Обзор российских органов лицензирования. Государственная система лицензирования

Данный государственный орган формирует общедоступные ресурсы, которые содержат сведения из реестров, а, кроме того, положения о конкретных видах деятельности и технические регламенты, устанавливающие обязательные требования к процедуре лицензирования. В этой статье рассмотрим деятельность, а также полномочия лицензирующего органа.

Основные положения

Лицензия является разрешением на проведение определенной деятельности при условии обязательного соблюдения необходимых требований и условий. Этот документ выдает лицензирующий орган в пользу юридического лица, а также в адрес индивидуального предпринимателя. Регулирование отношений, которое возникает в связи с процедурой лицензирования определенных видов деятельности, происходит согласно федеральному закону № 158.

В каком случае лицензирующие органы могут приостанавливать действие лицензии? Если лицензиат привлечен к административной ответственности за то, что он не исполняет в установленный срок предписания и не устраняет грубое нарушение лицензионных требований.

На кого не распространяется?

Действие данного закона никак не распространяется на проведение внешнеторговой и таможенной деятельности. Кроме того, он не имеет отношения к деятельности, связанной с охраной окружающей среды и применением природных ресурсов. Также этим законом не контролируются отношения, которые возникают в связи с применением результатов интеллектуальной деятельности. К лицензирующим органам относят органы исполнительной власти субъектов России, которые действуют на основании настоящего Федерального закона (МВД России, МЧС России, Роспром, ФСБ России, ФМС России, Минфин России, Роспотребнадзор).

К лицензируемым видам относят деятельность, осуществление которой может повлечь за собой причинение ущерба правам, а, кроме того, законным интересам, граждан, их нравственности и здоровью, а также обороне страны наряду с безопасностью государства.

Требования и условия лицензирующего органа

Обязательными требованиями для всех лицензируемых вариантов деятельности служит соблюдение российского законодательства наряду с экологическими, санитарно-эпидемиологическими, гигиеническими, противопожарными нормами и правилами.

Виды лицензирующих органов мы рассмотрели. Помимо всего прочего, от соискателя лицензии необходимы специальные знания, поэтому им предъявляются строгие квалификационные требования в той или иной сфере деятельности.

Здания, а также сооружения наряду с технологическим оборудованием также должны отвечать всем необходимым условиям и соответствовать специальным требованиям.

Полномочия

Лицензирующий орган осуществляет ряд следующих полномочий:

  • Производит предоставление лицензии.
  • Занимается переоформлением документации, подтверждающей наличие лицензии.
  • Приостанавливает функционирование лицензий. Это осуществляется в ситуациях административного приостановления той или иной деятельности лицензиатов ввиду нарушения существующих требований и условий.
  • Прекращает действие лицензии в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
  • Ведет реестр лицензий.
  • Осуществляется предоставление в адрес заинтересованных лиц информации из реестров и прочих сведений о процедуре лицензирования.
  • Осуществление контроля над соблюдением условий и требований при занятии лицензируемыми видами деятельности.
  • Обращение в суд с заявлением касательно аннулирования лицензии.

Порядок полномочий лицензирующих органов устанавливают положения о конкретных вариантах деятельности. Но есть и некоторые ограничения.

К полномочиям лицензирующих органов не относится аннулирование лицензии в случае нарушения требований промышленной безопасности.

Лицензионный контроль

Лицензионный контроль проводят в целях проверки достоверности сведений о соискателях, на основании содержащихся в представленных документах информации. Таким образом, определяется возможность выполнения соискателями лицензионных требований. А кроме того, проверяются сведения о соблюдении лицензионных условий при осуществлении того или иного вида деятельности.

Лицензирующими органами проверка производится посредством сопоставления информации со сведениями, хранящимися в едином государственном реестре юридических лиц, а, кроме того, индивидуальных предпринимателей. Лицензирующим органом соответствующие сведения получаются в порядке, который установлен Правительством России.

В частности, при проведении лицензирующими органами проверки на возможность выполнения соискателем необходимых требований, применяется положение Федерального закона № 294, которое называется «О защите прав в отношении юридических лиц в рамках осуществления муниципального контроля и государственного надзора».

Лицензирующий орган принимает решение в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

Виды деятельности, для которых требуется лицензия

В федеральном законе приводится 105 видов деятельности, для занятия которыми необходимо получение лицензии. Назовем некоторые из них:


Положения о лицензировании: работы и услуги

Положениями о лицензировании определенных видов деятельности установлен список работ и услуг по следующим вариантам деятельности:

Приостановление и аннулирование

Лицензирующие органы могут приостанавливать действие лицензии в случае привлечения лицензиатов за нарушение требований к административной ответственности в рамках, установленного кодексом об административных правонарушениях порядка.

В случаях вынесения судьей решения о приостановлении деятельности за нарушение требований, уполномоченный орган в течение суток с момента вступления такого заключения в силу приостанавливает действие лицензии.

Обязанности лицензиата

Лицензиат обязуется уведомлять в письменной форме уполномоченный орган об устранении им нарушения условий, которые повлекли за собой официальное приостановление его деятельности. Данное уведомление лицензиаты могут направлять в электронной форме.

