Презентация на тему "огонь ошибок не прощает". Огонь ошибок не прощает. Что ты будешь делать, если из телевизора пошел дым

Галина Трухина
Конспект занятия по правилам пожарной безопасности «Огонь ошибок не прощает»

Всем, всем добрый день, прочь с дороги нашей лень!

Не мешай учиться, не мешай трудиться!

Ребята, среди многих умений, которые нужны в жизни каждому человеку, есть одно очень важное- это умение правильно действовать в случае любой опасности. Чем больше вы знаете о разных видах опасности, тем увереннее вы будете себя чувствовать. А это очень важно. Если человек уверен в себе, в своих знаниях, он обязательно сумеет справиться с опасностью , даже незнакомой. Вот поэтому на уроках ОБЖ и на внеклассных занятиях мы так часто затрагиваем этот вопрос.

Конечно, опасности бывают разные. И не все, к сожалению, можно предвидеть. Например, ученые до сих пор не могут точно предсказывать, где и когда произойдет землетрясение. Наводнение и шторм предвидеть легче, но избежать их, как и другие стихийные бедствия, невозможно.

Стечение людских ошибок может привести к авиакатастрофе, кораблекрушению, аварии на большом заводе или крупной электростанции. Запомните, когда опасность угрожает сразу многим людям, такую ситуацию принято называть чрезвычайной.

И справиться с чрезвычайной ситуацией своими силами невозможно.

(Спасатели) . Здесь приходят на помощь специально подготовленные люди-спасатели.

В нашем правительстве есть специальное министерство, которое так и называется МЧС России. Давайте попробуем расшифровать эту аббревиатуру.

Именно оно руководит отрядами спасателей, готовит их, снабжает всем необходимым и посылает туда, где случилась беда.

Какие ситуации можно отнести к чрезвычайным? Назовите.

Давайте повторим, что такое чрезвычайная ситуация

А сегодня мы с вами более подробно поговорим о ситуациях, происходящих не из-за природных изменений, а по вине человека. Послушайте отрывок из стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» и определите тему нашего занятия .

Ехал один гражданин по Москве-

Белая кепка на голове,

Ехал весной на площадке трамвая,

Что-то под грохот колес напевая.

Вдруг он увидел-напротив в окне

Мечется кто-то в дыму и огне.

Много столпилось людей на панели,

Люди в тревоге под крышу смотрели :

Там, из окошка сквозь огненный дым

Руки ребенок протягивал к ним.

Что случилось в доме? Так о чем мы будем сегодня говорить? Тема нашего занятия звучит так : «Огонь ошибок не прощает » .

Мы с вами будем работать по следующему плану :

1. История возникновения огня.

2. История пожарной охраны .

3. Причины пожаров .

4. Меры пожарной безопасности .

Мы должны будем вспомнить и закрепить основные правила и действия при пожаре .

По известной легенде, огонь людям подарил Прометей, похитив его с Олимпа. В наказание бог огня Зевс велел приковать его к горам Кавказа. Каждый день прилетал к Прометею большой орел и клевал ему печень. Так продолжалось тысячелетия. Это всего лишь легенда, но она призывает нас внимательно и бережно относиться к огню.

С давних пор огонь стал другом человека. Он помогал людям обороняться от диких зверей, освещать жилище, отапливать дома в холодное время. Благодаря огню, человек научился вкусно готовить пищу. Много сотен лет потребовалось человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им . Древние люди не имели спичек. Они подбирали загоравшиеся ветки после удара моли и поддерживали горение костра днем и ночью, посменно дежуря около него. Они поклонялись огню, как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца.

Много способов придумал человек, чтобы добыть огонь . Вначале это был трудный способ, требующий больших усилий и сноровки-трение одной сухой палки о другую. Затем огонь научились получать , высекая искру ударом камня о камень. В наши дни, чтобы зажечь огонь достаточно одной спички.

Да, ребята, огонь-друг человека , без него невозможна жизнь на земле. Но огонь может стать и врагом, если неправильно обращаться с ним . И какой стороной он повернется к нам, зависит от нас. Поэтому очень точны слова В. Маяковского : «Запомнить твердо нужно нам, пожар не возникает сам !

Как вы думаете, можно ли пожар отнести к чрезвычайным ситуациям? Давайте дадим определение слову пожар .

Пожар -неконтролируемый процесс горения, создающий опасность для жизни людей. При котором уничтожаются материальные ценности. Кто же приходит к нам на помощь в этом случае?

Как же люди боролись с пожарами раньше ?

200 лет назад пожары обнаруживали с высокой башни-каланчи.

На площади базарной, на каланче пожарной

Круглые сутки дозорный из будки

Поглядывает на север и на юг,

На запад, на восток-не виден ли дымок?

Если видел он пожар , плывущий дым угарный,

Он поднимал сигнальный шар

Над каланчей пожарной .

И два шара, и три шара взвивалось вверх, бывало,

И вот с пожарного двора

Команда выезжала.

Пожарная часть состояла из двух этажей. На втором этаже жили пожарные с семьями . На первом стояли повозки с бочками с водой, баграми, лестницами. Самые лучшие и резвые лошади были запряжены в эти повозки.

А 17 апреля 1918 года был подписан декрет «Об организации борьбы с огнем. Эту дату принято считать днем рождения пожарной охраны . С тех пор прошло много лет, и сейчас на смену лошадям пришла современная мощная техника.

Но профессия пожарного во все времена считалась почетной, а пожарные -это героические люди, которые всегда готовы прийти на помощь.

Ребята, мы с вами узнали много интересного из истории, а сейчас переходим к следующему пункту нашего плана «Причины пожаров » .

Скажите, отчего может возникнуть пожар ? Я предлагаю вам обсудить этот вопрос в парах, а затем дать ответ. Давайте обобщим ваши ответы

Оставленные включенными электроприборы или неисправность электроприборов ;

Неосторожное обращение с открытым огнем, свечами, петардами;

Детские шалости с огнем;

Курение в неположенных местах;

Хранение легковоспламеняющихся жидкостей (бензин, керосин) ;

Близкое размещение бумажных абажуров, газет и др. горючих материалов к лампам, печам, электроприборам;

Отделка помещений легковоспламеняющимися материалами.

Итак, мы с вами назвали основные причины возникновения пожаров .

Хочу отдельно остановиться на последнем пункте. Многие, наверно, слышали и помнят о пожаре в клубе «Хромая лошадь» - крупнейшему по числу жертв. Этот пожар произошел 5 декабря 2009 года в Перми и повлёк за собой смерть 156 человек. В помещении клуба был организован фейерверк. Согласно основной версии, возгоранию способствовала небольшая высота потолка. Ударившие в потолок искры привели к его возгоранию. Быстрому распространению огня способствовали использованный вопреки строительным нормам пенопласт, пластиковая отделка стен, а также скопившаяся на потолке пыль. Кроме того, горящая пластмасса начала выделять высокотоксичный дым. Непосредственно в ходе пожара и сразу после него , в результате ожогов, отравления высокотоксичным дымом и давки погибли 111 человек. В последующие дни в больницах умерло ещё 45 человек.

По заключению следствия жертвы пожара погибли преимущественно из-за отравления угарным газом и продуктами горения.

Видите, к каким страшным последствиям может привести неосторожное обращение с огнем и несоблюдение противопожарных норм !

А сейчас я хочу привести стататистику пожаров произошедших в Малмыже.

Переходим к четвертому пункту нашего плана «Меры пожарной безопасности » .

Давайте назовем основные правила пожарной безопасности (дети называют) .

Обобщим ваши ответы.

Не балуйся со спичками и зажигалками;

Уходя из дома, не забывай выключать электроприборы;

Не суши белье над плитой;

Не зажигай фейерверки, свечи и бенгальские огни дома;

Не открывай печную дверцу.

Эти же правила можно сказать стихами :

Возле дома и сарая разжигать огонь не смей !

Может быть беда большая для построек и людей.

Не суши белье над газом,

Все сгорит единым разом!

Когда без присмотра оставлена печь,

Один уголек целый дом может сжечь!

Чтоб он не стал твоим врагом,

Будь осторожен с утюгом!

С точки зрения пожарной он опасен черезчур ,

Если сделан из бумаги самодельный абажур.

