При осуществлении правосудия судьи арбитражного суда независимы, подчиняются только конституции российской федерации и федеральному закону

Принцип независимости судей арбитражных судов представляет собой правило, согласно которому судьи при осуществлении правосудия принимают судебные акты без влияния каких-либо других органов и лиц и основываясь только на нормативных актах определенного уровня.

Принцип независимости отражен в ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 АПК РФ и имеет также международно-правовые источники, поскольку закреплен в ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Данный принцип сочетает одновременно 2 начала: независимость судей, которая в то же время ограничивается необходимостью их подчинения Конституции РФ и федеральным законам. Какое бы то ни было постороннее воздействие на судей арбитражных судов, вмешательство в их деятельность любых государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц или граждан недопустимы и влекут за собой установленную законом ответственность. Гарантии независимости судей арбитражного суда устанавливаются законом, прежде всего Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации", а также законодательством о судоустройстве и судопроизводстве.

Вместе с тем судьи не свободны при осуществлении своих функций и вынесении решения - они связаны Конституцией РФ и федеральным законом, которые определяют формы и пределы реализации предоставленных им полномочий.

Гарантии независимости судей, включая судей арбитражных судов, традиционно в доктрине подразделяются на политические, экономические и правовые. К политическим гарантиям относится закрепление в Конституции РФ принципа разделения властей и независимости судебной власти от власти исполнительной и законодательной, а также ряд других гарантий. Кроме того, судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

К экономическим гарантиям относится предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

К юридическим гарантиям независимости судей арбитражных судов относится целый ряд нормативных предписаний.

Так, законом установлен особый порядок наделения судей полномочиями (назначаемость судей), определенный в Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации" и Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации". Независимость судьи обеспечивается также:

Предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;

Запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

Установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

Правом судьи на отставку;

Неприкосновенностью судьи;

Системой органов судейского сообщества;

Несменяемостью судей (поскольку полномочия судей не ограничиваются каким-либо сроком)

Другими юридическими гарантиями.

Целый ряд процессуальных гарантий независимости судей отражен в статьях АПК РФ, в частности в правилах об отводах судей (гл. 3), об оценке доказательств (ст. 71), о тайне совещания судей (ст. 167) и др.

Правила и гарантии независимости распространяются также на арбитражных заседателей.

Еще по теме 3. Принцип независимости судей арбитражных судов:

  1. Билет 15 1.Принцип независимости судей и подчинения их только закону, гарантии принципа.
  2. Принцип независимости судей и подчинения их только Конституции и Федеральному закону.
  3. Принцип независимости судей и подчинения их только закону. Его гарантии.
  4. §3 Современные органы внутрисистемного судебного управления как развитие советской концепции независимости и самостоятельности судов и судей
  5. 4.2. Принципы осуществления правосудия только судом, независимости судей, коллегиальности и единоличия в рассмотрении гражданских дел, гласности судебного разбирательства и государственного языка судопроизводства



Между тем в соответствии с порядком судопроизводства в арбитражных судах, установленным законом (подпункт 3 пункта 1 статьи 10 , пункт 2 статьи 33.3 , пункт 3 статьи 36 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", глава 37 АПК Российской Федерации) вступившие в законную силу судебные акты пересматриваются по вновь открывшимся обстоятельствам судами, которыми они приняты. Такой пересмотр не предполагает предварительного обращения с заявлением о проверке соответствующего акта в порядке судебного надзора в Высший Арбитражный Суд. При проверке наличия или отсутствия вновь открывшихся обстоятельств и квалификации их в качестве таковых как основания для пересмотра судебного акта и возобновления по делу судебного разбирательства уполномоченные на такой пересмотр суды, как и во всех других случаях осуществления правосудия, действуют самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции и федеральному закону (часть 1 статьи 120 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 5 Федерального конституционного закона "О судебной системе в Российской Федерации", Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).


1. При осуществлении правосудия судьи арбитражного суда независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

Какое бы то ни было постороннее воздействие на судей, вмешательство в их деятельность любых государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц или граждан недопустимы и влекут за собой установленную законом ответственность.