Действие лицензии может быть возобновлено уполномоченным органом со дня, который следует за периодом истечения срока приостановления деятельности. Период действия лицензий на время их приостановления не продлевается.

В том случае, если в указанный судьей срок не будут устранены нарушения условий, которые повлекли за собой приостановление деятельности лицензиата, уполномоченный орган обязуется обратиться в суд с требованием по аннулированию лицензии. Как правило, лицензию аннулируют решением суда, опираясь на рассмотрение заявления от уполномоченного органа.

Когда прекращается действие лицензии?

Действие лицензии обычно прекращается с момента внесения в единый реестр записи о закрытии юридического лица в результате реорганизации либо со дня окончания срока действия соответствующего документа или принятия уполномоченным органом решения о ее досрочном приостановлении. Действие лицензии приостанавливается на основании представленного в уполномоченный орган заявления о прекращении осуществления того или иного вида деятельности. Кроме того, действие лицензии заканчивается со дня вступления решения суда об аннулировании документа в законную силу.

Использование лицензии

Лицензию выдают отдельно на каждый тип деятельности. Она может быть использована исключительно теми юридическими лицами, а, кроме того, индивидуальными предпринимателями, которым она выдана.

Федеральную лицензию можно использовать на всей территории России. Региональную лицензию используют в пределах выдавшего ее субъекта. На территории прочих субъектов страны ее можно использовать только при условии уведомления лицензирующего органа.

Срок действия лицензий не может быть меньше чем три года. Его нельзя продлевать по заявлению лицензиатов. Федеральные законы и положения о лицензировании определенных видов деятельности предусматривают бессрочное действие лицензии.

Лицензируемые виды деятельности определяются по типам производимой продукции, а, кроме того, по стадиям ее цикла, будь то проектирование, или последующая переработка наряду с транспортированием, хранением, утилизацией и так далее. За выдачу лицензий взимают сбор в соответствии с Налоговым кодексом страны.

Документы для получения лицензии

В лицензирующие органы требуется подавать следующие документы:

  • Заявление, составленное по установленному образцу.
  • Копии учредительной документации организации, которые должны быть заверены у нотариуса.
  • Все требуемые документы, которые устанавливаются положением о процедуре лицензирования определенного вида деятельности.
  • Опись всех приложенных документов.

Форму заявления устанавливает положение о лицензировании некоторых видов деятельности. Какие документы не вправе требовать лицензирующий орган? Это копии документации, свидетельствующей об отсутствии у юридических лиц какой-либо налоговой задолженности за предыдущий период.

Реестры лицензий

Ведется реестр лицензий по видам деятельности. Лицензирование осуществляется в электронной форме. Ведение реестра на электронных носителях осуществляют в соответствии с единым организационным, методологическим и программно-техническим принципом, который обеспечивает совместимость наряду со взаимодействием лицензий с прочими информационными системами и телекоммуникационными сетями. Итак, в реестрах должны быть указаны следующие сведения:

  • Информация о регистрации лицензии.
  • Основание наряду со сроком приостановления либо возобновления лицензий.
  • Информация об основании и дате аннулирования лицензий.
  • Сведения об основании и сроках применения упрощенного порядка по лицензированию.
  • Информация об адресах проведения лицензируемого типа деятельности.
  • Информация о выдаче документации, подтверждающей наличие лицензий.
  • Основание наряду с датой прекращения действия лицензий.
  • Прочая информация, которую определяют положения о лицензировании определенных видов деятельности.

Лицензирующим органом вносятся записи в реестр лицензий, как правило, в течение трех дней с момента оглашения им решения о предоставлении соответствующего документа.

Информация, которая содержится в реестре лицензий, является открытой. Она в первую очередь доступна для ознакомления заинтересованных лиц. Такие сведения подлежат обязательному размещению на официальном интернет-портале лицензирующего органа. Исключение составляют случаи, при которых в рамках сохранения служебной, коммерческой или государственной тайны подобный доступ должен быть ограничен на основании российского законодательства.

Информацию, которая содержится в реестре лицензий, в форме каких-либо выписок о тех или иных лицензиатах предоставляют физическим и юридическим лицам за определенную плату. Размер оплаты за предоставление данной информации составляет, как правило, сто рублей. Оплату за предоставление сведений, которые содержатся в реестре лицензий, зачисляют в соответствующий бюджет. Информацию из реестра для органов государственной власти и местного самоуправления предоставляют бесплатно. Срок предоставления любых сведений из реестра лицензий не должен превышать трех дней с момента поступления соответствующего заявления.

Мы рассмотрели основные полномочия лицензирующих органов.

В законе о лицензировании отдельных видов деятельности в России указано, что выдавать, приостанавливать, продлевать, аннулировать лицензии могут органы федеральной и местной власти, уполномоченные на выполнение данных функций. Предлагаем вам познакомиться с обзором органов лицензирования, действующих сегодня в нашей стране.

