Понятие земельного участка как объекта вещных прав. Гражданское право россии. Виды вещных прав на землю. Общая характеристика

Вещными правами признают и ограниченные права на обращение с чужой собственностью. В частности право на постоянное бессрочное землепользование или право на безвозмездное временное использование земли, право на использование жилья членами семьи собственника, сервитут и т.п.

Лицам, которые могут обладать земельным правом, в РФ считаются все граждане . Причем правоспособным россиянин считается с рождения, а вот проводить какие-либо операции с недвижимым достоянием позволено с наступлением совершеннолетия.

Иностранцы и лица без гражданства, тоже могут быть субъектами вещного права на землю, но их возможности будут несколько ограничены. Юридические лица становятся обладателями оговоренного права после госрегистрации. Допустимые границы в управлении земельными участками у организаций будут обусловлены их целями и задачами, которые обозначены в учредительной документации.

Объекты земельного права РФ можно разделить на несколько типов:

  1. Все земли страны – общий объект.
  2. Земли с присвоенными им различными категориями (сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов и др.) – родовой объект.
  3. Выделенный участок с обозначенными границами – конкретный объект.

Возможности и ответственность субъектов землевладения зависит от различных факторов.

В каждой отдельной ситуации будет много нюансов, влияющих на эксплуатацию участков. Если разделить такие частные случаи по группам, то полномочия могут находиться в зависимости от:

  • позиции субъекта в правовой сфере;
  • права на землю у субъекта (собственности, землепользования);
  • формы землепользования (постоянное или временное, отчуждаемое или неотчуждаемое и т.п.);
  • направленности использования земель (извлечение имущественной выгоды от эксплуатации надела земли).

Чтобы иметь вещное право на землю обязательно быть ее собственником. Такой подход создает необходимость дублирования оформления земельных прав: первичную и вторичную.

Поводы для владения земельным наделом создаются из определенных событий и постановлений. Самые распространенные из них:

  • получение земли по закону;
  • соглашения любого характера, заключенные в рамках законодательства;
  • указы и иные постановления госорганов или органов местного самоуправления;
  • заключения органов судебной власти, которые устанавливают гражданскую ответственность;
  • наследование земли вследствие смерти владельца;
  • принцип приобретательной давности. Формируется, когда правообладатель не известен или уже не имеет прав на участок, а гражданин или учреждение непрерывно не менее 15 лет распоряжается этой недвижимостью, как собственной.

Для приобретения права землепользования нужно выполнить несколько действий . Одного только основания, из перечисленных выше, будет недостаточно. После оформления договора, получения судебного постановления или решения органа, имеющего определенные полномочия, о возможности обретения права на землю, нужно провести госрегистрацию надела.

Также право землевладения предоставляется после событий, после которых наступает так называемые гражданско-правовые последствия. К примеру, кончина правообладателя, после которой возможно наследование надела.

Обоснований для установления сервитутов несколько:

  • перемещение через надел;
  • эксплуатация надела с целью необходимых манипуляций с коммунальными или частными коммуникациями;
  • выполнение мелиоративных работ на наделе;
  • пользование водными ресурсами на наделе;
  • перемещение, выпас скота, а также сенокос на наделе в обозначенные периоды;
  • краткосрочное использование надела для проведения исследовательских и иных работ;
  • постройка объекта недвижимости оговоренной высоты на прилегающем наделе;
  • устройство на наделе природоохранных объектов;
  • другие сервитуты.

Сервитуты обязательно проходят госрегистрацию. Такой форме вещного права надлежит минимально стеснять хозяев прилегающего надела. Обладатель надела земли, где действует сервитут, имеет право взимать фиксированную плату от субъектов, в чьих интересах этот сервитут принят.

Если сервитуты приняты в пользу лиц, которые проживают в сельской местности
, а также для их объединений, то оплата взиматься не должна. Когда обоснования, на которых сервитут был заявлен, исчезнут, хозяин земельного надела может требовать прекращения действия этой формы вещного права.

Бывают ситуации, когда эксплуатация земель в соответствии с их назначением невозможна из-за принятого сервитута. Тогда владельцу предоставлена возможность ходатайствовать об остановке действия такого вещного права через суд.

Сервитут устанавливается в случае, когда невозможно не затронуть прав землевладельцев, чьи наделы размещены по соседству. Если можно избежать эксплуатации прилегающего участка, то такой формы вещного права возникать не должно.

Стоит добавить, что сервитут дает право лишь на оговоренное узкоцелевое использование соседнего надела. Обозначенный вид вещного права носит, скорее, вспомогательный характер, т.е он не предназначен выступать в роли автономного объекта сделок.

Есть две причины для ликвидации вещного права любого вида:

  • конфискация для потребностей государства или муниципалитета;
  • изъятие вследствие несоответствующего нормам использования земельного надела.

