Порядок удовлетворения требований кредиторов. Очередность удовлетворения требований кредиторов при банкротстве. В каком порядке погашаются долги банкрота

Валидность – это один из базовых критериев в психодиагностике тестов, методик, определяющий их качество, близкое к понятию достоверности. Применяется, когда нужно узнать насколько хорошо методика измеряет именно то, на что она ориентирована, соответственно то, насколько лучше отображается исследуемое качество, тем большая валидность данной методики.

Вопрос о валидности возникает сперва в процессе разработки материала, потом после применения теста или методики, если необходимо узнать, соответствует ли степень выраженности определяемой характеристики личности и методом измерения этого свойства.

Понятие валидности выражается корреляцией результатов, которые получились в результате применения теста или методики с другими характеристиками, которые также исследуются, и ее можно также аргументировать комплексно, с помощью разных приемов и критериев. Используются разные виды валидности: концептуальная, конструктивная, критериальная, содержательная валидности, со свойственными методами установления их степени достоверности. Иногда критерий достоверности является обязательным требованием к проверке психодиагностических методов, если они вызывают сомнения.

Чтобы психологическое исследование имело реальную ценность, оно должно быть не только валидным, а еще и надежным одновременно. Надежность позволяет экспериментатору быть уверенным в том, что исследуемое значение очень близко к истинному показателю. А валидный критерий важен тем, что он указывает, что изучается именно то, что экспериментатор предполагает. Важно обратить внимание на тот факт, что данный критерий может предположить надежность, но надежность предположить валидность не может. Надежные значения могут быть не валидными, но валидные обязаны быть надежными, в этом вся суть успешного исследования, тестирования.

Валидность это в психологии

В психологии понятие валидности обозначает уверенность экспериментатора в том, что он измерял именно то, что хотел с помощью определенной методики, показывает меру соответствия результатов и самой методики относительно поставленных задач. Валидное измерение – это то значение, которое измеряет именно то, для чего было создано. Например, методика, направлена на определение , должна измерять именно темперамент, а не нечто другое.

Валидность в экспериментальной психологии очень важный аспект, является важным показателем, который обеспечивает достоверность результатов, и с ним иногда больше всего возникает проблем. Совершенный эксперимент должен обладать безупречной валидностью, то есть он должен демонстрировать, что экспериментальный эффект вызван модификациями независимой переменной и полностью соответствовать действительности. Полученные результаты без ограничений можно обобщать. Если речь идет о степени данного критерия, то предполагается, что результаты будут соответствовать поставленным задачам.

Проверка на валидность осуществляется тремя способами.

Оценивание содержательной валидности, проводится, чтобы узнать уровень соответствия использованной методики и реальной действительности, в которой выражается исследуемое свойство в методике. Существует здесь также такой компонент, как очевидная, еще ее называют лицевая валидность, она характеризует степень соответствия теста к ожиданиям оцениваемых. В большинстве методик считается очень важным, чтобы участник оценки видел очевидную связь содержания процедуры оценки и действительности того объекта оценки.

Оценивание конструктной валидности исполняется для получения степени обоснованности, что тест реально вычисляет те конструкты, которые заданные и научно обоснованные.

В конструктной валидности имеются два направления. Первый называется конвергентной валидизацией, с его помощью проверяется ожидаемая связь результатов методики с характеристиками из других методик, которые измеряют исходные свойства. Если для измерения какой-то характеристики необходимо несколько методик, то рациональным решением было бы проведение экспериментов минимум двух методик, чтобы при сопоставлении результатов обнаружив высокую положительную корреляцию, можно было утверждать о валидном критерии.

Конвергентная валидизация определяет вероятность вариации оценки теста с ожиданиями. Второй подход, называется дискриминантная валидизация, в ней заключается, что методика не должна измерять никаких характеристик, с которой теоретически не должно быть корреляции.

Проверка на валидность , также бывает критериальной, она, руководствуясь статистическими методами, определяет степень соответствия результатов к заранее определенным внешним критериям. Такими критериями могут быть: непосредственные меры, независимые от результатов методики или значение социально-организационных значимых показателей деятельности. В критериальной валидности также выделяют прогностическую, она применяется при потребности прогнозирования поведения. И если получается, что этот прогноз осуществляется со временем, значит методика прогностически валидна.

Валидность теста это

Тест – это стандартизованное задание в результате применения, которого получаются данные о психофизиологическом состоянии человека и его личностные свойства, его знания, способности и навыки.

Валидность и надежность тестов – это два показателя, которые определяют их качество.

Валидность теста определяет степень соответствия исследуемого качества, характеристики, психологического свойства к тесту, с помощью которого они определяются.

Валидность теста является показателем его эффективности и применяемости к измерению необходимой характеристики. Самые качественные тесты имеют 80% валидности. При валидизации следует учитывать, что от контингента испытуемых и их характеристик, будет зависеть качество результатов. Получается, что один тест может быть как высоко достоверным, так и совсем невалидным.

Существует несколько подходов к определению валидности теста.

При измерении сложного психологического явления, которое имеет иерархическую структуру и его невозможно исследовать, применяя всего один тест, применяют конструктивную валидность. Она определяет точность исследования сложных, структурированных психологических явлений, качеств личности, измеряемых с помощью тестирования.

