанции
  • 17.4. Постановление кассационной инстанции
  • Глава 18 Пересмотр постановлений арбитражных судов в порядке надзора
  • 18.1. Сущность надзорного производства
  • 18.2. Рассмотрение заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора
  • 18.3. Рассмотрение дела в Президиуме вас рф
  • Глава 19 Пересмотр постановлений арбитражных судов по вновь открывшимся обстоятельствам
  • 19.1. Понятие вновь открывшихся обстоятельств
  • 19.2. Порядок пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам
  • Глава 20 Исполнение постановлений арбитражных судов
  • 20.1. Понятие исполнительного производства
  • 20.2. Органы, осуществляющие исполнение актов арбитражных судов
  • 20.3. Лица, участвующие в исполнительном производстве
  • 20.4. Исполнительный лист
  • 20.5. Полномочия арбитражного суда в исполнительном производстве
  • 20.6. Обжалование действий судебного пристава-исполнителя
  • Глава 21 Третейское производство по экономическим спорам
  • 21.1. Организация третейского производства в Российской Федерации
  • 21.2. Третейское разбирательство
  • 21.3. Производство по делам об оспаривании решений третейских судов
  • 21.4. Роль арбитражного суда в исполнении решения третейского суда
  • Глава 22 Производство по делам с участием иностранных лиц
  • 22.1. Применение норм иностранного права в арбитражном процессе
  • 22.2. Компетенция арбитражных судов в рф по делам с участием иностранных лиц
  • 22.3. Процессуальные права иностранных лиц в арбитражном судопроизводстве рф
  • 14.2. Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)

    Дела о несостоятельности (банкротстве) субъектов частного права (граждан и организаций) представляют собой разновидность дел особого производства, подведомственных арбитражному суду.

    Понятие несостоятельности (банкротства). Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

    Процедуры банкротства. Процедура признания организации или гражданина банкротом состоит из следующих стадий:

    Стадии процедуры арбитражного разбирательства в суде, которая инициируется заявлением о признании должника банкротом и имеет своей завершающей стадией признание или непризнание его банкротом со стороны суда посредством вынесения об этом соответствующего решения. Здесь основная роль принадлежит арбитражному суду.

    Стадии процедур банкротства в форме (ст. 27 Закона о банкротстве):

    а) наблюдения (гл. IV Закона о банкротстве) как обеспечения процедуры арбитражного разбирательства в отношении признания банкротом юридического лица;

    б) финансовое оздоровление (гл. V Закона о банкротстве);

    в) внешнего управления (или судебная санация; гл. VI Закона о банкротстве), применяемого при рассмотрении вопроса о признании банкротом юридического лица и выполняющего функции восстановления платежеспособности должника;

    г) конкурсного производства (гл. VII Закона о банкротстве), применяемого в отношении как должника – юридического лица, так и должника – физического лица, и имеющего своей целью соразмерное удовлетворение требований кредиторов в случае признания должника банкротом;

    д) мирового соглашения (гл. VIII Закона о банкротстве), которое применимо в отношении должников – юридических лиц и должников – физических лиц и являющегося формой компромисса между кредиторами и должником.

    На данном этапе – при осуществлении вышеперечисленных процедур банкротства – основная роль уже отводится арбитражному управляющему (временному управляющему, административному управляющему, внешнему управляющему, конкурсному управляющему; ст. 2 Закона о банкротстве), который назначается арбитражным судом и выполняет во многом функции реализации судебного акта.

    14.3. Процедура разбирательства дел о банкротстве в суде

    Подведомственность. Дела о банкротстве юридического лица и гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя и крестьянского (фермерского) хозяйства, рассматриваются только арбитражным судом (п. 1 ч. 1 ст. 33 АПК РФ, ст. 6 Закона о банкротстве). Дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение третейского суда (п. 3 ст. 33 Закона о банкротстве), а также быть рассмотрено судом общей юрисдикции.

