Изучение теории государства и права. ТГП как наука, ее предмет, функции

Теория государства и права представляет собой одну из основополагающих юридических дисциплин, предмет которой составляют общие закономерности различных правовых систем, а также возникновения, становления и развития форм государственного устройства. Не менее важным элементом этой науки является изучение особенностей и методов функционирования государственных и правовых институтов. Такое определение обуславливает структуру теории государства и права как науки.

Структура

Конструкция этой науки базируется на существовании двух крупных блоков. Каждый из них подразделяется на более мелкие элементы, а основные, это: теория государства и теория права.

Эти блоки являются взаимодополняющими, в них обнаруживаются общие закономерности и проблемы (например, происхождение и эволюция государственных и правовых норм, методология их изучения).

При разборе сущностных элементов теории права необходимо учитывать конкретное содержание получаемого знания. С этой точки зрения в нем можно выделить следующие элементы:

  • философия права, которая по мнению некоторых исследователей (С. С. Алексеев, В. С. Нерсесянц) представляет собой изучение и осмысление самой сути права, его соответствие основным философским категориям и понятиям;
  • социология права, то есть его применимость в реальной жизни. Этот элемент включает в себя проблемы эффективности правовых норм, их границы, а также изучение причин возникновения правонарушений в различных обществах;
  • позитивная теория права, занимающаяся вопросами создания и претворения в жизнь правовых норм, их трактования и механизмами действия.

Версии происхождения государства

На разных этапах своего развития человечество пыталось осмыслить, каким образом возникли те или иные руководящие их жизнью правовые нормы. Не меньший интерес для мыслителей представлял вопрос о происхождении государственного строя, в котором они живут. Оперируя современными понятиями и представлениями, философы древности, Средневековья и нового времени сформулировали ряд теорий происхождения государства и права.

Философия томизма

Известный христианский мыслитель Фома Аквинский, давший свое имя философской школе томизма, разработал на базе трудов Аристотеля и Святого Августина теологическую теорию. Суть ее состоит в том, что государство создано людьми по воле Бога. Это не исключает возможность, что власть может быть захвачена злодеями и тиранами, примеры чего можно найти в Священном писании, но в этом случае Бог лишает деспота своей поддержки, и его ожидает неминуемое падение. Такая точка зрения не случайно сформировалась в XIII веке - эпохе централизации в Западной Европе. Теория Фомы Аквинского придавала государству авторитет, соединяя высокие духовные идеалы с практикой отправления власти.

Органические теории

Несколькими веками позже с развитием философии появился корпус происхождения государства и права, базировавшихся на представлении о том, что любой феномен можно уподобить живому организму. Подобно тому, как сердце и мозг выполняют более важные функции в сравнении с другими органами, так и государи со своими советниками имеют более высокий статус в сравнении с крестьянами и купцами. Более совершенный организм имеет право и возможности поработить и даже уничтожить слабые образования, как сильнейшие государства завоевывают слабейшие.

Государство как насилие

Из органических теорий выросла концепция насильственного происхождения государства. Знать, обладающая достаточными ресурсами, подчиняла себе бедных соплеменников, а затем обрушивалась на соседние племена. Из этого следовало, что государство появилось не в результате эволюции внутренних форм организации, а в силу завоевания, подчинения и принуждения. Но эта теория практически сразу была отвергнута, поскольку, учитывая лишь политические факторы, она совершенно игнорировала социально-экономические.

Марксистский подход

Этот недостаток был устранен Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Все виды и формы конфликтов как в древних, так и современных обществах они свели к теории классовой борьбы. Ее базисом является развитие производительных сил и производственных отношений, в то время как политическая сфера жизни общества представляет собой соответствующую надстройку. Факт подчинения слабых соплеменников, а за ними слабых племен или государственных образований с точки зрения марксизма детерминирован борьбой угнетенных и угнетаемых за средства производства.

Современная наука не признает главенства какой-то конкретной теории, используя комплексный подход: из концепций каждой философской школы берутся наиболее значимые достижения. Представляется, что государственные системы древности действительно были построены на угнетении, и существование рабовладельческих обществ в Египте или Греции не подвергается сомнению. Но при этом учитываются и недостатки теорий, вроде характерного для марксизма преувеличения роли социально-экономических отношений при игнорировании нематериальной сферы жизни. Несмотря на обилие мнений и взглядов, вопрос о происхождении государственно-правовых институтов представляет собой одну из проблем теории государства и права.

Методология теории

Каждая научная концепция обладает своей методологией анализа, позволяющей приобретать новые знания и углублять уже имеющиеся. Теория государства и права в этом отношении не исключение. Поскольку эта научная дисциплина занимается изучением общих государственно-правовых закономерностей в динамике и статике, конечным итогом ее анализа является выделение понятийного аппарата юридической науки, как-то: право (а также его источники и отрасли), государственный институт, законность, механизм правового регулирования и так далее. Используемые для этого теорией государства и права методы можно разделить на всеобщие, общенаучные, частнонаучные и частноправовые.

Всеобщие методы

Всеобщие методы разрабатываются философской наукой и выражают единые для всех областей знания категории. Наиболее существенными приемами в этой группе являются метафизика и диалектика. Если для первой характерен подход к государству и праву, как к вечным и неизменным категориям, связанным друг с другом в незначительной степени, то диалектика исходит из их движения и изменения, противоречий как внутренних, так и с другими явлениями социальной сферы жизни общества.

Общенаучные методы

К общенаучным методам, в первую очередь, относятся анализ (то есть выделение составных элементов какого-либо крупного явления или процесса и последующее их изучение) и синтез (объединение составных частей и их рассмотрение в совокупности). На разных этапах исследования могут применяться системный и а для проверки полученных ими сведений - метод социального эксперимента.

Частнонаучные методы

Существование частнонаучных методов обусловлено развитием теории государства и права в связи с другими науками. Особое значение играет социологический метод, суть которого состоит в накоплении посредством анкетирования или наблюдения конкретных сведений о поведении государственно-правовых субъектов, их функционировании и оценки обществом. Социологическая информация обрабатывается при помощи статистических, кибернетических и математических методов. Это позволяет определить дальнейшие направления исследования, выявить противоречия теории и практики, обосновать, в зависимости от ситуации, возможные пути дальнейшего развития или амортизации последствий апробированной теории.

Частноправовые методы

Частноправовые методы представляют собой непосредственно юридические процедуры. К таковым, например, относится формально-юридический метод. Он позволяет уяснить существующую систему правовых норм, определить границы ее интерпретации и способы применения. Суть сравнительно-правового метода состоит в изучении сходств и различий, существующих в разных обществах на различных этапах их развития, правовых систем с целью выявления возможностей применения элементов чуждых законодательных норм в данном обществе.

Функции теории государства и права

Существование любой отрасли научного знания предполагает использование ее достижений обществом. Это позволяет говорить о конкретных функциях теории государства и права, в числе которых наиболее значимыми являются:

  • объяснение базовых закономерностей в государственно-правовой жизни общества (объяснительная функция);
  • прогнозирование вариантов развития государственно-правовых норм ;
  • углубление существующих знаний о государстве и праве, а также приобретение новых (эвристическая функция);
  • формирование других наук, в частности, юридических (методологическая функция);
  • вырабатывание новых идей с целью позитивного преобразования существующих форм государственного устройства и правовых систем (идеологическая функция);
  • позитивное воздействие теоретических разработок на политическую практику государства (политическая функция).

Правовое государство

Поиск наиболее оптимальной формы политико-правовой организации общества является одной из наиболее важных задач теории государства и права. Правовое государство на данный момент представляется в этом отношении главным достижением научной мысли, что подтверждается очевидными практическими выгодами от реализации его идей:

  1. Власть должна быть ограничена неотчуждаемыми правами и свободами человека.
  2. Безусловное верховенство закона во всех сферах жизни общества.
  3. Зафиксированное в Конституции разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
  4. Существование взаимной ответственности государства и гражданина.
  5. Соответствие законодательной базы конкретного государства принципам международного права.

