Государственные органы охраны природы. Государственные органы охраны окружающей среды

Право - единая система общеобязательных правил (норм), которые установлены или санкционированы государством. Соблюдение норм права обеспечивается государством в принудительном порядке.

Закон Российской Федерации «О радиационной безопасности населения» (1995) провозглашает принцип приоритета здоровья человека и окружающей природной среды при практическом использовании и эксплуатации объектов ионизирующих излучений. Правовая защита людей, вовлеченных в сферу использования ядерных и радиационных установок, радиоактивных веществ и др, гарантируется данным Законом.

В случае радиационной аварии Закон гарантирует возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан. Законом устанавливается также компенсация за повышенный риск, связанного с проживанием вблизи ядерных и радиационных установок, в виде улучшения социально-бытовых условий населения и др.

Закон Российской Федерации «О недрах» (1992) устанавливает правовые отношения при изучении, использовании и охране недр. К числу эколого-правовых нарушений, затрагивающих недра как часть природной среды. Закон в первую очередь относит их загрязнение.

Основы лесного законодательства (1977) закрепляют требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. Основные правовые нормы направлены на использование леса как природного ресурса, воспроизводство лесов, охрану и защиту лесов и т.д.

Закон Российской Федерации «О животном мире» (1995). В нем содержатся эколого-правовые и административные нормы с учетом новых экономических отношений. Согласно закону к эколого-правовым нарушениям отнесены незаконный лов рыбы, уничтожение редких и исчезающих животных и др.

Закон Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» (1998) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду .

Важнейшие экологические требования были отражены также в законе РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999), «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья» (1993) и др.

3. Указы и распоряжения Президента затрагивают широкий круг экологических вопросов. Примером могут служить Указ от 16 декабря 1993 г о федеральных природных ресурсах или Указ от 1 апреля 1996 г о концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

4. Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по самым разнообразным вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды в виде постановлений, инструкций, приказов, и т.д. Подобного рода акты выпускаются Министерством природных ресурсов РФ (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования), Министерством здравоохранения и социального развития РФ (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) и др. Они считаются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц.

5. Нормативные решения местных административных органов (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающей природной среды.

Государственные органы охраны окружающей природной среды

Государственные органы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей природной среды подразделяются на две категории органы общей и специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенции относятся Президент, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, муниципальные органы. Эти органы определяют основные направления природоохранной политики, утверждают экологические программы, обеспечивают экологическую безопасность, устанавливают правовые основы и нормы в пределах своей компетенции, и т.д. Наряду с охраной окружающей природной среды государственные органы этой категории ведают и другими экологическими вопросами, входящих в круг их полномочий.

Государственные органы категории специальной компетенции подразделяются на комплексные, отраслевые и функциональные.

Комплексные органы выполняют все природоохранные задачи или какой-либо их блок. Среди комплексных органов наибольшее число функций по управлению в области экологии возложено на Министерство природных ресурсов РФ (МПР РФ). Оно осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов. Вторым министерством, участвующим в охране окружающей среды, является Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Его функции связаны с обеспечением безопасности людей в условиях экстремальной ситуации, стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф. К комплексным органам управления относятся также Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Генеральная прокуратура РФ.

Отраслевые органы (Министерство промышленности и энергетики РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ и др.) выполняют функции управления и надзора по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов и объектов.

Функциональные органы (Федеральная служба по гидрометереологии и мониторингу окружающей среды РФ, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и др.) выполняют одну или несколько родственных функций в отношении природных объектов.

Государственные органы управления и контроля в области охра­ны окружающей среды подразделяются на две категории: органы общей и специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенции относятся Пре­зидент, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов феде­рации, муниципальные органы. Эти органы определяют основные на­правления природоохранной политики, утверждают экологические про­граммы, обеспечивают экологическую безопасность, устанавливают правовые основы и нормы в пределах своей компетенции, и т.д. Наря­ду с охраной окружающей природной среды государственные орга­ны этой категории ведают и другими экологическими вопросами, вхо­дящих в круг их полномочий.

Государственные органы категории специальной компетенции подразделяются на комплексные, отраслевые и функциональные.

Комплексные органы выполняют все природоохранные задачи или какой-либо их блок. Деятельность требует специальной организа­ции. Для этого необходим независимый от интересов отдельных орга­низаций и отраслей хозяйства орган, способный управлять природо­пользованием как единым комплексом. В нашей стране впервые та­кой орган был создан в 1988 г. - Государственный комитет по охра­не природы СССР, в 1991 г. - Министерство экологии и природных ресурсов РСФСР, впоследствии переименованное в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов России. В 2000 г. функции по рационализации природопользования и охране окружаю­щей среды переданы Министерству природных ресурсов РФ. То есть функция использования природы и ее охрана, к сожалению, вновь со­средоточились в одном органе. В условиях доминирования в стране экономических приоритетов над экологическими такая ситуация пред­ставляется крайне нежелательной.

Главными задачами/указанного министерства в области рацио­нального природопользования и охраны природы являются: контроль за использованием и охраной всех природных ресурсов; разработка предложений по рационализации природопользования; утверждение стандартов и правил природопользования, обязательных для всех ос­тальных министерств и ведомств, и контроль за их соблюдением; ру­ководство заповедным делом и ведение общегосударственной Крас­ной книги; распространение экологических знаний среди населения; государственная экологическая экспертиза всех крупных строек и проектов; организация экологического мониторинга и др.

К комплексным органам управления относятся также:

Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава РФ (Санэпиднадзор РФ) - координатор деятельности всех ведомств и организаций в области санитарной охраны через систему территориальных ор­ганов (санэпидстанций и инспекций);

Федеральная служба России по гидрометеорологии и монито­рингу окружающей среды (Росгидромет) - осуществляет эколо­гический контроль за состоянием окружающей природной среды, информирует население об изменениях в окружающей среде с помощью широкой сети наблюдательных пунктов и др.;

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычай­ных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) - обеспечивает безопасность людей в условиях экстре­мальной ситуации, стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф.

Отраслевые органы (Роскомзем, Рослесхоз, Госкомрыболовство, Минсельхоз России) выполняют функции управления и надзора по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов и объектов.

Функциональные органы выполняют одну или несколько род­ственных функций в отношении природных объектов: Минатом России (обеспечение ядерной и радиационной безопасности); Госгортехнад-зор России (контроль за использованием недр); Минздрав России (са­нитарно-эпидемиологический контроль) МВД России (охрана атмос­ферного воздуха от загрязнения транспортными средствами, санитарно-экологическая служба муниципальной милиции).

В настоящее время загрязнение среды и нарушение экологиче­ского равновесия приобрело глобальные масштабы. В связи с эти« возникла неотложная необходимость международного сотрудничества в целях предотвращения глобальной экологической катастрофы. Поэтому, помимо государственных существуют и международные органы управления природопользованием и охраной природы. Это Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Программа (комитет) ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Всемир­ный фонд дикой природы (ВВФ) и др.

Правовая охрана окружающей среды заключается в создании, обосновании и применении нормативных актов, определяющих как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению, которые образуют экологическое право, регулирующее отношения между природой и об­ществом.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ПАСПОРТИЗАЦИЯ

Общие положения экологического законодатель­ства России конкретизируются в государственных стандартах (ГОСТ), которые, так же как постановления, инструкции и решения, относятся к подзаконным правовым актам.

Стандарт (от англ. standard - норма) - норматив­но-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований, обязательных для исполне­ния. Генеральным стандартом для природоохранной деятельности является ГОСТ 17 .0.0.01.-76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов».

Система стандартов в области охраны природы (ССОП) имеет следующие подсистемы (группы): 0-основные положения; 1 - гидросфера; 2 - атмосфе­ра; 3 - почвы; 4 - земли; 5 - флора; 6 - фауна; 7 - недра..

