Конституционные способы защиты прав несовершеннолетних. Гарантии защиты конституционных прав несовершеннолетних в рф. Конституционные основы совершенствования социально-правовой защиты прав несовершеннолетних: проблемы и пути их решения

На протяжении всей истории человечества отношение к детям претерпело значительные изменения. В первобытнообщинном строе оно не особенно отличало отношения животных к своим детенышам. После, долгое время на детей смотрели как на безымянных членов клана или общины. В средневековой Европе, как показывают письменные источники, к детям до 6-7 лет относились как к младенцам, и лишь по достижении указанного возраста начинали приучать их к взрослой жизни. Фактически, ребенок считался уменьшенной по размеру и умственному развитию копией взрослого. В настоящее время ребенок, из полностью бесправного существа, принадлежавшего своим родителям превратился в субъект права. Несмотря на явный прогресс, достигнутый в этой области, дети опять-таки выступают в роли жертвы экономических, социальных реформ, несовершенства законодательства. При этом, дети практически не способны самостоятельно защищать свои права и отстаивать собственные интересы, а следовательно нуждаются в особенно усиленной защите. Кравчук Н.П. Порядок защиты прав ребенка. Сборник статей и тезисов аспирантов и молодых ученых. М: ИГПАН, 2002г. - С.12

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что один из важнейших критериев дееспособности и прозорливости власти - ее отношение к детям, уважение и защита их прав, свобод и законных интересов. С этого, по сути, начинается соблюдение прав гражданина и человека.

В раннем возрасте дети, как известно, особо уязвимы и особенно подвержены различным влияниям. Поэтому ребенок всегда должен пользоваться приоритетом в том, что касается забот о нем со стороны государства.

Россия переживает непростой период социального и экономического реформирования. Оценивая реальное положение детей в этих условиях в нашей стране, следует признать, что в большинстве своем они стали жертвами плохо подготовленных экономических реформ и разрушительных политических и социальных преобразований. Даже Правительство Российской Федерации было вынуждено констатировать, что им не были приняты во внимание все последствия этих реформ "их влияния на положение детей, не проведены в необходимом объеме компенсационные и защитные меры". Со своей стороны добавим, что именно этим, последним обстоятельством во многом объясняется стремительный, на протяжении последних 10-15 лет, рост алкоголизма, наркомании, преступности среди несовершеннолетних Иванова А.А. Вниманию законодателя! О детях, находящихся в тяжелой жизненной ситуации // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2007. - №1. С.21.

В ч.1 ст. 38 Конституции Российской Федерации указано, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства, в ч.2 этой же статьи, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Государство, возлагая на родителей основную обязанность по воспитанию детей, заботе о них, в тоже время создало многочисленные инструменты, позволяющие пресекать нарушения прав детей. Это и возможность представительства интересов детей их родителями в любых инстанциях, это и институты защиты детей от нерадивых родителей. В России создана целая совокупность государственных органов, которые обладают широкими полномочиями в области соблюдения прав ребенка и их реализации. Это комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства органы внутренних дел и прокуратура.

Конституционно-правовые основы статуса ребенка отдельно не закреплены в Конституции РФ, а устанавливаются исходя из основных положений конституционно-правового статуса гражданина. Под правовым статусом гражданина принято понимать определенный набор прав, которыми он обладает для вступления в предполагаемое правоотношение. Это понятие синонимично понятию «правосубъектность Венгеров А.Б. Теория государства и права. Часть II. Теория права. Том II. М.: Юристъ, 1997. С. 19.». Таким образом, конституционно-правовой статус ребенка - это совокупность прав, свобод, обязанностей ребенка и гарантий их реализации, установленная конституционным законодательством, а именно: Конституцией, федеральным законодательством РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Вследствие того, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, законы субъектов РФ лишь расширяют права ребенка и устанавливают дополнительные гарантии их реализации.

В главе 2 Конституции "Права и свободы человека и гражданина" понятия "ребенок" и "дети" употребляются только в трех статьях: в ст. 38, которая закрепляет обязанность государства и родителей заботиться о детях; в ст. 39, содержащей нормы о социальной защите детей; в ст. 43, устанавливающей право на образование. В остальных нормах ребенок подразумевается в качестве субъекта правоотношений и включается в термины "гражданин", "каждый" Борисова Н.Е. , Дмитриев Ю.А. , Захаров С.В. и др. Конституционно-правовой статус ребенка в Российской Федерации. М., 1998. С. 10.. Следовательно, несовершеннолетний обладает всеми правами и свободами, присущими любому гражданину России.

Как уже было сказано, конституционно-правовой статус ребенка основывается на обладании лицом не только правами, но и обязанностями.

