Что относится к отрасли права. Система права российской федерации

1.3 Система права. Отрасли права

Система права – это иерархически организованная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих отраслей права, подотраслей, правовых институтов и норм, отражающая, с одной стороны, единство правовых норм, а с другой – их специализацию.

В основе построения системы права лежат принципы, уже ранее рассмотренные нами принципы:

– принцип верховенства прав и свобод человека;

– принцип законности;

– принцип компетентности;

– принцип формализованности;

– принцип общедоступности;

– принцип приоритета международно-правовых источников;

– принцип перспективного действия нормы и ряд других.

Система права состоит из пяти уровней: нормы, правовые институты, подотрасли права, отрасли, система права в целом.

Норма права – это сформулированное государством и обеспеченное государственной защитой общеобязательное, формально-определенное правило общего характера, выступающее в качестве модели правомерного поведения. Норма является первичным элементом, «кирпичиком» системы права из которых данная система права строится.

Правовой институт – это совокупность правовых норм, регулирующих обособленную в рамках отрасли группу взаимосвязанных, однородных общественных отношений. Например, наследственное право, право собственности, подряд, купля-продажа, юридические лица – все это правовые институты отрасли гражданского права. Уголовная ответственность несовершеннолетних принудительные меры медицинского характера, глава особенной части УК РФ – это правовые институты отрасли уголовного права. Иногда правовой институт дробится на субинституты. Например, в институте государственной службы, который относится к отрасли административного права, выделяют такие субинституты, как понятие и принципы государственной службы, государственная должность, правовой статус служащего и т. д…

Подотрасль права – это крупный правовой институт, стремящийся к выделению в самостоятельную отрасль права. В финансовом праве серьезные центробежные тенденции сегодня испытывают налоговое и бюджетное право, в конституционном праве – избирательное право, в гражданском – предпринимательское, авторское, жилищное право. В самом понятии «подотрасль» закреплена его своеобразная двойственность: это уже не институт, но еще и не отрасль права.

Отрасль права – это обособленная совокупность правовых норм, регулирующая определенную сферу общественных отношений специфическим правовым методом. Отрасль формируют разнообразные нормы – определения и нормы-принципы, общие и специальные, регулятивные и охранительные, запрещающие, обязывающие и дозволяющие. В совокупности они составляют самодостаточный, автономный, сравнительно обособленный нормативный комплекс.

Как правило, в каждой правовой отрасли условно выделяют общую и особенную части. Общая часть закрепляет дефиниции, принципы, правовые основы отраслевого регулирования, особенная – специализированные правовые институты.

Правовые отрасли – это центральное звено системы права, определяющее развитие действующего законодательства. Изучение всех правовых наук в связи с этим носит в целом отраслевой характер. Традиционно выделяют два критерия разделения норм по отраслям – предмет и метод отрасли права.

Предмет отрасли права – это совокупность однородных общественных отношений, регулируемых той или иной группой норм.

Отрасль права объединяет нормы, регулирующие однородные общественные отношения.

Разнообразие, общественных отношений обусловливает специализацию норм и распределение их по отраслям, подотраслям, правовым институтам. Предмет показывает, какую сферу общественных отношений регулирует данная отрасль. Так, земельное право регулирует отношения в сфере землепользования и охраны земель, трудовое право – в сфере трудовых отношений между работником и работодателем и т. д.

Метод регулирования отрасли права – это совокупность приемов, способов, средств правового воздействия на общественные отношения. Если предмет отрасли показывает, что регулирует данная отрасль, то метод – как, каким образом это регулирование осуществляется.

Кроме предмета и метода в романо-германских системах права важным отраслевым признаком выступает соответствующая кодификация. Наличие или отсутствие кодифицированного акта, как правило, свидетельствует о наличии либо отсутствии отрасли права. Хотя существуют и некодифицированные отрасли – например, экологическое право, предпринимательское право, информационное право и т. д.

Система права отражает структуру реально существующих общественных отношений, которые и предопределяют систему права. Значительное влияние на нее оказывают исторические, религиозные, национально-этнические факторы, образ жизни населения.

Часть отраслей российского права носит комплексный характер, объединяя нормы различных отраслей и институтов. В качестве примеров, можно привести такие специальные отрасли, как хозяйственное, природоресурсное, торговое, банковское, морское, таможенное право.

Отрасли права подразделяются на публичные и частные, материальные и процессуальные.

Материальные отрасли права регулируют юридическое содержание общественных отношений, устанавливая права и обязанности субъектов. Процессуальные отрасли регулируют процедурные и организационные вопросы реализации материальных норм, разрешения юридических споров, защиты прав и законных интересов участников правоотношений.

Группировка норм на материальные и процессуальные может проводиться на уровне правовой отрасли в целом либо внутри одной отрасли права.

При этом собственно материально-правовой характер носят нормы гражданского, трудового, семейного, уголовного права. Уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное право целиком состоит из процессуальных норм.

Есть отрасли права, носящие смешанный характер, т. е. В них имеются как нормы материального характера, так и нормы процессуального характера. Конституционное, административное и финансовое право включает как материально-правовые, так и процессуальные нормы.

Первоначальное разделение права на частное и публичное приписывают древнеримскому юристу Ульпиану. Известно Публичное право относилось к положению Римского государства в целом, в то время как частное – к пользе отдельных лиц.

Таким образом, в системе права есть нормы, регулирующие общезначимые, публичные интересы государства и общества, и нормы, выражающие интересы частных лиц. Если возникновение правоотношений и защита субъективных прав в частном праве осуществляется лишь по инициативе самих субъектов, то в публичном праве – императивно, на основании предписаний закона.

Публично-правовые отрасли регулируют сферу государственного управления, межгосударственные отношения, местное самоуправление, правосудие, государственно-правовое принуждение. Публично-правовыми являются уголовное, административное, финансовое, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право и др. К сфере частного права относят, прежде всего, коммерческие, имущественные, семейные, трудовые, нематериальные отношения. Частно-правовые нормы направлены на защиту интересов отдельных лиц – индивидов и организаций. Это, например, гражданское, трудовое, семейное право.

Публичными отраслями российского права являются:

конституционное право – закрепляет национально-государственное устройство Российской Федерации, организацию, функции и принципы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, основные свободы, правового положения личности, основы конституционного строя Российской Федерации.

– уголовное право – система правовых норм, позволяющих признавать деяние преступлением и определить основание и пределы уголовной ответственности;

– административное право – регулирует общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности органов государственной власти Российской Федерации;

– таможенное право – закрепляет правовые основы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

– финансовое право – регулирует общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением государством финансовой деятельности, обусловленной наличием в стране товарно-денежных отношений, необходимостью распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального дохода (подотраслями являются налоговое, банковское, бюджетное право).