По направлениям действия государственные стан­дарты системы охраны природы подразделяются на следующие виды:

    1 - термины, классификации, определения;

    2 - нормы и методы измерений загрязняющих выбросов и сбросов, интенсивность использования при­родных ресурсов;

    3 - правила охраны природы и рационально­го использования природных ресурсов;

    4 - методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственно­го воздействия;

    5, 6 - требования к средствам контроля и за­щиты окружающей среды;

    ♦ 7 - прочие стандарты.

В полное обозначение стандарта ССОП входят ин­декс (ГОСТ), номер системы (17), номер стандарта и год издания.

Так, например, если требуется выяснить, какие су­ществуют нормы и методы измерения выбросов вред­ных веществ в отработавших газах тракторных и комбайновых двигателей, то следует обратиться к ГОСТ 17.2.2.05-86.

В данном примере «17» обозначает номер системы, «2» - номер подсистемы (группы) - атмосферу, «2» - вид стандарта - нормы и методы измерения, «05» -- номер стандарта и «86» - год издания.

Экологическая паспортизация. В соответствии с ГОСТ 17.0.0.04-90 каждое предприятие; в обязатель­ном порядке разрабатывает экологический паспорт . Цель паспортизации - прогноз экологической ситу­ации как на самом предприятии, так и вокруг него, а также контроль за выполнением природоохранных мероприятий.

Экологический паспорт промышленного (или лю­бого другого) предприятия является основным норма­тивно-техническим документом, включающим дан­ные об использовании ресурсов и воздействии его на окружающую среду.

Порядок составления и представления экологичес­ких паспортов предприятия (производственной и не­производственной сферы) на согласование координи­руют местные комитеты по охране природы при ад­министрациях. Наличие и ведение экологического паспорта не заменяет и не отменяет действующие формы и виды государственной отчетности.

Экологический паспорт предприятия является до­кументом, в котором должны быть отражены:

    сведения о технологиях, используемых предпри­ятием;

    количественные и качественные характеристи­ки используемых ресурсов (сырья, топлива, энергии);

    количественные характеристики выпускаемой продукции;

    количественные и качественные характеристи­ки выбросов (сбросов, отходов), загрязняющих веществ предприятия;

    результаты сравнения используемых предприя­тием технологий с лучшими зарубежными и отече­ственными.

Информация, содержащаяся в экологическом пас­порте, предназначена для решения следующих приро­доохранных задач:

    оценка влияния выбросов (сбросов, отходов) за­грязняющих веществ и выпускаемой продукции на окружающую среду и здоровье населения и определе­ние размера платы за природопользование;

    установление предприятию предельно допусти­мых норм выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду;

    планирование предприятием природоохранных мероприятий и оценка их эффективности;

    экспертиза проектов реконструкции предприятия;

    контроль за соблюдением предприятием зако­нодательства в области охраны природной среды;

    повышение эффективности использования при­родных и материальных ресурсов, энергии и вторич­ных продуктов.

Экологический паспорт составляется на основе со­гласованных основных показателей производства, про­ектов ПДВ, разрешения на природопользование, норм ПДС, паспортов газо- и водоочистного оборудования и сооружений, установок по утилизации и использова­нию отходов, данных Госкомстата, инвентаризации источников загрязнения и других нормативно-техни­ческих документов. Экологический паспорт согласо­вывается с местным комитетом по охране природы администрации и утверждается руководителем пред­приятия. Экологический паспорт заполняется в 2 эк­земплярах: один хранится на предприятии, другой - в местном комитете по охране природы с грифом «Для служебного пользования».

Экологический паспорт состоит из следующих 11 раз­делов:

    Общие сведения о предприятии;

    Краткая природно-климатическая характери­стика района размещения предприятия;

    Краткая характеристика производства, сведе­ния о продукции;

    Расход энергоресурсов по видам продукции;

    Характеристика выбросов в атмосферу;

    Характеристика водопотребления, водоотведе-ния и очистки сточных вод на предприятии;

    Характеристика отходов, образующихся на предприятии;

    Характеристика полигонов и накопителей, предназначенных для захоронения (складирования) отходов;

    Рекультивация нарушенных земель и снятие нарушенного слоя почвы.

    Транспорт предприятия;

    Плата за размещение, выбросы, сбросы отхо­дов, загрязняющих веществ в окружающую среду.

Составленный предприятием экологический пас­порт по требованию местных комитетов по охране природе может быть направлен на экспертизу.

Экологическая паспортизация города является на­стоятельной необходимостью и качественно новой сту­пенью оценки и обобщения информации по состоянию и прогнозированию развития природно-техногенной системы города. Составленный на основе паспортиза­ции документ «Экологический паспорт города» дол­жен состоять из следующих разделов:

    оценка современного состояния физико-хими­ческих параметров окружающей природной среды го­родской территории и состояния здоровья граждан;

    изучение, прогноз и контроль за состоянием ок­ружающей городской среды, изменяющейся под воз­действием инженерно-хозяйственной деятельности и коммунального хозяйства в системе мониторинга;

    оптимизация различных этапов городского хо­зяйствования: планирования, управления, строитель­ства, эксплуатации природно-техногенной системы во взаимосвязи с природоохранными мероприятиями.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

В соответствии с Федеральным законом «Об эко­логической экспертизе» от 23.11.1995 г. термин «экологическая экспертиза» определяется следую­щим образом:

Экологическая экспертиза - установление соот­ветствия намечаемой хозяйственной или иной дея­тельности экологическим требованиям и определе­ние допустимости реализации объекта экологичес­кой экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реа­лизации объекта экологической экспертизы.

В Российской Федерации осуществляется государ­ственная, общественная, научная, нормативная, сани­тарная и правовая экологическая экспертиза.

Цель экспертизы - проверить и оценить, насколь­ко объект соответствует требованиям охраны окружа­ющей природной среды и экологической безопаснос­ти. Результатом экспертизы является выявление тех­нических ошибок, научно обоснованная оценка их последствий, рекомендации органам, принимающим решения, прогноз наиболее эффективных условий ре­ализации проектов и объектов, представленных на экспертизу.

Одной из главных задач деятельности Министер­ства охраны окружающей среды и природных ресур­сов РФ (Минприроды России) является организация и проведение государственной экологической экспер­тизы. Государственная экологическая экспертиза осуществляет свою деятельность в соответствии с за­конами Российской Федерации «Об охране окружа­ющей природной среды», «Об экологической экспер­тизе», «Положением об экологической экспертизе» и другими нормативными актами. Ее выводы имеют силу над ведомственного документа, обязательного для исполнения.

Методическое руководство и координацию дея­тельности всей единой системы государственной эко­логической экспертизы осуществляет Главное управ­ление государственной экологической экспертизы Минприроды России (Главгосэкспертиза), привлекая для этого координационный совет госэкологической экспертизы.

В субъектах Федерации государственная экологи­ческая экспертиза выступает в виде аналогичных правлений, отделов, территориальных органов Мин­природы России, соответствующих советов.

Председатель и члены экспертной комиссии несут полную ответственность за правильность и обоснован­ность своих заключений в соответствии с законода­тельством РФ.

Выводы экспертной комиссии могут быть обжало­ваны в суд или арбитражный суд.

Экспертиза материалов, представленных на госэкс­пертизу, завершается составлением заключения экс­пертной комиссии.

Заключение экологической экспертизы - доку­мент, подготовленный экспертной комиссией, содер­жащий обоснованные выводы о допустимости воздей­ствия на окружающую природную среду хозяйствен­ной или иной деятельности либо других объектов экспертизы и о возможности их реализации, одобрен­ный большинством списочного состава экспертной комиссии.

Заключение подписывают руководитель, ответ­ственный секретарь и все члены экспертной комис­сии; оно не может быть изменено без их согласия.

Заключение экологической экспертизы может быть положительным и отрицательным. Положительное заключение является одним из обязательных условий для реализации объекта экспертизы. Правовым по­следствием отрицательного заключения является за­прет реализации объекта экспертизы. В случае отри­цательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицатель­ном заключении.

