Формы правления и государственного устройства. Формы государства

Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Выделяют три основных элемента в форме государства:

  • форму правления,
  • форму территориального (государственного) устройства

Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическуюи республиканскуюформы правления.

Монархия обладает следующими юридическими признаками :

1) это, как правило, единоличное правление ;

2) власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству ;

Выделяют две разновидности монархической формы правления : абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.

В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.

В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка.

В настоящее время ограниченная монархическая форма правления существует в Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная - в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др.

Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки :

1) высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок . Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.

2) должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий . Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д.

Республиканская форма правления также относится к одной из древних. Республики были и в рабовладельческом мире, при феодальном строе (аристократическая республика в Древнем Риме или демократическая в Древней Греции, Новгородская и Псковская республики в феодальной Руси).

Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную . Различие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства иего ответственности.Все другие признаки относятся к дополнительным.

В президентской республике глава государства самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент в президентской республике не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности перед парламентом. Кроме того, глава государства не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.

В парламентарной республике правительство формируетсяпарламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственностьза свою деятельность перед ним. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.

К числу президентских в настоящее время относятся США, Бразилия, Сирия, Мексика Франция и др. К парламентарным республикам - Италия, Турция, Финляндия и др.

В "чистом" виде президентские и парламентарные республики сегодня встречаются редко. Широко используются смешанные формы , например, полупрезидентские или полупарламентарные республики. В таких моделях либо ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента. Например, в президентской республике устанавливается ответственность некоторых министров перед парламентом (Уругвай, Колумбия и др.), а в парламентарных республиках ограничивается вотум недоверия, который вправе вынести парламент, в частности, путем установления повышенного кворума (например, ФРГ).

Понятие формы государственного устройства относится к характеристике территориальной организации государства.

Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности между центральными и местными органами.

Выделяют две основные формыгосударственного устройства: унитарнуюи федеративную.

Унитарное государство имеет следующие признаки :

1) полное территориальное единство государства . Это означает, что административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью;

2) для населения установлено единое гражданство , территориальные единицы не имеют собственного гражданства;

3) единая структура государственного аппарата на всей территории государства , единая судебная система;

4) единая система законодательства для всего государства;

5) одноканальная система налогов , т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.

Унитарное государство, как правило, отличается достаточно высокой степенью централизации. (Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).

Федерация - это сложное государство, состоящее из различных государственных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности. Для федерации характерны следующие признаки :

1) существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации;

2) возможность установления "двойного гражданства", т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;

3) две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;

4) субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;

5) двухканальная система налогов , что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.

В настоящее время в мире насчитывается более двух десятков федеративных государств. Они образованы по разным основаниям, имеют различное устройство, различную степень развития и др. (Российская Федерация, США, ФРГ, Индия, Бельгия, Австрия, Швейцария, Мексика, Канада и др.). Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.

По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия. Такого рода федерации оказались нежизнеспособными.

По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Иногда оба признака комбинируются. Например, федерация в Индия построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.

Иногда в качестве формы государственного устройства называют конфедерацию . Однако, строго говоря, она представляет собой не форму внутреннего устройства государства, а международно-правовое объединениесуверенных государств . В конфедерацию государства объединяются для решения общих задач (экономических, оборонительных и т.д.), но без создания единого государства . Члены конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права, сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство. В конфедерации создаются общие органы для совместного решения тех вопросов, ради которых объединились . Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств. Конфедерация может распасться, или, напротив, преобразоваться в единое государство, как правило, федерацию (Швейцария, США).

Третий элемент формы государства - политический (государственный) режим.

Политический (государственный) режим, - это совокупность приемов, способов и методов, с помощь которых осуществляется государственная власть.

Различают две основные разновидностиполитических режимов: демократические и недемократические . Каждая из этих разновидностей имеет свои подвиды.

К недемократическим режимам относят: деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский и авторитарный.

Деспотический режим предполагает полный произвол со стороны правителя в управлении государством и одновременно бесправие и безоговорочное подчинение подданных правителю.

Тиранический режим близок по своим признакам к деспотическому режиму и тоже основан на единоличном правлении и произволе по отношению к подвластным. Особенности этого режима в том, что он устанавливается чаще всего захватническим, насильственным путем.

Тоталитарный режим означает полноту власти государства, ее всеохватывающий, всеобъемлющий характер. Термин был использован для характеристики фашистского режима в Италии и национал-социалистического режима в Германии, он применялся для обозначения политического режима в СССР. Тоталитарный режим основывается на идее полного господства государства над личностью, над обществом, контроля государства за всеми сторонами жизни общества и отдельного человека. При тоталитарном режиме насаждаются идеи вождизма, культ личности руководителя государства. При этом режиме устанавливается государственный контроль за образованием, искусством, литературой, всей духовной жизнью, государство контролирует средства массовой информации. При таком режиме фактически отсутствует независимая судебная власть.

Фашистский режим является одной из разновидностей тоталитарного режима. Специфика его в том, что основывается на расистской идеологии, государство всеми средствами и методами обеспечивает юридическое и фактическое господство одной расы над другими. Это, обычно, сопровождается крайне агрессивной, воинственной внешней политикой.

Демократический политический режим. Демократия означает народовластие, поэтому основу любой разновидности демократического режима составляет прямое или косвенное участие народа в осуществлении государственной власти: народ избирает представительные (законодательные) органы власти, участвует в принятии государственных решений (например, путем референдума), а также контролирует в той или иной мере исполнительную власть.

Демократический режим . Для этого вида политических режимов характерно признание за гражданами широких прав и свобод, которые обеспечиваются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и конституцией данного государства. Государство исходит из того, что единственным источником власти является народ. Действует всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Признается и обеспечивается плюрализмво всех сферах общественной жизни: многообразие форм собственности, широкий спектр общественных объединений, многопартийность, мировоззренческая свобода, терпимость к различным взглядам, суждениям. В отношениях личности и государства приоритет имеют интересы личности.

ЛИТЕРАТУРА

Общая теория права. Под ред. проф. А. С. Пиголкина. М., 1996. Гл. 2, параграфы 1-4, с. 40-54.

Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 1994. Тема 5.1, с. 40-53.

Теория государства и права. Выпуск 1. Под редакцией Венгерова А. Б. М., 1993, с 22-48.

Теория государства иправа. Выпуск 1. Под ред. проф. Манова Г. Н. М., 1995, гл. 1, параграф 1-3, с. 1-12.

Хропанюк В. И. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 11, параграфы 2-3, с. 19-22.

Куббель Л.Е. Очерки потестарной и политической этнографии. М. 1988.

Формы государственного устройства

Определение . Форма государственного устройства – территориальная организация государственной власти.

Признаки государственного устройства . Государственное устройство отражает:

1. территориальную структуру государства (административно-территориальное деление);

2. распределение государственной власти между центральными и региональными (местными) органами государства и самоуправления.

Формы государственного устройства Общепризнанным является две формы государственного устройства

1. простые (унитарные) государства и

2. сложные государства.

Простое государство.

Унитарное государство – единое государство, части которого не обладают признаками государственности.

Особенности унитарного государства. Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:

1. единый властный «центр» – единая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд);

2. одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, единое гражданство;

3. единая денежная система, одноканальная система налогов;

4. территориальные элементы унитарного государства (области, округа и т. д.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют атрибутов государственности.

Из других особенностей унитарной формы называют: единое гражданство (Н.В. Назаренко); одинаковый юридический статус административно-территориальных единиц, равное положение по отношению к центральным органам, отсутствие самостоятельной политики в обособленных частях, невозможность выделиться в самостоятельные государства (С.А. Комаров).

Виды унитарного государственного устройства . По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть:

1. централизованным;

2. децентрализованным и

3. смешанным.

В централизованных унитарных государствах во главе местных органов государственной власти стоят назначаемые центром чиновники, которым подчиняются местные органы самоуправления. В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначаемыми представителями центральной власти.

В децентрализованных унитарных государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти.

Сложное государственное устройство . Сложные государства делятся на:

1. протектораты и

2. унии (Г.В. Назаренко).

