Что такое ЧС в лесах? Правила введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров. О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров Срок чрезвычайной ситуации в лесу

ПРАВИЛА

ВВЕДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ЛЕСАХ, ВОЗНИКШИХ

ВСЛЕДСТВИЕ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ, И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В УСЛОВИЯХ ТАКИХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

1. Настоящие Правила устанавливают классификацию чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров (далее - чрезвычайная ситуация в лесах), порядок введения чрезвычайных ситуаций в лесах и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях чрезвычайных ситуаций в лесах.

2. Чрезвычайные ситуации в лесах подразделяются на:

а) чрезвычайную ситуацию в лесах муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах не выходит за пределы одного муниципального района или городского округа, при этом в лесах на указанной территории не локализованы крупные лесные пожары (площадью 25 гектаров и более в зоне наземной охраны лесов и 200 гектаров и более в зоне авиационной охраны лесов), действующие более 3 суток с момента обнаружения, в отношении которых в установленном порядке не принималось решение о прекращении или приостановке работ по тушению лесного пожара, и (или) более 5 суток действуют нелокализованные лесные пожары, находящиеся в пределах 5-километровой зоны вокруг населенного пункта или объекта инфраструктуры, и (или) на тушение пожаров привлечено более 50 процентов лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, предусмотренных планом тушения пожаров соответствующих лесничеств, и резерва, предусмотренного сводным планом тушения лесных пожаров субъекта Российской Федерации;

б) чрезвычайную ситуацию в лесах регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах не выходит за пределы территории 1 субъекта Российской Федерации, при этом введен режим чрезвычайной ситуации в лесах муниципального характера на территории 2 и более муниципальных районов или городских округов;

(см. текст в предыдущей редакции)

в) чрезвычайную ситуацию в лесах межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах затрагивает территории 2 и более сопредельных субъектов Российской Федерации, при этом на территории каждого из субъектов Российской Федерации введен режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера;

(см. текст в предыдущей редакции)

г) чрезвычайную ситуацию в лесах федерального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах затрагивает территории 2 и более сопредельных федеральных округов, при этом на территории каждого из федеральных округов введен режим чрезвычайной ситуации в лесах межрегионального характера.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Режим чрезвычайной ситуации в лесах муниципального характера вводится в следующем порядке:

а) при возникновении ситуации, предусмотренной подпунктом "а" пункта 2 настоящих Правил, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения), Министерство обороны Российской Федерации и Федеральная служба безопасности Российской Федерации (в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности), Федеральное агентство лесного хозяйства (в пределах полномочий, установленных частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в пределах полномочий, установленных статьями 82 и 83 Лесного кодекса Российской Федерации), а также органы местного самоуправления (в пределах полномочий, установленных статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации) (далее - уполномоченные органы) направляют соответствующую информацию в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого предполагается ввести режим чрезвычайной ситуации в лесах муниципального характера, созданную в соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (далее - Положение);

подпункте "а" настоящего пункта, руководитель органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого предполагается ввести режим чрезвычайной ситуации в лесах муниципального характера, принимает решение о введении указанного режима.

6. Режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера вводится в следующем порядке:

подпунктом "б" пункта 2 настоящих Правил, уполномоченные органы направляют соответствующую информацию на рассмотрение в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предполагается ввести режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера, созданную в соответствии с Положением ;

б) на основании решения комиссии, указанной в подпункте "а" настоящего пункта, руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предполагается ввести режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера, принимает решение о введении указанного режима.

7. Режим чрезвычайной ситуации в лесах межрегионального характера вводится в следующем порядке:

а) в случае возникновения ситуации, предусмотренной подпунктом "в" пункта 2

б) Федеральное агентство лесного хозяйства проверяет соответствие полученной информации данным мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, осуществляемого в соответствии со статьей 53.2 Лесного кодекса Российской Федерации, и в случае выявления на территориях 2 и более субъектов Российской Федерации признаков обстановки, соответствующей чрезвычайной ситуации в лесах межрегионального характера, направляет соответствующую информацию в Правительственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, предусмотренную Положением (далее - Правительственная комиссия);

в) Правительственная комиссия по результатам рассмотрения полученной информации в установленном порядке принимает решение об установлении соответствующего режима функционирования органов управления и сил соответствующих подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

