Работа по контракту: особенности заключения контракта, преимущества и недостатки. Положительные и отрицательные стороны службы по контракту. Преимущества работы по контракту в сравнении с официальным трудоустройством

Согласно пункту 3 статьи 1 44-ФЗ закон регламентирует взаимоотношение между заказчиком и поставщиком товаров и услуг, которые оформляются гражданско-правовым договором. При этом понятие контракт используется в нормативном документе, как синоним слова договор. Из этого делается логичный вывод, что особой разницы между этими понятиями нет.

Что такое договор и в чем его отличие от контракта

Договором называется соглашение, достигнутое между двумя или несколькими лицами. В нем оговаривается установление, прекращение или изменение гражданских прав и обязанностей. Точно такое же определение дается и термину контракт. Поэтому в рамках 44-ФЗ принципиальной разницы в этих понятиях нет. Современное законодательство говорит о том, что термин договор распространяется не только на сделки, оформленные в письменном виде, но и на устные договоренности.

Договор и контракт должны включать в себя следующую информацию:

  1. Правила поставки товара или оказания услуг.
  2. Порядок оплаты.
  3. Систему разрешения конфликтных ситуаций.
  4. Возможные риски, в том числе и форс-мажорные обстоятельства.
  5. Возможные отклонения от условия договора.
  6. Ответственность сторон.

И договор и контракт будут иметь одинаковую структуру, которая уже устоялась в коммерческой практике. Документ состоит из следующих основных разделов:

  1. Преамбула, в которой прописываются наименование сторон.
  2. Предмет контракта.
  3. Условия поставки товара или оказания услуг.
  4. Порядок оплаты.
  5. Ответственность сторон.
  6. Обстоятельства непреодолимой силы.
  7. Прочие условия.
  8. Реквизиты сторон.

Правила заключения договоров и контрактов регламентируются не только 44-ФЗ, но и Гражданским кодексом РФ. В нем предписывается использовать понятие контракт для тех сделок, в которых одной из сторон выступает государственная организация. Такие же правила предусматривает и Бюджетный кодекс России.

В какой ситуации заключается контракт, а в какой договор

Для того чтобы упростить задачу заказчика по выбору формы оформления сделки Министерство экономики и развития выпустило разъяснение за номером №Д28и-1889 от 30 сентября 2014 года. В нем рекомендовано всем бюджетным учреждениям страны по любым видам закупок заключать гражданско-правовые договоры .

Если заказчиком выступает муниципальное предприятие, которое осуществляет закупку от имени муниципального образования, то рекомендуется оформлять взаимоотношения с поставщиком посредством заключения муниципального контракта .

Органам государственной власти, органам управления внебюджетными государственными фондами, а также казенным учреждениям советуется оформлять сделки в виде государственных контрактов .

Договор может быть заключен не только с юридическим лицом. Таким способом разрешено оформлять сделки с индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами.

Несмотря на такие рекомендации Минэкономразвития подтверждает тот факт, что с юридической точки зрения разницы между контрактом и договором нет. Форма документирования взаимоотношение никак не зависит от вида закупки и ее объекта.

Таким образом, при оформлении взаимоотношений между государственным заказчиком и поставщиком в рамках 44-ФЗ не имеет особого значение название документа. Можно заключать как договор, так и контракт. Гораздо важнее соблюдать порядок его заключения и выдерживать все регламентированные сроки.

Контракт – это вид трудового договора, отличающийся тем, что устанавливает конкретные сроки существования трудовых отношений. Это влечёт определённые особенности при заключении контракта при приёме на работу, а также при его продлении и перезаключении.

Контракт или трудовой договор?

О том, что лучше: контракт или же трудовой договор – спорят уже долго. Но нужно понимать, что ответ на него зависит от того, с какой позиции смотреть.

Если искать преимущества в возможности работника уволиться, то договор в этом случае предпочтительнее, поскольку работник имеет право уволиться спустя месяц после уведомления нанимателя об уходе. Но нужно понимать, что уведомление нанимателя осуществляется посредством предоставления и регистрации заявления.

  • Уволиться при заключённом контракте без одобрения нанимателя можно только по окончанию контракта.

Если искать преимущества в вопросе увольнения по желанию нанимателя, то в тогда преимущество отходит контракту, поскольку наниматель может просто не продлить контракт, когда подойдёт к концу его срок. Естественно, при этом нужно правильно и своевременно поставить в известность работника о его окончании.

  • Уволить работника, оформленного по трудовому договору, нанимателю будет куда сложнее.

Если искать преимущества в оплате, то в контракт и здесь смотрится более привлекательно, т.к. по контракту работнику полагается контрактная надбавка к окладу (не более 50%). Работнику, оформленному по договору, такая надбавка не выплачивается.

Если искать преимущества в режиме отдыха, то опять же контракт имеет преимущество, т.к. работнику предоставляются поощрительные дни отпуска. Рабочим предоставляется 2 поощрительных дня к отпуску, а специалистам (руководителям) – 5 дней.

Сроки заключения контракта при приёме на работу.

