Запреты связанные с государственной гражданской службой кратко. Ограничения, связанные с государственной гражданской службой: проблемы справедливости и обоснованности

ОГРАНИЧЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ:

Важной особенностью правового положения государственных служащих является то, что на них распространяются обширные правоограничения, нормативно закрепленные в Федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ». Без понимания проблемы ограничений и запретов, связанных с институтом службы, а конкретно с поступлением и нахождением на службе, не возможно осмыслить феномен деятельности аппарата властных органов 50 . Это особенно важно для системы государственного управления, которая выступает одновременно в качестве инструмента и источника определенных ограничений.

Под термином «ограничения, связанные со службой» следует понимать установленные законодательством пределы реализации гражданином прав на поступление и нахождения на службе, выражающиеся в обеспечении необходимого баланса между интересами личности, коллектива, общества и государства.

Ограничения означают, что при наличии или возникновении определенных обстоятельств, гражданин не может быть принят на службу, а служащий, уже занимающий должность гражданской службы, должен быть освобожден от этой должности и уволен со службы.

Трудовой кодекс РФ, запрещая дискриминацию в сфере труда, не относит к к таковой установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом. Ограничения на государственной гражданской службе следует рассматривать как необходимый элемент, отражающий специфику этой профессиональной служебной деятельности.

Можно определить принципы, исходя из которых, устанавливаются ограничения на государственной гражданской службе:

Формой ограничения прав гражданина выступает федеральный закон; установленные ограничения должны быть четко сформулированы и не допускать произвольного толкования. Норма, ограничивающая права граждан, должна определять пределы ограничений.

Целью установления рассматриваемых ограничений выступает стабильность государственной гражданской службы;

Критерием ограничения прав гражданина выступает крайняя необходимость, при соблюдении условий наличия реального или возможного причинения вреда интересам государства; причиняемый вред гражданским правам меньше, чем предотвращаемый вред;

Ограничения не персонифицированы, их действие распространяется на каждого;

Ограничения прав граждан на поступление и прохождение государственной гражданской службы не должны нарушать международные обязательства Российской Федерации. Не допускается ограничение фундаментальных прав гражданина и дискриминации на основе пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами государственного служащего.

Таким образом, определение границ допустимого ограничение гражданских прав по вопросам поступления и нахождения на государственной службе относится к полномочиям только федерального законодателя. Регламентирую правовое положение служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождение, государство вправе устанавливать в этой сфере особые правила. Установление таких правил на службу обусловлено задачами, принципами организации и функционирования службы, целью обеспечения подержания ее высокого уровня, особенностями деятельности лиц, замещающих должности службы.

Законодательством установлены следующие ограничения на поступление и нахождение на гражданской службе:

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а служащий не может находиться на гражданской службе в случае признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

С точки зрения осуществления трудовой функции в гражданском служащем должны сочетаться качества:

1) фактическая способность к труду как осознанной, целесообразной и волевой деятельности;

2) способность своими действиями приобретать, изменять и прекращать возникающие в связи с реализацией своей способности к труду субъективные права и юридические обязанности, нести юридическую ответственность 51 .

В случае если гражданин вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, он может быть признан судом недееспособным. Ограниченно дееспособными могут быть признаны судом лица, которые вследствие злоупотребления спиртными напиткам или наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение. В случае признания гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным трудовой договор прекращается, служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы.

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случае осуждения его к наказанию, исключающему возможность ис­полнения должностных обязанностей по должности государственной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу.

Лишение права занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления предусмотрено в ст. 47 УК РФ 52 . Вступившее в законную силу решение суда является основанием для отказа в приеме на должности, указанные в приговоре. Действует указанный запрет в течение срока, определенного судом. Осуждение гражданина, желающего быть принятым или находящегося на государственной службе, к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также наличие у него не снятой или не поашенной судимости также является ограничением доступа к службе.

Из положений уголовного законодательства не вытекает требования о том, что наличие судимости в прошлом является ограничением для поступле­ния на государственную гражданскую службу. В соответ­ствии с ч. 6 ст. 86 Уголовного кодекса РФ погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.

С.Ю. Кабашов отмечает, что на практике наличие снятой или погашенной судимости может существенно повлиять на решение конкурсной комиссии или представителя нанимателя, принимающего распоряжение о приеме на службу.

Между тем ст. 13 Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены по мотивам, связанным с использованием различных способов обработки персональных данных или обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных.

Гражданин не может быть принят на государственную службу в случае отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей на должности государственной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений.

Отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, является препятствием для поступления на государственную службу и служащему для продолжения прохождения службы. Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188 53 .

Гражданин не может быть принят на государственную службу, а служащий не может находиться на государственной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступле­нию на службу или ее прохождению и подтвержденного заключением меди­цинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма Заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Государственными гражданскими служащими могут быть граждане, способные по состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на соответствующие органы местного самоуправления.

Для сохранения и восстановления работоспособности государственные служащие обязаны проходить медицинское освидетельствование и медицинское обследование, осуществлять требуемые лечебно - оздоровительные мероприятия. С учетом принципа стабильного функционирования гражданской службы препятствием для поступления на службу или ее прохождения является определенное заболевание, наличие которого подтверждается заключением медицинском учреждения. Практика утверждения такого рода перечней сводится к тому, что они утверждаются для определенных категорий работников (например, «Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи», утвержденный постановлением Совета судей РФ от 26.12.2002 М 78)

Гражданин не может быть принят на государственную службу, а служащий не может находиться на государственной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) со служащим, если замещение должности государственной связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них Другому.

Это ограничение отражает специальный правовой режим, установленный законодателем для государственной службы, отличающийся от предусмотренного в ТК РФ: в соответствии с ч. 2 ст. 3 ТК РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения и др. обстоятельств, не связанных с деловыми качествами ра­ботника.

Гражданин не может быть принят на государственную службу, а служащий не может находиться на государственной службе в случае прекращения, выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации) (п. п. 6, 7 ст. 16 Закона о государственной гражданской службе РФ).