8. Режим чрезвычайной ситуации в лесах федерального характера вводится в следующем порядке:

а) в случае возникновения ситуации, предусмотренной подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил, уполномоченные органы направляют соответствующую информацию в Федеральное агентство лесного хозяйства;

Постановлением Губернатора Забайкальского края от 4 апреля 2017 года №23,в связи с установлением сухой ветреной погоды и высоких среднесуточных температур воздуха на большей части Забайкальского края, способствующих повышению класса горимости, а также увеличением количества зарегистрированных лесных пожаров, с 4 апреля 2017 года в лесах в границах Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера.

В связи с установлением в лесах на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, с 4 апреля 2017 года, в соответствии с требованиями приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06 сентября 2016 года № 457, введены ограничения на пребывание граждан в лесах и въезд в лесные массивы транспортных средств. Проведения в лесах и на прилегающей к ним территории пожароопасных работ, за исключением:

Лиц, участвующих в работе межведомственных оперативных, патрульных и мобильных групп;

Должностных лиц, осуществляющих в пределах своей компетенции федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах;

Сотрудников полиции, задействованных в проведении мероприятий по профилактике лесных пожаров или входящих в состав следственно-оперативной группы, в выявлении и пресечении преступлений, административн ых правонарушений;

Юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации;

Юридических и физических лиц, имеющих объекты в лесном фонде, при наличии пропуска, выдаваемого лесничествами государственного казенного учреждения «Управление лесничествами Забайкальского края» по согласованию с главами муниципальных образований;

За нарушение действующих запретов предусмотрена как уголовная, так и административная ответственность.

В случае обнаружения лесного пожара следует немедленно сообщить о пожаре:

Уголовная ответственность:

статья 261 уголовного кодекса «Уничтожение или повреждение лесных насаждений»

В результате неосторожного обращения огнем – штраф от 300-400 тысяч рублей;

В случае причинения крупного ущерба – лишение свободы до четырех лет;

В результате пожога (то есть умышленно) – штраф от 500000 до 1000000 рублей или лишение свободы до 8 лет;

В результате поджога с крупным ущербом – штраф от 1000000 до 3000000 рублей или лишение свободы до 10 лет.

Административная ответственность:

статья 8.32 кодекса об административных нарушениях Российской Федерации «Нарушение правил пожарной безопасности в лесах»

Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках не отделенных минерализованной полосой влечет штраф на граждан в сумме 1500-3000 рублей;

Нарушения правил пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима влечет нарушение штрафа в сумме 4000 – 5000 рублей, а если нарушения привели к пожару – 5000;

статья 36.2. Закона Забайкальского края об административных нарушениях

Нарушение запрета на посещение гражданами лесов и въезда в них транспортных средств – влечет наложение штрафа на граждан от 3000 до 5000 рублей; на должностных лиц – от 25000рублей; на юридических лиц – 50000 рублей.

Повторное совершение административного правонарушения – штраф на граждан - 5000 рублей; на должностных лиц – 50000 рублей; на юридических лиц – 100000 рублей.

статья 51.2.Закона Забайкальского края об административных нарушениях

Выжигание сухой травы на земельных участках (кроме профилактических отжигов) – влечет наложение штрафа на граждан в размере от 1000 до 3000 рублей; на должностных лиц - от 3000 до 7000 рублей; на юридических лиц - от 10000 до 20000 рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения - влечет наложение штрафа на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей; на должностных лиц - от 7000 до 15000 рублей; на юридических лиц – от 25000 до 50000 рублей.

Уважаемые жители Шилкинского района!

Ежегодно Забайкальский край и Шилкинский район страдает от природных пожаров. Огнем местных пожаров уничтожаются тысячи гектаров леса и степей. Ущерб от природных пожаров

Погодные условия способствуют нарастанию пожарной опасности на территории района и повышению рисков возникновения природных и бытовых пожаров. В связи с повышением рисков возникновения природных пожаров постановлением Губернатора Забайкальского края от 30 марта 2017 года № 22 на территории Шилкинского района установлен режим «Особый противопожарный режим».

Статистика утверждает, что в 9 случаях из 10 ВИНОВНИК ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ - ЧЕЛОВЕК!