Государство способно изъять землю по постановлению, принятому органом исполнительной власти. Изымаемый участок земли будет выкуплен у собственника. До конфискации участка обладателя вещного права должны уведомить о предстоящей операции с недвижимостью не менее чем за год. Выкуп возможен по согласию владельца.

Если же владелец против, то государственное учреждение, которым было принято решение об отчуждении, уполномочено передать дело на рассмотрение в суде.

Отчуждение прав землевладения в принудительном порядке применяется в случае:

  • эксплуатация выделенной земли, которая идет вразрез с ее целевым предписанием, а также не соответствует разрешенному использованию;
  • истечения сроков, определенных органами для устранения нарушений;
  • эксплуатации лишь части земельного надела, предписанного для сельскохозяйственных нужд, или не введения в оборот всего надела на протяжении года, если он предоставлен учреждениями сельскохозяйственного характера, на протяжении трех лет – если принадлежит частному лицу (сюда не входит период освоения надела);
  • не введение в оборот всего надела или его части в течение двух лет, если земля выделена под строительство (когда другое не указано в соглашении);
  • реквизиции участка земли, т.е. временное изъятие его у правовладельца в целях защиты жизненно важных интересов граждан в связи с происшествиями различного рода;
  • экспроприация надела, который по закону не может быть собственностью данного владельца;
  • игнорирования оплаты земельного налога в течение двух лет и неоплаты образовавшейся задолженности в течение года;
  • предъявления прав на участок земли по обязательствам владельца и съемщика данного надела.

Отдельным пунктом нужно рассмотреть такое явление в земельном праве как Государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей .

Если возникают какие-либо вопросы по земельным наделам, информация указанная в акте на использование, имеет такую же силу, как и запись в ЕГРП определяющая право владения и распоряжения землей.

Образец акта вы можете посмотреть .

В земельном праве объектом правового регулирования явля­ется конкретно определенный земельный участок. Земельный участок - это только поверхность земли, который имеет фиксированные границы, площадь, местоположение, право­вой статус, кадастровый номер и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре и доку­ментах государственной регистрации прав на землю.

Земельный участок выступает как имущество и как природ­ный объект, земельное законодательство очерчивает круг прав и обязанностей по его использованию и охране. Если земельный участок выступает как имущество, то он становится объектом гражданского права (вещного права), но приоритет всегда отда­ется нормам земельного права. Содержанием вещного права яв­ляется право владения, пользования и распоряжения вещью (имуществом).

Виды вещных прав на землю. С точки зрения объема пра­вомочий обладателей вещных прав на землю по владению, пользованию и распоряжению землей различают право собст­венности и иные вещные права на землю. К иным вещным пра­вам на землю, согласно ст. 216 ГК РФ, относятся:

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком;

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;

Сервитуты.

Право собственности на землю представляет собой право­мочия собственника по владению, пользованию и распоряже­нию земельным участком. Право собственности на землю под­лежит государственной регистрации.

Государственная собственность включает в себя собствен­ность Федерации и собственность субъектов РФ. Государствен­ной собственностью являются земли, не находящиеся в собст­венности граждан, юридических лиц или муниципальных обра­зований (ст. 214 ГК РФ, ст. 16 ЗК РФ).

В ст. 19 ЗК РФ дан перечень земельных участков, которые могут находиться в муниципальной собственности. Это земель­ные участки, которые признаны таковыми федеральными зако­нами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ; установленным гражданским законодательством право му­ниципальной собственности, которое возникло при разграниче­нии собственности на землю; которые приобретены по основа­ниям,. Это тоже земельные участки, от которых собственник отказался, и которые перешли в муниципальную собственность по наследству, приобретены у граждан и юридических лиц и т. п. В собственность муниципальных образований для обеспече­ния их развития могут безвозмездно передаваться земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципального образования. Спо­ры между РФ, субъектами РФ и муниципальными образования­ми о разграничении собственности на землю разрешаются заин­тересованными сторонами в согласительном порядке. При не­достижении согласованного решения спор рассматривается в суде.

Разграничение земельной собственности на собственность Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований осуще­ствляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной собственности на землю».

Частной собственностью являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основа­ниям, предусмотренным законодательством РФ (ст. 15 ЗК РФ). В соответствии с ЗК РФ земельные участки могут находиться в частной собственности иностранных граждан, лиц без гражданст­ва и иностранных юридических лиц, но с определенными ограни­чениями. Указанные лица могут получить земельные участки на праве собственности, за исключением участков, находящихся на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательст­вом о государственной границе РФ и на иных территориях, опре­деленных федеральными законами (п. 3 ст. 15 ЗК РФ). В настоя­щее время таким иным федеральным законом является Феде­ральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который запрещает ино­странцам иметь в собственности земли сельскохозяйственного назначения. Что касается порядка предоставления земельных участков и условий пользования ими, указанные лица имеют рав­ные права с российскими гражданами и юридическими лицами (п. 4 ст. 28, п. 9 ст. 36 ЗК РФ). Нет каких-либо отклонений и в со­держании права собственности на землю у иностранцев по срав­нению с гражданами и юридическими лицами РФ (ст. 40-42 ЗК РФ). Но иностранцам земельные участки в собственность предос­тавляются во всех случаях только за плату (п. 5 ст. 28 ЗК РФ).

