62 конституции российской федерации. Двойное гражданство

1. Часть 1 статьи 62 предусматривает возможность граждан РФ иметь двойное гражданство. Случаи двойного гражданства возникают из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести гражданство, например, при различном гражданстве родителей или в результате усыновления иностранным гражданином, женщина — при выходе замуж за иностранца, если по законам его государства жена должна «следовать гражданству своего мужа». Российский гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного государства, но допускается это только в одном из следующих случаев:

— если такую возможность предусматривает федеральный закон;

— если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Упоминание в Конституции федерального закона означает, что решение вопросов двойного гражданства в других законодательных актах недопустимо. Российскому гражданину может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий международный договор. Как видно, к предусмотренному Конституцией обязательному условию — наличие международного договора — Закон о гражданстве других возможностей признания гражданства не допускает. Международный договор, о котором упоминается в части 1 статьи 62, должен прямо предусматривать права граждан договаривающихся государств иметь одновременно гражданство обоих этих государств.

2. Признание в соответствии с Конституцией двойного гражданства российских граждан лишь в указанных, строго ограниченных случаях означает, что общий принцип, по которому за лицом, состоящим в гражданстве, не признается принадлежность к гражданству другого государства, продолжает действовать. Отсюда практически вытекает, что гражданин иностранного государства при приобретении российского гражданства может сохранить гражданство этой страны (обязательного отказа от иностранного гражданства, как это предписывалось в прежнем Законе о гражданстве, при приеме в российское гражданство не требуется). Но в России в соответствии с нашим законодательством он будет рассматриваться только как российский гражданин. Двойное гражданство будет за ним признано в России, лишь если с иностранным государством, гражданином которого он является, имеется на этот счет международный договор.

3. Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства может создать определенные трудности, поскольку обладатель двух гражданств оказывается связанным с двумя государствами и должен подчиняться законам обоих. Это касается, например, военной службы. Факт двойного гражданства не умаляет прав и свобод российского гражданина и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского законодательства. Однако допускается, что федеральным законом или международным договором РФ может быть предусмотрено то или иное ограничение в правах или освобождение от обязанностей, вытекающих из факта двойного гражданства. Все это соответствует международной практике, и согласно Конвенции о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 г., лицо, обладающее двумя гражданствами, может рассматриваться каждым из государств, гражданином которого он является, как его гражданин.

4. Двойное гражданство проверяется компетентными органами. В связи со скандалом вокруг назначения заместителем Секретаря Совета Безопасности РФ Б.А. Березовского и его двойного гражданства Государственная Дума Федерального Собрания РФ постановила поручить Министерству внутренних дел РФ проверить наличие двойного гражданства у граждан РФ, занимающих государственные должности; дать согласие на проверку наличия двойного гражданства у депутатов Государственной Думы, предложить Министерству внутренних дел РФ сообщить о результатах проверки в Государственную Думу до 1 апреля 1997 г.

5. Распоряжения о двойном гражданстве принимает Президент РФ, и если разрешение получено, то гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, не может быть на этом основании ограничен в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства РФ.

6. В части 3 статьи 62 Конституции определено правовое положение в России иностранных граждан и лиц без гражданства. Определение иностранных граждан дано в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в которой указано, что иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. К таким доказательствам относятся национальные паспорта или заменяющие их документы.

7. Лица без гражданства — это такие лица, которые, не являясь российскими гражданами, не имеют доказательства своей принадлежности и к гражданству другого государства. Исходя из статьи 15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей права каждого на гражданство, российское государство стремится к устранению и предотвращению случаев проживания на ее территории лиц без гражданства. В полном соответствии с общепризнанными нормами международного права Конституция закрепляет приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении их прав и обязанностей к российским гражданам, т.е. устанавливает для этих лиц национальный режим. Этот режим предоставлялся им в нашей стране законодательством и ранее. Принцип приравнивания действует в полной мере, если федеральным законом или международным договором РФ не установлено иное. Отклонения от национального режима в сторону ограничения прав или, наоборот, расширения по сравнению с правами российских граждан согласно Конституции могут быть установлены только федеральным законом или международным договором. Введение особых правил для иностранных граждан в каких-либо других актах неправомерно.

