Административная ответственность отличие от других видов ответственности. Понятие Административного права, виды, нормы и т.д

Совершая проступки, которые нарушают правила поведения в сфере государственного управления, виновное лицо несет административную ответственность.

Результатом применения административной ответственности, является предупреждение в будущем совершение новых правонарушений, воспитание гражданина в духе соблюдения законности.

В этой статье:

Применение административной ответственности

Административная ответственность применяется к гражданам и юридическим лицам, которые не соблюдают предписания, установленные в законе.

В литературе под административной ответственностью принято понимать применение мер государственного принуждения за виновное нарушение норм административного права, лицами, вступающими в управленческие общественные отношения. Выражается в виде административных санкций.

Административная ответственность является ответной мерой на нарушение лицом правил поведения, установленных в обществе, и выражается в наступлении неблагоприятных последствий для правонарушителя.

Основные признаки административной ответственности

Чтобы понять сущность административной ответственности необходимо выделить, присущие ей признаки:

  • Это мера государственного принуждения, выражающаяся в наложении на виновного отдельных видов наказаний, установленных КоАП РФ
  • Административная ответственность применяется в сфере государственного управления, например, образования¸ здравоохранения, в области внутренних дел, юстиции и т. д.
  • В результате применения административных санкций, у правонарушителя не возникает судимости
  • Административная ответственность не связывается с соподчиненностью субъектов административно-правовых отношений
  • Применяется в том случае, если есть прямое указание на это в федеральном или региональном законе

Основания освобождения от административной ответственности

В законодательстве предусмотрены случаи, когда совершая отдельные противоправные действия, виновный освобождается от административной ответственности.

К таковым относятся следующие ситуации:

  1. Крайняя необходимость, представляющая собой действия лица направленные на устранение опасности, которая может угрожать личности, обществу, государству, имуществу, если эта опасность не могла быть устранима иным образом. Деяние будет иметь признаки крайней необходимости, если будет причинен меньший вред, чем предотвращенный.
  2. Малозначительность правонарушения. Означает, что вред причиненный правонарушителем не несет в себе той опасности, о которой говорится в диспозиции статьи. Например, мелкое хищение на сумму менее ста рублей.
  3. Невменяемость лица, совершившего административный проступок. Это ситуация когда, лицо не могло осознавать происходящее и отдавать отчет своим действиям в результате психического заболевания.

Отличие административной от уголовной ответственности

Безусловно, административная ответственность является более мягким наказанием, так как совершаемое правонарушение влечет меньшую общественную опасность, нежели преступление.

В административном кодексе содержится ряд составов, которые имеют схожесть с уголовным законом, например, порча земли, нарушение правил охоты. В этом случае квалификация состава правонарушения или преступления возлагается на правоприменительные органы, которые учитывают характер совершенного деяния, его последствия, квалифицирующие признаки, закрепленные диспозицией статьи.

Разница в ответственности можно заметить на примере санкций, например, суммы штрафа, условия отбывания ареста и его сроки.

Также совершая правонарушение впервые, к лицу может быть применено предупреждение, чего нет в уголовном законе.

После отбывания уголовных наказаний, для лица в дальнейшем возникают трудности с реализацией некоторых прав, например, невозможности поступить на отдельные должности государственной службы, в правоохранительные органы.

Отличие административной ответственности от других видов юридической ответственности, характеризующее ее место в общей системе ответственности, можно провести по ряду признаков.

1. Особенность административной ответственности выражается в порядке ее установления. Под установлением административной ответственности следует понимать закрепление в административно-деликтном законе норм права, содержащих общие положения об административной ответственности (принципы, основания, субъекты, наказания); варианты противоправного виновного действия (бездействия) физического или юридического лица; вид и размер административного наказания за такие действия (бездействия); процессуальный порядок привлечения к административной ответственности; порядок исполнения постановлений о назначении административного наказания. Установление административной ответственности означает возведение в норму права правила, за нарушение которого предусматривается административная ответственность.

