Источники правового обеспечения государственного и муниципального управления. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления

А. В. СИГАРЕВ

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Курс лекций

для студентов всех форм обучения

по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление

степень: магистр

программа: Управление государственными и муниципальными финансами; государственное и муниципальное управление в субъекте РФ

Новосибирск, 2016


Издается в соответствии с планом учебно-методической работы СИУ-филиала РАНХиГС

Рецензенты:

Осипов А.Г. - заведующий кафедрой правовых и социальных наук Сибирского университета геосистем и технологий, доктор исторических наук, профессор;

Маркеев А.И. - профессор кафедры конституционного и муниципального права СИУ - филиала РАНХиГС, к.ю.н, доцент.

Сигарев, А. В. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: курс лекций. / А.В.Сигарев; СИУ-филиал РАНХиГС. - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2016.

В курсе лекций рассматриваются основные вопросы правового регулирования государственного и муниципального управления: понятие государственной власти и государственного управления, принципы правового регулирования государственного и муниципального управления, система источников правового регулирования государственного и муниципального управления. Подробно рассматривается правовое регулирование деятельности Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ, судебной власти, органов Прокуратуры РФ, а также органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Предназначен для студентов магистратуры всех форм обучения по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление».


ПРЕДИСЛОВИЕ.. 6

ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ.. 8

РАЗДЕЛ I. 11

Введение в правовое обеспечение государственного и муниципального управления 11

ГЛАВА 1. Предмет, принципы, система и источники правового обеспечения управленческой деятельности. 11

1.1. К вопросу о понятии государственного управления 11



1.2. Государственное и муниципальное управление как предмет правового регулирования 14

1.3. Система источников правового регулирования государственного и муниципального управления 20

1.4. Принципы правового регулирования государственного и муниципального управления 31

ГЛАВА 2. Основы правового регулирования деятельности государственных органов 45

2.1. Понятие и признаки государственной власти. 45

2.2. Понятие и признаки государственного органа. 47

2.3. Правовой статус государственного органа. 50

2.4. Система государственных органов в России. 53

ГЛАВА 3. Понятие, принципы, система и формы местного самоуправления в РФ 61

3.1. Понятие и политико-правовая природа местного самоуправления 61

3.2. Источники муниципального права. 67

3.3. Правовые основы муниципальной демократии. 75

3.4. Правовой статус органов местного самоуправления 89

ГЛАВА 4. Понятие, принципы и виды государственной службы в РФ. Муниципальная служба в РФ 101

4.1. Понятие и признаки государственной службы.. 101

4.2. Служебное право: понятие, источники, система. 105

4.3. Правовое регулирование государственной гражданской службы 109

4.4. Правовое регулирование муниципальной службы.. 112

РАЗДЕЛ II. 122

Основные институты государства и права в правовом обеспечении государственного и муниципального управления. 122

Глава 5. Президент РФ и главы субъектов РФ в системе государственного управления 122

5.1. Правовой статус Президента РФ как главы государства 122

5.2. Порядок избрания Президента РФ.. 124

5.3. Полномочия Президента РФ, его взаимоотношения с иными органами государственной власти 128

5.4. Прекращение полномочий Президента РФ.. 137

5.5. Правовой статус глав субъектов РФ.. 142

Глава 6. Законодательная власть в системе управления государством. 150

6.1. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации 150

6.2. Правовой статус Государственной Думы.. 153

6.3. Правовой статус Совета Федерации. 157

6.4. Основы федерального законодательного процесса. 159

6.5. Законодательные органы субъектов Российской Федерации 163

ГЛАВА 7. Исполнительная власть в системе управления государством 168

7.1. Понятие и виды органов исполнительной власти. 168

7.2.. Правовое положение Правительства РФ в системе исполнительной власти 171

7.3. Федеральные органы исполнительной власти. 174

7.4. Органы исполнительной власти субъектов РФ.. 180

ГЛАВА 8. Суд и прокуратура в системе управления государством 186

8.1. Судебная власть и правосудие. 186

8.2. Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции. Судебный департамент при Верховном Суде РФ 189

8.3. Арбитражные суды.. 193

8.4. Конституционный Суд РФ.. 194

8.5. Правовой статус судей. 199

8.6. Прокуратура. 201


ПРЕДИСЛОВИЕ

Данный курс лекций представляет собой попытку в достаточно краткой форме раскрыть очень обширную тему правового обеспечения государственного и муниципального управления. Причем государственное управление в данном случае понимается в самом широком смысле - как деятельность всех органов и звеньев в системе публичной власти.

Государственное и муниципальное управление в России осуществляется целой системой органов, разделенных на ветви и уровни. Порядок формирования и деятельности каждого органа, его компетенция регулируется отдельным нормативным правовым актом, а нередко и несколькими такими актами. В этой связи данный курс лекций очень насыщен правовым материалом, он базируется на изучении нескольких десятков законов и подзаконных актов.

Более того, в представленном издании широко используются акты Конституционного Суда РФ, поскольку без них невозможно полное раскрытие темы. В актах Конституционного Суда РФ дается толкование многих конституционных принципов и норм, дается ответ на многочисленные спорные вопросы правотворчества и правоприменения.

С учетом того, что данный курс лекций адресован магистрантам и предполагает углубленное изучение материала, в издании затрагиваются различные проблемные вопросы. По ним автор высказывает свою точку зрения, но не навязывает ее, а предлагает читателям подумать и сформулировать свое мнение.

Данное учебное пособие не никоим образом не претендует на исчерпывающее изложение всего теоретического и юридического материала по теме, это было бы невозможно даже в рамках целой монографии. Как известно, чем шире предмет исследования, тем более поверхностно его изучение. Это пособие является скорее отправной точкой для дальнейшего изучения проблематики государственного и муниципального управления, своего рода «дорожной картой», на которой обозначены основные ориентиры.

В тексте курса лекций читатель встретит многочисленные отсылки к нормативным правовым актам. Это сделано специально для того, чтобы ориентировать обучающихся на изучение первоисточников. Для более полного и качественного изучения дисциплины необходимо обращаться непосредственно к изучению соответствующих правовых актов. Кроме того, после каждой главы содержится список основной и дополнительной литературы, к этим источникам тоже следует обращаться для более полного изучения темы.

Нужно учесть, что законодательство нашей страны постоянно меняется. Принимаются новые нормативные акты вместо ранее действовавших, вносятся многочисленные поправки. Данное пособие написано с учетом законодательства по состоянию на 1 мая 2016 года. С учетом возможных дальнейших изменений, читателю рекомендуется самостоятельно использовать компьютерные правовые базы «Гарант», «Консультант», «Кодекс», в которых нормативные правовые акты представлены в актуальной редакции.

При работе с данным курсом лекций рекомендуем придерживаться определенной последовательности действий. Прежде всего, нужно ознакомиться с изложенным в соответствующей главе лекционным материалом. Затем, для углубления знаний, следует изучить дополнительно рекомендованную литературу и нормативные правовые акты. После изучения каждой темы необходимо ответить на контрольные вопросы. Если при ответе на них возникли затруднения, следует вернуться к соответствующему разделу темы и более внимательно его изучить.


ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ

Цель дисциплины «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» состоит в формировании компетенций конструктивного взаимодействия с гражданами и институтами гражданского общества, другими организациями, способности и готовности к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества, владения технологиями управления персоналом и кадрового аудита, умения вырабатывать решения, учитывающие правовую и нормативную базу.

Для этого решаются следующие задачи:

Изучение государственного и муниципального управления как правового феномена, своеобразия форм организации власти народа, содержания государственных и муниципальных правовых отношений;

Представление важнейших принципов, сущности, содержания и форм основ правового обеспечения административной деятельности (менеджмента) в Российской Федерации;

Раскрытие сущности и своеобразия местного самоуправления как формы организации власти народа, соотношения власти местного самоуправления (муниципальной власти) и государственной власти;

Развитие студентами навыков толкования и применения законодательства в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц;

Приобретение навыков применения судебной, административной и хозяйственной практики в области менеджмента, принятия на их основе правовых решений и совершения иных юридических действий в точном соответствии с законом, а также установления фактов правонарушений, определения меры ответственности, наказания виновных и восстановления нарушенных прав.

