Расчет арендной платы за нежилое помещение. Арендная плата, формы и правила расчета

Отношения аренды широко распространены среди предпринимателей. Арендодатель (имеющий "свободное" имущество, например, землю или объекты недвижимости) за определенную плату предоставляет это имущество в пользование другой стороне - арендатору и имеет с этого доход. Арендатор (тот, кто берет имущество в аренду) получает возможность использовать чужую собственность для получения прибыли.

Арендная плата за передаваемое в аренду имущество может быть установлена в различном виде.

Платежи в определенной твердой сумме, вносимые единовременно или периодически.

В натуральной форме (в виде доли полученной продукции, плодов или дохода от их продажи).

В виде оказания арендатором заранее оговоренных услуг.

Путем улучшения арендатором арендованного имущества (ремонт, обустройство).

Передачей арендатором в качестве платы определенного имущества в собственность или в аренду.

Данные способы могут сочетаться или быть иными. В регламентируются арендные отношения и указывается, что арендная плата должна вноситься своевременно и в той форме и размерах, которые учтены договором аренды. Наиболее распространенный из способов - внесение регулярных платежей в денежной форме.

В случае сдачи в аренду нескольких объектов арендная плата может устанавливаться отдельно за каждый объект либо за все имущество в целом. Первый способ предпочтительнее в случае решения в суде возникающих между сторонами разногласий.

Иногда плата может по договоренности устанавливаться переменной в зависимости от ежемесячных Но данный способ не совсем соответствует законодательству, которое гласит (ст.614, п.3), что пункт договора, устанавливающий твердый размер платы или механизм ее расчета, не может быть изменен в течение года. Таким образом, чтобы законным образом ввести переменную арендную плату, необходимо четко прописать механизм ее расчета (например, привязать к валютному курсу).

Арендатор может потребовать снижения размера вносимой платы, в случаях значительного ухудшения условий использования или состояния арендуемого имущества по независящим от него обстоятельствам. А также, если арендодатель нарушает оговоренные условия осуществления капитального ремонта или при заключении договора не предупредил о правах третьих лиц.

Если арендатор нарушает сроки внесения платы, другая сторона может требовать внесения досрочной платы, но не более двух сроков подряд.

Сельхозпредприятия очень часто арендуют участки земли, а также имущество (здания, технику) у физических лиц, которые стали владельцами паев (имущественных и земельных) при реорганизации сельского хозяйства. Арендная плата за землю, согласно президентскому указу, не может быть ниже установленного минимума. При аренде эта сумма составляет 1,5% от стоимости участка. Плата за взятые в аренду имущественные паи должна быть не менее 1% стоимости имущества. Последняя может также состоять из двух частей - премии владельцу имущества и амортизационных отчислений.

Расчет арендной платы, вносимой в натуральной форме, производится по ценам, которые должны быть обязательно согласованы сторонами в процессе заключения договора. В случае должна проводиться индексация ее размера с поправкой на коэффициент инфляции (если иное не указано в договоре). В случае аренды имущества такая индексация не является обязательной.

Арендная плата подлежит налогообложению. Расходы по ее выплате входят в состав валовых и облагаются налогом на прибыль. Если выплата ведется в натуральной форме, на нее начисляется НДС. В случае передачи в аренду имущества от аренды входит в состав налогооблагаемого, из него удерживается НДФЛ. в данном случае является предприятие-арендатор, и на него возлагается обязанность по удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ с арендной платы как одного из видов дохода.

Имея в собственности нежилое помещение, очень многие владельцы предпочитают передать его в аренду, обеспечив для себя постоянный и вполне приличный доход. Но, прежде чем сдать недвижимый объект, необходимо определиться со стоимостью аренды – ведь от заявленной собственником арендной платы зависит оперативность сдачи объекта и постоянное наличие арендатора, а следовательно, и доходы собственника. В этом материале мы подробно расскажем, как посчитать размер оплаты нежилой недвижимости, предполагаемой к аренде, и приведем конкретный пример расчета арендной платы за нежилое помещение.

Общие положения об арендной плате

Прежде чем рассказывать, как рассчитать стоимость аренды помещения, необходимо разобраться, а что же такое плата за аренду , какие разновидности арендной платы бывают, что непосредственно влияет на ее величину и ответить на другие вопросы.

Расчет арендной платы за нежилое помещение зависит от многих параметров

Определение

В Гражданском кодексе РФ дается четкое определение такому понятию, как арендная плата. Это платеж установленного размера, который уплачивается арендатором за временное использование нежилого объекта . Причем объект может иметь различную площадь и предназначение.

Важно, что доход, получаемый арендатором от деятельности арендатора помещения, не оказывает влияния на величину арендной платы – это касается и сверхдоходного производства, и бизнеса, приносящего скромные доходы. На основании заключенного договора арендатор обязан вносить платежи в соответствии с установленным графиком и строго в том размере, который прописан в документах.

Важно ! При передаче нежилого объекта в аренду, независимо от его площади, необходимо оформление соответствующего договора. В нем прописываются все важные особенности сделки, а также права и обязательство ее участников. Именно на основании этого документа определяются взаимоотношения между собственником объекта и арендатором, осуществляются все расчеты и решаются прочие вопросы.

