ДТП по вине дорожных служб: Как получить компенсацию? Что делать, если разбил машину из-за ямы на дороге

Редакция Портала Дороги России

Не секрет, что многие дороги в России, особенно региональные и местные, оставляют желать лучшего. Опасные ямы, колдобины, гигантские лужи и открытые люки подстерегают водителей в населенных пунктах и вне их, создавая неудобства при движении и разбивая машины. Самое страшное то, что в авариях с сопутствующими дорожными условиями нередко страдают люди. Так, по данным ГИБДД России за первые два месяца 2016 года по причине неудовлетворительного содержания и обустройства улично-дорожной сети на дорогах страны произошло 10 390 ДТП, в которых 1 057 человек погибли, 13 700 - получили различные травмы.

Если отсутствие коварных ям на дорогах остается несбыточной мечтой тысяч водителей, то возможность получить компенсацию и привлечь дорожные службы к ответственности за бездействие – реальность. Что делать, если вы попали в ДТП, причиной которого стали неудовлетворительные дорожные условия, и как заставить дорожников возместить ущерб, выяснил «ДорИнфо».

Азы, которые должен знать каждый

Наезд на яму с последующим повреждением транспорта является дорожно-транспортным происшествием. Это следует из определения ДТП в Правилах дорожного движения. Многие думают, что винить в такой «единоличной» аварии некого, забывая о том, что содержание и обслуживание автомобильных дорог в соответствии с законом – прямая обязанность органов власти. Да и зачастую люди просто не верят, что получить компенсацию в этом случае действительно реально. Таким образом, водители не просто отказываются от возможности получить компенсацию, но и «помогают» ответственным за состояние дорог лицам, халатно относящимся к своим обязанностям, оставаться безнаказанными. А ведь за ненадлежащее обслуживание и содержание дорог предусмотрены различные виды ответственности – от административной до уголовной (если следствие докажет, что преступная халатность привела к ДТП в котором погиб человек, т.е сотрудниками ГИБДД неоднократно выписывались представления на устранение нарушений, и именно в этом месте произошло не одно ДТП по причине ненадлежащего содержания УДС).

Как рассказал ДорИнфо» начальник отделения дорожной инспекции и организации движения ОГИБДД УМВД России по городу Сыктывкару (Коми) капитан полиции Олег Южаков , в соответствии с ГОСТом, просадки и выбоины на дорогах не должны превышать допустимых размеров - по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Ямы, не соответствующие стандартам, дорожные службы обязаны ликвидировать в течение 7 дней с момента их обнаружения. В ином случае юридическое лицо, либо ответственное за устранение недостатков лицо привлекается к административной ответственности. В соответствии с КоАП за данное нарушение должностным лицам грозит штраф в размере 2-3 тысячи рублей, юрлицам – до 300 тысяч рублей. Кроме того, перед участком с неровной дорогой обязательно должны быть установлены предупреждающие знаки. В населенных пунктах на расстоянии 50-100 метров, вне населенных пунктов - 150-300 метров. Если знаки установлены, то водитель обязан управлять транспортом по дороге в соответствии п.10.1 ПДД. А именно: не превышать установленную скорость на данном участке дороги, учитывать интенсивность движения, особенности и состояние транспорта, груза, дорожные и метеорологические условия (в т.ч. видимость в направлении движения). При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен снизить скорость или остановиться.

Не виноват – был на Matiz

Получается, что доказать свою правоту водитель сможет при наличии больших ям и отсутствии знаков. Но если знаки есть и опасные выбоины тоже, то велика вероятность того, что виноватыми сделают вас самих: «Мол, мы предупреждали, вы должны были все учесть, да и наверняка вы превысили скорость». На практике такое бывает часто. Тем не менее, отступать нельзя.

Адвокат Коллегии адвокатов республики Коми «Алиби» Руслан Калинин советует пострадавшим водителям придерживаться следующего алгоритма действий. В первую очередь сразу после ДТП необходимо включить световую аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. После - позвонить по номеру 02 или 112, сообщить о происшествии и вызвать наряд ГИБДД. Изменять местоположение транспорта до приезда правоохранителей не стоит. Следующим шагом (и одним из самых ключевых) является сбор доказательств – фото-видеосъемка места ДТП, поиск возможных свидетелей. В целях визуального определения размеров выбоин и трещин, при съемке к ним можно приложить какой-нибудь предмет (телефон, линейку, ручку). По приезду инспекторов ГИБДД, в обязательном порядке потребовать от них составить «Акт о выявленных недостатках в улично-дорожной сети». В Акте нужно зафиксировать размер ямы и написать в поле для объяснений о невозможности вовремя увидеть препятствие. Как вариант, сослаться на отсутствие предупреждающих знаков, указать, что ямы не было видно из-за лужи, или вы на своем маленьком Daewoo Matiz не увидели дыры в асфальте за большегрузом. Последний мог пропустить под собой яму, что не позволило вам вовремя среагировать. Далее необходимо оценить ущерб при помощи специалистов-оценщиков и направить претензию в обслуживающую организацию (кто отвечает за данный участок дороги также можно узнать в ГИБДД ). Если вам не ответили или ответили, но несогласием с причинением ущерба по их вине, стоит обратиться в суд. Если сумма ущерба не превышает 50 000 рублей, то исковое заявление о возмещении полученных убытков в результате ДТП направляется мировому судье по месту нахождения ответчика, т.е. обслуживающей организации. Если сумма иска больше - в районный (федеральный) суд.