Общественная экологическая экспертиза прово­дится по инициативе общественных объединений и негосударственными структурами. Ее заключение может иметь форму рекомендаций.

Научная экологическая экспертиза проводится по инициативе научных учреждений или высших учебных заведений. Она может быть проведена по инициати­ве отдельных ученых или научных коллективов. Ее заключение носит информационный характер.

Эколого-санитарная экспертиза изучает жизнь и здоровье человека во взаимосвязи с окружающей природной средой. Ее проведение имеет принципиальное значение для решения вопроса о возмещении вреда здоровью граждан от неблагоприятного воздействия окружающей среды.

Задачей эколого-нормативной экспертизы явля­ется исследование соответствия требованиям эколо­гической безопасности нормативов качества окружающей природной среды, предельно допустимых кон­центраций, выбросов, сбросов вредных веществ, предельно допустимого уровня радиационного воз­действия, воздействия шума, вибрации, магнитных полей. В процессе такой экспертизы проверяется эффективность показателей качества окружающей среды с точки зрения здорового человека, охраны его генетического фонда.

Объектом эколого-правовой экспертизы являются законы, указы, правительственные постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ве­домств, нормативные акты субъектов Федерации, при­нимаемые ими в рамках отведенной компетенции. Необходимость проведения эколого-правовой экспер­тизы вытекает из обязанности, возложенной Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» на законодательные и нормативные органы.

В Федеральном законе «Об экологической экспер­тизе» определены виды нарушений законодательства и формы ответственности: уголовная, административ­ная, материальная и гражданско-правовая.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Юридическая ответственность - это обязатель­ство юридических и физических лиц перед обще­ством и государством относительно соблюдения дей­ствующих законов по охране окружающей среды. При отсутствии мер наказания, предусмотренных за невы­полнение законов, эти законы действовать не будут. Правовая система нашей страны предусматривает че­тыре формы ответственности: дисциплинарную (включая материальную), административную, граждан­ско-правовую и уголовную.

Физические лица могут нести все виды ответствен­ности, а юридические, т. е. предприятия, учреждения и организации привлекаются лишь к административ­ной и гражданско-правовой ответственности.

Все виды правонарушений в сфере охраны окру­жающей природной среды имеют общие черты: ви­новность и противоправность деяния, нарушение природоохранного законодательства, причинение вреда здоровью человека или окружающей природ­ной среде, причинную связь между элементами со­става правонарушения.

Ответственность наступает в соответствии с Кодек­сом законов о труде РСФСР (КЗоТ), Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (КоАП), Уголовным кодексом РФ (УК), Гражданским кодек­сом РФ (ГК), а также в соответствии с природоресурсными и природоохранными нормативными актами.

Дисциплинарные наказания (предупреждения, вы­говор, строгий выговор, понижение в должности и в окладе, увольнение с работы) налагаются на должно­стных лиц, рабочих и служащих, руководителей пред­приятия, организации, учреждения за невыполнение ими своих производственных обязанностей, связан­ных с правовой охраной окружающей природной сре­ды.

При этом следует учитывать два важных момента:

    дисциплинарная ответственность может насту­пить лишь за нарушение экологических правил, ис­полнение которых входило в круг должностных обя­занностей нарушителя;

    недопустимо наказывать в дисциплинарном по­рядке лиц, которые нарушают экологические прави­ла во внерабочее время.

Согласно КоАП, административным проступком признается действие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан. КоАП группирует экологические правонарушения по нескольким направлениям и в нескольких главах.

К проступкам, посягающим на государственную собственность (гл. 6), в том числе к нарушению прав на недра, воды, леса, животный мир (ст. 46-48) отно­сятся, например:

    нарушение права государственной собственнос­ти на недра (ст. 46);

    самовольная добыча янтаря (ст. 46");

    нарушение права государственной собственнос­ти на воды (ст. 47);

Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды предполагают посягательства на ряд природных ресурсов (гл. 7):

    в отношении земель - бесхозяйственное их ис­пользование, порча, самовольное отступление от проекта внутрихозяйственного землеустройства (ст. 50-54);

    в отношении недр - нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, нарушение действующих стандартов, норм, правил, условий лицен­зии, регламентирующих деятельность на континен­тальном шельфе Российской Федерации (ст. 55-56);

    в отношении водных ресурсов - нарушение правил их охраны, водопользования (ст. 57-60);

    в отношении лесных ресурсов - незаконное ис­пользование земель лесного фонда, незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников, повреждение леса сточными водами, химическими веществами, вред­ными выбросами, отходами и отбросами (ст. 61-76);

    в отношении атмосферного воздуха - выброс загрязняющих веществ в атмосферу с нарушением нормативов или без разрешения, ввод в эксплуатацию предприятий без соблюдения требований по охране атмосферного воздуха, нарушение правил эксплуата­ции, а также неиспользование оборудования для очи­стки выбросов в атмосферу (ст. 77-84);

    в отношении животного мира - нарушение правил охраны среды обитания, порядка пользования животным миром, уничтожение редких и находящих­ся под угрозой исчезновения животных, нарушение правил охоты и рыболовства (ст. 84"-86).

Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» предусмотрены более общие экологические правонарушения, среди которых можно отметить следующие:

♦ несоблюдение стандартов, норм и иных норма­тивов качества окружающей природной среды;

♦ неподчинение предписаниям органов, осуществ­ляющих государственный экологический контроль;

    превышение установленных нормативов пре­дельно допустимых уровней вредного воздействия: шума, вибрации, радиации, магнитных полей;

    незаконное расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранной де­ятельностью;

    невыполнение обязательных мер по восстановле­нию нарушенной окружающей среды и воспроизвод­ству природных ресурсов.

На руководителей или собственников предприятий, деятельность которых можно квалифицировать как административное правонарушение, могут наклады­ваться следующие взыскания: предупреждение или штраф, максимальный размер которого составляет 20 минимальных размеров оплаты труда. Крайними мерами наказания являются приостановление или закрытие предприятия, а также ограничение или" ли­шение права природопользования, т. е. лицензии.

Гражданско-правовая ответственность предпола­гает имущественную ответственность предприятия-за­грязнителя за вред, который может быть нанесен вследствие его хозяйственной деятельности окружа­ющей природной среде или здоровью человека.

Причинителями вреда являются юридические и физические лица, предприниматели независимо от ве­домственной принадлежности и форм собственности, совершившие экологические правонарушения. Причинителем вреда может быть и сама природа: ее стихий­ные силы, катастрофы (землетрясения, извержения вул­канов, оползни и т. п.). Потерпевшими также могут быть юридические и физические лица, сама окружаю­щая природная среда с ее объектами и ресурсами.

Итак, вследствие экологического правонарушения может быть нанесен вред окружающей природной среде и здоровью человека. В этом случае причини­тель вреда обязан этот вред возместить. Законодатель­ством предусмотрены разные формы и порядок воз­мещения ущерба.

Если вред нанесен окружающей природной среде, то от имени «потерпевшей» природы истцами высту­пают соответствующие органы власти, экологические органы, которые в судебном порядке взыскивают с причинителя вреда денежную компенсацию на восста­новление природных объектов.

Если вследствие загрязнения окружающей среды нанесен ущерб здоровью людей, то пострадавшие име­ют право на компенсацию, которая выплачивается либо государством, либо причинителем вреда. Поря­док возмещения ущерба, сумма компенсации зависят от конкретных условий.

При возмещении вреда здоровью граждан, причи­ненного загрязнением и иными экологически вредны­ми воздействиями окружающей природной среде, ком­пенсации по общему правилу подлежат следующие расходы:

    затраты на лечение и восстановление здоровья;

    расходы на возмещение материальных потерь в связи с утратой работоспособности;

    иные убытки - вынужденный переезд на новое место жительства, преждевременный уход на пенсию, упущенные профессиональные возможности, а также ущерб, вызванный психическими отклонениями из-за негативного воздействия окружающей среды, моральный вред.

Решающее значение имеет наличие причинной свя­зи между вредом здоровью и источником его причи­нения, которое доказывается результатами медико-со­циальной экспертизы.