Поступление иностранцев на государственную гражданскую службу в Российской Федерации возможно лишь для граждан ино­странных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право нахо­диться на такой службе. Такие договоры заключены между Российской Федерацией и Республикой Армения, Республикой Казахстан и др.

В Законе «О государственной гражданской службе РФ» данные ограничения «не получили качественного развития» 55 ,поскольку в нем не содержатся даже общего регулирования многих возможных ситуаций, например:

Может ли лицо, обладающее в соответствии с международным договором двойным гражданством и определяющее свое постоянное место жительства не в Российской Федерации, оставаться на должности гражданской службы;

Какие должности могут занимать лица, обладающие двойным гражданством;

Каковым является момент прекращения служебного правоотношения в случае осуществления гражданским служащим процедуры приобретения второго гражданства без отказа от гражданства РФ.

Кроме того, согласно п. 12 ч. 1 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе безусловным основанием прекращения служебного контракта является выход гражданского служащего из гражданства РФ. Между тем следующий пункт данной статьи (п. 13) предусматривает увольнение гражданского служащего вследствие несоблюдения ограничений, связанных с прохождением гражданской службы. В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 одним из таких ограничений является выход из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства. Возникает вопрос: по какому из оснований, предусмотренных статьей 33 Закона в качестве равноправных, следует уволить гражданского служащего (п. 12 или п. 13) 56 .

Очевидно, что законодательные формулировки ограничений, связанные с гражданством государственных служащих нуждаются в приведение в состояние, соответствующее высокому статусу федеральных законов.

Гражданин не может быть принят на государственную службу, а служащий не может находиться на государственной службе в случае представления подложных документов или заведо­мо ложных сведений при поступлении на службу.

Высказывается мнение, согласно которому данное ограничение является излишним. Так, С.В. Наймушин указывает, что при представлении подложных документов или ложных сведений, которые касаются возраста, наличия граж­данства Российской Федерации, квалификационных требований, отказ в посту­плении на государственную гражданскую службу должен в первую очередь основываться на несоответствии квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, на наличии ограничений, установленных законодательством о государственной гражданской службе, объективно препят­ствующих поступлению на службу или нахождению на ней, и пр. Кроме того, предоставление подложных документов является основанием для расторжения трудового договора в силу ст. 81 ТК РФ 57 .

С.Н. Братановский отмечает, что закон не указывает, какие именно заведомо ложные сведения имеются в виду. В том случае, когда речь идет о сведениях, влияющих на назначение лица на соответствующую должность, данное ограничение будет, безусловно, оправданным. Если же речь идет о малозначи­мой информации или информации, не имеющей значения для приема на муни­ципальную службу (наличие детей, место рождения и т.п.), отказа приеме на службу по данному основанию вряд ли следует считать целесообразным.

Гражданин не может быть принят на государственную службу, а служащий не может находиться на государственной службе, в случае непредоставления установленных Федеральным законом о государственной гражданской службе.

Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами сведений или предоставление заведомо ложных сведений. Речь в данном случае идет о сведениях о доходах гражданина, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а так же о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае утраты Представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции законом о гссслужбе, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» И другими федеральными законами.

Коррупция государственных служащих, а также высших должностных лиц в последние годы все больше становится проблемой привлекающей внимание государства. Федеральный закон «О противодействии коррупции» налагает ограничения на все категории граждан, замещающих должности государственной службы:

Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора (ст. 12);

Ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные субъектов Российской Федерации.

Ограничения и обязанности, налагаемые на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для задач, поставленных перед федеральными государственными органами (ст. 12.2);

Обязанность передачи ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов (ст. 12.3);

Ограничения, запреты и обязанности, налагаемые на работников, замещающих должности в государственных корпорациях, иных организациях, соз­даваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работ­ников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед феде­ральными государственными органами (ст. 12.4).

В предусмотренном Федеральными законами «О государственной служ­бе», «О противодействии коррупции» порядке могут устанавливаться и другие ограничения.

ЗАПРЕТЫ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ:

Запрет - это способ правового регулирования, который представляет собой государственно-властное веление, указывающее на недопустимость определенного поведения под угрозой наступления ответственности. Под запретами, связанными с гражданской службой, понимаются нормативно установленные требования, предъявляемыми к гражданским служащим, воздерживаться от совершения определенных действий и ведения определенной деятельности, обеспеченные возможностью применения мер юридической ответственности.

Цель установления запретов состоит в том, чтобы:

Обеспечить эффективную профессиональную деятельность по исполнению полномочий государственных и муниципальных органов;

Установить препятствия возможному злоупотреблению гражданских служащих;

Создать условия для независимости служебной деятельности.

Запреты имеют абсолютный характер и не связаны непосредственно с исполнением гражданским служащим официальных обязанностей. Если запреты нарушаются в процессе служебной деятельности, то это обстоятельство отягчает ответственность служащего.

Специфика запретов как служебных обязанностей состоит в том, что государственный служащий в процессе служебной деятельности реализует часть компетенции государственного органа и в связи с этим обладает правом принимать в одностороннем порядке управленческие решения, обязательные для исполнения лицами, не находящимися непосредственно в его служебном подчинении, что обуславливает необходимость наличия таких запретов.

Законодательством установлены следующие запреты, связанные с государственной гражданской службой:

Запрет гражданскому служащему участвовать на платной основе в дея­тельности органа управления коммерческой организацией‚ за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Гражданским служащим не запрещено участвовать на платной основе в органе управления некоммерческой организации 58 . Служащий может состоять членом органа управления организации, если это предусмотрено федеральным законом или если это ему поручено в законодательном поряд­ке.

Запрет гражданскому служащему замещать должность гражданской службы в случае:

Избрания или назначения на государственную должность. В соответствии с указами Президента РФ заместители председателя Правительства РФ и федеральные министры могут замещать должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

Избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

Избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессио­нального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной орга­низации, созданной в государственном органе.

Запрет гражданскому служащему заниматься предпринимательской деятельностью.

Запрет нацелен, в первую очередь, на недопущение конфликта интересов и злоупотребления служащим своими полномочиями. С запретом заниматься предпринимательской деятельностью связано требование представлять сведе­ния об имущественном положении.