При отсутствии договора помещение сдавать нельзя , но главное — не получится отстоять собственные интересы при нарушении соглашения и прав владельца объекта. Не каждый договор потребуется регистрировать в Госреестре, но, в любом случае, он надежно защищает стороны сделки от всевозможных проблем.

Нежилое помещение, передаваемое в аренду, может принадлежать муниципалитетам и частным лицам

Плата за аренду помещения: разновидности

В аренду может быть передан любой нежилой объект как принадлежащий муниципалитету/государству, так и являющийся собственность обычного гражданина. При этом в каждом случае имеются свои нюансы :

  1. Передача в аренду муниципальной/государственной собственности не предполагает начисления НДС. Для оформления сделки требуется участие в специально организованном аукционе. Информация о его проведении размещается в СМИ за месяц до назначенной даты. Размер арендного платежа может изменяться не чаще 2-х раз в 12 месяцев (регламент пересмотра прописывается в арендном договоре). Эта сделка подлежит обязательной регистрации. Нежилой объект, находящийся в собственности муниципальных властей, может быть передан в аренду исключительно юридическим лицам.
  2. Передача нежилой недвижимости, собственником которого является частное лицо , по арендному договору. В этом случае арендная ставка назначается собственником объекта, при этом использование специальных расчетных формул не обязательно. Однако, собственник нежилого помещения, сдающий его в аренду, обязан платить налог на прибыль. Для граждан это 13 %, а организации, помимо налога на прибыль по действующей ставке, уплачивают НДС.

Параметры, влияющие на размер арендной платы

Относительно расчета арендных платежей, то существует конкретная методика расчета, о которой мы подробно расскажем далее. Размер арендной платы и порядок ее внесения – это один из основных пунктов любого арендного соглашения. Платеж, по согласованию сторон, может выражаться различными способами :

  • фиксированная целиком за нежилое помещение;
  • цена за единицу площади, умноженная на общую площадь объекта;
  • фиксированная ставка + оплата услуг ЖКХ.

Арендная плата за нежилое помещение может выражаться разными способами

На расчет величины ставки аренды, влияют различные факторы , в частности:

  • месторасположение объекта, предположим, район, присутствие подъездных путей и пр.;
  • окружающая инфраструктура;
  • состояние сдаваемого объекта, наличие коммуникаций;
  • изношенность строения;
  • стройматериалы, использованные при возведении/ремонте здания/помещения;
  • разновидность объекта, передаваемого к арендной сделке;
  • ключевое предназначение нежилой недвижимости и другие факторы.

Здесь перечислены только основные параметры, влияющие на величину ставки по аренде. Например, арендодатель может включить в нее пользование территорией , на которой располагается арендуемый объект.

Обычно расчет ставки по аренде определяется единицей площади (кв. м.). Хотя участники сделки могут согласовать иные единицы расчета. При оформлении долгосрочного договора (более 12 месяцев), в расчетах обычно используется годовая ставка. Размер ставки по нежилой недвижимости может быть совершенно различным и он зависит от регионального местонахождения.

Основные различия оплаты при аренде нежилых и жилых помещений

Между сдачей в наем жилой недвижимости и арендой нежилых помещений имеется ряд существенных различий . Предположим, когда речь идет о сдаче жилой недвижимости, то должен быть оформлен договор найма. В нем прописываются взаимоотношения нанимателя жилья и его законного владельца, а также регламент расчетов. А потому по отношению к жилой недвижимости некорректно применять определение «аренда», поскольку передать его во временное использование можно лишь по договору найма.

Арендная плата и регламент ее внесения должны быть прописаны в договоре

Следует упомянуть еще об одном принципиальном факторе. Жилая недвижимость, находящаяся на балансе муниципалитета, может быть передано в наем только физическому лицу.

А если говорить об аренде нежилых объектов, включая полностью строения, то здесь подобных ограничений не существует – договор может быть заключен как с обычным гражданином, так и с организацией. Причем нежилой объект можно использовать только по его целевому предназначению.

Муниципальная принадлежность нежилого объекта предполагает еще ряд важных нюансов . В частности, срок действия арендного соглашения не может быть меньше 12 месяцев, причем арендатор должен вовремя вносить предусмотренную условиями сделки оплату. Иначе договор утратит свою силу и будет расторгнут арендодателем в одностороннем порядке. Но когда обязательства по договору четко выполняются, соответственно с его условиями, то после окончания срока его действия добросовестный арендатор вправе перевести нежилое помещение в личную собственность, выкупив его.

Еще один ключевой фактор, отличающий уплату аренды за помещения разного типа, состоит в том, что в отношении нежилой недвижимости, ставка состоит из 2-х частей :

  1. Расходная, в величину которой включаются затраты, определяющиеся содержанием строения/помещения и уплатой услуг ЖКХ (часто в документах прописывается, что коммунальные платежи арендатором вносятся отдельно).
  2. Доходная часть, состоящая в том, что владелец нежилой недвижимости, передаваемой во временное использование, предполагает получить непосредственный доход. Касаемо деятельности арендатора, то она не повлияет на размер ставки.