Валидность за критерием – это такой критерий теста, за которым определяется исследуемое психологическое явление в настоящий момент и прогнозирование особенностей этого явления в будущем. Для этого результаты, полученные при тестировании соотносятся со степенью развития измеряемого качества на практике, оценка специфических способностей в определенной деятельности. Если валидность теста имеет значение минимум 0,2 то применение такого теста является оправданным.

Прогностическая валидность – критерий, за которым можно предсказать характер развития исследуемого качества в будущем. Такой критерий качества теста очень ценный, если смотреть с практической стороны, но могут быть сложности, поскольку исключается неравномерность развития данного качества в разных людей.

Надежность теста – это критерий теста, который измеряет уровень стабильности результатов, полученных после тестирования, при повторном исследовании. Определяется путем вторичного тестирования спустя определенное количество времени и расчета корреляционного коэффициента результатов, полученных после первого и после второго тестирования. Также важно, учитывать особенности самой процедуры проведения тестов и социально-психологической структуры выборки. Один и тот же тест может иметь разную надежность, зависимо от пола, возраста, социального статуса исследуемых. Поэтому надежность может иногда иметь неточности, ошибки, которые истекают из самого процесса исследования, поэтому ищутся пути, как уменьшить влияние определенных факторов на тестирование. Можно утверждать о надежности теста, если она составляет значение 0,8-0,9.

Валидность и надежность тестов очень важны, потому что определяют тест, как измерительный инструмент. Когда надежность и валидность неизвестны, тест считается неприменяемым для применения.

В измерении надежности и валидность имеет место также этический контекст. Это особенно важно, когда результаты тестирования имеют значимость в использовании их для принятия жизненно важных решений людей. Одних людей принимают на работу, других отсеивают, одни студенты проходят в учебные заведения, а другие должны еще доучиться сначала, кому-то определяется психиатрический диагноз и лечение, а кто-то здоров – это все говорит о том, что подобные решения принимаются на основании изучения оценки поведения или специальных способностей. Например, человек ищущий работу, должен пройти тестирование, и его оценки есть решающими показателями при приеме на работу, узнает, что тест был не в меру валидным и надежным, он очень разочаруется.

Валидность методики это

Валидность методики определяет соответствие того, что изучается данной методикой, тому для изучения чего именно она предназначена.

Например, если психологическая методика, которая основана на осведомленном самоотчете, назначена для исследования некого качества личности, такого качества, которое не может быть верно, оцененным самим человеком, то такая методика не будет валидной.

В большинстве случаев ответы, которые дает испытуемый на вопросы о наличии или отсутствии развитости в нем этого качества, может выражать то, как сам испытуемый воспринимает себя, или каким бы ему хотелось быть в глазах других людей.

Валидность также является основным требованием к психологической методике изучения психологических конструктов. Существует масса разных видов данного критерия, и нет пока единственного мнения о том, как правильно назвать эти виды и неизвестно каким именно видам методика обязана соответствовать. Если же методика оказывается невалидной внешне или внутренне, не рекомендуется ее использовать. Существуют два подхода к валидизации методики.

Теоретический подход выявляется в том, чтобы показать насколько действительно методика измеряет именно то качество, которое, как придумал исследователь, и обязана измерять. Это доказывается через составление с родственными показателями и теми, где связей не могло бы быть. Поэтому для подтверждения теоретического валидного критерия нужно определить степень связей с родственной методикой, имеется в виду конвергентный критерий и отсутствие такой связи с методиками, которые имеют иную теоретическую базу (дискриминантная валидность).

Оценивание валидности методики может быть количественной или качественной. За прагматическим подходом оценивается эффективность и практическая значимость методики, и для ее проведения используется независимый критерий извне, как показатель встречаемости данного качества в повседневной жизни. Таким критерием, например, может быть успеваемость (для методик на достижения, тестов на интеллект), субъективные оценки (для личностных методик), специфические способности, рисование, моделирование (для методик специальных особенностей).

Для доказательства валидности внешних критериев, выделяется четыре типа: критерии исполнения – это критерии такие, как количество выполненных заданий, время, потраченное на обучение; субъективные критерии получают вместе с опросниками, интервью или анкетами; физиологические – частота пульса, давление, физические симптомы; критерии случайности – используются, когда к цели имеет касательство или влияние определенного случая или обстоятельств.

При выборе методики исследования имеет теоретическое и практическое значение определение охвата изучаемых характеристик, как важной составляющей валидности. Информация, которая содержится в названии методики практически всегда не является достаточной для суждения об области ее применения. Это просто имя методики, но под ним всегда кроется еще много чего. Хорошим примером будет методика корректурной пробы. Здесь в сферу изучаемых свойств включаются концентрация внимания, устойчивость и психомоторная скорость процессов. Такая методика дает оценку выраженности этих качеств в личности, хорошо соотноситься со значениями, полученными из других методов и обладает хорошей валидностью. Вместе с тем полученные в результате проведения корректурной пробы значения подвержены большему влиянию других факторов, относительно которых методика будет неспецифичной. Если применить корректурную пробу, чтобы измерить их, то валидность будет невысокая. Выходит,что определяя область применения методики, валидный критерий отображает уровень обоснованности результатов исследования. При небольшом количестве сопровождающих факторов, которые имеют влияние на результаты, достоверность оценок, полученных в методике будет выше. Еще достоверность результатов определяется с помощью набора измеряемых свойств, их важностью при осуществлении диагностики сложной деятельности, существенностью отображения в материале методики предмета измерения. Например, для удовлетворения требований достоверности и надежности, методика, назначенная на профотбор, должна иметь анализ большого круга различных показателей, которые наиболее важные при достижении успеха в профессии.