Контракт заключается на срок от 1 года до 5 лет, т.е. при приёме на работу контракт вполне может быть заключён сразу на 2 года, 3 года, 4 года. Возможно его заключение сразу на 5 лет, но вот если контракт будет заключён на 5 лет и 1 день – это будет ни что иное, как нарушение законодательства о труде.

Это правило касается и обратной ситуации, когда контракт заключается на 1 год. К слову, на практике, как правило, контракт заключается именно на этот минимально возможный срок. И если при приёме на работу заключён контракт на срок менее 1 года (к примеру, на 10 месяцев, 11 месяцев, 11 месяцев и 30 дней и так далее) – это будет нарушение законодательства.

Порядок заключения контракта и приёма на работу.

Процесс подписания (заключения) контракта схож с подписанием любого договора и осуществляется в три стадии:

  1. обсуждение – на данном этапе проводится обсуждение условий соглашения: должность, оплата, срок, режим труда и отдыха;
  2. составление – на данном этапе оформляется сам документ. Причём составляются два экземпляра: один – нанимателю, второй — работнику;
  3. подписание – на данном этапе два экземпляра контракта подписываются нанимателем и работником. Подпись нанимателя удостоверяется печатью организации.

О приёме на работу издаётся приказ. Его издание может производиться как одновременно с подписанием контракта, так и после. Главное, чтобы приказ был издан, а контракт был заключён до либо в день, когда работник приступил к работе.

Сведения о заключённом контракте отражаются и в трудовой книжке. В этих целях делается примерно такая запись: «Принят(а) на работу поваром третьего разряда в бистро “Рандеву” по контракту». Срок, на который подписан контракт, не оговаривается.

Что происходит при истечении срока контракта?

Как указывалось выше, контракт – это срочный договор, т.е. ограничен сроками. Следовательно, при истечении срока, на период которого производилось заключение контракта, контракт либо прекращает своё действие, что ведёт к увольнению работника, либо трудовые отношения продолжаются.

В этом случае возможны три ситуации:

  1. продление контракта;
  2. заключение нового контракта;
  3. перезаключение контракта.
  4. заключение трудового договора.

Увольнение в связи с прекращением действия контракта.

Порядок действий при увольнении работника по окончанию контракта следующий:

  1. Составление уведомления — за месяц до истечения контракта кадровая служба предприятия должна известить работника о нежелании нанимателя продолжать с ним трудовые отношения. Для этого сотрудник отдела кадров подготавливает соответствующее уведомление. Форма данного уведомления – произвольная.
  2. Подача уведомления на подпись – далее уведомление подаётся на подпись руководителю организации, поскольку без подписи уполномоченного лица оно юридической силы не имеет.
  3. Регистрация уведомления – уведомление должно быть обязательно зарегистрировано в журнале уведомлений, который ведётся в отделе кадров организации. В уведомлении проставляется число регистрации и номер.
  4. Ознакомление работника с уведомлением – после того, как уведомление будет подписано и зарегистрировано, оно предъявляется на подпись работнику. Это должно быть сделано минимум за 2 недели до окончания контракта. Поэтому работник при ознакомлении должен расписаться, расшифровать подпись и поставить дату уведомления своей рукой.
  5. Издание приказа – последний этап отводится изданию приказа об увольнении. Дата издания приказа должна соответствовать дате увольнения и последнему дню занятости работника. Если же дата увольнения выпадает на выходной, то приказ должен быть издан датой последнего рабочего дня перед увольнением.

Порядок продления контракта.

Если наниматель не готов расстаться с работником, то контракт продлевается. Процедура частично схожа с процедурой, предшествующей увольнению работника по окончанию контракта.

  1. Составление уведомления — сотрудник кадрового отдела организации составляет уведомление о продлении. Текст данного уведомления несколько отличается от уведомления об окончании контракта. Во-первых , в уведомлении содержится просьба продлить трудовые отношения. Во-вторых , содержится просьба сообщить о своём решении не позднее двухнедельного срока до окончания контракта.
  2. Подача уведомления на подпись – на данном этапе уведомление подписывает руководитель или уполномоченное на то лицо.
  3. Регистрация уведомления – уведомление регистрируется в журнале, который ведётся в отделе кадров. В уведомлении проставляется дата регистрации и номер.
  4. Ознакомление работника с уведомлением – работник должен расписаться в уведомлении об ознакомлении (подпись расшифровывается) и поставить своей рукой дату. Дата должна быть не позднее 1 месяца до последнего дня действия контракта.
  5. Согласие работника – в том же уведомлении работник своей рукой пишет, что продлить контракт согласен и ставит подпись, расшифровывает её и проставляет дату. Дата должна быть не позднее 2 недель до последнего дня действия контракта.
  6. Подписание контракта – в соответствующей графе в контракте ставится подпись и расшифровка подписи.
  7. Издание приказа – о продлении контракта издаётся соответствующий приказ. Дата издания приказа при этом не так важна. Единственное условие – это то, что приказ рекомендуется издавать не позднее даты, когда работник приступил к работе после продления контракта. К примеру, если контракт был заключён на 1 год с 05.03.2016 года по 04.03.2017 года, то издавать приказ о продлении нужно не позднее 05.03.2017 года.

