Отрасль права: понятие, критериями деления права на отрасли, классификация. Отрасли права, понятие, виды, их характеристика

Общая характеристика отраслей российского права предпринята с целью показать, что каждая отрасль имеет свою специфику, свои предмет и метод, занимает особое положение в общей системе, отличается от других отрас­лей и тем самым доказывает и оправдывает свое право на самостоятельное существование. Здесь важно провести об­щие границы между различными группировками норм с учетом их тесной взаимосвязи.

Конституционное право - ведущая отрасль, опреде­ляемая как совокупность юридических норм и институ­тов, опосредующих наиболее важные, исходные государ­ственные отношения. В круг ее «ведения» входят такие вопросы, как основы конституционного строя, правовой статус человека и гражданина, федеративное устройство, формирование и структура представительной, исполнитель­ной и судебной власти, принципы их деятельности и др.

Главным нормативным актом этой отрасли является Конституция Российской Федераций, выступающая отправ­ной базой для всего текущего правотворчества.

Административное право регулирует сферу управлен­ческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц (правительства, министерств, ведомств, президентских структур, предприятий, учреждений, мест­ных администраций). Для осуществления своих оператив­ных функций все субъекты указанной деятельности наде­ляются необходимыми полномочиями, компетенцией. Объектами управления выступают экономика, наука, куль­тура, образование, здравоохранение, оборона, правопоря­док, охрана прав граждан и т.д. Основной метод – власть и подчинение, императивные приказы и указания, иерар­хия и субординация по службе, ответственность за пору­ченный участок.

Финансовое право имеет своим предметом финансовые отношения, формирование и исполнение госбюджета, де­нежное обращение, банковские операции, кредиты, зай­мы, налоги. Субъектами этих отношений выступают все юридические и физические лица. Нормы финансового пра­ва тесно связаны с конституционным (государственным) правом и административным, так как сферы этих трех отраслей во многом переплетаются. Финансовая деятель­ность в значительной мере носит исполнительно-распоря­дительный характер. К числу основных нормативно-пра­вовых актов относятся Налоговый кодекс Российской Фе­дерации. Методы регулирования - контроль, ревизии, вла­стные предписания. Однако в условиях перехода к рынку все более раздвигаются рамки самостоятельности.

Земельное право призвано регулировать вопросы зем­лепользования и землеустройства, сохранения и распреде­ления земельного фонда, определения правового режима различных видов земли в соответствии с их администра­тивно-хозяйственным назначением. Основной нормативный акт - Земельный кодекс Российской Федерации от 25 ок­тября 2001 г. № 136-ФЗ. Методы регулирования - дозво­ления, разрешения, запреты.

Трудовое право имеет своим предметом сферу трудо­вых отношений (формы рациональной организации обще­ственного труда, его оценка и оплата, определение тариф­ных ставок, разрядов, окладов, норм выработки; рабочее время, отпуска; прием на работу и увольнение; порядок заключения трудовых соглашений, коллективных догово­ров; вопросы социального страхования, охраны труда, тех­ники безопасности). Субъектами трудовых отношений вы­ступают рабочие и служащие, государственные, обществен­ные и кооперативные организации, профсоюзы. Основной нормативный акт - Трудовой кодекс Российской Федера­ции от 30 декабря 2001 г.

Гражданское право является наиболее крупной отрас­лью, регулирующей обширную область имущественных и личных неимущественных отношений (имя, честь, досто­инство, авторство). Весь гражданский оборот, хозяйствен­ная деятельность предприятий, организаций, учреждений и граждан осуществляются на основе норм гражданского права (владение, пользование и распоряжение собственно­стью, ее приобретение и отчуждение, купля, продажа, да­рение, наследование, передача в аренду, на хранение, в залог; пересылка, транспортировка, взаимные поставки сырья и продукции производителями и потребителями). Однако не все имущественные отношения регулируются гражданским правом, а только такие, в которых стороны юридически равны (истец – ответчик; должник – креди­тор; заказчик - подрядчик) и которые не строятся по принципу власти и подчинения, как это имеет место в административном, финансовом, земельном праве. После­дние также регламентируют в известных пределах имуще­ственные отношения, но с помощью иных методов.