    Подведомственность дел в связи с требованием физического лица к арбитражному управляющему. Если в процессе арбитражного разбирательства и назначения арбитражного управляющего последним причинен вред физическому лицу, то требования о возмещении причиненных действиями или бездействием арбитражного управляющего убытков рассматриваются согласно п. 1 ст. 22 ГПК РФ судами общей юрисдикции.

    Подсудность дел о банкротстве. Нормы процессуального законодательства формулируют подсудность дел о банкротстве как исключительную (ч. 4 ст. 38 АПК РФ, ст. 6 Закона о банкротстве). То есть такие дела рассматриваются лишь по месту нахождения должника.

    Здесь нет истца или ответчика в общепринятом смысле, а лишь заявители о банкротстве, должник и другие лица.

    Заявление о банкротстве принимается судьей арбитражного суда единолично (см. ст. 42 и посл. Закона о банкротстве), как судьей единолично производится и подготовка дела к разбирательству (ст. 50 Закона о банкротстве). При этом само рассмотрение в дальнейшем уже осуществляется судом только коллегиально (ч. 2 ст. 223 АПК РФ). При этом к рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели (предл. 2 ч. 2 ст. 223 АПК РФ).

    Участники арбитражного разбирательства по делам о банкротстве. Согласно ст. 224 АПК РФ, посвященной праву на обращение в арбитражный суд по делам о несостоятельности (банкростве), с заявлением о признании должника банкротом в арбитражный суд по месту нахождения должника вправе обратиться должник, кредиторы и иные заинтересованные лица в соответствии с федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства). Процессуальное законодательство выделяет две группы участников арбитражного разбирательства по делам о банкротстве: лица, участвующие в деле, и лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве.

    Лица, участвующие в деле

    1. Должник. Это гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, неспособные удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного Законом о банкротстве. Должниками (и соответственно банкротами) не могут быть признаны казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации (п. 2 ст. 1 Закона о банкротстве, ст. 115 ГК РФ).

    Должниками по делу о банкротстве не могут выступать Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

    До внесения соответствующих изменений в ГК РФ процедура банкротства (см. гл. X Закона о банкротстве) не применима и в отношении гражданина, не являющегося предпринимателем (п. 3 ст. 1 Закона о банкротстве).

    2. Арбитражный управляющий. Это гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных Законом о банкротстве полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций (ст. 20, 2 Закона о банкротстве).

    Правовой статус арбитражного управляющего определяется прежде всего такими нормативными правовыми актами, как Постановление Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. № 1544 «О лицензировании деятельности физических лиц»

    3. Конкурсные кредиторы. Это кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника – юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия (ст. 2 Закона о банкротстве). При этом кредиторами по денежным обязательствам являются российские и иностранные физические и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования (ст. 11 Закона о банкротстве). Такие кредиторы имеют право подачи заявления о признании должника банкротом. При проведении процедур банкротства интересы всех кредиторов представляют собрание кредиторов (ст. 12 Закона о банкротстве) и комитет кредиторов (ст. 17 Закона о банкротстве). С момента принятия арбитражным судом к производству заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке. Все действия в отношении должника от имени кредиторов осуществляются собранием кредиторов и комитетом кредиторов.

    4. Налоговые и иные уполномоченные органы по требованиям по обязательным платежам: налогам, пошлинам, платежам и др. Наряду с налоговыми органами участвовать в деле могут также таможенные органы, органы социального страхования, органы обязательного медицинского страхования, органы пенсионного фонда и др.

    5. Иные лица в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве. Среди таких лиц могут быть: органы государственной власти и органы местного самоуправления (см. ст. 2, 11 и др. Закона о банкротстве), государственный орган Российской Федерации по надзору за страховой деятельностью (ст. 183 Закона о банкротстве), государственный орган Российской Федерации по регулированию рынка ценных бумаг (ст. 187 Закона о банкротстве) и др.

    Лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве

    1. Представитель работников должника. Это лицо, уполномоченное работниками должника представлять их интересы при проведении процедур банкротства (ст. 2 Закона о банкротстве). Представитель работников должника избирается на собрании работников должника, что оформляется протоколом, который затем является составной частью заявления должника о своем банкротстве в соответствии со ст. 38 Закона о банкротстве.

    2. Представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия. См. ст. 2, п. 4 ст. 37 и др. Закона о банкротстве.

    3. Иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ и Законом о банкротстве. Среди таких участников, принимающих участие лишь на стадии арбитражного разбирательства, можно отметить представителя и «содействующих осуществлению правосудия лиц» – эксперта, свидетеля, переводчика (ст. 54 и др. АПК РФ, ст. 35 Закона о банкротстве).

    Возбуждение дела о банкротстве. Пункт 2 ст. 6 Закона о банкротстве предусматривает, что «если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. рублей, а к должнику-гражданину – не менее 10 тыс. рублей, а также имеются признаки банкротства, установленные ст. 3 настоящего Федерального закона». Статья 6 Закона о банкротстве в топливно-энергетическом комплексе, имеющая общее наименование «Подведомственность дел о банкротстве», содержит в ч. 1 положение, согласно которому «заявление о признании организации-должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к организации-должнику в совокупности составляют не менее 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда и указанные требования не погашены в течение 6 месяцев».

    Заявление о признании должника банкротом. Согласно п. 1 ст. 33, 42 Закона о банкротстве производство по делу о банкротстве возбуждается арбитражным судом на основании заявления о признании должника банкротом.

    Круг лиц, имеющих право подачи такого заявления, четко очерчен процессуальным законодательством: это должник, кредиторы, иные заинтересованные лица (ст. 224 АПК РФ). После возбуждения производства по делу о банкротстве арбитражный суд не принимает заявление от другого кредитора о признании несостоятельным того же должника; такой кредитор вправе обратиться с заявлением об участии в деле в качестве кредитора.

    Принятие заявления о признании должника банкротом происходит по правилам ст. 42 Закона о банкротстве судьей единолично. О принятии заявления судья выносит определение не позднее 3 дней со дня поступления указанного заявления в арбитражный суд. При введении наблюдения в определении арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом указывается о назначении временного управляющего. В определении могут быть также указаны меры по обеспечению требований кредиторов. О принятии заявления о признании должника банкротом судья арбитражного суда выносит определение не позднее чем через 5 дней с даты поступления указанного заявления в арбитражный суд.

    Отказ в принятии заявления о признании должника банкротом урегулирован в ст. 43 Закона о банкротстве. Так, судья арбитражного суда отказывает в принятии заявления о признании должника банкротом, если нарушено хотя бы одно из условий, предусмотренных п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве и касающихся размера требований и срока их непогашения; кроме того, если в отношении должника арбитражным судом уже возбуждено дело о банкротстве и введена одна из процедур банкротства, а также если имеются основания для отказа в принятии заявления, предусмотренных АПК РФ.

    Заявление о признании должника банкротом возвращается (ст. 44 Закона о банкротстве), если нарушены условия о порядке оформления и подачи заявления должника (ст. 37), требования к прилагаемым к заявлению должника документам (ст. 38), нарушены условия о порядке оформления и подачи заявления конкурсным кредитором (ст. 39), требования к прилагаемым к заявлению конкурсного кредитора документам (ст. 40) или требования к заявлению уполномоченного органа (ст. 41 Закона о банкротстве).»

    Обеспечительные меры , предпринимаемые судом в отношении имущества должника. В дополнение мер, предпринимаемых судом согласно ст. 91 АПК РФ, при рассмотрении дела о банкротстве суд вправе на основе положений ст. 46 Закона о банкротстве запретить совершать без согласия арбитражного управляющего сделки, не предусмотренные п. 2 ст. 64 Закона о банкротстве.

    Меры по обеспечению заявленных требований кредиторов действуют до даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения, об отказе в принятии заявления, о возвращении заявления без рассмотрения или о прекращении производства по делу о банкротстве (п. 3 ст. 46 Закона о банкротстве). При этом еще до наступления таких обстоятельста суд по ходатайству лиц, участвующих в деле, вправе отменить меры по обеспечению требований кредиторов (п. 4 ст. 46 Закона о банкротстве).