2. Гарантии независимости судей арбитражного суда устанавливаются федеральным законом.

N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации"

Статья 6. Равенство перед законом и судом

Правосудие в арбитражном суде осуществляется на началах равенства перед законом и судом организаций независимо от места нахождения, подчиненности, формы собственности, а граждан - независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к

общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Статья 7. Состязательность и равноправие сторон

Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Статья 8. Язык судопроизводства

1. Судопроизводство в арбитражном суде ведется на русском языке.

2. Участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участия в судебных действиях через переводчика и право выступать в арбитражном суде на родном языке.

Статья 9. Гласность разбирательства дел

1. Разбирательство дел в арбитражных судах открытое.

Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом о государственной тайне, а также при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой и иной тайны, и в других случаях, установленных федеральным законом.

О разбирательстве дела в закрытом заседании выносится определение.

2. Разбирательство дел в закрытом заседании ведется с соблюдением правил судопроизводства в арбитражном суде.

Статья 10. Непосредственность судебного разбирательства

Арбитражный суд при разбирательстве дела обязан непосредственно исследовать все доказательства по делу.

Статья 11. Нормативные правовые акты, применяемые при разрешении споров

1. Арбитражный суд разрешает споры на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации.

2. Арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа закону, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает решение в соответствии с законом.

3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

4. В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, арбитражный суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор, исходя из общих начал и смысла законов.

5. Арбитражный суд в соответствии с законом или международным договором Российской Федерации применяет нормы права других государств.

Статья 12. Применение иностранного права

1. В случае применения иностранного права арбитражный суд устанавливает существование и содержание его норм в соответствии с их толкованием и практикой применения в соответствующем иностранном государстве.

2. В целях установления существования и содержания норм иностранного права арбитражный суд может в установленном порядке обратиться за содействием и разъяснениями в компетентные органы и организации в Российской Федерации и за границей либо привлечь специалистов.

3. Если существование или содержание норм иностранного права, несмотря на принятые меры, не установлено, то арбитражный суд применяет соответствующие нормы права Российской Федерации.

Статья 13. Обязательность судебных актов

1. Арбитражный суд принимает судебные акты в форме решения, определения, постановления.

2. Вступивший в законную силу судебный акт обязателен для всех государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.

3. Неисполнение судебных актов арбитражного суда влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Глава 2. Состав арбитражного суда

Статья 14. Состав арбитражного суда

1. В арбитражных судах дела в первой инстанции рассматриваются судьей единолично.

Дела о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судом коллегиально.

По решению председателя суда любое дело может быть рассмотрено коллегиально.

2. Все дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях рассматриваются арбитражным судом коллегиально.

3. При коллегиальном рассмотрении дела в состав суда должно входить трое или другое нечетное количество судей.

4. Все судьи при рассмотрении дел пользуются равными правами.

5. В случае, когда настоящим Кодексом судье предоставлено право единолично разрешать дела и отдельные вопросы, он действует от имени арбитражного суда.

Статья 15. Порядок разрешения вопросов арбитражным судом

1. Вопросы, возникающие при рассмотрении дела арбитражным судом в коллегиальном составе, разрешаются судьями большинством голосов. Никто из судей не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий в заседании голосует последним.

2. Судья, не согласный с решением большинства обязан подписать это решение и вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к делу, но не объявляется. Лиц, участвующих в деле, с особым мнением не знакомят.

Статья 16. Отвод судьи

1. Судья не может участвовать в рассмотрении дела и подлежит отводу:

1) если он является родственником лиц, участвующих в деле, или их представителей;

2) если он при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в качестве эксперта, переводчика, прокурора, представителя или свидетеля;

3) если он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности.

2. В состав арбитражного суда, рассматривающего дело, не могут входить лица, состоящие в родстве между собой.

Статья 17. Отвод эксперта и переводчика

1. Эксперт и переводчик не могут участвовать в рассмотрении дела и подлежат отводу по основаниям, указанным в статье 16 настоящего Кодекса.