Виды валидности

Валидный критерий бывает нескольких видов, в зависимости на что именно он направлен.

Внутренняя валидность определяет насколько определенное экспериментально воздействие стало причиной изменений в данном эксперименте.

Внутренняя валидность определяется отношениями между независимыми и зависимыми переменными, и проходит через особенные процедуры, в результате которых определяется достоверность выводов в данном исследовании. О внутреннем критерии говорится, когда достоверно известно о зависимости причинно-следственного типа между независимыми и зависимыми переменными.

Валидность исследования определяется влиянием неконтролируемых ситуативных факторов на изучаемое явление, если оно высокое, то данный критерий будет низким. Высокая внутренняя валидность исследования является признаком качественного исследования.

Внешняя валидность обобщает вывод популяции, ситуации и других независимых переменных. От того, насколько высокая и хорошая внешняя валидность зависит возможность переноса результатов, полученных в исследовании на реальную жизнь.

Очень часто внешняя и внутренняя валидизации противоречат друг другу, потому что если увеличивается одна валидность, то это значение может повлиять на показатели другой. Самым лучшим вариантом считается выбор экспериментальных планов, которые обеспечивали бы два вида данного критерия. Особенно это важно в случае исследований, в которых важным есть распространение результатов в определенных практических ситуациях.

Содержательная валидность применима к тем тестам, в которых полностью моделируется определенная деятельность, в первую очередь, аспекте связанным с предметом. Выходит, что в самом содержании методики отражаются основные стороны психологического конструкта. Если эта характеристика имеет сложную структуру, то в самой методике должны присутствовать все входящие в него элементы. Определяется такой валидный критерий с помощью систематического контроля за содержанием, должен показывать полноту охвата всей выборки за измеряемыми параметрами. Исходя из этого должна быть проведена эмпирическая проверка методики в соответствии с ее гипотезами. Каждое задание или вопрос в назначенной области, должен иметь равные шансы на включение его к заданиям теста.

Эмпирическая валидность определяется через статистическую корреляцию, то есть считается корреляция баллов по тесту и показателей внешнего параметра, избранного как критерий валидности.

Конструктная валидность относится к теоретическому конструкту, как отдельному и включается к поиску факторов, которые объясняют поведение человека при выполнении теста или методики.

Прогностический тип валидности определяется за счет наличия очень надежного внешнего критерия, хотя информация о нем собирается через определенное время после окончания испытания. Таким внешним критерием может быть способность личности к определенному виду деятельности, для которой он был отобран за результатами психодиагностических измерений. Точность прогнозирования в этом валидном критерии находится в противоположной зависимости от времени, которое давалось для прогнозирования. И чем больше времени проходит после исследования, тем еще больше факторов будут учитываться для оценивания прогностической значимости теста. Хотя учесть абсолютно все имеющиеся факторы практически невозможно.

Ретроспективная валидность определяется за критерием, который отражает события или сстояние свойства в прошлом времени. Она может использоваться для получений знаний о предсказательных аспектах методики. Очень часто в таких тестах сопоставляют оценки развития способности в их прошлом значении и на данный момент, вычесляется насколько эффективнее стали результаты.

Экологическая валидность показывает, что некий организм в силу наследственных, генетически обусловленных или приобретенных особенностей является подготовленным к демонстрированию разнообразных форм поведения во всевозможных контекстах или в разных средах обитания. Действия организма могут быть успешными в одном времени и месте, но не настолько успешными или совсем не иметь успеха в другое время, и другом месте.

Экологическая валидность подтверждается, если результаты исследования имеют место подтверждения или должного применения их в полевых исследованиях. Проблемой лабораторных исследований есть адекватная переносимость полученных результатов на условия реальной жизни, на повседневную деятельность индивида, которая длится естественным путем. Но это тоже не является конечным подтверждением результатов, как экологически валидных, потому что предполагает генерализацию также на другие условия и обстоятельства. Часто исследования обвиняются в невысоком, экологическом валидном критерии, но вся причина бывает заключается в невозможности повторить исследование в реальной жизни.

ВАЛИДНОСТЬ - одна из важнейших характеристик психодиагностических методик и тестов, один из основных критериев их качества. Это понятие близко к понятию достоверности, но не вполне тождественно.

Проблема валидности возникает в ходе разработки и практического применения теста или методики, когда требуется установить соответствие между степенью выраженности интересующего свойства личности и методом его измерения. Валидность указывает, что именно тест или методика измеряет и насколько хорошо это делает; чем они валиднее, тем лучше отображается в них то качество (свойство), ради измерения коего они создавались. Количественно валидность может выражаться через корреляции результатов, полученных с помощью теста или методики, с другими показателями, - например, с успешностью выполнения соответственной деятельности. Валидность можно обосновать разными путями, чаще всего - комплексно. Применяются также дополнительные понятия валидности концептуальной, критериальной, конструктивной, и прочие виды валидности - со своими способами установления их уровня. Требование валидности весьма важно, и многие нарекания в адрес тестов или иных психодиагностических методик связаны с сомнительностью их валидности. Например, валидность измерения интеллекта зависит:

1) от определения понятия интеллекта, являющего ту или иную концепцию этого феномена;

2) от состава тестовых заданий, разрабатываемых согласно этой концепции;

3) от эмпирических критериев. Разные концепции требуют различного состава заданий, поэтому важен вопрос валидности концептуальной. Чем больше задания соответствуют данной авторской концепции интеллекта, тем увереннее можно говорить о валидности концептуальной теста. Корреляция теста с эмпирическим критерием указывает на его возможную валидность по отношению к данному критерию. Определение валидности теста всегда требует постановки дополнительных вопросов: валидность для чего? для какой цели? по какому критерию? Итак, понятие валидности относится не только к тесту, но и к критерию оценки его качества. Чем выше коэффициент корреляции теста с критерием, тем выше валидность. Развитие анализа факторного позволило создавать тесты, валидные по отношению к идентифицируемому фактору. Только проверенные на валидность тесты можно использовать в ориентации профессиональной, отборе профессиональном, в исследованиях научных.

ВАЛИДНОСТЬ: КРИТЕРИЙ - применительно методик означает независимые показатели и признаки, по коим можно судить о ее валидности. По этим критериям оцениваются результаты, получаемые при практическом применении методики. Критерии могут быть таковы:

1) поведенческие показатели - реакции, действия и поступки испытуемого в различных ситуациях жизни;

2) достижения испытуемого в различных видах деятельности - учебной, трудовой и пр.;

3) данные о выполнении различных контрольных проб и заданий;

4) данные, получаемые из других методик, валидность или же связь коих с проверяемой методикой считается твердо установленной.

ВАЛИДНОСТЬ ВНЕШНЯЯ - применительно методик психодиагностических означает соответствие результатов психодиагностики, проводимой посредством данной методики, независимым от методики внешним признакам, относимым к субъекту обследования. Означает примерно то же самое, что валидность эмпирическая, - с тою разницей, что здесь речь идет о связи между показателями методики и самыми важными, ключевыми внешними признаками, относимыми к поведению испытуемого. Методика психодиагностическая считается внешне валидной, если, например, ее посредством оцениваются черты характера индивида и его внешне наблюдаемое поведение согласуется с результатами проведенного тестирования.

ВАЛИДНОСТЬ ВНУТРЕННЯЯ - применительно методик психодиагностических означает соответствие содержащихся в ней заданий, субтестов и прочего общим цели и замыслу методики; соответствие результатов психодиагностики, проводимой посредством данной методики, определению оцениваемого психологического свойства, использованному в самой методике. Методика считается внутренне невалидной или недостаточно валидной, когда все или часть включенных в нее вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется данной методикой.

ВАЛИДНОСТЬ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ - понимается как обоснование с позиции соответствия авторским представлениям об особенностях диагностируемых свойств, как мера соответствия заданий теста авторской концепции этих свойств.

ВАЛИДНОСТЬ КРИТЕРИАЛЬНАЯ (валидность по критерию) - Понимается как обоснование корреляции между результатами теста и эмпирическим критерием. На возможную валидность теста по отношению к этому критерию указывает корреляция с ним теста; чем выше коэффициент корреляции, тем выше валидность. Развитие анализа факторного позволило создавать тесты, валидные по отношению к идентифицируемому фактору.

ВАЛИДНОСТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ (валидность конструктивная, валидность понятийная) - применительно методик психодиагностических означает соответствие результатов психодиагностики, проводимой посредством данной методики, показателям тех психологических качеств, кои теоретически связаны с оцениваемым свойством. Определяется по соответствию показателей качеств, получаемых данной методикой, показателям, получаемым посредством других методик - при их теоретически обоснованной зависимости. Так, если методика изменяет уровень развития мотива достижения, то валидной теоретически она будет, если полученные показатели достоверно коррелируют с данными о самооценке, тревожности и уровне притязаний, связанных теоретически с мотивацией достижения.

ВАЛИДНОСТЬ ЭМПИРИЧЕСКАЯ (валидность практическая) - применительно методик психодиагностических означает соответствие результатов психодиагностики, проводимой посредством данной методики, опыту человека, его реальному поведению, а также наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. Определяется сравнением ее показателей с реальным жизненным поведением или результатами практической деятельности людей. Так, если оцениваются черты характера некоего испытуемого, то применяемая методика считается эмпирически валидной тогда, когда установлено, что испытуемый ведет себя в жизни именно так, как предсказывает методика.

(Головин С.Ю. Словарь практического психолога - Минск, 1998 г.)

ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТА (англ. validity of test ) - важнейший критерий доброкачественности теста , характеризующий точность измерения исследуемого свойства; оценка адекватности теста исследуемой проблеме. В. т. определяется корреляцией его результатов с др. критериями измеряемого свойства (напр., В. т. способностей определяется корреляцией результатов по тесту с успешностью выполнения соответствующей деятельности). Проверка В. т. называется валидацией (валидизацией). Допускаются разные типы валидации и В. т.: 1) содержательная (content ); 2) по критерию (эмпирическая; criterion- related ): 3) понятийная (конструктная; construct ); 4) дискриминантная (discriminant ) и др. См. Психодиагностика , Психологическая диагностика . (В. И. Лубовский.)

(Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь - 3-е изд., 2002 г.)

Валидность (от англ. valid – «действительный, пригодный, имеющий силу») – комплексная характеристика методики (теста), включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним.

