Все лекции по конституционному праву. Конституционное право российской федерации - курс лекций

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Конституционное право России». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

  • 4. Конституция: сущность, свойства, виды. Конституция Российской Федерации 1993 г.: общая характеристика
  • 5. Порядок пересмотра конституции РФ, внесения в нее поправок и изменений. Толкование Конституции РФ
  • 8. Принципы социального и правового государства в Конституции РФ. Разделение властей. Государственный суверенитет Российской Федерации
  • 9. Политические и экономические основы конституционного строя России
  • 11. Понятие референдума Российской Федерации. Всероссийский референдум: порядок организации и проведения
  • 12. Основы правового статуса личности в Российской Федерации: понятие и основные элементы
  • 14. Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
  • 15. Конституционные обязанности личности в Российской Федерации
Из серии: Скорая помощь студенту. Краткий курс

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конституционное право России. Краткий курс (Коллектив авторов, 2016) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

1. Конституционное право России как отрасль права и науки. Предмет и методы российского конституционного права

Конституционное право – это ведущая отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм.

Эти правовые нормы:

Характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками;

Отличаются от норм других отраслей права;

Закрепляют и регулируют общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы (т. е. основы конституционного строя Российской Федерации, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления).

Конституционное право рассматривается в трех аспектах: как отрасль права, наука и учебная дисциплина в системе юридического образования. Конституционное право как самостоятельная отрасль системы российского законодательства имеет собственные предмет правового регулирования и специфические методы регулирования общественных отношений.

Система конституционного права – это совокупность его норм, структура которой обусловлена системой конституционно-правовых отношений. Система конституционного права включает конституционно-правовые нормы и институты. Конституционное право определяется общественными отношениями, которые оно регулирует, т. е. самим предметом конституционного права. Его источником считается Конституция РФ – основной закон в государстве, нормы которого являются исходными для всех отраслей права.

Выступая ведущей отраслью в системе российского права, конституционное право не включает и не объединяет другие отрасли права. Оно лишь устанавливает основополагающие принципы, которым должны соответствовать нормы последних. Конституционное право регулирует общественные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр. Другие же отрасли воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области жизни.

Особенностью конституционного права выступает то, что его нормы регулируют лишь определенный слой отношений в указанных сферах, а также то, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, не одинаково.

Конституционное право изучает:

– практику осуществления народного суверенитета;

– деятельность органов государственной власти;

– систему прав и свобод человека и гражданина, их защиту;

– федеральное и административное устройство.

Конституционное право как наука изучает преимущественно конституционные процессы, закономерности и тенденции их развития; раскрывает присущие данной отрасли закономерности; формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство.

Предмет науки – это изучение отрасли конституционного права. Данная наука имеет свой собственный мыслительно-категориальный аппарат: теоретические положения и научные концепции. Предмет регулирования конституционного права – это отношения, которые регулируются нормами конституционного права и складываются в процессе взаимодействия человека и государства по поводу устройства государства, формы правления, а также по поводу основ конституционного строя.

Конституционно-правовые отношения – массовые и наиболее значимые для общества отношения, нацеленные на осуществление власти и суверенитета народа, а также на защиту прав и свобод гражданина и личности. Конституционно-правовые отношения возникают во всех сферах жизнедеятельности общества: конституционного строя России; федеративного устройства; защиты прав и свобод личности; основ государственной власти и принципов ее функционирования в Российской Федерации, иных сферах, регулируемых нормами Конституции РФ.

Конституционно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются на основании юридических фактов. Юридические факты: события (они не зависят от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин) и действия (они являются следствием волеизъявления человека, т. е. изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон).

Особенности конституционно-правовых отношений: особое содержание и предмет; особый субъект ный состав; значительное число видов. Виды конституционных правоотношений:

Конкретные конституционно-правовые отношения (в них четко определены субъекты, их права и обязанности);

Правоотношения общего характера (в них не закрепляется четко субъектный состав и не определяются их права и обязанности).

В зависимости от сферы возникновения конституционных правоотношений выделяют конституционно-правовые отношения: связанные с установлением конституционных основ гражданского общества, конституционного строя России, регулированием правового статуса личности. Содержание конституционно-правовых отношений: взаимные либо односторонние права и обязанности субъектов конституционных правоотношений. При этом субъекты конституционных правоотношений не равны между собой, поэтому конституционные отношения имеют структуру «власти – подчинения».

Субъекты конституционных правоотношений:

Физические лица (граждане Российской Федерации, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), лица со специальной правоспособностью);

Государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ, федеральные органы Российской Федерации и ее субъектов);

Общественные объединения.

Объект конституционных отношений – это предмет, по поводу которого возникают правоотношения.

Методы конституционного права – это совокупность специфических приемов и способов правового воздействия на отдельные общественные отношения в сфере конституционного регулирования. Главной особенностью методов конституционного права является их разнообразие, которое сформировалось в силу значительного числа регулируемых общественных отношений. Способы конституционного регулирования общественных отношений: дозволение; возложение обязанностей; запрет. Конституционно-правовые методы: императивный, диспозитивный и др.

  • 1. Конституционное право России как отрасль права и науки. Предмет и методы российского конституционного права
  • 3. Конституционно-правовая ответственность: понятие и основные черты

1. Понятие, предмет, метод и источники Конституционного права.

2. Конституция РФ: понятие, сущность, юридические свойства.

3. Основы конституционного строя и конституционные характеристики российского государства.

1. Конституционное право России можно определить как ведущую, системообразующую отрасль российского права, совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих основы правового статуса личности, общественных объединений и иных институтов гражданского общества, экономической, политической, социальной и духовной жизни общества, организации государства и функционирования публичной власти.

Именно Конституционное право лежит в основе всей правовой системы России, на основе норм данной отрасли права функционирует российское государство и общество.

Для метода конституционно-правового регулирования характерно наличие преимущественно императивных норм, т.е. жестких предписаний, правил, не допускающих каких-либо иных вариантов поведения или толкования.

Правовой системе современной России известны следующие виды законов, которые относятся к источникам Конституционного права: Конституция, федеральные законы, конституционно-правовые акты, принимаемые Президентом, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством, декларации о национальном суверенитете, о правах и свободах граждан, конституции и уставы субъектов федерации.

2. Основной источник отечественного конституционного права - Конституция РФ.

Сущность Конституции проявляется через ее основные юридические свойства:

1) выступление в качестве основного закона государства;

2) юридическое верховенство;

3) выполнение роли основы всей правовой системы страны;

4) стабильность.

