История формирования прав человека

В международных документах, в частности, документах ООН, права человека характеризуются как «права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как человеческое существо».

Права человека являются универсальными, и ими могут пользоваться все люди без какой‑либо дискриминации. Права какого‑либо лица или группы лиц могут быть ограничены только в том случае, если их осуществление ограничивает права других лиц.

Принято считать, что современная концепция прав человека сформировалась в XVIII в. и впервые нашла свое систематическое изложение в американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Многие элементы прав человека существовали и в более древнем обществе. Однако именно в XVIII в. права человека получили свое концептуальное оформление на основе индивидуальных прав на жизнь и свободу.

Развитие концепций прав человека является по своему характеру эволюционным. За гражданскими и политическими правами, необходимость защиты которых явилась первым толчком к разработке концепций прав человека в XVIII столетии, постепенно последовали экономические, социальные и культурные права. В настоящее время все большее признание получают общечеловеческие права: права на мир, развитие и на охраняемую от разрушения чистую окружающую среду.

Концепция экономических, социальных и культурных прав развивалась медленнее, чем концепции гражданских и политических прав. Расширение участия в демократических структурах сначала представителей среднего и рабочего классов, а затем и женщин путем предоставления им права голоса, явилось реализацией прав, которые мы сейчас называем «гражданские и политические». Сначала внимание социальных реформаторов привлекли последствия промышленной революции: урбанизация, эксплуатация труда, в частности детского, и невыносимые условия жизни рабочего класса.

На начальном этапе решение этих проблем зависело от отдельных лиц, занимающихся благотворительной деятельностью. Концепция коллективной ответственности за социальное зло получила развитие впоследствии и приобрела форму трансфертных платежейв связи с развитием различных систем страхования. Первые признаки системы коллективной ответственности в Западной Европе можно увидеть в конце XIX в., когда в законодательство были внесены соответствующие изменения.

Концепция организованного социального обеспечения начала развиваться после того, как была признана непригодность индивидуальных мер для решения коллективных проблем. Началось объединение усилий, обман идеями и опытом, совершенствование методов социального обеспечения и принятие коллективных мер с целью решения возникавших проблем. Первая мировая война и ее последствия показали людям, что все в нашем мире взаимозависимо. Появилось общее желание осудить войну и создать основу для международного сотрудничества.


Свидетельством этого нового подхода к сотрудничеству на международном, региональном и национальном уровнях стало учреждение Лиги Наций и Международной организации труда, а также появление в 1920 г. социально‑попечительских организаций.

Следующий важный этап в области развития прав человека начался после Второй мировой войны, когда страны мира приняли новую основу для международного сотрудничества. Широкое признание получила необходимость оформления норм международного поведения в качестве прав. В 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека, которая стала основой для всей последующей деятельности. Международное сообщество пришло к выводу, что оно не может оставаться в стороне, когда в какой‑либо стране правам человека угрожает опасность.

Рассмотрим содержание основных прав человека, содержащихся во Всеобщей декларации прав человека.

Право на жизнь. Это предполагает, что никто не может быть лишен жизни. Право на жизнь является неотъемлемым и абсолютным правом каждого человека. Осознание ценности жизни – это не личное дело одного человека, оно затрагивает общество в целом. Ухудшение состояния окружающей среды, отсутствие или сворачивание программ в области здравоохранения представляют собой некоторые из тех серьезных факторов, которые создают опасность для жизни.

Свобода. Принцип, в соответствии с которым «все люди рождаются свободными», провозглашаются в первых двух статьях Всеобщей декларации прав человека. Основные права: право на свободу личности; свобода от рабства и подневольного состояния; свобода от пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания; свобода от произвольного ареста, задержания или изгнания; свобода от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь и от произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, а также свобода передвижения и выбора места жительства – провозглашаются в следующих 19 статьях. Однако свобода ограничивается принципом уважения права других лиц на свободу, а также иными факторами.

Равенство и недопущение дискриминации. Основной принцип равенства всех людей провозглашен в ст. 1 Всеобщей декларации прав человека. В случае принятия принципа равенства дискриминация в отношении какого‑либо лица или группы лиц становится невозможной. Дискриминация представляет собой лишение кого‑либо прав в интересах узкой группы или группы лиц. Дискриминация имеет различные формы. Перечень причин дискриминации, содержащийся во всех соответствующих международных договорах: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения, постоянно пополняется. Появляются новые поводы для дискриминации, например, тенденции в области сексуальной ориентации, распространение вируса ВИЧ/СПИДа.

Справедливость. Справедливость имеет различные аспекты: правовые, судебные, социальные, экономические и другие, которые являются основой общества, построенного на принципе уважения достоинства его членов и обеспечения безопасности и неприкосновенности личности.

Социальная справедливость означает удовлетворение насущных потребностей человека и справедливое распределение материальных ресурсов. Деятельность в этой области направлена на обеспечение всеобщего доступа к таким важным услугам, как здравоохранение и образование, создание равных возможностей на начальном этапе, защиту лиц или групп лиц, находящихся в неблагоприятном положении, и обеспечение сбалансированности в таких областях, как вознаграждение, потребление и извлечение прибыли.

Солидарность. Солидарность означает не только сострадание к другим людям, но и участие в борьбе этих людей за их интересы. Солидарность имеет большое значение при стихийных бедствиях, а также во многих трагических ситуациях, обусловленных нуждой, несправедливым распределением ресурсов и т. д.

Социальная ответственность. Социальная ответственность – это деятельность, осуществляемая в интересах социально уязвимых слоев населения и жертв нарушения прав человека: оказание им поддержки, защита их интересов, предоставление им помощи. Социальная ответственность – это практическая сторона солидарности. Человек не только должен делиться своим богатством, но и использовать свои таланты и способности во имя прогресса человечества.

Эволюция, отказ от насилия и обеспечение мира. Конфликты в отношениях между людьми неизбежны, однако способы их урегулирования могут быть мирными или насильственными; конструктивными или разрушительными. Революционный принцип – быстрая ломка старого, отжившего, – был основой перемен на протяжении многих веков, сопровождаясь при этом страданиями людей, вооруженными конфликтами. Эволюционный подход является более медленным, не сразу дает результаты, но он позволяет найти более надежное и более эффективное решение.

Отношения между человеком и природой. В XXI в. пришло понимание необходимости поиска гармонии с природой, ее защиты. Деградация окружающей среды является слишком очевидной, чтобы ее можно было игнорировать. Радиоактивное, промышленное и другие виды загрязнений, а также тенденции в области потребления в промышленно развитых и развивающихся странах являются причинами плачевного состояния, в котором находится наша планета. Речь теперь идет не только о защите окружающей среды, но и об экологическом воспитании человека.