Сроки продления контракта.

При продлении контракта нужно помнить, что максимальный срок контракта — 5 лет. Следовательно, продлять контракт можно с таким условием, чтобы в совокупности срок его действия со всеми продлениями составлял не более 5 лет.

При этом существует ошибочное мнение, что если максимальный срок контракта 5 лет, то это означает, что и продлеваться он может всего 4 раза. На самом деле это не так. Контракт вполне может быть продлён как один раз, так и множество раз.

К примеру, контракт, заключённый на 1 год, может продлятся сразу на 4 года. Тогда после его окончания нужно будет заключать новый контракт. Но также при приёме на работу работник может подписать контракт всего на 1 год, а затем продлить его на ещё 1 год, затем с согласия работника на 3 месяца, затем на 5 месяцев и так далее, пока в совокупности срок контракта не составит 5 лет. После этого нужно будет заключать новый контракт. При этом количество подобных продлений законом не ограничено. Единственное обязательное условие – продление может осуществляться не свыше максимального срока, равного 5 годам.

Порядок заключения нового контракта.

Новый контракт оформляется тогда, когда срок предыдущего контракта близится к окончанию, и продлить его возможности нет, поскольку он действовал в совокупности со всеми возможными продлениями 5 лет. Тогда нанимателю, желающему сохранить работника, не остаётся ничего другого, кроме как заключить новый контракт.
Порядок заключения нового контракта не сильно отличается от порядка продления.

Ключевые этапы идентичны:

  1. Составляется уведомление — сотрудник отдела кадров составляет уведомление о заключении нового контракта. Текст данного уведомления содержит просьбу продлить трудовые отношения, посредством подписания нового контракта.
  2. Уведомление подаётся на подпись нанимателю – без подписи руководителя уведомление юридической силой не обладает.
  3. Уведомление регистрируется – регистрация производится в журнале, который ведётся и хранится в отделе кадров. В уведомлении проставляется дата регистрации и номер.
  4. Работник знакомится с уведомлением – работник должен расписаться в самом уведомлении в том, что ознакомлен с ним (подпись расшифровывается), и поставить своей рукой дату. Дата должна стоять не позднее 1 месяца до последнего дня действия контракта.
  5. Работник соглашается на продление – в том же уведомлении работник своей рукой пишет, что согласен на продлении, ставит подпись, расшифровывает её и ставит дату. Дата должна быть не позднее двух недель до последнего дня контракта.
  6. Подписание контракта –на соответствующей графе в контракте ставится подпись и её расшифровка.
  7. Издание приказа – о заключении нового контракта издаётся приказ. Дата издания приказа также как и в случае с продлением не столь важна, но рекомендуется издавать приказ не позднее даты, когда работник приступил к работе. Опять же пример: если предыдущий контракт истекает 04.03.2017 года, то издавать приказ о продлении нужно не позднее 05.03.2017 года.

Сроки при заключении нового контракта.

При заключении нового контракта его срок не может быть меньше 1 года и больше 5 лет, поскольку согласно законодательству срок заключения контракта не может нарушать данные пределы.
В этом случае нужно понимать, что продлеваются именно трудовые отношения, но не сам контракт. Контракт подписывается именно новый. Поэтому его срок менее 1 года быть не может. Уже после, при дальнейшем продлении, данный контракт может продлеваться на любой срок.

Порядок перезаключения контракта.

Перезаключение контракта – это есть оформление нового контракта взамен старого при условии, что трудовые отношения не прекращаются.

Если основанием для продления будет истечение срока и соглашение сторон, то основаниями для перезаключения будут:

  1. постоянный перевод на иную работу – работник подписывает заявление с просьбой осуществить перевод, а затем издаётся соответствующий приказ;
  2. соглашение сторон – работник пишет заявление либо делает соответствующую запись на уведомлении, затем издаётся приказ о перезаключении контракта.

Если с постоянным переводом всё понятно, то вот с последним, т.е. с перезаключением контракта по соглашению возникает масса споров.

На практике очень часто встречается ситуация, когда контракт дополнен либо в него были внесены изменения. В подобных ситуациях возникает вопрос: «Разрешается ли перезаключить (заключить новый) контракт, если по предыдущему не закончился срок в 5 лет?».

В данном случае мнения специалистов разнятся.

Одни придерживаются мнения, что сперва нужно, чтобы предыдущий контракт исчерпал свой лимит в 5 лет, а уж потом можно заключать новый контракт с изменёнными условиями. А все изменения при этом оформляются дополнениями к контракту.

Вторые считают, что если с работником заключённый контракт заканчивается, а наниматель решает продлить с ним трудовые отношения, но вместо продления контракта решает заключить новый, т.к. содержание контракта меняется, то подобное вполне разрешено. Порядок действий при этом идентичен порядку при заключении нового контракта.
Учитывая, что законодательство конкретных условий не устанавливает, второй вариант на практике допустим.

Переход с контракта на трудовой договор.