Значение теории

Итак, как следует из самого предмета теории государства и права, - эта наука, в отличие от других юридических дисциплин, ориентирована на изучение существующих систем законодательных норм в самом абстрактном виде. Получаемые методами этой дисциплины знания ложатся в основу правовых кодексов, формируют представление о функционировании законов, намечают пути дальнейшего развития общества. Это и многое другое позволяет с уверенностью говорить о центральном положении теории государства и права в общей системе юридического знания и более того, играть в ней объединяющую роль в силу взаимосвязи с другими гуманитарными науками.

Страница 1 из 6

Тема 1. Теория государства и права как наука

Понятие “Теория государства и права” обычно употребляется в двух смыслах: в широком и в узком.
В широком смысле под ТТЛ понимается система всех знаний о государстве и праве. В этом значении данное понятие тождественно таким понятиям как “юридическая наука” или “правоведение”. В широком смысле понятие “ТГП” употребляется крайне редко и обычно только в обиходной речи. Таким образом, данное понятие в указанном смысле используется для обозначения всей юридической науки.
В узком смысле под ТГП понимается определенная юридическая наука, которая традиционно именуется теорией государства и права. Однако встречаются и другие наименования этой науки: “Общая теория государства и права”, “Теория права и государства”, “Общая теория права и государства”, “Теория права”, “Общая теория права”.
Как и всякая наука, ТГП представляет собой систему обобщенных знаний о каких-либо явлениях действительности, самого объективного мира;
ТГП как наука - это система обобщённых знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства, права и др. государственно-правовых явлений. Основные черты науки ТГП:
1) ТГП - это общественная, наука (т.к. государство и право - социальные, общественные явления);
2) ТГП - это фундаментальная, т.е. основополагающая, наука о государстве и праве, т. к. теория государства и права, наука, носящая мировоззренческий, философский характер (методологическое значение имеет только для юридических наук), это своеобразная философия государства и права;
Науки делятся на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки непосредственно не связаны с практикой и призваны открывать закономерности, законы, они глубоко проникают в сущность явлений и создают базу для развития всех остальных наук. Прикладные же непосредственно связаны с практикой (например, криминалистика, криминология и д.р.).
3) ТГП - это политико-правовая наука;
В науке ТГП существуют две теории, согласно одной из них ТГП является политической наукой, согласно другой - юридической наукой. Правильнее будет считать ТГП политико-правовой наукой, т.к. она изучает с одной стороны государство (политическое явление); а с другой - право (явление скорее юридическое, нежели политическое).

1.1. Предмет ТГП
1.2. Структура ТГП
1.3. Методология ТГП
1.4. ТГП и гуманитарные науки
1.5. ТГП в системе юридических наук
1.6. Функции ТГП

1.1. Предмет ТГП

В науковедении различают объект и предмет науки. Под объектом науки понимается определенная область исследования объективной реальности. Под предметом науки понимается выделенная, т.е. вовлеченная в исследование часть объекта изучения, это то, что изучает та или иная наука (явления объективного мира).
ТГП изучает государство и право, но это настолько сложные образования, что их изучает вся система юридических наук т.е. государство и право являются объектом изучения всех юридических наук, поэтому ТГП изучает только определённые стороны этих явлений.
Наука ТГП изучает наиболее общие закономерности возникновения, развития функционирования государства, права и других государственно-правовых явлений. Выделяют три основных элемента, составляющие предмет исследования науки ТГП:
1. Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования собственно государства и собственно права (основной элемент).
2. Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования других государственно-правовых явлений. Например, государственной власти, государственного управления, правовых отношений, правосознания, законности, правопорядка и пр. Также связь государства, права и др. государственно-правовых явлений с экономикой, политикой, моралью, религией и другими общественными явлениями.
3. Вопросы методологии юридической науки. Вопросы методологии относятся к области науковедения (наука о науке), которая изучает общие вопросы, присущие науке вообще. В настоящее время происходят определённые изменения в науке ТГП (точнее в предмете науки ТГП) - ТГП все чаще обращается к изучению закономерностей развития, функционирования государства и права в мировом масштабе.

ТГП как наука, ее предмет, функции.

ТГП это наука об общих закономерностях возникновения, развития, и функционирования ГиП как социальных явлений и связанных с ними иных государственно правовых явлений. Особенности: 1. ТГП – фундаментальная юр.наука в силу того, что в ней изучаются основы юриспруденции, изучаются закономерности развития, функционирования ГиП. 2. ТГП – гуманитарная наука (наука о человеке). 3. ТГП – обобщающая наука, формируется на основе обобщения данных, полученных из других юр.наук: адм. право, уг. право и т.д. 4. ТГП – прогностическая наука. 5. ТГП – методологическая наука.

Предмет ТГП (то, что изучает ТГП) – явления и категории, сформировавшиеся и выработанные на основе понимания единства и глубокого взаимодействия ГиП.

К ним относятся: ГиП как явления цивилизации и культуры; основные понятия гос-ва и основные понятия права; основные правовые принципы; основные ценности ГиП; основные закономерности развития ГиП. ГиП изучаются в связи с обществом, экономикой, политикой, человеком, культурой. Все юр.науки имеют один объект изучения – ГиП.

Функции – основные направления исследования. Функции ТГП – направления теоретической деят-ти, отражающие общее и специфическое значение данной науки. Они подразделяются на: онтологическую (дает представления о ГиП; онтология – учение о бытии), гносеологическую или теоретико-познавательную (дает результат исследования, используются методы – средства познания; гносеология – учение о познании), методологическую (выражает связь ТГП с другими юр. науками, создает понятийный аппарат), политико-управленческую (связь ТГП с практикой), идеологическую (формирует юр.мировоззрение), прогностическую.

ТГП в системе юр.наук.

Все юр.науки объединяются общим понятием - правоведение. Их можно разделить на 4 группы:

1) теоретико-исторические науки: ТГП; ИГиПЗ; ИОГП; история политических и правовых учений.

2) отраслевые юр.науки - регулируют сферу общественных отношений:

а) материальные: конст.; гражд.; уг.; муниц.; семейн. и т.д. б) процессуальные: гражд. процесс; уг. процесс; арб. процесс;

3) специальные юр.науки (прикладные): криминалистика; суд. Мед. психиатрия, психология, бухгалтерия и т.д.

4) международное право: международное публичное право; международное частное право.

Для рассмотрения соотношения названных групп юр.наук с ТГП необходимо использовать следующую методологическую схему:

1) выявить, в чем их сходство; 2) выявить признаки, определяющие различия этих наук; 3) установить, каким образом взаимодействуют рассматриваемые науки.

Значение ТГП для формирования политической и правовой культуры.

ТГП представляет собой такую отрасль знаний, без освоения которой невозможно эффективно решать практические задачи и адекватно познавать явления окружающего нас мира в социально-экономической, политической и правовой сферах жизни людей. Это обусловлено тем, что:

1 ) ТГП является непременным атрибутом комплекса знаний о человеке, его поведении и активно способствует правомерному общению людей друг с другом, а, в конечном счете, их воспроизводству; 2) ТГП выступает в качестве своеобразной квинтэссенции всей юр.науки, в ней аккумулируются в концентрированном виде основные постулаты, достижения, прогностические модели юриспруденции. 3 ) ТГП исследует и освещает в обобщенном виде наиболее крупные, и важные явления жизни общества со времени перехода человечества в эру цивилизации. 4 ) ТГП сочетает прагматическое и теоретическое предназначение человеческих знаний в области ГиП. Оснащая политических работников необходимыми обобщенными гос.-правовыми знаниями, ТГП во взаимодействии с другими науками способствует выработке основополагающих идей и принципов, которые должны лежать в основе жизни социума. В этом отношении ее данные важны для каждого человека, его воспитания, выработки жизненной позиции. 5) ТГП не только вбирает в себя философские, экономические, психологические и иные научные разработки, но и сама доказывает необходимость и полезность правового воздействия на различные виды обществ.отношений. В частности, аксиоматичным представляется теоретическое положение о невозможности легального существования экономических отношений без правового оформления. 6) То же самое можно сказать и о политических отношениях, когда они выходят за рамки корпоративных политических организаций и затрагивают интересы других лиц, их объединений или всего гос-ва.