8. Иностранный гражданин, подчиняясь на территории РФ законам нашей страны, продолжает сохранять правовую связь и с собственным государством, имеет определенные права и обязанности как его гражданин. Поэтому на него не возлагаются некоторые обязанности российских граждан (например, обязанность несения военной службы) и не предоставляются отдельные права, принадлежащие в силу их характера исключительно российским гражданам (например, право быть избранным или назначенным на определенные должности — судьи, прокурора, нотариуса и т.д., право участвовать в референдумах и т.п.). Ряд специальных правил для иностранных граждан установлен в упомянутом Законе о правовом положении иностранных граждан, в частности в отношении их трудовой деятельности, социального обеспечения, пребывания на территории нашей страны, административной и уголовной ответственности.

9. Специальные правила российского законодательства установлены для отдельных групп находящихся в России иностранных граждан: дипломатов, пользующихся дипломатическим иммунитетом, консулов, членов экипажей иностранных кораблей и самолетов и т.п. Конституция не связывает применение к иностранным гражданам национального режима с принципом взаимности, он предоставляется в России независимо от того, пользуются ли таким режимом в соответствующем иностранном государстве иностранцы, а значит, и российские граждане. В то же время, если ограничения прав и свобод в иностранном государстве касаются только российских граждан, в отличие от других иностранцев, т.е. носят дискриминационный характер, Правительством Российской Федерации может быть установлен акт реторсии. Реторсия — ответное ограничение, устанавливаемое Правительством Российской Федерации в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц. Акт о реторсии принимается на определенный срок. Но также инициировать вопрос о применении реторсии может, если в процессе рассмотрения определенного дела выяснится о случаях дискриминации российских граждан. В то же время суд обязан, если принят акт о реторсии, отказывать в защите субъективных прав граждан, в отношении которых принят данный акт. Для того чтобы принять акт о реторсии, необходимо доказать факт причинения ущерба интересам государства в целом, а не конкретно взятым лицам. Применение реторсии возможно и на основании иного нормативно-правового акта — Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Согласно данному закону применение реторсии возможно в случае: принятия иностранным государством в отношении Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований или российских лиц, мер, нарушающих их экономические интересы, или в случае нарушения установленных международным договором обязательств. Но в этом случае ответные меры могут быть приняты только в сфере внешнеторговой деятельности.

Текст Ст. 62 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 62 Конституции Российской Федерации

1. В Российской Федерации допускается двойное гражданство.

Двойное (множественное) гражданство — это особое политико-правовое состояние человека, при котором он одновременно обладает гражданством двух или более иностранных государств. На международном уровне понятие двойного гражданства закреплено в ст. 2 Европейской конвенции от 2 ноября 1997 г. «О гражданстве» и адекватно понятию «множественное гражданство», означающее наличие у одного лица гражданства двух и более государств. Данная Конвенция была ратифицирована в Российской Федерации 6 ноября 1997 г.

По данным переписи населения Российской Федерации, в 2002 г. из общей численности граждан России около 40 тыс. чел. имеют двойное гражданство*(284).

Двойное гражданство может возникнуть в силу различных причин. Например, у женщины при вступлении в брак с иностранцем, если законодательство страны супруга автоматически предоставляет ей гражданство мужа, а отечественное законодательство после этого не лишает его гражданства. Причиной двойного гражданства могут быть территориальные изменения, влекущие за собой изменение юрисдикции государств, миграцию населения и поток беженцев.

В законодательстве государств имеют место случаи натурализации без утраты предшествующего гражданства (например, Франция, Израиль), автоматическое предоставление гражданства супруге-иностранке в связи с заключением брака с гражданином страны (ряд стран Азии, Африки, Латинской Америки), предоставление гражданства ребенку, родившемуся в смешанном браке (Индия, Таиланд, Южная Корея) и другие случаи.