Важнейшей обязанностью гражданина является соблюдение Конституции РФ и законов. Данная обязанность зафиксирована в ст. 15 Основного закона. Помимо этого ст. 44 устанавливает, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; ст. 57 закрепляет обязанность платить законно установленные налоги и сборы; ст. 58 гласит, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Примером нормативного акта, закрепляющего конкретно обязанности ребенка, является Закон Республики Саха от 1 июля 1994 г. N 23-I "О правах ребенка", где, в частности, установлено, что ребенок обязан заниматься самовоспитанием и самообразованием, заботиться о своем здоровье, развивать свои лучшие природные задатки, учиться применять их в жизни, овладевать знаниями, готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, управлять своими поступками и поведением в семье, в кругу друзей и в обществе и нести моральную и нравственную ответственность за них.

Юридические гарантии как элемент правового статуса представляют собой все правовые средства, обеспечивающие реализацию прав и свобод человека и гражданин. В первую очередь к ним относится конституционное закрепление принципа гарантии прав, который получает детальное обоснование в действующих отраслях российского права.

Условно совокупность прав ребенка можно разделить на шесть основных групп. Первая группа включает такие права, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.; вторая группа - права на семейное благополучие; третья группа - права на свободное развитие личности ребенка; четвертая группа прав призвана обеспечить здоровье детей; пятая группа ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством); шестая группа направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.

К важнейшим личным правам ребенка относится его право на защиту прав и законных интересов (ст. 56 Семейного кодекса РФ). В соответствии с ч.2 ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или лиц, их замещающих). При нарушении прав и законных интересов ребенка либо при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка, либо при злоупотреблении родительскими правами ребенок имеет право самостоятельно обращаться за их защитой в органы опеки и попечительства, а если ему исполнилось 14 лет - в суд. Закон обязывает должностных лиц и граждан, которым стало известно о нарушении прав и законных интересов ребенка, об угрозе его жизни или здоровью, сообщать об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства должен принять необходимые меры по защите законных интересов и прав ребенка. Грудцына Л.Ю. Правовое регулирование охраны и защиты прав несовершеннолетних // Адвокат. - 2005. - №8. - С.18

Допущен к защите

«____» _____________ 2017 г.

Зав. кафедрой

государственно-правовых

дисциплин

__________________________

Агаджанов Андрей Азатович,

к.ю.н., доцент

Челябинск 2017 г.


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. РОЛЬ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСТАНОВЛЕНИИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
§ 1. Историко-правовой аспект развития прав несовершеннолетних…………………………………………………..
§ 2. Международно-правовой стандарт конституционных прав несовершеннолетних………………………………….……………….
§ 3. Конституционные нормы, определяющие правовое положение несовершеннолетних и их реализация…….........................................
ГЛАВА 2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ЗАЩИТУ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ
§ 1. Органы, осуществляющие защиту несовершеннолетних…………..
§ 2. Проблемы и пути решения осуществления защиты органами по делам несовершеннолетних………………………………………......
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………......
ПРИЛОЖЕНИЯ…………..……………………..…………………………

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, в Российской Федерации конституционные права несовершеннолетних, установлены не так конкретно, как хотелось бы. Из этого, следует проблема реализации и защиты конституционных прав детей.

Теоретически, конституционные нормы, устанавливающие права несовершеннолетних, складываются из положений Конвенции о правах ребенка, и конкретизирующего отраслевого законодательства. Из этого следует, что Конституция Российской Федерации выступает стержнем, который вбирает в себя положения и принципы Конвенции с учетом своих не только национальных, но и социально-экономических, политических и идеологических особенностей современного периода. Конституция должна определить будущее подрастающего поколения, давая конкретные «задания» другим отраслям законодательства, или предложив единый нормативный акт, нормы которого регулировали бы отношения с участием несовершеннолетних .



Поскольку ключевые, определяющие права и свободы человека и гражданина, включая несовершеннолетнего, содержатся в конституционных нормах, то именно они имеют в определении правового положения ребенка решающее значение. С другой стороны, от конституционного закрепления наиболее общих принципиальных положений, касающихся защиты прав детей, зависит их дальнейшая конкретизация в отраслевом законодательстве.

Часть 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Тем самым в Конституции заложена основа конституционно-правового статуса несовершеннолетнего, а также основы государственных гарантий реализации конституционной защиты прав несовершеннолетних, а также гарантируются права детей с самого момента рождения. Так, гражданин Российской Федерации, которому не исполнилось 18 лет, может рассчитывать на распространение данных норм и на себя. Причем любое исключение из данного правила должно быть зафиксировано в законодательном порядке.