7) ТГП является обобщающей наукой. Она подводит итоги конкретных исследований, «выводит за скобки» общие, повторяющиеся в этих дисциплинах положения и данные, причем применительно как к определенному ГиП, так и к ГиП любого общества. 8 ) ТГП содержит элементы предвидения и занимает особое место среди юр.наук, взаимодействуя с другими естественными и общественными науками, обобщая данные отраслевых юр.наук и используя свой методологический инструментарий, она открывает новые явления в гос.-правовых сферах, формулирует тенденции, закономерности их функционирования и развития.

ТГП стоит ближе других наук ко всему новому, неизученному и в силу абстрактного характера и общенаучного потенциала быстрее реагирует на это.

Методология и методы ТГП.

Методология – часть юр.науки, изучающая закономерности научного познания ГиП.Методология – учение о методах; набор методов, используемых при исследовании. Методологии характерны философские подходы: материалистический (гос-во – результат развития объективных причин, не зависящих от человека), идеалистический (гос-во – итог человеческого творчества).

Методы юр.науки – средства, способы получения знаний о ГиП. Методы разнообразны, различны:

1.Философские . Философские подходы, использование философских категорий: форма и содержание, сущность и явление, структура и функция, причина и следствие, общее и единичное, свобода и необходимость.

2.Общенаучные. Выработаны в иных неюридических науках, используются в юр.науках (ТГП): исторический; методы, разработанные кибернетикой (управленческий: гос-во – организация, занимающаяся управлением. В ТГП право рассматривается как средство управления; информационный: гос-во должно информировать о своих целях задачах, действиях. Право имеет информационную сущность (в законе содержится информация)); теория моделирования (явление изучается по некоторому объекту, модели); социологический (метод социального эксперимента, наблюдение и т.д.).

3.Частнонаучные – методы, разработанные конкретной наукой и используемой в рамках данной науки. Специально-юр.метод – использование юр.понятий, конструкций; метод сравнительного правоведения и гос-воведения (ученые занимаются сравнением своего гос-ва с гос-вами других стран).

5. ТГП как учебная дисциплина, ее место и значение в юридическом образовании.

Следует различать ТГП как науку и учебную дисциплину.

1.Учебная дисциплина полностью базируется на ТГП - науке. Поэтому чем масштабнее научные достижения, тем содержательнее и полнее соответствующая дисциплина. 2. различны их цели, задачи, субъекты. Так, цель учебной дисциплины - доведение до обучаемых при помощи методических приемов, учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний, цель науки - приращение, накопление новых сведений учеными-исследователями с использованием всего методологического арсенала. 3. Учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Система ТГП как науки обусловлена реальной системой изучаемых ею гос.-правовых явлений и максимально к ней приближена. Система же ТГП как учебной дисциплины во многом производна от усмотрения составителей учебных программ, количества отведенных на ее изучение часов и личных качеств преподавателя.

ТГП - одна из наиболее сложных учебных дисциплин. Она насыщена обобщениями, абстрактными научными положениями, понятиями (категориями). Особое значение здесь приобретают научные определения, которые в сжатом виде отражают существо анализируемых явлений. Как учебная дисциплина ТГП выполняет две основные функции: вводит студентов в юридическое образование и обеспечивает их надлежащую общетеоретическую подготовку.

1.реализуется, когда изучаются основы ТГП. Здесь студенты знакомятся с исходными понятиями и положениями гос-воведения и правоведения, что позволяет им перейти к изучению отраслевых юр.дисциплин - конституционного, гражданского, трудового, административного, уг. права и др.

2.развитие у студентов абстрактного, аналитического мышления, формирование политической и правовой культуры.

Понятие и признаки гос-ва.

Гос-во -политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе.

Признаки: 1.неразрывная связь, взаимозависимость и взаимодействие ГиП;2.наличие у гос-ва публичной власти, которая предполагает разделение общества на управляющих и управляемых, стоит над обществом;3.разделение население по территориальному признаку (административно-территориальное деление гос-ва на области,край,районы,города; установление гос.границ);4.система налогов,сборов,займов для содержания публичной власти и др.различных соц.программ;5.гос.суверенитет-политико-правовое св-во гос-ва, выражающее верховенство и независимость гос.власти.

Сущность гос-ва

В научной литературе сущность гос. обычно рассматривается в двух аспектах:

1)С общефилософских позиций-как определенное явление, отличающееся от других присущими ему качествами. В данном случае могут быть выявлены отличия гос. как орг., например, от родового строя или от пол. партии;

2)С позиций соц. сущности, доминирования той или иной определенной соц. группы, чьи интересы прежде всего выражает гос.(например, интересы среднего класса во многих современных дем. Гос-х). В этом случае может быть осуществлена типология различных гос-в по соц. признакам (например, феодальное, капиталистическое и т.д.).

В настоящее время используются следующие основные подходыв к анализу сущности гос.:

1) теологический подход рассматривает гос. как богоустановленное явление (особенно в сочинениях исламских фундаменталистов); 2) с точки зрения арифметического (классического) подхода, который особенно широко используется в работах специалистов по международному публичному праву, гос. - это совокупность трех элементов: власти, терр. и населения; 3) сторонники юридического подхода к понятию гос., господствовавшего в юр. науке до Первой мировой войны, анализировали гос. с позиции совокупности правоотношений, нормативного единства; 4) соц. подход, господствующий. Ученые либерального направления (в нем много течений) в общем рассматривают гос. как юр. персонификацию нации.

5) Классовый, в рамках к-рого гос-во можно определить как организацию политич.власти эк.господствующего класса. Гос-во -ср-во обеспечения интересов этого класса. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов этого класса может привести к сопротивлению других классов. Отсюда проблема в постоянной необходимости «снятия» сопротивления с помощью диктатуры, насилия.6) Общесоциальный, в рамках к-рого гос-во можно определить как орг-цию пол. власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и соц.групп. Здесь гос-во используется как ср-во для обеспечения главным образом общ.интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс.

Также можно выделить и религ., национальный, расовый и иные подходы к сущности гос-ва. Иначе говоря, сущность гос-ва многооаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам.

Важнейший признак гос., хар-изующий его сущность, - гос.власть. Вследствие этого гос.-единственный орган легализованного и легитимного принуждения, насилия (лишь определенные полномочия этого рода оно может передать некоторым общ-ым институтам).