Теория и практика прав человека имеют длительную историю. Современная постановка вопроса о правах человека опирается на богатый предшествующий опыт человечества. Права человека – явление естественно-историческое. Это значит, что они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом исторической динамики общества, постоянно изменяющихся условий человеческого бытия. Права человека образуют совокупность принципов и норм, регулирующих определенные общественные отношения.

Каждая историческая данная система права включала и включает в себя определенную юридическую концепцию человека как субъекта права и соответствующие представления о его правах и обязанностях, его свободе и несвободе.

Прослеживая историю формирования и эволюции представлений о правах человека – от примитивных, ограниченных и неразвитых до современных, можно сказать, что степень и характер развитости прав и свобод личности определяются уровнем социального развития и развития права в соответствующем обществе.

Право вообще и права человека – это явления принципиально одного порядка и одного типа. Права человека – это необходимая часть всякого права как права вообще, определенная форма выражения сущности права как особого типа и специфической формы социальной регуляции. Право без прав человека так же невозможно, как права человека без и вне права.

С точки зрения истории прав человека следует отметить определенную содержательную связь и момент развития в цепочке таких актов, как английская Великая хартия вольностей (1215 г.), Петиция о праве (1628 г.), HabeasCorpusAkt (1679 г.), Билль о правах (1689 г.); американские Декларация прав Виргинии (1776 г.), Декларация независимости Соединенных Штатов Америки (1776 г.), Конституция США (1787 г.), Билль о правах (1789–1791 гг.); французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.), Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Пакт о гражданских и политических правах (1966 г.).

Уже на материале перечисленных правовых документов можно увидеть пути и логику формирования юридических норм и конструкций в области прав и свобод человека, утверждение этих норм и конструкций первоначально в сословно ограниченном варианте, последующее развитие и обогащение их содержания, постепенное распространение на другие социальные слои и страны, наконец, признание универсального характера прав человека современным мировым сообществом.

Выделяются три этапа развития прав человека – натурализация, социализация, интернализация.

Первый этап связан с ранними буржуазными революциями XVII – XVIII веков и закреплением прав человека первого поколения – гражданских и политических. Его завершением признается французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Права человека оценивались в ней как «естественные, неотъемлемые и священные». «Естественными» их называют потому, что ими человека наделяет в момент его рождения природа и никто кроме нее. «Неотъемлемыми» их признают в силу того, что относят к числу тех коренных качеств, которые присущи человеку как жизнедеятельному существу и которые нельзя отделить о него без явной угрозы потерять в нем «члена общественного союза».

И, наконец, в Декларации права человека получают титул «священных». Но приобретают они этот титул вовсе не по той причине, что сверхъестественны, ниспосланы Богом и т.д. «Священное» здесь – синоним чрезвычайно важного, высокочтимого и неколебимого.

К таким правам отнесены свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. В качестве права человека признана свобода выражения мыслей и мнений, в том числе и по вопросам религиозным. Провозглашался и принцип равенства всех граждан перед законом.

Второй этап развития прав человека связан с появлением нового, второго поколения прав – социально-экономических. Социально-экономические права (право на труд, образование, социальное обеспечение) куда больше, чем политические права, нуждаются в государственных мерах как материального, так и юридического свойства, без чего эти права не могут быть сколько-нибудь последовательно реализованы. Его завершением признается Октябрьская революция 1917 г. в России.

Третий этап , относящийся ко второй половине нашего века, характеризуется резким возрастанием роли международного права в развитии, осуществлении и охране прав человека. В рамках ООН была принята Международная хартия прав человека, состоящая из принятой 10 декабря 1948 г., Всеобщей декларации прав человека и двух международных пактов 1966 г. - Пакта об экономических, социальных и культурных правах и Пакта о гражданских и политических правах.

Юридическая сила документов, составляющих хартию, различна. С одной стороны, Всеобщая декларация прав человека содержит рекомендательные нормы, нормы-призывы, а с другой стороны, пакты, как международные договоры, устанавливают обязательные нормы поведения для государств – участников пактов. Отсюда следует, что рассматривать хартию как единый документ нельзя – это общее название, объединяющее вполне самостоятельные международные документы.

Права человека формировались из многократно повторяющихся актов деятельности людей, повторяющихся связей и устойчивых форм отношений. Это был поиск способов взаимодействия индивидов как с государством, так и между собой.

Каждая эпоха вносила свои коррективы в понимание сущности и общепризнанный набор прав и свобод человека. Так, античный раб свободнее первобытного дикаря, средневековый крепостной крестьянин свободнее античного раба, а наемный рабочий раннего буржуазного общества свободнее средневекового крепостного.

В первобытном обществе существовали определенные нормы поведения человека, которые носят название «мононормы», поскольку они еще не могут быть подразделены на нормы морали, религии и права. Мононормы никогда не давали преимущество одному члену общества перед другим. Ими закреплялось так называемое «первобытное равенство». Индивидуум полностью поглощался обществом себе подобных, все действия которых строго регламентировались.

Формы рабовладельческого государства были разнообразны и определялись разным соотношением сил между группировками господствующего класса (военная, бюрократическая, религиозная).

Своеобразной формой рабовладельческого государства была деспотия. Специфической разновидностью рабовладельческого государства была полисная форма, которая выступала в виде рабовладельческой демократии, тирании, аристократии. Полисная демократия породила начальные формы прав человека. Это связано с возникновением определенного пространства свободы, которое создало условия для появления равных политических прав у лиц, являющихся гражданами.

Мыслители того времени стали задумываться над взаимоотношениями личности и государства. Так, Аристотель, анализируя современное ему общество, наделял личность некоторыми правами, прежде всего политическими. Впервые появился термин «равенство». Но какое это было равенство и для кого?

В VI веке до н.э. архонт Солон разработал Конституцию (Закон XII таблиц), закреплявшую некоторые элементы демократии и устанавливавшую право на привлечение к ответственности государственных чиновников. Вклад в развитие гражданских свобод внесли римляне, которые ввели разделение властей, приняли и разработали идеи естественного права. На этом этапе возникает понятие «свобода», хотя само употребление слова «свобода» появилось еще в XXIV в. до н.э., когда монарх Шумера установил «свободу» для своих подданных: он применял санкции к бессовестным сборщикам налогов, защищал вдов и сирот от несправедливых действий людей, обладающих властью, и т.д. Однако права, закрепленные в законах древних греческих и римских городов-государств, еще нельзя назвать правами человека, в том смысле, в котором мы сейчас понимаем этот термин. Сам человек еще не стал полноценной личностью и играл в обществе ту роль, которая определялась и диктовалась ему социальным положением. Неравномерность распределения прав между различными классовыми и сословными структурами (и полное лишение рабов этих прав) было неизбежным для тех этапов общественного развития.

В эпоху Средневековья возникают попытки ограничения прав монарха, соединения монархии с сословным правительством, стремление определить для владычества монарха правила, которым он должен следовать. В Англии противостояние монарха и рыцарства закончилось подписанием в 1215 году Великой хартии вольностей, ставшей фундаментом для становления личных и политических прав и свобод.