В ст. 38 Конституции РФ сказано, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Детям независимо от того, в какой семье, когда и где они родились, гарантируются равные права, в том числе право на имя, на получение квалифицированной медицинской помощи, на жилище, на воспитание родителями или лицами их заменяющими, а при их отсутствии –право на государственное обеспечение.

Для реализации прав ребенка, государство, гарантируя ему конституционные права и свободы, обязано максимально возможно создавать необходимые условия для этого, оказывать помощь, как детям, так и семьям, в которых они проживают, а также в полной мере осуществлять защиту их прав и интересов в обществе.

Действующее российское законодательство о защите прав и законных интересов несовершеннолетних, его реализация не позволяют в полной мере обеспечить решение проблем, связанных с безопасностью жизни и здоровья ребенка.



Настоящее демократическое общество в России не может существовать без дальнейшего совершенствования основных прав и свобод ребенка, гарантированности их реализации государством, а также приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни общества. Поэтому, на сегодняшний момент данная тема столь актуальна.

В России созданы и функционируют институты уполномоченных по правам ребенка. В частности, Указом Президента Российской Федерации от 09 сентября 2016 г. № 466 Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка назначена Анна Юрьевна Кузнецова. Задачами федерального и региональных уполномоченных по правам ребенка являются:

· обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

· правовое просвещение в области защиты прав ребенка;

· запросы и получение в установленном порядке необходимых сведений, документов и материалов от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

· беспрепятственное посещение федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и др.

Целью дипломной работы является комплексный общетеоретический анализ феномена прав ребенка, их нормативного закрепления в конституционном праве, эффективности механизма защиты конституционных прав несовершеннолетних.

Задачи , поставленные для выполнения цели:

1. Дать определения: «конституционный статус ребенка», «конституционные права и свободы ребенка», «реализация конституционных прав и свобод ребенка», выявить особенности и проблемы реализации ребенком своих конституционных прав и свобод;

2. Раскрыть содержание некоторых теоретических концепций о ребенке как специальном субъекте права, его правах в системе прав человека, их обеспечении и механизме защиты, правовом статусе;

3. Систематизировать конституционно-правовые нормы, определяющие правовой статус несовершеннолетнего, проанализировать их с учетом соответствия международным стандартам в области защиты прав ребенка и современным потребностям российского общества;

4. Исследовать историю развития правового регулирования прав, свобод и законных интересов ребенка за весь период становления российского государства;

5. Проанализировать полномочия государственных органов, которые обеспечивают реализацию конституционных прав и интересов ребенка в Российской Федерации.

Объектом исследования является совокупность конституционно-правовых отношений, в которых прямым или опосредованным субъектом выступает несовершеннолетний, а также весь комплекс субъективных прав ребенка их реализации и механизмов их защиты.

Предметом исследования выступает система конституционных норм, определяющих основы правового положения несовершеннолетнего, особенности его конституционно-правового статуса в Российской Федерации, нацеленная на обеспечение и защиту прав ребенка.

Методологической основой исследования служит общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы, сравнительно-правовой и формально-юридический.

Эмпирическую базу исследования составляют правовые акты, содержащие нормы и принципы международного права; положения Конституции РФ; нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие основы конституционного строя; результаты обобщения и анализа судебной и правоприменительной практики, а также электронные ресурсы удаленного доступа.

Теоретическая основа исследования составили положения, сформулированные в работах отечественных ученых-специалистов по конституционному праву, таких как: Н.Г. Зайцева, М.В. Баглай, А.Х. Саидов, М.В. Шугуров и другие.

Структура дипломной работы предопределена содержанием темы. Она состоит из введения, пяти параграфов, объединенных в две главы, заключения и списка нормативных актов, литературы по теме исследования и судебной практики.

УДК 342.4(C-60) А.Ю. СОЛОГУБ

ББК 67.400 аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рассматривается конституционно-правовая защита ребенка в Российской Федерации, анализируется соотношение понятий «ребенок» и «несовершеннолетний». Обосновывается авторское определение конституционно-правовой защиты ребенка.

Ключевые слова: ребенок, несовершеннолетний, защита, конституционно-правовая защита, гарантии.

post-graduate student, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk

e-mail: [email protected]

CONSTITUTIONAL AND LEGAL PROTECTION OF RIGHTS OF CHILD IN THE RUSSIAN FEDERATION

The author studies the constitutional and legal protection of a child in the Russian Federation, analyzes correlation of the concepts of child and juvenile and substantiates the author"s definition of constitutional and legal protection of a child.

Keywords: child, juvenile, protection, constitutional and legal protection, guarantees.