«В суде водителю придется доказать, что он пострадал именно из-за ненадлежащего содержания улично-дорожной сети, поскольку дорожники будут ссылаться на нарушение со стороны водителя п.10.1 ПДД РФ «Скорость движения». Если этот факт сам водитель опровергнуть не сможет, то в иске откажут. В любом случае надо идти до конца и обжаловать любое решение, которое было вынесено не в пользу водителя. Если знаки были, тогда нужно доказать, что водитель не имел возможности вовремя обнаружить данное препятствие (яму)», - отмечает Руслан Калинин.

Случай из практики

Весной прошлого года во Владимире автоледи удалось взыскать с МКУ «Благоустройство» компенсацию за повреждения машины, полученные в результате ДТП из-за ненадлежащего содержания улично-дорожной сети. Правда, не в полном объеме. Как следует из материалов дела N 33-2358/2015 и установлено Владимирским областным судом, женщина наехала на яму, потеряла контроль над управлением, после чего выехала с дороги и столкнулась с деревом. Автоледи обратилась в суд. Так как по данным протокола об административном правонарушении размеры ямы действительно не соответствуют ГОСТу (190х320х3) – суд иск удовлетворил, но частично. Сумма в счет возмещения вреда была уменьшена вдвое, т.к. суд установил косвенную вину истицы за нарушение ПДД.

Еще один вдохновляющий пример для пострадавших от ям – дело жителя Томска. Осенью прошлого года мужчина провалился в яму, в результате чего машина получила значительные повреждения. Из материалов дела Кировского районного суда следует, что истец двигался со скоростью 40 км/ч, в тот момент, когда угодил в гигантскую яму размером 4,4 м в длину и шириной 8,7 м. В качестве компенсации материального ущерба мэрию города обязали выплатить пострадавшему 58 тысяч рублей и еще 10 тысяч за судебные расходы, которые он понес.

Цена вопроса

По словам автомобилистов, попадавших в «ямочные» аварии, зачастую в таких ДТП рвется резина. Хотя тут все зависит от скорости транспорта и размера ямы. При внушительных размерах выбоин можно даже «оставить» бампер и переднюю подвеску.


Чтобы ощутить всю неприятность такой дорожной аварии, достаточно посчитать – сколько придется отдать за ремонт машины и ее эвакуацию. Большой проблемой может оказаться пробитое колесо на трассе, где тариф на услуги эвакуатора составляет около 50 рублей за 1 км. В пределах города обычно производится почасовая оплата – около 1500 рублей в час. Заклеить шину (если ее еще можно спасти) в шиномантаже можно в пределах 300-1000 рублей, в зависимости от сложности работ. В разы дороже обойдется новая шина, тут цены зависят от диаметра, ширины и высоты, а также фирмы. Если в ДТП помялся штампованный диск, исправление будет стоить 300-2000 рублей. Покупка нового «штампа» обойдется в 1 200 - 11 000 рублей (для тех, кто любит шиковать, есть и за 26 тысяч), «литья» - от 2 000 и выше.

Татьяна Божеско

Водитель ехал на мерседесе по освещенному мосту: ничего не нарушает, скорость не превышает, держит дистанцию, а тут яма на дороге. Яма глубокая, не по стандартам. Эту выбоину водитель не заметил, въехал в нее и повредил передние диски. Ремонт мерседеса обошелся дорого - насчитали 125 тысяч рублей.

Екатерина Мирошкина

экономист

Другой бы на его месте расстроился и заплатил. Но этот водитель не стал мириться с плохими дорогами и пошел по судам. Решения были противоречивые, но и мужчина оказался не промах. В итоге дошел до Верховного суда и теперь понятно, как отсудить у местной администрации или дорожных служб деньги за ремонт автомобиля.

Может быть, хотя бы так удастся побороть плохие дороги и ям станет меньше. Заделать выбоину все же дешевле для бюджета, чем платить за поврежденные диски на иномарках.

Почему водитель решил, что виновата дорожная служба?

Водитель ничего не нарушал. Он не превышал скорость, не обгонял и не делал опасных маневров. Размеры выбоины на дороге были больше максимально возможных по стандартам.

