Сборник задач по конституционному праву россии

Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ был утвержден федеральный бюджет 2002 г. Как и годом ранее, депутаты вместе с Правительством Российской Федерации собираются в новом году получить доходов больше, чем в предыдущем. Так, в 2002 г. от налогоплательщиков планируется получить примерно на 280 млрд руб. налогов больше, чем реально получено в 2001 г. Отметим при этом, что в 2002 г. в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ в федеральный бюджет будет поступать часть сумм единого социального налога, ранее зачисляемого в Пенсионный фонд РФ.

Как всегда, в Законе о бюджете содержатся нормы, затрагивающие налоговые правоотношения. Во-первых, установлены нормативы распределения налогов по бюджетам различных уровней. Более всего налогоплательщиков интересует налог на добавленную стоимость - он в 2002 г., как и в 2001 г., будет полностью зачисляться в федеральный бюджет. Поэтому, вероятнее всего, организации смогут продолжать уплачивать НДС централизованно по месту нахождения головного подразделения. В 2002 г. налог на доходы физических лиц будет полностью поступать в бюджеты субъектов Российской Федерации (в 2001 г. он делился между федеральным и региональными бюджетами в соотношении 1:99).

Во-вторых, проиндексирован размер ставок некоторых видов обязательных платежей:

Ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 г., применяются в 2002 г. с коэффициентом 2,0 для всех категорий земель;

Плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов, действовавшая в 2001 г., применяется в 2002 г. с коэффициентом 1,18;

Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, действовавшие в 2001 г., применяются в 2002 г. с коэффициентом 1,12.

Законом о бюджете до 1 апреля 2002 г. продлено действие реструктуризации по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, которую первоначально предполагалось завершить 1 января 2002 г. (Постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699). Также продлена реструктуризация для сельскохозяйственных предприятий по федеральным налогам и сборам и страховым взносам, которая была завершена 1 декабря 2001 г. По всей видимости, условия реструктуризации останутся прежними, но последнее слово остается за Правительством Российской Федерации.

Расходная часть бюджета Российской Федерации на 2002 год утверждена в сумме 1 триллион 947 миллиардов 386,3 миллиона рублей, доходная - в сумме 2 триллиона 125 миллиардов 718,2 миллиона рублей. При этом объем валового внутреннего продукта прогнозируется в размере 10 триллионов 950 миллиардов рублей, а уровень инфляции - 12%. Курс рубля по отношению к доллару спрогнозирован в размере 31 рубль 50 копеек за один доллар США. Превышение доходов над расходами в 2002 году планируется направить на погашение госдолга России в сумме 68 миллиардов 566,6 миллиона рублей и на образование финансового резерва - 109 миллиардов 765,3 миллиона рублей. На обслуживание государственного и муниципального долга выделяется 285 миллиардов 9 миллионов 298,7 тысяч рублей, на национальную оборону - 284 миллиарда 157 миллионов 831,5 тысяч рублей, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства - 173 миллиарда 863 миллиона 288,3 тысячи рублей, на образование - 80 миллиардов 88 миллионов 334,7 тысяч рублей. В бюджете предусмотрено увеличение финансирования социальной сферы - образования, здравоохранения, повышение зарплаты бюджетникам. Кроме того, впервые в истории новой России в нем законодательно закрепляется формирование финансового резерва страны - за счет свободных остатков средств на счетах федерального казначейства и в случае получения дополнительных доходов. В случае же падения мировых цен на нефть предусмотрена защита бюджета - часть необходимых финансовых расходов будет переноситься на конец года, но это не коснется "социальных" статей бюджета.

Данные бюджета на 2002 г. свидетельствуют, что большую часть доходов бюджета составляют налоговые доходы, а около 35,5 % налоговых доходов бюджета составляет налог на добавленную стоимость (налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета). Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е. часть из них направляются в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Например, из доходов, поступающих от уплаты НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории Российской Федерации, примерно 75 % поступает в федеральный бюджет; из акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - 50 % и т.п. Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги, как, например, акцизы на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи.

Данные свидетельствуют, что 81,1 % всех доходов бюджета составляют налоговые доходы, а около 44,81 % налоговых доходов бюджета составляет налог на добавленную стоимость (налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета). Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е. часть из них направляются в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги, как, например, акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины, таможенные сборы и иных таможенные платежи.