  • МВД России. Этот орган выдает лицензии на частную сыскную и охранную деятельность, коллекционирование, экспонирование и продажу огнестрельного оружия, его деталей и патронов.
  • ФМС России. У этого органа есть полномочия на оформление лицензий для осуществления деятельности по трудоустройству граждан РФ внутри страны и за ее пределами.
  • МЧС России . Этот орган осуществляет лицензирование деятельности, связанной с тушением пожаров. Также необходимы для монтажа, обслуживания и ремонта объектов и средств, обеспечивающих пожарную безопасность сооружений и зданий.
  • ФСТЭК России . Этим органом выдаются лицензии на работы по технической защите конфиденциальных данных.
  • ФСБ России . Этот орган лицензирует разработку, выпуск, покупку и продажу средств защиты конфиденциальных данных, технического оборудования для негласного получения различных сведений. Также выдаются на выявление электронных устройств негласного получения информации, распространение и техобслуживание криптографических средств, шифрование данных, разработку, производство и реализацию шифровальных устройств.
  • Роспотребнадзор . В этом органе осуществляется оформление лицензий на деятельность, предусматривающую использование возбудителей инфекционных заболеваний, источников ионизирующего излучения, средств защиты от радиации, продуктов генной инженерии.
  • Росздравнадзор . Этот орган лицензирует организации и предпринимателей, работающих в медицинской сфере: оказывающих услуги в области здравоохранения, разрабатывающих, производящих и реализующих лекарственные средства и медицинские товары и т. д.
  • Росохранкультура (Минкульт). Этот орган лицензирует деятельность по реставрации, консервации, ремонту объектов культурного наследия, а также их элементов. Также выдаются на воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений на носителях всех типов.
  • Минпромторг России. Этим органом оформляются лицензии на производство и распространение пиротехнических изделий, работы с химическим оружием, разработку и испытания авиационной техники, производство и продажу оборудования для игорного бизнеса, торговлю военной техникой и вооружением (совместно с Роскосмосом), производство огнестрельного оружия, деталей и патронов для него (совместно с Рособоронзаказом).
  • Рособоронзаказ . Этот орган лицензирует деятельность по разработке, производству, ремонту, утилизации военной техники, вооружения, боеприпасов и деталей их конструкции.
  • Росстандарт. Этот орган осуществляет лицензирование производства и ремонта измерительных средств.
  • Ространснадзор. В этом органе оформляются лицензии на различные виды грузоперевозок, пассажирских перевозок, погрузочно-разгрузочную деятельность, буксировку морским транспортом, обеспечение авиационной безопасности.
  • Росавиация. Этот орган лицензирует пассажирские и грузовые перевозки воздушным транспортом.
  • ФНС России. Этот орган отвечает за лицензирование деятельности, связанной с производством и продажей защищенных от подделок полиграфических продуктов, организации и осуществлению азартных игр.
  • Росгидромет . Этот орган лицензирует работы, оказывающие активное влияние на гидрометеорологические и геофизические явления и процессы, а также гидрометеорологическую и смежную с ней деятельность.
  • Ростехнадзор . Орган лицензирует деятельность, связанную с продажей гражданам электроэнергии, эксплуатацией взрывоопасных, пожароопасных и химически опасных объектов производства, производство и распространение взрывчатых материалов. Также лицензия Ростехнадзора необходима для выполнения экспертизы промышленной безопасности.
  • ГосЖилНадзор. Орган отвечает за выдачу управляющим компаниям.
  • Роскосмос. Орган лицензирует работы, связанные с космической деятельностью.
  • . Этот орган специализируется на выдаче лицензий предпринимателям и организациям, которые осуществляют деятельность по проектированию, строительству, эксплуатации, оснащению оборудованием объектов военно-стратегического оснащения, использующих атомную энергию, утилизации ядерных боеприпасов, добычу радиационных веществ для оборонных предприятий, научные исследования с использованием радиационных и ядерных веществ и т. д.

Получение любой лицензии - дело, за которое должны отвечать опытные профессионалы. Доверьте лицензирование специалистам нашей компании, и у вас не возникнет трудностей с получением разрешительного документа для вашей сферы деятельности.

1. Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:

  • предоставление лицензий;
  • переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
  • приостановление действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий и возобновление действия лицензий;
  • ведение реестров лицензий, предоставление заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;
  • контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;
  • обращение в суд с заявлениями об аннулировании лицензий.

Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

2. Лицензирующие органы формируют открытые и общедоступные государственные информационные ресурсы, содержащие сведения из реестров лицензий, положения о лицензировании конкретных видов деятельности, а также технические регламенты и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким ресурсам в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен.

Комментарий к статье 6

1. В продолжение ст. 5 Закона "О лицензировании" в комментируемой статье перечислены полномочия лицензирующих органов. Учитывая, что лицензирование отдельных видов деятельности могут осуществлять как федеральные органы исполнительной власти, так и органы исполнительной власти субъектов РФ, то положения комментируемой статьи распространяют свое действие на федеральные и региональные лицензирующие органы. Согласно ч. 2 ст. 77 Конституции РФ, в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации. При этом федеральные законы, определяющие полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта РФ, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий (п. п. 2, 4 ст. 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (в ред. от 22.07.2008) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

Во исполнение вышеизложенных конституционных и законодательных положений, в комментируемой статье федеральным и региональным лицензирующим органам предоставляется равный объем полномочий в сфере лицензирования. В соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий, т.е. региональные органы власти независимы при осуществлении предоставленных им полномочий и принятии соответствующих решений. Однако самостоятельность органов исполнительной власти не следует понимать буквально, поскольку суверенитет государственных образований и их органов власти ограничен Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Важно отметить, что законодательством субъектов РФ не могут быть предусмотрены иные полномочия исполнительных органов субъектов РФ, за исключением тех, которые определены федеральным законодательством. Так, Определением Верховного Суда РФ от 22.12.2004 N 50-Г04-18 установлено, что положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в ред. от 22.07.2008) не предоставляют главам исполнительной власти субъектов РФ права по определению должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена КоАП РФ.