Протекторат – международный договор, по которому одно государство обязуется оказывать покровительство другому, более слабому государству, осуществлять его представительство во внешних делах, обеспечивать вооруженную защиту, а иногда оказывать экономическую и культурную помощь (Л.И. Спиридонов).

Протекторат относится к числу разновидностей государственного устройства лишь по традиции, ибо после заключения международного договора о покровительстве нового (третьего) государства не появляется, и, следовательно, не возникает вопроса о его территориальной организации.

Унии . Унии разнообразны. К ним относятся:

Федерации – постоянные государственные образования;

Конфедерации – временные союзы суверенных государств;

Монархические унии – добровольные объединения двух государств под властью одного монархического;

Империи – сложные государства, созданные насильственным путем;

Фузии – воссоединение государств, образовавшихся в результате исторически закономерного слияния (новая Германия);

Инкорпорации – исторически не оправданное присоединение одного государства к другому (например, присоединение прибалтийских государств к СССР в 1940).

Федерация – это сложное союзное государство, части которого обладают признаками государственности.

Особенности федераций . Отличительными признаками федерации являются:

1. наличие двух систем законодательной, исполнительной и судебной власти;

2. разделение сфер полномочий федеральных органов и субъектов федерации;

3. определенная степень политической самостоятельности субъектов федерации;

4. двухканальная система налогов;

5. двойное гражданство.

Федерация – сложное государственное объединение, имеющее несколько уровней федерализации:

Собственно федерация;

Национально-государственные образования;

Автономно-государственные образования;

Территориальные образования.

В Латинской Америке выделяют следующие уровни федерализации: собственно федерация, субнациональный уровень, уровень штатов и уровень муниципии.

Виды федерации . Для классификации федераций обычно используют два критерия - полномочия их субъектов и принцип построения.

По полномочиям (правовому статусу) выделяют:

1. симметричные (одноуровневые) федерации - статус у всех субъектов равный, универсальный;

2. асимметричные (многоуровневые) федерации – субъекты федерации имеют различный правовой статус, особый характер взаимоотношений с федеральным центром.

Асимметричные федерации имеет три разновидности:

Федерации, которые имеют в составе своем не субъекты: федеральную территорию, федеральный округ, ассоциированные государства. Эти образование всегда имеет усеченные права;

Федерации, состоящие только из субъектов, но они не равны по правовому

статусу, субъекты разнопорядковые;

Федерации, состоящие из одно-порядковых субъектов, но имеющих некоторое неравенство, скрытую асимметрию, например, в представительстве в парламенте (Австрия, Германия, Швейцария) (В.Е. Чиркин).

По принципу образования различают:

1. национально-государственные федерации – они строятся с учетом национальных особенностей населения (Эфиопия, Бельгия, СССР);

2. административно-территориальные федерации – они строятся с учетом территориального построения (США, Бразилия, Мексика, Германия, Австрия).

Конфедерация – это объединение государств, созданное для решения каких-либо политических, военных, экономических, социальных задач.

Особенности конфедеративной формы. Конфедерация характеризуется тем, что:

1. образуется на основе договоров;

2. ее субъекты имеют право свободного выхода;

3. у нее отсутствует первичный суверенитет, он остается у субъектов;

4. органы конфедерации лишены властных полномочий, ее акты, как правило, не содержат норм прямого действия: адресованы не гражданам, а органам власти субъектов;

5. субъектам принадлежит право нуллификации, т.е. отказа в признании либо отказа в применении актов союзной власти;

6. бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов;

7. нет союзного гражданства (единого);

8. отсутствует единая денежная система (как правило);

9. воинские формирования сохраняют, как правило, двойное подчинение

Виды конфедераций . Разновидностями конфедераций являются:

1. межгосударственные союзы – классические конфедерации, образованные из независимых государств;

2. содружества – образованы из государств, которые обрели государственный суверенитет, но не в состоянии существовать самостоятельно в силу экономической связанности (например. СНГ);

3. сообщества государств – переходные формы государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договора.

В зависимости от правовых связей различают конфедерации:

1. международно-правовые – они выступают как одно целое только в международных отношениях. Государства ограничивают свои права только в международной сфере;

2. государственно-правовые – объединяющиеся государства организуют государственно-правовые отношения.

Политический режим

Определение . Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

Признаки политического режима . Политический режим представляет собой:

1. организационные средства достижения политической цели, задач государственной власти (убеждение, насилие, поощрение террор);

2. средства, которые обеспечиваются силой государства, государственным принуждением;

3. средства закрепления правового положения граждан и организаций.

Подходы к понятию политического режима . Политический режим имеет широкий и узкий подходы.

1. Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом;

2. узкий – делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций.

Виды политических режимов . Обычно выделяют два вида политических режимов:

1. демократические и

2. недемократические (антидемократические) режимы.

Профессор А.И. Коваленко дает несколько иную классификацию Он выделяет

1. демократический режим и

2. террористический, который в свою очередь имеет три разновидности:

Фашистский – он характеризуется как национально-догматический;

Тоталитарный – как казарменный;

Наиболее развернутую классификацию политических режимов дает Г.В. Назаренко. Он называет семь видов:

Деспотический режим - он предполагает полный произвол монарха;

Тиранический режим - он основан на узурпации власти тираном;

Тоталитарный - основан на всевластии государства, на полном контроле над обществом;

Фашистский режим - его идеологией является крайний шовинизм;

Либерально-демократический - предполагает осуществление власти наиболее гуманными и демократическими методами;

Собственно-демократический режим, провозглашающий и гарантирующий народовластие.

С.А. Денисов выделяет еще один вид политического режима – состояние хаоса. Режим отличается слабостью государственной власти, неспособной запретить свободы гражданам своей страны (поэтому создается впечатление демократии), ни пресечь произвол одних в отношении других. Существующие свободы используются одной группой граждан (более сильной) в ущерб другим. Идет война всех против всех. Например: режим в России в период после 1917 года.

Глава I.
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО

§ 4. Формы государства

В современном мире насчитывается свыше двухсот государств. Все они, как известно, имеют общие признаки и единую сущность. Вместе с тем государства непохожи друг на друга. Наблюдается значительное разнообразие их форм. Что же такое форма государства?

ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Форма государства - это порядок образования и структура органов государственной власти, а также методы её осуществления.

Элементами формы государства являются форма правления, форма государственного устройства, форма государственного (политического) режима, что отражено в следующей схеме:

Изучение составных элементов формы государства позволяет ответить на вопросы, как создаются и взаимодействуют высшие органы государства, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, какими методами она осуществляется и др. Форма правления характеризует организацию верховной государственной власти, источники её образования и принципы взаимоотношений высших органов между собой и населением. раскрывает территориальную структуру государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. Форма государственного (политического) режима объясняет способы осуществления государственной власти в обществе, его правовое состояние и уровень политической свободы в нём.

Три элемента в сочетании придают государствам неповторимое своеобразие. Вместе с тем каждый из элементов в отдельности является основанием для объединения государств по группам: формам правления, формам государственного устройства, формам государственного (политического) режима. Рассмотрим подробнее эти формы.

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

Форма правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию высших органов государственной власти, а именно порядок их образования, взаимоотношения между собой и населением.

По форме правления государства подразделяются на монархии и республики.

К признакам монархии (от греч. monarchia - единовластие) относятся: передача власти, как правило, по наследству; её бессрочность (пожизненность); независимость от населения.

Монархии бывают неограниченными (абсолютными) и ограниченными (конституционными).

В абсолютных монархиях (Саудовская Аравия, Бруней, Оман) отсутствуют представительные учреждения народа (парламенты). Единственным носителем суверенитета государства является монарх. Он соединяет в одном лице главу государства и правительства, главнокомандующего вооружёнными силами, верховного судью, а в странах ислама - и духовного главу мусульман. Поэтому эти страны нередко именуются теократическими (от греч. theos - бог + kratos - власть) монархиями.

Иногда абсолютные монархии приобретают несвойственные им черты и становятся в этой связи нетипичными . Например, в Объединённых Арабских Эмиратах вся полнота власти принадлежит коллективу монархов в лице Высшего Совета семи эмиратов. Он избирает главу государства, как правило правителя эмирата, занимающего самую обширную территорию страны. Таким образом, данной монархии присущ республиканский признак - систематическая выборность главы государства.