Структура доходов в федеральном бюджете на 2002 год

Выше указывалось, на какие цели расходуются средства. Составляющие государственный бюджет. Поскольку государству необходимо. Прежде всего. Обеспечить стабильность в обществе, то этими направлениями расходов являются: правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели. С первой трети двадцатого века повышается роль государства, а следовательно, и расходная часть госбюджета в экономическом регулировании.

При составлении проектов бюджетов, уточнении бюджетов в ходе их исполнения, при рассмотрении проектов бюджетов, утверждении бюджетов:

      определяется объем финансирования мероприятий по социально-экономическому развитию соответствующих национально-государственных и административно-территориальных образований в пределах планируемых бюджетных доходов, предоставленных дотаций, субвенций, а также с учетом привлекаемых заемных средств;

      определяются направления использования средств бюджета на инвестиции, собственные целевые программы; на внешнеэкономическую деятельность, мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), восстановление памятников природы и культуры, благоустройство городов, поселков и сел, содержание и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов коммунального назначения, сети дорог соответствующего значения (сверх выделяемых ассигнований из дорожных фондов), образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, на содержание органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления и на другие цели;

      определяются и уточняются нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, органов милиции общественной безопасности, охраны окружающей среды и на другие цели;

Расходы бюджета, предусмотренные бюджетной классификацией, подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития.

К бюджету текущих расходов относятся расходы на текущее содержание и капитальный ремонт (восстановительный) жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития. К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иные расходы на расширенное воспроизводство. Именно второй бюджет - развития - определяет масштабы и скорость перевооружения производства, НИОКР.

Доходная часть бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов. Кроме того, в бюджеты могут поступать дотации и субвенции, а также заемные средства.

Порядок и условия предоставления и использования дотаций и субвенций из государственного бюджета Российской Федерации устанавливаются законодательными актами Российской Федерации, а порядок и условия предоставления и использования дотаций и субвенций из других бюджетов устанавливаются законодательными актами республик в составе Российской Федерации и решениями соответствующих представительных органов власти, принятыми в пределах их компетенции.

При недостаточности бюджетных средств для покрытия расходов, превышающих минимальный бюджет, или в случаях временных финансовых затруднений в процессе исполнения утвержденного бюджета возможно получение процентных или беспроцентных ссуд, а также выпуск займов на инвестиционные цели. Максимальный размер соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств бюджета и объема его расходов устанавливается законами Российской Федерации.

Вместе с тем, основной статьей дохода государственного бюджета (около 95% в РФ) являются налоги. Основы налоговой системы России установлены в различных нормативных актах, в частности, в Законе "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Так, следующие основные налоги являются федеральным:

а) налог на добавленную стоимость;

б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;

в) налог на операции с ценными бумагами;

г) таможенная пошлина;

д) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

ж) платежи за пользование природными ресурсами;

з) налог на прибыль предприятий и организаций;

и) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов;

к) гербовый сбор;

л) государственная пошлина;

м) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний;

н) налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

о) налог на доходы (дивиденды, проценты и др.).

Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. В целях сбалансированности бюджета могут устанавливаться предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, который заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи.

Состав защищенных статей определяется Федеральным Собранием РФ, а также представительными органами власти субъектов РФ в рамках их компетенции. Покрытие дефицита бюджета развития осуществляется также за счет выпуска государственных займов или использования кредитных ресурсов.