Кроме того, основаниями для отвода эксперта являются:

1) его служебная или иная зависимость в момент разбирательства дела или в прошлом от лиц, участвующих в деле, или их представителей;

2) производство им ревизии, материалы которой послужили основанием или поводом для обращения в арбитражный суд либо используются при рассмотрении дела.

2. Участие эксперта или переводчика в предыдущем рассмотрении данного дела в качестве соответственно эксперта или переводчика не является основанием для их отвода.

Статья 18. Недопустимость повторного участия судьи в рассмотрении дела

1. Судья, принимавший участие в рассмотрении дела, не может участвовать в рассмотрении этого дела в суде другой инстанции.

2. Судья, принимавший участие в рассмотрении дела в какой-либо инстанции, не может участвовать в повторном рассмотрении этого дела в той же инстанции, кроме случаев рассмотрения дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Статья 19. Заявление о самоотводе и об отводе

1. При наличии обстоятельств, указанных в статьях 16 и 17 настоящего Кодекса, судья, эксперт, переводчик обязаны заявить самоотвод.

По тем же основаниям отвод может быть заявлен лицами, участвующими в деле.

2. Самоотвод и отвод должны быть мотивированы и заявлены до начала рассмотрения дела по существу. В ходе рассмотрения дела заявление о самоотводе и об отводе допускается лишь в случаях, когда основание самоотвода и отвода стало известно арбитражному суду или лицу, заявляющему самоотвод или отвод, после начала рассмотрения дела.

Статья 20. Порядок разрешения заявленного отвода

1. В случае заявления отвода арбитражный суд должен выслушать мнение лиц, участвующих в деле, а также заслушать лицо, которому заявлен отвод, если отводимый желает дать объяснения.

2. Вопрос об отводе судьи, рассматривающего дело единолично, разрешается председателем арбитражного суда или председателем судебной коллегии.

3. Вопрос об отводе судьи при коллегиальном рассмотрении дела разрешается составом арбитражного суда в отсутствие судьи, которому заявлен отвод. При равном числе голосов, поданных за отвод и против отвода, судья считается отведенным.

Вопрос об отводе, заявленном нескольким судьям или всему составу суда, рассматривающего дело, разрешается председателем арбитражного суда или председателем судебной коллегии.

4. Вопрос об отводе эксперта и переводчика разрешается составом арбитражного суда, рассматривающим дело.

5. По результатам рассмотрения вопроса об отводе выносится определение.

Статья 21. Последствия удовлетворения заявления об отводе

1. В случае отвода судьи, или нескольких судей, или всего состава арбитражного суда дело рассматривается в том же суде, но в ином составе.

2. Если в результате удовлетворения отводов невозможно образовать новый состав суда для рассмотрения данного дела в том же арбитражном суде, дело должно быть передано в другой арбитражный суд того же уровня.

Глава 3. Подведомственность и подсудность

Статья 22. Подведомственность дел


Направленное из одного арбитражного суда в другой, должно быть принято к рассмотрению судом, которому оно направлено. Споры о подсудности между арбитражными судами в Российской Федерации не допускаются. V. Стадии арбитражного процесса 1. Первая стадия - возбуждение производства по делу Деятельность арбитражного суда по рассмотрению и разрешению подведомственных ему споров осуществляется в...

И справедливости принимаемых судами решений. На основании всего выше изложенного, закономерно следует, что в центре исследования данной работы будет процесс конституционного регулирования судебной власти в Российской Федерации. Актуальность темы исследования определяется несколькими обстоятельствами. Во-первых, значение независимости судебной власти огромно как в интересах государства, так и в...

Споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; · судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Каждая из названных структур Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации действует на базе четко очерченных федеральным конституционным законом правомочий. В состав Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации входят Председатель...