Правила пожарные без запинки знайте ,

Правила пожарные строго соблюдайте !

Утром, вечером и днем

Осторожен будь с огнем!

Если пожар все-таки возник какие правила поведения нужно знать и соблюдать. Об этом нам подготовили небольшие доклады.

1. На пожаре люди гибнут не от пламени, а от дыма и горячего воздуха. Порой хватает нескольких глотков, чтобы потерять сознание или перестать бороться за жизнь. Поэтому защищайтесь от дыма. В задымлённом месте можно дышать только через мокрую плотную материю, шарф, шапку.

2. Уходя из квартиры, закрывайте дверь и в горящую комнату, и в квартиру пламя не только уменьшится без кислорода, но может вовсе погаснуть. Уходить из квартиры можно только зная, что там никого не осталось. Особенно надо следить за маленькими детьми. От дыма они прячутся в шкафах, под столами, кроватями.

3. Двигаясь по задымлённой квартире, можно заблудиться и у себя дома- помни об этой опасности. По задымлённым коридорам пробирайся на четвереньках или ползком - внизу меньше дыма.

4. Если невозможно выйти из горящего помещения, вызови пожарных по номеру «01» , закрой дверь, забей щели мокрыми тряпками, заткни все отверстия и жди пожарных . Если в квартиру, не смотря на принятые меры, проник дым и жар, остаётся ещё возможность выйти на балкон или через окно подавать знаки спасателям.

А сейчас давайте ответим на вопросы викторины, чтобы еще лучше закрепить правила противопожарной безопасноти

1. Назовите номер телефона для сообщения о пожаре ? (с сотового)

2. Как называют людей, которые тушат пожары ?

3. Назовите средства пожаротушения .

4. Отчего чаще всего страдают люди при пожаре ?

5. Чем нельзя тушить горящие электроприборы?

6. Чем потушить пролитый около гаража бензин?

7. Что делать при сильном задымлении квартиры?

8. Что делать, если человек оказался в зоне пожара , и на нем загорелась одежда?

9. Что делать, если не можешь убежать из горящей квартиры?

10. Что делать, если загорелось масло на сковороде?

11. Для чего мы изучаем план эвакуации?

12. Каковы пути эвакуации при пожаре из нашего класса ?

13. После какого сигнала мы должны покинуть помещение?

14. Назовите порядок действий при пожаре в школе .

Молодцы! Правильно ответили на все вопросы. Хочу дополнить, когда приедут пожарные , во всем слушайтесь их и не бойтесь, они лучше знают, как вас спасти.

Мы очень плодотворно поработали сегодня на занятии . Какие выводы можно сделать, что дало вам это занятие ?

Вы стали более уверенными, а это, я считаю, самый главный результат. Чем больше мы знаем, тем больше умеем, тем увереннее будем вести себя в любой ситуации

Ребята, помните о том,

Что нельзя шутить с огнём

Кто с огнём неосторожен,

У того пожар возможен .

Внеклассное мероприятие

для учащихся 6-7-х классов

«Огонь ошибок не прощает»

Цель мероприятия: ознакомить учащихся с историей борьбы с огнем, причинами возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС), последствиями природных и техногенных ЧС, вооружить учащихся знаниями по противопожарной безопасности, дать ребятам советы и рекомендации по профилактике ЧС и ликвидации их последствий.

Оборудование и оформление: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями (см. по тексту); выставка рисунков (плакатов) учащихся по теме мероприятия.

Рекомендации: мероприятие состоит из двух частей: теоретической и практической (игра-викторина), и провести его, соответственно, также можно в два этапа (два дня); по желанию, игру-викторину можно провести, разделив учащихся на группы (команды) и усложнив сценарий, добавив в него такие элементы, как например, представление команды (название, девиз, эмблема), демонстрация умений и навыков по оказанию первой помощи пострадавшим и т.д.; желательно мероприятие сопровождать показом слайдов; мероприятие можно проводить в классной комнате или в актовом зале школы, с одним классом или с параллелью.

Ход мероприятия.

Учитель. История развития земной цивилизации неразрывно связана с постоянно возникающими чрезвычайными ситуациями. Наши предки постоянно испытывали на себе влияние, в основном, природных явлений и факторов. Современный мир наполнен чрезвычайными ситуациями не только природного происхождения, но и техногенного, социального, экологического. К сожалению, их число не уменьшается, а постоянно растет, принося неисчислимые беды и страдания людям.

Учитель. Тема нашей встречи «Огонь ошибок не прощает», и сегодня говорить мы будем о причинах возникновения чрезвычайных ситуаций и последствиях природных и техногенных ЧС, о пожаре и его видах, вспомним правила противопожарной безопасности и правила поведения в случае возникновения пожара.

Ученица. Человек познакомился с огнем на начальном этапе своего развития и с тех давних пор люди и огонь являются постоянными спутниками. Первый огонь, который увидел человек, мог возникнуть в результате извержения вулкана, удара молнии, самовозгорания. Первобытные люди боялись огня, приписывали ему божественную силу, поклонялись, а представления о муках ада связывали с пытками грешников на огне.

Ученик. Постепенно человек научился добывать огонь, длительное время сохранять и поддерживать его. Изобретение спичек, а затем и зажигалок упростило процесс получения огня.

Ученица. Наряду с неоспоримым положительным влиянием огня на развитие цивилизации он является причиной многочисленных бед и страданий людей. Это происходит в том случае, когда огонь выходит из-под контроля человека и становится источником возникновения крайне опасной чрезвычайной ситуации (ЧС) - пожара.

Учитель . Ребята, скажите, пожалуйста, а что такое пожар? (ответы ребят). Обобщая все ваши ответы, можно сказать, что пожар - это неконтролируемый процесс горения вне специального очага, наносящий материальный ущерб, вред здоровью и жизни людей, интересам общества и государства.

Все виды пожаров условно можно представить в виде схемы.

Ученица. Каждые 5 секунд на нашей планете регистрируется один пожар. В год их бывает более 5,5 миллиона. Ежегодно в мире от пожаров погибает в среднем 85 тысяч человек.

Ученик. Ежегодно в России регистрируется около 300 тысяч пожаров. Каждый год в огне погибают около 20 тысяч россиян. Материальный ущерб от пожаров в нашей стране составляет миллиарды рублей в год. В огне погибают десятки тысяч животных.

Ученица. Количество пожаров и ущерб от них увеличивается ежегодно. Потери от пожаров в России самые высокие по сравнению с другими странами. Они в 3 раза выше, чем в США, в 3,5 раза выше по сравнению с Японией, в 4,5 раза превышают показатели Великобритании.

Учитель. Пожар - это беспощадная сила огня, гибель людей, городов, зданий, растительного и животного мира. Пожары сопровождают человека всегда и повсюду: на земле, под водой, в воздухе, в космосе.

Рост числа пожаров является следствием бурного развития техники, концентрации производства, создания новых пожароопасных материалов, увеличения плотности населения, а также из-за низкого уровня подготовки населения к действиям по профилактике и предупреждению пожаров, отсутствия навыков пожаротушения и безопасного поведения во время пожаров.

Ученица. В 2008 году в России произошло 200386 пожаров, при которых погибло 15165 человек, в том числе 584 ребенка. На пожарах получили травмы 12800 человек.

Ученик. В среднем в прошлом году ежедневно по России происходило 549 пожаров, от которых гибло 42 человека и 35 человек получали травмы, огнем уничтожалось 166 строений.

Учитель. Ребята, назовите, пожалуйста, основные причины возникновения пожаров (дети называют причины, которые сразу же с помощью компьютера и проектора проецируются на экран).

Учитель. Подавляющее число пожаров - это дело рук человека.

Ученица. Наибольшее количество пожаров в 2008 году зарегистрировано в жилом секторе. Их доля от общего числа пожаров по России составила 71,3%. От неосторожного обращения с огнем произошло 44,8% от общего количества пожаров. А каждый пятый пожар произошел из-за нарушения правил эксплуатации электрооборудования.

Ученик. Пожар всегда представляет реальную угрозу для человека, ведь его поражающими факторами являются: открытый огонь, повышенная температура окружающей среды, дым, пониженное содержание кислорода в воздухе, токсичные продукты горения, падающие предметы (конструкции, осколки стекол), угроза взрыва, паника людей.