Никаких предупреждений и ограждений рядом не было. Хоть мост и освещался, но, по словам водителя, заметить яму было сложно.

На дороге не должно быть глубоких ям. Или дорожные службы должны предупредить водителей об опасности, чтобы можно было заранее заметить ограждение и объехать яму. Если власти об этом не позаботились, пусть компенсируют ущерб. Они же выбрали дорожную службу - значит, и отвечать должны вместе с ней.

Почему дорожная служба отказалась платить?

Власти и нанятая ими коммунальная служба решили, что водитель должен был смотреть на дорогу. Мост же освещался, а что еще надо. Вот ехал бы мужчина аккуратнее, смог бы вовремя заметить яму.

Водитель говорит, что не видел и не мог видеть выбоину из-за того, что перед ним ехал другой автомобиль. Но это только слова, а доказательств нет. Нет доказательств - нет и компенсации. Пусть ремонтирует машину за свой счет и ездит внимательнее.

Что сказали суды?

Администрация должна назначить ответственных за ремонт и содержание дорог. Это могут быть коммунальные службы, управляющие компании, частные или некоммерческие организации. Вместе с властями они следят, чтобы дороги соответствовали стандартам.

Если на дороге есть опасность, об этом нужно предупредить пешеходов и водителей. Например, выставить ограждение или предупреждающий знак возле ямы. Но этого на мосту не было.

Если на дороге была выбоина - это ненадлежащее содержание. Если о ней не предупредили водителей - это нарушение (п. 13). Если машина въехала в яму и нужно платить за ремонт - это повод требовать компенсацию. Водитель не виноват.

Он получит возмещение расходов на ремонт, экспертизу и госпошлину - всего 130 тысяч рублей. Эти деньги ему выплатит организация, которая отвечает за ремонт дорог. Если у нее не хватит денег, то ответит администрация. Работника, которые отвечает за ремонт дорог, нужно оштрафовать на 2200 рублей в пользу государства.

Для того чтобы привлечь городские службы и власти к ответственности за яму на дороге , нужны такие условия:

  1. Наличие ущерба.
  2. Вина причинителя.
  3. Его противоправные действия.
  4. Связь этих действий с ущербом.

Администрация не исполнила свои обязанности по содержанию дороги - она виновата. Но ведь и водитель якобы не соблюдал ПДД . Он должен был учесть интенсивность движения и снизить скорость в опасном месте. Он не доказал, что не мог заметить и объехать яму. Тот факт, что перед ним ехала другая машина и поэтому выбоина была не видна, ничего не доказывает.

По мнению суда, водитель обязан представить доказательства, что он не мог заметить выбоину. Как он должен был это сделать - непонятно. Судебная коллегия решила, что раз таких доказательств нет, то и компенсации не будет. Решение районного суда о выплатах отменили.

Водитель не обязан доказывать, что не мог заметить и объехать яму. Решение областного суда незаконное.

Лицо, которое причинило вред, не будет нести ответственность, если докажет, что его вины не было. Это дорожная служба должна доказать, что не виновата. Так работает закон.

Ссылаться на п. 10.1 ПДД тоже неправильно. Водитель должен следить за дорогой и объезжать ямы, но только если он может их заметить. Но городские власти и дорожная служба не позаботились о том, чтобы предупредить о выбоине, и не смогли доказать, что не виноваты.

Неужели все так просто?

Бывает по-разному. В судебной практике есть много решений в пользу водителей. Но не всем удается получить компенсацию в таких случаях. Кто-то останавливается на второй инстанции, кто-то годами ищет виноватых.

Например, если на дороге не яма, а открытый люк, дорожная служба уже не виновата: нужно предъявлять иск к владельцу люка. А это не всегда водоканал: в частном секторе люки могут принадлежать домовладельцам, причем непонятно, кому именно. Люк может вообще не стоять на балансе и даже быть незарегистрированным. Вроде бы и владельцы есть, а ущерб взыскивать не с кого. Или все оформлено на пенсионера и денег не дождаться.

Еще коммунальные службы могли выставить ограждение, а его сбила другая машина. Формально водитель не виноват, но и службы привлечь к ответственности сложно.

Или знаки стояли, а освещение не работало. Непонятно, кто тогда виноват: дорожная служба или городские электросети. Дело может затянуться на годы.

Проще всего оформить каско: тогда по судам будет ходить страховая компания. Или заранее требовать от властей отремонтировать дорогу. Может быть, вы сами знаете, что там яма, а другой водитель нет. Если молчать и объезжать опасные выбоины, ничего и не изменится.

Как получить компенсацию за ремонт из-за ямы на дороге?

Следите за дорогой, предупреждениями и знаками. Все-таки эту обязанность водителей никто не отменял.