Иногда к свойствам (чертам) Конституции относят и дру­гие признаки - легитимность, преемственность, перспектив­ность, реальность и др.

Структурно Конституция РФ состоит из преамбулы (содержащей декларативные, хотя и достаточно значимые положения) и двух разделов. Первый раздел, в содержательном плане основной, в свою очередь включает девять глав. В главе 1 "Основы конституционного строя" изложены принципиальные положения относительно основ государственного и общественного устройства современной России. Глава 2 "Права и свободы человека и гражданина" содержит характеристику различных аспектов конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации. В главе 3 "Федеративное устройство" закреплены основные принципы российского федерализма. Три следующие главы (глава 4 "Президент РФ", глава 5 "Федеральное Собрание", глава 6 "Правительство РФ") закрепляют основы правового статуса соответствующих органов государственной власти федерального уровня. В главе 7 "Судебная власть" изложены конституционные основы судебной системы и судебной власти Российской Федерации, а в главе 8 "Местное самоуправление" - конституционные основы осуществления местного самоуправления в России. Глава 9 "Конституционные поправки и пересмотр Конституции" содержит материальные и процессуальные нормы, определяющие порядок изменения основного закона. Второй раздел "Заключительные и переходные положения" - небольшой по объему; значительная часть норм этого раздела уже утратила силу, поскольку истекли переходные сроки для урегулирования соответствующих срезов общественных отношений только на основании положений Конституции РФ 1993 г. В то же время отдельные положения данного разде­ла, в частности о верховенстве Конституции РФ по отноше­нию к Федеративному договору 1992 г. и к другим внутрифедеративным договорам, а также к прежнему российскому законодательству, продолжают оставаться достаточно важными и принципиальными.

3. Конституционный строй - это система регулируемых Конституцией экономических, политических, социальных, правовых и нравственных отношений, обеспечивающая подчинение государства и любого лица справедливым, цивилизованным предписаниям. Основная задача Конституции заключается в укреплении основополагающих принципов государства, его отношений с личностью и гражданским обществом. В тексте Конституции эти принципы именуются Основами конституционного строя и составляют главный институт конституционного права. Основам конституционного строя посвящена глава 1 Конституции, закрепляющая демократизм, народный суверенитет, разделение властей, республиканскую форму правления, местное самоуправление, правовое государство, федерализм, а также приоритетный характер прав и свобод граждан, социальное и светское государство.

Провозглашение России демократическим государством является принципиально важным для страны с сильной авто­ритарной традицией. Демократический характер государства означает:

♦ единственным источником власти в стране (и носителем суверенитета) является многонациональный народ России;

♦ власть в стране осуществляется в соответствии с волей большинства при соблюдении и охране прав меньшинства;

♦ власть в России формируется и осуществляется в соответствии с демократическими процедурами - посредством свободных выборов и референдума.

Федерализм в нашей стране находится в стадии становления - не в полной мере сложилась его концепция, много проблемных вопросов ставит практика. Обусловлено это тем, что у России нет опыта подлинно федеративных отношений - все предыдущие годы российское государство де-юре (до 1918 г.) или же де-факто (в советский период) было унитарным (несмотря на то, что все предыдущие российские конституции также закрепляли федеративное устройство страны).

Закрепление республиканской формы правления означает:

♦ государственная власть в России осуществляется только выборными органами (либо органами и должностными лицами, получающими властные полномочия от тех или иных выборных органов);

♦ глава государства получает власть от народа, избирателей, а не по наследству;

♦ переход к другой - монархической форме правления возможен только принятием новой конституции страны;

♦ посягательство на республиканскую форму правления является антиконституционным и преследуется по закону;

♦ монархическая форма правления не может закрепляться (и даже упоминаться) ни в одном из субъектов РФ.

Основным законом в России закреплена полупрезидентская (смешанная) республика - преобладающая форма правления в современном мире.

Социальное государство стремится к созданию равных возможностей для всех членов общества, исключению регулирования общественных отношений по принципу привилегий, выступает гарантом и защитником свобод и интересов не какой-то одной или нескольких отдельных групп, а всех граждан, всего общества.

Ст. 14 Конституции РФ, провозглашающим Россию светским государством. Светское государство – такое государство, которое вообще безразлично по отношению к религии, если последняя остается в сфере духовной свободы и частной жизни. Конституция РФ устанавливает, что никакая религия в нашей стране не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Конституция РФ (гл.1) содержит базовые принципы, которые могут быть отнесены к экономическим и политическим основам конституционного строя России.

Государство сегодня не учреждает экономический строй и не осуществляет детальную регламентацию всех сторон экономической деятельности, а лишь обеспечивает правовыми средствами функционирование рыночной экономики.

К конституционным принципам рыночной экономики в России можно отнести (ст. 8, 9 Конституции РФ):

· единство экономического пространства;

· свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

· свободу экономической деятельности и государственную поддержку конкуренции;

· многообразие и равенство форм собственности.

Чрезмерное вмешательство государства недопустимо и в сферу идеологии и политики. Ст. 13 Конституции РФ закрепляет идеологическое и политическое многообразие (плюрализм).

Закрепляя равенство политических партий и общественных объединений перед законом, ч. 5 ст. 13 Конституции РФ определяет пределы идеологического и политического плюрализма. В России установлен ряд запретов на создание и деятельность общественных объединений. Их цели или действия не должны быть направлены на:

· насильственное изменение основ конституционного строя;

· нарушение целостности Российской Федерации;

· подрыв безопасности государства;

· создание вооруженных формирований;

· разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение конституционного права.

2. Какие правовые нормы преимущественно используются в конституционном праве?

Конституционное право как отрасль права – это совокупность норм права, регулирующих общественные отношения в области конституционного строя, основ правового статуса человека, гражданина, государства, формирования и функционирования органов государственной власти, местного самоуправления. В конституционном праве закреплены основы всех иных отраслей права Беларуси. Нормы конституционного права – это правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет конституционного права. Правовыми институтами конституционного права признаются относительно обособленные группы норм конституционного права, которые регулируют определенную сферу общественных отношений.

Источники конституционного права – внешняя форма выражения норм конституционного права. Республика Беларусь признаёт приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Источники конституционного права:

1.Конституция, законы об её изменении и толковании.

2.Программные законы.

3.Решения республиканских референдумов.

4.Международные договоры Беларуси.

5.Избирательный кодекс, Кодекс о судоустройстве и статусе судей.