Если уголовное и гражданское законодательство, содержащие нормы об уголовной и гражданско-правовой ответственности, относятся к исключительному ведению Российской Федерации, то административное законодательство в соответствии со ст. 72 Конституции РФ, относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что уголовная и гражданско-правовая ответственность могут быть предусмотрены только нормативными правовыми актами федерального уровня, а административная ответственность может содержаться в правовых актах как федерального, так и регионального уровня, что и характеризует особенный характер ее установления.

Данное положение нашло отражение в структуре законодательства об административных правонарушениях.

2. Характерной чертой административной ответственности выступает субъектный состав ее применения.

Правоприменение представляет собой особую форму реализации норм права, которая заключается в рассмотрении уполномоченным государственным органом конкретного жизненного обстоятельства и принятии по итогам этого рассмотрения акта применения.

Вопрос о том, какой орган власти выступает субъектом применения юридической ответственности, является существенной гарантией соблюдения прав и свобод субъектов, привлекаемых к ответственности. Важнейшая роль в привлечении к юридической ответственности принадлежит суду. Это обусловлено целым рядом конституционных положений. Так, ст. 49 Конституции РФ устанавливает, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законом порядке и установлена вступившим в силу приговором суда. Из данного положения вытекает, что уголовная ответственность применяется только судом.

Часть 3 ст. 35 Конституции РФ содержит норму о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Это обусловливает то положение, при котором суд выступает органом применения гражданско-правовой ответственности.

При назначении мер административной ответственности роль суда остается приоритетной. Большая часть административных наказаний может назначаться только судом. При этом на суд возлагается выполнение двойной задачи. Во-первых, он является субъектом административно-юрисдикционной деятельности, урегулированной нормами административного процессуального права. Во-вторых, суд осуществляет контроль за деятельностью субъектов административной юрисдикции. Его задача при этом заключается в рассмотрении и разрешении публично-правовых споров о законности и обоснованности правовых актов и действий органов и лиц, уполномоченных налагать административные наказания. В данном случае суд является субъектом административного судопроизводства Соловьева А.К. Производство по делам об административных правонарушениях и административное судопроизводство: соотношение понятий // Административная ответственность: Сб. статей. М., 2001. С. 56..

Вместе с тем кроме суда полномочиями по применению административной ответственности обладают и иные государственные органы. Статья 22.1 КоАП РФ к этой группе органов относит комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы, уполномоченные на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ; уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов РФ; административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ. В отличие от уголовной и гражданско-правовой ответственности круг субъектов применения административной ответственности достаточно широк и имеет место внесудебная процедура административной юрисдикции.

Наличие внесудебного порядка привлечения к административной ответственности отражает потребность общества в оперативном обеспечении нормального функционирования существующих административных правил.

  • 3. Качественной особенностью административной ответственности является то, что она наступает перед государством. Следует согласиться с Н.Ю. Хаманевой в том, что одна из специфических особенностей административно-правовых отношений состоит в том, что в случае нарушения требований административно-правовых норм ответственность наступает не перед второй стороной правоотношений, а перед государством. В то же время сами субъекты управления также в ряде случаев отвечают за нарушения аналогичных требований. Однако в этой ситуации речь идет в основном уже о дисциплинарной ответственности Хаманева Н.Ю. Проблемы административной ответственности // Административная ответственность: Сб. статей. М., 2001. С. 4..
  • 4. В отличие от дисциплинарной ответственности, которая является результатом правового отношения между организационно соподчиненными субъектами, административная ответственность применяется только к организационно не соподчиненным субъектам. В этом выражается природа властных отношений, так как властное полномочие состоит в наличии распорядительных полномочий в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости. Административная ответственность как элемент содержания охранительного властно-организационного правового отношения выступает связующим звеном между органами исполнительной власти и иными субъектами права в процессе реализации административно-правовых норм.
  • 5. Отличительной особенностью административной ответственности выступает основание ее возникновения - совершение административного правонарушения. Мы уже рассматривали административное правонарушение в предыдущем разделе в качестве признака административной ответственности. Вместе с тем административное правонарушение выражает существенное отличие данного вида от других видов юридической ответственности. Административный деликт является тем юридическим фактом, тем конкретным жизненным обстоятельством, с которым нормы права связывают наступление последствий в виде мер административной ответственности. Правонарушение является юридическим выражением той угрозы, от которой защищает общество институт административной ответственности. Существующие угрозы общественным отношениям юридически оформляются как преступления и правонарушения.