Дисциплина «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» относится к базовой части профессионального цикла (М2.Б), предназначенной для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление».

Изучение данной учебной дисциплины осуществляется после изучения «Правоведения» («Право») и призвана закрепить у студентов уже полученные навыки логического мышления, умения выявлять закономерности и особенности государственно-правового и экономико-правового процесса, государственного воздействия на экономику, правовое обеспечение управленческой деятельности и процессов администрирования, причинно-следственные связи, закладывает основы мировоззрения, формирует профессиональное правосознание и гражданскую позицию.

«Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» также логически связано с другой дисциплиной - «Правовые основы Российского государства», изученной на первой ступени высшего профессионального образования по различным направлениям бакалавриата, и в процессе изучения которой формировались основные общекультурные компетенции, направленные на овладение культурой мышления, способностью к анализу и синтезу.

Входные знания являются базой для дальнейшего углубленного изучения права, понимания закономерностей и причинно-следственных связей, выработки умения анализировать факты и прогнозировать последующее развитие отечественного законодательства. Необходимость и значимость изучения данной учебной дисциплины обусловлена как теоретическими, так и практическими факторами. Для решения тех сложных и масштабных задач, которые стоят в настоящее время, и буду стоять в течение всего обозримого будущего перед отечественными управленцами, требуются не только глубокие знания и умение профессионально работать на основе позитивного права, но и способность ориентироваться в многообразии институтов публичной власти в современном мире, с реализацией деятельности которых руководители неизбежно вступают в различного рода взаимосвязи.

Изучение правового обеспечения государственного и муниципального управления помогает глубже познать свою национальную правовую систему, способствует не только расширению общего кругозора выпускника соответствующего профиля магистратуры, но и выработке критического подхода к различным явлениям правовой жизни, умение видеть тенденции правового развития в рамках не только собственной правовой системы РФ, но и основных правовых систем современности.


РАЗДЕЛ I.

Введение в правовое обеспечение государственного и муниципального управления

Федеральное государственное образовательное учреждение

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (РАГС)

правового обеспечения государственной и муниципальной службы

Учебно-методическое обеспечение курса

Правовое обеспечение государственного и

Москва

Планы активных форм занятий

«Правовое обеспечение государственного и

муниципального управления»

Тема 4. Принципы правового регулирования целевой

и функциональной структур государственного и муниципального управления

(«Круглый стол»)

Вопросы для обсуждения:

1. Правовые формы закрепления принципов и целей управления: конституции, государственная политика, государственная программа, послания Президента Российской Федерации, акты органов законодательной и исполнительной власти.

2. Правовое регулирование функций управления; функций государственного управления и управленческих функций органов. Взаимосвязь целей и функций управления.

по курсу «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления»

1. Особенности правового обеспечения системы государственного и муниципального управления.

2. Место государства в правовом обеспечении государственного и муниципального управления.

3. Система нормативных по правовому обеспечению государственного и муниципального управления.

4. Специфика организационно-правовых средств обеспечения государственного и муниципального управления.

5. Параметры анализа и оценки развития правового обеспечения управленческой деятельности.

6. Механизмы, применяемые для правового обеспечения государственного и муниципального управления.

7. Правовые критерии присвоения муниципальному образованию статуса наукограда.

8. Правовые направления реализации целей и задач современной политики инновационного развития управления.

9. Полномочия органов федеральной и региональной власти в области реализации политики инновационного управления.

10. Показатели эффективности межрегионального и межмуниципального взаимодействий по формированию правовой базы регионального и муниципального управления.

2. Системы и принципы правового обеспечения инновационного управления в Российской Федерации.

3. Правовое обеспечение управленческих отношений.

4. Правовой статус органов государственного управления.

5. Развитие правовых форм и методов управленческой деятельности в условиях административной реформы.

6. Компетентность и профессионализм руководителей органов государственного управления и местного самоуправления.

7. Дисциплина и юридическая ответственность в системе государственного и муниципального управления.

8. Правовой нигилизм в управлении.

9. Правовые средства преодоления коррупции в управлении.

10. Совершенствование положений о государственных и муниципальных органах.

11. Инновационно-правовые требования к управленческим решениям.

12. Правовое обеспечение государственного управления в субъектах Российской Федерации.

13. Организационно-правовые акты органов муниципального управления.

14. Инновационность правового обеспечения государственного и муниципального управления в контексте Стратегии развития России до 2020 года.

Примерные темы рефератов

I. Понятие правового обеспечения государственного и муниципального управления.

3. Предмет правового обеспечения государственного и муниципального управления.

4. Метод правового регулирования государственного и муниципального управления.

5. Правовое регулирование компетенции органов государственного и местного самоуправления.

6. Правовое обеспечение целей управления.

7. Структура правового статуса органов государственного и муниципального управления.

8. Законность в управлении.

9. Юридическая ответственность в управлении.

10. Правовые процессы применения юридической ответственности.

I1. Прокурорский надзор за законностью актов управления.

13. Обеспечение законности в государственном и муниципальном управлении.

14. Дисциплина в государственном и муниципальном управлении.

15. Юридические требования к управленческим решениям.

Примерные темы выпускных квалификационных работ

1. Предмет правового обеспечения государственного и муниципального управления.

2. Методы правового обеспечения государственного и муниципального управления.

3. Особенности правового обеспечения местного самоуправления.

4. Структура правового обеспечения государственного управления и местного самоуправления.

5. Формы правового обеспечения государственного управления и местного самоуправления.

6. Принципы правового обеспечения государственного и муниципального управления.

7. Конституция Российской Федерации о государственном управлении. Содержание правового регулирования и проблемы его практической реализации.

9. Законность в государственном и муниципальном управлении.

10. Формы и методы обеспечения законности в государственном и муниципальном управлении.

11. Прокурорский надзор за законностью актов управления.

12. Судебный контроль за законностью актов управления.

13. Понятие и структура государственной дисциплины.

14. Виды юридической ответственности в государственном и муниципальном управлении.

15. Правовое регулирование дисциплинарной ответственности в государственном и муниципальном управлении.

16. Административная ответственность в государственном и муниципальном управлении.

17. Инновационно-правовые отношения в системе государственного и муниципального управления.

Основная литература по учебному курсу

1. Законодательство

1. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Международные акты о правах человека: Сборник документов. – М.: 2000. С. 539-570.

2. Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.) Хартия ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом -ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 36. – Ст. 4466.

3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: официальное издание. – М.: Юридическая литература, 2009.

4. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон -ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации – 1997. – № 51. – Ст.5712. (с изм.).

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях -ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 1 (Ч. 1). – Ст. 1 (с изм. и доп.).

6. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон -ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – № 22. – Ст. 2063.

7. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.

8. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 2 марта 2007 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. – № 10. – Ст.1152.

9. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон -ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – № 40. – Ст. 3822 (с изм. и доп.).

10. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон -ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – №ч.). – Ст. 3448.

О противодействии коррупции: Федеральный закон -ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. - № 52 (ч.1). - Ст. 6228.

Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. - № 7.- Ст. 776.

11. О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (годы)»: Указ Президента РФ //Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 11. – Ст. 1277.

12. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации (с изм.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – № 11. – Ст. 945.

13. О Концепции административной реформы в Российской Федерации в годах: Распоряжение Правительства РФ -р (с изм. 2008) //Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. – № 46. – Ст. 4720.

14. Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 //Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. – № 20.- Ст. 2290.

15. О мерах по противодействию коррупции: Указ Президента Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 //Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. – № 21. – Ст. 2429.

16. Национальный план противодействия коррупции. Утв. Президентом РФ от 01.01.01 г. № Пр-1568 //Российская газета. № 000. 5 авг. 2008.

17. Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. – М., гг.

2. Специальная литература:

1. Актуальные вопросы развития муниципальных образований /, [и др.] /под общ. ред. , . – М.: Изд-во РАГС, 2008.

2. Атаманчук государственного управления. Курс лекций. – 4-е изд. – М.: Омега-Л, 2009.

3. Барциц государственного управления в России: правовой аспект. – М.: Формула права, 2008.

4. Вишняков проблемы совершенствования системы и структуры федеральных органов власти: лекция. – М.: РАГС, 2006.

5. Глазунова государственного и муниципального управления: учебник. – М.: Проспект, 2009.