Если машина попала в яму, вокруг которой не было ограждения, действуйте так:

  1. ПДД .
  2. Даже если за дорогу отвечает коммунальная служба, сразу привлекайте местные власти к субсидиарной ответственности. Пусть отвечают за ущерб вместе: так для вас надежнее. Заодно и в следующий раз будут тщательнее следить за дорогами.
  1. Вызовите ГИБДД для оформления обстоятельств ДТП .
  2. Постарайтесь найти свидетелей или хотя бы снимите дорогу, машину и яму на телефон или видеорегистратор. Если свидетели не смогут дождаться ГИБДД , запишите их контакты.
  3. Проследите, чтобы сотрудник ГИБДД замерил яму и записал данные в протокол. Потом их сравнят с лимитом: от этого зависит ответственность дорожных служб.
  4. В протоколе должны быть отметки о том, что вокруг выбоины нет знаков и ограждений.
  5. В протоколе не должно быть ссылки на то, что вы нарушили п. 10.1 ПДД . Это станет зацепкой для дорожных служб и может свидетельствовать о вашей вине. Из-за одной строчки в протоколе можете лишиться компенсации. Даже если сотрудник так напишет, укажите, что не согласны: ехали с разрешенной скоростью, смотрели на дорогу, но заметить яму не могли и объехать бы не успели.
  6. Оцените ущерб. Это должен сделать не знакомый автомеханик, а оценщик с лицензией.
  7. Узнайте, кто отвечает за участок дороги с ямой, и напишите этой организации претензию. Предложите компенсировать ущерб без суда, но будьте готовы к тому, что так просто деньги вы не получите. Никаких звонков и визитов - только официальная переписка.
  8. Найдите грамотного юриста и идите в суд. Требуйте компенсацию ремонта, судебных расходов и экспертизы.
  9. Даже если за дорогу отвечает коммунальная служба, сразу привлекайте местные власти к субсидиарной ответственности. Пусть отвечают за ущерб вместе: так для вас надежнее. Заодно
Рассмотрим несколько примеров из судебной практики, когда водителям удалось доказать в суде, что причиной ДТП стали дефекты дорожного покрытия и компенсировать причиненный ущерб.

Водитель вправе потребовать возмещения ущерба, причиненного в результате наезда на дефект дороги, при наличии следующих обстоятельств: наличие ямы или выбоины, размеры которых нарушают нормативы п.3.1.1 и 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 (Требования к эксплуатационному состоянию атвомобильных дорог и улиц) и при этом не установлены предупреждающие знаки или ограждение. Согласно ГОСТу, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной скоростью. Предельные размеры повреждений не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Иск о взыскании ущерба подается к Администрации города и (или) организации, которая реализует полномочия органов власти (местного самоуправления) в сфере управления, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, капитального ремонта автомобильных дорог. В иске можно указать нескольких ответчиков, а суд самостоятельно определит надлежащего.

146 тыс. рублей за разбитый мотоцикл Honda CBR 600RR

Апелляционным определением Ростовского областного суда от 10.11.2016 по делу N 33-19679/2016 в пользу водителя мотоцикла Honda CBR 600RR было взыскано 146 300 рублей причиненного ущерба, а также расходы по оценке ущерба – 4 300 рублей, оплата услуг представителя – 10 750 руб., стоимость государственной пошлины – 3 183 руб. 08 копеек. Иск был подан к организации, обслуживающей дорогу, на которой произошло ДТП. В суде пострадавший водитель смог доказать, что авария произошла из-за выбоины в дорожном полотне, которую он не имел возможности объехать. Доводы ответчика, что истец, проявляя необходимую внимательность и осмотрительность, мог предотвратить аварию, материалами дела не подтвердились.
Наезд на выбоину подтверждался следующими документами ГИБДД: справкой о ДТП, определением об отказе в возбуждении в отношении водителя дела об административном правонарушении, схемой ДТП, актом выявленных недостатков в содержании дорог. Отсутствие специальных знаков и ограждений подтверждается схемой ДТП. С целью определения стоимости ущерба водитель мотоцикла еще до суда обратился в независимую экспертную организацию, которая провела оценку. В последствии стоимость экспертизы была взыскана в пользу истца.
Причинно-следственная связь факта ДТП с некачественной дорогой, которую в суде доказывал истец, подтвердилась указанием на превышение допустимых размеров дорожного дефекта вследствие ненадлежащего содержания ответчиком находящегося в его ведении участка дороги. Это же является основанием для возмещения ущерба в полном объеме.
В данном случае истец просил взыскать ущерб без учета износа мотоцикла, и суд первой инстанции удовлетворил это требование, однако апелляционным определением это решение было отменено, так как возмещение не может осуществляться путем взыскания денежных сумм, превышающих стоимость поврежденного имущества, либо стоимость работ по приведению этого имущества в состояние, существовавшее на момент причинения вреда.