Вычисление размера оплаты по аренде нежилой недвижимости

Обычно ставка аренды нежилого объекта рассчитывается за 12 месяцев. Причем Приказом Минстроя № 209 от 14 IX 1992 рекомендовано использовать для расчетов установленный способ. Формула расчета ставки будет выглядеть так :

АП=АИ+АЗ , в ней

АП полный размер платежа, взимаемого за аренду недвижимости и прописанный в документах сделки;

АИ – уплата аренды имущества, куда включается полная калькуляция строения/помещения;

АЗ – уплата аренды территории, на которой располагается недвижимость. Это значение имеет зависимость от регионального местонахождения объекта, его следует уточнять в местной администрации.

Причем значение АИ рассчитывается следующим образом :

АИ = БГА*КГ*КМ*КВ*КД*ККН*КСА*ПО , где

БГА – базовая годовая арендная ставка за квадратный метр, сюда не включается площадь технических помещений (подвалы, чердаки), лестничных пролетов и пр.

КГ – значение, определяемое законодательством и учитывающее месторасположения нежилого объекта (регион/город/район).

КМ — коэффициент, который учитывает материалы, используемые для возведения стен.

КВ – вид нежилого объекта.

КД – коэффициент, отображающий вид деятельности арендатора.

ККН – коэффициент качества объекта:

ККН=К1+К2+К3

К1 – параметр степени благоустройства;

К2 – месторасположение объекта;

К3 – параметр удобства использования.

КСА – параметр, отображающий передачу объекта третьим лицам (субаренда).

ПО – площадь объекта аренды (общая).

Пример вычисления арендной платы по нежилой недвижимости

Вычисление годовой ставки аренды – процесс достаточно сложный. Поэтому, не имея соответствующего опыта, целесообразно привлечь к этому специалиста .

Для расчета арендной ставки за нежилое помещение целесообразно пригласить специалиста

За образец расчета возьмем вычисление годовой ставки за муниципальный объект в Ступино (Москва). Муниципалитетом утверждена базовая ставка за квадратный метр размером 350 руб., для данной территории установлен коэффициент 1,25.

Все остальные значения, которые учитываются при расчетах, нужно уточнять в приложении к вышеуказанному Приказу Министерства строительства.

Основываясь на методике расчета, для данного случая установлены следующие значения:

  1. Для материалов возведения стен предусмотрены следующие значения: кирпич — 1,5, ж/б конструкции – 1,25, строения из смешанных материалов – 1, деревянный дом – 0,8.
  2. По виду недвижимости — складское/производственное здание/помещение: для помещений с центральным отоплением предусмотрен коэффициент 0,5 (неотапливаемый объект – 0,3). Для других помещений — 1.
  3. Месторасположение объекта. Когда арендуемая площадь располагается в подвальном помещении к расчету принимается коэффициент 0,19, для отдельно стоящих объектов – 0,54, площадь в чердачном помещении – 0,26, для разнообразных пристроек – 0,32.
  4. Пользование прилегающей территорией. При наличии ограждения на территории значение равно 0,27, при отсутствии таковых – 0,16. А если нет возможности использовать прилегающую территорию, то коэффициент равняется 0,1.
  5. При учете направления деятельности арендатора устанавливаются следующие коэффициенты: нотариальные/юридические/банковские/посреднические организации – 3; гостиничный/охранный бизнес и офис компании – 2,5; ресторанный бизнес и ломбарды – 2; общепит и торговля – 1,5; лечебные учреждения различного формата – 1.

Все расчеты ставки аренды должны быть сделаны письменно и приложены к договору

А в заключении нужно отметить, что все расчеты должны быть отражены в письменном виде и представлены в виде приложения к главному договору . Это защитит участников сделки от проблем с фискальными органами.

По договору аренды государственного и муниципального имущества арендатор берет в аренду имущество, которое принадлежит публично-правовому образованию. Поэтому стороной по договору всегда выступает его уполномоченный орган, который вправе издавать нормативно-правовые акты, непосредственно связанные с договором аренды. Эти акты могут влиять на размер арендной платы и порядок ее расчета.

Как устанавливается и изменяется размер арендной платы

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы стороны определяют в договоре аренды. Если же в договоре аренды они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах (п. 1 ст. 614 ГК РФ). Стороны могут изменить размер арендной платы, заключив соглашение об этом. Правило об изменении размера арендной платы по соглашению сторон действует, если договором аренды не предусмотрено иное (п. 3 ст. 614 ГК РФ).

При этом договоры аренды государственного и муниципального имущества имеют специфику в части регулирования арендной платы.

Арендная плата по договору аренды государственного и муниципального имущества может устанавливаться и регулироваться сторонами в договоре или уполномоченным органом в соответствующем правовом акте. При этом может быть несколько разных ситуаций - в зависимости от того, какое именно имущество является предметом аренды, как стороны согласовали условия договора и когда он был заключен.

Если федеральный закон содержит норму о том, что арендная плата является регулируемой и что ее размер определяется уполномоченным органом, то размер арендной платы автоматически корректируется при изменении такого акта. В настоящее время так регулируется плата за аренду земельных участков, которые находятся в государственной и муниципальной собственности.