Орган гос-ва

Гос.орган – учреждение, наделенное властными полномочиями для выполнения возложенных на него функций в рамках своей компетенции. Признаки: имущество в своем распоряжении, финансовые средства (счет в банке), источник финансирования из бюджета, опред.структура, штат сотрудников, наделяется компетенцией, которая законспектирована в НА. Компетенция – совокупность прав, обязанностей, функций, которыми наделяется гос.орган и его должностные лица. Классификация. По принципу разделения властей – законодательные (право издавать законы, утверждение бюджета, налогов. Обычно двух палатные), исполнительные (правительство, состоящее из главы правительства, его заместителей и членов правительства. Они бывают однопартийные или коалиционные. В пределах компетенции издают указы, распоряжения и т.д.), судебные (реализуют правосудие посредством судопроизводства), контрольно-надзорные органы (прокуратура) и органы непосредственного принуждения (милиция, армия). По способу возникновения – первичные (не создаются другими органами – избираются или возникают в порядке наследования) и вторичные (создаются первичными органами, которые наделяют их компетенцией, например органы прокуратуры). По порядку принятия решения – коллегиальные (прокуратура, армия) и единичные. По объему властных полномочий – центральные (распространяются на всю территорию гос-ва) и местные (в пределах своей административно-территориальной единицы). По широте компетенции – органы общей компетенции (решает широкий круг вопросов – правительство) и органы специальной компетенции (специализируются на выполнении одной функции одного вида деятельности (Минфин, Минюст). ОМС не входят в структуру гос.управления.

Сущность права

Сущность права – это воля гражданского общ-ва, направленная на регул-ние наиб. важных общ-ых отн-ий с целью поддержания порядка и обеспечения стабильн. в д-ти различных S обществ.жизни. В основе любого общ-го явления, в т.ч. и права, лежит соц. воля – стремление Sв обществ. жизни достичь опред-х целей. Опр-ить сущность права – значит понять, волю каких соц. Sв оно выражает и какие цели они реал-ют через право в своей деят-ти.

Подходы к сущности права. 1. классовый. Право – система гарантированных гос-вом юр норм, выражающих возведенную в закон гос.волю экономически господствующего класса (здесь право исп-ся в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса).

2. общесоциальный. Право – выражение компромисса между различными соц. слоями общ-ва (право исп-ся в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гр-на, эк-кой свободы, демократии.). В пределах своих прав человек уверен и свободен в своих действиях, общество в лице гос-ва стоит на страже этой свободы. Право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств.

3. дуалистический подход пытается соединить противоположности классового и общесоц. подходов. Соц. воля имеет 2 стороны: классовую и общесоц. Право как выражает волю эк-ки господствующего класса, так и несет в себе элементы воли всех осн-ых соц групп. В рамках этого подхода обосновывается положение о том, что в историческом развитии права изм-ся соотношение между классовой и общесоц. сторонами его сущности. Если на ранних этапах развития общества в нем превалировала частная воля отдельных классов, то по мере создания совр. цивилизованного общ-ва СП все более меняется в сторону ее общесоц-ной направленности.

Также можно выделить др. подходы: религиозный, нац-ый, расовый, когда опред-ые интересы доминируют в законах, правовых обычаях и нормативных договорах.

39. Право и закон, их соотнош-е, значение этой проблемы д\правопонимания.

Право - это система общеобязательных, формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных гос-вом и охраняемых им от нарушений.

Закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом гос.власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Два подхода:

1. Узконормативный подход – право = система юридических норм. право = закон; вне закона права нет и быть не м. НО если под правом понимать т! N права (позитивистская теория), то вывод о тождестве права и закона неизбежен, т.к. вне источников права юр. N не сущ-ют.

2.Широкий – право включает не только нормы, но и правовые отношения + правовое сознание (Явич, Янковский, Кичикьян); П – нормы, ест права, субъективные права. Содерж-е созд-ся общ-ом и лишь придание этому содерж-ию норм-й формы, т. е. «возведение его в закон», осуществляется г-вом

«Право созд-ся общ-ом, а закон - г-вом» Д.Б. ед-во прав-го содерж-ия и правовой формы. Прав-е содерж-е, не возвед-ое в закон, не имеет гарантий реализации => не явл-ся правом в точном смысле этого слова. Закон м.б. неправ-ым, если содержанием его становится произвол гос. власти (тоталитарное г-во).

В наст. t господ-во узконормативного подхода ослаб-ет, но некот-е ученые его придерж-ся.

Гуманистический смысл разграничения: П – критерий кач-ва З, уст-еи того, насколько последний признает права Ч, его интересы и потребности.

Нормы права и морали.

Мораль – исторически складывающаяся в общественном сознании система принципов, понятий, норм поведения, основанная на идеалах добра и зла, должного и справедливого в отношениях людей.

Сходство: 1.нормативность морали и права заключается в том, что они служат эталоном и критерием оценки поведения людей; 2. универсальность проявляется в том, что они распростр. на все обществ. отношения; 3. общность заключается в том, что эти соц.институты обслуж. общий экономич.базис, идеологию и политику.

Различия: 1. по происхождению – нормы права устанавливаются гос-м, а нормы морали складываются в соответствии с нравственными представлениями о добре и зле, справедлив. и несправедлив. и т.д.; 2. по сфере действия – нп. регулируют обществ.отношения, имеющие гос.значимость, а нм. не имеют обособленной сферы воздействия; 3. по форме закрепления – н.п. получают закрепл. в офиц. НА, а н.м. не закрепляются с пец. актах, они содержатся в сознании людей и находят отражение в лит-ре; 4. по содержанию – н.п.-детализованные правила поведения, которые предписывают кто и что должен делать, каким образом и т.д., а н.м. выступают в виде обощенных правил и принципов; 5. по способу обеспечения – реализация н.п. поддерживается принудит.силой гос-ва, а мораль обращается к совести индивида.

Взаимодействие: 1. взаимопроникновение – право основывается на морали. Право закрепляет моральные принципы в кач-ве правовых требований; 2. взаимовлияние – мораль оказывает активное воздействие на правосознание и тем самым способствует реализации н.п. В свою очередь право поддерживает требования морали юридич. санкциями и тем самым защищает необходимый минимум нравственности.

Нормы права и обычаи.

Обычай-общие правила, возникающие в рез-те постоянного воспр-ва конкретных образцов поведения и в силу длительн. своего суще-ия вошедшие в привычку людей.

Гос-во, которое стремится обеспечить соблюдение норм права, должно использовать сильные стороны обычая, такие как: 1. устойчивость обычаев проявляется в их значительной инерционной силе и повторяемости привычных форм поведения; 2. массовость обычаев проявляется в их широком распростр. среди населения в кач-ве образцов поведения, воспринимаемых как нормы быта и межличностного общения; 3. привычность обычаев означает отсутствие особых механизмов их обеспечения, включающих в себя меры принуждения. Связь обычаев и норм права прослеживается исторически. Гос-во по мере создания и развития законодательства санкционирует в качестве норм права обычаи, которые отвечают интересам гос-ва, и налагает запрет на обычаи, которые явл. пережитками прошлого(тормозят обществ.развитие или носят негативный хар-р). Юр.поддержка обычаев или их вытеснение – основные формы взаимодействия обычного права и привычных форм поведения, ставших обычаями, традициями и т.п.

46.Право и корпоративные нормы.

К/Н – правила поведения, создаваемые в организованных обществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества., ех: нормы полит/партий, профсоюзов, клубов разного рода. К/Н специфичны, создаются в процессе орг-ции и деят-ти сообщества людей, распр-ся на его членов, закреплены в соотв-х док-х, принимаются по опред-й процедуре, систематизированы. Но они не обладают свойством общеобязательсноти права, не обеспечиваются гос. принуждением. Предмет их регулирования – отн-ния не урегулированные юр-ки (в силу невозможности или нецелесообразности).

К/Н отличаются от норм, сод-щихся в локальных НА, последние, хотя и действуют в опред-й орг-ции, явл-ся юр-кими, т/к при их нарушении сущ-ет возможность суд-й защиты (ех: нарушение положений учред-х док-в АО – порядка распределения прибыли – решения м. обжаловать в суд-м порядке).

К/Н – структурные единицы гражданского общества и отражают специфику природы отношений в нем.

Сходство состоит в том, что: 1.и правовые, и КН определяются общественно-экономическим строем общества.2.имеют формально-опред. характер.