Действующее законодательство предусматривает исковую и административную формы возмещения вреда (рис. 52).

За экологические правонарушения, которые отли­чаются наивысшей степенью общественной опасности и тяжелыми последствиями, предусмотрена уголовная ответственность (лишение свободы, кон­фискация имущества, крупный денежный штраф и т. п.). Применение мер этого вида ответственности за экологические преступления определяется Уголов­ным кодексом. Единственным основанием назначе­ния уголовного наказания является приговор суда. К тяжелым экологическим преступлениям отно­сятся, например, умышленное уничтожение или по­вреждение лесных массивов путем поджога, и т. п.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Экологическая безопасность обычно определяется как состояние защищенности человека от воздействия негативных факторов окружающей среды.

Человечество находится уже в таком периоде раз­вития, что обеспечение его экологической безопасно­сти становится даже более важным, чем дальнейший прогресс.

Концепция экологической безопасности является основной составной частью Концепции национальной безопасности страны.

Экологическая опасность для России проявляет­ся в следующих формах:

    образование больших зон экологического небла­гополучия и бедствия;

    деградация животных и растительных ресурсов страны (в основном лесных и рыбных ресурсов), пло­дородия почв;

    истощение минеральных и топливных ресурсов;

    возрастание риска техногенных катастроф;

    ухудшение качества питьевой воды и прибреж­ных вод морей;

    распространение радиоактивного загрязнения;

    загрязнение воздушного бассейна и изменение климата;

    загрязнение продуктов питания;

    социальная напряжённость в районах с небла­гоприятной экологической обстановкой;

    общее ухудшение качества среды обитания, ве­дущее к сокращению продолжительности жизни.

Приоритеты государственной политики в облас­ти обеспечения экологической безопасности России:

    обеспечение экологически безопасного устойчи­вого развития в условиях рыночных отношений;

    охрана среды обитания человека;

    восстановление нарушенных экосистем в эколо­гически неблагополучных регионах страны;

    участие России в решении межгосударственных и глобальных экологических проблем.

Основные направления действий в области обес­печения экологической безопасности:

    совершенствование управления в области охра­ны окружающей среды, природопользования;

    совершенствование системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    экологически обоснованное размещение произво­дительных сил;

    экологически безопасное развитие всех отраслей производств (энергетики, промышленности, транспорта и т.д.);

    неистощительное использование возобновимых и рациональное использование невозобновимых природ­ных ресурсов;

    расширение использования вторичных ресурсов;

    сокращение объемов и надежное захоронение всех видов отходов;*

    оздоровление, среды обитания в местах прожи­вания людей;

    обеспечения населения питьевой водой хорошего качества;

    обеспечения населения продуктами питания вы­сокого качества;

    сведение к возможному минимуму загрязнения атмосферного воздуха и воды;

    обеспечение радиационной безопасности населе­ния;

    предупреждение и возможное уменьшение опас­ного воздействия природных явлений, техногенных аварий и катастроф;

    экологическое образование и воспитание населе­ния;

    сохранение биологического разнообразия;

    развитие системы особо охраняемых природных территорий;

    защита озонового слоя;

    предотвращение антропогенного изменения кли­мата и опустынивания;

    охрана и восстановление лесов;

    обеспечение экобезопасности при уничтожении оружия массового поражения;

    решение межгосударственных экологических проблем;

    развитие системы природных комплексов курортно-оздоровительного назначения.

Необходимые условия обеспечения экологической безопасности:

♦ использование и совершенствование нормативно-правовой базы;

♦. использование механизмов экономического и организационно-административного характера;

♦ необходимое и достаточное финансирование при­родоохранных мероприятий;

    развитие сети экологического мониторинга (за состоянием окружающей среды);

    поддержка экологических научных исследова­ний;

    создание и развитие системы непрерывного эко­логического образования и воспитания.

Основными принципами формирования политики по обеспечению экологической безопасности в Рос­сии являются:

    приоритет безопасности для жизни и здоровья граждан и общества в целом, общечеловеческих цен­ностей;

    минимизация ущерба окружающей среде и от­ветственность за причиненный ей вред;

    платность природопользования;

    обязательность государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы всех про­ектов программ строительства и производства любой продукции;

    обеспечение полной, достоверной, своевременной информации граждан об угрозе экологической безо­пасности;

    широкая гласность по вопросам, касающимся экологической безопасности.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Природа не знает государственных границ, она все­обща и едина. Поэтому нарушения в экосистеме од­ной страны неминуемо вызывают ответную реакцию в сопредельных. Так же не признают государственных границ и все другие компоненты природной среды (речной сток, морские акватории, мигрирующие виды животных и т. п.).

Высокая приоритетность экологического фактора в международных отношениях постоянно возрастает, что связано с прогрессирующим ухудшением состо­яния биосферы. Все основные слагаемые экологичес­кого кризиса (парниковый эффект, истощение озоно­вого слоя, деградация почв, радиационная опасность, исчерпание энергетических и других запасов плане­ты и т. п.) становятся экологическими императивами и определяют новые формы и правила взаимодействия государств.

Объекты охраны окружающей среды подразделя­ются на национальные (внутригосударственные) и международные (общемировые).

К национальным объектам относятся земля, воды, недра, дикие животные и другие элементы природной среды, которые находятся на территории государства. Национальными объектами государства распоряжают­ся свободно. Сохраняют и управляют ими на основании собственных законов в интересах своих народов.

Международные объекты охраны окружающей при­родной среды - это объекты, которые находятся либо в пределах международных пространств: космос, атмо­сферный воздух, Мировой океан и Антарктида, либо перемещаются по территории различных стран (мигрирующие виды животных). Эти объекты не вхо­дят в юрисдикцию государств и не являются чьим-либо национальным достоянием. Их осваивают и охраняют на основании различных договоров, конвенций, прото­колов, отражающих совместные усилия международно­го сообщества.

Первое международное мероприятие, посвященное проблемам охраны окружающей природной среды, состоялось в 1972 году - Стокгольмская конферен­ция ООН по проблемам окружающей человека среды. В декларации Стокгольмской конференции были сформулированы принципы международного сотруд­ничества в области экологии:

    Государство вправе использовать собственные ресурсы в соответствии со своей национальной поли­тикой в подходе к проблемам окружающей среды.

    Природные ресурсы Земли должны быть сохра­нены на благо нынешнего и будущих поколений пу­тем тщательного планирования деятельности челове­ка и управления ею по мере необходимости.

Невозобновимые ресурсы должны разрабаты­ваться таким образом, чтобы обеспечивалась их защи­та от истощения в будущем и чтобы выгоды от их разработки получали все.

Во Всемирной хартии природы (ВХП), принятой Генеральной Ассамблеей ООН 28.10.1982 года, был сформулирован ряд основополагающих принципов ра­ционального использования природных ресурсов:

1. Биологические ресурсы используются лишь в пределах их природной близости к восстановлению.

    Производительность почв поддерживается или улучшается благодаря мерам по сохранению их дол­госрочного плодородия и процесса разложения орга­нических веществ, по предотвращению эрозии и лю­бых других форм саморазрушения.

    Ресурсы многократного пользования, включая воду, используются повторно или рециклируются.

    Невозобновляемые природные ресурсы однократ­ного использования эксплуатируются в меру, с учетом их запасов, рациональной возможности их переработ­ки для потребления и совместимости их эксплуатации с функционированием естественных систем.

    Необходимо воздерживаться от деятельности, способной нанести ущерб природе.

    Должны приниматься особые меры с целью недо­пущения сброса радиоактивных и токсичных отходов.

    Районы, пришедшие в результате деятельности человека в упадок, подлежат восстановлению в соот­ветствии с их природным потенциалом и требовани­ями благосостояния проживающего в этом районе населения.