В наиболее простой и общей формулировке валидность теста – это «понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает» А. Анастази , 1982). В стандартных требованиях к психологическим и образовательным тестам валидность определяется как комплекс сведений о том, относительно каких групп психологических свойств личности могут быть сделаны выводы с помощью методики, а также о степени обоснованности выводов при использовании конкретных тестовых оценок или других форм оценивания. В психодиагностике валидность – обязательная и наиболее важная часть сведений о методике, включающая (наряду с указанными выше) данные о степени согласованности результатов теста с другими сведениями об исследуемой личности, полученными из различных источников (теоретических ожиданий, наблюдений, экспертных оценок, результатов других методик, достоверность которых установлена и т. д.), суждение об обоснованности прогноза развития исследуемого качества, связь изучаемой области поведения или особенности личности с определенными психологическими конструктами. Валидность описывает также конкретную направленность методики (контингент испытуемых по возрасту, уровню образования, социально-культурной принадлежности и т. д.) и степень обоснованности выводов в конкретных условиях использования теста. В совокупности сведений, характеризующих валидность теста, содержится информация об адекватности применяемой модели деятельности с точки зрения отражения в ней изучаемой психологической особенности, о степени однородности заданий (субтестов), включенных в тест, их сопоставимости при количественной оценке результатов теста в целом.

2. Важнейшие составляющие валидности

Важнейшая составляющая валидности – определение области изучаемых свойств – имеет принципиальное теоретическое и практическое значение при выборе методики исследования и интерпретации ее данных. Содержащаяся в названии теста информация, как правило, недостаточна для суждения о сфере его применения. Это лишь обозначение, «имя» конкретной процедуры исследования. В качестве примера можно привести широко известную корректурную пробу. Область изучаемых свойств личности включает устойчивость и концентрацию внимания, психомоторную подвижность. Данная методика позволяет получать оценки выраженности этих психологических качеств у испытуемого, хорошо согласуется с показателями, полученными другими методами, и, следовательно, обладает высокой валидностью. Наряду с этим результаты выполнения корректурной пробы подвержены влиянию большого количества других факторов (нейродинамических особенностей, характеристик кратковременной и оперативной памяти, индивидуальной переносимости монотонии, развития навыка чтения, особенностей зрения и т. д.), по отношению к которым методика не является специфичной. В случае применения корректурной пробы для их измерения валидность будет невелика или сомнительна.

Таким образом, очерчивая сферу применения методики, валидность отражает и уровень обоснованности результатов измерения. Очевидно, что при небольшом количестве сопутствующих факторов, влияющих на результат исследования, а значит, при их незначительном воздействии на результат теста достоверность тестовых оценок будет выше. Еще в большей степени достоверность данных теста определяется набором измеряемых свойств , их значимостью для осуществления диагностируемой сложной деятельности, полнотой и существенностью отражения в материале теста предмета измерения. Так, чтобы удовлетворить требованиям валидности, диагностическая методика, предназначенная для профотбора, должна включать анализ широкого круга нередко различных по своей природе показателей, наиболее важных для достижения успеха в данной профессии (уровеня внимания, особенностей памяти, психомоторики, эмоциональной устойчивости, интересов, склонностей и т. д.). Как видно из вышеизложенного, в понятие валидности входит большое количество самой разнообразной информации о тесте. Различные категории этих сведений и способы их получения образуют типы валидности .

Диагностическая (конкурентная) валидность отражает способность теста дифференцировать испытуемых по изучаемому признаку. Анализ диагностической валидности имеет отношение к установлению соответствия показателей теста реальному состоянию психологических особенностей испытуемого в момент обследования. Примером определения этого типа валидности может быть исследование по методу контрастных групп. Проведение теста интеллекта у нормально развивающихся детей и их сверстников с нарушениями в интеллектуальном развитии может выявить глубокие количественные и качественные различия в выполнении заданий сравниваемыми группами. Степень надежности дифференциации детей первой и второй групп по данным теста будет характеристикой диагностической валидности оценки умственного развития, получаемой с помощью данной методики.

Сведения, характеризующие степени обоснованности и статистической надежности развития исследуемой психологической особенности в будущем, составляют прогностическую валидность методики. Заключение об этом типе валидности может быть получено, например, путем сравнения тестовых оценок в одной и той же группе испытуемых спустя определенное время. Основой прогностической валидности является определение того, насколько важен исследуемый признак с точки зрения деятельности испытуемого в будущем с учетом закономерно изменяющихся обстоятельств, перехода на другой уровень развития.

Большинство методик, особенно тестов способностей и интеллекта, исследуется на предмет диагностической и прогностической валидности. Два этих типа валидности нередко объединяют в понятие эмпирической валидности. Здесь подчеркивается общность подхода к их определению, который осуществляется путем статистического коррелирования баллов (оценок) по тесту и показателей по внешнему параметру, избранному в качестве валидизации критерия (см. валидности критериальная). Критерий валидности выступает в качестве меры, показателя исследуемых психологических особенностей. Так, тесты специальных способностей проверяются путем сопоставления с результатами обучения по другим предметам, достижениями в музыке, рисовании и т. д. Тесты общих интеллектуальных способностей валидизируются сравнением с еще более широкими характеристиками школьных достижений (общей успеваемостью, овладением сложными системами знаний и навыков). Критерий валидности является независимым от теста показателем, обладающим непосредственной ценностью для определенных областей практической деятельности. Например, в области педагогической психологии это успеваемость, в психологии труда – производительность, в медицинской психологии – состояние здоровья и т. д. В качестве непосредственных критериев часто используются экспертные оценки и характеристики лиц, обследованных с помощью валидизируемого теста, данные педагогами, сотрудниками, руководителями.