Ученица. Основными травмами на пожаре являются: термические ожоги разной степени тяжести, удушение, отравление продуктами горения, раны, ушибы, переломы, нервное потрясение.

Учитель. В нашей стране задачи противопожарной безопасности решает Государственная противопожарная служба МЧС России. В ее состав входят профессиональные пожарные, снабженные современной противопожарной техникой, материалами для тушения огня, средствами защиты. Согласно инструкции, пожарная команда должна прибыть на место пожара через 7 минут после получения сигнала.

Ученик. Огнеборцы - так называют пожарных - всегда на передовой линии борьбы с огнем.

Ученица. Ежегодно пожарные спасают из огня примерно 30 тысяч россиян.

Учитель. Ребята! Каждый из нас должен знать и соблюдать правила противопожарной безопасности.

А в случае возникновения пожара знание и соблюдение правил поведения в этой чрезвычайной ситуации поможет вам сохранить жизнь себе и окружающим вас людям. Давайте еще раз вместе вспомним эти правила

Не паниковать.

Вызвать пожарных и спасателей по телефону 01 .

Попытаться погасить огонь на начальной стадии горения: залить водой, засыпать песком или землей, накрыть плотной тканью, залить содержимым огнетушителя.

Отключить электрические и газовые приборы. В случае возгорания телевизора его необходимо быстро отключить от электропитания, накрыть мокрой плотной тканью или залить водой через вентиляционные отверстия.

Закрыть все окна и двери.

Найти и вывести детей, стариков, пострадавших. Ни в коем случае не пользоваться лифтом.

Быстро, без паники, без давки, покинуть зону пожара по заранее изученному безопасному маршруту.

Если такой возможности нет, лечь на пол, ждать помощи или передвигаться к выходу ползком. Также можно выйти на балкон, закрыть за собой дверь и позвать на помощь.

Дышать через мокрую ткань, всеми силами защищаться от дыма.

Несколько вдохов воздуха, насыщенного дымом, могут привести к потере сознания.

Для защиты от огня и теплового излучения использовать влажную плотную ткань.

Если на человеке загорелась одежда, необходимо:

если возможно, быстро снять горящую одежду; не бегать в горящей одежде; не кататься по земле; защитить руками голову, лицо, глаза; окунуться в воду или облиться водой; лечь на снег; накрыться плотной мокрой тканью, оставив открытой голову, чтобы не задохнуться продуктами горения; не отдирать прилипшую к телу одежду; оказать пострадавшему первую помощь.

Учитель. Эффективным средством обеспечения безопасности людей на пожаре является их эвакуация из опасной зоны. Чтобы не стать жертвой стихийного бедствия, связанного с угрозой для жизни и здоровья, необходимо хорошо запомнить порядок действий в случае получения информации об эвакуации.

Ученица. Получив сообщение от представителей властей или правоохранительных органов об эвакуации, соблюдайте спокойствие и четко выполняйте их команды. Если вы находитесь в квартире, выполните следующие действия.

Ученик. Возьмите личные вещи, документы, деньги, ценности.

Ученица. Отключите электричество, воду и газ.

Ученик. Обязательно закройте входную дверь на замок - это защитит квартиру от возможного проникновения воров.

Ученица. Созвонитесь с родителями, если их нет рядом, договоритесь о месте встречи.

Ученик. Возвращайтесь в покинутое помещение только после разрешения ответственных лиц.

Ученица. Помните, что от согласованности и четкости ваших действий будут зависеть жизнь и здоровье многих людей!

Учитель. Ребята, я уверена, что каждый из вас, понимая всю опасность такой чрезвычайной ситуации, как пожар, соблюдает правила противопожарной безопасности в повседневной жизни, ведь пожар легче предотвратить, чем ликвидировать. Но, если такая ситуация все-таки возникнет, вы сумеете воспользоваться знаниями правил безопасного поведения во время пожара.

Игра-викторина

«Огонь ошибок не прощает»

Конкурс «Разминка»

Ребятам предлагается ответить на следующие вопросы:

Почему большое количество пожаров происходит в холодное время года?

Чем опасно неосторожное обращение с огнем в жаркую погоду?

Почему в случае возникновения чрезвычайной ситуации большую опасность представляет собой паника?

Почему в случае пожара нельзя пользоваться лифтом?

Как вы понимаете выражение «Подавляющее число пожаров - это дело рук человека»?

Согласны ли вы с этим выражением?

Конкурс «Пожарный щит»

Ребятам (командам) предлагаются одинаковые комплекты карточек, на которых изображены и подписаны различные инструменты и принадлежности (топор, багор, лом, огнетушитель, песок, лопата, вода, вилы, совок, пила и т.д.). Задание заключается в том, чтобы из предложенных предметов «скомплектовать» пожарный щит, объяснив, для чего нужен тот или иной предмет (в пожарном щите должны находиться: топор, багор, лом, огнетушитель, песок, лопата, вода).

Конкурс «Единая служба спасения»

Ребятам предлагается составить текст телефонного звонка-сообщения в «Единую службу спасения»

в случае возникновения чрезвычайной ситуации - пожара

(в этом случае необходимо четко сообщить по телефону: где происходит пожар, что горит, адрес, номер телефона, свою фамилию, как удобнее подъехать к месту пожара, есть ли опасность для людей).

Конкурс «Разгадай кроссворд»

По горизонтали. 1. Одна из причин пожаров (курение). 2. Средство тушения пожара (огнетушитель).

3. Неконтролируемый процесс горения (пожар). 4. Место, в котором пожар начался или имеет наибольшую силу в данный момент (очаг). 5. Люди, занимающиеся тушением пожара (огнеборцы). 6. Способ спасти людей (эвакуация).

По вертикали. 1. Источник тепла и возможных пожаров в походе (костер). 2. Травма - последствие пожара (ожог). 7. Наука о пожарах (пирология). 8. Наиболее пожароопасный сезон года (лето). 9. Поражающий фактор пожара (дым). 10. Естественное вещество, используемое при тушении пожаров в зимнее время года (снег).

10

1

7

8

2

3

4

9

5

6

Конкурс «Знаки пожарной безопасности»

Конкурс «Домашнее задание»

Используя тему мероприятия «Огонь ошибок не прощает» в качестве первой строки, ребятам необходимо сочинить четверостишие на соответствующую тему. Например:

Огонь ошибок не прощает

И по пути он все сжигает.

Внимательным ты быть старайся,

С пожаром лучше не встречайся.

Можно попросить ребят оформить четверостишия в виде небольших плакатов, сопроводив их рисунками (получится готовый материал для оформления соответствующих мероприятий).

Дополнительный материал

Из истории пожаров.

За многовековую историю Москва выгорала частично или полностью десятки раз, редкий год проходил без сильного пожара. « Был доселе град Москва велик, чуден, многонароден и в единый час изменился в прах, дым и пепел », - так описан московский пожар 1383 года в древнерусской летописи. Небывалая засуха 1354 года иссушила природу. Пожар уничтожил до основания весь Кремль, его башни и посады. Не устояли даже кремлевские стены, которые были срублены из векового дуба. После этого пожара московский князь Дмитрий Иванович решил возвести вокруг Кремля каменные стены общей длиной 2000 метров. В 1493 году Москва выгорела снова, включая Кремль и княжеские хоромы, После этого пожара великий князь Иван III впервые на Руси издал правила противопожарной безопасности. В них запрещалось: топить избы и бани летом без особой надобности: по вечерам держать огонь в доме; всем мастеровым, которые используют огонь: кузнецы, ружейники, стеклодувы, не работать вблизи строений. В 1504 году в Москве был ужесточен контроль за пожарной безопасностью. Всем жителям Москвы предписывалось беречь город от огня. За небрежное обращение с огнем назначался штраф, злостные нарушители высылались из города. Особо строго наказывались люди за умышленный поджог - виновного сжигали на месте пожара. Сильный пожар охватил Москву во время нашествия Наполеона. Город выгорел полностью. В огне погибло более 2 тысяч раненых солдат русской армии. В мае 1737 года Царь - колокол стал жертвой пожара. После его отливки возник пожар кровли мастерской. При тушении вода попала на раскаленный металл, что привело к откалыванию куска колокола массой 11,5 тонн. История тушения пожаров в нашей стране имеет давнюю историю. Традиционно в тушении пожаров активное участие принимало население, регулярные войска, а начиная с 1624 года специальные пожарные команды. Они были оснащены конным обозом, бочками с водой, водоливными трубами, ведрами, баграми. Пожарную безопасность России постоянно укреплял Петр I . Он лично участвовал в тушении многих пожаров, запретил строить в Санкт - Петербурге деревянные дома с целью противопожарной безопасности. В 1711 году император издал указ «о неукоснительном прибытии войск на пожары». В одном из петровских указов предписывалось «… беречь от огня богатство Государства Российского».