6. Государственное управление: основы теории и организации. В двух частях. Под ред. – М.: 2003.

7. Граждан управления. – М.: 2004.

8. Енгибарян право Российской Федерации. Учебник. – М., 2003.

9. Жуков реформы: социология, экономика, политика. – М., 2002.

10. Зеркин теории государственного управления: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов. – М.: – Ростов н/Д: МарТ, 2007. – (Учебный курс).

11. , Ульянова и культура государственного управления. Учеб. пособие. – М.: Флинта, МПСИ, 2005.

12. Киреева статус муниципальных служащих в Российской Федерации: монография. – М.: Изд-во РАГС, 2008.

13. Классики теории государственного управления: американская школа. Отв. ред. – М., 2003.

14. Козбаненко. основы государственного управления: общая часть. – М.: ИКФ «ЭКМОС», 2003.

15. Колесников и особенности государственного и муниципального управления в США. – Волгоград: Изд-во ВАГС, 2005.

16. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» /под ред. (Председатель ред. совета). – СПб.: Питер, 2008.

17. Крылова правовой государственности на форму и содержание государственной службы в России. – М.: Социум, 2006.

18. Крылова системы государственной службы Российской Федерации: лекция. – М.: Изд-во РАГС, 2008.

19. Крылова государственной службы Российской Федерации: теория, практика, проблемы институционализации: монография. – М.: «Восход-А», 2008.

20. Незнамова самоуправление: прошлое, настоящее и будущее. – М.: РАГС, 2009.

21. Максимов. Закон, ответственность. – М., 2000.

22. Правовое обеспечение государственной службы Российской Федерации: Учеб. /Под общ. ред. . – М.: Изд-во РАГС, 2007 (Учебники РАГС при Президенте РФ).

23. Прокошин обеспечение управления и идеология народов, властей, служащих. – М.: Изд-во Социум, 2009.

24. Прокошин юридической инноватики служащим: консенсусное и управленческое право. – М.: Мосинвестиздат, 2006.

25. Прокошин, власть и жизнеобеспечение человека: основы новейшей камералистики. – М., 2000.

26. Пронкин СВ., Петрунин управление зарубежных стран. – М., 2001.

27. Рой государственного и муниципального управления. – СПб.: Питер, 2009.

28. Система государственного и муниципального управления: Учебник /Под ред. . – М.: РАГС, 2005. – (Учебники РАГС при Президенте РФ).

29. Состояние и механизмы модернизации российского государственного управления. ГУ-ВШЭ. – М., 2004.

30. Теория управления. – М.: РАГС, 2004. – (Учебники РАГС при Президенте РФ).

31. Чиркин управление: Учебник. – М.: Юристъ, 2004.

32. Энциклопедия государственного управления в России: в 2 т. /под общ. ред. ; отв. ред. . – М.: Изд-во РАГС, 2008.

33. Государственная служба: энциклопедический словарь /под общ. ред. , . – М.: Изд-во РАГС, 2008.

34. Муниципальное управление: энциклопедический словарь /под общ. ред. , . – М.: Изд-во РАГС, 2008.

36. Эффективность государственного управления /Общ. ред. и. – М.; 1998.

ВОПРОСЫ к экзамену

по курсу «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления»

1. Понятие правового регулирования общественных отношений.

2. Сущность, предмет правового обеспечения государственного и муниципального управления.

3. Принципы правового обеспечения государственного и муниципального управления.

4. Система правового обеспечения государственного и муниципального управления.

5. Правовое обеспечение целей государственного управления. Понятия государственной политики, государственной программы и государственной стратегии.

6. Правовое обеспечение функций государственного и муниципального управления. Компетенция органа.

7. Развитие компетенции органов государственного и муниципального управления: национальные и международно-правовые аспекты

8. Правовое обеспечение организации государственного и муниципального управления на этапе развития информационного общества. Правовой статус организационных структур управления.

9. Правовое обеспечение подсистемы органов государственного и муниципального управления. Типичное в правовом регулировании.

10. Развитие правовых отношений в государственном и муниципальном управлении субъектов Федерации.

11. Правовое обеспечение управленческой деятельности. Инновации в управлении.

12. Статус органов управления, нормативно-правовые акты и процесс регулирования управленческих отношений.

13. Развитие организационно-правовых форм управленческой деятельности. Соотношение материальных и процессуальных норм.

14. Компетентность должностных лиц органов государственного и муниципального управления.

15. Обеспечение законности в государственном и муниципальном управлении.

16. Контроль в системе органов государственного и муниципального управления.

17. Дисциплина в государственном и муниципальном управлении. Виды служебной дисциплины.

18. Конституция Российской Федерации о сущности и особенностях государственного и муниципального управления.

19. Правовое регулирование ответственности в государственном и муниципальном управлении. Виды ответственности.

20. Юридические гарантии законности, обоснованности и ответственности в государственном и муниципальном управлении.

21. Виды и процедуры юридической ответственности в государственном и муниципальном управлении.

22. Преодоление правового нигилизма и профилактика принятия незаконных актов управления.

23. Юридические характеристики коррупции в государственном и муниципальном управлении.

24. Правовые формы управленческих решений (актов). Правовые требования к управленческим отношениям.

25. Юридические требования к управленческим решениям (актам).

26. Положения о государственных и муниципальных органах, регламенты их работы.

27. Иерархия (соподчиненность) управленческих решений: ее юридическое значение.

28. Формы и методы правового регулирования государственного и муниципального управления в субъектах Российской Федерации.

29. Уставы муниципальных образований как организационно-правовые акты муниципального управления.

30. Внешний и внутренний контроль в государственном и муниципальном управлении.

31. Правовая природа и содержание планов работы государственных и муниципальных органов.

32. Эффективность правового обеспечения государственного и муниципального управления.

Виды правового регулирования как государственного, так и муниципального управления можно классифицировать по:

  • 1) отраслям права - конституционное, административное, уголовное, трудовое, гражданское и т.д.;
  • 2) уровням и принципу федерализма - федеральные и региональные;
  • 3) юридической силе - законодательные и подзаконные.

Формы правового регулирования государственного управления -

правовые формы, используемые для определения юридического состояния и регламентации институтов, процессов и отношений государственного управления с целью придания им должной структурной организованности и официально выраженной фиксации. Важнейшими формами правового регулирования являются правовые акты. Формы правового регулирования государственного управления - правовой режим, правовой статус, регистрация, лицензирование, разрешительно-уведомительная система, государственный контроль, правоограничения и др. Работа государственной администрации проходит в следующих правовых формах: правотворчество, правоприменение, правоохранение, правосудие, правозащита, юрисдикция и т.д.

Методы правового регулирования государственного управления - комплекс приемов, способов и средств юридического воздействия на социально-правовую сферу и соответствующие элементы в процессе упорядочения общественных отношений по поводу осуществления государственной власти и государственного управления. Метод воплощает в себе, с одной стороны, способ осуществления регулятивных функций права в данной сфере общественных отношений, а с другой - средство воздействия социальных управляющих систем (субъекты правового регулирования), входящих в государственный аппарат, на социальные управляемые системы (объекты).

Особенности правового регулирования государственного управления проявляются в сочетании используемых средств, приемов и способов регулирования: дозволения, запреты, обязывания, подчиненность, подотчетность и подконтрольность, доверие государства, верность служащих, правовое стимулирование и правовое ограничение.

Механизм административно-правового регулирования включает в себя следующие средства:

  • предписания - одной стороне регулируемых отношений предоставляется определенный объем юридически властных полномочий по отношению к другой стороне, которая обязана подчиняться первой;
  • односторонность волеизъявления - только один из участников отношений имеет юридически властное значение в принятии решения. Такой компетенцией обладают субъекты государственной власти;
  • подчиненность субъектов права предписаниям, исходящим от тех должностных лиц, которые наделены соответствующими полномочиями и компетенцией;
  • использование - установление дозволений, при которых участники регулируемых управленческих отношений находятся в равноправных отношениях.

В числе административно-правовых методов используются принудительные средства. В своей совокупности меры принудительного обеспечения составляют институт административного принуждения.

Меры административного принуждения подразделяют на три группы: предупредительные, пресекательные и меры административной ответственности.