Конституция РФ 1993 г. четко зафиксировала возможность двойного гражданства для граждан страны и расширила условия его приобретения — не только на основании международного договора Российской Федерации, но и в соответствии с федеральным законом. Двойное гражданство может возникать в Российской Федерации по основаниям, предусмотренным в ст. 14 Европейской конвенции «О гражданстве», в которой предусмотрено приобретение двойного гражданства ребенком, уже имеющим гражданство нескольких государств, приобретенное им, и получающим двойное гражданство автоматически при рождении. Гражданин РФ может также получить двойное гражданство при вступлении в брак с иностранным гражданином и иными способами, предусмотренными Конституцией РФ и Законом о гражданстве.

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет, что наличие двойного (множественного) гражданства не означает сужения или расширения прав и свобод человека. Лицо, состоящее в гражданстве Российской Федерации и другого государства, в полной мере осуществляет права и обязанности, вытекающие из гражданства России. Это правило соответствует практике большинства зарубежных демократических стран и международно-правовым стандартам. Всякое государство сохраняет за собой право требовать от лица, имеющего его гражданство, следовать национальному законодательству (выполнение обязанностей, несение ответственности, использование прав и свобод, средств их защиты) в полном объеме, без каких-либо исключений.

Иное, как указывает ч. 2 ст. 62 Конституции РФ, может быть предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Практика свидетельствует о том, что решающим в этом являются не нормы федерального закона, а положения международного договора Российской Федерации.

Заключение международных договоров с иностранными государствами может служить эффективным средством устранения негативных последствий обладания двойным гражданством.

Правило ч. 2 ст. 62 соответствует международной практике. Так, согласно Конвенции 1930 г. о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве, лицо, обладающее двумя гражданствами, может рассматриваться каждым из государств, гражданином которого оно является, как его гражданин.

3. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами — с другой, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в России и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, определяются Конституцией РФ и Федеральным за коном от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»*(285) (далее — Закон N 115-ФЗ), а также другими федеральными конституционными и федеральными законами.

Конституция РФ определяет лишь самые общие положения относительно статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. Основным статусным законом для данной категории выступает Закон N 115-ФЗ, который комплексно регулирует порядок оформления приглашений на въезд в Россию, порядок регистрации иностранных граждан, въехавших на территорию РФ, порядок их передвижения в пределах страны, избирательное право, условия участия иностранцев в трудовых отношениях, порядок замещения ими государственных должностей, отношение к военной службе и другие вопросы.

До принятия данного Закона на территории Российской Федерации действовал Закон СССР от 24 июня 1981 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР» и постановление Верховного Совета СССР от 24 июня 1981 г. «О введении в действие Закона СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР».

Под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства (ст. 2 Закона N115-ФЗ). В понятие «иностранный гражданин» федеральный законодатель включает и категорию «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства действуют специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Федеральный закон определяет три правовых режима пребывания иностранных граждан в нашей стране: временное пребывание, временное проживание, постоянное проживание. Таким образом, в Российской Федерации выделяется три категории иностранных граждан: 1) временно пребывающие; 2) временно проживающие; 3) постоянно проживающие в Российской Федерации.

Федеральный закон

Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается в соответствии с Конституцией РФ по наиболее важным и актуальным общественным вопросам. Федеральные законы принимаются Государственной думой Федерального собрания РФ.

Закон представляет собой нормативно-правовой акт, принимаемый представительным органом государственной власти по наиболее значимым и актуальным вопросам общественной жизни.

Государство

Государство представляет собой особую форму организации политической власти. Для государства как особой формы организации политической власти характерно наличие следующих признаков: наличие публично-властных институтов (т.е. институтов власти, находящихся вне общества, выделенных из него); наличие органов управления и поддержания правопорядка внутри государства; наличие организованной налоговой системы, необходимой для поддержания функционирования государства и государственных институтов, а также решения иных социальных вопросов; наличие обособленной территории и государственных граница, которые отделяют одно государство от другого; наличия независимой правовой системы, при этом, по мнению большинства правоведво: государство не может существовать без права; монополия на насилий, только государство имеет право на применение насилия; наличие суверенитета, т.е. независимости во внутренних и внешних делах.