При подготовке мероприятия использованы материалы учебного пособия «Чрезвычайные ситуации. Энциклопедия школьника» под общей редакцией С. К. Шойгу, Краснодар, 2005 год.

Классный час по пожарной безопасности «Огонь ошибок не прощает» (Слайд №1) , 5 – 6 класс.

Цели:

    Обобщение, систематизация и закрепление знаний правил пожарной безопасности.

    Создание условий для формирования навыков правильного поведения при возникновении пожара, а также для развития логического мышления и умения работать в группе.

    Прививать учащимся навыки осторожного обращения с огнём, формировать умения по выходу из пожарной ситуации, развивать смекалку, находчивость. Воспитывать наблюдательность, внимательность.

Оформление:

Плакаты : «С огнём шутить нельзя»

Лозунг: «Чтобы в ваш дом

Не пришла беда -

Будьте с огнём

Осторожны всегда!»

Учитель: Дорогие ребята, сегодня мы поведём разговор об огне, который бывает разным. Ведь он приносит не только пользу, но и беду. Обратимся к цифрам. Ежегодно на территории России происходит в среднем 300 тысяч пожаров. Они вспыхивают каждые 4 -5 минут. Каждый час в огне погибает 1 человек. А в течение года до 8 тысяч человек, а также 50 – 80 – тысяч скота. (Слайд №2)

Учитель: Чтобы избежать пожара, необходимо знать основные причины его возникновения. С ними вас познакомят агитгруппа нашего класса.

Ученик 1: Пожар – это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. (Слайд №3)

Ученик 2: Неосторожное обращение с огнём – при неосторожном курении, пользовании в помещениях открытым пламенем, разведение костров вблизи строений, небрежность в обращении с предметами бытовой химии, легковоспламеняющимися жидкостями. (Слайд №4)

Ученик 3: Пожары от электроприборов возникают в случае перегрузки сети мощными потребителями, при пользовании неисправными электроприборами. (Слайд №5)

Оставленные без присмотра топящиеся печи, применение для их розжига бензина, отсутствие противопожарной разделки. (Слайд №6)

Пожары от детской шалости с огнём. Виноваты в этом чаще взрослые, которые оставляют детей одних дома, не прячут спички, не контролируют действия и игры детей. (Слайд №7)

Пожары на транспорте при неисправных электро - и топливных приборах. (Слайд №8)

Нарушение правил проведения электрогазосварочных и огневых работ – частая причина пожаров. (Слайд №9)

Пожары от бытовых газовых приборов, неисправных либо оставленных без присмотра. (Слайд №10)

Ученик 4:Соблюдайте меры предосторожности:

Уходя из дома, убедитесь при осмотре, что все электроприборы выключены из розеток, перекрыта ли подача газа; отключите временные нагреватели. (Слайд №11)

Ученик 5:Признаки возникновения пожара:

Появление незначительного пламени, которому может предшествовать нагревание или тление предметов;

Наличие запаха перегревшегося вещества и появление дыма; (Слайд №12)

Неожиданно погасший свет или тление горящие вполнакала электролампы;

Характерный запах горящей резины, пластмассы – это признаки загоревшейся электропроводки;

Потрескивание. (Слайд №13)

Ученик 6: Помните!

При пожаре всегда нужно сохранять хладнокровие, избегать паники, вызвать пожарную охрану по телефону «01», принять необходимые меры для спасения себя и близких, организовать встречу пожарных и показать кратчайший путь к очагу горения. (Слайд №14)

Ученик 7: При пожаре:

При опасности поражения электрическим током отключите электроэнергию с помощью автоматов на щитке. Помните! Тушить водой электроприборы под напряжением опасно для жизни! (Слайд №15)

    Вызовите пожарную охрану;

    выведите на улицу детей, престарелых и тех, кому нужна помощь

тушите пожар подручными средствами (водой, плотной мокрой тканью, от внутренних пожарных кранов в холлах зданий); (Слайд №16)

    Отключите подачу газа;

    Если ликвидировать очаг пожара своими силами невозможно, немедленно покиньте помещение, плотно прикрыв за собой дверь, не запирая её на ключ;

Сообщите пожарным об оставшихся в помещении людях, разъясните кратчайший путь к очагу пожара. (Слайд №17)

Ученик 8: Безопасная эвакуация состоит в следующем:

    уходить следует по наиболее безопасному пути, двигаясь как можно ближе к полу, защитив органы дыхания мокрой тканью;

    никогда не бегите наугад;

    спускайтесь только по лестницам. Во время пожара запрещено пользоваться лифтом и другими механическими средствами: при отключении электричества они застревают между этажами

Не спускайтесь по водосточным трубам, с помощью простыней – падение почти неизбежно. (Слайд №18)

Ученик 9: Помните!

Правильные и грамотные действия могут сохранить Вашу жизнь! (Слайд №19)

Учитель: Ребята, а теперь вашему вниманию игровые ситуации. В ответах на вопросы поясните свои действия.

    У вас загорелся телевизор. Ваши действия? (Отключу телевизор от электросети, накрою влажным одеялом, при необходимости вызову пожарных)

    На сковороде горит масло. Ваши действия? (Отключу газ, накрою влажным полотенцем).

    На тебе горит одежда. Твои действия? (Упаду на пол (землю, траву, снег), буду активно гасить огонь или накроюсь влажной тканью, просто бежать нельзя).

    Что ты будешь делать, увидев человека в горящей одежде? (Накрою горящего одеялом, повалю на пол, огнетушитель использовать нельзя.) (Слайд №20)

Учитель: Вашему вниманию предлагаю игру «Не ошибись». Я буду называть слова, а вы, услышав те из них, которые относятся к пожару, должны хлопнуть в ладоши. Будьте внимательны.

Режет, пожарный, торт, пила, огнетушитель, пакет, кисть, краска, играет, поёт, огонь, ноты, тушит, рисует, спички, 01, вода, варежки, песок, сверлит, одеяло, земля, веники, снег.

Учитель : А сейчас несколько загадок:

Мать толста,

Дочь красна,

Сын – бес

Долетел до небес.

(Печь, огонь, дым.)

Очень страшен,

Пышет жаром,

А зовётся он

(пожаром).

Дремлют в домике девчонки –

Бурые шапчонки.

(Спички)

Растворителем разводят,

Красоту дома наводят.

Но беречь надо меня

От опасного огня. (Краска)

Всё ест – не наестся,

А пьёт – умирает. (Огонь)

Красны камни в животе,

Чайник пляшет на плите,

Сверху воет, снизу тянет,

Запах пищи всех дурманит. (Печь.) (Слайд №21)

Учитель: Ребята, кто может стать пожарным? (ответы учащихся) Правильно, только самые смелые люди. Ведь им надо спасать людей из пылающих домов в самых чрезвычайных ситуациях. (Слайд №22)

Учитель: Ребята, кто из вас хотел бы стать пожарным? Работа эта и опасна, и трудна. Ведь от чётких действий пожарных зависит жизнь людей. Бывают случаи, когда пожарные сами гибнут в огне, спасая людей.

Игра.

Вы все прекрасно знаете, что пожарные должны уметь быстро собраться и выехать в заданный район, поскольку дорога каждая секунда.

Посмотрим, умеете ли вы быстро собираться. (Игроки снимают обувь и опускают её в мешок. По сигналу учителя обувь высыпают из мешка, дети должны найти свою пару и обуться.)

Сказка.

Учитель: Хочу рассказать вам одну сказку.

«Жил был огонь. Был он очень весёлым и горючим. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал всё подряд и был злейшим врагом всего живого. Повстречал однажды человека:

Слушай, человек, давай померимся силами.