Среди способов правового регулирования применительно к субъекту государственного управления различают:

  • императивное регулирование (метод субординации) ведется на властно-категоричных началах органами государственной власти сверху донизу в объеме их компетенции и по кругу объектов юрисдикции;
  • диспозитивное регулирование (метод координации) позволяет осуществлять правовое регулирование посредством согласования. Этот способ включает в себя: 1) дозволение совершать действия; 2) наделение определенными правами участников общественных отношений; 3) предоставление лицам возможности выбора варианта своего поведения;
  • субсидиарное (вспомогательное) регулирование применяется как дополняемое нормами другой отрасли права, затрагивающей данную сферу общественных отношений.

Таким образом, сущностью правового регулирования государственного управления является нормативное закрепление целесообразных правил поведения людей в отношениях по поводу осуществления государственной власти и управления. Соответственно этому используется метод правового регулирования государственного управления - комплекс приемов, способов и средств формирования и упорядочения реализации государственно-управленческих воздействий на государственно-правовые институты и элементы, общественное сознание, поведение и деятельность в данной сфере.

Главный смысл правового обеспечения государственного управления заключается в осуществлении целей удовлетворения индивидуальных, национальных и общечеловеческих интересов.

Формирование системы правового обеспечения государственного управления, к сожалению, идет стихийным образом, без опоры на тщательно выработанную теоретическую концепцию. Главная трудность создания такой концепции - проблема соотношения публичного и частного права.

Все совершаемые в процессе государственного управления действия должны быть урегулированы правовыми нормами, устанавливающими четкие юридические пределы должного и возможного, поощряемого и запрещенного для соответствующих субъектов. Здесь не действует принцип: разрешено все, что не запрещено законом, а напротив: разрешено только то, что разрешено законом, и запрещено все, что им не разрешено. Это обусловлено тем, что правовые пробелы в регулировании государственно-управленческой деятельности снижают ее уровень, дают почву для негативных проявлений в работе госаппарата, открывают дорогу злоупотреблениям и произволу со стороны госслужащих. В силу вышесказанного отношения государственного управления регулируются преимущественно нормами конституционного и административного права.

Правовое обеспечение государственного управления включает:

  • 1. Научно-правовое обеспечение государственного управления - наиболее значимо в осуществлении правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов, для которых они являются неотъемлемыми функциями. Уровень эффективности правового обеспечения государственного управления во многом зависит от его научной обоснованности.
  • 2. Кадрово-правовое обеспечение - обусловлено необходимостью формирования и рационального использования профессионального потенциала специалистов, имеющих юридическую квалификацию, в различных областях и сферах деятельности. Кадровое обеспечение неразрывно связано с управлением, особенно - государственным.

Государственный аппарат - это прежде всего люди, профессионально занимающиеся управленческим трудом. Укомплектование государственных органов профессионально подготовленными кадрами, способными компетентно и ответственно заниматься государственным управлением, является важнейшей политической, а значит, общественно значимой организационноуправленческой проблемой и задачей. Обеспечение эффективности государственной службы подразумевает систему мер организационно-правового характера, проводимых в целях осуществления кадровой политики.

Для подготовки кадров, занятых в государственном аппарате, создана сеть учебных заведений.

  • 3. Информационно-правовое обеспечение государственного управления - это принятие и реализация решений, основанных на эффективном использовании современных информационных и коммуникационных технологий. Цель информационного обеспечения органов государственной власти состоит в том, чтобы на базе собранных исходных данных получить обработанную, агрегированную информацию, которая должна служить основой для принятия управленческих решений.
  • 4. Правоохранительное обеспечение - деятельность государства, направленная на обеспечение охраняемых законом прав.
  • 5. Правовое обеспечение прав и свобод, законных интересов человека и гражданина - важнейшая задача, которая непосредственно связана с укреплением демократических основ российской государственности. Конституционное право граждан участвовать в управлении государственными делами обеспечивается возможностью избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32, 81,94, 130 Конституции РФ). В Конституции РФ определены и другие формы участия граждан в управлении делами государства: государственная служба (ст. 32), общественные объединения (ст. 30), органы местного самоуправления (ст. 130), участие в собраниях, митингах и демонстрациях, шествиях и пикетировании (ст. 31), участие в отправлении правосудия (ст. 32), индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).
  • 6. Организационно-правовое обеспечение включает в себя создание, ликвидацию и реорганизацию государственных органов, их структурных подразделений (учреждение органа, определение компетенции его структурных единиц, установление правил и порядка, организационно-правовых механизмов и процедур его деятельности, деятельности должностных лиц либо других субъектов права; текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органов государства).
  • 7. Процессуальное обеспечение представляет собой урегулированный нормами права порядок осуществления определенных юридически значимых действий в целях обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина, законных интересов субъектов права в тех или иных видах деятельности, а также обеспечения соблюдения законности и правопорядка в осуществлении государственного управления.

Все вышеперечисленное во многом распространяется и на систему местного самоуправления в общем и на муниципальное управление в частности.

Вместе с тем в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 27.05.2004) правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

1. Международные акты. На основании ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Эти нормы и принципы закрепляются в международных пактах, конвенциях, иных международно-правовых документах. Следует особо выделить такие документы, как Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15.10.1985), Декларация о принципах местного самоуправления, принятая Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ (29.10.1994), решения Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, членом которого является Россия.

Европейская хартия местного самоуправления была принята Советом Европы 15.10.1985. Ратификация хартии и приведение российского законодательства о местном самоуправлении в соответствие с ней являлось одним из условий вступления России в Совет Европы. Европейская хартия местного самоуправления была ратифицирована Российской Федерацией 11.04.1998.

Местное самоуправление согласно хартии составляет одну из основ любого демократического строя. Кроме того, в хартии закрепляется, что местное самоуправление осуществляется не только выборными органами, но и через формы прямого участия граждан. Важную роль играют и положения хартии об общих принципах экономической и финансово-налоговой политики государства применительно к местным органам власти.

2. Конституция РФ. Главенствующее положение в системе юридических норм, регулирующих местное самоуправление, занимают конституционные нормы, представляющие собой совокупность юридических принципов и предписаний, которые определяют политикоправовую природу местного самоуправления, закрепляют основные права граждан в области местного самоуправления, регулируют основы правового статуса органов местного самоуправления и их взаимоотношения с государством.

В Конституции РФ вопросам местного самоуправления посвящена гл. 8.

Характер и пределы правового регулирования местного самоуправления определяются федеральными актами, актами субъектов Российской Федерации и локальными актами, которые тесным образом связаны с федеративным устройством государства и политикоправовой природой местного самоуправления.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ вопросы местного самоуправления относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Иными словами, Российская Федерация должна принимать рамочные законы, определяя общие принципы и подходы, устанавливая пределы правового регулирования. Конкретное содержание, учет местной специфики и особенностей формирования местного самоуправления должны определяться субъектами Российской Федерации самостоятельно. На практике же функции Российской Федерации и ее субъектов четко не определены.

  • 3. Федеральный закон от 06.10.2003№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 27.05.2014) является наиболее важным для становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации, формирования законодательства о местном самоуправлении. Он определяет общеправовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления. В отдельные главы выделены вопросы местного значения, порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, органы и должностные лица местного самоуправления, муниципальные правовые акты, экономическая основа местного самоуправления, межмуниципальное сотрудничество, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью, особенности организации местного самоуправления.
  • 4. Иные федеральные законы. В настоящее время на федеральном уровне в основном создана нормативная правовая база, необходимая для организации местного самоуправления. Следует назвать такие федеральные законы, как «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», «О муниципальной службе в Российской Федерации», «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Федеральные законы, регулирующие вопросы местного самоуправления, делятся на две группы:

  • 1) законы, регулирующие только отдельные вопросы местного самоуправления (федеральные законы о муниципальной службе, о финансовых основах местного самоуправления и т.д.);
  • 2) отраслевые законы, регулирующие отдельные отрасли или сферы общественной жизни (федеральные законы о занятости населения, об образовании и т.д.).