Частная собственность на землю может быть как индивиду­альной, принадлежащей одному лицу, так и общей (совместной и долевой).

Право пожизненного наследуемого владения (ППНВ) землей можно определить как владение и пользование земель­ным участком с правом передачи его по наследству. Владение - это одно из правомочий собственника земли и землепользовате­ля и означает нахождение земли в хозяйстве собственника или землепользователя и не больше. ППНВ землей - понятие значи­тельно шире, чем владение собственника и пользователя. ППНВ землей - понятие самостоятельное. Оно сходно с правом земле­пользования, так как и в том и в другом случае земля предостав­ляется в пользование для осуществления определенной хозяйст­венной деятельности. Вместе с тем ППНВ имеет в своем содер­жании хотя и ограниченный, но элемент распоряжения: право передачи земли по наследству. Это роднит его с правом собст­венности на землю.

ППНВ землей как вещное право является правом абсолют­ным и защищается от любого вмешательства извне, в том числе со стороны собственника земли.

Субъектами ППНВ землей являются только граждане, кото­рым земельные участки были предоставлены для самых различ­ных нужд, связанных с ведением с/х производства, строительст­вом индивидуальных жилых домов, ведением личного подсоб­ного хозяйства и др.

Согласно п. 1 ст. 21 ЗК РФ, ППНВ земельным участком, приобретенное гражданином до введение в действие нового ЗК РФ, сохраняется. Но предоставление земельных участков на ППНВ после введения в действие ЗК РФ не допускается. Дру­гими словами, ППНВ землей обречено на вымирание.

Распоряжение земельным участком (передача в аренду, в срочное пользование другим лицам), находящимся на ППНВ, не допускается, за исключением перехода права на земельный уча­сток по наследству.

На основании свидетельства о праве на наследство наслед­ник вправе произвести государственную регистрацию перехода к нему ППНВ земельным участком, то есть у него, как и у на­следодателя, возникает ППНВ на земельный участок.

Гражданин, имеющий земельный участок в ППНВ, вправе приобрести его в собственность. При этом он имеет право при­обрести земельный участок в собственность бесплатно, но толь­ко один раз. Право на приобретение земельного участка, нахо­дящегося в ІІІІНВ, в собственность не ограничено сроком.

Право постоянного (бессрочного) пользования землей

обладает всеми чертами права землепользования. На этом праве земельные участки предоставляются из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности по реше­нию исполнительных органов власти или органов местного са­моуправления в соответствии с их компетенцией.

Согласно п. 1 ст. 20 ЗК РФ, в постоянное (бессрочное) поль­зование земельный участок предоставляется только трем груп­пам субъектов: 1) государственным и муниципальным учрежде­ниям; 2) федеральным казенным предприятиям; 3) органам го­сударственной власти и местного самоуправления.

Гражданам земельные участки на этом праве не предостав­ляются (п. 2 ст. 20 ЗК РФ). Если граждане и юридические лица пользовались земельными участками на постоянной основе, по­лученными до введения в действия нового ЗК РФ, то это право за ними сохраняется. При этом граждане вправе сменить титул постоянного пользования на титул собственника и притом бес­платно. Однако приобрести земельный участок в собственность бесплатно гражданин вправе только единократно. Последующее новое приобретение земельного участка в собственность из зе­мель государства или муниципалитета возможно лишь за плату. Переоформление гражданами права пользования земельным участком на право собственности сроком не ограничено (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О вве­дении в действие Земельного кодекса РФ»).

Что касается юридических лиц, то они, за исключением ука­занных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ (имеющих право получить земельные участки в постоянное пользование), обязаны были переофор­мить право постоянного пользования земельным участком по своему желанию на право аренды или на право собственности до 01. 01. 2004. Арендная плата за пользование земельными уча­стками устанавливается в соответствии с решением Правитель­ства РФ.

Сервитут - это право ограниченного пользования чужим имуществом. В советском праве понятие «сервитут» отсутство­вало, хотя фактически он применялся. В законодательстве со­временной России сервитут возрождается. В ГК РФ ему посвя­щены ст. 274-277. В ЗК РФ отношения сервитута регулируются ст. 23.

В силу сервитута собственник недвижимого имущества (земли, другой недвижимости) вправе требовать от собственни­ка соседнего или другого земельного участка предоставления ему права ограниченного пользования этим участком.

Известны два вида земельного сервитута: публичный и ча­стный.

Отношения по установлению публичного сервитута ре­гулируются ст. 32 ЗК РФ. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

Публичный земельный сервитут устанавливается законом или иным нормативно-правовым актом РФ, нормативно­правовыми актами субъектов РФ, муниципальных образований в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов го­сударства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельного участка из пользования. Публичный сервитут устанавливается с учетом результатов общественных слушаний.