Тот согласился, и начался бой. Человек заманил его к реке и прыгнул в воду, огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить. Взмолился огонь:

Не туши меня, верой и правдой буду тебе служить.

Пожалел его человек. Вот так и начал служить огонь людям, стал другом. Но когда попадает он в руки маленьких детей, то показывает свой характер: старается убежать от них и гулять по лесам, лугам, деревьям. Недаром есть пословица: «Дерево с огнём не дружит», - и тогда снова может прийти беда».

Огонь во многом облегчает человеку жизнь. Он человека согревает, даёт возможность приготовить пищу.

Учитель: Ребята, а известно ли вам, что в пещерах, где обнаружены останки древнейших людей, учёные установили, что толщина золы достигает 7 метров – уровня 3 го этажа. А для чего человек впервые стал использовать огонь? (ответы учащихся) (Слайд №23)

Учитель: Огонь издавна верно служит человеку, совершая много полезных дел. (Слайд №24 ) Огонь издавна был другом человека. Наши древние предки знали немало секретов и хитростей добывания огня. Они считали его живым существом, «приручали» его, поселяя его в своих пещерах. Он помогал людям бороться за существование. Он помогал людям готовить пищу. Огонь спасал от холода, помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер и стоянок древнего человека.

Ребята, огонь способен на всё. Он может в считанные минуты уничтожить то, что человек создавал всю свою жизнь. (Слайд №25)

Учитель : Дорогие ребята, сегодня мы много говорили о том, как надо вести себя в случае пожара, но будет лучше, если люди не допустят его. Для этого необходимо соблюдать правила пожарной безопасности. Ведь за этим стоит здоровье и жизнь людей, самое ценное, что есть на земле.

Ученик 1: Такая у нас эпох

Время такое у нас…

Чтоб не было людям плохо,

За счастье борись каждый час.

Ученик 2: За радость, за жизнь, за счастье

В бой каждый день идёт

Пожарный, хирург и мастер,

Токарь и садовод.

Ученик 3: У счастья людского на страже

Заняли мы рубежи,

Потому что отважным

Эпоха принадлежит.

Ученик 4 : Наш разговор окончен,

Спасибо за внимание.

И всем вам говорим мы:

«До встречи! До свидания!»


Цель: обобщение знаний учащихся о правилах пожарной безопасности.

  • показать
  • последствия легкомысленного и беспечного обращения с огнем;
  • воспитывать
  • :

Бережное отношение к своему здоровью;

Чувство ответственности за свои поступки;

Людей, ориентированных на лучшие нравственные качества: мужество, находчивость, самоотверженность, скромность.

  • познакомить детей:

С правилами пожарной безопасности;

С профессией пожарного, как одной из мужественных и героических;

  • научить правильным действиям в случае возникновения пожара;
  • расширить знания об огне и пожаре, пропагандировать противопожарную безопасность;
  • развивать речь учащихся.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийная установка, презентация;
  • выставка детских рисунков на тему “Огонь – друг и враг человека!”

Ход урока

I. Органицационный момент.

Приветствие.

II. Определение темы и целей урока.

Ребята, мы сегодня поговорим о пожаре; разберем причины возникновения пожара; как правильно вести себя и действовать при пожаре, какие меры надо соблюдать, чтобы не стать жертвой огня; познакомимся с героической профессией пожарных.

Игра “Да” и “Нет”

Игра называется “Да” и “Нет”.
Их я хочу услышать в ответ.
Все внимательно играйте,
Думайте и отвечайте.
На вопросы дайте ответ,
И скажите “Да” иль “Нет”.

Всем ребятам нужно знать,
Что с огнем нельзя играть.

Это все ребята знают?
А с огнем они играют?

Для ребят пожары шутка?
Все ли дети тут послушны?

На печи кипит варенье.
Можно ли без разрешенья
Детям к печке подбегать,
Чтоб варенье помешать?

Палит листья мальчик Тихон,
У костра он скачет лихо.
Дети дайте мне ответ,
Хорошо ли это?

Под столом играет Света,
Зажигает она свечи.

Дети дайте мне ответ,
Хорошо ли это?

Вова спичками играет,
Мама это запрещает.
Дети дайте мне ответ,
Прав наш Вова или нет?

Непослушный мальчик Вова,
Спичками играет снова.
Пусть мне дети отвечают,
Маму Вова огорчает?

Вот свеча, горит огонь,
Ты огонь попробуй – тронь!
Дайте, дети мне ответ,
Будет больно или нет?

Нам пожары не беда?
Друга выручим всегда?
Врать не будем никогда?
Маму слушаем всегда?

Можно спичками играть?
Детям свечи зажигать?
Причиняет огонь зло?
А дает огонь добро?

Ты труслив, когда беда?
Силы жалко для труда?
С огнем всегда ты осторожен?
Что ж завершать игру мне можно?

III. Работа по теме.

В древние времена люди огонь назвали “красный зверь”. Познакомились в то время, когда молния коснулась деревьев, и они загорелись. “Красный зверь” не мог перепрыгнуть через реку, значит он боится воды. Понравилась им пища, обожженная огнем. Была очень вкусной, мясо сочным и мягким. Попытались перенести “ красного зверя” в пещеру, но он потух, его надо было подкормить сухой травой. Так человек изучил огонь и поселил его рядом с собой. Наши древние предки знали немало секретов и хитростей добывания огня. Огонь стал другом человека. Они считали его живым существом, “ приручали” его, поселяя его в своих пещерах.

Он помогал людям выжить, готовить пищу. Огонь спасал от холода, помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер и стоянок древнего человека. Огонь стал помощником человека. Открытие способа добывания огня было значительной победой человека над природой. Вот как говорится о значении огня в Легенде о Прометее.

В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещерах. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей, и смело нарушил запрет Зевса: не давать огонь людям. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.

Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.
Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почет:
Что греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет.
Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользит коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.
Вот на спичке, как на ветке,
Голубой дрожит листок.
Вот, ломая прутья клетки,
Хищный делает бросок!..
Да, огонь бывает разный -
Бледно – желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.

Огонь может стать и страшным врагом, разрушая все на своем пути. Это происходит тогда, когда огонь вырывается из-под контроля и повиновения человека, превращаясь в пожар. Пожары – страшное бедствие для людей. Ежегодно пожар уносит десятки тысячи жизней, калечит здоровье и судьбы, уничтожает большие реликвии человеческой истории. Общее количество пожаров на планете достигает до 5,5 млн. в год. Это значит, каждые 5 секунд возникает пожар. Сегодня в России в 10 раз больше пожаров, чем 100 лет назад. В Краснодарском крае каждый год их происходит свыше 5000. В настоящее время в Краснодарском крае в результате пожаров гибнет около 500 человек, 2- их них – дети! Более 500 человек получают травмы. Ущерб от пожаров в крае составляет более 30 млн. рублей. На борьбу с пожарами направляются очень смелые отважные люди – пожарные. Бросаясь в огонь, дым для спасения людей, имущества, они часто забывают о собственной жизни. Своим девизом пожарные вправе считать пословицу “ Сам погибай, а товарища выручай!”.

Каждый раз пожар – как бомба,
Каждый раз – война.
И пожарные по праву
Защищали честь и славу.
Их готовность помогать,
Часто жизнью рисковать -
Из беды людей спасать -
Подвигу цена!!!

История возникновения пожарной службы на Кубани

Любую историю лучше всего начинать с хронологии. С летописи основных событий, легших в основу становления и развития того, что становится объектом изучения и интереса. Поэтому историю Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю можно начать с более 200- летнего временного раздела. За долгие годы пожарная охрана прошла нелегкий путь становления и развития, спадов и подъемов. Но, несмотря ни на какие трудности, пожарные всегда были и остаются на переднем рубеже защиты народа и всех тех ценностей, которые были накоплены государством. В июне 1793 года черноморские казаки решили на землях Кубани воздвигнуть главный город в честь великой Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны – Екатеринодар. Об организации пожарной охраны речи тогда и не шло. Все силы направляли на строительство города. Первоначально это были землянки, турлучные хатки-мазанки, крытые камышом, соломой. Достаточно было одной искры, чтобы все это превратилось в море огня. Когда 28 февраля 1795 выгорела одна из казацких землянок, выяснилось, что для тушения пожаров “… не имеется во всем городе никаких средств яко водовозных бочек, крючьев и прочего к тому нужного”. Тогда 3 марта 1795 года Войсковое Правительство Екатеринодара издает распоряжение – завести в каждом курене по одной бочке с водой на телегах “ко утушению пожара всегда готовых”, а для изготовления пожарных инструментов собрать со всех городских жителей с “имущественных” по 20, а”неимущественных” по 10 копеек денег. Эта дата, 3 марта 1795 года считается Днем учреждения пожарной охраны в Екатеринодаре, но организованной и оснащенной она в то время не была. 17 апреля 1918 года был подписан Декрет “О государственных мерах борьбы с огнем”.