Как правило, в законах второй группы есть разделы (главы), посвященные полномочиям или предметам ведения органов государственной власти и органов местного самоуправления. Эти законы принимались в разное время и нередко противоречат Федеральному закону «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в части разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

  • 5. Федеральные подзаконные акты. На федеральном уровне кроме законов вопросы местного самоуправления регулируются и другими нормативными актами. Так, важную роль в правовом регулировании местного самоуправления играют указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Указами Президента РФ реформировалось местное самоуправление - отдельные аспекты местного самоуправления, такие как реформа ЖКХ, реформа муниципальных органов охраны правопорядка, решались иные вопросы.
  • 6. Решения Конституционного Суда РФ, иных судов. Значительное место в настоящее время отводится решениям судебных органов, и в первую очередь решениям Конституционного Суда РФ. Природа решений Конституционного Суда РФ такова, что правовые позиции, выраженные по итогам рассмотрения дела в его постановлении или определении, имеют общеобязательный характер.
  • 7. Законодательство субъектов Российской Федерации. В субъектах Федерации вопросы местного самоуправления регулируются конституциями (уставами) и законами субъектов Федерации, подзаконными актами. Наиболее значительными для становления и развития местного самоуправления являются законы субъектов Федерации о местном самоуправлении.

Практически во всех субъектах Российской Федерации приняты законы, регулирующие вопросы формирования органов местного самоуправления - о местном референдуме, муниципальной службе, государственной регистрации уставов муниципальных образований, об административно-территориальном устройстве, о статусе депутатов представительных органов местного самоуправления, собраниях и сходах, территориальном общественном самоуправлении, об обращениях в органы местного самоуправления, о наделении органов местного самоуправления отдельными государственно-властными полномочиями.

Кроме собственно законодательных актов, в каждом субъекте Российской Федерации существует значительное количество подзаконных актов. В ряде регионов активно действуют конституционные (уставные) суды, также принимающие решения по вопросам местного самоуправления.

В различных регионах наблюдается большое разнообразие в правовом регулировании вопросов местного самоуправления в субъектах Российской Федерации.

8. Муниципально-правовые акты. В ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Федерации.

Нормы местных сообществ - это прежде всего корпоративные нормы, исходящие от определенного сообщества или его органов, регламентирующие внутреннюю организацию, основные направления его деятельности, взаимные права и обязанности его участников. Они в первую очередь обязательны для населения данного муниципального образования.

Нормы, формулируемые органами местного самоуправления, в установленных пределах обладают свойством общеобязательности и гарантированности со стороны государства, т.е. свойствами правовых норм. Соответственно, содержащие такие нормы акты приобретают характер нормативных правовых и включаются в общую нормативную правовую систему.

Вся совокупность нормативных и ненормативных актов муниципального образования представляет собой систему муниципально-правовых, актов. В соответствии со ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в

Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят:

  • 1) устав муниципального образования;
  • 2) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
  • 3) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
  • 4) правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Охарактеризуйте основные функции и задачи правового демократического государства.
  • 2. Назовите и охарактеризуйте основные факторы в общей концепции развития российского законодательства.
  • 3. Дайте понятие правового обеспечения, назовите его важнейшие элементы, виды и формы.
  • 4. Поясните систему правового обеспечения в важнейших сферах общественной жизни.
  • 5. Назовите уровни и основные элементы системы правового обеспечения государственного управления.
  • 6. Дайте понятие правовой основы местного самоуправления и объясните ее структуру.

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. АКАДЕМИКА М.Ф. РЕШЕТНЕВА

__________________________________________________________________

Красноярск 2013

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнёва

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Программа и методические указания по подготовке к практическим занятиям и к экзамену для магистрантов направления 080200.68 «Менеджмент» магистерской программы: «Правовое обеспечение хозяйственной деятельности»

Красноярск 2013

УДК 351/354(075.8)

Рецензент

кандидат юридических наук, доцент В. В. Сафронов

Печатается по решению Методической комиссии ГФ

Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: программа и методические указания по подготовке к практическим занятиям и к экзамену для магистрантов направления 080200.68 «Менеджмент» магистерской программы: «Правовое обеспечение хозяйственной деятельности» / Сост.: Е.С. Щебляков; СибГАУ. – Красноярск, 2013. - 33 с.

© Сибирский государственный аэрокосмический

университет имени академика М. Ф. Решетнева, 2013

Практикум………………………….……………………….……..……………......10

Контрольная работа……………..…………….…………………………...……....19

Тематика реферативных работ по дисциплине «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления».. ……………………….........27

Контрольные вопросы, выносимые на экзамен……………………...…….....…..28

Вопросы для проверки знаний и эрудиции…………………………………...…..30

Введение

Правовое обеспечение государственного и муниципального управления – комплексная отрасль права. Управление как основа упорядочения процессов в обществе, как сложная система требуют знаний о состоянии и процессах развития государственных и муниципальных образований и органов государственной и муниципальной власти.

Учебная программа курса включает в себя два модуля – о государственном управлении и муниципальном соответственно. Первый модуль раскрывает понятие, сущность, принципы государственного управления как сложной системы, а также особенности регулирования в некоторых сферах общества. Второй модуль: понятие, сущность и особенности местного самоуправления.


Тема 1. Государственное управление: понятие, сущность, принципы,

критерии эффективности.

Государственное управление, публичное управление, самоуправление. Государственное управление в системе социального управления. Политическое

управление. Соотношение государственного управления и исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти. Субъект и объект государственного управления. Цели и функции государственного управления. Взаимодействие государства и гражданского общества в управленческой деятельности. Понятие принципов государственного управления.

Нормативные и организующие принципы. Иерархия принципов, их взаимодействие. Критерии эффективного управления. Этапы оценки эффективности: идентификация результата управленческого воздействия, определение связи результата с отдельными факторами, соотнесение результата с целями, учет оценки при программировании. Определение и повышение эффективности через промежуточные показатели. Специфика оценки эффективности государственного управления. Пути повышения эффективности государственного управления.

Политика и другие виды управленческой деятельности. Разделение и взаимопроникновение видов управленческой деятельности. Инициатор, субъект, оператор политики. Объект государственной политики. Цели и этапы государственной политики Отраслевые и территориальные направления политики, их взаимодействие. Стихийное и программированное формирование политики. Планирование и прогнозирование в государственном управлении. Планирование реализации политики: проблема соотношения общих и частных за

дач, учет интересов. Централизованная и децентрализованная реализация государственной политики. Управление и манипулирование. Делегирование функций и полномочий как способ реализации государственной политики. Лоббирование и государственное управление. Способы и механизмы реализации государственной политики.

Тема 3. Система государственного управления и реализация принципа разделения властей в ведущих странах мира.

Определение и классификация внешней среды государственного управления. Внешняя среда непосредственного влияния. Взаимодействие государства и общества. Роль государства в обществе. Понятие и сущность принципа разделения властей. Зарождение идеи идеального обустройства государственной власти. Особенности государственного управления в период зарождения идей правового государства. Соотношение исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти в современных государствах. Закрепление принципа разделения властей в нормативно-правовых актах государства.

Тема 4. Высшие органы государственной власти и управления Российской Федерации в системе разделения властей.

Понятие органа государственной власти. Орган управления, организация, учреждение. Виды органов управления. Роль организующих принципов в характеристике органа государственной власти и управления. Полномочия органов управления. Органы государственной власти и органы государственного

управления. Президент и подсистема президентской власти. Полномочия Президента по отношению к органам исполнительной власти. Президент и Правительство. Функции, структура и полномочия Администрации Президента. Органы, обеспечивающие деятельность главы государства. Место президентской власти в системе разделения властей. Место и роль Правительства РФ в системе государственного управления. Система федеральных органов исполнительной власти. Территориальные органы управления федеральных министерств и ведомств. Нормативные акты органов исполнительной власти. Федеральное Собрание РФ. Структура и организация деятельности палат Федерального Собрания РФ. Законодательный процесс. Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации. Место Федерального Собрания в системе государственных органов России.

Тема 5. Региональные системы государственного управления РФ на современном этапе государственного строительства.

Генезис функциональной и организационной структуры органов государственной власти субъектов РФ. Высшие должностные лица: статус, порядок избрания, компетенция. Распорядительные и контрольные полномочия высших должностных лиц. Аппараты и управления делами высших должностных лиц субъектов РФ. Рабочие группы и комиссии при высших должностных лицах субъектов РФ. Региональные органы исполнительной власти. Отраслевые и территориальные органы управления. Варианты иерархии и делегирования функций в рамках взаимоотношений федеральных и региональных органов исполнительной власти. Развитие региональной законодательной системы. Порядок формирования и статус законодательных органов. Структура региональных законодательных органов власти и их аппаратов. Полномочия структурных подразделений, регламент и порядок их деятельности. Межрегиональные различия и специфика законодательных органов власти субъектов РФ. Организация процесса нормотворчества.