Противоправное поведение человека во все времена преследовалось по закону, но сегодня уровень развития права позволяет разграничивать ответственность по степени опасности. Уголовный и административный кодексы во многом описывают дублирующие друг друга составы наказуемых деяний, но в правоприменительной практике есть существенные отличия. Они в первую очередь касаются размера ответственности: нельзя судить человека за переход улицы в неположенном месте так же, как за изнасилование или подделку денежных средств. Разграничить отдельные составы порой бывает очень трудно даже специалисту.

Уголовная ответственность – это применение мер воздействия со стороны органов государственной власти за совершение деяния, предусмотренного уголовным кодексом Российской Федерации. Преступления делятся по тяжести (от не представляющих общественной опасности до особо тяжких), а также по иным основаниям (против жизни и здоровья, половой неприкосновенности, собственности и т.д.). При этом подвергнуть человека уголовному преследованию можно лишь в том случае, если состав деяния чётко прописан в кодексе и доказан в суде.

Административная ответственность – это государственно-властное воздействие на физических и юридических лиц за совершение правонарушения, предусмотренного кодексом об административных правонарушениях России. По своей форме такие деяния имеют незначительную опасность для общества. Административная ответственность выражается лишь в применении предупреждения, штрафа, ареста, исправительных работ, конфискации предмета, в особых случаях — выдворении за пределы РФ.

Вопрос о квалификации деяния – ключевой для органов правопорядка. Так, причинение телесных повреждений может повлечь и административную, и уголовную ответственность: в зависимости от тяжести наступивших последствий. То же самое касается кражи, умышленного уничтожения или повреждения имущества, а также других составов правонарушений. К уголовной ответственности можно привлечь только физическое лицо (дееспособный субъект старше 14 лет), а к административной – ещё и юридическое лицо.

Впрочем, между данными видами воздействия на субъекты правоотношений есть и целый ряд сходств. И административный, и уголовный процесс предполагают состязательность. Однако первый может проводиться широким перечнем государственных органов (от судов до налоговых инспекторов), второй – лишь судами. Решения первой инстанции можно обжаловать в надзорном и кассационном порядке, но сроки для осуществления данного права существенно разнятся.

Выводы сайт

  1. Субъект. Административное правонарушение может совершить как физическое, так и юридическое лицо, уголовное преступление – только дееспособное физическое лицо.
  2. Орган, ведущий процесс. Привлекать к административной ответственности может большое количество субъектов, в то время как к уголовной – только суд.
  3. Тяжесть содеянного. Правонарушение, в отличие от преступления не несёт большой опасности для общества, в связи с чем процесс в значительной степени упрощён. Разделение по составам осуществляется с помощью соответствующих кодексов.
  4. Наказание. За уголовное преступление предусмотрена более строгая ответственность, нежели за административное правонарушение.

В законодательстве понятие административного правонарушения впервые было сформулировано в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик от 23 октября 1980 года. С уточнением оно было воспроизведено в КоАП РСФСР. Согласно ст. 10 КоАП РСФСР административное правонарушение (проступок) - это посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступает, если правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Действующее легальное понятие административного правонарушения закреплено в ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ. Им « признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Впервые в Российском законодательстве сформулировано понятие административной ответственности юридического лица (ч.2 ст.2.1). «Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению».

«Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо».

Итак, В КоАП РФ, в отличие от КоАП РСФСР, понятие административного правонарушения определяется, во-первых, без конкретизации объектов посягательства (государственный или общественный порядок, социалистическая собственность, права и свободы граждан, порядок управления), во-вторых, применительно к физическим и юридическим лицам, в-третьих, без указания на соотношения административной и уголовной ответственности. Согласно ст. 2.1 КоАП РФ понятие «административное правонарушение» не тождественно понятию «Административный проступок».