583 тыс. рублей за разбитый автомобиль Nissan Teana

Апелляционным определением Саратовского областного суда от 09.11.2016 по делу N 33-8606/2016 в пользу водителя автомобиля Nissan Teana, попавшего в ДТП в результате наезда на провал в дорожном полотне, взыскано возмещение ущерба в размере 552 971 рублей, утрата товарной стоимости автомобиля – 12 276 рублей, расходы на представителя – 6 000 руб., стоимость экспертизы – 4 000 руб. и госпошины 8 420 руб. Ответчиком в деле выступило муниципальное бюджетное учреждение, отвечающее за обслуживание данной дороги на основании муниципального задания от Комитета по дорожному хозяйству региона.
На суде истец доказал факт ДТП соответствующим пакетом документов из ГИБДД (см. предыдущую главу), а также предоставил экспертное заключение, в котором подтверждается, что повреждения образовались в результате данного ДТП и оценен причиненный ущерб. Кроме того, на суде было установлено, что какие-либо дорожные знаки, информирующие водителей об имеющейся неровности дороги и возможном объезде, отсутствовали.
Ответчик требовал в удовлетворении требований истцу отказать, так как муниципальное учреждение не является надлежащим ответчиком и задания на ремонт дорожного полотна от администрации г. Саратова не получала. Суд счел эти доводы несостоятельными, поскольку в соответствии с условиями муниципального задания круглогодичное содержание автомобильных дорог и тротуаров относится к обязанностям учреждения, финансируемым за счет средств местного бюджета. Таким образом, именно МБУ должно было провести мониторинг дорожного покрытия, выявить дефекты и предоставить заявку на ремонт в администрацию. В таком случае ответчиком по делу был бы заказчик несостоявшегося ремонта - администрация г. Саратова. Однако на удовлетворение требований истца это все равно бы не повлияло.

46 тыс. рублей за разбитый автомобиль Opel Astra

Решением Кировского районного суда г. Уфы от 28 сентября 2016 г. по делу № 2-10582/2016 в пользу водителя автомобиля Opel Astra, попавшего в ДТП из-за выбоины на дороге, было взыскано 39 063,66 рублей ущерба и 7 371 руб. судебных расходов.
Это решение примечательно тем, как суд проверял доводы ответчика о наличии в действиях водителя автомобиля вины в совершении наезда на выбоину. Во-первых, суд исследовал определение инспектора ГИБДД об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении водителя в связи с отсутствием состава преступления. Это определение не было обжаловано и вступило в законную силу. Из схемы места происшествия, составленной должностными лицами ГИБДД, суд установил, что она подписана без замечаний, при этом в ней не имеется указаний на особенности дорожных и метеорологических условий, не имеется сведений о тормозном пути транспортного средства истца, наличии уклона дороги.
Несмотря на то, что определить скорость движения на момент наезда на яму невозможно в связи с недостаточностью исходных данных, суд рассчитал на основании пояснений истца о движении со скоростью 50 км/ч, что длина остановочного пути составила 20,625 м (расчет: перевод км/ч в м/с – 50 км/ч + 10 % = 55; 55/4 = 13,75 м/с; 13,75 км/ч * 1,5 с. (время реакции) = 20,625 м). При этом автомобиль двигался с допустимой на данном участке дороги скоростью 50 км/ч без превышения, однако не смог предотвратить наезд на выбоину. Доказательств нарушения п. 10.1 ПДД РФ ответчиками суду не представлены, оснований для применения положении ст. 1083 ГК РФ не имеется, обоюдной вины не установлено. Поэтому требования истца были удовлетворены в полном объеме. Если суд делает вывод о том, что водитель мог обнаружить выбоину на дороге и предотвратить ДТП, он должен подтвердить его (Определение Верховного Суда РФ от 08.11.2011 года № 48-В11-18).

Поездки по дорогам страны больше напоминают экстремальное приключение, чем попытку добраться из пункта А в пункт Б. Проехав по "дырявому" покрытию уже 10-20 км, водитель вспоминает все плохие слова, которые он знал и даже придумывает новые. При этом дорожные службы не сильно стремятся исправить ситуацию, игнорируя иногда огромные ямы посреди дорожного полотна.

Осторожность на дороге обязательна, но ведь и человек не робот. Стоит отвлечься на одну секунду, как автомобиль уже в пробоине. Итог не сложно предсказать - гнутый или разбитый обод, битая подвеска, поврежденная резина на колесе, деформированная полуось или прочие неприятности. Что делать в столь неприятной ситуации? Неужели нет шанса компенсировать полученный ущерб? - Есть, конечно. Главное - защищаться. Если вы попали в яму, обращайтесь к страховщикам или в суд. Процедура возмещения сложна и запутана, но ничего не делая, и денег не получить.

Какие повреждения дороги допустимы?