    Порядок судебного разбирательства определяется АПК РФ и Законом о банкротстве. Срок рассмотрения дела о банкротстве определен в ст. 51 Закона о банкротстве и составляет 7 месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд (согласно ст. 47 Закона о банкротстве 1998 г., срок рассмотрения составлял 3 месяца).

    Приостановление и прекращение производства по делу происходит по правилам, соответственно, гл. 16 и 18 АПК РФ.

    Приостановление производства по делу о банкротстве допускается по основаниям, предусмотренным ст. 143, 144 АПК РФ, а также в соответствии с иными законодательными актами, регулирующими проведение процедур банкротства. Так, арбитражный суд вправе приостановить производство по делу о банкротстве при назначении им экспертизы (п. 3 ст. 50 Закона о банкротстве). Производство по делу о банкротстве приостанавливается в случае, предусмотренном п. 2 ст. 10 Закона о банкротстве в топливно-энергетическом комплексе. Приостановление производства по делу о банкротстве означает лишь то, что по делу, по которому производство приостановлено, арбитражным судом не могут быть вынесены решения или определения, предусмотренные ст. 52 Закона о банкротстве. Примененные арбитражным судом процедуры банкротства осуществляются и тогда, когда производство по делу приостановлено. В период приостановления производства по делу о банкротстве за арбитражным управляющим сохраняется право на получение вознаграждения.

    Закон о банкротстве предусматривает в п. 2 ст. 204 возможность приостановления производства по делу о банкротстве гражданина на срок не более 3 месяцев как результат утверждения арбитражным судом плана погашения долгов при отсутствии возражений кредиторов.

    Арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случаях, предусмотренных ст. 57 Закона о банкротстве:

    1) восстановления «платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления;

    2) восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;

    3) заключения мирового соглашения;

    4) признания в ходе наблюдения требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения дела о банкротстве, необоснованными при отсутствии заявленных и признанных в порядке, установленном Законом о банкротстве, иных соответствующих положениям ст. 6 Закона о банкротстве требований кредиторов;

    5) отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или требования о признании должника банкротом;

    6) удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры банкротства;

    7) завершения конкурсного производства;

    8) в иных предусмотренных Законом о банкротстве случаях.

    По результатам судебного рассмотрения дела суд принимает один из следующих актов (ст. 52 Закона о банкротстве):

    ♦ решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

    ♦ решение об отказе в признании должника банкротом;

    ♦ определение о введении финансового оздоровления;

    ♦ определение о введении внешнего управления;

    ♦ определение о прекращении производства по делу о банкротстве;

    ♦ определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;

    ♦ определение об утверждении мирового соглашения.

    Указанные судебные акты, а также иные предусмотренные Законом о банкротстве судебные акты арбитражного суда подлежат немедленному исполнению, если иное не установлено дополнительными правилами закона.

    Решение суда о признании должника банкротом подчиняется общим требованиям главы 20 АПК РФ, а также положениям ст. 53 Закона о банкротстве.

    Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается в случаях установления признаков банкротства должника, предусмотренных ст. 3 Закона о банкротстве, при отсутствии оснований для оставления заявления о признании должника банкротом без рассмотрения, введения финансового оздоровления, внешнего управления, утверждения мирового соглашения или прекращения производства по делу о банкротстве (п. 1 ст. 53 Закона о банкротстве).

    В решении арбитражного суда о признании банкротом должника – юридического лица и об открытии конкурсного производства должны содержаться указания на: 1) признание должника банкротом; 2) открытие конкурсного производства (п. 2 ст. 53 Закона о банкростве). В решении арбитражного суда о признании банкротом должника – индивидуального предпринимателя указывается на признание утратившей силу государственной регистрации должника в качестве индивидуального предпринимателя (п. 3 ст. 53 Закона о банкротстве).