Если же федеральный закон, регулирующий размер арендной платы, отсутствует, то акты публично-правового образования, устанавливающие условия сдачи в аренду государственного и муниципального имущества, могут определять ее размер, только если это прямо предусмотрено договором.

В частности, если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении акта публично-правового образования, то изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.

Если же стороны распространили действие такого акта на свои отношения, но договор содержит какое-либо условие, которое изначально противоречит ему, то предполагается, что стороны отдали приоритет данному условию договора (ст. 431 ГК РФ).

Такое разъяснение дал Пленум ВАС РФ в пункте 20 постановления от 17 ноября 2011 г. № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (далее - постановление № 73) в редакции постановления Пленума ВАС РФ от 25 января 2013 г. № 13.

Арендатор считается извещенным об изменении арендной платы со дня официального опубликования нормативного акта, в котором установлена формула или порядок расчета арендной платы. Правда, в договоре аренды стороны могут согласовать, что арендодатель направляет арендатору уведомление об изменении арендной платы. Поэтому новый размер арендной платы применяется с момента получения арендатором такого уведомления. Кроме того, арендатор может быть уведомлен об изменении арендной платы через средства массовой информации (постановление ФАС Поволжского округа от 24 сентября 2010 г. по делу № А12-24416/2009).

Вопрос: может ли арендная плата по договору аренды государственного и муниципального имущества устанавливаться из двух частей - единовременного платежа и периодической арендной платы?

Ответ: да, может.

Правила статьи 614 Гражданского кодекса РФ не запрещают определять размер арендной платы подобным образом. Поэтому цена по договору аренды может состоять из двух частей, обе из которых являются единой арендной платой (постановление Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2012 г. № 5081/12).

В связи с этим допускается установление размера арендной платы таким образом, когда государственное регулирование может относиться лишь к одному или нескольким элементам установленного в договоре порядка определения размера арендной платы. При этом другие элементы арендной платы определяются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, который установлен в соответствии с федеральным законом.

Так, не является регулируемой та часть арендной платы, которая в соответствии с условиями торгов на право заключения договора аренды подлежит внесению дополнительно к периодическим платежам и размер которой определяется по результатам этих торгов (например, п. 7 ст. 38.2 Земельного кодекса РФ).

При этом размер другой части арендной платы, которая по условиям договора аренды, заключенного по результатам таких торгов, подлежит внесению периодически, может определяться по правилам о регулируемой арендной плате (п. 18 постановления № 73).

Вопрос: если арендная плата определяется по результатам проведения торгов для заключения договора аренды государственного или муниципального имущества, будет ли она регулируемой?

Ответ: нет, не будет.

Размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если он определяется по результатам проведения торгов для заключения договора аренды (п. 4 ст. 447 ГК РФ).

В случаях когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется (п. 18 постановления № 73).

Стороны могут согласовать условие об изменении размера арендной платы арендодателем в одностороннем порядке. В таком случае арендатору важно проверить, при наличии каких именно обстоятельств арендодатель может воспользоваться этим правом. Отличие этого условия договора от изменения арендной платы в соответствии с формулой расчета заключается в следующем:

  • при определении арендной платы формулой расчета стороны в договоре ссылаются на нормативно-правовой акт, которым такая формула установлена, и указывают, что арендная плата изменяется в случае изменения определенной этим правовым актом формулы расчета. То есть арендатор и арендодатель согласовали порядок изменения арендной платы в договоре по формуле, закрепленной в нормативно-правовом акте;
  • в случае изменения арендной платы в одностороннем порядке стороны прямо указывают в договоре, что арендодатель вправе изменить арендную плату в одностороннем порядке. И такое изменение арендной платы не обязательно связано с нормативно-правовым актом. Это может быть, например, изменение размера арендной платы в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости арендной платы.

Пример из практики : суд пришел к выводу, что одностороннее изменение арендной платы, закрепленное в договоре, правомерно

ОАО «Х.» обратилось в суд с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае о признании недействительными уведомлений о повышении размера арендной платы.

Суд установил, что договором аренды стороны предусмотрели возможность арендодателя в одностороннем порядке изменять размер арендной платы на основании отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы. Уведомление о результатах проведения новой ежегодной оценки рыночной стоимости арендной платы арендодатель направляет арендатору в 10-дневный срок с момента проведения экспертизы отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы, и это является основанием для внесения арендатором арендных платежей в соответствии с этим отчетом. Также суд пришел к выводу, что фактическое изменение размера арендной платы в результате проведенной оценки ее рыночной стоимости не является изменением размера арендной платы, согласно пункту 3 статьи 614 Гражданского кодекса РФ, а является исполнением условий договора.

Таким образом, поскольку договор аренды содержит условие об изменении арендодателем в одностороннем порядке арендной платы, увеличение размера арендной платы правомерно (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 августа 2010 г. по делу № А33-1331/2010, определением ВАС РФ от 10 декабря 2010 г. № ВАС-16451/10 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

Практически всегда изменение арендной платы означает ее повышение. Хотя встречаются и примеры того, когда в силу определенных обстоятельств (например, по причине всемирного финансового кризиса) публичное образование готово заключить с арендатором соглашение о временном уменьшении размера арендной платы по договору, заключенному на торгах. Примером этого является постановление правительства Москвы от 30 декабря 2008 г. № 1218-ПП «О дополнительных мерах государственной поддержки организаций и предприятий, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, на период стабилизации финансовой системы».