В силу своей обширности и комплексности гражданское право как отрасль имеет многочисленные подотрасли: на­следственное право, изобретательское, авторское, патент­ное, жилищное, транспортное и т.д. Основной норматив­ный акт - Гражданский кодекс Российской Федерации (ча­сти первая, вторая, третья, четвертая). Некоторые подотрасли так­же кодифицированы (Кодекс торгового мореплавания Рос­сийской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ, Воз­душный кодекс РФ от 19 марта 1997 г., Транспортный устав железных дорог Российской Федерации от 8 января 1998 г.).

Семейное право тесно связано с гражданским правом, однако это самостоятельная отрасль, регулирующая по­рядок заключения и расторжения брака, отношения меж­ду супругами, родителями и детьми, вопросы патрониро­вания, усыновления, опеки и попечительства, имуществен­ного положения членов семьи, их взаимных прав и обя­занностей. Основной нормативный акт - Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ.

Уголовное право представляет собой совокупность норм, определяющих, какие общественно опасные (вредные) дей­ствия и поступки следует считать уголовно наказуемыми, правомочия компетентных органов по отношению к ли­цам, совершившим преступления, основания и условия привлечения их к ответственности; принципы каратель­ной политики государства, виды и систему санкций, со­ставы конкретных деяний, формы и степень вины и т.д. Основной нормативный акт – Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.

Уголовно-исполнительное право включает в себя нор­мы, регламентирующие порядок отбывания наказания лицами, осужденными судом к лишению свободы, а также деятельность соответствующих государственных органов и учреждений по перевоспитанию правонарушителей в местах заключения. Уголовно-исполнительное право (УИП) является как бы продолжением уголовного права, что дает основание некоторым ученым считать УИП подотраслью уголовного права. Однако, по мнению большинства специ­алистов в данной области, это все же самостоятельная от­расль, имеющая свой предмет, своих субъектов и свой спе­цифический метод регулирования - воспитание, поощре­ние в сочетании с методом власти и подчинения. Основной нормативный акт – Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ.

Уголовно-процессуальное право. Отрасль, регулирую­щая деятельность суда, прокуратуры, органов предвари­тельного следствия и дознания по раскрытию и рассмот­рению уголовных дел, определяет процессуальные формы этой деятельности, права и обязанности, участвующих в ней субъектов (подследственных, подсудимых, свидетелей, потерпевших, экспертов, представителей обвинения и за­щиты), их правовое положение. Основополагающий нор­мативный акт - Уголовно-процессуальный кодекс.

Гражданско-процессуальное право - это совокупность норм, регулирующих деятельность органов правосудия и других участников процесса при разрешении споров о праве гражданском, а также по трудовым, семейным, личным, финансовым и иным делам. В гражданском процессе дей­ствуют в основном те же субъекты, что и в уголовном. Различия заключаются в предмете и методах регулирова­ния. В состав данной отрасли входят также нормы, регла­ментирующие работу арбитражных и нотариальных орга­нов. Главный нормативный акт - Гражданский процессу­альный кодекс РФ 2002 г.

Международное право не входит ни в одну нацио­нальную систему права и разделяется на публичное и час­тное. Оно занимает особое место, поскольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. В нем выражается коллективная согласованная воля субъектов международного права, нормы и институты ко­торого закрепляются в различных международных дого­ворах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях, документах ООН. Эти акты определяют взаимные права и обязанности государств - участников мирового сообще­ства, принципы их взаимоотношений, поведение на меж­дународной арене.

Источники права

Право как качественно своеобразная система имеет свои специфические формы, которые представляют собой сово­купность разнообразных юридических источников, способ организации общих правил поведения, регулирующих со­ответствующие общественные отношения. Это преимуще­ственно нормативные акты, правовые обычаи, норматив­ные договоры. Выбор формы права обусловливает юриди­ческую силу данного регулятора, место и роль в правовой системе, его эффективность.