    Понятие несостоятельности.

    Под несостоятельностью (банкротством) закон понимает признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").

    Основными правовыми целями банкротства как института гражданского права являются:

    1) производство должником расчетов с кредиторами (либо путем принудительной распродажи имущества должника, либо путем предоставления ему возможности восстановить платежеспособность);

    2) при невозможности этого - выведение должника из экономического оборота правовыми способами: путем проводящейся под контролем арбитражного суда ликвидации юридического лица или освобождения от долгов гражданина.

    Банкротство - важнейший элемент рыночной экономики. Во все времена существования экономических, имущественных отношений ряд их участников, по разным объективным и субъективным причинам, не могли или не сумели "вписаться" в виражи экономического оборота: не исполняя принятые ими денежные и иные имущественные обязательства, такие участники создают проблемы не только и даже не столько для себя, сколько для своих партнеров и контрагентов. Неисполнение частью участников оборота имущественных обязательств, в силу глубокой взаимосвязанности экономических отношений, влечет нарушение естественного хода экономического процесса, создает предпосылки для кризиса неплатежей и коллапса экономики как на минимальном (частном), так и на максимальном (публичном) уровне.

    История развития законодательства о банкротстве. В целях предупреждения такого рода ситуаций правовая мысль создала институт банкротства, позволяющий решить проблему неплатежей цивилизованным способом. История законодательства о банкротстве насчитывает несколько столетий, само законодательство и судебная практика его применения постоянно совершенствуются.

    Богатую историю имеет и законодательство России о банкротстве. В течение XIX в. были созданы законодательство, судебная практика и научно-прикладной материал, позволяющие говорить о функционировании в стране достаточно эффективной системы банкротства. К сожалению, эволюционный процесс развития этой системы был прерван событиями 1917 г.

    Начавшиеся в начале 90-х гг. XX в. в России преобразования, призванные создать рыночную экономику, основанную на правовых принципах, естественным образом привели к необходимости восстановления института банкротства как одного из основных элементов такой экономики. Начиная с 1992 г. в Российской Федерации последовательно создавалась новая система банкротства, включающая законодательство, судебную систему, научно-практические разработки и другие неотъемлемые компоненты этой системы, такие как: институт арбитражных управляющих, непосредственно осуществляющих процедуры банкротства, и государственные органы, призванные осуществлять надзор за ходом процедур банкротства.

    Так, за период с 1992 по 2002 г. было принято три федеральных закона о банкротстве (в 1992 г., 1998 г., 2002 г.) и два федеральных закона об особенностях банкротства отдельных, особых категорий должников: от 25.02.1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", от 24.06.1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса", в системе арбитражных судов создана достаточно эффективно функционирующая практика применения законодательства о банкротстве, написаны десятки научно-практических статей и книг, посвященных банкротству.

    Институт банкротства. Институт банкротства - комплексный правовой институт. Являясь, по определению, институтом гражданского права, он примерно наполовину включает в себя нормы процессуального права (в Российской Федерации - арбитражного процессуального права). Связано это с тем, что нормы законодательства о банкротстве, в отличие от других норм гражданского права, могут быть реализованы только через судебные акты. Свидетельством этому является и тот факт, что законодатель в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" исключил возможность так называемого добровольного банкротства, т.е. банкротства, осуществляемого вне судебного процесса. Указанные обстоятельства позволяют сделать следующий вывод о механизме функционирования правовых норм, составляющих институт банкротства: материальное право устанавливает критерии банкротства, т.е. условия, при наличии которых участник экономического оборота предполагается банкротом де-факто, процессуальное право "включает" собственно механизм банкротства, переводящий такого участника из разряда обычных, обладающих равной с остальными дееспособностью, в категорию особых, дееспособность которых определяется их правовым положением - объявленным судом статусом банкрота.

