Социально-правовая защита детства в современной россии

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 18. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность. Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, находятся под защитой государства.

Государство гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать по контракту органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, выполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе гарантирует правовую защиту, связанную с правомерным выполнением указанными лицами общественного долга или возложенных на них обязанностей.
При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, а равно членов их семей и близких эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, либо оказавшие им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших, могут получать вознаграждения и другие выплаты. Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются.
Период сотрудничества граждан по контракту с органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, в качестве основного рода занятий включается в трудовой стаж граждан. Указанные лица имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, в связи с его участием в проведении оперативно - розыскных мероприятий семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, из средств соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего и в установленном законом порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца.
При получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении оперативно - розыскных мероприятий и исключающих для него возможность дальнейшего сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, указанному лицу из средств соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания и в установленном законом порядке назначается пенсия по инвалидности.
Комментарий к статье 18
1. Между органами внутренних дел и гражданами, содействующими им в осуществлении ОРД, существуют правовые отношения. Социальная и правовая защита таких граждан предполагает и возлагает на государство обязанность принимать необходимые меры по предотвращению противоправных действий против них, установлению виновных в подобных действиях и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством.
Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам внутренних дел в осуществлении оперативно - розыскной деятельности, может выражаться в гарантиях и обязательствах.
Гарантия (ручательство, поручительство, обеспечение) государства в социальной и правовой защите предоставляется лишь при наличии определенных условий.
Во-первых, при содействии органам внутренних дел в осуществлении оперативно - розыскной деятельности по контракту.
Во-вторых, лишь при правомерном выполнении лицом общественного долга или возложенных на него обязанностей. Неправомерное выполнение гражданином своих обязанностей в процессе оперативно - розыскной деятельности или нарушение условий контракта исключают гарантии государства по его социальной и правовой защите.
В-третьих, гарантии государства предоставляются при возникновении реальной, а не мнимой, угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество лиц в связи с их содействием органам внутренних дел в оперативно - розыскном процессе. В данном случае гарантии государства предоставляются не только этим лицам, но и членам их семей и близким.
На лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел в осуществлении оперативно - розыскной деятельности на бесконтрактной основе, комментируемым Законом гарантии государства по социальной и правовой защите не распространяются, что является серьезным упущением. Однако это не освобождает органы внутренних дел от выполнения взятых на себя обязательств (определенного круга действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения) перед лицами, оказывающими содействие в ОРД на бесконтрактной основе.
2. Выполнение обязательств, предусмотренных контрактом, - одна из гарантий государства. Однако комментируемый Закон определяет более широкие обязанности органов внутренних дел по социальной и правовой защите граждан, оказывающих им содействие в оперативно - розыскном процессе, которые в контракте, как правило, не отражаются. Прежде всего, при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим ОРД, а равно членов их семей и близких эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности. Данная обязанность реализуется главным образом путем принятия оперативно - розыскных, уголовно - процессуальных и других мер, используемых органами внутренних дел для предотвращения и раскрытия преступлений.
3. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает возможность освобождения от уголовной ответственности в связи с сотрудничеством в раскрытии преступления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уголовный кодекс, принятый после вступления в силу Закона об ОРД, не предусмотрел в институте деятельного раскаяния специального основания освобождения от уголовной ответственности, тождественного комментируемой норме. Исходя из содержащегося в ч. 1 ст. 1 УК положения о том, что уголовное законодательство состоит из Уголовного кодекса, некоторые юристы пришли к следующему выводу: "...никакие другие законы, содержащие нормы уголовного права, в России действовать не могут. Поскольку УК принят позднее, чем Закон "Об оперативно - розыскной деятельности", то правила действующего уголовного законодательства обладают приоритетом. В главе 11 УК нет статей об освобождении от уголовной ответственности участников преступной группы, привлеченных к проведению оперативно - розыскных мероприятий. Значит, такой нормы в российском уголовном праве нет вообще" (Законность. 1997. N 9. Ст. 37). В других источниках отмечается, что ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД "корреспондирует с уголовно - правовым институтом деятельного раскаяния, который нашел развернутое закрепление в новом уголовном и уголовно - процессуальном законодательстве России" (Комментарий к Федеральному закону "Об оперативно - розыскной деятельности". - М., 1997. С. 168). Еще одна группа исследователей, разделяя этот взгляд, более осторожна в суждениях. Отмечается, что сфера применения ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД уже института деятельного раскаяния, поскольку сформулированная в ней норма касается только лиц из числа членов преступных групп, предполагает ненаступление тяжких последствий, ею не выдвигается требование, чтобы лицо впервые совершило преступление, т.е. между нормами, содержащимися в ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД и ст. 75 УК, имеются расхождения, несовпадения (см.: Федеральный закон "Об оперативно - розыскной деятельности": Комментарий. - М., 1997. С. 517).
Очевидно, однако, что имеется насущная практическая потребность в применении рассматриваемой нормы. Она необходима для случаев, когда факт сотрудничества лица, участвовавшего в совершении преступления, с органами, осуществляющими ОРД, перестал быть по различным причинам секретом. Данная норма позволит исключить необоснованное уголовное преследование как штатных сотрудников оперативных подразделений, так и лиц, оказавших им содействие. Ее реализация значительно сократит порочную практику "вывода" содействующих лиц из расследования незаконными, "договорными" способами, граничащими с фальсификацией доказательств.
Прекращение уголовного преследования должно осуществляться в соответствии с законом и, следовательно, гласно. Обеспечение безопасности освобождаемого от ответственности лица - самостоятельный вопрос. При невозможности его разрешения необходимо выбрать другое основание для прекращения уголовного преследования либо "смириться" с предстоящим осуждением. При определенных условиях сохранению в тайне факта сотрудничества с правоохранительными органами может способствовать выделение уголовного дела в отдельное производство. Однако прекращение выделенного дела также должно осуществляться на законном основании. Если основания для выделения уголовного дела отсутствуют, решение об освобождении от уголовной ответственности должно облекаться в форму постановления о прекращении уголовного преследования конкретного лица, поскольку производство по делу в отношении преступной группы продолжается.
Утверждение о нелегитимности ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД спорно. По крайней мере, УК РФ не установил правила, согласно которому законы, содержащие основания освобождения от уголовной ответственности (в отличие от законов, ее предусматривающих), подлежат включению в УК. Нет бесспорных подтверждений и тому, что коллизионность норм уголовного и оперативно - розыскного права не является следствием несовершенства законодательной техники. Поэтому до конкретного волеизъявления законодателя, исключающего ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД, или разъяснения Пленума Верховного Суда РФ о ее неприменении возможна прямая ссылка на данную норму как на основание освобождения от уголовной ответственности. В тех случаях, когда факт сотрудничества в раскрытии преступления подпадает под действие ч. 1 ст. 75 или ст. 77 УК, следует руководствоваться данными нормами и соответствующими статьями УПК.
Недостаточная урегулированность уголовно - правовых оснований освобождения от уголовной ответственности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими ОРД, обусловливает трудности выбора процессуального порядка реализации ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД. Исходя из того, что способствование раскрытию преступления членом преступной группы охватывается ч. 1 ст. 75 УК и является разновидностью деятельного раскаяния, на эти случаи распространяется процессуальный порядок прекращения уголовных дел, установленный ст. 7 УПК. Однако поскольку данные правовые предписания смоделированы на ситуации, когда совершено преступление небольшой тяжести, что не характерно для преступных групп, использование при прекращении уголовных дел на основании ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД положений ст. 7 УПК означает применение уголовно - процессуального закона по аналогии. То же самое можно сказать и относительно ст. 6 УПК, если считать, что лицо из числа членов преступной группы, сотрудничавшее с правоохранительными органами в раскрытии преступления, перестало быть в связи с этим общественно опасным вследствие изменения обстановки.
Понятие "лицо из числа членов преступной группы" следует истолковывать как относящееся к совершению преступления по предварительному сговору группой лиц или организованной группой (ст. 35 УК). Видимо, лицо, создавшее организованную группу либо руководившее ею, не может быть освобождено от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным данной статьей. Термин "противоправное деяние" является синонимом термина "преступление".
Закон формулирует условия освобождения от уголовной ответственности, которые должны рассматриваться в совокупности. Таких условий четыре: 1) преступление не повлекло тяжких последствий; 2) лицо привлечено к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность; 3) оно активно способствовало раскрытию преступлений; 4) возместило нанесенный ущерб или иным образом загладило причиненный вред.
Первое условие является оценочным. Его не следует отождествлять с одноименным квалифицирующим признаком, предусмотренным в некоторых статьях Особенной части УК (например, в ст. 127, 131 и др.). Оно может иметь место как в случаях, когда член организованной преступной группы совершает преступление самостоятельно, так и при совершении преступления группой лиц. Если преступление, совершенное группой лиц, повлекло тяжкие последствия, вопрос об освобождении отдельных лиц от уголовной ответственности должен рассматриваться исходя из направленности умысла, степени фактического участия в выполнении объективной стороны преступления, а также иных обстоятельств дела.
Под привлечением к сотрудничеству с органами, осуществляющими ОРД, понимается содействие этим органам как по контракту, так и в иных формах. Определяющее значение имеет не сам факт сотрудничества (официально оформленный или не оформленный), а его результативность в раскрытии преступлений, выявлении и изобличении лиц, причастных к их совершению, обнаружении места и каналов сбыта или хранения материальных ценностей, добытых преступным путем, и других объектов, которые могут иметь значение вещественных доказательств. Результатом содействия может быть обнаружение трупов, живых лиц, подвергнувшихся преступному воздействию или могущих дать свидетельские показания. Таким образом, второе и третье условия следует рассматривать как двуединое.
Возмещение нанесенного ущерба или заглаживание причиненного вреда может быть осуществлено в любых предусмотренных или не противоречащих закону формах: уголовно - правовая реституция; возврат аналогичных, равных по стоимости вещей; денежное возмещение; восстановление утраченного или разрушенного личным трудом и т.д.
Все перечисленные в законе условия (кроме факта конфиденциального содействия в подготовке и проведении ОРМ) должны быть доказаны материалами уголовного дела.
4. Лица, оказывающие содействие органам внутренних дел в осуществлении ОРД, могут получать вознаграждение и другие выплаты, на что из федерального бюджета согласно ст. 19 комментируемого Закона выделяются финансовые средства. Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты в соответствии с федеральным законодательством налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются. Виды, размеры и порядок выдачи денежных вознаграждений и других выплат регламентируются ведомственными нормативными актами МВД РФ.
5. Сотрудничество граждан по контракту с органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, как правило, является их основным родом занятий и поэтому при их желании может быть включено в трудовой стаж. Оформление трудового стажа и пенсии не должно придавать гласности факт конфиденциальности сотрудничества граждан с органами внутренних дел. Порядок подготовки необходимых для органов социального обеспечения документов определяется ведомственными нормативными актами МВД РФ.
6. Ведомственными нормативными актами МВД предусмотрен ряд специальных мер по защите лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел, в случае возникновения угроз их жизни, здоровью, собственности. К таким мерам, в частности, относятся физическая охрана, предоставление квартир - убежищ, смена места жительства, замена паспортов с изменением фамилий. Названные меры могут быть распространены и на членов семей этих лиц.
7. В случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с оперативным подразделением органа внутренних дел, в связи с его участием в проведении оперативно - розыскных мероприятий семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, из средств соответствующих бюджетов выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего постоянного ежемесячного денежного содержания погибшего и в установленном законом порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца.
При получении лицом, сотрудничающим по контракту с оперативными подразделениями органов внутренних дел, травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении оперативно - розыскных мероприятий и исключающих для него возможность дальнейшего сотрудничества, указанному лицу из средств соответствующих бюджетов выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего его постоянного ежемесячного денежного содержания и в установленном законом порядке назначается пенсия по инвалидности.
Единовременное пособие и пенсия лицу, оказывающему содействие органам внутренних дел в осуществлении ОРД, в случае травмы, ранения, контузии или увечья, пособие и пенсия семье (в случае его гибели) выплачиваются при наличии ряда оснований. Во-первых, если конфиденциальное сотрудничество осуществлялось на контрактной основе. Во-вторых, гибель, травма, ранение, контузия и увечье наступили в связи с участием гражданина в проведении ОРМ. Между гибелью лица или его ранением, травмированием, контузией, увечьем и проводимыми с его участием оперативно - розыскными мероприятиями, перечисленными в ст. 6 Закона, или другими его действиями, выполняемыми по заданию органов внутренних дел, должна существовать прямая или косвенная причинно - следственная связь, нашедшая документальное отражение в соответствующих делах оперативного учета.
Оформление указанных выплат и пенсий лежит на органе внутренних дел, с которым конфиденциально сотрудничал пострадавший или погибший. Порядок оформления выплат и пенсий определяется ведомственными нормативными актами МВД РФ.
Глава V. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРАТИВНО -
РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оперативно-розыскная деятельность: Шпаргалка Автор неизвестен