Частно-правыми отраслями российского права признаются:

– гражданское право – регулирует имущественные и личные неимущественные отношения на основе юридического равенства и автономии воли участников (подотрасли – авторское право, патентное, наследственное);

– семейное право – регулирует личные неимущественные и имущественные отношения, возникающие из брака, родства, принятия детей на воспитание в семью;

– предпринимательское право – регулирует на основе использования диалектического взаимодействия отношения в сфере организации, осуществления предпринимательской деятельности и руководства ею.

Особое положение занимает международное право, которое представляет собой систему норм регулирующая отношения между государствами, в процессе их борьбы или сотрудничества на основе международных договоров, конвенций, актов международных организаций и правовых обычаев.

Международное право не входит ни в одну национальную систему права. Предмет его регулирования чрезвычайно многообразен и выходит за рамки внутригосударственных отношений. Это экономическое и гуманитарное сотрудничество государств, дипломатические сношения, освоение космоса, борьба с терроризмом, охрана окружающей среды, миротворческие операции, деятельность международных организаций и многие другие вопросы.

Нормы международного права регулируют межгосударственные отношения. Таким образом, в международном праве выражается волеизъявление не какого-либо отдельного государства, а коллективная воля государств мирового сообщества. Если внутригосударственное право есть результат правотворчества исключительно его собственных органов, то международно-правовые нормы формируются путем совместного волесогласования различных государств.

В то время как основными источниками внутригосударственного права выступают нормативно-правовые акты в романо-германской правовой системе или судебные прецеденты в англосаксонской правовой системе, то источниками международного права являются нормативные договоры.

Действие норм международного права в пространстве и по кругу лиц характеризуется экстерриториальностью, не ограничиваясь границами одного государства. Нормы международного права распространяют действие на территорию всех государств, признающих их действие.

Нормы международного права соблюдаются, как правило, добровольно. Возможность применения мер принуждения, тем более санкций, здесь значительно ограничена по сравнению с возможностями применения санкций норм внутригосударственного права.

Международно-правовые нормы, ратифицированные государством, являются составной частью его правовой системы. При этом нормы международного права имеют приоритет перед внутригосударственным законодательством. Статья 15 Конституции РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, заключенные Российской Федерацией, являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем российским законом, то применяются нормы международного договора.

Из книги Правоведение автора Шалагина Марина Александровна

17. Отрасли права В качестве составных элементов системы права выделяются: норма права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут.Отрасль права – это система правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений.В качестве элементов

Из книги Конституционное право РФ. Конспект лекций автора Некрасов Сергей Иванович

1.1. Предмет, метод и система конституционного права России, его место в системе национального права Основные, определяющие критерии любой отрасли права - самостоятельный предмет и специфический метод правового регулирования. Предмет любой отрасли права составляют

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

6. НОРМА ПРАВА, ЗАКОН И ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ, КОНСТИТУЦИЯ, ОТРАСЛИ ПРАВА Норма права – установленное государством, обеспеченное его защитой, общеобязательное, формально определенное правило поведения, выступающее регулятором общественных отношений путем установления

Из книги Конспект лекций по правоведению автора Аблёзгова Олеся Викторовна

1.3 Система права. Отрасли права Система права– это иерархически организованная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих отраслей права, подотраслей, правовых институтов и норм, отражающая, с одной стороны, единство правовых норм, а с другой – их

Из книги Предпринимательское право. Шпаргалки автора Антонов А. П.

5. Предпринимательское право и смежные отрасли права Сфера предпринимательского права – это воспроизводственные отношения в экономике. Однако не все они регулируются предпринимательским правом.К предмету административного права относится

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

15.3 Система права и система законодательства Под системой законодательства понимается совокупность нормативных правовых актов, в которых объективируются содержательные и структурные характеристики права. Иначе говоря, законодательство служит внешней формой

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Глава 21. Система права и система законодательства § 1. Понятие системы права Система права суть внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм. Основная цель этого понятия – объяснить одновременно интегрирование и

Из книги Правовое обеспечение предпринимательства автора Шевчук Денис Александрович

Право. Система и отрасли права Соотношение понятий общество, государство, право.Право является инструментом государства, с помощью которого оно (государство) регулирует поведение людей. Естественно, понимания права не достичь, если не будет понимания того, кто

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

Система объективного (позитивного) права и система законодательства: соотношение понятий Система объективного (позитивного) права это внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли и институты в соответствии с предметом и методом правового

Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна

Система гражданского права. Аналогия закона и аналогия права в гражданском праве Под системой гражданского права понимают прежде всего структуру отрасли, которая наглядно демонстрируется в Гражданском кодексе. Таким образом, система гражданского права – это структура

Из книги Кримінальне право України: Загальна частина: підручник автора Колектив авторів

Понятие семейного права и семейных правоотношений в РФ. Принципы семейного права как отрасли Семейное право – это правовая отрасль, нормы которой регулируют личные и производные от них имущественные отношения, возникающие между людьми из факта брака, кровного родства,

Из книги Римское частное право автора Косарев Андрей Иванович

25. Система права, правовая система России Нормы права согласованы между собой и, в результате этого, составляют единую систему права. Система права представляет собой внутреннюю организацию, строение права, которые характеризуются единством, согласованностью,

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

26. Отрасли права Отрасль права – это совокупность взаимосвязанных правовых норм, регулирующих относительно самостоятельную область человеческих отношений. То есть, составные части системы права, сгруппированные по предмету своего регулирования, составляют отрасль

Глава 8. Система права и система законодательства Система права образует по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованные нормы, объединенные в определенные ее части, называемые отраслями, подотраслями и институтами.Система права

Общая характеристика отраслей российского права предпринята с целью показать, что каждая отрасль имеет свою специфику, свои предмет и метод, занимает особое положение в общей системе, отличается от других отрас­лей и тем самым доказывает и оправдывает свое право на самостоятельное существование. Здесь важно провести об­щие границы между различными группировками норм с учетом их тесной взаимосвязи.

Конституционное право - ведущая отрасль, опреде­ляемая как совокупность юридических норм и институ­тов, опосредующих наиболее важные, исходные государ­ственные отношения. В круг ее «ведения» входят такие вопросы, как основы конституционного строя, правовой статус человека и гражданина, федеративное устройство, формирование и структура представительной, исполнитель­ной и судебной власти, принципы их деятельности и др.

Главным нормативным актом этой отрасли является Конституция Российской Федераций, выступающая отправ­ной базой для всего текущего правотворчества.

Административное право регулирует сферу управлен­ческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц (правительства, министерств, ведомств, президентских структур, предприятий, учреждений, мест­ных администраций). Для осуществления своих оператив­ных функций все субъекты указанной деятельности наде­ляются необходимыми полномочиями, компетенцией. Объектами управления выступают экономика, наука, куль­тура, образование, здравоохранение, оборона, правопоря­док, охрана прав граждан и т.д. Основной метод – власть и подчинение, императивные приказы и указания, иерар­хия и субординация по службе, ответственность за пору­ченный участок.