    Таким образом, основным предназначением процессуальной части законодательства о банкротстве является установление в судебном процессе факта банкротства (несостоятельности) участника экономического оборота, влекущего особые условия его дальнейшего функционирования. В связи с этим правомерным представляется вывод о равной составляющей (не по объему норм, а по их значению) в институте банкротства материального и процессуального начал, их равноправии и взаимопроникновении. Поэтому неправильно в данном случае представлять процессуальные нормы вспомогательными по отношению к материальным: без них институт банкротства являлся бы только декларацией, пожеланием, не обеспеченным реальным механизмом функционирования.

    Ввиду того, что банкротство - институт, реализуемый только через судебный процесс, главенствующую роль в любой национальной системе банкротства играет суд, рассматривающий дела о банкротстве. В мире существует несколько правовых систем рассмотрения судами дел о банкротстве: в некоторых странах эти дела отнесены к компетенции судов общей юрисдикции (Германия), в других - коммерческих судов (Франция), в третьих - специальных судов (США, Англия). В Российской Федерации с момента восстановления института банкротства рассмотрение дел о банкротстве отнесено к исключительной (специальной) компетенции арбитражных судов.

    Арбитражные суды РФ, создание которых в 1992 г. практически совпало с восстановлением института банкротства, являются коммерческими судами в классическом виде. Ими, особенно с учетом положений АПК РФ 2002 г., рассматривается подавляющее большинство экономических споров и практически все споры, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности. Учитывая эти обстоятельства, законодатель изначально, с 1992 г., передал рассмотрение дел о банкротстве арбитражным судам, поскольку банкротство является неотъемлемым элементом механизма функционирования экономических (имущественных), а не личных отношений. Соответственно, и процессуальная часть законодательства о банкротстве состоит из норм арбитражного процессуального права как отрасли законодательства, регламентирующей судебный процесс в арбитражных судах.

    Арбитражные суды рассматривают все дела, относящиеся к их компетенции, на основе норм арбитражного процессуального права, кодифицированных в АПК РФ. В то же время, как отмечалось выше, законодательство о банкротстве включает и процессуальные нормы. Таким образом, судебный процесс по делам о банкротстве осуществляется на основании норм АПК РФ и законодательства о банкротстве.

    Общий принцип соотношения указанных процессуальных норм установлен ст. 223 АПК РФ: дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, установленным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами о банкротстве.

    Приведенная норма позволяет сделать следующий вывод: нормы АПК РФ составляют процессуальную основу рассмотрения дел о банкротстве, являясь общими, принципиальными по характеру. Нормы законов о несостоятельности (банкротстве) носят особенный характер и применяются арбитражными судами в дополнение к нормам АПК РФ с учетом специфики этих дел. Оснований считать, что при этом возникает конкуренция между нормами АПК РФ и нормами закона о банкротстве, не имеется: арбитражный суд, рассматривая дело о банкротстве, руководствуется прежде всего АПК РФ (например, исследуя доказательства, проводя судебное разбирательство или вынося судебный акт), применяя в случаях, предусмотренных указанным законом, содержащиеся в нем особенные процессуальные нормы, присущие только этим делам и имеющие целью учет специфики банкротства как института материального и процессуального права (например, при подготовке дела к судебному разбирательству или проведении процедур банкротства).

    Публичность и особенности защиты прав в делах о несостоятельности. Необходимость существования специальных процессуальных норм при рассмотрении арбитражными судами дел о банкротстве определяется двумя основными особенностями этой категории дел: публичностью и спецификой защиты права. Публичный характер этих дел основан на том, что установление факта несостоятельности (банкротства) участника экономического оборота, как правило, влечет серьезные последствия для большого количества лиц: самого должника, работников должника - юридического лица или индивидуального предпринимателя, членов семьи должника-гражданина, собственников или участников юридического лица, лишающихся в принудительном порядке своего имущества, кредиторов должника, задолженность перед которыми будет погашаться в особом порядке, во многих случаях - для государства и административно-территориальных образований, получающих после объявления должника - юридического лица банкротом дополнительные социально-экономические проблемы.