49. СОЦИАЛЬНАЯ И ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ЛИЦ, СОДЕЙСТВУЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫМ ОРГАНАМ

Лица, содействующие органам, осуществляющим ОРД, находятся под защитой государства.

Государство гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать по контракту органам, осуществляющим ОРД, выполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе гарантирует правовую защиту, связанную с правомерным выполнением указанными лицами общественного долга или возложенных на них обязанностей.

При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим ОРД, а равно членов их семей и близких эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.

Лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим ОРД, активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

При защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам лицом, оказывающим органам содействие, совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом общественного долга.

В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими ОРД, и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.

Социальная защита. Лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими ОРД, либо оказавшие им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших, могут получать вознаграждения и другие выплаты. Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются.

Период сотрудничества граждан по контракту с органами, осуществляющими ОРД, в качестве основного рода занятий включается в трудовой стаж граждан. Указанные лица имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ.

В случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с органами, осуществляющими ОРД, в связи с его участием в проведении ОРМ семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие и назначается пенсия по случаю потери кормильца.

При получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами, осуществляющими ОРД, травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении ОРМ и исключающих для него возможность дальнейшего сотрудничества с органами, осуществляющими ОРД, указанному лицу выплачивается единовременное пособие и назначается пенсия по инвалидности.