Тема 6. Федеральные округа в системе взаимодействия федерального и регионального уровней управления.

Политически, экономические и социальные предпосылки организации федеральных округов. Правовая основа деятельности Полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Взаимодействие Полномочных представителей с органами государственной власти субъекта РФ. Федеральные инспекторы: права и компетенция. Региональные представительства

федеральных органов государственной власти и проблемы их взаимодействия с

региональными органами власти и управления.

Тема 7. Государственное управление и регулирование финансово – экономической сферой.

Цели государства в управлении экономикой. Система органов государственного управления экономикой федерального и регионального уровней. Государственная собственность и ее роль в государственном управлении экономическими процессами. Приватизация. Повышение эффективности управления государственным имуществом. Государственное регулирование в области конкуренции и естественных монополий. Государственная поддержка малого предпринимательства. Программирование регионального развития. Региональная инвестиционная политика. Государственное регулирование агропромышленного комплекса региона, социальное развитее села. Понятие и структура финансовой системы. Финансовые институты федерального уровня управления. Государственная бюджетная система как важнейшее звено финансовой системы РФ. Федеральные и региональные внебюджетные фонды и их деятельность. Государственный кредит. Налоговая система, денежно-кредитное регулирование, государственные субсидии и дотации. Региональные бюджеты: источники и порядок формирования.

Тема 8. Государственное управление социальной и культурной сферами.

Основные задачи по управлению социальной и культурной сферой. Проблемы управления социально-культурными вопросами в современной России. Государственная и региональная политика в сфере социальной защиты населения, занятости и регулирования миграции. Региональные органы социальной защиты населения: структура и деятельность. Социальное обеспечение, жилищная политика, политика в области образования. Органы управления социально-культурной сферой. Переход к новой модели обеспечения социальных гарантий. Основные направления государственной политики в области здравоохранения. Перспективы развития системы образования: роль государственной власти. Деятельность региональных органов власти в сфере молодежной политики. Формы и методы управления наукой.

Тема 9. Государственное и региональное управление в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных и конфликтных ситуаций.

Виды конфликтов в государственно-управленческой деятельности. Конфликты интересов и конфликты полномочий. Согласительные процедуры. Арбитраж. Судебное разрешение конфликтов. Регулирование конфликтов между субъектами конституционного права. Регулирование конфликтов между субъектами административного права. Воздействие личных конфликтов на систему государственного управления. Государственное урегулирование социальных конфликтов. Неформальное разрешение конфликтов в государственном управлении. Система национальной безопасности. Государственные органы по предупреждению и ликвидации последствии чрезвычайных ситуаций федерально-

го и регионального уровней. Гражданская оборона. Государственная противопожарная служба. Государственные органы по борьбе с терроризмом.

МОДУЛЬ II.

Тема 10. Местное самоуправление в РФ: содержание, сущность, методологические основы функционирования.

Муниципальное управление и местное самоуправление. Предмет и цели местного самоуправления. Частные и общие принципы местного самоуправления. Методы управления местными сообществами. Основные структурные элементы местного самоуправления. Местное общество и его признаки. Местное самоуправление как составной элемент общей системы государственного управления. Теории местного самоуправления. Функции муниципального управления. Сущность функций муниципального управления. Содержание основных функций муниципального управления. Факторы, влияющие на состав и развитие функций управления. Схема управленческого цикла. Дублирование функций управления. Две категории полномочий местного самоуправления: собственные, отдельные. Формы наделения отдельными государственными полномочиями. Основные принципы наделения отдельными государственными полномочиями. Законодательная база наделения полномочиями органов местного самоуправления.

Тема 11. Местное самоуправление в системе власти и управления РФ на современном этапе.

Механизмы и принципы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти. Полномочия органов государственной власти в сфере местного самоуправления: общеправовые, экономические, административные. Реформа местного самоуправления и административная реформа. Полномочный представитель Президента в Федеральных округах и местное самоуправление. Специфика взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти в субъектах Федерации. Механизмы защиты интересов местного самоуправления в федеральных и региональных органах власти. Организационно – правовые формы деятельности

представительных органов местного самоуправления. Депутаты представительных органов местного самоуправления. Администрация муниципального образования. Типовая структура, полномочия, правовые основы деятельности администрации муниципального образования. Глава муниципального образовании: статус, организационные основы деятельности. Проектирование организационных структур управления на муниципальном уровне. Этапы и элементы проектирования, оценка результатов.

Тема 12. Муниципальная собственность и финансы: содержание, состав и проблемы формирования и управления.

Понятие «муниципальная собственность». Средства местного бюджета. Муниципальные внебюджетные фонды. Имущество органов местного самоуправления. Муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности. Муниципальные предприятия и учреждения. Муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации. Муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения. Процесс формирования муниципальной собственности. Передача объектов государственной собственности в муниципальную собственность. Безвозмездная передача муниципальной собственности в государственную. Учет муниципальной собственности. Держатель реестра. Основанием для включения в реестр или исключения из реестра объектов муниципальной собственности. Система управления муниципальной собственностью. Стратегические цели. Процесс приватизации и национализации. Управление муниципальными унитарными предприятиями. Контроль за эффективным использованием муниципального имущества.

Тема 12. Социальная политика органов местного самоуправления.

Социальные процессы в муниципальных образованиях: общая характеристика. Муниципальное здравоохранение, основные проблемы и перспективы его развития. Муниципальные образовательные учреждения: характеристика, специфика функционирования и финансирования. Взаимодействие муниципальных органов управления и учреждений науки и культуры. Динамика жизненного уровня и проблема доходов населения в муниципальных образованиях. Социальный паспорт муниципального образования. Социальная защита населения органами местного самоуправления. Принцип адресной социальной поддержки. Безработица и проблемы занятости населения на муниципальном уровне. Технологии взаимодействия органов муниципального управления и служб занятости. Обеспечение законности и правопорядка на территории муниципального образования. Работа муниципальной милиции. Деятельность органов местного самоуправления по обеспечению экологической безопасности.

Тема 13. Инвестиционные процессы в муниципальном образовании.

Инвестиционный процесс как предмет управленческой деятельности. Инвестиционный потенциал территории муниципального образования: содержание и технологии оценки. Инвестиционные ресурсы муниципального образования. Определение предельных возможностей по использованию ограниченных ресурсов. Инвестиционная политика органов местного самоуправления. Процедуры управления инвестиционной политикой. Инструменты развития инвестиционной привлекательности и активности местного сообщества. Система взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти по формированию и реализации инвестиционных программ. Характеристика местных бюджетов как инструмента экономического регулирования и развития. Основные этапы бюджетного процесса: разработка проекта бюджета, утверждение бюджета, его исполнение, принятие отчета об исполнении бюджета. Доходные источники местных бюджетов. Закрепленные доходы. Местные налоги. Основные направления расходования средств муниципального бюджета. Типовая структура муниципального бюджета. Проблемы формирования муниципальной собственности. Критерии определения границ и размеров муниципальной собственности. Формирование системы управления муниципальной собственностью. Управление недвижимостью на муниципальном уровне: текущее состояние и основные направления совершенствования.

ПРАКТИКУМ

Цель семинарских занятий - оказание помощи магистрантам в усвоении курса «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления», выработка навыков работы с нормативными актами, правильное применение действующего законодательства.

Подготовку к семинарским занятиям магистрант должен начинать с изучения рекомендованной литературы и нормативного материала. После этого ему целесообразно подготовить план ответа по каждому вопросу, обсуждаемому на семинаре для мотивированного ответа.

Магистрант может использовать для подготовки к семинарским занятиям материалы, опубликованные в местной прессе; результаты обобщения практики деятельности местных органов самоуправления.

Магистранты должны принимать активное участие в обсуждении темы; могут выступать с рефератами по обсуждаемым проблемам; решать задачи, рекомендованные к семинарским занятиям.