Одной из фундаментальных основ конституционного строя России является провозглашение в Конституции Российской Федерации человека, его прав и свобод высшей ценностью. И обязанность государства - их признание, соблюдение и защита. Основой межотраслевого института правовой защиты человека является правозащитный институт конституционного права.

Рассмотрению конституционно-правовой защиты прав и свобод человека и гражданина посвящены труды многих исследователей . По нашему мнению, особого внимания заслуживает подход М.В. Мархгейм к определению конституционной системы защиты прав и свобод человека и гражданина, которая понимается автором как «целостная конституционно обусловленная упорядоченная совокупность взаимодействующих звеньев правового механизма, деятельность которого направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина от посягательств и нарушений, а также на достижение в стране состояния их реальной защищенности». Такой подход обусловлен тем, что позволяет добиться основной цели - реальной защиты всех граждан Российской Федерации.

Несомненно, что данная целевая установка относится и к ребенку.

В исследованиях, посвященных защите прав и законных интересов детей, уделяется недостаточно внимания проблемам конституционно-правовой защиты ребенка как самостоятельного субъекта права. Анализ существующих точек зрения позволяет выделить два основных подхода. Так, О.В. Кузнецова определяет сущность конституционно-правовой защиты семьи, материнства, отцовства и детства как совокупность правовых норм, закрепленных в Конституции РФ, конституциях (уставах), законах субъектов России, международно-правовых актах, регулирующих и охраняющих общественные отношения, связанные с защитой семьи, материнства, отцовства и детства . О.А. Снежко рассматривает конституционно-правовую защиту семьи как совокупность соответствующих действий (деятельности) компетентных органов, должностных лиц и самих граждан .

Из этого следует, что исследователи широко трактуют конституционно-правовую защиту применительно к детям. Причиной этого послужила специфика развития законодательства, посвященного правовому

© А.Ю. Сологуб, 2011

ПРАВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

статусу ребенка, так как до определенного времени он рассматривался исключительно в контексте семейных отношений.

Подход Л.Н. Дегтяревой к пониманию конституционно-правовой защиты несовершеннолетних в Российской Федерации строится с позиции ювенальной юстиции . Данный автор исходит из сложившихся в настоящее время тенденций развития ювенальной юстиции, которая является одним из элементов механизма конституционно-правовой защиты ребенка.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что в научных исследованиях не приводится четкое определение конституционноправовой защиты ребенка. С учетом особой значимости исследуемой проблемы предлагается следующее определение: конституционно-правовая защита ребенка есть система нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус ребенка как субъекта общественных отношений и закрепляющих основы организации деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений по созданию юридических условий, обеспечивающих ребенку высокий уровень правовой защищенности.

В подавляющем большинстве положений Конституции РФ статус несовершеннолетнего является подразумевающейся частью, составным элементом общечеловеческого статуса любого гражданина России . Это позволяет говорить о гарантиях равной защиты прав любого человека независимо от каких-либо признаков, в том числе и возрастных. Специфика правового положения ребенка является общепризнанной. Потребность создания такой автономной группы диктуется необходимостью особой, специальной правовой защиты несовершеннолетних, обусловленной психофизиологическими и социальными качествами личности детей .

В рамках данного исследования интерес представляет юридическое понимание, кого следует считать ребенком. В настоящее время понятие «ребенок» закреплено как в отечественном, так и международном законодательстве для обозначения категории лиц, не достигших совершеннолетия (18 лет). Однако определения, содержащиеся в законах, не дают полного представления о ребенке как о субъекте права, поэтому и существует терминологическая многовариантность: не-

совершеннолетний, малолетний, подросток и др. Каждое из определений названных категорий лиц имеет право на существование, применение и теоретическое объяснение, поскольку употребляется в законодательстве. Но между ними нельзя ставить знак равенства, их определения следует различать . С этой целью выделяют присущие указанным категориям лиц признаки, которые служат основой для формулирования соответствующих дефиниций.

По мнению большинства исследователей, к числу главных содержательных признаков обозначенных терминов относятся возрастной критерий и отраслевая принадлежность отношений, в которых участвуют указанные категории детей. Так, Е.Н. Микитова считает, что главным признаком ребенка как специального субъекта являются возрастные границы, в рамках которых он существует в данном статусе . В.И. Абрамов, подчеркивая приоритет возрастных параметров, определяет категорию «ребенок» («дети») как универсальную, а, в свою очередь, категории «несовершеннолетний», «малолетний», «подросток» и др. охватываются общим понятием «ребенок» и в то же время могут служить основанием для формирования самостоятельных видов правового статуса детей .