На практике допустимы следующие основания перехода с контракта на договор:

  1. заявление о переводе на трудовой договор – работник имеет право до истечения срока контракта подать заявление о переводе на трудовой договор либо указать об этом в уведомлении об окончании контракта. Наниматель в свою очередь издаёт приказ о переводе на трудовой договор. Должностные обязанности и перечень исполняемых работ не меняется.
  2. заявление на перевод – работник пишет заявление о переводе на иную должность с заключением трудового договора. Ждать окончания контракта в данном случае нет необходимости.
  3. автоматический перевод с контракта на трудовой договор – согласно законодательству о труде в случае, если заключённый контракт истекает, но стороны не изъявляют желания его продлить, то трудовые отношения будут считаться продолженными на неопределённый срок, т.е. это фактически означает, что со дня, следующего за днём окончания контракта, заключён трудовой договор. Следовательно, начиная с этого дня стимулирующие меры, содержавшиеся в контракте, прекращают действовать, т.к. контракт считается истекшим.

Однако нужно понимать, что при желании нанимателя перевести работника на трудовой договор, умалчивать об истечении контракта – не лучшее решение, поскольку уведомить об окончании контракта – это обязанность нанимателя. Если этого не будет сделано, то в это фактически будет означать, что наниматель нарушил трудовое законодательство. Это даёт право работнику возместить причинённый вред и потребовать восстановления нарушенных прав.

Если и применить автоматический перевод на трудовой договор, то правильнее будет уведомить работника об этом, и только при отсутствии ответа со стороны работника, перевести его на договор.

Контрактная служба набирает популярность среди населения Российской Федерации. Первое время Министерство обороны проводило активные действия по популяризации своей деятельность, но уже в 2016 году российская армия выполнила нормативы по набору специалистов контрактников, что позволяет не увеличивать срок срочной службы для призывников с 1 года до 1,5 лет.

Контрактная служба: начало

Многих беспокоит вопрос, как именно заключается контракт? Кто является ответственными сторонами этой договоренности? С одной стороны обязательства на себя возлагает гражданин страны, а с другой Министерство обороны. Все нюансы оформления этой договоренности регламентируются законодательной базой документа «О воинской обязанности и военной службе».

В начале 1998 года президент РФ подписал указ в рамках проведения армейской реформы, сутью которого стало формирование высокопрофессиональной армии. В долгосрочной перспективе было полное замещение солдат-срочников на сержантских вакансиях. Эти действия были направлены на укрепление престижа армии и ее модернизации.

К настоящему моменту порядок отбора кандидатов и их поступления на контрактную службу полностью отработан.

Как поступить на службу в вооруженные силы по контракту

Стать контрактником имеет право любой гражданин РФ или иностранный гражданин без судимости, благополучно отслуживший срочную службу и удовлетворяющий всем параметрам, согласно закону. Кандидаты проходят тестирование по нескольким параметрам:

  • возраст;
  • образование;
  • крепкое здоровье;
  • хорошая физическая подготовка;
  • психическое и моральное состояние.

Те молодые люди, которые удовлетворительно сдадут тестирования, могут рассчитывать на оформления контракта с Министерством обороны.

Определением годности будущего контрактника занимается группа лиц в пункте отбора города. Заявление о желании служить в контрактных войсках можно подать в военном комиссариате либо в организованных городских пунктах по отбору кандидатов.

Для формирования личного дела следует собрать пакет документов:

  • заявление;
  • автобиография;
  • заверенная трудовая книжка;
  • документы о семейном положении;
  • фотография установленного формата (на обороте заверяется комиссаром);
  • свидетельство о рождении;
  • справки с места работы либо учебы;
  • справка о прописке.

Сбор всех бумаг не означает одобрение кандидата. Военный комиссариат имеет право рассматривать документы в течение тридцати дней и только потом выдать направление на комиссию. По ее итогу определяется возможность оформления контракта.

Виды контрактов на службу в вооруженных силах Российской Федерации

Кандидат, прошедший все комиссии удовлетворительно, может заключить любой из трех возможных контрактов:

  • общий контракт на службу без указания места назначения и рода войск;
  • по договоренности с указанием места направления на службу;
  • по договоренности с указанием профессии и места назначения.

Вид контракта выбирается кандидатом либо зависит от наличия свободных вакансий.

Сроки службы по контракту в армии РФ в 2017-2018 годах, установленные Министерством обороны

Первоначально срок службы по контракту при первичном оформлении не мог быть менее трех лет. В настоящий момент, согласно подписанному указу президента РФ В.В. Путина, кандидат, впервые заключающий контракт, может выбрать период службы самостоятельно. Контракт оформляется на 2 или 3 года. Эта мера значительно увеличила популярность службы по контракту.

Повторный контракт может быть заключен на один, три года либо пять, десять лет. Еще один из вариантов предусматривает возможность заключения бессрочного контракта, регламентирующегося предельно возможным возрастом пребывания в рядах армии Российской Федерации.