Публичный сервитут может устанавливаться для: 1) прохо­да или проезда через земельный участок; 2) использование зе­мельного участка в целях коммунальных, инженерных, элек­трических и других линий и сетей, а также объектов транс­портной инфраструктуры; 3) забора воды и водопоя; 4) прогона скота через земельный участок и других целей, указанных в п. 3 ст. 23 ЗК РФ.

Публичный сервитут может устанавливаться на земельных участках, находящихся как в непосредственном пользовании собственника, так и на участках, переданных во владение и по­стоянное пользование. Если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка по целевому назначению, то собственник участка, землепользо­ватель и землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа у него данного земельного участка или предос­тавления равноценного земельного участка с возмещением убытков за счет органов государственной власти или органов местного самоуправления, установивших публичный сервитут. Если установление публичного сервитута приводит к сущест­венным затруднениям в использовании земельного участка, то собственник участка, землепользователь или землевладелец вправе требовать от указанных органов соразмерную плату.

Частный сервитут в отличие от публичного устанавливает­ся только между собственниками соседних земельных участков по соглашению между ними. Цели установления частного сер­витута, в общем, те же самые, что и публичного сервитута: обеспечить проезд через соседний земельный участок и иные нужды собственника соседнего земельного участка, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (п. 1 ст. 274 ГК РФ).

Публичный и частный сервитут имеют много общего. Как публичный, так и частный сервитут устанавливается без изъятия земельного участка. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением как публичного, так и частного сервитута, могут защитить свои права в судебном порядке. И тот, и другой сервитут подлежат государственной регистрации, так как устанавливаются в отношении недвижимого имущества. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собст­венника, землевладельцев и землепользователей прав на владе­ние, пользование и распоряжение этим участком.

При переходе прав на земельный участок, обремененный сервитутом, к другому лицу сервитут сохраняется.

Основания и порядок приобретения вещных прав на зем­лю. Права на земельный участок у собственников, землепользо­вателей, землевладельцев возникают, как это предусмотрено п. 1 ст. 25 ЗК РФ, по основаниям, установленным гражданским зако­нодательством и федеральными законами. Этим законодатель­ством являются ГК РФ, ЗК РФ и другие федеральные законы. Таких оснований несколько:

1) предоставление прав на землю государством или муници­палитетом;

2) приватизация земельного участка в связи с приватизацией государственных и муниципальных предприятий;

3) совершение земельных сделок;

4) переход права на здание, строение, сооружение;

5) приобретательная давность (Право собственности на зем­лю у юридических лиц и граждан может возникнуть и в силу приобретательной давности, что закреплено в ст. 234 ГК РФ. Согласно п. 1 этой статьи, лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владею­щее как своим собственным недвижимым имуществом в тече­ние 15 лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Решение о факте возникновения права собственности на землю в силу приобретательной давно­сти принимает государственный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления по заявлению заинтересо­ванного лица. При отказе указанных органов признать факт приобретательной давности, спор разрешается в судебном по­рядке.);

6) иные основания, предусмотренные федеральными зако­нами.

Единого порядка приобретения прав на землю не существу­ет. Он многообразен. В каком порядке приобретаются права на землю, зависит от различных факторов: от того, из чьих земель приобретается право (государственных, муниципальных или частных); для каких целей (для строительства зданий, строений, сооружений или для целей, не связанных со строительством, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, веде­ния личного подсобного хозяйства).

Есть особенности в порядке приобретения прав на земель­ный участок в связи с переходом прав на здание, строение, со­оружение (ст. 35 ЗК); на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на ко­тором расположены здания, строения, сооружения (ст. 36 ЗК).

Земельные участки для индивидуального жилищного строи­тельства и ведения личного подсобного хозяйства предоставля­ются в порядке, определенном ст. 30 ЗК РФ (предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта строительства), для других целей - в порядке, предусмотренном ст. 34 ЗК РФ (поря­док предоставления земельных участков, находящихся в госу­дарственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством).

Граждане могут получить земельные участки из государст­венных или муниципальных земель за плату и бесплатно. Если земельный участок приобретается в собственность или в аренду, то это может осуществляться на торгах (конкурсах или аукцио­нах) (ст. 38-1 ЗК РФ) либо предоставления прав в порядке отво­да.

Вопрос о нормах предоставления земельных участков регу­лируется ст. 33 ЗК РФ, в которой речь идет о трех видах норм:

1) предельных (максимальных и минимальных) размерах зе­мельных участков, предоставляемых гражданам в собствен­ность; 2) максимальных размерах земельных участков, предос­тавляемых гражданам в собственность бесплатно; 3) размерах земельных участков, предоставляемых для иных целей.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры зе­мельных участков, предоставляемых гражданам в собствен­ность, в зависимости от целей предоставления устанавливаются либо законами субъектов РФ, либо нормативными актами орга­нами местного самоуправления.