Для дорог общего пользования действуют нормативы в отношении допустимых ям и повреждений. Разработан даже специальный ГОСТ, в котором указаны главные моменты (номер - 50597-93). В этом документе приведена информация в отношении допустимых ям:

  • длина углубления в дороге - 15 см;
  • ширина ямы - до 60 см;
  • глубина - до 5 см.

Если яма на дороге больше размером, то ее устранение обязательно за 5-10 дней. Здесь дорожные службы ориентируются на загрузку дороги, ее важность и так далее. Не стоит забывать и о гололедице. У ее устранения также имеются сроки - 4-6 часов.

Упомянуты в ГОСТе требования и в отношении рельс железной дороги или трамвайного полотна. Превышение металлических конструкций над дорогой допускается до двух сантиметров. В противном случае дорожные службы обязаны устранить проблему за два дня.

Отдельное внимание уделяется крышкам канализационный ям. Замена поврежденных люков (в идеале) проводится за три часа, а ненормированный подъем - за один день. Часто автолюбители замечают, что при таянии снегов исчезают крышки канализационных ям с дорог. Как показывает практика, в 90% случаев это не воровство, а преднамеренныйшаг коммунальных служб. Люки убираются, чтобы ускорить уход талой воды с дороги.

Знание упомянутого выше ГОСТа крайне полезно в вопросе защиты собственных прав. Обращайтесь в страховую или суд, если вы:

  • попали в яму размером, превышающий параметру, указанный в ГОСТе;
  • наткнулись на торчащую выше двух сантиметров над поверхностью дороги рельсу;
  • не смогли проехать через шесть часов после снегопада.

ДТП и страховка

Чтобы разобраться в обязательствах страховой компании перед клиентами, стоит вспомнить определение ДТП. По сути. Это происшествие, в котором повреждение получило ТС, пострадали люди, грузы или конструкции, нанесен материальный или другойущерб. Следовательно, если вы попали в яму, то такой случай относится к страховым. При этом КАСКО должна покрывать ущерб .

Сама процедура оформления ДТП стандартна - вызов инспектора и страховщика, заявление и получение выплат. Далее страховая компания сама обращается к виновникамдля возмещения ущерба (пострадавшего этот момент уже не интересует). В роли виноватого, как правило, выступает организация, отвечающая за конкретный участок. Если правильно построить дело, то итогом станет «мировая», когда стороны довольны. Но возможны ситуации, когда проблема решается только через суд.

Как действовать, если вы попали в яму?

Теперь рассмотрим пошаговый алгоритм действий при повреждении автомобиля из-за открытого люка, ямы или другой проблемы, описанной ранее в статье.

1. Привлеките очевидцев

Если в результате ДТП люди не пострадали, займитесь сбором доказательств вины коммунальных служб. Здесь потребуются очевидцы. «Зрители» смогут в полной мере обрисовать картину событий, подтвердить информацию о скорости передвижения, соблюдаемых правилах и действиях водителя. Осмотритесь вокруг - понадобится помощь людей в киосках, пешеходов, других водителей и так далее. В случае если ситуацию с попаданием в яму никто не видел, то стоит найти людей, которые подтвердят последствия аварии. Показаний свидетеля о повреждениях машины суду хватит.

2. Зафиксируйте место ДТП

Звоните друзьям или родственникам с просьбой брать с собой видео- или фотокамеру инезамедлительно мчаться к месту событий. Чем подробнее зафиксирована ситуация, тем лучше. В крайнем случае, допускается фиксация события на мобильный телефон или фотоаппарат. Практика показывает, что четкие фото в разы повышают шансы на победу в разборках с дорожными компаниями. При этом не ограничивайтесь одним снимком - фотографируйте повреждение с разных сторон и расстояний. Это делается, чтобы «привязать» автомобиль к конкретной местности и доказать, что ДТП произошло там, где вы говорите.

Фото на средней дистанции - шанс дать информацию о длине тормозного пути, уровне опасности, наличии рядом знаков и других предметов. Фото на ближней дистанции дает информацию об общем состоянии дороги и уровне повреждений. Перед тем как делать фотографии, обязательно устанавливайте знаки аварийной остановки.

Учтите! Ужасное состояние дороги - еще не гарантия компенсацию ущерба. Вас обвинят в неправильном режиме движения, превышении скорости, невнимательности, запоздалом торможении и так далее. В итоге делаются попытки свести ситуацию к тому, что вам никто не должен. Доказательства на руках - шанс подтвердить, что необходимые действия для исключения ДТП выполнены, а последствия налицо.

Что в этом отношении говорят ПДД? В правилах прописан пункт, согласно которого водитель обязан вести машину с учетом действующих ограничений по скорости, транспортного потока, присутствия негабаритного груза и погодных условий. Выбранный скоростной режим должен быть таким, чтобы гарантировать адекватную оценку состояния дорожного покрытия и вовремя нажать на тормоза. Если появилась опасность, то водитель обязан снизить скорость, и объехать препятствие.