Каковы принципы конституционного судопроизводства и в чем состоят их особенности по сравнению с принципами других видов судопроизводства? В чем заключаются особенности принципа состязательности в конституционном процессе? Какова роль и пределы усмотрения суда? Задача 6. Гражданин Пайдоверов А.К. обратился в Конституционный Суд РФ с обжалованием нормы Федерального закона “О внесении дополнения в статью 48 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"” в том смысле, который был ей придан правоприменительной практикой – позицией, выраженной в ответе на его обращение местным отделением службы социальной защиты населения. В жалобе было указано, что в принятии оспариваемого акта участвовали: Законодательное Собрание Воронежской области (обратившееся с законодательной инициативой), Государственная Дума (Совет Федерации в установленный Конституцией РФ 14-дневный срок этот закон не рассмотрел) и Президент РФ. Однако в качестве ответчика было указано Министерство труда и социальной защиты населения. Палата Конституционного Суда РФ, принимая жалобу к рассмотрению, указала, что стороной в процессе будут Федеральное Собрание и Президент РФ, а представители министерства будут вызваны в качестве свидетелей. Заявитель обратился к Председателю Конституционного Суда с просьбой пересмотреть решение палаты в пленарном заседании в связи с тем, что поскольку судом исследуется смысл, придаваемый норме правоприменительной практикой, ответчиком должен быть тот орган, который применяет норму в неконституционном смысле, тогда как законодатель мог и не предполагать подобного толкования. Кто является сторонами в конституционном процессе? Какова роль свидетелей и какие обстоятельства, подлежащие исследованию судом, могут устанавливаться с помощью свидетельских показаний? Как оформляется принятие заявления к рассмотрению Конституционным судом? Может ли быть предметом обжалования Определение Конституционного Суда? В чем отличие Определений от других видов решений? Могут ли в пленарном заседании Конституционного суда быть пересмотрены решения, вынесенные палатой? Задача 7. Группа депутатов Государственной Думы РФ обратилась в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании Конституции и о признании не соответствующим Конституции Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ”. В запросе о толковании они выразили свою точку зрения о том, каким образом должна быть истолкована конституционная норма: разграничение предметов ведения уже осуществлено Конституцией и Федеративным договором, поэтому Федеральный закон не может устанавливать принципы и порядок разграничения предметов ведения. Суд разделил их запрос на два, несмотря на их возражения. При рассмотрении запроса о соответствии закона Конституции разгорелся спор относительно представления позиции Государственной Думы, так как обратившиеся с запросом депутаты утверждали, что позиция, высказываемая представителем, отражает позицию Председателя Думы, а не органа в целом. Позиция нижней палаты может быть выражена только при голосовании, которого по данному вопросу не проводилось. 51 В ходе рассмотрения дела один из депутатов, входивших в группу, утратил гражданство РФ, в силу чего перестал быть депутатом. Представитель Президента потребовал прекратить производство, так как перестал существовать надлежащий субъект обращения, поскольку количества оставшихся депутатов не достаточно для образования группы необходимого состава. Необходимо ли в запросе о толковании Конституции излагать правовую позицию заявителя? Возможно ли объединение в одном процессе двух разных по характеру и процедуре дел? Каким образом организуется представление позиции коллегиального органа? Как решить проблему с выбытием одного из депутатов, есть ли необходимость повторного обращения с запросом? Задача 8. В Федеральном бюджете 2002 года были предусмотрены расходы на реконструкцию здания Верховного Суда РФ. В функциональной классификации эти расходы были отнесены к категории капитальных вложений. При составлении бюджета 2003 года Судебный департамент при Верховном Суде РФ, обеспечивающий деятельность судов общей юрисдикции, потребовал включения такой же суммы на содержание Верховного Суда, поскольку в соответствии с требованием закона расходы на содержание суда не могут быть уменьшены по сравнению с предыдущим годом. Министерство финансов в ответ заявило, что норма закона распространяется только на текущие расходы и не относится к капитальным вложениям. Кто прав в этом споре? Задача 9. Постановлением Конституционного суда РФ от 4 апреля 1996 года был признан не соответствующим Конституции РФ пункт 1 Порядка рассмотрения вопросов прописки (регистрации) граждан, проживающих за пределами г. Москвы и Московской области, прибывающих на жительство в г. Москву на жилую площадь, принадлежащую им на праве собственности, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 11 октября 1994 года N 922. Гражданин Куцылло В.И., по жалобе которого рассматривалось дело, обратился в Московский областной суд, который оказал ему в регистрации на основании указанного Постановления Правительства Москвы с требованием пересмотреть вынесенное решение. Суд отказал ему, ссылаясь на то, что акт, признанный неконституционным, утрачивает силу с момента провозглашения решения Конституционного Суда. Следовательно, процессуальных правил и оснований для пересмотра ранее вынесенного решения не имеется, а повторно суд не может рассматривать то же самое дело, так как это запрещает ГПК. С какого момента акты, признанным неконституционными, утрачивают силу? Каковы последствия в отношении судебных решений, принятых на основе неконституционного акта, должны ли они пересматриваться и если да, то в какой форме? Задача 10. В ходе судебного процесса по делу о вымогательстве один из судей допустил грубое выказывание в отношении адвоката, заявив, что он “такой же мерзавец, как и его подзащитный”. Адвокат посчитал, такое высказывание является публичным унижением его чести и достоинства, выраженное в неприличной форме, и обратился к прокурору субъекта РФ с требованием возбудить в отношении судьи уголовное дело по части 2 статьи 130 52 Уголовного кодекса РФ. Прокурор отказал в возбуждении уголовного дела, мотивировав это тем, что судья не может быть привлечен к уголовной ответственности. Данное высказывание, по мнению прокурора, является нарушением судебной этики (в частности, Кодекса чести судьи РФ), но рассматривать это как дисциплинарный проступок должна квалификационная коллегия судей. Адвокат обратился в квалификационную коллегию судей, но получил ответ, что данный поступок, хотя и является нарушением судебной этики, не может рассматриваться как дисциплинарное правонарушение, а квалификационные коллегии судей рассматривают только нарушение трудовой дисциплины. Каковы ограничения, связанные со статусом судьи? Какие нормативные акты действуют в данной области? К каким видам ответственности может быть привлечен судья? Каков порядок привлечения его к ответственности? Какие существуют в Российской Федерации органы судейского сообщества и каковы их функции? Можно ли привлечь судью к ответственности в описанной ситуации и если да, то к какой ответственности и каким образом? 53