Понятие административного правонарушения раскрывается через его основные юридические признаки. В научной литературе выделяют следующие признаки административного правонарушения.

Деяние. Прежде всего, это - действие (активное поведение), выражающееся в невыполнении правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение установленного запрета, правила, нормы, стандарта. Бездействие (пассивное поведение), выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было или могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей. Так, изготовление или распространение анонимных агитационных материалов (ст. 5.12 КоАП РФ) - действие, а непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов (ст. 5.25 КоАП РФ) - бездействие. Есть и «смешанные» 1 правонарушения (например, недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств – ст. 16.2 КоАП РФ).

Активное и пассивное поведение для его признания административным правонарушением должно иметь свое внешнее проявление. Мысли, чувства, желания субъекта, если они не выражены в определенном деянии, не могут признаваться правонарушением.

Противоправность. Одним из важнейших признаков административного правонарушения является его противоправность . Противоправность означает, что такими действиями (бездействием) нарушаются установленные нормами права специальные правила, нормы, стандарты, защищаемые нормами административного права. Причем речь идет о правилах, нормах, стандартах, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 3 ч. 1 ст. 1.3). Например, нарушение норм и правил в области использования атомной энергии, порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, законодательства о труде и об охране труда, т.е. нарушение не только норм административного, но и ряда других отраслей права (конституционного, трудового и др.).

Признак противоправности деяния не обусловлен обязательным наступлением вредных последствий. Административным правонарушением признается сам факт нарушения (невыполнения) требований, предписаний и т.п. Не может считаться административным правонарушением деяние, не предусмотренное законодательством об административных правонарушениях, даже если оно и причинило вред общественным интересам.

Виновность - следующий признак административного правонарушения. Только виновное (умышленное или неосторожное) нарушение субъектом установленных правил влечет административную ответственность. Данное положение отвергает возможность объективного вменения, т.е. привлечения к административной ответственности без учета наличия вины. Говорить о том, что противоправное деяние совершено виновно, т.е. признавать его административным правонарушением, значить говорить о том, что деяние совершено с определенным психическим отношением лица (физического или юридического) в форме умысла или неосторожности (ст.2.2 КоАП РФ) как к самому совершаемому деянию, так и к его последствиям. Совершение деяния при отсутствии такого психического отношения лица к действию (бездействию) и противоправным последствиям не может рассматриваться в качестве административного правонарушения.

Наказуемость означает, что административным правонарушением может быть признано только конкретное противоправное, виновное действие (бездействие), за которое КоАП или законами субъектов РФ установлена административная ответственность, т.е. предусматривается применение к нарушителю закрепленных в КоАП мер административных наказаний.

К сожалению, как и в предыдущем, так и в новом КоАП законодатель не указал на такой юридический признак правонарушения, как общественная опасность (общественная вредность).

В юридической литературе существует два мнения об общественной опасности правонарушений. Многие ученые считают, что все административные правонарушения, как и преступления, являются общественно опасными деяниями, хотя степень общественной опасности у них ниже, чем у преступлений.

Большая группа авторов обосновывает другой подход. Они полагают, что между преступлением и административным правонарушением разница качественная, а не количественная (более, менее опасны). Данная позиция складывается из следующего.

Административное правонарушение, являясь противоправным деянием, уже содержит в себе признаки общественной вредности. Безусловно, что каждое административное правонарушение причиняет вред конкретному объекту или создает угрозу причинения такого вреда.

Вместе с тем представляется, что большинство административных правонарушений нельзя признать общественно опасными, даже с учетом их массовости. В тоже время нельзя категорически отвергать возможность отнесения административных правонарушений к общественно опасным деяниям, так как эта опасность присуща целому ряду административных правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ (посягающие на безопасность дорожного движения, экологическую безопасность, пожарную).

Споры о том, можно ли считать административное правонарушение общественно опасным деянием или нет, будут вестись до тех пор, пока не будут четко определены критерии общественно опасного деяния. Где границы этого понятия, охватывающего круг деяний от безбилетного проезда в трамвае, например, и загрязнения тротуаров до бандитизма и шпионажа (по уголовному законодательству)?