6.Законы. Временные декреты Президента, Указы Президента, имеющие конституционно-правовой характер.

8.Заключения Конституционного Суда, Постановления Совета Министров, Решения местных органов управления и самоуправления и др.

Конституционно-правовая ответственность носит первичный характер по отношению к иным видам юридической ответственности.

Коллизии в конституционном праве – противоречия между нормами конституционного права.

№ п/п Наименование тем Содержание
2. Тема 2. Конституционное право Республики Беларусь как юридическая наука и учебная дисциплина Цель: определить Конституционное право как юридическую науку и учебную дисциплину. Задачи : раскрыть понятие, предмет, систему науки конституционного права РБ. Ознакомить с источниками науки конституционного права РБ. Сформулировать методологию и задачи науки конституционного права на современном этапе. Рассказать о конституционном праве как учебной дисциплине. 1. Понятие, предмет, система науки конституционного права Республики Беларусь. 2. Источники науки конституционного права Республики Беларусь. 3. Методология и задачи конституционного права на современном этапе. 4. Конституционное право как учебная дисциплина – предмет, система и задачи.

Наука конституционного права является важнейшей частью юридической науки. В отличие от отрасли конституционного права, регулирующей посредством конституционно-правовых норм общественные отношения, наука конституционного права изучает закономерности такого регулирования. В результате такого изучения формируется учение о конституционном праве, представляющее собой систему взаимосвязанных понятий, взглядов, суждений, идей, концепций и теорий.



Задача современной науки конституционное право развиваться в русле общепризнанной идеи верховенства и торжества Конституции как основы всей правовой системы.

Методы науки: формально-логический, системный, конкретно-исторический, диалектики, сравнительного правоведения и др.

Конституционное право как учебная дисциплина обучает нормам конституционного права и практике их применения.

№ п/п Наименование тем Содержание
3. Тема 3. Конституционное развитие в Республике Беларусь. Цель : ознакомить с конституционным развитием Беларуси. Задачи : определить Конституцию как Основной Закон государства. Рассказать о белорусских конституциях 1919 г., 1927 г., 1937 г., 1978 г. Показать важность диалектики на современном этапе. 1. Конституция - Основной Закон государства. 2. Этапы конституционного строительства Беларуси. 3. Конституция ССРБ 1919 г. 4. Конституции БССР 1927, 1937, 1978 годов. 5. Декларация «О государственном суверенитете БССР». 6. Конституция РБ от 15.03.1994. 7. Общая характеристика Конституции РБ от 15.03.1994 г. с изменениями и дополнениями от 24.11.1996 г., 17.10.2004 г.


«Конституция

К числу отличительных признаков Конституции относят следующие положения:

1) принимается народом или от имени народа;

2) обладает высшей юридической силой;

3) имеет наиболее широкую сферу правового регулирования;

4) учреждает систему государственных органов;

5) принимается на длительную перспективу;

6) имеет особый механизм обеспечения и охраны.

По общему признанию, конституция является общественным соглашением и поэтому должна выражать волю и интересы большинства общества. Не случайно, конституции многих государств начинаются словами: «Мы, народ … принимаем (провозглашаем и т.п.) настоящую конституцию».

Конституция признается основным законом государства и в этой связи занимает главенствующее положение в системе источников права.

constitutio - установление).

Этапы конституционного строительства Беларуси:

До 1918, 1918-1919, 1919-1922, 1922-1937, 1937-1978, 1978-1990, 1990-1991, 1991-1994, 1994-1996, 1996-2004, современный этап.

Провести сравнительный анализ статей 79-83,100,125-127 Конституции Беларуси 1994 года без изменений и дополнений и действующей редакцией Конституции, статьями 79, 84, 90, 97, 98, 101, 106-108 и 116.

№ п/п Наименование тем Содержание
4. Тема 4. Понятие, сущность, юридические свойства Конституции Республики Беларусь. Цель : раскрыть понятие, сущность, юридические свойства Конституционного права РБ. Задачи : сформулировать понятие и сущность Конституции РБ. Определить юридические свойства, форму и структуру Конституции РБ. Показать действие Конституции РБ и порядок её изменения. 1. Понятие, сущность Конституции. 2. Юридические свойства Конституции Республики Беларусь. 3. Виды конституций. 4. Форма и структура Конституции РБ. 5. Действие Конституции РБ и порядок ее изменения.

Термин «конституция» (от лат. constitutio - установление).

Юридические свойства Конституции Республики Беларусь:

1.Основной Закон.

2.Основа системы права и законодательства.

3.Закрепляет основы правового статуса человека, гражданина, государства.

4.Принимается и изменяется в особом порядке.

5.Норма Конституции – норма прямого действия.

«Конституция – Основной закон государства, выражающий волю народа и закрепляющий основы конституционного строя и политики государства, основы правового положения личности, государственное и административно-территориальное устройство, систему и виды органов государства, принципы их организации и деятельности, порядок принятия Конституции и законов Республики Беларусь» .

Конституция закрепляет систему органов государственной власти и местного самоуправления, высших должностных лиц, порядок их избрания (назначения), основные полномочия, срок деятельности и т.п. В этом смысле говорят, что конституция имеет учредительный характер. В развитие конституционных положений обычно принимаются органические законы, конкретизирующие правовой статус тех или иных государственных органов и высших должностных лиц.

Конституция является законом длительного действия. Она призвана обеспечить стабильность государственного и общественного строя, действующей правовой системы, в том числе прав и свобод граждан.

Конституция имеет особый механизм обеспечения и охраны.

Конституция Республики Беларусь писаная, кодифицированная, республиканская, демократическая и особо жёсткая. В Конституции Республики Беларусь вопрос об изменении и дополнении конституционных норм регулируется в разделе VIII (ст.ст. 138 – 140). В соответствии с указанными нормами предусматривается два способа внесения поправок в Конституцию: через парламент и через референдум.

Первый способ внесения изменений и дополнений в Конституции реализуется в следующем порядке:

1) с инициативой по данному вопросу выступает Президент Республики Беларусь или не менее 150 тысяч граждан, обладающих избирательным правом;

2) предполагаемые изменения и дополнения в Конституцию облекаются в форму законопроекта, который вносится в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь;

3) указанный законопроект обсуждается в каждой из палат Парламента в двух чтениях, при этом временной промежуток между обсуждениями должен составлять не менее трех месяцев;

4) поправки в Конституцию считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента;

5) изменения и дополнения в Конституцию не должны приниматься в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.