Указом Президента РФ № 539 от 30 апреля 1999 года Днем образования пожарной охраны России установлена дата – 30 апреля. Для качественной работы пожарных построено и реконструировано более 100 пожарных депо, создано 22 опорных пункта тушения крупных пожаров, испытательная пожарная лаборатория, построены пожарный стадион, “огневая полоса” для психологической подготовки пожарных, учебно-тактический полигон для практической отработки навыков по тушению резервуаров с нефтью, проведено более 50 крупномасштабных соревнований, учений (на нефтебазе Шесхарис г. Новороссийск). Подготовлено более 40 мастеров спорта. Из рядов пожарных вышли:

Дважды Герой Советского Союза Маршал авиации Евгений Яковлевич Савицкий,

Герой Советского Союза Павел Владимирович Ялугин,

Герой Советского Союза Алексей Дмитриевич Зайцев,

Герой Советского Союза Григорий Моисеевич Дуб и др.

И сегодня эта специальная служба одна из самых мобильных. В распоряжении пожарных находится современная техника так, как пожары возникают в разных местах, на разных объектах, совершенно не похожих друг на друга, то и пожарная техника очень разнообразная.

И вот машины красные
Спешат в места опасные,
Прохожие сторонятся -
Пожарные торопятся.

Ребята! Чтобы не случилось беды, чтобы на нашей земле было как можно меньше пожаров, необходимо знать и соблюдать правила пожарной безопасности.

Какие причины возникновения пожаров вам известны? (Ответы детей)

Начинаются пожары вроде бы случайно, но причины есть всегда. И они не тайна. Что ребятам надо знать, чтобы несчастья избежать?

Не играйте со спичками, дети!
И товарищам это скажите,
Зажигалки и спички – тревога!
Сигареты и свечи не трогать!
Никогда это в руки не брать,
Чтоб нечаянно не страдать!
Не пытайтесь устраивать игры
Втихомолку в сараях, в подвалах,
Возле дров или на чердаках -
Для чего вам с огнем баловаться,
Если можно другим заниматься?
Берегитесь предметов случайных,
А по облику ярких, прекрасных:
Порошки или аэрозоли
Упакованы очень красиво -
Стоит только поджечь их – на волю
Вырвется пламени сила!
Не играйте с электроплитою,
Опасайтесь электроприборов,
Не будите Огонь, не давайте
Разноситься ему по простору!
… Любят люди, когда выходные,
Отдыхать всей семьей на природе,
А когда уезжать соберутся,
Позабудут огонь погасить -
Может даже погибнуть весь лес!

Уезжая, костры потушите!
И себя, и леса берегите!!!
Будьте бдительны ночью и днем,
Не играйте с жестоким огнем!
Если дома взрослых нет,
А пожар возник,
В этой ситуации
Важен каждый миг.
Не впадайте в панику,
Это не поможет,
Начинать огонь тушить
Вам не нужно тоже.
Из квартиры выбегайте
В дверь к соседям барабаньте,
А не прячьтесь по углам -
Дым с огнем догонят там!
Никогда не возвращайтесь
В ту квартиру, где горит -
А к соседям достучаться,
Дозвониться и добраться -
Ваша главная задача!!!
Взрослые помогут -
Вызовут подмогу.
Будут в “01” звонить,
Адрес сообщат,
И пожарные на помощь
Тут же поспешат.

Игра “Вызов по телефону пожарной команды”

Задача: суметь грамотно сообщить о пожаре.

Ученик “звонит” по телефону в пожарную часть и докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось:

1) называет адрес, где горит;

2) свой номер телефона;

3) свою фамилию;

4) на каком этапе горит;

5) как лучше подъехать к дому;

6) сколько подъездов в доме.

Все это надо сообщить быстро, без запинок.

Составление памятки “Огонь ошибок не прощает” (проектная деятельность в группах).

а) Постановка проблемы.

Подумайте, какие правила нужно соблюдать, чтобы не случилось беды?

Что делать, если начался пожар?

б) Деятельность в группах.

План работы учащихся в группе

1. Выбор путей проведения своих исследований.

2. Сбор данных.

3. Обработка собранных сведений.

4. Оформление результатов исследований.

в) Презентация (представление памятки).

Памятка “Огонь ошибок не прощает”

Пожары причиняют людям большие несчастья.

Чтобы избежать дома огненной беды, не шалите с огнем, не играйте с пиротехническими изделиями, будьте осторожны с горючими жидкостями.

В первую очередь не играйте со спичками, следите, чтобы не шалили с огнем ваши товарищи и маленькие дети.

Не устраивайте игр с огнем в сараях, подвалах, на чердаках.

Не играйте с электронагревательными приборами, это опасно! Помните, что опасно оставлять работающие электроприборы и газовое оборудование без присмотра.

Ребята! Помните эти правила всегда, разъясняйте их своим друзьям и товарищам. Этим вы окажите помощь работникам противопожарной службы в деле предупреждения пожаров в школах, жилых домах, в лагерях.

Твои действия при пожаре:

  • Если вы обнаружили пожар в школе или почувствовали запах дыма, немедленно сообщите об этом учителю, находящемуся по близости.
  • Не пытайтесь самостоятельно потушить пожар.
  • Действуйте по команде учителя. Никогда не прячьтесь в задымлённом помещении в укромные места. При эвакуации покидайте опасное место в составе класса. Ведите себя спокойно, не создавайте паники.
  • Если в помещении дым, пригнитесь к полу, по возможности дышите через мокрую ткань.
  • Запомни это сам и расскажи другим.

Физминутка.

Учебная эвакуация.

Разбор ошибок при эвакуации.

IV. Закрепление пройденного.

Кроссворд

По горизонтали: 3. Шест с пожарного щита. 4. То, что защищает голову военного, строителя и пожарного 5. Средство для воспламенения порохового заряда в гранате или бомбе. 7. “Поджигатели” в коробке. 10. Газовое огниво курильщика. 12. Именно на нем при пожаре набирают “01”. 13. Наконечник пожарного шланга. 17. Пловное зерно. 19. “Красный цветок”, которым Маугли подпалил усы Шер-Хану. 20. Во что сметают мусор? 21. На что понадеялся поп, нанявший Балду в работники? 22. Он на трех ногах стоит, пианист за ним сидит.

По вертикали: 1. “Горный лен” - волокнистый минерал, из которого делают не боящиеся пожаров плиты, перегородки и даже ткани. 2. Колдовская порча взглядом. 4. Вышка над зданием пожарной части, давшая название высокому человеку. 6. Спец по домашним очагам. 8. Он утром, вечером и днем готов вести борьбу с огнем. 9. Знаменитая певица по имени Эдит. 11. Огнедышащая гора с острова Сицилия. 14. Из них получают дрова. 15. Он - и на пляже, и в сахарнице, и в ящике рядом с пожарным щитом. 16. Сборник фотографий. 18. Самое распространенное средство для борьбы с возгоранием. 20. Что Бог послал крыловской вороне?

V. Релаксация.

Скажите “да” или “нет”:

Я знаю, как пользоваться телефоном.

Я знаю, как позвонить в пожарную часть.

Я знаю. Что сказать,

Я знаю свой адрес и телефон.

Я никогда не наберу 01 ради баловства или шутки.

Если у вас получилось 5 “да”, то я за вас спокойна. Вы знаете, как поступать.

Игра “Топаем, хлопаем”

Условие: если дети поступают правильно - хлопают, если неправильно – топают.