Следовательно, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере лицензирования образуют единую систему лицензирующих органов, наделенных едиными полномочиями и определенной самостоятельностью в рамках этих полномочий. Основное отличие федеральных и региональных лицензирующих органов заключается в видах деятельности, подлежащих лицензированию. Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в области лицензирования ограничены небольшим набором видов деятельности (подробнее см. комментарий к ст. 5 Закона). При этом на федеральные органы исполнительной власти возложены обязанности по разработке проектов положений о лицензировании этих видов деятельности. Более того, федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения единых подходов к решению вопросов, касающихся лицензирования конкретных видов лицензируемой деятельности, осуществляемого органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы для осуществления полномочия Российской Федерации по лицензированию отдельных видов деятельности, могут быть приняты и утверждены Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по лицензированию отдельных видов деятельности. Так, например, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06.06.2008 N 263н утверждены Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по лицензированию фармацевтической деятельности, которыми определяются полномочия лицензирующих органов субъектов РФ, применяемых ими форм документов при осуществлении процедуры лицензирования, устанавливается четкий порядок осуществления каждого этапа лицензирования, а также порядок организации деятельности лицензирующего органа субъекта РФ.

Таким образом, в настоящее время сложилась такая ситуация, где федеральный центр фактически в полном объеме возложил на себя полномочия по лицензированию отдельных видов деятельности. Тем не менее, несмотря на определенные ограничения полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ в части лицензионной деятельности, объем этой деятельности достаточно велик.
2. Рассматривая полномочия лицензирующих органов,
представляется целесообразным в рамках данного комментария более подробно остановится на сущности этих полномочий. Понятие полномочий содержалось в ранее действовавшем Федеральном законе от 24.06.1999 N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", под которыми понимались права и обязанности органа государственной власти в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий, а совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения, установленным Конституцией РФ и принятыми в соответствии с ней конституциями (уставами) субъектов РФ представляет собой компетенцию органа государственной власти.

В правовой науке также сформулированы определения понятия компетенции. Так, под компетенцией понимается "совокупность полномочий конкретного органа власти, возложенных на него определенным нормативным актом для реализации установленных действующим законодательством специфических задач и функций этого органа", или "компетенция заключается в определении сферы общественных отношений, в рамках которой действует орган государства, то есть круга его деятельности, который в законодательстве называют предметом ведения органа государства".

Говоря о полномочиях органов власти, не следует разграничивать такие понятия, как "право" и "обязанность" государственных органов. По сути, учитывая, что орган власти наделяется государством соответствующими полномочиями, то, соответственно, реализуя свое право в отношении конкретных субъектов правоотношений, он одновременно выполняет обязанность перед государством. В силу этого в правоведении используется термин "правообязанность".

Таким образом, полномочия лицензирующих органов есть установленная законом мера принятия решений и совершения действий, непосредственно связанных с лицензированием. Федеральные органы исполнительной власти наделяются конкретными лицензионными полномочиями (в зависимости от их компетенции) положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми постановлениями Правительства РФ. Так, Постановлением Правительства от 26.01.2006 N 45 установлено, что осуществление лицензирования деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах возлагается на Федеральную налоговую службу, а Положением о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.07.2007 N 451, определены конкретные полномочия лицензирующего органа. Так, например, в рамках полномочия по предоставлению лицензии, лицензирующий орган в день приема документов проводит проверку правильности заполнения заявления о предоставлении лицензии и наличия прилагаемых к нему документов. В случае если указанное заявление оформлено с нарушением требований, установленных Федеральным законом, и (или) в составе прилагаемых к нему документов отсутствуют документы, предусмотренные п. 6 названного Положения, соискателю лицензии в течение 3 рабочих дней вручается (направляется) копия описи представленных документов с уведомлением о необходимости устранения нарушений в оформлении заявления и (или) представления отсутствующих документов.
3. Содержание полномочий лицензирующих органов выражается в:

Государственном подтверждении законности вхождения субъекта правоотношений в хозяйственный оборот;

Наделении субъектов специальной правоспособностью с определением ее пределов в сфере действия общего запрета (легитимация правоспособности в сфере действия общего запрета) или легитимации правоспособности в сфере действия локального запрета при общем дозволении, если объектом лицензирования является конкретный вид деятельности.

Рассмотрим каждое полномочие более подробно.

Итак, лицензирующие органы уполномочены комментируемым Законом прежде всего предоставлять лицензии. Данное полномочие включает в себя ряд действий по принятию заявления о предоставлении лицензии и перечня прилагаемых к нему документов, проверке полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии и в результате принятия решения о предоставлении лицензии либо об отказе в ее предоставлении, уведомлении об этом соискателя лицензии, выдаче документа, подтверждающего наличие лицензии (подробнее см. комментарий к ст. 9 Закона). Полномочие по предоставлению лицензии является одним из наиболее значимых, поскольку оно является основанием для возникновения лицензионных правоотношений в целом и, соответственно, влечет за собой реализацию всех других полномочий, перечисленных в комментируемой статье.