Декларация по окружающей среде и развитию, принятая на конференции ООН в Рио-де-Жанейро 14.06.1992 г., содержит около 40 разделов по направ­лениям деятельности мирового сообщества в области взаимосвязанных проблем окружающей среды до 2000 года и на долгосрочную перспективу с предложе­ниями о путях и средствах достижения поставленных целей.

Переход к устойчивому развитию, согласно этому документу, требует решения трех стратегических за­дач, которые стоят перед мировым сообществом:

♦ ограничение роста производства и потребления в промышленно развитых странах мира, являющихся главными потребителями ресурсов и источниками за­грязнения;

    ограничение роста населения, особенно в разви­вающихся странах;

    предотвращение углубления неравенства между богатыми и бедными, ввергшего 75% человечества в борьбу за выживание и вызвавшего обострение соци­альных конфликтов.

На конференции были одобрены пять основных до­кументов: Декларация Рио об окружающей среде и развитии; Повестка дня - XXI в.; Заявление о прин­ципах управления, сохранения и устойчивого разви­тия всех типов лесов; Рамочная конвенция по пробле­ме изменений климата; Конвенция по биологическо­му разнообразию.

Важнейшими достижениями Конференции ООН было признание следующих фактов: «проблемы окру­жающей среды и экономического развития не могут развиваться раздельно» (принцип 4), «государства дол­жны сотрудничать в духе всемирного партнерства с целью сохранить, защитить и восстановить здоровье и целостность экосистемы Земли» (принцип 7), «мир, развитие и защита окружающей среды взаимосвяза­ны и неразделимы» (принцип 25). Декларация вклю­чает 27 таких принципов.

В основу разработки экологической стратегии го­сударствам мирового сообщества рекомендовалось положить концепцию устойчивого развития.

Охраной окружающей среды занимаются более 100 международных организаций, наиболее авторитет­ной среди них является ООН. В 1972 году при ООН был создан ЮНЕП - специальный орган по окружа­ющей среде. МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) осуществляет программу «Ядерная (Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры) одобрила программы «Человек и биосфера», «Человек и его окружающая среда». ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) занимается проблема­ми* гигиены, борьбы с загрязнением воздуха. ВМО (Всемирная метеорологическая организация) зани­мается климатической программой, ФАО (Всемирная организация продовольствия) - решением пробле­мы перераспределения продовольственных ресурсов.

МСОП (Международный союз охраны природы) оказывает содействие и сотрудничает с национальны­ми и международными объединениями, гражданами, осуществляет реализацию Всемирной стратегии охра­ны природы (ВСОП).

Самым известным международным обществен­ным движением является «Гринпис» - «Зеленый мир», главным направлением деятельности которого является противодействие радиоактивному загрязне­нию окружающей среды.

УЧАСТИЕ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ

Наша страна играет значительную роль в решении глобальных и региональных экологических проблем. Основные направления международного сотрудниче­ства России в области охраны окружающей среды следующие:

    государственные инициативы;

    международные организации;

    международные конвенции и соглашения;

    двустороннее сотрудничество.

Российская Федерация участвует более чем в 50 меж­дународных природоохранных договорах, конвенциях, соглашениях. Наша страна являлась одним из ини­циаторов и стала участницей подписания историчес­ких международных соглашений: Конвенции о за­прещении военного или любого другого враждебного использования средств воздействия на природную сре­ду (1977 г.); Договора о принципах деятельности го­сударств по исследованию и использованию космичес­кого пространства, включая Луну и другие небесные тела. Сейчас с участием России реализуются Конвен­ция о трансграничном загрязнении воздуха на боль­шом расстоянии (1979 г.), Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (1992 г.), Конвенция о междуна­родной торговле видами дикой флоры и фауны, нахо­дящимися под угрозой исчезновения (1973 г.), и др.

В 1992 году в Москве страны СНГ заключили меж­правительственное соглашение о взаимодействии в об­ласти экологии и охраны окружающей природной сре­ды. В соответствии с ним в июле 1992 года на сове­щании в Минске руководители природоохранных ведомств государств-участников соглашения подписа­ли протокол о создании и полномочиях Межгосудар­ственного экологического совета (МЭС). Советом был утвержден перечень самых уязвимых природных зон на территории стран Содружества. В настоящее вре­мя разрабатывается несколько соглашений между странами СНГ: об охране и использовании мигриру­ющих видов птиц и млекопитающих и мест их оби­тания; о редких, находящихся под угрозой исчезнове­ния видах животных и растений; о сотрудничестве меду МЭС и ЮНЕП.

Активно развивается двустороннее сотрудничество России с США, Скандинавскими странами, Германией.

Подписано соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндии о реализации проектов сотрудничества в области ох­раны окружающей среды по объектам, расположен­ным на территории Республики Карелия, Ленинград­ской, Мурманской, Новгородской, Псковской областей и г. Санкт-Петербурга.

Развивается российско-германское сотрудниче­ство, в частности, по решению экологических проб­лем в Тульской и Калининградской областях, в рай­оне озера Байкал. Завершены работы по внедрению проекта ИРИС (создание системы радиологического

Методические указания к лекционному курсу

по дисциплине Экология для студентов специальности

К федеральным органам общей компетенции, осуществляющим (наряду с другими функциями) управление и контроль природопользования и охраны окружающей среды относятся: Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, федеральные суды. Аналогичные органы экологического управления общей компетенции действуют, как правило, в субъектах РФ и муниципальных образованиях. В Москве это – глава администрации (мэр города), Законодательное собрание (Московская городская Дума), Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы, мировые суды.

Новая система органов исполнительной власти построена в ходе административной реформы, проведенной согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Важнейшие специализированные функции экологического управления осуществляет Министерство природных ресурсов РФ. Согласно Постановлению Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 160 «Вопросы Министерства природных ресурсов Российской Федерации» МПР России самостоятельно осуществляет правовое регулирование, разрабатывает и представляет проекты актов по вопросам:

– геологическое изучение, рациональное использование и охрана недр;

использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов;

использование и охрана водных объектов;

– эксплуатация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений) и обеспечение их безопасности;

– охрана, использование и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания;

особо охраняемые природные территории;

– охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

охрана атмосферного воздуха;

– обращение с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных);

совершенствование экономического механизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

Другим специализированным природоохранным органом является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 181 оно осуществляет правовое регулирование по вопросам использования земель сельскохозяйственного назначения, изучения, сохранения, воспроизводства и использования водных биологических ресурсов, охоты и охотничьего хозяйства, обеспечения ветеринарного и фитосанитарного благополучия территории Российской Федерации.

Однако основную массу специализированных государственных органов в области охраны окружающей среды составляют федеральные службы и агентства, выделенные в ходе административной реформы из министерств и получившие от них большинство функций правоприменения, контроля и надзора.

Федеральное агентство по сельскому хозяйству согласно постановлению Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 183 осуществляет правоприменительные функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом Минсельхоза России; оно осуществляет также оказание услуг противоэпизоотического характера в области обеспечения защиты и карантина растений, химизации в агропромышленном комплексе; организацию эксплуатации мелиоративных систем федеральной собственности; организацию формирования и использования федерального фонда семян сельскохозяйственных растений; ведение мониторинга объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты; формирование информационных банков данных в области ветеринарии, племенного животноводства, селекционных достижений, пестицидов, агрохимикатов, плодородия почв и др.

Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 201 осуществляет:

– государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; за использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов; за использованием и охраной водных объектов; в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания; в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения; в области охраны окружающей среды; за охраной атмосферного воздуха;

– надзор за соблюдением законодательства РФ в отношении объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и водных биологических ресурсов в особо охраняемых природных территориях;

– контроль за деятельностью в области обращения с отходами производства и потребления, трансграничными перемещениями отходов; за производством и потреблением озоноразрушающих веществ; за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий, а также требований технических регламентов;

– надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией гидротехнических сооружений в пределах своей компетенции;

– лицензирование деятельности в области обращения с опасными отходами; выдача и аннулирование разрешений и лицензий на выбросы и сбросы загрязняющих веществ; на оборот дикий животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную Книгу РФ; на транзит через территорию России ядовитых веществ и др.;

– организация и проведение государственной экологической экспертизы.

