Право - единая система общеобязательных правил (норм), которые установлены или санкционированы государством. Соблюдение норм права обеспечивается государством в принудительном порядке.
Закон Российской Федерации «О радиационной безопасности населения» (1995) провозглашает принцип приоритета здоровья человека и окружающей природной среды при практическом использовании и эксплуатации объектов ионизирующих излучений. Правовая защита людей, вовлеченных в сферу использования ядерных и радиационных установок, радиоактивных веществ и др, гарантируется данным Законом.
В случае радиационной аварии Закон гарантирует возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан. Законом устанавливается также компенсация за повышенный риск, связанного с проживанием вблизи ядерных и радиационных установок, в виде улучшения социально-бытовых условий населения и др.
Закон Российской Федерации «О недрах» (1992) устанавливает правовые отношения при изучении, использовании и охране недр. К числу эколого-правовых нарушений, затрагивающих недра как часть природной среды. Закон в первую очередь относит их загрязнение.
Основы лесного законодательства (1977) закрепляют требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. Основные правовые нормы направлены на использование леса как природного ресурса, воспроизводство лесов, охрану и защиту лесов и т.д.
Закон Российской Федерации «О животном мире» (1995). В нем содержатся эколого-правовые и административные нормы с учетом новых экономических отношений. Согласно закону к эколого-правовым нарушениям отнесены незаконный лов рыбы, уничтожение редких и исчезающих животных и др.
Закон Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» (1998) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду .
Важнейшие экологические требования были отражены также в законе РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999), «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья» (1993) и др.
3. Указы и распоряжения Президента затрагивают широкий круг экологических вопросов. Примером могут служить Указ от 16 декабря 1993 г о федеральных природных ресурсах или Указ от 1 апреля 1996 г о концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.
4. Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по самым разнообразным вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды в виде постановлений, инструкций, приказов, и т.д. Подобного рода акты выпускаются Министерством природных ресурсов РФ (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования), Министерством здравоохранения и социального развития РФ (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) и др. Они считаются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц.
5. Нормативные решения местных административных органов (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающей природной среды.
Государственные органы охраны окружающей природной среды
Государственные органы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей природной среды подразделяются на две категории органы общей и специальной компетенции.
К государственным органам общей компетенции относятся Президент, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, муниципальные органы. Эти органы определяют основные направления природоохранной политики, утверждают экологические программы, обеспечивают экологическую безопасность, устанавливают правовые основы и нормы в пределах своей компетенции, и т.д. Наряду с охраной окружающей природной среды государственные органы этой категории ведают и другими экологическими вопросами, входящих в круг их полномочий.
Государственные органы категории специальной компетенции подразделяются на комплексные, отраслевые и функциональные.
Комплексные органы выполняют все природоохранные задачи или какой-либо их блок. Среди комплексных органов наибольшее число функций по управлению в области экологии возложено на Министерство природных ресурсов РФ (МПР РФ). Оно осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов. Вторым министерством, участвующим в охране окружающей среды, является Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Его функции связаны с обеспечением безопасности людей в условиях экстремальной ситуации, стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф. К комплексным органам управления относятся также Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Генеральная прокуратура РФ.
Отраслевые органы (Министерство промышленности и энергетики РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ и др.) выполняют функции управления и надзора по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов и объектов.
Функциональные органы (Федеральная служба по гидрометереологии и мониторингу окружающей среды РФ, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и др.) выполняют одну или несколько родственных функций в отношении природных объектов.
Государственные органы управления и контроля в области охраны окружающей среды подразделяются на две категории: органы общей и специальной компетенции.
К государственным органам общей компетенции относятся Президент, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов федерации, муниципальные органы. Эти органы определяют основные направления природоохранной политики, утверждают экологические программы, обеспечивают экологическую безопасность, устанавливают правовые основы и нормы в пределах своей компетенции, и т.д. Наряду с охраной окружающей природной среды государственные органы этой категории ведают и другими экологическими вопросами, входящих в круг их полномочий.
Государственные органы категории специальной компетенции подразделяются на комплексные, отраслевые и функциональные.
Комплексные органы выполняют все природоохранные задачи или какой-либо их блок. Деятельность требует специальной организации. Для этого необходим независимый от интересов отдельных организаций и отраслей хозяйства орган, способный управлять природопользованием как единым комплексом. В нашей стране впервые такой орган был создан в 1988 г. - Государственный комитет по охране природы СССР, в 1991 г. - Министерство экологии и природных ресурсов РСФСР, впоследствии переименованное в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов России. В 2000 г. функции по рационализации природопользования и охране окружающей среды переданы Министерству природных ресурсов РФ. То есть функция использования природы и ее охрана, к сожалению, вновь сосредоточились в одном органе. В условиях доминирования в стране экономических приоритетов над экологическими такая ситуация представляется крайне нежелательной.
Главными задачами/указанного министерства в области рационального природопользования и охраны природы являются: контроль за использованием и охраной всех природных ресурсов; разработка предложений по рационализации природопользования; утверждение стандартов и правил природопользования, обязательных для всех остальных министерств и ведомств, и контроль за их соблюдением; руководство заповедным делом и ведение общегосударственной Красной книги; распространение экологических знаний среди населения; государственная экологическая экспертиза всех крупных строек и проектов; организация экологического мониторинга и др.
К комплексным органам управления относятся также:
Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава РФ (Санэпиднадзор РФ) - координатор деятельности всех ведомств и организаций в области санитарной охраны через систему территориальных органов (санэпидстанций и инспекций);
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) - осуществляет экологический контроль за состоянием окружающей природной среды, информирует население об изменениях в окружающей среде с помощью широкой сети наблюдательных пунктов и др.;
Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) - обеспечивает безопасность людей в условиях экстремальной ситуации, стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф.
Отраслевые органы (Роскомзем, Рослесхоз, Госкомрыболовство, Минсельхоз России) выполняют функции управления и надзора по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов и объектов.
Функциональные органы выполняют одну или несколько родственных функций в отношении природных объектов: Минатом России (обеспечение ядерной и радиационной безопасности); Госгортехнад-зор России (контроль за использованием недр); Минздрав России (санитарно-эпидемиологический контроль) МВД России (охрана атмосферного воздуха от загрязнения транспортными средствами, санитарно-экологическая служба муниципальной милиции).
В настоящее время загрязнение среды и нарушение экологического равновесия приобрело глобальные масштабы. В связи с эти« возникла неотложная необходимость международного сотрудничества в целях предотвращения глобальной экологической катастрофы. Поэтому, помимо государственных существуют и международные органы управления природопользованием и охраной природы. Это Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Программа (комитет) ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Всемирный фонд дикой природы (ВВФ) и др.
Правовая охрана окружающей среды заключается в создании, обосновании и применении нормативных актов, определяющих как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению, которые образуют экологическое право, регулирующее отношения между природой и обществом.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ПАСПОРТИЗАЦИЯ
Общие положения экологического законодательства России конкретизируются в государственных стандартах (ГОСТ), которые, так же как постановления, инструкции и решения, относятся к подзаконным правовым актам.
Стандарт (от англ. standard - норма) - нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований, обязательных для исполнения. Генеральным стандартом для природоохранной деятельности является ГОСТ 17 .0.0.01.-76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов».