Цели семинарских занятий

Семинарские занятия преследуют несколько целей:

а) углубление и закрепление знаний о природе и роли государственного и муниципального управления;

б) изучение актов, являющихся источниками права;

в) создание четких представлений об организации работы органов государственного управления и местного самоуправления;

г) получение практических навыков для работы с документами - составление проектов решений, справок, оценка (разбор) конкретных ситуаций;

е) развитие у студентов стремления и способности к самостоятельному исследованию изучаемых реальностей, их критической оценке.

Методы работы на семинаре. Подготовка к семинарским занятиям включает использование лекционного материала, изучение нормативных материалов и литературы, практическое применение законодательства при решении конкретных ситуаций, возникающих в организации и деятельности органов местного самоуправления, подготовку докладов, обзоров, рефератов, проектов

решений и иных документов по заданию преподавателя.

Формами работы на семинарах являются выступления по вопросам темы, сочетающие изложение теоретических положений с анализом практики; разбор задач, обсуждение составленных магистрантами обзоров и образцов документов. В отдельных случаях по поручению преподавателя магистранты готовят доклады, в которых особое внимание должно быть уделено, прежде всего, дискуссионным вопросам государственного и муниципального управления, отражена современная практика работы органов государственной и муниципальной власти.

Проверка знаний осуществляется по выступлениям магистрантов на семинарских занятиях, при собеседовании на консультациях, а также при проведении, не реже двух раз в семестр, тестирования по пройденному материалу.

Контрольные работы проводятся в середине и в конце семестра по темам, рекомендованным кафедрой. Для написания работы отводится 30-40 минут. На

очередном занятии со студентами преподаватель анализирует выполненные работы.

При оценке выступлений и контрольных работ учитываются глубина знаний теоретических проблем правового регулирования государственного и муниципального управления, законодательства и практики, культура речи, система письменного изложения необходимого материала. Особое внимание уделяется умению самостоятельно мыслить, аргументированному обоснованию критических выводов и т. д.

Тема 1. Государственное управление: понятие, сущность, принципы, критерии эффективности.

2. Роль государства в обществе.

3. Системный подход в государственном управлении.

4. Государственное управление как система.

Литература:

Богданов А. А. Тектология: всеобщая организационная наука: В 2-х т.- М.: Экономика, 1989.-Т. 1.-С. 69-206.

Василенко И. А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Велико британия, Франция, Германия.- М., 1996.- С. 28- 31.

Государственное управление: Основы теории и организации / Под ред. В. А. Козбаненко.- М.: Статут, 2000.- С. 8-80.

Хиценко В. Е. Самоорганизация в социальных системах. Эволюционный менеджмент.- Новосибирск: НГТУ, 1993.

Тема 2. Государственная политика: принципы формирования и реализации.

1. Понятие политики государства.

2. Принципы формирования.

3. Реализация государственной политики (объект, субъект).

4. Ответственность в случае нарушения порядка реализации государственной политики.

Литература:

Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: Курс лекций.- М.: Юридическая литература, 1997.-С. 21-ПО.

Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли.- М.: Танаис Ди-Дик, 1992. Государственное управление: Основы теории и организации / Под ред. В. А. Козбаненко.- М.:Статут, 2000.- С. 8-80.

Гумилев Л. Н. Конец и вновь начало.- М.: Танаис Ди-Дик, 1992.

Зеркин Д. П. Игнатов В. Г. Основы теории государственного управления.- Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2000.- С. 10-29.

Тихомиров Л. А. Единоличная власть как принцип государственного строения.- М., 1993.- 190 с. тура, 1997.-С. 21-ПО.

Тема 3. Научные школы, изучающие государственное управление.

1. Институциональный подход к государственному управлению. Американский институционализм.

2. Системно-функциональный анализ государственного управления.

3. Организационный анализ: государственное управление и теория организации.

4. Отечественные подходы к изучению государственного управления: правовой, структурно-логический, исторический, философскокультурологический.

Литература:

Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. М., 2004.

Государственное управление. Основы теории и организации / Под ред. В.А. Козбаненко. М., 2002.

Зверев А.Ф. Теория бюрократии: от М.Вебера к Л.фон Мизесу // Государство и право. 1992. № 1.

Маршалл Голдман. Теория управления в США и России: сравнительный анализ // Проблемы теории и практики управления. - 1997. - №1.

Методология изучения зарубежного опыта общественного развития и государственного управления / Под ред. Н.В.Загладина. М., 1995.

Облонский А.В. Бюрократизм и бюрократия: к теории вопроса // Государство и право. 1993. № 12.

Пастухов В.Б. От государственности к государству: Европа и Россия // Полис. 1994. № 2.

Шамхалов Ф. Теория государственного управления. М., 2002.

Тема 4. Система государственного управления и реализация принципа разделения властей в ведущих странах мира

1. США: федерализм и система агентств. Основные принципы американского публичного управления.

2. Великобритания: управление “странами” и публичные корпорации.

3. Франция: принципы децентрализации и децентрализации во французском государственном управлении.

4. ФРГ: принципы немецкого “кооперативного федерализма”. Иерархия и договор в системе государственного управления Германии.

Задание: Студенты составляют характеристику системы государственного управления одного из четырех иностранных государств по следующему плану:

исторические предпосылки создания основных государственных институтов; порядок их формирования; структура органов государственного управления; направления деятельности органов государственного управления; особенности государственной системы управления; проблемы централизации и децентрализации, возникающие при управлении государством.

Литература:

Административное право зарубежных стран: Учебное пособие. М., 1996. Ардан Ф. Франция: Государственная система. М., 1994.

Василенко И.А. Административно-государственное управление: опыт Франции // Проблемы теории и практики управления. 1997. №1.

Василенко И. А. Административно – государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. М., 2001.

Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление. М., 1984.

Государство и управление в США / Отв. ред. Л.М.Евенко. М., 1985.

Организация административной власти во Франции // Российско-французская серия. - 1993. - №21.

Парламент и президент: опыт зарубежных стран / Гл. ред. Ю.П. Орловский. - М., 1995.

Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. М., 1994.

Тема 5. Высшие органы государственной власти и управления Российской Федерации в системе разделения властей.

1. Понятие органа государственной власти. Особый статус органов управления.

2. Высшие органы государственной власти и управления (Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ).

3. Организационные принципы в характеристике органов государственной власти и управления.

4. Место и роль Судов в системе разделения властей.

Литература:

Плехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации.- М., 1997.

Государственное управление: Основы теории и организации / Под ред. В.А. Козбаненко.- М.: Статут, 2000.-912 с.

ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ

А. В. СИГАРЕВ

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Курс лекций

для студентов всех форм обучения

по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление

степень: магистр

программа: Управление государственными и муниципальными финансами; государственное и муниципальное управление в субъекте РФ

Новосибирск, 2016


Издается в соответствии с планом учебно-методической работы СИУ-филиала РАНХиГС

Рецензенты:

Осипов А.Г. - заведующий кафедрой правовых и социальных наук Сибирского университета геосистем и технологий, доктор исторических наук, профессор;

Маркеев А.И. - профессор кафедры конституционного и муниципального права СИУ - филиала РАНХиГС, к.ю.н, доцент.

Сигарев, А. В. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: курс лекций. / А.В.Сигарев; СИУ-филиал РАНХиГС. - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2016.

В курсе лекций рассматриваются основные вопросы правового регулирования государственного и муниципального управления: понятие государственной власти и государственного управления, принципы правового регулирования государственного и муниципального управления, система источников правового регулирования государственного и муниципального управления. Подробно рассматривается правовое регулирование деятельности Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ, судебной власти, органов Прокуратуры РФ, а также органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Предназначен для студентов магистратуры всех форм обучения по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление».