В конституционных монархиях власть главы государства ограничивается (на основе конституции или других правовых актов конституционного значения) представительными органами.

Имеются две разновидности конституционных монархий - дуалистическая (неразвитая, переходная) и парламентская.

Дуалистическая монархия (Иордания, Таиланд, Непал) характеризуется тем, что в ней существует формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Однако парламент фактически подчинён монарху, так как монарх наделён правом вето и правом роспуска парламента.

В парламентской монархии (Англия, Бельгия, Норвегия, Швеция и др.) значительна роль парламента. Ему принадлежит законодательная власть и подчиняется правительство, которое образуется из представителей партий, получивших большинство в парламенте. Он регулирует также личную жизнь монарха - брак, денежное содержание, дворцовую службу. Правовое положение монарха ограничено. Так, издаваемые им указы и распоряжения приобретают силу закона только после подтверждения правительством. Монарх «царствует, но не правит», выполняя в основном представительские функции. Вместе с тем он является неподкупным арбитром в разрешении политических споров, так как не принадлежит ни к одной из партий и стоит над политическими страстями. А главное, монарх всегда выступает символом единства народа и страны. Поэтому монархию нельзя рассматривать как пережиток прошлого. Она, отмечал русский философ И.А. Ильин, - «органическая форма правления, требующая религиозных начал и особой общественно-психологической атмосферы».

Республика (от лат. respublika - общественное дело) основана на принципах выборности органов государственной власти и высших должностных лиц, ограниченности срока пребывания у власти, зависимости от воли избирателей и ответственности за ошибки в своей политической деятельности (возможны: роспуск парламента, отставка правительства и т. п.).

Различают два основных вида республики: президентскую и парламентскую. И в той и в другой имеются выборные законодательные органы - парламенты. И в президентской, и в парламентской республике есть президенты. Однако в президентской республике президент избирается отдельно от парламента и является полномочным главой государства, а в парламентской президента избирает сам парламент, и он, как и в парламентской монархии, выполняет в основном церемониально-протокольные функции. Главное же различие между президентской и парламентской формами состоит в порядке формирования правительства и его ответственности.

В президентской республике (например, США) президент обладает правом назначения правительства и нередко возглавляет его, совмещая две должности: главы государства и главы исполнительной власти. Правительство подотчётно президенту. Президент и парламент независимы, так как ни один из этих институтов не обладает правом отстранения от власти другого.

В парламентской республике (Италия, ФРГ, Финляндия и др.) правительство во главе с премьер-министром формируется парламентом и несёт перед ним ответственность, т. е. парламент может вынести правительству вотум недоверия.

Помимо описанных форм, имеются смешанные формы республики, сочетающие элементы как президентской, так и парламентской модели (Франция).

Россия по формальным признакам относится к смешанному, президентско-парламентскому виду республики. В ней присутствуют элементы парламентской республики (обязательное согласие нижней палаты парламента - Государственной Думы на назначение Президентом РФ главы Правительства, возможность вотума недоверия Правительству и др.), а также элементы республики президентской (назначение министров по усмотрению Президента, непосредственное подчинение ему силовых структур, некоторых министерств, служб и агентств и т. д.). Однако на практике в соответствии с реально сложившимися полномочиями и взаимоотношениями органов государства Россия является президентской республикой. В научной литературе её иногда именуют суперпрезидентской или неопрезидентской.

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

Форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между его составными частями, центральными (высшими) и местными органами.

По этой форме государства подразделяются на унитарные и федеративные.

Унитарное государство (от лат. unitas - единство) представляет собой такую территориальную организацию, при которой большинство её частей (административно-территориальных единиц) не имеет каких-либо суверенных прав. Административно-территориальные единицы (районы, области, кантоны и пр.) занимают равное положение по отношению к центральным органам и подчиняются им. Как правило, в унитарных государствах действует только одна конституция, одна система высших органов власти (представительной, исполнительной, судебной), единое гражданство, единая налоговая и финансовая системы.

Иногда в составе унитарного государства допускается автономия отдельных частей, поэтому такие государства называются усложнёнными унитарными . К ним, например, относится Испания, в которой несколько провинций получили автономию, в том числе исторические области: Страна Басков и Каталония.

Федерация (от лат. foederatio - союз, объединение) - это децентрализованное государство, в котором разграничивается компетенция между центральными (федеральными) органами власти и органами его составных частей (субъектов).

Объединяющими началами федерации выступают единое социально-экономическое пространство, единая денежная система, единое гражданство, федеральная конституция и законы, федеральные органы власти. Но наряду с этим имеются высшие органы власти и в субъектах федерации (штатах, землях, республиках). В каждом из субъектов может быть также своя конституция, законодательство, своё гражданство, судебная и налоговая системы.

Между федерацией и её субъектами устанавливаются отношения, при которых действует принцип верховенства федеральной конституции и других федеральных законов. Так, конституции федеративных государств не признают за субъектами федерации права выхода из неё. В случае нарушения этой юридической нормы центральная власть имеет право на принудительные меры по отношению к субъекту федерации. Из курса истории вы знаете, что попытки отделения приводили обычно к глубоким затяжным кризисам и не имели, за редким исключением, успеха. Ярким примером является Гражданская война в США. В этом же убеждают и многие современные события.

Общефедеральным органам принадлежат полномочия и в области внешней политики, и в решении основных вопросов внутренней политики. Таким образом, при федеративной форме государственного устройства государственные образования внутри федерации хотя и обладают юридически определённой политической самостоятельностью, но не являются суверенными государствами. Суверенитет принадлежит единому федеративному государству. Интересы субъектов реализуются посредством представительства в верхней палате общефедерального парламента. Так, в России эту функцию выполняет Совет Федерации, в США - Сенат, в Германии - Бундесрат. Подчеркнём, что двухпалатная структура парламента является обязательным элементом федерации.

Однако правовой статус субъектов в разных федеративных государствах различен . По этому признаку выделяют федерации симметричные и асимметричные . К первой группе относятся те, в которых субъекты имеют равные права и равное представительство в общефедеральном органе власти. Вторую группу составляют федерации, в которых существует неравенство субъектов либо в правах, либо в представительстве. Большинство федераций, в том числе и Россия, относятся к асимметричному типу.

Федерации отличаются также по принципам построения . Так, Австралия, ФРГ, США строятся по территориальному принципу . Федерация в этих странах стала формой преодоления политической раздробленности и не служила средством регулирования межнациональных отношений. Многонациональные федеративные государства, например Индия, имеют национальный принцип построения . Некоторые учёные называют и третий, смешанный, национально-территориальный принцип , который характерен, в частности, для Российской Федерации.

Все описанные формы государства создаются на основе конституции и иных законов, которые характеризуют способы организации государственной власти.

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО (ПОЛИТИЧЕСКОГО) РЕЖИМА

Из курсов истории и обществознания основной школы вы знакомы с понятием «политический режим» и его типами. В дальнейшем это понятие будет подробно изучаться на уроках курса обществознания. Подчеркнём, что государственный режим является составной частью политического режима и рассматривается нами в юридическом аспекте. С этой точки зрения под государственным (политическим) режимом понимается форма государства, характеризующая реальный правовой порядок функционирования государства, способы осуществления государственной власти.

В правоведении наиболее распространена классификация государственных режимов на режимы демократические и антидемократические (авторитарные и тоталитарные; иногда учёные рассматривают тоталитаризм как крайнюю форму авторитаризма).

Демократический государственный режим (от греч. demos - народ + kratos - власть) характеризуется реальным разделением государственных властей. Органы законодательной власти и высшие должностные лица избираются народом и ответственны перед народом. Выборы являются периодическими, что позволяет обновлять властные структуры. Они осуществляются на альтернативной основе, обеспечивают свободное волеизъявление граждан.

Демократическое государство признаёт, охраняет, защищает естественные и неотчуждаемые права человека. Здесь создаются правовые законы, утверждаются принципы верховенства права и независимости правосудия. Правовое регулирование общественных отношений осуществляется согласно принципу «разрешено всё, что не запрещено законом». Действуют принципы многопартийности и идеологического многообразия. Граждане, реализуя свои политические права, могут влиять на государственную власть через своих представителей в выборных государственных органах, а также непосредственно (выборы, референдумы, петиции, обсуждения законопроектов и пр.).