Различают источники права в трех смыслах: матери­альном, идеологическом и формально-юридическом. Ис­точник права в материальном смысле показывает, откуда появляется право, в чем его первооснова. Речь идет о по­стоянно развивающейся и воспроизводящейся системе со­циально-экономических отношений, материальных и иных потребностях. Этим характеризуется социальная обуслов­ленность права, которая формализуется официальными государственными органами, осуществляющими правотвор­ческую деятельность.

Источник права в идеологическом смысле - это право­вое сознание общества, взгляды, идеи, юридические докт­рины, под воздействием которых создается право. Господ­ствующая правовая идеология - важнейшая предпосылка формирования права.

В формально-юридическом смысле источник права пред­ставляет собой внешнюю форму выражения и существова­ния правовых норм. Источники права - исходящие от государства или признаваемые им официально докумен­тальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения. Без объективации права в соответствующих внешних формах социальные нормы не могут приобрести качества правовых, невозможно их реальное функционирование.

Государство, устанавливая или признавая уже имеющиеся формы права, наделяет их качествами официальности, обязательности, предусматривает меры государственной защиты.

Официальный, публичный характер источникам права практически придается путем правотворчества, когда нор­мативные документы принимаются (издаются) компетент­ными государственными органами, т.е. прямо исходят от государства, и путем санкционирования, когда государ­ственные органы, например суды, в том или ином виде одобряют социальные нормы (обычаи, корпоративные нор­мы), придают им юридическую силу.

Формам права присущи обязательность (непререкаемость правовых установлений, беспрекословность их осуществ­ления со стороны всех субъектов права), формальная оп­ределенность (конкретное, четкое оформление правовых предписаний, выражение их вовне с указанием на соответ­ствующие права, обязанности, последствия невыполнения), общеизвестность (информирование о правилах поведения, сфере и пределах их действия).

Учитывая конкретные способы выражения (закрепле­ния) формально-определенных правил в качестве обяза­тельных и придания им официального статуса, выделяют четыре основных формы права: 1) нормативный акт; 2) нормативный договор; 3) правовой обычай; 4) юриди­ческий прецедент.

Источники права являются не только общими поняти­ями и представлениями, но и своего рода юридическими реальностями - документами, текстами, точными форму­лировками юридических норм. Поэтому важны так в дан­ной области приемы и правила обращения с документами, юридическая техника, знания сугубо практического по­рядка.

Во всех современных государствах исполь­зуется, прежде всего, такая наиболее четкая и совершенная форма пра­ва, как нормативный акт. Он представляет собой правовой акт, который содержит юридические нормы. Его от­личительные черты: определенное содержание общих пра­вил поведения, писаная, строго документальная форма и особый порядок издания. Нормативный акт придает юри­дическим нормам официальный статус, юридическую силу. К их числу в России относятся законы (федеральные кон­ституционные законы, федеральные законы, законы субъек­тов РФ), нормативные указы Президента РФ, постановле­ния правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств.

В правовой системе России существует такой важный источник права, как нормативный договор. Он представ­ляет собой соглашение нескольких субъектов права, со­держащее юридические нормы.

Правовой обычай как общеобязательное правило пове­дения, соблюдаемое в силу целесообразности, традиции или привычки и обеспечиваемое мерами государственной за­щиты, выступает исторически первым источником права. Правовые обычаи - разновидность общегражданских обы­чаев. Их содержание - это конкретные правила, предпи­сывающие строго определенную линию поведения в тех или иных ситуациях. Устойчивость, повторяемость соци­альных связей вызывает возникновение в общественном, групповом и индивидуальном сознании определенных сте­реотипов поведения, не обусловленных какой-либо ярко выраженной личной мотивацией. Правовые обычаи чаще всего прямо не зафиксированы в нормах действующего за­конодательства.

Таким образом, к типичным источникам российского права относится нормативный акт. Немаловажное значе­ние имеют нормативный договор и соответствующий обы­чай. Юридический же прецедент, в качестве которого рас­сматривается судебное или административное решение по конкретному делу, обретающему общеобязательное значе­ние, как самостоятельный источник права у нас отсутству­ет, хотя и складываются предпосылки к его появлению.