Финансовое право имеет своим предметом финансовые отношения, формирование и исполнение госбюджета, де­нежное обращение, банковские операции, кредиты, зай­мы, налоги. Субъектами этих отношений выступают все юридические и физические лица. Нормы финансового пра­ва тесно связаны с конституционным (государственным) правом и административным, так как сферы этих трех отраслей во многом переплетаются. Финансовая деятель­ность в значительной мере носит исполнительно-распоря­дительный характер. К числу основных нормативно-пра­вовых актов относятся Налоговый кодекс Российской Фе­дерации. Методы регулирования - контроль, ревизии, вла­стные предписания. Однако в условиях перехода к рынку все более раздвигаются рамки самостоятельности.

Земельное право призвано регулировать вопросы зем­лепользования и землеустройства, сохранения и распреде­ления земельного фонда, определения правового режима различных видов земли в соответствии с их администра­тивно-хозяйственным назначением. Основной нормативный акт - Земельный кодекс Российской Федерации от 25 ок­тября 2001 г. № 136-ФЗ. Методы регулирования - дозво­ления, разрешения, запреты.

Трудовое право имеет своим предметом сферу трудо­вых отношений (формы рациональной организации обще­ственного труда, его оценка и оплата, определение тариф­ных ставок, разрядов, окладов, норм выработки; рабочее время, отпуска; прием на работу и увольнение; порядок заключения трудовых соглашений, коллективных догово­ров; вопросы социального страхования, охраны труда, тех­ники безопасности). Субъектами трудовых отношений вы­ступают рабочие и служащие, государственные, обществен­ные и кооперативные организации, профсоюзы. Основной нормативный акт - Трудовой кодекс Российской Федера­ции от 30 декабря 2001 г.

Гражданское право является наиболее крупной отрас­лью, регулирующей обширную область имущественных и личных неимущественных отношений (имя, честь, досто­инство, авторство). Весь гражданский оборот, хозяйствен­ная деятельность предприятий, организаций, учреждений и граждан осуществляются на основе норм гражданского права (владение, пользование и распоряжение собственно­стью, ее приобретение и отчуждение, купля, продажа, да­рение, наследование, передача в аренду, на хранение, в залог; пересылка, транспортировка, взаимные поставки сырья и продукции производителями и потребителями). Однако не все имущественные отношения регулируются гражданским правом, а только такие, в которых стороны юридически равны (истец – ответчик; должник – креди­тор; заказчик - подрядчик) и которые не строятся по принципу власти и подчинения, как это имеет место в административном, финансовом, земельном праве. После­дние также регламентируют в известных пределах имуще­ственные отношения, но с помощью иных методов.

В силу своей обширности и комплексности гражданское право как отрасль имеет многочисленные подотрасли: на­следственное право, изобретательское, авторское, патент­ное, жилищное, транспортное и т.д. Основной норматив­ный акт - Гражданский кодекс Российской Федерации (ча­сти первая, вторая, третья, четвертая). Некоторые подотрасли так­же кодифицированы (Кодекс торгового мореплавания Рос­сийской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ, Воз­душный кодекс РФ от 19 марта 1997 г., Транспортный устав железных дорог Российской Федерации от 8 января 1998 г.).

Семейное право тесно связано с гражданским правом, однако это самостоятельная отрасль, регулирующая по­рядок заключения и расторжения брака, отношения меж­ду супругами, родителями и детьми, вопросы патрониро­вания, усыновления, опеки и попечительства, имуществен­ного положения членов семьи, их взаимных прав и обя­занностей. Основной нормативный акт - Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ.

Уголовное право представляет собой совокупность норм, определяющих, какие общественно опасные (вредные) дей­ствия и поступки следует считать уголовно наказуемыми, правомочия компетентных органов по отношению к ли­цам, совершившим преступления, основания и условия привлечения их к ответственности; принципы каратель­ной политики государства, виды и систему санкций, со­ставы конкретных деяний, формы и степень вины и т.д. Основной нормативный акт – Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.

Уголовно-исполнительное право включает в себя нор­мы, регламентирующие порядок отбывания наказания лицами, осужденными судом к лишению свободы, а также деятельность соответствующих государственных органов и учреждений по перевоспитанию правонарушителей в местах заключения. Уголовно-исполнительное право (УИП) является как бы продолжением уголовного права, что дает основание некоторым ученым считать УИП подотраслью уголовного права. Однако, по мнению большинства специ­алистов в данной области, это все же самостоятельная от­расль, имеющая свой предмет, своих субъектов и свой спе­цифический метод регулирования - воспитание, поощре­ние в сочетании с методом власти и подчинения. Основной нормативный акт – Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ.

Уголовно-процессуальное право. Отрасль, регулирую­щая деятельность суда, прокуратуры, органов предвари­тельного следствия и дознания по раскрытию и рассмот­рению уголовных дел, определяет процессуальные формы этой деятельности, права и обязанности, участвующих в ней субъектов (подследственных, подсудимых, свидетелей, потерпевших, экспертов, представителей обвинения и за­щиты), их правовое положение. Основополагающий нор­мативный акт - Уголовно-процессуальный кодекс.

Гражданско-процессуальное право - это совокупность норм, регулирующих деятельность органов правосудия и других участников процесса при разрешении споров о праве гражданском, а также по трудовым, семейным, личным, финансовым и иным делам. В гражданском процессе дей­ствуют в основном те же субъекты, что и в уголовном. Различия заключаются в предмете и методах регулирова­ния. В состав данной отрасли входят также нормы, регла­ментирующие работу арбитражных и нотариальных орга­нов. Главный нормативный акт - Гражданский процессу­альный кодекс РФ 2002 г.

Международное право не входит ни в одну нацио­нальную систему права и разделяется на публичное и час­тное. Оно занимает особое место, поскольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. В нем выражается коллективная согласованная воля субъектов международного права, нормы и институты ко­торого закрепляются в различных международных дого­ворах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях, документах ООН. Эти акты определяют взаимные права и обязанности государств - участников мирового сообще­ства, принципы их взаимоотношений, поведение на меж­дународной арене.

Источники права

Право как качественно своеобразная система имеет свои специфические формы, которые представляют собой сово­купность разнообразных юридических источников, способ организации общих правил поведения, регулирующих со­ответствующие общественные отношения. Это преимуще­ственно нормативные акты, правовые обычаи, норматив­ные договоры. Выбор формы права обусловливает юриди­ческую силу данного регулятора, место и роль в правовой системе, его эффективность.

Различают источники права в трех смыслах: матери­альном, идеологическом и формально-юридическом. Ис­точник права в материальном смысле показывает, откуда появляется право, в чем его первооснова. Речь идет о по­стоянно развивающейся и воспроизводящейся системе со­циально-экономических отношений, материальных и иных потребностях. Этим характеризуется социальная обуслов­ленность права, которая формализуется официальными государственными органами, осуществляющими правотвор­ческую деятельность.