Во многих случаях бывает сложно или невозможно подобрать адекватный критерий валидизации. При этом особую важность приобретает комплекс характеристик, входящих в тип теоретической валидности. При разработке и использовании теста может быть сформулирован ряд гипотез о том, как будет коррелировать исследуемый тест с другим тестом, измеряющим родственные или противоположные психологические характеристики испытуемых. Эти гипотезы выдвигаются на основании теоретических представлений об измеряемых свойствах как о психологическом конструкте. Подтверждение гипотез свидетельствует о теоретической обоснованности методики, т. е. о степени ее конструктной валидности . Этот тип валидности является наиболее сложным и комплексным. Для подтверждения соответствия получаемых с помощью теста результатов теоретическим ожиданиям и закономерностям используется самая различная информация, в том числе относящаяся к другим типам валидности.

Валидность содержательная (внутренняя, логическая) – комплекс сведений о репрезентативности заданий теста по отношению к измеряемым свойствам и особенностям. Одним из основных требований при валидизации методики в этом направлении является отражение в содержании теста ключевых сторон изучаемого психологического феномена. Если область поведения или особенность очень сложна, то содержательная валидность требует представления в заданиях теста всех важнейших составных элементов исследуемого явления. Так, при разработке теста вербального интеллекта необходимо ввести группы заданий (субтестов) для проверки довольно разнородных по своему операциональному составу навыков письма и чтения.

Наряду с перечисленными основными типами валидности (содержательной, критериальной и конструктной) на практике выделяют факторную , перекрестную (конвергентную) и дискриминантную валидности.

3. Основные типы валидности (диагностическая, прогностическая, эмпирическая, критериальная, конструктная, содержательная). Классификация типов валидности

Классификация типов валидности в достаточной мере условна, так как, с одной стороны, нередко для различных критериев валидности применяются общие методы определения, – а стороны, одни и те же исходные данные могут интерпретироваться с точки зрения различных типов валидности.

Классификация типов валидности:

1) конструктная;

2) дифференциальная;

3) конвергентная;

4) дискриминативная (дискриминантная);

5) факторная;

6) валидность по возрастной дифференциации;

7) критериальная;

8) диагностическая (конкурентная);

9) текущая;

10) прогностическая;

11) инкрементная;

12) синтетическая;

13) ретроспективная;

14) эмпирическая;

16) лицевая (очевидная).

Другие виды валидности:

1) иллюзорная;

2) экологическая.

4. Относительность деления валидности на типы. Понятие комплекса валидности. Обоснование необходимости периодической валидизации психодиагностических методик

В психологической диагностике не существует универсального подхода к характеристике валидности. Для валидизации каждого вида психодиагностических процедур и отдельных тестов могут применяться различные типы валидности. Сведения, входящие в комплекс валидности, можно оценить качественно и количественно (при помощи коэффициента валидности), нередко их можно описать. Однако в силу сложности, комплексности, ситуативности по отношению к конкретным условиям применения методики валидность в целом невозможно измерить, о ней можно лишь судить.

Реальная валидность раскрывается только в результате накопления значительного опыта работы с тестами. Получение новых, расширенных данных о валидности может радикально изменить представление о сфере применения и эффективности методики. Так, некоторые методики, разработанные для диагностики вербальных факторов интеллекта, с достаточной валидностью отражают лишь уровень осведомленности. Сфера применения теста в ходе его длительной валидизации может быть, напротив, расширена. В качестве примера можно привести прогрессивные матрицы Равена, которые были разработаны для изучения определенных сторон перцептивной деятельности, однако оказались в значительной степени насыщены фактором, общим для тестов интеллекта (см. фактор G). Реальная валидность ряда психодиагностических методик, особенно тестов интеллекта, достижений в обучении, профессиональной пригодности, личностных опросников, изменяется со временем. Это объясняется устареванием возрастных статистических норм, изменением социальных норм и образцов поведения, методов обучения и содержания заданий, требований к профессиям. Данное обстоятельство создает необходимость периодического контроля валидности методик.

Прежде чем психодиагностические методики могут быть использованы для практических целей, они должны пройти проверку по ряду формальных критериев, доказывающих их высокое качество и эффективность. К числу основных критериев оценки психодиагностических методик относятся надежность и валидность. Большой вклад в разработку этих понятий внесли зарубежные психологи (А. Анастази, Е. Гизелли, Дж. Гилфорд, Л. Кронбах, Р. Торндайк, Е. Хаген и др.). Ими были разработаны формально-логический и математико-статистический аппарат (прежде всего корреляционный метод и фактический анализ) обоснования степени соответствия методик отмеченным критериям.

В традиционной тестологии термин «надёжность» означает относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых.

Надёжность методики - это критерий, который говорит о точности психологических измерений, то есть позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты.

Это согласованность результатов тестирования испытуемых в разные моменты времени, при первичном и вторичном тестировании и с использованием разных по эквивалентности, по содержанию заданий. Надежность характеризует тесты свойств, но не состояний. Свойства:

    1. Воспроизводимость рез-тов исследования.
    2. Точность измерения.
    3. Устойчивость результатов.