Если вы попали в яму на дороге с нарушением правил, то эту «зацепку» используют в суде. Главное - доказать незаметность повреждения на дороги и невозможность заблаговременного обнаружения. Мол, вы нажали на тормоза сразу после обнаружения, но предотвратить ДТП не смогли. Видео и фотографии становятся доказательством слов.

Плюс для пострадавшего, когда колесо «поймало» яму после дождя. В такой ситуации пробоины закрыты водой, и обнаружить повреждение сложно даже при движении с минимальной скоростью. В такую погоду и происходит максимум аварий подобного рода. Практике известен случай, когда люк приоткрылся и стал перпендикулярно яме. Водительпропустил отверстие между колес, не заметив крышки. Итог - повреждение транспорта и водителя.

Что уже говорить за ночное время, когда видимость еще меньше. Если автомобили движутся «гуськом» друг за дружкой, то заметить препятствие итого сложнее - оно возникает перед глазами в последний момент. И если транспорт с высоким клиренсом пропустит «дефект» между колес, то легковой транспорт с этим вряд ли справится.

3. Вызовите сотрудников ГИБДД

Регистрируйте происшествие в органах государственной автоинспекции. При этом не затягивайте со звонком - набирайте номер инспектора сразу после обнаружения проблемы. Времени, пока работники ГИБДД соберутся на выезд и приедут на место событий, достаточно. Известны случаи, когда инспектора отказываются выезжать на такие событияи предлагают нарисовать схему событий самостоятельно. В такой ситуации стоит записать должность и ФИО инспектора, который отказал в прибытии на место событий. При этом вы вправе жаловаться в соответствующие инстанции, начиная от местного УВД и до прокуратуры.

Запомните, что до составления схемы аварии покидать место происшествия запрещено. При этом схему стоит подписать у свидетелей (очевидцев, понятых). В случае приезда инспектора последний заставляет писать фразу, мол, невнимательно следил за дорожной обстановкой, двигался с нарушением скоростного режима и так далее. Держитесь стойко и не поддавайтесь на такие уговоры. Объяснение составляйте так, чтобы из него было ясно, что яма или другое повреждение возникло внезапно, и избежать ДТП не удалось.

Известны ситуации, когда сотрудник ГИБДД лично прописывает в справке, что водитель нарушил ПДД и ехал с недопустимой скоростью. В такой ситуации пишите жалобу на имя начальника ГАИ. В бумаге укажите, что обвинения необоснованны, а в качестве подтверждения слов приводите собранную доказательную базу.

4. Свяжитесь с дорожной службой

Переходите к требованию возмещения ущерба. Начинайте с определения виновника событий - дорожной службы. Для этого набирайте номер местного ГАИ и просите предъявить информацию по организации, которая несет ответственность за участок дороги. Если установить виновника не удалось, то в роли ответчика может выступать администрация города или района. В практике известны ситуации, когда ответчиками выступали до 7-10 компаний.

5. Оцените полученный ущерб

Если вы попали в яму на дороге с последующим повреждением кузова или других узлов машины, то без оценки ущерба не обойтись. Выбирайте независимого оценщика (таких организаций достаточно), и приглашайте на место событий заинтересованных лиц. Для оповещения последних рассылаются телеграммы с последующим уведомлением. Хороший вариант - личная передача бумаги с подтверждением вручения. Собственно, каким бы ни был метод оповещения, подтверждение обязательно.

Если проблема в поврежденной резине или деформированных дисках, то привлекать оценщика не обязательно - хватит и фиксации повреждений в справке ГАИ. Но здесь чем четче соблюдение требований закона, тем выше шансы доказать вину дорожных служб.

Проследите, чтобы «гости» оценочной процедуры поставили подписи в документе и подтвердили заключение эксперта. При наличии замечаний у членов «комиссии», они оглашаются и отражаются документально.

6. Досудебное урегулирование

Досудебное урегулирование - процедура, которая проводится уже после оценки повреждений. При желании допускается подача иска в суд без попытки решить вопрос ранее. Первый вариант актуален, если ущерб от ДТП минимален. В такой ситуации ответчику проще решить проблему полюбовно, чем дотягивать дело до судебной тяжбы. На этом этапе можно завершить процесс решения проблемы и перейти к вопросу транспортировки поврежденного автомобиля: заменить колесо, при незначитальном повреждении транспортного средства или , если повреждены внутренние узлы автомобиля. При отказе ответчика платить по счетам, без судебного разбирательства не обойтись.

7. При необходимости подайти иск в суд

Подача иска в суд происходит по месту жительства виновника. Если ответчиков группа,то разрешается выбрать любой из вариантов. Перед тем как оформлять исковое заявление, стоит уточнить размер госпошлины (она часто отличается).