Различие: 1.Правовые нормы характеризуются единством, целостностью; КН имеют разноречивый характер, локальный характер. 2.Правовые нормы защищаются гос-вом; КН защищаются организациями, их создающими.

Взаимодействие: 1.Некоторые КН регулируют отношения, не рассматр. нормами права (внутренняя жизнь организации). 2.Некоторые КН регулируют отношения, в которых заинтересованно гос-во, т.е. КН приобретают юр.направленность.

КН, имеющие юридический характер:- Имущественные отношения; регулируются гражданским правом (негос. организации в сфере бизнеса).

Трудовые отношения; (порядок оплаты труда, соц. пакет, отдых и т.д.). - Жилищные отношения; (товарищество для управления жилищных фондов).

3.Корпоративные нормы – часть права. 4.Корпоративные нормы имеют подзаконный характер, должны соответствовать действующим законодательствам.

Корпоративное право – совокупность корпоративных норм, регулирующих юридические отношения и функционирование данного сообщества.

Корпоративное право объединяет нормы, регулирующие вышестоящие отношения.

Закон. Виды законов.

Закон – это НА, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке высшими представительными органами гос.власти или народа и, регулирующий наиболее важные общественные отношения. Главное отличие заключается в том, что

1.закон обладает высшей юридической силой, т.е. прочие НА не могут ему противоречить, невозможна его отмена другим органом, кроме принявшего. Все акты делятся на законы и подзаконные акты: - законы принимаются верховным органом законодательной власти - законы выражают общенародную волю, т.е. как бы принимаются от имени всего народа.

2.законы принимаются в особом порядке, т.е. установлена особая процедура его принятия, чтобы отразить волю всего народа. Закон является результатом правовой деятельности высшего представительного органа или народа.

3.Важными являются те отношения, которые относятся к правам и свободам человека, собственности, земельные, трудовые отношения и т.д. Регулируются типичные, устойчивые отношения в обществе.

4.Закон – это фундаментальный юр. документ, служащий базой, ориентиром правотворческой деят-ти иных гос.органов.

Виды законов: 1.По юридической силе: 1) Конституция – основной закон. 2) Конституционные законы.

3)Обыкновенные законы. Отличаются процедурой применения: для принятия конституционного закона требуется конституционное большинство, для принятия обыкновенных законов требуется обыкновенное большинство голосов. 2. Связано с гос.устройством: а) федеральные законы; б) региональные законы.

3. Связана с временем действия: 1) постоянные – действуют до отмены. 2) временные – принятые на определенный срок. 3) чрезвычайные законы, которые могут действовать при объявлении чрезвычайных ситуаций или военного положения

61.НПА Президента РФ .

НА (это источник права) – это офиц.документ, созданный компетентными гос.органами и содержащий общеобязательные юр.нормы (правила поведения).

Президент РФ - глава гос-ва, принимаемые им НПА (указы) занимают следующее после законов место в иерархии НПА федерального законодательства.

Юридическая сила указов такова 1) они, как и законы, обязательны для исполнения на всей территории РФ,

2) в качестве предмета регулирования имеют основные направления внутренней и внешней политики,

3) в случае противоречия указа КРФ и законам РФ на основании заключения КС РФ, указ Президента РФ может быть отменен.

По сравнению с законами указы имеют преимущества относительно быстрой процедуры их принятия. Перечень S подготовки проектов указов законодательно не установлен, поэтому многие проекты указов подготавливаются Правительством РФ или соответствующими ФОИВ.

НПА Правительства РФ.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть, принимает постановления и издает распоряжения. Решения, имеющие нормативный характер издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью актов Правительства РФ является то, что они могут быть приняты лишь в рамках своей компетенции и на основании и во исполнение российских законов.

Акты ФОИВ - могут издаваться в пределах компетенции фоив, издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов. Виды: приказы и инструкции, постановления, распоряжения, положения, письма, уставы, разъяснения, они издаются в рамках реализации функций гос.управления в разных сферах обществ. жизни, они обязательны для исполнения для всех подведомственных организаций, должностных лиц.

НА ФОИВ, затрагивающие права, свободы и иные законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат гос.регистрации в Министерстве юстиции РФ, после чего публикуются (не позднее 10 дней после регистрации). Акты, не прошедшие гос.регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий, поскольку вступившими в силу не считаются.

Регистрация в Министерстве юстиции РФ необходима для проверки законности нормотворческого решения ФОИВ; проверяется, не ущемляет ли данный акт права и свободы граждан, не возлагаются ли им дополнительные, не предусмотренные законодательством РФ обязанности. НА ФОИВ вступают в силу с момента их официального опубликования в газете «Российские вести». Такое опубликование должно последовать не позднее 10 дней после гос.регистрации акта.

НА органов гос.власти S РФ.

НА (это источник права) – это офиц. документ, созданный компетентными гос.органами и содержащий общеобязательные юр. нормы (правила поведения).

ОГВ S РФ, решая задачи, которые встают перед ними в соответствии с компетенцией, принимают решения, облекая их в правовую форму.

Издаваемые НА распространяются лишь на территорию соответствующего региона. Согласно зак-ву, решения областного уровня (законы, распоряжения) доводятся до исполнителей в течение 7 дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления данного НА в силу.

Действие НА во времени.

Действие НА во времени определяется 2 моментами: 1.временем вступления в законную силу и 2.временем утраты законной силы. По общему правилу НА вступает в силу со времени принятия либо с того времени, которое указано в акте. НА.которые не содержат таких указаний, вступают в силу по истечении опред.срока после опубликования. Законы РФ вступают в силу по истечению 10 дней. Акты Президента и Правительства-7 дней. Ведомственные НА вступают в силу со дня присвоения им порядкового номера гос.регистрации.

НА утрачивают силу в 3х случаях: 1.по истечении срока действия, на который издан НА; 2.в результате отмены акта путем публикации решения об отмене в спец.перечне отменяемых актов; 3.в связи с изданием нового НА заменяющего прежний акт. Утрата силы НА может быть временной. Основанием такой утраты явл. Приостановление действия НА. По общему правилу НА не имеют обратной силы. Исключение составляют уг.законы и НА админ.законодательства, смягчающие ответственность либо устраняющие наказуемость деяния.

Правовое воспитание.

Правовое воспитание - это целенаправленная деят-ть по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека (Правосознание - это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в обществ.жизни, осознание правовой действ-ти, восприятие ее в мыслительных и чувственных образах.) и правовой культуры общества в целом (Правовая культура общества - это состояние правосознания, законности, совершенства зак-ва и юр.практики, выражающее утверждение и развитие права как соц-ной ценности. Правовая культура – важное условие и ср-во укрепления законности и правопорядка в об-ве).

Обычно говорят о правовом воспитании

В широком смысле - речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юр.практикой и поведением людей, должностных лиц - представителей гос.аппарата в правовой сфере.

В узком смысле - оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект.

Различие здесь можно провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение - на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека.

Виды правоотношений

Классификация правовых отношений осуществляется по различным основаниям.

1.Прежде всего правоотношения, как и юр. нормы, можно разделить по отраслевому признаку на конституционные, гражданско-правовые, административно-правовые и т. д. В основе этого деления лежит специфика отдельных областей общественных отношений.

2.По характеру содержания правоотношения подразделяются на общерегулятивные, регулятивные и охранительные. Общерегулятивные правоотношения появляются непосредственно из закона. Они возникают на основании юр.норм, гипотезы которых не содержат указаний на юр.факты. Такие нормы порождают у всех адресатов одинаковые права или обязанности без всяких условий (например, многие конституционные нормы). Регулятивные нормы, содержащие в гипотезе указание на юр.факты, также порождают у всех адресатов одинаковые право-субъектные возможности, гарантируемые гос-вом. Возможность иметь субъективные права и нести юр.обязанности представляет собой право особого рода, элемент общерегулятивного правоотношения. Регулятивные правоотношения вызываются к жизни нормами права и юр.фактами (событиями и правомерными действиями). Они могут возникать и при отсутствии нормативной регламентации на основе договора между сторонами. Охранительные правоотношения появляются на основе охранительных норм и правонарушений. Они сопряжены с возникновением и реализацией юр.ответственности, предусмотренной в санкции охранительной нормы.