Подавляющее большинство пожаров возникает по причине так называемых сельхоз палов и выжигания сухой растительности. Постановлением правительства Российской Федерации от 10 ноября 2015 года № 1213 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации» введен запрет на разведение костров на полях, выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, а также в полосах отвода автомобильных и железных дорог.

Немало лесных пожаров возникает из-за неосторожного обращения людей с огнем или нарушения ими требований пожарной безопасности при работе и отдыхе в лесу и даже просто ради баловства. Также лесные пожары могут возникнуть и от других причин, например, от выброшенных из окон поездов и автомобилей, не затушенных окурков, от искр из выхлопных труб двигателей и т.п. Находясь в лесу необходимо помнить, что вполне реальна опасность возникновения лесного пожара от незначительного источника огня, особенно в сухое теплое ветреное время.

Хотелось бы напомнить основные правила пожарной безопасности и основы безопасного поведения в лесах:

В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается:

Разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев;

Бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);

Оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.);

Заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;

Запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

Несоблюдение установленных запретов влечет за собой административную ответственность. В случае наступления тяжких последствий и виновные подлежат привлечению к уголовной ответственности.

При обнаружении загорания в лесу или вблизи от него лесной подстилки, ветоши, порубочных останков, главная задача - не дать пожару набрать силу и распространиться.

Для этого следует потушить огонь, тщательно осмотреть место горения и убедиться, что не осталось очагов горения.

В тех случаях, когда самостоятельно огонь потушить не удается, необходимо сообщить о пожаре:

В органы лесной охраны по бесплатному номеру 8-800-100-9400 или в Шилкинское лесничество 2-01-70;

В ораны пожарной охраны 01 или 010;

В единую дежурно-диспетчерскую службу Шилкинского района 2-07-97, 8-914-526-93-09.

При тушении загораний в лесу самым распространенным способом является захлестывание огня на кромке пожара. Для захлестывания используются зеленые ветви. Эффективно забрасывание кромки пожара грунтом, охлаждающим горящие материалы и лишающим их доступа воздуха.

Во время тушения необходимо соблюдать правила безопасности и твердо знать, что при верховых лесных пожарах, когда горят кроны деревьев, убежищем могут служить берега водоемов, крупные поляны, лиственный лес без хвойного подроста. Не следует искать убежище на дорогах и просеках, окруженных хвойным лесом, особенно молодняком с низко опущенными кронами, а также в логах, поросших лесом.

Дисциплинированность в лесу, сознательное поведение и строгое соблюдение этих несложных правил пожарной безопасности будет гарантией сбережения лесов от пожаров. Это в интересах каждого из нас.

Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации постановляет:

б) на основании решения комиссии, указанной в подпункте "а" настоящего пункта, руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предполагается ввести режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера, принимает решение о введении указанного режима.

7. Режим чрезвычайной ситуации в лесах межрегионального характера вводится в следующем порядке:

подпунктом "в" пункта 2

статьей 53.2 Лесного кодекса Российской Федерации, и в случае выявления на территориях 2 и более субъектов Российской Федерации признаков обстановки, соответствующей чрезвычайной ситуации в лесах межрегионального характера, направляет соответствующую информацию в Правительственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, предусмотренную Положением (далее - Правительственная комиссия);

8. Режим чрезвычайной ситуации в лесах федерального характера вводится в следующем порядке:

а) в случае возникновения ситуации, предусмотренной подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил, уполномоченные органы направляют соответствующую информацию в Федеральное агентство лесного хозяйства;

б) Федеральное агентство лесного хозяйства проверяет соответствие полученной информации данным мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, осуществляемого в соответствии со статьей 53.2 Лесного кодекса Российской Федерации, и в случае выявления на территориях 2 и более федеральных округов признаков обстановки, соответствующей чрезвычайной ситуации в лесах федерального характера, направляет соответствующую информацию в Правительственную комиссию;

в) Правительственная комиссия по результатам рассмотрения полученной информации в установленном порядке принимает решение об установлении соответствующего режима функционирования органов управления и сил соответствующих подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2015 г. N 116 Правила дополнены пунктом 8.1

8.1. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, расположенных на землях лесного фонда, Федеральное агентство лесного хозяйства формирует в составе организаций, находящихся в его ведении, силы функциональной подсистемы охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также обеспечивает применение таких сил в соответствии с межрегиональным планом маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, в том числе во взаимодействии с формированиями, указанными в сводном плане тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации.

В) сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации;

г) межрегиональными планами маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.02.2015, N 0001201502130016);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.06.2015, N 0001201506020003);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.06.2016, N 0001201606170003).
____________________________________________________________________

В целях реализации части 2 статьи 53_6 Лесного кодекса Российской Федерации , а также подпункта "ж" статьи 10 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2015 года N 116 .

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 22, ст.2640) дополнить пунктом 2_1 следующего содержания:

"2_1. Установить, что классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предусмотренная пунктом 1 настоящего постановления , не распространяется на чрезвычайные ситуации в лесах, возникшие вследствие лесных пожаров.".

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

Правила введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 мая 2011 года N 376

1. Настоящие Правила устанавливают классификацию чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров (далее - чрезвычайная ситуация в лесах), порядок введения чрезвычайных ситуаций в лесах и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях чрезвычайных ситуаций в лесах.

2. Чрезвычайные ситуации в лесах подразделяются на:

а) чрезвычайную ситуацию в лесах муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах не выходит за пределы одного муниципального района или городского округа, при этом в лесах на указанной территории не локализованы крупные лесные пожары (площадью 25 гектаров и более в зоне наземной охраны лесов и 200 гектаров и более в зоне авиационной охраны лесов), действующие более 3 суток с момента обнаружения, в отношении которых в установленном порядке не принималось решение о прекращении или приостановке работ по тушению лесного пожара, и (или) более 5 суток действуют нелокализованные лесные пожары, находящиеся в пределах 5-километровой зоны вокруг населенного пункта или объекта инфраструктуры, и (или) на тушение пожаров привлечено более 50 процентов лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, предусмотренных планом тушения пожаров соответствующих лесничеств, и резерва, предусмотренного сводным планом тушения лесных пожаров субъекта Российской Федерации;
постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2016 года N 528 .

б) чрезвычайную ситуацию в лесах регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах не выходит за пределы территории 1 субъекта Российской Федерации, при этом введен режим чрезвычайной ситуации в лесах муниципального характера на территории 2 и более муниципальных районов или городских округов;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2016 года N 528 .

в)  чрезвычайную ситуацию в лесах межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах затрагивает территории2 и более сопредельных субъектов Российской Федерации, при этом на территории каждого из субъектов Российской Федерации введен режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2016 года N 528 .

г)чрезвычайную ситуацию  в лесах федерального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах затрагивает территории 2 и более сопредельных федеральных округов, при этом на территории каждого из федеральных округов введен режим чрезвычайной ситуации в лесах межрегионального характера.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2016 года N 528 .

3. Пункт утратил силу с 25 июня 2016 года - постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2016 года N 528 ..

4. Пункт утратил силу с 10 июня 2015 года - постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 515 ..

5. Режим чрезвычайной ситуации в лесах муниципального характера вводится в следующем порядке:

а) при возникновении ситуации, предусмотренной подпунктом "а" пункта 2 настоящих Правил, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения), Министерство обороны Российской Федерации и Федеральная служба безопасности Российской Федерации (в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности), Федеральное агентство лесного хозяйства (в пределах полномочий, установленных частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации) , органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в пределах полномочий, установленных и 83 Лесного кодекса Российской Федерации) , а также органы местного самоуправления (в пределах полномочий, установленных статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации) (далее - уполномоченные органы) направляют соответствующую информацию в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого предполагается ввести режим чрезвычайной ситуации в лесах муниципального характера, созданную в соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 (далее - Положение);

б) на основании решения комиссии, указанной в подпункте "а" настоящего пункта, руководитель органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого предполагается ввести режим чрезвычайной ситуации в лесах муниципального характера, принимает решение о введении указанного режима.

6. Режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера вводится в следующем порядке:

а) в случае возникновения ситуации, предусмотренной подпунктом "б" пункта 2 настоящих Правил, уполномоченные органы направляют соответствующую информацию на рассмотрение в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предполагается ввести режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера, созданную в соответствии с Положением;

б) на основании решения комиссии, указанной в подпункте "а" настоящего пункта, руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предполагается ввести режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера, принимает решение о введении указанного режима.