Законы и подзаконные акты

Самыми распространенными нормативно-правовыми актами выступают законы и подзаконные акты.

Закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом власти либо на рефе­рендуме, обладающий высшей юридической силой и регу­лирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаками закона являются, что он является одним из основных источников права; принимается определен­ными субъектами, которые признаются носителями госу­дарственного суверенитета (народ либо высший предста­вительный орган власти); установлен особый порядок при­нятия; регулирует наиболее важные общественные отно­шения; обладает высшей юридической силой. Последнее означает, что никто не вправе отменить или изменить за­кон, кроме того органа, который его создал; другие нор­мативные акты не должны противоречить закону; в слу­чае возникновения противоречия между законом и подза­конным актом приоритет остается за законом.

На территории РФ действуют федеральные конститу­ционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.

Федеральный конституционный закон - это норматив­но-правовой акт, определяющий начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализиру­ется вся система нормативных актов. Федеральный кон­ституционный закон имеет следующие особенности: разви­вает и дополняет положения Конституции РФ; принима­ется только по тем вопросам, которые прямо предусмотре­ны Конституцией страны (см., например, ч. 2 ст. 56, ч. 3 ст. 87, ст. 103, ч. 2 ст. 114, ч. 3 ст. 118, ч. 3. ст. 128); обладает большей юридической силой, чем федеральные законы, законы субъектов федерации; особый порядок принятия, который определен ст. 108 Конституции РФ. Пре­зидент РФ не может отклонять федеральные конституци­онные законы, он обязан их подписать и обнародовать, т.е. промульгацию.

Федеральный закон - это нормативно-правовой акт, при­нимаемый и действующий в строгом соответствии с феде­ральным конституционным законом и регламентирующий определенные, ограниченные сферы общественной жизни.

Датой принятия закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Феде­ральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президен­том РФ. Вступают в силу одновременно на всей террито­рии страны по истечении 10 дней после дня их опублико­вания, если самими законами не установлен другой поря­док вступления в силу.

Высшие представительные органы власти субъектов РФ могут принимать законы по вопросам, относящимся к их компетенции. Они не должны противоречить федеральному законодательству, если приняты по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, что означено ст. 72 Конституции РФ. Однако в случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта РФ, изданным по предметам исключительного ведения субъекта (ч. 4 ст. 76), действует нормативный правовой акт субъекта РФ (ч. 6 ст. 76).

Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов. В литературе счи­тается, что понятие «подзаконные нормативно-правовые акты» является собирательным, так как представляет со­бой иерархию актов, начиная от высших органов власти и кончая актами местных органов власти и управления.

Особое место в системе подзаконных актов занимают указы Президента РФ. Они принимаются по вопросам нор­мативного характера, не должны противоречить федераль­ной Конституции и федеральным конституционным и федеральным законам. Как правило, вступают в силу одно­временно на всей территории страны по истечении семи дней после их официального опубликования.

Правительство РФ на основании федеральных законов, указов Президента РФ издает постановления и распоря­жения. Данные подзаконные акты регулируют отношения в сфере управления. Вступают в силу со дня их подписа­ния, если не установлен другой срок введения в действие.

Акты министерств, ведомств и государственных коми­тетов относятся к числу ведомственных подзаконных нор­мативно-правовых актов. Они издаются в виде приказов, инструкций, указаний.

Ведомственные акты, содержащие нормы права, затра­гивающие права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их осуществления, а также устанавливающие вновь или изменяющие механизм реализации этих прав либо носящие межведомственный характер, подлежат обя­зательной государственной регистрации в Министерстве юстиции. Государственная регистрация означает проведе­ние правовой экспертизы указанных ведомственных ак­тов. Нормативные акты, прошедшую государственную ре­гистрацию, подлежат официальному опубликованию:

> с момента принятия (например, постановления прави­тельства РФ, содержащие сведения, составляющие го­сударственную тайну); со времени, указанного в самом нормативном акте (таким временем может быть, на­пример, момент опубликования);

> со времени, указанного в специальном акте о введении их в действие (например, ФЗ от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ определил, что ч. 2 НК РФ вступает в силу с 1 января 2000 г.);

> по истечении законодательно установленного срока со дня их опубликования (например, федеральные зако­ны вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования).

