Этапы рецепции римского права. VI. Значение и этапы рецепции римского права

Рецепция – процесс восприятия РЧП государствами континентальной Европы и создания на его основе национальных гражданских кодексов и уложений. Следует отметить, что предметом рецепции явилось преимущественно римское частно е право.

Западная Римская Империя прекратила свое существование в 476 году. На ее территории возникают раннегосударственные образования: Королевство Остготов (Италия), Королевство Вестготов (Испания), Королевство Вандалов (Северная Африка), Королевство Лангобардов (Северная Италия), Королевство Франков (бывшая провинция Римской Империи - Галлия). На территории этих королевств регулирование частных отношений осуществлялось посредством «территориального дуализма». То есть, отношения, которые складывались внутри варварских общин, регулировались «обычным правом» (варварскими правдами). Римское же население продолжало пользоваться именно Римским правом. Более того, Римское право применялось при разрешении споров между римлянами и варварами. С первой половины VI века в этих королевствах составляются сборники так называемых компиляций римских правовых источников. Самый известный – сборник 506 года – Бревиарий Аларика. Эта ситуация просуществовала вплоть до окончательного установления феодального строя. В условиях же раннего феодализма РЧП утрачивает свое практическое значение. Объясняется это тем, что исчезает социально-экономическая основа существования Римского права. Оно вытесняется феодальными и местными обычаями.

Этап познания

На рубеже X - XI веков под покровительством католической церкви создаются первые юридические школы (прежде всего в Северной Италии и Южной Франции), которые готовили специалистов Римского и канонического права (от слова «канон» - церковный закон – церковное право). В 1080 году создается так называемая Болонская школа (в городе Болонья, Северная Италия), возглавляемая юристом Иернерием. Это школа так называемых глоссаторов – профессоров Римского права первоначально Болонской школы, а затем университета, основной деятельностью которых являлось не обучение студентов, а изучение римских правовых источников. Такое изучение осуществлялось посредством так называемых интерпретаций (пространных толкований). Соответственно результатом таких толкований являлись глоссы (акты толкования к римским правовым текстам). В 1225 году болонский глоссатор Аккурсий систематизировал все ранее написанные глоссы и объединил их в одном источнике, который назвал «Большая Глосса». Поскольку в тот момент глоссированное Римское право уже начинает применяться светскими судами, Большая Глосса становится на тот момент единственным источником правоприменения. В судах господствует принцип «Что не признает глосса, то не признает суд». Это означало, что если при разрешении спора представители сторон предлагали использовать другой источник Римского права, не признанный глоссой, то суд его отклонял. Более того, положения Большой Глоссы в ряде случаев преобладают над самими источниками Римского Права, на основе которых они были составлены.



Этап правоприменения (прямая рецепция)

Рубеж XIII - XIV веков. Интерес к практическому применению Римского права был связан с тем, что с усилением Королевской власти возникает необходимость ослабить значение как феодальных, так и местных обычаев в судопроизводстве и тем самым создать единую систему правоприменения. Развитие экономически в целом товарно-денежных отношений требует наличие так же более совершенной правовой системы, чем феодальное право. Какое же право, как ни Римское больше всего для этого подходило?

Причины прямой рецепции:

· Во-первых, в этот период заканчивается эпоха феодальной раздробленности, формируются единые централизованные государства.

· Во-вторых, отношения так называемого ленного владения трансформируются в отношения частной собственности.

· В-третьих, с окончанием эпохи крестовых походов в Европе возрождается торговля, банковское дело и как следствие формируется новый класс предпринимателей. Возникают купеческие союзы, корпорации, банковские дома. В этих же условиях прежнее феодальное право, основанное на натуральном хозяйстве и на отношениях вассалитета-сюзеренитета, уже не отвечает новым социально-экономическим условиям. Требуется принципиально иная система права, способная объединить государство и общество.

В прямой рецепции первоначально участвовали два европейских государства – Французское Королевство и Священная Римская Империя Германской нации (Германская Империя).

Рецепция во Франции

Вплоть до конца XIII века территория Франции условно делилась на две «правовые области». Южные провинции именовались «Страной Римского права», северные – «Страной обычного права». Чем же объяснялся такой дуализм? Во-первых, конечно же, децентрализация королевства в тот период. В конце XIII века король Филипп IV Красивый своим указом распространил действие Римского права на всю территорию королевства. При парижском Парламенте (генеральные штаты) создается апелляционный суд, пересматривающий решения нижестоящих судов, а королевским судьям предписывается применять Римское право в приоритетном порядке перед обычаями. После столетней войны рецепция идет на спад. В провинциях возрождаются местные обычаи, а само Римское право начинает применяться субсидиарно, то есть, дополнительно, восполняя пробелы в местных обычаях. А после Великой Французской революции предпринимаются попытки систематизации Римского права и создания общенационального кодекса. В начале XIX века кодификационная комиссия, возглавляемая Наполеоном Бонапартом, разработала проект французского гражданского кодекса, составленного на основе глоссированного Римского права, «Народных обычаев» и институций Юстиниана. В 1804 году этот проект был утвержден Наполеоном и вступил в силу. Этот кодекс действует по настоящее время.