Поправки в разделы 1, 2, 4 и 8 Конституции (независимо от объема и содержания) могут вноситься только через референдум.

Второй способ внесения изменений и дополнений в Конституцию является более масштабным и трудоемким. Он связан с проведением республиканского референдума.

Правом назначения республиканского референдума обладает Президент Республики Беларусь (п.1 ст.84 Конституции). С инициативой по данному вопросу могут выступать обе палаты Парламента, а также граждане Республики Беларусь в количестве не менее 450 тысяч, в том числе не менее 50 тыс. от каждой области и города Минска.

Результаты конституционного референдума подводит Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и республиканским референдумам.

№ п/п Наименование тем Содержание
5. Тема 5. Понятие, основные принципы конституционного строя Республики Беларусь. Цель : раскрыть понятие, основные принципы конституционного строя Республики Беларусь. Задачи : сформулировать основы конституционного строя РБ и показать порядок их закрепления в Конституции РБ. Разъяснить основные элементы конституционного строя РБ. Ознакомить с развитием и совершенствованием конституционного законодательства в области конституционного строя РБ. 1. Понятие основ общественного строя и основ конституционного строя. 2. Основы конституционного строя Республики Беларусь и их закрепление в Основном Законе РБ. 3. Принципы основ конституционного строя РБ. 4. Основные элементы конституционного строя. 5. Развитие и совершенствование конституционного законодательства, в области конституционного строя РБ.

Термин «конституционный строй» стал использоваться в конституциях новейшего времени. Раньше наиболее распространенными были понятия «государственный и (или) общественный строй».

Само слово «строй» означает устройство чего-нибудь. Если это слово применить в отношении государства, то получится «устройство государства». Применительно к конституционному праву говорят о конституционном строе. Однако в конституции находят закрепление не только исходные положения устройства государства, но и общественных отношений. Поэтому понятие конституционного строя следует относить как к государству, так и к обществу.

Конституционный строй определяется как государственный и общественный строй, закрепленный конституцией.

От понятия «конституционный строй» следует отличать понятие«основы конституционного строя». В юридической литературе оно определяется как совокупность наиболее значимых конституционных положений, характеризующих государственное и общественное устройство.

В конституциях ряда государств (например, США, Франции, ФРГ) основы конституционного строя непосредственно не закрепляются, а выводятся из содержания всей конституции. В других конституциях (Италии, Испании, Швейцарии, России и др.) имеются специальные главы, закрепляющие такие положения.

В Конституции Республики Беларусь основы конституционного строя закреплены в разделе первом. В двадцати статьях этого раздела собраны нормы, которые дают общую характеристику белорусского государства, определяют принципы его построения, устанавливают основы политического, экономического строя, социальных и культурно-духовных отношений.

В соответствии с разделом первым Конституции Республики Беларусь основы конституционного строя Республики Беларусь составляют следующие положения:

1) республиканская форма правления;

2) государственный суверенитет;

3) признание человека, его прав и свобод высшей ценностью и целью общества и государства;

4) признание народа единственным источником государственной власти и носителем суверенитета;

5) политический (идеологический) плюрализм;

6) осуществление государственной власти на основе разделения властей;

7) верховенство права;

8) признание приоритета общепризнанных принципов международного права и обеспечение соответствия им законодательства;

9) единство и неотчуждаемость территории Республики Беларусь;

10) защита граждан Республики Беларусь как на территории страны, так и за ее пределами;

11) предоставление иностранцам и лицам без гражданства на территории Беларуси прав и свобод наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено законами и международными договорами;

12) предоставление всем равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом;

13) равная защита и равные условия для развития всех форм собственности;

14) уважение прав и интересов национальных, социальных и других общностей;

15) свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь;

16) равенство перед законом всех религий и обеспечение свободы вероисповедания;

17) признание в качестве государственных языков в Республике Беларусь белорусского и русского языков;

18) осуществление мирной внешней политики и соблюдение в международных отношениях принципа нейтралитета.

В своей совокупности указанные конституционные положения составляют основы политических, экономических, социальных и культурных отношений, характерных для белорусского государства и общества. Ниже будет дана их характеристика.

№ п/п Наименование тем Содержание
6. Тема 6. Формы политической власти в Республике Беларусь Цель : усвоить формы политической власти в РБ. Задачи : доказать полновластие народа в РБ. Определить понятие и основные элементы политической системы общества. Раскрыть сущность государства РБ. Уяснить государственные символы РБ. Разъяснить конституционно-правовой статус политических партий и иных общественных объединений в РБ в контексте политической системы общества на современном этапе. 1. Понятие политической системы общества. 2. Основные элементы политической системы общества. 3. Государство в политической системе общества. 4. Государственный, правовой и национальный суверенитет. 5. Государственные символы Республики Беларусь. 6. Политические партии в политической системе общества. 7. Политические партии и иные общественные объединения в Республике Беларусь на современном этапе. 8. Полновластие народа.

Политическая система общества – механизм народовластия, целостный комплекс политико-правовых институтов, обеспечивающих управление государственными и общественными делами в соответствии с волей и интересами народа.

Элементы политической системы общества в Беларуси:

1. Государство.

2. Политические партии.

3. Общественные объединения.

4. Религиозные, профсоюзные общественные организации.

5. Трудовые коллективы.

Государство – форма организации общества, характеризующаяся следующими признаками:

территория, население, проживающее на этой территории, публичная власть и государственный суверенитет

Государственный суверенитет определяется как такое состояние государства, при котором оно самостоятельно определяет свою внутреннюю и внешнюю политику.

В качестве важнейших свойств государственного суверенитета выделяют верховенство и независимость государственной власти . Верховенство как свойство суверенитета означает высшую власть государства на своей территории. При этом все иные политические структуры (политические партии, иные общественные объединения) должны признавать власть государства. Независимость означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами.

Наряду с понятием «государственный суверенитет», в науке конституционного права выделяют понятие «народный суверенитет» или «суверенитет народа». Он означает, что именно народ является основой государственной власти, формирует ее выборные органы в период проведения избирательных кампаний и осуществляет контроль над ее деятельностью. Суверенная воля народа является определяющей для государства.

Признаками государственного суверенитета являются следующие положения:

1) гражданство;

2) владение, пользование и распоряжение землей, ее недрами, другими природными ресурсами;

3) наличие собственной денежной системы;

4) создание собственных вооруженных сил, органов государственной безопасности, правоохранительных органов;

5) проведение самостоятельной внешней политики путем заключения соответствующих договоров.