Степень надёжности методик зависит от многих причин. Среди негативных факторов наиболее часто называются следующие:

    1. нестабильность диагностируемого свойства;
    2. несовершенство диагностических методик (небрежно составлена инструкция, задания по своему характеру разнородны, нечётко сформулированы указания по предъявлению методики испытуемым и т.д.);
    3. меняющаяся ситуация обследования (разное время дня, когда проводятся эксперименты, разная освещённость помещения, наличие или отсутствие посторонних шумов и т.д.);
    4. различия в манере поведения экспериментатора (от опыта к опыту по-разному предъявляет инструкции, по-разному стимулирует выполнение заданий и т.д.);
    5. колебания в функциональном состоянии испытуемого (в одном эксперименте отмечается хорошее самочувствие, в другом - утомление и т.д.);
    6. элементы субъективности в способах оценки и интерпретации результатов (когда ведётся протоколирование ответов испытуемых, оценивают ответы по степени полноты, оригинальности и т.д.).

Одним из важнейших средств повышения надежности методики является единообразие процедуры обследования, его строгая регламентация: одинаковая обстановка, однотипный характер инструкций, одинаковые для всех временные ограничения, способы и особенности контакта с испытуемыми и так далее.

На характеристику надёжности методик большое влияние оказывает исследуемая выборка. Она может, как снижать, так и завышать этот показатель, например, надежность, может быть искусственно завышена, если в выборке небольшой разброс результатов, т.е. если результаты по своим значениям близки друг к другу. Поэтому в руководстве обычно делается описание выборки, на котором определялась надёжность методики.

В настоящее время надежность все чаще определяется на наиболее однородных выборках, т.е. на выборках, схожих по полу, возрасту, уровню образования, профессиональной подготовке и т.п.

Разновидностей надёжности методик так же много, как и условий, влияющих на результаты диагностических испытаний. Так как все виды надёжности отражают степень согласованности двух независимо полученных рядов показателей, то математико-статистический приём, с помощью которого устанавливается надёжность методики, - это корреляции (по Пирсону или Спирмену). Надёжность тем выше, чем больше полученный коэффициент корреляции приближается к единице, и наоборот.

К.М. Гуревич предложил толковать надёжность как:

    1. надёжность самого измерительного инструмента (коэффициент надежности);
    2. стабильность изучаемого признака (коэффициент стабильности);
    3. константность, т.е. относительную независимость результатов от Личности экспериментатора (коэффициент константности).

Показатель, характеризующий измерительный инструмент, предлагается называть коэффициентом надёжности; показатель, характеризующий стабильность измеряемого свойства, - коэффициентом стабильности; а показатель оценки влияния Личности экспериментатора - коэффициентом константности. Именно в таком порядке рекомендуется осуществлять проверку методики: целесообразно сначала проверить инструмент измерения. Если полученные данные удовлетворительны, то можно переходить к установлению меры стабильности измеряемого свойства, а уже после этого при необходимости заняться критерием константности. (Надёжность: ретестовая, параллельных форм, частей тела, по внутренней согласованности, факторно-дисперсионая).

Определение надежности измерительного инструмента. От того как составлена методика, насколько правильно подобраны задания, насколько она однородна зависит точность, объективность измерения.

Для проверки надежности измерительного инструмента, говорящего о его однородности (гомогенности) используют метод расщепления. Задания делят на четные и нечетные (необходимо выполнение всех заданий), а затем результаты коррелируются между собой. Если методика однородна, то большой разницы в успешности по этим половинам не будет, коэффициент будет высоким. Можно сравнивать по частям, но лучше по четным и нечетным, т.к. этот способ не зависит от тренировки, утомления и т.д.

Методика надежна, если коэффициент не ниже 0,75 - 0,85, лучше 0,90 и выше.

Определение стабильности изучаемого признака. Также необходимо установить насколько устойчив, стабилен признак, который исследователь намерен измерять. Признак со временем может меняться, но колебания его не должны иметь непредсказуемый характер.

Для проверки используется прием, который называется тест-ретест. Он заключается в повторном обследовании испытуемых с помощью этой же методики. О стабильности судят по коэффициенту корреляции между результатами первого и второго обследования. Он будет свидетельствовать о сохранении или не сохранении каждым испытуемым своего порядкового номера в выборке.

На степень устойчивости влияет разнообразие фактора. Необходимо соблюдать единообразие процедуры обследования.

При определении стабильности признака большое значение имеет промежуток времени между 1 и 2 обследованиями. Чем короче этот промежуток, тем больше шансов, что этот признак сохраняет уровень первого испытания. Целесообразно проводить повторное тестирование через короткий срок после тестирования. Экспериментатор сам устанавливает этот срок, но чаще в психологической литературе указывают на интервал от нескольких месяцев (но не более полугода). Вопрос о стабильности измеряемого свойства решается не всегда единообразно. Решение зависит от сущности диагностируемого признака.

Если измеряемое свойство уже сформировано, то коэффициент должен быть не ниже 0,80.

Определение константности , т.е. относительная независимость результатов от Личности экспериментатора. Так как методика разрабатывается для дальнейшего использования ее другими психодиагностами, необходимо определить в какой мере ее результаты поддаются влиянию личности экспериментатора. Коэффициент константности определяется путем корреляции результатов двух опытов, проводимых на одной и той же выборке, но разными экспериментаторами. Коэффициент корреляции не должен быть ниже 0,80.