Нарушение нормативных предписаний в области доказывания неизбежно вызывает неблагоприятные последствия для всех субъектов; 5) подчиненность доказывания принципам арбитражного процесса. Доказывание - гибкий правовой институт, содержание которого зависит от принципов судопроизводства. В классическом следственном гражданском процессе царил принцип письменного процесса, не было представительства, ...

1. В Конституции РФ закреплено: "Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом" (ст. 120 Конституции РФ).

2. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону (ч. 1 ст. 5 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").

3. Одной из основных гарантий обеспечения независимости судей при осуществлении правосудия является закрепленный Конституцией РФ принцип разделения властей, в соответствии с которым судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

4. Необходимо строго соблюдать требования установленного Конституцией и законами РФ демократического принципа судопроизводства - независимости судей (арбитражных заседателей) и подчинения их только закону. Несоблюдение этого принципа является нарушением процессуального права, влекущим отмену судебного решения.

5. Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации" (ч. 2 ст. 10) установлено, что судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в его производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

6. Закрепленный в коммент. статье принцип обязывает суды пресекать любые попытки вмешательства в разрешение конкретных дел. Судам надлежит ставить перед соответствующими органами вопрос о привлечении к ответственности таких должностных лиц.

7. Председатель арбитражного суда в случаях установления фактов нарушения принципа независимости и неприкосновенности судей, угроз физического воздействия на них и членов их семей, посягательства на их имущество принимает меры, предусмотренные Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", незамедлительно информирует соответствующие органы, а также Высший Арбитражный Суд РФ об этих обстоятельствах.

8. Между тем есть учреждения, которые осуществляют проверку некоторых, не затрагивающих существа принимаемых арбитражными судами решений видов деятельности. Так, на налоговые органы возложен контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет налогов, а значит и государственной пошлины, которой оплачиваются подаваемые в арбитражные суды исковые заявления и жалобы.

9. Государственные налоговые инспекции республик в составе Российской Федерации, государственные налоговые инспекции по краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу в арбитражных судах проверяют правильность исчисления размера государственной пошлины и полноты поступления ее в бюджет в целях предупреждения ошибок по указанным вопросам. Данные проверки не должны рассматриваться как вмешательство в судебную деятельность. Однако и в этом случае изучение должностными лицами налоговых органов необходимых документов не должно создавать каких-либо помех в осуществлении судами правосудия.

10. Несмотря на то что арбитражные заседатели разрешают дела в условиях, исключающих постороннее воздействие на них, в целях формирования у арбитражных заседателей юридического правосознания, повышения их активности в рассмотрении судебных дел и ответственности за выполнение своего гражданского долга впервые избранным арбитражным заседателям необходимо разъяснить цели и задачи правосудия, его демократические принципы, специфику исполнения заседателями своих обязанностей, требования, предъявляемых к арбитражным заседателям. Иначе затруднительно обеспечить разрешение дела на основе закона.

11. Независимость судей и подчинение их только закону - это не лозунг, это положение, обеспеченное существованием определенных, закрепленных в ст. ст. 9 - 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" гарантий того, что этот процессуальный принцип возможно реализовать. Таковыми являются следующие:

Требования к судье, кандидату в судьи и порядок его назначения;

Присяга судей;

Предусмотренная законом процедура осуществления правосудия;

Запрет, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

Установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи;

Право судьи на отставку;

Неприкосновенность судьи;

Система органов судейского сообщества;

Предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

12. Обязанность органов внутренних дел принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.

13. Право судьи на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия.

14. Требования к судье, кандидату в судьи и порядок назначения кандидата на должность судьи закреплены в ст. 4 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" (см. комментарий к ст. 1 АПК РФ).

15. По общему правилу полномочия судьи в РФ не ограничены определенным сроком. Судья арбитражного суда назначается на должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи. Законом установлен предел нахождения судьи на определенной должности, но не ограничение его полномочий как судьи. Так, согласно ч. ч. 2, 3 и 7 ст. 6.1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" все председатели и заместители председателей арбитражных судов назначаются на должность сроком на шесть лет.

16. Законом строго определен перечень оснований приостановления и прекращения полномочий судьи.