Федеральными органами исполнительной власти, находящимися в ведении МПР России, являются агентства, преобразованные из соответствующих Государственных служб согласно Постановлениям Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 169-171: Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию.

В их ведении находится организация работ по охране и рациональному неистощительному пользованию соответствующим ресурсом, ведение кадастра и мониторинга и других мероприятий, обусловленных спецификой данного природного объекта.

Иные органы осуществляют отдельные функции управления в сфере охраны окружающей среды.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ координирует и регулирует вопросы охраны здоровья населения в связи с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды обитания и условий жизнедеятельности.

Федеральная служба по надзору в области защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет функции контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологического состояния окружающей среды.

Министерство внутренних дел РФ участвует в надзоре за соблюдением владельцами автотранспорта требований об охране окружающей среды от загрязнения выхлопными газами, в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий (быстрых и непрерывных распространений заболеваний среди людей) и эпизоотии (распространений заболеваний среди животных).

Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ осуществляет руководство и координацию работ в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных радиационными авариями и катастрофами, стихийными бедствиями.

Государственный комитет по стандартизации и метрологии, который занимался формированием и реализацией государственной политики в области стандартизации и метрологии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, преобразован в Федеральную службу по техническому регулированию и метрологии с передачей функций нормативного правового регулирования Министерству промышленности и энергетики РФ.

Государственный комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, который обеспечивал разработку, принимал и издавал нормы и правила с экологическими требованиями в области строительства, архитектуры, градостроительства и осуществлял контроль за их соблюдением, преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству с передачей функций по принятию нормативных правовых актов Министерству промышленности и энергетики, а функций по надзору и контролю - Федеральной службе по технологическому надзору.

Федеральный горный и промышленный надзор России, который осуществлял обеспечение охраны недр и соблюдение законодательства всеми пользователями недр, надзор за безопасным ведением работ с учетом экологических требований, преобразован в Федеральную службу по технологическому надзору с передачей функций формативного правового регулирования Министерству промышленности и энергетики РФ.

Надзор России по ядерной и радиационной безопасности, который занимался формированием системы правовых, экономических и организационно-технических мер, надзором за соблюдением требований по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, переименован в Федеральную службу по атомному надзору.

Блок законопроектов по природным ресурсам.

Блок законопроектов по радиационной безопасности населения.

Общие законопроекты.

1.Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

2. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 174-ФЗ (с изменениями от 15.04.98).

3. Федеральный закон «О гидрометеорологической службе» от 09.07.98 № 113-ФЗ.

4. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и ин­дивидуальных предпринимателей при проведении государствен­ного контроля (надзора)» от 08.08.2001 № 134-ФЗ.

Блок законопроектов по экологической безопасности .

1. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом бла­гополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ.

2. Федеральный закон «О защите населения территорий от чрез­вычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 №68-ФЗ.

3. Федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» от 05.06.96 № 86-ФЗ с из­менениями от 12.07.2000 № 96-ФЗ.

4. Федеральный закон «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 25.11.94 № 49-ФЗ.

5. Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицида­ми и агрохимикатами» от 19.07.97 № 109-ФЗ.

6. Федеральный закон «О безопасности гидротехнических со­оружений» от 21.07.97 № 117-ФЗ (с изменениями от 30.12.01).

7. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.98 № 89-ФЗ (с изменениями от 29.12.2000 № 169-ФЗ).

1. Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21.11.95 № 170-ФЗ (с изменениями от 28.03.02 № 33-ФЗ).

2.Федеральный закон «О радиационной безопасности населе­ния» от 09.01.96 № 3-ФЗ.

3. Федеральный закон «О финансировании особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов» от 03.04.96 № 29-ФЗ.

4. Федеральный закон «О специальных экологических програм­мах реабилитации радиационно загрязненных участков террито­рии» от 10.07.01 № 92-ФЗ.

1. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.09.99 № 96-ФЗ.

2. Федеральный закон «Водный кодекс Российской Федерации» от 16.11.95 № 167-ФЗ.

3. Федеральный закон «О плате за пользование водными объек­тами» от 06.09.98 № 71-ФЗ (с изменениями от 07.08.01 № 111-ФЗ).

4. Федеральный закон «Об охране озера Байкал» от 01.05.99
№ 94-ФЗ (с изменениями от 30.12.2000).

5. Федеральный закон «Земельный кодекс Российской Федера­ции» от 25.10.01 № 136-ФЗ.

6. Федеральный закон «Об индексации ставок земельного нало­га» от 14.12.01 № 163-ФЗ.



7. Федеральный закон «О разграничении государственной соб­ственности на землю» от 17.07.01 № 101-ФЗ.

8. Федеральный закон «О мелиорации земель» от 10.01.96 № 4-ФЗ.

9. Федеральный закон «О недрах» от 03.03.95 № 27-ФЗ (с изме­нениями от 08.08.01).

10.Федеральный закон «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продук­ции» от 21.07.97 № 112-ФЗ.

11.Федеральный закон «Лесной кодекс Российской Федерации» от 29.01.97 № 22-ФЗ.

12.Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лече­бно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.12.95 № 26-ФЗ.

13.Федеральный закон «Об особо охраняемых природных тер­риториях» от 14.03.95 № 169-ФЗ.

14.Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95 № 52-ФЗ.

15.Федеральный закон «О внутренних морских водах, тер­риториальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.98 № 155-ФЗ.

16.Федеральный закон «О континентальном шельфе Россий­ской Федерации» от 30.11.95 № 187-ФЗ (в ред. от 08.08.01).

17.Федеральный закон «О территориях традиционного природо­пользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 07.05.01 № 49-ФЗ.

С 1 января 1997 г. действует Уголовный кодекс Российской Фе­дерации, в котором в гл. 26 рассмотрены вопросы экологических преступлений.

3.Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ затрагивают широкий круг экологических воп­росов. Например, Указ о федеральных природных ресурсах (1993 г.) или Указ о концепции перехода Российской Федерации к устойчиво­му развитию (1996 г.).

4.Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды в виде постановлений, инст­рукций, приказов и т.д. Они являются обязательными для других мини­стерств и ведомств, физических и юридических лиц.

5.Нормативные решения органов местного самоуправле­ния (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизи­руют действующие нормативно-правовые акты в области охраны ок­ружающей природной среды.

Государственные органы управления и контроля в области охра­ны окружающей среды подразделяются на две категории: органы общей и специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенции относятся Пре­зидент, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов феде­рации, муниципальные органы. Эти органы определяют основные на­правления природоохранной политики, утверждают экологические про­граммы, обеспечивают экологическую безопасность, устанавливают правовые основы и нормы в пределах своей компетенции, и т.д. Наря­ду с охраной окружающей природной среды государственные орга­ны этой категории ведают и другими экологическими вопросами, вхо­дящих в круг их полномочий.

Государственные органы категории специальной компетенции подразделяются на комплексные, отраслевые и функциональные.

Комплексные органы выполняют все природоохранные задачи или какой-либо их блок. Деятельность требует специальной организа­ции. Для этого необходим независимый от интересов отдельных орга­низаций и отраслей хозяйства орган, способный управлять природо­пользованием как единым комплексом. В нашей стране впервые та­кой орган был создан в 1988 г. - Государственный комитет по охра­не природы СССР, в 1991 г. - Министерство экологии и природных ресурсов РСФСР, впоследствии переименованное в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов России. В 2000 г. функции по рационализации природопользования и охране окружаю­щей среды переданы Министерству природных ресурсов РФ. То есть функция использования природы и ее охрана, к сожалению, вновь со­средоточились в одном органе. В условиях доминирования в стране экономических приоритетов над экологическими такая ситуация пред­ставляется крайне нежелательной.