Вопрос о валидности решается после того, как установлена надежность, так как ненадежная методика не может быть валидной.

Валидность теста - понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает (А. Анастази). Валидность по своей сути - это комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова её действенность, эффективность, практическая полезность.

По этой причине не существует какого-то единого универсального подхода к определению валидности. В зависимости от того, какую сторону валидности хочет рассмотреть исследователь, используются и разные способы доказательства. Другими словами, понятие валидности включает в себя разные ее виды, имеющие свой особый смысл. Проверка валидности методики называется валидизацией.

Валидность - соответствие конкретного исследования принятым стандартам (безупречному эксперименту).

Валидность в первом ее понимании имеет отношение к самой методике, т.е. это валидность измерительного инструмента. Такая про-верка называется теоретической валидизацией. Валидность во втором ее понимании уже относится не столько к методике, сколько к цели ее использования. Это прагматическая валидизация.

При теоретической валидизации исследователя интересует само свойство, измеряемое методикой.

Так как для определения теоретической валидизации тяжело найти какой-нибудь независимый критерий, лежащий вне методики, и поэтому раньше принимались на веру голословные утверждения о валидности этой методики. Так как теоретическая валидизация направлена на доказательство того, что методика измеряет именно свойство, которое она должна измерить. Для теоретической валидизации кардинальной проблемой является отношение между психологическими явлениями и их показателями, по средствам которой эти психологические явления пытаются познать. Она показывает, что замысел автора и результаты методики совпадают.

Не столь сложно осуществить теоретическую валидизацию новой методики, если для измерения данного свойства уже имеется методика с известной, доказанной валидностью. Наличие корреляции между новой и аналогичной старой методиками указывает на то, что разработанная методика измеряет то же психологическое качество, что и эталонная.

Для проверки теоретической валидности важно, с одной стороны, установить степень связи с родственной методикой (конвергентная валидность), а с другой - отсутствие этой связи с методиками, имеющими другое теоретической основание (дискриминантная валидность).

Важную роль для понимания того, что методика измеряет, играет сопоставление ее показателей с практическими формами Деятельности. Важно чтобы методика была проработана в теоретическом плане.

Прагматическая валидизация

Проверяется практическая эффективность, значимость, полезность методики, так как методикой можно пользоваться только тогда, когда доказано, что измеряемое свойство проявляется в определенных видах Деятельности.

Для проверки прагматической валидности используется независимый внешний критерий - показатель проявления изучаемого свойства в повседневной жизни. В качестве такого критерия могут выступать успеваемость (для тестов способностей к обучению, тестов достижений, тестов интеллекта), производственные достижения (для методик профессиональной направленности), эффективность реальной Деятельности - рисования, моделирования и так далее (для тестов специальных способностей), субъективные оценки (для тестов Личности).

Американские исследователи Тиффин и Маккормик выделили 4-е типа внешнего критерия:

    1. Критерий исполнения (количество выполняемой работы, успеваемость, время, темп роста квалификации).
    2. Субъективные критерии (включают различные виды ответов, которые отражают отношение человека к чему-либо, его мнения, взгляды).
    3. Физиологический критерий (используется при изучении влияния внешней среды, влияющей на организм и психику).
    4. Критерий случайности (например, когда цель касается проблемы отбора для работы таких лиц, которые менее подвержены несчастным случаям).

Внешний критерий должен обладать 3 основными требованиями:

    1. Должен быть релевантным, то есть должна быть уверенность, что в критерии задействованы именно те особенности индивидуальной психики, которые измеряет диагностическая методика. Внешний критерий и диагностическая модель должны находиться во внутреннем смысловом соответствии.
    2. Должен быть свободным от помех (контаминации). Следует отбирать для исследования такие группы людей, которые находятся в более или менее одинаковых условиях.
    3. Должен быть надежен. Постоянство и устойчивость исследуемой функции.

Оценка валидности методики может носить количественный и качественный характер.

Для вычисления количественного показателя (коэффициента валидности) сопоставляются результаты, полученные при применении диагностических методик, с данными тех же лиц, полученные по внешнему критерию. Используются разные виды линейной корреляции (по Спирмену, по Пирсену).

Качественное описание сущности измеряемого свойства. Здесь не используют статистическую обработку.

Существуют несколько видов валидности , обусловленных особенностями диагностической методики, а также временным статусом внешнего критерия:

    1. Валидность «по содержанию» (используется в тестах достижения): 3 - 4 вопроса из большой темы могут показать истинные знания ученика. Для этого результаты диагностики сравнивают с экспертными оценками учителя.
    2. Валидность «по одновременности» или текущая валидность - собираются данные, относящиеся к настоящему времени: успеваемость, производительность и т.п. С ними коррелируют результаты успешности по тесту.
    3. «Предсказывающая» валидность («прогностическая»). Определяется по надежному внешнему критерию, но информация по нему собирается некоторое время спустя после испытания. Точность прогноза находится в обратной зависимости от времени, заданного для такого прогнозирования.
    4. «Ретроспективная» валидность. Определяется на основе критерия, отражающего события или состояние качества в прошлом. Может быть использована для быстрого получения сведений о предсказательных возможностях методики.