Согласно установленному порядку предоставления сведений федеральные государственные служащие обязаны подавать сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не только на себя, но и на супругов, а также несовершеннолетних детей. В Указе Президента РФ от 18 мая 2009№ 559 59 содержится рекомендация органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления руководствоваться обозна­ченным Указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов РФ, государственными гражданскими служащими субъектов РФ сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера предоставляются всеми государственными служащими без исключений.

Определение предпринимательской деятельности в ГК РФ (ч. 1 ст. 2) не допускает расширительного толкования применительно к рассматриваемой сит­уации: речь идет исключительно о лицах, зарегистрированных в качестве предпринимателей. Поэтому нельзя признать однозначно верной распростра­ненную точку зрения, согласно которой гражданскому служащему запрещено любое оказание услуг, выполнение работ с целью извлечения прибыли; владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом, составляющим материальную основу предпринимательской деятельности, а именно: зданиями, сооружениями, оборудованием, машинами, земельными участками, иными вещами, используемыми в производственном процессе и в коммерческой деятельности 60 .

Запрет гражданскому служащему приобретать, в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход.

Запрет государственному служащему быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, орга­не местного самоуправления, в которых он замещает должность государственной службы либо которые непосредственно подчинены или подконтрольны ему, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Запрет государственному и муниципальному служащему получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

Цель запрета принимать подарки и другие вознаграждения состоит в том, чтобы служащие не нарушали нормы профессиональной этики и не оказывали предпочтения каким-либо частным лицам на основе семейных, дружеских или иных связей, помимо служебных, а также юридическим лицам, в которых они заинтересованы.

Запрет государственному служащему выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности государственных органов РФ, государственных органов субъектов РФ и Т.Д.

Запрет государственному и муниципальному служащему использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое государст­венное имущество.

Запрет государственному и муниципальному служащему разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Запрет государственному служащему допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массо­вой информации, в отношении деятельности государственных органов, их ру­ководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы.

Служащий органически связан с властью, он осуществляет свои полномочия от имени и по поручению органов государства. Профессиональная этика требует: если государственный служащий не согласен с решениями, принимаемыми органом, в котором он занимает должность государственной гражданской службы, он должен уведомить об этом свое руководство и при игнорировании его позиции уволиться со службы. Действующее законодательство не преду­сматривает для гражданских служащих возможности "бегст­ва к общественности" т.е. публичного обращения. Даже если исчерпаны все внутренние служебные возможности выяснения отношений с руководством, служащий обязан хранить молчание по всем фактам, составляющим служебную информацию, и ссылки чиновника на необходимость проинформировать общественность, согласно данному запрету, не могут служить оправданием. В соот­ветствии с нормами закона и профессиональной этики, служащий не имеет пра­ва апелляции к средствам массовой информации. Информацию для СМИ впра­ве давать только уполномоченные на это должностные лица.

Запрет государственному служащему использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве гражданского слу­жащего, если это не входит в его должностные обязанности.

Законодателем не запрещается лицам, замещающим государственные должности, государственным служащим быть членами какой-либо политической партии. Запрещается только использо­вать преимущества своего должностного положения в отношении данной пар­тии.

А.Б. Юдина отмечает, что законодатель не раскрывает понятия преимущества должностного или служебного положения. Отсутствие расшифровки данного понятия может породить различное толкование и применение на практике. В этой связи целесообразно было бы перенять опыт избирательного законодательства (см. п. 5 ст. 40 Федерального закона с Об основных гарантиях из­бирательных пряв и права на участие в референдуме граждан РФ»), а котором четко описывается, что понимается под использованием преимуществ должно­стного и служебного положения.

Запрет государственному служащему создавать в го­сударственных органах, в органах местного самоуправления и т.д. структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур.

Запрет государственному служащему прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спо­ра.

Запрет государственному служащему входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательских советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законо­дательством РФ.

Запрет государственному служащему заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачивае­мой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Честь, оказанная государственному служащему, слу­жить своему государству и гражданам, подвергается серьезному подозрению, если служащий самостоятельно занимается деятельностью, финансируемой из-за рубежа, и которая по его незнанию может быть направлена к подрыву авторитета государства, субъектов Российской Федерации, политического руково­дства страны и региона, на отрицание конституционного строя, ценностей, сложившихся в нашем государстве.

Запрет, установленный Федеральными законами от 07.05.2013 № 79-ФЗ и от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ст. 7.1). Определенному кругу лиц, замещающих (занимающих), в том числе должности государственной гражданской службы, ограничено право открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Запрет охватывает, в том числе супругов и несовершеннолетних детей перечисленных в законах категорий служащих. Целью установления запрета является обеспечение национальной безопасности России, упорядочение лоббистской деятельности, увеличение инвестирования средств в национальную экономику и повышение эффективности противодействия коррупции. На отдельные категории служащих, в течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона от 07.05.2013 № 70-ФЗ, была возложена обязанность закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. Нарушение запрета, в соответствии с законодательством, определяющим правовой статус соответствующего должностного лица, влечет освобождение от соответствующей должности в связи с утратой доверия.

Гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу, а государственный гражданский служащий не может находиться на службе в случае:

  1. Признания его недееспособным или ограниченно дееспособным.
  2. Осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, а также в случае наличия не снятой или не погашенной судимости.
  3. Отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если он необходим для исполнения должностных обязанностей.
  4. Наличия заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения.
  5. Близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным гражданским служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
  6. Выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства.
  7. Наличия гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
  8. Представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на государственную гражданскую службу.
  9. Непредставления сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
  10. Несоблюдение ограничений, нарушение запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции».