2.4. Федеральный бюджет РФ 2002 года.

Основные параметры бюджета: расходы - 1947386,3 млн. рублей. Доходы - 2125718,2 млн. рублей. ВВП - 10950 млрд. рублей. Инфляция декабрь 2002 к декабрю 2002 - 12% (5)

Доходы федерального бюджета РФ на 2002 год формирууются за счёт (ст. 8 Федерального Закона о федеральном бюджете на 2002 год):

Доходов от уплаты федеральных налогов и сборов - в соответствии с нормативами отчислений согласно приложениям 2 и 3 к настоящему Федеральному закону;

единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, - по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации;

единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности - по нормативам, установленным законодательством Российской Федерации;

земельного налога за земли городов и поселков и сельскохозяйственные угодья - по нормативам, установленным статьей 12 настоящего Федерального закона;

дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, - в размере 100 процентов доходов;

Доходов от сдачи в аренду находящегося в федеральной собственности имущества, расположенного на территории Российской Федерации, - в размере 100 процентов доходов;

доходов от арендной платы за земли городов и поселков и сельскохозяйственные угодья - в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона;

консульского сбора, взимаемого на территории Российской Федерации, - в размере 100 процентов доходов;

платы за выдаваемые паспорта, в том числе заграничные, документы о приглашении в Российскую Федерацию лиц из других государств, визы и вид на жительство в Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства - в размере 100 процентов доходов;

платы за предоставление информации по единому государственному реестру налогоплательщиков - в размере 100 процентов доходов;

платы за опробование и клеймение изделий и сплавов из драгоценных металлов - в размере 90 процентов доходов;

платы за заимствование материальных ценностей из государственного материального резерва - в размере, установленном статьей 24 настоящего Федерального закона;

Платы за отдельные виды услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти;

Прибыли Центрального банка Российской Федерации;

Патентных пошлин и регистрационных сборов за официальную регистрацию программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, за исключением средств, поступающих от Международного бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности, - в размере 100 процентов доходов;

доходов от деятельности совместного предприятия "Вьетсовпетро" - в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов, обязательных платежей и сборов;

Доходов, поступающих от выдачи Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации сертификатов, паспортов бартерных сделок и от оказания им консультационных услуг, - в размере 100 процентов доходов;

Средств, полученных от реализации имущества, конфискованного по вступившим в законную силу приговорам (решениям) судов (судей) либо по решениям таможенных органов Российской Федерации, признанного в установленном порядке бесхозяйным, а также изъятого федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией за вычетом затрат на реализацию указанного имущества, в соответствии с законодательством Российской Федерации, по нормам и перечню, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации;

Доходов от платежей при пользовании недрами - в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона;

Платы за пользование водными биологическими ресурсами, включая поступления от реализации квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, осуществляемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, - в размере 100 процентов доходов;

Доходов от эксплуатации и использования имущества федеральных автомобильных дорог - в размере 100 процентов доходов;

Доходов от использования лесного фонда - в размере 100 процентов доходов, получаемых органами управления лесным хозяйством;

Прочих поступлений от имущества, находящегося в федеральной собственности, а также поступлений от разрешенных видов деятельности организаций, финансируемых из федерального бюджета (за исключением доходов, по которым настоящим Федеральным законом установлен иной порядок исполнения);

Доходов от продажи земли и нематериальных активов - в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Доходов от применения мер гражданско - правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафов, компенсаций, возмещения ущерба, - в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Средств исполнительского сбора, взимаемого в процессе исполнительного производства, - в размере 30 процентов поступлений;

доходов от внешнеэкономической деятельности - в размере 100 процентов доходов;