3.В зависимости от степени конкретизации (индивидуализации) субъектов (сторон) правоотношения могут быть относительными и абсолютными. В относительных конкретно (поименно) определены обе стороны (покупатель и продавец, поставщик и получатель, истец и ответчик). Вабсолютных названа лишь управомоченная сторона, а обязанная сторона - это каждый и всякий, чья обязанность состоит в том, чтобы воздерживаться от нарушения субъективного права (правоотношения, вытекающие из права собственности, авторского права).

4.По характеру обязанности правоотношения делятся на активные и пассивные. В правоотношениях активного типа обязанность одной стороны состоит в совершении определенных положительных действий, а право другой - лишь в требовании исполнить эту обязанность. В правоотношениях пассивного типа обязанность заключается в воздержании от действий, запрещенных юр. нормами

Способы толкования права.

1. Филологический заключается в грамматическом анализе текста правовой нормы и в уяснении лексического значения терминов, словосочетаний и оценочных признаков, а также смыслового соотношения различных частей нормы в рамках синтаксической конструкции.

2. Логический заключается в использовании правил формальной и диалектической логики для уяснения смысла норм путем становления логических связей и соотношений ее частей.

3. Систематический состоит в установлении места нормы в системе права, отрасли, института и уяснение ее смысла, исходя из содержания связанных с ней правовых норм.

4. Историко-политический заключается в анализе правовых норм путем изучения конкретных исторических условий издания НА и установления соц-политич. Целей, которые преследовал законодатель.

5.Специально-юр. представляет собой особый способ уяснения смыслового содержания правовых норм. Он предполагает применение научных познаний и технико-юр.средств, посредством которого выражена воля законодателя.

6. телеологический толкование с помощью установления целей издания НА;

Виды толкования по S

В XXI веке роль юриспруденции всё больше возрастает, потому что право касается практически всех отраслей общественной жизни. Этот факт во многом является позитивным, потому что посредством юридического регулирования государство осуществляет контроль не только за обществом в целом, но и отдельными гражданами. Однако следует отметить тот факт, что для современной практической юриспруденции большое значение играют теоретические наработки в правовой области. Благодаря им юристы-практики имеют возможность намного шире и эффективнее применять нормы права в реальных жизненных ситуациях. Помимо этого, теоретики права постоянно усовершенствуют сам механизм применения юриспруденции. Государственный механизм во многом выигрывает от высокой роли права. Благодаря высокой степени законности центральная власть оперативнее и намного точнее регулирует все происходящие в стране процессы. Большое количество теоретических знаний сформировало со временем науку, которая является фундаментальной в процессе подготовки профессиональных юристов.

Теория государства и права - понятие

Общая теория государства и права - это во многих юридических школах. По сути, эта научная отрасль образовалась вследствие накопления большого количества теорий и тенденций, которые связаны с развитием функционирования государственного механизма, права, постоянного взаимодействия этих элементов. Помимо этого, благодаря (далее - ТГП), формируются все остальные отрасли. Таким образом, ТГП - это «исходный материал», из которого «рождаются» известные на сегодняшний день функциональные и научные отрасли правовой науки. Что касается исследований в данной отрасли, то они проводятся с ориентацией на современные формы государственности и правового механизма с учётом всех особенностей исторической эпохи. Благодаря ТГП можно выработать перспективные пути развития любой правовой отрасли.

Необходимо отметить советские корни такой дисциплины, как теория государства и права. Наука была сформирована во времена существования СССР и её традиционных юридических школ путём объединения концепций, выработанных в смежных научных отраслях. По большей части ТГП - это дисциплина, которая была создана для наработки теоретических знаний у будущих юристов-практиков. В странах Европы и Запада она не изучается. Концепции данной науки представлены другими отраслями. Этот факт не удивителен, ведь предмет теории государства и права содержит различные научные знания, а именно теорию о государстве (форма государственного устройства, причины возникновения государства, типы режимов и т.п.) и теорию права (структура и понятие правовых норм, источники права, юридическая ответственность и толкование права и т.п.). Интерес к предмету этой науки возрастает всё больше с каждым годом, так как он во многом расширил доктринальное изучение роли как права, так и государства.

Предмет теории государства и права

Как и в большей части других правовых наук, подход к объяснению предмета ТГП содержит множество споров, потому что учёные выдвигают исключительные теории по поводу данной категории. Плюс ко всему, ТГП имеет свою специфику, о которой пойдёт речь далее в статье. Что касается стандартных положений предмета этой правовой науки, то он включает в себя целый ряд аспектов, что свидетельствует о его многогранности. Например, целью изучения ТГП по праву называются:

1) Взаимосвязь государства и права как отдельных и самостоятельных элементов, по большей части сформированных обществом.

2) Механизм возникновения, становления и развития права и государства.

3) Формы, черты, особенности и специфические аспекты государства и права.

5) Правосознание, правореализация, режим законности и конституции.

7) Режим правопорядка.

8) Ответственность.

Учитывая перечисленные структурные элементы предмета государства и права, можно выделить особенности функций, методов и значения данной науки на сегодняшний день. Однако прежде нужно учесть специфические аспекты предмета ТГП.

Специфика предмета теории государства и права

Следует понимать, что предмет теории государства и праваявляется не просто системным понятием, но ещё и динамическим, как и его отдельные составляющие.

Этот специфический аспект прослеживается в постоянно эволюции теорий и концепций, которые используются в научной отрасли. Например, в трудах советских теоретиков государства и права уделялось большое внимание исследованию диктатуры пролетариата, общественного государства и блага. Совершенно иные аспекты застрагиваются в трудах учёных современности, которые стали уделять больше внимания таким концепциям, как социальное, доминирующая роль права как основного источника правопорядка и прочее. Таким образом, историческая эпоха во многом влияет на догматическое восприятие одних и тех же категорий под разным углом, ведь все научные труды пишутся учёными, людьми. С учётом постоянных перемен не только в обществе, но и в сознании каждого, совершенно не удивляет изменение в видении одних и тех же теоретических аспектов государства и права.

Методология ТГП

Предмет и метод ТГП - это понятия, неразрывно связанные между собой. Последний формируется под влиянием объекта изучения. Методы ТГП можно условно представить в едином механизме, имя которого «методология». Этим термином обозначается совокупность приёмов, способов, различных средств, которые помогают изучать предмет науки ТГП. Методы ТГП используются не только в процессе выработки новых концепций и усовершенствования уже имеющихся, но ещё и в области дисциплины теории государства и права. Следует заметить, что каждый метод по-своему уникален и интересен, но ни один из них не может самостоятельно ответить абсолютно на все возникающие вопросы, когда человек изучает столь важные и сложные категории, как государство и право. Таким образом, возникает методология - система методов, дополняющих друг друга.

Группы методов

Учёные на сегодняшний день обособляют наиболее однородные методы ТГП в группы. Такой подход помогает учитывать степень важности и эффективности того или иного способа изучения, конкретных теоретических вопросов. Существует три основных группы методов, а именно:

Общенаучные (в группу вошли методы, которые встречаются не только в науке государства и права, но и других отраслях, не обязательно юридических).

Частнонаучные (методы, которые довольно часто используются в смежных юридических и смежных праву отраслях).

Специальные (группа исключительно правовых методов, играющих первостепенную роль для развития юриспруденции).