Система стандартов в области охраны природы (ССОП) имеет следующие подсистемы (группы): 0-основные положения; 1 - гидросфера; 2 - атмосфера; 3 - почвы; 4 - земли; 5 - флора; 6 - фауна; 7 - недра..
По направлениям действия государственные стандарты системы охраны природы подразделяются на следующие виды:
1 - термины, классификации, определения;
2 - нормы и методы измерений загрязняющих выбросов и сбросов, интенсивность использования природных ресурсов;
3 - правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов;
4 - методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственного воздействия;
5, 6 - требования к средствам контроля и защиты окружающей среды;
♦ 7 - прочие стандарты.
В полное обозначение стандарта ССОП входят индекс (ГОСТ), номер системы (17), номер стандарта и год издания.
Так, например, если требуется выяснить, какие существуют нормы и методы измерения выбросов вредных веществ в отработавших газах тракторных и комбайновых двигателей, то следует обратиться к ГОСТ 17.2.2.05-86.
В данном примере «17» обозначает номер системы, «2» - номер подсистемы (группы) - атмосферу, «2» - вид стандарта - нормы и методы измерения, «05» -- номер стандарта и «86» - год издания.
Экологическая паспортизация. В соответствии с ГОСТ 17.0.0.04-90 каждое предприятие; в обязательном порядке разрабатывает экологический паспорт . Цель паспортизации - прогноз экологической ситуации как на самом предприятии, так и вокруг него, а также контроль за выполнением природоохранных мероприятий.
Экологический паспорт промышленного (или любого другого) предприятия является основным нормативно-техническим документом, включающим данные об использовании ресурсов и воздействии его на окружающую среду.
Порядок составления и представления экологических паспортов предприятия (производственной и непроизводственной сферы) на согласование координируют местные комитеты по охране природы при администрациях. Наличие и ведение экологического паспорта не заменяет и не отменяет действующие формы и виды государственной отчетности.
Экологический паспорт предприятия является документом, в котором должны быть отражены:
сведения о технологиях, используемых предприятием;
количественные и качественные характеристики используемых ресурсов (сырья, топлива, энергии);
количественные характеристики выпускаемой продукции;
количественные и качественные характеристики выбросов (сбросов, отходов), загрязняющих веществ предприятия;
результаты сравнения используемых предприятием технологий с лучшими зарубежными и отечественными.
Информация, содержащаяся в экологическом паспорте, предназначена для решения следующих природоохранных задач:
оценка влияния выбросов (сбросов, отходов) загрязняющих веществ и выпускаемой продукции на окружающую среду и здоровье населения и определение размера платы за природопользование;
установление предприятию предельно допустимых норм выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду;
планирование предприятием природоохранных мероприятий и оценка их эффективности;
экспертиза проектов реконструкции предприятия;
контроль за соблюдением предприятием законодательства в области охраны природной среды;
повышение эффективности использования природных и материальных ресурсов, энергии и вторичных продуктов.
Экологический паспорт составляется на основе согласованных основных показателей производства, проектов ПДВ, разрешения на природопользование, норм ПДС, паспортов газо- и водоочистного оборудования и сооружений, установок по утилизации и использованию отходов, данных Госкомстата, инвентаризации источников загрязнения и других нормативно-технических документов. Экологический паспорт согласовывается с местным комитетом по охране природы администрации и утверждается руководителем предприятия. Экологический паспорт заполняется в 2 экземплярах: один хранится на предприятии, другой - в местном комитете по охране природы с грифом «Для служебного пользования».
Экологический паспорт состоит из следующих 11 разделов:
Общие сведения о предприятии;
Краткая природно-климатическая характеристика района размещения предприятия;
Краткая характеристика производства, сведения о продукции;
Расход энергоресурсов по видам продукции;
Характеристика выбросов в атмосферу;
Характеристика водопотребления, водоотведе-ния и очистки сточных вод на предприятии;
Характеристика отходов, образующихся на предприятии;
Характеристика полигонов и накопителей, предназначенных для захоронения (складирования) отходов;
Рекультивация нарушенных земель и снятие нарушенного слоя почвы.
Транспорт предприятия;
Плата за размещение, выбросы, сбросы отходов, загрязняющих веществ в окружающую среду.
Составленный предприятием экологический паспорт по требованию местных комитетов по охране природе может быть направлен на экспертизу.
Экологическая паспортизация города является настоятельной необходимостью и качественно новой ступенью оценки и обобщения информации по состоянию и прогнозированию развития природно-техногенной системы города. Составленный на основе паспортизации документ «Экологический паспорт города» должен состоять из следующих разделов:
оценка современного состояния физико-химических параметров окружающей природной среды городской территории и состояния здоровья граждан;
изучение, прогноз и контроль за состоянием окружающей городской среды, изменяющейся под воздействием инженерно-хозяйственной деятельности и коммунального хозяйства в системе мониторинга;
оптимизация различных этапов городского хозяйствования: планирования, управления, строительства, эксплуатации природно-техногенной системы во взаимосвязи с природоохранными мероприятиями.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
В соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г. термин «экологическая экспертиза» определяется следующим образом:
Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной или иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
В Российской Федерации осуществляется государственная, общественная, научная, нормативная, санитарная и правовая экологическая экспертиза.
Цель экспертизы - проверить и оценить, насколько объект соответствует требованиям охраны окружающей природной среды и экологической безопасности. Результатом экспертизы является выявление технических ошибок, научно обоснованная оценка их последствий, рекомендации органам, принимающим решения, прогноз наиболее эффективных условий реализации проектов и объектов, представленных на экспертизу.
Одной из главных задач деятельности Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (Минприроды России) является организация и проведение государственной экологической экспертизы. Государственная экологическая экспертиза осуществляет свою деятельность в соответствии с законами Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», «Об экологической экспертизе», «Положением об экологической экспертизе» и другими нормативными актами. Ее выводы имеют силу над ведомственного документа, обязательного для исполнения.
Методическое руководство и координацию деятельности всей единой системы государственной экологической экспертизы осуществляет Главное управление государственной экологической экспертизы Минприроды России (Главгосэкспертиза), привлекая для этого координационный совет госэкологической экспертизы.
В субъектах Федерации государственная экологическая экспертиза выступает в виде аналогичных правлений, отделов, территориальных органов Минприроды России, соответствующих советов.
Председатель и члены экспертной комиссии несут полную ответственность за правильность и обоснованность своих заключений в соответствии с законодательством РФ.
Выводы экспертной комиссии могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.
Экспертиза материалов, представленных на госэкспертизу, завершается составлением заключения экспертной комиссии.
Заключение экологической экспертизы - документ, подготовленный экспертной комиссией, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной или иной деятельности либо других объектов экспертизы и о возможности их реализации, одобренный большинством списочного состава экспертной комиссии.
Заключение подписывают руководитель, ответственный секретарь и все члены экспертной комиссии; оно не может быть изменено без их согласия.
Заключение экологической экспертизы может быть положительным и отрицательным. Положительное заключение является одним из обязательных условий для реализации объекта экспертизы. Правовым последствием отрицательного заключения является запрет реализации объекта экспертизы. В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.
Общественная экологическая экспертиза проводится по инициативе общественных объединений и негосударственными структурами. Ее заключение может иметь форму рекомендаций.
Научная экологическая экспертиза проводится по инициативе научных учреждений или высших учебных заведений. Она может быть проведена по инициативе отдельных ученых или научных коллективов. Ее заключение носит информационный характер.