Так, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строи­тельства эти нормы устанавливаются законами субъектов РФ, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными актами органов ме­стного самоуправления. Предельные размеры земельных участ­ков, предоставляемых для названных целей, определяются ис­ходя из возможностей данной территории и с учетом потребно­стей в земельном участке для данной цели. Конкретные размеры в рамках установленных пределов (максимума и минимума) оп­ределяются непосредственно при предоставлении земельного участка.

Максимальные размеры земельных участков, предоставляе­мых гражданам в собственность бесплатно, в зависимости от того, в чьей собственности находятся предоставляемые земель­ные участки (собственность Федерации, субъекта РФ, муници­пальных образований), устанавливаются федеральными закона­ми, законами субъектов РФ или нормативными актами органов местного самоуправления. Например, согласно Закону Алтай­ского края от 16 декабря 2002 г. «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков»1, максимальный размер земельного участка, предоставляемого бесплатно из земель, на­ходящихся в собственности Алтайского края, для ведения кре­стьянского (фермерского) хозяйства, равен среднерайонной нор­ме бесплатной передачи земельных участков, утверждаемой ор­ганами местного самоуправления; для садоводства - 0,1 га в пределах 50 километров от городской черты городов Барнаула, Бийска, Рубцовска и 0,15 га - на остальной территории края. Этот же Закон в обобщенном виде приводит перечень категорий лиц, имеющих право на однократное бесплатное получение зе­мельных участков в собственность по законодательству РФ.

Для других целей (возведение зданий и сооружений, устрой­ство территорий городских и сельских поселений, строительство железных и автомобильных дорог и т.п.) размеры земельных участков определяются в соответствии с утвержденными в уста­новленном порядке нормами отвода земель для конкретных ви­дов деятельности или в соответствии с правилами землепользо­вания и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. Здесь нормы отвода земель нередко также заранее установлены, например, полосы отвода железных и автомобильных дорог. Но во многих случаях они определяют­ся в соответствии с проектной документацией отдельно для конкретного объекта (здания и сооружения).

Гражданские права делятся на вещные и обязательственные. Вещные права в земельном праве - одна из правовых форм реализации отношений земельной собственно­сти, которая предоставляет возможность непосредствен­но осуществить воздействие на земельный участок путем господства над ним.

Право собственности на землю является главенствующим в системе вещных прав на земельные участки, поскольку только у собственника содержится полный набор правомочий по владению, пользованию и распоряжению землей. Однако наряду с правами соб­ственности имеется ряд других правовых форм, составляющих титул прав на землю, которые легализированы в современном российском законодательстве в качестве вещных прав. Законодательством предусмотрены следующие права на землю.

· Право постоянного (бессрочного) пользования на землю является вещным правом лиц, не являющихся собственниками. Право постоянного (бессрочного) пользования участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется на основании решения уполномоченного государственного или муниципального органа. Граждане или юридические лица, которым земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляют владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на участок

· Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, является вещным правом лиц, не являющихся собственниками. Земельный участок, предоставленный в пожизненное наследуемое владение, остается в государственной или муниципальной собственности. Обладатель права пожизненного наследуемого владения вправе передать земельный участок только по наследству. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на участок либо в силу принудительного изъятия.

· Сервитут – это право ограниченного пользования чужим земельным участком. Сервитут устанавливается для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

o Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. При недостижении соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом.

o Публичный сервитут устанавливается законами или нормативными правовыми актами РФ, субъекта РФ, органов местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

· Право безвозмездного срочного пользования на земельный участок является вещным правом лиц, не являющихся собственниками. Указанное право прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон: по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен; при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на участок либо в силу принудительного изъятия.

Права на землю подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимость.

Настольная книга нотариуса Гонгало Бронислав Мичиславович

§ 3. Иные вещные права на землю

§ 3. Иные вещные права на землю

1. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками

В соответствии со ст. 264 ГК земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам в постоянное пользование.

Согласно ст. 269 ГК и 41 ЗК лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законодательством и актом о передаче земельного участка.

Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, вправе, если иное не предусмотрено договором, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и иного недвижимого имущества.

Следует иметь в виду, что некоторые нормы гражданского законодательства в настоящее время не могут быть применимы, как противоречащие наиболее приоритетным нормам земельного законодательства.

Так, ГК предусматривает, к примеру, возможность приобретения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком лицом, к которому перешло право собственности на здание (сооружение) и иное недвижимое имущество, находящееся на нем. К данной и ей подобным нормам ГК следует относиться с достаточной осторожностью. При этом нельзя забывать, что в соответствии со ст. 35 ЗК при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает только право на использование соответствующей части земельного участка, занятой этой недвижимостью и необходимой для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник, но не само право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Титул владельца земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования такое лицо будет приобрести не вправе, за исключением следующих субъектов: государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Право распоряжения земельным участком, находящимся в постоянном пользовании, жестко ограничено законом. Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками (продавать, дарить либо отчуждать иным способом). Не допускается внесение права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций.