Доходов от реализации и (или) использования природного сырьевого компонента низкообогащенного урана, являющегося федеральной собственностью, возвращаемой Российской Федерации в результате исполнения международных обязательств по использованию высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия; от поставки являющегося федеральной собственностью высокообогащенного урана в рамках исполнения Российской Федерацией международных договоров о научно - техническом сотрудничестве и поставках высокообогащенного урана; от реализации являющегося федеральной собственностью специального сырья и делящихся материалов;

Прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Структура расходов фелерального бюджета РФ 2002:

1. Социальная политика - 22,06%

2. Обслуживание государственного и муниципального долга - 14,61%

3. Национальная оборона - 14,57%

4. Финансовая помощб бюджетам других уровней - 13,61%

5. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства - 8,91

6. Образование - 4,11%

7. Дорожное хозяйство - 3,51

8. Промышленность, энергетика, строительство - 2,96%

9. Государственное управление - 2,91

10.Международная деятельность - 2,2%

11.Здравоохранение и физическая культура - 1,64

12.Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу - 1,55

13.Сельское хозяйство и рыболовство - 1,38

14.Прочие расходы - 5,98%

Проблема зависимости доходов бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры очень остро стоит перед нашей страной. В первую очередь существует зависимость доходов бюджета от мировых цен на энергоресурсы (нефть и газ). Во-первых,

Поностью структуру доходов и расходов федерального бюджета РФ на 2002 год см. в приложениях № 1 и 2 соответственно.





Задачи максимизации функции полезности государства при заданных бюджетных ограничениях. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В курсовой работе по дисциплине «Теория финансов» на тему «Расходы государственного бюджета и основные направления их использования в Республике Беларусь», финансы представлены как многогранная объективная экономическая категория, без которой не могут эффективно функционировать современные...

Действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью государственных расходах в экономике существовала бы полная занятость. Циклический дефицит – это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла. При этом изменения в налоговых поступлениях и...

Превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда - характерен сегодня для большинства развитых стран. Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета и выражает его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета. ...

Приоритетами бюджетной политики и напрямую зависит от уровня публично-правового образования и сферы применения. Одним из важнейших направлений бюджетной реформы является разработка и внедрение бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). БОР подразумевает прозрачность, подконтрольность и повышение эффективности распределения и использования финансовых ресурсов. Вопросы нормирования - ...

В ЛЮБЫХ общественных формациях экономика не может эффективно функционировать, если она не служит - прямо или косвенно - своему естественному назначению: удовлетворению потребностей человека, росту доходов и национального благосостояния. Поэтому совершенно справедливо, что основными задачами бюджетной политики в 2002 г. в Бюджетном послании президента названы поддержание устойчивых темпов экономического роста и снижение социального неравенства. Другими словами, выгоды от экономического развития страны должны получать все, а не только элитные слои общества.

Как эти задачи отражены в бюджете-2002?

По всем СМИ прошли победные реляции правительства о необыкновенной привлекательности бюджетных проектировок в социальной сфере, о запланированном росте расходов на образование и здравоохранение, культуру и искусство.

Между тем в заключении, подготовленном Счетной палатой Российской Федерации на проект федерального бюджета 2002 г. в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, делается несколько иной вывод.

Анализ соотношения расходов федерального бюджета на социальные нужды с другими расходами показывает, что эта сфера по-прежнему выступает в роли пасынка. Относительное сокращение социальных расходов при их декларируемом абсолютном увеличении свидетельствует о продолжающейся практике финансирования социальной сферы по остаточному принципу.

Так, удельный вес расходов на социальную сферу и науку, утвержденных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год", составляет 17,8% от общих расходов бюджета, а проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрено 16,4%. При этом доля в федеральном бюджете таких разделов, как "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу", "Здравоохранение и физическая культура", "Социальная политика", сокращается.

Расчеты показывают, что обещанное правительством увеличение заработной платы в 1,89 раза работникам бюджетной сферы реально обернется в лучшем случае 40-процентным ее приростом. Чтобы почти в 2 раза повысить оплату труда врачей, учителей, научных сотрудников и других людей, получающих зарплату из бюджета, заложенных в проекте федерального бюджета средств явно недостаточно.

На предстоящий год ассигнования по разделу "Социальная политика" предусмотрены в сумме 406,3 млрд. руб., что в 3,8 раза больше, чем было утверждено на 2001 г. Но что скрывается за этим увеличением?