Эколого-санитарная экспертиза изучает жизнь и здоровье человека во взаимосвязи с окружающей природной средой. Ее проведение имеет принципиальное значение для решения вопроса о возмещении вреда здоровью граждан от неблагоприятного воздействия окружающей среды.
Задачей эколого-нормативной экспертизы является исследование соответствия требованиям экологической безопасности нормативов качества окружающей природной среды, предельно допустимых концентраций, выбросов, сбросов вредных веществ, предельно допустимого уровня радиационного воздействия, воздействия шума, вибрации, магнитных полей. В процессе такой экспертизы проверяется эффективность показателей качества окружающей среды с точки зрения здорового человека, охраны его генетического фонда.
Объектом эколого-правовой экспертизы являются законы, указы, правительственные постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, нормативные акты субъектов Федерации, принимаемые ими в рамках отведенной компетенции. Необходимость проведения эколого-правовой экспертизы вытекает из обязанности, возложенной Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» на законодательные и нормативные органы.
В Федеральном законе «Об экологической экспертизе» определены виды нарушений законодательства и формы ответственности: уголовная, административная, материальная и гражданско-правовая.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Юридическая ответственность - это обязательство юридических и физических лиц перед обществом и государством относительно соблюдения действующих законов по охране окружающей среды. При отсутствии мер наказания, предусмотренных за невыполнение законов, эти законы действовать не будут. Правовая система нашей страны предусматривает четыре формы ответственности: дисциплинарную (включая материальную), административную, гражданско-правовую и уголовную.
Физические лица могут нести все виды ответственности, а юридические, т. е. предприятия, учреждения и организации привлекаются лишь к административной и гражданско-правовой ответственности.
Все виды правонарушений в сфере охраны окружающей природной среды имеют общие черты: виновность и противоправность деяния, нарушение природоохранного законодательства, причинение вреда здоровью человека или окружающей природной среде, причинную связь между элементами состава правонарушения.
Ответственность наступает в соответствии с Кодексом законов о труде РСФСР (КЗоТ), Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (КоАП), Уголовным кодексом РФ (УК), Гражданским кодексом РФ (ГК), а также в соответствии с природоресурсными и природоохранными нормативными актами.
Дисциплинарные наказания (предупреждения, выговор, строгий выговор, понижение в должности и в окладе, увольнение с работы) налагаются на должностных лиц, рабочих и служащих, руководителей предприятия, организации, учреждения за невыполнение ими своих производственных обязанностей, связанных с правовой охраной окружающей природной среды.
При этом следует учитывать два важных момента:
дисциплинарная ответственность может наступить лишь за нарушение экологических правил, исполнение которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя;
недопустимо наказывать в дисциплинарном порядке лиц, которые нарушают экологические правила во внерабочее время.
Согласно КоАП, административным проступком признается действие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан. КоАП группирует экологические правонарушения по нескольким направлениям и в нескольких главах.
К проступкам, посягающим на государственную собственность (гл. 6), в том числе к нарушению прав на недра, воды, леса, животный мир (ст. 46-48) относятся, например:
нарушение права государственной собственности на недра (ст. 46);
самовольная добыча янтаря (ст. 46");
нарушение права государственной собственности на воды (ст. 47);
нарушение права государственной собственности на леса (ст. 48);
нарушение права государственной собственности на животный мир (ст. 48").
Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды предполагают посягательства на ряд природных ресурсов (гл. 7):
в отношении земель - бесхозяйственное их использование, порча, самовольное отступление от проекта внутрихозяйственного землеустройства (ст. 50-54);
в отношении недр - нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, нарушение действующих стандартов, норм, правил, условий лицензии, регламентирующих деятельность на континентальном шельфе Российской Федерации (ст. 55-56);
в отношении водных ресурсов - нарушение правил их охраны, водопользования (ст. 57-60);
в отношении лесных ресурсов - незаконное использование земель лесного фонда, незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников, повреждение леса сточными водами, химическими веществами, вредными выбросами, отходами и отбросами (ст. 61-76);
в отношении атмосферного воздуха - выброс загрязняющих веществ в атмосферу с нарушением нормативов или без разрешения, ввод в эксплуатацию предприятий без соблюдения требований по охране атмосферного воздуха, нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование оборудования для очистки выбросов в атмосферу (ст. 77-84);
в отношении животного мира - нарушение правил охраны среды обитания, порядка пользования животным миром, уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, нарушение правил охоты и рыболовства (ст. 84"-86).
Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» предусмотрены более общие экологические правонарушения, среди которых можно отметить следующие:
♦ несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды;
♦ неподчинение предписаниям органов, осуществляющих государственный экологический контроль;
превышение установленных нормативов предельно допустимых уровней вредного воздействия: шума, вибрации, радиации, магнитных полей;
незаконное расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранной деятельностью;
невыполнение обязательных мер по восстановлению нарушенной окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов.
На руководителей или собственников предприятий, деятельность которых можно квалифицировать как административное правонарушение, могут накладываться следующие взыскания: предупреждение или штраф, максимальный размер которого составляет 20 минимальных размеров оплаты труда. Крайними мерами наказания являются приостановление или закрытие предприятия, а также ограничение или" лишение права природопользования, т. е. лицензии.
Гражданско-правовая ответственность предполагает имущественную ответственность предприятия-загрязнителя за вред, который может быть нанесен вследствие его хозяйственной деятельности окружающей природной среде или здоровью человека.
Причинителями вреда являются юридические и физические лица, предприниматели независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, совершившие экологические правонарушения. Причинителем вреда может быть и сама природа: ее стихийные силы, катастрофы (землетрясения, извержения вулканов, оползни и т. п.). Потерпевшими также могут быть юридические и физические лица, сама окружающая природная среда с ее объектами и ресурсами.
Итак, вследствие экологического правонарушения может быть нанесен вред окружающей природной среде и здоровью человека. В этом случае причинитель вреда обязан этот вред возместить. Законодательством предусмотрены разные формы и порядок возмещения ущерба.
Если вред нанесен окружающей природной среде, то от имени «потерпевшей» природы истцами выступают соответствующие органы власти, экологические органы, которые в судебном порядке взыскивают с причинителя вреда денежную компенсацию на восстановление природных объектов.
Если вследствие загрязнения окружающей среды нанесен ущерб здоровью людей, то пострадавшие имеют право на компенсацию, которая выплачивается либо государством, либо причинителем вреда. Порядок возмещения ущерба, сумма компенсации зависят от конкретных условий.
При возмещении вреда здоровью граждан, причиненного загрязнением и иными экологически вредными воздействиями окружающей природной среде, компенсации по общему правилу подлежат следующие расходы:
затраты на лечение и восстановление здоровья;
расходы на возмещение материальных потерь в связи с утратой работоспособности;
иные убытки - вынужденный переезд на новое место жительства, преждевременный уход на пенсию, упущенные профессиональные возможности, а также ущерб, вызванный психическими отклонениями из-за негативного воздействия окружающей среды, моральный вред.
Решающее значение имеет наличие причинной связи между вредом здоровью и источником его причинения, которое доказывается результатами медико-социальной экспертизы.
Действующее законодательство предусматривает исковую и административную формы возмещения вреда (рис. 52).