Источник права в идеологическом смысле - это право­вое сознание общества, взгляды, идеи, юридические докт­рины, под воздействием которых создается право. Господ­ствующая правовая идеология - важнейшая предпосылка формирования права.

В формально-юридическом смысле источник права пред­ставляет собой внешнюю форму выражения и существова­ния правовых норм. Источники права - исходящие от государства или признаваемые им официально докумен­тальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения. Без объективации права в соответствующих внешних формах социальные нормы не могут приобрести качества правовых, невозможно их реальное функционирование.

Государство, устанавливая или признавая уже имеющиеся формы права, наделяет их качествами официальности, обязательности, предусматривает меры государственной защиты.

Официальный, публичный характер источникам права практически придается путем правотворчества, когда нор­мативные документы принимаются (издаются) компетент­ными государственными органами, т.е. прямо исходят от государства, и путем санкционирования, когда государ­ственные органы, например суды, в том или ином виде одобряют социальные нормы (обычаи, корпоративные нор­мы), придают им юридическую силу.

Формам права присущи обязательность (непререкаемость правовых установлений, беспрекословность их осуществ­ления со стороны всех субъектов права), формальная оп­ределенность (конкретное, четкое оформление правовых предписаний, выражение их вовне с указанием на соответ­ствующие права, обязанности, последствия невыполнения), общеизвестность (информирование о правилах поведения, сфере и пределах их действия).

Учитывая конкретные способы выражения (закрепле­ния) формально-определенных правил в качестве обяза­тельных и придания им официального статуса, выделяют четыре основных формы права: 1) нормативный акт; 2) нормативный договор; 3) правовой обычай; 4) юриди­ческий прецедент.

Источники права являются не только общими поняти­ями и представлениями, но и своего рода юридическими реальностями - документами, текстами, точными форму­лировками юридических норм. Поэтому важны так в дан­ной области приемы и правила обращения с документами, юридическая техника, знания сугубо практического по­рядка.

Во всех современных государствах исполь­зуется, прежде всего, такая наиболее четкая и совершенная форма пра­ва, как нормативный акт. Он представляет собой правовой акт, который содержит юридические нормы. Его от­личительные черты: определенное содержание общих пра­вил поведения, писаная, строго документальная форма и особый порядок издания. Нормативный акт придает юри­дическим нормам официальный статус, юридическую силу. К их числу в России относятся законы (федеральные кон­ституционные законы, федеральные законы, законы субъек­тов РФ), нормативные указы Президента РФ, постановле­ния правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств.

В правовой системе России существует такой важный источник права, как нормативный договор. Он представ­ляет собой соглашение нескольких субъектов права, со­держащее юридические нормы.

Правовой обычай как общеобязательное правило пове­дения, соблюдаемое в силу целесообразности, традиции или привычки и обеспечиваемое мерами государственной за­щиты, выступает исторически первым источником права. Правовые обычаи - разновидность общегражданских обы­чаев. Их содержание - это конкретные правила, предпи­сывающие строго определенную линию поведения в тех или иных ситуациях. Устойчивость, повторяемость соци­альных связей вызывает возникновение в общественном, групповом и индивидуальном сознании определенных сте­реотипов поведения, не обусловленных какой-либо ярко выраженной личной мотивацией. Правовые обычаи чаще всего прямо не зафиксированы в нормах действующего за­конодательства.

Таким образом, к типичным источникам российского права относится нормативный акт. Немаловажное значе­ние имеют нормативный договор и соответствующий обы­чай. Юридический же прецедент, в качестве которого рас­сматривается судебное или административное решение по конкретному делу, обретающему общеобязательное значе­ние, как самостоятельный источник права у нас отсутству­ет, хотя и складываются предпосылки к его появлению.

Законы и подзаконные акты

Самыми распространенными нормативно-правовыми актами выступают законы и подзаконные акты.

Закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом власти либо на рефе­рендуме, обладающий высшей юридической силой и регу­лирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаками закона являются, что он является одним из основных источников права; принимается определен­ными субъектами, которые признаются носителями госу­дарственного суверенитета (народ либо высший предста­вительный орган власти); установлен особый порядок при­нятия; регулирует наиболее важные общественные отно­шения; обладает высшей юридической силой. Последнее означает, что никто не вправе отменить или изменить за­кон, кроме того органа, который его создал; другие нор­мативные акты не должны противоречить закону; в слу­чае возникновения противоречия между законом и подза­конным актом приоритет остается за законом.

На территории РФ действуют федеральные конститу­ционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.

Федеральный конституционный закон - это норматив­но-правовой акт, определяющий начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализиру­ется вся система нормативных актов. Федеральный кон­ституционный закон имеет следующие особенности: разви­вает и дополняет положения Конституции РФ; принима­ется только по тем вопросам, которые прямо предусмотре­ны Конституцией страны (см., например, ч. 2 ст. 56, ч. 3 ст. 87, ст. 103, ч. 2 ст. 114, ч. 3 ст. 118, ч. 3. ст. 128); обладает большей юридической силой, чем федеральные законы, законы субъектов федерации; особый порядок принятия, который определен ст. 108 Конституции РФ. Пре­зидент РФ не может отклонять федеральные конституци­онные законы, он обязан их подписать и обнародовать, т.е. промульгацию.

Федеральный закон - это нормативно-правовой акт, при­нимаемый и действующий в строгом соответствии с феде­ральным конституционным законом и регламентирующий определенные, ограниченные сферы общественной жизни.

Датой принятия закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Феде­ральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президен­том РФ. Вступают в силу одновременно на всей террито­рии страны по истечении 10 дней после дня их опублико­вания, если самими законами не установлен другой поря­док вступления в силу.

Высшие представительные органы власти субъектов РФ могут принимать законы по вопросам, относящимся к их компетенции. Они не должны противоречить федеральному законодательству, если приняты по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, что означено ст. 72 Конституции РФ. Однако в случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта РФ, изданным по предметам исключительного ведения субъекта (ч. 4 ст. 76), действует нормативный правовой акт субъекта РФ (ч. 6 ст. 76).

Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов. В литературе счи­тается, что понятие «подзаконные нормативно-правовые акты» является собирательным, так как представляет со­бой иерархию актов, начиная от высших органов власти и кончая актами местных органов власти и управления.

Особое место в системе подзаконных актов занимают указы Президента РФ. Они принимаются по вопросам нор­мативного характера, не должны противоречить федераль­ной Конституции и федеральным конституционным и федеральным законам. Как правило, вступают в силу одно­временно на всей территории страны по истечении семи дней после их официального опубликования.

Правительство РФ на основании федеральных законов, указов Президента РФ издает постановления и распоря­жения. Данные подзаконные акты регулируют отношения в сфере управления. Вступают в силу со дня их подписа­ния, если не установлен другой срок введения в действие.