Обращайте внимание на правильность составления искового заявления. Его стоит оформить грамотно, с учетом ссылок на действующие законы и правила. При отсутствии знаний и опыта стоит обратиться к профессиональным юристам. Последние помогают на всех этапах разбирательства и повышают шансы на успех.

Итоги

Теперь вы знаете, как действовать, если попали в яму. Не бойтесь доказывать права, следуйте приведенному алгоритму, будьте внимательны к деталям и боритесь. При правильной организации процедур виновникам не отвертеться от расплаты.

Действия водителя при попадании в яму на дороге

Прочитайте и обязательно расскажите своим друзьям, какие действия нужно предпринять при попадании колеса в яму на дороге.

Сегодня очень легко въехать на своем автомобиле в какую-нибудь яму или незакрытый канализационный люк, так как состояние дорог оставляет желать лучшего. Как быть, если Вы все таки случайно въехали в яму на дороге ? В этом случае следует предпринять следующие действия:

  1. Включить аварийку, установить аварийный знак возле Вашего автомобиля. Без этого на Вас будет наложен штраф в размере 1000 рублей.
  2. Найдите свидетелей , которые смогут подтвердить факт наезда. Постарайтесь записать их фамилию, имя, отчество, место проживания и телефон. Нужно, чтобы было как минимум два, три свидетеля, которые затем во время судебного разбирательства подтвердят факт наезда.
  3. Сразу же обратиться по телефону в ГИБДД и сообщить о том, что произошло. Вас могут спросить, какая у вас страховка КАСКО или ОСАГО. Узнав, что у Вас ОСАГО, Вам могут отказать. Но знайте, по действующему законодательству, они в любом случае должны выехать на место ДТП.

В случае отказа выезда на место происшествия , обязательно узнайте фамилию, имя, отчество и звание сотрудника. Затем звоните во все инстанции, начиная от Управления Собственной Безопасности полиции, заканчивая Прокуратурой. Сообщите, что обращались в ГИБДД, такой-то дежурный (фамилия, имя, отчество, звание) отказал в выезде на место происшествия.

Когда сотрудники ГИБДД приедут на место, обязательно проконтролируйте, чтобы были выполнены следующие действия :

— занесен в протокол размер дорожной ямы. Согласно нормативам «Автомобильные дороги и улицы», длина дыры не должна быть больше 15 см, ширина не больше 60 см, а глубина не более 5 см.

— выполнена привязка ямы к границе проезжей части;

— зафиксировано наличие освещенности на данном участке;

— определены видимые повреждения Вашего автомобиля, например, вытекло масло, днище сильно поцарапано, требуется .

Выполнить фотосъемку места происшествия с разных дистанций . Первый, с расстояния 50-80 метров для того, чтобы Ваш автомобиль было видно рядом с заправкой, магазином. Второй снимок необходимо сделать вблизи ДТП, чтобы зафиксировать следы торможения. Третьим снимком требуется сфотографировать полученные повреждения, само препятствие, яму, желательно с нескольких позиций.

Совет. Перед тем как фотографировать, обязательно установите аварийный знак, он должен быть виден на фотографии.

При наличии КАСКО, достаточно будет получить документ от представителя ГИБДД , а затем обратиться в страховую компанию за возмещением ущерба. Страховая компания уже сама будет взыскивать сумму с виновника.

Если же у Вас ОСАГО, то нужно будет собрать доказательную базу : протокол ДТП, акт выявленных недостатков содержания дорог, схема ДТП, протокол осмотра транспортного средства. После этого Вам необходимо будет обратиться в оценочную организацию, но тогда потребуется пригласить лиц, отвечающих за ненадлежащее состояние дороги, чтобы они тоже присутствовали при составлении заключения эксперта. Для этого им нужно направить телеграмму с уведомлением.

  1. Нужно определиться какая именно организация, дорожная служба будет нести ответственность за плохое качество дороги. Это может быть либо администрация города, либо дорожно-транспортное предприятие, либо водоканал.
  2. Обращение к виновнику ДТП с претензией. Если она останется без ответа, то нужно будет подать заявление в суд. Для этого Вам потребуется собрать все справки, документы, составленные гаишниками, заключение оценщика, уведомление, направленное в адрес ответчиков и копию претензии.

Совет. Запомните, что ненадлежащее состояние дороги не является залогом возмещения ущерба, необходимо будет доказывать тот факт, что яма появилась внезапно на дорожной части, что Вы не превышали скорость .

Итак, если Вы попали на машине в яму, дыру или колодец, то обязательно действуйте незамедлительно.

Ваша цель - собрать как можно больше информации, доказательной базы для защиты ваших нарушенных прав. Поэтому будьте настойчивы и предельно внимательны.

Эта информация поможет Вам найти виновных при попадании автомобиля в яму на дороге