Государственному гражданскому служащему запрещается:

  1. Участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено законодательством.
  2. Замещать должность государственной гражданской службы в случае:
  • избрания или назначения на государственную должность, если иное не предусмотрено законодательством;
  • избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
  • избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе.
  • Осуществлять предпринимательскую деятельность.
  • Приобретать в специально установленных случаях ценные бумаги, по которым может быть получен доход.
  • Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность, если иное не предусмотрено законодательством.
  • Получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).
  • Выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок.
  • Использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам.
  • Разглашать или использовать в целях, не связанных с государственной гражданской службой, сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию.
  • Допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов или их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности.
  • Принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.
  • Использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума.
  • Использовать должностные полномочия в интересах политических партий, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве государственного гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности.
  • Создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур.
  • Прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.
  • Входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено российским законодательством.
  • Заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено российским законодательством.
  • Если владение государственным гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами или акциями может привести к конфликту интересов, он обязан передать их в доверительное управление.
  • После увольнения с государственной гражданской службы гражданин не вправе:

    В течение двух лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности государственного гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.

    Разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

    Обычный правовой режим государственного служащего предусматривает ограничения и запреты, обусловленные характером государственной службы. Служба в государственных органах является по своему существу политической службой, поэтому в первую очередь среди ограничений прав гражданина, являющегося государственным служащим, ограничиваются его политические права. Политические права государственных служащих ограничены рамками правовой системы в стране.

    Поскольку государственные служащие в своей деятельности выражают волю и позицию государства, а не свою личную или кружковую, то их публичные выступления оцениваются как выступления государственных должностных лиц. Это положение не дает им возможности выступать в публичных случаях без надлежащего уполномочия вышестоящих должностных лиц. В настоящее время работники Администрации Президента РФ вправе выступать в средствах массовой информации по вопросам своей служебной деятельности, а также по вопросам деятельности Администрации Президента РФ только в порядке, устанавливаемом руководителем Администрации Президента РФ (п. 6 Указа Президента РФ от 29 января 1996 г. № 117). За рубежом подобное положение закреплено, например, в ст. 38 Устава Римской курии, где предусматривается, что "без соответствующего разрешения компетентного органа никто не может выступать с заявлениями и давать интервью касательно персонала, текущей деятельности и направлений работы Римской курии. Все официальные сообщения и заявления прессе должны осуществляться только через пресс-службу Святого престола в соответствии с нормами ст. 115, параграф 8".

    Ограничения, связанные с государственной гражданской службой, закреплены в статье 16 Федерального закона № 79-ФЗ. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

    • 1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
    • 2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
    • 3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей но должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;
    • 4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством Российской Федерации;
    • 5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
    • 6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
    • 7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
    • 8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
    • 9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

    Данный перечень ограничений резко контрастирует с 12 ограничениями, закреплявшимся в прежде действовавшем Федеральном законе № 119-ФЗ. статья 11. Напомним их.

    Государственный служащий был не вправе:

    • 1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
    • 2) быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
    • 3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
    • 4) состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
    • 5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;
    • 6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;
    • 7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;
    • 8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;
    • 9) принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;
    • 10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц. за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
    • 11) принимать участие в забастовках;
    • 12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов (п. 1 ст. 11 Федерального закона № 119-ФЗ 1995 г.).

    Таким образом, из ограничений государственного служащего исчезли все вопросы совместительства, совместимости мандата депутата (законодательной власти) с государственной должностью (исполнительной властью), вопросы предпринимательской деятельности. Они перешли в разряд запретов государственному служащему. Таковыми запретами являются:

    • 1) участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
    • 2) замещение должности гражданской службы в случае:
      • а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случаев, установленных указами Президента Российской Федерации;
      • б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
      • в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
    • 3) осуществление предпринимательской деятельности;
    • 4) приобретение в случаях, установленных федеральным законом, ценных бумаг, по которым может быть получен доход;
    • 5) быть поверенным или представителем но делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
    • 6) получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации;
    • 7) выезд в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе но договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;
    • 8) использование в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средств материально-технического и иного обеспечения, другого государственного имущества, а также передача их другим лицам;
    • 9) разглашение или использование в целях, не связанных с гражданской службой, сведений, отнесенных в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебной информации, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
    • 10) публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
    • 11) принятие без письменного разрешения представителя нанимателя наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
    • 12) использование преимуществ должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации но вопросам референдума;
    • 13) использование должностных полномочий в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публичное выражение отношения к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
    • 14) создание в государственных органах структур политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствование созданию указанных структур;
    • 15) прекращение исполнения должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;
    • 16) вхождение в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
    • 17) занятие без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

    В законодательстве появилось также ограничение государственного служащего в виде обязанности сообщать администрации о конфликте его интересов с интересами государственной должности, конечно, по собственному мнению государственного служащего (п. 3 ст. 19 Федерального закона № 79-ФЗ). Коррупция, как правильно считает В. А. Прокошин1, - последствие конфликта интересов, проявляющееся в использовании агентом полномочий для достижения не предусмотренных поручением целей

    Эти ограничения прямо корреспондируются с подобными нормами законодательства зарубежных стран.

    В Японии прямо закреплены в законе следующие ограничения. Статья 102 - ограничения политической активности служащего, ст. 103 - ограничения частного предпринимательства. Прямо запрещено активное участие в политических партиях, служащий не может становиться кандидатом на публичную должность, замещаемую путем публичных выборов, то есть не обладает пассивным избирательным правом. В течение двух лет после оставления государственной службы он не может занимать пост в извлекающих прибыль организациях, если их деятельность связана с прежним местом службы государственного служащего. Нарушение запрета извлекать прибыль может влечь уголовную ответственность в виде лишения свободы до трех лет с привлечением к принудительному труду (ст. 110, и. 19). Ограничены также и профсоюзные права (ст. 108-П).

    Выполняя предписания об ограничении предпринимательства государственному служащему, посол США в Венгрии в январе 1990 г. подал в отставку из-за конфликта интересов: он вступил в Корпорацию канадских и американских финансистов для вложений в Восточную Европу.