Как часто может изменяться размер арендной платы по договору

Размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год, если другие условия не согласованы в договоре. Законом могут быть установлены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества (п. 3 ст. 614 ГК РФ). Данная норма является диспозитивной и допускает возможность изменять размер арендной платы по соглашению сторон с любой периодичностью.

Таким образом, в договоре можно сразу установить, как будет меняться арендная плата. Например, в течение определенного срока размер арендной платы может увеличиваться (или уменьшаться) до другой величины, потом снова меняться и т. д. Другой вариант: если стороны в течение одного года несколько раз заключили дополнительные соглашения об изменении размера арендной платы, то все эти соглашения будут действительными и арендная плата будет меняться в соответствии с ними. При этом не имеет значения, есть ли в самом договоре условие о возможности такого изменения.

А вот в одностороннем порядке размер арендной платы может быть изменен не чаще одного раза в год. Даже если в договоре есть условие, разрешающее арендодателю или арендатору в одностороннем порядке изменять размер арендной платы чаще, чем раз в год, это условие будет недействительным (п. 21 постановления № 73).

Обоснование. Ранее размер арендной платы мог изменяться не чаще одного раза в год, поскольку действовало императивное правило о том, что условие договора, предусматривающее твердый размер арендной платы либо порядок (механизм) ее исчисления, в течение года должно оставаться неизменным (п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой»; далее - информационное письмо № 66).

Однако в пункте 21 постановления № 73 ВАС РФ изменил свою правовую позицию по данному вопросу, закрепив возможность изменения арендной платы по соглашению сторон с любой периодичностью, в том числе чаще одного раза в год.

Это означает, что если арендатор не желает изменения арендной платы в большую сторону, то ему не нужно соглашаться на внесение в договор изменений. Условие договора, предусматривающее твердый размер арендной платы либо порядок (механизм) ее исчисления, в течение года должно оставаться неизменным.

Правила об изменении арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя распространяются лишь на те договоры аренды, которые заключены на срок более одного года или без указания срока. Размер арендной платы в период действия договора, заключенного на срок менее одного года, не подлежит изменению (постановление ФАС Поволжского округа от 2 июня 2009 г. по делу № А12-15393/2008).

Для арендаторов действует еще одна важная гарантия. Даже если арендодатель в одностороннем порядке повысил арендную плату, но при этом арендная плата увеличилась непропорционально изменению средних рыночных ставок за аренду аналогичного имущества в данной местности за соответствующий период и существенно их превысила, то суд на основании пункта 2 статьи 10 Гражданского кодекса РФ откажет во взыскании арендной платы в части, которая превысила средние рыночные ставки (п. 22 постановления № 73).

Если в договоре установлен механизм определения арендной платы, то арендатору необходимо учитывать, что корректировка размера арендной платы на коэффициент инфляции или зависимость арендной платы от валютного курса не означает изменения размера арендной платы, а представляет собой исполнение договора (постановление ФАС Московского округа от 21 октября 2011 г. по делу № А40-95945/10-157-828).

Установление арендной платы при аренде земельных участков (регулируемая арендная плата)

Арендная плата по договору аренды земельных участков, которые находятся в государственной и муниципальной собственности, может устанавливаться и регулироваться только уполномоченным органом в соответствующем правовом акте.

Порядок определения размера арендной платы за земли, которые находятся в государственной и муниципальной собственности, устанавливают:

  • Правительство РФ;

Такие правила предусмотрены пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ, статьей 73 Лесного кодекса РФ, статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Для изменения размера регулируемой арендной платы сторонам не нужно вносить изменения в договор (п. 19 постановления № 73). Новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, но не с даты уведомления об этом.

Пример из практики : суд указал, что арендная плата является регулируемой ценой и должна применяться в соответствии с законом и на условиях, предусмотренных договором

Администрация (арендодатель) и ЗАО ОФ «Ч.» (арендатор) заключили договор аренды земельного участка. По условиям этого договора арендодатель передал арендатору по акту земельный участок для использования под отстойник. По условиям договора аренды изменение размера арендной платы производится в одностороннем порядке в случае установления субъектом РФ базовых ставок арендной платы.

Уведомлением администрация направила ответчику протокол определения величины арендной платы. Арендная плата была рассчитана на основании значения, исчисленного по правилам определения кадастровой стоимости земельного участка. В связи с образованием задолженности ЗАО ОФ «Ч.» по арендной плате в измененном размере администрация обратилась в арбитражный суд с иском.

Рассматривая исковое заявление, суды исходили из следующего.

Стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен. Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.

Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, но не с даты уведомления об этом (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 31 мая 2011 г. по делу № А27-13717/2010, постановление Президиума ВАС РФ от 2 февраля 2010 г. № 12404/09, определение ВАС РФ от 19 апреля 2012 г. № ВАС-1312/12).

Если стороны заключили договор аренды до вступления в силу закона, который регулирует размер арендной платы (п. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ, ст. 73 Лесного кодекса РФ), то условия этого договора об арендной плате сохраняют силу в следующих случаях:

  • если в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров;
  • если стороны не связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям.