Прежде всего отметим, что претерпела существенные изменения структура самого раздела "Социальная политика". Так, в этом разделе по подразделу "Социальная помощь" отражено сквозное перечисление в бюджет Пенсионного фонда единого социального налога в сумме 257,5 млрд. руб. для выплаты базовой части трудовой пенсии. А это 63% от расходов, предусмотренных на оказание социальной помощи. В федеральном бюджете 2001 г. этих расходов не было, следовательно, говорить об увеличении на 257,5 млрд. руб. социальной помощи населению по меньшей мере некорректно. Также по подразделу "Социальная помощь" в 2002 г. будут финансироваться расходы по возмещению вреда инвалидам чернобыльской и других радиационных катастроф, расходы по преодолению последствий аварий и катастроф, проходившие в предыдущих бюджетах по другим подразделам.

Из раздела "Социальная политика" исключен подраздел "Молодежная политика", расходы по которому в сумме 106,9 млн. руб. учтены в разделе "Образование". Средства, выделяемые на реализацию молодежной политики, остались практически в прежних объемах (с учетом индекса-дефлятора), только отражаются они в бюджете в других строчках.

В качестве положительных моментов по разделу "Социальная политика" можно было бы отметить тот факт, что на финансирование учреждений социального обеспечения и службы занятости в 2002 г. предусматривается направить 3,9 млрд. руб. - на 30% больше ассигнований, утвержденных на 2001 г. Однако данное увеличение связано в основном с индексацией заработной платы работников социальной сферы.

А вот финансирование мероприятий активной политики занятости населения обеспечивается не в полной мере. Более того, эти расходы в последние годы снижаются: с 6,1 млрд. руб., утвержденных на 2000 г., до 1,7 млрд. руб., предусматриваемых на 2002 г.

Между тем в течение 2002-2004 гг. ожидается уникальная возможность для экономического роста: в связи со вступлением в трудоспособный возраст поколения, родившегося в середине 80-х гг., увеличится численность экономически активного населения. Следовательно, было бы целесообразно предусмотреть ассигнования на активную политику занятости населения не ниже уровня 2001 г. Недооценка значимости указанного фактора может привести к негативным социальным последствиям и увеличит нагрузку на бюджет 2003 г.

Таким образом, если привести расходы по разделу "Социальная политика" бюджета на 2002 г. в сопоставимые условия с утвержденными показателями бюджета-2001, то их доля в общих расходах федерального бюджета уменьшается с 8,94% до 7,95%. Это никак не свидетельствует о повышении социальной направленности федерального бюджета на 2002 г.

По-прежнему самой социально незащищенной частью населения остаются граждане пожилого возраста. Федеральная целевая программа "Старшее поколение" принята с целью оказания помощи пожилым людям в решении наиболее острых проблем. Однако помимо того, что программа постоянно недофинансируется, проектом бюджета предусмотрено уменьшение объемов ее финансирования на 18,1% по сравнению с 2001 г.

Аналогично сокращаются по сравнению с 2001 г. объемы финансирования программ "Дети-инвалиды" (на 26,8%) и "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (на 43,3%). В то же время анализ статистических данных показывает, что из года в год ситуация с детьми-инвалидами и детской безнадзорностью не улучшается. Расходы на финансирование мероприятий по организации оздоровительной кампании детей и подростков определены в сумме 502 млн. руб., что на 98 млн. руб. меньше расходов, которые значатся в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2001 год". Обоснования такого уменьшения в материалах к проекту федерального бюджета не представлены.

В материалах к проекту федерального бюджета на 2002 г. правительство подчеркивает, что "наращивание инвестиций в человеческий капитал - образование и здоровье граждан, науку и культуру" стало основой формирования расходов на социальную сферу.

Да, действительно, расходы проекта федерального бюджета на 2002 г. по разделу "Образование" впервые имеют столь ярко выраженный социальный приоритет: предусматриваемые объемы финансирования превышают вложения в национальную оборону. Наконец-то правительством сделан шаг к восстановлению интеллектуального богатства нашего общества. Однако тот факт, что расходы на образование формировались в условиях отсутствия норм и нормативов финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения системы образования, сыграл с правительством плохую шутку.

Проект федерального бюджета не обеспечивает бюджетными ассигнованиями ряд концептуальных проблем образования.

Так, Федеральной программой развития образования предусматривается ежегодное включение в ведомственную структуру расходов Минобразования России на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ не менее 20% от общей суммы расходов по разделу "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу". В проекте данное требование не выполнено.

Расходы на стипендии предусмотрены в проекте бюджета без учета их повышения, то есть сохраняется их крайне низкий уровень - всего лишь 5-14% от прожиточного минимума трудоспособного населения и значительно ниже устанавливаемого на 2002 г. минимального размера оплаты труда.