Государственный суверенитет Республики Беларусь был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь, принятой Верховным Советом 12-го созыва 27 июля 1990 года.

Государственный суверенитет утверждался во имя высшей цели – свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения прав личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ее международными обязательствами.

В наиболее цельном виде идея государственного суверенитета закреплена в статье 1 Конституции. В части второй этой статьи предусмотрено, что Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

По результатам ноябрьского 1996 года референдума День государственной независимости Беларуси был перенесен на 3 июля – День освобождения города Минска от немецко-фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне и стал называться Днем Республики.

№ п/п Наименование тем Содержание
7. Тема 7. Конституционно-правовой статус государства Республики Беларусь Цель : сформулировать конституционно-правовой статус государства Республики Беларусь. Задачи : раскрыть: РБ – унитарное государство. Ознакомить с административно-территориальным устройством РБ. Доказать важность единения Беларуси и России, усвоить положения Союзного договора. Раскрыть: РБ – правовое, демократическое и светское государство. Показать особенности президентско-парламентарной республиканской формы правления в Беларуси. 1. Республика Беларусь – унитарное государство. 2. Административно-территориального устройство Республики Беларусь: понятие, принципы. 3. Виды административно-территориальных единиц Республики Беларусь, их характеристика. 4. Республика Беларусь – правовое государство. 5. Республиканская форма правления в Беларуси. 6. Республика Беларусь – демократическое государство. 7. Республика Беларусь – светское государство. 8. Союз Беларуси и России. Органы Союза Беларуси и России.

Унитарным признается такое государство, которое в своем составе не имеет других государственных образований. В унитарном государстве действует единая система законодательства, централизованная система органов государственного управления, единая налоговая система. Унитарное государство имеет четко структурированное административно-территориальное деление.

Демократическим признается государство, в котором обеспечивается широкое участие народа в управлении делами государства, действует принцип разделения властей, имеет место политический плюрализм, существует местное самоуправление.

Демократический характер государства проявляется прежде всего в народовластии, т.е. принадлежности государственной власти народу. В соответствии со ст.3 Конституции единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ. Он реализует свое право на власть как непосредственно, так и через представительные органы власти в формах и пределах, определенных Конституцией.

В зависимости от формы волеизъявления народа различают непосредственную и представительную демократию. Непосредственная демократия проявляется в двух основных формах: свободных выборах и голосовании на референдундумах. В качестве иных форм непосредственной демократии используются народные обсуждения проектов важнейших законопроектов, народные инициативы, собрания граждан по месту работы и по месту жительства. Представительная демократия реализуется народом через выборных полномочных представителей. В качестве представителей народа выступают: 1) Президент Республики Беларусь, 2) депутаты Парламента, 3) депутаты местных Советов.

Социальным

Правовое государство – это такое государство, в котором все государственные органы связаны правом (законом) и соблюдают права и свободы человека.

Ученые дают различные определения правового государства. В качестве примера приведем одно из определений: это «такой тип государства, в котором … принята и действует демократическая конституция и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, органы государства связаны правом (законом), действует принцип разделения и взаимодействия властей» (см.: Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. – Мн., 2002, с.152).

Как видим, отличительными признаками правового государства выступают: 1) верховенство закона; 2) разделение властей; 3) признание и соблюдение прав человека; 4) наличие эффективных средств защиты прав и свобод.

Указанные признаки правового государства в той или иной мере получили закрепление в Конституции Республики Беларусь. Согласно статье 2 Конституции, человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную (ст.6). Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ст.8). В соответствии со ст.21 Конституции государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

Для правового государства характерно утверждение в обществе незыблемой законности в деятельности всех государственных органов и конституционности действующих нормативных актов.

В юридической литературе административно-территориальное устройство страны определяется как совокупность административно-территориальных единиц с функционирующей в их пределах системой государственных и общественных органов и организаций.

В данном понятии выделяется две стороны: 1) административное устройство, то есть система органов управления, которая образуется по всей территории страны; 2) территориальное деление, в соответствии с которым территория страны условно разделяется на определенные части. В целях эффективного управления практически в каждой территориальной единице создаются соответствующие органы власти.

Согласно ст.9 Конституции Республики Беларусь, территория Беларуси делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы.

Более детально вопрос об административно-территориальном делении страны регулируется в Законе от 5 мая 1998 года «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь».

В статье 1 указанного Закона дается определение понятия «административно-территориальное деление Республики Беларусь». Согласно Закону, «административно-территориальное деление Республики Беларусь – это деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь».

Основными принципами административно-территориального устройства (АТУ) Республики Беларусь являются:

1) сочетание единой государственной власти Республики Беларусь с местным самоуправлением;

2) равномерность, сбалансированность и комплексность развития административно-территориальных единиц;

3) примерное равенство размеров территорий и численности населения административно-территориальных единиц одного вида;

4) многообразие правовых статусов административно-территориальных единиц и территориальных единиц в соответствии с их назначением, местными особенностями, уровнем развития;

5) сочетание общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории;

6) упрощение и удешевление государственного аппарата, приближение его к населению;

7) гласность и учет общественного мнения при решении вопросов административно-территориального устройства.

Административно-территориальными единицами Республики Беларусь (АТЕ) являются территории, в пространственных пределах которых создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы (ст.3 Закона).

К административно-территориальным единицам в Республике Беларусь относятся: области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа при условии, если в них создаются местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

В целях определения пространственных пределов компетенции местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов для каждой административно-территориальной единицы устанавливаются наименование, границы и административный цент, в котором располагаются эти органы.

В Республике Беларусь выделяется три уровня административно-территориальных единиц:

1) территория Республики Беларусь делится на территорию столицы и территорию областей;

2) территория области делится на территории районов и городов областного подчинения;

3) территория района делится на территории городов районного подчинения, сельсоветов и поселков городского типа.

Территория города Минска, областных центров подразделяется на районы, которые не являются самостоятельными административно-территориальными единицами. Для текущего управления, охраны правопорядка, решения социально-культурных и бытовых вопросов в этих районах образованы администрации. По общему правилу, не создаются органы местного самоуправления и управления также в городах районного подчинения и поселках городского типа. Указанные населенные пункты называются территориальными единицами.

Такой же статус имеют территории специального режима использования: заповедники; национальные парки; заказники; военные полигоны; аэродромы и др.

В Республике Беларусь 6 областей, 118 районов.