7. Режим чрезвычайной ситуации в лесах межрегионального характера вводится в следующем порядке:

а) в случае возникновения ситуации, предусмотренной подпунктом "в" пункта 2 настоящих Правил, уполномоченные органы направляют соответствующую информацию в Федеральное агентство лесного хозяйства;

И в случае выявления на территориях 2 и более субъектов Российской Федерации признаков обстановки, соответствующей чрезвычайной ситуации в лесах межрегионального характера, направляет соответствующую информацию в Правительственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, предусмотренную Положением (далее - Правительственная комиссия);

8. Режим чрезвычайной ситуации в лесах федерального характера вводится в следующем порядке:

а) в случае возникновения ситуации, предусмотренной подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил, уполномоченные органы направляют соответствующую информацию в Федеральное агентство лесного хозяйства;

б) Федеральное агентство лесного хозяйства проверяет соответствие полученной информации данным мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, осуществляемого в соответствии со статьей 53_2 Лесного кодекса Российской Федерации , и в случае выявления на территориях 2 и более федеральных округов признаков обстановки, соответствующей чрезвычайной ситуации в лесах федерального характера, направляет соответствующую информацию в Правительственную комиссию;

в) Правительственная комиссия по результатам рассмотрения полученной информации в установленном порядке принимает решение об установлении соответствующего режима функционирования органов управления и сил соответствующих подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

8_1. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, расположенных на землях лесного фонда, Федеральное агентство лесного хозяйства формирует в составе организаций, находящихся в его ведении, силы функциональной подсистемы охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также обеспечивает применение таких сил в соответствии с межрегиональным планом маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, в том числе во взаимодействии с формированиями, указанными в сводном плане тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен с 21 февраля 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2015 года N 116)

8_2. Должностное лицо (или орган), принявшее решение о введении соответствующего режима чрезвычайной ситуации в лесах, в том же порядке принимает решение об отмене такого режима чрезвычайной ситуации в срок не более 3 дней со дня устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения.
(Пункт дополнительно включен с 10 июня 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 515)

9. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при введении чрезвычайных ситуаций в лесах осуществляют взаимодействие в соответствии с:

а) Положением;

б) планами тушения лесных пожаров;

в) сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации;

г) межрегиональными планами маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Однако немногие знают, что означает противопожарный режим и чем он отличается от режима чрезвычайной ситуации.

Противопожарный режим

Является способом введения дополнительных мер пожарной безопасности органами государственной власти или органами местного самоуправления. При этом такой режим становится профилактической мерой и вводится в случае повышения пожарной опасности. То есть может вводиться заблаговременно - например, на основании неблагоприятного прогноза погоды.

В условиях противопожарного режима может быть введен запрет на посещение лесов. При этом заметно вырастают штрафы.

Так, например, нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях противопожарного режима, а также запретов и ограничений на посещение лесов, карается штрафами:

  • для граждан в размере от 4 000 до 5 000 рублей;
  • для должностных лиц - от 20 000 до 40 000 рублей;
  • для юридических лиц - от 300 000 до 500 000 рублей.

Введение особого противопожарного режима может стать эффективной мерой против, например, бесконтрольного выжигания сухой травы.

Однако на практике особый противопожарный режим чаще вводится не как профилактическая, а как карательная мера - когда угроза реализовалась, и пожары разрослись и причинили ущерб. Хотя в таком случае правильнее вводить режим ЧС.

Режим чрезвычайной ситуации

При таком режиме берется на контроль состояние окружающей среды, прогнозируется развитие уже возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий.

О сложившейся обстановке оповещаются руководители федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также население.

В условиях чрезвычайной ситуации население должно быть защищено, в некоторых случаях путем экстренной эвакуации.

На период действия режима ЧС доступ в лес категорически запрещен. Также под запретом разведение костров, выжигание сухой травы, мусора и проведение пожароопасных работ в границах сельских поселений, городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, на предприятиях, на землях всех категорий, за исключением работ, проводимых специализированными организациями с целью предупреждения лесных пожаров на землях лесного фонда.

Что запрещено делать в лесу?