В эпоху Просвещения были сделаны самые важные шаги для становления прав человека.

Одним из достижений в развитии взглядов на общество в эпоху Просвещения явилась созданная на новом этапе развития общества теория естественного права. Естественные права - это врожденные, неотъемлемые права, которые должны признаваться за любым человеком только потому, что он человек.

Ряд средневековых мыслителей (Марсилий Падуанский, Генри Брэктон и др.) защищали идею свободы, равенства всех перед законом. Характерна в этом отношении антикрепостническая позиция известного французского юриста 13 в. Бомануара, утверждавшего, что «Каждый человек свободен».

Зародившееся в эпоху рабовладения, христианство также выступило как религия свободы и сыграло значительную роль в процессе становления универсальных понятий прав человека. Согласно христианству, все люди равны как «дети Божии». Это сочетается с всеобщей свободой. «Закон Христов есть закон совершенный, закон свободы, ибо дан не рабам, но детям Божиим, которые побуждаются исполнять его не рабским страхом, но живущею в них любовью Христовой» (Иак., 1, 25). Новозаветные идеи получили углубленную разработку и развитие в политико-правовых учениях ряда христианских мыслителей (Августина, Фомы Аквинского и др.).

Век Просвещения заговорил о правах человека мыслящего, рассуждающего. Его деятели пропагандировали царство разума - гуманизм. Преодоление невежества, воспитание уважения к человеческому достоинству виделись основным инструментом такого общества.

Так, голландский философ Спиноза утверждал, что есть права, которые вообще не могут быть отчуждены от индивида, например, способность суждения, способность познания Бога, право не свидетельствовать против себя. Вольтер утверждал, что свобода существует в первую очередь как свобода личная, частная, а не свобода общества вообще; основой личной свободы является свобода слова.

Решающим этапом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII - XVIII веков, которые провозгласили не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократическое звучание.

Сторонники естественного права (Дж. Локк, Г. Гроций, Т. Гоббс) полагали, что независимость человека может быть ограничена, но лишь в связи с заключением общественного договора и образованием государства. Взгляды этих просветителей не полностью совпадают между собой, а в некоторых отношениях даже противоположны. Так, английский просветитель Дж. Локк считал, что жизнь, свобода и собственность являются неотъемлемыми правами каждого человека, независимо от его социального происхождения. Этими правами человек наделен от рождения, в них сущность и смысл человеческого существования, и никто ни под каким предлогом не имеет права отнять или отменить их.

Другой ведущий представитель школы естественного права голландский юрист Г. Гроций в своем труде «О праве войн мира» писал о праве, «которое имеет источником саму природу или установлено законами божескими, или же введено правами или молчаливым соглашением».

Английский философ и политический мыслитель Т. Гоббс полагал, что воля государства (суверена), выраженная в законах, важнее свободы каждого отдельного гражданина - в противном случае наступает хаос, и начинается борьба всех против всех. Свобода, по Гоббсу, - лишь на те случаи жизни, которые регулируются законом.

Французский просветитель Ж.-Ж. Руссо в своей работе «Об общественном договоре, или Принципы политической правды» отмечал различия между индивидом как частным лицом и индивидом как гражданином - членом «публичной персоны». Его дуализм человека - члена гражданского общества и человека - гражданина государства позже стал основной концепцией прав человека и гражданина.

Учение естественного права было развито американскими общественными деятелями Т Джефферсоном и Т. Пейном. Ими была подготовлена Декларация прав Вирджинии (1776 г.), которую иногда называют первой декларацией прав человека. Идеи Декларации прав Вирджинии были развиты в Декларации независимости США 1776 года.

Права человека, которые сложились в период буржуазных революций, в дальнейшем получили всеобщее конституционное признание и развитие. Закрепление того, что понималось под принципами естественного права, в революционных декларациях о независимости, создание документально оформленных конституций, - все это способствовало представлению о праве как первооснове общества. И хотя в различных государствах отдельные положения трактовались неодинаково, идея прав человека как средства защиты личности от государственного произвола и государства как орудия защиты прав человека оставалась неизменной.

В XIX и XX веках ряд проблем прав человека привлек широкое внимание общественности и стал рассматриваться на международном уровне и оформляться в письменном виде. К этому периоду относится принятие первых международных соглашений, относящихся к правам человека.

В Англии и Франции рабство было объявлено вне закона, а в 1814 году британское и французское правительства подписали Парижский договор о сотрудничестве с целью пресечения работорговли. На Брюссельской конференции 1890 года был подписан Акт против рабства, который позднее был ратифицирован восемнадцатью государствами.

Первые Женевские конвенции (1864 и 1929 гг.) обозначали еще одно поле раннего периода международного сотрудничества государств, а именно, начало выработки правил ведения войны. В частности, Конвенция установила правила обращения с больными и ранеными солдатами.

Идея защиты прав людей от правящих властей получила широкое признание. Отдельные страны уже признали важность этих прав в письменной форме, и описанные выше документы стали предвестником многих нынешних соглашений по правам человека.

После Первой мировой войны была создана Лига Наций, межправительственная организация, которая пыталась защищать основные положения прав человека. Но лишь после всех зверств, совершенных во время Второй мировой войны, и в основном как их следствие, возникла совокупность международных правовых норм. Именно из-за того, что произошло во время войны, стало возможным и необходимым международное согласие, принятие международных мер для защиты и систематизации прав человека.

Устав Организации Объединенных Наций, подписанный в 1945 году, отразил это положение. В Уставе записано, что основной задачей ООН является «избавить грядущее поколение от бедствий войны» и «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин».

Всеобщая декларация прав человека была разработана Комиссией по правам человека ООН и принята Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 года. С той поры международным сообществом был разработан целый ряд основополагающих документов, признанных гарантировать декларированные принципы.

Права человека - сложное многомерное явление. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов.

Само зарождение прав человека в V - IV веках до н.э. в древних

полисах (Афинах, Риме), появление принципа гражданства было крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения прав человека между различными классовыми и сословными структурами, а то и полное лишение этих прав рабов было неизбежным для тех этапов общественного развития. Каждая новая ступень такого развития добавляла новые качества правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. И происходило это не стихийно, а в результате борьбы классов и сословий за свои права и свободу, за её расширение и обогащение.

Проблема прав человека всегда была предметом острых классовых битв, которые велись за обладание правами, расширение прав, фиксировавших положение человека в обществе.

Исторический аспект возникновения института прав человека

Данный аспект культурного прогресса можно проследить на возрастании гуманного начала в морали, праве, религии, философии по мере естественно-исторического развития общества. Античный раб свободнее первобытного дикаря, средневековый крепостной свободнее античного раба, а наёмный рабочий раннебуржуазного общества свободнее средневекового крепостного. И хотя развитие общества по пути свободы не было поступательным наращиванием только прогрессивных начал, исторический прогресс явление, само по себе, пробивающее дорогу через все случайности и хаотические нагромождения социального развития.