Е.А. Капитонова в своих исследованиях признает категории «ребенок» и «несовершеннолетний» тождественными по содержанию . Однако с подобной точкой зрения нельзя согласиться. Термин «ребенок» обладает универсальностью, поскольку он применяется при характеристике лица, как не достигшего возраста 18 лет, так и его перешагнувшего. Во-первых, содержание данного термина не только определяет возрастные границы в жизни человека, но и обозначает юридически признаваемые и значимые связи с родителями или лицами, их заменяющими, так как для них ребенок остается таковым независимо от его возраста. Во-вторых, в определенных случаях законодательство приравнивает к статусу ребенка лиц, достигших совершеннолетия, тем самым обеспечивая их повышенную защищенность. Одним из примеров могут служить положения Налогового кодекса РФ, указывающие на предоставление родителям стандартного и социального налогового вычета в отношении детей, обучающихся по очной форме обучения в образовательных

ИзвестияИГЭА. 2011. № 4 (78)

учреждениях, в возрасте до 24 лет (подп. 4 что материальные ресурсы государства в

п. 1 ст. 218, подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ). значительной степени определяют гаранти-

необходимо разграничивать содержание шинства конституционных норм, в первую

понятий, обозначающих рассматриваемые очередь социального блока . Поэтому

повышения степени их защиты. щий нормы, защищающие права и законные

Формальное признание ребенка лич- интересы ребенка, будет декларативен без

ностью, обладающей самостоятельным должного финансового обеспечения.

правовым статусом, не решило проблему Думается, что рассматриваемая в статье

защиты его прав и свобод. В настоящее вре- проблема нуждается в дальнейшем изучении.

мя не сложилось четкой системы гарантий, Законодательное закрепление механизма

способствующей защите и реализации прав реализации прав детей, основанного на га-

детей. Общие и юридические гарантии, от- рантиях общего и юридического характера, а

раженные в Конституции РФ, несмотря на также на взаимодействии и координации всех

прямое действие конституционных норм и заинтересованных в этом процессе государс-

их применение на всей территории страны, твенных и общественных организаций, будет

нуждаются в законодательной конкретизации способствовать формированию гражданского

и развитии. Кроме того, следует отметить, общества и правового государства.

Список использованной литературы

1. Абрамов В.И. Права ребенка в России: (теоретический аспект) / под ред. Н.И. Матузова. Саратов, 2005.

2. Борисова Н.Е. Конституционные предпосылки защиты прав ребенка // Защита прав ребенка в современной России: сб. материалов науч.-практ. конф. М., 2004. С. 16-21.

3. Бутько О.В. Правовой статус ребенка: теоретико-правовой анализ: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2004.

4. Гасанов С.С. Конституционный механизм защиты основных прав человека. М., 2004.

5. Дегтярева Л.Н. Конституционно-правовая защита несовершеннолетних в современной России: (на примере Центрального федерального округа): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2010.

6. Капитонова Е.А. Конституционные обязанности ребенка в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Пенза, 2010.

7. Кузнецова О.В. Конституционно-правовая защита семьи, материнства, отцовства и детства в России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2004.

8. Лучин О.В. Конституция Российской Федерации: Проблемы реализации. М., 2002.

9. Мархгейм М.В. Защита прав и свобод человека и гражданина в России: опыт системного конституционного осмысления. Ростов н/Д, 2003.

10. Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция. М., 1999.

11. Микитова Е.Н. Особенности правового статуса ребенка в Российской Федерации: дис. . канд. юрид. наук. М., 2002.

12. Снежко О.А. Конституционно-правовая защита семьи // Государство и право. 2008. № 2. С. 63-71.

13. Стремоухов А.В. Правовая защита человека: теоретические проблемы. СПб., 2003.

Bibliography (transliterated)

1. Abramov V.I. Prava rebenka v Rossii: (teoreticheskii aspekt) / pod red. N.I. Matuzova. Saratov, 2005.

2. Borisova N.E. Konstitutsionnye predposylki zashchity prav rebenka // Zashchita prav rebenka v sovremennoi Rossii: sb. materialov nauch.-prakt. konf. M., 2004. S. 16-21.

3. But"ko O.V. Pravovoi status rebenka: teoretiko-pravovoi analiz: dis. ... kand. yurid. nauk. Krasnodar, 2004.

4. Gasanov S.S. Konstitutsionnyi mekhanizm zashchity osnovnykh prav cheloveka. M., 2004.

5. Degtyareva L.N. Konstitutsionno-pravovaya zashchita nesovershennoletnikh v sovremennoi Rossii: (na primere Tsentral"nogo federal"nogo okruga): avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Belgorod, 2010.

6. Kapitonova E.A. Konstitutsionnye obyazannosti rebenka v Rossiiskoi Federatsii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Penza, 2010.