Полномочия по переоформлению лицензий включают в себя тот же набор действий, что и при предоставлении лицензии, однако по отношению к последнему имеют вторичный характер, в связи с чем возникает еще одно действие по внесению изменений в реестр лицензий (см. комментарий к ст. 11 Закона).

Полномочие по приостановлению действия лицензии ставится в зависимость от ситуации, когда в административном порядке приостанавливается деятельность лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий. Следовательно, исходя из законодательной трактовки данного полномочия во всех других случаях лицензирующие органы не вправе приостанавливать действие лицензии. Приостановление лицензии предполагает и возможность ее возобновления, в связи с чем лицензирующие органы наделены соответствующим полномочием (см. комментарий к п. 1 ст. 13 Закона).

Согласно ранее действовавшему законодательству о лицензировании, лицензирующие органы обладали соответствующими полномочиями, позволяющими им оперативно реагировать на допущенные нарушения путем приостановления или аннулирования лицензии. По мнению некоторых авторов, самодостаточность такого механизма исключала необходимость в параллельном текущем контроле за деятельностью лицензиатов в части соблюдения затрагиваемых при ее осуществлении публичных интересов. Однако такая ситуация создавала предпосылки для произвола лицензирующих органов, в связи с чем законодатель пришел к более верному решению, ограничив полномочия лицензирующих органов по прекращению действия лицензии единственным случаем, когда лицензиат по собственной инициативе прекращает осуществление лицензируемого вида деятельности и подает заявление о прекращении действия лицензии. Таким образом, в настоящее время, несмотря на достаточно широкий круг полномочий, лицензирующие органы не вправе прекратить действие лицензии в принудительном порядке.

Руководствуясь принципом гласности и открытости, лицензирующие органы ведут реестры лицензий, занося в них сведения о процессе лицензирования, а также обеспечивают доступ к этим и иным сведениям в области лицензирования (подробнее об этом см. комментарий к ст. 14 Закона). Данное полномочие представляется важным, поскольку реестры лицензий отражают информацию обо всех мероприятиях, имевших место в отношении выданной лицензии, что значительно облегчает полномочия по контролю за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий.

По сравнению с ранее действовавшим законодательством в комментируемом Законе полномочия по осуществлению контроля существенно урезаны. Прежде по своей правовой природе лицензирование являлось мерой прямого административного воздействия на хозяйствующие субъекты. Однако это создавало зависимость предпринимателей от лицензирующих органов. В связи с чем в настоящее время содержание полномочий лицензирующих органов по контролю за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий включает в себя лишь проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии и лицензиате, возможности выполнения соискателем лицензии и соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий (подробнее об этом см. комментарий к ст. 12 Закона).

Законодатель в положениях комментируемой статьи возлагает на лицензирующие органы полномочия по обращению в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Как уже отмечалось, в настоящее время лицензирующие органы лишены возможности самостоятельно аннулировать лицензию, однако на них возложена обязанность по обращению в суд с заявлением об аннулировании лицензии, если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата (см. комментарий к п. 2 ст. 13 Закона). Следует обратить внимание, в комментируемом Законе специально подчеркивается, что обращение лицензирующего органа в суд с заявлением об аннулировании лицензии - это его обязанность, а не право. В силу этого исходя из определения сущности полномочий, которые представляют собой "правообязанности" в строгом смысле этого слова, обращение лицензирующего органа в суд нельзя рассматривать как полномочие, поскольку речи о праве здесь не идет: при неустранении лицензиатом нарушений лицензионных требований и условий лицензирующий орган должен обратиться в суд. Альтернативы в этом случае лицензирующему органу не предоставляется, и действовать по своему усмотрению он не может. При этом при обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии важен сам порядок приостановления действия лицензии лицензирующим органом в случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности, соблюдение сроков приостановления действия лицензии, указание лицензиату на сроки устранения нарушений лицензионных требований и условий. Судебная практика также придерживается указанной позиции. Так, Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2007 по делу N А56-342/2007 признано, что несоблюдение лицензирующим органом порядка административного приостановления действия лицензии является основанием для отказа судом в удовлетворении требований об аннулировании лицензий.

Конкретное содержание полномочий конкретного лицензирующего органа и порядок их осуществления устанавливаются соответствующим положением о лицензировании конкретного вида деятельности. Так, Положением о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.08.2002 N 600 (в ред. от 26.01.2007), установлено, что лицензирующий орган в лице МВД России в целях контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий проводит плановые и внеплановые проверки. По результатам проверки в зависимости от характера нарушения лицензирующий орган вправе вынести предупреждение лицензиату либо приостановить действие лицензии до устранения выявленных нарушений.