За экологические правонарушения, которые отличаются наивысшей степенью общественной опасности и тяжелыми последствиями, предусмотрена уголовная ответственность (лишение свободы, конфискация имущества, крупный денежный штраф и т. п.). Применение мер этого вида ответственности за экологические преступления определяется Уголовным кодексом. Единственным основанием назначения уголовного наказания является приговор суда. К тяжелым экологическим преступлениям относятся, например, умышленное уничтожение или повреждение лесных массивов путем поджога, и т. п.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Экологическая безопасность обычно определяется как состояние защищенности человека от воздействия негативных факторов окружающей среды.
Человечество находится уже в таком периоде развития, что обеспечение его экологической безопасности становится даже более важным, чем дальнейший прогресс.
Концепция экологической безопасности является основной составной частью Концепции национальной безопасности страны.
Экологическая опасность для России проявляется в следующих формах:
образование больших зон экологического неблагополучия и бедствия;
деградация животных и растительных ресурсов страны (в основном лесных и рыбных ресурсов), плодородия почв;
истощение минеральных и топливных ресурсов;
возрастание риска техногенных катастроф;
ухудшение качества питьевой воды и прибрежных вод морей;
распространение радиоактивного загрязнения;
загрязнение воздушного бассейна и изменение климата;
загрязнение продуктов питания;
социальная напряжённость в районах с неблагоприятной экологической обстановкой;
общее ухудшение качества среды обитания, ведущее к сокращению продолжительности жизни.
Приоритеты государственной политики в области обеспечения экологической безопасности России:
обеспечение экологически безопасного устойчивого развития в условиях рыночных отношений;
охрана среды обитания человека;
восстановление нарушенных экосистем в экологически неблагополучных регионах страны;
участие России в решении межгосударственных и глобальных экологических проблем.
Основные направления действий в области обеспечения экологической безопасности:
совершенствование управления в области охраны окружающей среды, природопользования;
совершенствование системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
экологически обоснованное размещение производительных сил;
экологически безопасное развитие всех отраслей производств (энергетики, промышленности, транспорта и т.д.);
неистощительное использование возобновимых и рациональное использование невозобновимых природных ресурсов;
расширение использования вторичных ресурсов;
сокращение объемов и надежное захоронение всех видов отходов;*
оздоровление, среды обитания в местах проживания людей;
обеспечения населения питьевой водой хорошего качества;
обеспечения населения продуктами питания высокого качества;
сведение к возможному минимуму загрязнения атмосферного воздуха и воды;
обеспечение радиационной безопасности населения;
предупреждение и возможное уменьшение опасного воздействия природных явлений, техногенных аварий и катастроф;
экологическое образование и воспитание населения;
сохранение биологического разнообразия;
развитие системы особо охраняемых природных территорий;
защита озонового слоя;
предотвращение антропогенного изменения климата и опустынивания;
охрана и восстановление лесов;
обеспечение экобезопасности при уничтожении оружия массового поражения;
решение межгосударственных экологических проблем;
развитие системы природных комплексов курортно-оздоровительного назначения.
Необходимые условия обеспечения экологической безопасности:
♦ использование и совершенствование нормативно-правовой базы;
♦. использование механизмов экономического и организационно-административного характера;
♦ необходимое и достаточное финансирование природоохранных мероприятий;
развитие сети экологического мониторинга (за состоянием окружающей среды);
поддержка экологических научных исследований;
создание и развитие системы непрерывного экологического образования и воспитания.
Основными принципами формирования политики по обеспечению экологической безопасности в России являются:
приоритет безопасности для жизни и здоровья граждан и общества в целом, общечеловеческих ценностей;
минимизация ущерба окружающей среде и ответственность за причиненный ей вред;
платность природопользования;
обязательность государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы всех проектов программ строительства и производства любой продукции;
обеспечение полной, достоверной, своевременной информации граждан об угрозе экологической безопасности;
широкая гласность по вопросам, касающимся экологической безопасности.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Природа не знает государственных границ, она всеобща и едина. Поэтому нарушения в экосистеме одной страны неминуемо вызывают ответную реакцию в сопредельных. Так же не признают государственных границ и все другие компоненты природной среды (речной сток, морские акватории, мигрирующие виды животных и т. п.).
Высокая приоритетность экологического фактора в международных отношениях постоянно возрастает, что связано с прогрессирующим ухудшением состояния биосферы. Все основные слагаемые экологического кризиса (парниковый эффект, истощение озонового слоя, деградация почв, радиационная опасность, исчерпание энергетических и других запасов планеты и т. п.) становятся экологическими императивами и определяют новые формы и правила взаимодействия государств.
Объекты охраны окружающей среды подразделяются на национальные (внутригосударственные) и международные (общемировые).
К национальным объектам относятся земля, воды, недра, дикие животные и другие элементы природной среды, которые находятся на территории государства. Национальными объектами государства распоряжаются свободно. Сохраняют и управляют ими на основании собственных законов в интересах своих народов.
Международные объекты охраны окружающей природной среды - это объекты, которые находятся либо в пределах международных пространств: космос, атмосферный воздух, Мировой океан и Антарктида, либо перемещаются по территории различных стран (мигрирующие виды животных). Эти объекты не входят в юрисдикцию государств и не являются чьим-либо национальным достоянием. Их осваивают и охраняют на основании различных договоров, конвенций, протоколов, отражающих совместные усилия международного сообщества.
Первое международное мероприятие, посвященное проблемам охраны окружающей природной среды, состоялось в 1972 году - Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды. В декларации Стокгольмской конференции были сформулированы принципы международного сотрудничества в области экологии:
Государство вправе использовать собственные ресурсы в соответствии со своей национальной политикой в подходе к проблемам окружающей среды.
Природные ресурсы Земли должны быть сохранены на благо нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования деятельности человека и управления ею по мере необходимости.
Невозобновимые ресурсы должны разрабатываться таким образом, чтобы обеспечивалась их защита от истощения в будущем и чтобы выгоды от их разработки получали все.
Во Всемирной хартии природы (ВХП), принятой Генеральной Ассамблеей ООН 28.10.1982 года, был сформулирован ряд основополагающих принципов рационального использования природных ресурсов:
1. Биологические ресурсы используются лишь в пределах их природной близости к восстановлению.
Производительность почв поддерживается или улучшается благодаря мерам по сохранению их долгосрочного плодородия и процесса разложения органических веществ, по предотвращению эрозии и любых других форм саморазрушения.
Ресурсы многократного пользования, включая воду, используются повторно или рециклируются.
Невозобновляемые природные ресурсы однократного использования эксплуатируются в меру, с учетом их запасов, рациональной возможности их переработки для потребления и совместимости их эксплуатации с функционированием естественных систем.
Необходимо воздерживаться от деятельности, способной нанести ущерб природе.
Должны приниматься особые меры с целью недопущения сброса радиоактивных и токсичных отходов.
Районы, пришедшие в результате деятельности человека в упадок, подлежат восстановлению в соответствии с их природным потенциалом и требованиями благосостояния проживающего в этом районе населения.
Декларация по окружающей среде и развитию, принятая на конференции ООН в Рио-де-Жанейро 14.06.1992 г., содержит около 40 разделов по направлениям деятельности мирового сообщества в области взаимосвязанных проблем окружающей среды до 2000 года и на долгосрочную перспективу с предложениями о путях и средствах достижения поставленных целей.