Рецепция в Германии

В 1275 году Рейхстаг утверждает Швабское Зерцало. Этим документом в судопроизводство вводится свод гражданского права «Corpus juris civilis», принятый в середине VI века на территории Восточной Римской Империи как субсидиарный (дополнительный) источник права. Субсидиарный – должен был восполнять пробелы в местных обычаях. В 1495 году учреждается Верховный Имперский суд в качестве высшей судебной инстанции Германской Империи. По решению Рейхстага в его состав «следует включать рыцарей, сведущих в Римском праве». Также постановлялось, что должности Имперского суда должны замещаться выпускниками Болонского университета.

Имперский суд выполнял следующие функции:

· Выступал апелляционной инстанцией. Пересмотр всех дел в этом суде осуществлялся в соответствии с Corpus juris civilis. Суды низших инстанций, если они не желали отмены своих решений, обязаны были руководствоваться Римским правом.

· В имперском уде формировались кадры для нижестоящих судов. Молодые юристы, проходившие практику в Имперском суде, в порядке ротации замещали должности нижестоящих судей.

· Имперский суд получил право давать обязательные разъяснения и рекомендации нижестоящим судам.

Таким образом, уже к началу XVI века в Германской Империи складывается единообразная судебная практика применения Corpus juris civilis, а уже к началу XVII века Римско право окончательно вытеснило все местные обычаи на территории Германской Империи.

С началом XIX века в Германии сформировалось так называемое Римское пандектное право. Pandecta – часть Corpus juris civilis. Германские юристы, обобщив практику применения Corpus juris civilis, а также использовав достижения немецкой классической философии, разработали уникальную систему расположения нормативного материала, основанную на пандектах. Она включала в себя две части: общую и особенную. Общая – общие принципы и правила, понятийный аппарат и система правовых классификаций. Особенная – специальные нормы, регламентирующие отдельные виды общественных отношений. В 1896 году был разработан проект германского гражданского уложения, вступивший в силу в 1900 году – дата завершения германской рецепции.

Государства Западной и Южной Европы систематизировали свое гражданское право на основе французской рецепции, а государства Северной, Центральной и Восточной Европы – на основе Германской рецепции. Общим итогом общеевропейской рецепции является возникновение романо-германской правовой семьи.

Рецепция римского права – один из важнейших исторических процессов эпохи феодализма, происходивший в Западной Европе начиная с XII в.

Рецепция (от receptio – «принятие») – восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того нормативного, идейно-теоретического содержания римского права , которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественного развития.

Предметом рецепции являлось римское частное право . Римское публичное право перестало существовать вместе с падением Рима.

Рецепция римского права обусловливалась:

  • высоким уровнем римского права – наличием в готовом виде ряда институтов, регулировавших отношения развитого товарооборота, четкостью и ясностью правовых норм . Римское классическое право во многом было свободно от национальной ограниченности, приобрело черты универсальности и почиталось как «общее, высшее, научное право»;
  • недостатками местного, в основном обычного, права. Обычное право было архаично, содержало многочисленные пробелы, неясности, противоречия. Причины рецепции римского права:
  • римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства;
  • короли, находя в римском праве государственно-правовые положения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть , использовали их в борьбе с церковью и феодальными сеньорами;
  • повышение интереса к римскому праву в силу широкого обращения эпохи Возрождения к античному творческому наследству.

Рецепция римского права – сложный, многоступенчатый процесс заимствования на основе отбора, затем переработки применительно к своим условиям, усвоение, когда чужое становится органической частью собственного права. Этапы рецепции:

  1. изучение римского права в отдельных городских центрах Италии. Происходило по Своду законов императора Юстиниана в Болонской школе искусств и связано с именем Ирнерия. Образовались школы:
  2. глоссаторов: изучение римского права первоначально выражалось в кратких замечаниях и разъяснениях (глоссах), делаемых между строками и на полях рукописей римских законов;
  3. постглоссаторов, для деятельности которых типично приспособление римского права к использованию в судах . Аккурсий в середине XIII в. соединил существовавшие при нем комментарии римского права и создал сводную глоссу (Glossa Ordinaria);
  4. распространение рецепции на территории ряда государств и практическое применение римского права в деятельности судей-практиков;
  5. переработка и усвоение достижений римского права.