Статьей 270 ГК предусмотрено право лица, которому участок предоставлен в постоянное пользование, передавать этот участок в аренду или безвозмездное срочное пользование с согласия собственника участка. Однако указанные действия являются элементами права распоряжения, поэтому не могут применяться в силу недопустимости распоряжения земельными участками, находящимися в постоянном пользовании.

Необходимо иметь в виду, что новое земельное законодательство нацелено на постепенное вытеснение права постоянного (бессрочного) пользования. Указанная позиция государства проявляется в двух основных формах:

– во-первых, законом предельно ограничен круг субъектов, которым земельные участки могут быть предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование;

– во-вторых, отдельным субъектам земельных правоотношений прямо предписана необходимость изменения правового режима земельного участка, которым они обладают.

Так, юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2004 г. в соответствии с правилами ст. 36 ЗК (Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ).

Исключение из этого общего правила установлено законом только для государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления. Названные субъекты вправе не переоформлять право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, более того, участки в постоянное (бессрочное) пользование могут предоставляться им и в дальнейшем.

Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.

Вместе с тем особо следует подчеркнуть именно постепенность прекращения существования указанного права. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется и не ограничивается какими-либо сроками. Предоставленное землепользователям до введения в действие ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному ЗК праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

Граждане РФ, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ЗК (Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ).

Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

Предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается.

Коммерческие и некоммерческие организации могут переоформить свое право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на иное право, в том числе право аренды земельных участков, в установленном федеральными законами порядке.

Статьей 45 ЗК установлены основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок. При этом распоряжение земельным участком осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком при использовании его с нарушениями норм земельного и иного законодательства (не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель; при использовании земельного участка ненадлежащими способами и т.п.) прекращается принудительно.

Решение о принудительном прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком принимается судом.

При разрушении здания, строения, сооружения от пожара, стихийных бедствий, ветхости права на земельный участок, предоставленный для их обслуживания, сохраняются за лицами, владеющими земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования при условии начала восстановления в установленном порядке здания, строения, сооружения в течение трех лет. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления вправе продлить этот срок.

2. Пожизненное наследуемое владение земельными участками

Согласно ст. 265 ГК право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, которые предусматриваются земельным законодательством.

Порядок использования земельных участков правообладателем аналогичен порядку использования участков, предоставленных в постоянное пользование. Обладатель названного титула осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законодательством и актом о передаче земельного участка в пожизненное наследуемое владение. Правообладатель вправе самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, в том числе возводить для этих целей на участке недвижимое имущество, если из условий пользования этим участком не вытекает иное.

Следует отметить специфический субъектный состав титула «пожизненное наследуемое владение земельным участком». Обладателями названного права могут быть только физические лица.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие ЗК, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие ЗК не допускается. Таким образом, законодательная политика направлена на постепенную ликвидацию права пожизненного наследуемого владения.

Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается (п. 2 ст. 21 ЗК). В связи с этим стоит еще раз отметить, что правило, содержащееся в ст. 267 ГК, о возможности передачи землевладельцем участка в аренду и безвозмездное срочное пользование после введения в действие ЗК неприменимо. Земельный участок, а также само вещное право пожизненного наследуемого владения не могут являться объектами отчуждения, а также не могут быть переданы в аренду, залог или безвозмездное срочное пользование. Исключением является только переход прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.

В нотариальной практике, а также практике деятельности учреждений юстиции, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, нередко возникает вопрос, что именно является предметом наследования в случаях, когда наследодатель являлся обладателем права пожизненного наследуемого владения земельным участком: земельный участок, как таковой, либо названное вещное право. Представляется, что ответ на этот вопрос достаточно четко дан самим законодательством. Согласно ст. 1181 ГК принадлежащее наследодателю право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных ГК. На принятие наследства, в состав которого входит данное право, специального разрешения не требуется.

Помимо ГК аналогичная норма содержится и в ЗК: в п. 2 ст. 21 ЗК речь идет о переходе по наследству именно прав на земельный участок, а не о самом земельном участке.

Таким образом, по наследству переходит вещное право – право пожизненного наследуемого владения земельным участком. Иную позицию следует признать неправильной.

Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его пожизненном наследуемом владении земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

Предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком может быть прекращено по тем же основаниям и в том же порядке, что и право постоянного (бессрочного) пользования участком. Право пожизненного наследуемого владения прекращается при отказе землевладельца от принадлежащего ему права на земельный участок. При этом распоряжение земельным участком осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком при использовании его с нарушениями норм земельного и иного законодательства прекращается принудительно в судебном порядке.

В случае разрушения недвижимого имущества, находящегося на земельном участке, принадлежащем на праве пожизненного наследуемого владения, от ветхости либо стихийных бедствий титул пожизненного наследуемого владения сохраняется за землевладельцем, если он начал восстанавливать уничтоженное либо разрушенное недвижимое имущество в течение трех лет. Названный срок может быть продлен исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.