В государственном управлении метод убеждения превалирует над методом принуждения. Социально-политические противоречия и конфликты разрешаются прежде всего на правовой основе, путём согласования интересов, поиска компромисса и достижения консенсуса (от лат. consensus - согласие). Силовые структуры (вооружённые силы, полиция, органы безопасности и т. п.) находятся под контролем общества, используются только по назначению, их деятельность регламентируется законами.

Подчеркнём, что при неблагоприятных обстоятельствах демократический государственный режим может переродиться в анархический или охлократический режим.

Анархический режим (от греч. anarchia - безвластие) характеризуется разрушением суверенной публичной власти, распадом единой системы правового регулирования, раздроблением властных структур и их взаимной конфронтацией с применением неправовых мер принуждения.

Охлократический режим (от греч. ochlos - толпа, чернь + kratos - власть) возникает в случае прихода к власти лиц, выступающих от имени политически активной толпы (массы людей, движимых эмоциями), и характеризуется поддержкой люмпенизированных слоёв общества, беспринципной демагогией и политической безответственностью.

Рассмотрим антидемократические государственные режимы.

При авторитарном режиме (от лат. auctoritas - власть, влияние) формально может провозглашаться принцип разделения государственных властей. Фактически же господствующее положение приобретает исполнительная власть, которая сосредоточивается в руках одного лица (монарха, премьер-министра, президента) или группы лиц. Роль парламента и других органов незначительна. Распространяется практика создания неправовых законов, нарушения действующего законодательства представителями власти. Значительно ограничиваются или ликвидируются права и свободы граждан. Выборы и референдумы проводятся под контролем правительства и нередко приобретают формальный характер. Действует, как правило, частичная цензура средств массовой информации, отсутствуют легальные оппозиционные политические партии или власть чинит им препятствия. Реакция граждан на решения и действия властей не учитывается (блокируется) государством. Основными методами государственного управления становятся команды и приказы, могут широко использоваться также силовые методы. Таким образом, при авторитаризме наблюдается возвышение государственной власти над обществом, правом, законом.

Известны менее жёсткие и более жёсткие авторитарные режимы. Например, авторитарный режим Пиночета в Чили был жёстким режимом. Он сопровождался грубыми нарушениями прав человека, применением насилия. Авторитарный режим де Голля во Франции периода Пятой республики являлся менее жёстким, так как для него характерны командные, но не силовые методы.

В зависимости от целей и задач авторитарный режим может быть конструктивным и деструктивным . Конструктивный авторитаризм преследует цели проведения общественно необходимых реформ и стабилизации общества, когда их осуществление обычными методами невозможно в силу каких-либо чрезвычайных обстоятельств (последствия гражданской войны, революции, экономической депрессии). Деструктивный авторитаризм не преследует общественно значимых целей и стремится укрепить собственную власть, которая, как правило, имеет личный или клановый характер.

Тоталитарный режим (от лат. totalis - весь, полный, целый) представляет собой безраздельное господство бюрократии (номенклатуры, партократии), возглавляемой лидером, действия которого не опираются на законы. По своей сути это режим деспотический, хотя подчас он и стремится имитировать демократию. При таком режиме отсутствует реальное разделение властей. Законы являются средством подчинения людей государственной воле. Действует принцип регулирования общественных отношений «запрещено всё, кроме официально разрешённого». Права и свободы человека нарушаются. Выборы превращаются в фикцию. Человек полностью отчуждён от власти и политики. Господствует единая общеобязательная идеология, выразителем которой выступает, как правило, одна политическая партия. Правосудие становится элементом мощной карательной системы, которая обеспечивает тотальный контроль за жизнью общества, каждого человека. В качестве основного метода государственного властвования применяется насилие, массовые репрессии, нагнетающие атмосферу страха.

В заключение подчеркнём, что проблема формы государства имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. От того, как организована и реализуется государственная власть, зависит её эффективность, стабильность и развитие общества, а значит, и жизнь каждого из нас.

1) Что представляет собой форма государства? 2) Какие формы правления вам известны? 3) Чем отличается унитарное государство от государства федеративного? 4) Каковы признаки демократии? 5) В чём сходство и различия тоталитарного и авторитарного государственных режимов?

1. Изобразите в тетради в виде схемы существующие формы правления.

2. Иногда в качестве формы государственного устройства называют конфедерацию. Она может быть постоянным или временным союзом суверенных государств, созданным для обеспечения их общих целей. Члены конфедерации сохраняют самостоятельность (своё гражданство, систему государственных органов, конституцию, законодательство) и делегируют центру строго ограниченный круг полномочий. Конфедеративный договор может быть расторгнут каждым из его участников в одностороннем порядке. Является ли конфедерация формой государственного устройства или она относится к международно-правовому объединению государств? Аргументируйте свой ответ.

3. В Италии ряд областей, отличающихся самобытной исторической и культурной традицией, в прошлом самостоятельные государства, обладают правами самоуправления, близкими к правам субъектов федерации. В то же время в Индии штаты не имеют собственных конституций, гражданства, судебной системы, а их границы могут быть изменены федеральным парламентом без согласия штатов. Сделайте возможные выводы из приведённых фактов.

«Нелеп и опасен такой порядок, при котором народу недоступно право».

И. А. Ильин (1882-1954), русский философ

«Никогда все акты государственного властвования не могут быть сведены к простому исполнению существующих законов».