Законодательно не урегулирован вопрос (ст.2.1 КоАП РФ): чем следует считать административное правонарушение – общественно вредным или общественно опасным деянием? Вместе с тем в ст.2.2 КоАП РФ при определении форм вины прямо упоминается о вредных последствиях административного правонарушения. Например, ст.12.24 КоАП РФ (нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшие причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего).

Мы не будем ставить точку в теории рассмотрения данного вопроса, а лишь заключим следующее.

Особенность административных правонарушений заключается в их вредности для общества, и это выражается в их противоправности.

Перечисленные нами признаки административного правонарушения образуют его юридический состав – единственное основание административной ответственности и применения административного наказания.

      Отличие административного правонарушения от дисциплинарного проступка и от преступления

Российская правовая система охраняется четырьмя видами карательных санкций: уголовными, административными, дисциплинарными, налоговыми. Так, за нарушение избирательного права, права собственности, правил охраны труда, санитарных, экологических норм, в зависимости от конкретных обстоятельств, могут применяться уголовные и административные наказания, а также дисциплинарные взыскания.

Первое сходство этих санкций в том, что они защищают правопорядок.

Во-вторых, они установлены федеральными законами.

В-третьих , они применяются за виновные противоправные действия (правонарушения).

В-четвертых , законодательством закреплены процедуры применения карательных санкций и полномочия субъектов, которые вправе делать это.

В-пятых , их применение к виновному влечет для него неблагоприятные последствия, а также состояние наказанности в течение установленных федеральными законами сроков. 1

По мнению Э.А. Васильева необходимо выделять еще такой общий признак административного правонарушения и преступления, характеризующий их социальную сущность, как вредоносность. 2 «Закон вправе запрещать только действия, вредные для общества» 3

Данный материальный признак нашел свое отражение в статьях ныне действующего УК РФ (ст.12,14) и КоАП РФ (ст.1.2, 2.2,2.7).

Преступления от административных правонарушений, дисциплинарных проступков отличает ряд свойств. Первичные отличия - это, как мы уже говорили, общественная опасность и вид противоправности. Конечно, прежде всего, учитывается материальный критерий - уровень причиненного обществу вреда. А на основе такой оценки решают вопросы о виде противоправности: уголовной, административной, дисциплинарной.

По мнению П.И. Кононова, И.Ш Килясханова и др. 4 не следует использовать категорию «общественная вредность» в качестве универсального отличия административного правонарушения от преступления. В качестве критериев разграничения могут выступать такие факторы, как тяжесть последствий, размер материального ущерба и др.

Вторичные критерии различий действуют после того, как решен вопрос о виде противоправности. Речь идет о разных процессуальных нормах, различии между уголовными, административными и дисциплинарными санкциями, состоянии судимости или административной (дисциплинарной) наказанности и других вторичных признаках.

Итак, главное различие преступления и правонарушения - общественная опасность деяния. Дополнительный признак - вид противоправности. Этот формальный признак особенно важен, когда правонарушение совершено юридическим лицом. Уже после квалификации деяния как преступления или административного правонарушения проявляются и вторичные различия: порядок привлечения к ответственности, виды и размеры наказаний и др.

Сравнивая административные правонарушения с дисциплинарными проступками, прежде всего, следует сказать, что и те, и другие, как правило, не являются общественно опасными.

Что же касается формального признака - противоправности, то здесь есть серьезные особенности. Все, что связано с административными правонарушениями: их составы, система санкций и другие, регулируется административным правом.

Борьба с дисциплинарными проступками регламентируется трудовым правом, но дисциплинарная ответственность обучающихся, военнослужащих, сотрудников военизированных служб - административным правом, а заключенных - уголовно-исполнительным правом. При этом составы дисциплинарных проступков закреплены в самом общем виде, не конкретизированы.

Значительные различия существуют между субъектами административных правонарушений и дисциплинарных проступков. Субъектом дисциплинарного проступка может быть только гражданин - работник определенной организации. И эта ответственность наступает за нарушение трудовых, служебных обязанностей.