Федерация

Федерация представляет собой особую форму государственно-территориального устройства, которая представляет собой сложное государство, состоящие из множества частей с широким набором полномочий на местах – субъектов федерации. Субъекты федерации обладают широкой политической и экономической самостоятельностью. Российская Федерация является ассиметричной федерацией для которой характерен различных конституционный статус для ее субъектов.

Часть 1 ст. 62 Конституции РФ регулирует случаи двойного гражданства. Такая ситуация возникает обычно из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести двойное гражданство, например, при различном гражданстве родителей или в случае усыновления иностранным гражданином, женщина - при выходе замуж за иностранца, если по законам его государства жена должна следовать гражданству своего мужа.

До последнего времени российское законодательство стояло на позиции непризнания за гражданами РФ двойного гражданства: в случаях, когда российский гражданин имел доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства и фактически становился лицом с двойным гражданством, законодательство рассматривало его только как российского гражданина.

Отступление от этой позиции наметилось в Законе о гражданстве РФ

Часть 1 ст. 62 Конституции рф определяет, что российский гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного государства. Но допускается это только в одном из следующих случаев:

1) если такую возможность предусматривает федеральный за кон;

2) если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Упоминание в Конституции федерального закона означает, что решение вопроса двойного гражданства в других законодательных актах недопустимо. Согласно ст. 3 Закона о гражданстве российскому гражданину может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий международный договор, как видно, к предусмотренному Конституцией обязательному условию - наличию международного договора - Закон о гражданстве других возможностей признания двойного гражданства не добавляет.

Признание в соответствии с Конституцией двойного гражданства российских граждан лишь в указанных, строго ограниченных случаях означает, что общий принцип, по которому за - 10 лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, про должает действовать.

Гражданин иностранного государства при приобретении гражданства российской Федерации может сохранить гражданство этой страны (обязательного отказа от иностранного отказа, при получении российского, не требуется). Но в России в соответствии с нашим законодательством будет рассматриваться только как российский гражданин. Двойное гражданство будет за ним приз нано в России, лишь если с иностранным государством, гражданином которого он является, имеется соответствующий международный договор.

Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства может создать определенные трудности, поскольку обладатель двух гражданств оказывается связанным с двумя государствами и должен подчиняться закона обоих. Это касается, например, несения военной службы.

Согласно ч. 2 ст. 62 Конституции РФ, факт двойного гражданства не умаляет прав и свобод российского гражданина и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского законодательства. Однако ч. 2 ст. 62 допускает, что федеральным законом или международным договором РФ может быть предусмотрено то или иное ограничение или освобождение от обязанностей, вытекающее из факта двойного гражданства.

В ч. 3 ст. 62 Конституции РФ определено правовое положение в России иностранцев и лиц без гражданства.

Иностранными гражданами должны признаваться лица, имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранно го государства.

Лица без гражданства - это лица, которые, не являясь российскими гражданами, не имеют доказательств своей принадлежности и к гражданству иностранного государства. Исходя из ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей право каждого на гражданство, Российское государство стремится к устранению и предотвращению без гражданства проживающих на ее территории лиц. Согласно ст. 7 Закона о гражданстве наше государство поощряет приобретение гражданства России лицам без гражданства и не препятствует приобретению ими другого гражданства.

В полном соответствии с общепринятыми нормами международного права Конституция закрепляет приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении их прав и обязанностей к российским гражданам, т.е. устанавливает для этих лиц национальный режим.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции принцип приравнивания действует в полной мере, если федеральным законом или между народным договором Российской Федерации не установлено иное.

Отклонение от национального режима (в сторону ограничения прав или, наоборот, их расширения по сравнению с правами российских граждан) могут быть согласно Конституции установлены только федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Введение особых правил для иностранных граждан в каких-либо других актах неправомерно.