    Специфика правового статуса государственного служащего в странах с социалистической системой права приводит к тому, что профсоюзы государственных служащих здесь не запрещены. Вероятно, в силу трудового характера отношений государственного служащего с властями. Так, ст. 174 декрета Президента Демократической Республики Вьетнам от 12 марта 1947 г. предусматривала: "Трудящиеся имеют право на свободу объединения и забастовок. Специальное постановление определит область распространения указанных свобод, а также процедуру примирения и арбитража"". Единственно, что забастовка не возможна ни со стороны государственных служащих, ни со стороны рабочих: власть не может ее допустить, ибо это свидетельствовало бы о неумении этой власти управлять социалистическими, обобществленными делами.

    Совместная служба родственников прямо ограничивается, например, в ст. 7 швейцарского законодательства. В Римской курии запрет совместной службы родственников запрещается при родственных связях до четвертого колена кровных родственников и до второго колена некровных родственников (ст. 15). Это генетическое ограничение имеет, по существу, расовый характер или отражает противоречие интересов государства и отдельной личности. Редкий случай применения правила об ограничении совместной службы родственников предоставляет казус Т. Б. Дьяченко, дочери Б. Н. Ельцина, назначенной им советником Президента РФ. Когда Председатель Государственной Думы Г. Н. Селезнев назвал это решение Президента противоречащим действующему законодательству, пресс-служба Президента РФ выступила в печати "По поводу заявления спикера Госдумы"2 и утверждала, что Федеральный закон о государственной службе не относит Президента РФ. а также иных лиц категории "А" к государственным служащим. Поэтому ограничений для совместной службы близких родственников нет. Здесь проявилось казуистическое великолепие формулировок, позволяющих повернуть закон, что дышло.

    Иллюстрацией сложностей в правовой квалификации возможности государственного или муниципального служащего заниматься предпринимательской деятельностью может явиться следующий судебный казус.

    В Череповецком городском суде Вологодской области доказана вина Смирнова в получении взятки1. Смирнов являлся председателем комитета по физической культуре и спорту (КФиС) г. Череповца, обладал распорядительными и административными полномочиями. От имени КФиС он заключил сделку с болгарской фирмой, в результате которой КФиС понес значительные убытки. Казалось бы. должностное лицо, состоящее на государственной или муниципальной службе, не может заниматься предпринимательской деятельностью, это запрещает и закон об антимонопольной деятельности. Однако Верховный Суд РФ при таких обстоятельствах осуждение Смирнова но ч. 1 ст. 170 УК РСФСР (действовавшая на тот период статья о должностных преступлениях) отменил. Верховный Суд посчитал, что поскольку личной заинтересованности или корысти в действия Смирнова не было, то он не подлежит ответственности за злоупотребление властью или служебным положением.

    Факт, когда сотни чиновников различных министерств и иных органов исполнительной власти входят в советы директоров акционерных обществ, в связи с чем происходит сращивание государственного аппарата с коммерческими организациями, квалифицируется П. В. Куракиным как узаконенная коррупция1. Однако скорее это не узаконенное преступное поведение, закон-то запрещает, а существующая преступная практика остается без надлежащего государственного реагирования, видимо, в силу все того же сращивания государственного аппарата с организованной преступностью, то есть с образованием мафии.

    Как может нормально работать государственный аппарат, в том числе Администрация Президента, если ее работники числятся еще и в других органах, и могут выступать властной крышей для операций соответствующих компаний? Так, глава Администрации Президента РФ Дмитрий Медведев "избран" председателем Совета директоров "Газпрома"2. 4 сентября 2006 г. телевидение сообщило о поездке Президента РФ В. В. Путина в Болгарию и Грецию для решения вопроса о прокладке нефтепровода в обход проливов Босфор и Дарданеллы через территорию этих стран, с тем чтобы нефть российских компаний качалась по нему в район Средиземноморья. Решение данного хозяйственного вопроса1 не находится в компетенции В. В. Путина именно как Президента РФ, поскольку нефтяные компании действуют по рисковым правилам частного бизнеса. Использование должностного положения для лоббирования интересов частных негосударственных компаний - нарушение законодательства о государственной службе. Государство не может подвергать себя рискам частного права. Эти факты были бы прямым нарушением запрета законодательства о совмещении функций государственной службы с предпринимательской деятельностью, спасительной шлюпкой здесь служит жесткое разделение современным российским законодательством государственных должностей и должностей государственной гражданской службы.

    Абсолютно неприемлемым является исполнение обязанностей посла РФ на Украине В. Черномырдиным, когда он является частным предпринимателем с фирмами с его участием и интересом на Украине. Под сенью государства Российской Федерации этот "дипломат" обделывает свои делишки, благодаря чему отношения России и Украины все ухудшаются и ухудшаются.

    Одним из показательных дел. когда совмещение частных и публичных интересов невозможно через деятельность государственных служащих и частных компании, является казус со швейцарской фирмой "Нога". Столкновение российских компаний с правовой системой Швейцарии, где законодательство, в основном, соблюдается, приводит российских предпринимателей и государственных чиновников к неразрешимым конфликтам.

    В мае 2008 г. Минфин России, руководимый Кудриным, выступил во французском суде с иском против "Ноги" с требованием возместить ущерб, причиненный незаконным арестом компанией российского имущества. При этом Минфин России заявляет, что "хотя компанией не были арестованы активы Российской Федерации, действия нанесли ущерб репутации и экономическим интересам России". При этом, как заявляет Минфин РФ. компании предписано возместить ущерб Банку России и информагентству РИА Новости1. В начале этого процесса стоит гарантия российского правительства Черномырдина по договору частной российской компании-однодневки с указанной фирмой "Нога". После скорого "банкротства" первой право требования по долгу России за поставленные товары перешли кредиторам - четырем швейцарским банкам. Банки выдали мандат компании на взыскание долга России. В 2006 г. американский бизнесмен Коган выкупил у банков нрава требования по долгу России, а в 2007 г. они перешли к российскому Минфину. Полная путаница с участниками правовых отношений, с надлежащими субъектами нрава, обязанностями и ответственностью. Это та мутная водичка, в которой погряз коррумпированный государственный аппарат. Арестованное по иску "Ноги" российское имущество во Франции было разблокировано французскими судами, поскольку на государственное имущество, в отличие от негосударственных организаций, распространяется иммунитет от ареста.