Чтобы понять, как действуют представленные группы, нужно рассмотреть их в отдельности.

Общенаучные методы ТГП

Общенаучные методы используются не только в науке теории государства и права. Как правило, их также применяют в некоторых дисциплинах и других научных областях для получения определённой информации. Система методов ТГП общенаучной направленности - это первая ступень изучения, вследствие которой можно выделить наиболее явные факты. Тем не менее при помощи общенаучной методологии достаточно сложно получить конкретизированные данные о тех или иных правовых и государственных процессах, хотя это вполне возможно. К общенаучным методам причисляют:

Индукцию;

Дедукцию;

Анализ и абстрагирование;

Моделирование;

Конкретизацию и сравнение.

Суть этих методов в том, что они создают «пищу для размышлений». Другими словами, при помощи общенаучных приёмов и способов создаётся «каркас» будущих теорий и концепций в области ТГП. Многие специальные виды методов могут включать в себя несколько общенаучных, тем самым создавая совершенно новый способ изучения какого-либо вопроса.

Система частнонаучных методов

Частнонаучные методы используются в тех случаях, когда необходимо изучить какое-либо явление, находящееся в «пределах» сразу нескольких наук. Проще говоря, частнонаучные методы - это способы изучения, заимствованные из разных дисциплин. Они помогают увидеть более конкретную картину действия изучаемой категории посредством влияния на неё некоторых определённых факторов. Таким образом, выделяют следующие методы:

Структурно-функциональный. Данный способ изучения во многом помогает увидеть не просто научное знание, но и понять его роль в правовом или же государственном механизме. Помимо этого, определяется также роль, каждого элемента.

Системный метод во многом похож на тот, который описан выше. Он также показывает механизм, только внимание акцентируется не на отдельных элементах и их роли, а на действии всей системы. Таким образом, можно увидеть, как влияет на предмет изучения комплекс факторов.

С помощью социологического метода можно увидеть роль и функциональность правовых, а также государственных институтов в обществе. Также этот метод является комплексным, потому что включает в себя ещё ряд интересных способов изучения: наблюдение, опрос и моделирование.

Психологический метод по большей части изучает правовое поведение индивидов и социальных масс.

Наиболее весомую роль играет исторический метод. С его помощью можно сравнить существующие теории, а также увидеть процесс их развития, дабы в будущем не повторять уже полученный когда-то опыт. Другими словами, исторический метод - это способ изучения закономерностей развития государства и права.

Какую роль играют специальные методы?

Науки ТГПявляются ключевыми. Именно с их помощью сегодня можно говорить о существовании теории государства и права как вполне самостоятельной научно-правовой отрасли. Специальные методы ТГП - это совокупность приёмов и способов, которыми изучаются исключительно правовые и государственные факторы. Многие учёные считают, что ряд специальных приёмов и способов возник вследствие работы юристов-практиков, которые постоянно повышают уровень своих знаний, так как жизнь не стоит на месте.

Специальные методы теории государства и права

К специальным методам можно отнести следующие:

Формально-юридический. Для многих юридических наук этот метод «классический». С его помощью вырабатываются, классифицируют, трактуются новые научные понятия, возникающие в современной юридической науке.

Сравнительно-правовой метод - это способ увидеть перспективы и недостатки правовой системы, механизма юридической ответственности, правового режима, свойства права путём сравнения с аналогичными институтами и процессами, которых сегодня очень много в мире.

Представленные два метода являются наиболее традиционными. Существуют и другие специальные способы, например конкретизация, толкование, единая иерархия нормативных актов и т.п. Тот факт, что предмет и метод ТГП неразрывно связаны между собой, очень часто пораждает совершенно новые, инновационные по своей сути методологические приемы.

Что такое функции ТГП?

В процессе изучения представленной в статье науки складывается впечатление, что функции теории государства и права попросту не существуют, потому что наука во многом является исключительно догматической и не имеет никакой связи с практическим правовым полисом в государстве. Тем не менее подобные выводы не отвечают действительности, потому что функции у этой науки всё-таки есть. Наука является фундаментальной, поэтому выработанные концепции во многом влияют на существующие правовые отрасли.

ТГП - функции

На современном этапе развития науки выделяют следующие функции теории государства и права, а именно:

1) Онотологическая. ТГП даёт ответы на такие вопросы о том, что такое право и государства, и какова суть данных категорий.

2) Гносеологическая функция состоит в разработке новых научных концепций и теорий.

3) Эвристическая - открытие новых перспективных путей развития ТГП.

4) Прогностическая.

5) Идеологическая, то есть воздействие на сознание индивидов с целью выработки корректных знаний о научном предмете.

6) Методологическая.

Благодаря достаточной функциональности этой науки вырабатываются основные теории государства и права, которые существенно помогают в процессе строения демократического, социального общества.

Заключение

Итак, в данной статье автор подробно рассказал о том, что является наукой государства и права, а также показал её методологическую базу и функции. Нужно отметить большие перспективы этой науки, ведь именно с её помощью можно привить людям правовую культуру и глубокое осознание своей роли в государственном механизме.

2. Теория государства и права в системе юридических наук.

3. Функции теории государства и права.

4. Методы теории государства и права.

Наука теории государства и права, ее предмет

Определение . Наука – это система знаний о наиболее существенных свойствах (признаках) изучаемых явлений действительности, закономерностях их существования и развития. Наука о государстве и праве – это система знаний об общих политико-юридических закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.

Значение теории государства и права. Ценностный смысл теории государства и права состоит в том, что она повышает общую и профессиональную культуру, а именно:

– расширяет общий политический кругозор, помогает лучше разобраться в политической обстановке;

– дает знания о системе законодательства в целом, его принципах и механизмах функционирования, таким образом, дает возможность стать более квалифицированным юристом;

– дает знания в области правотворчества (подготовка нормативных актов, юридическая техника, принципы правотворчества и т. п.);

– дает знания в области применения норм права (толкование норм права, аналогия права, юридическая ответственность и т. п.).

Особенности теории государства и права как науки . Они состоят в том, что теория государства и права является наукой:

– гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления – государство и право (этим она отличается от технических и естественных наук);

– политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни (этим она отличается от других гуманитарных наук);

– теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права (этим она отличается от других юридических наук).

Предмет науки . Предмет науки – это область познания объективной реальности, на которую направлено научное исследование. Предметом теории государства и права являются различные стороны государственно-правовой реальности.

Значение предмета теории государства и права. Знание предмета теории государства и права позволяет:

1) выявить отличия теории государства и права от других наук;

2) определить содержание науки теории государства и права, сформулировать познавательные задачи и направления исследования;

3) определять наиболее важные участки исследования и концентрировать на них научные силы;

4) прогнозировать тенденции развития теории государства и права;

5) оценить место, роль и функции теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право.

Предмет свидетельствует о самостоятельности теории государства и права как науки.


Особенности предмета теории государства и права :

1) он складывается из двух предметов, хотя и тесно связанных, но тем не менее самостоятельных теорий – общей теории государ­ства и общей теории права, т. е. двуединый предмет;

2) теория государства и права изучает правовую надстройку в целом;

4) предмет теории государства и права имеет собственный состав.

Состав предмета теории государства и права . Предмет теории государства и права является сложным образованием, в состав которого входят:

1) государственно-правовые явления;

2) закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;

4) юридические отношения и связи, государственно-властные отношения;

5) правовое сознание и правовая культура;

6) закономерности познания государства и права.

В ряде учебников называются и другие элементы предмета теории государства и права:

1) принципы, аксиомы, презумпции, фикции теории государства и права; практику правотворческую, правоприменительную, интерпретационную; прогнозы и практические рекомендации по совершенствованию и развитию права (В.К. Бабаев, В.М. Бара­нов, В.А. Толстик);

2) проблемные вопросы (С.А. Комаров, Н.Л. Гранат, А. Пиголкин);

3) единство науки (М.И. Байтин);

4) основные коренные вопросы (М.И. Байтин);

5) особенности правового регулирования (В.М. Корельский).