Еще одно важное изменение коснулось граждан, которые уже достигли предельного возраста, но все равно желают продлить контракт. Им предоставляется такая возможность на один год, три, пять и десять лет. Так же они могут выбрать любой меньший срок и заключить контракт на прохождение военной службы.

Для иностранных граждан действуют иные правила поступления на контрактную службу. Иностранный гражданин может быть принят только на офицерскую должность и срок службы не менее пяти лет.

Офицеры запаса тоже могут заключить контракт с Министерством обороны. В этом случае он будет краткосрочным: от шести месяцев до двенадцати.

В последние годы участилась подача заявлений о службе по контракту от учащихся высших и средне-специальных учебных заведений. Министерство обороны предусмотрело особую форму заключения контракта для этой категории. Лица, не окончившие обучение на первом курсе, могут заключить договор сроком на пять лет. Учащиеся второго и последующих курсов должны закончить обучение прежде, чем изъявлять желание о службе по контракту в армии Российской Федерации.

Видео: Сроки военной службы по контракту

  • признание конкурентных процедур несостоявшимися ;
  • банковская гарантия .

Полный перечень случаев содержит часть 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).

1. Естественные монополии и центральный депозитарий

Речь идет о закупках (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ):

  • услуг, которые оказывает центральный депозитарий, а также

Услуги центрального депозитария

Центральный депозитарий может оказывать учреждениям следующие услуги:

  • хранение сертификатов ценных бумаг, учет и переход прав на ценные бумаги;

Полный перечень услуг приведен в главе 4 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 414-ФЗ «О центральном депозитарии».

Товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий

К деятельности субъектов естественных монополий относятся:

  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
  • услуги общедоступной электросвязи, в том числе местной или междугородной телефонной связи (письма Минэкономразвития России от 6 апреля 2015 г. № Д28и-900, от 12 марта 2015 г. № Д28и-658, от 28 января 2015 г. № Д28и-169);
  • услуги общедоступной почтовой связи, в том числе пересылка внутренней письменной корреспонденции и телеграмм;
  • услуги по передаче тепловой энергии;

Полный перечень сфер деятельности субъектов естественных монополий приведен в ункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон № 147-ФЗ).

Внимание! Предметом контракта с единственным поставщиком по пункту 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ может быть только деятельность поставщика (подрядчика, исполнителя), которая относится к сфере естественных монополий. Дело в том, что субъекты естественных монополий могут вести и другие виды предпринимательской деятельности, на которые действие данного пункта не распространяется. Например, ФГУП «Почта России» - монополист в части оказания услуг общедоступной почтовой связи. В то же время она реализует почтовые марки и не является монополистом в этой сфере. Поэтому заключить контракт на покупку почтовых марок на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ нельзя. Такие пояснения дает Минэкономразвития России в письме от 6 апреля 2015 г. № Д28и-900.

Чтобы определить статус потенциального поставщика, заказчик может воспользоваться данными реестра субъектов естественных монополий. Его ведет ФСТ России. Он содержит сведения об организациях-монополистах, которые подпадают под государственное регулирование и контроль (п. 2 Административного регламента, утвержденного приказом ФСТ России от 30 августа 2010 г. № 417-э). Реестр разделен на сферы деятельности организаций и опубликован на официальном сайте www.fstrf.ru . Например, по данным реестра, в г. Москве к субъектам естественных монополий относятся следующие организации:

  • ГУП «Московский метрополитен», РАО энергетики и электрификации «ЕЭС России», ЗАО «Энергосбыт», ЗАО «Электросеть», Московское государственное унитарное предприятие «Мосводоканал», ГУП г. Москвы по эксплуатации высотных административных и жилых домов (ГУП ЭВАЖД) - в топливно-энергетическом комплексе;
  • ФГУП «Почта России» - по услугам общедоступной почтовой связи;
  • ОАО «Московская городская телефонная сеть», ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» - по услугам общедоступной электросвязи;
  • ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» - по услугам железнодорожных перевозок.

Однако наличие информации о поставщике в реестре субъектов естественных монополий - не обязательное условие для подтверждения его статуса. Основной признак - ведение деятельности в условиях естественной монополии. Подача сведений в реестр не поименована в перечне обязанностей субъектов естественных монополий. Об этом сказано в абзаце 3 статьи 3, статье 8 Закона № 147-ФЗ. Такой вывод подтверждает и судебная практика (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 18 января 2011 г. № А55-15711/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 16 апреля 2010 г. № А67-6886/2009).

2. Военная сфера и безопасность

Сюда относятся следующие закупки.

1. Заключение контрактов, предмет которых - работы по мобилизационной подготовке (п. 3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

К таким работам относятся:

  • создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов;
  • подготовка техники, которая предназначена для поставки в Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или для использования в их интересах;
  • подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами.

Полный перечень работ по мобилизационной подготовке и мобилизации указан в пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее - Закон № 31-ФЗ).

Однако чтобы стать заказчиком, нужно:

1) быть:

  • либо федеральным органом государственной власти,
  • либо государственным (муниципальным) учреждением;

2) иметь:

  • либо задачи по мобилизационной работе.

Об этом сказано в статье 12 Закона № 31-ФЗ.