    Обязанностям государственного служащего корреспондируют и его права, которые, на мой взгляд, обязаны быть достаточными для обеспечения государственному служащему выполнения его служебных обязанностей. Они закреплены в статье 14 Федерального закона № 79-ФЗ.

    Гражданский служащий имеет право на:

    • 1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
    • 2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;
    • 3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
    • 4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;
    • 5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;
    • 6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
    • 7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;
    • 8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;
    • 9) защиту сведений о гражданском служащем;
    • 10) должностной рост на конкурсной основе;
    • 11) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
    • 12) членство в профессиональном союзе;
    • 13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
    • 14) проведение по его заявлению служебной проверки;
    • 15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;
    • 16) медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;
    • 17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;
    • 18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

    Также специальным правилом для государственного служащего является его невозможность состоять в различных объединениях, членство в которых влечет обязанности, отражающиеся на его государственной службе. Обычно в зарубежных странах это ограничение государственного служащего связано с доктриной нейтральности государственного служащего, вызванной многопартийностью и сменой правящей партии после выборов. Правящие партии сменяются у власти, а государственный служащий обязан относиться к событиям нейтрально при выполнении своих государственных служебных обязанностей. В Российской Федерации бывший мэр г. Санкт-Петербурга А. Собчак состоял членом Мальтийского ордена, благодаря чему по общественному телевидению велись передачи о процедурах совершения таинства посвящения в члены этого ордена, то есть реклама организации.

    Кроме прав и основных обязанностей государственный служащий, поступая на государственную должность, добровольно принимает и ряд установленных законодательством ограничений и запретов. Правоограничения государственных служащих обусловлены спецификой выполняемых ими государственных функций и служебных полномочий и заключаются в основном в ряде запретов для государственных служащих. Главная роль правоог-раничений состоит в обеспечении эффективного функционирования государственной службы, в установлении правовых преград возможному злоупотреблению государственных служащих, создании условий для независимости осуществления должностных полномочий и реализации установленных Конституцией РФ прав и свобод служащих.

    Ограничения и запреты для государственного служащего имеют абсолютный характер, т. е. они действуют для него в течение всего времени прохождения службы и не могут быть отменены или заменены другими положениями.

    Для государственного служащего установлены специальные ограничения и запреты по службе (ст. 11 ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации").

    1. Государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. Государственный служащий обязан полностью посвятить себя государственной службе. Это обеспечивает эффективность государственной службы. В случае нарушения государственным служащим указанного запрета он обязан после письменного предупреждения руководителя сделать выбор между государственной службой и иной деятельностью, которую он осуществляет, нарушая требование законодательства. Если государственный служащий не решился сделать выбор в пользу государственной службы либо им сообщены ложные сведения о принятом решении, то он подлежит увольнению с государственной службы.

    2. Государственный служащий не вправе занимать другую должность, быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Этот запрет обусловлен требованием от государственного служащего полнейшей самоотдачи, нахождения на службе постоянно в течение всего служебного времени. Таким образом, законодатель запрещает государственному служащему совмещать службу в государственном органе с исполнением других обязанностей.

    В некоторых случаях нормативно-правовыми актами устанавливаются возможность и пределы совместительства отдельных категорий государственных служащих. Например, постановление Правительства РФ от 23 июля 1993 г. "О порядке и условиях службы (работы) по совместительству в системе МВД Российской Федерации" допускает совместительство в любом органе внутренних дел, подразделении, предприятии, учреждении и организации системы МВД РФ, в том числе и по месту основной службы (работы) сотрудника органов внутренних дел. Совместительство допускается с письменного разрешения руководителя по месту основной службы (работы) сотрудника. Должности рядового и начальствующего состава по совместительству замещаются путем заключения трудового договора (контракта) или назначения на соответствующую должность. При оформлении на работу по совместительству заключается трудовой договор (контракт) в письменной форме. Не допускается совместительство: руководителей органов внутренних дел, подразделений, предприятий, учреждений и организаций системы МВД РФ и их заместителей (за исключением творческой, научной и преподавательской деятельности); при подчиненности или подконтрольности должностей по основной или совмещаемой службе (работе); в других случаях, установленных законодательством РФ.

    Законодательство о публичной службе западноевропейских стран запрещает совместительство. Однако в некоторых случаях, определенных в законодательстве, совместительство чиновников возможно.

    3. Государственные служащие имеют право заниматься научной, преподавательской и иной творческой (рационализаторской, изобретательской и т. д.) деятельностью. Однако они не вправе получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего, т. е. за такие выступления, которые связаны с исполнением их должностных обязанностей.

    Государственному служащему может быть запрещено занятие научно-исследовательской, преподавательской и иной творческой деятельностью на условиях штатного совместительства, если он по роду своих должностных обязанностей непосредственно участвует в принятии решений, создающих юридические последствия для организации, в которой он занимает должность по совместительству.

    4. Государственному служащему запрещено заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. Предпринимательской деятельностью является любая самостоятельная инициативная деятельность государственных служащих, которая осуществляется на постоянной основе посредством как личного выполнения работ, так и вложения средств в предприятие в предусмотренных законом формах, причем направленнал на получение личного денежного дохода. Государственным служащим запрещено: лично или через доверенных лиц заниматься производством, реализацией или приобретением товаров или продукции, оказанием коммерческих платных услуг, выполнением работ с целью извлечения прибыли; владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, составляющим материальную основу предпринимательской деятельности (зданиями, сооружениями, оборудованием, машинами, земельными участками, иными вещами, используемыми в производственном процессе и в коммерческой деятельности). Им запрещено приобретать имущественные права на нематериальные объекты - товарные знаки, промышленные образцы, ноу-хау, торговые секреты, фирменные наименования и т. д.

    Учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме является по уголовному праву преступлением против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 289 УК РФ).

    Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом. Государственный служащий не имеет права состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.

    Уголовный кодекс РФ 1996 г. устанавливает уголовную ответственность должностных лиц за незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ). При этом под незаконным участием в предпринимательской деятельности понимается учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.