Если стороны заключили договор аренды уже после вступления в силу такого закона, то применяется порядок определения размера арендной платы, который устанавливает этот закон, даже если в момент заключения договора такой порядок еще не был определен (абз. 4 п. 16 постановления № 73).

Вопрос: публично-правовое образование приобретает право собственности на объект аренды. Может ли арендная плата автоматически стать регулируемой?

Ответ: нет.

Переход к публично-правовому образованию права собственности на вещь, находившуюся ранее в частной собственности, сам по себе не означает, что плата по заключенному ранее договору аренды этой вещи становится регулируемой.

Аналогичная ситуация складывается и в другом случае, когда земельный участок переходит из публичной собственности в частную. Стороны также имеют право в общем порядке изменить договор и установить иной размер или порядок определения арендной платы (п. 17 постановления № 73).

Каким образом определяется арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Арендная плата за земельные участки, которые находятся в публичной собственности, рассчитывается в соответствии с основными принципами определения платы, установленными Правительством РФ (ст. 39.7 ЗК РФ). Такие принципы определяет постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - постановление № 582).

Размер арендной платы определяется одним из четырех способов (постановление № 582):

  • на основании кадастровой стоимости земельных участков;
  • по результатам торгов (проводимых в форме аукционов);
  • в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, которые утверждаются Минэкономразвития России;
  • на основании рыночной стоимости земельных участков, которая определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Внимание! С 1 марта 2015 года изменился порядок определения арендной платы за государственные и муниципальные земельные участки. Размер платы для договоров, заключенных на торгах, определяется по результатам торгов.

В связи с изменением порядка предоставления в аренду земель, находящихся в публичной собственности, изменился и порядок определения арендной платы за такие земельные участки.

Ранее при определении размера арендной платы действовало общее правило, а именно: порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливают соответственно Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления (п. 3 ст. 65 ЗК РФ). С 1 марта 2015 года это положение утратило силу.

Теперь закон разделил способы определения размера платы за аренду земельного участка в зависимости от того, в каком порядке заключается договор аренды. Это означает, что определение размера арендной платы с 1 марта 2015 года зависит от порядка заключения договора аренды: на торгах или без торгов. Так, если договор аренды земельного участка заключен (п. 2 и 3 ст. 39.7 ЗК РФ):

  • на торгах (на аукционе) - арендная плата определяется по результатам аукциона;
  • с лицом, которое подало единственную заявку на участие в аукционе, либо с единственным принявшим участие в аукционе участником - размер арендной платы должен соответствовать начальной цене предмета аукциона;
  • без торгов - арендную плату определяет орган, которому принадлежит земельный участок (орган власти субъекта РФ - для земель, принадлежащих субъекту РФ, или земель, государственная собственность на которые не разграничена, орган местного самоуправления - для муниципальных земель).

Размер платы для договоров, которые заключены без торгов, рассчитывается:

  • по кадастровой стоимости земельного участка, в процентах, которые устанавливает постановление № 582;
  • в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету.

По договорам аренды земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, арендная плата определяется на основании рыночной стоимости земельного участка (п. 6 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утв. постановлением № 582).

При проведении торгов начальная цена устанавливается в размере (п. 14-15 ст. 39.11 ЗК РФ):

  • не менее 1,5% кадастровой стоимости, но только в том случае, если результаты кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона;
  • первого арендного платежа по результатам рыночной оценки, когда договор аренды заключается для комплексного освоения территории или дачного хозяйства.

При повторных торгах начальная цена может быть снижена, но не более чем на 30 процентов начальной цены (п. 17 ст. 39.11 ЗК РФ).

Земельное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Поэтому помимо постановления № 582, которое устанавливает порядок определения арендной платы, в субъекте РФ также могут быть правовые акты, регулирующие этот вопрос. К примеру, постановление правительства г. Москвы от 25 апреля 2006 г. № 273-ПП «О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве» (далее - постановление № 273-ПП).

Размер ежегодной арендной платы за земельные участки, которые находятся в собственности города Москвы и расположены за его пределами, определяется для участков, расположенных (п. 2.1 постановления № 273-ПП):

  • в России - в соответствии с приложением 1 в процентах от кадастровой стоимости земельного участка);
  • за ее пределами - на основании отчета независимого оценщика.

Также постановление № 273-ПП определяет порядок установления арендной платы при строительстве или реконструкции объектов недвижимости.

Земельные участки могут находиться и в неразграниченной государственной собственности. Порядок определения арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ (п. 10 ст. 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса).

Арендная плата за земельный участок должна быть установлена в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель и их разрешенного использования (принцип экономической обоснованности).

При этом в нормативных актах должен быть установлен порядок расчета арендной платы и случаи, когда возможен пересмотр ее размера в одностороннем порядке по требованию арендодателя (принцип предсказуемости расчета размера арендной платы).

Принцип предсказуемости расчета размера арендной платы не наделяет муниципальные и региональные органы правом в одностороннем порядке изменять арендную плату в отношении всех соответствующих земельных участков. Он лишь устанавливает обязательное для этих органов требование относительно порядка одностороннего изменения арендной платы в случаях, когда в соответствии с законом или договором указанные органы имеют право в одностороннем порядке изменить ее размер (письмо Минэкономразвития России от 15 июля 2011 г. № Д23-3010).