Переход к устойчивому развитию, согласно этому документу, требует решения трех стратегических задач, которые стоят перед мировым сообществом:
♦ ограничение роста производства и потребления в промышленно развитых странах мира, являющихся главными потребителями ресурсов и источниками загрязнения;
ограничение роста населения, особенно в развивающихся странах;
предотвращение углубления неравенства между богатыми и бедными, ввергшего 75% человечества в борьбу за выживание и вызвавшего обострение социальных конфликтов.
На конференции были одобрены пять основных документов: Декларация Рио об окружающей среде и развитии; Повестка дня - XXI в.; Заявление о принципах управления, сохранения и устойчивого развития всех типов лесов; Рамочная конвенция по проблеме изменений климата; Конвенция по биологическому разнообразию.
Важнейшими достижениями Конференции ООН было признание следующих фактов: «проблемы окружающей среды и экономического развития не могут развиваться раздельно» (принцип 4), «государства должны сотрудничать в духе всемирного партнерства с целью сохранить, защитить и восстановить здоровье и целостность экосистемы Земли» (принцип 7), «мир, развитие и защита окружающей среды взаимосвязаны и неразделимы» (принцип 25). Декларация включает 27 таких принципов.
В основу разработки экологической стратегии государствам мирового сообщества рекомендовалось положить концепцию устойчивого развития.
Охраной окружающей среды занимаются более 100 международных организаций, наиболее авторитетной среди них является ООН. В 1972 году при ООН был создан ЮНЕП - специальный орган по окружающей среде. МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) осуществляет программу «Ядерная (Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры) одобрила программы «Человек и биосфера», «Человек и его окружающая среда». ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) занимается проблемами* гигиены, борьбы с загрязнением воздуха. ВМО (Всемирная метеорологическая организация) занимается климатической программой, ФАО (Всемирная организация продовольствия) - решением проблемы перераспределения продовольственных ресурсов.
МСОП (Международный союз охраны природы) оказывает содействие и сотрудничает с национальными и международными объединениями, гражданами, осуществляет реализацию Всемирной стратегии охраны природы (ВСОП).
Самым известным международным общественным движением является «Гринпис» - «Зеленый мир», главным направлением деятельности которого является противодействие радиоактивному загрязнению окружающей среды.
УЧАСТИЕ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ
Наша страна играет значительную роль в решении глобальных и региональных экологических проблем. Основные направления международного сотрудничества России в области охраны окружающей среды следующие:
государственные инициативы;
международные организации;
международные конвенции и соглашения;
двустороннее сотрудничество.
Российская Федерация участвует более чем в 50 международных природоохранных договорах, конвенциях, соглашениях. Наша страна являлась одним из инициаторов и стала участницей подписания исторических международных соглашений: Конвенции о запрещении военного или любого другого враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.); Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Сейчас с участием России реализуются Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большом расстоянии (1979 г.), Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (1992 г.), Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (1973 г.), и др.
В 1992 году в Москве страны СНГ заключили межправительственное соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды. В соответствии с ним в июле 1992 года на совещании в Минске руководители природоохранных ведомств государств-участников соглашения подписали протокол о создании и полномочиях Межгосударственного экологического совета (МЭС). Советом был утвержден перечень самых уязвимых природных зон на территории стран Содружества. В настоящее время разрабатывается несколько соглашений между странами СНГ: об охране и использовании мигрирующих видов птиц и млекопитающих и мест их обитания; о редких, находящихся под угрозой исчезновения видах животных и растений; о сотрудничестве меду МЭС и ЮНЕП.
Активно развивается двустороннее сотрудничество России с США, Скандинавскими странами, Германией.
Подписано соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндии о реализации проектов сотрудничества в области охраны окружающей среды по объектам, расположенным на территории Республики Карелия, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областей и г. Санкт-Петербурга.
Развивается российско-германское сотрудничество, в частности, по решению экологических проблем в Тульской и Калининградской областях, в районе озера Байкал. Завершены работы по внедрению проекта ИРИС (создание системы радиологического
Методические указания к лекционному курсу
по дисциплине Экология для студентов специальности
К федеральным органам общей компетенции, осуществляющим (наряду с другими функциями) управление и контроль природопользования и охраны окружающей среды относятся: Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, федеральные суды. Аналогичные органы экологического управления общей компетенции действуют, как правило, в субъектах РФ и муниципальных образованиях. В Москве это – глава администрации (мэр города), Законодательное собрание (Московская городская Дума), Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы, мировые суды.
Новая система органов исполнительной власти построена в ходе административной реформы, проведенной согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
Важнейшие специализированные функции экологического управления осуществляет Министерство природных ресурсов РФ. Согласно Постановлению Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 160 «Вопросы Министерства природных ресурсов Российской Федерации» МПР России самостоятельно осуществляет правовое регулирование, разрабатывает и представляет проекты актов по вопросам:
– геологическое изучение, рациональное использование и охрана недр;
использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов;
использование и охрана водных объектов;
– эксплуатация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений) и обеспечение их безопасности;
– охрана, использование и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания;
особо охраняемые природные территории;
– охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
охрана атмосферного воздуха;
– обращение с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных);
совершенствование экономического механизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды.
Другим специализированным природоохранным органом является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 181 оно осуществляет правовое регулирование по вопросам использования земель сельскохозяйственного назначения, изучения, сохранения, воспроизводства и использования водных биологических ресурсов, охоты и охотничьего хозяйства, обеспечения ветеринарного и фитосанитарного благополучия территории Российской Федерации.
Однако основную массу специализированных государственных органов в области охраны окружающей среды составляют федеральные службы и агентства, выделенные в ходе административной реформы из министерств и получившие от них большинство функций правоприменения, контроля и надзора.
Федеральное агентство по сельскому хозяйству согласно постановлению Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 183 осуществляет правоприменительные функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом Минсельхоза России; оно осуществляет также оказание услуг противоэпизоотического характера в области обеспечения защиты и карантина растений, химизации в агропромышленном комплексе; организацию эксплуатации мелиоративных систем федеральной собственности; организацию формирования и использования федерального фонда семян сельскохозяйственных растений; ведение мониторинга объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты; формирование информационных банков данных в области ветеринарии, племенного животноводства, селекционных достижений, пестицидов, агрохимикатов, плодородия почв и др.
Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 201 осуществляет:
– государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; за использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов; за использованием и охраной водных объектов; в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания; в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения; в области охраны окружающей среды; за охраной атмосферного воздуха;
– надзор за соблюдением законодательства РФ в отношении объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и водных биологических ресурсов в особо охраняемых природных территориях;
– контроль за деятельностью в области обращения с отходами производства и потребления, трансграничными перемещениями отходов; за производством и потреблением озоноразрушающих веществ; за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий, а также требований технических регламентов;
– надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией гидротехнических сооружений в пределах своей компетенции;
– лицензирование деятельности в области обращения с опасными отходами; выдача и аннулирование разрешений и лицензий на выбросы и сбросы загрязняющих веществ; на оборот дикий животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную Книгу РФ; на транзит через территорию России ядовитых веществ и др.;
– организация и проведение государственной экологической экспертизы.
Федеральными органами исполнительной власти, находящимися в ведении МПР России, являются агентства, преобразованные из соответствующих Государственных служб согласно Постановлениям Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 169-171: Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию.
В их ведении находится организация работ по охране и рациональному неистощительному пользованию соответствующим ресурсом, ведение кадастра и мониторинга и других мероприятий, обусловленных спецификой данного природного объекта.