Объект теории государства и права. В юридической литературе объект науки редко выделяется в качестве ее самостоятельного компонента. Авторы, которые разграничивают предмет и объект теории государства и права, едины в суждении о том, что объект есть некая целостность, которая изучается многими науками, и каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет, т. е. определенный участок, "срез", сферу, проблематику, выделенные в данном объекте. Объектом теории государства и права является государство и право. Некоторые авторы объектом считают всю юридическую практику и сферы социальной политики (А.С. Пиголкин).

Структура теории государства и права . Оставаясь единой наукой, теория государства и права имеет внутри себя относительно самостоятельные, автономные части:

– теорию государства (государствоведение) и

– теорию права (правоведение).

Два главных подразделения в свою очередь имеют внутреннюю структуру (которая не всегда выражена в относительном обособлении тех или иных ее частей). Например, в рамках теории права есть: философия права (специфические вопросы методологии права, социальная ценность права и др.); социология права (эффективность права, условия и причины правонарушений, структура и уровни правосознания и т. д.); специально-юридическая теория (классификация юридических норм, юридических фактов, приемы толкования и т. д.) (С.С. Алексеев).

При наиболее подробном рассмотрении в науке выделяются частные теории: происхождение государства и права, их сущности, формы, функций, классификации по разным основаниям, правотворчества, толкования и реализация права, механизма правового регулирования.

Теория государства и права в системе юридических наук

Теория государства и права входит в систему юридических наук, объединенных общим названием "юриспруденция". Некоторые учебники используют другое название – правоведение.

Система юридических наук . Юридические науки можно подразделить на следующие виды:

1) теория государства и права;

2) историко-правовые науки (история государства и права, история политических учений);

3) отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское, административное и другие отрасли права);

4) прикладные науки (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, правовая кибернетика и т. п.).

– общетеоретические или историко-теоретические (теория государства и права; история политических и правовых учений; история государства и права); межотраслевые науки (хозяйственное право, природоохранительное право, прокурорский надзор, организация правосудия, криминология и др.); международное право и науки, изучающие зарубежное право (международное публичное право; международное частное право; римское право; конституционное право зарубежных стран; иные зарубежные отраслевые науки) (В.К. Бабаев, В.М. Баранов, В.А. Толстик);

– науки, изучающие структуру, организацию, порядок деятельности государственных органов (А.Б. Венгеров).

Особенности теории государства и права как юридической науки . Теория государства и права является наукой:

– общетеоретической,

– методологической,

– интегративной,

– вводной.

Общетеоретический характер науки выражен в том, что она:

– исследует общие закономерности государственно-правовых явлений, а не отдельные их части, сферы;

– разрабатывает общие понятия государственно-правовой действительности (государство, право, закон и т. д.), т. е. создает юридический язык;

– исследует проблемы, общие для отраслевых наук (правоотношения юридической ответственности и т. п.);

– исследует проблемы, имеющие значение для многих стран, а не для отдельно взятой.

Методологический характер науки выражается в том, что отраслевые юридические науки используют разработанные теорией государства и права:

2) идеи, выводы, государственно-правовые концепции;

3) методы исследования.

Интегративный характер теории государства и права проявляется в том, что она связывает все юридические знания, объединяет их в стройную систему за счет общетеоретических выводов.

Вводный характер науки. Теория государства и права играет роль теоретического введения в правоведение. Она дает понятийный аппарат – знакомит с юридическими терминами. Дает цельное представление о государстве и праве в действительности.

В учебной литературе называются и другие особенности теории государства и права:

– мировоззренческий характер науки (М.И. Байтин);

– наиболее высокий уровень абстракции науки (В.К.Бабаев);

– фундаментальный характер науки (В.В. Лазарев, С.В. Липень).

Теория и история государства и права. Для истории государства и права характерны следующие особенности.

1. Ее предметом является лишь то, что стало, оказалось в прошлом. Теория государства исследует материал и прогнозирует будущее в развитии государства и права.

2. Она рассматривает государственно-правовые явления в их исторической конкретности. Теория же абстрагируется, уходит от указанной конкретности.

3. История рассматривает становление и развитие государственных и правовых систем в строгой хронологической последовательности, учитывает исторические случайности. Теория государства и права такой хронологической последовательностью не связана.

4. История изучает развитие государственно-правовых систем, с учетом особенностей, присущих им в той или иной стране. Теория же концентрирует внимание на общих закономерностях развития государства и права.

Наука и дисциплина теории государства и права. Данные понятия не совпадают. Они отличаются:

1) по объему. Рамки дисциплины более узки. В нее включается только часть материала науки: наиболее важный и тот, который прошел социальную апробацию. Наука – это база для дисциплины;

2) по цели. Цель науки – исследование государства и права, накопление новых сведений. Цель дисциплины – передача знаний изучающим теорию государства и права;

3) по приемам получения знания. Наука опирается на методологию, имеет свои методы исследования. Дисциплина опирается на методику – методы передачи знания;

4) по строению. Наука более объективна. Она максимально приближена к явлениям государства и права. Дисциплина более субъективна. Зависит от составленных программ.

Функции теории государства и права.

Функции науки – это основные направления научной деятельности, выражающиеся в ее задачах, целях.

Виды функций. Общепризнанными функциями теории государства и права являются:

1) познавательная,

2) объяснительная,

3) методологическая,

4) учебная.

Познавательная функция выражается:

– в познании бытия государства и права;

– в познании закономерностей возникновения и развития государства и права;

– в описании с помощью специальных понятий, категорий.

Объяснительная функция раскрывает, объясняет:

– признаки, свойства государственно-правового явления (атрибутное объяснение);

– причины и условия, вызвавшие к жизни эти явления (генетическое объяснение), действие;

– функционирование государственно-правовых явлений (функциональное объяснение);

– структурный состав исследуемых явлений, их взаимодействие (структурное объяснение).

Методологическая (оценочно-нормативная) функция состоит:

– в формулировании идей и выводов, имеющих принципиальное значение для юриспруденции в целом;

– в определении подходов к изучению государственно-правовых яв­лений, т. е. в разработке теоретических положений, которые на­правляют решение специальных вопросов в отраслевых науках.

Учебная функция состоит в том, что:

– вооружает изучающих теорию государства и права системой понятий государственно-правовых явлений;

– формирует профессиональное мировоззрение, вырабатывает умение логически правильно выражать и обосновывать свою позицию по проблемам государства и права (В.М. Сырых).

– прикладную (практико-организаторскую), которая выражается в выработке рекомендаций в решении проблем государственно-правового строительств (В.М. Корельский);

– воспитательную (В.М. Сырых);

– политическую, выраженную в содействии формированию у специалистов юридического профиля правильных политических ориентаций (В.М. Сурилов, Е.И. Темнов) или в формировании внутренней и внешней государственной политики, обеспечения научности в государственном управлении (В.М. Корельский);

– прогностическую – предвидение развития соответствующего государственно-правового явления, качественных и количественных изменений (А.Ф.Черданцев);

– идеологическую (концептуально-мировоззренческую) – разработка обобщающих взглядов на государство и право, на отношение к ним людей, формирование общечеловеческих ценностей в их сознании (В.К. Бабаев, В.М. Баранов, В.А. Толстик); выработка интегрирующих идеологических установок, аккумулирование и приведение в систему идей о государстве и праве (В.М. Корельский); утверждение общедемократических, гуманных идеалов (А.Б. Венгеров);

– эвристическую – открытие новых закономерностей в развитии государства и права (Е.И. Темнов).