Римское частное право стало «общим правом» ряда государств и фундаментом дальнейшего развития феодального и буржуазного права. Оно приобрело уже через ряд столетий после падения Рима значение действующего права в ряде государств Центральной и Южной Европы.

Памятники рецепции римского права:

  • во Франции – «Извлечения Петра» (XI в.) и «Бра-хилогус», «Кутюмах Бовези» (конец XIII в.);
  • в Англии – работа Брактона «О законах и обычаях Англии» (XIII в.);
  • в Германии – Саксонское зерцало (XIII в.), Германское гражданское уложение (1900 г.), «Каролина» 1552 г. (Constitutio criminalis Carolinae);
  • на Руси Соборное уложение 1649 г.

Согласно общепринятому определению, Рецепция (см. Рецепция ) римского права, усвоение римского права странами Западной Европы в средние века. Восприятие римского права отражало стремление нарождавшейся буржуазии к созданию единого национального правового порядка. Рассчитывая укрепить господство над крестьянами, Рецепцию. р. п. поддержали феодальные круги; королевская власть нашла в нём юридические формулы (особенно из римского государственного права императорского периода), обосновывавшие политику централизации и абсолютизма. Распространению римского права способствовала также католическая церковь; большую роль в этом сыграли глоссаторы и особенно постглоссаторы, не только преподававшие классическое римское право, но и обработавшие его применительно к условиям феодального общества.

Процесс этот начинается систематическим изучением римского правового наследия. В конце XI в. в Болоньи возникает школа, возглавляемая Иернерием (который был судьей, преподавателем риторики и диалектики, преподавателем права). Активность его учеников и последователей (Bulgarus, Martinis, Jacobus, Hugo) привлекала в школу множество слушателей со всех уголков Европы, которые разносили по ней знания о римском праве.
Содержанием деятельности болонской школы было углубленное изучение источников римского права, главным образом, Дигеста - центральной части обширного законодательства Юстиниана. При этом само преподавание было направлено на воспитание уважения к закону, позитивному праву (ius positivum). Ведь на практике в этот период суды вольно обращались с правовыми нормами, решая споры скорее на основании субъективного представления, чем на строгом следовании духу и букве закона; господствовала свобода судейского усмотрения. Таким образом, утверждалось важное правовое начало законности, подчеркивалась значимость позитивного права, законодательства для правильного разрешения юридических конфликтов в обществе.
Преподавание состояло в чтении и комментировании (толковании) древних источников. Толкования надписывались прямо в тексте источника, на полях и между строк; подобные толкования носили название глоссы. От него получили наименование и сами деятели первоначального периода рецепции римского права - глоссаторы.

Изложенное позволяет утверждать, что наиболее существенными чертами деятельности глоссаторов были:
углубленное изучение источников римского права;
утверждение значимости позитивного права;
установление важности принципа законности.
Со второй половины XIII в. на смену глоссаторам приходят комментаторы (или постглоссаторы). Деятельность комментаторов отличалась применением при изучении права дедуктивного метода, то есть выведением из общих принципов права некоторых частных положений (правил, правовых норм).

В своей работе комментаторы пользовались не столько источниками древнего римского права, сколько комментариями своих предшественников - глоссаторов. Но, комментируя глоссы, они старались внести в правовой материал логическую упорядоченность, свести многочисленные, часто казуистические правила к некоторым общим понятиям, категориям, а затем из этих общих понятий логически (дедуктивно) вывести новые частные понятия, применимые к конкретному жизненному отношению.
Таким образом, деятельность постглоссаторов оказалась первым опытом философского познания права. Следовательно, их усилиями было положено основание европейской юриспруденции как науки, как теории права. В этом - очевидная заслуга комментаторов по сравнению с их предшественниками.
К тому же, убеждение комментаторов в существовании универсальных принципов права возрождало интерес к обнаружению всеобщего критерия справедливости позитивного права, к естественному праву (ius naturale).
Несмотря на указанные характеристики, в деятельности комментаторов преобладали практические тенденции: они стремились привести римские юридические конструкции в связь с правовыми взглядами и потребностями современного им общества.

Руководствуясь идеями ius naturale, постглоссаторы приспособляли римское право к потребностям и условиям реальной жизни, оказывая огромную практическую услугу своему времени. Эта работа перерабатывала общемировое право античности в общее право (lex generalis) нового европейского мира.