К ответственности за дисциплинарные проступки привлекает руководитель, субъект линейной власти, а к административной ответственности - представитель власти, субъект функциональной власти в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него.

Административную ответственность нельзя воспринимать иначе, чем в контексте с другими видами ответственности, потому синтезирующим началом здесь является необходимость отвечать за собственные действия, противоправные поступки, брать на себя вину за их последствия. Несмотря на наличие общих черт, которые присущи любому виду юридической ответственности, административная ответственность, в то же время, отличается от других видов юридической ответственности. К критериям разграничения можно отнести:

а) основания привлечения к административной ответственности;

б) круг субъектов, которые наделены правом возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях; установление административной отлове дальности;

в) правовые последствия;

г) процессуальная процедура; г) санкции.

Административная ответственность отмежевывается от уголовной по следующим признакам:

Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения, состав которого определяется как законами (Коап, Таможенный кодекс Украины, Закон Украины "Об объединениях граждан"), так и подзаконными актами (решение органов местного самоуправления). Уголовная ответственность наступает за совершение преступления, состав которых определяется исключительно нормами Уголовного кодекса Украины;

Правом возбуждения дел об административных правонарушениях, как и правом рассмотрения таких дел наделен широкий круг субъектов публичной администрации. Правом возбуждения уголовных дел, наделены исключительно органы дознания и предварительного следствия, определенные УПК Украины, и органы прокуратуры, а правом рассмотрения - исключительно суды. Что касается субъектов, которые устанавливают юридическую ответственность, то, в отличие от уголовной ответственности, которая устанавливается исключительно Верховной Радой Украины, административная - устанавливается и другими субъектами публичной администрации (органов местного самоуправления);

К уголовной ответственности привлекаются только физические лица, а к административной - как физические лица так и юридические лица;

Привлечения лица к административной ответственности и применения к нему административных санкций не приводит к таким последствиям, как судимость, что в дальнейшем проявляется в определенных ограничениях ее правосубъектности (например свободный выезд за пределы Украины);

Административная ответственность реализуется как во внесудебном, так и в судебном порядке, уголовная - только в судебном;

Привлечения лица к административной ответственности происходит в короткие сроки и по упрощенной процедуре (возможность наложения административного взыскания на месте совершения противоправного деяния, без составления протокола об административном правонарушении-ст. 258 Куоап).

Следует также отметить, что уголовная ответственность имеет приоритет перед ответственностью административной. В ч. 2 ст. 9 Кодекса Украины об административных правонарушениях отмечается, что административная ответственность за правонарушения, предусмотренные Коап, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут в соответствии с законом уголовной ответственности.

В основу отграничения административной ответственности от гражданско-правовой можно положить все указанные признаки, за исключением той, которая дает характеристику круга субъектов ответственности - административной и гражданской ответственности они совпадают.

Административная ответственность отмежевывается от гражданско-правовой по следующим признакам:

В институте административной ответственности действует презумпция невиновности, а в гражданском - презумпция вины;

Целью привлечения к административной ответственности является воспитание лица и предупреждения совершения правонарушений в дальнейшем и другими лицами, гражданской - в первую очередь, возмещение ущерба;

Административная ответственность относится к компетенции органов публичной администрации и их должностных лиц, а гражданско-правовая-к компетенции судов;

Мероприятиями гражданской ответственности общественные отношения, как правило, защищаются за счет имущества виновного с целью восстановить прежнее имущественное положение потерпевшей стороны, а меры административной ответственности, как уголовной, направленные также против личности нарушителя;

Нормативные основания административной и гражданско-правовой ответственности регулируются разным законодательством - административным и гражданским. Различия по фактическим основаниям заключаются в специфике конкретных составов административного и гражданского проступков - объекта противоправного посягательства, правовых последствий их совершения.

Объектом гражданских противоправных действий являются имущественные отношения, которые защищаются в судебном порядке. Объект административных противоправных действий другой - общественные отношения в сфере публичного администрирования, которые защищаются как в судебном, так и во внесудебном порядке властью соответствующих органов и должностных лиц.