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 63. Социальная и правовая защита медицинских и фармацевтических работников Медицинские и фармацевтические работники имеют право на:1) обеспечение условий их деятельности в соответствии с требованиями охраны труда;2) работу по трудовому договору (контракту), в том

Из книги Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Глава V. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ГРАЖДАН ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ПОСТВАКЦИНАЛЬНЫХ ОСЛОЖНЕНИЙ СТАТЬЯ 18. Право граждан на социальную защиту при возникновении поствакцинальных осложнений 1. При возникновении поствакцинальных осложнений граждане имеют право на получение

Из книги Право социального обеспечения. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные

Из книги Оперативно-розыскная деятельность: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Статья 16. Социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность На должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, распространяются гарантии социальной и правовой защиты сотрудников тех

Из книги Федеральный закон «О борьбе с терроризмом». Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» автора Автор неизвестен

Глава IV. СОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАН ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Статья 17. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению

Из книги Правоведение: учебное пособие автора Автор неизвестен

Статья 17. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам,

Из книги Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

Статья 18. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой государства.Государство гарантирует лицам,

Из книги Прокурорский надзор. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

Из книги автора

3. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Правовую основу ОРД составляют международные акты и национальное законодательство (нормативные правовые акты РФ). В зависимости от положения в юридической иерархии указанные акты можно подразделить на группы:

Из книги автора

46. СОЦИАЛЬНАЯ И ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОРД На должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, распространяются гарантии социальной и правовой защиты сотрудников тех органов, в штаты которых указанные лица входят.Гарантии правовой защиты.

Из книги автора

47. ЛИЦА, СОДЕЙСТВУЮЩИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫМ ОРГАНАМ Отдельные лица могут с согласия оперативно-розыскных органов привлекаться к подготовке или проведению ОРМ с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим ОРД, в том числе по

Из книги автора

48. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЛИЦ, СОДЕЙСТВУЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫМ ОРГАНАМ Лица, содействующие оперативно-розыскным органам, вправе оказывать такое содействие как на контрактной основе, так и без заключения контракта.С одной стороны, заключение контракта усиливает

Из книги автора

Глава V. Правовая и социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом Статья 19. Лица, участвующие в борьбе с терроризмом, подлежащие правовой и социальной защите 1. Лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства. Правовой и социальной

Из книги автора

Тема Х Социальная и правовая защита медицинских работников План изучения § 1. Понятие и формы социальной и правовой защиты медицинских работников § 2. Пенсионное обеспечение медицинских работников § 3. Обязательное страхование медицинских работников § 1. Понятие и

Из книги автора

Тема 13. Социальная защита осужденных

Из книги автора

31. Правовая и социальная защита прокуроров и следователей Являясь представителями государственной власти и осуществляя крайне важную для поддержания законности и правопорядка деятельность, работники прокуратуры находятся под особой защитой государства. Также под


Социальная и правовая защита должностных лиц OPO и лиц, оказывающих им содействие, призвана реально способствовать более эффективному выполнению ими профессиональных обязанностей или добровольно взятых на себя обязательств. ФЗ об ОРД в основных чертах устанавливает статус штатных, как гласных, так и негласных, сотрудников, а также конфидентов. Этот статус имеет особенности, обусловленные спецификой решаемых задач, а также условиями их реализации.
Выяснение вопросов социальной и правовой защиты участников ОРД предполагает предварительное осмысление значения этой защиты для ОРД, определение ее понятия.
Социальная и правовая защита как понятийное образование состоит из двух взаимосвязанных понятий: I) социальная защита; правовая защита. От определения их соотношения и объема зависит правильное формулирование единого понятия социальной и правовой защиты в ОРД.
Понятия социальной защиты и правовой защиты взаимообусловлены. Правовые нормы не исключают норм общественных. При закреплении социальных мер защиты в нормах права они одновременно становятся мерами и правовой защиты. Следовательно, социальную и правовую защиту следует рассматривать как совокупность правовых положений, определяющих социальные гарантии участникам ОРД и обеспечивающих их реализацию.
В оперативно-розыскном законодательстве социальная защита выражается в виде льгот или преимуществ, предоставляемых участникам ОРД, и в форме определенных денежных выплат, материальных благ и услуг. Однако очевидно, что часть мер социальной защиты остается за пределами правового регулирования. Так, хотя социальная помощь (в частности, нравственно-психологическая
поддержка) не является обязательной и гарантированной законом, тем не менее она не исключается и может быть реализована на межличностном уровне.
Социальная защита по своей сути является общественной. Она определяется исходящими от общества и отдельных его членов установками нравственного характера, сложившимися традициями, общепринятыми нормами поведения и др. По отношению к защите прав личности, общества и государства, на обеспечение которых направлены усилия участников ОРД, такая защита носит вторичный характер. Именно в связи с выполнением участниками ОРД ее задач им и предоставляются гарантии защиты их прав и законных интересов, без чего невозможно либо крайне затруднительно реализовать цели и задачи ОРД.
В ФЗ об ОРД меры защиты не ограничиваются только социальными гарантиями, они представлены в значительно большем объеме и включают меры, «отдаленные» от социальных норм. В частности, ФЗ об ОРД предполагает систему мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей участников ОРД и соответствующих условий по охране их прав: допустимость вынужденного причинения вреда, освобождение от уголовной ответственности, недопустимость вмешательства в действия участников ОРД, неразглашение сведений о лицах, внедренных в ОПГ, личности конфидента и др.
В ФЗ об ОРД меры защиты занимают главенствующее положение по отношению к мерам по охране прав. При этом их реализация носит характер активных действий со стороны OPO и является его обязанностью. Эти действия направлены на обеспечение такого порядка вещей, при котором создаются условия и обстановка, максимально благоприятствующие обеспечению прав участников ОРД. Это представляется обоснованным, поскольку отражает специфику защиты в ОРД. Когда, например, речь идет о причинении ущерба защищаемому лицу или о его смерти, то восстанавливать нарушенное право крайне сложно, если возможно вообще, и тогда применимы только меры компенсации.
ФЗ об ОРД предусматривает защитные меры компенсационного характера в виде выплат денежных средств. При заключении контракта о сотрудничестве и в случаях наступления последствий, предусмотренных ст. 18 ФЗ об ОРД, возникают имущественные, обязательственные отношения. В этом случае одна из мер защиты может рассматриваться как исполнение обязанности о компенсации за причиненный вред.
По своему содержанию правовая защита обеспечивает реализацию прав, предупреждение случаев их нарушения и восстановление уже нарушенных прав. Ее можно представить как форму реа
лизации права в виде соблюдения, использования или применения правовых норм.%
Соблюдение правовых норм как мера защиты в ОРД выражается в гом, что деятельность государственных органов и граждан основана на безусловном подчинении предписаниям ФЗ об ОРД. Причем это не только и не столько воздержание от действий. Последнее бывает лишь при реализации запрещающих норм, например запрета на вмешательство в законные действия должностных лиц OPO (ч. 2 ст. 16 ФЗ об ОРД). Соблюдение правовых норм - это и совершение активных действий при осуществлении обязывающих, предписывающих норм. Например, в ч. 3 ст. 18 ФЗ об ОРД предусмотрено, что при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц R связи с их содействием ОРО, а равно членов их семей и близких эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий.
Использование правовых норм - это осуществление субъектами своих юридических прав, дозволений для удовлетворения или защиты как своих, так и общественных интересов.
Так, при защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также при обеспечении безопасности общества и государства от преступных посягательств допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам должностным лицом OPO либо лицом, оказывающим ему содействие, если оно совершается при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга.
Применение правовых норм является как бы синтезом первых двух форм реализации права, причем это происходит, как правило, в форме определенного процесса. Применение правовых норм как мера защиты - это специальный способ реализации прав. Объекты защиты - как граждане, так и оперативники - могут оспаривать в установленном законом порядке ущемление их прав, предусмотренных ФЗ об ОРД, и восстанавливать нарушенное право.
Как следует из общего смысла норм, закрепляющих социальную и правовую защиту в ФЗ об ОРД, и из содержания отдельных положений этих норм, государство гарантирует должностным лицам OPO и лицам, оказывающим им содействие, правовую защиту. В связи с этим социальную и правовую защиту правомерно рассматривать и как совокупность установленных государством правовых гарантий.
В юридической литературе правовые гарантии рассматриваются как специальные нормативно-правовые средства (нормы права и правовые санкции), обеспечивающие неуклонное исполнение требований права всеми участниками общественных отношений, в частности недопущение произвола со стороны органов и должност
ных лид по отношению к гражданам, а также восстановление нарушенных прав и наказание нарушителей законности. Правовые гарантии определяются и как средства и способы, при помощи которых имеется реальная возможность полно и беспрепятственно использовать свои права, защищать интересы, а также как те положения закона, которые обязывают соответствующие государственные органы и должностных лид оберегать права граждан от посягательств, разъяснять им права,‘создавать условия, благоприятные для их осуществления.
Как видно из определений правовых гарантий, основными их элементами являются обеспечение (охрана) прав и законных интересов объектов правовой охраны, а также создание благоприятных условий для их осуществления. Поэтому при определении понятия «социальная и правовая защита в ОРД» представляется правомерным включение в него элементов, входящих в понятие «правовая гарантия», с учетом особенностей ОРД.
Главными условиями социальной и правовой защищенности в ОРД являются наличие фактических возможностей, имеющихся в OPO и предоставленных соответствующим лицам в виде определенных благ в зависимости от должностного положения или формы содействия, и их практическая реализация (фактическая основа); нормативно-правовое закрепление этих возможностей в законодательстве (юридическая основа).
Социальная и правовая защита приобретает реальное значение только в единстве фактической и правовой основ.
Таким образом, под социальной и правовой защитой участников ОРД следует понимать совокупность (систему) и конечные результаты реализации предусмотренных законом и подзаконными нормативными правовыми актами целевых мер, осуществляемых государственными органами - субъектами ОРД в целях обеспечения прав и законных интересов должностных лиц OPO и лиц, оказывающих им содействие, создание благоприятных условий для эффективного их участия в решении задач ОРД, а также возмещение причиненного им вреда.

Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной системы является социальная защита и социально-экономическая поддержка населения.

Социальная помощь в поддержании физической жизни людей, удовлетворение их социальных потребностей существовала уже в начальный период развития человечества и осуществлялась на основе обычаев, норм, традиций, ритуалов. Это помогало людям приспособиться к неблагоприятным природным условиям и социальной среде, сохранить целостность и преемственность культуры семьи, рода, общности. Взаимопомощь и выручка были естественными атрибутами совместной жизни людей.

С развитием цивилизации, технического прогресса и культуры, распадом семейно-родственных и общественных связей государство все более активно принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека. Формирование и развитие рыночной экономики привело к выделению социальной защиты населения в самостоятельный вид деятельности, которая приобрела новый смысл и значение, прежде всего, как защита от неблагоприятных воздействий рыночных отношений.

Система социальной защиты, как показывает практика, вовлечена в систему рынка и является его неотъемлемым элементом. Социальная поддержка тех, кто объективно не имеет возможности обеспечить себе достойный уровень жизни, это, по существу, необходимая плата за возможность предпринимательской деятельности и получение дохода в стабильном обществе.

Объективная реальность, обусловленная логикой развития рыночных отношений, выдвигает на первый план формирование научно обоснованной системы социальной защиты и социальной поддержки населения, ее наиболее неуязвимых слоев. Необходимость создания этой системы обусловлена рядом факторов. Одним из основополагающих факторов, действующих в рамках общества и определяющих содержание социальной поддержки населения, является «определённая система отношений собственности и права». Именно частная собственность обуславливает, независимость гражданского общества от государства, делает человека полноценным субъектом и гарантирует необходимые условия его социальной жизнедеятельности.

Однако в каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу объективных причин: болезни, нетрудоспособности вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, и военных конфликтов, стихийных бедствий, и т. д. Эти категории населения не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения все в большей степени становится капитал.

Государство объективно заинтересовано в поддержке социально уязвимых слоев населения по нескольким причинам: -- государство, провозгласившее себя цивилизованными, обязано «обеспечить населению достойный уровень жизни»; -- всякое государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы; -- социально-экономическая поддержка неимущих нивелирует экономическое состояние различных групп и слоев населения.

Проанализировав вышесказанное, мы можем подвести первый итог:

Социальная защита - это система законодательных, социально-экономических и морально-психологических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества условия, препятствующие неблагоприятным воздействиям среды на человека, обеспечивающие достойные и социально приемлемое качество их жизни.

В ходе проводимых в современной России социально-экономических реформ общественное положение детей оказалось неблагополучным, а сами дети - незащищенными. Ситуация в сфере детства, связанная с постоянным ухудшением материального положения, алкоголизмом, наркоманией, детской безнадзорностью и беспризорностью, ростом посягательств на права детей, на сегодняшний день на государственном уровне реально рассматривается как угроза национальной безопасности России.

Поэтому защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, интерес к которой в правовой науке достаточно высок. Ситуация обязывает перейти от лозунгов, адресованных всем и каждому, как физическим, так и юридическим лицам, к более четким по смыслу и содержанию правовым предписаниям, способным при необходимости на деле помочь ребенку.

Государство в лице своих органов обязано создать для каждого ребенка такие условия, при которых он будет иметь возможность выявлять, приобретать и реализовывать свои права. Тем более что Конвенция ООН «О правах ребенка» 1989 года содержит следующее положение: «Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией за каждым ребенком» (п. 1 ст. 2). Озабоченность по поводу воплощения прав ребенка в действительность, проявленная на международном уровне, понятна, ибо мировое сообщество обеспокоено состоянием будущих поколений, их способностью на должном уровне поддерживать жизнь человека.

Причем речь идет о широкой гамме социальных и правовых средств, условий и способов, совокупность которых и является механизмом защиты прав ребенка. Словарь русского языка характеризует термин «механизм» как «систему, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности». Надо полагать, что механизм состоит из системы элементов, функционирование каждого из которых вовлекает в работу другого; а суть работы механизма выражается в том, что отдельно взятый его элемент приводит в действие другой, который «тянет» за собой целый ряд элементов. В таком понимании механизм защиты прав ребенка в России «хромает» в силу двух причин.

Первая состоит в том, что в различных отраслях права (конституционном, гражданском, семейном, административном, уголовном и др.) существует огромный массив нормативных актов, так или иначе связанных с регулированием прав ребенка, накоплен большой объем знаний, содержащих рекомендации относительно реализации прав несовершеннолетних в различных сферах жизни общества, совершенствования институтов, связанных с детством. Однако, в современном российском праве слабо представлена межотраслевая и межпредметная связь, что, в свою очередь, мешает совершенствованию правового регулирования, восполнению пробелов и преодолению коллизий, реализации на практике декларированных в законодательстве в интересах детей подходов.

Вторая заключается не в отсутствии органов государства, призванных защитить права ребенка - на самом деле в государстве есть, кому заниматься детством, а в отсутствии взаимодействия между ними. Эти вопросы должны решать органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). Надзор за соблюдением законов органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется органами прокуратуры (ч. 3 ст. 10 Закона). Существует специализация судей, рассматривающих дела в отношении несовершеннолетних. В последнее время в ряде субъектов РФ появился институт Уполномоченного по правам ребенка. Однако все эти звенья госаппарата и местного самоуправления как-то не удается замкнуть в одну цепочку и распределить между ними компетенцию в соответствии с ветвями и уровнями власти, исключив одновременно дублирование и параллелизм в работе.