Здравоохранение. В проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" расходы по разделу "Здравоохранение и физическая культура" определены в сумме 30,7 млрд. руб., или на 38,2% больше по сравнению с расходами, утвержденными на 2001 г.

Между тем анализ показывает, что предусмотренные объемы бюджетных ассигнований не обеспечат финансирование системы здравоохранения в достаточных для сохранения и улучшения здоровья населения размерах. Так, их доля по сравнению с бюджетом 2001 г. по отношению к ВВП практически не изменилась - 0,29%. При этом в общей структуре расходов федерального бюджета по сравнению с 2001 г. она уменьшается с 1,86% до 1,64%.

Основными проблемами, стоящими перед здравоохранением, по-прежнему остаются высокие показатели смертности, заболеваемости и инвалидности населения.

Однако расходы на здравоохранение определены "от достигнутого": за основу расчетов предельных объемов бюджетного финансирования приняты утвержденные показатели 2001 г., скорректированные на рост тарифов на топливно-энергетические ресурсы в 1,6 раза и индексацию заработной платы работникам бюджетной сферы в среднем в 1,89 раза. При этом расходы на питание, приобретение медикаментов и прочие материальные расходы не индексировались. Правда, в ходе согласования в Минфине России объемов бюджетного финансирования ряду министерств и ведомств расходы по отдельным предметным статьям были увеличены. Так, например, на 31,3% были увеличены расходы на питание Минздраву России. Но и с учетом этого стоимость среднесуточного набора продуктов для одного больного составит всего лишь 43,3 руб.

Анализ программной части проекта федерального бюджета показывает, что по разделу "Здравоохранение и физическая культура" на выполнение программных мероприятий предполагается направить 2,1 млрд. руб., или на 56,3% больше, чем в 2001 г. При этом на реализацию федеральной целевой программы "Вакцинопрофилактика" предусматривается ассигновать 16,1 млн. руб., то есть тот объем, который был определен паспортом программы еще в 1998 г.

Учитывая ежегодную тенденцию к росту заболеваемости населения Российской Федерации отдельными инфекционными заболеваниями, управляемыми средствами вакцинопрофилактики, а также значительный рост потребительских цен за 1998-2001 гг., необходимо увеличить объем финансирования указанной программы в 2-2,5 раза.

Наука. Несмотря на неоднократно подчеркиваемую президентом приоритетность финансирования науки, проект федерального бюджета на 2002 г. предусматривает сокращение государственной поддержки научно-технического потенциала страны.

Намечено выделить в 2002 г. на финансирование расходов по разделу "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" 29,4 млрд. руб., или 1,57%, к общим расходам федерального бюджета, что на 0,28% ниже, чем в 2001 г.

Впервые с 1992 г. нарушено сложившееся соотношение между фундаментальными и прикладными исследованиями. Если в 2001 г. доля затрат на фундаментальные исследования составляла 48,4%, то в 2002 г. она равна 52,3%. В проекте федерального бюджета заложено снижение государственного стимулирования инновационной деятельности, уменьшение государственного влияния в согласовании интересов различных секторов науки и промышленности.

Связанные с научными исследованиями расходы федерального бюджета - приобретение материалов, реактивов, научного оборудования, экспедиции, издание научных трудов и т.п. - сохраняются на уровне 2001 г., что означает их сокращение не только в относительном (по доле в составе общих расходов), но, с учетом инфляции, и в абсолютном выражении.

Одной из актуальных проблем научно-технической политики на протяжении всего периода реформ остается необходимость формирования эффективного государственного сектора науки. В то же время параметры федерального бюджета и порядок индексации расходов федерального бюджета на 2002 г. говорят о том, что реструктуризация научных учреждений будет в очередной раз проведена формально и сведется, в частности, к незначительному сокращению численности сотрудников академий и их управленческого персонала, к искусственному объединению отдельных институтов.

В проекте федерального бюджета на 2002 г. менее чем на 20% проиндексированы заработная плата работников, выполняющих научные исследования по приоритетным направлениям научно-технического прогресса и контрактам, а также расходы на коммунальные услуги для проведения указанных работ.

Не нашли отражения в проекте федерального бюджета на 2002 г. и такие важные для российской науки проблемы, как привлечение в исследовательские организации талантливой молодежи, "утечка умов", в том числе и отток молодых ученых за рубеж. Те потери, которые Россия несет от "утечки умов", эквивалентны доходам от экспорта сырья.