Административная ответственность отличается от гражданской и последствиям противоправного деяния. Если для административных правонарушений такой элемент, как противоправный следствие (материальный ущерб) не всегда является обязательным, то состав гражданского правонарушения, как правило, его предусматривающая;

Административная ответственность наступает преимущественно во внесудебном порядке в короткие сроки или даже на месте совершения проступка, зато гражданско-правовая не может иметь места без соответствующего обращения заинтересованной стороны в суд с иском. Сроки привлечения к гражданско-правовой ответственности, в отличие от административной, до 3 лет, они могут прерываться, удлиняться, обновляться и т.д.

Значительное сходство наблюдается между административной и дисциплинарной ответственностью. Они имеют примерно одинаковую степень общественной опасности. Характеризуются такими чертами, как виновность, противоправной^, наказуемость.

Свидетельством о их близость является позиция законодателя, который в ст. 15 Куоап устанавливает, что лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, за административные правонарушения несут дисциплинарную ответственность.

Она подкрепляется разъяснениями Пленума Верховного Суда Украины "О практике рассмотрения судами жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях", где указано, что привлечение должностных лиц и граждан к дисциплинарной ответственности за совершенные ими правонарушения не исключает применения к ним мер административного взыскания за эти самые нарушения и не освобождает от обязанности возместить причиненный ими вред.

Вместе с тем, актуальной потребностью является определение признаков, по которым административная ответственность отличается от дисциплинарной, а именно:

Главным признаком, который обусловливает все другие различия между административной и дисциплинарной ответственностью, является их разная правовая природа. Свое выражение она находит в том, что обязанность придерживаться правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, на соответствующих субъектов возлагается властно. Обязанность придерживаться правил, за нарушение которых предусмотрена дисциплинарная ответственность, соответствующими субъектами принимается на себя добровольно.

Да, природа административной ответственности - публично-правовая. Она наступает при нарушении общеобязательных правил, устанавливаемых публичной администрацией. Такие правила являются юридическим выражением обобщений о социально-полезное поведение субъектов общественных отношений. Они содержатся в законах и действуют в пределах всей страны, независимо от территориальных, институциональных, этнических, имущественных, демографических, производственных и других особенностей регионов и их населения. С помощью этих правил осуществляется укрепление законности, предотвращение правонарушений, воспитание граждан в духе точного и неуклонного соблюдения Конституции и законов Украины, уважения к правам, чести и достоинству других граждан, к правилам общежития, добросовестного выполнения своих обязанностей, ответственности перед обществом. А также охрана и защита прав и свобод граждан, собственности, конституционного строя Украины, прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций, установленного правопорядка.

Общеобязательные правила подлежат исполнению всеми субъектами, независимо от личных представлений об уместности тех или иных поступков, их нарушение предусматривает юридическую ответственность (административную ответственность).

Природа дисциплинарной ответственности - гражданско-правовая. Она возникает при условии, что стороны заключили трудовой договор и пришли к соглашению о взаимных прав и обязанностей, которые будут добровольно выполняться. Неотъемлемой составляющей таких согласований является обязательство соблюдать внутреннего трудового распорядка (установленных в организации правил дисциплины) и нести за его нарушение ответственность. Следует определить, что дисциплинарный проступок - это нарушение дисциплины, которая действует в рамках конкретной организационной структуры. В этом контексте дисциплина - это совокупность нормативных предписаний, которые регулируют обязанности сторон трудовых правоотношений. Юридическая энциклопедия дает такое определение дисциплинарному проступку: противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, за что к нему может быть применено дисциплинарное стягнення1. Таким образом, административной и дисциплинарной ответственности разные по своей сути объекты посягательства. Так, объекты посягательства административного правонарушения характеризуются общегосударственным масштабом и значением (конституционный строй, установленный правопорядок, собственность, права граждан). А объекты посягательства дисциплинарного правонарушения локализованные трудовым договором в рамках конкретной организационной структуры. Общим объектом здесь будет дисциплина труда. Непосредственными объектами - отдельные ее элементы. Например, правила использования рабочего времени, организация трудового процесса на предприятии, правила использования имущества собственника, правила пропускного режима, правила предоставления информации, правила прохождения обязательного медицинского осмотра и т.д.