При закупке работ по мобилизационной подготовке необходимо:

1) составить отчет:

  • о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика,
  • цене и

2) разместить извещение в ЕИС.

2. Закупка отечественного вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и которые создает единственный производитель (п. 7 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Перед тем как заключить контракт по этому основанию, нужно проверить, есть ли данные о потенциальном поставщике в реестре единственных поставщиков российского вооружения и военной техники. Для этого нужно обратиться в ФАС России. Служба предоставляет информацию из реестра в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса. Об этом сказано в пункте 23 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2013 г. № 826. Ранее ответственным за ведение реестра был Рособоронзаказ, но теперь он упразднен и эта функция передана ФАС России (Указ Президента РФ от 8 сентября 2014 г. № 613, п. 5.3.4 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331).

Цену контракта с единственным поставщиком нужно определить по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 января 2008 г. № 29.

Извещение необходимо разместить в ЕИС.

3. Закупка товаров (работ, услуг) для обеспечения органов внешней разведки России средствами разведывательной деятельности (п. 40 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Проводить закупки по данному пункту можно только по перечням, которые утверждают руководители соответствующих органов внешней разведки. В открытом доступе утвержденных перечней нет.

4. Закупка товаров (работ, услуг) для обеспечения органов ФСБ России средствами контрразведки и борьбы с терроризмом (п. 41 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Такие закупки можно проводить только по перечню, который утверждает руководитель органа ФСБ России. В открытом доступе утвержденных перечней также нет.

3. Малые закупки

К малым закупкам относятся два случая:

Причем в этих случаях можно как заключать письменные контракты, так и проводить закупки через подотчетников. Так, можно выдавать сотрудникам наличные под отчет на покупку:

Это подтверждает и Минэкономразвития России в письме от 15 июля 2015 г. № Д28и-2150.

Закупка товара (работы, услуги) на сумму до 100 000 руб. Это самые распространенные и актуальные закупки среди заказчиков. Но по ним установлен лимит.

Все закупки заказчика по этому основанию не должны превышать:

  • либо 5 процентов совокупного годового объема закупок и составлять не более 50 млн руб. в год. (этот вариант подходит учреждениям, СГОЗ у которых составляет более 40 млн руб.);
  • либо 2 млн руб. (если СГОЗ учреждения меньше 40 млн руб.).

При этом учитываются только те контракты, которые исполнены и оплачены в текущем году.

Внимание! Из правила о выборе расчета лимита есть два исключения. Это касается следующих закупок.

1 . Закупки для муниципальных нужд сельских поселений. Так, учреждения-заказчики, расположенные на территориях сельских поселений, вправе проводить закупки по данному пункту только до 100 000 руб. А вот общая сумма таких контрактов за год для них не ограничена. При этом проводить такие закупки могут только администрации сельских поселений и их подведомственные учреждения.

2 . Закупки для нужд Президента РФ и Правительства РФ. Так, особый порядок может быть установлен для госорганов, которые проводят такие закупки. В этом случае расчет ограничения малых закупок нужно производить отдельно по каждому госоргану.

Такие правила установлены пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, а в части закупок для сельских поселений дополнительно разъяснено в письмах Минэкономразвития Росси от 29 января 2015 г. № ОГ-Д28-1629 и от 23 декабря 2014 г. № Д28и-2792.

При расчете СГОЗ :

  • учитывают все средства на закупки, выделенные на год (в т. ч. и средства на оплату контрактов, которые заключили до 1 января 2016 года, но подлежат оплате в текущем году);
  • не учитывают средства по элементам видов расходов, которые по своему экономическому содержанию к закупкам не относятся (в частности, это КВР 111, 112, 119, 310).

Также это правило распространяется на долгосрочные контракты, в которых выделены этапы. То есть стоимость каждого этапа необходимо учитывать в СГОЗ того года, в котором прошла его оплата.

Это следует из пункта 16 статьи 3 Закона № 44-ФЗ и разъяснено в письмах Минэкономразвития России от 16 ноября 2015 г. № Д28И-3349, от 8 июля 2015 г. № Д28и-2062, пункте 2 письма Минэкономразвития России от 4 марта 2015 г. № Д28и-506. В последнем письме рассмотрен порядок расчета объема закупок у СМП и СОНКО . Однако данный в нем расчет СГОЗ распространяется на все случаи, когда применяется совокупный годовой объем.

Стоит отметить, что рассчитанный по вышеприведенным правилам лимит малых закупок действует также и для закупок в рамках гособоронзаказа. Считать отдельно лимит в рамках оборонного заказа или вне его рамок не нужно. Так считает Минфин России (п. 1 письма Минфина России от 7 мая 2015 г. № 02-02-08/26427).

Пример выбора расчета лимита малых закупок

Утвержденный размер финансирования ГУ НИИ «Альфа» (заказчик) на 2016 год составил 7 000 000 руб.

Так как у заказчика 5 процентов совокупного годового объема составляют 350 000 руб. (7 000 000 руб. × 5%), контрактный управляющий принял решение применять для закупок у единственного поставщика (до 100 000 руб.) лимит 2 млн руб.