Известно, что правила поведения в первобытном обществе носили синкретический (лат. synkretismos - соединение) характер. Эти правила в научной литературе получили наименование "мононормы", поскольку они не могут быть дифференцированы и классифицированы как нормы религии, морали, обычного права. По своему характеру - это правила, выражающие устойчивые привычки, убеждающие своей целесообразностью. Они концентрировали стихийно складывающиеся представления о полезном и вредном для рода или племени и в конечном счете были связаны со становлением общественного труда. Целью таких норм было поддержание и сохранение кровнородственной семьи.

Родовые нормы содержали в зачаточном состоянии представление о добре и зле, так как они предусматривали правила взаимопомощи и взаимозащиты. Но в целом это были жёсткие предписания, продиктованные необычно трудными условиями существования человека, примитивному сознанию которого противостояли суровые силы природы, необходимость обороняться от враждебных племён. Поэтому и правила первобытного общества как мононормы, в которых ещё четко не проступают ни признаки морали, ни признаки религии, ни правовые свойства в силу синкретизма сознания первобытного человека, определяемого синкретизмом бытия, в наибольшей степени выражают их характер и социальное назначение - поддержание целостности общины, рода, орды.

Для мононорм характерным было то, что они никогда не давали преимуществ одному члену рода перед другим, т.е. закрепляли "первобытное равенство". Но суть этого равенства состояла в поглощении человека сообществом, в жесточайшей регламентации всей его деятельности, в консервативности и застойности форм, закрепляющих существующие связи и отношения. Эта нормативная избыточность, свойственна обществам с относительно бедной культурой, для которых важнейшей задачей является поддержание равновесия и общественного спокойствия.

Однако возникновение мононорм было свидетельством грандиозной эволюции человечества, вышедшего из животного царства. Сам факт появления норм - это признак сугубо человеческого бытия, его социальности. Через освоение мононорм культивировались формы поведения, которые были необходимы человеческому сообществу для дальнейшего прогресса. Ведь даже самые консервативные и жесткие социальные нормы пришли на смену стадным инстинктам и свидетельствовали об осознании человеческими сообществами особенности своего существования по отношению к остальному миру и необходимости поддержания и сохранения своей общности. В рамках первобытной морали, обычаев, традиций, ритуалов, выраставших из мононорм, происходило становление человеческой социальности.

Люди на практическом опыте убеждались в полезности и целесообразности определённых правил, запретов, предписаний.

На последнем этапе распада первобытнообщинного строя в эпоху классообразования возникают нормы права. Однако формирование норм права и прав человека явления разновременные. Правовые системы большинства регионов мира формируются в связи с крупными общественными разделениями труда, ростом его производительности, которые создали возможность появления избыточного продукта и сосредоточения общественного богатства в руках уже сформировавшейся привилегированной верхушки, осуществлявшей процесс управления в родовых организациях. Они были основаны преимущественно на методах насилия, принуждения, применявшихся носителями верховной власти по отношению к большинству общества. Уровень свободы был минимальный и охватывал, разве что, правящую верхушку. В таких условиях притязания индивидов на обеспечение нормальной жизнедеятельности были нереальны. Люди видели в представителях верховной власти либо ставленников Бога на земле, либо просто владык, требующих беспрекословного подчинения.

Специфичной разновидностью рабовладельческого государства была полисная форма, которая выступала в виде рабовладельческой демократии, тирании, аристократии. Полисная демократия породила первые ростки явления, которые могут быть названы правами человека. Это связано с возникновением определённого пространства свободы, которое создало условия для появления равных политических прав у лиц, являющихся гражданами.

В VI веке до н.э. афинский архонт Солон разработал Конституцию, закреплявшую некоторые элементы демократии и устанавливавшую право на привлечение к ответственности государственных чиновников.

Свой вклад в развитие гражданских свобод внесли римляне, которые ввели разделение властей, приняли и разработали идеи естественного права.

В период средневековья свобода была крайне ограниченна, поскольку феодальное общество - общество всеобщей зависимости. Система внеэкономического принуждения, сословная иерархия, бесправие большинства порождали произвол, культ силы, систематическое насилие. Однако уже в этот период в Англии возникают попытки ограничения права монарха, соединения монархии с сословным представительством, стремление определить для владычества монарха правила, которым он должен следовать. Противостояние монарха, баронов, рыцарства, завершилось принятием Великой хартии вольностей 1215 года. В ней содержатся статьи, направленные на обуздание произвола королевских чиновников, требования не назначать на должность судей, шерифов и констеблей, лиц, не знающих законов, либо не желающих их выполнять. Особое место занимает ст. 39 Великой хартии, предусматривающая применение наказаний по отношению к свободным не иначе как по законному приговору равных и по закону страны.

Петиция о праве 1628 года, относящаяся к периоду формирования буржуазного строя в Англии, возлагала определённые обязанности на короля, которые призваны были защищать подданных от произвола королевской администрации. Дальнейшим шагом на пути обеспечения прав человека явился Хабеас корпус акт 1679 года, который ввёл понятие "надлежащей процедуры", установил гарантии неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности и другие важнейшие для защиты прав личности положения.

Актом, закрепившим компромисс между упрочившейся буржуазией и правящей верхушкой землевладельцев, утверждением конституционной монархии, стал Билль о правах 1689 года. Билль отводил значительную роль парламенту, запрещал без его согласия приостанавливать действия законов, взыскивать налоги и сборы в пользу короны, содержать постоянную армию в мирное время. Наряду с этим Билль внёс неоценимый вклад в развитие прав человека, установив свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю.

Указанные нормативные акты - свидетельство первооткрыватель-ства Англии в области прав человека и в необходимом для их защиты разделении властей. Акт об устроении 1701 года учредил верховенство парламента в сфере законодательства, принцип несменяемости судей, запрет королевским министрам быть членами парламента. Эти нововведения стали возможными в связи с интенсивным развитием буржуазных отношений, усилением власти буржуазного сословия, требовавшего положить предел феодальному произволу и абсолютизму.

Дальнейшее развитие идеалов свободы и прав человека, нашедшее воплощение в исторических документах, произошло в США. Истоки этого явления заложены в философии просвещения, учениях древнегреческих философов, естественно-правовой доктрине, таких актах, как Великая хартия вольностей, Петиция о праве, Билль о правах, Хабеас корпус акт, которые были созданы в период становления буржуазного строя в Англии.