Таким образом, главными достижениями деятельности направления постглоссаторов можно назвать:
выработку основ европейской теории права;
постановку задачи обнаружения критерия справедливости позитивного права;
разработку основ общего (универсального) права стран средневековой Европы.
К началу XVI в. эта деятельность утрачивает творческий характер, прекращается второй этап рецепции римского права.
Последующее развитие европейской юриспруденции связывают с проникновением в нее гуманистического направления. Это было естественным проявлением возрождения общего интереса к классической литературе и в целом к классическому искусству. Под влиянием этого в юриспруденции возникает стремление оторваться от произвольных явлений - глосс и комментариев и обратиться к первоисточникам. Изучение первоисточников осуществлялось в сопоставлении с той живой действительностью, которая их создавала и была отражена в античной истории, литературе, искусстве. Таким образом, деятели гуманистического направления подошли к Corpus Iupis Civilis с тех позиций, которые были чужды глоссаторам и комментаторам - с позиций истории и филологии. Стали появляться первые сообщения об истории римского права; началось очищение первоначальных текстов от многочисленных средневековых искажений. Кроме того, изменилась и методика преподавания права: вместо чтения и комментирования Corpus (чем по преимуществу занимались глоссаторы и комментаторы) стало вводится систематическое изложение права по определенному плану, близкому плану юстиниановых Институций.

В XVII - XVIII вв. правоведы вновь устремляют внимание на обнаружение конечного критерия права: происходит оживление идей естественного права; возникает естественно-правовая школа права. В ней идеи римского ius naturale получают новое обоснование: философия права ставится в связь с общей философией и право выводится из природы человека и общества. Такие мыслители, как Гуго Гроций, Гоббс, Джон Локк, Лейбниц, Ж.-Ж. Руссо пытались определить разумные свойства этой природы и, вместе с тем, разумные, абсолютные начала (принципы) права.

Эти разумные начала под именем естественное право получают приоритет над нормами позитивного права, которые исторически сложились в обществе и управляют им. Естественное право, как воплощение самого разума, противопоставляются неразумному и несправедливому правопорядку Европы XVIII в. с ее устарелыми, как полагали, политическими институтами, неравенством сословий, бесправием простых людей. Сложилось убеждение, что стоит только предоставить человеческому разуму свободу, он устроит общественные отношения наилучшим образом.

Рецепция римского права - это длительный и многогранный процесс усвоения правового наследия эпохи античности европейскими народами, в котором нормы позитивного права древности приспосабливались к реалиям новой эпохи; происходили теоретическая обработка правового материала и философское обобщение разнообразных проявлений права.

Первый этап рецепции характеризуется преимущественно изучением римского права в отдельных городских центрах Италии. Для второго этапа типично распространение рецепции на территории ряда государств и практическое применение римского права в деятельности судей- практиков. Наконец, третий этап - это наиболее полная переработка и усвоение достижений римского права. Важнейшим каналом рецепции становится закон.
Следует, однако, учитывать, что приспособление римского права к нуждам практики отчасти имело место на первом этапе (постглоссаторы), а его изучение - и на втором (филологическая школа). Упрощение в выделении этапов позволяет лучше рассмотреть движение целого, в частности, закономерности преемственности и повторяемости. Первый этап рецепции характеризуется преимущественно изучением римского права в отдельных городских центрах Италии. Для второго этапа типично распространение рецепции на территории ряда государств и практическое применение римского права в деятельности судей-практиков. Наконец, третий этап - это наиболее полная переработка и усвоение достижений римского права. Важнейшим каналом рецепции становится закон. Следует, однако, учитывать, что приспособление римского права к нуждам практики отчасти имело место на первом этапе (постглоссаторы), а его изучение - и на втором (филологическая школа). Упрощение в выделении этапов позволяет лучше рассмотреть движение целого, в частности, закономерности преемственности и повторяемости. Но следует подчеркнуть, что предметом рецепции явилось преимущественно римское частное право. Наоборот, римское публичное право, по общему правилу, умерло вместе с падением Рима.

6. Системы изложения римского права (институююююционная и пандектная).
Институционная: лица – вещи – обязательства. Таким образом изложены институции Гая. Позже отразилось в кодексе Наполеона

Пандектная: деление на общую и особенную части. Частное право регулировало отношения, основанные на равенстве сторон. В общей части (лица, объекты, основания возникновения обязательств) – общие положения. В особенной – описание отдельных видов правоотношений. 4 части – вещное, обязательственное, семейное, наследственное. Общая часть помогала избежать пробелы в праве.

Экзегетическая-толкование..

Источники римского права.

Институции Гая (1. 2) дают такое перечисление отдельных видов источников права: законы (plebiscita),

· сенатусконсульты,

· конституции императоров,

· эдикты магистратов,

· ответы юристов (responsa prudentium)

· обычное право

Обычное право.

Устный источник права, применялся когда не было sine lege закона, ни определенного права.