Правовые нормы, закрепленные в законодательстве, регулирующие общественные отношения, подразделяют по отраслям для того, чтобы было проще ориентироваться в многообразии различных правовых предписаний.

Понятие отрасли права

Под отраслью понимается система институтов и норм права, регулирующих общественные отношения одного рода. Каждая из отраслей отличается предметом правового регулирования, то есть качественно однородной группой общественных отношений, закрепленных в правовых нормах. Также они отличаются по методу регулирования, то есть по приемам и способам юридического воздействия на человека.

Основными методами являются императивный и диспозитивный. Первый метод содержит строгие предписания, обязательные к исполнению, а второй предлагает право выбора. Императивный метод больше присущ таким отраслям, как административное и уголовное право. Они содержат нормы, за нарушение которых наступает административная или уголовная ответственность.

Отрасли права подразделяются на публичные и частные. Первые регулируют отношения в сферах государственной власти, судебной, исполнительно-распорядительной деятельности. Вторые направлены на обеспечение и защиту частных интересов.

Основные отрасли права

1. Базовой отраслью является составляют отношения, устанавливающие конституционный строй, форму государственного устройства, общие принципы организации органов государства. Конституционные нормы имеют высшую юридическую силу.

2. Уголовное право. Эта отрасль регулирует отношения, направленные на борьбу с преступностью. Основной источник - УК РФ, состоящий из Общей и Особенной частей. Первая содержит общие правовые нормы, а вторая устанавливает ответственность за совершение разного рода преступлений.

3. Уголовно-процессуальное право. Закрепляет порядок привлечения лиц к уголовной ответственности, начиная с возбуждения дела, и заканчивая вынесением Источник - УПК РФ.

4. Уголовно-исполнительное право. Предмет регулирования - отношения, возникшие в связи с исполнением наказаний. Источник - УИК РФ, в котором закреплен правовой статус судимых лиц, порядок погашения судимости, порядок отбытия наказания и др.

5. регулирования - отношения, возникающие в сферах поддержания общественной безопасности и порядка, государственного управления. Источник - КоАП РФ.

Частные отрасли права

1. Трудовое право. Его нормы юридически закрепляют отношения работников и работодателей. Главный источник - ТК РФ.

2. Закрепляет нормы в сфере семьи: регулируются отношения среди супругов, родителей, детей и т.д. Источник - СК РФ.

3. Гражданское право. Нормы отрасли регулируют имущественные, личные Источник - ГК РФ.

4. Гражданско-процессуальное право. Закрепляет процедуру гражданского судопроизводства (рассмотрение дела на суде, возможности обжалования и др.) Источник - ГПК РФ.

5. Предмет регулирования - отношения по формированию бюджета государства, сбору налогов, расходования и распределению государственных средств.

6. Земельное право. Нормы закрепляют отношения, в связи с владением, пользованием, распоряжением землей. Основной источник - Земельный кодекс РФ.

7. Предпринимательское право. Предмет регулирования - отношения, связанные с деятельностью граждан, юридических лиц, направленной на получение прибыли от выполненных работ и услуг, с риском имущественной ответственности.

Помимо этого отрасли права подразделяют также на материальные (устанавливают права и обязанности субъекта) и процессуальные (устанавливают процедуру реализации норм).

Отрасль права - система принципов и норм, регулирующих однородные общественные отношения. Отрасль - ϶ᴛᴏ наиболее крупное подразделœение системы права. Каждая отрасль имеет свой круг регулируемых общественных отношений или предмет регулирования , что позволяет отличать одну отрасль от другой.

Другим критерием, позволяющим выделять отрасли в системе права, служит метод правового регулирования. Под методом принято понимать совокупность приемов, с помощью которых производится правовое регулирование общественных отношений.