    С запретом заниматься предпринимательской деятельностью связана и еще одна обязанность: при поступлении на государственную службу гражданин ежегодно обязан представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных им доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, являющихся объектами налогообложения (ч. 1 ст. 12 ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации"). Поступающие в органы государственной налоговой службы сведения об имущественном положении и полученных доходах составляют служебную тайну. В законодательстве особо указывается, что непредставление или искажение указанных сведений является основанием для отказа в приеме на государственную службу или для привлечения государственного служащего к дисциплинарной ответственности. Президент РФ издал 15 мая 1997 г. Указ № 484 "О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе" (в ред. Указа Президента РФ от 4 марта 1998 г. № 227), которым государственные и муниципальные служащие обязываются ежегодно предоставлять в налоговые органы Декларацию о доходах гражданина и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности. 1 июня 1998 г. был издан Указ № 641 "О мерах по организации проверки сведений, представляемых лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации в порядке назначения и государственные должности федеральной государственной службы".

    5. Для государственного служащего законодательство устанавливает запрет представительства: он не вправе быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему. Представительство выражается в деятельности представителя, совершаемой от имени представляемого. Представитель действует от имени и в интересах представляемого (ст. 182 ГК РФ). Разрешение государственному служащему быть представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на службе, либо в подразделениях, непосредственно подчиненных и подконтрольных этому органу, означало бы на практике создание государственному служащему возможностей использовать свои должностные полномочия в интересах частных лиц или лиц, за деятельностью которых он обязан по службе осуществлять контроль и надзор. Поэтому выполнение функций представителя противоречит основным элементам правового статуса государственного служащего. Сделку, заключенную государственным служащим (неуполномоченным лицом), следует считать недействительной (ст. 168 и 183 ГК РФ). Государственный служащий не имеет права быть поверенным по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он служит, либо в подразделениях, которые непосредственно подчинены или подконтрольны этого органу. Осуществление каким-либо субъектом права переданных ему полномочий традиционно осуществляется на основании выданной по установленной форме доверенности. Доверенность - это документ, в котором устанавливаются полномочия представителя, т. е. его право совершать сделки или иные правомерные действия от имени другого лица (ст. 185 ГК РФ). Если такая доверенность адресуется государственному органу, в котором поверенный состоит на государственной службе, или третьим лицам, непосредственно подчиненным или подконтрольным ему, она является недействительной. Если государственный служащий получил полномочия представлять интересы третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе, либо в подразделениях, подчиненных или подконтрольных этому органу, то он обязан устраниться от ведения дел от имени государственного органа и поставить в известность об этом руководителя государственного органа.

    6. Государственному служащему запрещается использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию. Использование таких средств характеризует государственного служащего как работника нечестного, корыстолюбивого, недобросовестного. Такие нарушения государственных служащих могут повлечь применение к ним мер дисциплинарной ответственности (вплоть до увольнения с должности). Если такого рода действия служащего причинили имущественный ущерб государственному органу, то государственный служащий обязан возместить его. Государственный служащий не вправе использовать служебную информацию, которая стала ему известной в связи с исполнением должностных полномочий, в личных целях, а также с целью получения коммерческой выгоды любыми физическими и юридическими лицами.

    Уголовный закон устанавливает ответственность должностных лиц, обязанных предоставлять информацию, лиц, занимающих государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, за неправомерный отказ в предоставлении информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации (ст. 287 УК РФ).

    7. Государственному служащему запрещено получать от физических и юридических лиц подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, средства на оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов, расходов за мобильную телефонную связь и иные вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию. Законодательством РФ и ее субъектов могут устанавливаться, а на практике признаваться, и другие вознаграждения. Например, предоставление в пользование квартиры, дома, дачи, автомобиля, оплата лечения, оказание помощи в учебе, предоставление преимуществ в бытовом обслуживании, предоставление кредитов и ссуд по явно заниженным процентным ставкам, получение чрезмерно высокой заработной платы за разрешаемую частную дополнительную работу по совместительству (научную, педагогическую и иную творческую деятельность), использование услуг экспертов и специалистов, оплачиваемых за счет негосударственных средств и т. д.

    Цель запрета принимать подарки и другие вознаграждения состоит в том, чтобы государственные служащие не оказывали предпочтения каким-либо лицам на основе семейных, дружеских или иных связей, помимо служебных, а также юридическим лицам (коммерческим организациям, другим предприятиям), в которых они заинтересованы.

    На практике может возникнуть проблема в доказывании нарушения данного запрета, как, например, в случае с доказыванием факта получения взятки должностным лицом. Здесь важным является выяснение подробностей и предмета полученного государственным служащим вознаграждения в каждом случае. Часто подарки и вознаграждения передаются скрытно, косвенно и доказать нарушение запрета представляется весьма сложным или практически невозможным (например, приглашения на туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки членам семьи и близким родственникам государственного служащего).

    Указанный запрет не лишает возможности получения государственными служащими символических знаков внимания в соответствии с общепризнанными нормами вежливости и гостеприимства, символических сувениров при проведении протокольных или других официальных мероприятий. Вместе с тем ст. 575 Гражданского кодекса (часть вторая) устанавливает, что государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей не допускается дарение, за исключением так называемых "обычных подарков", стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда. Однако закон не определяет понятия "обычного подарка" и порядка реализации данной нормы. Вместе с тем остаются открытыми, например, такие вопросы: сколько раз в день можно получать "обычные подарки"? Где их можно получать (в кабинете, на улице, в лесу и т. д.)? От каких лиц можно получать "обычные подарки"? Конечно, эта норма является нормой частного (гражданского) права, однако она распространяет свое действие и на сферу публично-правового регулирования государственно-служебных отношений. Думается, что данная норма несовместима с цивилизованной этикой государственной службы. Если законодатель хотел подчеркнуть что-то особенное в гражданско-правовом институте дарения, действующего и в сфере государственной службы, то, очевидно, ему это не удалось, сделать корректно. Складывается впечатление, что законодатель легализовал возможность получения государственными и муниципальными служащими "взятки в небольших размерах".