Акты министерств, ведомств и государственных коми­тетов относятся к числу ведомственных подзаконных нор­мативно-правовых актов. Они издаются в виде приказов, инструкций, указаний.

Ведомственные акты, содержащие нормы права, затра­гивающие права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их осуществления, а также устанавливающие вновь или изменяющие механизм реализации этих прав либо носящие межведомственный характер, подлежат обя­зательной государственной регистрации в Министерстве юстиции. Государственная регистрация означает проведе­ние правовой экспертизы указанных ведомственных ак­тов. Нормативные акты, прошедшую государственную ре­гистрацию, подлежат официальному опубликованию:

> с момента принятия (например, постановления прави­тельства РФ, содержащие сведения, составляющие го­сударственную тайну); со времени, указанного в самом нормативном акте (таким временем может быть, на­пример, момент опубликования);

> со времени, указанного в специальном акте о введении их в действие (например, ФЗ от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ определил, что ч. 2 НК РФ вступает в силу с 1 января 2000 г.);

> по истечении законодательно установленного срока со дня их опубликования (например, федеральные зако­ны вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования).

Очевидно то, что создание правовых норм не может осуществляться лишь по чисто субъективному усмотрению конкретных законодателей. Соответствующее содержание и необходимость принятия правовых актов детерминированы реально существующей сложной системой социальных отношений, выступая частью которой правовое сознание отображает и воспроизводит ее специфику и структуру на юридическом уровне. В связи с этим право также имеет вид определенной системы.

Российское право: система, отрасли

Это два основополагающих понятия, ввиду чего стоит начать с их определения. Система права – так называемое единство действующих в рамках государства правовых норм, сгруппированных во взаимосвязанные отрасли, которое упорядочено структурно. Она выражает внутреннее единство права, обусловленное системой сложившихся социальных отношений. Ее первичные элементы – правовые предписания - .

Разделение всех существующих норм (юридических) на материальные (они регулируют реальные взаимосвязи между людьми, их объединениями, к примеру, по форме собственности, госуправления, политической и трудовой деятельности и пр.) и процессуальные (они устанавливают процедуру разрешения конфликтов, споров, расследования, судебного рассмотрения правонарушений, можно сказать, регламентируют чисто организационные вопросы) обуславливает формирование аналогичного рода отраслей права.

Деление данной системы на обособленные части зависит от сферы социальных отношений, которую регулируют определенные нормы (основной критерий выделения отдельных отраслей – это предмет регулирования (правового), дополнительный – метод регулирования ).

Система права (отрасли права в своей совокупности) имеет 3 вида:

  1. Англо-саксонская (источники права – ряд судебных процедур, нормативно-правовых актов; носит казуистичные черты).
  2. Традиционно-религиозная, мусульманская (правовой источник – религиозные догмы, каноны, обычаи).
  3. Романо-германская (присутствует строгая системность; основной правовой источник – закон, ряд нормативно-правовых актов, подлежащих систематизации и кодификации).

Отрасль права – автономная совокупность действующих правовых норм, входящих в структуру его системы, которая регулирует качественно однородный образ социальных отношений. Один из критериев разделения вышерассмотренной системы на отрасли – отличительные признаки одних социальных отношений от других (содержание, цели, задачи). Прежде всего, все отрасли российского права различают по предмету регулирования (правового). Также они имеют отличительные признаки:

  • особый предмет, метод;
  • способность равноправно взаимодействовать с другими правовыми отраслями (на одном уровне);
  • количественная достаточность норм;
  • специфические признаки соответствующей отрасли;
  • потребность социума в регулировании соответствующей общественной сферы непосредственно на конкретном уровне;
  • наличие автономного чаще всего кодифицированного законодательства.

Понятие предмета отрасли права может быть интерпретировано как качественно однородный образ социальных отношений, который попадает под воздействие норм конкретной отрасли права. Он - главное объективное основание для распределения соответствующих норм по конкретным отраслям. К примеру, нормы права, предмет которых – отношение сотрудника и работодателя, составляют отдельную отрасль, а те, которые регулируют социальные отношения в имущественной сфере, формируют совсем иную отрасль и т. п.

Также понятие отрасли права допустимо трактовать как главный особый компонент в правовой структуре, сосредотачивающий в значительной степени качественные особенности регулирования права. Это самый автономный компонент. Понятие отрасли права подразумевает, что в пределах ее предмета регулирования формируется особый правовой режим взаимосвязи субъектов правоотношений с их участниками. Она обеспечивает целостность в процессе урегулирования социальных отношений.

Итак, система права, отрасли права, ее предмет – основные понятия рассматриваемого вопроса.

Типология отраслей права

Есть определенное соотношение отраслей права. Важно очертить общие границы между разными группировками норм, учитывая их тесную взаимосвязь. Существуют общепринятые виды отраслей права, а именно:

  1. Конституционное право – это, безусловно, ведущая отрасль.
  2. Финансовое право (его нормы тесно взаимосвязаны с административным).
  3. Административное право (объекты управления – экономика, культура, здравоохранение, правопорядок, наука, образование, оборона, охрана гражданских прав и пр.).
  4. Сельскохозяйственное право (нормативный акт – это примерный устав с/х артели, уставы колхозов и пр.).
  5. Земельное право (главным нормативным актом является Земельный кодекс).
  6. Гражданское право – самая обширная отрасль.
  7. Трудовое право – достаточно крупная отрасль.
  8. Семейное право (главным нормативным актом выступает Семейный кодекс).
  9. Уголовное право (правовая база – Уголовный кодекс).
  10. Уголовно-процессуальное право (правовая база – Уголовно-процессуальный кодекс).
  11. Уголовно-исполнительное право (нормативным актом признается Уголовно-исполнительный кодекс).
  12. Гражданско-процессуальное право (нормативный акт – это Гражданский процессуальный кодекс).

Из всего перечня выделяют: основные отрасли права и производные. Особое место отводится международному праву (комплекс юридических норм, принципов, регулирующих взаимосвязи, которые возникают между государствами и иными участниками мирового общения). Его принципы прописаны в Уставе ООН, иных документах.

По мере эволюции цивилизации выделяют и такие виды отраслей права, как морское, таможенное и космическое. В связи с этим, можно сказать, что сфера применения юридической деятельности постоянно расширяется.

Отрасли права РФ

В нашей стране оно имеет четко структурированную систему, имеющую свою иерархию. Так, ведущей отраслью права является конституционное . Оно определяет, закрепляет основы права человека, государственного устройства, а также порядок формирования соответствующих органов госвласти, принципы их работы. Это комплекс норм, фиксирующих основы российской политики и общественного строя, правового положения российских граждан, их свободы, права, обязанности, национально-государственное устройство России, систему ее госорганов.

Нормы госправа устанавливают требуемую политическую, экономическую социальную основу, госдеятельность в сфере соцразвития и культуры, защиты Отечества и внешней политики и регулируют взаимосвязи личности с государством, определяют систему, порядок образования органов судебной, исполнительной, законодательной власти, а также местного самоуправления, принципы их деятельности. Госправо – ведущая отрасль из-за его способности фиксировать основы всей общественной и государственной организации страны.