Иные органы осуществляют отдельные функции управления в сфере охраны окружающей среды.
Министерство здравоохранения и социального развития РФ координирует и регулирует вопросы охраны здоровья населения в связи с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды обитания и условий жизнедеятельности.
Федеральная служба по надзору в области защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет функции контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологического состояния окружающей среды.
Министерство внутренних дел РФ участвует в надзоре за соблюдением владельцами автотранспорта требований об охране окружающей среды от загрязнения выхлопными газами, в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий (быстрых и непрерывных распространений заболеваний среди людей) и эпизоотии (распространений заболеваний среди животных).
Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ осуществляет руководство и координацию работ в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных радиационными авариями и катастрофами, стихийными бедствиями.
Государственный комитет по стандартизации и метрологии, который занимался формированием и реализацией государственной политики в области стандартизации и метрологии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, преобразован в Федеральную службу по техническому регулированию и метрологии с передачей функций нормативного правового регулирования Министерству промышленности и энергетики РФ.
Государственный комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, который обеспечивал разработку, принимал и издавал нормы и правила с экологическими требованиями в области строительства, архитектуры, градостроительства и осуществлял контроль за их соблюдением, преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству с передачей функций по принятию нормативных правовых актов Министерству промышленности и энергетики, а функций по надзору и контролю - Федеральной службе по технологическому надзору.
Федеральный горный и промышленный надзор России, который осуществлял обеспечение охраны недр и соблюдение законодательства всеми пользователями недр, надзор за безопасным ведением работ с учетом экологических требований, преобразован в Федеральную службу по технологическому надзору с передачей функций формативного правового регулирования Министерству промышленности и энергетики РФ.
Надзор России по ядерной и радиационной безопасности, который занимался формированием системы правовых, экономических и организационно-технических мер, надзором за соблюдением требований по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, переименован в Федеральную службу по атомному надзору.
Блок законопроектов по природным ресурсам.
Блок законопроектов по радиационной безопасности населения.
Общие законопроекты.
1.Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
2. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 174-ФЗ (с изменениями от 15.04.98).
3. Федеральный закон «О гидрометеорологической службе» от 09.07.98 № 113-ФЗ.
4. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 № 134-ФЗ.
Блок законопроектов по экологической безопасности .
1. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ.
2. Федеральный закон «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 №68-ФЗ.
3. Федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» от 05.06.96 № 86-ФЗ с изменениями от 12.07.2000 № 96-ФЗ.
4. Федеральный закон «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 25.11.94 № 49-ФЗ.
5. Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.97 № 109-ФЗ.
6. Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 № 117-ФЗ (с изменениями от 30.12.01).
7. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.98 № 89-ФЗ (с изменениями от 29.12.2000 № 169-ФЗ).
1. Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21.11.95 № 170-ФЗ (с изменениями от 28.03.02 № 33-ФЗ).
2.Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.96 № 3-ФЗ.
3. Федеральный закон «О финансировании особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов» от 03.04.96 № 29-ФЗ.
4. Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» от 10.07.01 № 92-ФЗ.
1. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.09.99 № 96-ФЗ.
2. Федеральный закон «Водный кодекс Российской Федерации» от 16.11.95 № 167-ФЗ.
3. Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами» от 06.09.98 № 71-ФЗ (с изменениями от 07.08.01 № 111-ФЗ).
4. Федеральный закон «Об охране озера Байкал» от 01.05.99
№ 94-ФЗ (с изменениями от 30.12.2000).
5. Федеральный закон «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.01 № 136-ФЗ.
6. Федеральный закон «Об индексации ставок земельного налога» от 14.12.01 № 163-ФЗ.
7. Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю» от 17.07.01 № 101-ФЗ.
8. Федеральный закон «О мелиорации земель» от 10.01.96 № 4-ФЗ.
9. Федеральный закон «О недрах» от 03.03.95 № 27-ФЗ (с изменениями от 08.08.01).
10.Федеральный закон «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции» от 21.07.97 № 112-ФЗ.
11.Федеральный закон «Лесной кодекс Российской Федерации» от 29.01.97 № 22-ФЗ.
12.Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.12.95 № 26-ФЗ.
13.Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.95 № 169-ФЗ.
14.Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95 № 52-ФЗ.
15.Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.98 № 155-ФЗ.
16.Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.95 № 187-ФЗ (в ред. от 08.08.01).
17.Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 07.05.01 № 49-ФЗ.
С 1 января 1997 г. действует Уголовный кодекс Российской Федерации, в котором в гл. 26 рассмотрены вопросы экологических преступлений.
3.Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ затрагивают широкий круг экологических вопросов. Например, Указ о федеральных природных ресурсах (1993 г.) или Указ о концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (1996 г.).
4.Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды в виде постановлений, инструкций, приказов и т.д. Они являются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц.
5.Нормативные решения органов местного самоуправления (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающей природной среды.
Государственные органы управления и контроля в области охраны окружающей среды подразделяются на две категории: органы общей и специальной компетенции.
К государственным органам общей компетенции относятся Президент, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов федерации, муниципальные органы. Эти органы определяют основные направления природоохранной политики, утверждают экологические программы, обеспечивают экологическую безопасность, устанавливают правовые основы и нормы в пределах своей компетенции, и т.д. Наряду с охраной окружающей природной среды государственные органы этой категории ведают и другими экологическими вопросами, входящих в круг их полномочий.
Государственные органы категории специальной компетенции подразделяются на комплексные, отраслевые и функциональные.
Комплексные органы выполняют все природоохранные задачи или какой-либо их блок. Деятельность требует специальной организации. Для этого необходим независимый от интересов отдельных организаций и отраслей хозяйства орган, способный управлять природопользованием как единым комплексом. В нашей стране впервые такой орган был создан в 1988 г. - Государственный комитет по охране природы СССР, в 1991 г. - Министерство экологии и природных ресурсов РСФСР, впоследствии переименованное в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов России. В 2000 г. функции по рационализации природопользования и охране окружающей среды переданы Министерству природных ресурсов РФ. То есть функция использования природы и ее охрана, к сожалению, вновь сосредоточились в одном органе. В условиях доминирования в стране экономических приоритетов над экологическими такая ситуация представляется крайне нежелательной.
Главными задачами/указанного министерства в области рационального природопользования и охраны природы являются: контроль за использованием и охраной всех природных ресурсов; разработка предложений по рационализации природопользования; утверждение стандартов и правил природопользования, обязательных для всех остальных министерств и ведомств, и контроль за их соблюдением; руководство заповедным делом и ведение общегосударственной Красной книги; распространение экологических знаний среди населения; государственная экологическая экспертиза всех крупных строек и проектов; организация экологического мониторинга и др.
К комплексным органам управления относятся также:
Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава РФ (Санэпиднадзор РФ) - координатор деятельности всех ведомств и организаций в области санитарной охраны через систему территориальных органов (санэпидстанций и инспекций);
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) - осуществляет экологический контроль за состоянием окружающей природной среды, информирует население об изменениях в окружающей среде с помощью широкой сети наблюдательных пунктов и др.;
Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) - обеспечивает безопасность людей в условиях экстремальной ситуации, стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф.
Отраслевые органы (Роскомзем, Рослесхоз, Госкомрыболовство, Минсельхоз России) выполняют функции управления и надзора по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов и объектов.