Следует отметить, что в ряде случаев трудовые обязанности и обязанности общие (административно-правовые) могут совпадать. Это касается водителей, работников торговли и т.д. В таких случаях, совершенные ими нарушения являются одновременно дисциплинарными и административными;

Административная ответственность осуществляется по законодательству об административных правонарушениях, которое в настоящее время выступает отдельной законодательной отраслью. Здесь дается определение административного правонарушения, описываются конкретные составы, устанавливается подведомственность рассмотрения дел, подробно регламентируются процессуальные вопросы. Дисциплинарная ответственность отдельную отрасль законодательства не образует. Она прямо или косвенно выражается в нормативном материале административного, трудового, исправительно-трудового и других отраслей права. Это, например, Кодекс законов о труде Украины от 10 декабря 1971 г. (статьи 40,41,139,140,147); Уголовно-исполнительный кодекс Украины от 11 июля 2003 г. (статьи 68,82 другие); законы Украины "Об охране труда" от 14 октября 1992 г. (ст. 19); "О коллективных договорах и соглашениях" от 1 июля 1993 г. (статьи 17,18,19); уставы и положения о дисциплине (например, "Дисциплинарный устав службы гражданской защиты" от 5 марта 2009 г., "Дисциплинарный устав Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины" от 4 сентября 2008 г., "Дисциплинарный устав органов внутренних дел" от 22 февраля 2006 г.).

Центральное место среди перечисленных нормативных актов принадлежит Кодексу законов о труде. Он служит ориентиром для всех других актов, которые устанавливают дисциплинарную ответственность.

В отличие от четко выписанных составов административных правонарушений, составы дисциплинарных проступков определяются в самом общем виде. Так, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Украины признает дисциплинарным правонарушением нарушения военнослужащим воинской дисциплины или общественного порядка. Дисциплинарный устав органов внутренних дел признает дисциплинарным проступком невыполнение или ненадлежащее выполнение лицом рядового или начальствующего состава служебной дисциплины;

Административная ответственность отличается от дисциплинарной характеристикой субъекта, совершившего противоправное деяние. Субъектом административного проступка является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста и выполнила описанный в законе состав административного проступка. Таким образом, главными признаками субъекта административного проступка являются возраст, вменяемость, виновность. А субъектом дисциплинарного проступка может быть только лицо, состоящее в трудовых отношениях с работодателем. Такое лицо может быть как совершеннолетним, так и несовершеннолетним. Главным признаком субъекта дисциплинарного проступка является пребывание в трудовых отношениях с работодателем. Отсутствие этого признака исключает признание лица субъектом дисциплинарного проступка;

Административные проступки отличаются от дисциплинарных по характеристике субъекта, который имеет право их рассматривать и выносить решения. Так, субъектом рассмотрения дисциплинарных дел является руководитель коллектива, в котором работает правонарушитель. Между ними (руководителем и нарушителем дисциплины) обязательно существуют устойчивые организационные связи типа "начальник-подчиненный". А субъектом рассмотрения дел об административных правонарушениях является носитель функциональной власти, полномочия которого четко определены и зафиксированы в законодательстве. Между ним и правонарушителем нет устойчивых организационных связей.

Итак, административная ответственность представляет особый вид юридической ответственности. Административной ответственности присущ ряд специфических черт, которые отличают ее от других видов юридической ответственности. Традиционно правовую ответственность связывают с применением мер государственного принуждения, рассматривают ее как предусмотренную санкциями правовых норм реакцию на правонарушение, как реализацию, применение и осуществление санкций. Применение мер юридической ответственности влечет для правонарушителя обременительные последствия имущественного, морального, личностного и иного характера, которые он обязан претерпеть и фактически. Тем самым правонарушитель "держит ответ" перед государством за неправомерное поведение.