Специальные правила российского законодательства установлены для отдельных групп находящихся в России иностранных граждан: дипломатов пользующихся дипломатическим иммунитетом, консулов членов экипажей иностранных военных кораблей и самолетов и т.п.

Конституция не связывает применение к иностранным гражданам национального режима с принципом взаимности: он предоставляется в России независимо от того, пользуются ли таким режимом в соответствующем иностранном государстве иностранцы (а значит, и российские граждане). В то же время, если ограничение прав и свобод в иностранном государстве касаются только российских граждан (в отличие от других иностранцев), т.е. носят дискриминационный характер, Правительством России могут быть установлены в соответствии со ст. 3 Закона о правовом положении иностранных граждан в СССР ответные ограничения (реторсии).

Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве РФ

1. Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются:

    Президент Российской Федерации;

    федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы;

    федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

2. Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, определяются настоящим Федеральным законом.

Полномочия Президента Российской Федерации

1. Президент Российской Федерации решает вопросы:

а) приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона;

б) восстановления в гражданстве Российской Федерации в общем порядке в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона;

в) выхода из гражданства Российской Федерации в общем порядке в соответствии с частью первой статьи 19 и частью первой статьи 26 настоящего Федерального закона;

г) отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.

2. Президент Российской Федерации утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

3. Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, в связи с исполнением настоящего Федерального закона.

4. Президент Российской Федерации издает указы по вопросам гражданства Российской Федерации.

5. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами "б" - "ж" статьи 16 настоящего Федерального закона, Президент Российской Федерации в исключительных случаях вправе рассмотреть вопрос о приеме в гражданство Российской Федерации или восстановлении в гражданстве Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии со статьями 13-15 настоящего Федерального закона.

Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, и его территориальных органов

Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия:

а) определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации;

б) принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;

д) исполняют принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации;

е) рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими на территории Российской Федерации, и принимают решения по вопросам приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, и с частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона;

ж) ведут учет лиц, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства;

з) оформляют гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй статьи 12 и частями второй и четвертой статьи 26 настоящего Федерального закона;

Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, и дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами РФ

Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации:

а) определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих за пределами Российской Федерации;

б) принимают от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;

в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;

г) направляют Президенту Российской Федерации в случаях, предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Федерального закона, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы;

д) исполняют принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации;

е) рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, и принимают решения по вопросам приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, c частями второй и третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона;

ж) ведут учет лиц, в отношении которых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации, приняты решения об изменении гражданства;

з) оформляют гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй статьи 26 настоящего Федерального закона;

и) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.

В законодательстве РФ предусматриваются следующие способы приобретения гражданства РФ:

    гражданство РФ, приобретаемое по рождению;

    гражданство РФ, приобретаемое в результате приема в гражданство РФ;

    гражданство РФ, приобретаемое в результате восстановления в гражданстве РФ;

    гражданство РФ, приобретаемое по иным основаниям, предусмотренным законодательством РФ и международными договорами и соглашениями.

При решении вопросов гражданства наряду с законами нашей страны подлежат применению международные договоры Российской Федерации, регулирующие вопросы гражданства.

А если же международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те которые содержатся в Законе о гражданстве, применяются правила, этого договора.

В отношении каждого человека, гражданство которого юридически оформляется такими документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, каковыми являются удостоверения личности гражданина Российской Федерации, а до их получения - свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство лица

В 1997 году вышло постановление Правительства Российской Федерации об учреждении образцов и описании бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории страны и за её пределами. Государство регистрирует также такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть своего гражданина.

Таким образом, рассмотрев общие положения Закона о гражданстве, мы рассмотрели основные и наиболее важные принципы, связанные с гражданством. Они исходят из признания общечеловеческих ценностей, означают признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью.