Функциональные органы выполняют одну или несколько родственных функций в отношении природных объектов: Минатом России (обеспечение ядерной и радиационной безопасности); Госгортехнад-зор России (контроль за использованием недр); Минздрав России (санитарно-эпидемиологический контроль) МВД России (охрана атмосферного воздуха от загрязнения транспортными средствами, санитарно-экологическая служба муниципальной милиции).
В настоящее время загрязнение среды и нарушение экологического равновесия приобрело глобальные масштабы. В связи с эти« возникла неотложная необходимость международного сотрудничества в целях предотвращения глобальной экологической катастрофы. Поэтому, помимо государственных существуют и международные органы управления природопользованием и охраной природы. Это Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Программа (комитет) ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Всемирный фонд дикой природы (ВВФ) и др.
Правовая охрана окружающей среды заключается в создании, обосновании и применении нормативных актов, определяющих как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению, которые образуют экологическое право, регулирующее отношения между природой и обществом.
Государственные органы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей среды подразделяются на две категории: органы общей и специальной компетенции.
К государственным органам общей компетенции относятся Президент, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, муниципальные органы. Эти органы определяют основные направления природоохранной политики, утверждают экологические программы, обеспечивают экологическую безопасность, устанавливают правовые основы и нормы в пределах своей компетенции, и т. д. Наряду с охраной окружающей среды государственные органы этой категории ведают и другими экологическими вопросами, входящих в круг их полномочий.
Государственные органы категории специальной компетенции подразделяются на комплексные, отраслевые и функциональные.
Комплексные органы выполняют все природоохранные Задачи или какой-либо их блок. До 2000 г. функции управления природопользованием и охраны окружающей среды выполняли ^Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии России) и Министерство природных ресурсов РФ?(МПР России) и другие ведомства. Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. Государственный комитет РФ по охране окружающей среды был упразднен и его функции переданы Министерству природных ресурсов РФ.
К комплексным органам управления относятся также:
- Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава РФ (Сан-эпиднадзор РФ) - координатор деятельности всех ведомств и организаций в области санитарной охраны через систему территориальных органов (санэпидстанций и инспекций);
- Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) - осуществляет экологический контроль за состоянием окружающей среды, информирует население об изменениях в окружающей среде с помощью широкой сети наблюдательных пунктов и др.;
- Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) - обеспечивает безопасность людей в условиях экстремальной ситуации, стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф.
Отраслевые органы (Роскомзем, Рослесхоз, Госкомрыбо-ловство, Минсельхоз России) выполняют функции управления и надзора по охране и использованию отдельных видов приходных ресурсов и объектов
Функциональные органы выполняют одну или несколько!родственных функций в отношении природных объектов: Минатом России (обеспечение ядерной и радиационной безопасности); Минздрав России (санитарно-эпидемиологический контроль) МВД России (охрана атмосферного воздуха от загрязнения транспортными средствами, санитарно-экологическая служба муниципальной милиции).
Процесс реорганизации государственных органов управления, контроля и надзора в области охраны окружающей среды продолжает совершенствоваться.
Так, 22 июля 2004 г. принято Постановление Правительства РФ о создании новой структуры - Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Рос-технадзор). Таким образом, начиная с 2004 г. в структуру руководящих исполнительных органов государственной власти в области охраны окружающей среды входят Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) и Рос-технадзор.
МПР России координирует деятельность федеральных служб лесного хозяйства, водных ресурсов, по недропользованию и др.
Ростехнадзор наделен широкими полномочиями в области контроля и надзора, в частности, организует и проводит государственную экологическую экспертизу, выдает разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, устанавливает лимиты на размещение отходов, осуществляет лицензирование деятельности по переработке, хранению и транспортировке по магистральным трубопроводам нефти, газа и т.д.
39- Биологический метод защиты растений - сокращение численности или уничтожение вредителей, сорняков и возбудителей болезней сельскохозяйственных культур с помощью других организмов (энтомофаги, антагонисты, патогены) или вырабатываемых ими биологически активных веществ (антибиотики, гормоны, аттрактанты).
Пестициды относятся к ингибиторам (отравителям) ферментов (биологических катализаторов). Под действием пестицидов часть биологических реакций перестаёт протекать и это позволяет: бороться с болезнями (антибиотики), дольше хранить пищу (консерванты), уничтожать насекомых (инсектициды), уничтожать сорняки (гербициды).
Пестициды применяются главным образом в сельском хозяйстве, хотя их используют также для защиты запасов продовольствия, древесины и других природных продуктов. Во многих странах с помощью пестицидов ведётся химическая борьба с вредителями лесов, а также переносчиками заболеваний человека и домашних животных (например с малярийными комарами).
37 - природные экосистемы
- от природы, естественные;
а агроэкосистемы - искусственные, созданные человеком!!!
Отличий много:
1. агроценоз-не может существовать без вмешательства человека, в нем отсутствует саморегуляция
2. кроме солнечной энергии агроценозу нужна энергия в виде удобрений
3. в агроценозе разомкнутый круговорот веществ, так как человек изымает из него продуценты (растения, урожай)
4.Видовое разнообразие в агроценозе намного меньше
5. пищевые цепи в агроценозе короткие. пищевые сети-неразветвленные
6. между компонентами агроценоза нет эволюционно возникших связей
7. Биомасса и продуктивность агроценоза по отдельной монокультуре намного выше, а общая по экосистеме-ниже.
8. Агроценоз-неустойчивая экосистема, при изменении условий быстро сменяется другой, природной.
36 - Агроэкосистемы - сознательно спланированные человеком территории, на которых сбалансировано получение сельскохозяйственной продукции и возврат её составляющих на поля для обеспечения круговорота минеральных и органических веществ. В правильно спланированные агроэкосистемы, кроме пашен, входят пастбища или луга и животноводческие комплексы.
Сельскохозяйственные экосистемы - это агроэкосистемы. Агроэкосистемы реферат
.
Главная цель создания агроэкосистемы - рациональное использование тех биологических ресурсов агроэкосистемы, которые непосредственно вовлекаются в сферу деятельности человека - источники пищевых продуктов, технологического сырья, лекарственных препаратов. Сюда же относятся специально культивируемые человеком виды, являющиеся объектами сельскохозяйственного производства: рыбоводства, звероводства, специального выращивания лесных культур, а также виды, используемые для промышленных технологий.
Агроэкосистемы создаются человеком для получения высокого урожая - чистой продукции автотрофов. Обобщая все уже сказанное выше об агроэкосистемах, подчеркнем следующие их основные отличия от природных (табл. 10.2):
1. В них резко снижено разнообразие видов: снижение видов культивируемых растений снижает и видовое разнообразие животного населения биоценоза; видовое разнообразие разводимых человеком животных ничтожно мало по сравнению с природным; культурные пастбища (с подсевом трав) по видовому разнообразию похожи на сельскохозяйственные поля.
2. Виды растений и животных, культивируемых человеком, «эволюционируют» за счет искусственного отбора и неконкурентоспособны в борьбе с дикими видами без «поддержки человека.
3. Агроэкосистемы получают дополнительную энергию, субсидируемую человеком, кроме солнечной.
4. Чистая продукция (урожай) удаляется из экосистемы и не поступает в цепи питания биоценоза, а частичное ее использование вредителями, потери при уборке, которые тоже могут попасть в естественные трофические цепи, всячески пресекаются человеком.