Н.М. Коркунов (1853-1904), русский учёный-правовед


Форма государственного устройства - это политико-территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между центральными и местными властями.
Решать абсолютно все задачи, стоящие перед государством, из центра нецелесообразно, а во многих случаях и невозможно. Поэтому территория государства после определенного порога численности населения и размеров территории делится на части, каждая из которых имеет свои органы власти и управления. Характер взаимоотношений между центральными и местными органами и составляет проблему государственного устройства.
Она возникла после того, как увеличившиеся размеры территории государства, далеко вышедшей за рамки города с окрестностями, потребовали создания специальных органов и учреждений для управления периферией.
В период абсолютизма центральная власть в лице монарха определяла административно-территориальное деление страны - систему единиц, на ко-торые делилась ее территория и в которых действовали назначенные из цен-тра должностные лица или органы власти. Деление в большинстве случаев не было чисто искусственным, не определялось произвольно проведенными на карте линиями. Обычно оно строилось с учетом фактического расселения людей, реальных связей между поселениями. Учитывались при этом и адми-нистративные задачи - интересы обороны, полицейского контроля, удобство сбора налогов и т. д. В более крупных государствах административно- территориальное деление становилось ступенчатым: мелкие единицы, сохра-няя свою обособленность, включались в крупные. Объединение мелких фео-дальных государств приводило к тому, что прежние государства превраща-лись в территориальные единицы нового крупного государства, носящие ис-торический характер. В дальнейшем многие из них перестали быть государ-ственными единицами, как, скажем, Пьемонт в Италии, Валахия в Румынии, Уэльс в Великобритании, тогда как другие сохранили определенные государ-ственные признаки (например, Бавария в Германии, Сицилия в Италии) (см.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 2. С. 353- 354).
Возможны различные варианты взаимоотношений между центральными и местными властями. По форме государственного устройства различают унитарные и федеративные государства. Кроме того, в теории государства и права традиционно определенное внимание уделяется различным видам объединений государств: конфедерациям, содружествам, сообществам и т. п.
Унитарным(unus (лат.) - один) является единое государство, части которого не обладают признаками государственности. К унитарным государствам относится, например, Республика Беларусь, что закреплено в части I статьи I Конституции РБ: «Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство».
Унитарное государство делится на административно-территориальные единицы. Они не обладают политической самостоятельностью, хотя в эконо-мической, социальной, культурной сферах могут наделяться значительной компетенцией для управления соответствующей территорией с учетом ее осо-бенностей. Как правило, административно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус, равное положение по отношению к госу-дарству в целом (это симметричные унитарные государства). Если же на той или иной территории существуют достаточно яркие национальные, истори-ческие, культурные или иные особенности, которые обуславливают специфи-ческие подходы к управлению данной территорией, может иметь место поли-тическая или административная автономия (это асимметричные унитарные государства). Права у органов административной автономии несколько шире, чем у органов обычных административно-территориальных единиц, но границы самостоятельности автономий устанавливают высшие органы государства. Административно-территориальное деление может быть двух-, трех- или четырехзвенным. Его не имеют вообще только некоторые крайне малые государства.
Унитарное государство характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Компетенция высших органов ни юридически, ни фактически не ограничена компетенцией местных органов. В зависимости от административно-территориального деления государства действует один уровень высших органов государства и один или несколько уровней местных органов.
В унитарном государстве существует единое гражданство, административно-территориальные единицы собственного гражданства не имеют. Есть одна конституция, единое законодательство; нормотворческая деятельность местных органов носит подчиненный, подзаконный характер.
Унитарные государства можно разделить на децентрализованные, отно-сительно децентрализованные и централизованные с точки зрения соотноше-ния компетенции высших и местных органов, участия первых в формирова-нии вторых. Здесь прослеживается связь с различными моделями организа-ции местного самоуправления.
Федерация (foedus (лат.) - союз) - сложное союзное государство, части которого обладают признаками государственности.
Федерации могут быть образованы или в результате договора (иногда он заключается в письменной форме) между ранее независимыми государствами, или путем присоединения к государству территорий с сохранением их определенной государственной самостоятельности, или вследствие развития стремлений к обретению государственности в административно-территориальных или автономных единицах унитарных государств.
В мире сейчас насчитывается около двадцати федераций. Это в большинстве своем достаточно крупные государства, расположенные на всех материках - Австрия, ФРГ, Россия, Индия, Малайзия, Нигерия, Танзания, США, Канада, Мексика, Аргентина, Бразилия, Австралия и т. д. После второй мировой войны число федераций значительно возросло. В последние десятилетия наблюдаются процессы как ликвидации (стали унитарными государствами Индонезия, Ливия, Уганда; распались СССР, ЧССР), так и возникновения (Бельгия - 1993 г., Эфиопия - 1994 г.) федеративных государств.
Субъекты, т. е. составные части федерации, в большей или меньшей степени обладают признаками самостоятельных государств, одновременно и федерация - единое суверенное государство. В связи с этим при конструиро- вании и теоретическом осмыслении различных моделей федеративных государств возникает немало практических и теоретических проблем.
В некоторых федеративных государствах составляющие их государственные образования имеют свои конституции (США, Мексика, ФРГ, СССР) и свое гражданство (США, СССР, т. е. здесь двойное гражданство). В отдельных федерациях эти признаки самостоятельной государственности у субъектов федераций отсутствуют (Индия, Нигерия, Пакистан). Существуют также проблемы соотношения федерального законодательства и законодательства субъектов федераций.
Основная отличительная особенность построения государственного ап-парата в федеративных государствах - наличие двух уровней высших госу-дарственных органов - федерации в целом и субъектов федерации. Союзный парламент, как правило, двухпалатный, обычно здесь принята следующая модель: верхняя палата отражает интересы субъектов федерации, от каждого субъекта федерации в нее входит равное количество депутатов вне зависимо-сти от численности населения; нижняя палата избирается всем населением федерации.
Охраной внешних границ федерации занимаются федеральные погранвойска, обороной федеративного государства- федеральные вооруженные силы.
В случае отсутствия согласия по каким-либо вопросам между центральной властью и органами политико-территориальных единиц чрезвычайно остро встает проблема суверенности федеративных государств и субъектов федераций. Суверенность власти, по определению, означает ее верховенство и независимость на какой-либо территории, а в принципе - неограниченность и неделимость. Если мы называем государствами и федерацию, и субъекта федерации, получается, что на одной и той же территории будут действовать две суверенные организации власти, а это уже нонсенс. Можно ли в этом случае вообще говорить о двух суверенных государствах или только об одном суверенном государстве? Но тогда что первично: суверенитет субъекта федерации или суверенитет федерации в целом? Если признать, что первичен суверенитет федерации и что окончательное разрешение любого вопроса зависит от федеральных органов, то в этом случае не имеют большого смысла все претензии субъектов федерации на самостоятельную государственность. Если же отдать первенство суверенитету субъектов федераций, то это в ко-нечном счете подорвет целостность федерации как единого государства. Из-вестно высказывание французского государствоведа начала XX века А. Эсме- на относительно того, что федеративное государство разбивает суверенитет.
Интерес к этой непростой проблеме обострился в конце 80-х - начале 90-х годов, когда начались процессы, которые привели к распаду СССР и об- разованию СНГ. Отечественные ученые пытались разрешить эту проблему самыми разнообразными способами. Утверждалось, что полным суверенитетом наделена только федерация. Суверенитет субъектов федерации ограничен (прежде всего суверенитетом федерации), и поэтому субъекты федерации не являются государствами в собственном смысле слова. Теоретически допускали суверенитет субъекта федерации, но только если за ним признается право на одностороннее решение о выходе из федерации. Кстати говоря, большинство зарубежных конституций не называют субъекты федераций суверенными.
Известна и противоположная точка зрения, которая состоит в абсолютизации суверенитета субъектов федераций.
Одной из теоретических проблем явилась необходимость различать по-нятия «суверенитет» и «компетенция». Суверенитет - это качество, свойство государства, он не может быть ограниченным. Ограниченной может быть только компетенция (количественный показатель), но это не исключает суве-ренности государства. С другой стороны, суверенитет предполагает прежде всего неподчиненность власти. Поэтому получили распространение идеи так называемого кооперативного федерализма, согласно которым являются го-сударствами и суверенны и федерация в целом, и субъект федерации, по-скольку отношения между ними строятся на принципах кооперации, сотруд-ничества, согласования интересов, они не основаны на подчинении одного государства другому.
Заслуживает внимания концепция ограниченного, «разделенного» суверенитета. Суверенитет федерации в целом и субъекта федерации взаимно ограничивают друг друга, отношения между ними строятся на основе принципа «трех сфер полномочий». В соответствии с этим принципом существуют исключительные полномочия федерации, совместные полномочия федерации и субъектов федерации и полномочия субъектов федерации. В рамках своих полномочий федерация и субъекты федерации являются суверенными. Рассмотрим принцип «трех сфер полномочий», обратясь к Конституции Российской Федерации 1993 года (подробнее об этом см., например: Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1994. С. 224-237).
Исключительные полномочия федерации составляет круг вопросов, которым занимаются только федеральные органы. Как правило, к таким вопросам относится лишь то, что необходимо и достаточно для установления и защиты суверенной государственной власти федерации, для защиты прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал.
В соответствии со статьей 71 Конституции РФ 1993 года в ведении Российской Федерации находятся: регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социаль- ного, культурного и национального развития Российской Федерации; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; определение статуса и защита государственной границы; судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет и некоторые другие вопросы (подробнее см. текст соответствующей статьи).
Совместные полномочия федерации и субъектов федерации. Здесь одними и теми же проблемами занимаются и федеральные органы, и органы субъектов федерации. Это, как правило, те проблемы, которые в полной мере не могут быть разрешены отдельно ни федерацией, ни ее субъектами. Здесь выработаны соответствующие юридические процедуры сотрудничества, принятия совместных решений.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа) находятся: обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления и некоторые другие вопросы (подробнее см. текст соответствующей статьи).
Полномочия субъектов федерации. Это полномочия, необходимые для решения разнообразных проблем местного значения.