В юридической литературе категория «механизм» рассматривается с различных точек зрения: «механизм правового регулирования», «механизм правотворчества», «юридический механизм управления», «механизм формирования правового государства» и т.д. Наше внимание привлекают такие термины, используемые в научном обороте, как «государственно-правовой механизм охраны основных прав и свобод граждан», «механизм защиты субъективного права и законного интереса», «механизм социально-юридической защиты прав человека», «механизм правового обеспечения прав и свобод человека и гражданина».

В. Д. Горобец определяет государственно-правовой механизм охраны основных прав и свобод граждан как «систему конституционно-правовых норм, структуру государственных органов, разнообразные политико-правовые, социально-экономические и социально-психологические факторы, формы и методы, способы, условия и средства осуществления правовых норм в соответствии с установленными процедурами и принципами» (8).

Механизм защиты субъективного права и законного интереса, по мнению В. В. Бутнева, представляет собой «взятую в единстве систему правовых средств, при помощи которой обеспечивается восстановление нарушенных субъективных прав, защита охраняемых законом интересов, разрешение правовых споров и устранение иных препятствий в реализации субъективных прав».

«Механизм социально-юридической защиты прав человека, - пишет А. С. Мордовец, - это определенная система средств и факторов, обеспечивающих необходимые условия уважения всех прав и основных свобод человека, вытекающих из достоинства, присущего человеческой личности, и являющихся существенными для ее свободного и полного развития. Главная цель функционирования механизма - это защита субъективных прав человека и гражданина. В задачи механизма входит охрана, защита и восстановление нарушенных прав, формирование общей и правовой культуры населения».

Под механизмом правового обеспечения прав и свобод человека и гражданина Е. А. Курноскин понимает «систему правовых средств и способов, направленную на реализацию, охрану и защиту субъективных прав и свобод». А государственно-правовое обеспечение, по его мнению, есть «правомерная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных организаций и граждан по созданию оптимальных условий для реального осуществления прав и свобод человека и гражданина».

Несмотря на кажущееся сходство используемых в данных определениях терминов «охрана», «защита» и «обеспечение», мы различаем их, видя в защите момент охраны, соотношение их как части и целого. Охрана прав осуществляется постоянно, защита же - при их нарушении.

Охрана - это установление общего правового режима, т.е. законодательное закрепление прав и деятельность специальных органов по защите прав в случае их нарушения. Защита - это те меры, которые предпринимаются в случаях, когда права нарушены или оспорены.

Охрана - создание условий для реализации прав. Защита - противодействие незаконным нарушением и ограничениям прав, предупреждение этих нарушений и ограничений, а также возмещение причиненного вреда.

Охрана реализуется с помощью регулятивных и охранительных правовых норм. Защита же - с помощью охранительных юридических норм.

Мы понимаем под охраной совокупность законодательных актов и систему государственных, муниципальных, общественных мероприятий, направленных на создание условий для реализации субъективных прав. А под защитой - комплексную систему мер, применяемых для обеспечения реализации субъективных прав, включающую судебную защиту, законодательные, экономические, организационно-технические и другие средства и мероприятия, а также самозащиту гражданских прав.

Охрана - явление субстанциональное, институциональное. Защита - функциональное, инструментальное.

Охрана и защита, а также гарантии, как принятые на себя государством обязанности создавать необходимые условия для обеспечения реализации прав - есть способы обеспечения субъективных прав.

Поэтому в нашем понимании обеспечение - есть итог, результат, следствие охраны, защиты и гарантий, делающих вполне возможной, действительной, реально выполнимой фактическую реализацию субъективных прав.

В свете данных рассуждений под механизмом защиты прав ребенка мы понимаем систему социальных и правовых средств, применяемых для обеспечения реализации его прав. Другими словами, речь идет о системе средств социальной и правовой защиты прав ребенка.

Социальная защита - это система гарантированных государством экономических, организационных, правовых мер, обеспечивающих гражданам условия для преодоления трудной жизненной ситуации. Понятие «социальная защита» значительно шире понятия «правовая защита», т.к. последнее входит в категорию первого, поскольку «юридические средства - часть социальной системы регулирования и воздействия на общественные отношения, в том числе в вопросах охраны и защиты личности».

Н. Л. Гранат, исследуя механизм укрепления законности, утверждает, что его теоретическая конструкция может рассматриваться в нескольких ракурсах: собственно правовом, социальном, психологическом и др. «Социальный и психологический аспекты существуют и действуют «до» закона и правовой системы в целом, параллельно с ними и «после» них».

Мы считаем, что данный вывод автора можно отнести и к характеристике механизма защиты прав личности. Следовательно, этот механизм имеет не только правовое смысловое наполнение, но и включает систему социальных факторов, создающих условия для удовлетворения материальных и духовных потребностей, интересов человека.

Социальные институты в сфере обеспечения прав человека выполняют жизненно важные функции:

а) создание эффективных контрольных механизмов и процедур восстановления нарушенных прав;

б) совершенствование правовой базы по регулированию и защите прав и свобод человека на международном и национальном уровнях;

в) собирание и распространение информации по вопросам прав человека;

г) правовая помощь парламентариям и юристам, занимающимся проблемами прав человека;

д) рассмотрение жалоб о нарушениях прав человека, подготовка рекомендаций по восстановлению;

е) создание базовых структур поощрения и защиты прав меньшинств и других социально уязвимых групп общества (детей, беженцев, вынужденных переселенцев и т.д.);

ж) просвещение общественности, содействие распространению знаний о правах и свободах.

Понятие правовой защиты в первом приближении можно охарактеризовать как защищенность прав и законных интересов юридическими средствами.

Термин «правовая защита» применительно к индивидуальным правам и свободам стал употребляться после включения его в ст. 35 Конституции СССР 1977 г. и затем в ст. 33 Конституции РСФСР 1978 г., провозгласивших равные права женщины и мужчины и правовую защиту материнства и детства. Однако широкого распространения в законодательстве указанный термин не получил. Во многом это объяснялось тем, что классовый характер советской юриспруденции обуславливал подход, в соответствии с которым всякие попытки поднять проблему правовой защиты человека в СССР рассматривались как своего рода потуги буржуазных идеологов извратить характер взаимоотношений социалистического государства и его граждан. Предполагалось, что кампании и действия в «защиту прав человека» являются лицемерными, а права и свободы человека безусловно и априори защищаются государством.

Употребление понятия «правовая защита» в отечественной юридической литературе того периода было крайне редким, если не сказать случайным. Судя по контексту многих работ, употреблялось оно в очень широком смысле как понятие, означающее любую конкретную деятельность, направленную на обеспечение прав личности.

Понятие «правовая защита личности» («защита прав и свобод человека и гражданина») прочно вошло в широкий научный оборот только в прошедшее десятилетие. Это произошло в результате крушения тоталитарного государства и провозглашения Российской Федерации демократическим и правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их защита - обязанностью государства.

Первым законом России в постперестроечный период, в который был включен не только термин «правовая защита», но и содержание явления, отражаемого им, стал Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (Разд. VI. «Гарантии правовой и социальной защиты сотрудников милиции»).

В последующем понятие «правовая защита» стало активно входить в тезаурус российского законодательства и сегодня содержится во многих законах РФ.

Значительное число законов, в которых термин «правовая защита» нашел нормативное закрепление свидетельствует, что явление, отражаемое им, стало неотъемлемым компонентом юридической практики и правовой «материи», реальным феноменом государственно-правовой жизни общества.