С установлением римского мирового господства в новых условиях правовой жизни обычай стал выполнять новые задачи - именно функцию отмены и преодоления явно устаревших норм цивильного, квиритского и в ней обычай осуществлял задачи расчистки места для новых норм и в этом смысле имел большое значение для после Пунических войн стали выходить из применения формальные сделки и обряды квиритского права.

Наряду с прежним обычаем появляется новый - судебный, и судебная практика.

При Юлиане обычай отменял закон. В начале домината в практике законодательства оформилась тенденция, противоположная теории Юлиана, и было запрещено действие обычаев, которые отменяют законы. В 319 г. н.э. последовало новое распоряжение:

Consuetudinis ususque longaevi non vilis auctoritas est, verum non usque adeo suivalitura momento, ut aut rationem vincat aut legem (C. 8. 52. 2).

В Древнем Риме законом являлось решение комиций - народного собрания (populus) центуриям, трибам). Для полной силы закона требовалось содействие трех органов римского государства. Такими являлись:

(1) Магистрат, имевший должен был сначала выработать письменный проект закона (rogatio legis), и спрошение закона.

(2) Народ, собранный магистратом в комиции, мог принять или отвергнуть проект целиком, но не обсуждал его, так что весь процесс прохождения закона сводился к вопросу магистрата, предлагающего закон, и положительного или отрицательного ответа со стороны народа ("как просишь" antiquo legem).

(3) Наконец, закон, предложенный магистратом и принятый народом, нуждался в ратификации или одобрении со стороны сената (auctoritas patrum). Принятые таким образом законы носили название к концу республики законы, полководцами в завоеванных провинциях (leges datae).

3.Эдикты магистратов и преторское право.

При вступлении в должность магистрат издавал эдикт, в котором объявлял программу своей деятельности, обязательную для него на время его службы.

Особенно большое значение получили эдикты преторов (содержавшие при каких обстоятельствах будет даваться судебная защита).

Эдикты преторов послужили источником образования особой системы преторского (или гонорарного, от honores, почетные должности) права.

4. Сенатусконсульты.

В начале принципата превратились в законодательные акты постановления сената (редкие при республике). С I до середины III вв. н.э. сенатусконсульты являлись основной формой законодательства, хотя и прикрываемой стройной формулой, что сенат только полагает, советует и рекомендует.

В сенатусконсультах нередко а затем предоставлялось преторам указать в эдикте средства их практического осуществления, так что некоторые сенатусконсульты можно назвать неоформленными законами.

5. Юриспруденция.

3 аспекта (функции) юристов:

1) Cavere – составление формул различных частноправовых актов, совершаемых отдельными лицами.

2) Agere – составление иска, дача разъяснений по его предъявлению и рекомендации по вопросам представительства, поведения в суде.

3) Responere – консультации по правовым вопросам. Толкование права, в случае отсутствия норм могли дать правовую оценку.

Юрист, зная букву закона в случае возникновения несправедливости, разрешая вопрос, должен полагаться на дух закона и учитывать волю сторон (лица).

426г. н.э. – закон о цитировании. В нем перечислены 5 основных юристов, мнение которых приравнивалось к закону: Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин. В случае противоречия между ними – точка зрения Папиниана.

Результат деятельности юристов:

1) Институции. Это учебники по праву.

2) Комментарии. Это истолкование действующего (преторского) права.

3) Дигесты. Комментарии на работы юристов прежних времен (своих предшественников).

4) Регулы. Это сборники афоризмов, выражений и т.д.

Еще один источник римского права – сенатусконсульты (Senatus consulta). Принимались по различным вопросам. До 2в. до н.э. носили обязательный характер, имели рекомендательный характер и принимались по вопросам наследственного права и по семейным вопросам.

5. Еще один источник римского права – постановления императоров (конституции). Виды постановлений:

1) Edicta – по вопросам общеправового характера, по управлению государственным аппаратом.

2) Directa – судебное решение императора.

3) Rescripta – это решение императора по отдельным казусам.

Рецепция римского права – одно из ключевых явлений в истории средневекового западноевропейского общества. В переводе с латинского «receptio» означает «приём», «принятие». Рецепция права – это процесс восприятия в том или ином государстве элементов правовой системы другого государства.

Начало рецепции в Западной Европе датируется XI- первой половиной XII вв. и связывается с деятельностью Болонской юридической школы. В XII-XIII вв. изучение римского права распространяется во многих западноевропейских странах. Таким образом, период XI-XIII вв. назван «периодом глоссаторов»; глоссаторы активно изучали и толковали нормы римского права. Далее, период XIV-XV вв. получил название «период комментаторов».