Учение естественного права было развито Томасом Пейном и Томасом Джефферсоном в их борьбе за победу буржуазно-демократической и антиколониальной революции. Идеи Пейна и Джефферсона были направлены не только на утверждение демократической государственности, но и на защиту неотъемлемых естественных прав человека. Трудно переоценить великий гуманный пафос Декларации прав Вирджинии 1776 года, провозгласившей: "Все люди по природе являются в равной степени свободными и независимыми и обладают определенными прирожденными правами, коих они - при вступлении в общественное состояние - не могут лишить себя и своих потомков каким-либо соглашением, а именно: правом на жизнь и свободу со средствами приобретения и владения собственностью, правом на стремление к счастью и безопасности и их приобретение". Декларация прав Вирджинии 1776 года была первым государственным определением прав человека. Карл Маркс, оценивая этот исторический документ, писал, что Америка - это страна, "где возникла впервые... идея великой демократической республики, где была провозглашена первая декларация прав человека и был дан первый толчок европейской революции XVIII века".

Идеи Декларации прав Вирджинии были развиты в Декларации независимости 1776 года, провозгласившей: "Мы полагаем самоочевидным те истины, что все люди созданы равными и наделены Творцом определёнными неотчуждаемыми правами, что к ним относятся жизнь, свобода, стремление к счастью, что для обеспечения этих прав среди людей учреждаются государства, черпающие свои разумные полномочия в согласии управляемых".

Конституция 1787 года. не содержит перечня естественных неотъемлемых прав человека. Впоследствии, в 1789 году, были предложены 10 первых поправок к Конституции, составившие Билль о правах, ратифицированный в 1791 году.

Важнейшим шагом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII - XVIII веков, которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека.

Дальнейшим этапом углубления и развития каталога прав человека стала вторая половина XX века. После Второй мировой войны, сопровождавшейся грубыми массовыми нарушениями прав человека, они вышли за пределы внутригосударственной проблемы и стали предметом постоянного внимания международного сообщества.

Признание Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и ряда других важнейших международно-правовых актов, явилось неоценимым вкладом в развитие цивилизации и культуры XX века.

Как видно из изложенного, на становление прав человека решающее влияние оказала естественно-правовая доктрина, утвердившая приоритет прав человека и определившая новые параметры взаимоотношений между индивидом и властью. Характерно, что Билль о правах 1791 года был замешан на укоренившейся в умах американцев идее недоверия к государственной власти, которой органически присуще стремление к произволу и попранию прав подвластных. Эта идея диктовалась всем историческим наследием граждан молодой республики, в памяти которой еще не стерся произвол, чинившийся британской короной в отношении своих политических и религиозных противников. Поэтому все образовавшие Билль поправки составлены таким образом, чтобы ограничить власть государства по отношению к индивиду. Декларация прав и свобод человека и гражданина видит цель всякого политического союза в защите прав человека.

Такой подход революционный поворот в общественном сознании - индивид, ранее всецело подчинённый государству и зависимый от него, приобретает автономию, право на невмешательство государства в сферу свободы личности, очерченную правом, и получает гарантии государственной защиты в случае нарушения его прав и свобод.

Фоном развития идеи прав человека явились принципы свободы и равноправия. Фридрих Энгельс писал: "Должны были пройти и действительно прошли целые тысячелетия, прежде чем из первоначального представления об относительном равенстве был сделан вывод о равноправии в государстве и обществе и этот вывод стал казаться естественным, само собой разумеющимся".

В становлении прав и свобод человека, огромную роль сыграло идеологическое, доктринальное обоснование - учение о естественных прирождённых правах человека, которые независимы от усмотрения и произвола государственной власти; а цель последней обеспечение прав, предначертанных природой или Творцом. Господствовавшие до появления естественно-правовых идей этатистские воззрения (франц. etat - государство; направление политической мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития) ориентировали на подчинение индивида государству как верховной силе, наделённой правом распоряжаться судьбами людей по своему усмотрению, в то время, как, естественно-правовая концепция акцентирует внимание на автономии личности и её индивидуальности.

Иными словами, идея естественных прирождённых прав человека была призвана поставить заслон всевластию государства, препятствующего развитию свободы, индивидуализма и автономии личности, и заложила основы правового государства.

Высоко оценивая роль естественно-правовой доктрины в идеологическом обосновании буржуазных революций, становлении прав человека, нельзя сказать, что она была единственной и преобладающей в определении взаимоотношений личности и государства, в выдвижении приоритета прав человека по отношению к государственной власти. Ей противостоял и в значительной мере продолжает противостоять позитивистский подход к природе прав человека и взаимоотношениям государства и личности. Согласно этому подходу права человека, их объём и содержание определяются государством, которое "дарует" их человеку, осуществляя по отношению к нему патерналистские функции.

Так Б. Чичерин писал: "Учение о неотчуждаемых и нерушимых правах человека, которые государство должно только охранять, но которых оно не смеет касаться, есть учение анархическое. Необходимым его следствием является постановление французской конституции 1793 года, что коль скоро права народа нарушены, так восстание составляет не только для всего народа, но и для каждой части народа, священнейшее из прав и необходимейшую из обязанностей. При таком порядке каждый делается судьей своих собственных прав и обязанностей, начало, при котором общежитие немыслимо. В здравой теории, так же как и в практике, свобода только тогда становится правом, когда она признаётся законом, а установление закона принадлежит государству".

В XVIII в. происходит документальное закрепление естественно-правового понимания свободы.

В Декларации независимости США 1776 г. говорится: "Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых".

В Декларации прав человека и гражданина 1789 года (Франция) сказано:

"1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах.

2. Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению".

Эти великие документы, действующие в своих странах и поныне, заложили фундамент современной цивилизации, в них смысл и цель демократического правового государства. В тех странах, где общественное устройство утвердилось на принципе свободы (гражданское общество), были достигнуты большие успехи в развитии экономики, культуры, науки и техники, социальной защиты населения.

Таким образом, институт прав и свобод закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это - сердцевина конституционного строя.

Философской основой этого института является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Люди начали осознавать эти истины на заре создания человеческого общества, но потребовались века для того, чтобы сложились ясные представления о содержании свободы и её соотношении с государством.

ВВЕДЕНИЕ

Государство, признав человека и его интересы высшей ценностью, должно обеспечить условия для свободного развития личности, обязано обеспечить такой уровень защищенности прав и свобод человека и гражданина, который соответствовал бы требованиям существующих международных стандартов.

В области прав человека действует целый ряд международных документов, которые обязательны для России как государства-участника международных соглашений, как члена Совета Европы либо как правопреемницы СССР. Однако российское законодательство не только отстает в своем развитии от принятых норм международного права, но и при совпадении отдельных институтов и норм, как свидетельствует практика, реально не всегда обеспечивает охрану прав человека.