Пункт 1 комментируемой статьи содержит исчерпывающий перечень полномочий лицензирующих органов, который может быть изменен только путем внесения соответствующих изменений (исключений или дополнений) в комментируемый Федеральный закон. Все вышеперечисленные полномочия тесно связаны между собой, одни полномочия порождают другие, входят в состав друг друга. Так, например, полномочия по контролю неразрывно связаны с полномочиями по предоставлению лицензий, поскольку в рамках последних проводится проверка сведений о соискателе лицензий. В целом перечисленные полномочия последовательно отражают полную совокупность мероприятий, осуществляемых в рамках лицензионной процедуры. При этом первые четыре полномочия соответствуют стадиям лицензионной процедуры, в то время как последние два пронизывают весь процесс лицензирования.

4. Положения п. 2 комментируемой статьи тесно связаны с полномочиями лицензирующих органов по ведению реестров и предоставлению информации о лицензировании, а в целом являются формой реализации и конкретизации принципа гласности и открытости лицензирования. Законодатель возложил на лицензирующие органы обязанность по формированию информационных ресурсов, доступных для ознакомления юридическим и физическим лицам. Указанные в комментируемом пункте информационные ресурсы включают в себя:

Сведения, содержащиеся в реестрах лицензий. Каждый гражданин или юридическое лицо, обратившееся в лицензирующий орган, имеет право ознакомиться с информацией, касающейся как самого лицензиата, так и выданной лицензии. Положения комментируемой статьи находят отражение и в других нормативных актах. Так, Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ в п. 4 ст. 5 устанавливает обязанность лицензирующих органов представлять сведения о лицензиях, полученных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, для внесения данных сведений в государственные реестры не позднее пяти рабочих дней с момента принятия соответствующего решения;

Положения о лицензировании конкретных видов деятельности, которые позволяют физическим и юридическим лицам ознакомиться с лицензионными требованиями и условиями, порядком лицензирования и т.п. конкретного вида лицензируемой деятельности;

Технические регламенты, которые принимаются только в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. В технических регламентах содержится исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента. В техническом регламенте в целях его принятия могут содержаться правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;

Иные нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования к лицензируемым видам деятельности. К таким нормативным документам можно отнести, к примеру, Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ, нормативные акты Правительства, приказы федеральных министерств, служб и агентств, применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации и др.

Более конкретно рассмотренная обязанность лицензирующих органов определяется в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности. Так, в соответствии с Положением о лицензировании перевозок морским транспортом, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 490 (в ред. от 18.07.2008), информация, относящаяся к осуществлению перевозок пассажиров, размещается на свободной и безвозмездной основе в официальных электронных или печатных средствах массовой информации Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а также на информационных стендах в помещениях Службы в течение 10 дней с даты:

Принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии, переоформлении лицензии, приостановлении или возобновлении ее действия, об аннулировании лицензии;

Получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

Вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

В соответствии со ст. 128 ГК РФ, информация является объектом гражданских прав. Следовательно, ограничение права на информацию должно регулироваться с учетом требований конституционно-правовых норм ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, в соответствии с которыми право может быть ограничено только на основании федерального закона и только в соответствии с конституционно значимыми целями. Согласно конституционно-правовым нормам единственным ограничением общедоступности и открытости информационных ресурсов, установленным положениями комментируемого пункта, являются интересы сохранения государственной или служебной тайны. Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 в ст. 5 определен перечень сведений, составляющих государственную тайну (о понятии государственной тайны см. комментарий к п. 2 ст. 1 Закона). Согласно этому, если в информационных ресурсах лицензирующего органа имеются сведения, перечисленные в ст. 5 указанного Закона, то доступ к ним должен быть ограничен, поскольку, чтобы ознакомиться с такими сведениями, необходимо получить допуск, т.е. санкцию полномочного должностного лица на ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну. В соответствии с положениями ст. 139 ГК РФ, информация тогда является служебной или коммерческой тайной, когда имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами. Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными законодательством, в частности, лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Таким образом, если лицензиат предоставляет сведения, содержащие служебную тайну, то лицензирующий орган обязан принять меры по ее сохранности и не допустить возможности ознакомления с такой информацией третьих лиц.

Лицензия - это разрешение на право осуществлять конкретный вид деятельности, которое выдается специальным лицензирующим органом. Для получения лицензии соискатель должен соответствовать определенным требованиям и оплатить госпошлину.

Кому нужно получать лицензию?

В статье 12 закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 № 99-ФЗ приводится перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. Всего их 51, среди них:

  • деятельность, связанная с шифрованием и защитой информации;
  • деятельность, связанная с оружием и военной техникой;
  • производство лекарств и медтехники;
  • охранная и детективная деятельность;
  • оказание услуг связи, телевидение и радиовещание;
  • деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, компьютерных программ, баз данных и фонограмм на любых носителях;
  • образовательная деятельность;
  • фармацевтическая и медицинская деятельность;
  • перевозки водным и воздушным транспортом;
  • перевозки железнодорожным транспортом пассажиров и опасных грузов;
  • перевозки пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.

Лицензионные требования

Лицензию можно получить лишь при условии соблюдения определенных требований: наличие технической базы (помещения, оборудование, специальная документация); работников необходимой квалификации и специальности; системы производственного контроля; размер уставного капитала и др. Приводятся эти требования по каждому виду лицензируемой деятельности в отдельных Положениях, утверждаемых постановлениями Правительства.