    Государственный служащий обязан сдать все незаконно полученное им лично или членами его семьи (другими его ближайшими родственниками) в специальный государственный фонд и возместить стоимость услуг, которые были неправомерно предоставлены ему или его близким родственникам. Подарки, которые поступили без ведома государственного служащего, а также подарки, полученные им в связи с использованием служебных полномочий от юридических и физических лиц зарубежных стран, подлежат сдаче в специальный государственный фонд.

    8. Связанным с предыдущим запретом для государственного служащего является запрет на выезд в служебные командировки за границу за счет физических или юридических лиц. Законодательство РФ устанавливает порядок выезда в служебные командировки. Как правило, поездка государственных служащих в

    заграничную служебную командировку за счет юридических или физических лиц означает предоставление последними вознаграждения за оказанные или оказываемые государственными служащими услуги, связанные с его служебной деятельностью. Вместе с тем государственным служащим разрешается выезжать в заграничные служебные командировки за счет физических или юридических лиц, которые осуществляются в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ с государственными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями.

    9. Государственный служащий не вправе принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций. Этот запрет направлен на обеспечение независимости российских государственных служащих от иностранных государств и должностных лиц, на устранение препятствий, при которых государственный служащий, получивший такие награды, ставит себя в зависимое от иностранных лиц положение при принятии того или иного решения в государственном органе, в котором занимает государственную должность.

    10. Государственный служащий не вправе участвовать в забастовках как способе разрешения проблем, возникающих в системе государственной службы. Государство и его органы каждодневно имеют множество "внешних врагов", с которыми они призваны "бороться": катастрофы, землетрясения, пожары, наводнения, военные конфликты, преступность, болезни и т. д. Если разрешить бастовать государственным служащим, то у государства появится и "внутренний враг", способный в одно мгновение разрушить государственность, внести дисгармонию в общественные и экономические отношения. Государственный служащий предупреждается при поступлении на государственную службу о таком правоог-раничении и принимает, таким образом, его добровольно.

    Государственный служащий не вправе использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений. Конституция РФ установила многопартийную систему. Участие государственного служащего в деятельности каких-либо политических партий или других общественных объединений несовместимо с государственной должностью государственной службы. В противном случае та или иная идеология может приобретать государственный характер, и тогда деятельность государственного аппарата будет направлена в основном на осуществление политических планов какой-то одной политической партии, а основные права и свободы граждан будут подвергаться угрозе. Задачи, выполняемые государственными служащими, требуют от них проявления политической нейтральности, а следовательно, независимости от политической конъюнктуры в различные моменты общественной или политической жизни страны.

    Этот запрет напрямую связан с принципом внепартийности государственной службы. Но он не означает, что государственный служащий лишен права вступить в политические партии и занимать в ней руководящие посты. Он может придерживаться различных политических взглядов. Более того, государство должно обеспечивать его право на участие в политической жизни страны. Ограничение государственных служащих на участие в деятельности политических партий не связано с содержанием свободы взглядов и убеждений, не ограничивает их политических прав.

    11. Одним из важнейших правовых условий, обеспечивающих соблюдение запрета государственного служащего на использование своего служебного положения в интересах политических партий, является запрет на образование в государственных органах структур политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

    12. Государственным служащим, являющимся близкими родственниками или состоящим между собой в свойстве (братья, сестры, родители и дети супругов), запрещается проходить службу в одном и том же государственном органе, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

    Если государственные служащие нарушают установленные законодательством правоограничения и это деяние не образует состава уголовного преступления, к ним могут применяться дисциплинарные взыскания, начиная от замечания вплоть до увольнения. Руководитель государственного органа обязан одновременно с принятием решения об увольнении государственного служащего сообщить в налоговые органы о получении государственным служащим неправомерных подарков, доходов в виде имущества,денежных средств и т. п. и об отказе государственного служащего передать все незаконно полученное в связи с выполнением должностных полномочий в доход государства.

  • Административно-правовой статус государственных служащих. Государственный служащий – гражданин Российской Федерации, занимающий государственную должность, наделенный соответствующими правами и обязанностями
  • Административно-правовой статус государственных служащих. Ограничения и запреты по государственной гражданской службы
  • Административное задержание. 192. Основанием для административного задержания, то есть кратковременного ограничения свободы физического лица
  • Антимонопольный контроль за предоставлением государственных преференций 1 страница

  • Гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу, а государственный гражданский служащий не может находиться на службе в случае:

    1.Признания его недееспособным или ограниченно дееспособным.

    2.Осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, а также в случае наличия не снятой или не погашенной судимости.

    3.Отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если он необходим для исполнения должностных обязанностей.

    4.Наличия заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения.

    5.Близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным гражданским служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

    6.Выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства.

    7.Наличия гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

    8.Представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на государственную гражданскую службу.

    9.Непредставления сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

    10.Несоблюдение ограничений, нарушение запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции".

    Государственному гражданскому служащему запрещается:

    1.Участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено законодательством.

    2.Замещать должность государственной гражданской службы в случае:

    а) избрания или назначения на государственную должность, если иное не предусмотрено законодательством;

    б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

    в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе.

    3.Осуществлять предпринимательскую деятельность.

    4.Приобретать в специально установленных случаях ценные бумаги, по которым может быть получен доход.

    5.Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность, если иное не предусмотрено законодательством.

    6.Получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

    7.Выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок.

    8.Использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам.

    9.Разглашать или использовать в целях, не связанных с государственной гражданской службой, сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию.

    10.Допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов или их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности.

    11.Принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

    12.Использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума.

    13.Использовать должностные полномочия в интересах политических партий, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве государственного гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности.

    14.Создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур.

    15.Прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.

    16.Входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено российским законодательством.

    17.Заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено российским законодательством.

    18.Если владение государственным гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами или акциями может привести к конфликту интересов, он обязан передать их в доверительное управление.

    После увольнения с государственной гражданской службы гражданин не вправе:

    В течение двух лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности государственного гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.

    Разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.