Используются методы: координации, ᴛ.ᴇ. основанный на равенстве сторон в отношении (гражданское право), и субординации, ᴛ.ᴇ. основанный на подчинœении одной стороне отношения другой (административное право).

Система российского права состоит из следующих отраслей: государственного, гражданского, трудового, семейного, административного, финансового, земельного, уголовного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального права.

Государственное (конституционное) право устанавливает основы общественного строя, внутренней и внешней политики России, основные права, свободы человека и гражданина, их обязанности, национально-государственное (федеративное) устройство страны, избирательную систему, систему высших и местных органов власти, судебную систему. Источником государственного права является Конституция РФ.

Гражданское право регулирует основанные на равенстве, автономии, воле, самостоятельности участников имущественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения, в частности, вопросы собственности, заключения и исполнения договоров (купли- продажи, поставки, аренды, подряда, перевозки и т.д.), авторства, изобретательства, наследования. Источник гражданского права - Гражданский кодекс РФ.

Трудовое право регулирует правовые отношения всœех работников с предприятиями, учреждениями, организациями. Трудовое право регламентирует трудовой договор (контракт), рабочее время и время отдыха, заработную плату и трудовую дисциплину, охрану труда, трудовые споры и т.п. Источником трудового права служит Трудовой кодекс РФ.

Семейное право определяет условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признание его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителœей. Источником семейного права является Семейный кодекс РФ.

Административное право регулирует отношения в области государственного управления (исполнительно-распорядительная деятельность) хозяйством, образованием, наукой, культурой, обороной страны, государственной безопасностью, охраной общественного порядка и т.д. Устанавливаются правила организации и деятельности государственных органов, обязанности и права этих органов и их служащих, а также граждан, предприятий, организаций, общественных объединœений в сфере государственного управления. Особенность административных отношений в том, что одним из участников является государственный орган, наделœенный властными полномочиями. Источники административного права - Кодекс об административных правонарушениях и др.

Финансовое право упорядочивает отношения в области бюджета͵ налогов, кредита͵ организации сберегательного дела, денежной системы, денежного обращения и финансового контроля. К источникам финансового права относятся Налоговый кодекс РФ, Закон ʼʼО валютном регулировании и валютном контролеʼʼ и др.

Земельное право регулирует земельные отношения в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, создания условий для равноправного развития форм хозяйствования на земле, охраны прав на землю граждан, предприятий, учреждений и организаций. Источниками земельного права являются Земельный кодекс РФ, Закон ʼʼО крестьянском (фермерском хозяйстве)ʼʼ.

Уголовное право устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказания и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений. Задачами уголовного права являются охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. Источником уголовного права является Уголовный кодекс РФ.

Гражданское процессуальное право регулирует порядок рассмотрения судами споров, возникающих из гражданских, семейных, трудовых, земельных и некоторых иных отношений; определяет правовое положение и поведение всœех участников гражданского процесса. К данной отрасли права относятся также принципы, нормы, регулирующие отношения в сфере деятельности арбитража и нотариата. Источники гражданского процессуального права: Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Основы законодательства о нотариате РФ и др.

Уголовно-процессуальное право регулирует деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда по оперативно-розыскной деятельности, возбуждению, расследованию и судебному рассмотрению уголовных дел.

Самой крупной структурной единицей внутри системы права называют правовые общности , которые включают в себя, отрасли, подотрасли, институты права. К ним относятся международное и национальное право, частное и публичное право, материальное и процессуальное право.

Отрасли права относятся к публичному либо частному праву.

Публичное право - совокупность отраслей права, закрепляющих общественный и государственный строй, основы организации и деятельности аппарата государства, вид и меру ответственности за посягательство на общественные интересы, общественный порядок. К публичному праву относится государственное, административное, уголовное право.

Частное право - совокупность отраслей права, выражающих и защищающих права, свободы, интересы отдельных лиц, ᴛ.ᴇ. самостоятельных, юридически равных субъектов. Частным является гражданское, семейное право.

Подотрасль права – обособленная часть отрасли права, которая регулирует крупные подразделœения общественных отношений, входящих в сферу отношений, регулируемых отраслью права. Так, горное, водное, лесное право – подотрасли земельного права, авторское, обязательственное, наследственное право – подотрасли гражданского права.