Статья 62 Конституции РФ

Статья 62 ”1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. 2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. 3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации”

1. Двойное гражданство означает наличие у гражданина Российской Федерации гражданства одновременно одного или более иностранных государств. Закрепленное Конституцией право на двойное гражданство может быть реализовано в порядке, определяемом федеральным законом или международным договором Российской Федерации. На данный момент в Российской Федерации не принят федеральный закон, регулирующий порядок и условия приобретения гражданства иностранных государств. Поэтому впредь до принятия такого закона вопросы двойного гражданства будут решаться посредством заключения международных соглашений. Вместе с тем сохраняет силу ст. 3 Закона "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 г. в редакции от 18 января 1995 г.

Согласно ч. 1 ст. 3 названного закона за лицами, состоящими в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусматривается международным договором Российской Федерации. В силу ч. 2 ст. 3 Закона гражданин Российской Федерации может по ходатайству получить гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий международный договор.

Таким образом, ст. 3 Закона о гражданстве не устанавливает дополнительных законодательных оснований для получения двойного гражданства, а только отсылает к положениям международных договоров, которые действуют или будут заключены по данному вопросу Российской Федерацией.

Статья 3 Закона о гражданстве различает две категории международных договоров Российской Федерации: международные договоры, предусматривающие иные правила по сравнению с ее ч. 1, и "соответствующий международный договор" (ч. 2 ст. 3). К первой группе договоров могут быть отнесены те из них, которые иным по сравнению с ч. 1 ст. 3 Закона о гражданстве способом регулируют отношения по вопросам приобретения двойного гражданства. Это означает, что если названное положение Закона не признает за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, принадлежность к гражданству другого государства, то международный договор может содержать условия об обратном, т.е. признавать право российского гражданина на двойное гражданство и определять порядок его приобретения.

Такой международный договор должен устанавливать для Российской Федерации обязательство обеспечивать своим гражданам право приобретать гражданство другой стороны договора (или сторон, если договор многосторонний). Для граждан России такие договоры создают правовое основание для приобретения гражданства только тех государств, с которым Российская Федерация их заключила.

Приобретение гражданином гражданства другого государства не должно влечь утраты гражданства России

Ко второй группе международных договоров Российской Федерации следует отнести "соответствующие международные договоры", как они именуются в ч. 2 ст. 3 Закона “О гражданстве РФ”.

В соответствии с условиями таких договоров гражданин Российской Федерации не может приобрести двойное гражданство без разрешения компетентных органов государственной власти. Данное положение Закона о гражданстве воспроизводит нормы международных договоров, заключенных ранее СССР преимущественно с восточноевропейскими государствами с целью сокращения случаев возникновения двойного гражданства, которые сохраняют силу для Российской Федерации.

По Конвенции между СССР и НРБ о предотвращении случаев возникновения двойного гражданства от 6 июля 1966 г. стороны не принимают в свое гражданство лиц без согласия компетентных органов каждой из сторон. Действующее российское законодательство не содержит требований, препятствующих удовлетворению ходатайства российского гражданина о предоставлении ему гражданства государства, с которым заключен договор.

Вместе с тем ст. 5 Конвенции между Правительством СССР и Правительством Польши от 31 марта 1965 г. запрещает сторонам принимать ходатайства о вступлении в свое гражданство от лиц, состоящих в гражданстве другой стороны, без предварительного предоставления заинтересованным лицам документа, выданного компетентным органом той стороны, в гражданстве которой оно состоит, подтверждающих отсутствие препятствий к изменению гражданства.

Ходатайства российских граждан о предоставлении двойного гражданства рассматриваются Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, Положение о которой утверждено распоряжением Президента Российской Федерации от 23 июня 1992 г. N 313-рп. При осуществлении своих полномочий Комиссия должна, в частности, руководствоваться ст. 7 Закона о гражданстве и не создавать препятствий для приобретения иного гражданства.

Положение ч. 1 ст. 62 не исчерпывает всех случаев приобретения гражданином Российской Федерации гражданства иностранных государств. Двойное гражданство вне рамок и условий международных договоров Российской Федерации может возникать у российских граждан вследствие коллизий законодательства, действующего в Российской Федерации, и законов иностранных государств. Так, ребенок российских граждан, родившийся на территории иностранного государства, регулирующего вопросы гражданства исходя из "права почвы", автоматически приобретает гражданство этого государства.