В соответствии со статьей 73 Конституции РФ 1993 года вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Отдельный вопрос - обладают ли субъекты федерации правом сецессии, т. е. правом свободного выхода из федерации? Современные зарубежные конституции не предусматривают такого права. Более того, в федеративных государствах оно рассматривается даже в негативном плане - как подрыв це-лостности суверенного государства. В конституционном законодательстве многих федеративных государств установлены гарантии их целостности, а попытки выхода из состава федерации подавлялись преимущественно воо-руженным путем (в США в 1861-1865 гг., в Мексике в 30-х гг. XX в., в Нигерии в 70-х гг.). Известны и успешные (хотя и незаконные) попытки сецессии - в 1965 году отделился Сингапур от Малайзии, в 1971 году на территориях, принадлежавших Пакистану, образовалось государство Бангладеш. В Конституциях СССР 1924, 1936 и 1977 годов было закреплено право выхода союзных республик из состава СССР, что было связано с содержащимся в работах В.И. Ленина обоснованием права наций на самоопределение вплоть до отделения. До начала 90-х годов оно не использовалось, однако во време-на «перестройки» выступало в качестве формально-юридического основания сепаратистских претензий: в 1991 году Латвия, Литва и Эстония вышли из состава СССР.
Федеративная форма государственного устройства крайне разнообразна. По-разному могут называться и федерации: Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Германия, Российская Федерация, Швейцарская Конфедерация, Союз Советских Социалистических Республик, Объединенная Республика Танзания, Королевство Бельгия и т. д.; и субъекты федераций- штаты, кантоны, провинции, земли, республики и т. д. Различно и количество субъектов федераций: 50 в США, 25 в Индии, 16 в ФРГ, 10 в Канаде, 3 в Бельгии.
В зависимости от принципа образования существуют национально- государственные федерации (которые строятся с учетом национальных осо-бенностей населения, но их относительно немного, это Эфиопия, Бельгия, СССР) и административно-территориальные федерации (это США, Брази-лия, Мексика, Австралия, Германия, Австрия). Ни первый, ни второй прин-ципы образования федераций нельзя абсолютизировать, каждый из них имеет свои плюсы и минусы, каждый может быть применен с учетом конкретной ситуации (подробнее см.: Сравнительное конституционное право. С. 481-483).
Федерации, состоящие из обладающих одинаковыми полномочиями субъектов, называют симметричными (СССР). В случае различия правового статуса составных частей это асимметричная федерация (Россия). Абсолютно симметричных федераций, даже при одинаковом названии их субъектов, в настоящее время не существует, поскольку и в этом случае имеются особенности в правовом положении составных частей сложного государства. Можно говорить лишь о наличии относительно симметричных федераций.
Возможны различные варианты взаимоотношения между центральной федеральной властью и органами субъектов федерации. По этому критерию различают относительно централизованные федеративные государства со значительными полномочиями федеральных органов, они приближаются к унитарным государствам (СССР); и относительно децентрализованные федеративные государства - со значительными полномочиями субъектов федерации.
Какая форма государственного устройства самая лучшая? Как правило, так вопрос вообще не ставился. На решение проблемы унитарного или феде-ративного устройства государства очень часто влияние оказывала не столько целесообразность, сколько нерациональные факторы - сложившиеся исторические условия, политическое заимствование, подражание, колониальное воздействие и т. п.
Существует ряд теоретических обоснований федерализма как предпочтительной системы организации управления. Так, концепция дуалистического федерализма, развившаяся на раннем его этапе и нашедшая известное отражение в Конституции США 1787 года, заключалась в идее равновесия между федерацией и ее субъектами, которые имеют каждый свою компетенцию и не вмешиваются в дела друг друга. Это, разумеется, было идеалистическое представление, от которого реальная жизнь изначально отличалась довольно сильно. Позднее была разработана концепция кооперативного федерализма, которая основана на идее взаимного дополнения центра и субъектов федерации, их взаимовыгодного сотрудничества. На этой идее базируется ряд современных федеративных конституций, в частности, германский Основной закон (см.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 2. С. 366). Иногда в литературе высказывается точка зрения, согласно которой наряду с унитаризмом и федерацией существует и третья форма территориально-политического устройства - так называемое «регионалистское государство». К нему относят гибридные формы, занимающие промежуточное положение между автономией и субъектом федерации, которые существуют, к примеру, в Италии, Испании, Шри-Ланке (см.: Сравнительно конституционное право. С. 481).
Проблемы политико-территориального устройства чрезвычайно сложны, они далеко не исчерпываются материалом данного параграфа.
Заметим, что в последние годы в литературе само понятие «форма госу-дарственного устройства» подвергается критике, и уже наметилась тенденция к исключению его из научного оборота. Термин «государственное устройст-во» кроме употребления в узком специально-юридическом смысле (см. опре-деление) может использоваться и более широко - как характеристика в целом государственного строя страны. Именно это обстоятельство и предопределя-ет его не вполне удачное применение в узком смысле. Взамен предложены понятия «территориальная организация публичной власти», «территориаль-но-политическая организация государства», однако отмечается, что для обо-значения системы взаимоотношений между центральной государственной властью и действующими в территориальных составных частях органами публичной власти полностью адекватный обобщающий термин еще не най-ден (см.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 2. С. 352-353; Сравнительно конституционное право. С. 468-469).
Теория государства и права обычно обращается к теоретическим основам не только унитаризма и федерализма, но и объединений государств. Прежде всего рассмотрению подлежат конфедерации.
Конфедерация - (в переводе с латинского означает «сообщество») - объединение государств для решения каких-либо политических, военных, экономических, социальных задач.
Классический пример конфедеративного союза - Соединенные Штаты Америки с 1781 до 1787 года (а фактически - до 1791, когда вступили в силу первые 10 поправок к Конституции США). Конфедерацию в первой половине XIX века - с 1815 по 1848 год - образовывали швейцарские кантоны (в этой связи отметим, что официальное название этого государства - Швейцарская Конфедерация - не отражает его федеративного устройства и носит истори-ческий характер). С 1958 по 1961 год существовала Объединенная Арабская Республика - конфедерация Египта и Сирии; а в 80-е годы - конфедерация Гамбии и Сенегала.
Субъекты конфедерации сохраняют суверенитет практически в полном объеме. Они продолжают иметь собственные государственные органы, гражданство, территорию, свою конституцию и законодательство, свои источники дохода; самостоятельно осуществляют власть на своей территории. Некоторое ограничение суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые повлекли добровольное объединение данных государств.
Конфедерация создается, как правило, на договорной, добровольной основе для решения определенных задач (политических, военных, экономических, социальных и т. д.). Юридическое оформление конфедеративного союза происходит путем заключения договора: так, образование союза между 13 американскими штатами провозгласили «Статьи конфедерации» 1781 года.
Иногда конфедерации называют государственными образованиями, но это не вполне точный термин: следует четко определить, являются они государствами или нет. Конфедерация не обладает признаками государства, это не государство, а союз государств. Для достижения поставленных целей в конфедерации создаются необходимые органы управления, которые могут издавать нормативные акты, принимать управленческие решения. Однако в предмет ведения конфедерации входит ограниченный круг вопросов. Образуются только те органы, которые необходимы для решения задач, стоящих перед конфедерацией. Органы конфедерации формируются, как правило, высшими органами государств, входящих в конфедерацию.
Есть особенности и в процедуре принятия актов конфедерации, которые выражаются прежде всего в достаточно широких полномочиях у представителей субъектов конфедерации.
В конфедерациях нет единого конфедеративного гражданства. Нет и единой территории конфедерации: есть только территории субъектов конфедерации, они сами ее и охраняют. Оборона конфедерации (если это еще и военный союз) осуществляется союзной армией, но последняя состоит из воинских формирований субъектов конфедерации.
Конфедерации не обладают суверенитетом. У органов конфедерации есть полномочия в определенных сферах, но они настолько ограничены, что ни о какой суверенности не может быть и речи.
В конфедерациях нет конституции и законодательства: есть только договор о создании конфедерации, подписанный представителями всех субъектов конфедерации. Органам конфедерации предоставляется право издания нормативных документов, но они носят рекомендательный характер или же для вступления в юридическую силу должны быть одобрены высшими орга-нами субъектов конфедерации.
Конфедеративные налоги не устанавливаются, как правило, нет и общей конфедеративной собственности. Финансовые средства, необходимые для решения стоящих перед конфедерацией задач, объединяются по соглашению субъектов конфедерации. Органы конфедерации находятся на территории одного из субъектов конфедерации, который обеспечивает их работу, предоставляет необходимую собственность.
Субъекты конфедерации имеют право сецессии, т. е. право свободного выхода из конфедерации. А выход из состава федеративного государства рассматривается как подрыв его целостности, что было показано выше.
Если мы обратимся к истории, то заметим, что конфедерации являются не очень устойчивыми образованиями. Как и государства, конфедерации создаются для управления делами общества, однако слишком ограниченные полномочия конфедеративных органов делают это управление весьма за- труднительным, а в некоторых случаях и невозможным. Поэтому конфедерации являются временным союзом, который может эволюционировать в двух направлениях. Если возникает потребность в более эффективной организации управления, конфедерация при необходимости перерастает в федерацию (США, Швейцария). Конфедерация может прекратить свое существование, если задачи, поставленные этим союзом, оказались выполненными, или же в случае возникновения серьезных противоречий среди субъектов конфедерации.
Как отмечает Ю.А. Тихомиров, во второй половине двадцатого столетия заметно разнообразнее стали формы межгосударственных объединений. Можно указать на следующие основные виды: а) содружество наций (типа Британского содружества); б) сообщества конфедеративного типа (двух- и четырехсторонние объединения России с другими государствами); в) содру-жество независимых государств (СНГ и Европейский союз с конфедератив-ными элементами); г) конфедерации (в прошлом - США, Швейцария, в по-следние десятилетия- Сенегамбия); д) универсальные объединения госу-дарств (типа ООН); е) институциональные межгосударственные объединения (типа Межпарламентского Союза); ж) функционально-целевые объединения государств (типа Совета Европы, МОТ, ЮНЕСКО); з) федерации - террито-риальные, национально-территориальные, этнические (см.: Тихомиров Ю.А. Государство на рубеже столетий // Государство и право. 1997. № 2. С. 24-32). Эта классификация далеко не бесспорна, однако она наглядно демонстрирует сложность проблемы объединений государств, которая не исчерпывается изучением основных характеристик конфедераций.
Исследование участия унитарных и федеративных государств в различного рода союзах приобретает в современных условиях для России и Республики Беларусь особую актуальность. Интересен анализ интеграционных про-цессов, наблюдаемых как в отношениях между этими двумя государствами, так и в рамках Содружества Независимых Государств (см. обзор специальной литературы по теме, а также учредительные и иные документы СНГ, Договор об образовании Сообщества Беларуси и России от 2 апреля 1996 г., Договор о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г., Устав Союза Беларуси и России).