В последние годы литература по общей теории права пополнилась несколькими работами, в которых авторы попытались теоретически осмыслить правовую защиту индивидуального правового статуса в прямой постановке. Так, в ряде работ (диссертационных, в том числе) поставлена проблема правовой защиты молодежи и детей, а журнал «Правоведение» ввел даже специальную рубрику «Интересам детей - правовую защиту».

Возвращаясь к терминам «механизм защиты прав ребенка», «механизм правового обеспечения прав и свобод человека и гражданина», «механизм социально-юридической защиты прав человека», «механизм защиты субъективного права и законного интереса», «государственно-правовой механизм охраны основных прав и свобод гражданина», следует отметить, что авторы при раскрытии их смысла и наполнении их структурными элементами используют различные юридические категории: структура права на защиту, структура механизма правового обеспечения, система средств правового обеспечения, способы правового обеспечения, юридические процедуры защиты прав граждан, виды и формы защиты прав граждан, уровни защиты прав, ступени защиты прав несовершеннолетних, субъекты социальной и правовой защиты прав несовершеннолетних.

Каждая из этих точек зрения по-своему интересна и заслуживает внимания.

Защита субъективного права и законного интереса производится в определенных формах. «Имея в виду защиту права в материально-правовом смысле, - пишет В. В. Кулапов, - под формой защиты прав следует понимать характер его защиты. Во втором, процессуально-правовом, смысле, форма защиты права представляет собой порядок осуществления соответствующей деятельности тем или иным субъектом».

Мы хотим отметить, что исторически достаточно отчетливо прослеживается тенденция увеличения количества форм защиты прав и законных интересов с одновременным повышением доступности этих форм для граждан. Однако такая тенденция вряд ли может безоговорочно восприниматься как положительная. Так, на наш взгляд, не лишены смысла рассуждения некоторых авторов о целесообразности ограничения количества органов, уполномоченных государством защищать права ребенка, во избежание еще большего развития уже существующих проблем нехватки адекватного финансирования, дублирования как компетенции, так и неопределенности ответственности.

Классификация форм защиты прав ребенка может проводиться по различным основаниям и в различной логике.

Сегодня механизм защиты прав ребенка представляет собой многоуровневую систему, которая при оптимальном сочетании и взаимодействии может достаточно полно защитить подростка, его права и свободы.

М.Н. Садовникова выделяет следующие уровни этого механизма.

Первый уровень - уровень международно-правовой защиты детей. Здесь действуют такие важные международно-правовые документы, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г., Минимальные стандартные правила ООН 1985 г., Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием в 1993 г., признает приоритет общепризнанных норм международного права над нормами национального законодательства. Непосредственные механизмы защиты выражены в деятельности Международного суда ООН, Комитета ООН по правам ребенка, Верховного комиссара по правам человека.

Второй уровень механизма защиты прав несовершеннолетних - уровень региональных международных сообществ. Государства - члены Совета Европы руководствуются в своей деятельности Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, принятой в 1950 г., и дополнительными протоколами к ней. Европейская Конвенция - очень важный международный договор, который определяет неотъемлемые права и свободы человека и требует от государств гарантировать их каждой личности. Более того, Конвенцией создан международный механизм защиты прав человека, а значит и ребенка. Таким образом, Конвенция не только декларирует основные права и свободы личности, но и гарантирует их защиту посредством Европейского суда по правам человека и Комиссии по правам человека. Из всего следует, что любое лицо, в том числе и каждый ребенок, с целью защиты своих попранных прав и законных интересов правомочно обратиться в соответствующие инстанции Евросовета.5 мая 1998 г. Российская Федерация ратифицировала Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. С этого момента российские граждане получили реальную возможность направлять индивидуальные жалобы, связанные с нарушением их прав, в Европейский суд по правам человека (г. Страсбург). Суд представляет собой наднациональный орган, обращение в который возможно только в случае исчерпания всех внутригосударственных средств зашиты и лишь в течение шести месяцев с даты принятия окончательного решения на национальном уровне. Суд рассматривает только петиции, направленные от граждан, неправительственных организаций или групп лиц, которые считают, что в отношении их были нарушены права, предусмотренные Европейской Конвенцией. Иначе говоря, жаловаться надо на нарушения той или иной статьи Конвенции. Суд рассматривает только те жалобы, которые направлены против государства, и только против того государства, которое ратифицировало Конвенцию. Жалобы должны относиться к событиям, наступившим после ратификации Конвенции.

Механизмы защиты прав подростков отражены также в нормативно-правовых актах Содружества Независимых Государств. Страны - члены СНГ приняли ряд документов, которые способствуют осуществлению на их территории защиты прав подростков. В частности, это Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (с изм. и доп. от 28 марта 1998 г.). Статья 17 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. гласит: «Каждый несовершеннолетний имеет право на особые меры защиты, требуемые его положением со стороны семьи, общества и государства». Наблюдение за выполнением настоящей Конвенции осуществляется Комиссией по правам человека Содружества Независимых Государств (КПЧ СНГ), положение о которой является неотъемлемой частью Конвенции. Конвенция ратифицирована Россией 4 ноября 1995 г.

Третий уровень - это уровень внутригосударственных механизмов защиты прав подростков. Исходя из традиционного деления власти на три ветви, можно условно подразделить эти механизмы на самостоятельные, параллельно действующие вертикальные системы: законодательную, исполнительную и судебную.

Четвертый уровень механизма защиты прав несовершеннолетних - уровень субъектов Российской Федерации.

Более точно уровни внутригосударственных механизмов защиты прав детей определяет М. В. Немытина: «Система защиты прав несовершеннолетних формируется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, в нее вовлечены также органы местного самоуправления. Таким образом, можно выделить уровни защиты прав несовершеннолетних, совершенствующие уровням власти (федеральный и субъектов Федерации) и местному самоуправлению».

Действительно, в Российской Федерации на всех уровнях действуют органы, занимающиеся проблемами семьи и детей. На федеральном уровне это Уполномоченный по правам человека в РФ; Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека; Комитет по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы Федерального Собрания РФ; Комиссия Совета Федерации Федерального Собрания РФ по делам молодежи и спорту; Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ; Департамент медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ; в Министерстве образования и науки РФ - Управление по делам молодежи, Департамент по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей, Федеральное агентство по образованию; Государственный НИИ семьи и воспитания РАО и Министерства здравоохранения и социального развития РФ; работают Российский Детский Фонд и его Институт детства.

Департаменты, комитеты, комиссии и отделы с аналогичными функциями действуют и на региональном уровне. Так, в субъекте РФ - Пензенской области - функционируют: Комиссия по защите прав человека при Правительстве области; Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области и 37 аналогичных комиссий при городских и районных администрациях; в Министерстве здравоохранения и социального развития области - Уполномоченный по правам ребенка, Управление медико-социальных проблем материнства и детства, Отдел по делам женщин, семьи и детства; в Министерстве образования и науки области - Отдел молодежной политики, Отдел семьи, детства и реабилитационной работы, Отдел гражданского и военно-патриотического воспитания, Отдел дополнительного образования; Подразделение по делам несовершеннолетних Управления внутренних дел области и 37 аналогичных подразделений в городских и районных отделах внутренних дел; органы опеки и попечительства при органах управления образованием; работает Пензенское отделение Российского Детского Фонда.