1 марта 2016 года на основании решения учредителя заказчику выделили дополнительное финансирование в сумме 63 000 000 руб.

Контрактный управляющий определил, что в связи с изменением объема финансирования стало выгоднее применять для закупок у единственного поставщика (до 100 000 руб.) лимит в размере 5 процентов от СГОЗ. Он составил:

(7 000 000 руб. + 63 000 000 руб.) × 5% = 3 500 000 руб.

В связи с этим по закупкам, которые планировалось проводить конкурентными способами, теперь возможно заключить контракт с единственным поставщиком. Соответствующие изменения контрактный управляющий внес в план-график.

Нужно ли в 5-процентный лимит малых закупок (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) включать закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по другим основаниям?

Нет, не нужно.

Заказчик проводит закупки у единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) строго в . Каждый из них имеет свои особенности. Так, малые закупки товаров (работ, услуг) до 100 000 руб. заказчик вправе проводить на общую сумму, которая не должна превышать 2 млн руб. или 5 процентов от СГОЗ (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Если заказчик рассчитывает общую сумму закупок от СГОЗ , то данное ограничение по сумме контрактов относится исключительно к закупкам по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Суммы контрактов по другим основаниям, перечисленным в части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, в 5-процентном лимите малых закупок до 100 000 руб. учитывать не нужно.

Можно ли заключить контракт в рамках малой закупки (до 100 000 руб.), если закупка товаров (работ, услуг) включена в другие основания для заключения контракта с единственным поставщиком по статье 93 Закона № 44-ФЗ?

Да, можно.

Кстати, даже если закупка товаров (работ, услуг) включена в другие основания для заключения контракта с единственным поставщиком по статье 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик все равно может по желанию заключить контракт в рамках малой закупки (до 100 000 руб.). Такая позиция высказана в письмах Минэкономразвития России от 7 декабря 2015 г. № Д28и-3554, от 12 марта 2015 г. № Д28и-658, от 28 января 2015 г. № Д28и-169.

Закупка товара (работы, услуги) на сумму до 400 000 руб.

Такие закупки могут проводить:

  • образовательные учреждения, которые в качестве основного вида деятельности реализуют образовательную деятельность на основании лицензии (п. 18 ст. 2 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
  • учреждения культуры, уставные цели которых - сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия;
  • зоопарк;
  • планетарий;
  • парк культуры и отдыха;
  • заповедник;
  • ботанический сад;
  • национальный, природный или ландшафтный парк;
  • театр;
  • концертное или телерадиовещательное учреждение;
  • цирк;
  • музей;
  • дом (дворец) культуры;
  • клуб;
  • библиотека;
  • архив.

При этом нужно соблюдать установленные ограничения. Закупки не должны:

  • превышать 50 процентов от СГОЗ (включаются только те контракты, которые исполнены и оплачены в текущем году) и
  • составлять не более чем 20 млн руб. в год.

Об этом сказано в пункте 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ и разъяснено в письмах Минэкономразвития России от 8 июля 2015 г. № Д28и-2062, от 10 апреля 2015 г. № Д28и-998, от 6 апреля 2015 г. № Д28и-949.

Стоит отметить, что вправе проводить закупки у единственного поставщика на сумму как до 100 000 руб., так и до 400 000 руб. Такие контракты будут считаться заключенными по разным основаниям (подп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Аналогичные разъяснения приведены в письме Минэкономразвития России от 25 мая 2015 г. № Д28и-1363.

Совет: Чтобы проконтролировать ограничения, которые установлены для малых закупок, стоит вести раздельный учет контрактов на суммы до 100 000 руб. и до 400 000 руб.

Вправе ли образовательное учреждение «Детский дом» заключать контракты с единственными поставщиками до 400 000 руб. (по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)? Основной вид деятельности - предоставление социальных услуг с обеспечением проживания, а дополнительный - оказание на основании лицензии образовательных услуг.

Да, вправе.

Такую позицию высказывают специалисты Минэкономразвития России в частных разъяснениях.

Из буквального толкования пункта 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ следует, что заключать контракты с единственным поставщиком на сумму до 400 000 руб. имеют право, помимо прочих, государственные (муниципальные) образовательные учреждения .

При этом процесс образования включает в себя как обучение, так и воспитание гражданина (п. 1 ст. 2 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). А в компетенцию образовательного учреждения «Детский дом» как раз входит воспитание и обучение подопечных. Причем на ведение образовательной деятельности учреждение имеет соответствующую лицензию.

Кроме того, учреждение зарегистрировано в установленном порядке в ЕГРЮЛ с формулировкой в уставе «Образовательное учреждение "Детский дом"». А, как известно, при подаче документов на регистрацию регистраторы досконально проверяют учредительные и другие документы. То есть статус образовательного учреждения является законным.

4. Коммунальные услуги

Сюда относятся два случая закупок.