7. Kuznetsova O.V. Konstitutsionno-pravovaya zashchita sem"i, materinstva, ottsovstva i detstva v Rossii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Chelyabinsk, 2004.

8. Luchin O.V. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii: Problemy realizatsii. M., 2002.

9. Markhgeim M.V. Zashchita prav i svobod cheloveka i grazhdanina v Rossii: opyt sistemnogo konstitutsionnogo osmysleniya. Rostov n/D, 2003.

10. Mel"nikova E.B. Yuvenal"naya yustitsiya. M., 1999.

11. Mikitova E.N. Osobennosti pravovogo statusa rebenka v Rossiiskoi Federatsii: dis. . kand. yurid. nauk. M., 2002.

12. Snezhko O.A. Konstitutsionno-pravovaya zashchita sem"i // Gosudarstvo i pravo. 2008. № 2. S. 63-71.

13. Stremoukhov A.V. Pravovaya zashchita cheloveka: teoreticheskie problemy. SPb., 2003.

ИзвестияИГЭА. 2011. № 4 (78)

Актуальность данной темы заключается в том, что в современном обществе и в целом в государстве проблемы детства и защиты прав несовершеннолетних являются значимыми. Рассмотрение и анализ ряда проблем, так или иначе затрагивающих отдельные аспекты прав несовершеннолетних, являются далеко не редким явлением в современной юридической науке . Россия переживает демографический кризис, и его преодоление находится в прямой зависимости от двух факторов: репродукции населения и воспитания здоровой полноценной молодежи. Именно поэтому охрана и защита материнства и детства провозглашена общенациональной задачей.

Детство – это очень важный этап жизни. Ведь именно в детстве человек приобретает знания, опыт.

Умения, которое ему пригодятся в дальнейшей жизни. В детстве у человека формируется характер и привычки, которые потом будет уже очень тяжело изменить. Абсолютно всем детям, вне зависимости от того, когда, где, в какой семье они родились, государством гарантируются равные права, такие как: право на имя, а так же право на получение медицинской помощи, на жилище, на воспитание родителями или лицами, которые их заменяют, а если они отсутствуют, то право на государственное обеспечение.

Самая главная обязанность государства - это защищать права и законные интересы несовершеннолетних.

Произошло изменение проблем защиты несовершеннолетних, а именно:

1 -требование законодателя о заботе и всесторонней защите прав и законных интересов детей со стороны государства и семьи, а так же массовые нарушения прав несовершеннолетних, должны детально рассматриваться;

2 -появились и вступили в силу федеральные законы, которые гарантируют защиту прав ребёнка, складываются новые правоотношения между детьми и родителями, лицами их заменяющими, соответственно это требует переосмысления;

3 -увеличение количества детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, заставляет задуматься, в чём причина и последствия такого явления.

Правовой статус несовершеннолетнего - это один из специальных статусов в Российской правовой системе, отражающие особенности возраста.

Существует ряд методов, которые используются законодателем:

1 -ограничение прав несовершеннолетних, введение запретов на доступ несовершеннолетних к таким факторам, которые негативно влияют на их здоровье, психологическое, а так же социальное развитие;

2 -несовершеннолетним предоставляются специальные права, которые обусловлены их возрастом;

3 -введены льготные режимы пользования правами или несения обязанностей.

Правовое положение несовершеннолетнего в России характеризуется следующими конституционными принципами:

а) права и обязанности;

б) неотчуждаемые права и свободы; в) действия прав и свобод;

г) гарантированность и специальная защита прав и свобод;

д) признание и гарантирование на территории России прав и свобод; е) запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод.

Развитие конституционно-правовых норм, которые определяют правовой статус несовершеннолетних, должны быть направлены на разработку механизма обеспечения и реализации последних. Механизмы охраны и защиты несовершеннолетних не представляют собой единой системы. Для того, чтобы обеспечить координацию деятельности защиты прав несовершеннолетних есть предложение создать в структуре федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации Федеральное агентство по вопросам семьи, материнства, детства, а так же демографии.

Для повышения эффективности защиты прав несовершеннолетних, необходимо наделить уполномоченных в субъектах Российской Федерации правом законодательной инициативы, а именно по направлениям:

1).Защита прав детей на жизнь и охрану здоровья, а так же на отдых и оздоровление, санитарно- эпидемиологическую безопасность;

2).Защита прав детей, у которых родители проживают раздельно;

3).Защита прав детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей;

4).Усиление борьбы против преступлений, связанных с половой неприкосновенностью несовершеннолетних.

Общественные объединения осуществляют защиту прав несовершеннолетних в каждом случае отдельно.