Главными задачами/указанного министерства в области рацио­нального природопользования и охраны природы являются: контроль за использованием и охраной всех природных ресурсов; разработка предложений по рационализации природопользования; утверждение стандартов и правил природопользования, обязательных для всех ос­тальных министерств и ведомств, и контроль за их соблюдением; ру­ководство заповедным делом и ведение общегосударственной Крас­ной книги; распространение экологических знаний среди населения; государственная экологическая экспертиза всех крупных строек и проектов; организация экологического мониторинга и др.

К комплексным органам управления относятся также:

Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава РФ (Санэпиднадзор РФ) - координатор деятельности всех ведомств и организаций в области санитарной охраны через систему территориальных ор­ганов (санэпидстанций и инспекций);

Федеральная служба России по гидрометеорологии и монито­рингу окружающей среды (Росгидромет) - осуществляет эколо­гический контроль за состоянием окружающей природной среды, информирует население об изменениях в окружающей среде с помощью широкой сети наблюдательных пунктов и др.;

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычай­ных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) - обеспечивает безопасность людей в условиях экстре­мальной ситуации, стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф.

Отраслевые органы (Роскомзем, Рослесхоз, Госкомрыболовство, Минсельхоз России) выполняют функции управления и надзора по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов и объектов.

Функциональные органы выполняют одну или несколько род­ственных функций в отношении природных объектов: Минатом России (обеспечение ядерной и радиационной безопасности); Госгортехнад-зор России (контроль за использованием недр); Минздрав России (са­нитарно-эпидемиологический контроль) МВД России (охрана атмос­ферного воздуха от загрязнения транспортными средствами, санитарно-экологическая служба муниципальной милиции).

В настоящее время загрязнение среды и нарушение экологиче­ского равновесия приобрело глобальные масштабы. В связи с эти« возникла неотложная необходимость международного сотрудничества в целях предотвращения глобальной экологической катастрофы. Поэтому, помимо государственных существуют и международные органы управления природопользованием и охраной природы. Это Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Программа (комитет) ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Всемир­ный фонд дикой природы (ВВФ) и др.

Правовая охрана окружающей среды заключается в создании, обосновании и применении нормативных актов, определяющих как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению, которые образуют экологическое право, регулирующее отношения между природой и об­ществом.

Государственные органы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей среды подразделяются на две категории: органы общей и специальной компетенции.
К государственным органам общей компетенции относятся Президент, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, муниципальные органы. Эти органы определяют основные направления природоохранной политики, утверждают экологические программы, обеспечивают экологическую безопасность, устанавливают правовые основы и нормы в пределах своей компетенции, и т. д. Наряду с охраной окружающей среды государственные органы этой категории ведают и другими экологическими вопросами, входящих в круг их полномочий.
Государственные органы категории специальной компетенции подразделяются на комплексные, отраслевые и функциональные.
Комплексные органы выполняют все природоохранные Задачи или какой-либо их блок. До 2000 г. функции управления природопользованием и охраны окружающей среды выполняли ^Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии России) и Министерство природных ресурсов РФ?(МПР России) и другие ведомства. Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. Государственный комитет РФ по охране окружающей среды был упразднен и его функции переданы Министерству природных ресурсов РФ.
К комплексным органам управления относятся также:
- Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава РФ (Сан-эпиднадзор РФ) - координатор деятельности всех ведомств и организаций в области санитарной охраны через систему территориальных органов (санэпидстанций и инспекций);
- Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) - осуществляет экологический контроль за состоянием окружающей среды, информирует население об изменениях в окружающей среде с помощью широкой сети наблюдательных пунктов и др.;
- Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) - обеспечивает безопасность людей в условиях экстремальной ситуации, стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф.
Отраслевые органы (Роскомзем, Рослесхоз, Госкомрыбо-ловство, Минсельхоз России) выполняют функции управления и надзора по охране и использованию отдельных видов приходных ресурсов и объектов
Функциональные органы выполняют одну или несколько!родственных функций в отношении природных объектов: Минатом России (обеспечение ядерной и радиационной безопасности); Минздрав России (санитарно-эпидемиологический контроль) МВД России (охрана атмосферного воздуха от загрязнения транспортными средствами, санитарно-экологическая служба муниципальной милиции).
Процесс реорганизации государственных органов управления, контроля и надзора в области охраны окружающей среды продолжает совершенствоваться.
Так, 22 июля 2004 г. принято Постановление Правительства РФ о создании новой структуры - Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Рос-технадзор). Таким образом, начиная с 2004 г. в структуру руководящих исполнительных органов государственной власти в области охраны окружающей среды входят Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) и Рос-технадзор.
МПР России координирует деятельность федеральных служб лесного хозяйства, водных ресурсов, по недропользованию и др.
Ростехнадзор наделен широкими полномочиями в области контроля и надзора, в частности, организует и проводит государственную экологическую экспертизу, выдает разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, устанавливает лимиты на размещение отходов, осуществляет лицензирование деятельности по переработке, хранению и транспортировке по магистральным трубопроводам нефти, газа и т.д.

39- Биологический метод защиты растений - сокращение численности или уничтожение вредителей, сорняков и возбудителей болезней сельскохозяйственных культур с помощью других организмов (энтомофаги, антагонисты, патогены) или вырабатываемых ими биологически активных веществ (антибиотики, гормоны, аттрактанты).

Пестициды относятся к ингибиторам (отравителям) ферментов (биологических катализаторов). Под действием пестицидов часть биологических реакций перестаёт протекать и это позволяет: бороться с болезнями (антибиотики), дольше хранить пищу (консерванты), уничтожать насекомых (инсектициды), уничтожать сорняки (гербициды).

Пестициды применяются главным образом в сельском хозяйстве, хотя их используют также для защиты запасов продовольствия, древесины и других природных продуктов. Во многих странах с помощью пестицидов ведётся химическая борьба с вредителями лесов, а также переносчиками заболеваний человека и домашних животных (например с малярийными комарами).

37 - природные экосистемы - от природы, естественные;
а агроэкосистемы - искусственные, созданные человеком!!!

Отличий много:
1. агроценоз-не может существовать без вмешательства человека, в нем отсутствует саморегуляция
2. кроме солнечной энергии агроценозу нужна энергия в виде удобрений
3. в агроценозе разомкнутый круговорот веществ, так как человек изымает из него продуценты (растения, урожай)
4.Видовое разнообразие в агроценозе намного меньше
5. пищевые цепи в агроценозе короткие. пищевые сети-неразветвленные
6. между компонентами агроценоза нет эволюционно возникших связей
7. Биомасса и продуктивность агроценоза по отдельной монокультуре намного выше, а общая по экосистеме-ниже.
8. Агроценоз-неустойчивая экосистема, при изменении условий быстро сменяется другой, природной.

36 - Агроэкосистемы - сознательно спланированные человеком территории, на которых сбалансировано получение сельскохозяйственной продукции и возврат её составляющих на поля для обеспечения круговорота минеральных и органических веществ. В правильно спланированные агроэкосистемы, кроме пашен, входят пастбища или луга и животноводческие комплексы.

Сельскохозяйственные экосистемы - это агроэкосистемы. Агроэкосистемы реферат .
Главная цель создания агроэкосистемы - рациональное использование тех биологических ресурсов агроэкосистемы, которые непосредственно вовлекаются в сферу деятельности человека - источники пищевых продуктов, технологического сырья, лекарственных препаратов. Сюда же относятся специально культивируемые человеком виды, являющиеся объектами сельскохозяйственного производства: рыбоводства, звероводства, специального выращивания лесных культур, а также виды, используемые для промышленных технологий.
Агроэкосистемы создаются человеком для получения высокого урожая - чистой продукции автотрофов. Обобщая все уже сказанное выше об агроэкосистемах, подчеркнем следующие их основные отличия от природных (табл. 10.2):
1. В них резко снижено разнообразие видов: снижение видов культивируемых растений снижает и видовое разнообразие животного населения биоценоза; видовое разнообразие разводимых человеком животных ничтожно мало по сравнению с природным; культурные пастбища (с подсевом трав) по видовому разнообразию похожи на сельскохозяйственные поля.
2. Виды растений и животных, культивируемых человеком, «эволюционируют» за счет искусственного отбора и неконкурентоспособны в борьбе с дикими видами без «поддержки человека.
3. Агроэкосистемы получают дополнительную энергию, субсидируемую человеком, кроме солнечной.
4. Чистая продукция (урожай) удаляется из экосистемы и не поступает в цепи питания биоценоза, а частичное ее использование вредителями, потери при уборке, которые тоже могут попасть в естественные трофические цепи, всячески пресекаются человеком.
5. Экосистемы полей, садов, пастбищ, огородов и других агроценозов - это упрощенные системы, поддерживаем мые человеком на ранних стадиях сукцессии, и они столь же неустойчивы и неспособны к саморегуляции, как и природные пионерные сообщества, а потому не могут существовать без поддержки человека.