Например, лицензионные требования к перевозке пассажиров автотранспортом указаны в постановлении Правительства от 2 апреля 2012 г. № 280. Соискатель такой лицензии должен иметь:

  • транспортные средства, соответствующие техническим требованиям для перевозки пассажиров и оснащенные аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС;
  • помещения и оборудование для техобслуживания и ремонта транспортных средств;
  • водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование;
  • специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств или наличие договора с медицинской организацией или ИП, имеющими соответствующую лицензию.

С требованиями к выдаче лицензий по вашему виду деятельности вы можете ознакомиться, обратившись в соответствующий лицензирующий орган. Требования к получению лицензии на продажу алкоголя мы рассмотрим ниже, в отдельном разделе.

Документы для получения лицензии

В лицензирующий орган надо подать заявление о выдаче лицензии и пакет подтверждающих документов, указанных в ст. 13 закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ. Учитывая, что лицензированию подлежат виды деятельности, контролируемые разными службами, формы таких заявлений будут отличаться. Для примера мы предлагаем вам ознакомиться с заявлением на получение лицензии для пассажирских автоперевозок.

В заявлении должны быть указаны наименование, организационно-правовая форма, место нахождения соискателя; лицензируемый вид деятельности; ИНН; данные выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ; сведения об оплате госпошлины.

Кроме заявления подаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензионным требованиям, а также опись всех документов. О том, какие именно нужны документы, надо узнавать в лицензирующем органе или самостоятельно найти соответствующий нормативно-правовой акт.

Необходимость представления нотариально заверенных учредительных документов отменена законом от 14.10.2014 № 307-ФЗ, поэтому если от вас требуют такие копии (а они по-прежнему указаны в некоторых Административных регламентах для получения лицензий), вы можете отказаться от выполнения такого требования, ссылаясь на этот закон.

Перечень сведений, указываемых в заявлении, и список документов, прилагаемых к нему, является исчерпывающим (ст. 13 (4) закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ), то есть от вас не должны требовать другие документы.

Сколько стоит лицензия?

Размер государственной пошлины за лицензию установлен статьей 333.33 НК РФ. Статья очень большая, поэтому подскажем, где искать. Находим пункт 1 подпункт 92. Размер госпошлины составляет 7 500 рублей для всех видов лицензируемой деятельности, за исключением :

  • банковских операций (0,1 % уставного капитала, но не более 500 тыс. рублей);
  • производство, хранение, закупку, поставки этилового спирта и алкогольной продукции (от 800 тыс. до 9,5 млн. рублей);
  • розничная продажа алкогольной продукции - 65 тыс. рублей за каждый год срока действия лицензии;
  • предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами - 30 тыс. рублей.

Обращаем ваше внимание - госпошлина оплачивается один раз за весь срок действия лицензии . В общем случае срок лицензии не ограничен, но по некоторым видам деятельности он установлен (с возможностью продления), например, срок алкогольной лицензии не должен превышать пять лет.

При отказе в выдаче лицензии госпошлина не возвращается . В 2013 году в Конституционном суде рассматривалось дело о возврате заявителю 40 тыс. рублей в связи с отказом в выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя (Постановление КС от 23.05.2013 № 11-П). По этому вопросу даже сами судьи не пришли к согласию, один из них высказал особое мнение, суть которого «Формально правильно, но по сути — издевательство». Исходя из этого, прежде чем оплачивать лицензию, рекомендуем сначала обратиться в соответствующий лицензирующий орган, чтобы убедиться, что вы сможете соблюсти необходимые требования для ее получения.

Как получить лицензию?

После того, как вы нашли контакты лицензирующего органа, подготовили необходимые документы и уплатили госпошлину, надо обратиться за получением лицензии. Документы можно подать:

При получении документов соискателю лицензии выдается копия описи с отметкой о дате приема (лично или заказным письмом с уведомлением о вручении). Если в поданном пакете документов обнаруживается неполный комплект или нарушение требований, то в течение трех рабочих дней со дня приема заявления соискателю вручается (высылается) уведомление о необходимости устранить нарушения в тридцатидневный срок. После устранения нарушений мотивированное решение о рассмотрении заявления на лицензию или о возврате заявления принимается в течение трех рабочих дней.

Если же претензий к документам не было, то решение о выдаче лицензии выносится в течение пяти рабочих дней , а сама лицензия вручается лицензиату или направляется ему заказным письмом с уведомлением в течение трех рабочих дней после этого решения. Возможно получение лицензии и в форме электронного документа, если было указано в заявлении.

В выдаче лицензии могут отказать, тогда в решении об этом должны быть указаны мотивы отказа со ссылками на нормативно-правовые акты или реквизиты акта проверки соискателя лицензии, если отказ был основан на несоответствии лицензионным требованиям.

Выдается лицензия по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 октября 2011 г. № 826. Если лицензия был испорчена или утеряна, то можно получить ее дубликат в порядке, предусмотренном статьей 17 закона № 99-ФЗ.

Действует лицензия на территории всей Российской федерации, но если лицензиат меняет регион деятельности, то должен сообщить об этом в лицензирующий орган того субъекта РФ (край, область, республика), где он собирается работать.

Как получить лицензию на алкоголь?

Розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво - это достаточно популярный вид деятельности наших пользователей, поэтому расскажем подробнее, как получить лицензию на алкоголь. Регулирует лицензирование этого вида деятельности специальный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года. Сначала внесем ясность в вопрос продажи пива (а также пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи).

Пиво является алкогольной продукцией, но его реализацию регулируют отдельные положения закона. На продажу пива не распространяются особые требования к розничной продаже и потреблению алкогольной продукции, указанных в статье 16 закона № 171-ФЗ, и для продажи пива не нужна лицензия .

С 2013 года продавать пиво можно лишь в стационарных объектах (магазинах), но к их площади нет определенных требований, как для реализации другой алкогольной продукции. В городских поселениях для продажи пива необходимо применять кассовый аппарат даже на режимах ЕНВД и ПСН. И еще одно отличие пива от другого алкоголя - его могут реализовывать не только организации, но и индивидуальные предприниматели.

Что касается алкоголя в целом, то получение лицензии на его производство и оборот кроме закона № 171-ФЗ регулирует еще и специальный Административный регламент. Документы для получения лицензии на производство алкоголя отличаются от тех, что подают на получение лицензий для других видов деятельности. В нашей статье мы рассмотрим лицензионные требования только к розничной продаже алкоголя , т.к. требования к его производству, хранению и оптовому обороту имеет смысл рассматривать отдельно.

Для получения лицензии соискатель должен:

  • быть юридическим лицом (ИП продавать алкоголь, кроме пива, не могут);
  • иметь в собственности или долгосрочной (от года) аренде стационарные торговые объекты и складские помещения;
  • общая площадь таких помещений для розничной продажи алкоголя должна быть не менее 50 кв. м в городских поселениях и не менее 25 кв. м в сельской местности;
  • при продаже алкоголя в городских поселениях лицензиат должен применять кассовый аппарат, даже если он является плательщиком ЕНВД;
  • иметь уставный капитал определенного размера (требование устанавливают региональные лицензирующие органы), но не более 1 млн. рублей.

Региональные лицензирующие органы могут устанавливать и другие дополнительные требования, поэтому прежде чем собирать необходимые документы и оплачивать госпошлину, обратитесь за подробной информацией в соответствующее окружное управление Росалкогольрегулирования. Их контакты, так же как и форму заявления на лицензию вы можете найти в Административном регламенте.

Переоформление, приостановление и возобновление действия лицензии

Если у лицензиата меняются данные, указанные в статье 18 закона № 99-ФЗ, надо обратиться в лицензирующий орган за переоформлением лицензии. Переоформление требуется в случаях:

  • реорганизации юридического лица;
  • изменения личных данных и места жительства ИП;
  • смене юридического адреса и наименовании организации;
  • изменения адреса, по которому осуществляется лицензируемый вид деятельности.

Порядок переоформления лицензии приводится в статье в статье 18 закона № 99-ФЗ, размер госпошлины составляет от 600 до 2600 рублей.

Лицензирующий орган не только выдает лицензии, но и следит за деятельностью лицензиата. Если в процессе плановой или внеплановой проверки обнаружатся нарушения лицензионных требований, то будет вынесено предписание об их устранении, а если это не произойдет в указанный срок, то деятельность лицензии может быть приостановлена (статья 20 закона № 99-ФЗ), На период приостановления вести лицензируемую деятельность запрещено.

После того, как требования лицензирующего органа выполнены, действие лицензии возобновляется. Сведения о приостановлении и возобновлении лицензий вносятся в специальный реестр.

Аннулирование и прекращение действия лицензии

В случае невыполнения требований, из-за которых было вынесено предписание или приостановлена деятельность лицензии, она должна быть аннулирована по иску лицензирующего органа. Действие лицензии прекращается в течение 10 рабочих дней после такого судебного решения.

Деятельность лицензии может быть прекращена и в добровольном порядке, если:

  • подано заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности;
  • прекращена деятельность физического лица в качестве ИП;
  • прекращена деятельность юридического лица (за исключением реорганизации).

При прекращении деятельности ИП или юрлица сообщать об этом в лицензирующий орган не надо, это сделает налоговая инспекция.

Ответственность за работу без лицензии

За нарушение законов о лицензировании предусмотрена административная ответственность:

  • за деятельность без лицензии по статье 14.1(2) КоАП РФ: штраф для организаций от 40 до 50 тысяч рублей, для ИП - от 4 до 5 тысяч рублей, при этом допускается конфискация продукции, орудий производства и сырья;
  • за деятельность с нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1(3) КоАП РФ: штраф для организаций от 30 до 40 тысяч рублей, для ИП - от 3 до 4 тысяч рублей;
  • за деятельность с грубым нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1(4) КоАП РФ: штраф для организаций от 40 до 50 тысяч рублей, для ИП - от 4 до 5 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • за деятельность без лицензии при производстве и реализации алкоголя по статье 14.1(17) КоАП РФ: от 200 до 300 тысяч рублей с возможностью конфискации продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота.

Если при этом деятельность без лицензии причинила крупный ущерб гражданам, организациям, государству или принесла доход в крупном размере (более 1,5 млн. рублей), то возможно привлечение и к уголовной ответственности по статье 171 УК РФ - штраф до 300 тысяч рублей или арест до шести месяцев.