1. Заключение контракта с поставщиками коммунальных и коммуникационных услуг:

  • водоснабжения;
  • водоотведения;
  • теплоснабжения;
  • газоснабжения (кроме услуг по реализации сжиженного газа);
  • подключения (присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам (тарифам);

Об этом сказано в пункте 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

На основании данного пункта заказчик может заключить контракт также с управляющей компанией, которая выбрана на основании решения собственников или открытого конкурса (п. 37 письма Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. № Д28и-1889).

Извещение о такой закупке необходимо разместить в ЕИС.

2. Заключение контракта энергоснабжения или приобретения электрической энергии с гарантирующим поставщиком (п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Так, гарантирующим поставщиком электрической энергии является коммерческая организация, которая обязана заключить договор (контракт) купли-продажи электрической энергии с любым потребителем, обратившимся к ней (ст. 3 Закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ). Перечень организаций, получивших статус гарантирующего поставщика, опубликован на официальном сайте ФСТ России - www.fstrf.ru .

5. Медицина, ликвидация ЧС, оперативный розыск

Сюда относятся три случая закупок.

1. Закупка товаров (работ, услуг) в следующих случаях:

1) авария;

2) чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера;

3) обстоятельства непреодолимой силы. К ним относят:

  • военные действия;
  • эпидемии;
  • крупномасштабные забастовки;
  • другие внезапные, чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства.

Например, в 2014 году к таким обстоятельствам относили обеспечение беженцев из Украины, которые прибыли в Россию в поисках убежища из-за сложной внутриполитической ситуации на родине.

Если у заказчика есть возможность прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени, то заключение контракта с единственным поставщиком могут признать недействительным;

4) необходимость оказать медицинскую помощь в экстренной или неотложной форме;

5) закупка федеральным органом исполнительной власти у иностранной организации услуг по лечению в экстренной или неотложной форме российских граждан за пределами государства.

В этих случаях заказчик может заключить контракты на такое количество товаров (работ, услуг), которое необходимо для ликвидации последствий указанных событий или оказания помощи. При этом объектом закупки не могут быть товары (работы, услуги), которые включены в перечень для обязательного проведения запроса котировок , утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30 сентября 2013 г. № 1765-р.

Об этом сказано в пункте 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, письмах Минэкономразвития России от 30 ноября 2015 г. № Д28и-3454, от 3 августа 2015 г. № Д28и-2327, от 31 декабря 2014 г. № Д28и-2872 и от 9 декабря 2014 г. № Д28и-2780, разъяснениях от 16 октября 2014 г. Минэкономразвития России № 25361-ЕЕ/Д28И, ФАС России № АЦ/41845/14.

Внимание! По данному пункту заключить контракт с единственным поставщиком можно только в случае, если нет достаточного времени для закупки конкурентным способом. Поэтому к обоснованию стоит приложить документы, которые подтверждают:

  • факт аварии,
  • наступление чрезвычайных обстоятельств,
  • наступление обстоятельств непреодолимой силы или
  • оказание экстренной или неотложной помощи.

Например, это может быть:

  • акт о пожаре или акт обследования по результатам пожара,
  • акт освидетельствования,
  • справка о дорожно-транспортном происшествии (ДТП),
  • иные документы, выданные МЧС России, ГИБДД, Ростехнадзором, медицинскими учреждениями.

Не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта заказчик должен направить уведомление о закупке в контрольный орган в сфере закупок. К уведомлению нужно приложить копию контракта и обоснование его заключения. Об этом сказано в части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Внимание! Даже в не терпящих отлагательств чрезвычайных ситуациях заключить контракт можно только в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Иначе учреждению и должностным лицам (в частности, руководителю) грозит ответственность. На это указано в пункте 2 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ и письме Минэкономразвития России от 15 мая 2015 г. № Д28и-1373. В случае нарушения на должностных лиц организации могут наложить штраф в размере от 20 000 до 50 000 руб. (ст. 15.15.10 КоАП РФ).

2. Закупка лекарственных препаратов, которые по предписанию врача и решению врачебной комиссии назначены для лечения пациенту.

При этом медицинские показания и решение комиссии должны быть отражены в документах пациента и журнале врачебной комиссии.

Заказчик должен учитывать ограничения:

  • количество лекарств, которые можно закупить у единственного поставщика, не должно превышать объем, необходимый пациенту до проведения закупки путем запроса предложений , а
  • сумма не должна быть более 200 000 руб.

Для лечения каждого пациента необходимо заключать отдельный контракт.

Это можно сделать на следующий день после того, как будут внесены изменения в план-график (п. 2, 7 особенностей, утвержденных совместным приказом от 31 марта 2015 г. Минэкономразвития России № 182 и Казначейства России № 7н).

В течение трех дней с даты заключения контракта сведения о нем нужно внести в реестр контрактов с приложением решения врачебной комиссии. При этом персональные данные пациента должны быть обезличены.

Такие правила установлены пунктом 28 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

3. Закупки за счет средств на оперативно-разыскную деятельность.

Перечень товаров, работ и услуг, которые можно купить по этому основанию, устанавливает руководитель федерального органа, уполномоченного на оперативно-разыскную деятельность (п. 46 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).