Знаю я теперь, друзья,
Что с огнем играть нельзя! (хлопают)
Спички весело горят,
Буду с ними я играть. (топают)
Коля убежал за дом, там играет он с костром. (топают)
Он опасен, Лена знает,
Утюг больше не включает (хлопают)
Таня с Ниною играют, на печи газ зажигают (топают)
Клим увидел: дом горит,
Мальчик “01” звонит. (хлопают)

VI. Рефлексия урока.

  • Какой момент урока вам больше всего запомнился?
  • Что совершенно новое вы узнали на уроке?
  • А когда и где нам могут пригодиться знания, полученные на этом уроке?
  • Я... доволен своей работой.
  • Мне было трудно …

Воспитательское занятие «Огонь ошибок не прощает».

Цель: закрепление знания детей о пожарной безопасности.

Задачи.

Обучающие:

Познакомить детей с ролью огня в жизни человека: как положительного так и отрицательного;

Закрепить знания детей о причинах возникновения пожаров, о правилах пожарной безопасности и доступных средствах пожаротушения.

Развивающие:

Формировать умение правильно оценивать возможную опасность;

Развивать умения вызывать пожарную службу по телефону;

Развивать речь, мышление, память.

Воспитательные:

Воспитывать осторожность при обращении с огнем;

Воспитывать самостоятельность, внимательность, чувство ответственности, мужества, находчивости;

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и к здоровью окружающих.

Коррекционные:

Корригировать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память; развивать устную речь, мышление; обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование: медиапроектор, презентация к занятию.

I . Организационный момент.

Садитесь удобнее, улыбнитесь друг другу настройтесь на активную работу.

Упражнение «Свеча».

Представьте, что перед вами горит настоящая свеча, задуйте ее ровными медленным вздохом

II .Основная часть.

Что можете сказать, глядя на свечу?Что она вам напоминает, узнаете, отгадав загадку.

Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злобы ест дрова,
Целый час, а может два.
Ты рукой его не тронь –
Искусает всю ладонь. (Огонь)

Ребята, а в слове огонь, сколько букв и звуков? Кто скажет?(5 б. и 4 зв.)

Правильно.

Вот сегодня мы поговорим о том,какую роль играет огонь в нашей жизни, что может произойти, если не следить за ним, а также как действовать,если пожар все-таки случился.

Огонь – одно из самых больших чудес природы, с которыми человек познакомился.

Как вы считаете: огонь друг, или враг человека?(Ответы детей).

Огонь издавна был другом человека. Наши древние предки знали немало секретов и хитростей добывания огня. Они считали его живым существом, «приручали»его, поселяя его в своих пещерах.

Огонь помогал людям бороться за существование, помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер и стоянок древнего человека. Огонь костра помогал людям готовить пищу, спасал от холода.

И сегодня люди не могут обходиться без огня.

Ребята, а скажите,для чего человеку нужен огонь? (варят обед, тепло дает, хлеб пикет)

- Огонь и сегодня помогает человеку. На хлебозаводе в печах пекут хлеб. На кирпичном заводе обжигают кирпич, из которого строят дома. А в мартеновских печах огонь варит сталь. Из неё делают трубы и станки, автомобили и самолёты.

- Едет автомобиль, взлетает ракета, поднимая на орбиту космический корабль. Что движет ими? Сила огня!

- Но когда человек забывает об осторожности, мирный огонь превращается во врага.Это зависит от того, правильно ли используется огонь. Какой стороной он обернется к нам. Зависит от нас. Огонь- враг, если к нему относится небрежно.

Да, огонь бывает разный-

Бледно-желтый, ярко- красный,

Синий или золотой.

Очень добрый, очень злой.

А как же называется разбушевавшаяся огненная стихия? Вы узнаете,отгадав кроссворд.

1). Чтобы не было огня
Не играйте вы в меня.
Я огня сестричка,
Маленькая…. (спичка).
2). Кто меня не бережется
Тот очень сильно обожжется.
(Огонь).
3). Дым увидев - не зевайте,
Нас скорее вызывайте.
(Пожарные).
4). Хоть и маленькая я,
Но недолго и до огня.
(Искра).
5). С чем бежит курочка заливать кошкин дом? (Ведро).

Какое слово получилось краснымибуквами? (Пожар).

Так как же называется разбушевавшаяся огненная стихия? (пожар).

Слово «пожар»вам приходилось слышать и раньше. Может быть, некоторым из вас приходилось наблюдать и видеть последствия этой стихии.

А что такое пожар? Как вы думаете?

Правильно, пожар- это процесс горения, который уничтожает все вокруг и создает опасность для жизни людей.

Очень опасна разбушевавшаяся стихия- пожар.

Чем опасен пожар?(при пожаре сгорают вещи, квартиры, дома, леса,).

Вы все сказали правильно,при пожаре сгорают вещи, квартиры, дома, леса, а главное гибнут люди.

Но пожары страшны не только огнём, который пожирает и дерево, и металл, и растения и животных. Опасными спутниками огня являются – ядовитый дым, высокая температура, плохая видимость, паника и растерянность, обрыв электрических проводов и возможность поражения током, обрушение конструкций.

Ежегодно на территории России происходит в среднем 300 тыс. пожаров.

– Давайте вспомним, отчего возникает пожар.

Если баловаться чем? (спичками)

У кого есть спички? Вот вы на выходные ездите домой- кто– нибудь привез из дома спички? Молодцы! Дети не должны самостоятельно пользоваться спичками.

Не играй,дружок со спичкой.

Помни ты,она мала,

Но от,спички-невелички

Может дом сгореть до тла.

– Это одна из причин возникновения пожара. Какую причину возникновения пожара вы знаете ещё (если забыли выключить утюг).

Правильно, если забыть выключить электроприборы.

Нельзя зажигать дома бенгальские огни, фейерверки, свечи.

–Костры опасность представляют?Чем?

Очень большую опасность представляют костры. Если костёр не затушить, то раздуваемые искры разлетятся, и возникает пожар.

– Очень опасна шалость с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями: бензином, ацетоном. Подобное грозит взрывами, а значит, тяжёлыми ожогами и увечьями.

– Пожар может возникнуть от поджигания сухой травы, тополиного пуха,как у нас во дворе школы.

– Огонь опасен не только ожогами, но и удушьем. В кино и по телевизору пожар показывают в виде стены огня. Люди и привыкли считать, что именно это и опасно. Но в жизни бывает ещё и дым, и тлеющие тряпки. На таких пожарах может ничего не сгореть, а люди гибнут. Они погибают от дыма. Можно отравиться ядовитыми газами, которые выделяются в процессе горения бытовых приборов (телевизора, плиты)

Прочитайте еще раз,от чего может возникнуть пожар.(работа со слайдом)

Но бывает так, что меры предосторожности не помогли и пожар начался.Что нужно делать в таких случаях? Что нужно делать в первую очередь?

(быстро выбежать из здания).

А затем, что будете делать?(звонить по 01)

Да. Ребята, вы все правильно говорили.А теперь давайте прочитаем правила поведения и действия во время пожара.

1.Не поддаваться панике.

2.Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на огонь плотную ткань (одеяло, покрывало), или можно вылить кастрюлю воды.

3. Нельзя тушить водой горящие предметы под напряжением. Если загорелся телевизор, компьютер, то нельзя выливать на него воду, только накрывать тканью.

4. Если комната заполняется едким дымом, закройте нос и рот мокрой тканью, срочно покиньте помещение.

5.Если у вас загорелась одежда, падайте и катитесь, чтобы сбить пламя, или завернитесь в одеяло.

6. Не прячьтесь в задымленных помещениях, в укромных местах.

7. Если в квартире уже дымно, надо к выходу пробираться на четвереньках, ползком – внизу дыма меньше.

Простые или сложные эти правила?(простые).

Вот такие простые правила вы должны не только знать, но и если не дай бог случится применить на практике. И чтобы они лучше запомнились, мы их повесим в нашем уголке группы.

Вот вы узнали как вести себя при пожаре. Теперь ответьте на вопрос: с чего начинается пожар? (с возгорания)

Один человек может ликвидировать загорание?(да)

А ликвидировать пожар?(нет)

А что для этого требуется?(усилия большого количества людей, специальной пожарной техники)

    Игра «Найди средства тушения».

А теперь поиграем в игру «Найди средства тушения».

На столе лежит вода, песок, огнетушитель, мягкая игрушка, плотная ткань, расческа, палка. Нужно выбрать отложить в сторону средства тушения.