Конституционное право как отрасль права – особая система его норм, которые регулируют качественно однородную совокупность общественных отношений, формирующихся в ходе организации, функционирования контроля, выполняемого конституционными судами в качестве автономного вида судопроизводства. Оно подразделяется на 2 подотрасли:

  • конституционно-судебный процесс;
  • конституционно-судебное право.

Ведущий характер рассматриваемого права заключается в наличии основного источника – Конституции государства, которая содержит базовые нормы для остальных отраслей, где они впоследствии находят конкретное развитие и воплощение. В связи с этим, можно сказать, что конституционное право как отрасль права – так называемое ядро всей системы (правовой).

Первый уровень российской системы права

Он включает 3 основные отрасли права:

  1. Гражданское право . Предмет регулирования – имущественные (личные неимущественные) отношения.
  2. Административное право . Оно регулирует взаимосвязь в области госуправления (между госорганами, между гражданами и государством).
  3. Уголовное право . Здесь регулирование направлено на отношения, связанные с охраной общественного порядка и социальной безопасности, а также на защиту здоровья и жизни граждан. Нормы данного права устанавливают характер преступлений, размеры наказаний.

Вышеперечисленные виды отраслей права (каждая) имеют 2 уровня. Это так называемый второй и третий. На них расположены достаточно автономные отрасли российского права. Однако они по-прежнему считаются производными от рассмотренных ранее (основных).

Гражданское право как отрасль права

Оно признано самым большим, исходя из охвата регулирования социальных отношений. Гражданское право как отрасль права включает определяющие начала для нескольких его отраслей, а именно:

  1. Хозяйственное право . Предмет регулирования – социальные взаимосвязи в области имущественного, хозяйственного оборота. Оно существенно дополняет, конкретизирует обширное гражданское право.
  2. Земельное право . Предмет регулирования – отношения касаемо охраны и использования земли.
  3. Таможенное право . Оно нацелено на взаимосвязи, которые формируются в процессе перемещения товаров, транспортных средств, граждан через существующую таможенную госграницу.
  4. Трудовое право . Предмет регулирования – отношения, появляющиеся в ходе трудовой деятельности. Оно могло быть частью гражданского, если бы действующие в нем нормы не прописывали жесткие требования касаемо соблюдения установленной трудовой дисциплины, а также строгую зависимость (административную) сотрудника от работодателя.
  5. Жилищное право . Предмет его регулирования – общественные отношения, которые появляются в жилищной области. Жилые строения принадлежат к такой категории, как недвижимое имущество, отчуждение либо приобретение которого также попадает под регулирование гражданского права.
  6. Семейное право . Оно регулирует отношения (имущественные, неимущественные) между супругами, детьми и родителями, остальными членами семьи.

Определяющая роль обширного гражданского права относительно остальных отраслей в том, что в ситуации, когда вышеперечисленные виды отраслей права будут иметь пробелы в законодательстве, в ход пойдут нормы гражданского.

Административное право и перечень близких ему отраслей

Для начала стоит напомнить суть данного юридического понятия. Административное право как отрасль права – совокупность норм, которые регулируют социальные отношения, появляющиеся в ходе осуществления исполнительной и распорядительной работы госорганов, а также устанавливают их структуру, компетенцию. Именно его нормы регламентируют деятельность органов управления (кабинета министров, правительств), федеральных служб, агентств, министерств, муниципальных органов.

Административное право как отрасль права имеет схожие отрасли, такие как банковское, финансовое, налоговое право и пр. Объекты данных отраслей – деньги. Главное отличие их от гражданского права (в рамках которого государство не осуществляет вмешательство в работу лиц, выполняющих перераспределение имущества) – применение административных методов регулирования. К примеру, в соответствии с нормами финансового права именно государство устанавливает размер бюджета, а также занимается его распределением.

Уголовное право: второй уровень

Это отрасль права, его нормы определяют, какие из деяний являются преступлениями, а также какие наказания положены за их совершение. Данное право закрепляет основания соответствующей уголовной ответственности, характер, объем и цели наказания, условия его реализации по отношению к преступникам.

Его второй уровень – уголовно-исполнительное право, которое регулирует посредством действующих норм взаимосвязи, сопряженные с правосудием по конкретным уголовным делам, и определяет порядок отбывания преступниками уголовного наказания.

Третий уровень рассматриваемых отраслей права

Он включает следующие отрасли процессуального права:

  • уголовно-процессуальное;
  • арбитражное и гражданское;
  • административно-процессуальное.

Эти отрасли регулируют установленный порядок судопроизводства по административным, уголовным и гражданским делам.

Частное и публичное право: определение, отрасли

Первое – упорядоченная совокупность норм, которые обеспечивают частный интерес отдельно взятых личностей, коллективов, защищающих и регулирующих взаимосвязи между частными лицами. В зависимости от предмета регулирования существуют различные отрасли частного права.

Второе – нормы, которые защищают публичный интерес, общее благо. Оно взаимосвязано с разного рода полномочиями, организационно-властной работой госорганов. Данное право фиксирует установленный порядок органов госвласти и госуправления.

Отрасли частного права, которые призваны обеспечить существующие интересы отдельных организаций и граждан, следующие:

  • гражданское право;
  • жилищное;
  • трудовое;
  • семейное и пр.

Отрасль публичного права – конституционное .

Систематизация законодательства: понятие, формы

Такие категории, как «система законодательства » и «» достаточно близки. Иногда их даже отождествляют. Однако они все же не совпадают по критерию содержания. Последнее – более обширное понятие. К примеру, уголовное законодательство – комплекс ряда нормативно-правовых актов, которые регулируют социальные отношения, относящиеся к компетенции уголовного права. Здесь само уголовное право охватывает и уголовное законодательство, и уголовно-правовые взаимосвязи. Помимо этого, оно выступает отраслью научного знания (теоретическая, учебная дисциплина).

В той ситуации, если система права представлена совокупностью его отраслей, то система законодательства – это упорядоченная совокупность их источников (официальных госдокументов, в рамках которых закрепляются соответствующие юридические нормы, предназначенные для регулирования социальных отношений в одной из отраслей права). Для целей упорядочивания и совершенствования норм права государство осуществляет их систематизацию, вследствие чего становится очевидным употребление понятия системы законодательства.

Существуют следующие формы рассматриваемой категории:

1. Кодификация – особая деятельность правотворческих госорганов в сфере упорядочивания, корректировки, переработки существующего законодательства в определенной области социальных отношений для формирования нового единого, логически непротиворечивого нормативного акта (сводного). Как правило, выделяют 3 ее вида:

  • законодательные основы;
  • уставы;
  • кодексы.