Руководствуясь системным подходом, М. В. Немытина выделяет четыре ступени защиты прав несовершеннолетних: первая ступень - все, что связано с социализацией несовершеннолетних - образование, здравоохранение, социальная защита, досуг, молодежная политика; вторая ступень - предупреждение правонарушений; третья ступень - судебное рассмотрение уголовных дел в отношении несовершеннолетних; четвертая ступень - исполнение наказаний, вынесенных судами в отношении этой категории лиц.

Таким образом, продолжает в этой связи М.В. Немытина, с позиций системного подхода к проблеме защиты прав несовершеннолетних внутри этой системы можно выделить четыре подсистемы, каждая из которых реализует свои функции. В каждой из них должны быть выстроены взаимосвязи. На одно из звеньев этой подсистемы должны замыкаться все другие звенья. В свою очередь, эти подсистемы должны быть связаны между собой, поскольку речь идет о комплексном подходе к защите прав и законных интересов детей.

Эта взаимосвязь очевидна. Пока не создана система правовых условий государственной поддержки семьи, способствующих гармоничному развитию детей и реализации их законных интересов (первая ступень), существует почва для нарушения прав несовершеннолетних и совершения правонарушений самими несовершеннолетними. Соответственно, начинает работать система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (вторая ступень). К сожалению, в российских условиях она не предупреждает правонарушения, а действует вдогонку, реагируя на уже свершенные деяния, которые затем переходят в суд. Суд, впрочем, функционирует и на этой ступени, рассматривая гражданские дела, связанные с нарушением прав несовершеннолетних. Суд, в порядке уголовного судопроизводства рассматривающий дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними (третья ступень), является своего рода водоразделом между обычной жизнью подростка и жизнью в условиях изоляции от общества. В этой же связи следует вести речь о преступлениях, где объектом посягательства становятся жизнь, здоровье, честь и достоинство, имущество несовершеннолетнего. Наконец, воспитательная колония (четвертая ступень). Очевидно, что шансы подростка вернуться после отбытия наказания к нормальной жизни на сегодняшний день не столь велики. В этом случае на суд, который вправе признать несовершеннолетнего виновным или невиновным, ложится колоссальная ответственность. Этой же причиной можно объяснить отчетливо проявившуюся в последнее время в российском уголовном праве тенденцию на декриминализацию ряда составов, связанных с правонарушениями несовершеннолетних, и гуманизацию в отношении них системы наказаний (33).

В настоящее время на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации предпринимаются шаги, направленные на развитие каждой из подсистем: разрабатываются программы по поддержке семьи; осуществляется работа по профилактике правонарушений несовершеннолетних; в ряде регионов апробируются модели ювенальной юстиции; проводятся мероприятия по совершенствованию исполнения наказаний в отношении лиц, не достигших совершеннолетия.

Не используя термины «уровни», «ступени» и т.п., А. С. Мордовец пишет, что «к числу внешних, организующих начал обеспечения прав человека относятся социальные учреждения, институты. Их условно можно разделить на четыре группы:

1) внегосударственные национальные правозащитные организации (общество «Мемориал», Проектная группа по правам человека, фонд «Право матери» и другие);

2) государственные организации и институты (Совет при Президенте РФ по правам человека, Уполномоченный по правам человека);

3) международные правительственные организации общемирового и регионального характера (Комитет по правам человека, Экономический и Социальный Советы, Комитет против пыток и др.);

4) международные неправительственные организации («Дорога Свободы», Международная комиссия по международным гуманитарным вопросам)».

Мы хотим заметить, что аналогичные учреждения и институты есть и в сферах защиты прав ребенка: «Право ребенка», Уполномоченные по правам ребенка, Комитет по правам ребенка, «Гражданское общество - детям России» и др.

Защита субъективных прав и интересов граждан возможна не только посредством применения норм права уполномоченными на то органами и организациями, но и допустима в форме непосредственной самозащиты индивидом своих прав. На языке действующей Конституции речь идет о праве каждого человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).

В соответствии с п. 1 ст. 56 СК РФ ребенок тоже имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Конечно же, он как особый субъект права в основном не в состоянии самостоятельно защищать свои права, прибегая к конкретным формам защиты. Но все же в соответствии со ст. 56 СК РФ ребенку предоставляется самостоятельная возможность обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет - в суд в случае нарушения его прав и интересов со стороны родителей и иных законных представителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию, либо при злоупотреблении родительскими правами. Это, безусловно, на наш взгляд, является способом самозащиты ребенком своих прав.

Вообще же, в целях восполнения недостающей у детей дееспособности закон вводит институт их законных представителей, которые и обязаны защищать права и интересы ребенка. Институт представительства регулирует отношения, в рамках которых одно лицо (представитель) в пределах имеющихся у него полномочий совершает юридически значимые действия от имени и в интересах другого лица (представляемого). При этом степень и границы участия законного представителя зависят от таких обстоятельств, как возраст ребенка, вид и основание связи между ребенком и законными представителями, правовое положение ребенка.

Так, п. 1 ст. 64 СК РФ возлагает защиту прав и интересов детей на их родителей: «Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий».

Правовой защите со стороны родителей подлежит более широкий круг прав детей, чем содержащийся в СК РФ. Так, к ним относятся жилищные права ребенка, наследственные права, право на охрану его жизни и здоровья, право на социальное обеспечение, право на защиту чести и достоинства, а также другие права. Исключением из правила, предусмотренного п. 1 ст. 64 СК РФ, являются случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В таких ситуациях родители не вправе представлять интересы ребенка в силу нормы п. 2 ст. 64 СК РФ. Для защиты прав и интересов ребенка органами опеки и попечительства назначается представитель.

В соответствующих случаях законными представителями ребенка являются его усыновители, опекуны, попечители. Когда же родителей (лиц, их заменяющих) нет или они не выполняют своей миссии, обязанности по защите прав детей возлагаются на органы опеки и попечительства, прокурора и суд (п. 1 ст. 56 СК РФ).

Гарантией надлежащей защиты прав ребенка, по мнению некоторых авторов, является установленная в п. 3 ст. 56 СК РФ обязанность всех должностных лиц или граждан, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Однако, учитывая то, что данная обязанность законодательно не подкреплена возможностью применения каких-либо санкций в отношении указанных лиц, ее следует рассматривать лишь как закрепление должного поведения в интересах защиты прав и интересов детей и общества.

Представляется, считает Н. М. Савельева (36), что в СК РФ и КоАП РФ следует внести дополнения, предусмотрев ответственность должностных лиц, аналогично той, что установлена п. 4 ст. 122 СК и ст. 5.36 КоАП, поскольку отсутствие механизма ответственности в указанных нормах делает их фактически декларациями и о реальном гарантировании прав ребенка в таком случае говорить не приходится.

Обобщая все вышесказанное, мы хотим отметить, что все рассмотренные процедуры понимаются нами как средства в широком смысле механизма защиты прав ребенка. Имеются в виду система социальных факторов, создающих условия для реализации прав, и экономические и организационные меры, обеспечивающие защиту прав, как средства социальной защиты.

Под средствами же правовой защиты (защищенность прав юридическими средствами) понимаются меры материально-правового и процессуально-правового характера: правовые нормы, нормативно-правовые акты, правоотношения, правоприменительные акты, правозащитная деятельность государственных органов, общественных организаций, юридических и физических лиц, а также самозащита.

Все эти средства осуществляются различными субъектами в разных формах и на разных ступенях и уровнях защиты (международном, уровне региональных и международных сообществ, внутригосударственном федеральном, региональном и муниципальном).