Изначально, после падения римской империи в 476 г. , её территорию стали заселять варварские племена. Появляются первые германские королевства, где господствует обычное право. Возникают сложности с совмещением норм римского и германского права. Постепенно, римское право воспринимается молодыми государствами, со временем всё крепче закрепляясь в их системах права.

Причиной рецепции римского права в Европе в XII в. является то, что развивающаяся промышленность и торговля требовали развитой правовой надстройки, стимулирующей прогресс производительных сил и производственных отношений, выходящей за границы отдельных феодальных государств. Применение косных и дробных феодальных кутюмов (обычно-правовых норм) являлось бы существенным тормозом для развития производительных сил. Выход был найден в признании силы закона за римским частным правом. По своему содержанию римское частное право удовлетворяло потребностям средневековья в регламентации частной собственности и договорных отношений. Большую роль сыграли при этом «абстрактность» римского частного права, утрата им в первые века н. э. узко национального, местного права, его приспособленность к регулированию хозяйственного оборота различных народов. Таким образом, римское частное право стало «общим правом» ряда государств и фундаментом дальнейшего развития как феодального, так и буржуазного права. Через ряд столетий после падения Рима оно приобрело значение действующего права в ряде государств Центральной и Южной Европы.

Так, в Германии в XVI-XIX вв. действовало пандектное право, т. е. частное право, сформировавшееся в результате переработки глоссаторами римского права. Вообще под пандектами (лат. pandectae - от греч. pandektes - всеобъемлющий) понимаются сочинения древнеримских юристов по вопросам частного права, которые включали выдержки из законов и других нормативных актов; они известны также под названием Дигесты. Для пандектного права свойственна институционная система, на которой основывались и памятники римского права. К примеру, данная система проявляется в Институциях Гая. Они разделены на 4 книги: о лицах, о вещах, об обязательствах, об исках. Впоследствии институционная система оказала большое влияние на последующую историю права. Кроме того, для пандектного права характерно деление права на отрасли, выделение общей и особенной части в структуре кодифицированных источников права. Пандектная система права прослеживается в Гражданском кодексе Франции 1804 г. – «Кодексе Наполеона», Гражданском уложении Германии 1896 г. и других документах.

Однако следует подчеркнуть, что предметом рецепции явилось преимущественно римское частное право. Публичное же право, по общему правилу, умерло вместе с падением Рима, хотя в истории имело место заимствование некоторых титулов из римского публичного права: германская империя присвоила себе название «священной римской империи», во многих государствах были учреждены сенаты, значительное распространение получил титул императора и т. д.

Римское частное право как право рабовладельческого государства не могло в неприкосновенном виде стать законом общества, в котором уже начали развиваться буржуазные отношения. Поэтому римское право в период его рецепции подвергалось многочисленным приспособлениям, далеко идущим толкованиям и переработке. Наряду с этим, тексты римских источников подвергались формально-логической обработке: из них извлекались общие принципы и располагались в стройном порядке. Такая переработка являлась исторически необходимым процессом приспособления римского права к новым производственным отношениям. Но со временем современное право всё дальше отходило от истинного римского права.

Тексты римского права явились основой, на которой развивалась в XVIII-XIX вв. общая теория буржуазного гражданского права. Многочисленные теории сделки и волеизъявления, договора, вины, понятия и защиты владения и т. п. базируются на текстах римского права. Однако самих этих теорий в римском праве не было.

Таким образом, римское частное право оказало могущественное влияние на всё дальнейшее развитие законодательства и правовых учений общества, основанного на частной собственности. Оно представляет собой одно из важнейших исторических явлений права. В силу исторических судеб римского права, сделавших его одним из основных факторов развития гражданского права, римское право должно быть знакомо каждому образованному юристу.

Одна из основных современных правовых семей – семья континентального права (или романо-германская) – возникла под влиянием римского права. Об этом говорит римская традиция деления права на отрасли, выделения частного и публичного права, а также кодификации источников права. Многие институты континентальной правовой системы основаны на институтах римского права. Кроме того, особое место занимает юридическая доктрина.

В своём развитии Романо-германская правовая семья прошла три главных этапа:

1) эпоха римской империи – XII в. : зарождение римского права и его упадок в связи с гибелью Римской империи (476 г. до н. э.), господство в Европе архаических способов решения споров – поединков, ордалий, колдовство и т. д. , фактическое отсутствие права.

2) XIII-XVII вв. : возрождение (ренессанс) римского права, распространение его в Европе и приспособление к новым условиям, достижение независимости права от королевской власти.

3) XVIII-XX вв. : кодификация права, принятие конституций (в США, Польше, Франции и т. д.), появление отраслевых кодексов (Гражданский кодекс Франции 1804 г. – «Кодекс Наполеона», Гражданское уложение Германии 1896 г.), создание национальных правовых систем.