Состояние законодательства и практики, длительное время находившихся под знаком преобладания публичных интересов и отторжения частного начала, в настоящее время подверглись значительным изменениям. Происходящие ныне в нашей стране преобразования позволили переориентироваться в социальных ценностях, но в ходе правовых реформ нам необходимо позаботиться о преемственности правовых традиций.
Целью изучения данного спецкурса является углубление знаний в области прав человека. Предлагаемый спецкурс содержит четыре раздела, к каждому из которых даны перечни наиболее важных нормативных актов, списки рекомендуемой для изучения спецкурса литературы, значительное внимание уделено международным договорам, непосредственно касающимся обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

1. История возникновения прав и свобод человека, генезис и развитие общей концепции (античность, средние века, новое и новейшее время).
2. История возникновения прав и свобод человека в России

1.История возникновения концепции прав и свобод человека, генезис и развитие общей концепции (античность, средние века, новое и новейшее время).

В соответствии с конкретно-историческим подходом следует рассмотреть права и свободы человека. Перечень прав и свобод человека зафиксирован международно-правовых документах и является результатом развития цивилизации и культуры общества.
Начальным этапом развития прав человека явилась эпоха ранних буржуазных революций, которые провозгласили н не только права и свободы, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека. Права человека основывались на формальном равенстве, стали одним из главных ценностных ориентиров общественного развития, оказали влияние на сущность, форму, механизм государств. В Европе права человека формировались из многократно повторяющихся актов деятельности людей.
Возникновение прав человека берет начало в античности в древних полисах (Афинах и Риме), появление гражданства было крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе.
Процесс исторического творчества человека зависит от объема его прав и свобод. Проблема прав человека всегда была предметом общих конфликтов и противоречий. В античности были заложены идеи прав и свобод, основы разделения властей, естественное право.
В средние века права и свободы имели ограниченный характер. Существовала система внеэкономического принуждения, бесправие, произвол. Однако, прогрессивным этапом в развитии прав и свобод было принятие Великой хартии вольностей.
Дальнейшее развитие идеалов свободы и прав человека нашли воплощение в эпоху ранних буржуазных революций и были отражены концепции естественного права, неотчуждаемых прав человека, поисков государственно-правовых форм, средств и механизмов противодействия власти в руках отдельных лиц.



Идеологической основой прав и свобод человека явилась естественно-правовая доктрина, выдвинувшая положение о естественных правах человека, которые государство должно охранять и которые оно не может ни ограничивать, ни отменять, ни нарушать. По мере своего развития естественно-правовая доктрина, приобрела различное звучание у различных ее представителей - Руссо, Монтескье, Локка, Гоббса и др., однако принцип не отчуждаемости прав человека остается неизменным, создавая простор для развития индивидуальности, для самоопределения личности, ее автономии и свободы, для обеспечения устойчивости общества, предотвращения социальных взрывов и конфликтов.
Актуальность, значимость, необходимость естественных прав для самого человека в современном обществе заключается в том, что они положили конец всевластию государства, рассматривающего человека как подданного и послушного исполнителя государственных команд и приказов. Установление равенства между гражданином и властью, вытекающего из принципов прав человека, предотвращает политические и социальные противоречия, способствует развитию общества.

Права человека являются высшей ценностью, которой должно руководствоваться государство. Обеспечение прав человека существует как обязанность законодательной, исполнительной и судебной власти. Если эта обязанность соблюдается, то общество может быть охарактеризовано как стабильное и устойчивое, если государство нарушает ее, в обществе возникают произвол и насилие.

2. История возникновения прав и свобод человека в России.

Связана с анализом характеристик личности в отечественной теории права рассматривала качественные характеристики личности социально-типичными и индивидуально-своеобразными. Их связь определяла личность, с одной стороны, как производное от общности, с другой, определяла ее собственную социальную свободу, взаимодействие с экономикой, политикой, правом, моралью. Подобные взаимосвязи зависели от политико-юридических качеств и свойств личности и предопределяли статус личности. Правовой статус рассматривался как эталон поведения, "система координат" во взаимоотношениях личности и общества. Он опосредовал общественные связи и различные виды социального существования личности, был предназначен не только для внешнего, но и для внутреннего выражения характеристик такой личности.

Под личностью в теории права подразумевался человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторических видов деятельности. Правовое положение личности определялось рядом принципов. С ними был связан весь механизм существования личности. Основной принцип заключался во взаимной ответственности государства и личности. Он выражался в том, что государство определяло характер прав и обязанностей личности и закрепляло их в законе. Права и обязанности коррелировались с ответственностью, что в итоге определяло меру социальной свободы личности в обществе. Границы, меры социальной свободы были шире, поскольку нравственные характеристики связывались с осмыслением и реализацией собственного положения субъекта.

Принцип гармоничного сочетания меры свободы и меры ответственности личности обусловили подчинение всех личных интересов общественным. Государство осуществляло его через закрепление прав и обязанностей личности. Общественный интерес воздействовал на личность определенным образом. Он слагался не из общих интересов личности, а формировался произвольно. Причем в отечественной теории права был найден компромиссный термин. Это и есть понятие "общественный интерес". В нем отражались наиболее значимые интересы социальной общности. Наука скрывала, что именно заключается в данной формулировке. Отсутствовал механизм его осуществления и проявления в деятельности отдельной личности.

Следующим не менее значимым принципом существования личности в обществе является принцип законности.

Общественные отношения посредством законности были урегулированы строгим соблюдением законов, выражающих волю и интересы народа. Этот принцип представлял собой несколько иное по природе явление, поскольку раскрывал не внутренние закономерности личности, а обеспечивал реальное осуществление, проявление этих элементов вовне.

Отечественная теория права рассматривала неразрывно правовое положение личности, права и свободы социальной общности. Содержание правового статуса личности определялось социально-экономическими отношениями, характером собственности, принципами производства, распределения и потребления материальных благ.
Иными словами, изучение характеристик личности приводило к выводу о существовании ее в строго ограниченных рамках, а место свободной личности обозначалось в теории права лишь формально.

3. Понятие прав человека в рамках естественной, социологической и позитивной концепции.

Права человека рассматриваются как явление, возникающее в связи с влиянием естественного права на становление и развитие современной правовой системы Российской федерации. Оно обусловлено постепенным изменением соотношения "человека" и "права". С одной стороны речь идет об "очеловечивании" права, о создании такой правовой системы, где бы в центре внимания всегда был человек и его права и свободы. Реальные шаги в этом направлении сделаны в Декларации прав и свобод человека и гражданина, Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, Законах о собственности, гражданстве и других нормативных актах. Сюда же относится изменение методов правового регулирования: переход от императивных к диспозитивным методам, преобладание общедозволительного типа регулирования в отношениях между людьми.

С другой стороны, наблюдается определенное ограничение публично-правового регулирования, которое в прежние времена было доведено до абсурда. В настоящее время происходит выравнивание отношений между государством и отдельным человеком с точки зрения объема прав и обязанностей между ними, гарантий их реализации.
Конституция РФ создала базу для законодательного стимулирования развития субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Значительное развитие получают такие средства децентрализованного регулирования, как договоры, субсидиарное применение, аналогия закона и права.