№ п/п Наименование тем Содержание
8. Тема 8. Конституционное регулирование основ экономической системы, социальной и внешней политики Республики Беларусь Цель : усвоить конституционные основы экономической системы, социальной и внешней политики Республики Беларусь. Задачи : сформулировать понятие экономической системы, ее конституционные принципы. Раскрыть: РБ – социальное государство. Ознакомить с конституционными основами социальной и внешней политики РБ и показать их развитие в белорусском законодательстве. 1. Понятие экономической системы, ее конституционные принципы. 2. Финансово-кредитная система Республики Беларусь. Национальный банк РБ. 3. Республика Беларусь - социальное государство. 4. Конституционные основы социальной политики. 5. Конституционные основы внешней политики РБ. 6. Коллективная безопасность государств Содружества независимых государств.

Конституционно-правовые основы экономической системы можно рассмотреть в трёх аспектах:

Конституционные основы института собственности

Конституционные основы института труда

Конституционные основы финансово-кредитной системы Беларуси

Социальным признается такое государство, которое обеспечивает условия для свободного и достойного развития личности. Это предполагает создание условий для полной занятости населения, обеспечение всем работающим достойной заработной платы, а неработающим – дотаций на уровне прожиточного минимума; развитие здравоохранения, образования, социального обеспечения. Особое внимание в социальной сфере оказывается малоимущим слоям населения, семьям, имеющих на иждивении детей, инвалидам и т.д.

Для социального государства характерна политика социального равенства. В этих целях используются различные средства – правовые, экономические, организационные и др. Например, провозглашается равенство всех перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст.22); закрепляется установление партнерских отношений и взаимодействие между государством, предпринимателями и профсоюзами (ст.ст.13, 14, 41); предусматривается оказание помощи ветеранам, молодежи, семьям, имеющим детей (ст.ст. 32, 47 Конституции).

Конституционные основы внешней политики закрепляет статья 18 Конституции Республики Беларусь.

Беларусь является членом СНГ.

Высшим органом Союзного государства является Высший государственный совет, в который входят Главы государств Беларуси и России, Главы правительств и руководители палат парламентов В Республике Беларусь и Россий ской Федерации.

№ п/п Наименование тем Содержание
9. Тема 9. Основы правового положения человека и гражданина в Республике Беларусь. Гражданство Республики Беларусь Цель : выяснить основы правового положения личности в Республике Беларусь. Задачи : сформулировать конституционно-правовой статус личности, человека и гражданина в РБ. Раскрыть институт гражданства РБ, динамику его развития. 1. Конституционные основы правового положения человека и гражданина в РБ. 2. Конституционные принципы взаимоотношения личности, общества, государства в Беларуси. 3. Понятие и принципы гражданства РБ. 4. Основания и порядок приобретения гражданства РБ. 5. Прекращение гражданства РБ 6. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в РБ. 7. Право убежища в РБ, правовой статус беженца.

Конституционно-правовой статус личности представляет собой наиболее существенные положения действующего законодательства, которые определяют правовой статус человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений. Он включает совокупность прав и свобод человека и гражданина, отраженных в Конституции и в нормах других отраслей права.

Основой конституционно-правового статуса личности выступает принадлежность определенного человека к гражданству того или иного государства. Обладание гражданством является необходимой предпосылкой правоспособности лица, а также условием защиты его государством, где бы это лицо ни находилось.

В то же время Конституция закрепляет основы правового статуса личности, не связывая их только с принадлежностью к гражданству. К данному институту относятся и нормы, закрепляющие правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства, а также беженцев и иных лиц, проживающих на территории страны.

На конституционном уровне получили закрепление самые значимые для интересов личности права и свободы. Поэтому их называют основными правами и свободами.

Для конституционных (основных) прав и свобод характерны особые юридические свойства , а именно:

а) они составляют ядро правового статуса личности . Так, ст.ст.42, 43 и 44 Конституции определяют содержание норм трудового права; ст.44 Конституции выступает основой для отношений собственности в гражданском и хозяйственном праве;

б) они адресованы самому широкому кругу субъектов. Благодаря конституционным правам и свободам личность получает конкретный правовой статус – государственного служащего, индивидуального предпринимателя, депутата, избирателя и т.д.;

в) они едины для всех без исключения. Признавая то или иное право основным, государство исходит из возможности осуществления его всеми. Этим обусловливается процесс расширения основных прав и свобод по мере создания соответствующих социально-экономических условий;

г) они отличаются особым механизмом реализации. Основные права и свободы реализуются через нормы действующего законодательства в различных сферах правоотношений;

д) они обеспечиваются повышенной правовой охраной. В случае нарушения основных прав и свобод каждый имеет право обратиться в суд.

Для конституционно-правового статуса личности в Республике Беларусь характерны следующие основные положения (принципы): 1) приоритет; 2) неотъемлемость; 3) равенство; 4) гарантированность.

Указанные принципы получили закрепление в статьях 21, 22 и 23 Конституции Согласно первой статье, права и свободы человека и гражданина признаются высшей ценностью государства и общества. Государственные органы и должностные лица обязаны предпринимать все доступные меры к их обеспечению. На государство возлагается обязанность создать необходимые условия для свободного и достойного развития личности.

Неотъемлемость прав и свобод граждан следует понимать таким образом, что конституционные права и свободы принадлежат каждому человеку (гражданину) и не могут быть у него отняты государством.

Принцип равенства означает, что все граждане равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст.22 Конституции).

Гарантированность конституционных прав и свобод означает, что государство принимает необходимые меры по их соблюдению.

В соответствии со ст.10 Конституции гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами. Никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство. Гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь. Приобретение и утрата гражданства осуществляются в соответствии с законом.

Гражданство – это правовое, а не фактическое состояние. Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране. На территории Беларуси проживает немало иностранцев и лиц без гражданства. Но только юридическое оформление отношений в форме гражданства распространяет на данное лицо действие всего законодательства страны без каких-либо ограничений.

Наиболее полно и системно вопросы гражданства регулируются в Законе «О гражданстве Республики Беларусь». В статье 1 этого Закона гражданство определяется как «устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека».

Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина или иной документ, подтверждающий гражданство лица.

Принципы гражданства – это наиболее важные положения законодательства, характеризующие отношения по поводу гражданства.