ПРЕДИСЛОВИЕ.. 6

ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ.. 8

РАЗДЕЛ I. 11

Введение в правовое обеспечение государственного и муниципального управления 11

ГЛАВА 1. Предмет, принципы, система и источники правового обеспечения управленческой деятельности. 11

1.1. К вопросу о понятии государственного управления 11

1.2. Государственное и муниципальное управление как предмет правового регулирования 14

1.3. Система источников правового регулирования государственного и муниципального управления. 20

1.4. Принципы правового регулирования государственного и муниципального управления 31

ГЛАВА 2. Основы правового регулирования деятельности государственных органов 45

2.1. Понятие и признаки государственной власти. 45

2.2. Понятие и признаки государственного органа. 47

2.3. Правовой статус государственного органа. 50

2.4. Система государственных органов в России. 53

ГЛАВА 3. Понятие, принципы, система и формы местного самоуправления в РФ 61

3.1. Понятие и политико-правовая природа местного самоуправления 61

3.2. Источники муниципального права. 67

3.3. Правовые основы муниципальной демократии. 75

3.4. Правовой статус органов местного самоуправления 89

ГЛАВА 4. Понятие, принципы и виды государственной службы в РФ. Муниципальная служба в РФ.. 101

4.1. Понятие и признаки государственной службы.. 101

4.2. Служебное право: понятие, источники, система. 105

4.3. Правовое регулирование государственной гражданской службы 109

4.4. Правовое регулирование муниципальной службы.. 112

РАЗДЕЛ II. 122

Основные институты государства и права в правовом обеспечении государственного и муниципального управления. 122

Глава 5. Президент РФ и главы субъектов РФ в системе государственного управления 122

5.1. Правовой статус Президента РФ как главы государства 122

5.2. Порядок избрания Президента РФ.. 124

5.3. Полномочия Президента РФ, его взаимоотношения с иными органами государственной власти. 128

5.4. Прекращение полномочий Президента РФ.. 137

5.5. Правовой статус глав субъектов РФ.. 142

Глава 6. Законодательная власть в системе управления государством. 150

6.1. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации 150

6.2. Правовой статус Государственной Думы.. 153

6.3. Правовой статус Совета Федерации. 157

6.4. Основы федерального законодательного процесса. 159

6.5. Законодательные органы субъектов Российской Федерации 163

ГЛАВА 7. Исполнительная власть в системе управления государством 168

7.1. Понятие и виды органов исполнительной власти. 168

7.2.. Правовое положение Правительства РФ в системе исполнительной власти 171

7.3. Федеральные органы исполнительной власти. 174

7.4. Органы исполнительной власти субъектов РФ.. 180

ГЛАВА 8. Суд и прокуратура в системе управления государством 186

8.1. Судебная власть и правосудие. 186

8.2. Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции. Судебный департамент при Верховном Суде РФ.. 189

8.3. Арбитражные суды.. 193

8.4. Конституционный Суд РФ.. 194

8.5. Правовой статус судей. 199

8.6. Прокуратура. 201

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данный курс лекций представляет собой попытку в достаточно краткой форме раскрыть очень обширную тему правового обеспечения государственного и муниципального управления. Причем государственное управление в данном случае понимается в самом широком смысле - как деятельность всех органов и звеньев в системе публичной власти.

Государственное и муниципальное управление в России осуществляется целой системой органов, разделенных на ветви и уровни. Порядок формирования и деятельности каждого органа, его компетенция регулируется отдельным нормативным правовым актом, а нередко и несколькими такими актами. В этой связи данный курс лекций очень насыщен правовым материалом, он базируется на изучении нескольких десятков законов и подзаконных актов.

Более того, в представленном издании широко используются акты Конституционного Суда РФ, поскольку без них невозможно полное раскрытие темы. В актах Конституционного Суда РФ дается толкование многих конституционных принципов и норм, дается ответ на многочисленные спорные вопросы правотворчества и правоприменения.

С учетом того, что данный курс лекций адресован магистрантам и предполагает углубленное изучение материала, в издании затрагиваются различные проблемные вопросы. По ним автор высказывает свою точку зрения, но не навязывает ее, а предлагает читателям подумать и сформулировать свое мнение.

Данное учебное пособие не никоим образом не претендует на исчерпывающее изложение всего теоретического и юридического материала по теме, это было бы невозможно даже в рамках целой монографии. Как известно, чем шире предмет исследования, тем более поверхностно его изучение. Это пособие является скорее отправной точкой для дальнейшего изучения проблематики государственного и муниципального управления, своего рода «дорожной картой», на которой обозначены основные ориентиры.



В тексте курса лекций читатель встретит многочисленные отсылки к нормативным правовым актам. Это сделано специально для того, чтобы ориентировать обучающихся на изучение первоисточников. Для более полного и качественного изучения дисциплины необходимо обращаться непосредственно к изучению соответствующих правовых актов. Кроме того, после каждой главы содержится список основной и дополнительной литературы, к этим источникам тоже следует обращаться для более полного изучения темы.

Нужно учесть, что законодательство нашей страны постоянно меняется. Принимаются новые нормативные акты вместо ранее действовавших, вносятся многочисленные поправки. Данное пособие написано с учетом законодательства по состоянию на 1 мая 2016 года. С учетом возможных дальнейших изменений, читателю рекомендуется самостоятельно использовать компьютерные правовые базы «Гарант», «Консультант», «Кодекс», в которых нормативные правовые акты представлены в актуальной редакции.

При работе с данным курсом лекций рекомендуем придерживаться определенной последовательности действий. Прежде всего, нужно ознакомиться с изложенным в соответствующей главе лекционным материалом. Затем, для углубления знаний, следует изучить дополнительно рекомендованную литературу и нормативные правовые акты. После изучения каждой темы необходимо ответить на контрольные вопросы. Если при ответе на них возникли затруднения, следует вернуться к соответствующему разделу темы и более внимательно его изучить.


ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ

Цель дисциплины «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» состоит в формировании компетенций конструктивного взаимодействия с гражданами и институтами гражданского общества, другими организациями, способности и готовности к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества, владения технологиями управления персоналом и кадрового аудита, умения вырабатывать решения, учитывающие правовую и нормативную базу.

Для этого решаются следующие задачи:

Изучение государственного и муниципального управления как правового феномена, своеобразия форм организации власти народа, содержания государственных и муниципальных правовых отношений;

Представление важнейших принципов, сущности, содержания и форм основ правового обеспечения административной деятельности (менеджмента) в Российской Федерации;

Раскрытие сущности и своеобразия местного самоуправления как формы организации власти народа, соотношения власти местного самоуправления (муниципальной власти) и государственной власти;

Развитие студентами навыков толкования и применения законодательства в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц;

Приобретение навыков применения судебной, административной и хозяйственной практики в области менеджмента, принятия на их основе правовых решений и совершения иных юридических действий в точном соответствии с законом, а также установления фактов правонарушений, определения меры ответственности, наказания виновных и восстановления нарушенных прав.

Дисциплина «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» относится к базовой части профессионального цикла (М2.Б), предназначенной для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление».

Изучение данной учебной дисциплины осуществляется после изучения «Правоведения» («Право») и призвана закрепить у студентов уже полученные навыки логического мышления, умения выявлять закономерности и особенности государственно-правового и экономико-правового процесса, государственного воздействия на экономику, правовое обеспечение управленческой деятельности и процессов администрирования, причинно-следственные связи, закладывает основы мировоззрения, формирует профессиональное правосознание и гражданскую позицию.

«Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» также логически связано с другой дисциплиной - «Правовые основы Российского государства», изученной на первой ступени высшего профессионального образования по различным направлениям бакалавриата, и в процессе изучения которой формировались основные общекультурные компетенции, направленные на овладение культурой мышления, способностью к анализу и синтезу.

Входные знания являются базой для дальнейшего углубленного изучения права, понимания закономерностей и причинно-следственных связей, выработки умения анализировать факты и прогнозировать последующее развитие отечественного законодательства. Необходимость и значимость изучения данной учебной дисциплины обусловлена как теоретическими, так и практическими факторами. Для решения тех сложных и масштабных задач, которые стоят в настоящее время, и буду стоять в течение всего обозримого будущего перед отечественными управленцами, требуются не только глубокие знания и умение профессионально работать на основе позитивного права, но и способность ориентироваться в многообразии институтов публичной власти в современном мире, с реализацией деятельности которых руководители неизбежно вступают в различного рода взаимосвязи.

Изучение правового обеспечения государственного и муниципального управления помогает глубже познать свою национальную правовую систему, способствует не только расширению общего кругозора выпускника соответствующего профиля магистратуры, но и выработке критического подхода к различным явлениям правовой жизни, умение видеть тенденции правового развития в рамках не только собственной правовой системы РФ, но и основных правовых систем современности.