    Специфика защиты права (должника или кредиторов) при рассмотрении дел о банкротстве заключается в том, что целью рассмотрения дела арбитражным судом является не решение спора, не установление факта, имеющего юридическое значение, а урегулирование конфликта, возникшего из-за неспособности участника экономического оборота расплатиться по своим долгам. При урегулировании конфликта суд должен учитывать интересы множества лиц: самого должника, его работников и собственников имущества, кредиторов, а также публично-правовые, социально-экономические, а порой и политические интересы. Хотя внешне правовой целью возбуждения дела о банкротстве и является объявление должника банкротом, т.е. придание участнику экономического оборота особого статуса, позволяющего произвести расчеты с кредиторами, фактически институт банкротства в проекции на его судебную составляющую призван обеспечить более глубинные процессы, а именно сохранение стабильности гражданского оборота. Именно поэтому процессуальные нормы законодательства о банкротстве являются особенными, направленными на создание условий, позволяющих при наличии достаточно объективно существующего положения должника как несостоятельного плавно, с минимальными потерями для общества вывести должника временно (гражданина) или навсегда (юридическое лицо) из экономического оборота.

    Такое многообразие стоящих перед судом при рассмотрении дела о банкротстве задач предполагает создание на уровне нормативного регулирования соответствующих процессуальных условий и возможностей, позволяющих учесть специфику этих дел. Это касается порядка обращения с заявлением и принятия судом заявления к производству, состава лиц, участвующих в деле, их полномочий и правового статуса, подготовки дела к судебному разбирательству и срока рассмотрения дела, использования примирительных процедур и исполнения судебного акта. Таким образом, рассмотрение дел о банкротстве - это установленный АПК РФ и законами о банкротстве особый порядок разрешения имущественного конфликта, возникшего в связи с неспособностью участника экономического оборота в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, направленный на придание должнику особого статуса, определяемого его имущественным положением и необходимостью производства расчетов с кредиторами под контролем суда при учете интересов всех участников конфликта и необходимости поддержания стабильности экономических отношений.

    Стадии рассмотрения дел о банкротстве. Традиционный арбитражный процесс делится на следующие стадии: возбуждение дела о банкротстве, подготовка дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство, вынесение судебного акта, производство по пересмотру судебных актов и, как особая стадия, прямо не являющаяся частью арбитражного процесса, но органично с ним связанная, - исполнение судебных актов. Несомненно, что наличие этих стадий характерно и для дел о банкротстве. Однако специфика этих дел позволяет говорить о возможности деления их рассмотрения на 2 основные стадии - разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде и процедуры банкротства.

    В ходе разбирательства дела арбитражный суд, руководствуясь прежде всего нормами АПК РФ с применением особых процессуальных норм, установленных законодательством о банкротстве, производит собственно рассмотрение дела. Именно разбирательство наиболее близко обычному арбитражному процессу и состоит из вышеперечисленных подстадий: возбуждения дела, подготовки дела, судебного разбирательства и вынесения судебного акта, который может быть оспорен в вышестоящих процессуальных инстанциях. Главной задачей разбирательства является принятие законного и обоснованного судебного акта, являющегося основой урегулирования имущественного конфликта, но не завершающего разрешение конфликта.

    Процедуры банкротства можно сравнить с исполнительным производством: целью и процедур банкротства, и исполнительного производства фактически является исполнение судебного акта, принятого судом. На схожесть конкурсного и исполнительного процессов обращал в свое время внимание Г.Ф. Шершеневич*(186). Разница между ними состоит в том, что если в ходе исполнительного производства реализуются конкретные положения судебного акта, то в ходе процедур банкротства исполняются общие положения судебного акта арбитражного суда, являющегося основой разрешения конфликта, но не определяющего экономические и правовые пути выхода из него (конкретные способы реализации положений судебного акта арбитражного суда и достижения целей банкротства определяются кредиторами и назначенным судом арбитражным управляющим). Таким образом, основной задачей процедур банкротства является практическая реализация судебного акта, принятого арбитражным судом, с целью окончательного разрешения конфликта.