В ст.3 Закона «О гражданстве Республики Беларусь» закрепляются следующие принципы гражданства:

1) доступность гражданства Республики Беларусь;

2) равенство гражданства независимо от оснований его приобретения;

3) свободный характер гражданства Республики Беларусь;

4) недопустимость лишения гражданства Республики Беларусь помимо воли самого гражданина.

Доступность гражданства Республики Беларусь означает, что каждый иностранец и лицо без гражданства имеют право рассчитывать на получение белорусского гражданства при соблюдении требований, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Гражданство Республики Беларусь является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами Республики Беларусь.

Свободный характер гражданства Республики Беларусь означает, что белорусские граждане могут выйти из гражданства страны и принять гражданство другой страны. При этом гражданство не может быть предоставлено против воли лица (речь идет о приобретении гражданства детьми до достижении ими 16 лет).

Одним из принципов гражданства Республики Беларусь является положение, согласно которому никто не может быть лишен гражданства или права изменить гражданство.

По действующему законодательству Республики Беларусь гражданство утрачивается по инициативе государственных органов в точно установленных случаях, а именно: при поступлении гражданина на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства. В то же время при заключении гражданином брака с иностранцем гражданство Республики Беларусь не утрачивается.

Белорусское законодательство исходит также из принципа сохранения гражданства Республики Беларусь лицами, проживающими за ее пределами. Такое положение вытекает из права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы страны и беспрепятственно возвращаться обратно (ст. 30 Конституции).

Законодательство Республики Беларусь не признает за белорусским гражданином принадлежности к гражданству другого государства (ст.11 Закона). Между тем, иное может предусматриваться международными договорами (например, Договором о создании союзного государства от 8 декабря 1999 г.), а также случаями, когда иностранное государство разрешает двойное гражданство (например, Российская Федерация, Франция, Израиля.

Согласно ст.12 Закона «О гражданстве Республики Беларусь», гражданство Республики Беларусь приобретается в четырех случаях: 1) по рождению; 2) в результате приема в гражданство Республики Беларусь; 3) в порядке регистрации; 4) по иным основаниям, предусмотренным законом.

Наиболее распространенным является приобретение гражданства в силу рождения (филиация). При этом белорусский закон о гражданстве признает как «принцип крови» (определяющим фактором является гражданство родителей), так и «принцип почвы» (определяющим фактором является место рождения).

В соответствии со ст. 13 Закона, ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Республики Беларусь, является ее гражданином независимо от места рождения.

Если один из родителей ребенка на момент его рождения состоит в гражданстве Республики Беларусь, а другой – представляет собой лицо без гражданства, то ребенок является гражданином Республики Беларусь независимо от места рождения.

При различном гражданстве родителей, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места его рождения определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь, если он родился на ее территории.

Вторым по распространенности основанием является приобретение гражданства в результате приема в гражданство Республики Беларусь (натурализация). Оно касается иностранных граждан и лиц без гражданства и связано с соблюдением ряда условий, предусмотренных в Законе.

Прием в гражданство Республики Беларусь осуществляется на основании письменного заявления от лица, достигшего 18-летнего возраста, при условии, если оно отвечает следующим требованиям:

1) берет на себя обязательство соблюдать и уважать Конституцию Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь;

2) знает один из государственных языков Республики Беларусь в пределах, необходимых для общения;

3) постоянно проживает на территории Республики Беларусь на протяжении последних семи лет;

4) имеет законный источник средств существования;

5) не имеет гражданства, либо утрачивает гражданство иностранного государства в случае приобретения гражданства Республики Беларусь, либо обратилось в полномочный орган иностранного государства с заявлением о выходе из гражданства (отказе от гражданства) этого государства.

Закон (ст.14) допускает сокращение сроков проживания либо их неприменение в отношении отдельных категорий лиц. В частности, такое сокращение срока проживания может применяться в отношении: 1) белорусов, а также лиц, идентифицирующих себя как белорусы, и их потомков (кровные родственники по прямой линии); 2) лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта либо обладающих профессией или квалификацией, представляющих государственный интерес для Республики Беларусь; 3) лиц, имевших гражданство Республики Беларусь или право на гражданство Республики Беларусь, родители (усыновители) которых выбрали для них иное гражданство; 4) лиц, являвшихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, если ранее они были гражданами Республики Беларусь.

Лица, признанные беженцами, могут быть приняты в гражданство Республики Беларусь, при соблюдении общих условий, предусмотренных законодательством, в том числе при проживании на территории Беларуси не менее семи лет.

Приобретение гражданства в порядке регистрации представляет собой упрощенную процедуру приема в гражданство отдельных категорий лиц, которые сами или их родители (родитель) были в прошлом гражданами Республики Беларусь.

В Законе (ст.34) определяются сроки, в течение которых заявления о приеме в гражданство должны быть рассмотрены и по ним принято решение: 1) годичный срок - для заявлений о приеме в гражданство Республики Беларусь и 2) не более двух месяцев - для заявлений о приобретении гражданства в порядке регистрации.

В соответствии с законодательством днем приобретения гражданства Республики Беларусь считается: день рождения ребенка – гражданина Республики Беларусь; в остальных случаях – день вступления в силу указа Президента Республики Беларусь.

Согласно ст.17 Закона, гражданство Республики Беларусь может быть прекращено в двух случаях: 1) при выходе из гражданства; 2) при утрате гражданства.

Выход из гражданства Республики Беларусь является основной формой его прекращения. Каждый гражданин вправе по своему усмотрению выйти из гражданства Республики Беларусь при отсутствии предусмотренных законом оснований.

Выход из гражданства Республики Беларусь не допускается при наличии установленных законом обстоятельств, а именно:

1) если гражданин является обвиняемым либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор;

2) если гражданин имеет задолженность по налогам или другие непогашенные долги и обязательства перед государством, юридическими и физическими лицами;

3) если гражданин не имеет иного гражданства или гарантий его приобретения.

Отклонение заявления о выходе из гражданства Республики Беларусь должно быть мотивировано полномочными органами.

Гражданство Республики Беларусь может прекращаться и путем его утраты, то есть в случае принудительного лишения гражданства.

Согласно ст.19 Закона, гражданство Республики Беларусь утрачивается вследствие поступления лица на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства.

Вопрос о выходе из гражданства Республики Беларусь решается в том же порядке, что и вопрос о приобретении гражданства. Если заявление о выходе из гражданства подается на территории Республики Беларусь, то его рассматривают органы внутренних дел совместно с КГБ, Министерством иностранных дел, Министерством труда и социальной защиты. Если гражданин Республики Беларусь находится за пределами страны, то он может поставить данный вопрос перед соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением Республики Беларусь.