В Конституции РФ признано, что "человек, его неотчуждаемые права и свободы являются высшей ценностью", а "основные права и свободы человека неотчуждаемы принадлежат каждому от рождения" (2,17). Это юридически закрепленное положение о том, что человек есть основание, центр российской правовой системы; все остальные ее субъекты - организации, объединения, хозяйственные общества и товарищества, органы государства - суть лишь производные образования, следствие активной деятельности человека, самоопределяющегося в любой из названных форм.

В качестве первичного критерия по отношению к праву выступает человек. Производными в этом плане могут быть различные, каким-то способом оформленные социальные и социально-политические образования, прежде всего государство и общество. В этом смысле, под естественным правом понимается совокупность прав и обязанностей, вытекающих из самой природы человека как разумного социального существа, т.е. те права и обязанности, которые стали справедливыми нормами поведения людей в обществе. Центральным элементом ныне в теории прав человека является сам человек. Его основное отличие от других составных этой системы заключается в том, что он - активная, действующая, причем действующая разумно структура. Это обусловлено специфичностью самого подхода к исследованию правовой методики, поскольку мы предлагаем посмотреть на нее именно через призму приоритета прав (субъективных) и права (объективного). Субъект вступает в собственно процесс осуществления естественных прав, как специфическую форму деятельности. Результатом, завершающим его деятельность, должно явиться нахождение и конкретизация места личности (индивида) в правовой системе как "частичке" ее бытия, реализация прав человека как таковых. Во избежание неоднозначного подхода к понятию субъекта целесообразно остановиться на его определении и правовой природе прав человека. Под субъектом прав человека понимают конкретную индивидуальность, человеческую оригинальность, реального действительного индивида, лицо, реализующее правовые качества в пространстве правового бытия.
Методология исследования субъекта представляет определенную сложность. Прежде всего, необходимо начать с изучения абстрактной личности, превращения ее в конкретную индивидуальность. В данном аспекте следует обратиться к описанию личности в качестве абстрактной и формальной конструкции на уровне должного. В дальнейшем это даст возможность аргументировано обосновать понятие субъекта на уровне сущего.
В современной теории права предпринимаются попытки изучения основных прав человека. Они рассматриваются как понятие, более глубокое по содержанию и объему. Взаимоотношения человека и государства фиксируются в форме прав, свобод и обязанностей, образующих в своем единстве правовой статус индивида. Правовой статус включает также общую правоспособность, гарантии, законные интересы, юридическую ответственность и др. Понятие обладает не только юридическим, но и социальным значением, выходит за пределы юридических категорий, так как права и обязанности связаны с его социальной деятельностью. В теории права проводится различие между понятиями "права человека" и "права гражданина". Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждения своих прав от незаконного вмешательства, но и защиту со стороны государства. Права человека - это субъективные права, выражающие не потенциальные, а реальные возможности индивида, закрепленные в Конституциях и законах. В этой связи необходимо сформулировать те качества и принципы деятельности, которые характеризуют ее как реальную, а не номинальную. Но такие попытки до последнего времени не достигали поставленной цели.

В рамках теории права, сформировавшейся в советский период, воспроизводился абстрактно всеобщий субъект - личность. Этот тезис нетрудно доказать. Личность, овладевшая представленными в соответствии теорией права качествами, превращалась в бесконечного наблюдателя, трансценденентального субъекта.

Российскими учеными предпринимались попытки преодолеть абстрактную личность. Так индивидуальный статус личности характеризовал особенности положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии и т.д.

Правовой статус гражданина, определяя его отношения с государством, характеризуя активное участие в общественной жизни и выявляя "гражданское бытие", в настоящее время является объектом властных воздействий и субъектом их выработки и осуществления.
Для абстрактной личности осуществление властных воздействий является не свойственным ей качеством. Определить такое существование значит овладеть, превратить и подчинить их своей власти. Механизм такого овладения в теории не представлен. Абстрактная личность наделена рядом качеств. Как эти качества выделяются из действительности и почему они относятся к характеристике личности теория права не поясняет. В этом смысле личность не может выйти из абстракции. Вывод о воссоздании в теории права абстрактно всеобщей личности логичен и рассматривается в работе подробно в качестве проблемы обезличенного существования индивида.

В рамках данной концепции, но с наших позиций под термином "личность" необходимо понимать следующее: личность - абстрактный субъект, обладающий качествами, которые отрицают его существование в правовой материи. Цель существования личности зафиксирована в теории права, как всеобщая, присущая абстрактному субъекту, конкретное лицо не считает ее своей и действует по собственному интересу. Теория права задает абстрактному субъекту личности определенные правила, благодаря соблюдению которых достигается социально-полезный результат для абстрактной личности, а не для конкретного индивида.

Очевидно, что актуальным и для теории прав человека являются не существование и межличностные связи индивидов, а формальное наделение их определенными властными качествами.
Абстрактная личность является обезличенной еще и потому, что ее существование рассматривается как вещное и формальное. Данная конструкция личности исключает проживание человека не просто среди вещей предметного мира, но и в человеческом мире, полном ценностей и смысла. В таком мире создаются отношение человека к вещам, а также отношение к человеку как к вещи. Существование личности в таком мире и лишает ее человеческого смысла. Личность в этом случае лишается какого-либо реального существования, ей сложно определить место в правовой системе. Свобода и ответственность, определяющие деятельность и поведение личности, на самом деле закрепляют произвольность межчеловеческих связей. Они не выражают ценностей и смысла существования каждой отдельной личности.

На наш взгляд, рассмотрение понятия "личность", существование личности выражено проблемой обезличенного существования. Изучение поставленной проблемы помогает определить пути перехода к рассмотрению субъективных естественных прав и свобод человека и гражданина.

Обезличенное существование индивида связано с ограничениями в реализации его интересов. Специфика такого положения для индивида заключается в том, что он живет среди таких форм существования как власть и собственность, которые не позволяют ему осмысливать свободу проявления собственного "я", находить место в правовой материи. Обезличенное существование индивида выражено отчуждением от власти и собственности. Отсутствие форм существования не только говорит об исключении права на бытие личности в правовой материи, но и о том, что она не имеет способов выражения своей сущности и смысла деятельности. Изучение данной проблемы в рамках отечественной теории права связано с первичным отношением, заложенным в правовую систему в качестве программного поведения личности. Существенные изменения в методике изучения данного подхода внесли конституционно-правовая реформа и развитие регионального законотворчества. Подобные процессы явились началом персонификации индивидов во власти.
Теория и понятие прав человека представлена также в рамках социологической концепции права. В настоящее время она существует в качестве альтернативы нормативистской и ставит перед собой задачу не только дать характеристику личности, но и объяснить природу ее бытия в правовых явлениях.