Институт права - система принципов и норм, регулирующих определœенный вид общественных отношений.

Институт - структурное подразделœение отрасли. В случае если отрасль регулирует всю совокупность однородных отношений (к примеру, гражданско-правовых), то институт - лишь их отдельные виды (институты: ʼʼдарениеʼʼ, ʼʼарендаʼʼ, ʼʼподрядʼʼ и т.д.). По этой причине в институте объединœена Значительно меньшая совокупность норм права.

Норма права. Исходным и наиболее распространенным элементом системы права является норма права.

Норма права - выраженное в статье юридического документа правило поведения.

(Подробно норме права посвящена лекция № 15)

Отрасль права - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Отрасль права" 2017, 2018.

  • - Система российского права. Отрасль права.

    Отрасль права - элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования. В свою очередь отрасль права... .


  • - Трудовое право как отрасль права.

    План ТЕМА 7. ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ПРАВА 1.Трудовое право как отрасль права. 2.Субъекты трудового права. 3.Основание возникновения трудовых отношений. 4.Коллективный договор и его содержание. 5.Трудовой договор и порядок его заключения. 6.Контракт. 7.Переводы на... .


  • - Самая политизированная отрасль права.

    Самая стабильная отрасль права. Самая важная отрасль права. Понятие и особенности Конституционного права Общая характеристика конституционного права Беларуси Пляхимович Иван Иванович IV....

  • Отрасль права – это совокупность взаимосвязанных правовых норм, регулирующих относительно самостоятельную область человеческих отношений. То есть, составные части системы права, сгруппированные по предмету своего регулирования, составляют отрасль права.
    Различные отрасли права отличаются друг от друга предметом регулирования. Предмет правового регулирования отрасли права – это однородная группа отношений, регулируемых группой правовых норм.
    Кроме того, некоторые отрасли права сформированы по объектам правового регулирования. Так, в Конституции говорится о следующих отраслях законодательства: земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды, жилищное законодательство, а также семейное законодательство и трудовое законодательство. Они отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (пункт «к» части 1 ст. 72 Конституции РФ).
    Конституция РФ является исходной базой всех других отраслей права. Закрепленные ею принципы выступают ведущим правовым началом всех остальных его отраслей.
    Можно выделить следующие основные отрасли права:
    1) конституционное (регулирует социально-значимые общественные отношения, основной источник – Конституция РФ);
    2) административное (связано с осуществлением исполнительной власти);
    гражданское (регулирует имущественные и связанные с ним неимущественные отношения субъектов права);
    3) земельное (предметом регулирования являются правовые отношения, связанные с землей);
    4) семейное (посвящено рассмотрению проблем, связанных с брачно-семейными правоотношениями);
    5) трудовое (рассматривает отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности);
    6) уголовное (предусматривает порядок отнесения деяний к правонарушениям, порядок наступления ответственности за их совершение) и иные.
    Таким образом, отрасль права представляет собой совокупность правовых норм и правовых институтов, регулирующих правоотношения в определенной сфере. Отрасли права не изолированы друг от друга. Каждая отрасль права находится в устойчивой связи с другими отраслями права. Связанность общих институтов выражается в том, что они имеют нормы, которые относятся к разным отраслям права. Отраслей права, которые бы резко дисгармонировали с другими, действующая система российского права не знает.
    Классификация отраслей права:
    1) материальные – в том случае, если они регулируют материальные или общественные отношения (гражданское право, уголовное);
    2) процессуальные – предметом регулирования является применение и регламентация материальных отраслей (гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное).