Последний вид считается наиболее распространенным (ГК, СК, УК и пр.). Кодифицированные акты нацелены на продолжительное регулирование социальных отношений. А их принятие – шаг вперед в эволюции законодательства.

2. Инкорпорация – объединение существующих нормативных актов в соответствующие сборки через их репродуцирование (без переработки). Она бывает:

  • систематической (например, принятые в течение месяца нормативные акты объединяются в сборники по конкретному предметному признаку – отраслям права);
  • хронологической (нормативные акты сгруппированы в сборниках, исходя из их времени принятия).

Инкорпорация также может быть неофициальной (внешняя обработка действующего законодательства для создания сборников, справочников, предназначенных конкретной категории специалистов, которые работают на предприятии, в организации, учреждении; на них нельзя ссылаться в ходе правотворчества, применения права) и официальной.

Иногда выделяют и консолидацию в качестве формы систематизации законодательства. Она может быть трактована как группировка ряда нормативно-правовых актов, которые действуют в рамках одной и той же сферы социальных отношений, в единый (общий) сводный акт без какого-либо изменения содержания.

Консолидация по форме близка к инкорпорации (систематической), ввиду того что нововведения в регулирование социальных отношений не вносятся, однако по своей сути она схожа с кодификацией из-за того, что консолидированный акт выступает сводным нормативным. Чаще всего данная форма применяется в местах, где отсутствует необходимость либо возможность кодификации.

Все отрасли права оснащены собственной системой законодательства (источниками права). Рассматриваемое понятие также разграничено на законодательные отрасли, а именно:

  1. Отраслевое . Данное законодательство включает нормы лишь 1-ой отрасли права. К примеру, трудовое законодательство состоит из норм исключительно трудового права.
  2. Внутриотраслевое . Оно содержит нормы только конкретной части отрасли. Например, В гражданском праве можно выделить такое законодательство, как авторское, о предпринимательстве и прочие, выступающие именно внутриотраслевым законодательством ввиду того, что регулируют отдельно взятые сферы гражданско-правовых взаимосвязей.
  3. Комплексное . Оно встречается достаточно редко и состоит из комплекса норм, которые относятся сразу к нескольким отраслям, однако входят в самостоятельную отрасль. К примеру, военное законодательство включает часть норм административного права, а часть – других отраслей.

Итак, отрасль законодательства может совпадать по форме с отраслью права, однако по содержанию она более узкая.

Заключение

Таким образом, стоит отметить, что все российские отрасли права тесно взаимосвязаны и, более того, проникнуты особым органическим единством, однако они вовсе не равнозначны, исходя из таких критериев, как значение, объем, роль в процедуре воздействия на социальные взаимосвязи, потому что разные области данных отношений совсем не идентичны ни по широте, ни по составу.

Вопрос 7. Основные отрасли права Российской Федерации

Конституционное право - ведущая отрасль, определяемая как совокупность юридических норм и институтов, опосредующих наибо­лее важные, исходные государственные отношения. В круг ее «веде­ния» входят такие вопросы, как основы конституционного строя, пра­вовой статус человека и гражданина, федеративное устройство, фор­мирование и структура представительной, исполнительной и судебной власти, принципы их деятельности и др.

Главным нормативным актом этой отрасли является Конституция Российской Федерации.

Административное право регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных ор­ганов, общественных организаций и должностных лиц (правительства, министерств, ведомств, президентских структур, предприятий, учрежде­ний, местных администраций). Для осуществления своих оперативных функций все субъекты указанной деятельности наделяются необходи­мыми полномочиями, компетенцией. Объектами управления выступают экономика, наука, культура, образование, здравоохранение, оборона, правопорядок, охрана прав граждан ит.д. Основной метод - власть и подчинение, императивные приказы иуказания, иерархия и суборди­нация по службе, ответственность за порученный участок.

Финансовое право имеет своим предметом финансовые отноше­ния, формирование и исполнение госбюджета, денежное обращение, банковские операции, кредиты, займы, налоги. Субъектами этих отно­шений выступают все юридические ифизические лица. Нормы финан­сового права тесно связаны с конституционным (государственным) правом и административным, так как сферы этих трех отраслей во многом переплетаются. Финансовая деятельность в значительной мере носит исполнительно-распорядительный характер. К числу основных нормативно-правовых актов относятся Налоговый кодекс Российс­кой Федерации. Методы регулирования - контроль, ревизии, властные предписания. Однако в условиях перехода к рынку все более раз­двигаются рамки самостоятельности.

Земельное право призвано регулировать вопросы землеполь­зования и землеустройства, сохранения и распределения земельного фонда, определения правового режима различных видов земли в со­ответствии с их административно-хозяйственным назначением. Основной нормативный акт - Земельный кодекс Российской Федерации. Методы регулирования - дозволения, разрешения, запреты.

Трудовое право имеет своим предметом сферу трудовых отно­шений (формы рациональной организации общественного труда, его оценка и оплата, определение тарифных ставок, разрядов, окладов, норм выработки; рабочее время, отпуска; прием на работу и увольнение; порядок заключения трудовых соглашений, коллективных договоров; вопросы социального страхования, охраны труда, техники безопасно­сти). Субъектами трудовых отношений выступают рабочие и служа­щие, государственные, общественные и кооперативные организации, профсоюзы. Основной нормативный акт - Трудовой кодекс Россий­ской Федерации.

Гражданское право является наиболее крупной отраслью, регу­лирующей обширную область имущественных и личных неимуществен­ных отношений (имя, честь, достоинство, авторство). Весь гражданский оборот, хозяйственная деятельность предприятий, организаций, учреж­дений и граждан осуществляются на основе норм гражданского прав; (владение, пользование и распоряжение собственностью, ее приобретение и отчуждение, купля, продажа, дарение, наследование, передача в аренду, на хранение, в залог; пересылка, транспортировка, взаимные поставки сырья и продукции производителями и потребителями). Однако не все имущественные отношения регулируются гражданским правом, а только такие, в которых стороны юридически равны (истец - ответчик; должник - кредитор; заказчик - подрядчик) и которые не строятся по принципу власти и подчинения, как это имеет место административном, финансовом, земельном праве. Последние также регламентируют в известных пределах имущественные отношения, нос помощью иных методов.

В силу своей обширности и комплексности гражданское пpaво как отрасль имеет многочисленные подотрасли: наследственное право, изобретательское, авторское, патентное, жилищное, транспортное т.д. Основной нормативный акт - Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья и четвертая). Некоторые подотрасли также кодифицированы (Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, Воздушный кодекс РФ, Транспортный устав железных дорог Российской Федерации).

Семейное право тесно связано с гражданским правом, однако это самостоятельная отрасль, регулирующая порядок заключена расторжения брака, отношения между супругами, родителями и детьми, вопросы патронирования, усыновления, опеки и попечительства, и общественного положения членов семьи, их взаимных прав и обязанностей. Основной нормативный акт - Семейный кодекс РФ.