Социологическая концепция через диалектику пытается раскрыть собственную природу права и прав человека. Проблемой данной концепции является устранение противоречий теории и практики путем прогнозирования будущих отношений, чтобы стать полноправным членом общенародного коллектива, не надо владеть никаким товаром. Доступ к средствам производства ничем не опосредован, поскольку они находятся в общей собственности. Проявление данного отношения в общности рассматривается своеобразно. Ели оно, отношение, является теоретической моделью, то и существует в не в сфере идеологии, частью которой выступает правовая система. Понимание обезличенности субъекта связано с произвольностью конструкции первичного правоотношения, воспроизводимого социологической концепцией права. Обезличенность выступает ценностью существования личности, что обусловливает основу межличностных отношений - произвол. Ценности существования личности заключается в том, какое место ей определяется теоретической конструкцией.

Первичное отношение как непосредственное членство в общенародном коллективе было заимствовано социологической концепцией права из характеристики родоплеменной общности данной К. Марксом.

Сказанное выше позволяет сделать вывод, что исследование субъекта иногда осуществлялось, основываясь на методологии социологического подхода к личности, так как в нем содержится характеристика обезличенного индивида. Обезличенное существование индивида доказывает, что сама личность не может быть представлена в праве. Можно предположить, что в данном случае личность вырабатывает те основы существования, которые являются для нее произвольными. Иными словами, это правовое отношение противоречит тем качествам, которые заранее даны личности. Субъекты, претендующие на конкретное опосредованное существование, сталкиваются с всечеловеческими ценностями произвола, воздействующими на них. Описанные проблемы социологическая концепция не разрешает.
На наш взгляд, обезличенное существование индивида заключается в конструировании теорией права модели деятельности индивида без механизма реализации и без средств и способов, которыми личность осваивает действительность.
Мировая наука накопила значительный опыт конструирования понятия "конкретная человеческая индивидуальность" в теории и проверила его на практике. Основные направления этих исследований должны быть тщательно проанализированы для использования их на почве российской культурной традиции.

Проблему конкретной индивидуальности и определение ее места в реальном бытие подробно рассматривали представители классической европейской науки. Ю. Хабермас говорит о личности как об индивидуализированном существе. При этом субъект, по его мнению, считается индивидуальностью. Он отходит от рассмотрения абстрактной конструкции субъекта, где действительным является лишь отношение человека к вещам, к природе (чаще всего переводимое в субъект объектное отношение). Для него проблема состоит в рассмотрении человека как реального субъекта истории, где основным является отношение человека к человеку и человека к самому себе. Интересным в исследованиях ученого, на наш взгляд, является то, что он рассматривает правовую деятельность в качестве формальной данности, освобождающей человека от моральной ответственности. Он изучает модели поведения, представляющие индивиду возможности для самоопределения, самоориентации и признания собственной индивидуальности в правовой материи.
Это положение может быть использовано на практике особенно в правотворческой деятельности. При конструировании правовых норм целесообразно исходить из того, что правоотношения имеют достаточно формализованные межличностные связи, но в них каждый существует как конкретная индивидуальность, а не обезличенная модель. Данное положение последовательно проводится в работах, посвященных социологии права, но, к сожалению не часто их результаты находят реализацию в конкретных законодательствах.
Развить представления о конкретной индивидуальности и расширить области ее исследования можно на основе изучения философского наследия Г.Ф. Гегеля. Для него понятие субъекта связано с собственностью и владением. Собственность рассматривается в качестве бытия человека, в ней присутствует внутреннее состояние личности. Именно собственность является механизмом, позволяющим личности быть конкретной индивидуальностью. Конкретная индивидуальность согласует свою деятельность со всеобщими формальными критериями существования, сообразует собственные действия с необходимостью воспроизведения качеств индивидуальности.

Своеобразный подход к проблеме личности в традициях европейской культуры раскрыл Г. Бек. Его представления дают возможность углубить и расширить существующие знания по данному вопросу. Определяя свои идеи философией экзистенциализма, Г. Бек предлагает отказаться от того, что существование личности является абстрактным. Он рассматривает такое сущее, которое находится в прямом отношении к своему бытию, то есть человеческому существованию. Выступая, по выражению Кьергора, как "отношение к самому", человек отличается от "погруженного в непосредственное существование" животного мира. В отличие от животного человек стремится вырваться из мира имеющихся в действительности явлений, "отталкиваясь от поверхностного уровня бытия, приближается к его основе. Экзистенция здесь приобретает значение "выхода из абстракции".
В экзистенциальной философии К. Ясперса смысл человеческого существования состоит из структуры-бытия, сознания, духовности. Современные представления экзистенциализма о конкретной индивидуальности не отходят от взглядов одного из представителей этого направления Э. Гуссерля. В его "логических исследованиях" была поставлена задача определить природу и назначение личности при помощи различных методов: логики, психологии, обыденной жизни, феноменологии. Исследование основывалось на естественном опыте и поисках мыслительных перспектив и смысла человеческого существования.
Начальным пунктом в естественной концепции является понятие "личность". Она по своей природе существо свободное. Свобода определяет самостоятельность личности и ее место в праве. Право проявляется тогда, когда свободное действие одного встречается с таким же свободным действием другого. Только равенство обеспечивает существующую свободу. По мнению другого мыслителя Харриса Д., свобода является ценностью, связанной с правом и обеспеченной законом. Она обеспечивается конституцией и поддерживается государством. Провозглашается, что право необходимо для сохранения свободы одного человека от посягательств со стороны других. С другой стороны, право можно рассматривать как "врага" свободы, как перечень ограничений, которые обязательно противоречат естественной свободе. Любое ограничение свободы представлено как то, что требует объяснения. Например, если законодательство предусматривает нормы о пользовании ремнями безопасности или лицензировать определенные виды деятельности, то законодателю необходимо иметь веские причины для введения ограничивающих свободу норм.
На формирование свободы оказали влияние многие факторы, например, такие как движение к деколонизации и национальному самоопределению; требование того, что человеком должен управлять представитель той же культуры; наследство западных демократий - на свободу слова, собраний и критики. Впоследствии они нашли свое выражение в Европейской Конвенции о правах человека и Основных Свободах, в писанных конституциях.
Свобода является философской категорией. Она подразделяется на свободу, негативную и позитивную. Первая подразумевает отсутствие ограничений человеческим желаниям как внутреннюю ценность; вторая подразумевает полностью свободного человека в идеале. Он отрицает позитивную свободу, мотивируя это тем, что невозможно существование такого идеала, как полностью свободный человек. Например, Ж.Ж.Руссо утверждал, что человека можно "заставить быть свободным"; а марксисты, в свою очередь, верили, что только после избавления от влияния капитализма возможна действительная свобода.
Вывод о том, что означает быть действительно свободным, связан с отношением человека к закону. Следует вспомнить ограничения негативной свободы человека, как-то: законы, запрещающие убийство, насилие, нападение, кражу и т.д. Однако должен ли закон ограничивать свободу действий человека, не причиняющих никому вреда. Положения закона должны быть рассчитаны на то, что свободный человек должен делать.