Форма государства - это совокупность внешних признаков государ­ства, показывающих порядок образования и организации высших органов государственной власти, территориальное устройство государства, а также приемы и методы осуществления власти.

Форма государства выражается через форму правления, форму го­сударственного устройства и вид политического режима (рис. 1.3).

Форма правления - это организация верховной государственной вла­сти и порядок ее образования.

Выделяют две основные формы правления - монархию и республику, которые различают, в первую очередь, по способу замещения поста главы государства.

Монархия (с греч. - «единовластие») - это такая форма правле­ния, при которой верховная власть принадлежит одному лицу (мо­нарху), получающему власть в порядке престолонаследия. В не­которых странах (в основном в арабских государствах Аравийского полуострова) предусмотрена возможность выбора монарха, но из­бирается он из представителей одной семьи или весьма ограничен­ного круга семей, принадлежащих к определенному роду, то есть наследственный принцип замещения должности главы государ­ства сохраняется, хотя и в модифицированном виде.

В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, монархии бывают абсолютные и конституционные (ограниченные).

Абсолютная монархия характеризуется сосредоточением всей пол­ноты законодательной, исполнительной и судебной власти в руках монарха и отсутствием юридических ограничений его полномо­чий (например, Саудовская Аравия, Катар, Оман). Несмотря на

Рис. 1.3. Формыгосударства

дарование (октроирование) монархами некоторых абсолютных монархий конституций (например, Конституция Катара 1974 г.), такие конституции не ограничивают реально власти главы госу­дарства.

Для конституционной (ограниченной) монархии характерно огра­ничение полномочий монарха и распределение государственно­властных полномочий между несколькими центральными орга­нами.

По степени ограничения конституционные монархии подразделя­ются на дуалистические и парламентарные.

В дуалистических монархиях, помимо монарха, существует пар­ламент, который издает законы и утверждает бюджет. В отдель­ных дуалистических монархиях существует даже институт пар­ламентской ответственности правительства. Монарх сохраняет за собой право назначать и смещать правительство, обладает правом абсолютного или отлагательного вето в отношении решений пар­ламента, выполняет представительские и ряд внешнеполитиче­ских функций и т. д. В настоящее время дуалистические монархии существуют в Марокко, Иордании и некоторых других странах. В парламентарных монархиях реальная власть монарха весьма невелика. В некоторых странах (в Японии по Конституции 1947 г., в Швеции - после 1974 г.) функции монарха сведены практически к символическому представительству традиционного единства государства. В других странах (Великобритании, Бельгии, Нидер­ландах, Испании и пр.) за монархом номинально сохраняются определенные полномочия, но монарх либо пользуется ими толь­ко в результате инициативы правительства или какого-либо дру­гого органа, либо вообще ими не пользуется и эти полномочия носят резервный («спящий») характер на случай какого-либо по­литического кризиса. Правительство в парламентарных монархи­ях формируется партиями, получившими, как правило, большин­ство мест в парламенте, и несет политическую ответственность перед парламентом. Практически все акты, издаваемые монархом в области государственного управления, вступают в силу только после контрассигнации (подписи) их премьер-министром, что означает ответственность последнего за принятие этого акта. Пра­во налагать вето на законодательные акты, принятые парламентом (в тех странах, где оно формально имеется у монарха), на практи­ке обычно не используется.

Республика (с лат. - «общее дело») - это такая форма правления, при которой верховная власть в государстве осуществляется пред­ставительными органами, избираемыми населением на определен­ный срок.

Республики характеризуются следующими чертами:

♦ выборностью органов государственной власти на определенный срок;

♦ производным от народного суверенитета характером государ­ственной власти;

♦ юридической ответственностью главы государства.

Современные республики подразделяют на четыре формы: пар­ламентарную, президентскую (дуалистическую), республику со смешанной формой правления (полупрезидентскую) и монокра- тическую. Иногда также выделяют теократическую республи­ку, где реальная власть принадлежит духовенству (например, Иран).

В парламентарной республике важнейшим органом государствен­ной власти является парламент и в качестве самостоятельных ор­ганов власти существуют независимые суды. Правительство фор­мируется на основе соотношения партийных сил в парламенте и несет перед ним ответственность. Однако в силу того, что пра­вительство опирается на парламентское большинство, его значе­ние также велико и реально оно превращается в важнейший центр принятия решений, добивающийся одобрения своих решений пар­ламентом.

Роль главы государства (президента) в парламентарной респу­блике невелика. Хотя формально ему принадлежит право назна­чения правительства (либо только главы правительства, либо всех его членов по предложению ранее назначенного главы), осу­ществляет он это назначение только на основе расстановки сил в парламенте. Обычно ему принадлежит также право досрочного роспуска парламента, но реализует он это право либо на основе императивных (обязывающих) норм законодательства, либо по инициативе премьер-министра. Избирается глава государства в парламентарных республиках, как правило, парламентским путем, то есть либо членами парламента, либо коллегией выбор­щиков, в состав которой входит не менее половины депутатов парламента. Однако могут быть исключения. Например, в Ав­стрии и в Украине президенты избираются всеобщим голосова­нием граждан. К парламентарным республикам относятся Ита­лия, ФРГ, Индия, Болгария, Эстония и др.

В президентской (дуалистической)республике наиболее последо­вательно проведен принцип разделения властей. В ней существу­ет три центра власти: президент, парламент и судебные органы. Исполнительная власть целиком принадлежит президенту, кото­рый не несет перед парламентом политической ответственности и может быть смещен со своего поста только в случае нарушения закона. Избирается президент внепарламентским путем, то есть либо всеобщим голосованием, либо коллегией выборщиков, из­бранных всеобщим голосованием граждан. Правительство при президенте выполняет функции совещательного и вспомогатель­ного органа. С другой стороны, законодательная власть принад­лежит исключительно парламенту, хотя за президентом сохраня­ются полномочия по принятию подзаконных актов. При этом парламенту принадлежат также бюджетные и контрольные полно­мочия. Толкование законов и вопросы их правильного примене­ния находятся в ведении судебных органов.

Для функционирования властного механизма как единого цело­го принцип разделения властей в президентской республике, например в США, дополнен системой сдержек и противовесов (англ. checks and balances). В частности, президент обладает правом отлагательного вето в отношении законов, принимаемых парламентом; парламент может сместить президента в случае нарушения им законов (процедура импичмента); назначения, сделанные президентом на некоторые должности, подлежат утверж­дению парламентом; суды в своей деятельности должны руко­водствоваться актами, издаваемыми парламентом, но обладают правом проверки их конституционности и т. д. Кроме США, президентскими республиками являются Мексика, Бразилия, Аргентина и др.