Согласно правовой позиции ВАС РФ публичные образования при сдаче ими в аренду принадлежащих им на праве собственности земельных участков, а также участков, право собственности на которые не разграничено, выступают одновременно не только как субъект гражданского оборота и сторона в договоре аренды, но и как субъект публичных отношений, наделенный в установленных законом случаях правом издавать нормативные акты, закрепляющие ставки арендной платы или механизм их определения.

В силу такого властного полномочия публичное образование фактически обладает возможностью в одностороннем порядке изменять условие о размере арендной платы в ранее заключенных им договорах аренды, в том числе даже тогда, когда условия договора вообще не предусматривают его одностороннего изменения. Вместе с тем если стороны не только согласовали твердый размер арендной платы, но и не допустили самой возможности ее изменения арендодателем в одностороннем порядке, то с последующим переходом прав арендодателя к муниципальному образованию последнее не может приобрести право в одностороннем порядке изменять установленный договором размер арендной платы (постановление Президиума ВАС РФ от 6 декабря 2011 г. № 9069/11).

Также арендная плата должна соответствовать принципам:

  • предельно допустимой простоты расчета арендной платы;
  • недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на землю;
  • запрета необоснованных предпочтений.

Вопрос: может ли различаться порядок расчета размера арендной платы за аналогичные земельные участки (т. е. участки, которые отнесены к одной категории земель, используются или предназначены для одних и тех же видов деятельности, предоставляются по одним и тем же основаниям)

Ответ: нет, не может. Поскольку действует принцип запрета необоснованных предпочтений (постановление № 582).

Принципы, которые закрепляет постановление № 582, являются общеобязательными при определении арендной платы за землю, находящуюся в публичной собственности, для всех случаев, когда размер этой платы устанавливают компетентные органы в качестве регулируемой цены. Эта правовая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 17 апреля 2012 г. № 15837/11.

Если стороны заключили договор аренды после вступления в силу Земельного кодекса РФ, то арендная плата по нему является регулируемой, то есть определяется актом публичного органа (п. 16 постановления № 73). Принятие уполномоченными органами правовых актов, которые изменяют нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды. Причем это изменение происходит независимо от воли сторон и без внесения в текст договоров изменений на основании этих правовых актов.

Акты публичного органа, которые предусматривают различные методики определения регулируемой арендной платы, что приводит к установлению различного размера арендной платы за аналогичные участки, нарушают принцип запрета необоснованных предпочтений. Поэтому в соответствии с этим принципом не должен различаться порядок расчета арендной платы за участки, которые:

  • отнесены к одной категории земель;
  • используются или предназначены для одних и тех же видов деятельности;
  • предоставлены по одним и тем же основаниям.

На это указал ВАС в постановлении Президиума ВАС РФ от 17 декабря 2013 г. № 9707/13.

Пример из практики : Президиум ВАС РФ разъяснил, что установление различных методик расчета регулируемой арендной платы и, соответственно, применение разного размера арендной платы за аналогичные земельные участки неправомерно

Министерство (арендатор) и предприниматель (арендодатель) заключили договор аренды земельного участка, находящегося в собственности субъекта РФ. Из договора следует, что арендная плата рассчитывается в соответствии с постановлением правительства этого региона.

Позже правительство субъекта РФ приняло новое постановление, в котором установило другой порядок расчета. Причем арендаторы, которые заключили договоры до вступления в силу нового постановления, продолжают рассчитывать арендную плату в прежнем порядке еще два года.

Предприниматель рассчитал плату за арендуемый им земельный участок в соответствии со старыми и новыми правилами и обнаружил, что по новому порядку она стала почти вдвое меньше. В связи с этим он обратился в суд, поскольку правительство создало дискриминационные условия в отношении арендаторов, которые заключили договоры аренды до вступления в силу нового постановления.

Президиум ВАС РФ встал на сторону предпринимателя и указал, что постановление, которое закрепляет различные методики определения регулируемой арендной платы, приводит к установлению разного размера платы за аналогичные участки. Это нарушает принцип запрета необоснованных предпочтений.

Следовательно, новое постановление правительства региона нарушает законные интересы заявителя, а также иных хозяйствующих субъектов, которые заключили договоры аренды до 1 января 2012 года (постановление Президиума ВАС РФ от 17 декабря 2013 г. № 9707/13).

Нужно иметь в виду, что предельный размер арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для строительства любых объектов с предварительным согласованием места их размещения, составляет 2 процента от кадастровой стоимости. Это правило распространяется на случаи аренды земельных участков не только для жилищного строительства, но и для любого строительства, когда договор аренды земельного участка заключен с предварительным согласованием места размещения объекта.

Такую правовую позицию содержит постановление Президиума ВАС РФ от 17 декабря 2013 г. № 10782/13.

Пример из практики : арендная плата по договору аренды земельного участка, предоставленному для любого строительства, когда он заключен с предварительным согласованием места размещения объекта, не может превышать 2 процента от его кадастровой стоимости

На основании распоряжения министерства (арендодатель) о предоставлении земельного участка в аренду без торгов министерство и ООО «Ю.» (арендатор) заключили договор аренды участка, государственная собственность на который не разграничена. Участок предоставлен для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.