Решение о выходе из гражданства Республики Беларусь принимается Президентом Республики Беларусь путем издания соответствующего указа.

Срок рассмотрения заявлений о выходе из гражданства Республики Беларусь не должен превышать 6 месяцев со дня его подачи.

Вопрос об утрате гражданства решается по инициативе полномочных государственных органов, когда становится известно о наличии одного из обстоятельств, предусмотренных в статье 19 Закона.

№ п/п Наименование тем Содержание
10. Тема 10. Конституционные права, свободы и обязанности граждан Республики Беларусь Цель : усвоить конституционные права, свободы и обязанности граждан Республики Беларусь. Задачи : классифицировать права, свободы и обязанности граждан РБ. Уяснить личные, политические, социально-экономические и культурные права и свободы граждан РБ. Уяснить конституционные обязанности граждан РБ. Раскрыть гарантии прав и свобод человека и гражданина. 1. Понятие основных прав, свобод и обязанностей граждан РБ, их классификация. 2. Личные права и свободы граждан Республики Беларусь. 3. Политические права и свободы граждан РБ. 4. Социально-экономические, культурные права граждан РБ 5. Обязанности граждан Республики Беларусь. 6. Гарантии основных прав и свобод.

1. Конституционное право России как отрасль права и науки. Предмет и методы российского конституционного права

Конституционное право – это ведущая отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм.

Эти правовые нормы:

Характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками;

Отличаются от норм других отраслей права;

Закрепляют и регулируют общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы (т. е. основы конституционного строя Российской Федерации, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления).

Конституционное право рассматривается в трех аспектах: как отрасль права, наука и учебная дисциплина в системе юридического образования. Конституционное право как самостоятельная отрасль системы российского законодательства имеет собственные предмет правового регулирования и специфические методы регулирования общественных отношений.

Система конституционного права – это совокупность его норм, структура которой обусловлена системой конституционно-правовых отношений. Система конституционного права включает конституционно-правовые нормы и институты. Конституционное право определяется общественными отношениями, которые оно регулирует, т. е. самим предметом конституционного права. Его источником считается Конституция РФ – основной закон в государстве, нормы которого являются исходными для всех отраслей права.

Выступая ведущей отраслью в системе российского права, конституционное право не включает и не объединяет другие отрасли права. Оно лишь устанавливает основополагающие принципы, которым должны соответствовать нормы последних. Конституционное право регулирует общественные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр. Другие же отрасли воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области жизни.

Особенностью конституционного права выступает то, что его нормы регулируют лишь определенный слой отношений в указанных сферах, а также то, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, не одинаково.

Конституционное право изучает:

– практику осуществления народного суверенитета;

– деятельность органов государственной власти;

– систему прав и свобод человека и гражданина, их защиту;

– федеральное и административное устройство.

Конституционное право как наука изучает преимущественно конституционные процессы, закономерности и тенденции их развития; раскрывает присущие данной отрасли закономерности; формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство.

Предмет науки – это изучение отрасли конституционного права. Данная наука имеет свой собственный мыслительно-категориальный аппарат: теоретические положения и научные концепции. Предмет регулирования конституционного права – это отношения, которые регулируются нормами конституционного права и складываются в процессе взаимодействия человека и государства по поводу устройства государства, формы правления, а также по поводу основ конституционного строя.

Конституционно-правовые отношения – массовые и наиболее значимые для общества отношения, нацеленные на осуществление власти и суверенитета народа, а также на защиту прав и свобод гражданина и личности. Конституционно-правовые отношения возникают во всех сферах жизнедеятельности общества: конституционного строя России; федеративного устройства; защиты прав и свобод личности; основ государственной власти и принципов ее функционирования в Российской Федерации, иных сферах, регулируемых нормами Конституции РФ.

Конституционно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются на основании юридических фактов. Юридические факты: события (они не зависят от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин) и действия (они являются следствием волеизъявления человека, т. е. изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон).

Особенности конституционно-правовых отношений: особое содержание и предмет; особый субъект ный состав; значительное число видов. Виды конституционных правоотношений:

Конкретные конституционно-правовые отношения (в них четко определены субъекты, их права и обязанности);

Правоотношения общего характера (в них не закрепляется четко субъектный состав и не определяются их права и обязанности).

В зависимости от сферы возникновения конституционных правоотношений выделяют конституционно-правовые отношения: связанные с установлением конституционных основ гражданского общества, конституционного строя России, регулированием правового статуса личности. Содержание конституционно-правовых отношений: взаимные либо односторонние права и обязанности субъектов конституционных правоотношений. При этом субъекты конституционных правоотношений не равны между собой, поэтому конституционные отношения имеют структуру «власти – подчинения».

Субъекты конституционных правоотношений:

Физические лица (граждане Российской Федерации, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), лица со специальной правоспособностью);

Государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ, федеральные органы Российской Федерации и ее субъектов);

Общественные объединения.

Объект конституционных отношений – это предмет, по поводу которого возникают правоотношения.

Методы конституционного права – это совокупность специфических приемов и способов правового воздействия на отдельные общественные отношения в сфере конституционного регулирования. Главной особенностью методов конституционного права является их разнообразие, которое сформировалось в силу значительного числа регулируемых общественных отношений. Способы конституционного регулирования общественных отношений: дозволение; возложение обязанностей; запрет. Конституционно-правовые методы: императивный, диспозитивный и др.

2. Источники конституционного права России

Источник конституционного права России – это совокупность установленных Конституцией РФ, международными актами, федеральными конституционными и федеральными законами норм, регулирующих основные принципы организации государственного устройства, структуры и функционирования государственной власти в России, а также закрепляющих основные права и свободы личности в РФ.

Традиционно к источникам конституционного права России относятся:

Конституция РФ;

Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ;

Федеральные конституционные законы, принимаемые по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ;

Федеральные законы, принимаемые по конституционно-правовым вопросам (например, Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»);

Решения Конституционного Суда РФ (в частности, о толковании Конституции РФ);

Постановления палат Федерального Собрания РФ (в частности, регламенты палат Федерального Собрания РФ);

Указы Президента РФ, принимаемые по конституционно-правовым вопросам;

Постановления Правительства РФ, принимаемые по конституционно-правовым вопросам, издаваемые в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ;

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Некоторые исследователи также полагают постановления Центральной избирательной комиссии РФ нормативного характера источником конституционного права;

Конституции (уставы) субъектов РФ;