3. Аренда земельных участков

Общее понятие договора аренды содержится в нормах гражданского законодательства. В соответствии с п. 1 ст. 606 ГК по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Применительно к земельным правоотношениям само по себе понятие аренды не отличается какими-либо особенностями. Однако порядок заключения, исполнения и прекращения договоров аренды земельных участков имеет некоторую специфику с учетом своеобразия и неизмеримой значимости объекта аренды.

Предоставление земельных участков в аренду их собственниками осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. Договор аренды земельного участка заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации. В случае несоблюдения правил о форме договора либо о его государственной регистрации договор считается незаключенным. Исключение составляют краткосрочные договоры аренды земельных участков. Согласно п. 2 ст. 26 ЗК договоры аренды земельного участка а также субаренды земельного участка, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Следует помнить, что объектом аренды может быть только имущество; нельзя передать в аренду имущественные права. С учетом этого, если собственнику принадлежит не земельный участок как таковой, а только доля в праве общей собственности на этот участок, заключить договор аренды не представляется возможным.

Согласно п. 2 ст. 22 ЗК практически любые земельные участки, за исключением участков, изъятых из оборота, могут быть предоставлены их собственниками в аренду. Более того, п. 11 названной статьи сделано исключение из этого общего правила: даже изъятые из оборота земельные участки могут быть переданы в аренду в случаях, установленных федеральными законами.

Иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории РФ земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Действующее законодательство практически не регламентирует вопрос о сроках договора аренды земельных участков. Срок договора определяется соглашением сторон.

По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением следующих случаев:

– если собственник недвижимости, расположенной на данном земельном участке, намерен реализовать предоставленное ему законом преимущественное право покупки или аренды земельного участка (п. 3 ст. 35 ЗК);

– если собственник недвижимости, находящейся на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, реализует свое исключительное право на приватизацию этого участка (п. 1 ст. 36 ЗК);

– если договор аренды прекращается по основаниям, названным в ст. 46 ЗК.

Договор аренды земельного участка, как и любого иного имущества, является исключительно возмездным. Одной из основных обязанностей арендатора является своевременное внесение платы за пользование земельным участком (арендной платы). Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством РФ.

Арендатор земельного участка вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе:

– отдать арендные права земельного участка в залог;

– передать арендованный земельный участок в субаренду;

– внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив и т.п.

Указанные права арендатора могут быть переданы третьим лицам в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. Законодательством не установлена форма упомянутого уведомления. Представляется, что одним из способов уведомления собственника о передаче арендатором прав по договору аренды третьим лицам может быть передача соответствующего заявления через нотариуса.

При передаче прав арендатора третьим лицам, ответственным по договору аренды земельного участка, перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.

Арендатор земельного участка имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные ЗК.

Земельный участок может быть передан в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ на срок не более чем один год. При этом арендатор земельного участка в пределах срока договора аренды земельного участка обязан по требованию арендодателя привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием; возместить убытки, причиненные при проведении работ; выполнить необходимые работы по рекультивации земельного участка, а также исполнить иные обязанности, установленные законом и (или) договором аренды земельного участка.

При продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 ст. 36 ЗК.

При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. Изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускаются. Досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.

Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

Кроме того, аренда земельного участка может быть прекращена по основаниям, установленным земельным законодательством. Так, ст. 46 ЗК предусмотрены основания прекращения аренды земельного участка по инициативе арендодателя в случаях:

– использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;

– использования земельного участка, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

– неустранения совершенных умышленно земельных правонарушений, повлекших за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;

– неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

– изъятия или реквизиции земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с действующим законодательством.

Прекращение аренды земельного участка по указанным основаниям не допускается в период полевых сельскохозяйственных работ, а также в иных установленных федеральными законами случаях.

4. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

Исходя из нормы, содержащейся в ст. 274 ГК, понятие сервитута возможно сформулировать следующим образом: сервитут – это право ограниченного пользования чужим земельным участком для обеспечения определенных нужд собственника недвижимого имущества (прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации и т.п.), которые не могут быть обеспечены другим способом.

Помимо гражданского законодательства право ограниченного пользования чужим земельным участком предусмотрено земельным законодательством. Согласно ст. 23 ЗК в земельном законодательстве закреплено два вида сервитутов:

– частный сервитут;

– публичный сервитут.

Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Согласно п. 3 ст. 274 ГК сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. Сервитут может быть установлен по требованию не только лица, которому земельный участок принадлежит на праве собственности, но и землепользователя, а также землевладельца. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (п. 2 ст. 23 ЗК).

Так, могут устанавливаться публичные сервитуты для:

– прохода или проезда через земельный участок;

– использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

– размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

– проведения дренажных работ на земельном участке;

– забора воды и водопоя;

– прогона скота через земельный участок;

– сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;

– использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;

– временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

– свободного доступа к прибрежной полосе.