Республики со смешанной формой правления (именуемые также полупрезидентскими) обладают отдельными чертами парламен­тарной и президентской республик, но совокупность этих черт создает новое качество. Роль президента в такой республике ве­лика. Как правило, он избирается внепарламентским путем, то есть непосредственно гражданами. Правительство, хотя и долж­но опираться на парламентское большинство, несет ответствен­ность не только перед парламентом, но и перед президентом. Решения правительства утверждаются президентом, при этом

президент не несет ответственности за действия правительства. Президент имеет также право отлагательного вето в отношении актов парламента и право досрочного роспуска парламента. Та­ким образом, при смешанной форме республиканского правле­ния глава государства становится ключевой фигурой в государ­ственном механизме.

Смешанная форма правления существует во Франции, Португалии, Перу, Казахстане и других странах. Россия также относится к республикам со смешанной формой правления.

В монократическихреспубликах центральной фигурой в системе государственных органов является единоличный лидер. Пост, который занимает этот лидер, может носить разные названия: президент (в Белоруссии, Туркменистане, Корейской Народно­Демократической республике с 1972 г., странах Тропической Африки), фюрер (в Германии в 1933-1945 гг.) и пр. Роль пред­ставительных и судебных органов в этих странах невелика, а прак­тически вся полнота власти сосредоточена в руках единоличного лидера. Отдельные страны возглавляются пожизненным прези­дентом, фюрером или другим руководителем, в других президен­том автоматически становится лидер правящей и, как правило, единственной легальной партии, а в некоторых странах лидер партии может даже не занимать официально никаких государ­ственных постов. Даже в тех странах, где президенты формально периодически переизбираются на свой пост парламентским или всеобщим голосованием, их избрание на практике предопределе­но заранее, поскольку оппозиция, если она существует, подавля­ется силой и не допускается до участия в выборах; все средства массовой информации, весь пропагандистский аппарат находят­ся под контролем государства, а реально - под контролем пра­вящего лидера и достаточно узкой политической группировки, сплотившейся вокруг него; значительная часть избирателей в силу господства определенного типа политической культуры воспринимают выборы как некий ритуал, где все роли заранее расписаны и т. д.

Форма государственного устройства - это политико-террито­риальная организация государства, его внутреннее деление, правовое положение составных частей государства, характер их взаимоотно­шения друг с другом и с центральными органами власти.

В юридической науке обычно различают две основные формы госу­дарственного устройства - федеративную и унитарную. Помимо них, некоторые ученые выделяют также регионалистское государство, унию и конфедерацию - особое политико-территориальное образование, про­межуточное между федеративным государством и международной ор- ганизацией.

Федерация (от лат. foedus - «союз») - это союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образо­ваний (республики, штаты, кантоны), каждое из которых имеет свои органы государственной власти (законодательные, исполни­тельные и судебные). Государственные образования внутри феде­рации обладают определенной политической самостоятельностью (могут, например, принимать собственные законы, не противоре­чащие федеральным), но не суверенитетом. В частности, они ли­шены права одностороннего выхода из состава федерации, не об­ладают собственной валютой и вооруженными силами (например, Россия, США, ФРГ).

Федерации принято делить на симметричные и асимметричные. Под симметричной федерацией понимают союзное государство, в котором все части федерации являются равноправными субъ­ектами федерации (например, ФРГ, Бразилия по Конституции 1988 г. и др.), в отличие от асимметричной федерации (напри­мер, Индия, Канада), части которой имеют различный правовой статус.

Унитарное государство (от лат. unus - «один») - это единое, слит­ное государство, которое подразделяется на административно­территориальные единицы, не обладающие политической само­стоятельностью. Такое государство централизовано и неделимо. Входящие в его состав административно-территориальные образо­вания (губернии, области, департаменты), хотя и отличаются из­вестным своеобразием, но не имеют ни собственного законодатель­ства, ни собственного правительства, ни собственной судебной и правоохранительной системы (например, Франция, Финляндия, Белоруссия).

Под регионалистским (или квазифедеративным) государством

понимают государство, вся территория которого состоит не из административно-территориальных единиц, а из автономных образований. Такие государства представляют собой сравнитель­но новое явление в мировой политике. Они начали развиваться

только после Второй мировой войны. На конец XX в. класси­ческими регионалистскими государствами Европы являлись Италия и Испания. Однако Италия после внесения в 2003 г. поправок в Конституцию постепенно эволюционирует в феде­рацию.

В отличие от регионалистского государства уния - сложносо­ставное государство, образовавшееся в результате присоедине­ния одного государства к другому с передачей присоединяющимся государством другому своих суверенных прав, но с сохранением своего особо статуса - это старое и хорошо известное явление. Раньше унии были более распространенной формой государ­ственного устройства, чем в настоящее время. В качестве при­меров можно назвать унию Англии и Шотландии 1707 г., при­ведшую к созданию единого государства, Люблинскую унию 1569 г. Польши и Литвы, приведшую к созданию Речи Посполи- той, просуществовавшей более 200 лет, унию Австрии и Венгрии (1867-1918).

Обычно унии подразделяются на личные и реальные. При лич­ных униях у двух (или более) государств имеется только один общий монарх. Например, уния Португалии и Испании (1580­1640), уния Нидерландов и Люксембурга (1815-1890). Такие объединения весьма неустойчивы и, по сути, представляют со­бой конфедерации. Реальные унии предусматривают создание общих органов для всего государства (обычно ими становятся органы одного из государств при предоставлении представите­лям присоединяющегося государства гарантий участия в работе этих органов), передачу ряда вопросов на рассмотрение этих органов. Например, уже упоминавшиеся Англо-Шотландская (1707), Польско-Литовская (1569) и Австро-Венгерская (1867) унии являлись реальными.

Союз государств, создаваемый для достижения конкретных, ограниченных целей (военных, экономических, политических) в пределах определенного исторического периода, образует кон­федерацию. Государство, являющееся членом конфедерации, полностью сохраняет свой суверенитет и продолжает выступать самостоятельным субъектом во внешней и внутренней полити­ке. Органы власти конфедерации образуются из представителей входящих в него суверенных государств и не имеют императив­ной власти по отношению к государствам - членам конфедера-

ции. Решения конфедерации становятся обязательными для ее членов только после утверждения их органами власти госу­дарств - участников конфедерации. Исторически конфедерация­ми были США в 1776-1864 гг. и Германский союз в 1815-1867 гг. На современном этапе конфедерацией, постепенно превраща­ющейся в федеративное государство, является Европейский союз (ЕС).

Политический режим - это совокупность способов и приемов осу­ществления государственной власти, определяющих конкретное выра­жение государственной организации. Политические режимы делятся на демократические и недемократические. Среди последних, как правило, выделяют авторитарные и тоталитарные режимы.

Демократический политический режим характеризуется свобо­дой личности, гарантией прав и свобод человека, наличием эффек­тивного механизма прямого воздействия населения на характер государственной власти (выборы), осуществлением деятельности государства только на основе и в рамках закона (правовой харак­тер государства), многообразием политических взглядов и убеж­дений.

Для авторитарного политического режима как одной из разновид­ностей недемократических режимов характерна монополия пра­вящей власти на политическую деятельность, концентрация за­конодательной и исполнительной власти в руках одного лица (органа), широко использующего средства администрирования и располагающего дискреционными (не зависящими от общества) полномочиями. В отличие от тоталитарного, авторитарный режим, как правило, не полностью контролирует экономическую, соци­альную, духовную и иные сферы деятельности общества и личную жизнь граждан.

Тоталитарный политический режим характеризуется полным ого­сударствлением всех сфер общественной жизни, государственной общеобязательной моноидеологией, выразителем которой высту­пает, как правило, одна политическая партия (клан или группа), отсутствием реальных прав и свобод, приоритетом государства над правом, широким применением террора.

Политический режим как элемент формы государства занимает клю­чевую роль в теории государства, обусловливая остальные характери­стики государственного устройства.