Уголовное право представляет собой совокупность норм, определяющих, какие общественно опасные (вредные) действия и поступки следует считать уголовно наказуемыми, правомочия компетентных органов по отношению к лицам, совершившим преступления, основания и условия привлечения их к ответственности; принципы карательной политики государства, виды и систему санкций, составы конкретных деяний, формы и степень вины и т.д. Основной нормативный акт - Уголовный кодекс РФ.

Исправительно-трудовое право включает в себя нормы, регламентирующие порядок отбывания наказания лицами, осуждена судом к лишению свободы, а также деятельность соответствуй государственных органов и учреждений по перевоспитанию правонарушителей в местах заключения. Исправительно-трудовое право (ИТП) является как бы продолжением уголовного права, что дает основание некоторым считать ИТП подотраслью уголовного права. Однако, по мнению большинства специалистов в данной области, это все же самостоятельная отрасль, имеющая свой предмет, своих субъектов и свой специфический метод регулирования - воспитание, поощрение в сочетании с методом власти и подчинения. Основной нормативный акт – Уголовно- исполнительный кодекс РФ.

Уголовно-процессуальное право . Отрасль, регулирующая деятельность суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания по раскрытию и рассмотрению уголовных дел, определяет процессуальные формы этой деятельности, права и обязанности, участвовавших субъектов (подследственных, подсудимых, свидетелей, потерпевших, экспертов, представителей обвинения и защиты), их правовое положение. Основополагающий нормативный акт - Уголовно-процессуальный кодекс.



Гражданско-процессуальное право - это совокупность норм, регулирующих деятельность органов правосудия и других участников процесса при разрешении споров о праве гражданском, а также по трудовым, семейным, личным, финансовым и иным делам. В гражданском процессе действуют в основном те же субъекты, что и в уго­ловном. Различия заключаются в предмете и методах регулирования. В состав данной отрасли входят также нормы, регламентирующие работу арбитражных и нотариальных органов. Главный нормативный акт - Гражданский процессуальный кодекс РФ.

Международное право не входит ни в одну национальную систему права и разделяется на публичное и частное. Оно занимает особое место, поскольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. В нем выражается коллективная согласо­вавшая воля субъектов международного права, нормы и институты которого закрепляются в различных международных договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях, документах ООН. Эти акты определяют взаимные права и обязанности государств - участников мирового сообщества, принципы их взаимоотношений, поведение на международной арене.

Какая отрасль российского права регулирует семейные отношения?

Какая отрасль российского права регулирует семейные отношения? Какова специфика метода их регулирования и применения законодательства? Ответы на эти вопросы можно найти в настоящей статье.

Правовое регулирование семейных отношений

Семья — результат многовекового развития семейных отношений, основывается на браке или родстве (возможно иное предусмотренное законом основание, например усыновление). Членов семьи связывают не только имущественные, но и неимущественные отношения, в том числе воспитание детей, ведение совместного хозяйства.

В российском обществе к семейным относятся отношения, построенные на доверии между членами семьи, к которым относятся:

  • супруги;
  • дети;
  • родители;
  • более дальние родственники;
  • опекуны, попечители;
  • усыновители и усыновленные.

Отрасль российского права, регулирующая указанные отношения, — семейное право. Правовое регулирование этих отношений, направленное на их упорядочивание и стабилизацию, осуществляется государством посредством издания специальных нормативных актов. Основной из них — Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ (далее — СК).

Кроме него, правовое регулирование осуществляется с помощью норм и положений, содержащихся:

  • в федеральных законах (среди них можно отметить законы «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ, «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 № 143-ФЗ и др.);
  • законах субъектов РФ (например, законе г. Москвы «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве» от 14.04.2010 № 12);
  • постановлениях Правительства (например, «Об утверждении перечня заболеваний…» от 14.02.2013 № 117);
  • международных ратифицированных Россией договорах и конвенциях (например, Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948);
  • иных правовых документах.

Применение гражданского законодательства к семейным отношениям

Не все ситуации, возникающие в отношениях членов семьи, могут быть предусмотрены СК. Если имеет место имущественный спор, то к нему может быть применено гражданское законодательство. Главное требование применения норм Гражданского кодекса РФ (далее — ГК): оно не должно вступать в противоречие с сутью семейных правоотношений (см. ст. 4 СК, письмо Минфина РФ от 31.01.2012 № 03-04-08/9-12).

В ряде случаев применение норм ГК прямо предусмотрено в СК, к примеру:

  • п. 2 ст. 30: после признания брака недействительным вопросы, связанные с имуществом, разрешаются в соответствии с гл. 16 ГК;
  • п. 2 ст. 43: основания и порядок расторжения брачного контракта определяются по нормам гл. 29 ГК;
  • п. 3 ст. 60: права ребенка относительно имущества регулируются ст. 26, 28 ГК;
  • п. 1 ст. 100: несоблюдение нотариальной формы соглашения об алиментах влечет последствия, установленные в ст. 163 ГК;
  • п. 3 ст. 148: деньги, выделяемые на содержание опекаемых или подопечных, должны тратиться в соответствии со ст. 37 ГК.

Помимо перечисленных конкретных случаев применения норм ГК к семейному праву, большое значение для последнего имеют также нормы ГК, в которых определены основополагающие понятия, например эмансипация, ответственность, дееспособность, правоспособность и др.

Специфика метода регулирования семейно-правовых отношений

Под методом, с помощью которого осуществляется правовое воздействие на семейные отношения, подразумевается комплекс средств и способов, направленных на получение необходимого результата. При этом метод регулирования семейно-правовых отношений имеет свои особенности:

  1. Независимость. Любой участник правоотношений обладает собственной волей. Никто не вправе навязать свою волю, в том числе и государство. Семейные отношения могут возникнуть исключительно в результате свободного волеизъявления лиц.
  2. Равенство. В семейных отношениях отсутствует фактор подчиненности одного гражданина другому (с юридической точки зрения).
  3. Диспозитивность. Существует возможность выбора определенного действия из нескольких доступных, предоставленных законом. Так, супруги вправе определить судьбу общего имущества как в судебном порядке (подробнее в статье Исковое заявление о разделе совместно нажитого имущества), так и самостоятельно (см. статью Образец соглашения о разделе общего имущества).
  4. Индивидуальность. Возможность принятия решений судебными органами с учетом обстоятельств в каждой конкретной ситуации. К примеру, отступление от равенства долей в совместном имуществе с учетом интересов детей.

ВАЖНО! Российское право регулирует в области семейных отношений только вопросы, связанные с имуществом и защитой материнства, детства, незащищенных категорий граждан (например, инвалидов), избегая вторжения в личные неимущественные отношения, регулируемые обычаями и моралью.

Таким образом, на семейные отношения, так же как и на многие другие, производится государственно-властное воздействие путем применения юридических средств. Основная цель такого вмешательства государства в семью — защита (охрана) и дальнейшее развитие.