35-34 Сукцессия (от лат. successio - преемственность, наследование), последовательная смена одних фитоценозов (биоценозов, биогеоценозов) другими на определённом участке среды. Различают первичные С. (на первичносвободных от почвы грунтах) и вторичные (на местах разрушенных сообществ, где почва и некоторые живые организмы сохранились). Примеры С.: постепенное зарастание сыпучих песков, каменистых россыпей, отмелей (первичная); заселение растительными. и животными организмами заброшенных с.-х. земель - залежей, вырубок и др. (вторичная). С. обусловлены взаимодействием организмов друг с другом и со средой (вытеснение одних видов другими вследствие их биоэкологических преимуществ в данных условиях, поедание определённых видов растений теми или иными животными, различными вредителями, изменение физических и химических свойств почвы под воздействием живых организмов), изменением среды (климата, водного режима и т. п.), деятельностью человека (вырубка лесов, распашка земель, выпас скота, осушение, орошение, строительство городов).

Смены одного фитоценоза (биоценоза, биогеоценоза) другими в ходе С. образуют сукцессионный ряд, или серию. Если естественное течение С. не нарушается, она приводит к формированию относительно стабильного (климаксного) сообщества, которое характеризуется равновесием между фауной, флорой и окружающей средой и без вмешательства извне может сохраняться неопределенно долго.

34 - Понятие о динамике экосистем. Экосистемы подвержены непрерывным изменениям. Одни виды постепенно отмирают или вытесняются, уступая место другим. Внутри экосистем постоянно протекают процессы разрушения и новообразования. Например, старые деревья отмирают, падают и перегнивают, а покоящиеся рядом до поры до времени в почве семена прорастают, давая новый цикл развития жизни.

Постепенные процессы изменения экосистем могут носить иной характер в случае катастрофических воздействий на них. Если разрушение биоценоза вызвано, например, ураганом, пожаром или рубкой леса, то восстановление исходного биоценоза происходит медленно.

Сукцессионные смены обычно связывают с тем, что существующая экосистема (сообщество) создает неблагоприятные условия для наполняющих ее организмов (почвоутомление, неполный круговорот веществ, самоотравление продуктами выделений или разложения и т. п.).

Такие явления реальны, но не объясняют всех случаев смен экосистем. Например, в северных лесах внедрение ели под полог лиственных древесных сообществ связано прежде всего с тем, что она использует биологические свойства этих сообществ по слабому притенению почвы. Сами же почвенные условия остаются не только благоприятными для лиственных древостоев, но и постепенно улучшаются для них (идет накопление питательных веществ, уменьшается кислотность почв и т.п.). Следовательно, здесь нет оснований говорить о самоотравлении или других подобных причинах смен.

Не подтверждается безоговорочно и точка зрения о том, что появление ели под пологом лиственных древостоев связано с тем, что в молодом возрасте она требует затенения. Известно, например, что ель и в молодом возрасте прекрасно растет при полном освещении (значительно лучше, чем под пологом других древесных видов). Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные примеры создания культурных фитоценозов ели (посадкой молодых растений или посевом семян) на открытых площадях.

Продуктивность экосистем

При анализе продуктивности и потоков вещества и энергии в экосистемах выделяют понятия биомасса и урожай на корню . Под урожаем на корню понимается масса тел всех организмов на единице площади суши или воды , а под биомассой - масса этих же организмов в пересчёте на энергию (например, в джоулях) или в пересчёте на сухое органическое вещество (например, в тоннах на гектар) . К биомассе относят тела организмов целиком, включая и витализированные омертвевшие части и не только у растений, к примеру, кора и ксилема, но и ногти и ороговевшие части у животных. Биомасса превращается в некромассу только тогда, когда отмирает часть организма (отделяется от него) или весь организм. Часто зафиксированные в биомассе вещества являются «мёртвым капиталом», особенно это выражено у растений: вещества ксилемы могут сотнями лет не поступать в круговорот, служа только опорой растения .

Под первичной продукцией сообщества (или первичной биологической продукцией) понимается образование биомассы (более точно - синтез пластических веществ) продуцентами без исключения энергии, затраченной на дыхание за единицу времени на единицу площади (например, в сутки на гектар).

Первичную продукцию сообщества разделяют на валовую первичную продукцию , то есть всю продукцию фотосинтеза без затрат на дыхание, и чистую первичную продукцию , являющуюся разницей между валовой первичной продукцией и затратами на дыхание. Иногда её ещё называют чистой ассимиляцией или наблюдаемым фотосинтезом ).

Чистая продуктивость сообщества - скорость накопления органического вещества, не потребляемого гетеротрофами (а затем и редуцентами). Обычно вычисляется завегетационный период либо за год . Таким образом, это часть продукции, которая не может быть переработана самой экосистемой. В более зрелых экосистемах значение чистой продуктивости сообщества стремится к нулю (см. концепцию климаксных сообществ).

Вторичная продуктивность сообщества - скорость накопления энергии на уровне консументов. Вторичную продукцию не подразделяют на валовую и чистую, так как консументы только потребляют энергию, усвоенную продуцентами, часть её не ассимилируется, часть идёт на дыхание, а остаток идёт в биомассу, поэтому более корректно называть её вторичной ассимиляцией .

Важным свойством организмов, их популяций и экосистем в целом является их способность к созданию (продуцированию) органического вещества, которое называют продукцией. Все живое вещество, которое содержится в экосистеме или ее элементах вне зависимости от того, за какой период оно образовалось и накопилось, называется биомассой. Обычно биомасса и продукция выражаются через абсолютно сухой вес. Это важный параметр, так как им определяется общий поток энергии через биотический компонент экосистемы, а значит, и количество (биомасса) живых организмов, которые могут существовать в экосистеме.
Как вам известно, из 100% солнечной энергии лишь приблизительно 1% поглощается хлорофиллом и используется для синтеза органических молекул (остальные 99% солнечной энергии отражаются, поглощаются с переходом в тепло или расходуются на испарение воды).

Консументы частично используют пищу для обеспечения жизненных процессов ("затраты на дыхание"), а частично строят на ее основе собственное тело. Результат создания и накопления биомассы на уровне консументов (животных) называется вторичной продукцией.

Скорость создания органического вещества в экосистемах называется биологической продуктивностью. Продуктивность выражается количеством биомассы, синтезируемой за единицу времени (час, сутки, год) на единице площади (квадратные метры, гектар) или в единице объема (для водных экосистем: литры, кубические метры). Продуктивность может быть выражена энергетическим эквивалентом биомассы.

Общая сумма биомассы, созданной автотрофами, определяется как валовая первичная продукция (ВПП). Примерно 20% энергии, заключенной в ней, расходуется растениями на "дыхание" (на рисунке обозначена буквой R).

Экологические прамиды

Экологическая пирамида - графические изображения соотношения между продуцентами и консументами всех уровней (травоядных, хищников, видов, питающихся другими хищниками) в экосистеме. Эффект пирамид в виде графических моделей разработан в 1927 году Ч. Элтоном .

Выражается:

§ в единицах массы (пирамида биомасс),

§ в числе особей (пирамида чисел Элтона)

в заключенной в особях энергии (пирамида энергий).


Похожая информация.