Сегодня к семье континентального права относятся правовые системы Франции, Германии, Италии, Португалии, Испании, Швейцарии, а также России и других стран.

Введение

Как известно, начиная с XII в. происходит и захватывает большинство государств Западной Европы один из важнейших исторических процессов всей эпохи феодализма - рецепция римского прав а.

Рецепция (от лат. receptio - принятие) разъясняется как восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того нормативного, идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественного развития. Рецепция римского права - не единичное событие, нечто одноактовое, а сложный, многоступенчатый процесс. Первые ее шаги - изучение римского права, основное содержание - использование опыта прошлого в создании нового права.

Первый этап рецепции характеризуется преимущественно изучением римского права в отдельных городских центрах Италии. Для второго этапа типично распространение рецепции на территории ряда государств и практическое применение римского права в деятельности судей-практиков. Наконец, третий этап - это наиболее полная переработка и усвоение достижений римского права. Важнейшим каналом рецепции становится закон. Следует, однако, учитывать, что приспособление римского права к нуждам практики отчасти имело место на первом этапе (постглоссаторы), а его изучение - и на втором (филологическая школа). Упрощение в выделении этапов позволяет лучше рассмотреть движение целого, в частности, закономерности преемственности и повторяемости.

Пониманию рецепции помогает ее соотнесение с Возрождением, Ренессансом. Передовые люди видели выход из средневекового варварства в восстановлении сохранившихся остатков культуры Древней Греции и Рима. Поэтому пристальное внимание они уделяли изучению античных источников. Возрождение не следует понимать

как новое только в области искусства и архитектуры. Оно означало коренные преобразования в мировоззрении, в духовной жизни; это было поистине открытие нового мира, сопровождавшееся активным поиском во всех областях человеческой деятельности. Еще русскими дореволюционными авторами устанавливалась живая неразрывная связь между рецепцией и «возрождением Запада к новой умственной жизни». Сложность, однако, обнаруживается в их хронологическом несовпадении. Возрождение обычно относят к XIII-XIV вв., тогда как изучение римского права началось в XI-XII вв. Столь раннее начало рецепции может быть объяснено не только более тесной связью гражданского права с товарным производством, развитием товарно-денежных отношений, но и относительной самостоятельностью права, его принадлежностью духовной жизни народа. Конечно, следует учитывать и то, что в XI- XII вв. имело место лишь начало рецепции - изучение римского права, а широкое усвоение вместе с переработкой и приспособлением римского права к феодальным условиям - дело более позднего времени.

Развивающаяся промышленность и торговля требовали развитой правовой надстройки, не тормозящей, но стимулирующей прогресс производительных сил и производственных отношений, и притом надстройки, выходящей за границы отдельных феодальных государств. Хозяйственные отношения выходили за пределы мелких феодальных территорий, и их правовое регулирование должно было быть адекватно им-и территориально и по существу. Применение косных и дробных феодальных кутюмов (обычно-правовых норм) являлось бы существенным тормозом для развития производительных сил. И выход был найден в признании силы закона за римским частным правом. По своему содержанию римское частное право удовлетворяло потребностям средневековья в регламентации частной собственности и договорных отношений и было овеяно величием славного прошлого. Немалую роль сыграли при этом отмеченная выше «абстрактность» римского частного права, утрата им в первые века н. э. черт узко национального, местного права, его приспособленность к регулированию хозяйственного оборота различных народов.

Римское частное право стало, таким образом, «общим правом» ряда государств и фундаментом дальнейшего развития и феодального и буржуазного права. Оно приобрело уже через ряд столетий после падения Рима значение действующего права в ряде государств Центральной и Южной Европы.

Но следует подчеркнуть, что предметом рецепции явилось преимущественно римское частное право. Наоборот, римское публичное право, по общему правилу, умерло вместе с падением Рима. И если германская империя присвоила себе гордое название «священной римской империи», если во многих государствах были учреждаемы сенаты, если титул императора получил значительное распространение, если и Наполеон до того, как стать императором, измыслил должность первого «консула», то все это явилось лишь заимствованием некогда знаменитого титула, но отнюдь не воскрешением римских государственных учреждений.