Особенность конституционно-правого статуса состоит в том, что его права и законные интересы в большинстве случаев реализуются через законных представителей. Из этого следует, что права ребёнка следует рассматривать через охрану материнства, в свою очередь это тесно связанно с государственной охраной и укреплением семьи.

Вследствие того, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, законы субъектов РФ лишь расширяют права ребенка и устанавливают дополнительные гарантии их реализации.

Благосостояние семьи, обуславливают возможность полноценной реализации ребёнком своих прав. Здесь имеется ввиду благополучие не только материальное, но и в нравственном и духовном отношениях.

Суд по делам несовершеннолетних, должен быть судом комплексной юрисдикции и должен определиться с выбором оптимальной модели правосудия по делам несовершеннолетних.

Правовое положение несовершеннолетних в России характеризуется:

Равенством прав и обязанностей;

Неотчуждаемостью прав и свобод;

Действиями прав и свобод;

Гарантией прав и свобод;

Существует дополнительный механизм охраны, а так же защиты несовершеннолетних, они направлены на обеспечение здоровья и укрепление семьи. Дополнительные механизмы по охране и защите несовершеннолетних чаще всего являются самозащитой, а этого не хватает.

Механизм конституционно-правовой охраны несовершеннолетних - конституционные права, основы деятельности, принципы государственных, общественных и иных организаций, они направлены на реализацию нужных условий для развития и воспитания.

Так же существует теоретическая и практическая значимость исследования:

Теоретическая - обусловлена тем, что обращена к плохо исследованной области российского права, одной из сторон которых является несовершеннолетний в качестве субъекта права. Из всего этого вытекает значимость проблемы тонкости содержания положений Конституции Российской Федерации, которые лежат в основе формирования правового статуса несовершеннолетнего.

Практическая - обусловлена тем, что выводы, а так же составленные на их основе предложения, направлены на более улучшенное обеспечение правового положения несовершеннолетнего. А так же помогает улучшению законодательства.

Конституция не решает задачи, которые перед ней стоят, по обеспечению правового статуса несовершеннолетнего. Формирование конституционно-правового института статуса ребёнка, остаётся не решённой.

Структура механизма правового регулирования, состоит в единстве всех элементов, которые обеспечивают полноценность механизма. Так же структуру образуют:

Нормативная подсистема - нормы и принципы;

Институционная подсистема- охрана и защита несовершеннолетних. Из выше сказанного можно сделать вывод, что необходимо:

Проработать вопрос о возможности создать механизм международной защиты;

Создать такую защиту прав и интересов детей, которая будет состоять из педагогов, юристов, психологов. Для оказания моральной, юридической или психологической помощи несовершеннолетним;

Нужно именно влиять на причины, которые порождают социальные беды;

Активно действовать общественным объединениям в сфере охраны и защит несовершеннолетних;

Действия, которые выходят пределы должностных полномочий, либо компетенции или за пределы прав граждан, бездействие, если должностные лица и граждане не должны отклоняться от обязанностей, называются незаконными.

Если администрация издаст распоряжение использования школы для помещения ЗАГСА без получения разрешения на это (ст. 13);

Если родители продают квартиру, в которой ребёнок имеет право жить, не приобретя новое жильё;

Если утверждают бюджет на год без учёта статьи расходов на медицинскую реабилитацию детей- инвалидов, являющейся обязательной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Возмещение убытков, которые были причинены ребёнку, заключается в гражданско-правовой ответственности.

Юридическая ответственность несовершеннолетних:

Под юридической ответственностью понимается - применение мер государственного принуждения к несовершеннолетнему, в том случае, если он нарушил норму или нормы права.

Юридическая ответственность несовершеннолетних предусмотрена и регулируется нормами уголовного, административного, гражданского, а так же трудового законодательства. Административной ответственности подлежит, лицо, достигшее 16-ти летнего возраста, которое совершило противоправное, виновное действие, либо бездействие, за которое Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена административная ответственность. Это наказание применяется с целью предупреждения совершения дальнейших новых правонарушений, самим уже нарушившим право, а так же и другими лицами. Эти дела несовершеннолетних рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (ч.1 ст.233 КоАП РФ).

Уголовная ответственность несовершеннолетних наступает на виновно совершённо, именно опасное деяние, которые запрещено Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ) под угрозой наказания. Уголовная ответственность в полном объёме наступает по достижению возраста уголовной ответственности (16 лет). Но в случае совершения преступлений, перечень которых указан в ч. 2 ст. 20 УК РФ, уголовная ответственность может наступить с 14 лет.