Как следует из договора, размер арендной платы подлежит изменению ежегодно путем корректировки на индекс инфляции, устанавливаемый законодательством о бюджете. В этом случае арендатор исчисляет и уплачивает арендную плату на основании дополнительных соглашений к договору. В дальнейшем стороны заключили несколько таких дополнительных соглашений.

Впоследствии министерство (продавец) и ООО «Ю.» (покупатель) заключили договор купли-продажи земельного участка. Стороны подписали соглашение о расторжении договора аренды с даты государственной регистрации права собственности арендатора на участок.

Министерство одновременно обратилось в суд с иском к ООО «Ю.» о взыскании долга по договору аренды. Арендатор предъявил встречное требование о взыскании неосновательного обогащения.

Арендатор ссылался на то, что размер арендной платы с момента вступления в силу постановления № 582 не должен превышать предельно допустимый размер (в данном случае установленный подпунктом «д» пункта 3 Правил, утвержденных постановлением № 582, для аналогичных случаев в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности).

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций взыскали долг в пользу министерства и отказали в удовлетворении встречных требований арендатора. Президиум ВАС РФ не согласился с выводами нижестоящих судов и указал, что принципы, закрепленные в постановлении № 582, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а подлежит установлению компетентными органами в качестве регулируемой цены.

Эта правовая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 17 апреля 2012 г. № 15837/11.

Поскольку спорный договор аренды заключен после вступления в силу Земельного кодекса РФ, арендная плата по нему является регулируемой (п. 16 постановления № 73). Изменение нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета влечет изменение условий договора аренды без внесения в его текст изменений. Внесение сторонами иных изменений в договор аренды (на основании дополнительных соглашений) не может препятствовать применению новых нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета. Размер регулируемой арендной платы за земельные участки, которые относятся к публичной собственности, не может быть выше ставок, установленных правилами для аналогичных земельных участков из земель федеральной собственности.

Размер арендной платы по спорному договору аренды значительно превышал 2 процента от кадастровой стоимости земельного участка, предоставленного в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта (подп. «д» п. 3 Правил, утвержденных постановлением № 582). Следовательно, у арендатора отсутствовала задолженность по арендной плате. По мнению Президиума ВАС РФ, нижестоящие суды необоснованно удовлетворили иск арендодателя и не исследовали обоснованность расчета суммы неосновательного обогащения. В связи с этим Президиум направил дело на новое рассмотрение, а также указал, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в этом постановлении толкованием, могут быть пересмотрены (постановление Президиума ВАС РФ от 17 декабря 2013 г. № 10782/13).

Как предотвратить повышение арендной платы

Еще на стадии согласования условий договора арендатор может попробовать уменьшить вероятность повышения арендной платы. Хотя в случае аренды государственного и муниципального имущества этого добиться сложнее, чем при заключении договора аренды непубличного имущества (т. е. договора аренды с обычной организацией или предпринимателем).

Так, в договоре аренды непубличного имущества стороны не обязаны устанавливать условия об определении размера арендной платы на основании показателей, закрепленных нормативно-правовыми актами. В таком договоре можно определить сроки направления арендодателем уведомления об изменении арендной платы, в случае пропуска которых размер арендной платы не подлежит изменению. Также можно установить предельный размер, на который будет увеличена арендная плата. В договоре аренды публичного имущества это практически невыполнимо, поскольку размер арендной платы определяется на основании нормативно-правового акта. И если в договоре размер арендной платы поставлен в зависимость, например, от кадастровой стоимости земельного участка, может оказаться, что предельный размер платы, предусмотренный тем же договором, будет превышен.

Вопрос: какие условия в договоре помогут помешать повышению арендной платы в договоре аренды государственного (муниципального) имущества?

В процессе переговоров о заключении договора аренды арендатор может снизить риск повышения размера арендной платы путем согласования такого условия договора об арендной плате, которое бы отвечало его интересам. Однако это не всегда возможно.

Чего необходимо избегать в договоре аренды:

  • не стоит устанавливать в договоре аренды право арендодателя на одностороннее изменение арендной платы.

Что лучше предусмотреть:

  • если в договоре аренды стороны предусмотрят, что повышение арендной платы без согласия арендатора возможно только при определенных условиях, то при отсутствии таких условий действия арендодателя по увеличению размера арендных платежей могут быть оспорены в суде. Например, договор предусматривает возможность изменения размера годовой арендной платы путем направления уведомления только в случае изменения цен и тарифов, вида деятельности арендатора. Стороны не согласовали возможности одностороннего изменения цены по инициативе арендодателя в случае повышения рыночных цен. Поскольку какого-либо увеличения цен и тарифов нормативными актами не производилось, изменение размера арендной платы могло быть произведено только в результате соглашения сторон (постановление Президиума ВАС РФ от 15 ноября 2011 г. № 7121/11);
  • стороны могут сформулировать условия об арендной плате таким образом, чтобы арендодатель мог только изменять в одностороннем порядке коэффициенты при расчете, но не вносить коррективы в саму методику расчета арендной платы.