Сервитут может быть срочным или постоянным.

В соответствии с п. 2 ст. 41 ЗК права лиц, использующих земельный участок на основании частного сервитута, определяются договором, права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются законом или иным нормативным правовым актом, которыми установлен публичный сервитут.

Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

Согласно ст. 275 ГК сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, обремененный этим сервитутом, к другому лицу.

Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, не может быть отчужден в иной форме, передан в залог, а также не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, по общему правилу не может по своему усмотрению требовать его прекращения. Согласно п. 1 ст. 48 ЗК прекращение частного сервитута возможно по основаниям, установленным гражданским законодательством. Статьей 276 ГК предусмотрено, что собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать прекращения сервитута:

– ввиду отпадения оснований, по которым он установлен (например, для проезда к зданию проложена другая дорога);

– если земельный участок, обремененный сервитутом, не может вследствие этого обременения использоваться его собственником в соответствии с назначением участка.

Если требования собственника земельного участка о прекращении сервитута не удовлетворены, собственник участка вправе обратиться с соответствующим иском в суд.

Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута (п. 2 ст. 48 ЗК).

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно ст. 1 названного Федерального закона сервитуты рассматриваются как ограничения (обременения) прав собственника или иного правообладателя.

5. Безвозмездное срочное пользование земельными участками

Согласно ст. 24 ЗК в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки:

– из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, – исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, названными в ст. 29 ЗК, юридическим лицам, указанным в п. 1 ст. 20 ЗК (на срок не более чем один год);

– из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, – иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;

– из земель организаций отдельных отраслей экономики (транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков) – гражданам, являющимся работниками этих организаций, в виде служебного надела.

Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков.

Право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон в следующих случаях:

– по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен;

– при отказе землепользователя от принадлежащего ему права;

– при нарушении установленных законодательством правил пользования земельным участком (в частности, при нарушении целевого назначения участка, при использовании его ненадлежащими способами и т. п.);

– при систематической неуплате земельного налога;

– неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо строительства в указанных целях в течение трех лет;

– изъятия участка по предусмотренным законом основаниям;

– в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен (за исключением перехода работника на пенсию, призыва его на военную службу, поступления на учебу, а также гибели работника в связи с исполнением служебных обязанностей).

Из книги Гражданский кодекс РФ. Часть первая автора Законы РФ

Глава 17. Право собственности и другие вещные права на землю (в ред. Федерального закона от 16.04.2001

Из книги ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Часть 1 автора Дума Государственная

N 45-ФЗ)Нормы главы 17 в части, касающейся сделок с земельными участками сельскохозяйственных угодий, вводятся в действие со дня введения в действие Земельного кодекса

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

Глава 17. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ (в ред. Федерального закона от 16.04.2001

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Глава 17. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ Статья 260. Общие положения о праве собственности на землю 1. Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 21 октября 2011 года автора Коллектив авторов

Глава 17. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ (в ред. Федерального закона от 16.04.2001

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 2 автора Омельченко Олег Анатольевич

Вещные права В сравнении с правом эпохи «старого режима» круг вещных прав (т. е. форм обладания, пользования и распоряжения имуществами) был сокращен. Признавались только права собственности, правомерного использования и пользования в порядке сервитута.Центральным

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Из книги Жилищное право автора Крашенинников Павел Владимирович

Глава 10 Право собственности и иные вещные права на жилые

Из книги Шпаргалка по гражданскому праву. Общая часть автора Степанова Ольга Николаевна

32. Вещные права на землю: понятие и виды. Вещные права по владению и пользованию чужими земельными участками. Сервитут Вещное право - право, обеспечивающее удовлетворение интересов управомоченного лица посредством воздействия на вещь, находящуюся в сфере его

Из книги Жилищное право автора Ромашкова Ирина Ивановна

Тема 7. Право собственности и иные вещные права на жилые

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Из книги Экзамен на адвоката автора

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

Вопрос 88. Вещные права (понятие, признаки). Ограниченные вещные права на земельные участки. Вещные права – права, которые предоставляют их обладателю возможность непосредственного (независимо от какого-либо другого лица) воздействия на вещь. Вещными правами наряду с

Из книги Избранные труды по гражданскому праву автора Басин Юрий Григорьевич

Понятие вещного права. Право собственности. Ограниченные вещные права и их особенности Вещное право – разновидность имущественного права, объектом которого является конкретная вещь. Под вещным правом подразумеваются и права собственников, и права лиц, ими не

Из книги автора

Вещные права Юридическая природа права предприятия на принадлежащее ему имущество Закон о государственном предприятии, признавая самостоятельность и самофинансирование предприятий, их имущественную независимость, не определяет, на каком же праве основываются эти

Из книги автора

Вещные права на жилище Важнейшим в системе вещных прав является право на жилище, которое характеризуется определенными особенностями, вытекающими из серьезного значения жилища в удовлетворении жизненных потребностей каждого человека.Поэтому вещное право на жилище