В гражданско-правовых отношениях отличается ответственность до 14 лет и от 14 до 18 лет. В статье 1073 Гражданского кодекса РФ (далее- ГК РФ) за вред, который был причинён несовершеннолетним, не достигшего 14-ти летнего возраста, отвечают родители, либо усыновители, опекуны, если не будет доказано, что вред возник не по их вине. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 сами несут ответственность на общих основаниях за причинённый вред.

Если же у несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет, не имеется доходов, либо иного имущества, которых бы было достаточно для возмещения ущерба, вреда, в этом случае вред должны возместить полностью или в недостающей части его родители (усыновители) попечители, если не будет доказано, что вред возник не по их вине (ст. 1074 ГК РФ).

Конституционные гарантии прав несовершеннолетних:

Конституционные гарантии - это совокупность условий и правовых средств, которые обеспечивают реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина. Гарантии представляют собой все правовые средства, которые обеспечивают осуществление, охрану и защиту прав и свобод ребёнка.

Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016 г.) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально- экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Для реализации и защиты прав и свобод несовершеннолетних необходимо:

Закрепить гуманистические принципы организации и функционирования всей правовой системы в целом, которые устанавливают приоритет прав и свобод человека и гражданина в системе ценностей, гарантия прав и свобод;

Установить круг субъектов, которые обязаны осуществить возможность осуществить конституционные права и свободы несовершеннолетних;

Нужно предусмотреть специальные средства, которые будут осуществлять и защищать права и свободы несовершеннолетних, которые представляют собой механизм.

Для реализации конституционных гарантий несовершеннолетних, органы государственной власти Российской Федерации, а так же их должностные лица, наделены полномочиями, такими как:

Устанавливать основы федеральной политики в интересах детей;

Выбирать более важных направлений по обеспечению прав и законных интересов ребёнка, а так же охраны его здоровья и нравственности;

Формировать и реализовывать федеральные программы защиты прав ребёнка;

Установить порядок судебной защиты прав, а так же и законных интересов ребёнка;

Установить судебную защиту прав несовершеннолетних;

Нужно исполнять международные обязательства Российской Федерации, а так же и представительства интересов Российской Федерации по защите прав ребёнка.

Согласно ст. 17 ГК РФ гражданин в возрасте до 18 лет имеет такую же правоспособность, как и совершеннолетний гражданин, т.е. равную способность (возможность) иметь гражданские права и нести обязанности.

Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, что в настоящее время Конституция Российской Федерации не может в полном объёме решить задачи, которые перед ней поставлены, особенно в части обеспечения правового статуса несовершеннолетнего. Необходимо повысить роль средств массовой информации в деле повышения уровня знаний населения в области охраны прав несовершеннолетних для репродуктивного здоровья, улучшения медицинской культуры, а также освещения хода соблюдения правовых актов. При необходимом финансировании средства массовой информации способны значительно влиять на психологическую подготовку индивидов в области охраны и защиты материнства и детства, эффективно пропагандировать нравственные и семейные ценности, информировать различные слои населения о способах и средствах защиты их прав детей.

Специальный статус несовершеннолетних актуализирует конституционно-правовые исследования особенностей реализации прав указанной категории лиц. Проблемы детства, вопросы обеспечения прав несовершеннолетних являются приоритетными как для мирового сообщества в целом, так и для российского общества.

Список литературы

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Часть II. Теория права. Том II. М.: Юристъ, 1997. С. 19.

2. Витрук Н.В. Указ. соч.

3. Горячева С.А. Конституционные основы правового статуса несовершеннолетних // Право и государство: теория и практика. 2012. № 5.(88).

4. Гражданское право: Учебник для вузов. Часть первая / Под ред. Т.И.Илларионова, Б.М. Гонгало, В.А. Плетнева. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. С. 58.

5. Дегтярева Л.Н. Конституционно-правовые нормы как способ фиксации правового статуса несовершеннолетнего // Конституции Российской Федерации 20 лет: проблемы реализации и перспективы развития: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж, 2013.

7. Конституция Российской Федерации [Текст] (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о по- правках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодатель- ства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

8. Синцов Г.В. Основные принципы организации и деятельности Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации // «Черные дыры» в российском законодательстве. Вып. № 2. – М.: Издательский дом «Медиа-ВАК», 2016. – С. 27-30; Синцов Г.В. Уполномоченный по правам ребенка в системе органов государственной власти // Lex Russica. Вып. № 7 (116). – М.: Типография Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2016. – С. 160-166; Синцов Г.В. Ежегодный доклад уполномоченного по правам человека в субъекте РФ как инструмент защиты прав и свобод неопределенного круга лиц // Юридический мир. Вып. № 5. – М.: Юрист, 2014. – С. 8- 10.