5. Экосистемы полей, садов, пастбищ, огородов и других агроценозов - это упрощенные системы, поддерживаем мые человеком на ранних стадиях сукцессии, и они столь же неустойчивы и неспособны к саморегуляции, как и природные пионерные сообщества, а потому не могут существовать без поддержки человека.
35-34 Сукцессия (от лат. successio - преемственность, наследование), последовательная смена одних фитоценозов (биоценозов, биогеоценозов) другими на определённом участке среды. Различают первичные С. (на первичносвободных от почвы грунтах) и вторичные (на местах разрушенных сообществ, где почва и некоторые живые организмы сохранились). Примеры С.: постепенное зарастание сыпучих песков, каменистых россыпей, отмелей (первичная); заселение растительными. и животными организмами заброшенных с.-х. земель - залежей, вырубок и др. (вторичная). С. обусловлены взаимодействием организмов друг с другом и со средой (вытеснение одних видов другими вследствие их биоэкологических преимуществ в данных условиях, поедание определённых видов растений теми или иными животными, различными вредителями, изменение физических и химических свойств почвы под воздействием живых организмов), изменением среды (климата, водного режима и т. п.), деятельностью человека (вырубка лесов, распашка земель, выпас скота, осушение, орошение, строительство городов).
Смены одного фитоценоза (биоценоза, биогеоценоза) другими в ходе С. образуют сукцессионный ряд, или серию. Если естественное течение С. не нарушается, она приводит к формированию относительно стабильного (климаксного) сообщества, которое характеризуется равновесием между фауной, флорой и окружающей средой и без вмешательства извне может сохраняться неопределенно долго.
34 - Понятие о динамике экосистем. Экосистемы подвержены непрерывным изменениям. Одни виды постепенно отмирают или вытесняются, уступая место другим. Внутри экосистем постоянно протекают процессы разрушения и новообразования. Например, старые деревья отмирают, падают и перегнивают, а покоящиеся рядом до поры до времени в почве семена прорастают, давая новый цикл развития жизни.
Постепенные процессы изменения экосистем могут носить иной характер в случае катастрофических воздействий на них. Если разрушение биоценоза вызвано, например, ураганом, пожаром или рубкой леса, то восстановление исходного биоценоза происходит медленно.
Сукцессионные смены обычно связывают с тем, что существующая экосистема (сообщество) создает неблагоприятные условия для наполняющих ее организмов (почвоутомление, неполный круговорот веществ, самоотравление продуктами выделений или разложения и т. п.).
Такие явления реальны, но не объясняют всех случаев смен экосистем. Например, в северных лесах внедрение ели под полог лиственных древесных сообществ связано прежде всего с тем, что она использует биологические свойства этих сообществ по слабому притенению почвы. Сами же почвенные условия остаются не только благоприятными для лиственных древостоев, но и постепенно улучшаются для них (идет накопление питательных веществ, уменьшается кислотность почв и т.п.). Следовательно, здесь нет оснований говорить о самоотравлении или других подобных причинах смен.
Не подтверждается безоговорочно и точка зрения о том, что появление ели под пологом лиственных древостоев связано с тем, что в молодом возрасте она требует затенения. Известно, например, что ель и в молодом возрасте прекрасно растет при полном освещении (значительно лучше, чем под пологом других древесных видов). Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные примеры создания культурных фитоценозов ели (посадкой молодых растений или посевом семян) на открытых площадях.
Продуктивность экосистем
При анализе продуктивности и потоков вещества и энергии в экосистемах выделяют понятия биомасса и урожай на корню . Под урожаем на корню понимается масса тел всех организмов на единице площади суши или воды , а под биомассой - масса этих же организмов в пересчёте на энергию (например, в джоулях) или в пересчёте на сухое органическое вещество (например, в тоннах на гектар) . К биомассе относят тела организмов целиком, включая и витализированные омертвевшие части и не только у растений, к примеру, кора и ксилема, но и ногти и ороговевшие части у животных. Биомасса превращается в некромассу только тогда, когда отмирает часть организма (отделяется от него) или весь организм. Часто зафиксированные в биомассе вещества являются «мёртвым капиталом», особенно это выражено у растений: вещества ксилемы могут сотнями лет не поступать в круговорот, служа только опорой растения .
Под первичной продукцией сообщества (или первичной биологической продукцией) понимается образование биомассы (более точно - синтез пластических веществ) продуцентами без исключения энергии, затраченной на дыхание за единицу времени на единицу площади (например, в сутки на гектар).
Первичную продукцию сообщества разделяют на валовую первичную продукцию , то есть всю продукцию фотосинтеза без затрат на дыхание, и чистую первичную продукцию , являющуюся разницей между валовой первичной продукцией и затратами на дыхание. Иногда её ещё называют чистой ассимиляцией или наблюдаемым фотосинтезом ).
Чистая продуктивость сообщества - скорость накопления органического вещества, не потребляемого гетеротрофами (а затем и редуцентами). Обычно вычисляется завегетационный период либо за год . Таким образом, это часть продукции, которая не может быть переработана самой экосистемой. В более зрелых экосистемах значение чистой продуктивости сообщества стремится к нулю (см. концепцию климаксных сообществ).
Вторичная продуктивность сообщества - скорость накопления энергии на уровне консументов. Вторичную продукцию не подразделяют на валовую и чистую, так как консументы только потребляют энергию, усвоенную продуцентами, часть её не ассимилируется, часть идёт на дыхание, а остаток идёт в биомассу, поэтому более корректно называть её вторичной ассимиляцией .
Важным свойством организмов, их популяций и экосистем в целом является их способность к созданию (продуцированию) органического вещества, которое называют продукцией. Все живое вещество, которое содержится в экосистеме или ее элементах вне зависимости от того, за какой период оно образовалось и накопилось, называется биомассой. Обычно биомасса и продукция выражаются через абсолютно сухой вес. Это важный параметр, так как им определяется общий поток энергии через биотический компонент экосистемы, а значит, и количество (биомасса) живых организмов, которые могут существовать в экосистеме.
Как вам известно, из 100% солнечной энергии лишь приблизительно 1% поглощается хлорофиллом и используется для синтеза органических молекул (остальные 99% солнечной энергии отражаются, поглощаются с переходом в тепло или расходуются на испарение воды).
Консументы частично используют пищу для обеспечения жизненных процессов ("затраты на дыхание"), а частично строят на ее основе собственное тело. Результат создания и накопления биомассы на уровне консументов (животных) называется вторичной продукцией.
Скорость создания органического вещества в экосистемах называется биологической продуктивностью. Продуктивность выражается количеством биомассы, синтезируемой за единицу времени (час, сутки, год) на единице площади (квадратные метры, гектар) или в единице объема (для водных экосистем: литры, кубические метры). Продуктивность может быть выражена энергетическим эквивалентом биомассы.
Общая сумма биомассы, созданной автотрофами, определяется как валовая первичная продукция (ВПП). Примерно 20% энергии, заключенной в ней, расходуется растениями на "дыхание" (на рисунке обозначена буквой R).
Экологические прамиды
Экологическая пирамида - графические изображения соотношения между продуцентами и консументами всех уровней (травоядных, хищников, видов, питающихся другими хищниками) в экосистеме. Эффект пирамид в виде графических моделей разработан в 1927 году Ч. Элтоном .
Выражается:
§ в единицах массы (пирамида биомасс),
§ в числе особей (пирамида чисел Элтона)
в заключенной в особях энергии (пирамида энергий).
Похожая информация.