Как справедливо отмечает В. А. Сапун, «правовые средства - это такие институционные образования (установления, формы) правовой действительности, которые в своем реальном функционировании, использовании в процессе специальной правовой деятельности приводят к достижению определенного результата в решении социально-экономических, политических, нравственных и иных задач и проблем, стоящих перед обществом и государством на современном этапе».

Правовые средства являются звеньями целостности права в его инструментальном понимании. Поэтому между правовыми средствами прослеживается глубокая связь. Если отдельно взятое правовое средство - это особый, единичный фрагмент правовой субстанции, то в единстве и взаимодействии правовые средства образуют комплекс, сцепление, связки правовых средств, то есть юридические механизмы, действующие совместно на тех или иных участках правового регулирования.На сложность проблемы субъектов социальной и правовой защиты прав несовершеннолетних указывает Р. В. Морозова. Эта сложность, по ее мнению, обусловлена многими факторами.

Прежде всего, нет единой системы субъектов, ориентированной только на решение этой социально важной задачи.

из них осуществляет защитные функции в рассматриваемой области наряду с другими своими обязанностями. Практически это характерно для всех органов государственной власти и местного самоуправления. Различны и правовой статус субъекта социальной и правовой защиты прав несовершеннолетних, их место в системе юридических координат, правовые связи с несовершеннолетними (родители и опекуны, органы исполнительной власти и суды и т.д.).

С учетом всего многообразия деятельности по защите прав и интересов детей эту функцию осуществляют многие субъекты. Однако множественность не единственный признак системы субъектов социальной и правовой защиты прав несовершеннолетних. Их статус весьма разнообразен, он отличается по многим параметрам: по принадлежности к ветвям государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная), по масштабу деятельности (Правительство РФ и орган местного самоуправления), по сфере деятельности (образование, социальное обеспечение, общественный порядок и др.), характеру деятельности (административный надзор, юрисдикция, психологическая помощь и др.). Классификация субъектов социальной и правовой защиты прав и законных интересов несовершеннолетних возможна и по другим основаниям, как мы это уже указывали выше.

Все государственные органы, учреждения, организации, органы местного самоуправления, общественные объединения (организации), осуществляющие социальную и правовую защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, образуют единую систему субъектов для реализации этой функции. Вместе с тем правовой статус этих субъектов неоднозначен.

Большинство из них непосредственно осуществляют защитные функции в этой области, используя при этом свои структурные возможности.

Но эффективная социальная и правовая защита возможна лишь при согласованной деятельности всех участвующих в ее осуществлении субъектов. Здесь особо возрастает роль координации.

В настоящее время координационным центром деятельности субъектов социальной и правовой защиты является Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Именно на него возложено обеспечение межведомственной и межрегиональной координации работы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации Федеральных целевых программ, представление совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в Правительство РФ ежеквартально сводных отчетов о реализации программных мероприятий, включающих данные о финансировании, своевременности выполнения и эффективности программных мероприятий. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством Минздравсоцразвития России представляет ежегодный доклад о положении детей в Российской Федерации.

Как мы уже указывали выше, социальную и правовую защиту прав несовершеннолетних осуществляют многие государственные органы, общественные объединения (организации), физические лица. Вместе с тем, в их совокупности можно выделить крупный блок субъектов, осуществляющих эту функцию с использованием юридических средств. Основу данного блока составляют органы и учреждения системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. К ним, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» N 120-ФЗ, относятся комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. Названные органы могут, в установленном законодательстве порядке, создавать учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры экстренной психологической помощи населению и иные учреждения социального обслуживания). Полагаем, что этот перечень не является исчерпывающим, поскольку в данной деятельности принимают участие и другие органы, учреждения и организации в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г.). К ним также следует отнести суды, органы прокуратуры.

система социальных, правовых, экономических мер и гарантий, реализуемых государственными и негосударственными организациями, которые направлены на выявление, предупреждение и нейтрализацию влияния на жизнедеятельность человека отрицательных факторов (социальных рисков) с целью соблюдения его прав, обеспечения достойных условий и уровня жизни каждого члена общества. В целом социально-правовая защита – это комплекс таких мероприятий, которые позволяют каждому члену общества, будь это ребенок-инвалид, пожилой человек или одинокая мать реализовать основные права благодаря созданию надлежащих социальных условий. Это может быть просветительная, культурная деятельность как государственных, так и негосударственных учреждений, программы социальной адаптации, деятельность относительно переквалификации и трудоустройства безработных и т.п. Социально-правовую защиту можно классифицировать по-разному: по объекту защиты (виду правоотношений) – социально-правовая защита в сферах: работы, социального обеспечения, здравоохранения, охраны окружающей среды, просвещения, культуры; по субъектам, которые осуществляют социально-правовую защиту: государственная социально-правовая защита, негосударственная социально-правовая защита; по субъектам, которые получают социально-правовую защиту: защита пожилых людей, инвалидов, наемных работников, отдельных представителей государственной службы, детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, семей с детьми, одиноких матерей, многодетных матерей, безработных, ветеранов войны, людей, переживших техногенно-экологические катастрофы и т.п. Социально-правовым первоисточником национального законодательства считают документы, разработанные международным сообществом в Организации Объединенных Наций: Общая декларация прав человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах, а также факультативный протокол (1966) к нему, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966) и др. Социально-правовая защита детей - это комплекс государственных мероприятий и действий неправительственных организаций относительно законодательного и социального закрепления прав детей, в основе которых лежит приоритет ребенка, гарантия его прав в семье и обществе, в т.ч. права на здоровье, образование, полноценное питание, необходимость первоочередного внимания к его физическому и духовному развитию. Задача социально-правовой защиты детства: социальная, психологопедагогическая и юридическая помощь; консультирование несовершеннолетних и их родителей; контроль за работой детских учреждений разного типа; социально-медицинская помощь детям; информационно-правовая помощь несовершеннолетним по вопросам получения профессии, трудоустройства, реализации культурных и досуговых потребностей и т.п. Система социально-правовой защиты детей включает разные мероприятия, которые проводятся в школе, внешкольных учебных заведениях, сообществе и т.п. Основным результатом этой деятельности является формирование социально-правовой защищенности детей, их стойкого психического состояния, уверенности в успешном будущем профессиональном самоопределении, раскрытие интересов, нужд, творческого потенциала, успешная социализация личности. Принципы социально-правовой защиты детства: 1. Приоритет интересов детей над интересами других. 2. Равенство всех детей независимо от происхождения, расы, национальности, состояния здоровья; уважение к праву детей на свободу мысли, объединений и мирного собрания. 3. Интеграция усилий всех социальных институтов, которые призваны защищать права детей; коллективный анализ, моделирование осуществления социальноправовой защиты детей. 4. Гуманность в отношении к ребенку, которая предусматривает признание человека: а) социальной ценностью; б) целью общественного развития; в) высшим критерием оценки всех областей общественной жизни: экономики, науки, искусства и т.п. 5. Системность, которая содержит: а) ориентацию на междисциплинарность в исследованиях проблем защиты прав детей; б) системную (целостную) оценку потребностей личности с целью защиты ее прав; в) системный подход (координацию всех структурных компонентов) к защите прав детей. Основная проблема социально-правовой защиты современного детства – создание условий для видоизменения имеющихся и появления новых социальных институтов, призванных удовлетворять потребности и реализовывать интересы детей. Осуществляя социально-правовую защиту населения, нужно учитывать и фундаментальные условия, которые влияют на целое поколение, социальные группы, в частности ментальность народа относительно защиты прав человека.