(Это специальная ткань для тушения, а если тушить пожар в домашних условиях можно воспользоваться одеялом, покрывалом.Чтобы перекрыть доступ воздухаи огонь не смог бы разгореться сильнее).

    Разбор ситуаций.

Ребята, а теперь представьте себе ситуацию. Читай на слайде….

    Если случится пожар в квартире, в которой ты находишься, твои первые действия:

А) сообщу о пожаре и постараюсь покинуть квартиру;

Б) начну тушить пожар в квартире;

В) спрячусь в дальнем углу и буду ждать.

Следующая ситуация.Читай…

2. Что делать,если огонь еще в квартире маленький:

А) оповестить соседей и приступлю к тушению огня;

Б) немедленно приступить к тушению огня, отключив газ и электричество;

3. Что ты будешь делать, если из телевизора пошел дым:

А) выдерну вилку из сети и наброшу на телевизор влажное одеяло;

Б) залью телевизор водой;

В) убегу в другую комнату.

    Послушайте запись и определите, о какой беде идет речь. Что неправильно сделал герой?

«Пожар,пожар….не помню адреса…все горит, приезжайте скорее…»

О какой беде идет речь?

Что не правильно сделал герой?(не правильно вызвал пожарную службу)

А как же правильно вызвать пожарную службу.

Вот телефон, попробуйте вызвать пожарную службу.

По какому номеру вы будете звонить?(01)Набирай.

О чем будешь говорить?(2 человека)

Ребята, в основном хорошо, но были определенные неточности.

Так как же правильно вызвать пожарную службу? Читай на слайде

    Нужно четко назвать свое имя и фамилию.

    Назвать адрес или приметы, по которым можно найти то место, где происходит пожар.

    Говорить быстро и четко дорога каждая минута.

Пойдем правильно вызовем пожарную службу….

    Пословицы.

Об огне и пожаре сложено очень много пословиц.Вот на слайде даны пословицы,нужно их собрать,а потом объяснить как вы ее понимаете.

    Спички – не игрушка, а великое пламя.(со спичками играть нельзя, будет пожар).

    Искра мала, а великое пламя рождает.(От одной маленькой искорки может быть большой пожар)

    Огонь- хороший слуга, но плохой хозяин.(Огонь нам в хоз-ве помогает, но если он будет хозяином будет пожар)

Молодцы! С заданием вы справились.

А еще я хочу сказать вам народную мудрость: «Вор ворует –стены оставляет, а пожар – ничего».

    Загадки.

А теперь вам предстоит отгадать загадки об огне и о предметах, которые с ним связаны.

С огнём бороться мы должны,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Ответь скорее, кто же мы?
(Пожарные)

Висит - молчит, а перевернешь, шипит, и пена летит
(огнетушитель)

Что за тесный, тесный дом?
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестричек
Может вспыхнуть, как костер.
Не шути с сестричками,
Тоненькими …
(спичками)

Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня.
(Дым)

То назад, то вперед ходит, бродит пароход.

Остановишь – горе, продырявит море (утюг)

Молодцы! Знаете вы загадки.

    В последнее время участились случаи пожаров в больницах, в детских учреждениях. Было много жертв среди школьников, престарелых граждан.Все это можно было избежать,если бы учреждения были бы оснащены системами пожарной сигнализации.

Такая система имеется у нас и в школе и интернате. Благодаря ей мы можем узнать о начинающимся пожаре и сможем обезопасить себя и попытаться ликвидировать пожар.

Сейчас я расскажу, что входит в систему пожарной безопасности.

На каждом этаже есть средство пожаротушения- это огнетушитель.Кроме огнетушителей, на каждом этаже есть пожарный шкаф, написано на нем ПК и покрашен в красный цвет. Почему в красный?(цвет тревоги)

Вспомните, где такой шкаф находится у нас в интернате на нашем этаже?

В этом шкафу расположен пожарный рукав, свернутый в рулон. С наконечником. В случае возгоранияим можно воспользоваться во время тушения, поэтому рукаву будет идти вода.

Еще на каждой двери есть дверной доводчик, который позволяет плотно затворить дверь. Не пропуская дыма во время пожара.

На всех стенах есть световой оповещатель «Выход» и галогеновые зеленые стрелки.Они ночью светятся. Указывая путь к выходу, по ним нужно ориентироваться во время эвакуации.

Эвакуация. Давайте хором прочитаем по слогам это слово.

Как вы понимаете это слово?(это когда люди быстро покидают помещение).

Правильно. Эвакуация- это организованный выход людей из здания при чрезвычайных ситуациях. В данном случае при пожаре.

На потолках у нас в интернате и школе прикреплены датчики пожарной сигнализации. Вот они на слайде. Эти датчики реагируют на задымление. Если возникает очаг возгорания, появляется дым, он поднимается к потолку и вот как раз воздействует на этот датчик. А датчик подает сигнал на пульт, а пульт воспроизводит голосовое оповещение через громкоговорители, которые расположены на каждом этаже вот они на слайде.

Когда мы проводим учебную эвакуацию вспомните, какие слова вы слышите через громкоговоритель?

Сколько раз идет оповещение?(3 раза)

Послушайте на записи это звуковое оповещение.

После этого сигнала вы должны, что сделать?

Правильно, покинуть помещение, согласно плану эвакуации.При эвакуации нужно соблюдать определенные правила:

1 . Каждая группа эвакуируются через свой запасный выход.На каждом запасном выходе висит табличка, какая группа выходит через нее.

Для чего они нужны.

Это нужно, чтобы не создавать пробки и не толпиться около одной двери, а быстро покинуть помещение.

2. Обязательно нужно знать места сбора после выхода из здания.

Где мы собираемся после выхода из интерната?

А где мы собираемся после выхода из школы?

Надо собраться около своего воспитателя, рядом со своей группой.

Для чего это нужно?

И еще важное: не надо прятаться во время пожара в шкафах. Под кроватью. Можно задохнуться или просто вас не смогут найти. Ваша задача- быстрее выти из здания и сохранить свою жизнь.

Так что, ребята. Ни в коем случае нельзя включат кнопку сигнализации попусту, нельзя подходить к пульту, вызывать ложную тревогу, на стенках не рвать знаки.

Для чего это надо.

Во- первых, это важно для вас, для сохранения вашей жизни.

А во-вторых, это очень дорогостоящий материал, а за ложный вызов. Есть по закону наказание- административный штраф на большую сумму денег.

Ну вот я немного рассказала о нашей пожарной сигнализации.

    Игра «Это я, это я, это все мои друзья».

А теперь я посмотрю, как вы усвоили правила противопожарной безопасности. И поиграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья».

Я буду вам задать вопрос, если считаете,что нужно поступить именно так, говорите хором «Это я, это я, это все мои друзья».Если не согласны молчите.

Кто задорный и весёлый,
Верность правилам храня,
Бережёт родную школу

От коварного огня…

Кто поджёг траву у дома,
Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?(молчат).

Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,

Что игра с огнём недаром
Завершается пожаром? (Это – я, это – я, это все мои друзья!)

Кто украдкой в уголке
Жёг свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушёл!(молчат).

На привале кто в лесу

Жёг засохшую сосну?

А потом так поспешил,

Что костёр не затушил? (молчат)

Кто, видя сушняк в огне,

Знает точно: быть беде?

Ветку кто не поджигает,

От пожара лес спасает? (Это – я, это – я, это все мои друзья!)

Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят:
Школьников и дошколят? (Это – я, это – я, это все мои друзья!)

Молодцы, ребята, вы замечательно усвоили все правила противопожарной безопасности, и, я думаю, будете соблюдать их не только сами, но и научите других ребят

III . Итог.

Полезный ли был для вас этот разговор?

Что нового вы узнали? (о правилах пожарной безопасности, о системе пожарной сигнализации, о эвакуации во время пожара)

Как вы думаете, знание и выполнение техники пожарной безопасности поможет вам в жизни?

Что запомнилось вам на этом занятии?

Я искренне желаю вам не оказаться в чрезвычайной ситуации, а если случится беда, вспомните сегодняшнее занятие четко и грамотно действовать и тогда последствий плохих не будет.

На этом наше занятие окончилось. Все работали хорошо, большое спасибо.