Проблемы научной молодежи усугубляются другими параметрами бюджета 2002 г. - мизерными средствами на строительство и приобретение жилья для молодых ученых, прекращением финансирования детских садов в Академгородках РАН.

При наличии столь серьезных проблем эйфория от социальной переориентации бюджета, на наш взгляд, преждевременна.

Если возникает необходимость внести коррективы в финансирование разделов социальной сферы и науки бюджета 2002 г., то где взять деньги на эти цели?

В последние годы прогнозы основных макроэкономических показателей и доходов федерального бюджета не отличались точностью.

Так, прогнозируемый на 2002 г. объем ВВП по-прежнему консервирует высокую долю теневого сектора в экономике. Нельзя не напомнить о том, что при обосновании "плоской" шкалы подоходного налога сторонники отказа от прогрессивной шкалы выдвигали существенный аргумент - создание более благоприятных условий для выхода капиталов из тени. На второй год действия этой шкалы следовало бы предусмотреть прирост ВВП за счет легализации части теневого бизнеса и принять меры для увеличения отражаемого официальной статистикой объема ВВП, а значит, доходов бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов. Однако эти резервы при разработке бюджетных проектировок не учитывались.

В расчетах правительства существенно занижен объем доходов федерального бюджета. Доходы федерального бюджета, исходя из их доли в структуре ВВП на уровне 18,85%, предусматриваются в объеме 1998 млрд. руб. С учетом более точного определения основных макроэкономических показателей, а также реальной возможности легализовать хотя бы треть теневого бизнеса доходы федерального бюджета должны составлять как минимум 2200 млрд. руб.

В материалах к проекту федерального бюджета занижаются фонд заработной платы, прогнозная и ожидаемая (базовая) среднемесячная заработная плата одного работника. Если в 2001 г. фонд заработной платы, по оценке правительства, должен составить 1795 млрд. руб., или на 31% больше фактического уровня 2000 г., то реально за первое полугодие текущего года увеличение фонда заработной платы по сравнению с первым полугодием прошлого года составило 1,47 раза. Анализ динамики фонда оплаты труда показывает, что в целом в 2001 г. он должен увеличиться не менее чем в 1,42 раза и составить более 1950 млрд. руб. (на 155-160 млрд. руб. больше оценки правительства).

Правительством также занижена оценка среднемесячной номинальной начисленной заработной платы на одного работника в 2001 г. Ожидается, что она будет равна 2935 руб. В то же время, по данным Госкомстата России, в первом полугодии 2001 г. начисленная среднемесячная заработная плата уже достигла 2942 руб. Расчеты и анализ динамики среднемесячной номинальной начисленной заработной платы показывают, что за год она сложится в сумме 3140-3160 руб.

В целом фонд заработной платы в 2002 г. должен возрасти по сравнению с 2001 г. на 525-560 млрд. руб., или на 27-29%, и составить 2475-2510 млрд. руб. Проведенные расчеты показывают, что занижение прогнозируемого фонда оплаты труда на 315-330 млрд. руб. привело к занижению доходов консолидированного бюджета, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования. Так, поступления в бюджет только по налогу на доходы физических лиц занижены на 41-43 млрд. руб.

В прогнозе прожиточного минимума на 2002 г. не учтен в полной мере переход на новую систему оплаты жилищно-коммунальных услуг. Между тем удорожание жилищно-коммунальных услуг, увеличение расходов значительного числа граждан в связи с предполагаемым принятием федерального закона о трансформации натуральных льгот в денежную форму и предоставление льгот на основе адресного подхода должны были бы найти полное отражение в бюджетной политике.

Прогнозируемый рост прожиточного минимума на 113,8% (1695 руб.) ниже роста потребительских цен на 1,2 процентных пункта, а должен быть выше. Как показывает анализ, предусматриваемый значительный рост платежей за жилье и коммунальные услуги, являющихся составной частью потребительской корзины, вызовет увеличение прожиточного минимума. По расчетам Минтруда России, отвечающего за этот показатель, прожиточный минимум должен составить 1763 руб., или с ростом на 118% к ожидаемому уровню 2001 г.

Занижение величины прожиточного минимума преуменьшает реальную численность граждан, проживающих за чертой бедности, что отнюдь не способствует снижению социальной напряженности и оказанию активного воздействия на экономическое развитие страны.

Обеспечение действительной реальности бюджета, в том числе возможности увеличения его доходной части, использование бюджета как инструмента финансового контроля за целевым расходованием государственных средств позволят в полной мере реализовать положения Бюджетного послания президента Российской Федерации.