    Еще по теме 26. Отрасли права:

    1. Глава 8. Система международного частного права как отрасли права и отрасли правоведения
    2. § 1. Понятие аграрного права как отрасли права и ее место в системе права Российской Федерации
    3. 5. Финансовое право в системе российского права: взаимосвязь с другими отраслями права. Особенности взаимосвязей финансового права и гражданского права, финансового права и административного права.
    4. 8. АП как отрасль права. Его соотношение со смежными от-раслями права.
    5. Общая характеристика уголовного права РФ как науки, отрасли и учебной дисциплины. Место уголовного права в системе национального права

    Отрасль права - совокупность юридических норм и правовых институтов, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

    Разъяснение

    Отрасль права - это совокупность юридических норм и правовых институтов, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Отрасль права это наиболее крупная составная часть системы права. В России большинство отраслей права регулируются соответствующим кодексом (например, Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Трудовой кодекс, Уголовный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и т.д.).

    Отрасли права подразделяют на:

    1) Базовые отрасли права - конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право;

    2) Специальные отрасли права - трудовое право, земельное право, финансовое право, налоговое право, право социального обеспечения, семейное право;

    3) Комплексные отрасли, регулирующие конкретные сферы деятельности. В комплексных отраслях соединяются правовые институты базовых и специальных отраслей права. Примеры комплексных отраслей праа: торговое право, морское право.

    Отрасли права подразделяются и на:

    Материальные отрасли права - регулируют непосредственно общественные отношения (Гражданское право, Уголовное право и т.д.)

    Процессуальные отрасли права - регламентируют порядок правового регулирования материальных отраслей (Гражданско-процессуальное право, Уголовно-процессуальное право).

    В книге "ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА", Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.С. Пиголкина, Москва, Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана 1996 разъясняется:

    "Правовые институты, находясь в тесной взаимосвязи, образу ют качественно новый компонент системы права - отрасль права.

    Под отраслью права понимается совокупность взаимосвязан ных правовых институтов, регулирующих относительно самосто ятельную обширную область, сферу общественных отношений.

    Отрасль права не представляет собой механическое объединение норм из нескольких институтов. Это целостное образование, характеризующееся рядом свойств, признаков, не присущих правовым институтам. В частности, отрасль права регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением какой-либо широкой сферы предметной деятельности общества, государства, граждан и иных субъектов права. Например, гражданское право регулирует все имущественные и связанные с ними личные не имущественные отношения, семейное право - отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье. Трудовое право регулирует отношения, в которые вступают рабочие и служащие в процессе осуществления трудовой деятельности в сфере производства.

    Способность осуществлять правовое регулирование обширной сферы общественных отношений отличает отрасль права от любого правового института, регулятивные функции которого ограничиваются какой-либо сравнительно узкой совокупностью отношений. Кроме того, в отличие от института отрасль права содержит исчерпывающий набор юридических средств, методов правового воздействия, устанавливаемых государством в процессе регулирования отношений соответствующей сферы.

    Каждая отрасль права имеет основной институт, который закрепляет общеотраслевые принципы права, определяет предмет и задачи отрасли, содержит иные общие положения. Нормативные установления такого института как бы цементируют, объединяют в целостное образование нормы права и институты отрасли, оп ределяют их необходимые свойства как компонентов данной, а не иной отрасли права.

    В пределах отрасли определяется также своеобразный юридический режим, регламентирующий правовое положение субъектов права, устанавливающий законные способы реализации прав и исполнения юридических обязанностей, государственно-правовые меры, направленные на неукоснительную реализацию правовых норм в конкретных отношениях. Отрасль права содержит полный набор юридических средств, призванных обеспечить эффективное действие как отрасли в целом, так и каждого ее компонента на уровне правовых институтов и конкретных норм права. При этом для каждой отрасли характерен специфический, только ей присущий набор юридических средств правового регулирования, что позволяет не только объединять нормы права в единое целое, придавать им упорядоченный, системный характер, но и отличать одну отрасль права от другой.

    В крупных и сложных по составу отраслях права имеется еще один компонент - подотрасль права - целостное образование, которым регламентируется специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права. Так, в гражданском праве в качестве подотраслей выделяют жилищное, транспортное, авторское, наследственное право. Имеются подотрасли в трудовом, уголовном и других отраслях права. В отличие от правового института подотрасль не является обязательным элементом каждой отрасли права. В небольших и тесно консолидированных отраслях (например, в уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном праве) подотраслей вообще нет."