Однако и римское частное право как право рабовладельческого государства не могло в своем неприкосновенном виде стать законом общества, в недрах которого уже начали развиваться буржуазные отношения. Римское право в период его рецепции подвергалось многочисленным приспособлениям, далеко идущим толкованиям и переработке, и этим путем создалось, преимущественно и Германии XVI -XVII вв., то «искаженное» римское право, которое получило название пандектного права или же странное и нелогичное название «современного римского права» (heutiges rumisches Recht). Наряду с этим, тексты римских источников подвергались формально-логической обработке: из них извлекались общие принципы, которые располагались во внешне стройном порядке. Эта переработка не являлась, однако, результатом сознательного стремления исказить римское частное право; она являлась

исторически необходимым процессом приспособления римского права к новым производственным отношениям. Но чем дальше, тем больше пандектное право отходило от «чистого» римского права. Значению последнего содействовало и то, что тексты римского права явились той основой, на которой развилась, в особенности в XVIII и XIX вв., общая теория буржуазного гражданского права. Многочисленные теории сделки и волеизъявления, договора и договорной ответственности, вины, понятия и зашиты владения и -т. п. базируются на текстах римского права. Но самих этих теорий в Риме, конечно,не было.

Излагая частное право античного Рима, мы считаем излишним излагать результаты разработки и применения римского права после падения Рима, т. е. касаться учений пандектного права. Нас интересует то и только то, что было в Риме, а не то, что сделали с правовым наследием Рима впоследствии. Эти последние вопросы должны освещаться в истории феодального права и в истории буржуазного права. Лишь в отдельных случаях, когда последующая разработка облегчает понимание римских источников, мы ссылаемся на соответствующие труды.

Причины и истоки рецепции

Начало рецепции римского права связано с жизнедеятельностью городов севера Италии в XI-X1I вв. Здесь рецепция делает свои первые шаги. Это

объясняется прежде всего социально-экономическими процессами, протекавшими на севере Италии, где в конце XI в., а затем в XII-XIII вв. наблюдался экономический подъем. Быстро развивались товарно-денежные отношения. Тогда в Италии не было единого государства, но на севере возникли города-государства с республиканской формой правления. Эти города в средневековой Европе приобретают выдающееся значение. Милан становится крупнейшим центром ремесленного производства; Венеция, Генуя, Пиза начинают играть роль мировых торговых центров, а Флоренция выдвигается как центр ростовщического капитала. Почти одновременно или несколько позже появляются центры ремесленного производства во Франции. Здесь также развитие частной собственности, интенсивные торговые связи требовали соответствующих правовых средств. Римское же право уже содержало в себе готовое юридическое оформление развивавшихся экономических отношений. Преподавание римского права в первых университетах, связанное с экономическим и культурным подъемом в отдельных городских центрах, на многие годы опередило потребность европейских государств в овладении правовыми средствами регулирования развивающихся буржуазных отношений.

Если бюргерство выступало за возможно более широкое, полное и точное восстановление действия римского права, то позиция феодальных сословий, светской и церковной власти в вопросе о рецепции была значительно сложнее. Во многом эта позиция сходна с их отношением к развитию производства и торговли - она была либо нейтральной, либо выражала стремление извлечь выгоду для себя. Феодалы использовали римское право, в частности, для закрепощения крестьян и захвата их земель. Рецепция ряда постановлений римского права осуществлялась подчас по прямому указанию пап, императоров, князей. Но порой они проявляли и открытую враждебность римскому праву.

Церковь была наиболее ранним проводником знания о римском праве в феодальнем мире. Возникнув еще в недрах Римской империи, христианство восприняло элементы античной культуры. Так, церковное (на Западе каноническое) право складывалось под непосредственным воздействием более высокой римской правовой культуры. Поскольку в церковных школах преподавание велось на латинском языке, то уцелели и некоторые рукописи с текстами римских законов, - та предпосылка, которая позже сделала возможным рецепцию. Духовенство сохранило часть римской образованности, а затем передало ее Средневековью. Христианство заимствовало у Рима и некоторые правовые воззрения и правовые институты. Разумеется, они были изменены и приспособлены к специфическим условиям средневекового мира, интересам церкви и особенностям христианской морали. Иногда каноническое право называют мостом, по которому римская правовая культура перешла в Средневековье.

По мере укрепления своих позиций церковь устанавливает контроль над университетами. Теперь в светском образовании церковь видит опасность своему господству. В 1220 и 1259 гг. издаются папские буллы, направленные против преподавания римского права. В Парижском университете такое преподавание на долгое время прекращается. Развитие канонического права все же шло в тесной связи с изучением римского права, идеи и ряд исходных положений которого использовались для обоснования норм канонического права. Римское право в церковной оболочке регулировало различные области внутрицерковных отношений. В своих интересах католическая церковь насаждала римский институт наследования по завещанию, поощряя завещания в свою пользу. Церковь способствовала и развитию торговых сделок. С помощью римского права она устраняла те ограничения в распоряжении недвижимостью, которые мешали переходу собственности в ее руки. Церковь считала справедливым и отстаивала то положение римского права, что недействительна сделка, если вещь продана дешевле половины ее цены.